Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать работала медсестрой в аббатстве. Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги. В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам Парацельс знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии. В 16 лет Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет . После этого, в Вюрцбурге , у аббата Иоганна Тритемия , одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре , здесь же был удостоен степени доктора медицины.

Скитания

С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны , Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе , где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хронику Каринтии» (1535).

Последние годы

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1534), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык , 1533), «Великая астрономия» (1531) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536). После этого он побывал в Мерене , Каринтии , Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге , куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него есть свой маленький домик на окраине, есть кабинет, своя лаборатория. У него есть теперь все, кроме одного - здоровья. Смертельная болезнь подстерегает его в один из сентябрьских дней 1541 года.

24 сентября 1541 года после непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет и трех дней) в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь», что на набережной, а его тело было похоронено на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти. Немецкий врач С. Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.

Останки Парацельса были эксгумированы в 1572 г. во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас стоит памятник ему. В центре разрушенной пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше - надпись на латинском языке: Philippi Theophrasti Paracelsi qui tantam orbis farnam ex auro chymico adeptus esf effigies et ossa donee rursus circumdabitur pelle sua. - Ion. cap. xix. (Филлипа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за [открытие] химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью. - Прим. пер.)

Под портретом написаны следующие слова: Sub reparatione ecclesiae MDCCLXXII. ex sepulchrali eruta heic locata sunt. (По причине ремонта церкви [в год] 1772 из могильного тления из-за эпидемии были выкопаны и здесь помещены [кости Парацельса]. - Прим. пер.)

На основании памятника имеется надпись: Conditurhic Philippus Theophrastus insignis Medicinae Doctor qui dira ilia vulnera Lepram Podagram Hydropsin aliaque insanabilia corporis contagia mirifica arte sustulit et bona sua in pauperes distribuenda locandaque honoravit. Anno MDXXXXI. Die xxiv. Septembris vitam cum morte mutavit. (Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть. - Прим. пер.)

Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу стоят слова: Pax vivis requies aeterna sepultis. (Мир живым, вечный покой умершим. - Прим. пер.)

На чёрной доске в левой части памятника имеется перевод этих слов на немецкий язык. Две последние надписи явно были перенесены с первоначального памятника, а та, что относится к портрету, была добавлена в 1572 г.

Учение Парацельса

  • Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля , Галена и Авиценны , он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа . Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.
  • Парацельса считают предтечей современной фармакологии , ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза» ).
  • По мнению Парацельса, человек - это микрокосм , в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией , или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизни» и др.
  • Считается, что он первым сформулировал принцип подобия , лежащий в основе современной гомеопатии .

Парацельс в литературе

  • Является одним из главных действующих лиц романа братьев Вайнеров «Лекарство против страха ».
  • Одно из произведений Хорхе Луиса Борхеса называется «Роза Парацельса», где к магистру, мечтающему об ученике, приходит молодой человек и просит взять его в ученики. Единственным условием незнакомец ставит демонстрацию чуда - сожжение розы и её воскрешение. После диалога, насыщенного философскими реминисценциями, молодой человек сам сжигает розу и требует от Парацельса подтвердить свою славу и оживить её. Парацельс говорит, что правы те, кто утверждают, что он шарлатан, выпроваживает юношу - и оживляет розу одним словом.
  • Часто упоминается в рассказах Г. Ф. Лавкрафта как автор оккультных трудов и алхимик, чьи произведения наряду с произведениями других средневековых ученых-оккультистов используются героями в мистических целях, например, при воскрешении мертвецов.
  • Упоминается также в романе Сомерсета Моэма «Маг», где приводится описание его эксперимента по сотворению гомункулуса .
  • У группы «Триада» есть песня «Роза Парацельса».
  • У реппера «Johnyboy» есть песня «Не надо жечь память», в которой упоминается «роза Парацельса»
  • У Евгения Немеца в рассказе «Три смерти Парацельса»

Парацельс в кино

  • Является одним из главных действующих лиц фильма «Вход в лабиринт ».
  • Является прототипом отца главного героя Хоэнхайма (Гогенхейма) в манге и аниме «Стальной алхимик »

Парацельс упоминается в фильме «Франкенштейн Мери Шейли» во время спора Виктора Франкенштейна с профессором в студенческой аудитории.

Парацельс в культуре

Какой оставил след в истории великий швейцарский алхимик «Парацельс».

Парацельс (1493-1541) – швейцарский медик, философ и алхимик, естествоиспытатель. Ему принадлежат великие реформы в медицинской науке и практике. Основоположник ятрохимии (направление, целью которого было поставить химию на службу медицине, а именно готовить лекарства). Критиковал древнюю медицину. Стал одним из основателей современной медицинской науки, всячески старался обогатить её химическими препаратами.

Родители

Парацельс появился на свет 24 октября 1493 года в городке Эг немецкоязычного кантона Швиц в центральной части Швейцарии. Тогда это была небольшая деревня в паре часов пешей ходьбы от Цюриха. Его имя, унаследованное от родителей, полностью звучит так – Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Парацельс – это псевдоним).

Его папа, Вильгельм фон Гогенхайм – косвенный (незаконнорожденный) потомок старинного и славного дворянского рода Бомбастов. Когда-то этот дворянский род считался знатным, были в нём рыцари ордена Святого Иоанна, своя резиденция – замок неподалёку от Штутгарта. Но со временем род обеднел. Отец Парацельса был горд дальним родством с Бомбастами, но кроме гордости это не принесло ему ровным счётом ничего – ни славы, ни денег.

О матери Парацельса известно немного. Она имела вид крайне тщедушный, большая голова с кривыми худенькими ногами выглядели нелепо и некрасиво. До того, как вышла замуж, работала в богадельне Бенедиктинского аббатства надзирательницей. После бракосочетания пришлось уйти с этой должности, так как её не могла занимать женщина замужняя. Мама устроилась работать в лечебницу местного аббатства медсестрой.

Отец Парацельса занимался врачебной деятельностью, но не добился на этом поприще ничего особенного. Тогда он решил вывести в люди хотя бы единственного сына, чтобы он избежал в будущем нищенской нужды. Отец предопределил и уготовил ребёнку путь в священники, тогда это было единственной возможностью избавиться от нищеты и добиться благосостояния.

Учёба

Родительское воспитание Парацельса было простым, можно даже сказать крестьянским, утончённости и изысканных манер ему никто не прививал. Он не пил в детстве мёда, не ел мягкого пшеничного хлеба и фиников. Основной пищей в их семье были молоко, сыр и хлеб из грубой муки.

Мальчик рос усердным и прилежным, ему нравилось читать книги и получать знания. Несмотря на бедность, в семье была отличная библиотека. Бывало, Парацельс настолько увлекался книжками, что просиживал над ними до раннего утра. Отец за это не ругал, несмотря на то, что ребёнок сжигал недешёвые по тем временам свечи. Вильгельм постарался передать сыну все знания по философии, алхимии, терапии и хирургии, которыми владел сам. Парацельс почитал отца, всегда говорил, что это был его лучший наставник и друг.

Когда мальчик немного подрос, родители устроили его в монастырь Святого Андрея учеником. Упрямый к учёбе и усердный ребёнок вскоре проявил себя, как лучший ученик.

В шестнадцатилетнем возрасте юноша покинул отчий дом и отправился на учёбу в университет Базеля. Это учебное заведение сейчас одно из старейших в Швейцарии. Окончив его, он поехал в Вюрцбург в монастырь Святого Иакова для дальнейшего получения образования. Учителем Парацельса стал настоятель монастыря Иоганн Тритемий из Ипангейма, который был знаменит тогда своими знаниями в области алхимии, медицины, астрологии и даже магии.

Но, погружаясь в мир знаний, юноша стал понимать, что не всегда в книгах прописана истина, авторы тоже заблуждаются и делают ошибки, как простые люди. Парацельса больше стала привлекать практика, нежели теория. Он ходил в местные аптеки, в стеклодувную мастерскую, на горные разработки, где велась добыча свинца, благородных металлов, железной руды, сульфатов, цинка. Парень понял, что на практике получит гораздо больше необходимых знаний и опыта, чем сидя в монастыре за книжками.

В конце концов, он ушёл из монастырских стен и направился в итальянский университет Феррары. Получив в нём очередной образовательный курс, Парацельс ушёл из учебного заведения с дипломом доктора медицины.

Период странствий

В 1517 году дипломированный медик прикинулся нищим монахом и начал путешествовать. Почти десять лет он странствовал по университетам Европы, как медик принимал участие в военных кампаниях, побывал во многих странах. Пешком прошёл через Францию, Англию, Германию, Шотландию, Италию, Испанию, Нидерланды, Португалию, Швецию. Затем поменял курс и отправился в Польшу, Венгрию, Литву, Хорватию. Побывал даже в Скандинавских странах, России, Константинополе, Африке и Палестине.

Встречаясь на своём пути с разными людьми, он беседовал с ними, слушал их рассказы, получая для себя новые знания. Не гнушался никакого общения, любую новую информацию впитывал с особенной жадностью. Беседовал равно, одинаково как с учёными, алхимиками, предсказателями и врачами, так и с обыкновенными пастухами, евреями, цыганами, палачами, пожилыми целительницами и цирюльниками. Если считал полезным, то не стыдился учиться даже у бродяг, колдунов, ведьм и повитух. Они рассказывали ему свои секреты целебных отваров, которые способны остановить кровь, снять порчу, вылечить разные болячки.

Особенно много опыта и знаний давала ему армейская практика – лекарем он поступил на службу в армию датского короля Христиана, был фельдшером в нидерландском войске. Солдаты прозвали его «отчаянный» за то, что никогда в лазарете не отсиживался, а всегда был рядом с ранеными на поле боя.

В Лионе он устроился в похоронную контору бальзамировать тела, где ему были доступны трупы, принесшие учёному немало новых открытий в устройстве человека.

Другие медики такой информацией не пользовались. Поэтому Парацельсу удалось собрать по миру уникальные рецепты медицины, что сделало его знаменитым врачом того времени. Например, на основании многочисленных бесед с повитухами он написал «Книгу о женских болезнях». В те времена эта область медицины была доступна лишь узкому кругу людей, так как женщины не решались идти со своими проблемами и болезнями к медикам-мужчинам.


Кадр из фильма «Парацельс»

Правда, в таком методе сбора знаний была и оборотная сторона. Парацельса часто обвиняли в связях с представителями низших слоёв общества, в бродяжничестве, пьянстве и некомпетентности как учёного-медика.

Врачебная деятельность

Ем было уже тридцать два года, когда, вдоволь наскитавшись по свету, Парацельс вернулся в Германию и стал врачевать. Сначала к его знаниям и опыту, полученным в странствиях, народ отнёсся скептически. Но уже совсем скоро, после того, как он вылечил нескольких больных, сплетни сменились славой.

В 1527 году он обосновался в Базеле, где был назначен на должность городского врача. Также занялся преподавательской деятельностью в качестве профессора медицины, физики, хирургии. В университете он читал лекции, что приносило весьма неплохой доход, впрочем, как и врачевание.

Парацельс ввёл новшество и стал преподавать медицинские лекции на немецком языке, в то время как по всей Европе это делали на латыни. Многие посчитали, что учёный таким поступком бросил вызов системе образования. Но великому врачу простили такое своеволие.

Во время лекций по медицине он не повторял трудов Авиценны или Гиппократа, а делился со студентами знаниями, собранными лично. Ученики очень уважали Парацельса, а коллеги, наоборот, были в ужасе от его новаторских идей. В 1528 году постоянные разногласия с другими преподавателями спровоцировали конфликт и с городскими властями. Его отлучили от преподавательской деятельности, и учёный вновь пошёл странствовать.

Теперь он решил путешествовать только по Европе. Когда добрался до Нюрнберга, узнал, что коллеги-врачи обвинили его в мошенничестве. Парацельс не намерен был терпеть оскорблений. Он обратился к городским властям с просьбой доверить ему тех пациентов, которых оскорблявшие его коллеги уже сочли безнадёжными. Городской совет постановил выделить ему для лечения нескольких людей со слоновой болезнью. В короткий срок медик вылечил больных, о чём есть данные в городском архиве.

Парацельса оставили в покое, и он отправился путешествовать дальше. В своих скитаниях продолжал изучать медицину, астрологию и алхимию, лечил людей, никогда не позволял себе забросить врачебную практику.

В конце 1530-х годов Парацельс окончательно осел в Зальцбурге. Сюда пригласил его герцог Эрнст, который увлекался тайными знаниями. В лице герцога медик нашёл покровителя и заступника. Он поселился на городской окраине в небольшом домике, который разделил на две части. Одну оборудовал под лабораторию, где проводил свои опыты и исследования, а из второй части сделал кабинет для приёма больных. Наконец-то он обрёл пристанище и мог спокойно заниматься любимым делом.

Смерть

24 сентября 1541 года учёного нашли мёртвым в номере гостиницы. Настоящая причина смерти остаётся неизвестной, но есть предположение, что Парацельс был убит из зависти. Среди коллег-врачей у него было достаточно много врагов, они завидовали успеху и богатым знаниям учёного. Друзья Парацельса полагали, что завистниками был нанят убийца, который ударил тяжёлым камнем великого медика по голове. От полученной травмы он скончался через несколько дней. Позднее немецкими учёными был обследован череп Парацельса. На нём была обнаружена трещина, что подтвердило версию об убийстве.

Памятник Парацельсу

Похоронили Парацельса в Зальцбурге на кладбище при церкви Святого Себастьяна.

Труды и сочинения

За время скитаний все свои наблюдения Парацельс тщательно записывал, анализировал, делал выводы. Он обладал потрясающей работоспособностью. Его друзья свидетельствовали о том, что за письменным столом он мог проводить по несколько дней подряд без сна. Парацельсу принадлежит девять книг:

  • «Парагранум» о тайнах каббалы. Изучать каббалистику он начал ещё у аббата Иоганна Тритемия.
  • «Парамирум» об истории и особенностях человеческих заболеваний. Здесь он изложил все свои знания о природе организма человека и о методах лечения различных болезней.
  • «Лабиринт заблуждающихся медиков».
  • «Хроника Картинии».
  • «Философия».
  • «Потаённая философия».
  • «Великая астрономия»;
  • «Шнеебергская лёгочная болезнь»;
  • «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».

Основа учения Парацельса состояла в том, что все живые существа имеют в своём составе определённую пропорцию химических веществ. Как только эта пропорция нарушается, появляется заболевание. Восстановить баланс в организме человека и излечить болезнь возможно за счёт внешних химических веществ. Таким образом, он был первым врачом, который объединил алхимию и медицину, изобрёл и испытал рецепты лекарств. Также он первым начал применять в лечении больных сурьму, золото и ртуть.

Парацельс был жёстким критиком древней медицины, считал, что она практической пользы не приносит. Он занимался внедрением новых методик лечения, за что коллеги его не любили. Зато теперь он считается одним из основателей медицины как науки. Также обязана ему своим появлением и фармакология. Парацельсу принадлежат знаменитые фразы:

  • «Всё есть яд, и всё – лекарство. И то, и другое зависит лишь от дозы»;
  • «Главная цель алхимии должна заключаться не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств».

Одно из его великих достижений – открыл болезнь силикоз (это профессиональное заболевание горняков), объяснил его причины и природу.

Будущий ученый родился 24 октября 1493 года в швейцарском городке Айнзидельн. Отец был врачом и мечтал, чтобы сын пошел по его стопам. Получив в 1515 году в итальянском городе Феррара степень доктора медицины, Филипп пустился в странствования по Европе, занимаясь, помимо основной профессии, изучением алхимии. Ранее в Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, он изучил основы каббалистики.

Великая сила Парацельса

В 1526 году Парацельс получил должность университетского профессора и городского врача в Базеле. Но долго там не задержался – город пришлось покинуть, поскольку нашему герою грозил суд за вольнодумство.

Начались скитания по городам Швейцарии, Баварии и Эльзаса, а также Пруссии, Польши и Литвы. Наконец, ученый поселился в Зальцбурге, где воспользовался покровительством архиепископа Рейнского. Он продолжал практиковать как врач. В 1534 году
ему удалось остановить вспышку чумы, вводя пациентам нечто вроде вакцины.

Парацельс - Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм.

Парацельс решительно отвергал принятое в ту пору древнее учение о четырех соках человеческого тела, за что его главным образом и сочли вольнодумцем. Он полагал, что все процессы, происходящие в организме, имеют химическую природу. Выделяя при этом основные группы причин болезней:

Ens astrale – влияния космоса и атмосферы;

Ens naturale – анатомо-физиологические причины, к которым относятся ens veneni – воздействие ядовитых веществ, попадающих в организм с пищей и питьем, и ens seminis – наследственные патологии;

Ens spirituale – психические влияния;

и, наконец:

Ens Deale – Божье попущение.
Человек есть ртуть, сера и соль

Согласно выдвинутой Парацельсом теории, наше тело, как и другие природные тела, состоит из трех вещественных начал: ртути, серы и соли. В здоровом организме они пребывают в равновесии; если же одно из веществ преобладает или находится в недостаточном количестве, это ведет к возникновению различных недугов.

Изучая лечебный эффект от различных химических элементов и соединений, ученый ввел в обиход препараты меди, ртути, сурьмы и мышьяка, а также лечение водой из минеральных источников; составлял экстракты и эликсиры на основе растений; впервые в истории медицины ввел понятие о дозировке лекарств.


«Все есть яд и все есть лекарство; то и другое определяет доза» - эта фраза Парацельса стала крылатой. Кроме того, знаменитый медик считал, что против отдельных болезней могут применяться специфические средства, например, ртуть против сифилиса. Его называют также отцом современной гомеопатии, так как он одним из первых придумал принцип «лечить подобное подобным».

Оккультная медицина

Парацельс основал новую науку на стыке химии и медицины – ятрохимию. «Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства», - писал он.

В то же время научные представления исследователя были тесно связаны с оккультно-мистическим началом. Так, он считал, что жизнедеятельность всего организма регулируется высшим духовным принципом - «археем», увлекался астрологией, верил в существование таких фантастических созданий, как нимфы, сильфиды и гномы, рассуждал об изготовлении философского камня.

Поиски философского камня в алхимической практике были тесно связаны с поисками эликсира жизни - тайного средства, дарующего человеку вечную молодость, излечивающего любую болезнь, способствующего росту и плодовитости всего живого. В основе обоих веществ, согласно алхи­мическим трактатам, лежала некая Tinctura Phyrica, в которой заключалась сила самой жизни.

Выдвигал ученый и магическую идею «переноса» болезней: «Болезнетворные элементы могут быть магнетически извлечены из человека и привиты растению. Это именуется пересадкой болезни; болезни могут быть также пересажены на здоровых и сильных животных или перенесены на других людей; на этом основано множество колдовских приемов».

Волшебная палочка

Во многих своих рецептах Парацельс предлагает прибегнуть для составления того или иного снадобья к помощи таинственной virgula mercurials. Говорят, речь шла не о чем ином, как о настоящей «волшебной палочке»! О ней не раз упоминалось в средневековых источниках по оккультизму.

Собственно, первое упоминание волшебной палочки как магического инструмента относится к концу XVII века, то есть к гораздо поздней эпохе. Ею якобы владел некий француз по имени Жак Аймар. Доктора медицинских наук Парижского университета Шовен и Гарнье провели ряд испытаний, доказавших, что с помощью палочки он способен отыскивать пропавшие вещи и людей.

Аймара неоднократно привлекала к сотрудничеству местная полиция, благодаря ему было раскрыто немало самых сложных и запутанных преступлений. При этом очевидцы описывали сокровище этого «чудотворца» именно как обыкновенную палочку.

Впрочем, современные исследователи считают, что Жак Аймар на самом деле был одним из так называемых «лозоходцев», а «волшебная палочка» - ивовым прутиком с развилкой, аналогом рамки-биолокатора, столь распространенной в наши дни.

И все же некоторые обстоятельства свидетельствуют о том, что палочка Аймара не была просто прутиком. Так, сам «волшебник» вместе со своим орудием вдруг бесследно исчез при загадочных обстоятельствах. А спустя столетие его палочку видели в Германии. Затем она объявилась и в России накануне революции.

Так вот, по словам сведущих людей, первоначально эта палочка принадлежала именно Парацельсу. После его кончины инструмент передавали особо посвя­щенным людям…

Функции чудо-инструмента намного превышали возможности банальной «лозы» - он материализовывал в пространстве предметы, переносил их на большие расстояния, совершал различные действия с живыми и неживыми объектами.

Можно предположить, что речь идет о некоем приборе, технология которого ныне утеряна или же имеет внеземное происхождение. Он способен целенаправленно телепортировать в любую точку людей, животных и предметы благодаря использованию энергии иных измерений (вспомним популярный отечественный фильм «Чародеи», где волшебная палочка служит просто для доставки товаров по месту назначения).

Хорошо, а откуда тогда взялась волшебная палочка у Парацельса? Изобрел он ее сам или от кого-то получил? Ответа на этот вопрос так и нет. По слухам, палочка никуда не пропала, она до сих пор хранится у одного из наследников ученого.

Создатель гомункулов

Парацельс приводил в своих сочинениях подробный рецепт создания искусственного человека – гомункула: «Положить в реторту мужского семени и держать при температуре 40 градусов сорок дней. Появившуюся там фигурку надо питать человеческой кровью 40 недель… после чего она получает способность узнавать и передавать самые сокровенные вещи». Жутковато, не правда ли?

Средневековые оккультисты пытались создавать гомункулов из земли, воска и металлов. Таинственное существо якобы делало своего хозяина неуязвимым, помогало разбогатеть и прославиться. Кроме того, по поверью, владелец гомункула способен был соблазнить любую женщину.


Но не все так просто. Отцом гомункулов считался сам дьявол. А маг обязан был продать свою душу сатане за то, что последний наделял бездушные предметы своей дьявольской силой. И этот договор можно было расторгнуть лишь с помощью сложных каббалистических обрядов.

«Чертовы куклы» видели то, что скрыто от глаз обычных людей, и рассказывали об этом своим хозяевам, использовавшим полученные знания с наибольшей выгодой для себя. Конечно, чудище из реторты являлось не более чем посредником - тайная информация исходила от самого Князя Тьмы, которому, как известно, ведомо все, что происходит в мире.

Разумеется, владельцы гомункулов тщательно скрывали их от посторонних глаз, чтобы их не обвинили в колдовстве - в Средние века такое обвинение означало прямую дорогу на костер!

Занимаясь подобной деятельностью, Парацельс сильно рисковал. Хотя на костре его не сожгли, расплатой стала преждевременная кончина…

Загадочное наследие

Смерть Парацельса в 1541 году окутана тайной: по некоторым сведениям, он был убит неким врачом, чье имя так и осталось неизвестным. Возможно, коллега воспылал к нему профессиональной завистью, а возможно, его раздражали научные принципы, исповедуемые Парацельсом. Так или иначе, он прожил на свете всего 48 лет.

Ученый оставил после себя множество научно-философских и оккультных трактатов. Самые известные из них – это «Философия» (издана в 1564 году), «Потаенная философия» (1553), «Великая астрономия» (1571), алхимические сочинения, такие как «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизни», а также ряд небольших работ по духовидению, в частности, «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1566).


Приписывают Парацельсу и способности к предвидению. Считается, что в своем трактате «Оракулы» он предсказал смену во Франции династии Валуа Бурбонами и падение последних через 200 лет после захвата власти; приход к власти Наполеона; образование государства по ту сторону океана (США) и многие другие события.

Прогнозирует Парацельс и возвышение Московии (России), жителей которой он называет «гипербореями». Через 500 лет после его смерти «воссияет божественный свет с горы страны Гипербореев, и его увидят все жители Земли», пишет мистик.

Получается, пророчество должно исполниться в 2041 году. Тогда же наступит золотой век, который будет длиться 50 лет (значит, до 2091 года). После этого над миром нависнет страшная опасность. Правда, многие ли из нас доживут до этой даты?

Сегодня трудно себе представить, как справлялись древние врачи без современных приборов и лекарств. А ведь они успешно из-лечивали людей от многих болезней. О Парацельсе уже при жизни ходили легенды. Ученые до сих пор спорят, кем он был на самом деле: великим врачом, удачливым шарлатаном или... пришельцем с другой планеты, владевшим секретом загадочного «философского камня»?Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм родился 10 ноября 1493 году в Швейцарии, в маленькой деревеньке Мария-Айнзидельн, в двух часах ходьбы от Цюриха, в семье врача и надзирательницы богадельни Бенедиктинского монастыря. Ничто не предвещало, что этот ребенок прославит род Гогенгеймов, но между тем именно он вошел в историю медицины под именем великого доктора Парацельса (Paracelsus в переводе с латинского означает «превосходящий Цельса»). Выбрать себе такой псевдоним в Средние века было очень рискованно, ведь авторитет одного из основоположников медицины - Авла Корнелия Цельса - был незыблемым в научных кругах. Но только не для Филиппа, который еще в 22 года получил степень доктора медицины в университете Феррары в Италии и первое, что сделал на своей лекции перед студентами, - сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны, приговаривая, что «даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние мокротники».

Конечно, коллеги-врачи его не любили. Одни открыто завидовали его таланту, другие говорили, что он водится с самим дьяволом, что тот помог ему найти «философский камень» - вещество, которому в Средневековье приписывали способность превращать простые металлы в золото и служить унивеосальным лекарством. (К примеру, его раствор, разведенный до концентрации так называемого aurum potabile - «золотого напитка», мог вылечить любую болезнь и подарить бессмертие). По другой версии, он действительно всю жизнь безуспешно искал мифический философский камень, но совсем с другой целью: чтобы вылечить от безумия девушку из своей родной деревни, которую страстно любил. Так или иначе, но женат Парацельс за свою жизнь не был ни разу... Он обогатил медицину новыми знаниями на сто лет вперед. Путешествуя по миру, Парацельс записывал секреты искусства врачевания разных народов, причем перенимал опыт не только у врачей, но и у цирюльников, знахарей, повитух. Современная гомеопатия считает его одним из своих первых предшественников: он впервые стал применять в качестве лекарства медь, ртуть, мышьяк и другие химические элементы. Парацельсу принадлежит знаменитая фраза: «Все есть яд, и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». А придуманная им настойка опия в течение нескольких сотен лет считалась самым лучшим обезболивающим средством.

Парацельс был первым, кто доказал, что сумасшествие - это заболевание, а не одержимость дьяволом. Так были заложены основы будущей психиатрии. Также он возродил способ искусственно

¬го дыхания «рот в рот», описанный ещё в античной литературе, но усовершенствовал его, использовав для проведения искусственной вентиляции легких каминные мехи и специальный носоглоточный воздуховод.

Еще задолго до появления генной инженерии и искусственного зачатия, Парацельс говорил о возможности появления «человека из пробирки». Некоторые историки считают, что именно он послужил Гёте прототипом для создания образа Фауста.

За свою жизнь Парацельс был обласкан вниманием многих вельмож, но из-за своего свободолюбивого характера долго ужиться не мог ни с кем. Так, он лечил татарского хана, а после сопровождал его сына в Константинополь. В Италии служил главным военным хирургом в имперской армии. Долгое время был личным лекарем короля Фердинанда. Но, несмотря на близость к сильным мира сего, он редко удостаивался простой людской благодарности. Например, в городе Штерцинге Парацельс остановил эпидемию чумы, применяя свои способы лечения. Но потом его изгнали оттуда, обвинив в том, что он...колдун и сам же и заразил город чумой.

Увы, бесконечные скитания серьезно подорвали здоровье Великого Лекаря. В 48 лет после непродолжительной болезни он скончался, но обстоятельства его смерти историкам до сих пор доподлинно неизвестны. Если верить архивариусу Зальцбургского госпиталя, имущество Парацельса после смерти состояло из двух золотых цепей, нескольких колец и медалей, нескольких ящиков с порошками, мазями и химическими реактивами и серебряного кубка, который он завещал монастырю в Швейцарии, где жила его мать. (Кубок и сегодня хранится в этом монастыре. Считается, что металл, из которого он сделан, создал сам Парацельс).

Похоронили Парацельса на кладбище св. Себастьяна. На надгробии высечены слова: «Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября сменил жизнь на смерть».

Однако в Швейцарии существует красивая легенда, что дух Парацельса еще при его жизни стал свободен от тела, а значит, и в настоящее время обитает где-то в горах вместе с другими адептами одного секретного ордена. Последователи учения Парацельса верят, что он и в наше время продолжает оказывать влияние на лучшие умы человечества, спасая мир от вселенской катастрофы. Кто знает, кто знает...

Научная сфера:
Место работы:
Учёное звание:

профессор физики, медицины и хирургии

Альма-матер :
  • «Роза Парацельса» Хорхе Луиса Борхеса
  • «Парацельс» фильм Георга Вильгельма Пабста
  • «Роза Парацельса» альбом Ансамбля Драматической Музыки «Период Льда» на стихи Игоря Свеженцева.
  • «Роза Парацельса», «Роза Парацельса. Обретение» - песни российской рэп-группы «Триада»
  • Упоминается в игре Knights Contract как создатель гомункулов и магического меча
  • Упоминается в песне Johnyboy’я - «Не Надо Жечь Память»

Примечания

Литература

  • Володарский В. М. Социальная утопия Теофраста Парацельса // История социалистических учений. М., 1985.
  • Володарский В. М. Образ природы в творчестве Парацельса // Природа в культуре Возрождения. М., 1992.
  • Володарский В. М. Леонардо да Винчи и Парацельс о магии и алхимии // Леонардо да Винчи и культура Возрождения. М.: Наука, 2004.- С.176-183. ISBN 5-02-032668-2
  • Jole Shackelford. A Philosophical Path for Paracelsian Medicine: The Ideas, Intellectual Context, and Influence of Petrus Severinus (1540-1602). Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2004. Pp. 519.
  • Pagel, Walter (1982). Paracelsus: An Introduction to Philosophical Medicine in the Era of the Renaissance. Karger Publishers, Switzerland. ISBN 3-8055-3518-X .
  • Парацельс // Дельфис № 24(4/2000)
  • Франц Гартман. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М.: Новый Акрополь, 2009
  • Парацельс на сайте hrono.ru

На протяжении двадцати пяти столетий европейская культура претерпевала массу изменений в области развития медицины. Правила и принципы, взгляды и ценности, - все это не было постоянным, особенно в Эпоху Возрождения, которая как внезапный хаос сменила эру консерватизма и устоявшегося мировоззрения. Этот исторический период, действительно, считался одним из наиболее сложных. Именно в это время свои учения и работы представлял человечеству гениальный Парацельс – философ и врач, моральная медицина и этика которого прочно вошли в мировую науку и даже для современности представляют большую ценность.

Кратко об истории жизни философа

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст – это полное настоящее имя, которое ему было дано при рождении. Парацельс в переводе с греческого означает «просветленный» или «возвышенный», - именно так его называли его последователи и ученые той эпохи. Родился великий ученый в 1493 году неподалеку современного города Цюрих в Швейцарской деревушке в семье известного врача. С ранних лет Вильгельм – отец будущего гения – преподавал сыну алхимию, основы терапии и азы хирургии. По сути, отец и был для него главным наставником и другом.

В 16 лет юного начинающего ученого отправили учиться в университет в город Базель. Затем его образованием занялся Иоганн Тритемий – известный в то время настоятель в монастыре Святого Иакова. Как раз там у Парацельса и проявилась особая тяга к изучению оккультных наук и медицине. Знанием и пониманием многих основ алхимии он был обязан знаменитому ученому Фуггеру, который пускал его в свою мастерскую и передавал ценные секреты. В целом, достаточно большое количество врачей, алхимиков и даже предсказателей, повитух и цыган принимали участие в пополнении копилки знаний будущего врача. Уже в юном возрасте ему завидовали многие коллеги и восхищались простые люди, ибо он излечивал тех, с кем долго и безуспешно работали самые талантливые доктора. Особую ненависть и злость вызывали желание и возможности Парацельса оказывать людям бесплатную медицинскую помощь. Но несмотря ни на что, своими привычками поступаться он не собирался.

Утончненным этого человека назвать было сложно. Он даже получал от знакомых массу разных кличек, и чаще всего за свой неопрятный внешний вид. Кроме того, он не испытывал тяги к получению новых знаний посредством чтения – это занятие было одним из самых нелюбимых для врача. Однако ни одним из источников получения новых знаний он не пренебрегал и использовал любую малейшую возможность узнать что-то новое.

В 1525 году выдающегося ученого приглашают на работу в Базельский университет, где он возглавил профессорскую кафедру. При этом он неустанно помогал простым людям и продолжал развивать прогрессивные взгляды, что порой заканчивалось даже скандалами. Заботиться о красоте слога он не любил, но его деятельность ежедневно привлекала внимание десятков студентов, которые тянулись к нему за знаниями и опытом. Одним из наиболее скандальных поступков Парацельса стало сжигание тома Авиценны, что повергло в шок всех университетских профессоров.

Необычные лекции и аплодисменты восхищенных студентов, престижная должность главного врача в городской больнице и право посещать с проверкой все аптеки во избежание махинаций с медикаментами, - все это привело к тому, что у великого врача появилась масса как приверженцев, так и врагов.

Врачебная этика Парацельса

Парацельс не зацикливался на изучении биомедицины и химии. Он уделял внимание многим наукам, а его труды отличались четкостью, резкостью, ясным выражением мыслей. Все свои доводы и убеждения он подтверждал библейскими цитатами, поскольку был истинным христианином. Парацельсу удалось построить особую модель моральной медицины. О ее смысле далее на www.сайт...

Моральная медицина Парацельса

Согласно этой модели, основу терапевтической стратегии любого врача должны составлять нравственные отношения. Он настаивал на том, что между доктором и пациентом должны складываться доверительные отношения, завязываться душевные контакты. Без этого он не видел успешности лечения. Благодаря этой модели моральной медицины, великого ученого и философа считали основоположником психического лечения на эмпирическом уровне.

Основной принцип, которым руководствовался врач в своей деятельности, звучал так: «Делай добро, твори милосердие». Свою психотерапевтическую практику ученый основывал на высокой этичности врача. Таким образом, взаимоотношения медика и больного уподоблялись диалогу между духовным наставником и послушником, а моральное состояние пациента, по его мнению, требовало огромного внимания.

Парацельс использовал в лечении людей снадобья, которые, по сути, сегодня мы называем гомеопатическими препаратами. Он был уверен, что их нужно принимать с пониманием цели и с готовностью участвовать в своем выздоровлении. Усваивать не только растительную часть лекарств, но и их «информационную биооболочку», - вот на чем настаивал философ, пытаясь излечивать пациентов на ментальном уровне. Беседами он старался настраивать людей на светлые мысли. Со времен Парацельса прошли столетия…

Таким образом, почти целая эпоха связана с моральными принципами великого философа и ученого. В восемнадцатом столетии его взгляды и убеждения на процессы лечения сменяются другой моделью, основанной не на нравственности, на чувстве выполненного долга врачом перед пациентом. Сам же Парацельс вошел в историю не только благодаря своей этике, но и рядом разработок в области химии, что дало толчок развитию и становлению современной фармакологии.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека