Какие виды предстартовых состояний могут развиваться. Предстартовые состояния и способы их регуляции

Предстоящие футбольные состязания могут по-разному отражаться в сознании игроков и вызывать у них различное отношение как к процессу подготовки к матчу, так и к выступлению в нем.
Кому из футболистов не приходилось испытывать перед состязанием странное состояние, когда ощущается дрожь во всем теле, когда кожа становится «гусиной», беспокойно лезут в голову навязчивые мысли о противнике, вкрадываются сомнения за исход матча. Это так называемое предстартовое состояние. Влияние его на организм двояко. Оно или значительно возбуждает нервную систему и под действием его футболист теряет самоконтроль, или же, наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности и мешающая свободе действий.

В обоих случаях нарушается правильная оценка игровой обстановки, тактическое мышление ослабевает и даже технические приемы выполняются футболистом с меньшей четкостью, как бы они ни были прочно усвоены. Особенно это дает себя знать в первые минуты матча. Затем футболист свыкается с обстановкой и чувствует себя на поле намного увереннее.
Сильнее всего ощущается предстартовое состояние непосредственно перед началом игры. Но в известных границах оно дает о себе знать намного раньше. Принято различать: раннее предстартовое состояние (за сутки и более до начала матча), предстартовое состояние (за несколько часов до начала матча) и стартовое состояние (непосредственно перед началом матча).
В некоторых случаях раннее предстартовое состояние может отличаться не положительными реакциями приспособительного характера, а, наоборот, отрицательными явлениями: расстройством сна, уменьшением аппетита, нарушением регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и др.
Предстартовое состояние начинается за несколько часов до начала игры, когда футболист начинает собирать спортивную форму перед выездом на игру, садится в машину или когда приходит на стадион, т. е. попадает в обстановку, которая напоминает ему о предстоящем состязании.
И, наконец, стартовое состояние возникает непосредственно перед самой игрой.
Раннее предстартовое, предстартовое и стартовое состояния тесно связаны между собой.
Предстартовое и стартовое состояния, как проявления высшей нервной деятельности человека, возникают в связи с раздражением как первой, так и второй сигнальной системы. Подтверждается это тем, что словесная команда о выходе на футбольное поле или свисток судьи о вызове на поле являются сигналами предстоящей мышечной работы, т. е. условными раздражителями, вызывающими в организме комплекс физиологических сдвигов, а в сознании футболиста - соответствующие двигательные представления.
Двигательные представления следует считать одним из проявлений условно-рефлекторной реакции, поэтому они могут быть правильно проанализированы только в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Исследования показали, что двигательные представления сочетаются с теми же изменениями функций в организме (выраженными только в меньшей степени), что и действительные движения.
Создание определенных двигательных представлений вызывает у футболистов изменение функционального состояния различных органов и систем. С представлением связано как бы настраивание нервных центров на предстоящую работу. Говоря словами известного русского физиолога И. М. Сеченова, в центральной нервной системе оживает ряд «нот», по которым в следующее мгновение будет разыгрываться соответствующая «двигательная пьеса». Футболисты как бы «проделывают» свои движения с мячом мысленно. Предстартовое и стартовое состояния - это как бы заблаговременная функциональная подготовка организма к совершению двигательных актов. Физиологические реакции, характеризующие предстартовое и стартовое состояния, могут рассматриваться как процессы известного приспособления организма к предстоящей мышечной работе.
Усиление кровообращения и дыхания в стартовом состоянии связано с условно-рефлекторным возбуждением вегетативных центров. Повышение частоты пульса, кровяного давления и легочной вентиляции у футболиста перед началом игры является одним из характерных признаков стартового состояния. В некоторых случаях перед игрой у футболистов отмечается повышение температуры тела (до 38° и более), что является отражением роста теплопродукции в связи с усилением обменных процессов.
Профессор А. Ц. Пуни на основании специальных психологических наблюдений считает возможным все многообразные формы предстартовых реакций разделить на три типичные разновидности.
Первая из них, условно называемая состоянием «боевой готовности», характеризуется оптимальным уровнем всех физиологических функций, что обеспечивает наиболее быстрое вхождение в работу после начала игры и наиболее эффективное выполнение игровой деятельности. Психологические симптомы этой формы предстартовых реакций: напряженное состояние, возрастающее нетерпение (скорей бы играть), легкое возбуждение. Физиологические реакции: учащение пульса и дыхания, потливость, иногда дрожь, усиление диуреза (выделение мочи).
Вторая разновидность предстартового состояния называется «стартовой лихорадкой», для которой характерны резко выраженные, широко иррадиированные процессы возбуждения в коре больших полушарий, обусловливающие значительные изменения вегетативных функций.
Возбуждение в коре больших полушарий при этом настолько сильное и настолько преобладает над тормозными процессами, что затрудняет футболисту решение даже самых несложных задач, предъявляемых к его нервной деятельности. Вследствие этого футболист в начале игры может допустить ряд грубейших ошибок.
Психологические симптомы «стартовой лихорадки»: волнение (до степени подавляющего), нервозность, неустойчивое состояние и настроение, забывчивость, рассеянность. Физиологические реакции: резкое учащение пульса и дыхания, потливость, дрожание рук, ног, всего тела, похолодание конечностей, а иногда и целиком определенной поверхности тела, усиление диуреза и других выделительных процессов.
Третья разновидность предстартового состояния называется «стартовой апатией». Она сопровождается преобладанием тормозных процессов: ее психологические симптомы: вялость, апатия, нежелание играть, плохое настроение, сонливость. Из физиологических реакций отмечается только зевота, потливость конечностей, усиление выделительных процессов.
От чего же зависит различное отношение футболиста к игре, выражающееся в разнообразных формах предстартового состояния?
Главным образом отражение в сознании футболиста предстоящей игры, а следовательно, и отношение к ней связано со степенью тренированности, с так называемой «спортивной формой».
Экспериментально установлено, что уровень предстартовых вегетативных сдвигов относительно высок у более тренированных футболистов, что может быть обусловлено систематическими подкреплениями условнорефлекторных связей в процессе тренировок и игр. Именно у хорошо тренированных футболистов в предстартовом состоянии чаще всего наблюдается состояние «боевой готовности».
По-видимому, спортивная тренировка увеличивает работоспособность корковых клеток, повышает их устойчивость к условнорефлекторным раздражителям, действующим на организм. В процессе тренировки футболист должен научиться владеть собой, ожидая начала игры, управлять предстартовым состоянием, давать себе необходимые самоустановки. Огромное значение имеет авторитет тренера, слово которого, воздействуя на вторую сигнальную систему футболиста, может коренным образом изменить характер предстартового состояния, повысить боевую готовность футболиста к предстоящей игре. Но в связи с тем, что тренер далеко не всегда может быть рядом с футболистами, они должны уметь самостоятельно регулировать свои предстартовые реакции, создавать определенные установки, благоприятствующие успешному исходу игры. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности нервной системы футболистов, степень их мастерства, частоту выступлений, спортивную форму.
Исключительное значение имеет организующая идея, которая руководит футболистами в ответственных играх.
Важную роль в характере предстартовых реакций играет опыт футболиста, накопленный в процессе многократных выступлений и позволяющий ему более правильно оценивать как свои силы, так и силы противника.
Немалое влияние на возникновение и протекание предстартовых реакций оказывает и общая обстановка игры, количество зрителей, их настроенность и реакция на ход игры. Общеизвестно, что многие футбольные команды намного успешнее выступают в родном городе, в знакомой обстановке, где обычно зрители оказывают им большую поддержку.
Из всех мероприятий в плане регуляции предстартового состояния наибольшее значение имеет систематическое идейно-политическое воспитание и психологическая подготовка футболистов.
Очень важна также в создании наиболее оптимальной формы предстартового состояния правильная организация отдыха в дни и часы, предшествующие игре. Многие футболисты стремятся в это время переключиться на другую деятельность, провести время в обстановке, далекой от игры: они посещают музеи, кино, театры, играют в шахматы, шашки, гуляют по лесу, слушают музыку, читают книги, беседуют на темы, не относящиеся к футболу, смотрят соревнования по другим видам спорта и т. д. Такой отдых способствует сохранению полной работоспособности футболиста к моменту состязания.
Наоборот, длительное пребывание футболиста в обстановке, приближенной к игре, связанное с непрерывным воздействием резко выраженных условных раздражителей на его нервную систему (вызов всей команды для «накачки» к различным «руководителям», длительная установка на игру), нельзя расценивать как благоприятную форму подготовки к предстоящей игре. В то же время небольшая по времени предыгровая установка (25-35 мин.) с целеустремленными, ясными и доступными задачами является основой для управления футболистом своим поведением в процессе матча.
Готовясь к состязанию, футболист осмысливает установку и еще раз продумывает все свои действия во время игры. Это как бы период «предстартовой настройки» футболиста, который необходим для его волевой подготовки к предстоящему матчу и создания чувства «боевого возбуждения».
Если тренер имеет правильное представление о механизмах возникновения предстартовых реакций и учитывает индивидуальные особенности высшей нервной деятельности футболистов, то создается возможность сознательно регулировать предстартовое состояние, изменять характер и степень стартовых реакций в желаемую сторону.
Систематические тренировки и участие в соревнованиях вырабатывают у игроков способность «управлять» своим предстартовым состоянием: в одних случаях умерять его, в других, напротив, усиливать.
Одним из основных, наиболее эффективных, приемов, регулирующих предстартовые реакции, следует считать разминку, которая вызывает поступление в кору больших полушарий потоков импульсов от проприорецепторов и интеро-рецепторов и усиливает возбуждение в области двигательного анализатора, индуцирующее торможение в другие области коры. Этим самым обеспечивается повышение работоспособности футболиста.
С этой же точки зрения важен и спортивный массаж, который, так же как и разминка, может обеспечить возникновение оптимальных соотношений возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга.
Наконец, в предстартовом состоянии, особенно в последние минуты перед началом игры, целесообразно рекомендовать футболисту повторные глубокие дыхательные движения.. Глубокое дыхание, сопровождаясь импульсами от проприорецепторов дыхательных мышц и изменениями в газовом составе крови, может изменять корковую мозаику в направлении, способствующем увеличению работоспособности футболиста.
Какова же конкретная роль разминки в успешном преодолении предстартовых состояний?
Хорошо известно, что работоспособность человека при начале работы, в первые ее минуты, а иногда и десятки минут, не является максимально производительной. Причина такого явления лежит в том, что организм человека не может «внезапно», сразу из состояния покоя перейти в состояние наибольшей работоспособности. Необходим определенный промежуток времени, чтобы организм человека втянулся в работу. Подобное явление наблюдается при выполнении любой работы, в том числе и при игре в футбол.
Во время игры возникает изменение функционального состояния всех органов и систем, и в первую очередь центральной нервной системы. В ее высшем отделе - коре головного мозга - происходят изменения во взаимоотношениях между процессами возбуждения и торможения в сторону преобладания процесса возбуждения.
Для того чтобы заблаговременно подготовить организм к напряженной мышечной работе, к игре или тренировке, нужно мобилизовать физиологические функции организма при помощи разминки, т. е. небольшого комплекса разнообразных физических упражнений (гимнастических, легкоатлетических и др.), имеющих целью поднять возбудимость нервных центров коры больших полушарий и других отделов центральной нервной системы.
Обычно разминка рассматривалась в отрыве от всего предстартового состояния, и ее благотворное влияние объяснялось скорее местными изменениями в мышцах или механизмах безусловных рефлексов. Это объяснение надо считать неверным. Под влиянием разминки безусловно наступают положительные изменения в мышцах в виде улучшения кровообращения, согревания, повышения возбудимости и т. д., что благотворно влияет на их последующую работу во время игры и предотвращает возможные травмы. Но эти сдвиги не могут определить всего эффекта разминки и не являются основными.
Главным образом разминка направлена на поддержание коры больших полушарий в состоянии оптимальной возбудимости. Футболист разминкой «настраивает» на игру весь организм, и в первую очередь корковую деятельность.
Характер физиологических сдвигов, вызываемых разминкой, и физиологических сдвигов при предстартовом состоянии имеет черты сходства. В значительной степени сходен также эффект приспособления к предстоящей работе.
Однако есть существенная разница в механизме возникновения физиологических сдвигов. В предстартовом состоянии он только условнорефлекторный, причем большую роль играет вторая сигнальная система. В разминке же возникновение физиологических сдвигов связано с непосредственным выполнением реальных движений, реальной мышечной работы.
Разминка оказывает большое влияние на состояние центральной нервной системы и на вегетативные процессы. С помощью разминки достигается та оптимальная повышенная возбудимость центральной нервной системы, которая является необходимой для завершения работы.
Лабильность тканей, в частности нервов и мышц, и ее изменения регулируются центральной нервной системой. Изменчивость лабильности тканей по ходу реакции имеет огромное значение для деятельности всего организма. Благодаря изменчивости лабильности тканей происходит, как это установил А. А. Ухтомский, явление усвоения ритма. Лабильность отстающих звеньев повышается под влиянием текущих импульсов, они усваивают в связи с этим ритм возбуждений, посылаемых более лабильными образованиями. Движения при этом становятся более слаженными, гармоничными. Таким образом, явления усвоения ритма наряду с другими процессами лежат в основе так называемого «вхождения в работу» (врабатываемости) при мышечной деятельности.
Особо необходим период «врабатываемости» для деятельности систем внутренних органов, иннервируемых вегетативными нервами, так как лабильность систем внутренних органов, иннервируемых вегетативными нервами, значительно ниже лабильности опорно-двигательного аппарата. Например, двигательные нервы, иннервирующие скелетные мышцы, проводят возбуждение со скоростью около 100 м в секунду, а вегетативные волокна проводят возбуждения со скоростью от 0,5 до 2 м в секунду.
Во время разминки мышечные движения обусловливают поступление от рецепторов двигательных и других анализаторов потока импульсов в центральную нервную систему, рефлекторно изменяют характер регуляции со стороны последней не только деятельности двигательного аппарата, но и всех других органов и тканей.
Небольшое повышение температуры тела до 1 градуса во время мышечной работы улучшает работоспособность организма, вызывает повышение возбудимости центральной нервной системы.
Мышечная нагрузка вызывает усиление вегетативных процессов: повышается легочная вентиляция и поглощение кислорода, ускоряются окислительные процессы в тканях и отдача кислорода оксигемоглобином, увеличивается артериальное давление и минутный объем крови, сердце сокращается чаще, усиливается кровообращение.
Таким образом, работа больших мышечных групп приводит к перестройке регуляторных функций нервной системы и к изменению деятельности всего организма, приспосабливая его к работе и укорачивая период вхождения в работу.
Помимо общего влияния на весь организм, разминка оказывает также местное воздействие на мышечно-двигательный аппарат. Повышение температуры работающих мышц ускоряет течение химических процессов в них и уменьшает вязкость мышечной ткани, что способствует более быстрому сокращению мышц.
Специальные упражнения на растягивание мышц во время разминки увеличивают подвижность суставов.
Разминка имеет и профилактическое значение. Чем лучше футболист подготовит свой мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее он будет выполнять движения и тем меньше будет у него риска получить различные растяжения, разрывы мышц, сухожилий и т. д.
Лучшая подготовка достигается чередованием упражнений «на растягивание» с упражнениями «на расслабление» и упражнений для рук с упражнениями для ног. Последнее значительно повышает работоспособность как верхних, так и нижних конечностей.
Что касается формы разминки, то наблюдается большое разнообразие применения упражнений.
Прежде всего следует учитывать время игр (ранняя весна, основной период, конец сезона), спортивную форму игрока, перерыв в игре и т. д.
Нередко игроки злоупотребляют количеством, длительностью и темпом упражнений в разминке, полагая, что чем больше и дольше они будут «разминаться», тем лучше подготовят себя к предстоящей игре. Это неправильно, после длительной разминки нередко отмечается утомление, выражающееся в понижении силы и эластичности нервно-мышечного аппарата.
Разминка должна не утомлять организм, а лишь содействовать созданию оптимального (наилучшего) функционального состояния организма к предстоящей игре.
Лабораторные исследования, а также и некоторые эксперименты при выполнении гимнастических и легкоатлетаческих упражнений устанавливают, что оптимальное состояние возбудимости после применения физических упражнений наступает в пределах 2-3 мин.
Разминка должна состоять из общей части и частной, специфической. Цель общей разминки - поднятие общего функционального состояния организма в целом на оптимальный уровень работоспособности игрока. Цель частной специфической разминки - установление взаимоотношений между структурой предстоящего движения в игре и теми нервными процессами, которые лежат в основе его, т. е. заблаговременная «настройка» нервных координационных механизмов на выполнение основной работы в футболе.
Вот три вида примерной разминки в разное время сезона.
Примерная разминка перед игрой в начале сезона (апрель-май)-20 мин.
Общая часть - 10 мин.
1. Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические) упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивание с упражнениями на расслабление мышц, -7 мин.
2. Пробежка 300-400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх -3 мин.
Специальная часть -10 мин.
Нападающие, вратарь
1. Жонглирование мячом, передачи мяча, ведение с обводкой
(в парах) около углового флага -2 мин.
2. Игра в квадрате 3X1 в одно касание-3 мин.
3. Удары по воротам (вратарь в воротах) -5 мин.
Полузащитники, вратарь
1. Несильные удары по воротам для подготовки вратаря: один удар низом, другой поверху, постепенно увеличивая частоту и силу ударов, а также увеличивая дистанцию и меняя направления ударов, -5 мин.
2. Жонглирование мячом, передача мяча головой на месте и в прыжке, передача мяча на средние и длинные дистанции, ведение мяча -5 мин.
Защитники
1. Передача мяча на короткие дистанции ногами, головой в
прыжке, жонглирование -5 мин.
2. Всевозможные удары по мячу с хода на средние и длинные
дистанции - 5 мин.
Примерная разминка в середине сезона (июль-август)-16 мин.
Общая часть -7 мин.
1. Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические), упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивание с упражнениями на расслабление мышц, -4 мин.
2. Пробежки 300-400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх - 3 мин,
Специальная часть - 9 мин.
Нападающие, вратарь
1. Передвижения в разных направлених в небольшом квадра
те около углового флага, передавая мяч друг другу в одно - два
касания (можно с двумя мячами) - 2 мин.
2. Жонглирование в парах. Ведение и передача мяча друг дру
гу на короткие и средние дистанции -3 мин.
3. Удары по воротам (вратарь в воротах) -4 мин.

Полузащитники, вратарь
1. Несильные удары по воротам для подготовки вратаря, по
степенно увеличивая дистанцию и силу ударов, -5 мин.
2. Вбрасывание мяча из-за боковой линии и остановка мяча в
движении. Ведение мяча на партнера с отдачей мяча назад пяткой
(расстояние между партнерами 10-15 м). Жонглирование мячом,
передача мяча друг другу ногами и головой, то сокращая, то суживая дистанцию, -4 мин.
Защитники
1. Жонглирование в парах, передачи мяча головой в прыжке,
передачи мяча на короткие и средние дистанции в одно каса-ние -
4 мин.
2. Удары с хода с расстановкой мяча на средние дистанции (в
парах). Удары на длинные дистанции. Ведение мяча, проходы по
флангу и передачи мяча партнеру -5 мин.
Примерная разминка в конце сезона (сентябрь - октябрь)- 20 мин.
Общая часть - 10 мин.
1. Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические)
упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для
рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивания с уп
ражнениями на расслабление мышц, -6 мин.
2. Пробежка 300-400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх -4 мин.
Специальная часть -10 мин.
Нападающие, вратарь
1. Ведение мяча, ускорения с мячом и удары по воротам -
3 мин.
2. Проходы крайних нападающих по флангу и прострелы вдоль
ворот на центральных нападающих, которые производят удары с
хода, -3 мин.
3. Передачи мяча партнерам на ход для удара по воротам -
4 мин.
Полузащитники
1. Ведение мяча с передачей партнеру -3 мин.
2. Жонглирование мячом в движении, ведение и передача мяча
на короткие и средние дистанции в одно и два касания - 3 мин.
3. Игра головой и удары ногами на средние и длинные дистан
ции. Удары в цель запасному вратарю в середине поля -4 мин.
Защитники
1. Жонглирование в парах. Передачи мяча головой -3 мин.
2. Удары на средние дистанции в одно касание -3 мин.
3. Передачи мяча партнеру на свободное место с последующей
отдачей_мяча. Проходы по флангу и передачи мяча партнеру -
4 мин.
В перерыве между таймами (10 мин.) футболисты отдыхают. В это время тренер делает общие замечания по ходу игры и нацеливает игроков на вторую половину. Как правило, на это уходит 6-7 мин. Оставшиеся 3-4 мин. лучше всего посвятить общей разминке: бегу на месте, всевозможным прыжкам, пробежкам. Если есть возможность, можно поработать с мячом: жонглирование, передача мяча партнеру.
Примерная разминка может быть видоизменена как по времени, так и по интенсивности, а также дополнена различными упражнениями в зависимости от климатических условий, времени года и др. Полевые игроки должны больше уделять внимания упражнениям для мышц и суставов нижних конечностей, а вратари - упражнениям для мышц и суставов верхних конечностей.
Характер разминки должен определяться индивидуальными особенностями игроков, в частности степенью возбудимости их нервной системы.
При проведении разминки необходимо учитывать и характер предстартового состояния игрока. Если предстартовое состояние отличается резкими функциональными сдвигами, целесообразна более «спокойная» по интенсивности разминка, и, наоборот, при незначительных функциональных сдвигах выгодна более активная, возбуждающая разминка.
Тренер должен хорошо знать каждого игрока и предлагать некоторым игрокам разминаться по индивидуальным планам.
Разминка в сочетании с массажем создает необходимое для предстоящей игры эмоциональное состояние, она может отвлечь и несколько успокоить излишне возбужденного игрока и подбодрить и вызвать повышенное настроение у слишком вялого игрока.

Еще до начала выполнения мышечной работы, в процессе ее ожидания, происходит целый ряд изменений в разных функциях организма. Значение этих изменений состоит в подготовке организма к успешному выполнению предстоящей деятельности.

Предстартовое изменение функций происходит за несколько минут, часов или даже дней до начала мышечной работы. Иногда выделяют отдельно стартовое состояние, характерное для последних минут перед стартом (началом работы), во время которого функциональные изменения особенно значительны. Они переходят непосредственно в фазу быстрого изменения функции в начале работы (период врабатывания).

В предстартовом состоянии, как и во время самой работы, происходят следующие изменения: учащается и углубляется дыхание, т. е. растет легочная вентиляция (ЛВ), усиливается газообмен (потребление О 2), учащаются и усиливаются сокращения сердца (растет сердечный выброс), повышается артериальное давление (АД), увеличивается концентрация молочной кислоты в мышцах и крови, повышается температура тела и т. д. Таким образом, организм как бы пе­реходит на некоторый «рабо­чий уровень» еще до начала деятельности, и это обычно способствует успешному вы­полнению работы.

По своей природе предстар­товые изменения функций яв­ляются условно-рефлекторными и гормональными реакциями . Условно-рефлекторными раздражителями в данном случае служат: место, время предстоящей деятельности, наличие соперников, спортивная форма, а также второсигнальные (речевые) раздражители− напутствия тренера и т.д. Важнейшую роль при этом играют эмоциональные реакции. Поэтому наиболее резкие изме­нения в функциональном со­стоянии организма наблюдаются перед спортивными соревнованиями. Причем степень и характер предстартовых изме­нений часто находятся в пря­мой связи со значимостью данного соревнования для спортсмена.

Потребление кислорода, основной обмен, легочная вентиляция перед стартом могут в 2-2,5 раза превышать обычный уровень покоя. У спринтеров, горнолыжников ЧСС на старте может достигать 160 уд/мин. Это связано с усилением деятельности симпатоадреналовой системы, активируемой лимбической системой головного мозга (гипоталамусом, лимбической долей коры). Активность этих систем увеличивается еще до начала работы, о чем свидетельствует повышение концентрации норадреналина и адреналина. Под влиянием катехоламинов и других гормонов ускоряются процессы расщепления гликогена в печени, жиров в жировом депо, так что еще до начала работы в крови повышается содержание энергетических субстратов – глюкозы, свободных жирных кислот. Усиление симпатической активности увеличивает гликолиз в скелетных мышцах, вызы­вает расширение их кровеносных сосудов.


Уровень и характер предстартовых сдвигов, часто соответствует особенностям тех функциональных изменений, которые происходят во время выполнения самого упражнения. Например, ЧСС перед стартом в среднем тем выше, чем короче дистанция предстоящего бега, т. е. чем выше ЧСС во время выполнения упражнения. В ожи­дании бега на средние дистанции систолический объем крови увеличивает­ся относительно больше, чем перед спринтерским бегом. Таким образом, предстартовые изменения физиологических функций довольно специфичны, хотя количественно выражены значительно слабее происходящих во время работы.

Особенности предстартового состояния во многом могут опреде­лять спортивную работоспособность. Не во всех случаях предстар­товые изменения оказывают положительное влияние на спортивный результат. В этой связи выделяют три формы предстартового состояния:

1. Боевая готовность− обеспечивает наилучший психологиче­ский настрой и функциональную подготовку спортсменов к работе. Наблюдается оптимальный уровень физиологических сдвигов− повышен­ная возбудимость нервных центров и мышечных волокон, адекватная вели­чина поступления глюкозы в кровь из печени, благоприятное превышение концентрации норадреналина над адреналином, оптимальное усиление частоты и глубины дыхания и частоты сердцебиений, укорочение времени двигательных реакций.

2. Предстартовая лихорадка− в случае ее возникновения возбу­димость мозга чрезмерно повышена, что вызывает нарушение тонких механизмов межмышечной координации, излишние энерготраты и преж­девременный до рабочий расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции. При этом у спортсменов отмечена повышенная нервоз­ность, возникают фальстарты, а движения начинаются в неоправданно бы­стром темпе и вскоре приводят к истощению ресурсов организма.

3. Предстартовая апатия− она харак­теризуется недостаточным уровнем возбудимости ЦНС, увеличением времени двигательной реакции, невысокими изменениями в состоянии скелетных мышц и вегетативных функций, по­давленностью и неуверенностью в своих силах спортсмена.

Чрезмерные предстартовые реакции снижаются у спортсменов по мере привыкания к соревновательным условиям.

На формы проявления предстартовых реакций оказывает влия­ние:

а) тип нервной системы: у спортсменов с сильными уравновешен­ными нервными процессами – сангвиников и флегматиков чаще наблюдается боевая готовность, у холериков – предстартовая лихо­радка; меланхолики в трудных ситуациях подвержены предстарто­вой апатии;

б) предстартовые установки− умение тренера провести необходимую беседу, переключить спортсмена на другой вид деятельности способствует оптимизации предстартовых состояний;

в) массаж;

г) правильно проведенная разминка− в случае предстартовой лихорадки необходимо проводить разминку в невысоком темпе, подключить глубокие рит­мичные дыхания (гипервентиляцию), так как дыхательный центр оказывает мощное нормализующее влияние на кору больших полу­шарий. При апатии, наоборот, требуется проведение разминки в бы­стром темпе для повышения возбудимости в нервной и мышечной системах.

Предстартовые состояния эмоционального возбуждения часто возникают задолго до соревнований и могут истощить нервную систему спортсмена, дезорганизовать его деятельность. В связи с этим требуется ряд мероприятий, направленных на уменьшение психической напряжённости.

Даже при высокой степени готовности, эмоциональное напряжение перед стартом может свести на нет весь длительный процесс подготовки. Специальная подготовка позволяет обеспечить оптимальный уровень психической готовности к соревнованиям или к выполнению большой и интенсивной тренировочной нагрузке. Известно, что перед началом соревнований лыжники находятся в различном эмоциональном состоянии. В настоящее время можно выделить три вида такого состояния:

1. Состояние боевой готовности. Боевая готовность характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Ей соответствует выраженные, но умеренные вегетативные сдвиги. Психологический синдром: напряженное ожидание старта, возрастающее нетерпение, легкое, а иногда значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность своих силах (реальная оценка своих сил и возможностей противника), достаточно высокая мотивация деятельности, способность сознательно регулировать свои мысли, чувства, поведение и управлять ими, личная заинтересованность спортсмена в участии в данных соревнованиях, хорошая концентрация внимания на предстоящей деятельности, обострение восприятия и мышления, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным факторам. Боевая готовность положительно сказывается на деятельности спортсмена в соревнованиях, позволяя ему максимально реализовать свои двигательные, волевые, интеллектуальные возможности.

2. Состояние стартовой лихорадки. Предстартовая лихорадка характеризуется чрезмерно высоким уровнем эмоционального возбуждения. Ей соответствуют резко выраженные вегетативные сдвиги (значительное учащение пульса и дыхания, повышенная потливость подмышечных впадин и ладоней, повышенное кровяное давление, значительное увеличение тремора конечностей, и.т.д.). Психологический синдром: чрезмерное волнение, тревога, повышенная нервозность (раздражительность), неустойчивость настроения (резкий переход от бурного веселья к слезам), беспричинная суетливость, рассеянность, ослабление памяти, снижение остроты восприятия, повышенная отвлекаемость внимания, понижение гибкости и логичности мышления, неадекватные реакции на обычные раздражители, капризность, переоценка своих сил и недооценка возможностей противника (излишняя самоуверенность), неспособность полностью контролировать свои мысли, чувства, настроение и поведение, неоправданная торопливость. Высокое нервно-психическое напряжение понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к расслаблению, нарушает координацию движения. Предстартовая лихорадка мешает спортсмену максимально мобилизоваться и не позволяет ему реализовать все свои возможности в условиях соревнований. Отрицательное влияние предстартовой лихорадки проявляется и в том, что спортсмен долго не может уснуть накануне соревнований, спит с мучительными сновидениями, утром встает несвежий, не отдохнувший.

3. Состояние стартовой апатии. Стартовая апатия характеризуется относительно низким уровнем эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения и ослабления возбуждения. Ей соответствуют незначительные сдвиги вегетативных функций. Психологический синдром: вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, страх перед противником, отсутствие интереса к соревнованиям, малая помехоустойчивость к неблагоприятно действующим факторам, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, неспособность «собраться» к моменту старта, резкое снижение волевой активности. Стартовая апатия не позволяет спортсмену мобилизоваться, деятельность его осуществляется на пониженном функциональном уровне, спортсмен при стартовой апатии не в состоянии «выложиться».

Главным из мероприятий по управлению психическими состояниями является формирование предстартовых установок. Это установки на хорошую работу, на то, что делать, как делать и когда делать. Актуализация целевых установок оказывается целесообразной лишь за несколько минут, а иногда и секунд до старта. Особенно неблагоприятны контрастные мысли либо о великом достижении, либо о большой неудаче могут разрушить в самые последние минуты перед стартом даже очень крепкую психологическую защиту спортсмена.

Одним из способов снятия психического напряжения может служить разрядка. Она заключается в замещении деятельности. Типы разрядки у разных людей разные: одни разряжаются через двигательные акты, другие через речевые.

Вызывая воспоминания о случайном поражении, можно предохранить спортсмена от излишнего риска, самоуверенности. Часто такие воспоминания и представления, действуя отрезвляюще, подобно холодному душу, оптимизируют психическое состояние спортсмена перед стартом.

Разминка перед стартом может быть использована не только с целью подготовки организма к предстоящим соревновательным нагрузкам, но и для регулирования предстартового состояния лыжника. Различные по характеру, интенсивности и длительности упражнения и передвижения на лыжах, их разнообразные сочетания могут заметно изменить эмоциональное состояние гонщика. В том случае, если наблюдается в большей или меньшей степени предстартовая лихорадка, необходимо проводить разминку с меньшей интенсивностью, в виде спокойного, но более длительного передвижения на лыжах. Лучше это сделать в стороне от стартового городка и зрителей, чтобы избежать дополнительного возбуждающего влияния этих факторов. Время разминки зависит от индивидуальных особенностей лыжника и степени возбуждения. В этом случае контроль за состоянием лыжника осуществляется по объективным показателям: частоте дыхания и сердечных сокращений. Необходимо также учитывать и субъективные факторы - самочувствие спортсмена. В случае стартовой апатии лыжник, наоборот, проводит более интенсивную разминку, выполняет несколько коротких ускорений. Всё это повышает возбудимость, улучшает настроение и снимает апатию. Разминка перед стартом с учётом эмоционального состояния - дело сугубо индивидуальное и учиться её проводить лыжник должен в процессе тренировок и малоответственных соревнований.

Одним из средств, положительно влияющим на эмоциональное состояние перед стартом, является массаж. Проведение массажа допустимо только специалистом, хорошо знающим его влияние на организм. Характер массажа должен строго соответствовать состоянию лыжника и поставленным задачам, в противном случае массаж может только усугубить состояние и привести к отрицательным результатам.

Предстартовое состояние объединяет комплексных изменений, возникающих в организме спортсмена до начала упражнений. В нем различают ранее предстартовое и собственно стартовое состояния. Первое возникает за несколько часов и даже дней до начала работы, а собственно стартовое состояние – за несколько минут до старта.

Предстартовые изменения функций являются условно-рефлекторными реакциями. Они готовят организм к предстоящей работе и ускоряют процессы врабатывания.

Предстартовые изменения функций являются условно-рефлекторными реакциями. Физиологические изменения возникают на условные сигналы, которыми являются раздражители сопутствующие предшествующим занятиям (вид стадиона, спортивного зала и др.). Они готовят организм к предстоящей работе и ускоряют процессы врабатывания.

Предстартовое состояние характеризуется повышением возбудимости нервных центров, усилением обмена веществ, учащением пульса, повышением артериального давления, учащением и углублением дыхания, повышением t 0 тела, увеличением содержания глюкозы и молочной кислоты в крови, адреналина. В предстартовом состоянии все изменения выражены слабее, чем в собственно стартовом состоянии. Эти изменения зависят от характера предстоящей нагрузки, отношения к ней спортсмена, степени тренированности, значимости соревнований и других факторов.

Различают предстартовые изменения двух видов – неспецифические (при любой работе) и специфические (связанные со спецификой предстоящих упражнений).

К числу неспецифических изменений относят 3 формы предстартовых состояний: боевую готовность, предстартовую лихорадку и предстартовую апатию.

Боевая готовность обеспечивает наилучший психологический настрой и функциональную подготовку спортсменов к работе. Наблюдается оптимальный уровень физиологических сдвигов: повы­шенная возбудимость нервных центров и мышечных волокон, адек­ватная величина поступления глюкозы в кровь, из печени, благопри­ятное превышение концентрации адреналина, оптимальный усиление частоты и глубины: дыхания и частоты серд­цебиений, укорочение времени двигательные реакций.

В случае возникновения предстартовой лихорадки возбудимость мозга чрезмерно повышена, что вызывает нарушение тонких механизмов межмышёчной координации, излишние энерготраты и преждевременной дорабочий расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции. При этом у спортсменов отмечена повышенная нервозность, возникают фальстарты, а движения начи­наются в неоправданно быстром темпе и вскоре приводят к истоще­нию ресурсов организма.



В противоположность этому, состояние предстартовой апатии характеризуется недостаточным уровнем возбудимости центральной нервной системы, увеличением времени двига­тельной реакции, невысокими изменениями в состоянии скелетных мышц и вегетативных функций, подавленностью и неуверен­ностью в своих силах спортсмена. В процесс длительной работы негативные сдвиги состояний в результате лихорадки и апатии мо­гут преодолеваться, но при кратковременный упражнениях такой возможности нет.

Способы управления предстартовыми состояниями зависят от их характера. Предстартовая лихорадка требует проведение разминки в невысоком темпе, подключение глубокого ритмичного дыхания, которое через дыхательный центр оказывает нормализующее влияние на кору больших полушарий. При апатии, наоборот, разминка должна проводиться в быстром темпе. Беседа тренера и массаж также способствуют оптимизации предстартового состояния.

2. Физиологические эффекты и характеристика разминки.

Разминка – это комплекс упражнений, выполняемых перед тренировкой или соревнованием и способствующих ускорению процесса врабатывания и повышения работоспособности.

Физиологические эффекты разминки разнообразны: 1) повышение возбудимости и активности сенсорных, двигательных и вегетативных центров; 2) усиление деятельности эндокринных желез; 3) повышение температуры тела и особенно работающих мышц, что обеспечивает увеличение активности ферментов, а также скорости биохимических реакций в мышечных волокнах, возбудимости мышц и скорости их расслабления и сокращения; 4) усиление кожного кровотока, что облегчает теплоотдачу и предотвращает чрезмерное перегревание тела.

Разминка усиливает также работу систем, обеспечивающих транспорт кислорода к работающим мышцам: повышается легочная вентиляция, скорость диффузии кислорода из альвеол в кровь, увеличивается минутный объем крови, расширяются артериальные сосуды скелетных мышц, повышается артериальное давление.



Разминка состоит из общей и специальной части. Общая разминка включает упражнения, способные повысить возбудимость ЦНС, активизировать систему транспорта кислорода, усилить обмен веществ в мышцах и других органах. Эта часть разминки не должна вызывать утомления и повышать температуру тела выше 38 С. Специальная разминка по своей структуре должна соответствовать характеру предстоящей работе. Она включает сложные в координационном отношении упражнения, обеспечивающие необходимую настройку ЦНС, то есть «оживление» двигательного динамического стереотипа.

Длительность разминки от 10 до 30 минут, сигналом к ее прекращению может быть начало потоотделения, свидетельствующее о готовности терморегуляционных механизмов к предстоящей работе. Разминка не должна вызывать утомления, поэтому она строится строго индивидуально. Также следует нагружать мышцы, которые не будут участвовать в предстоящей основной работе. Физиологические эффекты разминки могут сохраняться в течение 15 минут. Затем эффект разминки начинает утрачиваться и после 45 минут перерыва ее следует повторить.

Роль разминки в различных видах спорта при разных внешних условиях неодинакова. Ее положительное влияние наиболее заметно при скоростно-силовых упражнениях относительно небольшой продолжительности. Перед бегом на длинные дистанции оно выражено значительно меньше, чем при беге на средние и короткие дистанции. При высокой температуре воздуха обнаружено отрицательное влияние разминки на терморегуляции во время бега на длинные дистанции.

До начало мышечной деятельности в организме спортсмена происходят заметные сдвиги в функциях отдельных органов и систем.

Предстартовое состояние - это комплекс изменений физиологических и психических функций, возникающих до начала выступления спортсмена в соревнованиях.

Различают:

- Ранее предстартовое состояние, которое возникает за несколько дней до соревнований.

- Предстартовое состояние, возникает с момента попадания в атмосферу спортивных состязаний.

- Стартовое состояние, которое возникает за несколько минут или секунд до старта.

Предстартовые изменения функционального состояние спортсмена следует рассматривать как биологически целесообразную приспособительную реакцию организма, в ходе которого происходит мобилизация двигательных и вегетативных функций для выполнения предстоящей работы. Эти изменения характеризуются повышением возбудимости ЦНС, дыхательных и сосудодвигательных центров, которые приводят к увеличению легочной вентиляции, усилению сердечной деятельности и изменения состава крови. Мобилизация функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников, сопровождается увеличением содержанием адреналина в крови. Также в предстартовом состоянии отмечается усиление парасимпатических влияний на внутренние органы, выражающейся в увеличении кишечной перистальтики и понижения тонуса сфинктера мочевого пузыря. Предстартовые изменения в крови выражаются в увеличении количества лимфоцитов и нейтрофилов, в повышении концентрации молочной кислоты.

Физиологические механизмы предстартовых изменений носят условнорефлекторный характер. Различные факторы внешней среды, связанные с обстановкой спортивных соревнований, будучи подкрепленными мышечной работой, становятся условными сигналами предстоящей двигательной деятельности. Существенное значение имеет иррадиация возбуждения с двигательных зон коры больных полушарий на центры вегетативных функций. Эмоции в предстартовом состоянии вызывают большой эмоциональный накал. Эмоциональные реакции и мотивации в данном случаи могут рассматриваться как важные регуляторы функционального состояния организма. Также эмоции

сглаживают специфичность реакций со стороны внутренних органов.

9. Физиологическое обоснование состояния утомления и его биологическое значение .

Под утомлением понимают физиологическое состояние, на­ступающее вследствие напряженной или длительной деятельно­сти организма, проявляющееся в дискоординацин функций и во временном снижении работоспособности. У низших животных утомление наступает относительно медленно, но достигает боль­шей глубины, чем у высших животных. Наиболее сложно утом­ление протекает у человека. Это связано с тем, что в развитии утомления и в течении восстановительных процессов у человека особое значение приобретают социальные факторы.

Биологическая роль утомления состоит в своевременной за­щите организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе. Физиологические сдвиги при резко выражен­ном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождаю­щейся нарушением постоянства внутренней среды организма. В то же время повторное утомление, не доводимое до чрезмер­ной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма. В развитии утомления различают скрытое, преодолеваемое утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Экономичность двигательной деятельности в этом случае падает, работа выполня­ется с большими энергетическими затратами. Это компенсиро­ванная форма утомления. При дальнейшем выполнении работы развивается некомпенсированное, явное утомление.

Главным признаком этого состояния является снижение ра­ботоспособности. Развитие охранительного торможения в цент­ральной нервной системе приводит к отказу от работы. При не­компенсированном утомлении угнетаются функции надпочечни­ков, снижается активность дыхательных ферментов, происходит вторичное усиление процессов анаэробного гликолиза. Утомле­ние, развивающееся в процессе выполнения физических упраж­нений, приводит к снижению их эффективности и ухудшению спортивного результата.

Рациональное построение тренировочного процесса невоз­можно без глубокого понимания механизмов развития утомле­ния. Появление центрально-нервной теории утомления связано с именем И. М. Сеченова. Она явилась важным шагом в рас­крытии механизмов утомления. Особая роль центральной нерв­ной системы в развитии утомления несомненна. Торможение - универсальный механизм, предохраняющий нервную систему, а через нее и все органы и ткани от истощения, результатом ко­торого может быть потеря жизнеспособности организма.

Утомление в целостном организме наступает прежде всего в центральной нервной системе. При этом более ранимыми ока­зываются высокодифференцированные клетки коры больших полушарий. И. П. Павлов показал, что утомление и восстанов­ление-это две стороны одного процесса. Соотношение их - основа деятельного состояния или перехода к пониженной ак­тивности живой структуры. Развитие Г. В. Фольбортом идей И. П. Павлова показало принципиальную верность представле­ний об утомлении как о состоянии, зависящем от соотношения процессов истощения и восстановления.

Физиологические и биохимические сдвиги, происходящие во время работы, приводят к ухудшению функционального состоя­ния работающего органа. Но они в то же время стимулируют восстановительные процессы. Скорость восстановления при этом оказывается тем выше, чем быстрее наступает утомление. По со­временным представлениям, истощение энергетического мате­риала клеток, прежде всего АТФ, оставляет структурный след в генетическом аппарате клетки.

Дефицит АТФ стимулирует увеличение белковой массы ми­тохондрий и по принципу обратной связи ведет к увеличению выработки АТФ по ходу работы и в восстановительный период. В результате тренированность к этому виду нагрузки повышает­ся. Истощение, превышающее допустимые пределы, ведет к сры­ву адаптации с развитием картины переутомления.

Современная теория утомления исходит из предпосылки о многоструктурности и неоднозначности функциональных изменений в отдельных системах во время работы. Процессы, обу­словливающие развитие утомления, в первую очередь происхо­дят в коре больших полушарий. Однако при этом не снимается роль местных и гуморальных факторов в развитии утомления. В зависимости от вида работы, ее напряженности, продолжи­тельности ведущая роль в развитии утомления может принад­лежать различным физиологическим системам.

Изменения в гуморальной системе регуляции могут стать ведущими факторами в развитии утомления в связи с повышен­ным поступлением в кровь гормонов гипофиза и надпочечни­ков при эмоциональном стрессе. Угнетение функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы - возможная альтер­натива в изменении гормонального равновесия при длительной истощающей работе-может также стать одним из ведущих факторов утомления.

Нарушение в центральном звене регуляции физиологических функции может играть ведущую роль при кратковременной мы­шечной работе скоростного характера, в результате действия мощного потока проприоцептивных и хеморецептивных импуль­сов и последующего развития запредельного торможения (пер­вичное утомление).

Снижение возбудимости нервных центров при истощающей работе является результатом действия слабого по силе, но дли­тельного и монотонного раздражителя. На состояние высших корковых и подкорковых центров регуляции оказывает влияние изменение химизма внутренней среды, изменение основных кон­стант, обеспечивающих гомеостаз организма. Нарушения химиз­ма внутренней среды происходят вследствие снижения активно­сти ферментов, угнетения липидного и углеводного обмена, сни­жения уровня аденозинтрифосфатазы, а также первичных акцепторов электронного каскада - НАД и НАДФ.

Ведущими факторами развития утомления могут стать н местные процессы, например нарушения в периферическом звене нервно-мышечного аппарата. Они связаны с понижением воз­будимости н проводимости в нервно-мышечных синапсах, фи­зиологическими и биохимическими изменениями в рецепторах и сократительных элементах мышц.

Подобный подход к изменяющемуся значению отдельных факторов в развитии утомления, а также строгая количествен­ная оценка их значимости может быть основой управления тре­нировочным процессом. Выделение ведущего фактора в разви­тии утомления при конкретных видах мышечной работы воз­можно при правильном подборе соответствующих тестирующих проб и методик исследования.

Утомление у детей школьного возраста развивается быстрее, чем у взрослых, вследствие ряда особенностей деятельности центральной нервной системы. У детей быстрее нарушаются процессы внутреннего торможения, в особенности дифференцировочного и запаздывающего. При этом падает внимание, появ­ляется двигательное беспокойство, сменяющееся резким пони­жением активности в результате развития охранительного тор­можения и понижения возбудимости корковых клеток.

Феноменологическая картина утомления у детей и роль от­дельных факторов в его развитии столь же разнообразны, как и у взрослых. Однако течение восстановительных процессов, быстрота развития утомления у детей имеют существенные от­личия от взрослых. В занятиях с детьми следует исключать однообразную, монотонную работу, чередовать различные виды работы, облегчающие восстановление по механизму активного отдыха. Учитывая, что работоспособность детей падает от пер­вого к последнему уроку, от понедельника к субботе, в режиме дня школьника необходимо предусмотреть и соответствующие изменения в содержании физических и умственных нагрузок, а также в средствах и методах их активизации.

Перетренировка

Перетренировка - этап прогрессирующего развития пере­утомления. Она сопровождается комплексом функциональных нарушений, затрагивающих преимущественно центральный ап­парат регуляции двигательных и вегетативных функций. Ранни­ми признаками перетренировки служат расстройство сна, отсут­ствие интереса и желания тренироваться, боязнь физических напряжений, страх перед выполнением сложных упражнений. Спортсмен становится раздражительным, легко вступает в конф­ликты с товарищами и тренером или, наоборот, отличается вя­лостью, безразличным отношением к окружающим.

В развитии перетренировки можно выделить три стадии. Для первой стадии характерно прекращение роста спортивных результатов или их снижение, жалобы на ухудшение самочувст­вия, отсутствие желания к продолжению тренировки, понижен­ная приспособляемость к нагрузкам. Вторая стадия перетрени­ровки проявляется в прогрессирующем снижении спортивных результатов, в ухудшении восстановительных процессов после нагрузки при плохой приспособляемости к ней.

Субъективные жалобы на плохое самочувствие усугубля­ется объективным ухудшением функционального состояния спортсмена. Стойкие функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной систем, сопровождающиеся резким снижением спортивной работоспособности, - такова картина третьей стадии перетренировки.

Во второй и третьей стадиях перетренировки наряду с рас­стройствами регуляции могут наблюдаться диффузные и оча­говые изменения в сердечной мышце. Субъективные проявле­ния перетренировки этих стадий - жалобы на неприятные ощущения и боли в области сердца, в особенности после физической нагрузки. Сократительная способность сердца ухудша­ется. При увеличивающихся размерах сердца наблюдается от­рицательная корреляция с объемом сердечного выброса. При физических нагрузках в подавляющем большинстве случаен наблюдаются атипические реакции, преимущественно со сту­пенчатым подъемом артериального давления.

Существенные изменения происходят в характере обменных реакций. Если на начальной стадии снижается интенсивность окислительного фосфорилирования, то на поздних этапах пере­тренировки ухудшаются гликолитические механизмы ресинтеза АТФ, уменьшается содержание гликогена и увеличивается об­разование аммиака в мышцах. Нарушение витаминного балан­са при перетренировке выражается в резком снижении содер­жания витамина С в крови, печени, скелетных мышцах. Вследствие ухудшения пластических процессов, а также повышенного расхода энергии при мышечной работе падает масса тела. Снижение показателей физических качеств при перетренировке относится более всего к общей и скоростной выносливости. Быстрота и мышечная сила изменяются в меньшей степени.

При перетренировке отмечается падение активности есте­ственных защитных факторов организма. При исследовании состояния естественных защитных реакций у юных спортсме­нов, находящихся в состоянии перетренировки, обнаружено падение активности фагоцитоза уже после незначительной малоинтенсивной нагрузки (5-минутная работа на велоэргометре с мощностью 60% от максимальной). Снижается исходный фон естественной иммунологической реактивности организма. Падение естественной иммунологической реактивности яв­ляется следствием понижения общей физиологической актив­ности организма, наблюдаемой при функциональных расстрой­ствах, связанных с перетренировкой.

Мерами предупреждения перетренировки служат правиль­ная организация тренировочного режима, учет индивидуальных особенностей адаптации к физической нагрузке, строгое сле­дование принципам спортивной тренировки, в которых обобщен многолетний опыт рационального построения тренировочного процесса.

Для восстановления спортивной работоспособности после первой стадии перетренировки необходим активный отдых в течение 1-2 недель. Объем тренировочной нагрузки в этом случае уменьшается, интервалы отдыха между интенсивными упражнениями удлиняются. Резко снижается объем интенсивных нагрузок, соревнования исключаются.

Последствия перетренировки второй стадии могут быть ликвидированы в течение 1-2 месяцев. При этом в первые не­доли (от 1 до 3) лечения полезен полный или активный отдых с неспецифической нагрузкой.

Третья стадия перетренировки требует полного 2-3 недельного отдыха, с последующим переходом к активному отдыху продолжительностью 3-4 недели. В этот период принимается комплекс восстанавливающих средств. К ним относится медикаментозные препараты, биологические и физиотерапевтические процедуры.

Перенапряжение.

Чрезмерная и форсированная физическая нагрузка без достаточного для восстановления периода отдыха приводит к изменению функций жизнеобеспечивающих систем организма развития патологических состояний. Перенапряжение возникает как результат несоответствия между запросами возникающими при мышечной работе, и функциональными возможностями спортсмена для их обеспечения. К числу причин результатом которых может быть перенапряжение относится интенсивная нагрузка, если она действует на не подготовительный организм, сочетается с напряженной учебой или работой и выполняется после заболевания если на фоне хронической инфекции.

В основе физического перенапряжения лежит нарушение нейрогуморальной регуляции физиологических функций и обмена веществ резкое изменение химизма во внутренней среде, т.е. нарушается гомеостаз внутренней среды. Дисфункции гормональной системы – увеличение содержания адреналина и его аналога в крови, кроме того наблюдается недостаточность, адренокортикотропной функций передней долей гипофиза, что является фактором способствующим развитию перенапряжения. В результате изменения веществ возникают нарушения баланса ионов калия и магния и могут наблюдаться диффузные и очаговые поражения сердечной мышцы.

Через мерная физическая нагрузка с опасной точки зрения недостаточно энергетического запаса сердечной мышцы, нарушения метаболизма и угроза инфаркта миокарда. Расстройство обмена веществ в миокарде занимает особое место среди других метаболических расстройств, т.к. при этом нарушается кровоснабжение всего организма. Поэтому миокард повреждается как первично, так и опосредовано через нарушения обменных процессов целостного организма.

Для нормальной функции миокарда необходимо равновесие между нейрогармонами, симпатической и парасимпатической нервной системы. Нарушение соотношений адреналина и норадреналина с одной стороны и оцетилхолина с другой стороны способствует развитию перенапряжения. Это приводит к гипоксии миокарда и некрозу сердечной мышцы. Очаговый изменения миокарда возникают в следствии спазма и механической закупорки артерии анемии, нарушений электролитного обмена. В результате перенесенного перенапряжения может сохраниться стойкое повышение АД, боли в области сердца и печени, значительное снижение физической работоспособности к приспособляемости мышечной нагрузки. В эти изменения могут привести к смертельному исходу. Многократное применение нагрузок превышающее функциональные возможности спортсмена сохраняется хроническим перенапряжением. В развитии хронического перенапряжения существуют 3 стадии:

Для I стадии характерно сохранение высокой спортивной работоспособности. При этом отмечаются характерные изменения ЭКГ и снижается экономичность физиологических функций.

Во II стадии появляется комплекс вегетативной и соматических расстройств приводящие к резкому падению физической работоспособности.

Для III стадии характерны дистрофические изменения в миокарде и расстройства гемодинамеки.

Следствием перенапряжения сердца может быть развитие патологических форм гипертрофии, при которых размеры сердца увеличиваются как за счет продольных так и за счет косых размеров. Патологические формы гипертрофии и с выраженными дистрофическими изменениями отличаются от физиологической гипертрофии являющиеся систематической мышечной работы. Границы переходы физиологической гипертрофии в патологическую носят условный характер. Выделяют 3 стадии развития гипертрофии:

Стадия компенсаторной гиперфункции сердца (увеличивающаяся функциональная нагрузка сопровождается одновременная активацией энергообразования и синтеза белка). Потребления кислорода на единицу массы сердца при этом растет. Снижаются запасы гликогена и креатина фосфата сердечной мышцы при одновременном увеличении ее массы.

Стадия характеризуется завершающей гипертрофией и относительно устойчивой гиперфункцией сердца. Уровень функционирования энергообразования и пластических процессов при этом нормализуется. Общее потребление кислорода на единицу массы сердца не отличается от нормы. Уменьшается содержание норадреналина в сердечной мышце, тем самым снижается активность к импульсам приходящим по симпатическим мышечным волокнам. При этом сократительная функция сердечной мышцы снижается.

Стадия происходит дальнейшее уменьшение содержание норадреналина в сердечной мышцы и ухудшение трофических влияний и симпатических нервов. На этой же стадии в гипертрофированном миокарде нарушается синтез нуклеиновых кислот и мышечного белка.

Средства предупреждения и лечения перенапряжения меня­ются в зависимости от степени его развития. При перенапряже­нии первой стадии следует уменьшить объем тренировочной нагрузки. Интенсивность выполняемых упражнений должна составлять не более 50%. Нормализация сердечной функции достигается медикаментозными средствами. В комплексе вос­становительных процедур особое внимание уделяется сбаланси­рованному питанию с интенсивной витаминизацией.

При перенапряжении второй и третьей стадий спортсмену следует переходить на режим активного отдыха. Интенсивность нагрузки при этом не должна превышать 20-30%, а общий ее объем сокращается в 2-3 раза.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека