Русско-индейская война в русской америке. Русские индейцы

Русские индейцы.

При въезде в Нинилчик у края дороги стоит доска. На ней написано по-русски "привет", а затем по-английски: "Меня зовут деревня Нинилчик. Меня основали в начале XIX века русские креолы, алеуты и индейцы. Моих детей зовут Квасникофф, Осколкофф, Комкофф и Астрогин. Они были охотниками и трапперами и надеялись найти свою собственную родину".

На холме над городком возвышается православная церковь Преображения. Здесь и нашли новую, "свою собственную родину" Квасниковы.

Когда на некотором географическом пространстве сталкиваются несколько разных народов, разных культур, часто происходит некое смешение или же, говоря языком научным, креолизация. Возникает новая группа людей, чьи корни уходят в разные стороны, в разные народы.

В истории русской миграции таких моментов было мало. Но все же - были. В первой половине XIX века русские поселенцы добрались до Аляски, до Северной Америки. Имперские администраторы, торговцы, ремесленники, миссионеры, рыбаки, расселились они в основном по побережью от Алеутских островов до Ситки.

Алеутка Аграфена Петровна.

Русских людей на Аляске было мало, и приезжали туда в основном мужчины. Приехав, женились на местных девушках, обращая их при этом в православие.

В 1841 г. Российская Американская Компания построила на Кенайском полуострове дом на три семьи, баню и коровник. Все три семьи оттуда быстро разъехались, но через несколько лет, в 1847 году некий Григорий Квасников, его жена Мавра и их девять детей переехали с острова Кодьяк в полузаброшенный Нинилчик.

Григорий Квасников был православным миссионером из Подмосковья. Его жена Мавра - одной из первых русских креолов Аляски. Ее отец Ефим Расторгуев женился на алеутской женщине Аграфене Петровне и родил с ней Мавру.

Квасниковы в Нинилчике основались прочно: до сего дня практически все жители местечка их потомки. С течением времени они переженились с индейцами племени Денайна и считают себя индейцами русского происхождения. Живут потомки Квасниковых не только в Нинилчике, но и по всей Аляске - в общей сложности, около трех тысяч человек. И называют себя, в честь своей алеутской прародительницы Аграфены Петровны, детьми Аграфены. К детям Аграфены присоединились еще несколько русскоязычных мигрантов. В 1850 году туда в Нинилчик переселился якут Петр Осипов. Еще через год в деревню приехал кузнец по фамилии Острогин.

Как русские американцами стали.

В 1867 году Россия продала Аляску Америке, но русские корни индейцев-креолов Нинилчика продолжали давать побеги. Русская школа там была построена в 1896 году. Православная церковь в 1901-м. По-русски здесь говорили примерно до 50-х годов XX века. Но со временем американские власти заметили существование этой деревни и открыли там школу, в которой преподавание, само собой, велось по-английски. По-русски детям в школе говорить запрещалось, так как в те времена считали, что свободное владение непонятными языками помешает детям стать полноценными американцами. Русский язык понемногу вышел из обращения и на сегодняшний день практически исчез. Народ перешел на английский. Но на английский своеобразный.

В нем до сих пор полно слов русского происхождения, вроде "adyshka (одышка)", "pavarnya (коптильня для копчения рыбы)", "bales (болезнь)", "agroda (изгородь)", "parock (порог)", "piribannick (предбанник)", "vyshka (второй этаж)", "leplyushki (жареный хлеб)", "skotnick (хлев)" и даже "mastalyga (суп из костей лося)".

По-русски в Нинилчике сейчас говорят только некоторые старики. Иногда молодежь изучает язык предков в колледже.

Освоение земель Аляски русскими колонистами началось в конце XVIII века. Продвигаясь на юг вдоль материкового побережья Аляски в поисках более богатых промысловых угодий, русские партии охотников на морского зверя постепенно приближались к территории, заселённой Тлинкитами – одним из наиболее могущественных и грозных племён Северо-Западного побережья.

Русские называли их Колошами (Колюжами). Имя это происходит от обычая тлинкитских женщин вставлять в разрез на нижней губе деревянную планку – калужку, отчего губа вытягивалась и отвисала. «Злее самых хищных зверей», «народ убийственный и злой», «кровожаждущие варвары» – в таких выражениях отзывались о Тлинкитах русские первопроходцы.

И на то у них были свои причины.

К концу XVIII в. Тлинкиты занимали побережье юго-восточной Аляски от залива Портленд-Канал на юге до залива Якутат на севере, а также прилегающие острова архипелага Александра.

Страна Тлинкитов делилась на территориальные подразделения – куаны (Ситка, Якутат, Хуна, Хуцнуву, Акой, Стикин, Чилкат и др.). В каждом из них могло быть несколько крупных зимних деревень, где проживали представители различных родов (кланов, сибов), принадлежавших к двум большим фратриям племени – Волка/Орла и Ворона. Эти кланы – Киксади, Кагвантан, Дешитан, Тлукнахади, Текуеди, Нанъяайи и т. д. – нередко враждовали между собой. Именно родовые, клановые связи и были наиболее значимыми и прочными в тлинкитском обществе.

Первые столкновения русских с тлинкитами датируются 1741 годом, позже также происходили небольшие стычки с применением оружия.

В 1792 году на острове Хинчинбрук произошёл вооружённый конфликт с неопределённым результатом: глава партии промышленников и будущий правитель Аляски Александр Баранов едва не погиб, индейцы отступили, но русские не решились закрепиться на острове и также отплыли на остров Кадьяк. Тлинкитские воины были одеты в плетёные деревянные куяки, лосиные плащи и звероподобные шлемы (по-видимому, из черепов животных). Вооружены индейцы были преимущественно холодным и метательным оружием.

Если при нападении на партию А. А. Баранова в 1792 г. Тлинкиты ещё не применяли огнестрельного оружия, то уже в 1794 г. у них было множество ружей, а также приличные запасы боеприпасов и пороха.

Мирный договор с индейцами острова Ситки

Русские в 1795 году появляются на острове Ситка, которым владел клан тлинкитов киксади. Более тесные контакты начались с 1798 года.

После нескольких мелких стычек с небольшими отрядами киксади, которые возглавлял молодой военный вождь Катлеан, Александр Андреевич Баранов заключает договор с вождем племени киксади, Скаутлельтом о приобретении земли для строительства фактории.

Скаутлельт крестился, и его имя стало Михаил. Баранов был его кресным отцом. Скаутлельт и Баранов договорились об уступке киксади русским части земель на берегу и строительстве небольшой фактории в устье речушки Старригавань.

Союз между русскими и киксади был выгоден обеим сторонам. Русские покровительствовали индейцам и помогали им в защите от других враждующих племен.

15 июля 1799 года русские начали строительство форта «Святого Архистратига Михаила», теперь это место называется Старая Ситка.

Тем временем племена киксади и дешитанов заключили перемирие – вражда между индейскими кланами прекратилась.

Опасность для киксади исчезла. Слишком тесная связь с русскими становится теперь чересчур обременительной. И киксади, и русские почувствовали это весьма скоро.

Тлинкиты из других кланов, посещавшие Ситку после прекращения там военных действий, насмехались над её жителями и «хвалились свободою своей». Крупнейшая размолвка произошла на Пасху, однако, благодаря решительным действиям А.А. Баранова, кровопролития удалось избежать. Однако, 22 апреля 1800 г. А.А. Баранов отбыл на Кадьяк, оставив в новой крепости начальствующим В.Г. Медведникова.

Несмотря на то, что тлинкиты имели богатый опыт общения с европейцами, отношения между русскими поселенцами и аборигенами всё более обострялись, что привело, в конечном итоге, к затяжной кровавой войне. Однако, такой результат отнюдь не был всего лишь нелепой случайностью или же последствием происков коварных иностранцев, как не были эти события порождены и единственно природной кровожадностью «свирепых колошей». На тропу войны тлинкитские куаны вывели иные, более глубокие причины.

Предпосылки войны

У русских и англо-американских торговцев была в здешних водах одна цель, один главный источник прибыли - пушнина, мех каланов. Но средства достижения этой цели были различны. Русские сами добывали драгоценные меха, посылая за ними партии алеутов и основывая в районах промысла постоянные укреплённые поселения. Скупка шкур у индейцев играла второстепенную роль.

Прямо противоположно поступали, в силу специфики своего положения, британские и американские (бостонские) торговцы. Они периодически приходили на своих кораблях к берегам страны тлинкитов, вели активную торговлю, закупали пушнину и уходили, оставив индейцам взамен ткани, оружие, боеприпасы, спиртное.

Российско-Американская компания не могла предложить тлинкитам практически ничего из этих, столь ценимых ими, товаров. Действующий среди русских запрет на торговлю огнестрельным оружием, толкал тлинкитов к ещё более тесным связям с бостонцами. Для этой торговли, объём которой постоянно возрастал, индейцам требовалось всё больше и больше мехов. Однако русские своей деятельностью мешали тлинкитам торговать с англосаксами.

Активный промысел калана, который вели русские партии, был причиной оскудения природных богатств края, лишал индейцев их основного товара в сношениях с англо-американцами. Все это не могло не отразиться на отношениях индейцев к русским колонистам. Англосаксы активно подогревали их враждебность.

Ежегодно около пятнадцати иностранных судов вывозили из владений РАК 10-15 тысяч каланов, что равнялось четырехлетнему русскому промыслу. Усиление русского присутствия грозило им лишением прибылей.

Таким образом, хищнический промысел морского зверя, который развернула Российско-Американская компания, подрывал основу экономического благосостояния тлинкитов, лишая их главного товара в выгодной торговле с англо-американскими морскими торговцами, чьи подстрекательские действия послужили своеобразным катализатором, ускорившим развязывание назревавшего военного конфликта. Необдуманные и грубые поступки русских промышленных послужили толчком к объединению тлинкитов в борьбе за изгнание РАК со своих территорий.

Зимой 1802 г. в Хуцнуву-куане (о.Адмиралти) состоялся великий совет вождей, на котором было принято решение о начале войны против русских. На совете был разработан план военных действий. Было намечено с наступлением весны собрать воинов в Хуцнуву и, выждав ухода с Ситки промысловой партии, напасть на форт. Партию же намечалось подстеречь в Погибшем проливе.

Военные действия начались в мае 1802 г. с нападения в устье р.Алсек на Якутатскую промысловую партию И.А. Кускова. Партия насчитывала 900 туземных охотников и более десятка русских промышленных. Атака индейцев после нескольких дней перестрелки была успешно отражена. Тлинкиты, видя полную неудачу своих воинственных планов, пошли на переговоры и заключили перемирие.

Восстание тлинкитов – уничтожение Михайловского форта и промысловых партий русских

После того, как из Михайловского форта ушла промысловая партия Ивана Урбанова (около 190 алеутов), на Ситке осталось 26 русских, шестеро «англичан» (американских матросов на службе у русских), 20-30 кадьякцев и около 50 женщин и детей. Небольшая артель под началом Алексея Евглевского и Алексея Батурина 10 июня отправилась на охоту к «дальнему Сиучьему камню». Прочие обитатели поселения продолжали беспечно заниматься своими повседневными делами.

Индейцы атаковали одновременно с двух сторон - из леса и со стороны залива, приплыв на боевых каноэ. Этот поход возглавлял военный вождь киксади, племянник Скаутлельта, молодой вождь – Катлиан. Вооруженная толпа тлинкитов, насчитывавшая около 600 человек под командованием вождя ситкинцев Скаутлелта окружила казарму и открыла сильный ружейный огонь по окнам. На призывный крик Скаутлелта из-за мыса бухты вышла огромная флотилия боевых каноэ на которых находилось не менее 1000 индейских воинов, немедленно присоединившихся к ситкинцам. Вскоре заполыхала крыша казармы. Русские пытались отстреливаться, но не могли противостоять подавляющему превосходству нападавших: двери казармы были вышиблены и, несмотря на прямой огонь пушки, стоявшей внутри, тлинкитам удалось проникнуть внутрь, перебить всех защитников и разграбить хранившиеся в казарме меха

Существуют различные версии участия англосаксов в развязывании войны.

Ост-индский капитан Барбер высадил в 1802 году на острове Ситка шесть матросов якобы за бунт на корабле. Их взяли на работу в русский город.

Подкупив индейских вождей оружием, ромом и безделушками, за время долгой зимней стоянки в деревни тлинкитов, посулив им дары, если они прогонять русских со своего острова и пригрозив не продавать ружья и виски, Барбер сыграл на честолюбии молодого военного вождя Катлеана. Ворота форта открыли изнутри американские матросы. Итак, естественно, без предупреждений и объяснений индейцы напали на крепость. Все защитники, включая женщин и детей, были убиты.

По другой версии реальным же подстрекателем индейцев следует считать не англичанина Барбера, а американца Каннингема. Он, в отличие от Барбера и матросов оказался на Ситке явно не случайно. Есть версия, что он был посвящён в замыслы тлинкитов, а то и участвовал непосредственно в их разработке.

То, что виновниками Ситкинской катастрофы будут объявлены иностранцы было предопределено изначально. Но причины того, что главным виновником был тогда признан англичанин Барбер кроются, вероятно, в той неопределённости, в какой пребывала в те годы российская внешняя политика.

Крепость была полностью разрушена, а все население истреблено. Там до сих пор ничего не строят. Потери для Русской Америки были значительны, два года Баранов собирал силы для того, чтобы вернуться в Ситку.

Весть о разгроме крепости Баранову привез английский капитан Барбер. У острова Кадьяк он выставил 20 пушек с борта своего корабля - «Юникорн». Но, побоявшись связываться с Барановым, ушел на Сандвичевы острова - торговать с гавайцами добром, награбленным в Ситке.

Через день индейцы уничтожили почти целиком маленькую партию Василия Кочесова, возвращавшуюся в крепость с промысла сивучей.

Тлинкиты питали особую ненависть к Василию Кочесову, знаменитому охотнику, известному среди индейцев и русских, как непревзойденно меткий стрелок. Тлинкиты называли его Гидак (Gidak), что происходит, вероятно, от тлинкитского имени алеутов, чья кровь текла в жилах Кочесова - giyak-kwaan (мать охотника была родом с островов Лисьей гряды). Заполучив, наконец, ненавистного стрельца в свои руки, индейцы постарались сделать его смерть, как и смерть его товарища, как можно более мучительной. По словам К.Т.Хлебникова, «варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов … не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях»

В том же 1802 году: была выслежена индейцами Промысловая Ситхинская партия Ивана Урбанова (90 байдарок) в проливе Фредерик и атакована в ночь с 19 на 20 июня. Затаившись в засадах, воины куана Кэйк-Кую ничем не выдавали своего присутствия и, как писал К.Т.Хлебников, «начальники партии не примечали ни неприятностей, ни повода к неудовольствиям … Но сия тишина и молчание были предвестниками жестокой грозы». Индейцы атаковали партовщиков на ночлеге и «почти на повал истребили их пулями и кинжалами». В резне погибло 165 кадьякцев и это было не менее тяжелым ударом по русской колонизации, чем уничтожение Михайловской крепости.

Возвращение русских в Ситку

Затем наступил 1804 год – год возвращения русских на Ситку. Баранов узнал, что из Кронштадта вышла в море первая русская кругосветная экспедиция, и с нетерпением ожидал прихода «Невы» в Русскую Америку, занимаясь в то же время строительством целой флотилии кораблей.

Летом 1804 г. правитель русских владений в Америке А.А. Баранов отправился к острову со 150 промышленниками и 500 алеутами на своих байдарках и с кораблями «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав».

А.А. Баранов приказал русским кораблям расположиться напротив селения. Целый месяц он вел переговоры с вождями о выдаче нескольких пленных и возобновлении договора, но все было безуспешно. Индейцы перешли из своей старой деревни в новое поселение в устье Индейской Реки.

Начались военные действия. В начале октября к флотилии Баранова присоединился бриг «Нева», которым командовал Лисянский.

После упорного и длительного сопротивления от колош явились парламентеры. После переговоров все племя ушло.

Новоархангельск – столица Русской Америки

Баранов занял опустевшее селение и разрушил его. Здесь была заложена новая крепость – будущая столица Русской Америки – Ново-Архангельск. На берегу залива, там, где стояла старая индейская деревня, на возвышении, было построено укрепление, а потом и дом Правителя, который так и называли индейцы – Замок Баранова.

Только осенью 1805 года, было вновь заключено соглашение между Барановым и Скаутлельтом. В качестве даров были преподнесены бронзовый двуглавый орел, Шапка мира, сделанная русскими по образцу тлинкитских церемониальных шляп, и синий халат с горностаями. Но еще долго русские и алеуты опасались углубляться в непроходимые дождевые леса Ситки, это могло стоить им жизни.
Новоархангельск с августа 1808 г. стал главным городом Русско-Американской компании и административным центром русских владений на Аляске и оставался им до 1867 г., когда Аляска была продана США.

В Новоархангельске стояли деревянная крепость, судостроительная верфь, склады, казармы, жилые дома. Здесь проживало 222 русских и свыше 1 тыс. туземцев.

Падение русского форта Якутат

20 августа 1805 года воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан сожгли Якутат и перебили остававшихся там русских. Из всего населения русской колонии в Якутате в 1805 г. погибло, по официальным данным, 14 русских «и с ними ещё много островитян», то есть союзных алеутов. Основная же часть партии вместе с Демяненковым была потоплена в море налетевшей бурей. Тогда погибло около 250 человек. Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжелым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки.

Таким образом, вооруженные действия тлинкитов и эяков в 1802-1805 гг. значительно ослабили потенциал РАК. Прямой финансовый ущерб достигал, видимо, не менее полумиллиона рублей. Все это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки. Индейская угроза и в дальнейшем сковывала силы РАК в районе арх. Александра и не позволяла приступить к систематической колонизации Юго-Восточной Аляски.

Рецидивы противостояния

Так, 4 февраля 1851 г. индейский военный отряд с р. Коюкук напал на селение индейцев, живших у русской одиночки (фактории) Нулато на Юконе. Атаке подверглась и сама одиночка. Однако нападавшие были с уроном отбиты. Потери были и у русских: погиб начальник фактории Василий Дерябин и были смертельно ранены служащий компании (алеут) и английский лейтенант Бернард, прибывший в Нулато с британского военного шлюпа «Энтерпрайз» для поисков пропавших участников третьей полярной экспедиции Франклина. Той же зимой тлинкиты (ситкинские колоши) устроили несколько ссор и драк с русскими на рынке и в лесу близ Новоархангельска. В ответ на эти провокации главный правитель Н. Я. Розенберг объявил индейцам, что в случае продолжения беспорядков он распорядится вообще закрыть «колошенский рынок» и прервёт с ними всякую торговлю. Реакция ситкинцев на этот ультиматум носила беспрецедентный характер: утром следующего дня они предприняли попытку захватить Новоархангельск. Часть из них, вооружившись ружьями, засела в кустах у крепостной стены; другая, приставив заранее заготовленные лестницы к деревянной башне с пушками, так называемой «Колошенской батарее», едва не овладела ею. К счастью для русских, часовые были начеку и вовремя подняли тревогу. Подоспевший на помощь вооружённый отряд сбросил вниз трёх уже влезших на батарею индейцев, а остальных остановил.

В ноябре 1855 г. произошёл ещё один инцидент, когда несколько туземцев захватили Андреевскую одиночку в нижнем течении Юкона. В это время здесь находились её управляющий - харьковский мещанин Александр Щербаков и двое служивших в РАК работников-финнов. В результате внезапного нападения байдарщик Щербаков и один рабочий были убиты, а одиночка разграблена. Оставшемуся в живых служащему РАК Лаврентию Керянину удалось бежать и благополучно добраться до Михайловского редута. Немедленно была снаряжена карательная экспедиция, которая разыскала скрывавшихся в тундре туземцев, разоривших Андреевскую одиночку. Они засели в бараборе (эскимосской полуземлянке) и отказывались сдаваться. Русские вынуждены были открыть огонь. В результате перестрелки пятеро туземцев были убиты, а одному удалось бежать.

РУССКИЙ ИНДЕЕЦ Большой Волк променял США на владимирскую глубинку и собирается встать на тропу импортозамещения … - Джастина-то? Кто же в Славцево не знает Джастина? - отвечает местная бабушка, у которой мы остановились спросить дорогу. - Нормальный парень, не пьет, не то что... И она кивает на мужичка, в силу понятных причин прикорнувшего на корточках возле магазина. - А вам прямо и за угол, - показывает она. - Увидите: дом старый, машина его и сено. Бревенчатый вигвам русского индейца Джастина Ирвина по кличке «Большой Волк» обнаруживается ровно в том месте, где и было указано аборигенами. Он и впрямь старый. - Мы скоро новый строить будем, двухэтажный, - с порога оправдывается Большой Волк. В эту глушь он словно со страниц приключенческих романов Фенимора Купера и Майн Рида сошёл. Точь-в-точь подходя под описание, которые в книгах нашего детства давали его воинственным предкам: орлиный нос на угловатом лице, гордый подбородок, высокие скулы, темные волосы сзади сплетены в косичку. Он держит на руках двухлетнего сына Ярослава, а снизу нас уже глазами начинающего следопыта осматривает старший его сын, 6-летний Мато - Медвежонок в переводе. Дочь Диана еще в школе. Русская супруга Большого Волка, Наталья, возится у плиты. - Хау, кола! Уочичийака уачин! (Здравствуй, друг! Мы хотим поговорить с тобой), - приветствуем мы его (подготовились, вызубрили, но все равно читаем с бумажки). Джастин-Волк расплывается в улыбке и приглашает присесть. Он выглядит довольным. Я уж было собираюсь напомнить строчку классика, ту, где «настоящему индейцу завсегда везде ништяк», но хозяин с грустью опережает: не везде. - До этого у меня была совсем другая жизнь... - печально говорит он. «В Славцево жизнь побогаче» Большой Волк - родом из американской Южной Дакоты, из воинственного племени сиу-лакота, не раз воспетого упомянутыми писателями. Как и все индейцы, Джастин до поры до времени не торопясь жил в резервации, куда бледнолицые колонизаторы загнали его соплеменников, и с тоской вспоминал героическую эпоху вождя союза племен лакота по имени Бешеный Конь. В середине XIX века тот прославился непокорностью, отказывался подписывать лицемерные договоры с бледнолицыми колонизаторами («Как позже показала история, и правильно делал - все равно обманули»), за что и был подло убит американским солдатом. - А что не устраивало-то? - интересуемся у него. - Там очень все бедно, по уровню жизни там гораздо хуже, чем здесь в Славцево, дома неухоженные, большая преступность, - перечисляет Джастин-Волк индейские беды в резервациях... Сплошная безработица опять же... - Безработица?! - не верим мы и перечисляем заезженные штампы: - Да вам любой российский либерал расскажет, что в свободной стране США работу может найти каждый, лишь бы не лениться! «Американская мечта», «великая американская нация...» - Все не так... - выдыхает Большой Волк. - В резервациях работы нет. Ехать на юг США, куда-нибудь в Калифорнию - очень дорого... А в соседних с Дакотой округах нас по-прежнему за людей не считают - там территория бледнолицых. Потомков тех, кто устраивал геноцид наших предков. Они гордятся своими дедушками и теми грязными делами, которые они делали, поэтому и отношение к индейцам у них такое же. Как к недочеловекам. Дадут только самую грязную и низкооплачиваемую работу. Притеснения индейцев продолжаются. «Миллион индейцев в резервациях. Это свобода?» - И это в XXI веке? - снова удивляемся мы. - Ну, сейчас, конечно, не убивают, они по-другому действуют. Очень мощная ювенальная юстиция: у бедных индейцев детей не просто забирали, а в свою веру обращали. Только на английском языке разговаривать, ни одной школы для индейцев нет! Волосы длинные - тоже нельзя. Вера - только протестантизм или католицизм! Это же насильственная ассимиляция! Большой Волк грустно смеется и рассказывает историю съемок культового фильма «Танцы с волками». Актер и режиссер Кевин Костнер для достоверности задумал делать кино, полностью погрузившись в реальный индейский быт. Для чего и договорился с индейцами из племени команчи. И тут выяснилось, что этот народ забыл свой язык - почти все говорят только на английском! Пришлось голливудской звезде идти на поклон к племени сиу-лакота, которые каким-то чудом еще сохранили язык. Да и то не все - в 2000-м году лишь 14% из них знали язык предков. Сейчас, наверное, и того меньше... - В России этого притеснения нет! - эмоционально говорит он. - Вот недалеко от нас Мордовия начинается. Так там свободно мордовский язык в школах преподают, национальную культуру продвигают. Получается, что свободы для малых наций в России больше, чем в США! США - полицейское государство! Тотальный контроль за всеми. Вроде и с едой проблем нет, но когда государство знает о тебе все, как-то неуютно и неприятно жить становится, как в тюрьме живешь. И потом - когда больше миллиона индейцев до сих пор в резервациях - о какой свободе можно говорить? - С едой проблемы есть! - перечит ему русская скво Наташа. - Еда там какая-то странная. Готовила знакомые блюда по знакомым рецептам, но на вкус - вата какая-то... - А здесь? - А ты пробовал нашу славцевскую картошку? - восхищенно говорит русский индеец и поднимает большой палец вверх. - А еще щи очень вкусные, блины. А, еще одно русское блюдо полюбил - хинкали! Только вот по бизоньему мясу очень скучаю - в России его нет... Лакотская Народная Республика Индейская мечта вновь стала казаться явью в конце 2007 года. Тогда знаменитый индеец-бунтарь Рассел Минс провозгласил независимую Республику Лакота и даже объявил о расторжении договора между племенем и правительством США. И Джастин, как и многие его соплеменники, рванул в новую жизнь, чтобы поучаствовать в этой народной индейской стройке. Рассел пытался создать новую мечту: с ветряками, технологиями, и звал в резервации не только индейцев, но и всех, кто разделял эту идею... Однако создать своего государства не вышло: часть вождей вдруг поменяли свою точку зрения и выступили за неделимость США, начались споры... А потом умер Рассел и все кончилось... Зато началась русская страница американского индейца Джастина-Волка. - На форуме, где обсуждали создание Республики Лакота, познакомились, - вставляет свое слово его супруга, бывшая москвичка Наташа. - Все ведь книжки про борьбу индейцев читали? Про Чингачкука - Большого Змея, сыновей Большой Медведицы?... Но они написаны в XIX веке, а мне стало интересно, чем же там все закончилось? И я поехала в США, посмотреть все своими глазами... Свадьбу сыграли там же, по индейским обычаям. - Очень красиво все было и таинственно, - вспоминает она. Мы просим посмотреть свадебное фото, но Наташа вертит головой: - У них этот ритуал называется «Танец Солнца». Он продолжается четыре дня и во время него нельзя фотографировать. Молодожены сразу же решили переехать в Россию. Варианты с мегаполисами отбросили: индеец, оторванный от земли и помещенный в бетонные стены - что в той же резервации. И опять же - где коня держать, без которого индеец так и именоваться-то не может? - Скоро два коня куплю! - мечтательно улыбается Джастин-Волк. - С женой ездить по лугам будем! - Как родственники отреагировали на переезд? - Огорчились, конечно, - говорит Джастин. - Но мой дедушка очень обрадовался: у него очень много книг о России и русских. По ним он в эту страну влюбился! Теперь и я его понимаю. Сигареты мира - Покурим? - вопрошает русский индеец, и мы выходим во двор. Священной трубки мира у нас нет, а потому заменяем ее сигаретами. Джастин красочно описывает этот древний индейский обряд и истинную суть раскуривания трубки мира. Однако из-за опасения, что в этом могут усмотреть пропаганду табакокурения, передавать его слова мы не будем. Курить - плохо! Он ведет нас осматривать хозяйство: пока здесь две коровы, бычок и пара хрюшек. Они и кормят семейство Большого Волка. Плюс - у Натальи остались сбережения от московской жизни, в которой она работала бухгалтером. - Еще мы это... Наташа, что мы получили за рождение Ярослава? - Вольф, материнский капитал! - откликается его русская скво (женщина - по-индейски) через форточку. - В Америке такого нет... Медвежонок-Мато в это время, завладев редакционным фотоаппаратом, бегает вокруг и щелкает все подряд. Мы с его отцом, сидя на завалинке, жмуримся. То ли от умиления, то ли от русского солнышка. «Хочу быть россиянином!» Скоро Большой Волк мечтает замахнуться на крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ). Регистрировать его, видимо, придется на Наталью: Джастин - до сих пор гражданин США, а иностранцам покупать сельхозземлю нельзя. С получением же российского паспорта - сложности. Да, как супругу россиянки ему положен упрощенный вариант, но вот с русским языком у него есть проблема, до сих пор не может выучить. - Почему так? - ворчит он. - Чтобы получить гражданство, я должен сдать тест на знание русского. Но у меня же не только жена, но и дети - граждане РФ. И я сюда не гастарбайтером приехал, а насовсем, это моя новая Родина, я хочу быть гражданином России! Впрочем, на этой обиде он не зацикливается и с хозяйской гордостью обводит рукой просторы вокруг: - Вот это все наше, от того забора и до леса! Я заглядываюсь и загребаю лужу новенькими мокасинами. Большой Волк замечает это и хитро прищуривается: он-то давно расхаживает по этим владимирским прериям в более приемлемых резиновых сапогах. - Скоро мы построимся в другом месте, нам же лес выделили, - мечтательно говорит он. - Там же и вигвам индейский поставлю - типи. Еще трактор заведу в этом году!... На грязном бампере семейного «дэу-матиса» он выводит название своей новой механической мечты: «МТЗ-82», поднимая оба больших пальца руки. И тут же торжественно обещает нам сразу после покупки трактора встать на тропу импортозамещения и завалить местных экологичными сырами, молоком и мясом... - А грибов, знаешь, сколько здесь! - снова радуется он. - Лес ими просто пахнет, это же чудо! «Не называй себя бледнолицым, русский!» Я рассуждаю о книгах про индейцев, которые читал еще в детстве: там мужественные краснокожие все время давали бледнолицым новые имена. С детства хотел индейское имя получить от индейца! - Ты зачем называешь себя бледнолицым? - протестует он. - Ты же русский! Я не понимаю. И он на пальцах объясняет: - Бледнолицыми мы презрительно называем американцев - колонизаторов. Русские же никого не колонизировали, а потому не надо себя так обижать. - Но все-таки, Большой Волк... - выклянчиваю я у него индейское имя для себя. Он пристально смотрит на фотоаппарат (Медвежонок-Мато его вернул к тому времени). «Точно «Стеклянным глазом» буду, - подумал я. Но именовать меня по индейским традициям Большой Волк и не собирался. - Так нельзя, только индейцам можно, такие правила, - словно извиняется он. - А говорил, что русские с индейцами очень похожи... - Да, и я не обманывал! Потому что у нас одна мечта - о справедливой жизни. Семья, гармония с природой, дети. А справедливость - она только в коллективизме, в коммуне! И в этом смысле все индейцы лакота - коммунисты! Это же то, чем жили наши предки, и мечтали ваши коммунисты: общество без денег, где каждый берет только то, что ему нужно, мясо - поровну. Где нет олигархов и рабов. Где сильный заботится о слабом и защищает его от врагов. В этом же сила русских, да? Да, Большой Волк, конечно да. Кажется, мы друг друга поняли... АЛЕКСЕЙ ОВЧИННИКОВ По материалам.

July 19th, 2015

Мы как то с вами обсуждали такой интересный издавна вопрос, про то , а теперь давайте познакомимся с материалом, как там все начиналось …

Освоение земель Аляски русскими колонистами началось в конце XVIII века. Продвигаясь на юг вдоль материкового побережья Аляски в поисках более богатых промысловых угодий, русские партии охотников на морского зверя постепенно приближались к территории, заселённой Тлинкитами – одним из наиболее могущественных и грозных племён Северо-Западного побережья. Русские называли их Колошами (Колюжами). Имя это происходит от обычая тлинкитских женщин вставлять в разрез на нижней губе деревянную планку – калужку, отчего губа вытягивалась и отвисала. «Злее самых хищных зверей», «народ убийственный и злой», «кровожаждущие варвары» – в таких выражениях отзывались о Тлинкитах русские первопроходцы.

И на то у них были свои причины.

К концу XVIII в. Тлинкиты занимали побережье юго-восточной Аляски от залива Портленд-Канал на юге до залива Якутат на севере, а также прилегающие острова архипелага Александра.

Страна Тлинкитов делилась на территориальные подразделения – куаны (Ситка, Якутат, Хуна, Хуцнуву, Акой, Стикин, Чилкат и др.). В каждом из них могло быть несколько крупных зимних деревень, где проживали представители различных родов (кланов, сибов), принадлежавших к двум большим фратриям племени – Волка/Орла и Ворона. Эти кланы – Киксади, Кагвантан, Дешитан, Тлукнахади, Текуеди, Нанъяайи и т. д. – нередко враждовали между собой. Именно родовые, клановые связи и были наиболее значимыми и прочными в тлинкитском обществе.

Первые столкновения русских с тлинкитами датируются 1741 годом, позже также происходили небольшие стычки с применением оружия.

В 1792 году на острове Хинчинбрук произошёл вооружённый конфликт с неопределённым результатом: глава партии промышленников и будущий правитель Аляски Александр Баранов едва не погиб, индейцы отступили, но русские не решились закрепиться на острове и также отплыли на остров Кадьяк. Тлинкитские воины были одеты в плетёные деревянные куяки, лосиные плащи и звероподобные шлемы (по-видимому, из черепов животных). Вооружены индейцы были преимущественно холодным и метательным оружием.

Если при нападении на партию А. А. Баранова в 1792 г. Тлинкиты ещё не применяли огнестрельного оружия, то уже в 1794 г. у них было множество ружей, а также приличные запасы боеприпасов и пороха.

Мирный договор с индейцами острова Ситки

Русские в 1795 году появляются на острове Ситка, которым владел клан тлинкитов киксади. Более тесные контакты начались с 1798 года.

После нескольких мелких стычек с небольшими отрядами киксади, которые возглавлял молодой военный вождь Катлеан, Александр Андреевич Баранов заключает договор с вождем племени киксади, Скаутлельтом о приобретении земли для строительства фактории.

Скаутлельт крестился, и его имя стало Михаил. Баранов был его кресным отцом. Скаутлельт и Баранов договорились об уступке киксади русским части земель на берегу и строительстве небольшой фактории в устье речушки Старригавань.

Союз между русскими и киксади был выгоден обеим сторонам. Русские покровительствовали индейцам и помогали им в защите от других враждующих племен.

15 июля 1799 года русские начали строительство форта «Святого Архистратига Михаила», теперь это место называется Старая Ситка.

Тем временем племена киксади и дешитанов заключили перемирие – вражда между индейскими кланами прекратилась.

Опасность для киксади исчезла. Слишком тесная связь с русскими становится теперь чересчур обременительной. И киксади, и русские почувствовали это весьма скоро.

Тлинкиты из других кланов, посещавшие Ситку после прекращения там военных действий, насмехались над её жителями и «хвалились свободою своей». Крупнейшая размолвка произошла на Пасху, однако, благодаря решительным действиям А.А. Баранова, кровопролития удалось избежать. Однако, 22 апреля 1800 г. А.А. Баранов отбыл на Кадьяк, оставив в новой крепости начальствующим В.Г. Медведникова.

Несмотря на то, что тлинкиты имели богатый опыт общения с европейцами, отношения между русскими поселенцами и аборигенами всё более обострялись, что привело, в конечном итоге, к затяжной кровавой войне. Однако, такой результат отнюдь не был всего лишь нелепой случайностью или же последствием происков коварных иностранцев, как не были эти события порождены и единственно природной кровожадностью «свирепых колошей». На тропу войны тлинкитские куаны вывели иные, более глубокие причины.

Предпосылки войны

У русских и англо-американских торговцев была в здешних водах одна цель, один главный источник прибыли — пушнина, мех каланов. Но средства достижения этой цели были различны. Русские сами добывали драгоценные меха, посылая за ними партии алеутов и основывая в районах промысла постоянные укреплённые поселения. Скупка шкур у индейцев играла второстепенную роль.

Прямо противоположно поступали, в силу специфики своего положения, британские и американские (бостонские) торговцы. Они периодически приходили на своих кораблях к берегам страны тлинкитов, вели активную торговлю, закупали пушнину и уходили, оставив индейцам взамен ткани, оружие, боеприпасы, спиртное.

Российско-Американская компания не могла предложить тлинкитам практически ничего из этих, столь ценимых ими, товаров. Действующий среди русских запрет на торговлю огнестрельным оружием, толкал тлинкитов к ещё более тесным связям с бостонцами. Для этой торговли, объём которой постоянно возрастал, индейцам требовалось всё больше и больше мехов. Однако русские своей деятельностью мешали тлинкитам торговать с англосаксами.

Активный промысел калана, который вели русские партии, был причиной оскудения природных богатств края, лишал индейцев их основного товара в сношениях с англо-американцами. Все это не могло не отразиться на отношениях индейцев к русским колонистам. Англосаксы активно подогревали их враждебность.

Ежегодно около пятнадцати иностранных судов вывозили из владений РАК 10-15 тысяч каланов, что равнялось четырехлетнему русскому промыслу. Усиление русского присутствия грозило им лишением прибылей.

Таким образом, хищнический промысел морского зверя, который развернула Российско-Американская компания, подрывал основу экономического благосостояния тлинкитов, лишая их главного товара в выгодной торговле с англо-американскими морскими торговцами, чьи подстрекательские действия послужили своеобразным катализатором, ускорившим развязывание назревавшего военного конфликта. Необдуманные и грубые поступки русских промышленных послужили толчком к объединению тлинкитов в борьбе за изгнание РАК со своих территорий.

Зимой 1802 г. в Хуцнуву-куане (о.Адмиралти) состоялся великий совет вождей, на котором было принято решение о начале войны против русских. На совете был разработан план военных действий. Было намечено с наступлением весны собрать воинов в Хуцнуву и, выждав ухода с Ситки промысловой партии, напасть на форт. Партию же намечалось подстеречь в Погибшем проливе.

Военные действия начались в мае 1802 г. с нападения в устье р.Алсек на Якутатскую промысловую партию И.А. Кускова. Партия насчитывала 900 туземных охотников и более десятка русских промышленных. Атака индейцев после нескольких дней перестрелки была успешно отражена. Тлинкиты, видя полную неудачу своих воинственных планов, пошли на переговоры и заключили перемирие.


Восстание тлинкитов – уничтожение Михайловского форта и промысловых партий русских

После того, как из Михайловского форта ушла промысловая партия Ивана Урбанова (около 190 алеутов), на Ситке осталось 26 русских, шестеро «англичан» (американских матросов на службе у русских), 20-30 кадьякцев и около 50 женщин и детей. Небольшая артель под началом Алексея Евглевского и Алексея Батурина 10 июня отправилась на охоту к «дальнему Сиучьему камню». Прочие обитатели поселения продолжали беспечно заниматься своими повседневными делами.

Индейцы атаковали одновременно с двух сторон — из леса и со стороны залива, приплыв на боевых каноэ. Этот поход возглавлял военный вождь киксади, племянник Скаутлельта, молодой вождь – Катлиан. Вооруженная толпа тлинкитов, насчитывавшая около 600 человек под командованием вождя ситкинцев Скаутлелта окружила казарму и открыла сильный ружейный огонь по окнам. На призывный крик Скаутлелта из-за мыса бухты вышла огромная флотилия боевых каноэ на которых находилось не менее 1000 индейских воинов, немедленно присоединившихся к ситкинцам. Вскоре заполыхала крыша казармы. Русские пытались отстреливаться, но не могли противостоять подавляющему превосходству нападавших: двери казармы были вышиблены и, несмотря на прямой огонь пушки, стоявшей внутри, тлинкитам удалось проникнуть внутрь, перебить всех защитников и разграбить хранившиеся в казарме меха

Существуют различные версии участия англосаксов в развязывании войны.

Ост-индский капитан Барбер высадил в 1802 году на острове Ситка шесть матросов якобы за бунт на корабле. Их взяли на работу в русский город.

Подкупив индейских вождей оружием, ромом и безделушками, за время долгой зимней стоянки в деревни тлинкитов, посулив им дары, если они прогонять русских со своего острова и пригрозив не продавать ружья и виски, Барбер сыграл на честолюбии молодого военного вождя Катлеана. Ворота форта открыли изнутри американские матросы. Итак, естественно, без предупреждений и объяснений индейцы напали на крепость. Все защитники, включая женщин и детей, были убиты.

По другой версии реальным же подстрекателем индейцев следует считать не англичанина Барбера, а американца Каннингема. Он, в отличие от Барбера и матросов оказался на Ситке явно не случайно. Есть версия, что он был посвящён в замыслы тлинкитов, а то и участвовал непосредственно в их разработке.

То, что виновниками Ситкинской катастрофы будут объявлены иностранцы было предопределено изначально. Но причины того, что главным виновником был тогда признан англичанин Барбер кроются, вероятно, в той неопределённости, в какой пребывала в те годы российская внешняя политика.

Крепость была полностью разрушена, а все население истреблено. Там до сих пор ничего не строят. Потери для Русской Америки были значительны, два года Баранов собирал силы для того, чтобы вернуться в Ситку.

Весть о разгроме крепости Баранову привез английский капитан Барбер. У острова Кадьяк он выставил 20 пушек с борта своего корабля - «Юникорн». Но, побоявшись связываться с Барановым, ушел на Сандвичевы острова - торговать с гавайцами добром, награбленным в Ситке.

Через день индейцы уничтожили почти целиком маленькую партию Василия Кочесова, возвращавшуюся в крепость с промысла сивучей.

Тлинкиты питали особую ненависть к Василию Кочесову, знаменитому охотнику, известному среди индейцев и русских, как непревзойденно меткий стрелок. Тлинкиты называли его Гидак (Gidak), что происходит, вероятно, от тлинкитского имени алеутов, чья кровь текла в жилах Кочесова — giyak-kwaan (мать охотника была родом с островов Лисьей гряды). Заполучив, наконец, ненавистного стрельца в свои руки, индейцы постарались сделать его смерть, как и смерть его товарища, как можно более мучительной. По словам К.Т.Хлебникова, «варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов … не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях»

В том же 1802 году: была выслежена индейцами Промысловая Ситхинская партия Ивана Урбанова (90 байдарок) в проливе Фредерик и атакована в ночь с 19 на 20 июня. Затаившись в засадах, воины куана Кэйк-Кую ничем не выдавали своего присутствия и, как писал К.Т.Хлебников, «начальники партии не примечали ни неприятностей, ни повода к неудовольствиям … Но сия тишина и молчание были предвестниками жестокой грозы». Индейцы атаковали партовщиков на ночлеге и «почти на повал истребили их пулями и кинжалами». В резне погибло 165 кадьякцев и это было не менее тяжелым ударом по русской колонизации, чем уничтожение Михайловской крепости.


Возвращение русских в Ситку

Затем наступил 1804 год – год возвращения русских на Ситку. Баранов узнал, что из Кронштадта вышла в море первая русская кругосветная экспедиция, и с нетерпением ожидал прихода «Невы» в Русскую Америку, занимаясь в то же время строительством целой флотилии кораблей.

Летом 1804 г. правитель русских владений в Америке А.А. Баранов отправился к острову со 150 промышленниками и 500 алеутами на своих байдарках и с кораблями «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав».

А.А. Баранов приказал русским кораблям расположиться напротив селения. Целый месяц он вел переговоры с вождями о выдаче нескольких пленных и возобновлении договора, но все было безуспешно. Индейцы перешли из своей старой деревни в новое поселение в устье Индейской Реки.

Начались военные действия. В начале октября к флотилии Баранова присоединился бриг «Нева», которым командовал Лисянский.

После упорного и длительного сопротивления от колош явились парламентеры. После переговоров все племя ушло.

8 октября 1804 г. над индейским поселением был поднят русский флаг.

Новоархангельск – столица Русской Америки

Баранов занял опустевшее селение и разрушил его. Здесь была заложена новая крепость – будущая столица Русской Америки – Ново-Архангельск. На берегу залива, там, где стояла старая индейская деревня, на возвышении, было построено укрепление, а потом и дом Правителя, который так и называли индейцы – Замок Баранова.

Только осенью 1805 года, было вновь заключено соглашение между Барановым и Скаутлельтом. В качестве даров были преподнесены бронзовый двуглавый орел, Шапка мира, сделанная русскими по образцу тлинкитских церемониальных шляп, и синий халат с горностаями. Но еще долго русские и алеуты опасались углубляться в непроходимые дождевые леса Ситки, это могло стоить им жизни.

Новоархангельск (скорее всего начало 1830-х гг.)
Новоархангельск с августа 1808 г. стал главным городом Русско-Американской компании и административным центром русских владений на Аляске и оставался им до 1867 г., когда Аляска была продана США.

В Новоархангельске стояли деревянная крепость, судостроительная верфь, склады, казармы, жилые дома. Здесь проживало 222 русских и свыше 1 тыс. туземцев.

Падение русского форта Якутат

20 августа 1805 года воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан сожгли Якутат и перебили остававшихся там русских. Из всего населения русской колонии в Якутате в 1805 г. погибло, по официальным данным, 14 русских «и с ними ещё много островитян», то есть союзных алеутов. Основная же часть партии вместе с Демяненковым была потоплена в море налетевшей бурей. Тогда погибло около 250 человек. Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжелым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки.

Таким образом, вооруженные действия тлинкитов и эяков в 1802-1805 гг. значительно ослабили потенциал РАК. Прямой финансовый ущерб достигал, видимо, не менее полумиллиона рублей. Все это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки. Индейская угроза и в дальнейшем сковывала силы РАК в районе арх. Александра и не позволяла приступить к систематической колонизации Юго-Восточной Аляски.

Рецидивы противостояния

Так, 4 февраля 1851 г. индейский военный отряд с р. Коюкук напал на селение индейцев, живших у русской одиночки (фактории) Нулато на Юконе. Атаке подверглась и сама одиночка. Однако нападавшие были с уроном отбиты. Потери были и у русских: погиб начальник фактории Василий Дерябин и были смертельно ранены служащий компании (алеут) и английский лейтенант Бернард, прибывший в Нулато с британского военного шлюпа «Энтерпрайз» для поисков пропавших участников третьей полярной экспедиции Франклина. Той же зимой тлинкиты (ситкинские колоши) устроили несколько ссор и драк с русскими на рынке и в лесу близ Новоархангельска. В ответ на эти провокации главный правитель Н. Я. Розенберг объявил индейцам, что в случае продолжения беспорядков он распорядится вообще закрыть «колошенский рынок» и прервёт с ними всякую торговлю. Реакция ситкинцев на этот ультиматум носила беспрецедентный характер: утром следующего дня они предприняли попытку захватить Новоархангельск. Часть из них, вооружившись ружьями, засела в кустах у крепостной стены; другая, приставив заранее заготовленные лестницы к деревянной башне с пушками, так называемой «Колошенской батарее», едва не овладела ею. К счастью для русских, часовые были начеку и вовремя подняли тревогу. Подоспевший на помощь вооружённый отряд сбросил вниз трёх уже влезших на батарею индейцев, а остальных остановил.

В ноябре 1855 г. произошёл ещё один инцидент, когда несколько туземцев захватили Андреевскую одиночку в нижнем течении Юкона. В это время здесь находились её управляющий - харьковский мещанин Александр Щербаков и двое служивших в РАК работников-финнов. В результате внезапного нападения байдарщик Щербаков и один рабочий были убиты, а одиночка разграблена. Оставшемуся в живых служащему РАК Лаврентию Керянину удалось бежать и благополучно добраться до Михайловского редута. Немедленно была снаряжена карательная экспедиция, которая разыскала скрывавшихся в тундре туземцев, разоривших Андреевскую одиночку. Они засели в бараборе (эскимосской полуземлянке) и отказывались сдаваться. Русские вынуждены были открыть огонь. В результате перестрелки пятеро туземцев были убиты, а одному удалось бежать.

Давайте еще вспомним вот такую историю как пытались и еще . Вот еще история и вот еще недавно проходила по интернету такая новость, что Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Бытует широко распространенное мнение,что русские пришедшие в америку (РУССКАЯ АМЕРИКА) жили в мире и в дружбе с местным населением, обычно только вскользь упоминается нападение индейцев-тлинкитов на Ситку в 1802г("После этого-мир". - Леонид Парфёнов.д/ф.Российская империя) Однако это заблуждение, между русскими колонистами и индейцами постоянно происходили кровавые конфликты, заканчивающие часто гибелью множества русских и поддерживающих их алеутов Самый известный конфликт это нападение на поселение Ситка: ...Нападение было внезапным и стремительным. Катерина Лебедева услышала вдруг тревожные крики, увидела, как бегут к казарме "все, кои были на улице руские и девки", а из-за поварни вдруг вывернулся пушкарь Тумакаев, кричавший: "Пойдем в казарму, колоши идут с ружьями, видно неспроста!" Едва успели запереть двери, как индейцы хлынули из-за рогаток через северные ворота. Это было 16 (28) июня 1802 г., в последний день существования крепости Св. Архистратига Михаила, русского форпоста в стране тлинкитов. Воины разных кланов, объединившиеся для изгнания пришельцев, опустошавших охотничьи угодья тлинкитов, окружили и подожгли блокгауз, где заперлись последние защитники форта. Кониагмиутка из Чинияцкого селения на Кадьяке по имени Пиннуин, названная в крещении Екатериной, была замужем за русским промышленным Захаром Лебедевым, погибшим в первые же минуты нападения. Теперь она, вместе с другими женщинами и детьми поселения, укрывалась в подвале казармы, со страхом ожидая исхода боя. Удача же клонилась на сторону тлинкитов.

"Когда же усилился и в нижней казарме огонь, - вспоминала Лебедева, - тогда сколко нас девок было кинулись под казарму в подвал чтобы тут сохранится... руские ис казармы ис пушки выстрелили, тогда у подвалу на улицу и дверь вышибло ис коево принуждены были вытти на улицу, где нас колоши захватя разделя по себе утащили в свои байдары". Из каноэ, куда бросили пленниц, Лебедевой хорошо была видна последняя сцена трагедии: "Когда чрезвычайно усилился огонь тогда руские бросались сверху на землю... коих колоши подхватывали на копья и кололи... видно толко было, что всех на улице кололи, строение жгли , имущество компанейское и промысел бобровый, как и нас... делили по себе".

Екатерина Лебедева провела в рабстве у колошей около 15 дней. Надежд на избавление было немного. Дня через три после резни тлинкиты захватили байдарку из артели Еремея Кочергина, узнали о походе партии И.А.Кускова и выехали ей навстречу. Вернувшись через два дня, воины рассказывали, будто бы партия истреблена "кунаховскими народами" (очевидно, имелись в виду обитатели куана Хуна или, скорее, Акоя - их называли guna.xu., "среди чужаков", подразумевая окружение из атапаскских племен), что сам Кусков убит, что хуцновцы уничтожили партию Урбанова, а потому пленницам остается только одно - верно служить победителям, не надеясь на освобождение...

Некоторые из пленников не дожили до того момента, когда появилась возможность их освобождения. Отчаянно сопротивлявшиеся Василий Кочесов и Алексей Евглевский были изранены и взяты в плен, но скоро позавидовали своим погибшим товарищам: торжествующие победители предали их пыткам.

Тлинкиты питали особую ненависть к стрельцу Василию Кочесову, знаменитому охотнику, известному среди индейцев и русских, как непревзойденно меткий стрелок. Тлинкиты называли его Гидак (Gidak), что происходит, вероятно, от тлинкитского имени алеутов, чья кровь текла в жилах Кочесова - giyak-kwaan (мать охотника была родом с островов Лисьей гряды). Заполучив, наконец, ненавистного стрельца в свои руки, индейцы постарались сделать его смерть, как и смерть его товарища, как можно более мучительной. По словам К.Т.Хлебникова, "варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов... не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях"
В том же1802г: Промысловая Ситхинская партия Ивана Урбанова (90 байдарок) была выслежена индейцами в проливе Фредерик и атакована в ночь с 19 на 20 июня. Затаившись в засадах, воины куана Кэйк-Кую ничем не выдавали своего присутствия и, как писал К.Т.Хлебников, "начальники партии не примечали ни неприятностей, ни повода к неудовольствиям... Но сия тишина и молчание были предвестниками жестокой грозы". Индейцы атаковали партовщиков на ночлеге и "почти на повал истребили их пулями и кинжалами". В резне погибло 165 кадьякцев и это было не менее тяжелым ударом по русской колонизации, чем уничтожение Михайловской крепости.

Начальник партии, Иван Урбанов, был схвачен и связан. Однако, один из партовщиков-алеутов, также попавший в плен, сумел освободиться сам и помог спастись своему байдарщику. Урбанов "успел вырваться, убежать и скрыться в лесу". Когда тлинкиты "обогатясь добычею, разъехались с радостными криками по жильям", Урбанов, к которому в лесу присоединились еще семь уцелевших алеутов, следующей ночью осторожно выбрался на берег. "Оплакав горькую свою участь", партовщики отыскали две байдарки, пригодные к плаванию, наскоро починили их и пустились путь. Они направлялись на Ситку, не подозревая еще об участи, постигшей Михайловскую крепость. Плыли ночами, а днем скрывались в дремучих лесах. Но на месте селения их ожидало дымящееся пепелище. Не останавливаясь, они продолжили свой путь и, наконец, прибыли в Якутат 3 августа (21 июля). Через три дня после их приезда туда же добрались еще 15 уцелевших партовщиков. всего в том году погибло более двухсот русских поселенцев
Уничтожение русского поселения в заливе Якутат: 20 августа 1805г. воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан захватили русскую крепость в заливе Якутат, перебив практически всех ее жителей.

Согласно индейскому преданию спастись удалось только сторожу рыбного запора, смотрителю маяка и дочери начальника крепости. На самом же деле после резни уцелело несколько больше людей. Шестеро чугачей Канихлютского жила были в тот день посланы начальником промышленных С.Ф.Ларионовым за ягодами, а "когда воротились домой, уже никово не застали в живых, только видели, что лежат по всей крепости убитыя люди". Напуганные жутким зрелищем, чугачи тотчас сели в байдару и поспешили оттуда прочь. Пока они выбирались из залива, их трижды обстреливали с берега из ружей. К вечеру 26 августа они добрались до Константиновского редута и принесли его начальнику Ивану Репину известие о якутатской резне. Новость эта потрясла Репина и он несколько раз переспрашивал беглецов: "Правда ли это?" "Самая правда" , - всякий раз отвечали чугачи.

В 1855г: 10 марта 1855 г. тлинкиты напали на часового у дровяного сарая и тяжело ранили его в голову. Воеводский потребовал от индейцев изгнать виновников нападения. В ответ вооружённые тлинкиты явились под стенами Ново-Архангельска. Чтобы сдержать их бы-ло дано два холостых выстрела. Но это лишь разъярило индейцев. Они немедленно рину-лись на приступ, начали рубить палисад, атаковали порт и выслали отдельный отряд для нападения на город со стороны леса. Захватив "колошенскую церковь", индейцы превра-тили её в свой опорный пункт для обстрела Ново-Архангельска. Перестрелка продолжа-лась около двух часов. В ходе боя погибло 7 русских и 15 человек было ранено . Потери индейцев составили не менее 50 человек (среди них были также женщины и дети, попав-шие под огонь русской артиллерии). Осознав невозможность захватить город, тлинкиты пошли на мирные переговоры и выдали заложников.
Кроме этих случаев было много отдельных небольших нападений и убийств русских индейцами, на всём протяжении существования Русской Америки. можно почитать более подробно, в том числе и о ужасной участи русских, попавших в разное время в плен к индейцам. Ну, а сейчас Русская Америка это штат Аляска в США проданная Российским правительством в 1867 г. На самой Аляске от присутствия здесь России, остались разные географические названия, православная вера среди местных аборигенов и отдельные русские слова вошедшие в их язык

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека