Школьный психолог — основные направления деятельности.

Но в школе трудятся не только учителя. Еще одна интересная профессия, связанная с детьми - школьный психолог. Если учителя занимаются обучением детей, то работа психолога - решение личных проблем ребенка. Обратите внимание на необычный заголовок статьи - так пожелала ее озаглавить сама героиня, и, наверное, это неспроста. Передаем ей слово.

Меня зовут Елена. Работаю детским психологом в обычной средней школе города Симферополя. Мне сорок четыре года. Общий стаж по специальности - чуть больше пятнадцати лет. В период учебы в институте проходила практику в социальной службе в качестве помощника психолога. Отдел занимался кураторством неблагополучных семей, вел сопровождение детей под опекой. Получила диплом, и мне предложили работу уже на постоянной основе в этой же службе. Не могу сказать, что была на седьмом небе от счастья, но за неимением других вариантов согласилась. В период практики столько насмотрелась на сломанные детские судьбы, что временами хотелось поменять специализацию.

Мой опыт работы с проблемными детьми

Отдел занимался не только кураторством, а еще и изъятием детей из семей, в которых родители злоупотребляли спиртным или занимались наркотиками. Попадались и такие, которые жестоко обращались с малышами. Привыкнуть к этим вещам невозможно, но по долгу службы мне первой приходилось общаться с такими детками, для того чтобы комиссия потом вынесла заключительный вердикт. Была в команде тех, кто решал, как дальше поступить с ребенком, жить ему с мамой или в детском доме. Я понимала, что ошибиться в этой ситуации равносильно преступлению. Сумасшедшее бремя ответственности давалось мне, молодой девчонке, очень тяжело.

Никогда не забуду трехлетнего мальчика, которого забирали из ужасной конуры от матери-алкоголички. Он плакал, цеплялся за мать, а она совершенно ничего не понимала, только глазами вращала. Ребенок был в ужасном состоянии, голодный и простуженный. Его отвезли в больницу, а мать скрылась в неизвестном направлении. Позже я узнавала о мальчике - его усыновили спустя год, а горе-родительницу так и не нашли. И таких примеров масса.

Работа школьным психологом

Психолог и ребенок

Когда появилась вакансия психолога в школе, я с радостью согласилась. Зарплату предложили на порядок ниже, но мне было все равно. На тот момент я получала «голую» ставку в пределах тысячи гривен. Раз в квартал могли дать премию. Я с головой окунулась в работу. Поступила заочно в пединститут, так как для работы в школе недостаточно было иметь только медицинское образование.

Преподавательский коллектив принял меня с холодком. Дело в том, что система образования только-только начинала вводить психологическое сопровождение в общеобразовательные школы. Существовала постыдная практика оставлять проблемы, конфликты и прочие неприятности в стенах заведения.

Зачем нужен психолог в школе?

В мои обязанности входило не только общение с детьми, а еще и документальная статистика. Я завожу личное дело на каждого ребенка, нуждающегося в психологической помощи. Зачастую так получается, что в эту категорию попадают дети, причастные к этим самым конфликтам. Раньше это обсуждалось с преподавателями, родителями и по возможности замалчивалось.

Я же обязана была зафиксировать в личном деле каждый факт, для того чтобы составить индивидуальный план работы с этим ребенком. Одним словом, чувствовала себя таким «стукачком». Молодая, принципиальная, не желающая нарушать инструкции. Такой себя воспринимала, ругалась с директором, но выстояла.

Постепенно к моему присутствию привыкли и смирились. Понимание нужности психолога появилось тогда, когда появились первые позитивные результаты. Первыми подружились со мной учителя начальных классов. Адаптация малышей к новой обстановке проходит всегда тяжело. Особо сложно было тем, кто не посещал детские сады. Вот с такими я работала постоянно, деликатно приучая их к социуму. К концу первой четверти домашние детки становились общительными и уже не боялись отвечать на уроках. Были случаи, когда ребенку никак не удавалось преодолеть стресс. Приглашала родителей, и мы совместно вырабатывали стратегию.

Кому нужна помощь детского психолога?

Нередко родители обращаются сами ко мне за помощью. Им тоже сложно войти в новый жизненный этап. Жалуются на то, что совместное выполнение домашних заданий заканчивается детскими слезами, что срываются и не знают, как себя вести. Думаем вместе, ищем линию поведения. Не существует общей рекомендации для всех, дети разные и подход к каждому ребенку индивидуальный. Иногда выясняется, что причиной всех проблем бывает обстановка в семье, публичные скандалы. Стараюсь помочь.

Следующая категория моих «клиентов» - ученики 4-5 классов. В этом возрасте начинают просыпаться лидерские качества, особенно у мальчишек. А как доказать свою значимость, разве только сотворить что-нибудь этакое, на что другие не способны. В таких случаях стараюсь работать на опережение. Провожу беседы, рассказываю всякие случаи из реальной жизни, направляю их неуемную энергию в нужное русло. Родителей особо активных детей приглашаю на , и мы вместе решаем, к чему их привлечь. Часто проблему решает спортивная секция.

С девочками этого возраста работаю несколько в другой плоскости. Они уже стараются нравиться мальчикам и порой совершают глупости. Говорю с ними, как со взрослыми барышнями. Затрагиваем и взрослые темы, деликатно и осторожно. Чуть позже мы работаем в этой области гораздо активнее, но подготовку провожу заранее.


Профессия школьный психолог

С более старшими подростками мы сотрудничаем, как одна команда. Все знаем друг о друге, прошли немало тернистых тропинок. Говорим о будущем, об их предпочтениях в выборе вуза. Пытаемся вместе понять, какая профессия кому ближе. С помощью определяем, в каком направлении учиться дальше. Эта тактика - самая лучшая мотивация, для того чтобы подростки стали серьезно относиться к учебе, вели себя достойно. Стараюсь, чтобы к окончанию школы каждый ребенок твердо знал, чего он хочет и на что способен.

Методическая работа

Получаю огромное удовольствие, когда приходят мои бывшие подопечные, уже будучи студентами, курсантами. Рассказывают о своих успехах или неудачах, делятся проблемами, советуются. Вспоминаем вместе, как краснели в кабинете директора, как плакали и обещали исправиться. В такие моменты мне становится стыдно, что я когда-то хотела оставить профессию, что проявляла слабость. Даже спустя годы, мне продолжают доверять, что может быть большей наградой школьному психологу?

Теперь расскажу о том, что я делала все эти годы, с огромным трудом преодолевая себя. Дело в том, что не каждый может похвастаться двойным подчинением. А я могу. Мной руководят директор школы — в административном отношении и социальная психологическая служба — в методической работе. Все свои действия я должна согласовывать с директором школы, предоставлять перспективное планирование на будущий год, схему психолого-медико-педагогического консилиума. Изучаю бесконечно поступающие приказы, инструкции. Одновременно веду строгую отчетность для психологической службы. Все личные дела проверяет специальная комиссия. На основании всей этой кучи бумаг они определяют мою профпригодность. Еще существует такой методический документ, как «Этический кодекс психолога» . Та самая комиссия решает, соответствую ли я этому кодексу. Порой, пока пройду все эти манипуляции, самой впору обращаться к доктору.

Понимаю, что так, наверное, нужно. Обидно только, что эта волокита занимает львиную долю моего времени. Я могла бы его потратить на детей, на лишний час общения, на тестовую игру или просто на прогулку с моей группой по осеннему парку. Это ребята, которым не очень сладко пришлось в жизни. Я их веду до самого выпуска.

Как изменилась работа в школе после присоединения Крыма к Российской Федерации

После известных событий в Крыму, осваиваю новые требования. Хочу сказать, что не такие уж большие различия в наших образовательных системах. Радует, что на порядок меньше стало бюрократических вопросов, акцент делается непосредственно на работе психолога. Еще один плюс - зарплата моя теперь выросла до 30 тысяч рублей, и я получаю полный социальный пакет, включая медицинскую страховку.

Плюсы и минусы работы с детьми

Никогда не стремилась делать карьеру, хотя были возможности и поступали некоторые предложения. Приглашали в областной отдел по делам детей и молодежи - я отказалась. Учитывая свою нелюбовь ко всякого рода бумагам, я не представляла, как буду сидеть в кабинете и заниматься бюрократией. Для меня важнее живое общение, дети, та атмосфера, в которой мне комфортно. В какой-то период хотела заняться частной практикой, но это так и осталось на уровне планов и мечтаний. До сих пор об этом думаю, хотя знаю, что ничего не получится. Работу не оставлю, а заниматься этим параллельно не хватит ни времени, ни сил. Вот если бы в сутках было хотя бы часов сорок…

Несколько пожеланий тем, кто хочет стать детским психологом. Прежде всего задайте себе вопрос - любите ли вы детей? Если не можете определиться с ответом, то даже не стоит пытаться. Зря потратите время, деньги и личный потенциал. Даже при самых хороших задатках и знании профессии без этой самой любви не получится стать детским психологом, имею в виду - хорошим. Нужно уметь видеть те ниточки, из которых постепенно сплетется прочный мост между вами и малышом. Чтобы достучаться до ребенка, заслужить его доверие, нужно самому раскрыть свое сердце. Только тогда вы сможете реализоваться в этой профессии и получать от нее удовольствие.

Психологическая служба давно уже есть в каждой школе. Но ее деятельность до сих пор для многих педагогов – загадка. Автор этой статьи, методист психологической лаборатории, активно взаимодействующей с учителями и завучами, расскажет об основных направлениях деятельности психолога в школе.

Психолог и школа

Во время семинаров или тренингов для учителей я неоднократно слышала вопросы: «Скажите, а наш школьный психолог это может?», «А чем психолог мне может помочь в такой ситуации?..»

Деятельность школьного психолога организуется по двум направлениям . Первое направление – плановое . Это те виды работы, которые закладываются заранее: мониторинг, профилактические занятия, выступления на родительских собраниях. Однако невозможно предугадать, какие сложные ситуации возникнут в школе в течение учебного года. Поэтому второе направление работы школьного психолога – это работа по запросу , то есть в ответ на появляющиеся у учащихся сложности, причем сам психолог непосредственно об этих трудностях узнать не может. Даже в маленькой школе специалисту, не ведущему уроки, не решающему с детьми организационные вопросы, невозможно немедленно понять, что в классе возникла какая-то проблема, а уж в большой школе – тем более.

Безусловно, первый, кто сталкивается с детскими трудностями, – классный руководитель. Поэтому задачу привлечения психолога к работе с ребенком и/или семьей решает чаще всего именно он. И когда классный руководитель понимает, каким образом он может использовать ресурсы психолога, их профессиональное взаимодействие становится более эффективным и продуктивным.

Чем же школьный психолог может помочь классному руководителю?

Работа психолога с классом

Одной из наиболее типичных задач, которые традиционно решает школьный психолог, является фронтальная диагностика (или мониторинг). Помимо неизбежных мониторинговых исследований, обязательных в рамках новых образовательных стандартов, классный руководитель может обратиться к психологу с запросом на какую-то специфическую диагностику, необходимую для решения педагогических задач: выявление эмоционального состояния, тревожности, особенностей мотивации, определение предпочитаемых и отвергаемых учеников в классе. Особый интерес может представлять диагностика личностных и характерологических особенностей детей, которая может помочь педагогу на начальном этапе работы с классом.

Кроме того, школьный психолог может помочь классному руководителю при возникновении трудных ситуаций в классе . Среди таких проблем могут быть конфликты, травля (сейчас это часто называют английским словом «буллинг»), появление отвергаемых детей, низкий уровень сплоченности класса. Психолог может провести углубленную диагностику причин таких проблем, принять участие в разработке системы мер по разрешению трудностей, провести групповые занятия с учениками, если они будут необходимы в данном случае. Умение психолога работать с классом, используя элементы тренинга, проводить различные групповые игры и упражнения можно также задействовать при проведении воспитательных мероприятий, например, тематических классных часов.

Работа с отдельными школьниками

Большую помощь психолог может оказать учителю в работе с отдельными учениками. Наличие у ребенка учебных проблем может быть связано с недостаточным уровнем сформированности психических функций или психологических навыков, причем одни и те же трудности учеников могут иметь самые разные причины. Например, низкая успеваемость может быть вызвана несформированностью учебной мотивации, низким уровнем самоорганизации, высокой утомляемостью, высокой тревожностью. Некоторые из этих причин довольно очевидны, учитель и сам их может увидеть, наблюдая за ребенком. Однако в ряде случаев для выявления того, почему у ребенка имеются затруднения, требуется специальная диагностика. Психолог обладает профессиональными инструментами, позволяющими ему определить специфику сформированности у ребенка тех или иных психологических характеристик и функций: познавательных способностей, личностных особенностей, коммуникативных навыков. Такая диагностика позволяет глубже понять причины проблем учеников и более точно выбрать стратегию поведения по отношению к ним, а также обозначить пути педагогической поддержки.

О видах деятельности школьного психолога рассказывает Барложецкая Наталья Фёдоровна, психолог-консультант в социально-коррекционной сфере, педагог-психолог высшей квалификационной категории

По итогам диагностики психолог может сформулировать рекомендации по развитию этих функций или навыков, а также организовать индивидуальные и групповые занятия, направленные на их формирование. Например, если выяснится, что низкая успеваемость ученика связана преимущественно с несформированностью у него навыков самоорганизации, психолог подскажет родителям способы развития этих навыков у ребенка и (по возможности и по необходимости) будет проводить занятия с ребенком, направленные на развитие этих навыков.

Еще больше сложностей вызывает работа с детьми, у которых проблемное поведение . Зачастую просьба о помощи психолога формулируется приблизительно так: «Поговорите с ним», «Скажите ему», «Объясните ей». Однако крайне редко причиной нежелательного поведения ребенка является именно непонимание им правил и требований школы. В большинстве случаев дети прекрасно знают, что от них требуется, и не делают этого по двум причинам: либо у ребенка опять же не сформированы психические функции, которые обеспечивают выполнение этих требований, либо невыполнение правил является более привлекательным, чем их выполнение (например, позволяет получить больше внимания от взрослых).

Допустим, грубо разговаривает с учителем, хотя великолепно осведомлен, что этого делать нельзя. Причиной этого может быть неумение выражать свое несогласие в корректной форме или же стремление почувствовать свою власть, добившись того, что взрослый выйдет из себя.

Разъяснение может быть эффективно только в том случае, когда ребенок оказался в новой для него ситуации и ему не очень ясно, что происходит и как себя вести, к примеру, в беседе с пятиклассником, которому трудно адаптироваться к условиям средней школы. Во всех остальных случаях объяснять и растолковывать что-либо ребенку бессмысленно. Поэтому чаще всего занятие ребенка с психологом предполагает не объяснение того, как следует себя вести, а определенные игры и упражнения, направленные на формирование необходимых ребенку функций или выражение эмоциональных переживаний. Так что не нужно удивляться, если на вопрос: «Что вы делали с психологом?» – дети отвечают: «Мы играли». Для ребенка встреча с психологом – это действительно прежде всего увлекательная игра.

Поскольку формирование новых навыков и развитие психологических функций – процесс довольно длительный, потребуется некоторое количество занятий, прежде чем их результат будет заметен. Как показывает практика, ожидать видимых изменений в поведении ребенка, занимающегося с психологом, имеет смысл хотя бы после восьми-десяти регулярных занятий.

Каждый классный руководитель сталкивается с необходимостью помогать детям, попавшим в трудные жизненные ситуации и испытывающим сильные чувства. Например, у кого-то из учеников разводятся родители, умер кто-то из близких. Психолог может помочь ребенку выразить свои чувства, подскажет взрослым, как лучше взаимодействовать с ним на таком трудном этапе его жизненного пути.

Работа со взрослыми

Школьный психолог может также оказать большую поддержку классному руководителю в работе с родителями .

Прежде всего, взаимодействие с психологом позволяет более эффективно решать задачи, связанные с повышением психолого-педагогической компетентности родителей. В ходе родительских собраний психолог может познакомить родителей с возрастными особенностями различных периодов развития, обратить их внимание на неэффективные способы воспитания в семье и пути их изменения, показать приемы формирования познавательных характеристик у детей и решить множество других педагогических задач. Психолог также владеет приемами работы с группой, которые он может использовать для разнообразия форм работы с родителями. Помимо новых методов работы на родительском собрании, классный руководитель при участии психолога может реализовать новые формы работы с родителями: родительские клубы, гостиные, лектории.

Большую поддержку психолог может оказать классному руководителю в работе с родителями трудных учащихся или учеников, переживающих трудные жизненные ситуации. В ходе индивидуального консультирования психолог помогает родителю осмыслить трудности, возникающие во взаимодействии с ребенком, увидеть, что сам родитель делает для усугубления или разрешения проблем ребенка, найти новые способы общения с сыном или дочерью. В отличие от беседы с классным руководителем, индивидуальная работа родителя с психологом больше направлена на рефлексию, анализ общения с ребенком, осмысление эффективных и неэффективных стратегий взаимодействия, формулировку рекомендаций. Психологические консультации не заменят работу классного руководителя, но помогут значительно усилить их результативность.

Помимо работы с детьми и родителями, психолог может оказать поддержку самому педагогу . Конечно, школьный психолог не методист, он не подскажет, как лучше спланировать урок или построить воспитательную работу. Но он может помочь учителю провести самоанализ педагогической деятельности, увидеть свои сильные стороны, обратить внимание на недостаточно эффективные способы взаимодействия с детьми и родителями. Наконец, школьный психолог может помочь педагогу в профилактике выгорания: заметить его признаки и найти личные способы сохранения позитивного эмоционального состояния.

Границы возможностей школьного психолога

Однако необходимо понимать, что для решения некоторых проблем как ребенка, так и его родителей требуется длительная регулярная психологическая работа , которая приведет к получению результата только в том случае, если она будет продолжаться несколько месяцев, а то и лет. Школьный психолог такую работу осуществить не может, даже если владеет необходимыми для этого знаниями: это не входит в его функционал. В этом случае индивидуальную работу с ребенком может вести специалист – психолог другого учреждения, например, психолого-медико-социального центра.

Для того чтобы лучше представить себе специфику работы школьного психолога по сравнению с психологами психолого-медико-социальных центров, сопоставим его со школьной медсестрой. Школьная медсестра не лечит хронические заболевания, она оказывает неотложную медицинскую помощь, делает прививки, осуществляет профилактическую работу. Если ребенку нужна специализированная медицинская помощь, она может посоветовать, к какому специалисту лучше обратиться. Роль школьной медсестры в обеспечении здоровья детей очень велика, но никому и в голову не приходит обращаться к ней за рецептом на очки или по поводу больного зуба. То же самое касается психологов: школьный психолог не может разрешить серьезные, глубинные проблемы семьи, для этого нужны посторонние специалисты.

Психолог не может решать задачи, связанные с воспитанием . Он не может научить детей здороваться, ценить дружбу, переобуваться в сменную обувь и так далее. Однако это совсем не значит, что его нельзя привлекать к обсуждению и поиску способов решения воспитательных задач. Психолог может помочь проанализировать, почему не удается эти задачи решить.

Никакая психологическая работа не может сделать так, чтобы ребенок что-то захотел, расхотел или полюбил. Если ребенок не уважает бабушку или не любит читать, занятия с психологом этого не изменят. Даже при том, что в ходе индивидуальной работы у ребенка будут формироваться необходимые функции и навыки, следует содействовать переносу этих новых навыков в повседневную жизнь ребенка и их закреплению. Оказание помощи ребенку требует кооперации всех взрослых, так или иначе взаимодействующих с ним.

Профессиональная этика

Важным условием эффективности психологической помощи является принцип конфиденциальности, который считается также одним из основных этических требований в работе психолога. Информация, полученная школьным психологом, является закрытой. Конфиденциальность позволяет установить контакт с детьми и взрослыми, построить доверительные рабочие отношения. Именно в силу этого принципа ряд документов школьного психолога являются закрытыми или зашифрованными.

Однако не стоит бояться, что психолог не поделится действительно важными сведениями. Те же самые правила профессиональной этики требуют от психолога нарушить принцип конфиденциальности, если ему становится известна информация о том, что существует угроза жизни и здоровью его клиента, будь то ребенок или взрослый, или кого-то из их окружения. В большинстве случаев такие ситуации станут прежде всего известны социальному педагогу и классному руководителю. Если это происходит, классному руководителю важно обсудить с психологом, какие шаги следует предпринять и как в максимально щадящей для ребенка и семьи форме оказать им необходимую помощь.

Конечно, школьный психолог никогда не сможет заменить ни классного руководителя, ни педагога-организатора. У него совершенно другой функционал, другой профессиональный багаж знаний и навыков. Но если учитель этим багажом пользуется, он тем самым значительно облегчает решение многих педагогических задач.

Работа школьного психолога

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни,

увеличением объёма информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

Для более эффективной работы в школе создали социально - психологическую службу, в которую входят психолог и социальный педагог.

Цель службы: гармонизация социально- психологического климата в образовательном учреждении, психологическая помощь участникам образовательного процесса.

1. Оказание комплексной психолого- педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и общении.

2. Помощь в личностном развитии школьников, развитии способности быть личностью(стремлении к самосознанию, умение делать разумный жизненный выбор, умение реализовать свои позитивные качества).

3. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

4. Консультативная и информационно - психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.

Работа социально - психологической службы организовывается по следующим направлениям:

o диагностическая работа;

o коррекционно - развивающая работа;

o консультативно - просветительская работа.

Основные формы и методы службы:

o индивидуальная и групповая работа со школьниками;

https://pandia.ru/text/78/082/images/image003_66.gif" width="553" height="852 src=">

Цель родительского собрания:

Познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период;

Способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.

В школе психологом реализуется программа « Развитие коммуникативных способностей». Данная программа включает 12 тренинговых занятий.

Цель программы: развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, гармонизация межличностных отношений.

Особую актуальность приобретает работа психолога с учениками, оканчивающими начальную школу. Это связано с тем, что на рубеже 4 и 5-х классов учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения.

Переход из начального звена традиционно считается одной из наиболее педагогических сложных проблем.

На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю психологической службе предстоит решать следующие задачи:

o создание условий для успешной адаптации детей в школе;

o повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;

В старшем звене психолог призван помогать учащимся в профильной ориентации профессиональном самоопределении, оказывать поддержку в решении экзистенциональных проблем(самопознание, поиск смысла жизни,

достижение личной идентичности), развитии их временной перспективы, способности к целеполаганию, психосоциальной компетентности.

С этой целью учащиеся нашей школы принимали активное участие проводимой акции добровольцев - профориентаторов «Твой выбор профессии», месячнике профориентации « Старт в профессию».

С самого раннего возраста необходимо направлять ребёнка на жизненный успех, на успешную карьеру. Четкое представление о сути профориентации важно, во - первых для осознанного принятия решения в выборе профессии. Во - вторых, знания о новейших современных профессиях помогут учащимся ориентироваться в современном рынке труда.

С целью профориентации в школе проводились следующие мероприятия:

В начальных классах занятия с элементами игр, беседы о мире профессий;

Для учащихся 7-8 классов- профориентационное занятие «Мир профессий»;

Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут»- для учащихся 9-11 классов;

Анкетирование учащихся;

Организованы встречи с представителями разных вузов:

Санкт-Петербургского филиала института менеджмента и экономики;

Московского автомобильно - дорожного института;

Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова;

Чувашского государственного социального университета;

ПУ №2 г. Канаша;

День открытых дверей в Чувашском государственном педагогическом университете им. ;

Защита портфолио учащихся 9 классов ;

Регулярное обновление стенда профориентации «Мир профессии».

Агрессивность" href="/text/category/agressivnostmz/" rel="bookmark">агрессивность , чрезмерная плаксивость, плохая успеваемость, страхи – всё это лишь симптомы и сигналы, говорящие о том, что с душой ребёнка не всё в порядке.

Глобальная причина проявления всех симптомов - это внутренняя дисгармония. Поэтому все мероприятия помощи человеку должны быть направлены на гармонизацию внутреннего мира личности. Гармоничный человек – Созидатель, дисгармоничный – Разрушитель.

В своей работе применяю сказкотерапию. Ведь задача сказкотерапии - помочь Созидателю одержать внутреннюю победу над Разрушителем. Использую сказки, мифы, легенды. Метафорический язык позволяет говорить с ребятами о любой проблеме. Новая форма работы, позволяющая проводить занятия со всем классом одновременно - это психологический классный час .

Эта форма работы:

o способствует сплочению коллектива;

o закладывает нравственные ориентиры;

o позволяет работать на ценностном уровне;

o стимулирует способность к размышлению;

o развивает ребёнка относительно себя самого;

o проводит профилактику;

o работает на перспективу;

o позволяет работать с большим количеством детей одновременно;

o помогает снять остроту проблемы, а порой полностью решить её за одну встречу с психологом;

o не требует длительной подготовки;

o имеет доступную форму подачи информации;

o даёт возможность работать с разной возрастной категорией.

Такую форму работы, как воспитательный час со сказкой, можно рекомендовать родителям дома в общении со своими детьми.

Особое внимание уделяю проведению тематических классных часов, направленные на психологическое просвещение учащихся. Тематика классных часов разнообразны:

«Кто я? Какой я? Каким я хочу быть?»

Мои «хочу» и мои «надо».

Учимся представлять и фантазировать.

Ум человека. Как его развивать.

Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции.

Мои положительные качества и мои недостатки на чаше весов.

Как научиться радоваться жизни? и др.

Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала. С учащимися проводим тренинги личностного роста. Личностный рост важен для человека не просто сам

по себе, а как способность формировать свою жизненную стратегию.

При личностном росте происходит изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.

Для личностного роста важен сам факт движения.

Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Тренинговые занятия дают учащимся возможность становиться более свободными и ответственными, дружелюбными и открытыми, сильными и творческими и, в конечном итоге, - более зрелыми и способными воспринимать мир не как угрозу, а как условия для своей жизни.

– диагностическое обследование детей. Это дает возможность отследить динамику их развития в процессе обучения. Кроме того, диагностика помогает своевременной коррекции того или иного направления в обучении конкретного ребенка.

Психолог проводит диагностические обследования в нескольких направлениях. Диагностика – это выявление уровня подготовки к школе будущих . Такое исследование позволяет оказать помощь родителям в выборе обучающей программы, которые отличаются концепцией и уровнем сложности.

Диагностическое обследование выпускников проводится в девятом и одиннадцатом классах. Использование профориентированных тестов помогает старшеклассникам определиться с выбором своей будущей профессии.

При необходимости диагностика знаний, умений и навыков школьников проводится в начале и конце учебного года. Так определяется результат обучения каждого ребенка. Кроме того, во время обучения диагностируется психологическое состояние детей в коллективе.

Очень важным является определение эмоционального фона в классе. Своевременная помощь психолога окажется полезной в процессе формирования коллектива.

Мониторинг

Школьный психолог обязан отслеживать обстановку в каждом . В идеале он должен знать семью каждого ученика. Так специалист сможет отследить и предотвратить появление проблемы в учебе школьников.

Посещение уроков также входит в обязанности школьного психолога. Его функция – наблюдение учебного процесса. Не вмешиваясь в ход урока, он делает выводы о том, насколько комфортно детям в процессе обучения. Если возникает проблема с конкретным ребенком, психолог прорабатывает ее с привлечением руководителя и родителей ученика.

Консультирование

Психологическое консультирование – один из эффективных методов работы школьного психолога. Консультации проводятся как со школьниками и их , так и с педагогами школы. Этот метод работы предполагает индивидуальный подход к участникам проблемы.

Консультирование учителей также входит в функции школьного психолога. Своевременная психологическая помощь помогает предотвратить нервные срывы у педагогов.

В зависимости от сложности ситуации, проводится одна или несколько консультаций. Поэтапное решение дает возможность пошагового изучения возникшей проблемы. Результат будет во многом зависеть от того, насколько открыты и честны присутствующие на консультации.

" Овчарова Р.В. - 2-е изд., дораб. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. - 352 с.

В книге представлен конкретный опыт организации психологической службы в школе. Изложены задачи школьного психолога, описаны авторские модели, даны рекомендации по работе с учащимися, учителями, родителями, приводятся адаптированные методики.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА I ТАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. КАКОЙ ПСИХОЛОГ НУЖЕН ШКОЛЕ?

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ В МОРЕ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

I. ДЕТИ НА ШКОЛЬНОМ СТАРТЕ И ЗАБОТЫ ПСИХОЛОГА

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕРВОКЛАССНИКОВ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

2. ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ

ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ПРОГРАММА ИГРОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ

СХЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

3. РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ВСЕХ ФОРМАХ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

СХЕМА ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Глава III РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ

1. ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ И НЕДОСТАТКОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ТИПОВОЕ СОСТОЯНИЕ СЕМЬИ

ОПРОСНИК АСВ (АНАЛИЗ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ)

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИЦ)

2. ОБЩАЯ СХЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

3. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

КОРРЕКЦИОННЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ

УПРАЖНЕНИЕ I ВОСПРИЯТИЕ ЧУВСТВ РЕБЕНКА

УПРАЖНЕНИЕ 2 ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В КОММУНИКАЦИИ РОДИТЕЛЬ - РЕБЕНОК (Как строить Я-сообшение)

УПРАЖНЕНИЕ 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ АКТОВ (РЕЧЕВЫХ СООБЩЕНИЙ) РОДИТЕЛЕЙ, АДРЕСОВАННЫХ РЕБЕНКУ

МЕТОДИКА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ПОДРОСТКАМИ И ЮНОШАМИ

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

ГЛАВА IV ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

1. МЕТОДЫ ПРОФДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ

СХЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМИСЯ

МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»

ТЕСТ Д.ГОЛЛАНДА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТИПА ЛИЧНОСТИ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК «Я ПРЕДПОЧТУ»

ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

КАРТА ИНТЕРЕСОВ (модифицированная методика А.Е.Голомштока)

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ПСИХОЛОГА-ПРОФКОНСУЛЬТАНТА

КАРТА ПЕРВИЧНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ

3. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА

ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ» (для работы с группой в 3-4 человека)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ КЛАССА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3. Твой основной помощник в работе - газета «Школьный психолог» . Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии » и «Психологическая наука и образование »

4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт:

В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе.

Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др.

Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.

В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.

5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:

Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности. Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (про8.

Методики

Я пользуюсь стандартизированными методиками фирмы «Иматон ».

В арсенале у меня есть:

Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе (методика Л.А. Ясюковой)

Диагностика готовности ребенка к обучению в 5– ом классе (методика Л.А.Ясюковой)

Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)

Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса) Диагностика личных качеств (Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера) фориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

Дополнительные материалы:

1. Подборка статей из журнала «Вопросы психологии »:

(доступ к некоторым статьям можно получить , а также с главной страницы сайта журнала)

Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы, 01’1 с.97

Панюкова Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников), 01’2 с.131

Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей, 01’4 с.91

Степанова М. А. Профессия: практический психолог, 01’5 с.80

Шувалов А. В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.66

Ильясов И. И. Личностно-ориентированное образование в школе: миф или реальность?, 01’6 с.133

Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.136

Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов, 92’1 с.74

Белоус В. В., Шульга Т. И. Практическая помощь школьному психологу, 92’1 с.168

Цукерман Г. А. Какая теория нужна школьной психологии?, 93’1 с.114

Еремеев Б. А. Основное содержание мнений о людях у учителей, учащихся, родителей, 93’3 с.119

Мясоед П. А. Теория и практика в работе школьного психолога, 93’4 с.73

Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России, 94’2 с.99

Григорьева М. Н. Практический опыт педологии глазами школьного психолога, 94’3 с.108

Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста., 94’5 с.37

Cавченко Е. А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям, 97’3 с.22

Репкина Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике, 97’3 с.40

Заика Е. В., Лантушко Г. Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников, 97’4 с.58

Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования, 97’5 с.28

Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт, 00’2 с.79

Тихонова И. А. Педагогическое общение в школьной библиотеке: скрытые психологические возможности, 00’4 с.120

Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 01’1 с.47

Мильруд Р. П., Можейко А. В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников, 01’3 с.117

Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 01’5 с.19

Поддьяков А. Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема, 99’1 с.13

Селеверстова Н. Я. Психодиагностика ребенка: за и против, 00’3 с.14 2.

3. См. вложения (архивы файлов) к этой статье (

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека