Травма отвергнутого. Причины, последствия, терапия

Хроническое чувство отверженности сопровождало меня многие годы. Я и подумать не могла, что оно и любовь почти всегда идут рядом. Внутри меня эти чувства менялись с такой скоростью, что казалось, меня вот-вот выбросит за борт. Отверженность находила меня в самых разных жизненных ситуациях, и единственное, что оставалось, это спасаться бегством от себя, своих эмоций. В чем это выражалось?

В детстве мама охотно делилась со мной жизненным опытом и пресловутой женской мудростью. На своем примере показывала, как надо жить, и я впитывала пример каждой клеточкой кожи. Надо было быть мудрой, понимающей, не обращать внимание на проблемы, закрывать глаза на неприятную правду, делать вид, что все в порядке. Неважно, что внутри тебя словно разрывает на кусочки. Ведь если это показать, озвучить чувства, может произойти страшное: мужчина может тебя покинуть, и тогда ты останешься одна.

Этот подход прослеживался во всех историях матери. Конечно, она не использовала такие формулировки, ведь признаться в страхе быть брошенной или даже допустить мысль, что тебя могут бросить, стыдно и больно. Почему? Потому что это отвержение в жизни матери уже произошло когда-то давно в детстве.

Это парадокс психики - мы боимся того, что уже было. Поэтому механизмы психической защиты стараются уберечь нас от повторного проживания боли. Чтобы внутренние монстры не вырвались наружу, требуется колоссальная энергия, максимальное напряжение. Чтобы минимизировать боль, мама неосознанно разделяла ее со мной через свои истории, и для нее наступало временное облегчение. При этом она, конечно, не осознавала, что пишет сценарий жизни ребенка.

Признание - вот что по-настоящему заставляет сделать глубокий вдох. Это было первое, с чего я начала работу над собой

А что же я? Я переняла мамину установку и тоже была «мудрой женщиной». Очевидные факты, указывающие на измену мужа, я как будто не замечала. Почему? Чтобы не столкнуться с ужасным ощущением, что меня бросят. Отрицание позволяет обманывать себя, обеспечивая пребывание в мире иллюзий. Ведь правда так тяжела, что, кажется, ее невозможно вынести.

Признание - вот что по-настоящему заставляет сделать глубокий вдох. Это было первое, с чего я начала работу над собой. Призналась, что мне действительно больно, что эта боль внутри меня и ей требуется место.

Этот шаг дался мне тяжело. Это как войти в холодную воду - надо яростно этого захотеть, собрать всю волю в кулак и нырнуть. Страшно, неприятно. Вода со всех сторон обжигает неподготовленное тело. Но когда кризис первого шага преодолен, начинают происходить удивительные вещи: осознание себя в новом пространстве. Это тоже болезненный процесс, и через него тоже нужно пройти. Кризис и временный дискомфорт делают возможным развитие, и в этом заключена положительная сторона преодоления.

Что можно предпринять на этом этапе? Позволить себе побыть с этим переживанием, ощутить его. Можно в подробностях описать свои чувства на бумаге - в какой части тела живет эта боль, как она выглядит, какого размера и цвета, сколько ей лет. Можно нарисовать ее и познакомиться с ней. Детализация трансформирует наше внутреннее состояние из чего-то непонятного во что-то вполне конкретное, имеющее определенные границы - размеры, форму, имя.

Такая техника позволяет не вытеснять боль, не прятать ее, а наоборот, делать ее видимой и понятной, выводить наружу. И с этим внешним образом уже можно работать дальше.

Для меня очень эффективным оказался метод свободных ассоциаций. Упражнение лучше выполнять в тишине и расслабленном состоянии. Возьмите лист бумаги и ручку, сформулируйте свою больную тему. В моем случае - «я чувствую себя одинокой». Запишите в столбик 16 ассоциаций к своей ключевой фразе. Ассоциации должны быть выражены одним словом и могут быть в форме существительного, прилагательного или глагола.

Писать надо сразу, спонтанно, все, что приходит в голову. Думать излишне, поскольку именно спонтанность будет ответом бессознательного. Даже если вы считаете мысль стыдной, аморальной или еще какой-то, напишите ее. Не оценивайте. Повторять слова нельзя, они должны быть разными.

Объедините 16 полученных интерпретаций в пары - первое со вторым, второе с третьим. Так вы получите 8 пар. На каждую пару запишите еще по одному образу, которые также сгруппируйте в двойки. Для каждой пары подберите еще по одному объединяющему значению. И так до тех пор, пока мы не получим одно-единственное слово - одну глубинную мысль, связанную с вашей проблемой.

О чем оно для вас? Какие мысли, образы, чувства возникают? Вероятно, вы уже переживали похожие состояния? Подумайте, когда и с кем? При каких обстоятельствах?

Это и есть процесс исцеления - вытаскивание наружу запрятанных эмоций, признание их существования

Размышляя над этим, вы высвобождаете глубинное переживание, делаете его понятным, облекаете в конкретные формы. Возможно, понадобится несколько недель или месяцев для понимания смысла ключевого слова. Форсировать процесс не стоит. Просто побудьте с этой мыслью, и через какое-то время подсознание выдаст решение. Это обязательно произойдет, ведь наша психика устроена так, что через называние и проговаривание запускается механизм исцеления.

Когда ассоциации выведены на поверхность, можно приступать к следующему шагу - созданию нового представления о себе. Подумайте, как бы вы хотели жить, если бы такой проблемы у вас не было? Просто пофантазируйте, разрешите себе это представить. Прочувствуйте свои ощущения в новом типаже. Запомните, какие мысли, чувства, образы, ощущения в теле возникают в этот момент.

Такими действиями вы записываете в подсознание новый позитивный опыт, другую реальность. Это и есть процесс исцеления - вытаскивание наружу запрятанных эмоций, признание их существования. Разрешая себе новый жизненный сценарий, вы создаете внутренний ресурс. Когда наступает внутренняя целостность, вас уже не терзают непонятные до этого эмоции и переживания, ведь вы их уже прожили, приняли и трансформировали. А это дает огромный ресурс для достижения любого результата, в том числе и для того, чтобы быть счастливым.

Об авторе

Психолог аналитического направления. Работает со страхами, комплексами, чувством вины, неуверенностью в себе.

Маска БЕГЛЕЦА.

Эта статья - продолжение темы о масках, которые являются подсознательными установками и диктуют, как нам жить.

Конкретно здесь я расскажу о маске БЕГЛЕЦА , которую одевает ОТВЕРГНУТЫЙ .

Как его узнать?

Его мы можем узнать по характерным внешним чертам. Он имеет маленькие лицо и глаза с выраженным страхом или с отсутствующим выражением, как будто его здесь нет. Он частенько «улетает в астрал», находится в себе, отключается от этого мира.

Тело узкое, тонкое, как будто не хочет занимать много места. Одна сторона тела или лица существенно отличается от правой, как будто фрагменты плохо подобрали.

У одной моей знакомой глаза разного цвета, а у другой один глаз меньше другого, и это хорошо видно. Первая вообще нежеланный ребенок, вторая желанный, но хотели мальчика.

В теле может ощущать нехватка кусков: впалая грудная клетка, слишком маленькая грудь, лодыжки существенно меньше, чем икры, зрительное отсутствие ягодиц (плоская попа).

Часто употребляет слова и выражения «Я никто», «Я ничто», «Не существует», «Хочется исчезнуть», «Меня тошнит от (ваших действий, от вас, от него, от работы)». Если человек имеет в запасе такие выражения, то у него есть травма отвергнутого , даже если в теле черты, характерные для других травм. Просто конкретно эта менее глубока, чем другая.

Такой человек постоянно стремится к совершенству, потому что с детства он считает себя пустым местом, он хочет доказать свое право на существование.

Может впадать то в великую любовь, то в сильнейшую ненависть.

У него может пропадать аппетит из-за эмоций, например, когда влюблен или нервничает.

Этот тип подвержен таким болезням как диарея, кожные заболевания, аллергия, может страдать аритмией или нарушением дыхания, диабетом и депрессивными состояниями, у него могут случаться обмороки, рвота, психические нарушения.

Если вы увидели в себе часть из описанного, то знайте, что у вас есть эта травма. Чем больше она выражена в лице, теле, характере, болезнях, поведении, тем более она глубока.

От чего появляется травма отвергнутого?

Она могла произойти из-за родителя одного с вами пола. Вы могли этого и не заметить, если получили травму еще в утробе. Допустим, если родители вас не хотели или хотели ребенка, но не вашего пола, то еще, находясь в животе, вы это чувствовали.

Также травма отвергнутого могла быть получена, даже если родители вас желали, но вели себя так, что вы чувствовали себя ненужным, например, когда родитель гневался, делал обидные замечания.

Бывает, что влияние оказывает излишняя опека. Этот тип из-за своей хрупкости вызывает у близких желание сделать все за ребенка, даже думать, и тогда появляется чувство отверженности способностей. Он чувствует, что его не принимают таким, какой он есть.

Возможно, у вас возникали мысли, что вы приемный ребенок. Это также характерно для отвергнутого . Если вам все время хотелось куда-то спрятаться, если хотелось убежать, если вы прятались от родителей, чтобы они поволновались, распереживались, что вас потеряли, то у вас, однозначно, есть эта травма.

Одна девочка очень переживала, когда мама ее ругала. После несправедливых нагоняев, пряталась за дверь, тихонько читала книжку, и очень хотела, чтобы ее начали искать, нашли и обрадовались, что ВОТ ОНА ЕСТЬ! Она рано научилась читать, потому что книжки уносили ее в сказочный, нафантазированный мир. Она представляла себя героиней историй, которую все любят и радуются, что она есть. Еще одной ее привычкой впоследствии стало чтение в шкафу. Она зажигала настольную лампу, залезала в шкаф и там читала, отгородившись от реального мира.

Как проявляется эта травма во взрослой жизни?

Многие беглецы считают секс явлением бездуховным, в результате постоянно оказываются с партнерами, которые их отвергают в сексуальном плане, или сами себе отказывают в сексуальном удовольствии.

Человек так и не смог принять и полюбить себя. В итоге, по его мнению, начальники считают, что он НИКТО, все его действия НИ К ЧЕМУ не приведут. Пусть все вокруг делают, что хотят, потому что его мнение НИКОМУ НЕ ИНТЕРЕСНО. Некоторые считают себя НИЧТОЖЕСТВОМ, бездельником перед родителем своего пола.

Не замечали за собой таких выражений? Как видите, мнение о себе, заложенное в детстве, и во взрослой жизни сталкивает нас с людьми и ситуациями, в которых проявляются травмы.

Если у вас возникают мысли по поводу своих партнеров, детей, сослуживцев, что вы для них никто, ничего не значите, пустое место, то вам обязательно нужно проработать свою травму и излечиться.

Очень часто беглец одинок или любит уединение, потому что боится внимания окружающих. Не знает, как себя вести, когда внимание приковано к нему. У него обычно мало друзей. Его считают замкнутым и меньше с ним общаются, в итоге он считает себя еще более отвергнутым. А вы любите уединяться? Почему?

Говорит он мало, но если уж начинает, то говорит без остановки. Так он повышает свою значимость. Если его перебивают, то он тут же замолкает, потому что считает, что его НЕ СТОИТ СЛУШАТЬ, потому что он НИКТО. Другой тоже замолчит, но просто подумает, что информация неинтересна, а не он сам. Так что обратите внимание на свою реакцию, когда вас перебивают. Что вы при этом думаете?

Зачастую все неприятные ситуации он терпит до конца, не может дать отпор, потому что если он выскажет свое мнение, то, его отвергнут, как он полагает. Страх быть отвергнутым заставляет терпеть и еще больше считать себя НИКЕМ.

Кроме того, он считает себя до того незначительным существом, что даже не решается задать вопрос, попросить о чем-то. Ведь его персона не настолько важна, чтобы отрывать человека от дела.

Как вы ведете себя в подобных ситуациях? Легко ли говорите о том, что вам не нравится или терпите? Легко ли о чем-то просите?

Стоит обратить внимание на постоянное стремление к совершенству. Отвергнутый считает, что если он ошибется, то его осудят, а значит отвергнут. Он так старается все делать совершенно, что любая работа отнимает у него уйму времени. Самое интересное, как раз за это его и могут отвергать, считая его медлительным работником. А как работаете вы?

Очень часто беглец впадает в панику. Он даже в своем словаре использует это слово: «Я в панике от того, что…». Когда его одолевает сильный страх, он может заглушать его сладким.

Всю жизнь ищет любви и признательности родителя своего пола: делает многое, чтобы он его заметил, оценил. При этом сам боится отвергнуть и родителя, и людей противоположного пола.

Рана отвергнутого очень болезненна и зачастую развивает ненависть к родителю, который заставил его страдать. При этом простить себя за это ненависть не может, предпочитает не знать о ней или просто не думать. Так как он не дает себя права на ненависть, то возникает рак - болезнь, которая связана с горечью, злостью, ненавистью, которую переживаешь в одиночестве, обвиняешь себя.

Чаще всего такую травму мы получаем от родителя, который сам страдает от того же, но не знает об этом. Поэтому нужно обязательно проделать ритуал прощения: его простить, простить себя за вашу реакцию, за то, что считали себя никем, пустым местом, попросить прощения у него за то, что своими действиями также провоцировали его на такое отношение к вам, и усугубляли его травму, поблагодарить его за урок, ведь ваша душа пришла получать уроки, а родитель был вашим учителем, попросить прощения у своего тела за то, что вы своей реакцией на происходящее причинили ему боль.

Еще раз повторюсь: если вы нашли в описании маски свои черты, поведение или чувства, присущие вам, даже одно, значит у вас есть травма отвергнутого, так что стоит ее проработать.

Например, заметили за собой только стремление к совершенству. Спросите себя: а не из-за страха ли что осудят, вы стремитесь все делать без ошибок и по двадцать раз все переделываете? Если это так, то проработайте это. Поверьте, это облегчит вам жизнь. Вы не только станете все делать быстрее и правильнее, но и исчезнет страх.

Я довольно-таки часто встречаю статьи психологов о собственной ценности, любви к себе, принятии и т.д., в которых говорится о поведенческих механизмах удовлетворения этих базовых потребностей клиентом. И может сложиться ощущение, что следуя этим рекомендациям, можно это все получить и достаточно начать делать для себя больше, думать о себе лучше, брать на себя ответственность и все изменится. А создается ощущение, что ходишь по кругу, и даже наоборот, еще хуже – ну что же за человек я такой – другим помогает – а мне нет, наверное со мной действительно что-то не так и я безнадежен. На самом деле, как можно не получив удовлетворения этих потребностей извне, от родителей, оставаясь голодному накормить себя самому? Вдруг. Поменяв убеждения. Начав что-то делать по-другому.

И причина здесь, я думаю, не в лени, и не в страхе что-либо менять и вторичных выгодах, а в том, что, на мой взгляд, эти потребности удовлетворить можно в терапевтических отношениях. В хорошо простроенных, долгосрочных, доверительных, в которых сформирован перенос. Как ни крути, а иногда, краткосрочная терапия не дает излечения глубоких травм развития, которые формируются в глубоком детстве, может быть даже довербальном периоде.

Поэтому отсутствие внутренней ценности, любви к себе, принятия и т.д. – это следствия более глубоких травм, которые нужно лечить комплексно, понимая причину и видя систему, в которой они формировались и для чего были нужны эти защитные механизмы и для чего нужны сейчас, как они формируют нынешнюю форму существования уже в новых системах. Моё видение не претендует на полноту и уж тем более правоту, это попытка сформировать собственный взгляд на травму отвержения со всеми ее причинами и следствиями, это взгляд из клиентской и терапевтической позиции.

Портрет носителя нарциссической травмы (симптомы могут проявляться в зависимости от глубины травмы в той или иной степени):

1. Человек, получивший травму отвержения, часто склонен к неудовлетворенности собой, проявляющейся в самоотвержении как сформировавшемся внутреннем механизме (внешнее отвержение перешло во внутреннее), отсутствию собственной ценности, а скорее никчемности.

2. У него проблемы с границами (конфлюэнтность), вследствие чего, он плохо отделяет себя от других и ощущает свои потребности (отсутствие внутреннего ощущения себя), не может себя защитить. Часто у него возникает ощущение, что его самого у него нет (слияние с другими). Все это из-за поглощенности родителем, вследствие блокирования активных и агрессивных частей, отвечающих за сепарацию, у них присутствует сепарационный страх и стыд. Расщепляющий родитель не просто так создал эту полярность в ребенке, а для того, чтобы полнее и лучше себя ощущать, поэтому навряд ли он просто так отпустит…

3. Наверняка могут быть зависимые отношения. В целом, они не могут позволить себе жить (не родившись прежде всего, как автономная, зрелая личность), присваивая себе слабую часть и отщепляя (отдавая) сильную родителю (присваивая себе только слабую часть вообще выжить очень сложно). Что само по себе является чуть ли не единственной более-менее безопасной формой выживания с родителем, с которым формируется симбиоз, совместная целостность. Форма существования, при которой паттерн поддерживать другого за счет себя самого (своей ценности), проявляется затем в других отношениях (с партнером), в которых не возможна позиция на равных и проявляется в пассивности, невозможности быть собой (со своими интересами, потребностями) в присутствии другого, самоуничижении и т.д. Пытаясь сепарироваться в подростковом возрасте, у меня порою возникало ощущение, что могу просто "убить" маму (разрушив нашу систему), она уходила из дома угрожая суицидом. Расщепляющий родитель сам очень не стабилен и ему нужна система, чтобы выжить и он будет сохранять ее любой ценой.


4. Поскольку его личность расщеплена, вследствие отвержения каких-то частей, и зачастую находится под угрозой распада, он находится в постоянных внутренних конфликтах. Он проецирует отвергаемые части и, как правило, это жизнь то в одной, то в другой полярности, как на качелях. Вследствие этого, его жизнь скорее можно назвать попыткой выживания (собирание себя по кускам) с периодами нахождения относительного баланса частей вследствие хоть какого-то принятия извне и изнутри. Партнер так же представляет собой зеркальную не достающую полярность.

5. Ощущая свою зависимость от родителя, его величие, свою ничтожность, он, конечно не может не злиться на него, но злость надежно заблокирована страхом отвержения, поэтому присутствует постоянная попытка конкурировать не тем так другим (образование, достижения и т.д.), но родитель тоже конкурирует, и как, правило, у него самого страхов оказаться по ту сторону медали очень много и он, как правило, одерживает верх (априори, потому что родитель) зачастую изрядно уничтожая (уничтожающими посланиями – не будь умнее других и т.д.). Ребенок остается с дурацким ощущением вечно проигрывающего конкуренцию (заранее проигрышная позиция, потому что родителя победить не возможно из-за изначальной заданности вертикальных отношений и того, что это кривой способ позлиться на родителя). Иногда возникает ощущение, что успехами можно просто убить родителя, а ведь я от него завишу.

6. Как правило, из-за перечисленного выше (кривого способа выразить агрессию родителю и страхов самих родителей) эти дети не смотря на все их успехи, так их и не присваивают (ведь единственная форма существования – быть в позиции "под"), этим самым они ставят под угрозу эти отношения, а они им важны, потому что существует неудовлетворенные потребности, удовлетворить которые может () родитель, поэтому в этом случае получается более ранние неудовлетворенные потребности рулят.

7. Как правило, отвергающий родитель мало способен быть в контакте с ребенком, замечать его, поэтому формируется дефицит потребности в близости, надежной привязанности и нуждаемость ребенка (невротическая часть) это зачастую единственная форма установления отношений (о которой я уже говорила), в которой он вынужден всегда выпячивать слабую, нуждающуюся часть в попытке получить близость, надёжную привязанность. Но фишка в том, что в этой форме отношений, приподнимая других, а себя соответственно опуская, не возможно быть с другим – в конфликте потребностей побеждает страх близости (в следствие страха отвержения).

8. В нем много стыда. В следствие того, что ему постоянно говорили, что он не такой (отщепляя какие-то части) у него сложилось ощущение своей дефективности и стыда за себя такого, каким он является. Он и в правду ощущает свою неполноценность (не полнота, не целостность) и порою очень жесток с собой, привыкая испытывать токсические чувства вины и стыда и потом уже на каждого винящегося находится свой винящий (в этом есть свой баланс).

9. Конечно, они привыкают каждый раз подставлять свою голову и жертвовать собой, чтобы выжить. Они привыкают расщеплять себя сами и находиться в этом постоянно и уже не могут без этого. И это пронизывает всю их жизнь, каждый их выбор. Они долго могут находиться в подобном гомеостазе и решиться на изменения очень сложно и порою возможно только потому что существовать им таким не просто и мотивация для них лежит в начале лишь в том, чтобы хоть как-то облегчить жизнь. И изменения очень медленные и очень постепенные, потому что много страха, много стыда. Им правда было очень сложно выжить психологически.

В целом механизм формирования травмы может быть таков – внешнее отвержение становится внутренним. Отвергаются прежде всего те куски, которые не принимались родителем в себе (отщепленные части) либо те, что ставят психологическое существование родителя под угрозу. Причем пассивность и активность одновременно могут быть отвергаемы – пассивность как не принимаемая в себе часть, а ее противоположность – активность со стороны несет угрозу зависимым отношениям, самооценке родителя, и тоже может отвергаться. И тогда клиенту вообще не понятно на что опираться. Это может быть активность, но независимым, имеющим свое мнение я могу оказаться не нужен и меня уничтожают, с другой стороны – ругают за пассивность. Поляризация сначала создается, а потом прицельно бьется уничтожающими посланиями и стыдом. Все это скрепляется в зависимые отношения, из которых выбраться очень сложно, постепенно меняя систему.

В самой сердцевине этого страха отвержения лежит ощущение – что если меня отвергнут, то я не выживу, нет не физически, психологически (личность распадется, страх исчезновения, поглощения) – вот представьте – если мне уже с собой сложно, я стыжусь себя и не чувствую в себе опоры, вообще себя (я слит с родителем, я его часть) – я боюсь близости, потому что меня отталкивали и т.д. – я каждый раз после таких атак переживаю психологическую смерть и боль такой силы, что пережить можно только спустя годы изрядно окрепнув.

Многие другие страхи – страх совершить ошибку, оставленности, неидеальности, поглощения, сперации, и т.д. – это следствие этого глубинного страха отвержения и уничтожения.

Отвергающий родитель сам дифицитарен, не целостен, не стабилен и т.д. и мало что может дать ребенку, а скорее наоборот, поэтому он не кормящий, а поглощающий родитель, который создает с ребенком систему зависимых отношений, которая работает, как правило, в одном направлении.

Базовые потребности и незавершенные задачи развития, без которых клиент не двинется дальше – это, прежде всего, безопасность, ощущение своей отдельности и автономии, своих границ, умение быть в присутствии другого вместе со своими потребностями, инаковостью, надежная привязанность, близость, принятие и др.

И работа здесь может вестись в следующих направлениях (гештальт подход):

  • Это работа скорее всего "под переносом" и это формирование тех отношений, с той матерью, которых никогда не было и в этих отношениях удовлетворение заблокированных ранее потребностей;
  • Выстраивание безопасности (учить клиента замечать шизоидную часть и заботиться о своей безопасности), создавать соответствующие условия (своими интервенциями, темпом), это терапия медленных изменений и может уйти достаточно много времени на выстраивание безопасности и доверия в отношениях;
  • Это работа по-началу больше с феноменологией, а не на границе контакта, потому что клиенту выходить на эту границу очень сложно (стыд);
  • Работа с конфлюэнцией (замечать свое тело, чувства, потребности), выделять фигуру из фона, отделять себя (формирование ощущения своей отдельности), работа с ид,
  • Работа с границами (как правило, либо они жесткие, либо их нет);
  • Присвоение агрессии, как способа защитить границы (движемся к автономии);
  • Работа с проекцией (присвоение отщепленных кусков – движемся к целостности);
  • Обнаружение интроекций (кто сказал, что активной быть плохо) и пережевывание и выплевывание ненужных кусков;
  • Работа с другими способами прерывания контакта (ретрофлексия, дифлексия, эготизм, профлексия и т.д.);
  • И много-много принятия (это вообще терапия принятием) вместо отвержения;
  • Постепенное приближение к тому, что в контакте можно быть и можно быть в близости и близость эта может быть устойчива и безопасна, формируется привязанность, таким образом, формирование нового опыта отношений;
  • Работа с Персонэлити (присвоение нового опыта и как следствие новых представлений о себе);
  • Формирование нового опыта активности при поддержке и с уже сформированным опытом безопасности;
  • Фрустрация старых способов, паттернов, механизмов прерывания контакта;
  • Работа с вторичной выгодами, возвращением ответственности, формированием зрелости опорой на взрослую часть.
Кроме того, терапевту нужно уметь выдерживать автономию, которую не выдерживал родитель. Контейнировать чувства и выдавать их клиенту в переваренном виде. Выдерживать те чувства, что не выдерживал родитель. Возвращать ценность и, многое другое, и это именно тогда, когда клиент будет к этому готов.

Вот такое общих чертах, мое понимание проблемы. В завершении хочется сказать еще раз о том, что если механизм, скажем, обесценивания себя существует, значит, он клиенту зачем-то нужен и является частью его личности и когда-то помог ему выжить, поэтому решать проблему нужно комплексно, используя представление о человеке как о целостном (то, чего его когда-то пытались лишить) и здесь вряд ли поможет прокачка ценности клиента в противовес (или попытка выдернуть проблему фрустрацией симптома).

В данном случае (я имею в виду травму отвержения) излечение происходит очень медленно и постепенно, комплексно, максимально экологично (такие клиенты держатся "на волоске отношений" очень долго), у них не было безопасных отношений и они только учатся доверять. И невозможно что-либо заменить, не подрастив иные механизмы, опять-таки сохраняя целостность и безопасность человека, а это опять-таки путь не быстрый и пройти его может только тот терапевт, который достаточно уверен в себе, чтобы выдерживать нано-результаты на протяжении очень долгого времени выстраивания отношений (обесценивание, уходы клиента).

Кроме того, заметить эти нано-результаты можно только самому двигаясь очень медленно и пристально всматриваясь в клиента, сохраняя чувствительность и бережность, которая в последствие станет его внутренним механизмом вместе с ценностью и другими важными вещами. Это и есть трансформация и происходит она не "по книжкам", а только в живых отношениях, так же как формируется психика человека еще задолго до того, он научился читать.

Поэтому, ощущению собственной ценности, любви к себе, что само себе является венцом, развития, не возможно "научиться" на тренингах и следуя советам псевдопсихологов (которые сами подчас отвергают, становясь под перенос в следствие своей непроработанности), рискуя попасть в те же отношения, что уже не раз проходил клиент в отношениях со своим окружением. Это побочный продукт той глубиной и тонкой работы, которая является, по сути, новой сборкой себя.

Выживание

Для ребенка забота взрослого – это вопрос жизни и смерти, это вопрос выживания: есть ему место в этом мире или нет. Поэтому живя в любой неблагополучной среде, он прикладывает огромные усилия, чтобы к ней адаптироваться. Он ищет доступные способы, чтобы сохранить чувство доверия к тем, кто его не заслуживает, ищет безопасность в ситуации, которая небезопасна, пытается отыскать свой контроль в ситуации, которая совершенно не предсказуема.

Он будет любыми способами пытаться сохранить отношения с родителями, как правило, ценой самого себя и потерей внутреннего мира. Но на кону-его жизнь. И делает он это с единственными имеющимися в его распоряжении средствами –– незрелой психикой и такими же незрелыми психологическими защитами. В этих условиях развиваются патологические черты характера. Огромный пласт психологического опыта, связанный с болезненными переживаниями, перемещается в бессознательное. И чем раньше ребенок встретился с травмирующим опытом, тем более глубинным неподатливым он окажется для осознания. Травма оставляет о себе след в виде утраты доверия, веры, безопасности, связи. Это конфронтация с беспомощностью, страхом и яростью на то, что эту беспомощность вызывает, с онемением, которое заглушает душевную боль.

Следы отвержения

Ребенок, который пережил драматические изменения в отношениях со взрослыми испытал и чувство предательства, или чувства, что от него отказались, не любили, впоследствии сам отталкивает людей. Причем не важна реальная причина травмирующего события, важно то, как это воспринималось самим ребенком, потому что на период травмы он еще слишком мал, чтобы различать надежных и ненадежных взрослых, не понимал реального смысла травматического события. Он – тот, кто больше всего изранился в отношениях и, не смотря на то, что так нуждается в них, в душе опасается избегает их. Внутри сформировался конструкт – если родители, самые близкие люди, которые были ближе всего, могли так поступить со мной, то нет никаких оснований доверять кому-то еще.

Рядом с людьми он не чувствует себя живым, спонтанным, его чувства и поведение всегда под жестким контролем.

Он строят стену вокруг себя, стараясь быть эмоционально непроницаемыми, чтобы больше никогда не было так больно. Поэтому у окружающих или близких людей может искренне возникнуть непонимание и разочарование, когда он не сразу или не так быстро откликаются на них, нужно время чтобы привыкнуть, поверить и довериться.

Безопасность

Травмированные дети и взрослые как никто чувствительны к безопасности. Реакции оцепенения и отчуждения, возникают как раз в моменты, когда ситуация воспринимается ими как угрожающая. Это происходит лишь для того, чтобы сдержать очень сильные чувства. Шквал возникающих чувств мешает главной задаче ребенка-выжить, и расщепление в этом случае служит единственной защитой, помогающей сосредоточиться на основных действиях, например, уклонения от физического вреда. Дети, которые должны выжить в опасном мире, в котором они чувствуют себя незащищенными, не могут позволить себе иметь какие-либо эмоции, они будут только мешать этой задаче.

Эмоциональное исцеление может начаться всерьез только тогда, когда человек, переживший травму будет чувствовать себя в безопасности. Только когда есть необходимая внешняя среда с безопасными условиями, может идти речь о том, чтобы позволить себе испытывать чувства и заниматься внутренним миром, который и так создает ощущение угрозы в виде психосоматических проявлений, импульсивных действий или эмоциональных вспышек.

Утрата

Даже если не произошло никакой физической утраты родителей и ребенок находился в эмоционально неблагополучной среде – ситуации жестокого обращения или пренебрежения, он пережил тяжелую утрату: спонтанности, живости, детской непосредственности, радости, доверия, непрожитого детства. Всего того, что должно было бы быть иначе, а было так. Они должны отгоревать все, что было потеряно, уступив наконец подавленным долгие годы чувствам: своему страху, гневу, отчаянью, предательству и недоверию, противопоставив им надежду на то, что все может быть по-другому. Если пропустить эту важную стадию, прошлое никогда не отступит и будет мешать созданию нового – нового восприятия себя, создания новых отношений и пр.

Процесс

Некоторые темы должны быть проработаны много раз, чтобы дойти до успешного разрешения. Это включает в себя ситуации, когда прошлое и воспоминания о нем вторгаются в настоящее, цикл повторно переживаемой травмы – снова и снова, много злости и ярости, что приходится иметь с этим дело, страх вновь переживать то, что происходило, страх зависимости от терапевта, душевной боли, тревоги и беспокойства. Переживание, что никогда из этого не выбраться и не обрести внутреннего спокойствия.

Поэтому работа с психологом происходит в определенное время, место, дни – это тоже же необходимые факторы стабильности и безопасности.

На восстановление после психологической травмы может потребоваться время. Например, налаживание доверия в терапевтических отношениях занимает много времени и требует прохождения терапевтом испытаний и доказательств своей надежности.

Для того чтобы стало происходить исцеление и восстановление от терапевта требуется надежда и вера, в то, что человек, который к нему обратился- справится. Так же как требуется его личная уверенность в том, что у него хватит собственных душевных ресурсов, необходимых для работы. Ну и главное понимание, стоящее за всей этой работой включает в себя то, что, прошлое и ужасные события не могут быть изменены и повернуты в вспять, но со временем может быть изменен смысл и значения, которое мы придается этим событиям в жизни.

Переживания в процессе терапии, Френсис, которая в раннем возрасте испытала на себе раннюю потерю родителей и отвержение близких. Из книги «Сity of one»

«Каждый раз, когда мой терапевт уходит в отпуск, я снова чувствую себя беспомощным маленьким ребёнком. Не смотря на все мои попытки быть логичной и рациональной, чтобы напомнить себе, что прошлое в прошлом, что каждая боль отсутствия лишь вновь напоминает о моем детстве.

Что делать, если она исчезает каждый раз, когда я больше всего в ней нуждаюсь, после того как она прошла со мной пугающие территории моей души, места, на которые я бы никогда не пересекла и не отважилась без нее?

Почему, проходя терапию, я испытываю такие чувства неоднократно, почему другой человек или событие имеет такую власть надо мной?

Я ненавижу свою зависимость, я ненавижу ее отъезды, я ненавижу эти повторы, я ненавижу смотреть на себя, ту, которую срывается вновь и вновь в эти чувства, так что все становится бессмысленным, как будто ее присутствие держит всю мою жизнь, словно она развалится без нее.

«Ты сердишься на меня» — скажет она просто, и будет ждать. И я должна снова признать, что это правда. Что мой беспомощный грев скрывал за собой страх и отчаянье ее потерять.

Любая потребность может просто прийти и уйти. И единственный выход у меня был в том, чтобы избавить себя от этой необходимости нуждаться в ней, не нуждаться в отношениях, отказаться от того, что я так хочу и не могу контролировать.

Теперь уже я могу видеть, что моя неистовая ярость на мгновение позволила уничтожить важность всех и вся. Весь мир оказался снова бессмысленным, и настоящая реальность не имеет никакого значения.

Я бы очень хотела сказать моему терапевту: «Просто отдай мне то, что я потеряла». Будь со мной, обещай, что не бросишь, обещай, что будешь меня любить, обещай, что вернешься. Ты бы смогла, если бы захотела. Я по-детски верила и настаивал на том, что она сможет, у нее есть сила и «магия», чтобы изменить прошлое. В тот момент я была совсем не в состоянии признать, что прошлое уже не изменить.

Потом, я наконец, увидела, насколько болезненным был этот способ защитить себя, и какой злой я себя чувствовала перед ее отъездом. И тем не менее, я видела, что мы все еще вместе. Что мои ужасные чувства не уничтожили наши отношения. Что она все еще со мной.

«Но, я не хочу быть привязана к тебе»: сказала я, вспоминая кошмар своего детства. Привязанность заставляла меня чувствовать себя в ловушке, из которой не выбраться.

«Ты придешь или уйдешь вне зависимости о того, что я делаю или говорю. И когда ты будешь покидать меня, ты возьмешь с собой все хорошее, что было у нас с тобой» (терапевт)

«Однажды я уйду».

Она ответила: «Уйдешь. И увидишь, что твои добрые чувства о нас до сих пор еще находятся в тебе.

«Смогу ли я найти внутри себя то, что мне действительно нужно?» Она вела себя так, словно я сама был тем ресурсом, который сможет излечить себя. Мне казалось, что она отказывается признавать то, что мне казалось очевидным: мои потери были катастрофическими и принесли мне много боли, внутри меня руины, которые навряд ли могут быть восстановлены.

Прошло время, прежде чем я обнаружила, что хотя не могла вернуть себе все, что потеряла и недополучила в детстве, тем не менее, я смогла найти свое решение, которое позволило мне чувствовать себя более целостной. Это чувство восстановленного внутреннего мира, созданного после больших усилий и со значительной помощью другого человека. Конец извилистому маршруту, конец распутыванию душевных драм. Не смотря на то, что это казалось маловероятным – это получилось. Я нашла свой путь домой.

Еще по теме детской травмы отвержения можно почитать:

  1. , где описывается история отвержения и ее развитие на протяжении жизни между матерью и дочерью

» Травма отвержения в Дизайне Человека

Травма отвержения в Дизайне Человека

Генетическая травма 4 линии

Травма отвержения 4 линии

Даже если у вас другая линия, очень рекомендую ознакомиться с информацией по травме отвержения, да и по всем остальным тоже. Так или иначе мы все проживаем эти темы через свое окружение, в нашей жизни они могут проигрываться эпизодически или регулярно! Кроме того, эта информация даст вам больше понимания других. На шести травмах (они же таланты) и комбинациях их взаимодействия строятся любые близкие отношения.

Если у вас в бодиграфе Марс Дизайна активирован 4-й линией, вы родились с генетической травмой отвержения. Это означает, что в детстве вы, скорее всего, были «приемщиком» этой темы, проживая покинутость и отвержение через родителей. Не забывайте, травма уже отпечатана в вашей ДНК в момент рождения, но она ждет какого-то внешнего импульса, ищет «спусковой крючок», чтобы стать активной частью вашей жизни и вашей психики. Для этого самые любящие наши близкие проигрывают эту нелегкую роль для нас. Большинство также проживает опыт «разбитого сердца» в подростковом возрасте из-за неразделенной любви.

Затем, по мере того как мы растем, травма отвержения превращается в целый арсенал оружия и защитных сооружений внутри нас. Из страха быть отвергнутыми мы учимся защищать, «вооружать» свои сердца от этой глубоко сидящей внутри боли.

В итоге мы по жизни начинаем отвергать другого человека, опасаясь, что он бросит нас первым (опережающий удар). При этом отвержение – это не только разорванные отношения и разводы – отвержение может быть очень тонким! Нужна большая степень осознанности и честности, чтобы увидеть, как вы это делаете. Мы проявляем это через слова или язык тела, не успевая осознавать… Это всего лишь секунды, когда мы, защищаясь, демонстрируем другому свое непринятие. Иногда только по реакции человека мы успеваем понять, что уже оттолкнули его.

Исцеление: Нежность

Ваш величайший дар – это нежность. Нежностью, сначала к себе, потом к другим. Вы научитесь быть нежным к себе, когда испытываете боль и быть нежными к другим, когда они это испытывают. Таким образом, собственная нежность становится оружием в теме отвержения и больше нечего бояться.

Из собственного опыта скажу, что часть людей с этой травмой постоянно бросают других и в социуме проигрывают модель эдакого рокового сердцееда, отождествляясь с этой ролью, как более выгодной для своей самооценки.

ВСЁ отвержение происходит из-за недостатка любви к себе. Нам страшно, что нас могут обидеть, но в реальности никто другой не может быть ответственен за нашу открытость! Мы сами открываем/закрываем свои сердца.

Посмотрите внимательно на тень соответствующего Генного ключа в свете этого страха, страха отвержения. Тема тени здесь связана с вашим желанием или нежеланием посмотреть в лицо страху отверженности. С другой стороны, Дар и Сиддхи этого ключа помогут вам понять, какие именно качества вам необходимы, чтобы найти основание и обесточить этот глубокий страх.

4 линия часто носит свой страх в виде напряжения, распространяющегося в области груди. Многие совершенно забывают, как может ощущаться свобода от этого ощущения, даже не замечая его присутствия в теле… Когда ваше сердце смягчается, вы чувствуете безмерную радость и облегчение на уровне груди. Слово «смягчение» - ключевое для 4-й травмы. Вам нужно научиться быть мягким и нежным с самим собой, когда вам больно, и быть мягким и нежным по отношению к другим людям, когда они испытывают боль. Не забывайте, что травма отверженности универсальна! И носители ее могут запустить исцеление в наше коллективное поле. Чем большим мастерством умягчения сердца и сбрасывания жестких защит вы овладеете, тем легче станут ваши отношения. Больше вы не будете жертвой чьей-то необходимости отталкивать, и если кто-то даже поступает с вами жестоко, у вас будет своя собственная мгновенная реакция - через нежность и мягкость отпустить боль.

Мы можем отчетливо увидеть, как одна травма цепляет другую. Из страха отвержения мы начинаем Винить другого в Нелюбви, чувствовать свою Неценность, если нас бросили, проживать Разделенность и одиночество и т. д. По сути всегда самое главное - это увидеть, что другой человек так же, как и вы действует из травмы, его действия не направлены против вас личностно, он воюет с самим собой (так же как и вы)!

Не каждый готов воспринять эти знания, и нет смысла доносить это до каждого. Самое главное, что мы может сделать для мира - это позаботиться о Себе и очистить свое сердце от злобы и обид.

В Хологенетическом профиле Р.Радд дает важный ключ для внутренней работы – возвращаться в сложные моменты жизни и перепроживать их, наполняя принятием. Так мы исцеляем свою ауру и запускаем новые возможности в своей жизни.

Нам нужно учиться проживать свою жизнь не из травмы, не подыгрывая привычным паттернам защит. По началу это все равно, что учиться ходить заново, нужно время, чтобы навык стал частью нашей жизни, чтобы эмоции не выбивали нас из состояния осознанности.

Четвертая линия травмы - это естественный талант сердечности. Такие люди умеют ДАРить ощущение Сопричастности. Такое общение, где никто не покинут. Вы всегда чувствуете свою вовлеченность: где-то это похоже на принятие в семью, как будто вы по праву своего существования уже являетесь родной душой. Это действительно потрясающее ощущение душевного комфорта и тепла рядом с такими людьми.

На уровне социума данная травма преобразуется в Призвание. Тот момент, когда мы трансформировали эту тему в отношениях открывает нам возможность проявляться своими талантами в коллективном.

И вот они дары 4 линии:
Сердечные продажи (режиссер) − тот, кто говорит. Из-за страха отвержения им это может быть сложно, и именно это нужно преодолеть.

− Они пришли стать примером открытого общения, говорить от сердца.

− Могут быть тоже очень успешны в бизнесе. Режиссер фильма - близко работают с людьми, дипломатичность, фокус, дар убеждать. Берут контроль и всех ведут к общему идеалу, отсюда параллели с темами продаж.

− Сильная тема одиночества (для отдыха) и социальной деятельности для общего блага.

− Пришли влиять на человечество.

− Дар открывать сердца людей.

− Продажи, как предлог для раскрытия сердец.

− Дают другим почувствовать свою причастность.

Травма отвержения четвёртой линии карта Дизайн Человека

Рубрики

  • можно на этом сайте, самостоятельно, введя дату, время и место рождения в соответствующие поля. Нажать на кнопку «Рассчитать» и Вам откроется вся тайна Дизайна Человека; Все данные имеют очень большое значение; Разница в несколько минут может дать сильные расхождения по карте, а иногда и несколько часов не будет иметь значения; Желательно точно знать время и место своего рождения – это важно при составлении карты в Дизайне Человека. Расчет Дизайн Человека Дизайн Человека для каждого. Это Знание для любого человеческого существа, для любой формы жизни; Существует Дизайн млекопитающих, Дизайн растений, есть также Дизайн у насекомых, у всего есть свой Дизайн. И понимание фундаментальной природы всех вещей является величайшим освобождением, а также признанием принципов жизненной силы как таковой; Дизайн Человека - для каждого, Дизайн Человека необходим каждому, как умение считать. Любой ребенок независимо от того, к какой культуре он принадлежит, учится считать, потому что если мы не умеем считать, мы не можем оценивать и не можем жить в этой окружающей нас иллюзии - Майе; Дизайн Человека является базовым образованием, которое необходимо каждому человеку, чтобы понять, как он действует в Майе. Онлайн расчет Дизайн Человека">Выбираем Дизайн Человека
  • Дизайн Человека 1 линия - основание, фундамент дома, пол первого этажа, основа, база, сущность, исследование, самопоглощенность, страх, неуверенность, эмпатия; 2 линия - комната на 1-м этаже, проецирование вовне сути гексаграммы, темы отшельничества, таланта, некоторой закрытости, естественности; 3 линия - лестница, ведущая с 1-го этажа на 2-й, потолок 1-й комнаты, темы проб и ошибок, адаптации, установленных и разорванных связей, мученичества, анархизма, открытости. 4 линия - пол второго этажа, более высокая октава 1-й линии, ян, темы фиксированности, оппортунизма, дружелюбности, сетей, дружбы, усталости; 5 линия - комната на 2-м этаже, инь, (ЗРЕЛОСТЬ гексаграммы, на этой линии она по сути завершается , сооблазнитель/соблажненный, спаситель, супер мужчина и суперженщина, паранойя, репутация, сожжение на костре, универсализация. 5 линии любой гексаграммы выражают всю гексаграмму во всей ее зрелости. Это по сути завершение гексаграммы, финальное качество. В 5-й линии воплощаются чаяния, надежды и ожидания других относительно качества гексаграммы; 6-я линия - которая представляет собой переход к 1-й лини следующей гексаграммы, это крыша дома, ян, мудрость, отстраненность, оптимизм, поиск идеала и совершенства, ролевая модель, бытие собой. }
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека