Виды и специфика педагогической деятельности. Психологические особенности педагогов
Педагогическая деятельность представлена в современной педагогической литературе в качестве особого вида общественно-полезной деятельности взрослых людей, которая заключается в сознательной подготовке подрастающего поколения к жизни, реализующая экономические, политические, нравственные, эстетические цели.
Педагогическая деятельность имеет древние исторические корни, аккумулирует многовековой опыт поколений. Педагог, по сущности, представляет собой связующее звено между поколениями, является носителем человеческого, общественного, исторического опыта, во многом обуславливает общественно-культурную целостность народа, цивилизации и в целом преемственность поколений.
Задачи педагогической деятельности
Задачи педагогической деятельности, изменяясь на протяжении столетий с развитием общества, всегда охватывают сферу образования, воспитания, обучения. Передовыми мыслителями разных времён отмечается социальная значимость педагогической деятельности.
Основной специфической особенностью педагогической деятельности является её использование практически всеми людьми при выполнении различных социальных ролей: родителя и родственника, старшего товарища, друга, руководителя, должностного лица, но данная педагогическая деятельность – непрофессиональная.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется специалистом, имеющим специальное, профессионально-педагогическое образование; она реализуется в определенных педагогических системах, представляет собой основной источник существования и соответственно оплачивается.
Основные компоненты и содержание педагогической деятельности
Основными составляющими компонентами педагогической деятельности, которые одинаково важны и представляют собой динамические взаимосвязи, являются:
- производство знаний, то есть проведение исследований, поиск нового, осуществление разработок, проведение экспертизы и т.д.;
- передача знаний в организованном образовательно-воспитательном процессе;
- распространение знаний (разработка и издание учебников, учебных пособий, написание научных статей);
- воспитание учащихся, формирование и развитие их личности.
Основным содержанием педагогической профессии является наличие и использование специальных, предметных знаний, а также разнонаправленные взаимоотношения с людьми (учениками, родителями, коллегами). Отметим требования двойной подготовки специалиста педагогической профессии – наличие специальных, предметных знаний, а также необходимость психолого-педагогической подготовки.
Особенность педагогической профессии выражается в её гуманистической, коллективной и творческой направленности.
Три характера педагогической деятельности
Особенностью педагогической профессии является также то, что она, по своей сути, имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
- Гуманистический характер педагогической профессии имеет направленность на воспитание человека, который формируется и развивается как личность, им осваиваются достижения человечества, и тем самым обеспечивается продолжение человеческого рода, происходит непрерывная преемственность поколений.
- Коллективный характер педагогической профессии предполагает воздействие на обучающегося не только отдельного педагога, но и всего педагогического коллектива образовательного учреждения, а также семьи и других источников, обеспечивающих групповое, коллективное воздействие.
- Творческий характер педагогической деятельности является наиболее важной специфической особенностью, отражается в степени использования педагогом своих возможностей в достижении поставленных целей.
Формирование творческого потенциала личности педагога обусловлено накопленным им социальным опытом, психолого-педагогическими и предметными знаниями, новыми идеями, умениями и навыками, позволяющими в нахождении и использовании оригинальных решений, новаторских форм и методов.
Педагогическая деятельность отличается трудностью, уникальностью и неповторимостью, представлена системой и последовательностью педагогически целесообразных действий, направленных на решение педагогических задач в определенный срок и с соблюдением принципов и правил.
Цели педагогической деятельности
Осуществление педагогической деятельности предваряется осознанием цели, которая задает импульс деятельности. Определяя цель как предполагаемый результат деятельности, под педагогической целью понимается предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.
Определение целей педагогической деятельности обладает большим теоретическим и практическим значением, которое выражается в следующем.
- Чёткая постановка целей оказывает влияние на разработку педагогических теорий, цель педагогической деятельности влияет на осознание того, формированию каких качеств человека необходимо отдать предпочтение, сказывается на сущности педагогического процесса.
- Формулирование целей педагогической деятельности непосредственным образом влияет на осуществление практической работы педагога. Важным профессиональным качеством педагога является проектирование личности воспитанников, что требует знания, какой она должна быть и какие качества необходимо сформировать.
Цели педагогической деятельности опираются на идейные и ценностные установки общества, что порождает традиционные подходы к образованию и воспитанию, ориентированные на эффективность, максимальное использование новых поколений в интересах государства.
В современном обществе интенсивно совершенствуется производство, повышается его технический уровень, что сказывается на предъявлении высоких требований к уровню подготовленности подрастающего поколения. Информатизация общества, внедрение информационных технологий, наличие динамичных процессов в социальной сфере жизни общества привело к формулированию цели педагогической деятельности, в которой в качестве идеала современного образования и воспитания выступает разносторонняя и гармонично развитая личность. Данная представляет собой потребность развития личности, общества, государства.
В содержание понятия «разностороннее и гармоничное развитие личности» вкладывается необходимость обеспечения умственного и физического развития, духовно-нравственного и художественного развития, выявления склонностей и задатков, развития способностей; приобщения к современным достижениям науки и техники; воспитания гуманизма, любви к Родине, гражданственности, патриотизма, коллективизма.
Вывод
Таким образом, главной целью педагогической деятельности в современных условиях является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества и государства.
Современной педагогической наукой выделены традиционные основные виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа.
Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Преподавание - вид педагогической деятельности, направленный на обеспечение познавательной деятельности школьников. Деление педагогической деятельности на виды достаточно условно, так как в процессе преподавания решаются частично воспитательные задачи, а при организации воспитательной работы решаются не только воспитательные, но и развивающие, а также образовательные задачи. Такое понимание видов педагогической деятельности помогает в раскрытии смысла тезиса о единстве обучения и воспитания. Вместе с тем для более глубокого осознания сущности обучения и воспитания данные процессы в педагогической науке рассматриваются изолированно. В реальной педагогической практике целостный педагогический процесс подразумевает полное слияние «воспитывающего обучения» и «обучающего воспитания».
Педагогическая деятельность имеет свой предмет, которым является организация учебной деятельности обучающихся, которая направлена на освоение предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.
Средства педагогической деятельности
В литературе представлены основные средства педагогической деятельности:
- научные (теоретические и эмпирические) знания, которые способствуют формированию понятийно-терминологического аппарата учащихся;
- носители информации, знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое при осуществлении систематических наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.) организованном преподавателем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
- вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.
Основными способами передачи социального опыта в педагогической деятельности является использование объяснения, показа (иллюстрации), совместной работы, непосредственной практической деятельности учащихся и т.д.
Определение
Продукт педагогической деятельности - формируемый у обучаемого индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзаменах, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражен в интеллектуальном и личностном совершенствовании, становлении их как личности, как субъектов учебной деятельности.
Итак, нами была рассмотрена специфика педагогической деятельности, которая заключается в наличии специальных профессиональных знаний, гуманистичности, коллективности, наличии творчества. Основной целью педагогической деятельности является формирование разносторонней и гармонично развитой личности. Виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа; подчеркнём наличие взаимосвязи между видами педагогической деятельности. Средствами педагогической деятельности являются: научные знания, носители информации, знаний, вспомогательные средства.
Министерство образования и науки РФ
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Кафедра педагогики
на тему Специфика педагогического труда
Калуга, 2011г.
Введение
Особенности педагогической профессии
.В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя
Педагог и личность ребенка
Заключение
Список литературы
Введение
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.
Труд педагога имеет ряд особенностей, которые обусловлены спецификой учебно-воспитательного процесса. В ходе этого процесса осуществляются передача знаний (т.е. систематизированной информации) обучающимся и воспитание обучающихся.
Осуществление учебно-воспитательного процесса возможно тогда, когда педагог обладает системой знаний и имеет способности передать эти знания обучающимся. Поэтому важнейшим требованием, предъявляемым к личностно-деловым качествам педагога, является профессиональная компетентность, под которой подразумеваются знание преподаваемой дисциплины и эрудиция. Некомпетентный педагог, плохо знающий преподаваемую им дисциплину, вряд ли может передать знания обучающимся и вызвать у них интерес к этой дисциплине.
Характерной чертой учебно-воспитательного процесса является многофакторность воспитания. Это означает, что на воспитание человека оказывают существенное влияние семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации, формальные и неформальные контакты с другими людьми. Однако педагог не должен пассивно наблюдать за воздействием этих факторов на обучающихся. Хороший педагог выступает в роли координатора, комментатора и даже оппонента по отношению к факторам, влияющим на обучающихся, поэтому педагог должен быть разносторонне образованным, эрудированным человеком. При этом знания педагога должны систематически совершенствоваться, а профессиональная компетентность предполагает волю к развитию и самосовершенствованию.
Необходимым условием успешной деятельности педагога является наличие воспитательных способностей. Воспитательные способности педагога определяются совокупностью его знаний и умений в области воспитания. В частности, педагог должен знать, что такое воспитание в широком социальном смысле и в узком педагогическом значении; соотношение понятий формирование личности, социализация и воспитание; сущность и структуру воспитания как педагогического явления, его логику развития; роль основных институтов воспитания в процессе формирования и социализации личности; место воспитания в совокупности факторов формирования и развития личности.
Педагог должен уметь определять пределы возможностей воспитания и педагогической деятельности в развитии личности обучающегося; координировать целенаправленные формирующие влияния всех социальных институтов воспитания, обеспечивая максимальную реализацию потенциала каждого из них; обеспечивать реализацию функций воспитания в их логической последовательности в непрерывном учебно-педагогическом процессе.
Важной особенностью учебно-воспитательного процесса является его длительность. В ходе этого процесса педагогу приходится неоднократно встречаться со своими учениками. Причем обучающиеся взрослеют и педагогу приходится не только повторять и закреплять полученные учениками знания и навыки, но и давать им новые знания, базирующиеся на уже заложенном фундаменте.
Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса педагогу необходим высокий уровень морально-этической зрелости, ибо, общаясь с педагогом, ученики воспринимают его не только как носителя знаний, но и как личность. Причем воспитательная роль педагога может быть сведена к нулю, если он не обладает морально-этической зрелостью.
Морально-этическая зрелость педагога включает честность, порядочность, соблюдение нравственных и этических норм, принятых в обществе, верность данному слову и т.п. Существуют различные точки зрения на труд педагога. Одни считают, что успех педагогической деятельности зависит только от личностных качеств педагога, а применяемые им методики особого значения не имеют. Другие, наоборот, акцентируют внимание на методике обучения и полагают, что педагог - лишь проводник тех или иных идей, а его личностные качества не имеют определяющего значения.
Это противопоставление неоправданно и педагогический труд дает наилучшие результаты тогда, когда обеспечивается симбиоз современных методик обучения и талантливой деятельности педагога.
Качество педагогического труда в значительной мере характеризуется психолого-педагогической культурой.
воспитательный педагог нравственный сухомлинский
1. Особенности педагогической профессии
Учительская профессия - особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.
Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, своя убежденность. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы. Педагогический труд как специфическое общественное явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких компонентов:
а) труд как целесообразная деятельность;
б) предмет труда;
в) средства труда.
Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду труда. В таком случае, в чем же специфика педагогической деятельности?
Во-первых, педагогический труд как общественно значимая деятельность состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств. Педагогический труд - это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (учитель), и человеком, овладевающим ею (ученик). В нём в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализуются природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.
Во-вторых, в педагогическом труде специфичен предмет труда. Здесь он - не мертвый материал природы, не животное или растение, а активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств.
Такая специфика предмета педагогического труда усложняет его сущность, поскольку воспитанник - такой объект, который уже является продуктом чьего-то воздействия (семьи, друзей и пр.). Став предметом труда учителя, он в то же время продолжает оставаться объектом, на который воздействуют и другие факторы, преобразующие его личность. Многие из этих факторов (на пример, средства массовой информации), действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях, К самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью, наглядностью, - это реальная жизнь во всех её проявлениях. Педагогический труд и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности воспитанника. Наконец, специфичны и средства педагогического труда, которыми учитель воздействует на воспитанника. Они, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.
В педагогическом труде, как и в других видах труда, различают субъект труда и его объект (предмет). Однако учащийся выступает в этом труде не только его объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы самовоспитания и самообучения учащегося. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нём одни качества личности и подавляя другие. Педагогика - чисто человеческая форма деятельности, рожденная потребностями общественной жизни, потребностями развития человеческой культуры, которая может быть сохранена и развита, если общество сумеет передать её новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане - непременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.
Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нём. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге определяются потребностями общества в определённых типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и итог педагогического труда - человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогического труда - человек - способен к дальнейшему саморазвитию, а воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Как видим, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предмет - человек, орудие труда - человек, продукт труда также человек. Это значит, что в педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений. Эта особенность педагогического труда подчеркивает важность в нём нравственных аспектов.
Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учительской профессии. Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Живший в XVII веке великий славянский педагог Ян Амос Коменский, который по праву считается основоположником научной педагогики, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» (Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955. С. 600). Он утверждал, что учителя - это родители духовного развития учащихся; ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером.
Значение профессии учителя в обществе всегда занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей нашей страны. Так, в XIX веке К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим...» (Ушинский К.Д О пользе педагогической литературы).
Рассматривая педагогику «в обширном смысле как собрание наук, направленных к одной цели», и педагогику «в тесном смысле» как теорию искусства, «вы веденную из этих наук», К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания» писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыков необходимы еще и специальные знания...» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т.1. С. 229, 231).
К.Д. Ушинский подчеркивал, что учитель должен обладать обширным кругом знаний по различным наукам, позволяющим изучать ребенка во всех отношениях. Важное значение в педагогическом наследии великого русского педагога отводится требованиям к личностным качествам учителя. Он утверждал, что никакие уставы я программы не могут заменить личности в деле воспитания, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном предначертании учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека» (Белинский В.Г. Избр. пед. соч. - М.-Л., 1948. С. 43). Великий русский писатель Л.Н. Толстой, как известно, внёс большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образования. Опыт работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Говоря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книга, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он - совершенный учитель» (Толстой Л.Н. Пед. соч. - М., 1953. С. 342).
Идеи прогрессивной педагогики о социально-нравственной роли учителя получили развитие в высказываниях известных общественных деятелей и педагогов XX века. А.В. Луначарский утверждал: «Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой бриллиант не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать чётко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него» (Луначарский А.В. О народном образовании. - М., 1958. С. 443). Последнее десятилетие в истории нашей страны характеризуется сложными, иногда противоречивыми процессами. Уходят в прошлое еще недавно казавшиеся незыблемыми духовные ориентиры. С ликвидацией «железного занавеса» стремительные обороты набирает процесс взаимопроникновения духовных ценностей, как с Запада, так и с Востока. Отечественная школа и педагогика активно включаются в общемировое образовательное пространство, вбирая положительный опыт зарубежной педагогики. В то же время, нельзя не признать, что не всегда принимаемые на вооружение иностранные педагогические теории и технологии действительно являются прогрессивными. Одновременно на учащихся обрушивается огромный поток западной псевдокультуры, который зачастую формирует искаженное представление о сущности тех или иных нравственных ценностей. В этих непростых условиях как никогда повышается роль учителя как защитника и проводника нравственных ценностей, прошедших испытания тысячелетиями, в том числе и характерных ценностей для России.
. В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя
Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости, зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.
Результат труда учителя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А учитель?! (Рассказать об ученике, который в колонии «давал» уроки литературы, уроки доброты, гуманизма.) Идея отсроченного влияния учителя на ученика.
Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия (назначение) школы, учителя - бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель.
Учитель - не единственный воспитатель ребенка в обществе, поэтому следует помнить о многофакторности влияния на личность ученика. Здесь мы видим «соавторство» учителя, семьи и общества в воспитании детей.
Личность ребенка можно сравнить с глыбой мрамора, над которой трудится много скульпторов, ваятелей.
Главный скульптор - учитель. Он, как дирижер симфонического оркестра, должен объединять и направлять все влияния на ученика.
Это в идеале, а в жизни - очень сложно и трудно.
Объект учительского труда - духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убеждения, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя - личность творца, гуманиста, созидателя.
Объект нашего труда - постоянно меняющийся ребенок, наш труд - формирование человека. Это огромная ответственность.
«И сам учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества». Комментарии к статье. Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.
Остановимся еще на одной особенности труда учителя - это «полифункциональность» (многогранность, многосторонность) деятельности учителя.
Схема ролей-функций учителя в его деятельности
Другую схему ролей учителя предлагает психолог Владимир Леви.
Ролевой рецептуар Учителя (по В. Леви)
Чтобы продуктивно, качественно выполнять свои многочисленные функции в процессе самостоятельной педагогической деятельности, будущему специалисту требуется разносторонняя подготовка.
3. Педагог и личность ребенка
В своей профессиональной деятельности учитель связан прежде всего с учащимися. Однако круг общения педагога значительно шире. Важную роль в воспитании подрастающего поколения также играет педагогически грамотное взаимодействие учителя со своими коллегами, с родителями учащихся, с администрацией школы, другими лицами, имеющими то или иное отношение к обучению и воспитанию учащихся. Несмотря на важность взаимодействия на всех указанных уровнях следует сказать, что по степени значимости на первое место выходят отношения «учитель - ученик», именно они играют в учебно-воспитательном процессе определяющую роль. Структура отношений «учитель - ученик» представляет собой систему социальных связей, начиная от самых простых пространственных, психических и социальных контактов и до самых сложных социальных действий и взаимоотношений, имеющих устойчивый характер.
Отношения между учителем и учеником не выбираются, а диктуются необходимостью: для учителя - работать, учить, а для подрастающего поколения - учиться. Учитель не выбирает себе учащихся, а вступает в отношения с теми, кто пришел учиться. Ученик также не выбирает себе учителя, он приходит в школу, где уже работает определенная группа учителей. Правда, следует заметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, 96) предоставляет широкие права педагогам и учащимся в части выбора образовательного учреждения, в случае необходимости смены школы, класса и т.д., но в целом в массовых общеобразовательных учреждениях преобладают традиционные формы взаимоотношений между учителями и учащимися. Взаимоотношения между педагогом и ребенком необходимо рассматривать и со стороны содержания образования. Учитель является носителем той или иной области научных знаний, в учебном процессе он выступает как просветитель, транслятор научного мировоззрения. В то же время во взаимодействии с учащимися он должен выступать и как высоконравственная личность - носитель долга, совести, чести, добра, справедливости.
Настоящий учитель является примером для детей и их родителей, а взаимоотношения между учителем и учеником выступают как базис процесса обучения и воспитания. Один из видных философов и педагогов прошлого Джон Локк так писал о значении примера учителя: «Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями... Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров...» Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский также большое внимание уделял отношениям между учителем и учащимися. Он гневно выступал против тех учителей, которые чуждаются учащихся, высокомерно и неуважительно относятся к ним. Особое значение великий педагог придавал доброжелательному отношению учителя к детям и советовал учить детей легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно» (Я.А. Коменский. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 543).
Вся совокупность служебных, мировоззренческих, нравственных отношений составляет сущность и содержание учебно-воспитательного процесса. Особое место в этих отношениях занимают отношения нравственные. Современный уровень развития образования характеризуется тем, что деятельность учителя рассматривается не только как простой процесс прямого воздействия на личность ребёнка (передача знаний, убеждение личным примером и другими методами и способами педагогического воздействия), но и как организация активной познавательной деятельности самого учащегося. Обучение является двусторонним процессом, в котором педагогу отводится не столько роль транслятора знаний, сколько руководителя, вдохновителя и организатора познавательной деятельности школьников. Не случайно Я.А. Коменский эпиграфом к своей книге «Великая дидактика» взял слова: «Альфой и омегой нашей дидактики да будет изыскание и открытие способа, при котором учащиеся меньше бы учили, а учащиеся же больше бы учились».
Однако в системе отношений «учитель-ученик» взаимодействующие стороны по своему содержанию и силе воздействия друг на друга не равноценны: ведущей и наиболее активной их стороной является учитель. Именно нравственные взгляды и убеждения учителя, чувства и потребности, а главное - его поступки оказывают решающее влияние на нравственные отношения, складывающиеся между ними. Если нравственные отношения между педагогом и учеником и коллективом учащихся складываются неправильно, то причину этого учитель прежде всего должен искать в себе, поскольку он выступает ведущим субъектом отношений в педагогическом процессе. Нравственные отношения между учителем и личностью школьника выполняют ряд важных для педагогического процесса функций. Назовём основные из них.
Нравственные отношения системы «учитель-ученик» являются одним из важнейших условий педагогического процесса. В зависимости от содержания эти отношения могут как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его. Учащиеся, принимая воздействие учителя и соблюдая его рекомендации, должны верить, что предъявляемые им требования справедливы. Внутренняя неприязнь ученика к учителю легко переносится на все исходящие от него идеи и может вызвать у ученика настолько сильное внутреннее сопротивление, что испытанные педагогические средства не дают должного эффекта, а иногда даже могут дать результат, противоположный ожидаемому.
Педагогический труд направлен на преобразование человека. Дети, будучи объектом воздействия, в процессе педагогического воздействия оказывают определенное сопротивление, которое хотя и сродни сопротивлению любого иного материала, но значительно превосходит его богатством форм и сложностью проявлений. «Почему в технических вузах, - писал А.С. Макаренко, - мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?!» (А.С. Макаренко. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 85).
Мозг ребенка, подростка - не всегда «воск», из которого можно «лепить» нужную нам личность. Он может быть и твёрдым сплавом, с трудом поддающимся необходимой обработке. Более пластичным он может быть в случае хороших взаимоотношений между учителем и учеником. Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, в конечном итоге - эффективнее. По мере демократизации и гуманизации образования в нашей стране прогресс в педагогическом деле связан именно с уменьшением доли принуждения учащихся в процессе их обучения и воспитания и с возрастанием удельного веса в нём иных средств (повышения мотивации к учебе, стремление познать что-то новое и т.д.).
Нравственные отношения учителя с учеником являются важнейшим инструментом воспитания. Эти отношения с раннего школьного возраста практически включают учащихся в определенный тип нравственных отношений, приобщая их к нравственному опыту - опыту уважения, честности, доброжелательности или же опыту неуважения, ненависти и вражды. Сложившиеся нравственные отношения значимы и для учителя, поскольку они воздействуют на его отношения к педагогическому труду, который в одних случаях может приносить радость и удовольствие, а в других - становится для него неприятной и безрадостной обязанностью. Стержневым компонентом, пронизывающим всю систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося.
Педагогическая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировавшейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение учителя к учащемуся как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающих основание проектировать социально-значимые черты личности ребёнка.
Практически ни у кого из учителей нравственное требование - уважение к личности учащегося - открыто не вызывает возражений. Однако на практике нередко встречается нарушение этой нормы, что свидетельствует о трудностях, которые учителю приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отношение к ученику как личности требует затрат нервной энергии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэтому уважать каждого учащегося и видеть в ним личность - это сложная работа ума и сердца учителя.
Заключение
У слова «педагог» есть несколько близких по смыслу, почти синонимичных терминов: «воспитатель», «наставник», «учитель». На последнем следует остановиться подробнее. Слово «учитель» принято употреблять как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - это авторитетный, мудрый человек, оказывающий огромное влияние на людей. Словом «учитель» называют людей, создавших свои школы в областях науки, литературы, искусства. Высокое это звание с полным правом носят А.С. Пушкин, К. Станиславский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие представители культуры.
Это слово в узком его смысле мы обратим к профессионалам, которые учат, воспитывают наших детей и тем самым оказывают огромное влияние на духовное развитие народа, а также к тем людям, которые обучают взрослых людей.
Высокий моральный облик, нравственная чистота - необходимые качества личности педагога. Хочет учитель этого или нет, он ежедневно дает своим питомцам уроки нравственности. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть педагогом Ответственность, добросовестность, трудолюбие - это необходимый «арсенал» качеств учителя. Дело в том, что свою деятельность, ее результаты он оценивает прежде всего сам, и очень важно, чтобы оценка эта была беспристрастной, объективной. К деятельности педагога приложимы слова поэта о том, что «он сам свой высший суд, всех строже оценить сумеет он свой труд».
Из всех нравственных качеств существеннее всего для учителя - любовь к детям. Это требование сформулировано в любом учебнике педагогики, его можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, но, пожалуй, лучше всего об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком».
Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом предыдущих поколений, который отражен в научных знаниях, морали, обычаях, традициях, способах и приемах труда и т. д. Социальное назначение педагога как раз и состоит в том, чтобы аккумулировать в себе этот опыт и в концентрированном виде передать своим питомцам. «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, - писал К.Д. Ушинский, - чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим». Учитель управляет процессом формирования личности каждого своего ученика, тем самым во многом определяя перспективы развития общества.
Список литературы
1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Г83 Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
Питюков В.И. Основы педагогической технологии. - М., 1997.
Талызина Н. Ф. Т16 Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. Л. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь к отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели сноси деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек - человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Таким образом, одной из особенностей педагогической деятельности является то, что ее объект имеет двойственную природу (Л. К. Маркова): с одной стороны - это ребенок, ученик во всем богатстве его жизнедеятельности, с другой - это те элементы общественной культуры, которыми владеет учитель и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Это двойственность природы педагогической деятельности нередко приводит к тому, что молодой учитель неадекватно понимает предметную сферу своей деятельности, в центре которой находится ребенок, и неоправданно сводит (редуцирует) ее к работе с учебным материалом, к подготовке и проведению уроков, забывая, что последние - лишь инструмент педагогической деятельности, а не суть ее. Поэтому педагогическая профессия требует сложной подготовки учителя - общекультурной, человековедческой и специальной.
В. Д. Сластён в качестве основных специфических особенностей педагогической профессии выделяет ее гуманистический, коллективный и творческий характер.
Гуманистическая функция труда учителя связана прежде всего с развитием личности ребенка, его творческой индивидуальности, с признанием права развивающейся личности быть субъектом совместной деятельности. Вся деятельность педагога должна быть направлена не только на помощь ребенку в решении задач, стоящих перед ним сегодня, но и на подготовку его к самостоятельному достижению новых, сложных, перспективных целей, определяющих путь его дальнейшего развития.
Коллективный характер педагогической деятельности. Если в других профессиях группы «человек - человек» результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в развитие личности воспитанника. Именно поэтому сегодня все чаще говорят о совокупном (коллективном) субъекте педагогической деятельности.
В психологии «коллективный субъект» - это взаимосвязанная и взаимозависимая группа людей, выполняющих совместную деятельность.
Под совокупным (коллективным) субъектом педагогической деятельности в широком смысле понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.
Основными характеристиками коллективного субъекта являются взаимосвязанность и взаимозависимость, совместная активность и групповая саморефлексия.
Взаимосвязанность в педагогическом коллективе способствует формированию преддеятельности, т.е. формированию мотивации на достижение единой цели, формированию общей педагогической направленности, иными словами, формированию учителей-единомышленников. Понятие «единомышленники» не означает отказ от своих личных взглядов и педагогических приемов. ...Единомышленники - это люди, думающие об одном, но думающие неодинаково, неоднозначно, решающие вопросы этого одного по-своему, с позиций своих взглядов, на основании своих открытий. Чем больше оттенков внутри какой-либо человеческой общности, тем более она жизненна. Поэтому чем более будут разниться мысли учителей об одном деле, тем глубже и многообразнее будет реализовано это одно дело».
Совместная активность как характеристика коллективного субъекта предполагает не только совместную деятельность, но и совместную коммуникацию, общение, групповое поведение, внутригрупповые отношения. Педагогическая деятельность невозможна без обмена опытом, без дискуссий и споров, без отстаивания собственной педагогической позиции. Педагогический коллектив - это всегда коллектив людей разного возраста, разного профессионального и социального опыта, а педагогическое взаимодействие предполагает общение и отношения не только с коллегами, но и с учениками и их родителями. Поэтому только в том случае, если педагогический коллектив становится коллективным субъектом, он способен перевести существующие противоречия в конструктивную совместную активность, а не превратить их в постоянный конфликт. Л. С. Макаренко утверждал: «Единство педагогического коллектива - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорош им мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее».
Важнейшей характеристикой коллективного субъекта является способность группы к саморефлексии , в результате которой формируются чувства «Мы» (переживания своей принадлежности к группе и единения с ней) и образ-Мы (групповое представление о своей группе, се оценка). Подобные чувства и образы могут быть сформированы только в коллективах, имеющих свою историю, традиции, уважающих педагогический опыт, накопленный старшим поколением и открытых к новому педагогическому поиску, умеющих дать критическую, объективную оценку своей профессиональной деятельности.
Таким образом, совокупность характеристик коллективного субъекта педагогической деятельности позволяет судить о психологическом климате (атмосфере) в педагогическом коллективе, от которого во многом зависит эффективность работы учителя, его удовлетворенность собственным трудом, возможность самореализации и самоактуализации в профессии.
Педагогическая деятельность как творческий процесс. Важнейшей и системообразующей особенностью педагогической деятельности является ее творческий характер. Начиная с классиков педагогики и заканчивая новейшими исследованиями педагогической деятельности, все авторы так или иначе рассматривали деятельность педагога-воспитателя как творческий процесс. Наиболее полно данная проблема представлена в трудах В. А. Кан-Калика. Он рассматривает педагогическое творчество как процесс решения бесчисленного множества задач в меняющихся обстоятельствах.
Необходимо отметить, что в любой деятельности человека присутствуют элементы творчества, т.е. в любой деятельности обязательно сочетаются творческий и нетворческий (алгоритмический) компоненты. Алгоритмический - предполагает стандартную ситуацию, исключающую свободу выбора при решении задачи. Творчество имеет место тогда, когда метод деятельности не задан заранее, а определяется самим субъектом деятельности в соответствии с особенностями ситуации. Однако роль творческого компонента в разных видах деятельности существенно различна. Алгоритмический компонент педагогической деятельности представлен совокупностью нормативного психологопедагогического знания и опыта. Однако они применяются в постоянно изменяющихся условиях, нестандартных ситуациях. Так, тщательно разработанный конспект урока в ситуации «живого» общения с учениками неизменно претерпевает изменения. В этом и заключается специфика педагогического творчества. В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров отмечают, что «сама природа педагогического творческого труда характеризуется целым рядом параметров, которые в самом прямом смысле слова имеют нормативный характер, что отнюдь не исключает их эвристического начала, но предполагает некоторое знание этой нормативности. Если этого не происходит, то результаты педагогического творчества не могут быть достаточно эффективными, так же как нельзя слагать стихи, не владея знанием техники рифмы, размеров и т.п.». Однако большинство исследователей отмечает, что именно в педагогической деятельности творческий компонент преобладает над нормативным (алгоритмическим), так как требуется постоянный выбор оптимального варианта решения педагогической задачи.
В чем же отличие педагогического творчества от творчества научного, технического, художественного? Отвечая на этот вопрос, В. И. Загвязинский указал на следующие особенности творчества педагога.
1. Жестко лимитировано, спрессовано во времени. «Учитель не может ждать, пока его “осенит”», он должен найти оптимальную методику предстоящего занятия сегодня, а зачастую принять новое решение на самом уроке в считанные секунды, если сложилась непредвиденная им ситуация».
2. Поскольку педагогическое творчество слито с учебно- воспитательным процессом, оно всегда должно приносить положительные результаты. «Негативные допустимы лишь в мысленных пробах и прикидках».
3. Педагогическое творчество - всегда сотворчество.
4. Значительная часть творчества педагога осуществляется на людях, публично (умение управлять своим психофизическим состоянием).
Специфичен также и результат педагогического творчества. Н. В. Кузьмина отмечает, что «продуктами» педагогического творчества всегда являются педагогические новации, направленные на совершенствование педагогического процесса или педагогической системы в целом. Сфера педагогического творчества, а следовательно, и появления педагогических изобретений необычайно широка. Они могут быть как в области отбора и композиции содержания информации в учебной и внеучебной деятельности, так и в области отбора и организации различных видов деятельности, в создании новых форм и методов обучения и воспитания, в способах решения педагогических задач. Однако чаще всего указывают на субъективность новизны в педагогическом творчестве (открытие, сделанное учителем, важно не столько для педагогической теории или практики, сколько для него самого и его учеников в ходе решения конкретной педагогической задачи).
Педагогическая деятельность, являясь творческой по своей сути, требует от каждого учителя созидательного подхода к своей профессиональной деятельности. Однако степень творческой реализации конкретного учителя зависит от его мотивов, личностных качеств, индивидуальных способностей, уровня знаний, общекультурного и профессионального опыта. Поэтому педагогическое творчество может быть реализовано на разном уровне. В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров выделяют следующие уровни педагогического творчества.
1. Уровень элементарного взаимодействия с классом. Используется обратная связь, корректируются воздействия по результатам. Но учитель действует «по методичке», по шаблону.
2. Уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.
3. Уровень эвристический. Учитель использует творческие возможности живого общения с учениками.
4. Уровень творчества (самый высокий) характеризует учителя полной самостоятельностью. /Педагог может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личное начало. Он работает с ними лишь постольку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обучаемости, воспитанности, развития класса.
Таким образом, каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Он так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Особенности преподавательской деятельности
Преподавательская деятельность - это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.
Преподавательская деятельность - это, в первую очередь, общение, и поэтому будущий преподаватель обязательно должен обладать коммуникативными качествами. С точки зрения психологии такой тип людей относятся к экстравертам, но это не означает, что интроверт не может быть преподавателем. Ведь преподавание - деловое общение, подобного уровня может достичь абсолютно каждый человек, который считает своим долгом донести свои мысли до других. Порой замкнутый в повседневной жизни человек может лучше разъяснить что - либо, нежели коммуникативный человек. преподавательский обучение учебный воспитание
Энгельгардт Е. А. (директор Петербургского педагогического института, а затем второй директор Царскосельского лицея), на вопрос, почему он считает преподавательскую деятельность самой продуктивной для социума , ответил: "Потому, что всякая другая деятельность, как бы она ни была усердна, остается деятельностью единичною, между тем как педагог, воспитав и образовав хотя только десять юношей, этим удесятерил свою деятельность на пользу обществу. Я полагаю, что нет полезнее и выше призвания педагога, посвятившего себя всецело на образование отличных граждан для своего Отечества".
Научная педагогическая деятельность - это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной .
Традиционно основными видами педагогической деятельности , осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание. Обучение, осуществляемое в рамках любой организационной формы, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения.
Важнейшим критерием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, поскольку она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Также трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно педагога-воспитателя.
Особенности профессиональной педагогической деятельности :
1. Управляющая деятельность педагога, т.е. деятельность по организации образовательной деятельности обучающегося (обучающихся).
2. Педагог является важнейшим источником социализации обучающегося. В самом широком смысле педагог является примером Человека.
3. Педагог должен постоянно учиться сам. Третья особенность педагогической деятельности - постоянное саморазвитие. Педагог «и начальник, и актер, и ученик».
Структура педагогической деятельности :
Конструктивная деятельность - конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);
Организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на активное включение студентов в различные виды деятельности, организацию совместной деятельности, самоорганизацию собственной деятельности преподавателя в вузе;
Коммуникативная деятельность - установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, родителями, представителями общественности;
Гностический компонент - система знаний и умений преподавателя, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;
Контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.
Литература
1. Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики - Воронеж: Издательство «Кварта», 2009. С.612
2. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. С 14-16.
3. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского Лицея Пушкинской поры(1811 - 1817гг.): Историко - педагогический очерк. - М., 1999.
4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
5. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Пути решения конкретизированных задач обучения и воспитания. Структура педагогической деятельности: мотивация, цели, задачи, средства, продукт и результат. Характеристика целеполагающих и организационно-структурных функций педагогической деятельности.
реферат , добавлен 26.10.2011
Особенности и виды педагогической деятельности, требования к личности педагога. Объект, предмет и функции педагогики. Воспитание как организованная деятельность по достижению целей образования. Роль обучения в развитии личности и её социализации.
учебное пособие , добавлен 19.11.2013
Сущность педагогической деятельности. Сравнительная характеристика профессионально-педагогической и общественно-педагогической деятельности. Возникновение и развитие педагогической профессии. Структура профессионально-педагогической деятельности.
контрольная работа , добавлен 25.06.2012
Сущность и значение педагогической культуры. Характеристика профессиональной деятельности. Организация исследования по формированию педагогической культуры как основы профессиональной деятельности. Активные способы обучения студента реальным условиям.
курсовая работа , добавлен 16.01.2014
Факторы, воздействующие на стиль педагогической деятельности. Индивидуальный и эмоционально-импровизационный стили педагогической деятельности, их характерные особенности. Рассуждающе-методический стиль и его ориентация на процесс и результаты обучения.
презентация , добавлен 16.03.2015
Выделение основных элементов педагогической компетентности. Описание нормативного, преобразующего и творческого уровней качества преподавательской деятельности. Особенности специального, социального и личностного видов профессиональной квалификации.
контрольная работа , добавлен 20.01.2011
Тематика, типы, сложности и результаты проведенных уроков по предмету "Русский язык и литература". Цели и реализация воспитательной работы с учениками. Анализ собственного стиля педагогической деятельности, применяемые методы, приемы и средства обучения.
практическая работа , добавлен 14.05.2009
Изучение профессиональной педагогической деятельности преподавателей школы №18 и Кубанского Государственного Технологического Университета. Составление плана-конспекта проведения семинарского занятия по дисциплинам "Правоведение" и "Обществознание".
отчет по практике , добавлен 16.02.2015
Основные понятия и виды педагогической деятельности. Специфика деятельности учителя технологии в процессе обучения технологии. Понятие анализа и самоанализа педагогической деятельности. Пример разработки урока "Технология точения на токарном станке".
дипломная работа , добавлен 24.06.2010
Структура спортивно-педагогической деятельности. Определение и планирование задач физического воспитания с профессиональной направленностью. Творчество в деятельности учителя физкультуры. Применение разнообразных подходов к методике обучения.
Под педагогической деятельностью мы понимаем особый вид социальной деятельности взрослых, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Для удобства рассмотрения сущности педагогической деятельности воспользуемся системным подходам и представим деятельность педагога как разновидность педагогической системы.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, учреждениях повышения квалификации и переподготовки.
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности, а именно: целеположенность, мотивированность, предметность.
Сущность педагогической деятельности можно раскрыть, анализируя ее строение, которое А.Н. Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действий (операций), результата, причем ее системообразующей характеристикой он считал цель.
Следует заметить, что эту деятельность профессионально осуществляют только педагоги, а родители, производственные коллективы, общественные организации, средства массовой информации, являлись вольными или невольными участниками образовательно-воспитательного процесса, осуществляют общепедагогическую деятельность.
Деятельность педагога по общественным функциям, по требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Специфика педагогической деятельности состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом ее является личность человека.
Педагогическая деятельность как специфическое явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких компонентов: а) цель деятельности; б) предмет деятельности; в) средства деятельности. Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду деятельности.
В таком случае в чем же специфика деятельности педагогической?
Во-первых , в целевой установке, общественной значимости педагогической деятельности, в ходе которой в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализующую природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.
Во-вторых , в предмете педагогической деятельности, под которым, согласно И.А. Зимней, понимается организация педагогом учебной, внеклассной или внешкольной деятельности обучающихся, воспитанников, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия их личностного становления и развития. В ходе педагогической деятельности осуществляется взаимодействие между человеком, овладевшим общей и профессиональной культурой (педагог), и человеком с его уникальной совокупностью индивидуальных качеств, овладевающим ею (обучающийся, воспитанник).
Такая специфика предмета педагогической деятельности усложняет его сущность, поскольку воспитанник - такой объект, который уже является продуктом воздействия целого ряда факторов (семья, друзья, средства массовой информации и пр.).
Многие из этих факторов (например, средства массовой информации) действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях. И самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью, наглядностью, - это реальная жизнь во всех ее проявлениях. Педагогическая деятельность и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности самого воспитанника.
В-третьих , в педагогических средствах, выступающих составной частью учебно-воспитательного процесса и обеспечивающих его функционирование и достижение поставленных целей. Педагогические средства, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.
В педагогической деятельности, как и в других видах деятельности, различают ее субъект и объект (предмет). Однако учащийся или воспитанник выступает в этой деятельности не только объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы его самовоспитания и самообучения. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нем одни качества личности и подавляя другие. Педагогика - чисто человеческая форма деятельности, рожденная потребностями общественной жизни, потребностями развития человеческой культуры, которая может быть сохранена и развита, если общество сумеет передать ее новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане - непременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.
Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нем. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге обусловливаются потребностями общества в определенных типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и результат педагогического деятельности - человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогической деятельности - человек - способен к дальнейшему саморазвитию, и воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Важнейшей особенностью педагогической деятельности является то, что она с начала и до конца является процессом межличностного взаимодействия людей, следовательно, закономерно содержит в себе нравственные начала.
Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учительской профессии. Еще древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Живший в XVII веке великий славянский педагог Ян Амос Коменский, который по праву считается основоположником научной педагогики, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Он утверждал, что учителя - это родители духовного развития учащихся; ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером.
Особо следует сказать о специфике педагогической деятельности учителя сельской школы. В настоящее время сельская школа является чаще всего единственным интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов сельской жизни. В этих условиях структурно-содержательная реструктуризация деятельности сельской школы необходима как для устойчивого развития системы образования, так и для реформирования аграрного сектора страны.
Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют 69,8% (45 тысяч) от численности всех общеобразовательных учреждений России, в них обучается 30,6% (5,9 млн. человек) учащихся и работает 40,7% учителей (685 тыс. человек); на долю начальных общеобразовательных учреждений приходится 31%, общеобразовательных учреждений основного общего образования - 25%, общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования - 44 %.
При этом усиливается тенденция сокращения численности общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. За последние десять лет их количество сократилось примерно на две тысячи.
Согласно Закону «Об образовании» (ст. 19) стандарт образования должен выдерживаться как для сельских, так и для городских школ. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяются комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику ее функционирования и перспектив развития специфику профессиональной деятельности сельского учителя.
К объективным факторам, способствующим повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в сельской школе, относится прежде всего сельскохозяйственное окружение и близость к природе, которые создают благоприятные условия для связи обучения и воспитания учащихся с конкретными видами сельскохозяйственного производства и жизнью сельских тружеников. Непосредственное общение сельских школьников с природой служит важным средством приобретения ими более осознанных естественнонаучных знаний, формирования у них экологической культуры, бережного отношения к окружающему миру. Наличие в сельской местности личных подсобных хозяйств, приусадебных участков, а также учебно-опытных участков при школах способствует предупреждению трудовой инфантильности. С малых лет сельские дети вовлекаются, как правило, в посильную трудовую деятельность в семье и школе, что способствует их физическому развитию и двигательной активности.
Специфика сельской школы определяется не только совокупностью объективных факторов, которые предоставляют лишь потенциальные возможности улучшения учебно-воспитательной работы с сельскими школьниками и успешное осуществление которых во многом зависит от разумного использования их в конкретных условиях.
Данная специфика определяется также и преимуществами осуществления педагогической деятельности на селе, а именно:
♦ более характерным, заметным проявлением лучших традиций народной педагогики, некогда стройной системы воспитания сельского жителя; (в городах, особенно крупных, такие традиции практически не используются в силу смешанного национального состава жителей, отрыва от исторических корней);
♦ достаточно четким представлением учителей о детях, условиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.п.;
♦ близостью к традициям, большей, чем в городе, силой общественного мнения, авторитетом педагогов, особенно тех, кто работает на селе многие годы и воспитал не одно поколение сельских жителей; принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу, их проживанием на территории небольшого поселка, села, деревни, постоянным общением с коллегами вне школы;
♦ оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, сельскохозяйственному производству, проявления самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных проблем (рис 5).
Исторически сложившиеся особенности сельского расселения, огромные пространственные контрасты, социально-экономические различия регионов России определили такую особенность сельской школы, как ее малочисленность (5604 школы с количеством обучающихся до 10 человек), что создает проблемы, требующие незамедлительного и кардинального решения.
К данным проблемам относятся следующие.
1. Устаревшая материально-техническая база . В настоящее время более 15 тыс. сельских школ требуют капитального ремонта, около трех тысяч находятся в аварийном состоянии.
2. Слабое кадровое и финансовое обеспечение . Недостаточная укомплектованность общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, кадрами, недостаточный уровень квалификации учителей (высшее профессиональное образование имеют 70% учителей, среднее профессиональное"- 23,2%) снижают качество образования. Сокращение объема и источников финансирования сельской школы ведет к дальнейшему ухудшению материально-технической базы, качества образования, при этом удельные затраты бюджета на одного обучающегося в сельских общеобразовательных учреждениях остаются более высокими, чем затраты на одного обучающегося в городских общеобразовательных учреждениях.
3. Отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств для подвоза обучающихся к школе негативно влияет на организацию образовательного процесса.
4. Низкое качество образования. Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования по сравнению с городскими, неравный доступ к различным образовательным услугам. Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, не могут дать обучающимся качественное образование, что снижает конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.
5. Малокомплектность и малочисленность большинства сельских школ. В большинстве из них нет параллельных классов, а во многих начальных школах существуют классы-комплекты. Поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальном развитии села» на селе начальные школы могут открываться даже при наличии одного ученика, количество таких школ по стране весьма значительно. В отличие от городских школ, микрорайон обслуживания сельской школой намного обширнее, для средних школ он может составлять десятки квадратных километров. Все это требует от педагогических коллективов дополнительных и подчас весьма значительных затрат сил и времени для обеспечения своевременного посещения детьми учебных и внеурочных занятий. Это касается, прежде всего, организации регулярного подвоза школьников к образовательному учреждению, а при наличии интерната - установления и поддержания в нем условий жизни, сводящих к минимуму негативное влияние отрыва детей от семьи, осуществления мер педагогического воздействия на школьников в период их пребывания вне школы.
6. Обучение в сельских школах позволяет реально осуществлять индивидуальный подход к ученику. В то же время в малочисленном классе зачастую отмечаются повышенное чувство тревожности, психологические, эмоциональные, а иногда и интеллектуальные перегрузки учащихся, что связано с постоянным контролем и оценкой их знаний.
7. К проблемам малочисленной сельской школы можно отнести также отсутствие особой эмоциональной психологической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В таких школах зачастую ограниченно деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских нравственных качеств личности учащихся, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.
8. Особые условия функционирования сельской школы связаны не только с малым числом учащихся, но и со спецификой педагогической деятельности сельского учителя.
Прежде всего, необходимо отметить существенные различия в содержании и характере учебных поручений сельских и городских учителей. В городских школах с несколькими параллельными классами вся учебная нагрузка учителя, как правило, состоит из учебных занятий по одному предмету; учителей, преподающих 2-3 предмета, там единицы. В то же время более половины учителей малокомплектных сельских школ, кроме своей специальности, ведут занятия по нескольким другим дисциплинам, по которым зачастую не имеют специальной подготовки. Большинство учителей сельских школ имеют учебную нагрузку, намного превышающую установленные нормы. Больших затрат времени требует от сельского педагога подготовка к занятиям в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, которые в условиях сельской местности обычно функционируют на базе дневных школ. Конечно, преподавание учителем нескольких предметов имеет и некоторые положительные моменты. В частности, это позволяет шире использовать межпредметные связи, внедрять интегративные курсы, обеспечивать более целенаправленное влияние на развитие личности школьника. С другой стороны, нельзя не видеть многих отрицательных последствий многопредметности. Вот некоторые из них:
♦ дефицит педагогических кадров приводит к тому, что в ряде случаев учителя ведут предметы не по своей специальности;
♦ вследствие многопредметности в течение учебного года учитель работает с одним классом последовательно на нескольких уроках, что в случае не сложившихся взаимоотношений между учителем и учащимися может привести к педагогическому конфликту. Преподавание учителем нескольких предметов ведет порой к искаженному представлению о способностях и возможностях ученика к обучению, что необоснованно переносится с одного предмета на другой, при этом зачастую формируется отрицательное представление о ребенке;
♦ как правило, сельские школы, в которых работает большинство учителей-многопредметников, расположены в отдаленных населенных пунктах, сообщение с которыми затруднено. В результате учителя находятся практически в вынужденной изоляции, что мало способствует росту их профессионализма.
9. В условиях сельской школы значительно сложнее обстоят дела с повышением квалификации учителей, обменом опытом учебно-воспитательной работы. Учительские коллективы - сельских школ в среднем насчитывают 12-15 человек (городские 35-40). Поскольку в таких школах, как правило, учителя-предметники представлены в единственном числе, то организовать внутришкольные методические объединения невозможно.
В силу этого повышается роль самообразования в формировании педагогического профессионализма сельского учителя. Однако сельским педагогам сложнее поддерживать связь с различными методическими службами, библиотеками. Данные различных обследований показывают, что у сельских учителей значительно больше времени уходит на организацию внеклассной работы и классное руководство. Недостаточное количество внешкольных детских учреждений на селе приводит к тому, что вся внеучебная деятельность учащихся проводится под руководством и силами самих учителей.
Исключительно велика роль сельского педагога в культурной жизни села. Именно сельское учительство представляет собой основную часть сельской интеллигенции, главную культурную силу деревни. Большой удельный вес учителей среди сельской интеллигенции и более низкий образовательный уровень жителей села обусловливают и специфические особенности культурно-просветительной и воспитательной работы сельского учительства среди населения. Учителей на селе можно встретить среди депутатов органов местного самоуправления, они часто выдвигаются в исполнительные органы власти, выступают организаторами культурно-массовых мероприятий.
Для решения перечисленных проблем нужен комплексный подход, в котором необходимо учесть особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования.
Таким образом, по своему составу, условиям жизни и работы сельское учительство значительно отличается от учителей городских школ, что необходимо учитывать будущим педагогам в процессе общепедагогической подготовки в стенах высших и средних педагогических учебных заведений.