Сферы жизни общества. Раздел «Политическая сфера

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

представляется несостоятельным господствовавшее ранее представление о развитии социальной структуры российского общества в направлении социальной однородности.

Общая направленность социальной структуры российского общества, являющегося государством с переходным типом экономики, совпадает с общемировыми тенденциями. В России формируется правящий класс (крупные бизнесмены, высшие государственные служащие), складывается класс производственных и непроизводственных работников (рабочие, низшие служащие), а также средний класс (мелкие предприниматели, интеллигенция, служащие среднего звена).

Анализ содержания социальной сферы и тенденций ее развития, характерных для возникающей в современном мире информационной цивилизации, дал основание некоторым исследователям сделать вывод, что со сменной техногенной цивилизации завершится период в истории человечества, связанный с делением общества на классы. Сменяющая ее антропогенная цивилизация, основывающаяся на интеллектуальной деятельности, способствует становлению социально разнообразного бесклассового общества.

4.3. Политическая сфера общества

С общественным разделением труда, формированием частной собственности, образованием классов появляется особая сфера общественной жизни - сфера политики.

Слово «политика » греческого происхождения и означает искусство управления государством. Эта сфера охватывает взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, центральным моментом которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, т.е. отношение к государственной власти. Поскольку эти отношения строятся через определенные учреждения и организации, система учреждений (институтов), регулирующих отношения между социальными общностями с целью сохранения общественной структуры

в интересах правящего класса и общества в целом, составляет политическую сферу (политическую систему). К ней относятся государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения, политические организации.

В современной литературе существует более широкое понимание этой сферы, в которую включают политическое сознание, политические отношения, политические институты и организации и политические действия.

Возникновение политической сферы, ее развитие и функционирование обусловливаются определенными причинами. Самые глубокие корни появления различных организаций связаны с

материально-производственной деятельностьюлюдей. Именно коллективная материально-предметная деятельность, общественный труд потребовали координации совместных усилий, развития начал управления.

Другим объективным фактором появления политических организаций в обществе является потребность регулирования отношений между социальными общностями и внутри них, поскольку этим общностям для реализации их интересов, защиты собственной целостности, налаживания отношений с другими общностями необходимы определенные общественные институты.

Следовательно, политическая сфера – одна из подсистем

общества, обеспечивающая интеграцию всех элементов общества, его существование как целостного организма.

Остановимся на характеристике некоторых элементов этой сферы. Исторически первым и важнейшим политическим институтом, ядром политической системы является государство . Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая характерна для всех этапов истории,

выступая в разных формах и изменяя свое содержание, функции и.т.д.

В истории философской мысли существовали различные теории, объясняющие происхождение государства. Самыми первыми были теократические теории, согласно которым государство возникает в силу божественного установления. Эти теории получили особое развитие в эпоху феодализма.

Но уже в античности появились концепции государства, пытающиеся найти его естественную основу. Так, греческий философ Платон, отождествляя «общество» и «государство», рассматривал возникновение последнего как выражение присущих людям естественных потребностей. Появлением этих потребностей он объяснял возникновение сословий: работников, воинов-стражей и правителейфилософов, высшая добродетель которых – мудрость.

Его последователь Аристотель, в большей степени различая понятия государство и общество, рассматривал государство как высшую форму общения между людьми, подлинной целью которого является всеобщий порядок.

Особенно популярной была теория «общественного договора», предложенная английским философом Т. Гоббсом и развитая французским просветителем Ж.Ж. Руссо. Согласно Т. Гоббсу, исходное естественное состояние общества – «война всех против всех» – сменяется рано или поздно в силу общественного договора гражданским обществом. Страх за свою жизнь в условиях, когда «человек человеку – волк», заставляет людей создать государственную власть и подчиниться ей.

Ж.Ж. Руссо выдвинул идею, что возникновение государства было вызвано появлением частной собственности на средства производства, а также имущественным и социальным неравенством. Государство явилось изобретением богатых, чтобы держать под контролем неимущих, в то время как, по мнению Руссо, оно должно служить порядку. Если же государство злоупотребляет властью, используя ее во вред народу, оно должно быть заменено другим государством, исправно выполняющим свои обязанности. Близких к этим взглядам придерживался Гегель, видя начало государства в насилии.

Согласно современным представлениям, государство – явление историческое . Предпосылки его возникновения можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати, которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на традициях, моральном авторитете старейшин, представляющих всеобщие интересы. Но разделение общества на классы и связанное с этим усложнение общественной жизни необходимо требовали создания особого органа, регулирующего различные функции общества.

С одной стороны, господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе; такой силой и явилось государство, которое возникло как организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны, государство является органом, управляющим делами всего общества, оно возникает из объективной потребности регулировать общественные отношения в интересах всех социальных групп. Следовательно, возникновение государства обусловлено двумя основными причинами:

1) внутриобщественными противоречиями, связанными с разделением общества на противоположные классы;

2) общественными потребностями в выполнении общих дел, поддержании порядка, управлении.

Иначе говоря, государство имеет двойственную природу,что нашло свое проявление в двух рассмотренных ранее подходах (формационном и цивилизационном), и было бы неверно сводить сущность государства исключительно к насилию и подавлению эксплуатируемых, что особенно проявилось в марксизме.

Чтобы полнее раскрыть специфику государства как формационного

и цивилизационного института, необходимо проанализировать его

признаки и функции.

Можно выделить следующие основные признаки государства:

наличие особого слоя людей, занятых управлением, т. е. аппарата чиновников, сбор налогов, издание законов;

публичная власть, т. е. органы политического принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы, разведка и т. д.);

территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления, при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием все население страны.

Эти признаки, взятые в единстве, дают возможность определить, является ли данное общественное образование государством.

Государство выполняет целый ряд функций, которые представляют направления его деятельности и в которых прослеживается переплетение формационных и цивилизационных функций. Основными функциями государства являются: внутренняя (хозяйственно-экономическая, культурно-воспитательная, организационная, управленческая, охрана общественного порядка, идеологическая и др.) ивнешняя (защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны либо военная и политическая экспансия в отношении других государств, развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества государств и т. д.).

Кроме государства важное место в политической сфере общества принадлежит партиям . Их социальной основой являются классы. Партии отражают в своей деятельности положение класса в обществе, его коренные интересы, всю систему его отношений с другими классами, организациями.

Партии могут выражать интересы не всего класса в целом, а какой-то его части, но и для этих партий определение их сущности остается тем же.

Сопоставляя партии с государством, следует иметь в виду, что в государстве выражение интересов класса осуществляется в какой-то мере замаскировано, в партии выражение классового интереса носит более непосредственный характер. Поэтому в определенных условиях партия может выражать классовые интересы более глубоко и выступать как самый важный политический институт класса.

Однако в настоящее время классовые грани между партиями размыты, в них могут быть представлены различные социальные слои. Учитывая эти изменения, партию можно определить как организацию, объединяющую граждан на основе единых политических интересов и целей. Партии отличаются от других объединений тем, что их целью является завоевание власти и в них четко выражена определенная идеология.

Политическая система включает также общественные организации и движения , объединяющие представителей социальных групп и слоев на основе их интересов, которые в отличие от партий не ставят целью участие в деятельности органов государственной власти, а защиту индивидов, малых групп, меньшинств от центральной власти. Вместе с тем они поднимают важные вопросы (экологические, проблемы

здравоохранения и др.) и этим ставят под контроль понятие государственных решений. Эти движения (рабочее, профсоюзное, экологическое и т. п.) является важной частью политической жизни современного общества, превращаясь, по мнению социологов, в решающую движущую силу его развития.

Остановимся на классификации государств как важнейшего элемента политической сферы.

Истории известно множество государств. Чтобы разобраться в этом многообразии и провести их классификацию, используются категории «тип » и «форма » государства.

Тип государства раскрывает его формационный смысл и определяется тем, какому классу (или классам) оно служит, а значит, в конечном счете, – экономическим базисом данного общества. Поэтому можно выделить три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Один и тот же тип государства может существовать в различных формах.

Форма государства – это способ организации, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается:

формой правления (указывает, кому принадлежит верховная власть в стране); существуют две разновидности формы правления: монархия и республика;

формой государственного устройства: подразделяется на унитарные (единое государственное образование), федерацию (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований – штатов, земель и т. п.), конфедерацию (государственноправовые объединения);

политическим режимом, т. е. системой методов осуществления государственной власти, реальным состоянием демократических прав и свобод, отношением органов государственной власти к правовым основам их деятельности.

С точки зрения политического режима государства могут представлять:

а) демократию; б) диктатуру;

Дадим краткую характеристику этим видам режимов. Демократия – это метод осуществления государственной власти,

который основан на следующих принципах: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможность управлять процессами общественной жизни, выборность основных органов власти, верховенство закона, разделение властей, многопартийная система. Демократия – явление историческое. Нет демократии вообще, а есть конкретные ее формы, обусловленные спецификой социальнополитической жизни общества (рабовладельческая, феодальная, буржуазная демократия).

Следует подчеркнуть, что демократия – это форма политической власти, а не отсутствие власти , не анархия. Существуя в условиях разделения общества на классы, демократия неизбежно носит классовый характер и служит реализации господства того класса, в руках которого находятся средства производства и политическая власть. Но классовый характер демократии надо понимать не как полное господство одного класса, а как приоритет одних классов над другими при условии учета их интересов.

Диктатура – форма политического режима, которая основана на неограниченной власти класса или группы людей данного класса. Она характеризуется отсутствием системы разделения властей, значительным ограничением гражданского общества, применением репрессий и террора.

Тоталитарный режим – система насильственного политического господства, характеризующаяся всеобъемлющим вмешательством бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизнь отдельных личностей. Доминирующей формой социальных отношений в условиях тоталитаризма является политика, основанная на прямом насилии, что неизбежно сопровождается милитаризацией общества, господством бюрократии, центристских, волюнтаристских методов управления, игнорированием потребностей и интересов личности.

Авторитарный режим – один из способов осуществления власти, основанный на абсолютной непогрешимости какого-либо авторитета, в крайних своих формах проявившийся в фашизме (культ фюрера). Характеризуются эти режимы полными или частичным отсутствием прав и свобод, запрещением оппозиционных партий и организаций, отказом от

принципа разделения властей, применением политических репрессий. В реальной действительности рассмотренные режимы в «чистом виде» проявляются редко.

Итак, анализ показывает неоднозначность понятия «форма» государства. Этот вывод имеет не только научную ценность, так как вопрос о форме государства – один из важнейших вопросов реальной политики. Вместе с тем категории «тип» и «форма» государства позволяют правильно сориентироваться при оценке того или иного государства, нацеливают на выявление его сущности и тенденций развития, обусловленных формационными и цивилизационными изменениями.

Завершая рассмотрение проблемы классификации государств, следует остановиться на социалистическом государстве как типе государства и особенностях его эволюции. Этот вопрос в современном обществознании остается дискуссионным. Большинство исследователей придерживается той точки зрения, что этот тип государства, разработанный теоретически, на практике не реализовался в силу ряда причин как объективного, так и субъективного характера, которые привели к абсолютизации, к чрезмерному увеличению роли государства и в целом политической системы в жизни общества.

Важнейшие из этих причин:

- сложность и острота внутренних и международных условий в период социалистического строительства, когда сильное сопротивление свергнутых классов и капиталистического мира привело к усилению роли централизованного руководства всеми общественными процессами;

- относительно низкий “стартовый” уровень экономического развития нашей страны, что оправдывало сосредоточение хозяйственного руководства в центре;

- определенная неразвитость культуры общества, в том числе политической, слабость демократических традиций в народных массах, что также способствовало усилению централизованных начал управления;

- отождествление общенародной и государственной собственности, что превратило государство из органа, выражающего интересы трудящихся, в субъект собственности, центральное звено экономической жизни, в определенной степени независящее от народа;

Вульгаризация и догматизация отдельных теоретических положений (об обострении классовой борьбы в социалистическом обществе, о непрерывном возрастании роли государства, его отмирании через укрепление и.т.п.);

Эти и другие причины обусловили деформацию политической системы нашего общества : Это выразилось в отрицании двойственной природы государства, его цивилизационной составляющей и

Сферы общества - это совокупность отношений устойчивого характера между различными социальными объектами.

Каждая сфера общества в себя включает определённые типы деятельности человека (например: религиозные, политические или же образовательные) и сложившиеся отношения между отдельными людьми.

  • социальная (нации, народы, классы, половозрастные группы и другие);
  • экономическая (производительные отношения и силы);
  • политическая (партии, государство, движения общественно-политические);
  • духовная (мораль, религия, искусство, наука и образование).

Социальная сфера

Сфера социальная - это совокупность отношений, предприятий, отраслей и организаций, связанных и определяющих уровень и жизнь общества и его благосостояния. К этой сфере прежде всего относят сверу услуг - культура, образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, общественное питание, пассажирский транспорт, коммунальное обслуживание, связь.

Понятие "сфера социальная" имеет разные значения, но все они связаны между собой. В социологии - это сфера общества, которая в себя включает разные социальные общности и тесные связи между ними. В политологии и экономике - это совокупность отраслей, организаций и предприятий, задача которых состоит в повышении уровня жизни общества.

Эта сфера в себя включает разные социальные общества и отношения между ними. Занимая определённую позицию в обществе, человек входит в разные общности.

Экономическая сфера

Сфера экономическая - это совокупность отношений между людьми, возникновение которых обусловлено созданием и перемещением различных материальных благ; это область обмена, производства, потребления и распределения услуг и товаров. Способ производства и распределение материальных благ - это главный фактор, который определяет специфику

Главная задача этой сферы общества состоит в решении таких вопросов, как: "что, как и для кого производить?" и "как согласовать процессы потребления и производства?".

Структура экономической сферы жизни общества состоит из:

  • - рабочая сила (люди), орудия и предметы трудовой жизни;
  • производственных отношений - это производство товара, его распределение, дальнейший обмен или потребление.

Политическая сфера

Сфера политическая - это отношения людей, которые прежде всего связаны непосредственно с властью и занимаются обеспечением совместной безопасности. Можно выделить следующие элементы политической сферы:

  • политические институты и организации - революционные группы, президентство, партии, парламентаризм, гражданство и другое;
  • политические коммуникации - формы и связи взаимодействия между различными участниками политического процесса, их отношения;
  • политические нормы - моральные, политические и правовые нормы, традиции и обычаи;
  • идеология и политическая культура - идеи политического характера, политическая психология и культура.

Духовная сфера

Это область нематериальных и идеальных образований, которые в себя включают различные ценности и идеи религии, морали и искусства.

Структура этой сферы общества в себя включает:

  • мораль - система идеалов, нравственных норм, поступков и оценок;
  • религию - различные формы мировоззрения, которые основаны на вере в силу Бога;
  • искусство - духовная жизнь человека, художественное восприятие и освоение мира;
  • образование - процесс обучения и воспитания;
  • право - нормы, которые поддерживает государство.

Все сферы жизни общества тесно между собой взаимосвязаны

Каждой сфере присуща самостоятельность, но вместе с тем любая из них находится в тесном взаимодействии с остальными. Границы между сферами общества прозрачны и размыты.

Политической сфере принадлежит весьма важная роль в жизни общества. Если рассматривать ее в сопоставлении с материально-производственной и социальной сферами, то она раскрывает новые, важные грани общества. Концентрируя в себе экономику общества, интересы различных общностей, политическая сфера предстает как сфера управления обществом. На какой бы стадии ни оказалось общество, его жизнь, развитие не осуществляются без определенного сознательно управляющего начала. Обществу присущи всегда и везде определенные формы управления. Сами эти формы в различные периоды общественной истории имеют разную степень развитости. На определенном этапе эти формы управления образуют систему общественных институтов управления, включающую в себя самые различные органы. Совокупность этих институтов общественного управления отражается в категории политической сферы общества.

Политическая сфера общества – это целостная система институтов общественного управления и самоуправления, подчиняющаяся своим специфическим законам. Социальная философия изучает законы складывания форм, видов, типов и т.д. политического управления, связь их друг с другом, образование целостной системы политического управления, законы ее развития, функционирования, место политического управления в обществе и некоторые другие вопросы.

Поскольку в обществе самой важной является материально-производственная деятельность, то именно она впервые потребовала развития определенных начал управления, координации совместных усилий. Кроме того, в обществе на определенном этапе складываются различные общности, формируются многообразные отношения между ними. Причем, у этих общностей свои потребности, интересы, которые они стремятся проводить в жизнь, и зачастую эти интересы противоположные и даже антагонистические. Перед обществом встает задача управлять не только трудовыми процессами, но и отношениями между группами людей. Возникла потребность в организациях, которые бы координировали, направляли всю сложнейшую систему общественных отношений. И эти организации (институты), которые явились специфическими формами управления людьми, появились и послужили основой формирования политической сферы общества.

Итак, производственная, трудовая деятельность общества – и соответственно необходимость управлять общественными процессами производства, и социальная жизнь общества – и соответственно необходимость управлять людьми, их отношениями – вот два фактора, которые объясняют происхождение и сущность политических институтов в обществе.

Политические институты являются основными элементами политической сферы общества. К числу важнейших политических институтов относятся: государство, политические партии, общественные объединения, союзы, а также группы давления (лоббистские группы), средства массовой информации, церковь и другие общественные институты, выражающие интересы различных групп людей и оказывающие все возрастающее влияние на развитие и функционирование современного общества. Политические институты, их взаимосвязи образуют политическую систему общества.

Государство. Самым древним и развитым политическим институтом является государство. Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, ему присущи властные функции и полномочия, распространяющиеся на все общество. В руках государства сосредоточены главные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории.

Можно выделить основные признаки государства, которые более детально раскрывают его сущность и центральное место в политической системе общества.

1. Публичная власть, т.е. особый аппарат политического управления. Это объединение людей, профессионально занятых политико-управленческой деятельностью. Это система органов и учреждений (законодательных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции государственной власти.

2. Территория, очерчивающая границы государства, и территориальное деление общества, обеспечивающее удобства управления.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех, обладает государство.

4. Система права. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории, чего не может себе позволить ни один другой политический институт общества.

5. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Для выполнения функции принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

6. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

7. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, членство в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

В истории общества сложились две основных формы правления в государстве: монархия и республика. Форма правления – это способ организации высшей государственной власти, правовое положение и соотношение высших органов государственной власти.

Монархия – форма правления, характеризующаяся наследственным принципом передачи власти. Монархия бывает абсолютной (власть полностью сосредоточена в руках монарха) и конституционной (ограниченная, а то и просто номинальная власть монарха).

Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Выделяются три основных разновидности республиканской формы правления:

- президентская республика, в которой верховная власть принадлежит президенту, он является главой государства и исполнительной власти; самостоятельно формирует правительство, которое ответственно перед ним;

- парламентская республика, в которой реальная власть принадлежит парламенту, правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте, решающая роль в управлении принадлежит главе правительства (премьер-министру);

- полупарламентская республика, в которой президент (глава государства) избирается независимо от парламента путем всеобщего голосования, правительство несет ответственность перед парламентом.

Помимо форм правления, различают формы государственного устройства. Форма государственного устройства – это внутритерриториальная организация (структура) государства. В настоящее время встречаются три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью.

Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т.п.), наделенные определенными правами, сопоставимыми с правами центра; субъект федерации, как правило, лишен политического суверенитета, то есть права самостоятельного выхода из состава федерации.

Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств.

Государства характеризуются также политическими режимами. Политический режим – это используемая государством система методов и средств осуществления политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности в данном обществе. Выделяют три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный режим (тоталитаризм) характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, их жесткой регламентацией (как правило, на основе какой-либо идеологии) и преимущественно репрессивными методами управления и принуждения.

Авторитарный режим (авторитаризм) можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Режим может не прибегать к массовым репрессиям, но обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

Демократический режим (демократия) характеризуется либеральными методами управления (опорой на убеждение, а не принуждение), соблюдением прав и свобод человека, политическим плюрализмом. К важнейшим признакам демократического режима относится выборность органов власти и ее регулярная сменяемость, стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

Гражданское общество - сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений, которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок. Гражданское общество формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом (конституцией) и призванное обеспечить реализацию прав и свобод личности. Родоначальником теории правового государства считается английский философ Нового времени Дж.Локк. Признаки правового государства : 1)верховенство закона во всех сферах жизни общества; 2) равенство всех перед законом, 3)гарантии прав и свобод личности, защита человека от любого произвола власти, 3)взаимная ответственность государства и личности; 4)принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную, 5) наличие гражданского общества, развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, их уважение к закону. Процесс формирования правового государства длительный и болезненный, необходимо с раннего детства формировать у граждан уважение к закону, понимание необходимости соблюдения закона как гаранта и основы благополучия членов общества.

Мы рассмотрели государство как важнейший политический институт общества. Политическая сфера общества базируется на государстве, а также других политических институтах, которые входят в политическую систему общества. Но политическая сфера общества – явление многокачественное и может быть структурирована по разному. Так, нередко в политической сфере вычленяют: субъекты политики, политические отношения, политическую деятельность, политическое сознание, политическую культуру . И это правильно, это позволяет понять, что политическая сфера в целом – это не просто совокупность политических структур, а форма бытия общественного субъекта, его осознанная деятельность, его отношения. Исследование политических институтов (партий, общественных движений, союзов и т.д.), других элементов политической сферы, а также политики в целом как сложного социального явления выступает основной задачей науки политологии.

Социальная философия, не подменяя политологии, рассматривает политическую реальность под определенным углом зрения – как особую сферу общества, имеющую свою специфику в сравнении с другими сферами. Политическая сфера – это сфера управления обществом, в этом ее качественная определенность, отличие от материально-производственной и социальной сфер. Если в материально-производственной сфере раскрывается трудовая деятельность человека, выявляется его облик как создателя, работника, а в социальной сфере жизнедеятельность общества раскрывается со стороны общностей и человек рассматривается в аспекте включенности его в различные общности как общественное, коллективистское существо, то в политической сфере общество предстает как система организаций (институтов), осуществляющих общественное управление, а человек раскрывается со стороны его управленческих функций.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека