Горловое пение техника исполнения. Голосовое чудо

Поскольку горловое пение является экзотическим стилем исполнения для европейца, оно успело обрасти большим количеством мифов. В этой статье я постараюсь максимально их развеять.

1. Использовать технику горлового пения могут только тувинцы.

Когда в конце 19 века горловое пение было «открыто» русскими, считалось, что петь таким образом могут только азиаты. Но после серьезных научных исследований пришли к выводу, что горло тувинца ничем не отличается от горла любого другого человека. Позже этот миф опровергли сотни европейцев, успешно освоившие искусство горлового пения.

2. Горловым пением поют только шаманы.

Многие европейцы считают, что горловое пение - это прерогатива исключительно шаманской касты. Считать так в корне неверно. По словам тувинцев, раньше у них пели практически все, даже дети. Так же обстоят дела и в Монголии, где почти все кочевники пели горловым пением. Можно сравнить культуру горлового пения в Сибири с культурой классического вокала в Европе. Как в Европе вокальным и оперным пением исполняют обычные песни, также и в Сибири, горловым пением исполняют народный эпос, поют былины и легенды. Это особенно ярко выражено в культуре народов Алтая, где кайчи - народные сказители - могли петь эпос по несколько дней подряд. Не любой шаман обладает навыками горлового пения и уж точно не любой певец является шаманом.

3. Горловому пению очень сложно научиться.

Это неправда. На самом деле техника горлового пения осваивается намного проще техники классического и оперного вокала. Трудности возникают при самостоятельном обучении, особенно для европейцев, не привыкших к горловому пению. То, что с преподавателем осваивается за неделю, при самостоятельном обучении может занять месяцы. Очень важно вовремя исправить ошибки человека и направить его в нужное русло, тогда обучение проходит намного эффективнее и быстрее.

4. Горловое пение опасно для здоровья.

Это правда лишь отчасти. В конце XX - начале XXI веков проводились медицинские исследования о влиянии горлового пения на здоровье человеческого организма. Ученые пришли к выводу, что долгое исполнение горлового пения (более 2-3 часов подряд) действительно губительно влияет на здоровье. Долгие задержки дыхания увеличивают содержание углекислого газа в крови, а перенапряжение грудных и брюшных мышц приводит к их ослаблению. Однако, если вы не собираетесь регулярно давать долгие концерты, вам совершенно не о чем беспокоиться. Наоборот, при дозированном исполнении горлового пения ощущается прилив сил, улучшается кровообращение, усиливаются мышцы груди и пресса. Во избежание пагубного воздействия, главное - не перенапрягаться и не заставлять себя петь насильно. Во всем нужно знать меру, и в горловом пении тоже.

5. У женщин изменяется гормональный фон при исполнении горлового пения.

Это абсолютная неправда. Спектр слухов о вреде горлового пения для женщин достаточно широкий, однако ни один из этих слухов не был доказан медициной. Есть лишь одна опасность для женщин - это чрезмерное перенапряжение. По этой причине женщинам не рекомендуется исполнять стиль каргыраа долгое время. Однако, чаще всего исполнительницы горлового пения предпочитают другие стили по причине того, что у женщин они получаются гораздо красивее. Обучение каргыраа необходимо, но оно не несет никакого вреда здоровью, а его использование после обучения совсем необязательно.

Одним из старейших певческих искусств коренного этноса Саяно-Алтайского региона является горловое пение, которое примечательно тем, что при надлежащем исполнении позволяет человеку войти в особенное состояние, называемое трансом, и достигнуть душевного спокойствия, равновесия, а также обрести гармонию с внутренним «Я» и уверовать в собственные силы.

Путь к себе

Постоянное воспроизведение звуков подобным способом помогает научиться восприятию тончайших потоков энергии, витающих в околоземном пространстве. Поэтому, если вы хотите обрести внутреннее равновесие и стремитесь к этому всем сердцем, эта вокальная техника непременно вам в этом поможет. И в данной статье речь пойдет как раз о возможности научиться горловому пению как одному из способов связи со Вселенной.

Истоки

Древние буддистские трактаты повествуют о том, что рождение Вселенной произошло от мощных звуковых колебаний, поэтому использование данной техники позволяет наладить контакт с окружающим миром и попросить его о здоровье и жизненной силе.

Основной секрет состоит в том, что оно является практикой, позволяющей обрести гармонию с природой, которая применялась древними шаманами Алтая. И чтобы понять, как научиться приемам горлового пения самостоятельно, следует собрать как можно больше информации, для начала освоить теорию, прежде чем приступить к практике. А также:

  • Заглянуть в историю и узнать, для чего именно применялась подобная техника и как она совершенствовалась.
  • Побольше почитать о том, какие изменения происходят в организме, если постоянно практиковать горловое пение.

Особенную ценность представляет собой гортанная манера исполнения русских народных песен, так как звучание приобретает новый смысл и раскрывает их с необычной стороны. И горловое пение, и песни, звучавшие из уст наших пращуров задолго до нашего рождения, являются схожими между собой фольклорными стилями.

Если вам интересно, где и как научиться горловому пению, то в наше время можно просто найти школы вокала, расположенные вблизи.

Кто может помочь в освоении навыка?

Содействие в этом вопросе может оказать хороший преподаватель вокала, особенно если он из достойного учебного заведения, ведь там даются очень полезные уроки, влияющие на общее развитие голосовых связок. Всегда можно договориться об удобном для вас времени и смело приступить к освоению нового навыка. Но все же возможность посещать вокальную студию имеется не у всех, поэтому многие находятся в поиске ответа на вопрос о том, как научиться горловому пению самостоятельно. И справедливости ради следует заметить, что обучиться данной технике проще, чем оперному пению, и при должной тренировке можно освоить технику за неделю.

В чем польза и есть ли вред?

Горловое пение возникло на заре человеческой цивилизации и применялось у шаманов разных народов мира как для единения со Вселенной, медитации и входа в состояние транса, так и для исцеления души и тела. Также известно, что горловое пение помогает очистить сознание от дурных мыслей, ведь его природа сродни священным мантрам, но оно является более действенным, ведь звуки исходят не только от тела, но и от души.

Ученые выявили, что у человека, исполняющего различные приемы горлового пения, активируются те участки головного мозга, которые обычно бездействуют. И именно благодаря звуковому резонансу на целительной частоте каждая клеточка тела вибрирует и регенерируется. Что, конечно же, приводит к восстановлению всего организма в целом. Из этого видно, что горловое пение влияет на человека очень положительно.

Но все же особенно увлекаться этим не стоит, так как длительные задержки дыхания чреваты увеличением содержания углекислого газа в крови, а чрезмерное напряжение мышц груди приводит к их ослаблению. Поэтому трех часов горлового пения в день более чем достаточно для того, чтобы оно приносило пользу организму, а не вред. Разумное применение данной техники благоприятно сказывается на кровообращении и тонизирует грудные и брюшные мышцы.

Манеры исполнения

Существует несколько техник, разительно отличающихся друг от друга, это:

  • Хоомей (кюмей). Является имитацией резонансного гудения ветра, блуждающего в расселинах скал. Он отличается особенной мелодичностью и наиболее подходит для женского вокала. Поэтому девушке научиться горловому пению как нельзя проще, используя именно хоомей.
  • Каргыраа (кыркыра). Является имитацией верблюжьего крика и исполняется с едва открытым ртом.
  • Сагыт (сыхыт). Если вы думаете о том, как научиться свистеть при горловом пении, то этот стиль как раз то, что нужно. Ведь это прием, при котором используются не слова, а пронзительно звучащий и резкий обертон, а на заднем фоне звучит тихая и ненавязчивая мелодия. Звукоизвлечение происходит посредством приглушенного положения голосовых связок и приоткрытого рта.

  • Борбаннадыр (бербендер). Имеет некоторое сходство с хоомеем, но звук извлекается при таком же положении голосовых связок, как и при кыргараа. Вот только губы смыкаются практически полностью.
  • Эзенгилээр. Исполняется верхом на лошади, так как именно во время езды происходит естественная вибрация голоса. Но все же для того, чтобы использовать данный стиль, вовсе не обязательно взбираться верхом на коня, достаточно лишь помахивать правой рукой имитируя тряску во время скачки галопом.

С чего следует начинать?

Для начала следует освоить хоомей, так как это базовый прием исполнения. Причем намного проще научиться горловому пению именно тем людям, которые уже сумели постичь азы вокального искусства, они вполне могут освоить его самостоятельно. Новичкам же будут полезны занятия академическим вокалом, так как именно с него начинается путь к вершинам певческого искусства. Опытный преподаватель поможет вам поставить голос, после чего вы сможете освоить любые техники исполнения, если, конечно же, захотите.

Данная техника - удел сильного пола? Вовсе нет!

Алтайские мужчины часто практикуют такой вид вокального исполнения, но как женщине научиться горловому пению, и какой стиль лучше подойдет? Вопрос хороший, так как в случае слабого пола звучание разительно отличается из-за отличий в устройстве организма.

Для женщин предпочтительнее использовать хоомей, так как другие стили при частом воспроизведении могут неблагоприятно влиять на гормональный фон. Вот только научно обоснованных тому доказательств не имеется, поэтому верить или нет - решать только вам. А в целом данная манера исполнения очень благоприятна для развития голоса и оздоровления хрупкого женского организма.

Самобытность

Для уха европейца, не привыкшего к таким гортанным звукам, изливающимся из глотки, подобное исполнение кажется весьма странным и непонятным явлением. К тому же данная техника в силу своей самобытности обросла множеством мифов, и очень важно отделить от них реальность.

Средний обыватель, вероятнее всего, подумает примерно следующее: что происходит с этим человеком, ему плохо? Но тот, в чьем мозгу мелькнула подобная мысль, глубоко заблуждается. Ведь исполнитель горлового пения в этот момент связывается с энергией самой Земли, и каждая клеточка его тела начинает восстанавливаться, и, как следствие, самочувствие постепенно улучшается.

Как извлекается звук при горловом пении?

Спецификой данной манеры исполнения является необычное звукоизвлечение, когда из гортани воспроизводится не один звук, а два одновременно. Основной можно охарактеризовать как низкочастотное гудение, а второстепенный - как звук, блуждающий по разным тональностям (которых певец может издавать до нескольких за один раз).

Упражнения для самостоятельного освоения навыка горлового пения

  • Активация легких. Займите горизонтальное положение и медленно волнообразно вдохните носом (агым-вдох), одновременно простукивая всю область грудной клетки. Затем сделайте задержку дыхания и хорошенько разотрите грудь теплыми ладонями, после чего выдохните, в течение восьми секунд медленно и глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух.
  • Укрепление легких. Воспроизведите агым-вдох и сделайте задержку дыхания на 8 секунд. После чего вытяните губы трубочкой и небольшими порциями выдыхайте воздух. Выдыхать следует довольно мощно и каждый раз считать до восьми.
  • Укрепление ребер. Встаньте ровно, а ладони прижмите к подмышечным впадинам так, чтобы четыре пальца были направлены вперед, а большой - назад. Затем - агым-вдох, не дышите в течение восьми секунд. После чего начните медленно выдыхать, слегка надавливая на бока, словно помогая себе ладонями.

  • Расширение грудной клетки. Примите горизонтальное положение и снова сделайте агым-вдох, после которого обязательно следует задержать воздух. Сожмите кулаки и, подняв руки до уровня плеч, вытяните их перед собой, после чего разведите в стороны. Повторите действие некоторое количество раз, после чего со всей мощью сделайте выдох через ротовое отверстие.
  • Усиление голосовой акустики. Вдохните воздух полной грудью через носовые ходы и удерживайте его в течение восьми секунд, после чего коротко и с силой выдохните.

Каким народам свойственен данный стиль исполнения?

Подобную технику практикуют тувинские шаманы и другие народы монголоидной и тюркской группы (хакасы, калмыки, алтайцы, буряты, башкиры, киргизы, казахи и якуты), но представитель любой народности может с легкость ее освоить, если, конечно же, захочет. К тому же горловое пение широко используется у монахов Тибета для чтения буддистских мантр, а в некоторых храмах имеются специальные музыкальные инструменты, позволяющие подготовить голосовые связки к исполнению данной вокальной техники (Гьюто и Гьюме Гьюмед).

Среди представителей южноафриканских племен также применяется горловое пение, в частности у народа коса. Также данный стиль исполнения можно услышать у канадских инуитов. А среди людей европеоидной расы техникой владеют представители ирландского этноса. Как научиться горловому пению? «Ом» является уникальным звуком, позволяющим человеку войти в особенное состояние транса, поэтому его воспроизведение позволяет успешно медитировать. Упражнение состоит в том, что данный звук следует произносить в разных тональностях, начиная от 15 минут в день. Заключается оно в том, что нужно сделать глубокий вдох и на выдохе протяжно пропеть букву «О», а тембр голоса регулировать положением нижней челюсти и языка.

При правильном исполнении звук постепенно углубляется из гортани в грудь и становится похож на медвежий рев. Также для успешного освоения навыка горлового пения идеально подойдет произношение таких звуков, как «йю» или «эль», ведь именно при их воспроизведении голосовые связки и мышцы находятся в правильном для нужного звучания положении. В наше время в свободном доступе находится множество выступлений, которые могут дать представление о том, как научиться горловому пению самому, без посторонней помощи. Самое главное - это понять то, как воспроизводить звуки, а уж потом научиться петь их с нужной интонацией и тембром голоса.

Польза горлового пения доказывалась веками, поэтому его технике можно смело доверять, но все же о чувстве меры забывать не стоит, ведь любое "лекарство" в больших количествах становится ядом.

Данный видео-курс поможет всем желающим освоить технику горлового пения. Эта необычная техника пения характерна для традиционной, а особенно культовой музыки народов Севера, Монголии и Тибета.

Видео-обучение «Горловое пение: самоучитель»

Голос из прошлого

Горловое пение — это особая техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани. Она оригинальна и интересна, привлекает к себе внимание и завораживает своим необычным звучанием. Освоить технику горлового пения не так трудно, как может показаться вначале. Данная техника пения имеет богатую историю, используется в некоторых религиях, в эпических сказаниях, традициях и культах. Наряду с современными профессиональными певцами и мастерами горлового пения, творят и любители данной необычной техники. Существуют специальные сообщества и клубы любителей горлового пения. В Тибете есть целый институт, который готовит мастеров горлового пения.

Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного монотонного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда. Обычно горловое пение сопровождает аккомпанементом специальных народных инструментов. Горловое пение – это уникальный вид музыкального искусства, специальная техника извлечения звука, когда певец извлекает сразу две ноты одновременно. Таким образом получается двухголосое соло.

Интерес к горловому пению постоянно растет. Эта техника привлекает своей необычностью, ведь порой кажется просто невероятным, что все эти звуки издает человек. Слушая горловое пение, переносишься в древние времена, соприкасаешься с и мистицизмом и магией, чувствуешь себя участником таинственного ритуала. Ощущения от такого пения просто невероятны. Оно затрагивает что-то глубоко внутри, позволяет соприкоснуться с архаичной культурой. У многих эти звуки ассоциируются с оккультизмом и шаманами. Однако горловым пением пользуются не только в ритуалах, это еще и способ передачи народных преданий и сказаний.

Выделяют 5 основных стилей горлового пения, которые используются у различных народов и в разнообразных целях. К ним относятся:

  • кыркыра;
  • кюмей;
  • сыхыт;
  • эзенгилээр;
  • бербендер.

Однако помимо основных направлений, существует множество их разновидностей. Что бы лучше освоить горловое пение, следует ознакомиться с основными правилами и историей возникновения выбранного стиля.

Характеристика и история основных стилей горлового пения:

  1. Существует мнение, что стиль кыркыра возник как подражание звуку голоса верблюдицы. Похожие на этот вид пения звуки, верблюдица-мать издает, когда умирает ее ребенок. Такие звуки издаются певцом при помощи полуоткрытого рта и напряженных голосовых связок.
  2. Стиль кюмей имеет свою интересную легенду. Считается, что когда-то давно в горах жил одинокий юноша. Он был сиротой и жил совсем один у подножия скалы, которая отзывалась на любой звук многоголосным эхом. Однажды юноша сидел и подражал этим звукам. Ветер донес это пение до людей, и они назвали его кюмей (или хоомей). Это плавный и мелодичный стиль.
  3. Пение сыхыт всегда осуществляется без слов. Оно отличается тем, что на фоне низкого основного звука, издает резкий, пронзительный свист (обертон).
  4. Традиционно эзенгилээр исполнялся на лошади и сопровождался динамической пульсацией и периодическими толчками. Если же этот стиль горлового пения исполняется не на лошади, певец искусственно создает вибрацию воздуха, подражая галопу лошади.
  5. В последнем основном стиле горлового пения, бербендере, звук очень мягкий и низкий. Он более певучий и тихий, приятен на слух и похож на звучание кларнета.

Важно помнить, что горловое пение – не только музыкальный стиль, но и инструмент медитации. Горловое пение помогает единению с природой, поискам себя и релаксации. Многие после прослушивания горлового пения начинают чувствовать внутри себя мощный поток энергии, вдохновение и умиротворение.

Публикации раздела Традиции

Голосовое чудо

Г орловое пение - реликт, сохраненный традиционными культурами Сибири и Центральной Азии. Большинство народов, владеющих этим искусством, живет на территории нашей страны. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные факты о горловом пении .

Тюрки, монголы, камчадалы… и не только

Горловое пение распространено у народов, проживающих на обширной территории от Алтая до Чукотки: хакасов, алтайцев, бурят , тувинцев, якутов, чукчей, эвенов, эвенков, нганасан, коряков, ненцев, ительменов и других. В европейской части России горловое пение известно башкирам и калмыкам. Исследователи считают, что в Башкирию оно попало с тюркскими племенами. Калмыки же принесли это искусство с собой из Монголии, где оно и сегодня чрезвычайно популярно. Горловую музыку также можно услышать в Казахстане, Тибете и у некоторых племен североамериканских индейцев. Индейцы, очевидно, хранят традицию, близкую народам Чукотки, Камчатки, Командорских и Алеутских островов. Существует мнение, что в глубокой древности горловым пением владели многие народы, но со временем это архаичное праискусство утратили. Подтверждают эту теорию следы подобного звукоизвлечения в народной музыке африканцев и даже некоторых европейцев - жителей Сардинии и Ирландии. Тирольские йодли - самобытное пение жителей Альп - тоже можно в какой-то степени отнести к горловому пению.

Из шаманских камланий - на большую сцену

В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы - журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье. В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос - сказания о богах и героях. У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.

Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»

Один человек - два голоса

Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль , собиравший этнографический материал среди башкир. Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом - явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом» . Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов - «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» - бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт - стиль двухголосного пения с доминирующим свистом - наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.

Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш

Все они - разные

У горлового пения нет единой исполнительской техники и единого звучания. В вокальном творчестве народов Сибири и Крайнего Севера - сложная система стилей и направлений. Это наследие назвали горловым пением европейцы. Сами же мастера-горловики скажут, что между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом так же мало общего, как между «Битлз» и Марией Каллас. Есть горловые песни со словами, а есть чистые подражания звукам природы без вербальной составляющей. Некоторые мелодии можно перевести в ноты, другие практически не поддаются нотной записи. Есть песни, выученные исполнителями раз и навсегда, и песни-импровизации. В одной только Туве выделяют четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей. «Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им. Рузвельта в 1995 году, горловое пение тувинцев настолько специфично, что не дает права на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия» , - говорится на сайте тувинского Международного научного центра «Хоомей».

Чукотский похрип исполняют Зоя Тагрина, Светлана Дашина и Олег Ныпевги

Вместо гитары

Как отзвук первобытного искусства, горловое пение существует в тесной связи с танцем, обрядом, игрой на инструментах. Например, у чукчей певец не просто изображает голосом оленя или чайку, а исполняет ритуальный танец, все движения которого строго соотносятся со звуками. У коренных народов Камчатки и Чукотки принято сочинять и дарить песни по всем важным поводам. Младенцу личную песню сочиняют родители. Позже человек придумывает личные песни сам, заучивает родовые песни и песни своих предков. Шаманы сочиняют песни для календарных праздников и по случаю знаковых событий. Исполняется все это не только горловым способом, но и вполне привычным для европейского уха певческим звуком. Практически у всех народов горловой «проигрыш» может совпадать с инструментальной частью произведения или даже заменять ее. Чаще всего горловое пение чередуется с «обычным», а также звучит во всевозможных комбинациях с национальными инструментами - ударными, струнными, язычковыми.

Танец-песню чаек исполняет корякский фольклорный ансамбль «Ангт»

Горловое пение как национальная идея

Мировой столицей горловиков считается Тува. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей. Обычно профессиональный исполнитель - хоомейжи - владеет одним-двумя стилями, но бывают исключительные случаи, когда человеку подвластны все стили пения. Практически в каждой тувинской семье хотя бы немного поют хоомей. Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея - такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки. В столице республики, Кызыле, работает Международный научный центр «Хоомей», проводятся многочисленные конкурсы горлового пения. Современный педагог Ангыр-оол Хертек пишет: «Самое главное наставление предков - найти свой стиль и идти своей дорогой не торопясь, научиться правильному естественному дыханию при исполнении. Хоомейист обязан знать границы своих возможностей. Если хоомей измерять и учить по канонам современной музыки, по нотным знакам, то исчезнет свободный полет исполнительства, неповторимость хоомея. Не хоомей принадлежит нам, а мы, исполнители, принадлежим хоомею. Не нас слушают, а преклоняются и восхваляют хоомей» .

Заслуженный артист России народный хоомейжи Тувы Конгар-оол Ондар и ансамбль «Эртине»

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

Достижение высших состояний сознания.

На протяжении тысячелетий шаманы были единственными врачевателями как тела, так и сознания тувинцев. Ими накоплен огромный опыт в индивидуальном и групповом лечении. Ввиду отсутствия медицинского оборудования и препаратов, шаманы пошли по пути развития скрытых целительских способностей человека, а в силу обожествления ими природы - естественно, что они черпали свое вдохновение из окружающего мира. Подражая звукам природы, они входили в трансовое состояние, что раскрывало резервы их психики. Так постепенно, через имитацию звуков животных, птиц, ветра и т.д., сформировалось уникальное искусство обертонального горлового пения, при котором исполнитель способен петь двумя и более голосами одновременно.

С помощью этих звуков, часто практикуемых совместно с народными инструментами - игилем (вариант народной виолончели), бубном и хомусом (варганом), шаманы погружали в измененные состояния сознания своих пациентов и искали причины возникновения у них заболевания или личностной проблемы, а в случае необходимости использовали направленное воздействие голоса с обертонами на больной орган.

В механизме лечебного воздействия шаманского обертонального звука можно выделить два основных момента.

Первый связан с физическими свойствами звуковых гармоник и основан на принципе резонанса. Физикой установлено, что все во вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и наше тело. Каждый орган и ткань обладает определенной «здоровой» резонансной частотой. Когда эта частота изменяется под воздействием патогенных факторов, вибрации органа начинают отличаться от общего гармоничного «аккорда», что и влечет за собой изменения на физическом уровне, определяемые как болезнь. Мы можем помочь органу восстановить природную частоту и запустить процесс выздоровления, направив на него гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, «здоровой» частоте органа. Именно это делает шаман: находясь в трансовом состоянии, он интуитивно ощущает, какой звук необходим пациенту, то есть фактически создает резонанс с его телом. А наличие в его голосе обертонов значительно усиливает воздействие.

Этот эффект обертонов был визуально показан в экспериментах по киматике Барбары Хироу. В них акустическая система размещалась над зеркалом и производила два звука с разной частотой колебаний. Вибрирующее зеркало отражало луч лазера на экран, создавая на его поверхности «звуковые» образы. Если певцы-экспериментаторы пропевали две ноты, образующие гармонический интервал, то на экране возникали геометрически совершенные, симметричные формы. Этот результат был особенно показательным в случаях, когда певцы выпевали не обычные звуки, а вокальные гармоники. Когда же голоса певцов не создавали гармонического интервала, то симметрия в изображениях на экране отсутствовала. Всемирно известны сейчас также исследования Масару Эмото, продемонстрировавшего способность звука изменять структуру воды. Если помнить о том, что тело человека на 70% состоит из воды, то можно видеть, какие возможности открываются для исцеления звуком.
И такие научные данные, подтверждающие влияние гармоничного звука на живые системы, появляются во все большем количестве. Показано, что музыкальные звуки способны повышать уровень серотонина и гормона роста и снижать уровень АКТГ, способствуя уменьшению стрессов. Музыка нормализует кровообращение, кровяное давление, волновую активность мозга - в частности, меняется поток возбуждения в кортико-таламических и кортико- лимбических кругах. Исследования французского ученого Фибиана Маман показали, что воздействие на раковые клетки in vitro звуками по восходящей музыкальной шкале приводит к прогрессивной дестабилизации их клеточной структуры и в конечном итоге разрушению клеток. Можно понять этот эффект, исходя из того, что мембраны клеточных органоидов являются естественными резонаторами, и поэтому все внешние вибрации напрямую влияют на состояние каждой живой клетки, находящейся в поле их распространения.

Второй аспект в воздействии шаманского звука является информационным. Создавая звук, шаман прежде всего вкладывает в него свое намерение излечить пациента, которое транспортируется его звуковыми волнами в энергетическую структуру больного. Кроме того, шаман использует и вербальные формы суггестии, произнося специфические молитвы или заговоры. Обычно этот эффект усиливается еще и звуком бубна - техника, известная как камлание.

В механизме горлового обертонального пения выделяют основной тон, или бурдон, создаваемый голосовыми связками, и второй голос, содержащий обертоны от 5-го до 13-го, часто похожие на свист. Этот голос создается за счет носового резонанса и так называемых «ложных голосовых связок», образующихся над природными в результате практики пения.

Наблюдения показывают, что даже после концертов обертонального пения многие слушатели отмечают заметные изменения в состоянии сознания, продолжавшиеся от получаса до нескольких дней в зависимости от исходного состояния и чувствительности слушателя. У многих людей ослабевают или исчезают головные боли и проявления других заболеваний. Опрос же участников семинаров демонстрирует улучшение самочувствия у большинства из них, исчезновения напряжений в теле и сознании, глубину положительных эмоций. Многие впервые начинают ощущать свою энергию и переживают необычные состояния сознания, вплоть до ощущения выхода из тела. У людей появляется осознанное желание самостоятельно восстанавливать свое здоровье и развиваться духовно.

СТИЛЬ КАРГЫРАА - низкий гортанный звук, производное от «хрипеть», «бурлить», своим звучанием иногда напоминает рык дикого зверя, карканье вороны.
Овладение этим стилем позволяет направить вибрацию в любую область тела, усиливая кровообращение с помощью низкочастотных вибраций. Каргыраа способствует очищению дыхательных путей (легкие, бронхи, трахея и гортань). Развивает грудной резонатор, пробуждает животную силу, поднимает мощь корневых центров, помогает ощутить опору под ногами и связь с Землёй («заземление»).

СТИЛЬ ХООМЕЙ - это звук низких и средних регистров, его обертон или «надзвук» слышен как завораживающий звук флейты. Люди коренных народов пели хоомей колыбельные для своих деток. Его вибрации прекрасно развивают и чистят носовой и грудной резонаторы, что позволяет избавиться от накопившейся слизи и хронической заложенности носа, гнусавости. «Раскрывает» гортань и трахею, вследствие чего уходят зажимы, напряжения в голосовом аппарате, которые многие из нас с детства несут в себе. Отключает «внутренний диалог».

СТИЛЬ СЫГЫТ - очень красивый высокий свистящий звук с флейтоообразными переливами. Высокая частота вибраций и замыкание звукового кольца посредством языка, делает этот стиль самым сильным по воздействию на тело и сознание, в сравнении с другими. Знатоки горлового пения называют его «чистая энергия».

ЗВУК «ТИБЕТСКАЯ ПОЮЩАЯ ЧАША» - открытый носовой (назальный) звук, с обертоном, напоминающим звучание тибетской чаши. Дополнительным резонатором этого звука является головной купол. Его тончайшие вибрации активизируют работу высших центров, гармонизируют человека, снимают стресс, напряжение и усталость. Этот звук незаменим во время медитаций, направленных на достижение высших состояний сознания.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека