Спиральная Динамика Грейвза. Основные характеристики мимов

По материалам Д.Бека и К.Кована

Принципы спиральной динамики Принцип 1: Люди обладают способностью создавать новые мемы

Ключевым моментом в концепции спиральной динамики Грейвза является то, что люди обладают внутренней способностью существовать на различных уровнях психологического развития, и даже добавлять новые уровни. Это не какие-то «лучшие» или «худшие» состояния – они просто отражают различные взгляды на то, что из себя представляет мир, и сложность его устройства. Это подтверждается и последними находками в области нейрологических исследований.

В соответствии с ними, для того, пробуждение новых функций мозга/сознания обусловлено тремя факторами:

    Наследственные факторы, обуславливающие добавление и даже замену старых систем на новые

    Динамические силы, генерируемые под влиянием окружения и воспитания, «запускающие» соответствующие системы

    Способность мозга/сознания человека оперировать одновременно в рамках нескольких подсистем, некоторые из которых активны, а другие – относительно пассивны

Принцип 2: Мемы пробуждаются в результате изменений условий жизни, в результате чего мимы будут зарождаться, развиваться, или угасать.

Мемы являются продуктом взаимодействия внутреннего устройства нашего сознания с условиями жизни , с которыми мы сталкиваемся. Возникновение мемов не является чем-то вроде станций, на которых с неизбежностью раньше или позже останавливается поезд. Они не являются чем-то запрограммированным биологией человека. Напротив, динамика Спирали активируется взаимодействием между внутренним состоянием сознания и внешним миром. Если определенные внешние условия становятся регулярными или повторяющимися, то это порождает возникновение соответствующих стереотипов поведения/мышления. В противном случае они исчезают.

Существует четыре важных аспекта этих условий жизни : Время, Место, Задачи и Контекст.

    Историческое Время : Положение на общей линии развития человечества, стадия развития конкретной культуры, возрастные фазы жизни индивидуума.

Ключевые понятия : Эпохи, поколения, периоды, циклы, даты, временные рамки, личная история, фазы, ощущения прошлого/настоящего/будущего

В любой момент хронологического Времени и практически в любом сообществе можно найти людей, живущих в одном и том же году, но чье мышление уходит корнями в совершенно различные эры. В любой данный момент своей жизни вы живете с уникальным пакетом мемов, развившимся в соответствии с этим Временем и культурой, его окружающей. Для многих людей Западной культуры 1940-е очень сильно отличались от 1950-х, 1960-х, 1990-х или 2000-х. Однако для некоторых стран Третьего Мира Время оставалось практически неизменным на протяжении многих поколений.

Когда течение Времени действительно изменяет внешние условия, стресс настолько пробуждает наши внутренние ресурсы, что в ответ мы можем добавить новые (или реорганизовать старые) мемы. Такое последовательное наслоение адаптирующихся образов мышления человека подобно годовым кругам дерева. Каждое кольцо отражает окружающие условия в течение года. Смена «сезонов» в жизни человека оставляет кольца в системе мемов, проявляющиеся в культуре и психосоциальном развитии. То, кем вы являетесь сегодня, были вчера и будете завтра, в большой части формируется условиями, с которыми вы сталкиваетесь на разных этапах своей жизни. Мы не являемся узниками своего Времени, но несомненно подвержены его влиянию.

    Географическое Место : Физические условия, естественная и искусственная экология, в котором находится индивидуум или группа.

Ключевые понятия : Атмосферные условия, электромагнитные воздействия, природное окружение (снега, пустыня, джунгли, город, деревня), архитектура, плотность населения, количество и особенности внешних стимуляторов, химический и минеральный состав воздуха, почвы и пищи, источники и виды освещения, климат.

Существует множество факторов в нашем географическом месте расположения, сильно влияющих на наши социальные ценности и взаимодействия. Жизнь на изолированном острове порождает виды коллективного поведения, отличающиеся от поведения кочевого племени или культуры, развившихся в теплой, плодородной долине.

Факторы географического окружения включают в себя все, начиная от разнообразных природных влияний (геомагнитные поля, топография, небо, погода, сезоны и т.д.) до искусственного окружения – комнат, рабочих мест, зданий, городов и жизненного пространства. Это перекликается с китайским Фен-шуем, описывающим процесс гармонизации людей с их окружением. Так древняя мудрость перекликается с современными «открытиями».

    Человеческие Задачи : Приоритеты, потребности, заботы и требования к бытию, предъявляемые конкретным индивидуумом или группой, некоторые из которых являются общими для всех людей, а некоторые уникальны для конкретной культуры, социальной группы или личности.

Ключевые понятия : Задачи выживания, такие как пища и вода; доступность и богатство/скудость социальных ниш; воспринимаемые уровни угрозы или безопасности; культурные нормы и требования; коммуникации и языки; преобладающие темпераменты; герои и антигерои; технологии; социальная память прошлого; неразрешенные исторические проблемы; образы и наследие прошлого; болезни и эпидемии; социальные перевороты.

Подобные задачи бытия запускают механизмы в человеческом мозге/сознании, которые 1) позволяют более точно воспринимать окружающие условия и 2) высвобождают физические и психологические ресурсы, чтобы должным образом справляться с ними. Каждый базовый мем Спирали предназначен для решения своего уникального набора задач. Когда несколько мемов возникают одновременно в одном и том же месте, уровень конфликтов и неурядиц соответственно возрастает. Многие из сегодняшних «горячих точек» подогреваются не только трениями между различных мемов, но и проблемой конкуренции за ограниченные ресурсы.

    Социальный Контекст (Окружение) : Положение индивидуума, группы и культуры в иерархии власти, статуса и влияния.

Ключевые понятия : Социальные роли; положение в потоке ресурсов; социоэкономический класс; уровень образования; возможности и доступ к определенным нишам; внешний вид и физиогномия; динамика взаимоотношений; политические системы; родословная; национальные, возрастные и половые факторы.

Никакие два человека не будут находиться в одинаковом Контексте, даже находясь в одном и том же Месте в одно и то же Время и решая схожие Проблемы. Уклады жизни, социальное положение, наследственность, семейные привилегия, интеллектуальные или физические способности, и просто удача будут различаться. То же самое относится к любой данной группе или социальному слою. Нравится нам это или нет, эти неравные условия жизни имеют значительное влияние на человеческую жизнь. Никакие два человека не будут воспринимать окружающих мир одинаково. Даже близнецы будут различаться. С очевидностью, многое из того, что происходит в политике, религии и терапии, тесно связано с этим аспектом Спирали.

Контекст определяет для нас границы – открытые или закрытые. Их необходимо учитывать при взаимодействии, как с «большинством», так и «меньшинствами», преуспевающими и неуспешными. Контекст может быть фильтрам, не дающим нам видеть всю Спираль так же, как мог бы кто-нибудь другой. Как и другие три элемента условий жизни , Контекст также диктует, какие мемы, вероятнее всего, будут приемлемыми и оправданными в данном контексте. Разногласия относительно эффективных систем образования, трудовых взаимоотношений и совместного проживания – связаны с различными Контекстами.

Подведем итог описанию условий жизни (Время, Место, Задачи, Контекст):

ЕСЛИ условия жизни очень...

ТО «нормальные» люди будут...

Бежевые – природные

Вести себя подобно животным

Фиолетовые – мистические и непонятные

Ублажать духов и объединяться вместе ради безопасности

Красные – жесткие и опасные, как в джунглях

Бороться за выживание, не думая о других

Синие – направляемые высшей силой

Оранжевые – полны практических возможностей

Прагматически стремиться завоевать преимущество и преуспеть

Зеленые – подчеркивают общее во всех людях

Присоединяться к сообществу, чтобы расти вместе

Желтые – сложные, чреватые распадом к хаосу

Учиться оставаться свободными, но также жить в соответствии с принципами

Бирюзовые – подобны единому организму

Искать порядка в кажущемся хаосе на Земле

Спиральная динамика очень удобна для понимания уровня проблем человека. На ней очень удобно размещать различные виды психотерапии, которые наиболее эффективны на тех или иных уровнях. Безусловно, необходимо помнить, что это всего лишь модель, и она абсолютно полностью не описывает всю сложность и многообразие взаимоотношений, многие из которых сложно сразу отнести к тому или иному

Спиральная динамика - это очень удобная модель, позволяющая описать развитие индивидуума, организации, страны. Она была предложена американским профессором психологии Грейвзом. Он давал тесты студентам на определение нахождения по шкале альтруизм-эгоизм. Спустя пару лет студенты снова прошли тестирование, и выяснилось, что группы не были однородными. Часть студентов мигрировало из группы в группу. Тогда Грейвз сделал вывод, что за время, которое прошло между тестированиями, изменились жизненные ценности студентов, они перешли на новый уровень.

Теория спиральной динамики

Он стал исследовать этот феномен. Что в конце концов вылилось в модель под названием “Спиральная динамика”. Она описывает развитие личности и систем, которое идет по спирали, чередуются витки эгоистичный-альтруистичный. Те из них, которые находятся выше, - вбирают в себя опыт предыдущих, хотя, расположенные друг над другом они зачастую чем-то и похожи, но имеют иное по качеству измерение.

Грейвз присвоил уровням номера, а ученики Крис Кован и Дона Бек для удобства добавили цвета, которые также степенью теплоты-холодности отражают соотношение альтруизма-эгоизма.

1 Уровень Бежевый

Девиз: “Выжить любой ценой”

Тип мышления: инстинктивный

Охотник-одиночка

В современном обществе: бомжи

Младенец

Когда человек появляется на свет, его основной задачей стоит выживание. Он еще ничего не понимает в этом мире, он руководствуется только инстинктами. Кроме выживания его больше ничего не интересует. Он пока еще не научился выделять себя в этом мире. Личность не сформирована. Есть только биологическая основа, инстинкты. Его цели сугубо эгоистичны - выжить.

2 Уровень Фиолетовый

Девиз: “Жертвую собой ради рода”

Тип мышления: мистический, магический

Уровень социального развития: первобытнообщинный строй

В современном обществе: культуры, придерживающиеся клановости

Уровень личностного развития: ребенок

Когда ребенок начинает себя немного осознавать в этом мире, и он уже выделяет себя среди других, ему жизненно необходимо становится получить одобрение от ближайшего окружения. Для этого ему необходимо понять и придерживаться правил, которые существуют в этом сообществе. В данном случае ребенок будет находится в альтруистическом полюсе, поскольку ему необходимо жертвовать своими интересами ради одобрения со стороны взрослых. Ребенок имеет магическое мышление. (Он загадал желание, написал на бумажке, и на Новый год волшебный Дед Мороз принес ему подарок.) Он верит в волшебство и сказки.

В сообществах, находящихся на Фиолетовом уровне, самыми важными являются кровные связи. Например, в условиях приема на работу, будет отдаваться предпочтение родне или людям той же национальности. В основе культуры лежат ритуалы, или магические обряды. Главенствующими являются мифы, приметы. Человек, находящийся на этом, уровне жертвует собой ради того, чтобы быть частью “племени”.

3 Уровень Красный

Девиз: “Делаю, что хочу, плевать на правила”

Тип мышления: эгоцентрический

Уровень социального развития: феодализм

В современном обществе: криминал

Уровень личностного развития: бунтующий подросток

После того, как правила усвоены ребенок начинает пробовать на прочность границы дозволенного: ” А если я так сделаю, что будет?” Пика такое поведение достигает в подростковом возрасте.

Главенствующими становятся собственные интересы и желания, без оглядки на желания других. Многие поступки совершаются с учетом сиюминутной выгоды, без взгляда на перспективы.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Спиральная динамика

Клер Грейвз использовал термин "двойной спирали" т.к. считал, что таким способом можно наиболее наглядно продемонстрировать динамику развития системы. Большинство его графиков подразумеваются в форме спирали, каждый виток которой является потоком от одной субъективной реальности к следующей. Но Клер Грейвз не был художником, поэтому он не смог схематически представить свою модель.

Люди, организации и целые сообщества в движении по спиральным траекториям к своему будущему, трансформируют свои приоритеты, ценности и свое существование в соответствии с динамикой развития. Вне зависимости от того, на каком витке спирали находится человек или группа людей, для каждого из них существует свое будущее и основной вопрос в следующем: какова перспектива их развития?

В подходе Клера Грейвза , для того, чтобы понять "что это за человек (организация)" и определить перспективы их развития, надо ответить на вопрос: "как этот человек думает о реальности, в которой он находится?"

Данная модель не является типологией, это открытая система, которая постоянно находится в процессе развития.

Вторым существенным вкладом в Спиральную Динамику является Миметика, модель, объясняющая идеи Мимов – информационных пакетов, которые подобно вирусам переносятся от одного ума к другому, от общины к общине. Кристофер Кован ввел в Спиральную Динамику понятие Ценностных Мимов - неких психических "магнитов", которые притягивают Мимы соответствующего им типа. Он же ввел Цветовой Код, обозначающий каждый из этих Ценностных Мимов или уровней психологического существования.

Первый ярус

БЕЖЕВЫЙ (A-N)

  • Характеризуется : выживанием, удовлетворением природных нужд, инстинктивными мотивами и потребностями;
  • Условия для жизни : выживание, удовлетворение биологических нужд, размножение.

ПУРПУРНЫЙ (B-O)

  • Характеризуется : безопасностью, потребностями племени, коммуны; приверженностью ритуалам; подчинение вождям, вожакам; ценностью первобытной гармонии – слияния и баланса с природой;
  • Условия для жизни : безопасность, защищенности, охрана от возможного урона, семейные узы.

КРАСНЫЙ (C-P)

  • Характеризуется : силой, действиями, возбужденностью, героизмом, коварством, агрессивностью и стыдом.
  • Условия для жизни : сила/действия; утверждение собственного Я для доминирования над другими; контроль

СИНИЙ (D-Q)

  • Характеризуется : наличием целей, предназначений; подчинением авторитетам; стабильностью, правилами, смыслами, чувством вины и долга;
  • Условия для жизни : стабильность, порядок, подчинение сейчас ради вознаграждения потом, смыслы;

ОРАНЖЕВЫЙ (E-R)

  • Характеризуется : компетенцией, соревновательностью, успехом, стремлением делать вещи лучше, автономией, искусным регулированием, управлением и развитием;
  • Условия для жизни : возможности, успех, соревновательность в достижении результатов, тонкое влияние на других, искусность контроля;

ЗЕЛЕНЫЙ (F-S)

  • Характеризуется : чувством соединенности, моральная взаимоподдержкой, сотрудничеством, сознательностью, реализацией поставленных целей, связанностью;
  • Условия для жизни : гармония, любовь, объединение вместе для взаимного развития, познание и осведомленность;

Второй ярус

ЖЕЛТЫЙ (A"-N")

  • Характеризуется : существованием, функциональными возможностями, открытостью, интеграцией жизненных энергий и потоков, ответственностью за свои действия, связанностью;
  • Условия для жизни : независимость, ценность индивидуальности, восстановление (возрождение) живых систем, знание;

БИРЮЗОВЫЙ (B"-O")

  • Характеризуется : глобальностью мышления, принятие действительности такой, какая она есть, интеграцией жизненной активности и усилий;

Движения и остановки в процессе спиральной эволюции могут происходить в любом из направлений – или вверх, или вниз – это отражение взаимодействия жизненных условий (внешние-условия) которые объединяют историческое время, в котором находится система (человек), физическое место, психо-социальные жизненные проблемы и социо-экономическую обстановку, а так же Ценностные Мимы, разделяемые индивидуальным или коллективным разумом (внутренние-состояния). В целом эволюция это очень тонкий и комплексный процесс.

Любая система (человек) стремится к более сложной организации, тем не менее никто не дает гарантий, что она так же не может регрессировать к прошлым, менее организованным структурам. Все "реальные" (субъективные) миры каждого человека существуют параллельно, иногда они сталкиваются в конфликте, иногда сливаются в одно – этот процесс и есть Спиральная Динамика.

Развитие Модели в России

В России теория популяризируется командой Российского Института Спиральной Динамики, а так же консультантами Мариной Пуха, Евдокимовым Петром, Алексеем Каптеревым, Анатолием Баляевым и др.

Ссылки

  • Видеозапись презентации Алексея Каптерева по Спиральной Динамике, сделанной в Институте Неокода.
  • Видеозапись лекции Алексея Каптерева по спиральной динамике, прочитанной в ГУ-ВШЭ.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Спиральная динамика" в других словарях:

    Динамика - (Dynamics) Содержание Содержание 1. в разных науках В физике В астрономии В науках о Земле В биологии В технике В музыке 2. Динамика в физике 3. Ряды динамики 4. Газовая динамика Динамика - это состояние движения, ход развития, изменение… … Энциклопедия инвестора

    спиральная устойчивость Энциклопедия «Авиация»

    спиральная устойчивость - спиральная устойчивость — стремление летательного аппарата уменьшить угол крена до нуля без вмешательства лётчика. С. у. — составная часть боковой устойчивости — определяется малым действительным корнем (так называемым спиральным… … Энциклопедия «Авиация»

    В физике, Модифицированная ньютоновская динамика (MOND) гипотеза, предлагающая изменение в законе тяготения Ньютона, объясняющее вращение галактик. Когда постоянная скорость обращения галактик была впервые обнаружена, это было неожиданно,… … Википедия

    Область астрономии, изучающая строение, устойчивость и эволюцию звёздных систем. Осн. объектами изучения 3. д. являются шаровые и рассеянные звёздные скопления внутри галактик, галактики в целом, а также скопления галактик.3. д. зародилась в нач … Физическая энциклопедия

    - (англ. Don Beck) американский бизнес консультант и один из создателей интегральной спиральной динамики. В 80 х Дон Бек свыше 60 раз посещал Южною Африку, с целью оказания влияния на политических руководителей, промышленников и религиозных лидеров … Википедия

    Такая система моделей, паттернов и инструментов, которую человек построил для себя, с целью сделать жизнь намного проще в своем восприятия (при этом, не ухудшая её качества). Главное в Life management прозрачность (автоматизм) и простота… … Википедия

    Интегральный подход Интегральные мыслители: Кен Уилбер Жан Гебсер Шри Ауробиндо Клэр Грейвз Эрвин Ласло Джордж Леонард Майкл Мёрфи Уильям Ирвин Томпсон Харидас Чаудури Георг Фейерштейн Интегральные области: Интегральное искусство Интегральное… … Википедия

Сегодня предлагаю ознакомиться с очень интересной теорией спиральной динамики, построенной на исследованиях американского психолога Клэра Грэйвза.

Основные идеи теории спиральной динамики

  • Развитие каждого отдельного человека и всего человечества протекает по спиральной траектории, проходя через последовательный ряд уровней.
  • Шесть уровней первого порядка – “выживание”, “мистицизм”, “тяга к порядку”, “служение высшей цели”, “материализм” и “стремление к общему благу”.
  • На уровнях второго порядка происходит раскрытие личностного потенциала и единение людей друг с другом.
  • Уровни, каждому из которых соответствует свой социокультурный “мем” и условный цвет, характеризуют не типы людей, а способы мышления.
  • Гармоничное развитие предполагает поступательное движение вверх по спирали; уровни частично перекрываются.
  • Каждый уровень проходит стадии “зарождения”, “кульминации” и “угасания”.
  • На людей и коллективы могут воздействовать только те силы, которые соответствуют текущим обстоятельствам их жизни и уровню их развития.

Модель спирали

Теория спиральной динамики описывает восемь взаимосвязанных уровней зрелости индивида и общества. Каждому уровню соответствует определенный набор культурных ценностей, свой цвет, свои приоритеты, убеждения и особенности мировоззрения. Развиваясь, люди и народы переходят с уровня на уровень под влиянием условий жизни и опыта решения проблем. Когда условия существования человека, организации или общества меняются, эта трансформация заставляет пересматривать базовые ценности и убеждения. Проблемы, которые не могут быть решены в рамках имеющейся системы ценностей, заставляют нас подниматься на очередной виток спирали. Уровни частично накладываются друг на друга, проходя фазы “зарождения”, “кульминации” и “угасания”. Эта эволюция происходит в течение длительного времени: человек или общество покидают предыдущий уровень и медленно движутся к показавшемуся на горизонте следующему уровню. Проблемы возникают, когда такому поступательному движению что-то мешает.

Модель спирали – инструмент, позволяющий управлять процессом преобразований. Но, чтобы им воспользоваться, прежде всего необходимо понять, на каком уровне развития находится человек или коллектив, и тогда можно соответствующим образом выбирать методы внедрения изменений. Эти уровни характеризуют не тип личности, а способ мышления.

Как правило, мы находимся под влиянием сразу нескольких пластов ценностей, или идейных комплексов, называемых “мемами”. Любые серьезные преобразования должны осуществляться с учетом особенностей уровня, на котором находится

человек или общество. Так, попытки быстро создать свободную рыночную экономику в стране, в которой десятилетиями царил авторитарный режим, заранее обречены на провал. Такая страна должна пройти этап постепенной либерализации и воспитания уважения к свободе личности, чтобы в обществе развились стремление к независимости и дух предпринимательства.

Научиться определять, на каком уровне находятся индивид или группа, непросто, как непросто и справиться с желанием ускорить перемены. Модель спиральной динамики обладает огромным потенциалом для управления преобразованиями в

самых разных контекстах, в том числе в организациях. Сфера ее применения практически безгранична. Цвета: уровни и системы ценностей

Уровни развития, каждому из которых соответствует определенный ценностный “мем”, отражают психокультурную зрелость индивидуума или общества. Первым шести уровням (уровням первого порядка) соответствуют следующие цвета:

  1. Бежевый. Это “каменный век”, в котором людьми правят инстинкты, а их главная забота – выживание. Они собираются в группы не для общения, а для совместного добывания пищи и защиты от угроз. Дети быстро покидают этот виток спирали, как и большинство примитивных культур. Пожилые люди могут опускаться на “бежевый” уровень, если страдают болезнью Альцгеймера. С коллективами, находящимися на “бежевом” уровне, необходимо работать, апеллируя к органам чувств (зрения, вкуса, осязания). На этом уровне развития находится менее 0,1% жителей планеты, в руках которых лишь 0,01% политической власти.
  2. Фиолетовый. Движимые желанием улучшать условия своей жизни, люди вступают в более сложные социальные объединения, переходя от семей и кланов к племенам. Жизнью племен управляют ритуалы, мистицизм, вера в духов и поклонение предкам. Их члены покорно подчиняются общим ритуалам, соблюдают запреты и уважают кровные узы. Чтобы повлиять на человека или коллектив с таким уровнем сознания, покажите его членам, что уважаете их нравы и обычаи. Например, черты “фиолетового” уровня может демонстрировать спортивная команда. Критика распространенных в таком коллективе суеверий вызывает в нем негативную реакцию. В кланах и племенах до сих пор живет около 10% людей, сосредоточив в своих руках около 1% политической власти.
  3. Красный. Фиолетовый цвет сменяется красным, когда люди осознают несостоятельность суеверий и бессмысленность ритуалов. Когда члены группы начинают оспаривать власть эксплуатирующих их правителей, последние становятся еще более деспотичными, что ускоряет перемены. Как только между членами группы исчезает согласие, возникает безвластие, после чего власть оказывается в руках диктаторов. В жестоком “красном” мире царит закон джунглей, тираны повелевают империями, а высшую ценность имеет власть. Все стремятся урвать свою долю благ и верят в то, что выживет сильнейший. В обществе царит жесткая иерархия, авторитаризм, косность мышления, жестокость. Люди не испытывают сочувствия друг к другу. Чтобы добиться изменений на “красном” уровне, научите людей проявлять уважение к другим и беречь свою репутацию. Любые попытки сблизить коллектив будут восприняты его членами враждебно. Объясните красным, в чем их “выгода”: вместо анархии предложите им порядок и служение высшей цели. На этом уровне пребывает около 20% людей, на долю которых приходится около 5% политической власти.
  4. Синий. Стремление к порядку возвещает о приближении к “синему” уровню, для которого характерны предсказуемость, патриотизм и самопожертвование ради высшей цели. В “синем” мире по-прежнему царит жесткий контроль и авторитаризм, но лидеров отличает “отеческое” отношение к народу, а не стремление к самовозвеличиванию. Для преобразования этого общества научите людей ценить личные заслуги и получать награду за успех. Уважайте их традиции. Не поощряйте расточительное, показное потребление и социальное иждивенчество. “Синий” уровень – крупнейший сегмент населения мира, эти 40% людей концентрируют в своих руках 30% политической власти.
  5. Оранжевый. Этот уровень сменяет “синий”, когда люди ставят под сомнение полномочия власти. Если лидеры злоупотребляют своим положением, это ускоряет перемены. Как только люди понимают, что они лучше властей знают, как им жить, они перестают быть лояльными. Они начинают мыслить более свободно, и в обществе появляются зачатки предпринимательства и карьеризма. Желая большего, люди видят путь к лучшей жизни в науке и технологиях. Пренебрежение личными интересами ради высшей цели уступает место погоне за материальными благами. В обществе преобладает “меритократия”, власть достойных. Чтобы повлиять на “оранжевый” коллектив, сосредоточьте внимание его членов на профессионализме, потребностях коллектива и выгодах жизни в сообществе. Составляя 30% населения, эта группа обладает 50% политической власти.
  6. Зеленый. “Оранжевый” уровень сменяется “зеленым”, когда люди начинают стремиться к взаимопониманию и развитию духовности. Материальные блага и личные достижения больше не приносят им радости, а недостаток взаимоотношений вызывает у них чувство одиночества. Дух соперничества ослабевает, и на первый план выходит коллективное благополучие и забота об окружающем мире. Решения принимаются не меньшинством, а на основе консенсуса. Люди начинают руководствоваться принципом разумной необходимости, а не жадностью, они стремятся к простой, не отягощенной безудержным потреблением жизни. Чтобы помочь им перейти на следующий уровень, дайте им понять, что движение “всем миром” неэффективно и ограничивает личность. Посоветуйте взять все хорошее от других уровней. Этот сегмент охватывает 10% населения, и на него приходится 15% политической власти.

Двум уровням второго порядка соответствуют следующие два цвета:

  • Желтый. Переход на уровни второго порядка – намного более важный шаг, чем переход между уровнями первого порядка. Мысли и поступки приобретают здесь особую гибкость и многомерность. Люди и сообщества оказываются на этом уровне, когда разочаровываются в коллективизме и начинают сознавать его ограниченность, но по-прежнему ощущают потребность посвятить себя деятельности на общее благо. Возрождается подавленный индивидуализм, лишенный, однако, стремления к роскоши и демонстрации высокого статуса, характерных для “оранжевого” уровня. Находящиеся на этом уровне умело объединяют индивидов и коллективы, пребывающие на различных уровнях развития, в единый организм для решения конкретной задачи. При этом они не испытывают потребности в признании своих заслуг. Эти люди переросли желание соперничать и самоутверждаться и в поиске своего “я” стараются не приносить вреда другим. “Желтый” уровень начинает отступать, как только люди осознают ограниченность возможностей индивида и объединяются для решения глобальных проблем человеческого бытия. 1% населения, достигший этого уровня, контролирует около 5% политической власти.
  • Бирюзовый. По мере того как люди, хорошо изучив возможности и ограничения индивидуализма, возвращаются к сбалансированному коллективизму, они вновь начинают проявлять самопожертвование, утраченное после ухода с “синего” уровня. Если “желтый” уровень – это созидание и решение проблем, то “бирюзовый” – это объединение человечества в единое духовное целое с ориентацией на такие приоритеты, как забота об окружающем мире, простота жизни и уважение к людям, находящимся на любом уровне. Те, кто находится на этом уровне, стремятся стать частью единой системы взаимосвязей, которую образуют все формы жизни. Они способны объединить в себе сильные стороны всех остальных уровней без ущерба для собственного “я”. В руках 0,1% представителей этого уровня сосредоточен 1% политической власти.

Шесть условий перемен

Чтобы люди и коллективы могли проходить описанный процесс развития, должны соблюдаться определенные условия. От этого зависят масштабы перемен и их устойчивость.

  1. Оценка потенциала. Восприимчивы ли человек, организация или культура к тем переменам, которые вы намерены провести? Находятся ли они в “открытом” (можно действовать), “скованном” (уберите сначала все барьеры и не ожидайте быстрого успеха) или “закрытом” состоянии (бесполезно даже пытаться что-то менять)?
  2. Поиск решений. Найдите решения для проблем, существующих на данном уровне, прежде чем стимулировать движение вверх по спирали. Начиная перемены, вначале убедитесь, что для них подготовлено прочное основание.
  3. Создание диссонанса. Приведите свидетельства того, что традиционный способ мышления не отвечает новым требованиям и условиям жизни. Опишите, какие опасности неизбежно из-за этого возникнут. Выведите людей из состояния самоуспокоенности, чтобы пробудить у них желание измениться.
  4. Разрушение барьеров. Люди и коллективы стремятся воздвигнуть вокруг себя барьеры, защищающие от перемен. Выявите эти барьеры и разрушьте их.
  5. Пробуждение понимания. Расскажите о том, почему человеку или организации необходимо измениться. Укажите, что необходимо исправить, и помогите людям представить, как благодаря этому их жизнь изменится к лучшему.
  6. Консолидация. Проведение преобразований – долгий процесс, в ходе которого прорывы чередуются с отступлениями. Его необходимо постоянно поддерживать. Если преобразования происходят в организации, ее руководитель должен быть в центре процесса перемен, оказывая всяческую поддержку подчиненным.

При соблюдении этих условий процесс преобразований будет проходить в пять этапов:

  1. “Альфа-стабильность”. Все в порядке, люди довольны, система работает.
  2. “Бета-обусловленность”. Мелкие проблемы превращаются в крупные, традиционные решения в новых условиях не работают. Сомнения в дееспособности системы нарастают. Попытки исправить ситуацию посредством более эффективного использования старых методов работы лишь усугубляют проблемы.
  3. “Гамма-ловушка”. Проблемы становятся все более очевидными. Их отрицание – не лучший выход из ситуации. Вам кажется, что лучше подождать и посмотреть, как будут развиваться события, прежде чем действовать. Но действовать нужно именно сейчас. Промедлив, вы можете оказаться в “ловушке”, что приведет к личному, организационному и общественному краху. Восстановление после такого краха будет длительным, если оно вообще возможно.
  4. “Дельта-всплеск”. Избежав “гамма-ловушки”, вы испытаете чувство эйфории. Но вас ждут и другие подводные камни. Изменения могут еще более ухудшить ситуацию либо оказаться поверхностными, и вы начнете соскальзывать назад в “ловушку”.
  5. “Новая альфа-стабильность”. Если преобразования увенчались успехом и вы избежали “гамма-ловушки”, вы оказались на новом этапе развития. Обеспечьте стабильную работу системы, прежде чем цикл начнется заново.

Используйте точную оценку пяти условий успешных перемен и контроль пяти стадий процесса в качестве инструментов, с помощью которых вы поможете людям и коллективам добиться устойчивых преобразований. Действуйте на всех уровнях сразу, принимайте в расчет преимущества, которые дает каждый уровень, и разрабатывайте решения, подходящие для каждого из уровней. Следуйте принципам “вежливости” (проявляйте уважение к другим), “открытости” (слушайте других) и “автократии” (управляйте твердой рукой и смело принимайте на себя ответственность).

Прежде чем вступить на путь преобразований, разберитесь, на каком уровне вы находитесь сейчас и на каком хотите оказаться. Проведите ревизию имеющихся ресурсов и средств для внедрения изменений. Сформулируйте свое видение будущего и поделитесь им с членами своей группы. Разработайте схему работы, охватывающую все действия, влияющие на процесс перемен. Сформируйте команду менеджеров, которая обеспечит поддержку программы на всем протяжении ее выполнения. Контролируйте процесс и координируйте работу людей, осуществляющих изменения. Неуклонно двигайтесь вперед, подыскивая оптимальные решения проблем по мере их возникновения.

Один из наиболее известных бизнес-экспертов в мире. Более 40 лет разрабатывает и совершенствует методологию, призванную усилить эффективность компаний. Автор более 20 книг, переведенных на 26 языков.

С уважением,

Доктор Ицхак Калдерон Адизес,

основатель и СЕО Института Адизеса

Доктор Адизес из Института Адизеса и доктор Бек из «Спиральной динамики» впервые встретились более 20-ти лет назад на мероприятии Организации молодых президентов (Young Presidents Organization - YPO) в Аризоне.

С тех пор Институт Адизеса и группа компаний «Спиральная динамика» сотрудничали и внесли свой вклад в разработку методологий друг друга. По случаю выхода последней книги доктора Бека «Спиральная динамика в действии: Мастер-код человечества» («Spiral Dynamics in Action, Humanity’s Master Code») маг спирали Даррелл Гудден взял интервью у обоих лидеров и идейных мыслителей, чтобы помочь пролить свет на то, как возникло это сотрудничество. Ниже вы можете прочитать отрывки из этой беседы.

Доктор Гудден: Доктор Адизес, каким было ваше первое впечатление от спиральной динамики, как вы пришли к пониманию ее ценности?

Доктор Адизес: Когда я слушал доклад доктора Бека о спиральной динамике и узнал о типологии систем ценностей Клэра Грейвза, я увидел всю силу, которая за этим стоит, и это произвело на меня большое впечатление. Я не знал, как эти знания применить до тех пор, пока в процессе работы с одной компанией у меня не возникли сложности, и я не знал, по какой причине это произошло. Потом меня осенило, что я хотел внести немного красной культуры, красной системы ценностей, потому что компания застряла на месте, и ей необходимо было продвинуться вперед. Но компания и ее основатели имели «зеленую» систему ценностей, по этой причине у меня с ними возникло много противоречий.

Именно тогда я решил, что каждый сотрудник Института Адизеса должен пройти обучение по спиральной динамике. Без спиральной динамики у нас, в самом деле, нет инструментов для полного понимания компании с точки зрения ценностей. И если вы хотите по-настоящему понять компанию и сделать так, чтобы она перешла с одного этапа на другой, т.е. на самом деле изменить ценности, необходимо лучше разбираться в спиральной динамике. Таким образом, это – именно тот момент, когда я начал осознавать, что нам это действительно нужно. Сегодня все сотрудники Института Адизеса оперируют понятиями цветов в спиральной динамике, и мы адаптируемся к тому, как мы ведем себя с нашими клиентами, исходя из их ценностей.

Я вам могу сказать, что это без всяких сомнений повлияло на нашу работу. Я даже добавил концепцию ценностей в некоторые из наших инструментов с тем, чтобы мы могли напрямую обратиться к спирали в нашей работе. Таким образом, мы гарантируем, что мы не пренебрегаем ценностями. Так, спиральная динамика оказала непосредственное влияние на методологию Адизеса.

И когда я понял, что эта была та область, в которой мы были слабыми, я внес изменения, чтобы мы могли лучше понимать потребности клиентов. Мы добавили систему ценностей в процесс диагностики. Теперь, понимая, где находится клиент на спирали, мы можем адаптироваться и изменить свое поведение по отношению к нему. Это был очень важный вклад, и сегодня, всякий раз, когда возникает такая необходимость, наши консультанты могут общаться с точки зрения ценностей благодаря обучению спиральной динамики у доктора Бека.

Доктор Гудден: Доктор Бек, что из методологии Адизеса вы находите полезным в своей практике?

Доктор Бек: (что расшифровывается как объединенные полномочия, власть и влияние) и является чрезвычайно важным аспектом нашей системы, и, конечно, CAPI – это целая система, которая дает представление развития системы в течение жизненного цикла до . Так, благодаря тому, что доктор Адизес много-много лет назад собрал воедино огромное количество литературы, мы подошли к началу процесса, это позволило нам понять направление и траекторию, поэтому я был настолько потрясен. У Адизеса есть конкретный практический подход «без воды». Он дает понимание изменений. И это то, что мне нравится в методологии.

В течение семи лет я вел спортивную колонку Далласских Утренних Новостей, и я написал около семи разных статей об этапах жизненного цикла по Адизесу. Поскольку Национальная футбольная лига переживала период забастовки и не понимала, почему это происходит, мне довелось объяснить модель жизненного цикла футбольным тренерам. Так, мои спортивные поклонники были полны инсайтов доктора Адизеса.

Доктор Гудден: Доктор Бек, не могли бы вы рассказать нам о своей новой книге «Спиральная динамика в действии: Мастер-код человечества», что побудило вас ее написать?

Доктор Бек: Издатель моей первоначальной книги по спиральной динамике позвонил мне и сказал: «Мы хотим продолжение книги». Несмотря на то, что я не хотел возиться с первой книгой, я и правда думал, что мне есть о чем написать: написать практическое руководство с реальными историями и реальными примерами людей. Издатель одобрил эту идею, и я нашел для нее источник финансирования. Так я мог позволить себе написать ее. Когда вышла эта книга, я действительно осмыслил сочетание спиралей и этапов жизненного цикла. И по этой причине я назвал ее «Мастер-код человечества».

Доктор Гудден: Насколько мне известно, вы включили в эту книгу главу о методологии Адизеса. Можете рассказать нам больше о том, почему вы сделали это?

Доктор Бек: Я стал использовать термин «мастер-код», в «Спиральной динамике в действии», мастер-код человеческого общества, потому что я хотел изложить полную картину того, как решать проблемы в больших масштабах, и методология Адизеса является частью этой большой картины. Адизес является частью мастер-кода, потому что он обеспечивает процесс изменений в ходе циклов и уровней зрелости. Это – часть мастер-кода.

Доктор Гудден: Доктор Адизес, что-нибудь скажите напоследок.

Доктор Адизес: Я очень рад тому, что у нас состоялась эта беседа, потому что доктор Бек и я знакомы как минимум 20 лет, и оба сделали карьеру, которая охватывает более 40 лет. Мы знакомы довольно давно. Я всегда весьма ценил его работу, его целеустремленность. Я очень счастлив.

Доктор Гудден: Доктор Бек, ваше заключительное слово.

Доктор Бек: Существует множество примеров того, что мы называем понятием "natural design" (прим. ред.: Под понятием "natural design" Эдвард Бек подразумевает, что переделывать людей под свою компанию и под свой стиль руководства - бессмысленная задача. Изначально необходимо понимать, какие именно люди будут справляться с поставленной задачей естественным для себя образом. Естественность является ключевым моментом. Люди эффективно делают только то, что не противоречит их образу восприятия действительности). Распределение власти и уважение к другим - я думаю, что миллениалы будут этого требовать. Нам придется заново переосмыслить многие наши процессы, поэтому одной из моих целей всегда была цель представить методологию Адизеса более широкой американской аудитории. Потому что я думаю, что пришло время сделать это. И одна из моих не таких уж и тайных целей - сыграть в этом роль. Мне приятно видеть, что происходит в Институте Адизеса, и я думаю, что наша совместная работа отразится на этом.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека