Типология повестей Н.М.Карамзина. Историческая повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода»


Николай Михайлович Карамзин

Марфа-посадница, или Покорение Новагорода

(Историческая повесть)

Вот один из самых важнейших случаев российской истории! - говорит издатель сей повести. - Мудрый Иоанн должен был для славы и силы отечества присоединить область Новогородскую к своей Державе: хвала ему! Однако ж сопротивление новогородцев не есть бунт каких-нибудь якобинцев: они сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом, утвердителем их вольности. Они поступили только безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление обратится в гибель Новугороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы.

В наших летописях мало подробностей сего великого происшествия, но случай доставил мне в руки старинный манускрипт, который сообщаю здесь любителям истории и сказок, исправив только слог его, темный и невразумительный. Думаю, что это писано одним из знатных новогородцев, переселенных великим князем Иоанном Васильевичем в другие города. Все главные происшествия согласны с историею. И летописи и старинные песни отдают справедливость великому уму Марфы Борецкой, сей чудной женщины, которая умела овладеть народом и хотела (весьма некстати!) быть Катоном своей республики.

Кажется, что старинный автор сей повести даже и в душе своей не винил Иоанна. Это делает честь его справедливости, хотя при описании некоторых случаев кровь новогородская явно играет в нем. Тайное побуждение, данное им фанатизму Марфы, доказывает, что он видел в ней только страстную, пылкую, умную, а не великую и не добродетельную женщину.

Книга первая

Раздался звук вечевого колокола, и вздрогнули сердца в Новегороде. Отцы семейств вырываются из объятий супруг и детей, чтобы спешить, куда зовет их отечество.

Недоумение, любопытство, страх и надежда влекут граждан шумными толпами на великую площадь. Все спрашивают; никто не ответствует… Там, против древнего дому Ярославова, уже собралися посадники с золотыми на груди медалями, тысячские с высокими жезлами, бояре, люди житые с знаменами и старосты всех пяти концов новогородских [Так назывались части города: Конец, Нероеский, Гончарский, Славянский, Загородский и Плотнинский. (Примеч. автора.)] с серебряными секирами. Но еще не видно никого на месте лобном, или Вадимовом (где возвышался мраморный образ сего витязя). Народ криком своим заглушает звон колокола и требует открытия веча, Иосиф Делинский, именитый гражданин, бывший семь раз степенным посадником - и всякий раз с новыми услугами отечеству, с новою честию для своего имени, - всходит на железные ступени, открывает седую, почтенную свою голову, смиренно кланяется народу и говорит ему, что князь московский прислал в Великий Новгород своего боярина, который желает всенародно объявить его требования… Посадник сходит - и боярин Иоаннов является на Вадимовом месте, с видом гордым, препоясанный мечом и в латах. То был воевода, князь Холмский, муж благоразумный и твердый - правая рука Иоаннова Е предприятиях воинских, око его в делах государственных - храбрый в битвах, велеречивый в совете. Все безмолвствуют, боярин хочет говорить… Но юные надменные новогородцы восклицают: "Смирись пред великим народом!" Он медлит - тысячи голосов повторяют: "Смирись пред великим народом!" Боярин снимает шлем с головы своей - и шум умолкает.

"Граждане новогородские! - вещает он. - Князь Московский и всея России говорит с вами - внимайте!

Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной. Ваши предки хотели править сами собой и были жертвою лютых соседов или еще лютейших внутренних междоусобий. Старец добродетельный, стоя на Праге вечности, заклинал их избрать владетеля. Они поверили ему, ибо человек при дверях гроба может говорить только истину.

Граждане новогородские! В стенах ваших родилось, утвердилось, прославилось самодержавие земли русской. Здесь великодушный Рюрик творил суд и правду; на сем месте древние новогородцы лобызали ноги своего отца и князя, который примирил внутренние раздоры, успокоил и возвеличил город их. На сем месте они проклинали гибельную вольность и благословляли спасительную власть единого. Прежде ужасные только для самих себя и несчастные в глазах соседов, новогородцы под державною рукою варяжского героя сделались ужасом и завистию других народов; и когда Олег храбрый двинулся с воинством к пределам юга, все племена славянские покорялись ему с радостию, и предки ваши, товарищи его славы, едва верили своему величию.

Олег, следуя за течением Днепра, возлюбил красные берега его и в благословенной стране Киевской основал столицу своего обширного государства; но Великий Новгород был всегда десницею князей великих, когда они славили делами имя русское. Олег под щитом новогородцев прибил щит свой к вратам цареградским. Святослав с дружиною новогородскою рассеял, как прах, воинство Цимисхия, и внук Ольгин вашими предками был прозван Владетелем мира.

Граждане новогородские! Не только воинскою славою обязаны вы государям русским: если глаза мои, обращаясь на все концы вашего града, видят повсюду златые кресты великолепных храмов святой веры, если шум Волхова напоминает вам тот великий день, в который знаки идолослужения погибли с шумом в быстрых волнах его, то вспомните, что Владимир соорудил здесь первый храм истинному богу, Владимир низверг Перуна в пучину Волхова!.. Если жизнь и собственность священны в Новегороде, то скажите, чья рука оградила их безопасностию?.. Здесь (указывая на дом Ярослава) - здесь жил мудрый законодатель, благотворитель ваших предков, князь великодушный, друг их, которого называли они вторым Рюриком!.. Потомство неблагодарное! Внимай справедливым укоризнам!

Новогородцы, быв всегда старшими сынами России, вдруг отделились от братии своих; быв верными подданными князей, ныне смеются над их властию… и в какие времена? О стыд имени русского! Родство и дружба познаются в напастях, любовь к отечеству также… Бог в неисповедимом совете своем положил наказать землю русскую. Явились варвары бесчисленные, пришельцы от стран никому не известных [Так думали в России о татарах (Примеч. автора..)], подобно сим тучам насекомых, которые небо во гневе своем гонит бурею на жатву грешника. Храбрые славяне, изумленные их явлением, сражаются и гибнут, земля русская обагряется кровью русских, города и села пылают, гремят цепи на девах и старцах… Что ж делают новогородцы? Спешат ли на помощь к братьям свои… Нет! Пользуясь своим удалением от мест кровопролития, пользуясь общим бедствием князей, отнимают у них власть законную, держат их в стенах своих, как в темнице, изгоняют, призывают других и снова изгоняют, Государи новогородские, потомки Рюрика и Ярослава, должны были слушаться посадников и трепетать вечевого колокола, как трубы суда Страшного! Наконец никто уже не хотел быть князем вашим, рабом мятежного веча… Наконец русские и новогородцы не узнают друг друга!

Отчего же такая перемена в сердцах ваших? Как древнее племя славянское могло забыть кровь свою?.. Корыстолюбие, корыстолюбие ослепило вас! Русские гибнут, новогородцы богатеют. В Москву, в Киев, в Владимир привозят трупы христианских витязей, убиенных неверными, и народ, осыпав пеплом главу свою, с воплем встречает их; в Новгород привозят товары чужеземные, и народ с радостными восклицаниями приветствует гостей [То есть купцов. (Примеч. автора.)] иностранных! Русские считают язвы свои, новогородцы считают златые монеты. Русские в узах, новогородцы славят вольность свою!

Вольность!.. Но вы также рабствуете. Народ! Я говорю с тобою. Бояре честолюбивые, уничтожив власть государей, сами овладели ею. Вы повинуетесь - ибо народ всегда повиноваться должен, - но только не священной крови Рюрика, а купцам богатым. О стыд! Потомки славян ценят златом права властителей! Роды княжеские, издревле имениты, возвысились делами храбрости и славы; ваши посадники, тысячские, люди житые обязаны своим достоинством благоприятному ветру и хитростям корыстолюбия. Привыкшие к выгодам торговли, торгуют и благом народа; кто им обещает злато, тому они вас обещают. Так, известны князю Московскому их дружественные, тайные связи с Литвою и Казимиром. Скоро, скоро вы соберетесь на звук вечевого колокола, и надменный поляк скажет вам на лобном месте: "Вы - рабы мои!" Но бог и великий Иоанн еще о вас пекутся.

Это были сложные и тяжелые времена для Руси, которая изо всех сил боролась с нашествием монголо-татарского ига. Именно об этом периоде и расскажет составленное для данного произведения краткое содержание. «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» - историческая повесть, которая описывает, как много проливалось невинной человеческой крови по всей русской земле. Чтобы предотвратить это, Великий Московский князь Иоанн III стал объединять русские княжества и собирать под свои знамена всех, кто уже не мог терпеть жестокого гнета Золотой Орды. Однако подчиниться ему отказалось гордое Новгородское государство, заявившее о своей независимости.

Дальше более подробно это опишет краткое содержание. «Марфа-посадница» в своем сюжете содержит интересные факты о том, что в свое время новгородцы сражались за свои древние уставы и права, которые отчасти давали им великие князья. Например, именно князь Ярослав был утвердителем их вольности.

Карамзин: «Марфа-посадница», краткое содержание сюжета

Новгородцы предвидели, что такое противостояние принесет им много горя, но не могли поступиться своею гордынею. И вот вечевой городской колокол созывает всех горожан немедленно собраться на Великой площади.

Народ со всех концов устремился туда, встревоженный гул его заглушал колокольный звон. Люди собрались и стали требовать начать вече.

Напротив белокаменного дома Ярославова собрались посадники с медалями на груди, бояре со знаменами, старосты с серебряными секирами и много другого народа.

Вдруг на лобном, или, иначе, на Вадимовом, месте, где возвышался мраморный образ витязя Вадима, появился посланец - доверенный царя Иоанна князь.

Посол

Это был князь Холмский, который должен был объявить новгородским жителям о том, что они должны мирно подчиниться требованиям Великого Московского князя и не доводить конфликт до кровопролития. Он говорил им, что только дикий народ любит независимость, а мудрый - порядок, которого без самодержавия в государстве добиться невозможно.

Он продолжал, что в стенах Новгорода родилось и утвердилось самодержавие русской земли. Великодушный Рюрик здесь начал творить суд и правду, благодаря этому варяжскому герою, новгородцев стали бояться другие народы.

Речь посла была очень пылкой и яростной, он взывал людей к совести и упрекал их в том, что они бросили русских братьев на растерзание Орде, а сами в это время благоденствуют и утопают в роскоши. Москва, Киев, Владимир проливают кровь своих защитников. Русские, вооружившись мечом, встречают чужеземцев, а корыстолюбивые же новгородцы принимают их в свои объятья, позарившись на их изысканные товары, золото и серебро.

Очень сильно действуют на народ своими выступлениями главные герои произведения «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». Краткое содержание дальше продолжается тем, что князь Иоанн узнал и о тайном сговоре новгородских правителей с вражеским княжеством Литовским и Польским и предупредил, что поработят эти чужеземцы их, потому что так всегда бывает с теми, кто безрассудно требует независимости от родных братьев. Он считает, что больше нельзя допускать раздробленности государства Русского, ведь все беды его отсюда исходят. Закончив свою речь, Холмский сошел с лобного и потребовал ответа, чтобы люди скорее выбрали между миром или войной.

Речь Марфы

Дальше еще интереснее закручивает свой сюжет краткое содержание. Марфа-посадница под восклицающие звуки тихо и величаво вошла на железные ступени На ее лице читались скорбь и величие. Она спокойно начала свою вдохновенную речь и сказала, что по праву может быть защитницей вольности, так как именно ее отец и супруг положили голову, сражаясь за этот славный город.

Народ слушал ее, затаив дыхание. А она продолжала свое выступление тем, что не стоит ее народ упрекать в том, что он не участвовал в и сам отбился от монголо-татарских завоевателей, когда свирепый Батый хотел растерзать их город. Она поминала и отцов, которые знали, что умрут в сражениях, но не станут рабами, и без робости точили свои мечи. Теперь процветает, и многие чужеземные купцы, приезжая к себе домой, рассказывают, что подобного по красоте города не видели больше нигде. И неудивительно, что теперь Иоанн, видя все величие и красоту Новгорода, хочет править им.

И вот до предела накаляет сюжет даже краткое содержание. Марфа-посадница дальше говорит, что Небеса правосудны, и если корыстолюбие движет ими, а не добродетели и слава, то скоро ударит их вольницы последний час, а при потере свободы иссохнет и источник благосостояния, слава города померкнет, и он превратится в печальные развалины. Народ затрепетал в негодовании и закричал: «Война Иоанну! Мы умрем за наше Отечество и свободу!»

Посол московский хотел еще что-то сказать, но напрасно - толпа не хотела слушать и чуть не разорвала его. Тогда он с огромной душевной скорбью произнес свои последние решающие слова: «Да будет война!» - и быстро удалился из города со своею дружиною.

Война

Необыкновенно интересно описывает подготовку к войне повесть «Марфа-посадница», краткое содержание сюжета дальше рассказывает, что, когда загремел в набат колокол, народ стал готовиться принять последнее сражение. А Марфа сразу поспешила к благочестивому праведнику старцу Феодосию, который после 70 лет службы своему отечеству удалился от суетного мира в Именно он сообщил ей про скорую беду, но Марфа была непреклонна. Она привела с собой молодого отрока Мирослава и хотела получить от старца благословение на брань. После этого Марфа торопилась его женить на своей дочери Ксении. Перед сражением они сыграли свадьбу, и сам епископ венчал молодых в Софийском соборе. Так Мирослав стал вождем новгородских витязей.

Марфа надеялась, что Псков не останется в стороне, станет им союзником и даст свое войско, однако те отказались поддержать мятеж новгородцев. Вскоре пришло известие, что Иоанн с лучшим войском выдвинулся к великому граду. Полки Мирослава выдвинулись им навстречу.

Ожидание

Грозная тишина поселилась в городе в ожидании, только храмы не затворили свои двери, оставшийся народ встал на колени, звучало молебное чтение. Долго не было известий. В день решительной битвы Марфа с высокого лобного места увидела облако пыли. Закрыв глаза, она произнесла: «Мирослав погиб, Иоанн стал победителем!»

На колеснице в город привозят тело Мирослава, раненые воины рассказывают о страшных сражениях. Русские были против русских, воины обеих сторон хотели доказать, что они славяне. Взаимная их злоба и есть самое ужасное! Двое сыновей Марфы тоже погибли.

Но битва продолжалась, Иоанн в прямом столкновении не смог одолеть витязей новгородских, тогда он пошел на длительную осаду. Город начинал голодать, защитники вольности стали гибнуть.

Старец Феодосий, покинув свой затвор, пришел в город и опять стал посадником, однако после победы сам же вручил ключи от города царю Иоанну и попросил у него пощады для народа, взамен пообещав, что эти люди будут служить ему верой и правдой.

Помилование

Князь Московский решает помиловать новгородцев, но на этом не заканчивается краткое содержание. Марфа-посадница и ее дочь Ксения все же не минуют своего страшного наказания. Для них в скором времени выстраивают эшафот, на который Марфа гордо всходит и объявляет народу, что умирает гражданкою новгородскою, в то время как они стали поданными Иоанна.

В это же время с древней башни снимают колокол и отвозят его в Москву.

По-своему уникально произведение «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». Краткое содержание, к большому сожалению, не может передать тот яркий древний слог и необыкновенный колорит, поэтому лучше прочитать это произведение полностью.

1. Биографии даже самых знаменитых людей до начала 19 века страдают как нехваткой информации, так и простыми неточностями. Недаром П.А. Вяземский после смерти Карамзина умоляет его друга И.И. Дмитриева, чтобы тот как можно больше вспомнил: "Если этого не сделать, то жизнь Карамзина пропадет без следов". Характерно, что сам величайший российский историк до старости лет не знал точно года своего рождения. Благодаря архивам, он убедился, что его биография начинается не в 1765,как он полагал, а 1 декабря 1766 года, в Симбирской провинции (ныне Оренбургской области), деревне Карамзинки.

Карамзины ведут свой род от дворянина при Иване Грозном Семена Карамзина, чьи трое сыновей начали владеть землями на Волге. Отец Николая Михайловича - отставной капитан Михаил Егорович, после ранней смерти матери будущего писателя женился на тетке Ивана Ивановича Дмитриева, и две будущие знаменитости подружились.

С 14 до 15 лет учился в Москве в частном пансионе профессора Шадена, параллельно посещая лекции в Московском университете. Друг детства Дмитриев был свидетелем литературного дебюта Карамзина: "Разговор австрийской Марии-Терезии с нашей императрицей Елисаветой, переложенный им с немецкого языка".

С раннего возраста Карамзин проявил себя человеком глубоко любознательным. Помимо основной программы, он с интересом изучал языки: французский, немецкий, церковнославянский, а в более зрелые годы еще и латинский, греческий, итальянский, польский; интересовался литературой, увлекался Шекспиром.

Несмотря на то, что, по описанию Дмитриева, "это был уже. . . благочестивый ученик мудрости, с пламенным рвением к усовершенствованию в себе человека!" - Карамзин оставался энергичным веселым юношей, и к друзьям доходили слухи, будто он "прыгает серною с кирасирскими офицерами" (позже Карамзин стал одним из старшин московского танцкласса). Оплата за литературный труд была грошовой, и "в молодости. . . прибегал он, как к пособию, к карточной коммерческой игре". Иван Петрович Тургенев, директор Московского университета, заметил талантливого юношу и "отговорил от рассеянной светской жизни и карт".

По выходе в отставку поручиком Петербургского Преображенского полка (1781-1783 гг) в 17 лет Карамзин, по собственному свидетельству, мечтал отправиться в действующую армию, но у него не нашлось денег для взятки. Жизнь пошла в другом направлении. В 1783 году Карамзин издал свой первый печатный труд - перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога".

Буквально за год Карамзин становится литератором, переводчиком, членом литературно-философского Дружеского общества - одного из ответвлений масонской ложи под руководством Николая Ивановича Новикова. Первым опубликованным произведением собственного сочинения стала повесть "Евгений и Юлия" 1789 года.

С мая 1789 года по июль 1790 года Карамзин путешествовал по Европе. Путешествие легло в основу труда "Письма русского путешественника", первую часть которых Карамзин опубликовал в изданном им по возвращении в Россию "Московском журнале". Карамзин одним из первых заявил, что Россия идет той же дорогой просвещения, что и другие народы Европы.

В 1793-1795 Карамзин много времени проводит в деревне, где, несмотря на начавшее слабеть зрение и опасность слепоты, готовит два сборника под названием "Аглая", изданные осенью 1793 и 1794 годов. В 1795 возвращается в Москву как журналист: ведет раздел "Смесь" в "Московских ведомостях", публикует статьи о русской литературе и истории за границей в журнале "Spectateur du Nord".

Постепенный рост журналистского и издательского мастерства привел к созданию в 1802 году журнала "Вестник Европы", ставшего первым образцом русского "толстого журнала". Здесь впервые печатается историческая повесть Карамзина "Марфа Посадница, или Покорение Новгорода". Это было первой серьезной заявкой журналиста на профессиональное описание исторических событий. К сотрудничеству Карамзин привлекает авторов, печатавшихся в его прежних журналах, а также В.А. Жуковского.

  • 31 октября 1803 года был подписан указ о назначении Карамзина на должность историографа, он работает главным образом над "Историей государства Российского". Отечественная война 1812 года прервала работу писателя. При приближении французской армии к Москве Карамзин отдал "лучший и полный" экземпляр отправлявшейся в Ярославль жене, а сам готовился сражаться в ополчении. Последние 10 лет жизни Карамзин проводит в Петербурге и становится просвещенным советником императора Александра I, Карамзин умер незадолго до осуждения декабристов и казни над ними, от воспаления легких 22 мая (3 июня) 1826. Памятник Карамзину стоит в Александро-Невской лавре. На родине, в Симбирске, ему возвели памятник в 1845-м.
  • 2. Интерес Карамзина к истории проявился и в написании исторических повестей - "Марфа Посадница", "Наталья - боярская дочь". В 1800 году он признавался, что “По уши влез в русскую историю; сплю и вижу Никона с Нестором”.

Исторический роман - парадоксальная форма литературы. История, по известному высказыванию, не знает сослагательного наклонения. Сюжет романа - заведомый вымысел, допущение, предположение. Вместе с тем сама природа события как существенного, значимого, из ряда вон выходящего роднит исторический и художественный факты, противопоставляя их обыденности. Именно переломное, осевое время является плодотворным и для развития человечества в рамках самой истории, и для осмысления происходящего в формах исторического романа.

Эпохи сложения единой нации и строительства единого государства, как правило, гармоничны в своих результатах. Но в истоках своих - это смутные времена, связанные с болезненным отказом от всего косного в этническом опыте, с поиском новых путей для исторического творчества нации. "Марфа Посадница" (1803) осмысляет именно такие поворотные моменты в социально-историческом развитии России.

Тема повести Н.М. Карамзина - подъём национальной государственности после татаро-монгольского ига. Перед русской нацией XV века встал вопрос о выборе столбовой дороги исторического развития: развивать ли свои самобытные, национально и религиозно специфичные традиции или обратиться к перспективам западноевропейского пути. Условно первый из этих путей можно назвать московским, а второй - новгородским.

Новгородская модель исторического развития уходит корнями в первовремя русской государственности. Её двойственность ярко воплощают фигуры Рюрика и Вадима: призванному извне варяжскому князю противостоит сын исконной демократии - воли-вольности народной. По мысли В.Н. Топорова, именно такое соотношение власти и воли несло в себе зёрна будущей русской цивилизации: "в Новгороде закладывались отдалённые подступы к тому, что получило развёрнутое продолжение в историческом творчестве Петра I".

Вместе с тем вольность новгородская была чревата предпочтением региональных (Запад, Литва) и профессиональных (торговля) интересов в ущерб общерусским. Московское княжество строилось на принципе власти единодержавной в интересах единства национального. Выбор этого пути определялся печальным опытом предшествующей раздробленности, в свете которого иную цену получал и опыт новгородской демократии: "Привыкшие к выгодам торговли торгуют и благом народа".

Если в плане социально-политическом выбор между московским и новгородским путями развития был возможен и необходим, то с точки зрения духовной двух правд быть не могло: одна правда и одна кривда. Обе стороны исторического противостояния отчётливо понимали, что гораздо важнее того, что они думают о судьбе России, то, что Бог мыслит о ней в вечности.

Новгородская повесть о событиях 1478 года подчёркивает атмосферу лжи, раздоров, царившую в городе: “И бысть в Новегороде молва велика, и мятеж мног, и многа лжа неприазненна. И разделишася людие: инеи хотяху за князя, а инии за короля за литовьского. . . И бысть на лутьшии люди молва, яко те приведоша великого князя на Новгород, а то Богъ сердце-ведець и суди им, зачинающим рать и обидящим нас”.

Ещё жёстче оценки Московской повести о походе Ивана III на Новгород: “Аще бо християне нарицахуся, а дела их бяху горее неверных. . . въ крещении быша за великими князи православными, ныне же на последнее время, за двадцать лет до скончания седмыя тысящи, въсхотеша отступити за латинского короля”.

Противостояние Москвы и Новгорода в XV столетии, включали в себя не только вопрос о территориальном единстве государства, но и вопрос о духовном и культурном центре нации. Выбор той или иной этнической перспективы означал кардинальный поворот в историческом развитии.

Поход московского князя Ивана III на Новгород в 1478году пришёлся на осевой рубеж русской культуры.В.Н. Топоров в своей книге "Святость и святые Древней Руси" особо подчёркивает тот факт, что в русло исторических преобразований включаются все политические, социальные и духовные силы того времени: ". . . происходит медленное, а потом всё более набирающее силу нарастание исторического творчества на Руси - и в народе, и в Церкви, и в государственной власти. На одном полюсе (народ) задача решается незаметно, как бы исподволь, если угодно, эгоистически и приземлённо. На другом полюсе (власть) всё делается обнажённо, нередко грубо, жестоко, не по-христиански. Церковь старается (и это ей не всегда удаётся) избежать крайностей".

Этот краткий историографический очерк не только проясняет событийный контекст "Марфы Посадницы", но и поможет нам выявить особенности художественного воплощения обсуждаемых событийных, идеологических и духовных коллизий в жанре исторического романа.

Ещё ярче видна связь родного дома с историей в “Марфе Посаднице”. Дом Марфы Борецкой прямо ассоциирован со всем Новгородом, а посадница сама пророчествует о судьбе родины: "Народ великодушный! Когда в глубокую ночь погаснет лампада в моём высоком тереме и не будет уже для тебя знаком, что Марфа при свете её мыслит о благе Новагорода, тогда скажи: Всё погибло!"

В "Марфе Посаднице" семейное и общественное начала синтезируются в образе свадебного пира: "На другой день Новгород представил вместе и грозную деятельность воинского стана, и великолепие народного пиршества, данного Марфою в знак её семейственной радости". В шуме родового пира контрапунктом к теме единства возникает тема новгородского своеволия и грядущего опустошения дома.

3. Повесть "Марфа Посадница", написанную в 1803году, можно рассматривать как первый этап в осмыслении Н.М. Карамзиным исторического конфликта Москвы и Новгорода. Эта тема органически войдёт в замысел "Истории государства Российского", целью которой станет "показать, как Россия, пройдя через века раздробленности и бедствий, единством и силой вознеслась к славе и могуществу". Примечательно, что именно к лету 1812года "История. . ." дошла до царствования Ивана III и его новгородских походов. Образ Ивана III в повести Н.М. Карамзина - скорее символ московской власти и московского пути развития Руси. Историческая повесть "Марфа Посадница, или Покорение Новагорода", рассказывает о великой драме смиряемого русским самодержавием города, о вольности и непокорстве, о сильной и властной женщине, величие которой проявилось в самые тяжкие дни ее жизни. В этой вещи творческая манера Карамзина достигла классической зрелости. Слог "Марфы" ясный, сдержанный, строгий. Здесь нет даже следа слезливости и умиления "Бедной Лизы". Речи героев полны достоинства и простоты, каждое слово их весомо и значимо. Важно подчеркнуть также, что русская история была здесь уже не просто фоном, как в "Наталье", - она сама явилась объектом осмысления и изображения.

Исторические взгляды Карамзина вытекали из рационалистического представления о ходе общественного развития: история человечества есть история всемирного прогресса, основу которого составляет борьба разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории, по Карамзину, играют великие люди. Все усилия Карамзин употреблял на раскрытие идейных и моральных мотивировок действий исторических личностей. В повести Карамзина с самого начала заявлено моральное и этическое равновесие борющихся сторон: Москвы и Новгорода, приверженцев централизованной власти и региональной вольности, Ивана III и Марфы Борецкой. Каждый из борющихся по-своему прав. Повествователь с замечательной объективностью возвышается над ограниченностью обоих лагерей, что уже не раз отмечалось исследователями. Объективность Карамзина связана с установкой на национально-значительное, хотя оно понимается еще в рационалистическом духе как обобщенно-всечеловеческое. Дескать, мы не хуже других, и у нас были достойные внимания столкновения партий, борьба высоких принципов и идей - как и в Западной Европе. Западноевропейский, а точнее, античный колорит "новгородской повести" отмечен еще Скабичевским, автором очерка "Наш исторический роман в его прошлом и настоящем": "Перед нами словно будто не Новгород, а какая-то древняя республика, и, читая цицероновское красноречие московского боярина князя Холмского и затем Марфы, вы совершенно забываете, что такие великолепные речи говорились на новгородском вече, а не в Капитолии". Но "в общем взгляде на изображаемое историческое событие", добавляет критик, Карамзин "старается сохранить полное беспристрастие".

4. Из всех повестей Карамзина наиболее значительна овеянная романтической атмосферой таинственности и недосказанности повесть "Марфа-Посадница, или Покорение Новгорода". Написанная на тему борьбы вольнолюбивых новгородцев с самовластием, она вызывала самое подозрительное внимание реакционных мракобесов. На самом деле ничего революционного в ней нет. Но образ "гражданки новагородской" Марфы, защитницы вольности, с большой силой созданный Карамзиным, был первым ярким героическим женским образом в нашей литературе. Образ Марфы поэтически притягателен, но время ее "мечтательности" прошло. Память о знаменитой новгородской мятежнице так вытравлялась из памяти потомков, что даже "слабых следов бытия" (слова Марфы в повести) до наших дней не уцелело. Вот уже полтысячи лет историки стремятся доказать, что Иван III был прав, присоединяя Новгород к Москве, и, следовательно, Марфа Борецкая была неправа, а потому мы должны осудить её. Однако пришло время нам быть свободнее в своих оценках и взглядах и, не подвергая сомнению необходимость объединительной политики Ивана III, воздать должное характеру и самобытной личности Марфы Борецкой, стремившейся отстоять независимость Новгородской республики. Нет сомнения, что это была женщина героическая. Это и показал Николай Михайлович Карамзин. Подлинных фактов биографии Марфы известно немного. Долгое время Марфа была всего лишь верной, заботливой женой посадника Исаака Борецкого. Отправляясь в поход во главе войска, оборонявшего границы княжества, он взял клятву с жены, что в случае его гибели она заменит мужа в Совете старейшин. Понимая всю слабость и беззащитность города перед полчищами Московского князя, Марфа обращается за помощью в Псков. Однако псковичи только пожелали ей удачи. В 1471 году Марфа выступает на Вече против захватнической политики Ивана III. Решено обратится за помощью в Литву. Но народ заколебался: одни взяли сторону Борецкой, другие уговаривали не изменять православию и не поддаваться Казимиру. Проиграв первую битву, Марфа предложила Новгороду и Москве пойти на компромисс. Новгород предложил Москве выкуп, но князь ответил: "Покорность без условий или гибель мятежникам!" Князь осадил Новгород в последний раз в декабре 1477 и одержал победу. Новгородское Вече перестало существовать.2 февраля 1478 года по распоряжению Ивана III из Новгорода была увезена вместе с внуком взятая под стражу Марфа Борецкая. "Никто не смел за них вступиться", - пишет Н.М. Карамзин. Ни одного слова не позволили себе, чтобы выразить сочувствие Марфе-Посаднице.

Данные о дальнейшей судьбе Марфы Борецкой противоречивы, место и время её смерти неизвестны. Существует версия, что Марфу Борецкую по приказу Ивана III в кандалах повезли в Москву. По пути она погибла при невыясненных обстоятельствах. В другой версии говорится, что из Москвы Марфа Борецкая была отвезена в Нижний Новгород, при пострижении в монахини наименована Марией и заключена в тамошней девичий монастырь.

Но полностью раскрыть образ Марфы Борецкой, используя только немногочисленные исторические факты, Н.М. Карамзин, по всей видимости, не смог. Именно поэтому он взялся за написание исторической повести, посвященной образу Марфы-посадницы.

Что же происходило с душой Марфы, с её чувствами? Как менялась мораль, нравственность Марфы, обладающей властью? Меня волновало изменение её души. Что толкнуло Марфу на такой поступок? Как смогла женщина встать во главе Новгорода? Н.М. Карамзин попытался объяснить это словами самой Марфы, когда она рассказывает Ксении и Мирославу о своей молодости. Она как будто понимает, что и нас, живущих спустя много лет, будет волновать, как "некогда робкая, боязливая, уединенная, с смелою твердостию председает теперь в совете старейшин, является на лобном месте среди народа многочисленного, велит умолкнуть тысячам, говорит на вече, волнует народ, требует войны и кровопролития"? Кажется, что и сама Марфа не раз задавала себе эти вопросы: "Что ж действует в душе моей? Что переменило ее столь чудесно? Какая сила дает мне власть над умами сограждан?" Мне кажется, что Н.М. Карамзин долго искал ответы на поставленные вопросы. И устами Марфы он пытается объяснить это одним словом: "Любовь!. .". Марфа поклялась мужу заменить его в народных советах, быть "вечным врагом неприятелей свободы новгородской". Марфа понимает, что "гордость, славолюбие, героическая добродетель есть свойство великого мужа", но она уверена в том, что "жена слабая бывает сильна одною любовию, но, чувствуя в сердце ее небесное вдохновение, она может превзойти великодушием самых великих мужей и сказать року: "Не страшусь тебя!"

Женщина у власти. Эта проблема никогда не будет не актуальна. Марфа-Посадница была чрезвычайная, редкая женщина, которая сумела присвоить себе власть над гражданами в такой республике, где женщин только любили, а не слушались.

5. Новатор во всем, что касалось литературы и языка, Карамзин был глубоким реакционером в политических вопросах. Таким образом, изображение социальных процессов в историческом романе XIX века включает помимо масштабных антитез (Москва/Новгород) оппозиции личных выборов и перспектив. Ключевыми персонажами повествований оказываются обыкновенный человек, правитель и юродивый. В их лице факторами исторического процесса выступают человеческая личность, социальная власть и Бог. Роман совмещает тем самым жанры истории личной и национальной, художественной и реальной, политической и духовной. Здесь закладывается фундамент и намечается отчётливая перспектива нового восприятия истории в культуре XX столетия: история мыслится не только как объективная цепь причин и следствий, но и как субъектно-зависимый, непредсказуемый в своих значениях и последствиях диалог человека с миром.

Карамзин провел реформу русского литературного языка, освободив его от славянизмов и длинных периодов латинско-немецкой конструкции, приблизил его к разговорному и оживил большим количеством новых слов и выражений, отчасти созданных им самим, отчасти перенесенных им из старинных литературных памятников, изучаемых им в качестве историка. Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества - со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX века, но и века двадцатого.

Как журналист он показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России.

Как реформатор языка он определил основную линию его развития, потребовав писать, как говорят и говорить, как пишут.

Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя (по словам Белинского, он сумел "заохотить русскую публику к чтению русских книг"), ввел книгу в домашнее образование детей.

Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века.

Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.

Кроме того, Карамзин сумел объединить вокруг себя целое поколение родственных себе по духу литераторов, оказав большое влияние на русскую литературу 1790-1800 гг.

По словам Белинского, с Карамзина началась новая эпоха русской литературы. Карамзин дал толчок к разделению на определенные группировки и партии в тогдашней русской литературе, вследствие чего было поколеблено поклонение "незыблемым" правилам художественного творчества. С 1790-х гг. литература начала делаться повседневным общественным занятием, "титулы стали отделяться от таланта", и сам Карамзин служил примером литератора-профессионала. Писатели сделались "двигателями, руководителями и образователями общества", обнаружились попытки "создать язык и литературу". "Карамзин ввел русскую литературу в сферу новых идей, - и преобразование языка было уже необходимым следствием этого дела". Карамзин развил вкус изящного, ввел в практику русской критики оценку явлений с точки зрения эстетики и науки. Карамзин "был первым критиком и, следовательно, основателем критики в русской литературе…".

Несмотря на то, что Карамзин-критик был вдохновителем сентименталистского направления, он выдвигал и такие эстетические идеи, которые были шире его писательской практики, опережали свое время и служили будущему развитию русской литературы. Он сам осознавал, что его собственная деятельность является звеном в исторической цепи преемственных явлений.

Список литературы

  • 1. Карамзин Н.М. История государства Российского - Лениздат 2007
  • 2. Конунова Ф.З. Эволюция сентиментализма Карамзина. - Томск, 1967
  • 3. Коростелева В. Уроки Карамзина: К 225_летию со дня рождения // Сельская жизнь. -1991. - дек.
  • 4. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1991
  • 5. Макогоненко Г.П. Русская литература XIХ века. - "Просвещение" Ленинград 1970
  • 6. Штранге М.М. Русское общество и Французская революция 1789-1794 гг. - М., 1956
  • 7. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http: // www. krugosvet. ru/

Тема. Н. М. Карамзин. «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»

Цель: 1. познакомить учащихся с исторической повестью Н. М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», помочь учащимся понять смысл повести и авторское отношение к героям и событиям; учить развернутым высказываниям с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки.

2 . формировать умение выразительно и внимательно читать художественное произведение, чтобы в каждом из них открывать для себя большой и прекрасный мир, созданный писателем; развивать навык исследования текста.

3. воспитывать интерес к творчеству Н. М. Карамзина, прививать чувство патриотизма на примере интереса к отечественной истории.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Переход к теме урок.

    Актуализация знаний учащихся. Работа по эпиграфу к уроку.

Хочу запечатлеть память русского геройства в несчастиях,

поскольку именно они более всего

открывают силу и характер людей и народов.

Н. М. Карамзин

Прочитайте выразительно высказывание Николая Михайловича Карамзина . Объясните, как вы понимаете его слова.

2. Вступительное слово учителя.

Русская литература по праву принадлежит к одной из наиболее исторических литератур мира. Это особенно характерно для «самого литературного столетия » в истории России - XIX века. Историческое прошлое стало тогда для русских писателей поистине неиссякаемым источником. Впервые в XIX веке русская история была глубоко осмыслена и, можно сказать, даже заново пережита. Одним из первых авторов интересных и значительных историко-художественных произведений был Н. М. Карамзин.

В 1802 году он основал журнал «Вестник Европы», в котором выразил свое отношение к проблеме крепостного права. В это же время он работает над написанием «Истории государства Российского». В 1803году им была написана историческая повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода», в ней воскрешаются события XV века.

3. Работа аналитического характера по исторической повести Н. М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». Беседа по вопросам.

Прочитав повесть, вы должны были обратить внимание на её композицию. Скажите, какие особенности в композиции повести вы заметили? (Повесть начинается с предисловия и состоит из трёх частей: «Книга первая», «Книга вторая, «Книга третья»)

Как вы думаете, почему автор начинает своё повествование с предисловия? Почему Карамзин избирает в качестве рассказчика старинного новгородского гражданина? (Карамзин в начале повести прибегает к «уловке», он якобы является лишь издателем найденного им манускрипта, автор, якобы даже и не винил Иоанна, уничтожившего свободу Новгорода, это делает честь его справедливости, хотя иногда кровь новгородская в нем играет)

Как вы думаете, совпадают ли взгляды автора манускрипта и взгляды Карамзина-писателя?

Скажите, какие события составляют основу повествования? (В Новгород приезжает посланник Иоанна III Холмский и выступает на Вече, он призывает к присоединению Великого Новгорода к Москве. Холмский требует от новгородцев подчиниться Иоанну во имя России. «Земля русская воскресает», она освобождается от ига татарского. Кончается гибельное для России разделение государства. Иоанн уже соединил все княжества под своей державой и признан «властителем земли русской, а потому Новгород должен отказаться от своей независимости и «возвратиться под сень отчий»)

Как ведут себя новгородцы при встрече с Холмским? (« Все безмолвствуют, боярин хочет говорить... Но юные надменные новогородцы восклицают: «Смирись пред великим народом!» Он медлит - тысячи голосов повторяют: «Смирись пред великим народом!» Боярин снимает шлем с головы своей - и шум умолкает »)

Как вы думаете, почему именно так встречают Холмского новгородцы? Охарактеризуйте их.

Кто встаёт на защиту интересов новгородцев? (Марфа защищает на Вече интересы новгородцев. «Россия бедствует, - говорит Марфа, - но в этом повинны князья, ввергнувшие в междоусобную войну, не сумевшие противостоять татарам, постоянно разорявшим народ». Она призывает новгородцев сохранить независимость. Она говорит: «Будь всегда достоин свободы и будешь всегда свободным! Небеса правосудны и ввергают в рабство одни порочные народы. Не страшись угроз Иоанновых, когда сердце твое пылает любовью к отечеству и святым уставам его, когда можешь умереть за честь предков своих и за благо потомства»)

Скажите, кто такая Марфа? (Марфа - исторически существующее лицо, она вдова посадника Исаака Борецкого. Посадники избирались из числа лучших дворян. По своему богатству Марфа была третьей в Новгородской республике. Она выступала против присоединения Новгорода к Москве. Она была сильной, волевой, властной женщиной)

Как вы думаете, что смогло заинтересовать Карамзина - писателя-историка в личности Марфы? (Писателя очень заинтересовала судьба женщины, которая посмела выступить против царя, сумела повести за собой народ. Она всегда с народом: в горе и в радости, не стыдится встать на колени перед народом, чтобы в последний раз уговорить идти на битву с войском Иоанна, вдохновляет воинов Новгородских на битву против, открывает свои закрома и все отдает народу, чтоб люди не умерли с голоду)

Каков финал повести? (Войска Иоанна одерживают победу, Марфу казнят. «Наконец, железные запоры упали и врата Борецких растворились: выходит Марфа в златой одежде и в белом покрывале… C величественным унынием опустила взор свой на граждан… приблизилась к орудию смерти и громко сказала народу: «Подданные Иоанна! Умираю гражданкою новгородскую!... Не стало Марфы»)

Легко заметить, что Карамзин сочувствует своей героине, когда он описывает казнь Марфы. А ведь в жизни Марфу заточили в монастырь, и там она умерла в полной безвестности. Как вы думаете, с какой целью Карамзин отступает от исторической правды? (Казнь Марфы нужна Карамзину для еще большей героизации ее образа, для раскрытия во всей полноте величия духа русской женщины, преданной свободе. Гибель Марфы – суровый упрек монарху. Писатель подчеркивает трагедию не только одной женщины, но и всех новгородцев, осмелившихся мужественно отстаивать свою свободу. Заканчивается повесть клятвой боярина Холмского в присутствии Иоанна от его имени: «…польза народная во веки веков будет любезна и священна самодержцам российским – или да накажет бог клятвой отступников. Да исчезнет род его, и новое, небом благословенное поколение да властвует на троне по счастью людей». К этим словам Карамзин делает пометку «Род Иоаннов пресекся , и благословенная фамилия Романовых царствует ». Многого стоит такое примечание)

4. Обобщение по итогам анализ повести.

В чем состоит «русский национальный» характер? Этот вопрос волновал просветителей XVIII в. Исследованием этого вопроса в значительной мере и стала повесть «Марфа – посадница, или Покорение Новгорода». Устами Марфы провозглашен новый идеал человека, человека активного, сознающего, что его сердце, его будущее зависит во многом от него самого, от его поведения, от его «борьбы с обидчиками». По мнению Карамзина, «судьба людей и народов есть тайна провидения, но дела зависят от нас единственно… человек волен только в своих делах и чувствах».

    Заключение. Итоги урока.

Какие открытия сделал(а) я для себя, прочитав повесть Н. М. Карамзина?

    Домашнее задание.

Составить речь в защиту Марфы Борецкой.

«Ах, мой друг! Жалей о несчастном! Простуда, кашель, боль в груди едва ли позволяют мне за перо взяться; но я непременно должен известить тебя о моем меланхолическом приключении. Ты помнишь молодую ивердонскую красавицу, с которою мы ужинали в Базеле, в трактире „Аиста“; помнишь, может быть, и то, что я сидел рядом с нею, что она говорила со мною ласково и смотрела на меня с нежностию, – ах! Какая гранитная гора могла защитить мое сердце от ее пронзительных взоров? Какие снежные громады могли погасить огонь, воспаленный сими взорами в источнике жизни моей? Так, мой друг! Я учился анатомии, медицине и знаю, что сердце есть точно источник жизни, хотя почтенный доктор Мегадидактос вместе с уважения достойным Микрологосом искал души и жизненного начала в чудесном, от глаз наших укрывающемся, сплетении нерв… Но я боюсь удалиться от моего предмета и потому, оставляя на сей раз почтенного Мегадидактоса и уважения достойного Микрологоса, скажу тебе откровенно, что ивердонская красавица возбудила во мне такие чувства, которых теперь описать не умею. Не знаю, что бы из меня вышло и что бы я сделал, если бы она – о жестокий удар! – не уехала из трактира в самую ту ночь, в которую душа моя занималась ею с величайшим жаром и в которую утешительный сон не смыкал глаз моих. Ты вывез меня из Базеля; путешествие, приятные места, встреча с француженкою, маленький Пьер, белка, злая белка , новые знакомства, водопады, горы, девица Г* – все сие не могло совершенно затереть образа прекрасной ивердонки в сердце моем. Долго старался я преодолевать себя; но тщетно! Быстрая река рано или поздно разрывает все оплоты: так и любовь! Наняв в Лозанне лошадь, поехал я верхом в Ивердон; скакал, летел и в десять часов утра был уже на месте – остановился в трактире, напудрился, снял с себя кортик, шпоры и пошел, куда стремилось мое сердце. Там с пасмурным видом встретил меня шестидесятилетний старик, отец моей красавицы. „Милостивый государь! – сказал я. – Почтение, которым душа моя преисполнена к вашей любезной дочери; великое, сильное желание видеть ее…“ – В самую сию минуту она вошла. „Юлия! Знаешь ли ты этого господина?“ – спросил у нее старик. Юлия посмотрела на меня и учтивым образом отвечала, что она не имеет сей чести. Вообрази мое удивление! Я весь затрепетал – затрепетал вслух, как говорит Клопшток. Мне казалось, что все швейцарские и савойские горы обрушились на мою голову. Насилу мог я собраться с духом и, не говоря ли слова, подал беспамятной Юлии записную книжку мою, где увидела она имя свое, ее собственною рукою написанное . Краска выступила на лице жестокой; она стала передо мною извиняться и сказала отцу: „Я имела честь вместе с ним ужинать в Базеле“. Он просил меня сесть. Кровь моя все еще не могла успокоиться, и я не имел духа смотреть на Юлию, которая также была в замешательстве. Старик, услышав от меня, что я доктор медицины, очень обрадовался и начал говорить со мною о своих болезнях. „Увы! – думал я, – за тем ли судьба привела меня в Ивердон, чтобы рассуждать о геморроидальных припадках дряхлого старика?“ Между тем дочь его сидела, нюхала табак и взглядывала на меня, но совсем уже не так, как в Базеле. Взоры ее были так холодны, так холодны, как Северный полюс. Наконец самолюбие мое, жестоко уязвленное, заставило меня встать со стула и откланяться. „Долго ли вы пробудете в Ивердоне?“ – спросила Юлия приятным своим голосом (и с такою усмешкою, которая весьма ясно говорила: „Надеюсь, что ты уже не придешь к нам в другой раз“). – „Несколько часов“, – отвечал я. – „В таком случае желаю вам счастливого пути“. – „И счастливой практики“, – примолвил старик, сняв свой колпак. Мы расстались, и, когда я вышел на улицу, наемный слуга, провожатый мой, сказал мне, что девица Юлия скоро выйдет замуж за г. NN. „А! Теперь знаю причину холодного приема!“ – думал я и удвоил шаги свои, чтобы скорее удалиться от дому будущей супруги г. NN. – Город Ивердон стал мне противен. Я с великим нетерпением дожидался обеда и, сев за стол, велел слуге оседлать мою лошадь. Вместе со мною обедало четверо англичан, которые вздумали пить мое здоровье всеми винами, какие были у трактирщика. Я сам велел подать бутылки две бургонского, чтобы отблагодарить их, – и таким образом прошло неприметно около трех часов. Сердце мое забыло все земное горе и простило неверную Юлию. Англичане, по своему обыкновению, выдумывали разные сентиментальные, или чувствительные, здоровья . Мне также, в свою очередь, надлежало предложить три или четыре. При последнем я налил полную рюмку, поднял ее высоко и сказал громко: „Кто любит красоту и нежность, тот пей со мною за здоровье Юлии и желай красавице счастливого супружества!“ Рюмки застучали, вино запенилось, и все англичане в один голос воскликнули: „Мы пьем за здоровье Юлии и желаем красавице счастливого супружества!“ – Между тем я раз десять спрашивал, готова ли моя лошадь, и десять раз отвечали мне, что она давно стоит у крыльца. Наконец слуга пришел сказать, что мне нельзя ехать. – „Нельзя? Для чего же?“ – „Становится поздно, и находят облака“. – „Вздор! Я поеду! Лошадь!“ – Через полчаса опять пришел слуга. „Вам нельзя ехать“. – „Нельзя? Для чего же?“ – „Стало поздно; облака сгустились, и пошел снег“. – „Вздор! Я поеду! Лошадь!“ – Через несколько минут слуга опять подошел ко мне. „Вам нельзя ехать!“ – „Нельзя? Для чего же?“ – „Ночь на дворе; снег валится хлопками, и скоро сильный ветер надует везде сугробы“. – „Вздор! Поеду, сию минуту поеду! Лошадь!“ – Сказал, встал со стула, пожал у англичан руки, подпоясал кортик, расплатился с хозяином, вскочил на коня своего и пустился во всю прыть по Лозаннской дороге. Ветер со снегом дул мне в лицо, но я протирал глаза и беспрестанно шпорил свою лошадь. Скоро сделалась страшная вьюга, и белая тьма совсем лишила меня зрения. Я чувствовал, что еду не по дороге, но делать было нечего. Вперед, вперед, на волю божию – и таким образом странствовал до половины ночи. Наконец добрый копь, верный товарищ мой, совсем из сил выбился и стал. Я сошел с него и повел его за узду, но скоро и мои силы истощились. Уже несчастный приятель твой готов был упасть на пушистую снежную постелю, покрыться снежным одеялом и поручить участь свою богу; хладная смерть со всеми своими ужасами вилась надо мною! Увы! Я прощался уже с моим отечеством, с друзьями, с химическими лекциями и со всеми моими лестными надеждами! Но судьба изрекла мне помилование, и вдруг увидел я перед собою крестьянский домик. Ты легко можешь представить себе радость мою, и для того не буду ее описывать. Довольно, что меня там приняли, отогрели, накормили, успокоили. На другой день поутру я принудил хозяина взять у меня шесть франков и в десять часов утра возвратился в Лозанну – с жестокою простудою. Вот конец моего романа! Vale! В. – P. S. Как скоро уймется мой кашель, возвращусь на старое свое жилище, в Женевскую республику, под надежный покров великолепных синдиков . У вас, сказывают, много шуму!»

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека