Государственный строй - География - справочник. Страны с абсолютной монархией

1.1. Монархия.

Монархическая форма правления (греч. monarchia - единовластие) – весьма древняя форма правления. В этой форме правления «высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который престол по наследству и не несет ответственности перед населением».

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

· существование единоличного главы государства, пользующего своей властью пожизненно;

· наследственный порядок преемственности верховной власти;

· представительство государства монархом по своему усмотрению;

· независимость монарха от мнения населения государства;

· монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота);

· юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры (порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, реже одного из министров, ответственного за исполнение данного закона).

Монархическая форма правления возникла еще при рабовладельческом строе и продолжала развиваться со временем. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления. Тем не менее монархии существуют и поныне, существенно отличаясь от начальной формы они все же сохраняют (часто «только на бумаге») свои основные черты.

Теоретически монархии делятся на два основных вида: неограниченные (абсолютные) и ограниченные.

1.1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия.

Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, «при которой вся верховная государственная власть по законы принадлежит одному лицу – королю, царю, фараону, императору». В подтверждение подобной формулы выступают многие исторические факты. В извлечении из Соборного Уложения 1649 года говорится, что «государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержавец». Людовик XIV говорил: «Государство- это я!», подчеркивая этим, что он единственный полноправный правитель. По Законнику Хаммурапи вся власть - законодательная, судебная и исполнительная – принадлежала царю, который являлся «наместником и служителем Бога на земле». По Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента, конгресса и т.п.), ограничивающих полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона. Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, но обязательна постоянная армии во главе с монархом. Характерные особенности – разветвленная сеть полиции и огромный бюрократический аппарат. Данная форма правления характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным монархиям относятся Саудовская Аравия и Оман.

1.1.2. Ограниченная монархия.

Ограниченная монархия это форма монархии, при которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом (органами). Примерами таких органов в разных странах могут быть Земский собор в Российской Империи, Генеральные Штаты во Франции, Парламент в Великобритании. В результате возникает своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что «монарх юридически и фактически был независим от парламента (собирательное название органов, ограничивающих монарха)» в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх. Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько нетрадиционных монархий.

Парламентская (конституционная) монархия – это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться только в ситуации возникновения угрозы существующему государству.

Данная форма монархии называется также конституционной, потому что власть монарха также может быть ограничена конституцией. Так, по конституции Японской империи 1889 г. власть императора ограничивалась Имперским парламентом, он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которые предлагал император. Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:

· парламент избирается населением;

· правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на вы­борах в парламент;

· лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

· в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

· законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

· правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;

· лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви).

В настоящее время парламентскими монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия и другие.

Дуалистическая монархия – это своеобразный промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. Если в парламентской монархии монарх лишен законодательной и исполнительной власти, то в дуалистической только законодательной.

Появление такой формы правления в Европе связано с восстаниями народных масс в XVIII-XIX вв. против абсолютизма, за ограничение прав монарха. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего «третьего сословия»). Несмотря на это полномочия монарха были очень сильны:

· своими указами (декретами) он регулировал многие сферы жизни общества, такие указы не требовали одобрения парламента;

· монарх имел право вето (но только отлагательного) по отношению к законам парламента;

· назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом;

· монарх имел право роспуска парламента;

· глава государства имел право назначения даты новых выборов.

Дуалистическая монархия существовала в Германии (1871-1918 гг.), Турции, Кувейте, Иордании, Ливии, Непале и других стран. До 1990г. Непал и Кувейт являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий (народное восстание в Непале в 1990 г., война Кувейта с Ираком в 1991 г.) в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных к дуалистическим монархиям.

Нетрадиционные монархии – особые виды монархий, которые не подпадают не под одну категорию. Например, выборная монархия в Малайзии, где король избирается на пять лет из числа наследников султана из девяти штатов. Также существует коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, где полномочия монархов принадлежат Совету эмиров, объединившихся в федерацию эмиратов. Существует патриархальная монархия в Свазиленде, где монархом, по существу, является вождь племени. Также необходимо отметить квази-монархию в Британском Содружестве. В нем главой государства является британская королева, представленная генерал-губернатором, но фактически все функции осуществляются правительством. Особо стоит отметить теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства. Самым ярким примером теократической монархии в современном мире является Ватикан, где Римский Папа – глава церкви и государства.

  • отвечает Александра
  • Во-первых, что такое абсолютная монархия?
  • Абсолютизм - это безграничная власть.
  • Абсолютная монархия - государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями или кем-либо вообще.
  • На протяжении всего девятнадцатого века, после Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Однако этот процесс проходил неравномерно, например в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до двадцатого века.С конца XV века в Европе идет переход к абсолютной монархии от сословно-представительной, такой форме правления, при которой верховная государственная власть по закону принадлежит монарху - королю, императору, царю.
  • Юридическое обоснование своей власти монархи находили в восстановлении нормы римского права, которая была зафиксирована в VI веке в Кодексе византийского императора Юстиниана: «Воля императора имеет силу закона». Государственный интерес становится для монарха высшим критерием в политике, в отличие от Средневековья, где критерием были сеньориально-вассальные династические интересы.
  • Абсолютизм имеет следующие черты: формирование институтов публичной власти - это созданный собственный бюрократический аппарат во дворе и на местах, постоянная наемная армия, налоговая и фискальная система, аппарат насилия-полиция, судебная система, унифицированное государственное право, происходит эволюция органов сословно-представительной монархии, при которой происходит ликвидация привилегий феодальной аристократии, и при которой сословные органы эволюционируют в структуры публичной власти - это Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии, кортесы в Испании, ландтаги и рейхстаг в Германии, ригсдаг в Швеции, сеймы в Речи Посполитой, Земские соборы в России; также происходит изменение отношений государства и церкви - государство деспотично подчиняет себе церковь. Происходит также персонификация власти монарха в периоде т. н. раннего абсолютизма, при котором монархи олицетворяли власть, а далее происходит переход к бюрократическому абсолютизму.
  • Идея абсолютной власти воспевалась в пиар-компаниях, в которых римские юристы, гуманисты, философы просвещали общество в данной актуальной идее.
  • В России абсолютизм сформировался в кон. 16 - нач. 18 вв.
  • Первый Земский собор был созван в 1549 г. На соборе были разработаны меры по улучшению государственного управления и судебной системы. По сути, Земский собор стал народным представительством (на Западе - парламент) при государственной власти.
  • Дальнейшее развитие получила приказная система.
  • При Иване IV существовало уже более 20 приказов, они получают общегосударственные функции.
  • Многие исследователи признают, что в результате реформ Ивана Грозного Россия обрела государственную власть - сословно - представительную монархию, а русское общество - прочную внутреннюю структуру. Иван Грозный подвел Россию к абсолютизму.
  • Потом были реформы Петра I, укрепившие абсолютизм.
  • Потом, 128 лет назад, пришел конец царскому абсолютизму; произошел переломный момент (после убийства Александра II) - появление социал-демократов.
  • Задачи русских социал-демократов - создание могучей революционной партии, направленной против абсолютизма вообще и монархии в частности.
  • Они нанесли решительный удар по абсолютизму.
  • Западный абсолютизм ознаменовался правлением ЕЛИЗАВЕТА I Тюдор Английская королева с 1558 г., дочь Генриха VIII Тюдора и Анны Болейн. При ней были укреплены позиции абсолютизма, восстановлена англиканская церковь, разгромлена испанская Непобедимая армада (1588), широко осуществлялась колонизация Ирландии. Ее сорокапятилетнее правление считается периодом расцвета английского абсолютизма. Теперь - по теме Вашего вопроса. Прошлый век стал фатальным для монархий. Рухнула великая Российская империя, рассыпалась Австро-Венгерская, прекратила существование Китайская. Тем не менее монархический строй до сих пор существует в 15% стран мира.
  • 1. КОРОЛЕВСТВО БАХРЕЙН Государственный строй -- конституционная монархия.2. КОРОЛЕВСТВО БЕЛЬГИЯ Государственный строй -- конституционная парламентская монархия. 3. ГОСУДАРСТВО БРУНЕЙ ДАРУССАЛАМ Государственный строй -- конституционный султанат.4. КОРОЛЕВСТВО БУТАН Государственный строй -- ограниченная монархия. 5. СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ Государственный строй -- парламентская монархия. 6. КОРОЛЕВСТВО ДАНИЯ Государственный строй -- конституционная монархия. 7. ИОРДАНСКОЕ ХАШИМИТСКОЕ КОРОЛЕВСТВО Государственный строй -- конституционная монархия. 8. КОРОЛЕВСТВО ИСПАНИЯ Государственный строй -- парламентская монархия.
  • 9. (Место для России. По предсказаниям пророков - восстановится в 2015-ом году (при условии покаяния. А так - в 2025 г. (с убиения Александра II в 1881-ом году - четыре раза по 36 лет (смотри - на Главной об этом). Авель-Провидец указал даже дату восстановления манархии в случае, если покаяния не будет: "В день святой иконы сей...", т.е. 21 сентября (Рождество Богородицы. См. на сайте - Пророческие иконы), "...после войны зело престрашней (в 2024 году...).
  • Абсолютная (неограниченная) монархия

    Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, «при которой вся верховная государственная власть по законы принадлежит одному лицу - королю, царю, фараону, императору»

    По Законнику Хаммурапи вся власть - законодательная, судебная и исполнительная - принадлежала царю, который являлся «наместником и служителем Бога на земле». По Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента, конгресса и т.п.), ограничивающих полномочия монарха, где воля монарха - источник права и закона. Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, но обязательна постоянная армии во главе с монархом. Характерные особенности - разветвленная сеть полиции и огромный бюрократический аппарат. Данная форма правления характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным монархиям относятся Саудовская Аравия и Оман.

    Ограниченная монархия

    Ограниченная монархия это форма монархии, при которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом (органами).

    Парламентская (конституционная) монархия - это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться только в ситуации возникновения угрозы существующему государству.

    Данная форма монархии называется также конституционной, потому что власть монарха также может быть ограничена конституцией. В конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

    Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:

    Парламент избирается населением;

    Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

    Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

    В сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

    Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

    Правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;

    Лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви).

    Дуалистическая монархия - это своеобразный промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство.

    Если в парламентской монархии монарх лишен законодательной и исполнительной власти, то в дуалистической только законодательной.

    Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего «третьего сословия»). Несмотря на это полномочия монарха были очень сильны:

    Своими указами (декретами) он регулировал многие сферы жизни общества, такие указы не требовали одобрения парламента;

    Монарх имел право вето (но только отлагательного) по отношению к законам парламента;

    Назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом;

    Монарх имел право роспуска парламента;

    Глава государства имел право назначения даты новых выборов.

    Особо стоит отметить теократию - форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства. Самым ярким примером теократической монархии в современном мире является Ватикан, где Римский Папа - глава церкви и государства.

    Лекция 11. Форма государства

    План

    1. Понятие формы государства.

    2. Форма государственного устройства.

    3. Государственный (политический) режим.

    Литература

    1. Аргон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

    2. Джилас М. Лицо тоталитаризма. – М., 1992.

    3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

    4. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1996.

    5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд. – М., 1995.

    6. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1995.

    7. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

    8. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

    9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. – М., 1996.

    10. Федерация в зарубежных странах. – М., 1993.

    11. Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // ГиП. – 1997. - № 1.

    12. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // ГиП. – 1994. - № 8,9.

    13. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // ГиП. – 1994. - №1.

    14. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. – М., 1994.

    15. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию. – М., 1993.

    1.1. Понятие и элементы формы государства. Факторы, влияющие на форму государства.

    Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Форма государства – это организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

    Понятие формы государства охватывают:

    а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

    б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

    в) методы и способы осуществления государственной власти.

    Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.

    На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. Большие и многонациональные – федеративными.

    1.2. Монархическая форма правления: понятие, основные черты и разновидности

    Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

    Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

    Монархия – это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (царю, королю, императору, шаху), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

    Монархии бывают двух видов: неограниченная (абсолютная) и ограниченная.

    При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монархи – источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным монархиям относятся некоторые монархии Среднего Востока: Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ.

    При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. В странах современного мира встречаются две разновидности ограниченной монархии: дуалистическая и парламентарная.

    В дуалистической монархии есть конституция и парламент, без участия которого не могут приниматься законы. Однако правительство (совет министров) назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. К дуалистическим относятся монархии Иордании, Марокко, Непала.

    В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент. Монарх юридически является главой государства, но участие в управлении страной фактически не принимает. Конституция Японии 1946 г. прямо запрещает ему это, а в других странах, например, в Великобритании монарх лишен властных полномочий на основе конвенциальных норм, сложившихся в порядке обычая в ходе государственной практики. Правительство в этой монархии ответственно только перед парламентом. Монарх либо не имеет права вето по отношению к принятым парламентом законам (Япония), либо не применяет его (Великобритания).

    Особая форма парламентарной монархии существует в некоторых государствах – членах британского Содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Ямайка и др.). Считается, что их главой является британский монарх, который представлен назначаемым им генерал-губернатором. На деле же его кандидатуру называет местное правительство, а иногда его избирает местный парламент.

    1.3. Республиканская форма правления: понятие, основные черты и разновидности.

    Республика – это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями.

    Признаки республиканской формы правления:

    Выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государства;

    Осуществление государственной власти от имени народа;

    Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;



    Обязательность решений верховной государственной власти.

    Республики принято делить на президентские и парламентарные. Особое распространение получила президентская форма правления. В Африке, например, до 90-х годов ХХ в. совсем не было парламентарных республик, нет их и в Латинской Америке.

    Президентская республика характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти; он свободен в назначении министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом; он избирается населением или выборщиками.

    Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий, отдельные страны Латинской Америки, Азии и Африки получили название суперпрезидентских республик.

    Парламентарная республика характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность.

    Президентская и парламентарная формы правления являются так называемыми «чистыми» формами правления. Им присущи определенные недостатки. Так, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентской республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки.

    Особая форма республики – теократическая республика , где правит мусульманское духовенство – существует в Иране. В этой стране в соответствии с конституцией 1979 г. имеются избранные президент и парламент, но главную роль и грает Руководитель государства (рахбар) – высшее духовное лицо, которое подбирается мусульманским Советом экспертов.

    1.4. Смешанные (нетипичные) формы правления

    Наряду с типичными «чистыми» формами правления в некоторых странах современного мира существуют нетипичные, смешанные формы правления.

    Во-первых, это полупрезидентская, полупарламентарная республика , которая в 1958 г. возникла во Франции. В этой республике президент является центральной фигурой всего государственного аппарата. Законодательные полномочия парламента ограничены: в конституции есть перечень проблем, по которым он может принимать законы. Все остальные вопросы решаются на основе применения регламентарной власти: президентом, правительством, министрами; исполнительная власть издает, по существу, акты с силой закона. Президент рассматривается как арбитр в государстве. Он выносит на референдум любой вопрос, минуя парламент, и обнародует затем решение референдума в качестве закона. Он председательствует на официальных заседаниях правительства. В то же время назначенное президентом правительство представляется нижней палате парламента, излагает свою программу и просит о доверии. Парламент может также принять резолюцию порицания правительству, что влечет его уход в отставку.

    Во-вторых, это монархия с республиканскими элементами , при которой монарх переизбирается через каждые несколько лет. Такая форма правления существует в Малайзии и ОАЭ.

    В-третьих, это республика с монархическими элементами . Впервые пожизненным президентом стал президент Югославии Иосип Броз Тито. Затем такая должность была установлена в некоторых странах Азии и Африки: в 60-х годах – в Индонезии; в 70-х - в Тунисе, Уганде, Центральноафриканской Республике и др. странах. В КНДР сын пожизненного президента Ким Ир Сена – Ким Чен Ир был объявлен его наследником и стал руководителем страны в 1994 г.

    2.1. Унитарное государство: основные черты и разновидности

    Форма государственного устройства – это элемент формы государства, территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Формы государственного устройства бывают простые и сложные .

    Простой формой государственного устройства является унитарное государство – целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

    Унитарному государству присущи следующие признаки:

    Оно имеет единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы;

    На его территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

    Оно не имеет в своем составе других государств или государственных образований;

    Оно состоит из различных административно-территориальных единиц;

    Оно имеет вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;

    Оно допускает национальную и законодательную автономию для проживающих на его территории национальностей;

    Все внешние межгосударственные сношения осуществляют его центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

    Унитарные государства бывают простыми, в которых существуют только административно-территориальные единицы, и сложными, в которых имеются автономии (Финляндия. Украина, Молдавия, Франция, Великобритания и др.)

    По степени централизации принято различать централизованные, децентрализованные и относительно децентрализованные унитарные государства.

    В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления назначаются «сверху» чиновники для управления ими или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным собранием (Индонезия, Таиланд, Болгария, Польша и др.).

    В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места представителей правительства: в мелких единицах созываются сходы граждан, в более крупных избираются советы (Великобритания, Штаты США, провинции Канады и др.) и часто местные должностные лица.

    Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что в высших звеньях административно-территориального деления есть два органа: назначенный сверху чиновник общей компетенции (комиссар, префект) и избранный населением совет – орган местного самоуправления. В городах, общинах такой совет (муниципалитет) избирает мэра, который занимается управлением (Франция и франкоязычные страны Африки).

    2.2. Федеративное государство: основные черты и разновидности

    Федеративное государство (федерация) - это сложное союзное государство, часть которого (республики, штаты, и т.п.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В настоящие время среди зарубежных стран существуют 23 федеративных государства: 6 в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Югославия, а также созданная 1995 году Сербо-харвато-масульманское федерация в Боснии и Герцеговине), 4 в Азии (Индия, Малайзии, ОАЭ, Пакистан), 6 в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика и США), 4 в Африке (Коморские Острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия), 3 в Океане (Австралия, Попуа-Новая Гвинея, Соединенные штаты Микронезии).

    В строго научном смысле федерации называют союз государств, основанный на договоре или конституции. По-этому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства.

    Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются её субъектами. Они могу иметь свои конституции, свое гражданство, собственный государственные органы – законодательные, исполнительны, судебные.

    Наряду с субъектами в состав многих федеративных государств входят территориальные образования, не являющиеся субъектами федерации. Это федеральный округ – столица с прилегающими окрестностями (округ Колумбия со столицей Вашингтон в США, столица Бразилиа в Бразилии), федеральные территории (например, остров Гуам в США), федеральные владения (обычно это прибрежные не заселенные острова), ассоциированные государства (Пуэрто-Рико и др. в США). Они не имеют своих конституций, не представлены в верхней палате парламента.

    С точки зрения структуры различают симметричные и асимметричные федерации. В первом случае в состав федерации входят только однопорядковые субъекты (например, земли в Австрии, Германии, Эмираты ОАЭ), не субъектов. Во втором случаи в составе федерации есть не субъекты и какие-то элементы асимметрии.

    Федерации могут строиться по территориальному (Германия, Мексика, Бразилия, ОАЭ, США, Швейцария), национально - территориальному (СССР, ЧССР, Югославия, Бельгия, Эфиопия, Индия, РФ) и комплексно-территориальному Пакистан, Малайзия, Индия) принципу.

    Поскольку и федерации в целом, и их субъекты обладают качествами государственности, конституции федеративных государств размежевывают предметы ведения федерации и ее субъектов. Существуют несколько способов такого размежевания, в основе которых лежит различное сочетание четырех элементов: 1) исключительные полномочия федерации; 2) исключительные полномочия субъектов; 3) совместная компетенция; 4) остаточные полномочия. Сочетание первых двух способов характерно для США, Канады, Бразилии, Мексики и ряда других стран, первых трех – для ФРГ, Индии, и др., первого и третьего – для Пакистана, Нигерии и др.

    2.3. Межгосударственные объединения с элементами федерализма (конфедерация, содружество, сообщество)

    Наряду с политико-территориальными образованиями, структура и органы которых регулируются конституционным правом, есть и такие, которые созданы на основе международных соглашений и регулируются в основном нормами международного права, но с элементами конституционно-правового регулирования. Традиционным образованием такого рода является конфедерация.

    В отличие от федерации это не союзное государство, а союз государств. Конфедерация может иметь свой парламент наряду с парламентами государств-членов, главу Конфедерации наряду с главами государств-членов, обычно президентами, свое правительство, но в отличие от федерации акты общих органов не действуют непосредственно на территориях государств-членов. Эти акты вступают в силу в частях конфедерации только после ратификации соответствующими органами государств-членов, которые могут также их отклонить.

    В настоящее время конфедераций в мире нет, последняя – Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии в Африке) прекратила свое существование в 1988 г. Ее президентом был по должности президент Сенегала, а вице-президентом – президент Гамбии. Обе эти страны оставались самостоятельными членами ООН.

    Незначительные элементы конституционно-правового регулирования имеет британское Содружество , т.к. в некоторых его членах главой государства является британский монарх, представленный генерал-губернатором (например, в Австралии, Канаде, Ямайке), хотя во многих других государствах имеются собственные президенты (Индия, Кения и др.). Такие элементы присущи и Европейскому союзу , особенно после 1993 г., когда усилились интеграционные процессы. У него есть, в частности, собственный парламент (Европарламент), избираемый непосредственно гражданами государств-членов, а не их парламентами, как это было сначала, есть свои исполнительные органы. Акты этих органов по некоторым вопросам обязательны для государств-членов.

    В меньшей мере элементы конституционного регулирования присущи СНГ, в состав которого, наряду с Россией, входят 11 государств – бывших республик СССР (кроме прибалтийских), а также Содружества четырех государств – Белоруссии, Казахстана, Киргизстана и России. Они создают общие органы, решения которых по некоторым вопросам могут иметь обязывающий характер (однако на практике это не осуществляется). Более высокая степень интеграции присуща созданному в 1996 г. Сообществу Белоруссии и России.

    3. Государственный политический режим.

    Политический или государственный режим – это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления политической государственной власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства определенного типа прежде всего отражаются на его режиме, а он, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

    Согласно одной точки зрения, понятие политический режим более широкое, чем понятие государственный режим, так как оно включает в себя не только методы и способы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и общественно-политических организаций.

    Согласно другой точки зрения, эти понятия можно рассматривать как синонимы.

    В зависимости от особенностей совокупности методов и средств осуществления государственной власти, различают демократический и антидемократический режимы.

    Признаки демократического режима:

    1) участие населения в осуществлении государственной власти путем прямой (например, через референдумы) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

    2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

    3) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

    4) доминирование методов убеждения, согласования, компромисса;

    5) господство закона во всех сферах общественной жизни;

    6) провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

    7) политический плюрализм, в том числе многопартийность;

    8) разделение властей;

    9) федерализм в государствах, населенных представителями разных наций, религий и культур.

    Антидемократический режим – это такой режим, который олицетворяет осуществление государственной власти в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

    Антидемократические режимы подразделяются на тоталитарные и авторитарные . В условиях этих режимов правитель реализует власть по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, на основе диктаторских, насильственных методов. Права и свободы человека и гражданина практически не защищены, в обществе царит беззаконие. Различие между тоталитарным и авторитарным режимами заключается в том, что при тоталитаризме свободы нет ни в одной сфере жизни общества, а при авторитаризме человек и гражданин лишен прежде всего политических прав, но обладает относительной свободой и правами в экономической, социальной и духовной сферах.

    Для России в настоящее время характерен политический режим переходного типа, сочетающий некоторые признаки недемократического и ряд признаков демократического режимов. При этом политическим идеалом российского общества, зафиксированным в Конституции РФ 1993 г., является демократическое, правовое, социальное и светское государство.

    Тема: Формы современных государств

      Понятие и элементы формы государства;

      Форма правления: понятие, виды;

      Форма государственного устройства: понятие, виды;

      Политический (государственный) режим: понятие, виды;

      Форма современного Российского государства;

    Форма государства это организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

    Понятие формы государства дает ответ на вопрос о том, как организована власть на территории определенного государства.

    Государство представляет собой единство содержания и формы. Значение формы велико, так как от того: насколько форма соответствует содержанию, зависит эффективность действия государственной власти.

    На форму государства влияют: конкретно-исторические (историческая эпоха, тип цивилизации), исторические традиции, географические, природные, климатические условия, социально-экономические, геополитические факторы религиозные особенности, национальный состав, демографические факторы, культурный уровень.

    Элементами формы государства выступают:

    1) форма правления (характеризует порядок образования и организации органов государственной власти; их взаимоотношения друг с другом и с населением);

    2) (характеризует территориальную организацию государственной власти, соотношение между государством как целым и его составными частями – территориальными единицами);

    3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов осуществления государственной власти);

    Форма правления это организация высших органов государственной власти, порядок образования этих органов, характер их взаимодействия между собой и с населением.

    Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

    Монархия (греч. monarchia - единовластие) это форма правления, где высшая государственная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху, султану, раджи), который занимает престол по наследству, пожизненно осуществляет власть и не несет юридической ответственности перед населением. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой правления в разных государствах.

    Признаки монархии:

      Верховная власть принадлежит одному лицу - единоличному главе государства;

      Верховная власть осуществляется пожизненно;

      Верховная власть передается по наследству. Хотя существуют выборные монархии. Например, в Малайзии монарха выбирают на 5 лет;

      Верховная власть монарха ни от кого не зависит;

      Монарх является юридически безответственным лицом;

      Монарх обожествляется;

    Первой формой монархии являлась рабовладельческая монархия – восточная деспотия, которую имели многие государства Древнего Востока –Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Китай. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков. В условиях феодального строя различают: раннефеодальную монархию (XI в. до н.э. - I в. н.э.); сословно-представительные монархии (X-XV вв.), в которых власть монарха ограничивалась представительным органом, например, Генеральными штатами во Франции (1302-1789), Земским собором в России (середина XVI в. – конец XVII в.); абсолютные монархии.

    Виды монархий:

    Монархии бывают двух видов: абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные).

    При абсолютной монархии власть монарха ни фактически, ни юридически ничем не ограничена. Вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. В его руках сосредоточены законодательная, исполнительная и судебная власти. В мировой истории такими странами были Россия XVII - XVIII веков и Франция до революции 1789 г. настоящее время к абсолютным монархиям относится Оман (Конституцию приняли в 1996 году), Бруней, Ватикан, Катар, Объединенные Арабские эмираты, Саудовская Аравия (Конституцию приняли в 1992 г.).

    При конституционной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами власти (парламентами, сословно-представительными органами власти). Конституционные монархии сложились в период становления буржуазного общества. В конституционной монархии монарх ограничен выборным органом – парламентом либо Конституцией (либо и тем и другим). Высшая государственная власть осуществляется на основе и в рамках Конституции. К конституционным относятся монархии в Великобритании, Швеции, Испании, Японии, Норвегии и другие.

    Конституционные монархии также делятся на: дуалистические и парламентарные .

    Дуалистическая монархия – это форма правления, при которой монарх сосредотачивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, хотя монарху принадлежит право абсолютного вето и право неограниченного роспуска парламента. Монарх имеет право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам или имеющие даже большую юридическую силу по сравнению с ними. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Она была распространена в XIX в. и начале XX в. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии 1 , существовавшие в Западной Европе в Средние века (Например, Пруссия вXIX веке, Россия конца XIX века – начала XX века, в настоящее время Иордания, Марокко, Кувейт, Свазиленд).

    Парламентарная монархия – это форма правления, которой свойственно максимальное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной власти. Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент. Лидер партии, победившей на выборах, становится главой правительства. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Парламент ограничивает монарха. В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например, право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. При парламентарной монархии, монарх – глава государства, а законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляют конституционно сформированные органы. Законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Но эта прерогатива монарха имеет формальный характер. Монарх, как правило, не отказывается от подписания законопроектов. Иногда монарх наделяется правом отлагательного вето, но использует его крайне редко. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако такая подпись требует контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). При парламентарной монархии монарх царствует, но не правит, он является символом нации, государства. Фигура монарха становится декоративной. Например, Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания, Япония, Канада.

    Республика (от лат. res publica – общественное дело. Термин ввел Цицерон) – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

    Признаки республики :

      Источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному законодательному органу - парламенту. Однако следует учитывать, что никогда ни в одной стране к участию в деятельности государственной власти не допускалось все без исключения население.

      Высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа;

      Срок полномочий высших представительных органов государственной власти ограничен;

      Выборные органы государственной власти несут ответственность перед избирателями;

    Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике (V-IV вв. до н.э.), в Спарте (V-IV вв. до н.э.), Римской аристократической республике (V-IV вв. до н.э.). В истории известны и феодальные города-республики (Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии)); Новгород и Псков (в России), США с 1787 г., Франция с 1792 г.

    Виды республик:

    Республики подразделяются на парламентарные и президентские и смешанные .

    Они различаются главным образом тем, какой из органов государственной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

    В парламентарной республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства. Правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах. Парламент формирует правительство и избирает (непосредственно или в составе особой коллегии выборщиков) президента. Парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, то есть правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент парламентарной республики является главой государства, но не главой правительства. Правительство возглавляет премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах. Реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает. Главой государства выступает глава правительства – премьер-министр. Пример парламентарной республики: Германия, Италия, Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия, Турция, Индия, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Ирак, Польша, Греция, Болгария, Латвия, Литва, Израиль, Португалия .

    Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент избирается населением всей страны или выборщиками, является одновременно и главой государства и главой правительства. Президент наделен правом роспуска парламента и правом отлагательного вето на решения парламента. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству. Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть. Пример президентской республики – Россия, США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Парагвай, Эквадор .

    Смешанная республика – это форма правления, где правительство формируется и президентом и парламентом. Пример смешанной республики – Франция, Финляндия .

    Форма государственного устройства территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

    Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части – административно-территориальные единицы.

    Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная .

    Унитарное государство (от лат. unus - один) – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенитетом и политической самостоятельностью.

    Унитарное государство отличается полным политическим единством и неделимостью. Оно имеет один высший представительный законодательный орган власти – парламент и одно правительство. В унитарном государстве вся полнота власти находится у центральных органов. Органы власти административно-территориальных единиц находятся в полном подчинении у центра. У административно-территориальных единиц нет своей конституции и своего законодательства . В унитарном государстве может функционировать местное самоуправление, также как и в федеративном.

    Большинство государств мира унитарные. Унитарное государство хорошо управляемо. Сила унитарного государства в единстве. Пример унитарных государств: Франция, Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия, Великобритания, Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Китай, Япония, Турция и другие. Следует отметить, что унитаризм не исключает наличия внутри государства определенных автономных образований. Например, статус Польши, Финляндии в Российской империи, Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер) в современной Великобритании, остров Афон в Греции и т.д.

    Виды унитарных государств по степени зависимости от центральной власти:

      В централизованных существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Швеция, Дания, Турция и т.д.);

      В децентрализованных , в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы и наделяются значительно более высокой компетенцией (Испания, Япония и т.д.).

    Федеративное государство (лат. foedus - союз)– это сложное союзное государство, части которого (республики, провинции, штаты, земли, кантоны) являются государствами или государственными образованиями, обладающими частичным суверенитетом (политической самостоятельностью) .

    Федерация основана на началах децентрализации. Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции (уставы), законодательство по вопросам своего ведения, собственные высшие государственные органы. У субъектов федерации отсутствует право сецессии , то есть выхода из состава федерации. Наличие в федерации двух систем высших государственных органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется путем закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре. В мире 26 федераций. Среди них Россия, Австралия, Канада, США, ФРГ, Австрия, Швейцария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Мексика, Бельгия, Нигерия, Индия, Аргентина, Объединенные Арабские Эмираты, Ирак и другие.

    Виды федераций:

    В зависимости от принципа построения или роли национального фактора:

    1. По территориальному принципу (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика);

    2. По национальному принципу (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан, СССР);

    3. По смешанному национально-территориальному принципу (РФ, Швейцария, Канада).

    По способу возникновения:

      Конституционные федерации (США, Канада, Бразилия);

      Конституционно-договорные федерации (РФ);

      Договорные федерации (Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты).

    В зависимости от объема полномочий:

      Асимметричные федерации (ее субъекты неравноправны), например, РФ;

      Симметричные федерации (ее субъекты равноправны), например, США;

    От унитарных и федеративных форм государственного устройства следует отличать формы межгосударственных союзов. В частности, конфедерацию.

    Конфедерация это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических, политических).

    Конфедерация – это переходная форма государственного устройства. Достигнув целей, ради которых они были созданы, конфедерации либо распадаются либо преобразуются в федерации.

    Конфедерация (от позднелат. – confoederatio – союз, объединение)– это временный союз

    суверенных государств,

    образуемый для достижения

    определенных целей

    (военных, экономических,

    политических).

    Признаки конфедерации:

      Конфедерация основана на

    договорных началах;

      Государства, входящие в

    конфедерацию обладают

    суверенитетом;

      Конфедерация- это временный союз;

      Субъекты конфедерации имеют

    право свободного выхода из нее;

      Конфедерация не обладает

    суверенитетом;

      Решения, принимаемые органами

    конфедерации (которые могут создаваться

    для координации совместной деятельности),

    приобретают обязательную силу лишь

    после утверждения их всеми членами

    конфедерации;

      У конфедерации нет единой системы

    законодательства, общего гражданства,

    общей границы;

      Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов;

      Конфедерация не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета

      Достигнув целей, ради которых они были

    созданы, конфедерации либо распадаются либо

    преобразуются в федерации.

    Пример:

    США (1776-1787);

    Швейцария (1815-1848);

    Германский союз (1815-1867);

    Австро-Венгрия (1867-1918);

    Сенегамбия – это объединение Сенегала и Гамбия в 1982-1989 гг.

    В настоящее время конфедеративные элементы присутствуют у ряда союзов, к примеру, Европейского Союза, Британского Содружества, СНГ. В определенной мере к конфедерации можно отнести Бенилюкс, Асеан, Карибское Сообщество.

    Содружество – новая форма ассоциированного государственного объединения. Это союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Как правило, члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. Межгосударственное объединение во многом сходно с конфедерацией, хотя степень интеграции все же отличает его от последней. В основе содружества могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация , иные юридические акты.

    Например, Содружество Независимых Государств, Совет Европы.

    Империя (от лат. imperium )– это государственное образование, отличающееся обширной территориальной основой, сильной централизованной властью, ассиметричными отношениями господства и подчинения между центром и периферией, разнородным этническим и культурным составом населения. Это сложные многонациональные государства, создаваемые с целью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим государством. Во главе империи находится царь, император, король и т.д. Пример: римская, британская, российская империи.

    Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат .

    Уния (позднелат. unio – единство, объединение) – разновидность сложного государства.

    Личной унией называется объединение 2 или нескольких государств под властью единого главы государства. Субъектом международного права выступает не уния, а каждое из входящих в ее состав государств.

    Исторические примеры личной унии:

    польско-литовская (1386-1669); англо-ганноверская (1714-1838); нидерландско-люксембургская (1815-1890)

    Реальная уния характеризуется объединением государств не только под властью единого главы государства, но и общими органами власти и управления. Субъект международного права - не реальная уния в целом, а отдельные государственные образования, входящие в ее состав. Исторические примеры реальной унии:

    Шведско-норвежская (1814-1905);

    Австро-венгерская (1867-1918);

    Датско-исландская (1918-1944)

    Политический режим это приемы и методы осуществления политической власти. Эта категория появилась в научном обороте в 60-е гг. XX века.

    Согласно одной точке зрения, понятия “политический режим” и “государственный режим” можно расценивать как тождественные, согласно другой – понятие “политический режим” более широкое, чем понятие “государственный режим”, так как включает в себя методы, и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций.

    Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

    По степени концентрации власти в руках одного государственного органа или лица, уровню свободы институтов гражданского общества политические режимы подразделяются на демократические и недемократические .

    Демократия (греч. demokratia – власть народа, от demos – народ и kratos - власть) – это форма политического строя, основанная на признании народа источником власти, действии принципов равенства и свободы.

    Демократический режим – это политический режим, при котором власть осуществляется методами убеждения, согласования, законности, парламентаризма. Демократический режим – это либеральный политический режим, при котором человек обладает собственностью, правами и свободами. Отстаивается ценность индивидуализма.

    Признаки демократического режима:

    1) Население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

    2) Разделение властей;

    3) Законодательная власть осуществляется коллегиальным органом, выбранным народом;

    4) Политический плюрализм, в том числе многопартийность;

    5) Отсутствие единой, обязательной для всех идеологии;

    6) Наличие у граждан широкого круга политических прав и свобод;

    7) Гласность, невмешательство государства в частную жизнь граждан;

    8) Экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства, частной инициативы.

    Недемократический режим – это режим, при котором на первый план выходят методы насилия. Этот режим может подразделяться на подвиды: авторитарный, тоталитарный, фашистский.

    Признаки недемократического режима:

      Государственный аппарат фактически независим от населения;

      Господствует одна официальная идеология, одна политическая партия;

      Минимум политических прав у населения;

      Отсутствует разделение властей;

      Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни.

    Авторитарный (от лат. аuctoritas-власть) характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или государственного органа, усилением роли исполнительных органов, отсутствием или ущемлением основных политических прав и свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. Парламент играет формальную роль. В отличие от тоталитарного режима различные институты гражданского общества сохраняют некоторую независимость под контролем государства.

    Тоталитарный (от лат. totalis – всеобщий) характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством в личную жизнь граждан, господством одной официальной идеологии, одной политической партии, репрессиями в отношении инакомыслящих, ограничением прав, свобод человека и гражданина. Пример фашистская Италия, нацистская Германия.

    Признаки тоталитарного режима:

      Одна официальная идеология;

      Наличие харизматических субъектов. Культ личности;

      Наличие мощной государственной машины;

      Ожесточенная борьба с инакомыслием;

    Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, характеризуемую националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы), крайней агрессивностью. Глава государства обладает неограниченными полномочиями.

    Фашизм (от итал. fascio - пучок, связка, объединение) – крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно-политическое движение, направленное на установление открытой террористической диктатуры, полную ликвидацию демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций. Фашизм зародился в Италии в 1919 г. под влиянием националистских идей вождя фашистской партии и главы итальянского правительства Бенито Муссолини, затем получил развитие в Германии, а в 1920-1930-х гг. пришел к власти во многих странах мира (Португалия, Испания и т.д.). Фашизм считается явлением XX века.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека