Что такое самооценка, ее значение и способы определения. Виды самооценки: ее диагностика, уровни, функции и развитие

(методика С.А. Будасси)

Рассмотрим четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности:

1. самооценка в сфере общения.

2. самооценка поведения.

3. самооценка в сфере деятельности.

4. самооценка собственных эмоциональных проявлений.

Перед вами четыре набора положительных качеств людей. Вам нужно выбрать из списка и обвести кружочком такие качества личности, которые, по вашему мнению, наиболее значимы для вас лично.

Список качеств:

вежливость

активность

вдумчивость

бодрость

заботливость

гордость

деловитость

бесстрашие

искренность

добродушие

мастерство

весёлость

коллективизм

порядочность

понятливость

душевность

отзывчивость

смелость

скорость

милосердие

твёрдость

собранность

нежность

сочувствие

уверенность

точность

свободолюбие

тактичность

честность

трудолюбие

сердечность

терпимость

добросовестность

увлечённость

страстность

чуткость

инициативность

усидчивость

стыдливость

доброжелательность

интеллигентность

аккуратность

взволнованность

приветливость

настойчивость

внимательность

восторженность

обаятельность

решительность

дальновидность

жалостливость

общительность

принципиальность

дисциплинированность

жизнерадостность

обязательность

самокритичность

исполнительность

любвеобильность

ответственность

самостоятельность

любознательность

оптимистичность

откровенность

уравновешенность

находчивость

сдержанность

справедливость

целеустремлённость

последовательность

удовлетворённость

совместимость

энергичность

работоспособность

хладнокровность

требовательность

энтузиазм

скрупулёзность

Чувствительность

Закончили? Теперь найдите в выбранных вами качествах те, которыми вы реально обладаете, поставьте рядом галочку, а так же находят их процентное содержание.

РЕЗУЛЬТАТЫ .

  1. Подсчитайте количество идеальных качеств.
  2. Подсчитайте количество реальных качеств, которые входят в список идеальных качеств.
  3. Вычислить их процентное соотношение:

Самооценка=Nреал*100%

Nреал – количество реальных качеств;

Nид – количество идеальных качеств.

Таблица стандартных значений

Адекватная самооценка

Ниже среднего

Выше среднего

Неадекватно высокий

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Адекватная самооценка соответствует двум позициям: «средней», «выше среднего». Человек с адекватной самооценкой правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого человека в основе своей неконфликтно, в конфликте он ведёт себя конструктивно.

При самооценке «высокий уровень», «выше среднего»: человек заслуженно ценит и уважает себя, доволен собой, у него развито чувство собственного достоинства. При самооценке «средний уровень»: человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

Завышенная самооценка соответствует уровню «неадекватно высокий» в психодиагностической шкале. При завышенной самооценке у человека возникает идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован только на успех, игнорирует неудачи.

Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки. Такой человек конфликтен, склонен к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведёт себя активно, делая ставку на победу.

Заниженная самооценка соответствует позициям: «низкий» и «ниже среднего». При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки.

Такие люди конфликтны. Причины конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям. Самооценка может быть положительной (высокой) и отрицательной (низкой), а также оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной самооценке человек правильно соотносит её со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели. К оценке достигнутого подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.

Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе. В таких случаях человек игнорирует неудачи ради сохранения привычной и высокой оценки себя любимого. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает идеальное представление о себе.

Человек с завышенной и неадекватной самооценкой не желает признавать, что все его неудачи это- следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Всё это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности.

Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствие с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть заниженной. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию инициативности, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Пониженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную.

В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей либо уединяются, но затем страдают от одиночества.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.

Министерство образования и науки РФ

Башкирский государственный педагогический университет

Реферат

Самооценка

Выполнила:

студенка 402 группы ФП

Калимуллина Л. Р.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

К. Марксу принадлежит справедливая мысль: смотрится, как в зеркало, в другого человека, лишь отнесясь к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. Каков же психологический механизм этой проверки?

Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной характеристики.

Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быт сопоставлено представление индивида о последовательном ряде эталонных качеств (т. е. определено его “Я идеальное”) с его “Я текущим”, т. е. рядом качеств расположенных в той последовательности, в которой они данному человеку представляются выраженными у него самого.

Важно, что в эксперименте испытуемый не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном “Я”, а производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, что избавляет его от опасений сказать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность судить о том, каков “Я-образ” в количественном выражении.

Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода “внутренний манометр”, показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется эта конфликтность может проявляться по-разному.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка м. б. и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Выше упоминалось об эффекте неадекватности. Это психологическое состояние возникает, как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется, и отпадает необходимость изменить ее, т. е. вплотную заняться самоуправлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные преставления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно: коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения и главным, стратегическим целям, рассчитанным на свою жизнь.

То, как личность относится к себе, «программирует» ее на дальнейшие свершения. Самовосприятие играет большую роль в жизни каждого, поэтому его не стоит упускать из вида. Базовые знания об этом не повредят никому, а, скорее всего, даже пойдут на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и, по возможности, скорректировать. В статье говорится о понятии самооценки, ее формировании, возможности изменения, выделяемых видах и уровнях.

Что такое самооценка

Самооценка - это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общаться с другими, выполнять поставленные цели, развиваться. Те, у кого она занижена, испытывают во всех сферах серьезные трудности.

Проблема заниженной самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться. Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется на всю жизнь. Это ошибочное мнение, ведь на самовосприятие влияет множество факторов; оно не может быть одинаковым на протяжении жизни.

Как формируется самооценка

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей. Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике . Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование . Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.

Виды самооценки

Существует три основных вида. Их названия используются не только в психологии, но и в быту. Нередко можно услышать фразы вроде «у него неадекватная самооценка». Классификация помогает разобраться в том, как личности оценивают себя, насколько их мнение приближено к объективности.

Адекватная самооценка – вид, характерный, к сожалению, для меньшинства людей. Его обладатели умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться. Кроме этого, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны к адекватной самокритике. Зачастую можно наблюдать две крайности – или перебор с самобичеванием, или завышенное самомнение.

Радикальные качества – это признаки второго вида самооценки, которую принято называть искаженной (неадекватной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении).

Существует еще один вид, присущий большинству – смешанная . Под ней подразумевается, что в отдельные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он способен адекватно оценивать действия/поступки, уделять время излишней самокритике, при этом иногда переоценивать собственные умения. Увы, у большинства не получается соблюдать баланс, а подобные «колебания» чреваты проблемами с психикой.

Уровни самооценки

Основных уровней, как и видов, выделяется три. Они демонстрируют степень любви к себе, умение видеть как положительные, так и отрицательные черты, близость к балансу. Уровни связаны с видами, но все же различия есть, о чем дальше пойдет речь.

Низкая

Первый, самый нелюбимый всеми. От низкой самооценки пытаются избавиться всеми доступными способами. Существуют тысячи методик, рассказывающих, как бороться с комплексами, и некоторые из них действенны. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерны неумение себя хвалить, занижение достоинств, высокий уровень тревожности, постоянные сравнения с другими, более успешными. Тех, у кого проблемы с самолюбием, легко обидеть – достаточно просто над ними пошутить либо намекнуть на недостаток во внешности/знаниях. Низкая самооценка создает массу неудобств. С ней действительно стоит бороться.

Нормальная

Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет прислушиваться к внутреннему голосу, анализирует собственные промахи, способен отпускать шутки в свой адрес. При этом такая личность не допустит, чтобы ее оскорбляли, заставляли делать бесполезную утомительную работу, игнорировали права. К этому уровню стоит стремиться, ведь он признан оптимальным.

Высокая

Третий уровень присущий тем, кто акцентирует внимание на своих сильных качествах, упуская из виду недостатки. Она не менее опасна, чем низкая. Этот тип самовосприятия не относится к адекватному. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им тяжело дается выход из зоны комфорта, они противятся этому всеми силами. Закостенелость убеждений, неприятие других – это большая проблема. Ее опасность заключается еще и в сложности распознания. Считается, что яро отстаивающий свою позицию – сильный, уверенный, надежный. Но есть и обратная сторона медали: непоколебимые убеждения тормозят развитие, не дают возможности узнавать, пробовать что-то новое.

По итогу - самооценка напрямую зависит от условий проживания, воспитания и окружения. Однако неблагоприятные факторы – еще не повод ставить на себе крест. При большом желании отношение к себе успешно поддается корректировке, и есть немало примеров, когда забитые, нерешительные мужчины и женщины превращались в раскрепощенных, сильных личностей. Все начинается с осознания проблем, стремления поменяться к лучшему и, естественно, усилий.

Самооценка как компонент самосознания представляет собой то, как человек оценивает себя, свои возможности и свое место среди других людей. С готовой самооценкой человек не рождается, она формируется в процессе социализации благодаря механизмам интериоризации (включение чужих оценок собственной личности во внутренний план, использование их в качестве самооценок) и идентификации (постановка себя на место другого человека, оценивание своей личности с позиций этого человека).

Самооценка может быть высокой адекватной; средней; завышенной; заниженной; низкой. Уровень самооценки ребенка зависит от условий семейного воспитания. Условия формирования низкой самооценки у ребенка в семье: недоброжелательные отношения между отцом и сыном; требование от ребенка безусловного послушания и постоянной аккуратности, бесконфликтного отношения со сверстниками; несамостоятельность ребенка. Высокая адекватная самооценка формируется у ребенка, если отец выполняет функцию главы семьи; в семье демократический стиль общения; родители являются успешными людьми, и дети знают об их достижениях; у родителей высокие ожидания в отношении детей (Р. Бернс, 1986).

Имеются данные о том, что самооценка выше, как правило, у первого ребенка в семье. Средняя самооценка формируется при либеральном воспитании в семье. Строгие требования, предъявляемые к ребенку в семье при уважении к его личности, способствуют раннему формированию у него умений саморегуляции и высокой адекватной самооценки (Р. Бернс, 1986).

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. К оптимальной относят высокую адекватную самооценку . Обладая такой самооценкой, человек уважает себя, доволен собой, стремится к самосовершенствованию. Такой человек старается не переоценивать себя, но и не относится сильно критично. Если самооценка неадекватно завышена , то у человека возникает идеализированный образ собственной личности. При переживании неуспеха он эмоционально отталкивает объективные оценки результатов и справедливые замечания, что нарушает его представление о себе ради сохранения высокой самооценки. Самооценка может быть неадекватно занижена . В этом случае человек проявляет неуверенность, не ставит перед собой трудных целей, слишком критичен по отношению к себе. Слишком высокая или низкая самооценка могут приводить к конфликтам. При завышенной самооценке они возникают из-за того, что человек пренебрежительно относится к другим людям, при заниженной - человек, требовательный к себе, проявляет еще большую требовательность к окружающим.

Самооценка связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - этожелаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности целей, которые индивид ставит перед собой. Уровень притязаний формируется под влиянием удач и неудач на жизненном пути человека. При адекватном уровне притязаний человек ставит перед собой такие цели, который может реально достигнуть. Высокий адекватный уровень притязаний характеризуется тем, что человек ставит высокие цели, которые при усиленной работе вполне достижимы. Умеренный уровень притязаний характеризуется тем, что человек решает успешно круг задач средней сложности и не стремится улучшить свои достижения. При завышенном уровне притязаний он берется за непосильные задачи, терпит неудачи. Заниженный и низкий уровень притязаний характеризуются тем, что человек выбирает простые цели, что объясняется низкой самооценкой или «социальной хитростью». В последнем случае имея высокую самооценку, человек избегает ответственности.

В процессе личностного роста и реализации собственных планов на жизнь каждый человек обращается к своей самооценке, которая представляет собой психологические особенности каждой личности в отдельности. Ее наличие, вид и характеристика отчасти представляют психотип человека. Изменение самооценки очень трудный процесс, требующий комплексной и глубокой работы с личностью. На фоне недостаточного и некомпетентного лечения истинная сущность человека будет прорываться "наружу" в ходе взаимодействия с общественностью. Каждый индивид должен понимать, какие эмоции он на самом деле испытывает по отношению к себе.

Самооценка: что это?

Самооценка - это возможность оценить свои интеллектуальные и физические возможности, видеть себя со стороны и давать оценку собственным действиям и поступкам. Она позволяет человеку формировать мнение о своих способностях и принимать решение в отношении какого-либо поступка. Самооценка входит в состав ядра личности и регулирует поведение индивида. Оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности и способствует развитию иных качеств человека. От уровня самооценки зависит степень трудности поставленных к выполнению задач. Несоответствие ожидаемого результата с фактическим приводит человека к эмоциональному дискомфорту. Возникают такие эмоции, как агрессия, разочарование, подавленность и тревожность. От уровня самооценки зависит способность воспринимать новую информацию, интеллектуально развиваться и взаимодействовать с окружающим миром.

Понятие самооценки включает в себя две основные функции для личности - регуляторную и защитную. На основе первой происходит решение поставленных задач и оценка собственных способностей, вторая обеспечивает личностную независимость и стабильность. У развитого индивида она отображает целостное приятие и неприятие себя. Самооценка имеет определенные критерии формирования:

  • Собственный образ . Создается путем сравнения своего внутреннего "Я" с идеалом, к которому стремится личность. Несоответствие этих представлений определяет зону роста и развития. Помогает человеку отказаться от негативных черт характера и нарастить положительные. Является вспомогательным элементом в социальной адаптации.
  • Математическая величина . Этот критерий показывает разницу между желаниями и потребностями и реальными возможностями личности. Различие в показателях характеризует несостоятельность личности и переоценку собственных возможностей.
  • Интериоризация . Представляет собой переход от внешних факторов на личные качества. Каждый индивид оценивает себя не только с внутренней точки зрения, но и в зависимости от отношения окружающих. Этот критерий отображает степень зависимости от мнения социума и показывает восприимчивость к нему.
  • Результативность . Внутри своего сознания личность дает оценку каждому полученному результату по отношению к первоначально поставленной цели. Чем больше разница ожидаемого и действительного, тем выше степень отклонения от адекватного восприятия себя и своих возможностей.
  • Равнение на идеал . В качестве идеала или авторитета воспринимаются другие личности, которые имеют более высокий социальный статус, степень влияния на окружающих и являются важными в жизни индивида. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное сравнение собственного "Я" с их возможностями и достижениями.

Возрастные особенности

Основные характеристики гармоничной самооценки формируются в детском возрасте и закладываются в процессе воспитания. На них влияет уровень оценки родителями совершенных действий и комфортный микроклимат внутри семьи. Формирование качеств характера происходит в момент становления личности.

Основной пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский периоды. До этого момента закладываются основы восприятия себя по отношению к окружающему миру и положению в обществе. У дошкольников на основании взаимоотношений в семье формируется предрасположенность к развитию личностных качеств. Первые тесты на социальную адаптацию и заложенные черты характера проводятся в возрасте 6 лет. Когда ребенок поступает учиться в первый класс, с ним работает детский психолог, который определяет зону дальнейшего роста и развития личностных качеств.

В начальной школе ответственность частично перекладывается на педагога, но ключевую позицию в формировании адекватной самооценки у младших школьников по-прежнему занимают родители. Они являются более авторитетными для ребенка и больше времени проводят рядом с ним. У учащихся старших классов в обязательную программу образования вводятся такие предметы, как психология и социология. Они помогают в процессе стабилизации и облегчают глубокий процесс самосознания.

Критическим периодом развития самосознания считается ранний юношеский возраст. Ввиду индивидуальных особенностей каждого ребенка, его возрастные рамки колеблются от 10 до 15 лет. Окончательное становление личности по психологическим меркам должно наступить к 21 году. Период становления очень сложный и проходит несколько этапов формирования. Сначала подросток начинает изучать свой внутренний мир и познавать свои интересы, потом углубляется и рассматривает себя по отношению к внешнему миру. Это время самое нестабильное, любые влияния извне могут наложить свой отпечаток на образующийся тип личности. К окончанию формирования человек должен иметь представление о себе в рамках "Я-концепции".

Виды

В психологии каждый отдельный вид самооценки имеет четкое определение и присущие ему характеристики, которые отображают поведение личности. Все виды условно разделены на образующие их основания:

  • Приближенность к реальности: адекватная, неадекватная самооценка.
  • Уровень: высокая, средняя и низкая.
  • Устойчивость: стабильная, плавающая.
  • Степень охвата: частная, общая, ситуативная.

Самооценка одного человека может включать в себя сразу несколько видов. Идеальной формулы сочетания не существует, каждый имеет свой непосредственный набор качеств, которые характеризуют индивида, как личность.

Характеристика видов

Адекватная и неадекватная самооценка отображает способность воспринимать себя и свои действия объективно или субъективно. Адекватная является оптимальной, потому что в таком случае соблюдается баланс между желаниями и возможностями. Такие люди с наибольшим успехом достигают поставленных перед собой целей, могут объективно оценить свою пользу для окружающих и выполняют поставленные задачи. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Независимо от этого, у личности проявляются нарушения в восприятии реальности, что влияет на ее способности и результативность. У таких людей деформированное восприятие личных качеств, проблемы с мотивацией и эмоционально-волевой сферой.

Проявлениями заниженной самооценки являются:

  • неуверенность в своих силах;
  • застенчивость, робость, нерешительность.

У завышенной противоположные проявления:

  • переоценка сил;
  • собственная идеализация;
  • высокомерие;
  • нежелание признавать поражения;
  • уверенность в своей правоте и отрицание критики.

Высокий уровень самооценки характеризует успешных людей, которые не боятся сложных задач, всегда готовы быть полезными для окружающих. На практике такие личности сильны духом, быстро поднимаются по карьерной лестнице. Это обусловлено высоким уровнем мотивирующих факторов.

Индивиды со средним уровнем отличаются своей стабильностью. Они не возлагают больших надежд на собственные результаты, не берутся за дела, в реализации которых они не уверены. Для достижения чего-то большего им не хватает рывка, но и ниже имеющегося они не опускаются.

Низкий уровень самооценки является уделом слабых и неуверенных в себе личностей. Отсутствие мотивации обычно спровоцировано предыдущими неудачами или страхом перед конкуренцией с более сильными соперниками.

Стабильная или плавающая самооценка характеризует этап формирования человека. В психологии ядро личности считается готовым уже в подростковом возрасте, когда заканчивается переходный период. Обладатели сильной жизненной позиции, удовлетворенные своими внутренними качествами и собой в целом, считаются стабильными. Люди с плавающей самооценкой подвержены постоянному самоконтролю и переоценке совершенных поступков. Рациональное восприятие собственных ошибок и их коррекция приводит к стабилизации.

Частная самооценка позволяет критиковать отдельные качества поведения человека.

Общая или глобальная - является проявлением значения индивида в обществе, отображает его ценности и эмоциональный спектр.

Ситуативные, они же оперативные, позволяют оценить конкретное действие или обстоятельство. У человека формируется мнение и отношение в целом к возникшей ситуации.

Методы определения

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить три основные параметра личности: уровень, устойчивость и реалистичность. Суть метода заключается в распределении предложенных качеств по шкале значимости. Простой анализ расположения точек по полюсам и шкалам отображает лишь поверхностные критерии самооценки. Для более детального изучения индивида требуется интерпретация теста компетентным психологом. Он может попросить прокомментировать расположение метки и дать более детальный анализ.

Количественная методика определения самооценки проводится по Будасси. Так можно выявить ее адекватность и степень. Автор предлагает 48 прилагательных, характеризующих личность, которые необходимо выстроить по рангам значимости. Исследуемый должен указать к каждой характеристике численные показатели, отображающие реальное присутствие качества и желаемое, необходимое в идеальном представлении себя. Результат определяется с помощью ранговых корреляций.

Тест Каттелла является распространенным при трудоустройстве и других видах анкетирования. С помощью него можно выявить стабильность и адекватность личности. В ходе заполнения опросника открывается 16 основных факторов, которые являются определяющими в поведенческой и эмоциональной сферах человека.

Для определения самооценки школьников часто используется методика В. Щур под названием"Лесенка". Она имеет групповую и индивидуальную форму. В первом случае применяется в рамках учебного класса и показывает взаимоотношения между детьми и их собственное восприятие по отношению к коллективу. Во втором проводится индивидуально с каждым учеником, отображая степень нарушений развития личности. Ребенку предлагают разместить себя и других учеников класса на лестнице из семи ступеней, где на первой находятся прилежные и авторитетные дети, а на седьмой - противоположные им.

В своей работе психологи используют и более сложные методики, например, по Айзенку, выполнение которых занимает много времени и требует специфической интерпретации результата, ориентированной на конкретную личность. Это необходимо для более точной диагностики нарушений и определения верной тактики по коррекции качеств характера, присущих человеку.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека