Кто такие ниндзя (синоби). Кем были настоящие ниндзя (10 фото)

Японские воины-ниндзя, тихие, беспощадные убийцы, одетые с ног до головы во всё чёрное, известны во всём мире. Но никто толком не знает всю правду об их характерных нарядах. А правда заключается в том, что нет никакого основания полагать, что эти легендарные наёмники действительно одевались так, как нам с детства показывали в дешёвеньких кинобоевиках 80х и 90х.

Ниндзя действительно существовали в Японии в более её бурные исторические периоды, но сегодня историки согласны, что в достоверных документах нет подтверждения тому, что они одевались во всё чёрное, и закрывали свои лица. У этой легенды совсем другой (гораздо более интересный) источник.

Взглянем ещё раз на "классический" костюм ниндзя: это просторные одежды, мягкие сапоги, и, конечно же, закрывающая лицо маска.

Разумеется, всё это чёрного цвета. Привычное объяснение в том, что ниндзя атаковали своих жертв ночью, и носили всё чёрное для того, чтобы растворяться в темноте, и быть невидимыми. Однако, исторические ниндзя, которые были наиболее активными в XV - XVII века в феодальной Японии, часто орудовали днём, когда для того чтобы не быть замеченными, одевались как обыкновенные крестьяне.

Влиятельные феодалы тех времён нередко нанимали воинов-ниндзя для устранения своих врагов и соперников. Но с приходом к власти в начале 1600х годов режима Токугавы, политическая конкуренция в стране была консервирована, и время ниндзя ушло в прошлое.

Зато остались легенды. Это на Западе образ убийцы в чёрном стал популярен лишь в конце XX века. А в Японии, эти тёмные воины фигурировали в народном творчестве, искусстве и театре много веков. Считается, что именно из театра и пошёл современный "лук" ниндзя.

В японском театре есть специальные люди-спецэффекты. Они одеты в чёрное, чтоб не отвлекать публику, и могут носить актёров или реквизит, создавая эффект полёта. Возможно, вы видели их современную работу в ролике о настольном теннисе:

Японская публика привыкла не замечать присутствие таких людей на сцене, чтобы не портить своё наслаждение театром. Именно этим стали пользоваться постановщики пьес, драматически толковавших японскую историю. Когда по сценарию одного из героев должен был убить ниндзя, это делал один из невидимых "лишних" людей на сцене. Таким образом подчёркивалось, на сколько невидим этот воин-убийца.

Привыкшая к канонам жанра публика не ожидала, что один из чёрных носильщиков может сыграть такую ключевую роль в спектакле, и это создавало очень эффектный элемент неожиданности.

К XIX веку за ниндзя закрепился образ "людей в чёрном". При этом они к этому времени вот уже почти два века как прекратили своё существование. Именно так изображал ниндзя знаменитый японский художник Хокусай, (великий классик рисовал всё подряд, начиная от , и заканчивая ):

В то же время сформировалась стилистика японского фехтования ! Не удивлюсь, если здесь имело место смешение самурайского стиля с легендами о ниндзя...

Сегодня образ ниндзя в чёрной маске плотно засел в мировой поп-культуре, это один из многих вкладов японцев в мировой фонд персонажей и стереотипов. Но важно помнить: никаких достоверных рисунков ниндзя выполненных современниками до нас не дошло, и нет ни одной причины доверять достоверности популярного имиджа.

Ну и пока мы на теме ниндзя, расскажу, что в Японии их сейчас серьёзная нехватка. Верней, не во всей Японии, а в городке Ига, префектуры Миэ. Здесь живут около 100,000 человек. Город считается местом зарождения традиций ниндзя, и власти стараются на этой основе завлечь к себе туристов: здесь работает музей ниндзя (сейчас его расширяют), и проходит ежегодный фестиваль с данной тематикой.

Но у властей есть проблема - в городе не хватает исполнителей, готовых изображать ниндзя на фестивале. Несмотря на довольно высокие для Японии зарплаты (можно зарабатывать до $85,000 в год!) на работу приходит слишком мало желающих.

Всему виной очень низкая японская безработица - всего 2.5% работоспособного населения не трудоустроены, и мало кто хочет ехать на работу в такое захолустье, как Ига.

Может быть среди вас есть желающие? Неплохой вариант

Ниндзя, в отличие от самураев, не подчинялись феодальной системе: они жили в своем параллельном мире, которым управляли могущественные кланы. В период расцвета ниндзя, который пришелся на Средневековье (примерно XII-XV века), в Японии насчитывалось около 70 кланов. Профессия передавалась по наследству: от отца к сыну или к дочери. Да, женщины ниндзя тоже существовали, их звали куноити.

Подготовка ниндзя начиналась с колыбели - в самом буквальном смысле. Корзинка с ребенком подвешивалась в углу, родители периодически подходили и раскачивали ее так, что она начинала ударяться о стены. Ниндзя-младенец плакал, но постепенно привыкал и вскоре уже группировался в комок, едва почувствовав толчок. Вестибулярный аппарат также развивался с самого детства: малыша крутили и вертели вниз головой и под разными углами, а потом неожиданно отпускали, приучая ловко приземляться и ничего себе не ломать.



Тренировка будущих ниндзя строилась на каждодневных физических упражнениях. Вот, например, бег. На старте юный ниндзя прижимал к груди соломенную шляпу, а едва стартовав, отпускал ее. Если шляпа под воздействием потока воздуха оставалась прижатой к груди до финиша - зачет сдан.

Большое внимание уделялось тренировкам на развитие ночного зрения, ведь ниндзя большинство своих заданий проворачивали ночью. Маленький ниндзя на несколько дней помещался в пещеру, где единственным источником света был горящий факел. Затем факел меняли на свечу. Так постепенно интенсивность освещения снижалась, а глаза привыкали к темноте.



Ниндзя были очень хорошо образованы: они должны были знать иероглифы, чтобы читать военные карты и другие документы. Кроме того, ниндзя обучались театральному мастерству, ведь иногда для добычи информации им приходилось притворяться купцами или монахами.

В арсенал ниндзя помимо меча, копья и алебарды входили и метательные снаряды, и химические вещества. Ниндзя постоянно модернизировали и улучшали свое оружие. Например, в арсенале был специфический кинжал с рукояткой около 15 см и двумя лезвиями (одним прямым, вторым - загнутым). К рукоятке была прикреплена длинная, тонкая и легкая веревка из конского волоса или металлическая цепочка с петлей на конце. Такое супероружие использовалось и как абордажный крюк, и как метательный нож.


Ниндзя (в вольном переводе - «воин-тень») - так называли разведчиков-невидимок, специалистов по тайным убийствам, шпионов, не оставлявших следов средневековых лазутчиков. Однако точный перевод более прост и емок - «терпеливые», а учение, которому они следовали, - ниндзюцу - переводится как «искусство быть терпеливым». Ниндзя слыли мастерами всех видов оружия, блестящими кулачными бойцами, знатоками многочисленных ядов, гениями маскировки, способными укрыться от врагов даже в чистом поле.

Ниндзя, тайные агенты средневековой Японии, не были самураями, но в продолжавшихся столетиями столкновениях военной знати они играли важную, иногда решающую роль. Они совершали порой невероятное. Так, утром 1540 года в одной из многочисленных комнат замка, принадлежавшего известному самураю Фугаси, слугам открылось страшное зрелище: в луже крови на татами лежало тело их хозяина. Вероятно, Фугаси даже не увидел своих убийц. Чуткий слух самурая не потревожил ни один звук - его убили спящим. Удивительным оказалось и другое: воины охраны лежали тут же, перебитые столь быстро, что даже не успели обнажить мечи. У некоторых на теле не было ран, но остекленевшие глаза застыли в ужасе. Чудовищное событие поражало и тем, что все двери были заперты изнутри, а сам замок представлял собой крепость, окруженную высокими стенами и глубоким рвом. У каждой двери, ведущей в покои Фугаси, стояла стража, так и не заметившая ни одного постороннего.

Сам факт убийства в средневековой Японии, раздираемой клановыми распрями, был неудивителен, однако характер удавшегося покушения и его загадочность породили немало слухов. Говорили о призраках-убийцах, обитавших в темных подвалах замка и проникших сквозь решетчатые бойницы в покои Фугаси, о духах мертвых, мстящих самураям за свою смерть. В то, что подобное могли совершить люди, верилось с трудом.

Почти через два столетия после этого события кортеж самурая Сёгуми направлялся в столицу. Дорога шла по опушке леса. Авангард охраны скрылся за поворотом, следом - Сёгуми. Когда и свита сделала поворот, ей открылась поистине мистическая картина - на конях сидели два воина без голов. Сам же самурай исчез, а его конь в испуге задирал морду вверх. Подняв взоры, охранники увидели тело их господина, повешенное на суку ели, наклонившейся над дорогой. Кто же сумел за несколько секунд расправиться с тремя сильными воинами? Поиски убийц в лесу ничего не дали.

Оба загадочных убийства уже в наше время были отнесены на счет ниндзя.

Предполагается, что ниндзя и их искусство действовать тайно и незаметно появились благодаря развитому в средневековой Японии ремеслу шпионажа.

Но есть утверждения, что ниндзюцу зародилось в Японии в VI веке, вскоре после проникновения в нее буддизма из Китая и Кореи. Однако другие исследователи, считают это вымыслом, который объясняется спецификой Востока, где считается, что чем древнее явление, тем оно ценнее. А раз ниндзюцу пережило столько веков, то уже одно это доказывает его ценность.

Уже с VI-VII веков в Японии было известно многое, что впоследствии взяли на вооружение ниндзя, например: изготовление и использование ядов, бои подручными средствами. Из буддизма приходят особые положения пальцев (мудра) и произнесение звуков (мантра), наполненных мистическим смыслом. Тогда же появляются знаменитые монахи-воины - ямабуси, воплощавшие собой дух отшельничества и мудрости. Они странствовали по Японии либо жили в горах, занимались самовоспитанием. Ямабуси великолепно владели всеми видами боевого искусства и нередко в периоды запрета на хранение холодного оружия обучали крестьян кулачному бою.

С усилением централизованной власти в VII-VIII веках возникает спрос на умелых шпионов и лазутчиков. Чтобы удовлетворить его, близ Киото появилась первая школа ниндзюцу, которая принадлежала клану Хаттори. Члены школы многому учились у ямабуси, однако в отличие от горных отшельников-воинов активно использовали знания для шпионажа в пользу своего хозяина. Самого названия «ниндзя» тогда не существовало, и те, кого принято считать родоначальниками ниндзюцу, сильно отличались от мифологизированных персонажей. Они состояли на службе у господина, работали по найму и не задумывались, что такое духовность.

К началу XII столетия в Японии наступил период кровавых междоусобиц. Самураи с еще большим усердием принялись за боевые искусства. Их практика в основном включала искусство владения копьем (содзюцу), фехтование на алебардах (нагината), стрельбу из лука (кодо), искусство владения мечом (кэндо), искусство верховой езды и бой на коне (бадзюцу). Шпионы, состоявшие при воюющих кланах, немало переняли из воинской подготовки самураев, однако устранили многие ритуальные элементы, не имеющие практического значения в бою. Использовали лишь то, что позволяло быстро одержать победу и избежать опасности. Если самурай не мог нарушить ритуал, так как все время находился на виду, да и вообще речь шла о его чести и духовности, то для шпионов проблемы морали, а тем более чести, не существовали.

Кроме того, само оружие накладывало отпечаток на технику ведения боя. Настоящий самурайский меч катана стоил страшно дорого.

Естественно, катана - «душа самурая» - был недоступен лазутчику. Шпионы пользовались малыми мечами - легкими и более хрупкими. Искусство владения катаной проявлялось в тати-кадзе - количестве махов мечом. Их должно быть как можно меньше, а оптимальным вариантом считалось убить соперника одним ударом, едва вынув катану из ножен. Легкий меч ниндзя не позволял наносить таких сокрушительных ударов, зато его можно было вращать и перебирать в руке, что делало технику более разнообразной и скоростной. Опытный ниндзя вращал меч с такой скоростью, что перед его корпусом возникал как бы защитный барьер, преграждавший путь стрелам.

Любой предмет в руках опытного воина превращался в оружие. Ниндзя, переодетый бродячим монахом, мог пустить в ход тяжелый монашеский посох. Для противника было полной неожиданностью, когда из конца безобидной палки выскакивало острое лезвие или вылетала отравленная стрелка. Иногда в посохе делалось отверстие, и там пряталась длинная цепь. Другая, короткая палка использовалась не только для защиты от ударов, но и в качестве рычага для заломов конечностей жертвы.

Характерным оружием ниндзя были кусаригама - крестьянский серп с прикрепленной к его рукояти длинной цепью; нунтяку (нунчаку) - цеп для обмолота зерна; тонфа - ручка ручной зерновой мельницы. Особую категорию составляли мелкие подручные предметы - тонки (например, обычная иголка). К тонкам относились и метательные орудия - например, сюрикены (остро заточенные многогранные пластины). Брошенные опытной рукой, они поражали цель на расстоянии до 25 метров. Сюрикены могли быть отравленными, от них почти не удавалось спастись, когда их метали веером по 5-6 штук.

Чтобы обезопасить себя от погони, ниндзя оставлял за собой острые шипы - тетсу-биси. В полутемных анфиладах замка стража неизбежно напарывалась на эти маленькие «мины», а ниндзя вновь исчезал непойманным и неузнанным.

Огнестрельное оружие редко использовалось лазутчиками. Выстрел обнаруживал стрелявшего. В ход шли эффективные на ближней дистанции и крайне неожиданные для жертвы духовые трубки с набором отравленных игл. Яд тоже входил в арсенал ниндзя.

Чтобы заполучить пленника, ниндзя обычно использовал тонкую крепкую веревку (Гасило) с небольшими утяжелителями на концах. Он бросал ее в ноги соперника, утяжелители по инерции закручивались вокруг них, и тот спотыкался; подскочив, ниндзя окончательно опутывал руки и ноги жертвы, продевая веревку под пах и закрепляя ее петлей на шее. При малейшей попытке освободиться пленник лишь затягивал ее еще больше.

Междоусобные войны XII века в Японии усилили роль наемных телохранителей и знатоков шпионажа, а последующий период японской истории - Камакура (1185-1333 гг.) стал временем возникновения многих школ ниндзюцу (только на острове Хонсю их насчитывалось от 25 до 70). Каждая деревня выделяла в дружину самурая-феодала людей - копьеносцев, пеших воинов, слуг. Часть из них превращалась в самураев низшего ранга, прозванных асигару (легконогие). Они-то и были прообразом тех, кого стали позднее называть ниндзя.

Со временем они стали образовывать кланы. Бойцы могли быть связаны родственными узами. Но превыше самого близкого родства была присяга. Она связывала клан строгой дисциплиной, основанной на подчинении младших старшим и соблюдении ритуалов самурайского общения. Тогда появилось разделение на три категории - гении, тюнин и дзенин. Непосредственными исполнителями саботажа, убийств, шпионажа были генины, а разрабатывали операции, руководили мелкими группами тюнины. Дзенины стояли на вершине этой иерархии.

Кланы ниндзя зачастую формировались и в деревнях - для обороны родного очага от набегов бандитов и удалых бродячих самураев. Между деревенскими ниндзя и самураями нередко происходили жестокие стычки. Чтобы не быть узнанными, простолюдины прикрывали лица масками из темной материи, оставляя открытыми лишь глаза. Отряды самообороны нередко нанимались и для сведения счетов между самураями.

Если ниндзя попадал в плен, наказание для него было крайне жестоким - его заживо варили в кипящем масле. Труп вывешивался на стене замка в качестве назидания, причем самураи гордились большим количеством неудавшихся покушений на них. Это говорило об их неуязвимости и о том, что «их берегут духи».

Придерживаясь крайнего практицизма, ниндзя не стремились победить врага «по правилам», как предписывал кодекс самурайской чести - бусидо. Надо было неожиданно появиться, нанести удар стилетом или мечом, подсыпать яд и так же неожиданно скрыться: «ниндзя приходит из пустоты и уходит в пустоту, не оставляя следов». Для осуществления этой заповеди имелись десятки методов. «Терпеливый» умел просачиваться сквозь небольшие щели, например пролезть под забором, сделав подкоп не более чем в 20×20 сантиметров. Благодаря тренировкам, начинавшимся в детстве, ниндзя могли без вреда для себя делать искусственные вывихи в плечевом, локтевом, тазобедренном суставах. Это помогало им, извиваясь как змея, освободиться от тугих пут или притвориться мертвым, лежа в немыслимой позе.

Основа тактики заключалась в том, чтобы выдавать ложное за действительное. Избегая неожиданного нападения, ниндзя, например, разжигал огонь в своем жилище, накрывал стол, а сам ночевал в укромном шалаше или землянке - личная безопасность превыше удобств. Великолепными притворщиками были ниндзя в бою. Получив удар, они делали вид, что корчатся от боли. Изо рта шла кровь, якобы из горла, а на самом деле высосанная из десны. Ниндзя падал, агонизировал, издавая предсмертные хрипы. Но стоило противнику приблизиться, как снизу следовал удар ножом либо в горло летел сюрикен.

Ниндзя старался избегать прямого столкновения, не рассчитывая оказаться сильнее самурая. В открытых дуэлях меч самурая был для шпиона смертным приговором. Вот почему надо было «прийти из пустоты» и нанести решающий удар. Случаи, когда казалось, что именно так и происходит, были нередки, и в феодальной Японии верили в существование тенго - мистических созданий, наполовину воронов, способных исчезать в одно мгновение, будто растворяясь в воздухе. На самом деле ниндзя достигал «невидимости», действуя, например, под покровом ночи, неслышно выслеживая свою жертву.

Огромное внимание уделялось умению маскироваться и использовать рельеф местности. Ниндзя мог часами плыть по реке, держась за бревно и сливаясь с ним, мог неделями делать подкоп под самурайский дом и подпиливать в нем каменные половицы. Вероятно, именно так убийцы проникли в замок самурая Фугаси.

Среди ниндзя было немало женщин, называемых куноити. Их главным оружием были красота, изворотливость и фанатизм. Они могли служить гейшами, служанками, выполнять крестьянскую работу. Лишенные возможности носить меч, уступая мужчинам в физической силе, они использовали заколки для волос и веера, которыми наносили удары в горло и лицо противнику. Если самурай распознавал куноити, ее отдавали на поругание страже и лишь потом убивали. Поэтому женщины ниндзя в минуту опасности следовали древнему ритуалу самоубийства. В отличие от мужчин, взрезавших себе живот в акте харакири или сеппуку, куноити производили дзигай - удар ножом в шею. Как правило, они делали это хладнокровно, на глазах врага показывая полное презрение к смерти.

Школы, где готовились ниндзя, находились в уединенных, недоступных, строго охраняемых местах. Все, что делалось в этих школах, было окутано глухим покровом тайны.

В секретных школах ниндзя обучали огромному множеству вещей. Главное внимание уделялось тренировке силы, выдержки и умения в совершенстве владеть своим телом, ведь от этого впоследствии могла зависеть жизнь ниндзя. Вдобавок будущие агенты осваивали различные способы выживания в экстремальных ситуациях - в ледяной воде или под водой, при длительном голодании, после получения тяжелых увечий. Они должны были также уметь быстро и незаметно, в полном снаряжении преодолевать любые препятствия - стены замка, засеки, бурные водные потоки, болота, проникать в самый неприступный вражеский лагерь. Немаловажное значение для успешной деятельности ниндзя имело владение искусством маскировки, ведь им часто приходилось под самыми разными личинами, в самых разных облачениях неожиданно скрываться, заметая следы. И потом, будущему тайному агенту, разумеется, полагалось безукоризненно владеть всеми существовавшими в Японии видами оружия, и прежде всего теми, что убивали бесшумно. Главным «оружием» ниндзя было терпение. Известен случай, когда ниндзя пробрался в замок самурая и, прикрепившись к потолку специальными когтями, ждал, пока самурай зайдет в зал. Однако самурай пришел не один, с ним были гости, которые сели играть в японские шашки - го.

Игра затянулась до поздней ночи. Ниндзя провисел под потолком почти пять часов, но он умел ждать. Когда гости наконец ушли, ниндзя выполнил свою задачу.

Молодые люди, прошедшие подобное многолетнее обучение, становились членами разбросанных по всей стране тайных обществ, в которых никто друг друга не знал. Ловко маскируясь, ниндзя поодиночке жили в городах и деревнях. Они не знали ни имен своих предводителей, ни где они живут и даже никогда не видели их. Такие меры предосторожности гарантировали, что в организацию не сможет проникнуть ни предатель, ни шпион.

Как ниндзя получали и выполняли задания? Когда самурай высокого ранга хотел воспользоваться услугами ниндзя, он направлял своего слугу в условленное место, где, как ему было известно, находился посредник тайной организации.

Такими местами, в частности, были увеселительные кварталы крупных городов. Как только посредник признавал в слонявшемся по улице чужаке вероятного заказчика, он подходил и завязывал беседу. Если эти двое заключали сделку, то посредник сообщал об этому другому посреднику. Тот, в свою очередь, передавал поручение - опять же окольными путями - начальнику ниндзя того округа, в котором следовало выполнить задание заказчика. Сначала начальник ниндзя узнавал о всех деталях планируемой операции, а затем отдавал приказ о ее проведении.

Ниндзя, который получал заказ, был полностью предоставлен самому себе. Он тщательно, учитывая каждую мелочь, готовился к предстоящему делу. Он собирал подробнейшую информацию обо всем, что имело отношение к его заданию: о месте будущей операции, человеке, которого он должен был убить, планировке замка, охране военного лагеря, устройстве защитных сооружений и о многом другом. Затем он подбирал подходящую одежду, необходимое снаряжение и оружие и под видом монаха, бродячего актера, торговца, крестьянина или переодевшись женщиной отправлялся в путь. По дороге он прислушивался ко всем разговорам и старался завязать нужные знакомства. Добравшись до места назначения, ниндзя начинал наблюдать за интересующими его людьми или объектами. Для этого он выбирал подходящее укрытие, где проводил, не шелохнувшись, по многу часов.

Узнав таким образом все, что было необходимо, он приступал к разработке плана действий. Следовало взвесить все возможные варианты и выбрать из них лишь один. Например, если ниндзя получал задание убить высокопоставленного самурая, то с помощью разных хитростей или акробатических трюков он должен был попасть к нему в дом. Нападал он обычно из засады - тихо, внезапно и вероломно, тут все средства были хороши. Ниндзя мог убить приговоренного к смерти человека, ударив его ребром ладони, задушив или заколов кинжалом. Иногда несчастных отправляли на тот свет, например, влив им в рот яд в то время, когда они спали.

Продумывая свои действия шаг за шагом, ниндзя всегда предусматривал и пути отступления. Скрываясь с места преступления, «воин-тень» мог прыгнуть в глубокий крепостной ров (тогда ему приходилось прятаться под водой и дышать через бамбуковую трубку) либо, вооружившись крючьями и веревкой, перескакивать с крыши на крышу или с одной верхушки дерева на другую - потому и пошла молва, что ниндзя умеют летать.

Чтобы очистить себе дорогу назад, ниндзя пользовался разными отвлекающими средствами: например, подготовив все заранее, поджигал дом своей жертвы. Поднималась суматоха. Пока домочадцы и челядь бегали за водой, звали на помощь, пытались тушить огонь, убийца уходил никем не замеченным.

Ниндзя был готов и к неудачному исходу дела. Если он попадал в руки противников, то убивал себя, вонзая в горло кинжал, или, если заколоть себя не успевал, раскусывал капсулу с ядом - ее во время чреватой опасностями операции он всегда предусмотрительно держал за щекой.

Ниндзя должен был владеть не только специальным оружием и приемами для осуществления тайных операций, но и не хуже самураев действовать их вооружением. Дело в том, что ниндзя часто внедрялись на службу к противнику и состояли в числе самураев этого клана. И если бы их вооружение чем-либо отличалось от вооружения остальных самураев, то плохо пришлось бы этим шпионам. Кроме того, ниндзя, как правило, имели достаточно средств, чтобы приобрести хороший меч, а хорошее оружие они любили ничуть не меньше самураев.

Видео о Ниндзя.

Оружие Ниндзя (сверху фото, снизу описание).

Колющее оружие с клинком круглого или многогранного сечения. Крюк у рукояти предназначен для перехвата оружия противника

Метательный нож

Меч длиной около полуметра. Навершие рукояти снабжено иглой, часто отравленной. Игла могла убираться внутрь полой рукояти. Меч носили за спиной

Обоюдоострый кинжал с дополнительным клинком, снабженный длинной веревкой с кольцом. Использовался как ударное оружие, а также в качестве кошки

Трансформировавшийся из сельскохозяйственного серпа. Часто им пользовались как парным оружием

Дополнительно оснащался цепочкой длиной 2,5 метра с грузом на конце

Японское метательное оружие скрытого ношения (хотя иногда использовалось и для ударов). Представляет собою небольшие клинки, изготовленные по типу повседневных вещей: звёздочек, игл, гвоздей, ножей, монет и так далее.

Металлический шарик с шипами, который ниндзя метал под ноги противнику

Миниатюрное духовое ружье длиной около полуметра, стреляло отравленными стрелками - хари (вверху)

Бамбуковое духовое ружье, стрелявшее стрелками в виде бумажного конуса с зазубренным отравленным наконечником

Боевой веер, при раскрывании которого обнажались отравленные спицы. Иногда веер скрывал миниатюрный арбалет

— укороченная стрела с более тяжёлым наконечником, напоминает дротик для дартс, но большего размера.Метательные стрелки длиной 10-15 сантиметров ниндзя носил по несколько штук в футляре, пристегнутом к ноге или предплечью

Боевой посох, внутри которого скрывалась цепь с гирьками

Полый посох, внутри которого замаскирована цепь с крюком на конце

Пустотелый шест с пропущенной через него веревкой с крюком. Выпущенные через специальные отверстия петли позволяют использовать сино-битсу в качестве лестницы.

Ниндзя: демоны ночи

Ниндзя всегда были окутаны легендами. Одетые в черное бесшумные воины-диверсанты, возникающие в ночи, наносящие противнику смертельный удар и исчезающие, словно на бесшумных крыльях… Образ скрытного, но всемогущего разведчика и тайного убийцы, обладающего невероятными способностями, всегда поражал воображение иностранцев. Про ниндзя снято множество фильмов, написаны десятки книг и создан целый сонм компьютерных игр. При этом, как это часто бывает, реальные ниндзя весьма сильно отличались от кинематографических, хотя, разумеется, отчасти то, что показывают в кино, соответствует исторической правде.
Искусство ниндзя - ниндзюцу - это то, чему ниндзя обучались с юношества. На самом деле, главным в ремесле ниндзя всегда было получение информации, то есть разведка, а вовсе не диверсионные акты и убийства как таковые. Именно для этого ниндзя обычно носили повседневную крестьянскую одежду, чтобы не выделяться из толпы. Торговец, крестьянин, даже цирковой акробат - ради маскировки и достижения своих целей ниндзя мог принять любой образ! Кроме того, согласно историческим данным, знаменитые черные ночные костюмы ниндзя - не более, чем выдумки и мифотворчество. Как раз черный костюм в ночи заметен, так как он становится темным пятном, которое легко обнаружить. Недаром говорят: «ночью все кошки серы». Именно поэтому реальные костюмы ниндзя имели разные оттенки серого, включая пепельный, а также красновато-коричневые и желто-коричневые цвета. Ниндзюцу - это целый комплекс разного рода навыков, куда в первую очередь входило получение информации любыми способами, а также владение любым бытовым предметом в качестве оружия. Кроме того, ниндзя учились обороняться от любого оружия, внезапно появляться и исчезать, а также изучали медицину, траволечение и иглоукалывание. Широко известно, что ниндзя умели долго находится под водой, дыша через трубочку, лазать по скалам и крышам, хорошо ориентироваться на местности и видеть в темноте - благодаря специальным тренировкам.
Ниндзя всегда считались отдельным классом в средневековой Японии, не относясь ни к военному, ни к крестьянскому сословию. Обычно их нанимали самурайские правители, чтобы использовать мастерство ниндзя против соперничающих кланов. Среди снаряжения ниндзя наиболее известным является сюрикэн - метательное оружие в виде металлической звезды с лучами в виде шипов или лезвий. Многие другие виды оружия ниндзя были закамуфлированы под крестьянские орудия труда. Хотя основным оружием у них всегда была катана и особое копье. Все было направлено на то, чтобы на виду никак не выделяться из толпы, действовать неожиданно, быстро добиваться своей цели и исчезать в мгновение ока.
Ниндзя появились где-то около десятого века, а их расцвет пришелся на так называемую Эпоху воюющих провинций, на XV - XVI столетия, когда самурайские кланы соперничали между собой за верховную власть в Японии. С победой Иэясу Токугавы и учреждением сёгуната в Эдо дела у ниндзя пошли на спад. Сначала Токугава, справедливо опасаясь, что его поверженные враги могут использовать ниндзя против него, спровоцировал войну между двумя мощнейшими кланами, Кога и Ига, а затем, когда они обескровили друг друга, заставил уцелевших ниндзя присягнуть на верность лично ему. Кроме того, с началом периода Эдо междоусобные войны прекратились, поэтому и спрос на услуги ниндзя - разведку и заказные убийства - резко упал.
Овеянные легендами ниндзя - мистические ночные демоны с их невероятной скрытностью и смертоносным мастерством - остались уже в прошлом. Однако, они оставили яркий след в истории Японии и их образ будет всегда оставаться притягательным.

На голливудских историях о воинах-ниндзя выросло уже не одно поколение. Рожденные в клане убийц, воспитанные безжалостными сенсеями, ниндзя посвящали свое существование непрестанной борьбе со злодеями-самураями. Тени в ночи, готовые выполнить самый отвратительный приказ за подходящую цену.

Все это - дешевая подборка популистских мифов, появившихся только в начале XX века. Большая часть историй об этих японских воинах основывается исключительно на желании кинематографистов создать яркий, продаваемый образ. Сегодня мы расскажем вам несколько удивительных фактов из реальной истории ниндзя: меньше романтики, больше истины.

Оригинальное японское название, которое использовали сами японцы - шиноби-но моно. Слово «ниндзя» появилось от китайского прочтения тех же иероглифов и стало популярным только в двадцатом веке.

Первое появление

Впервые о шиноби повествуется в военных хрониках 1375 года. Летописец упоминает о группе шпионов, сумевших проникнуть в укрепленный замок и сжечь его дотла.

Золотой век

В течение двух столетий - XIV и XVI - дело воинов ночи процветало. Япония была погружена в гражданские войны и шиноби пользовались большой популярностью. Но уже после 1600 года жизнь на островах стала гораздо спокойнее, с этого начался закат шиноби-но моно.

Библия ниндзя

Об этой секретной организации сохранилось очень мало задокументированных сведений. Сами шиноби начали летопись своих деяний только после 1600 года. Самый известный труд, принадлежащий перу неизвестного сенсея, относится к 1676 году. Книга считается настоящей библией шиноби и называется Бансэнсюкай.

Противостояние самураям

Современная культура однозначно выводит ниндзя как ожесточенных противников самураев. В этом нет ни доли правды: ниндзя были своего рода отрядом наемного спецназа и самураи относились к ним очень уважительно. Более того, многие самураи старались повысить свои боевые навыки, изучая ниндзюцу.

Ниндзюцу

Бытует мнение, что ниндзюцу - некое боевое искусство, предназначенное для безоружного воина, нечто вроде карате-до высокого уровня. Но бойцам-шиноби не было никакого смысла посвящать большую часть времени отработке рукопашной схватки. Оригинальные приемы ниндзюцу на 75% предназначены для вооруженного человека.

Сюрикены ниндзя

На самом деле, сюрикенами пользовались как раз таки самураи. Искусством метать стальную звездочку учили в специальных школах, ниндзя же предпочитали использовать гораздо более простые и удобные в обращении духовые ружья. Стереотип о сюрикенах появился только в начале 20-го века.

Воин в маске

И, конечно же, ниндзя никогда не должен появляться без зловещего черного капюшона на голове - иначе кто же его испугается! Шиноби и в самом деле использовали маски при необходимости, но вполне могли пойти в атаку и с открытым лицом.

Зловещие убийцы

Вообще-то, чаще всего наниматели использовали шиноби в качестве шпионов. Им могли поручать и политические убийства - скорее, в виде исключения.

Победа или смерть

Это голливудский миф. Нет вообще никаких доказательств того, что провал миссии стоил шиноби жизни. Какой в этом смысл? Профессиональные наемники предпочитали романтике рациональность: лучше отступить и нанести удар снова, чем торжественно воткнуть меч себе в горло безо всякого положительного результата.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека