Условия и факторы политической стабильности. Стабильность политическая

Фонд «Петербургская политика» опубликовал очередной, уже третий по счёту рейтинг социально-политической устойчивости регионов России. Согласно данным этой авторитетной политконсалтинговой фирмы, тесно взаимодействующей с Кремлём, в подавляющем большинстве регионов уровень социально-политической нестабильности с каждым месяцем возрастает.

Для начала стоит отметить, почему мы взяли за основу исследования фонда «Петербургская политика» и отнеслись к ним как к заслуживающим большого интереса. Достаточно сказать, что глава этого фонда Михаил Виноградов одновременно является советником ЦИК «Единой России» (ЕР), а до недавнего времени возглавлял Центр политической конъюнктуры России, тесно взаимодействующий с администрацией президента РФ и той же ЕР. Именно по их заказу, судя по нашей информации, и подсчитываются вышеупомянутые рейтинги. Нужно же власти знать, где, в каком регионе, у неё особенно непрочная ситуация и надо срочно латать дыры своей «популярности», а где ещё пока можно погодить…

Самая критическая ситуация – на Северном Кавказе

На первый взгляд самая критическая для власти ситуация на Северном Кавказе. Именно там находятся четыре из пяти аутсайдеров списка – Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Социально-политическую устойчивость Дагестана, замыкающего рейтинг, эксперты оценили всего лишь в 2,4 балла по 10-балльной шкале. Только в ноябре там были убиты два имама сельских мечетей, глава администрации селения Карамахи, сотрудник ФСБ и начальник экспертно-криминалистического отдела Махачкалы. В посёлке Семендер был введён режим контртеррористической операции (КТО). При этом правоохранительные органы не могут или не хотят предотвратить продолжающиеся похищения людей, а вместо этого устраивают выборочные репрессии против мирных граждан. В ответ на полицейский произвол разгневанный народ выходил на митинг в Махачкале и перекрывал трассу Унцукуль – Буйнакск. Антипатии к республиканской власти добавили и её отказ помочь пострадавшим от наводнения жителям Дербента, и авария энергоснабжения в Ногайском районе…

Вторая с конца в списке – Ингушетия с 3,2 балла. Главным негативным фактором здесь является обострение конфликта между главой республики Юнус-Беком Евкуровым и президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, считающимся самым авторитетным для Кремля из северо-кавказских лидеров. Поводом для конфликта стало разрешение Евкурова хоронить убитых боевиков по мусульманским обычаям, в то время как Кадыров настаивает на запрете для них этого ритуала. В итоге Кадыров обвинил соседа в заигрывании с боевиками. По словам Виноградова, «идёт большая информационная война с участием Ингушетии и Чечни – федералы от ставки на Евкурова не отказались, но лоббистский потенциал Чечни тоже немаленький, и это порождает такую турбулентность, которая потенциально может проявиться в чём угодно».

Напряжённая ситуация и в Кабардино-Балкарии, где был убит известный телеведущий Казбек Геккиев, взорвана машина с замминистра транспорта Владиславом Дядченко и введён режим КТО на территории Тырныауза. Свои большие проблемы и в Карачаево-Черкесии, входящей в число регионов-аутсайдеров по качеству жизни. Однако, как ни парадоксально, именно Северо-Кавказский федеральный округ – единственный (!) в стране, где последний, декабрьский, показатель стабильности соответствует первому, октябрьскому, показателю. Во всех прочих семи федеральных округах – налицо резкое падение этого коэффициента. А это значит – резкий рост социальной напряжённости.

По теме

Эксперты Всемирного банка считают, что внутрирегиональное неравенство в России выше межрегионального. Вместе с этим экономическое неравенство между богатейшими и беднейшими российскими регионами сокращается неудовлетворительно медленно.

Начнём с ближайшего к Северному Кавказу федерального округа – Южного. Там самое разительное падение рейтинга стабильности произошло в доселе спокойной Калмыкии. По мнению экспертов фонда, она теперь занимает 4-е место из 82 субъектов РФ по социально-политической напряжённости. Причиной тому стали вхождение в пятёрку регионов-аутсайдеров по качеству жизни и скандал, связанный с применением насилия в местной исправительной колонии «Салын» и отказом прокуратуры Калмыкии реагировать на жалобы заключённых. В маленькой республике информация об этом стала достоянием многих жителей и, мягко говоря, не добавила им симпатии к власти.

Вообще, самая сильная отрицательная социально-политическая динамика наблюдается, по мнению экспертов фонда, именно там, где прежде царило спокойное настроение. Ведь в тех регионах – например, во многих областях Центрального федерального округа, – где народ и прежде выходил на протестные митинги, ситуация просто не изменилась. Но теперь к ним добавляются и прочие регионы. Ситуация в стране выравнивается – увы, в плохую для власти сторону. Так, в доселе благополучной Амурской области зафиксировано падение рейтинга с 9 до 8 – после того как в Благовещенске прошла пока ещё предупредительная забастовка работников кондитерской фабрики «Зея» с требованием повышения зарплаты. В итоге именно в Дальневосточном федеральном округе налицо самое резкое падение среднего рейтинга стабильности: с 7,71 до 7,27.

А самое большое из всех субъектов РФ падение рейтинга – с 7,5 до 6,0 – наблюдается в Челябинской области. Среди самых последних бед её жителей – авария на теплотрассе в Златоусте, прорыв магистрального трубопровода в Кыштымском районе, оставивший без тепла 14 тыс. человек, прекращение с начала 2013 года курсирования 44 из 105 пригородных поездов... Именно в этой области находится печально известная Копейская исправительная колония, где доведённые до отчаяния бесконечными избиениями и поборами заключённые решились на бунт. Кроме того, даже по официальным данным, программа по модернизации здравоохранения в регионе была выполнена в ноябре лишь на 71%, а по развитию детской медицины – лишь на 49%. В общем, неудивительно, что на последних выборах главы Баландинского сельского поселения кандидат от ЕР потерпел поражение.

На Кондопожском ЦБК отправили в бессрочный отпуск 40% персонала

Потерпели поражение на местных выборах кандидаты ЕР и в Вологодской, Оренбургской, Свердловской областях, а также в Ставропольском крае. А в Курганской области член ЕР, спикер облдумы Владимир Казаков даже был исключён из фракции ЕР за то, что, дескать, утратил с ней связь, слишком активно работая с фракциями оппозиции. Видимо, чересчур уж пахнет жареным в этом регионе от партии власти...

Впрочем, аналогичная ситуация во многих регионах. Остановимся лишь на явных аутсайдерах нашего рейтинга социально-политической стабильности в прочих федеральных округах. В Северо-Западном федеральном округе это Карелия (5,6) и Архангельск (5,9). В Карелии среди многих негативных факторов можно выделить распоряжение руководства Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината о бессрочном отпуске без содержания для 2,4 тыс. работников – около 40% персонала – в связи со сложной финансовой ситуацией на предприятии. Разборки собственников на ЦБК череваты проблемами с поставкой газетной бумаги по всей России.

А в Архангельской области налицо критическая ситуация на лесозаводах № 2 и № 3, на которые приходится треть всей задолженности по заработной плате в регионе, возбуждение уголовного дела в отношении главы Плесецка Игоря Огольцова за превышение должностных полномочий и расследование крупного мошенничества при поставке дизельного топлива для нужд платформы «Приразломная»…

Немало таких критических регионов и в Центральной России. Губернатор Брянской области (6) Николай Денин «отличился» инициативой о доплатах к пенсиям из областного бюджета… руководителям брянских предприятий. Это в то время, когда масса незащищённых категорий граждан области просто-таки нуждается в деньгах, а им отказывают – мол, бюджет не резиновый. Зато отблагодарить тех, кто поддержал Денина на выборах, конечно, дело святое для губернатора.

В Тверской области (5,9) среди новых проблем – режим чрезвычайной ситуации в Твери из-за снегопада, парализовавшего городское движение, прорыв магистрального газопровода Ухта – Торжок, авария на теплотрассе в Твери и отключение электричества в центре города, бесконечные пробки на федеральной трассе М10… По последнему поводу депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьёв обратился в прокуратуру и администрацию президента, обвинив команду губернатора Андрея Шевелёва в бездействии. Во Владимирской области (4,9) из-за прорыва магистральной теплосети без тепла остались 19 жилых домов областного центра.

Жители Орловской области (5,4) пожаловались президенту на губернатора Александра Козлова в связи со строительством высотного здания в заповедном районе «Дворянское гнездо», обвиняя власти в стремлении «превратить родину Тургенева и Лескова в сплошной спальный район». А первый вице-губернатор Борис Коновалов из-за затяжных имущественных и земельных конфликтов, в частности вокруг теплосетевого хозяйства Орла, даже подал в отставку.

В общем, как констатирует автор исследования Виноградов: «Сейчас мы видим большое количество социальных эксцессов. Средний балл ухудшается. Есть целый ряд признаков неблагополучия, которые в случае их игнорирования могут проявиться и в доселе спокойных, устойчивых регионах».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ: ПОЛИТОЛОГИЯ

«Политическая стабильность»

САМАРА 2006г.

Политическая стабильность – составная часть общего понятия стабильности государства. Синонимы «стабильности» – «постоянство», «неизменность», «устойчивость». «Политическая стабильность рассматривается, как психологическая способность населения сохранить спокойное поведение, невзирая на внешние или внутренние неблагоприятные условия. Политическая нестабильность развивается только в тех случаях, когда масса людей психологически подготовлена агрессивно реагировать на любые общественно-экономические события» (А.И.Юрьев). К нарушению психолого-политической стабильности приводит увеличение напряжения в проблемных зонах общества. То есть наличие в обществе и эскалация дестабилизирующих факторов. Уровень политической стабильности в обществе возможно измерить. Показателем политической стабильности является соотношение уровня социальной/политической агрессивности населения и уровня социальной/политической подчиненности масс. Однако стабильность вовсе не обязательно означает отсутствие изменений и даже реформ. Более того, относительный, пусть минимальный уровень стабильности совершенно необходим реформаторам для успеха. Уровень стабильности может существенно различаться и варьироваться - от балансирования на грани широкомасштабной гражданской войны до тотальной неподвижности и неизменности политических форм. Поэтому правомерным представляется выделять не только уровни или степень стабильности - нестабильности, но и различные типы политической стабильности. Исследователи выделяют в этой связи, во-первых, динамическую стабильность, адаптивную и открытую переменам и воздействию среды, и, во-вторых, мобилизационную, или статическую стабильность, функционирующую на основании принципиально иных механизмов взаимодействия со средой. Примером последней могут быть некоторые политические режимы, функционировавшие в досоветской и советской России. Российский опыт убеждает в том, что авторитарный харазматический лидер способен обеспечить стабилизацию общества на путях прорыва к новым рубежам социального и экономического прогресса. Правление кого бы из сильных, реформистски настроенных политических лидеров мы не взяли - Петра I, Александра II, раннего Сталина - везде мы видим грандиозные социально-экономические результаты, скорость свершения которых, не идет ни в какое сравнение с теми сроками, в какие подобные преобразования совершались на Западе. Однако стоило энергии верхов по каким-то причинам ослабеть, и развитие общества тормозилось, стабилизация

Политическая стабильность в отечественной литературе понимается как:

Система связей между разными политическими субъектами, характеризуемая определенной целостностью и эффективностью функционирования самой системы.

Упорядоченные процессы в политике, противоречивость и конфликтность которых регулируются с помощью политических институтов.

Согласие основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития.

Состояние политической жизни общества, проявляющееся в устойчивом функционировании всех имеющихся в обществе политических институтов, связанное с сохранением и совершенствованием структур, с качественной их определенностью.

Совокупность политических процессов, обеспечивающих бытие и развитие политических субъектов в политической системе.

Следует так же обратиться к наиболее популярным подходам в определении политической стабильности в западной политологии:

а). Прежде всего, стабильность понимается как отсутствие в обществе реальной угрозы нелегитимного насилия или наличие у государства возможностей, позволяющих – в кризисной ситуации – справиться с ним.

Стабильность рассматривается также как функция демократии, включающей в себя, в том числе и участие граждан в управлении государством посредством институтов гражданского общества.

б). Стабильность интерпретируется и как функционирование одного правительства в течение некоторого продолжительного периода времени, предполагающее, соответственно, его умение успешно адаптироваться к меняющимся реалиям.

в). Определяющим фактором стабильности может считаться и наличие конституционного порядка. С. Хантингтон, в частности, определяет стабильность по формуле «порядок плюс преемственность», предполагая ведущим к указанной цели такой вариант развития, при котором модель организации власти в течение длительного периода времени сохраняет свои сущностные характеристики.

г). Стабильность как отсутствие структурных изменений в политической системе или как наличие способности управлять ими, Иными словами, в стабильной системе либо политический процесс не приводит к радикальным переменам, либо – если таковые перемены все-таки наблюдаются – они подчинены стратегии, заранее разработанной правящей элитой.

Таким образом, как подчеркивает Павлов Н.А., – одна из наиболее существенных проблем функционирования политической системы – обеспечение ее стабильности. Это означает сохранение системой своих институтов, ролей и ценностей при изменяющихся условиях социальной среды, осуществление ею своих основных функций. Стабильность, устойчивость политической системы – это такое состояние, когда любые отклонения в действии политических субъектов корректируются реализацией установленных, легитимированных норм.

Политическую стабильность следует также понимать как составную часть общего состояния стабильности государства. Данная трактовка понятия придает новое измерение формирующейся концепции «устойчивого развития» общества. Политическая стабильность – обеспечивается не только действием собственно политических факторов, сбалансированностью элементов политической системы, устойчивостью политических отношений. Непременным условием политической стабильности являются устойчивые отношения между проживающими на территории страны и государства народами.

Стабильность соотносят с ситуативными и оперативными параметрами политической динамики, а устойчивость - со стратегическим, историческим ее измерениями. Стабильность в стране может быть достигнута путем тактического и временного соглашения между основными политическими силами, но до стратегической устойчивости политической жизни может быть еще очень далеко, как это было во Франции в феврале 1848 года, тогда рабочие и буржуа, первоначально составившие Временное правительство, уже в июне этого же года столкнулись на улицах Парижа в баррикадных боях. Органическая устойчивость, инерционность в отличие от просто стабильности связаны не просто с легко нарушаемым равновесием двух или нескольких общественных сил, их более или менее неустойчивым перемирием, а с действием определенной интегрирующей формулы, в которую сравнительно надолго отливается политическая культура всего общества. Итак, политическая стабильность выражает такое состояние политической динамики, при котором достигнуто временное равновесие (или баланс) сил основных политических факторов, после которого возможна и последующая дестабилизация, нарушение данного баланса. Процессы установления временной стабильности при отсутствии стратегической устойчивости весьма характерны для многих политических режимов стран Азии и Африки, состояниями, противоположными устойчивости и стабильности, являются неустойчивость и нестабильность. Крайней формой неустойчивости политической динамики выступает системный кризис всех сфер общественной жизни, длительный и нарастающий характер которого ведет иногда к революциям и распаду старой политической системы. Классическими примерами подобных политических катаклизмов являются революция 1789 года во Франции, события 1917 года в России или деградация, аномия, а затем и распад государственности в Сомали, разорванной в ходе гражданской войны на части враждующими кланами. А. де Токвиль отмечает две существенные причины, породившие неустойчивость политической динамики Франции, приведшую страну в 1789 году к Великой революции: во-первых, радикальное изменение соотношения сил между двумя ведущими классами, дворянством и буржуазии, когда последняя еще до революции перехватывает бюрократический контроль над управлением французским обществом, и во-вторых, упадок старых политических институтов, поддерживавших прежнее равновесие социальных сил. Он добавляет к этому, что административные реформы 1787 года (провинциальные собрания и т. д.), резко изменившие институциональную структуру Франции, усилили ее политическую неустойчивость, и таким образом реформы приблизили революцию.

Политическая система не может быть стабильной, если власть предержащая элита свою основную деятельность и инициируемые ею нововведения подчиняет только собственным интересам и игнорирует при этом интересы большинства. В этом случае «она может держаться только на силе, обмане, произволе, жестокостях и репрессиях». Ее субъективная деятельность вступает в противоречие с объективными потребностями и природой общества, что приводит к накапливанию социального недовольства, ведет к политической напряженности и конфликтам.

Конфликты в функционировании политической системы играют неоднозначную роль. Их возникновение является показателем определенного неблагополучия или обострившегося противоречия. Но конфликты сами по себе не могут существенно повлиять на стабильность политической системы, если последняя располагает механизмами их институционализации, локализации или разрешения. Сказать, что непримиримые конфликты являются эндемической чертой общества, еще не значит заявить, что общество характеризуется постоянной нестабильностью".

Эти слова Р. Бендикса справедливы, хотя их с большими оговорками можно отнести к межнациональным конфликтам, которые трудно поддаются, какой бы то ни было, трансформации и последствия, которых бывают наиболее разрушительными. Это объясняется во многом тем, что причины, их вызывающие, носят, как правило, комплексный характер. Среди них «существующая или вновь возникающая социальная дифференциация по этническим границам, неравный доступ к власти и ресурсам, правовая и культурная дискриминация, пропаганда ксенофобии и негативных стереотипов». Возникающее на такой основе межэтническое соперничество может приобретать жесткие формы и продолжаться годами (а то и десятилетиями), раскачивая устои политической системы общества.

Таким образом, наличие действительных механизмов быстрого обнаружения, предотвращения и разрешения конфликтов остается необходимым условием эффективного функционирования политической системы и показателем ее стабильности.

Политическая система, будучи открытой, испытывает не только внутренние, но и внешние воздействия, способные вызвать в определенных условиях ее дестабилизацию. Важнейшим показателем стабильности политической системы служит ее способность нейтрализовать негативные воздействия извне.

Основными формами осуществления последней являются подрывная деятельность, осуществляемая специальными службами и организациями, экономическая блокада, политическое давление, шантаж, угроза силой и т. п. Адекватное и своевременное реагирование на такие воздействия извне позволяет защитить собственные национальные интересы государства, добиться благоприятных условий для их реализации. Негативное воздействие извне на политическую систему может и не носить целенаправленного характера, а быть следствием общих планетарных трудностей и нерешенных проблем.

Вместе с тем воздействия извне могут иметь и позитивный для политической системы характер, если проводимая государством внешняя политика не противоречит интересам мирового сообщества. Народы заинтересованы в последовательном осуществлении демократизации, гуманизации и демилитаризации мировой политики, в разработке мер, обеспечивающих выживание человечества в условиях кризиса современного общества и резкого ухудшения качества природных факторов. Учет этих глобальных потребностей в политической практике вызывает одобрение и поддержку других стран мирового сообщества, что укрепляет позиции и авторитет государства, его лидеров в общественном мнении, как за рубежом, так и внутри страны.

Функционирование политической системы, обращенное вовне, адекватное актуальным потребностям развития мирового сообщества, делает ее более эффективной и придает ей дополнительный импульс стабильности, а значит, и безопасность стране, с которой последняя связана теснейшим образом.

Таким образом, политическая стабильность обеспечивается при условии единства Конституции и законов Российской Федерации, Основ законодательства субъектов РФ и одновременно – при четком разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. Это ключевая проблема современной многонациональной России.

Список литературы.

1. Жириков А.А. Политическая стабильность Российского государства. М., 1999.

2. Макарычев А.С. Стабильность и нестабильность при демократии: Методологические подходы и оценки. // Полис. – 1998. – № 1.

3. Павлов Н. А. Национальная безопасность. Этнодемографические факторы // Национальные интересы. – 1998. – №1.

4. Королева Г.И. Россия: в поиске формулы национального возрождения // Социально-политический журнал. – 1994. – № 1-2.

Политическая стабильность - устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней и внутренней окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен.

Состояние политической стабильности нельзя понимать, как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Стабильность рассматривается как результат постоянного процесса обновления, которое покоится на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами внутри самой системы.

Политическая стабильность представляется как качественное состояние общественного развития, как определенный общественный порядок, в котором господствует система связей и отношений, сражающих общность и преемственность целей, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность - это способность субъектов социально-экономической и политической жизни противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему действиям и нейтрализовать их. В таком понимании стабильность воспринимается как важнейший механизм жизнеобеспечения Развития общественной системы.

Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную имобилизационную.

· Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется "сверху", само же общество как бы мобилизуется для реализации цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кризисов, конфликтов, Всеобщего гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующим может выступать интерес государства, правящей партии, авторитарного харизматического лидера, берущих на себя ответственность выражать интересы общества и способных в этот отрезок времени обеспечить его прогресс. Основными ресурсами жизнеспособности мобилизационной политической стабильности могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; положение дел в экономике; уровень социальной напряженности в обществе, способный отделить носителя власти от народа; наличие политической коалиции на антиправительственной основе; настроение в армии и др. социальные факторы, способствующие нарастанию кризисных явлений в политической системе. Правящая элита мобилизационных систем не ощущает потребности в изменении до тех пор, пока статус-кво позволяет ей сохранять социальные позиции. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего порыва либо открытого принуждения. Исторически данный тип политической стабильности недолговечен.



· Автономный тип стабильности , т.е. независимый от желания и воли каких-л. конкретных социальных и политических субъектов, возникает в обществе, когда развитие начинается "снизу" всеми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная, или открытая, система выполняет возложенные на нее функции главным образом за счет легитимации власти, т.е. добровольной передачи ряда управленческих функций высшим эшелонам власти. А это масштабно возможно только в условиях постепенного укрепления позиций демократического режима. При данном типе стабильности социальные контрасты и противоречия (религиозные, территориальные, этнические и др.) сведены до минимума, социальные конфликты здесь легализованы и разрешаются цивилизационными способами, в рамках существующей системы, культивируется убеждение в благополучии страны по сравнению с др., поддерживается динамика роста благосостояния. Важным фактором автономной стабильности является гетерогенность населения по статусу, занятости, доходам. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью.

К факторам нестабильности можно отнести борьбу за власть между конкурирующими группировками правящей элиты, создание угрозы целостное и самому существованию государств персонификацию власти, преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующие элит, наличие межэтнических и региональных противоречий, сложность обеспечения преемственности демократической власти, внешнеполитический авантюризм, доктринерство в политике и др. Нестабильность может проявляться в таких формах, как изменение политического режима, смена правительства, вооруженная борьба с правящий режимом, активизация оппозиционных сил и др.


Заключение.

Центральными категориями в политологии являются политические системы и политические режимы, которые имеют нерушимую связь. Политическая система следит за осуществлением деятельности, связанной с функционированием государственной власти, в то время как политический режим является способом организации этой системы. Для каждой страны характерен свой политический режим и своя политическая система, однако у многих стран можно найти схожие черты. Выделяют три вида политических систем: демократическая, авторитарная и тоталитарная. С точки зрения формы правления различают: президентские, парламентские, монархические, аристократические и республиканские политические режимы.

Политический режим, политическая система и политическая стабильность- все это составляющие политологии как науки о политике. Политика в свое время оказывает огромное воздействие как на судьбу целых государств, так и на судьбу каждого человека в отдельности. Этим и определяется формирование и развитие особой отрасли научных исследований, ориентированной на изучение политики.

Политические знания очень важны сегодня каждому человеку, не смотря на его профессиональную принадлежность, поскольку, живя в обществе, он должен взаимодействовать с другими окружающими его людьми и государством.


Список литературы.

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: 1998.;

2. Гаджиев К.С., Политология: Учебник для высших учебных заведений., М.: Логос 2001.;

3. Василик М.А. Политология (учебники онлайн) ,Глава 7, интернет-сайт http://uchebnik-online.com.;

4. Мухаев Р.Т., Политология. Учебник для вузов. М.: Приор 2000г.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ: ПОЛИТОЛОГИЯ

«Политическая стабильность»

САМАРА 2006г.


Политическая стабильность – составная часть общего понятия стабильности государства. Синонимы «стабильности» – «постоянство», «неизменность», «устойчивость». «Политическая стабильность рассматривается, как психологическая способность населения сохранить спокойное поведение, невзирая на внешние или внутренние неблагоприятные условия. Политическая нестабильность развивается только в тех случаях, когда масса людей психологически подготовлена агрессивно реагировать на любые общественно-экономические события» (А.И.Юрьев). К нарушению психолого-политической стабильности приводит увеличение напряжения в проблемных зонах общества. То есть наличие в обществе и эскалация дестабилизирующих факторов. Уровень политической стабильности в обществе возможно измерить. Показателем политической стабильности является соотношение уровня социальной/политической агрессивности населения и уровня социальной/политической подчиненности масс. Однако стабильность вовсе не обязательно означает отсутствие изменений и даже реформ. Более того, относительный, пусть минимальный уровень стабильности совершенно необходим реформаторам для успеха. Уровень стабильности может существенно различаться и варьироваться - от балансирования на грани широкомасштабной гражданской войны до тотальной неподвижности и неизменности политических форм. Поэтому правомерным представляется выделять не только уровни или степень стабильности - нестабильности, но и различные типы политической стабильности. Исследователи выделяют в этой связи, во-первых, динамическую стабильность, адаптивную и открытую переменам и воздействию среды, и, во-вторых, мобилизационную, или статическую стабильность, функционирующую на основании принципиально иных механизмов взаимодействия со средой. Примером последней могут быть некоторые политические режимы, функционировавшие в досоветской и советской России. Российский опыт убеждает в том, что авторитарный харазматический лидер способен обеспечить стабилизацию общества на путях прорыва к новым рубежам социального и экономического прогресса. Правление кого бы из сильных, реформистски настроенных политических лидеров мы не взяли - Петра I, Александра II, раннего Сталина - везде мы видим грандиозные социально-экономические результаты, скорость свершения которых, не идет ни в какое сравнение с теми сроками, в какие подобные преобразования совершались на Западе. Однако стоило энергии верхов по каким-то причинам ослабеть, и развитие общества тормозилось, стабилизация

Политическая стабильность в отечественной литературе понимается как:

Система связей между разными политическими субъектами, характеризуемая определенной целостностью и эффективностью функционирования самой системы.

Упорядоченные процессы в политике, противоречивость и конфликтность которых регулируются с помощью политических институтов.

Согласие основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития.

Состояние политической жизни общества, проявляющееся в устойчивом функционировании всех имеющихся в обществе политических институтов, связанное с сохранением и совершенствованием структур, с качественной их определенностью.

Совокупность политических процессов, обеспечивающих бытие и развитие политических субъектов в политической системе.

Следует так же обратиться к наиболее популярным подходам в определении политической стабильности в западной политологии:

а). Прежде всего, стабильность понимается как отсутствие в обществе реальной угрозы нелегитимного насилия или наличие у государства возможностей, позволяющих – в кризисной ситуации – справиться с ним.

Стабильность рассматривается также как функция демократии, включающей в себя, в том числе и участие граждан в управлении государством посредством институтов гражданского общества.

б). Стабильность интерпретируется и как функционирование одного правительства в течение некоторого продолжительного периода времени, предполагающее, соответственно, его умение успешно адаптироваться к меняющимся реалиям.

в). Определяющим фактором стабильности может считаться и наличие конституционного порядка. С. Хантингтон, в частности, определяет стабильность по формуле «порядок плюс преемственность», предполагая ведущим к указанной цели такой вариант развития, при котором модель организации власти в течение длительного периода времени сохраняет свои сущностные характеристики.

г). Стабильность как отсутствие структурных изменений в политической системе или как наличие способности управлять ими, Иными словами, в стабильной системе либо политический процесс не приводит к радикальным переменам, либо – если таковые перемены все-таки наблюдаются – они подчинены стратегии, заранее разработанной правящей элитой.

Таким образом, как подчеркивает Павлов Н.А., – одна из наиболее существенных проблем функционирования политической системы – обеспечение ее стабильности. Это означает сохранение системой своих институтов, ролей и ценностей при изменяющихся условиях социальной среды, осуществление ею своих основных функций. Стабильность, устойчивость политической системы – это такое состояние, когда любые отклонения в действии политических субъектов корректируются реализацией установленных, легитимированных норм.

Политическую стабильность следует также понимать как составную часть общего состояния стабильности государства. Данная трактовка понятия придает новое измерение формирующейся концепции «устойчивого развития» общества. Политическая стабильность – обеспечивается не только действием собственно политических факторов, сбалансированностью элементов политической системы, устойчивостью политических отношений. Непременным условием политической стабильности являются устойчивые отношения между проживающими на территории страны и государства народами.

Стабильность соотносят с ситуативными и оперативными параметрами политической динамики, а устойчивость - со стратегическим, историческим ее измерениями. Стабильность в стране может быть достигнута путем тактического и временного соглашения между основными политическими силами, но до стратегической устойчивости политической жизни может быть еще очень далеко, как это было во Франции в феврале 1848 года, тогда рабочие и буржуа, первоначально составившие Временное правительство, уже в июне этого же года столкнулись на улицах Парижа в баррикадных боях. Органическая устойчивость, инерционность в отличие от просто стабильности связаны не просто с легко нарушаемым равновесием двух или нескольких общественных сил, их более или менее неустойчивым перемирием, а с действием определенной интегрирующей формулы, в которую сравнительно надолго отливается политическая культура всего общества. Итак, политическая стабильность выражает такое состояние политической динамики, при котором достигнуто временное равновесие (или баланс) сил основных политических факторов, после которого возможна и последующая дестабилизация, нарушение данного баланса. Процессы установления временной стабильности при отсутствии стратегической устойчивости весьма характерны для многих политических режимов стран Азии и Африки, состояниями, противоположными устойчивости и стабильности, являются неустойчивость и нестабильность. Крайней формой неустойчивости политической динамики выступает системный кризис всех сфер общественной жизни, длительный и нарастающий характер которого ведет иногда к революциям и распаду старой политической системы. Классическими примерами подобных политических катаклизмов являются революция 1789 года во Франции, события 1917 года в России или деградация, аномия, а затем и распад государственности в Сомали, разорванной в ходе гражданской войны на части враждующими кланами. А. де Токвиль отмечает две существенные причины, породившие неустойчивость политической динамики Франции, приведшую страну в 1789 году к Великой революции: во-первых, радикальное изменение соотношения сил между двумя ведущими классами, дворянством и буржуазии, когда последняя еще до революции перехватывает бюрократический контроль над управлением французским обществом, и во-вторых, упадок старых политических институтов, поддерживавших прежнее равновесие социальных сил. Он добавляет к этому, что административные реформы 1787 года (провинциальные собрания и т. д.), резко изменившие институциональную структуру Франции, усилили ее политическую неустойчивость, и таким образом реформы приблизили революцию.

Политическая система не может быть стабильной, если власть предержащая элита свою основную деятельность и инициируемые ею нововведения подчиняет только собственным интересам и игнорирует при этом интересы большинства. В этом случае «она может держаться только на силе, обмане, произволе, жестокостях и репрессиях». Ее субъективная деятельность вступает в противоречие с объективными потребностями и природой общества, что приводит к накапливанию социального недовольства, ведет к политической напряженности и конфликтам.

Конфликты в функционировании политической системы играют неоднозначную роль. Их возникновение является показателем определенного неблагополучия или обострившегося противоречия. Но конфликты сами по себе не могут существенно повлиять на стабильность политической системы, если последняя располагает механизмами их институционализации, локализации или разрешения. Сказать, что непримиримые конфликты являются эндемической чертой общества, еще не значит заявить, что общество характеризуется постоянной нестабильностью".

Эти слова Р. Бендикса справедливы, хотя их с большими оговорками можно отнести к межнациональным конфликтам, которые трудно поддаются, какой бы то ни было, трансформации и последствия, которых бывают наиболее разрушительными. Это объясняется во многом тем, что причины, их вызывающие, носят, как правило, комплексный характер. Среди них «существующая или вновь возникающая социальная дифференциация по этническим границам, неравный доступ к власти и ресурсам, правовая и культурная дискриминация, пропаганда ксенофобии и негативных стереотипов». Возникающее на такой основе межэтническое соперничество может приобретать жесткие формы и продолжаться годами (а то и десятилетиями), раскачивая устои политической системы общества.

Таким образом, наличие действительных механизмов быстрого обнаружения, предотвращения и разрешения конфликтов остается необходимым условием эффективного функционирования политической системы и показателем ее стабильности.

Политическая система, будучи открытой, испытывает не только внутренние, но и внешние воздействия, способные вызвать в определенных условиях ее дестабилизацию. Важнейшим показателем стабильности политической системы служит ее способность нейтрализовать негативные воздействия извне.

Основными формами осуществления последней являются подрывная деятельность, осуществляемая специальными службами и организациями, экономическая блокада, политическое давление, шантаж, угроза силой и т. п. Адекватное и своевременное реагирование на такие воздействия извне позволяет защитить собственные национальные интересы государства, добиться благоприятных условий для их реализации. Негативное воздействие извне на политическую систему может и не носить целенаправленного характера, а быть следствием общих планетарных трудностей и нерешенных проблем.

Вместе с тем воздействия извне могут иметь и позитивный для политической системы характер, если проводимая государством внешняя политика не противоречит интересам мирового сообщества. Народы заинтересованы в последовательном осуществлении демократизации, гуманизации и демилитаризации мировой политики, в разработке мер, обеспечивающих выживание человечества в условиях кризиса современного общества и резкого ухудшения качества природных факторов. Учет этих глобальных потребностей в политической практике вызывает одобрение и поддержку других стран мирового сообщества, что укрепляет позиции и авторитет государства, его лидеров в общественном мнении, как за рубежом, так и внутри страны.

Функционирование политической системы, обращенное вовне, адекватное актуальным потребностям развития мирового сообщества, делает ее более эффективной и придает ей дополнительный импульс стабильности, а значит, и безопасность стране, с которой последняя связана теснейшим образом.

Таким образом, политическая стабильность обеспечивается при условии единства Конституции и законов Российской Федерации, Основ законодательства субъектов РФ и одновременно – при четком разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. Это ключевая проблема современной многонациональной России.


Список литературы.

1. Жириков А.А. Политическая стабильность Российского государства. М., 1999.

2. Макарычев А.С. Стабильность и нестабильность при демократии: Методологические подходы и оценки. // Полис. – 1998. – № 1.

3. Павлов Н. А. Национальная безопасность. Этнодемографические факторы // Национальные интересы. – 1998. – №1.

4. Королева Г.И. Россия: в поиске формулы национального возрождения // Социально-политический журнал. – 1994. – № 1-2.

Политические пристрастия народа - стабильность.

Политические пристрастия власти - контроль над народом для обеспечения стабильности.

Владимир Борисов

В результате освоения данной темы студент должен: знать:

  • понятие политической стабильности;
  • основные подходы к изучению политической стабильности;
  • особенности политической стабильности в Российской Федерации; уметь :
  • анализировать и прогнозировать политическую стабильность в современном мире;

владеть:

Навыками определения степени стабильности политической системы

Понятие политической стабильности

Политическая стабильность является основным механизмом государственного управления, выдвигающим на первый план основную проблему научного анализа и прогнозирования политической ситуации, где входят в силу государственные решения, в некоторой степени далекие от политики.

Политическая стабильность представляется как качественное состояние общественного развития, как определенный общественный порядок, в котором господствует система связей и отношений, отражающих общность и преемственность целей, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность - это способность субъектов социально- экономической и политической жизни противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему действиям и нейтрализовать их. В таком понимании стабильность воспринимается как важнейший механизм жизнеобеспечения развития общественной системы.

Термин “стабильность” (от лат. stabilis - устойчивый, постоянный) означает упрочение, приведение в постоянное устойчивое состояние или поддержание этого состояния. В общетеоретическом плане близкими к понятию “стабильность” выступают такие категории, как “неизменность” и “устойчивость” . Так, неизменность подразумевает процесс, в котором в пределах определенных временных и пространственных интервалов состояние рассматриваемых объектов остается одним и тем же.

Устойчивость характеризуется через возможность действующих акторов удерживать изменения в заданных границах, в определенных параметрах, а также свидетельствует о способности системы восстанавливать нарушенное равновесие. Устойчивость сама по себе не содержит указания на то или иное качество процесса или состояния: устойчивым может быть и разрушительный процесс, и созидательный. Она также не означает обязательно неизменность, хотя и может включать ее как частный случай. Как правило, устойчивость подразумевает постоянство и предсказуемость изменений, что сближает данную категорию с понятием “стабильность”. Но отождествлять устойчивость со стабильностью было бы неверным.

Понятие “политическая устойчивость” в политологической и социальной литературе представлено множеством определений, определенным образом связанных с понятием политической стабильности.

Можно выделить три основных подхода к пониманию устойчивости и стабильности. В первом случае они применяются в качестве характеристик разных состояний политии - статического и динамического соответственно. Политическая стабильность определяется как “система связей между различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовывать возложенные на нее функции” , причем реализовывать их “длительное время без резких изменений” . В социальном контексте стабильность представляется сочетанием прогресса и социальной солидарности , баланса сил основных политических факторов . Иными словами, стабильность есть состояние развития при общественном консенсусе по отношению к тому, по каким правилам развитие проходит. Определение устойчивости в основном дается с позиций системного анализа, характеризуя “способность системы восстанавливать нарушенное равновесие” в рамках “стратегических, исторических ее измерений” .

Второй массив работ не содержит вышеуказанного разграничения; либо одно из понятий не употребляется вовсе, либо употребляются оба, но в качестве синонимов . Так, знаменитая работа С. Хантингтона “Политический порядок в меняющихся обществах” представляет собой пример совмещения понятий стабильности (основное, наиболее часто употребляемое понятие) и устойчивости (иногда заменяющей его).

В третьей группе работ понятия устойчивости и стабильности противопоставляются друг другу : устойчивость понимается как негативное качество, “окостенелость”, “сопротивляемость” , “причина внутриполитической нестабильности” , препятствующая реформированию общества.

Заметим, что общей чертой трех подходов является системный контекст понимания устойчивости и стабильности, что, являясь оправданным и во многим случаях полезным . Учитывая то, что устойчивость понимается и воспринимается по-разному, мы будем использовать только понятие стабильности как состояния общества, характеризующееся способностью к модернизации без серьезных социальных потрясений.

Раскрывают академично сущность понятия “политическая стабильность” авторы учебника “Общая и прикладная политология” В. И. Жуков, Б. И. Краснов, которые замечают, что “политическая стабильность - устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней окружающей среды и внутренних факторов, сохраняя свою структуру и способности контролировать процессы общественных перемен” .

В современной политической науке не существует единой точки зрения на понятие политической стабильности.

Как отмечают современные российские ученые, в их числе Л. Н. Алисова и 3. Т. Голенкова, категорию “стабильность” правомерно применять для характеристики достаточно сложных систем, которые сохраняют свою идентификацию и функционируют в условиях относительной нестабильности” . Хотелось бы подчеркнуть, что понятие стабильности применимо для характеристики лишь тех процессов и явлений, которым присущи изменения, причинно- следственные закономерности как линейного так и вероятностного свойства .

Российский ученый А. С. Макарычев замечает, что “стабильность, хотя это и “многомерное” явление, должна описываться в “компаративных категориях”, т. е. предполагать сравнение состояниями политического режима или системы, в котором она функционировала раньше” .

При этом российский политолог А. С. Макарычев выделяет ряд подходов к определению “стабильности”, которые приняты как западной так российской политологической наукой.

  • Стабильность - отсутствие в обществе реальной угрозы нелегитимного насилия или наличие у государства возможностей, позволяющих в кризисной ситуации справиться с ним.
  • Определяющим фактором стабильности может считаться наличие и поддержание в стране конституционного порядка.
  • Политическая стабильность часто рассматривается как следствие легитимности власти.
  • Стабильность трактуется как отсутствие структурных изменений в политической системе или как наличие способности управлять ими.
  • Стабильность интерпретируется как модель поведения и общественный атрибут.

Понятие “стабильность” в концептуальном поле политической науки имеет различные определения. Ряд исследователей понимают “политическую стабильность” как определенное состояние.

Так, определение “политической стабильности” отечественного политолога Ю. В. Ирхина звучит следующим образом: это “состояние политической жизни общества, проявляющееся в устойчивом функционировании всех имеющихся в обществе политических институтов, в соблюдении юридических, политических и моральных норм, а также важнейших социальных традиций, сложившихся в нем, в мирном разрешении конфликтных ситуаций, что в целом позволяет данной общественной системе эффективно функционировать и развиваться, сохраняя свою структуру и качественную определенность .

На сегодняшний день наиболее актуальным является определение, предложенное профессором М. А. Василиком:

“Политическая стабильность - устойчивое состояние общества, позволяющее ему эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен. [...] Состояние политической стабильности нельзя понимать как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Политическая стабильность представляется как качественное состояние общественного развития, как определенный общественный порядок, в котором господствует система связей и отношений, отражающих общность и преемственность целей, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность - это способность субъектов социально-экономической и политической жизни противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему воздействиям и нейтрализовать их. В таком понимании стабильность воспринимается как важнейший механизм жизнеобеспечения и развития общественной системы” .

Хотелось бы остановиться на основных условиях политической стабильности:

  • 1. Стабильный экономический рост, сопровождаемый увеличением средних слоев населения (“среднего класса”) и соответствующими изменениями в политической культуре.
  • 2. Высокий уровень политической культуры, наличие признаваемых большинством демократических ценностей, позволяющее согласовывать противостоящие и противоборствующие интересы, цели, позиции.
  • 3. Наличие демократических традиций, толерантности (терпимости) в обществе, уважительного отношения к закону и лояльного - к политическим институтам. Соблюдение определенных “правил” участниками политического процесса, основанное как на взаимодоговоренности, так и на страхе перед эффективными санкциями со стороны “партнера” за нарушение таковых.
  • 4. Обеспечение максимально свободного доступа к политическим институтам нетрадиционных социальных групп (ранее не участвовавших в политической жизни). Подобное обеспечение позволяет сохранять лояльность масс по отношению к политической системе.
  • 5. Создание возможностей для реализации интересов большинства социальных групп в экономической сфере. Отсутствие такой возможности порождает стремление “надавить”, “нажать” на государственные органы с целью получения дополнительных материальных преимуществ, улучшения материального положения. Возникает “цепная реакция”: группы втягиваются в своеобразное соревнование по “выколачиванию” материальных благ, а поскольку органы власти не могут обеспечить всех в одинаковой мере, открывается поле конфликтов, конфронтации и социальной напряженности.
  • 6. Признание военными гражданской власти или по крайней мере нейтральное отношение к ней. Политическая стабильность - предмет заботы правящих политических сил, политического руководства.

Современное российское общество переживает кризисный этап своего развития, который характеризуется таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических значений, т. е. она является нестабильной. Подобное положение связано с социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в стране. Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества.

Нельзя не отметить, что многие исследователи считают нестабильность базовым состоянием развивающихся систем. Так, например, российский ученый В.С. Егоров представляет “...неравновесность и неустойчивость как основные общие состояния системы, ...а...равновесность и детерминизм как частный случай неравновесности и индетерминизма...” . По его мнению, исходным состоянием для социальной системы является “...неравновесность и неустойчивость, нелинейность развития...”, а общество рассматривается им как “...открытая система, для которой характерна неравновесность, нестабильность, нелинейность развития и его необратимость...” .

Наиболее детально проблема нестабильности исследована С. П. Курдюмовым и И. Пригожиным. Они совершенно справедливо определяют нестабильность как неспособность социальной системы управлять изменениями, справляться с ними. Нестабильность общества характеризуется отсутствием устойчивости и невозможностью развиваться в соответствии с изменяющимися условиями .

В связи с вышесказанным хотелось бы подчеркнуть, что наряду с понятием “политическая стабильность” существует понятие “политическая нестабильность”.

Политическая нестабильность - это нарастание социально-политической напряженности в обществе, неспособность достигнуть на основе компромиса интересов разных политически значимых социальных групп национального согласия по вопросам выбора пути дальнейшего развития и, в частности, по реформированию экономики и политической системы.

Признаками нестабильности являются:

  • неспособность политической системы функционировать и сохраняться длительное время без резких изменений;
  • неспособность системы сочетать разные интересы, прививать навыки к сотрудничеству и согласию, координировать групповую и корпоративную политическую деятельность;
  • возрастание уровня политического насилия и протестных настроений в обществе, а также вероятность смены режима или руководящих органов государства.

Показателем дестабилизации являются такие результаты функционирования политической системы, которые не ожидались и неприемлемы. Как отмечает российский политолог В. В. Локосов , любая социальная система имеет по каждому жизненно важному параметру свою энтропийную границу, переход за которую означает гибель рассматриваемой системы как единого целого.

Фактором нестабильности может также являться и отсутствие развитой политической культуры, способствующей цивилизованному участию в политической жизни страны.

Отечественный политолог О. Ф. Шабров полагает, что неэффективная власть не может в течение длительного времени оставаться легитимной, а следовательно стабильной.

В заключение хотелось бы отметить, что нестабильность обратно пропорциональна уровню легитимности режима, развитости политических институтов, повышению социально- экономической мобильности, темпам экономического развития, совершенствованию сети политических коммуникаций, консенсусу внутри элиты и прочим аналогичным факторам. Сегодня политическая нестабильность является признаком большинства политических систем в связи с мировым экономическим кризисом и крушением политических режимов на Востоке.

  • Алисова Л. Н., Голенкова 3. Т. Политическая социология. - М.:Мысль, 2000. - URL: http://society.polbu.ru/alisovajpolitsociology/ch38 all.html
  • Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.Ю. И. Аверьянов. - М.: Изд-во Московск. коммерч. ун-та, 1993. - С. 281.
  • http: //slovari.yandex.ru/diet/gl_social/article /14013/140l_3349.htm
  • Social stability. A Dictionary of Sociology / John Scott and GordonMarshall. - Oxford University Press, 2009. Oxford Reference Online.
  • Шаповаленко M. В. Нестабильная стабильность транзитныхобществ. - URL: pravoznavec.com.ua/books/320/24642/18/
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека