История создания и значение Конституции РСФСР 1918 года

Конституция была принята 10 июля 1918 г. V Всероссий­ским съездом Советов. Она состояла из 6 разделов: 1) Деклара­ция прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2) Общие положения Конституции; 3) Конституция советской власти; 4) Активное и пассивное избирательное право; 5) Бюджетное право; 6) О гербе и флаге РСФСР.

Устойчивое положение советской власти сказывалось на основных положениях Конституции и прежде всего на фор­мулировках сущности и задач государства. Статья 9 прямо за­крепляла диктатуру городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, ставящее своей целью полное пода­вление буржуазии, уничтожение эксплуатации человека и по­строение социализма. По форме государственного устройства советское государство признавалось Федерацией Советских национальных республик.

Достаточно своеобразно закреплялись конституционные права и свободы граждан. Во-первых, они носили ярко выражен­ный классовый характер и предоставлялись только трудящим­ся. Значительная часть населения была лишена права избирать и быть избранными в органы государства, а также обязанности служить в армии. Во-вторых, Конституция не содержала перечня конституционных прав и свобод, предоставляемых трудящимся и не раскрывала их содержание. Конституция не закрепляла право граждан на образование. Для этого у государства не было ни материальных средств, ни необходимых кадров. Ставилась лишь задача предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Остальные слои населения должны были учиться за свой счет.

Конституцией предусматривались 2 конституционные обязанности: трудиться и защищать социалистическое отече­ство. Конституция закрепляла структуру и порядок форми­рования, а также компетенцию центральных органов государ­ства: Всероссийский Съезд Советов, ВЦИК, СНК и наркоматов, а также конституционные принципы формирования местных советов и предметы их ведения.


Избирательное право предоставлялось лицам, достиг­шим ко дню выборов 18 лет, из числа рабочих и служащих, а также крестьян и казаков-землевладельцев, не пользующихся наемным трудом с целью извлечения прибыли. Основанием лишения избирательных прав признавались, прежде всего, случаи получения лицом нетрудовых доходов, в виде процен­та с капитала, доходов с предприятий и т.д. Избирательное право рабочих и крестьян было неравным. Выборы делегатов на всероссийские съезды Советов производились по норме: от городских советов - 1 делегат на 25 тыс. избирателей, от гу­бернских съездов советов - 1 делегат на 125 тыс. жителей.

Конституция закрепляла право советской власти «втор­гаться в право частной собственности» или, иначе говоря, осу­ществлять по своему усмотрению национализацию, конфи­скацию и иные формы отторжения частной собственности в доход государства.

Недостатков в Конституции было много, но, несмотря на это, она оказала заметное влияние на рабочих других стран. Права, предоставленные ею трудящимися России, стали тре­бовать рабочие Англии, Франции, США и других стран от своих правительств, ведя активную борьбу за их реальное осу­ществление в условиях буржуазного государства.

Первые Декреты о суде. В ноябре 1918 г. принят Декрет о суде № 1, который ликвидировал старые суды. Было создано 2 вида судов: народные суды и революционный трибунал. К на­родным судам относились практически все гражданские суды и некоторые уголовные. К ведению революционных трибуна­лов относились все самые серьезные преступления, главным из которых была контрреволюционная деятельность.

Декретом № 1 была упразднена старая прокуратура, в ре­волюционных трибуналах создавались камеры обвинения, ко­торые действовали до мая 1922 г. Были закрыты царские суды и суды Временного правительства, например, Сенат, Петро­градский коммерческий суд. Вскоре Декретом о суде №2 были учреждены окружные суды, которые избирались городскими и уездными советами и работали в составе 3-х членов и четырех заседателей. Окружные суды имели специальные следственные комиссии из 3-х человек, которые избирались Советами. Совет­ские суды были созданы изначально не как самостоятельные ор­ганы, т.к. они были включены в систему советов по конституции 1918 г. Очень часто судьи не избирались, а назначались.


Введение

1. Первая Конституция СССР (1924 г.)

2. Конституция «победившего социализма» СССР (1936 г.)

3. Конституция «развитого социализма» (1977 г.)

Заключение

Список литературы

Введение

История развития советской государственности неразрывно связана с историей развития его права. Конституция - фундамент правовой системы любого государства, поэтому при развитии государственно-правовых отношений конституционное строительство - непременное условие.

Каждому периоду развития СССР соответствует свой Основной Закон. В истории Союза Советских Социалистических Республик - СССР насчитывается четыре официально принятых Конституции, соответственно 1924, 1936, 1977 годов. Изучению особенностей их разработки, принятия и характерным чертам посвящена эта работа.

1. Первая Конституция СССР 1924 года

После прихода партии большевиков к власти в октябре 1917г. в результате вооруженного переворота для нее стал актуальным вопрос законодательного закрепления своего положения в качестве единственной правящей партии на территории России.

Первые конституционные законы появились на II съезде Советов, а первым таким законом, имеющим обобщающий характер, стала разработанная В.И. Лениным "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", принятая III Всероссийским съездом Советов. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя - национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком. 3 июля 1918 г. в "Известиях ВЦИК" готовый проект Конституции был опубликован.

Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б), и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в "Известиях. ВЦИК" и с этого момента вступил в силу.

Основные принципы Конституции 1918 г.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции РСФСР;

III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);

IV. Активное и пассивное избирательное право;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге РСФСР.

По сравнению со всеми последующими первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Данная Конституция характеризуется наивысшей степенью идеологизированности, некоторые ее статьи направлены на все мировое сообщество. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашается беспощадное подавление эксплуататоров. Избирательные права граждан, за исключением рабочих, ограничены. Конституция закрепила федеративное устройство России

Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до революции.

30 декабря 1922 г. на съезде Советов, где были представлены делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР, было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). СССР был создан как государство, а не межгосударственное объединение (конфедерация). Этот же съезд принимает решение о разработке проекта Конституции союзного государства.

Собственно Конституция состояла из двух частей:

Декларации об образовании СССР, в котором говорилось о причинах объединении республик и принципах объединения (добровольность, равноправие);

Договора (состоял из 11 глав и 72 статей).

Так как Конституция 1924г. разрабатывалась как основной закон Союзного государства, принципиально новыми в ней по сравнению с предыдущей были следующие моменты:

В ней отражен факт вхождения республик в Союз ССР. Он зафиксирован в ст. 3, записавшей, что "республики, … входя в состав Союза ССР, передают Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР".

В ст. 19 определялось, что в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории республик имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением никакие органы, кроме республиканского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории республик СССР. Этим косвенно подтверждались суверенные права республик вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет республик в их Конституциях не содержалось.

В связи с появлением субъектов СССР в ее Конституции появились положения, определяющие статус этих субъектов и полномочия федерации в отношении их.

В структуре Конституции была выделена глава "О советских социалистических республиках", в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Основных Законов (Конституций) ССР и Положений об автономных областях. К ведению республиканского Съезда Советов было отнесено окончательное утверждение Конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ республик, АССР и автономных областей, утверждение Конституций союзных республик, АССР, разрешение споров между республиками, АССР и другими частями федерации, отмена постановлений Съездов Советов республик, АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов СССР. Конституция определяла полномочия верховных органов власти (внешние сношения и торговля, вопросы войны и мира, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, изменение Конституции). Во всех сферах управления, кроме отнесенных к компетенции Союза, каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия. Конституция устанавливала для граждан республик единое союзное гражданство. Высшим органом власти являлся съезд Советов СССР, куда 1 депутат избирался от 25 тысяч городских избирателей или от 125 тысяч сельских жителей.

Конституция СССР 1924 года была первой Конституцией Союзного государства. Она юридически закрепила сам факт его существования, распределила полномочия союзных и республиканских органов власти, поэтому последующее конституционное законотворчество союзных республик происходит на ее основе, причем этот процесс шел по линии все большего совпадения структуры и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Созданная на основе первой конституции Советской республики и нося открыто классовый характер, конституция Союзного государства юридически выглядит более строгой, из нее исчезли политико-идеологические положения, нацеленные на все мировое сообщество, во многом смягчены статьи о применении насилия по отношению к эксплуататорским классам. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.

Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделение прав Союза ССР и союзных республик, поэтому основное внимание в ней уделено факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

2. Конституция «победившего социализма» СССР 1936 г.

Сформированное к середине 30-х годов новое общество требовало своего конституционного закрепления. Была создана качественно новая экономика - планово-распределительная; сформированы новые методы управления - административно-командные; ликвидирован частный сектор; сформирована социально-однородная структура общества - рабочий класс, колхозное крестьянство, трудовая интеллигенция. "Класс эксплуататоров" был уничтожен, но роль государства в общественных отношениях не только не снизилась, (как планировали теоретики марксизма), а наоборот все больше возрастала. Кроме того, Сталин поставил цель создать самую передовую на тот исторический момент конституцию государства, в которой были бы закреплены основные демократические ценности.

Поэтому на февральском (1935 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) принимается решение о разработке нового проекта Конституции. Возглавил конституционную комиссию И.В. Сталин. Соответственно разделам будущей Конституции было сформировано 12 подкомиссий. В работе над проектом Конституции принимали участие такие деятели компартии, как Н. Бухарин, К. Радек, М. Литвинов и другие. Возникающие в процессе работы дискуссионные вопросы решались в партийном порядке.

5 декабря 1936г на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов новая Конституция была принята единогласно. Структурно она состояла из тринадцати глав, которые содержали 146 статей. По провозглашенным свободам она являлась самой демократической Конституцией в мире. Ее характерные черты - простота четкость, ясность, продуманность, логичность расположения глав и статей. Вне сомнения это было высшее достижение советской юриспруденции 30-х годов.

Основные черты Конституции 1936 г.

Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924 г. и содержала ряд глав, которых ранее не было:

Об общественном устройстве;

О суде и прокуратуре;

Об основных правах и обязанностях граждан;

Об избирательной системе.

Закрепляются принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик. Каждая республика имеет свою конституцию, учитывающую ее особенности. Происходит утверждение принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы управления.

Статья 112 Конституции провозгласила принцип: судьи независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту. Органы прокуратуры независимы от любых местных органов и подчиняются только Прокурору СССР.

Впервые отдельная глава X Основного Закона была посвящена правам и обязанностям граждан, которые объявлялись равноправными в своем конституционном статусе. Законом гарантировалось свобода слова; свобода печати; свобода собраний и митингов; свобода уличных шествий и демонстраций. Гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора (ст.127 Основного закона). Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайну переписки.

Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов». Он должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте. V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

Раздел первый. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

Глава первая

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Глава вторая

3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.

г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

д) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

Глава третья

4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах.

6. III Всероссийский съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.

Глава четвертая

7. III Всероссийский съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству – Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.

8. Вместе с тем, стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III Всероссийский съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации Советских Республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном Советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях.

Раздел второй. Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики

Глава пятая

9. Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

10. Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах.

11. Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

12. Верховная власть в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами – Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.

13. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

14. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране.

15. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением.

16. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации.

17. В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование.

18. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!»

19. В целях всемерной охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской Революции Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического Отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей.

20. Исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, право российского гражданства.

21. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.

22. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.

23. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

А. Организация центральной власти

Глава шестая. О Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов

24. Всероссийский съезд Советов является высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

25. Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

Примечание 1. В случае, если губернский съезд Советов не предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний посылаются непосредственно уездными съездами Советов.

Примечание 2. В случае, если областной съезд Советов непосредственно предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний могут быть посланы областным съездом Советов.

26. Всероссийский съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год.

27. Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов по собственному почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики.

28. Всероссийский съезд Советов избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше 200 человек.

29. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов.

30. В период между съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

Глава седьмая. О Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов

31. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

32. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов дает общее направление деятельности рабоче-крестьянского правительства и всех органов Советской власти в стране, объединяет и согласует работы по законодательству и управлению и наблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти.

33. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения, вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения.

34. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов созывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет отчет о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам.

35. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов образует Совет Народных Комиссаров для общего управления делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления.

36. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов работают в отделах (народных комиссариатах) или выполняют особые поручения Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

37. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

38. В осуществление этой задачи Совет Народных Комиссаров издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни.

39. О всех своих постановлениях и решениях Совет Народных Комиссаров немедленно сообщает Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.

40. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение Совета Народных Комиссаров.

41. Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Примечание. Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены Советом Народных Комиссаров непосредственно.

42. Члены Совета Народных Комиссаров стоят во главе отдельных народных комиссариатов.

43. Народных комиссариатов образуется 17, а именно:

а) по иностранным делам;

б) по военным делам;

в) по морским делам;

г) по внутренним делам;

д) юстиции;

ж) социального обеспечения;

з) просвещения;

и) почт и телеграфов;

к) по делам национальностей;

л) по финансовым делам;

м) путей сообщения;

н) земледелия;

о) торговли и промышленности;

п) продовольствия;

р) Государственного контроля;

с) Высший Совет Народного Хозяйства;

т) здравоохранения.

44. При каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Народных Комиссаров.

45. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего Народного комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в Совет Народных Комиссаров или в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. То же право обжалования принадлежит и отдельным членам коллегии.

46. Совет Народных Комиссаров всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

47. Народные комиссары и коллегии при народных комиссариатах всецело ответственны перед Советом Народных Комиссаров и перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

48. Звание народного комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и на местах присвоено быть не может.

Глава девятая. О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов

49. Ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения, как-то:

а) Утверждение, изменение и дополнение Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

б) Общее руководство всей внешней и внутренней политикой Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

в) Установление и изменение границ, а равно отчуждение частей территории Российской.Социалистической Федеративной Советской Республики или принадлежащих ей прав.

г) Установление границ и компетенции областных Советских союзов, входящих в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а также разрешение споров между ними.

д) Принятие в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики новых сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей ее.

е) Общее административное разделение территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и утверждение областных объединений.

ж) Установление и изменение системы мер, весов и денег на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

з) Сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира.

и) Заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно финансовых соглашений.

к) Установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

л) Утверждение бюджета Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

м) Установление общегосударственных налогов и повинностей.

н) Установление основ организации вооруженных сил Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

о) Общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр.

п) Назначение и смещение как отдельных членов Совета Народных Комиссаров, так и всего Совета Народных Комиссаров в целом, а также утверждение Председателя Совета Народных Комиссаров.

р) Издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики.

с) Право амнистии, общей и частичной.

50. Сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению.

51. Исключительному ведению Всероссийского съезда Советов подлежат:

а) Установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции.

б) Ратификация мирных договоров.

52. Разрешение вопросов, указанных в пунктах «в» и «з» ст. 49, предоставляется Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов лишь при невозможности созыва Всероссийского съезда Советов.

53. Съезды Советов составляются следующим образом:

а) Областные – из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от городов – по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов.

б) Губернские (окружные) – из представителей городских Советов и волостных съездов Советов по расчету 1 депутат на 10000 жителей, а от городов – по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем, в случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским, выборы проводятся по той же норме не волостными, а уездным съездом Советов.

в) Уездные (районные) – из представителей сельских Советов по расчету 1 депутат на 1 тысячу жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (район).

г) Волостные – из представителей всех сельских Советов волости по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета.

Примечание 1. В уездных съездах Советов участвуют представители Советов городов, население которых не превышает 10 тысяч человек; сельские Советы местностей, насчитывающих менее 1 тысячи человек населения, для избрания депутатов на уездный съезд Советов объединяются.

Примечание 2. Сельские Советы, насчитывающие менее 10 членов, посылают на волостной съезд Советов по 1 представителю.

54. Съезды Советов созываются соответствующими по территории исполнительными органами Советской власти (исполнительными комитетами) по усмотрению последних или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения данного района, но, во всяком случае, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного раза в месяц по волости.

55. Съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) избирает свой исполнительный орган – Исполнительный комитет, число членов которого не должно превышать: а) по области и губернии – 25, б) по уезду – 20, в) по волости – 10. Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим его съездом Советов.

56. В границах своего ведения съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной территории власть; в период же между съездами такой властью является Исполнительный комитет.

57. Советы депутатов образуются:

а) В городах – по расчету 1 депутат на каждую 1000 человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1000 членов.

б) В селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городах с населением менее 10000 человек, аулах, хуторах и пр.) – по расчету 1 депутат на каждые 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение. Срок полномочий депутатов – 3 месяца.

Примечание. В тех сельских местностях, где это будет признано осуществимым, вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей данного селения непосредственно.

58. Для текущей работы Совет депутатов избирает из своей среды исполнительный орган (Исполнительный комитет) в количестве не свыше 5 человек в селениях, а в городах по расчету 1 на каждые 50 членов, но не менее 3 и не более 15 (Петербург и Москва не более 40). Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим его Советом.

59. Совет депутатов созывается Исполнительным комитетом по усмотрению последнего или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и 2 раз в неделю в селениях.

60. В границах своего ведения Совет, а в случае, предусмотренном в ст. 57 (примечание), общее собрание избирателей есть высшая в пределах данной территории власть.

61. Областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имеют предметом своей деятельности:

а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти;

б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях;

в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;

г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

62. Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов (т.е. областным – право контроля над всеми Советами данной области, губернским – над всеми Советами данной губернии, кроме городских, не входящих в состав уездных съездов Советов и т.д.), а областным и губернским съездам Советов и их исполнительным комитетам, кроме того, право отмены решений действуйющих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти.

63. Для выполнения возложенных на органы Советской власти задач при Советах (городских и сельских) и исполнительных комитетах (областных, губернских, уездных и волостных) образуются соответствующие отделы во главе с заведующими отделами.

Раздел четвертый. Активное и пассивное избирательное право

Глава тринадцатая

64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;

б) солдаты советской армии и флота;

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.

Примечание 1. Местные Советы могут с утверждения центральной власти понижать установленную в настоящей статье возрастную норму.

Примечание 2. Из лиц, не вступивших в число российских граждан, пользуются активным и пассивным избирательным правом также лица, указанные в ст. 20 (раздел второй, глава пятая).

65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Глава четырнадцатая. О производстве выборов

66. Выборы производятся, согласно установившимся обычаям, в дни, устанавливаемые местными Советами.

67. Выборы производятся в присутствии избирателей комиссии и представителя местного Совета.

68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советской власти оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового – председатель избирательного собрания.

69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.

70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяются местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Глава пятнадцатая. О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов

71. Весь материал по производству выборов поступает в соответственный Совет.

72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию.

73. О результатах проверки мандатная комиссия докладывает Совету.

74. Совет решает вопрос об утверждении спорных кандидатов.

75. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы.

76. В случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти.

77. Последней инстанцией по кассации советских выборов является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

78. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.

Раздел пятый. Бюджетное право

Глава шестнадцатая

79. Финансовая политика Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.

80. Государственные доходы и расходы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики объединяются в общегосударственном бюджете.

81. Всероссийский съезд Советов или Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов определяют, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливают пределы обложения.

82. Советы устанавливают обложение налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства. Потребности общегосударственные удовлетворяются за счет средств, отпускаемых из государственного казначейства.

83. Ни один расход из средств государственного казначейства не может быть произведен без установления на него кредита в росписи государственных доходов и расходов или путем издания особого постановления центральной власти.

84. На удовлетворение потребностей, имеющих общегосударственное значение, в распоряжение местных Советов предоставляются подлежащими народными комиссариатами необходимые кредиты из государственного казначейства.

85. Все предоставленные Советам кредиты из средств государственного казначейства, а равно кредиты, утвержденные по сметам на местные нужды, расходуются ими в пределах сметных подразделений (параграфы и статьи) по прямому назначению и не могут быть обращаемы на удовлетворение каких-либо других потребностей без особого постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов и Совета Народных Комиссаров.

86. Местные Советы составляют полугодовые и годовые сметы доходов и расходов на местные нужды. Сметы сельских и волостных Советов и Советов городов, участвующих в уездных съездах Советов, а также сметы уездных органов Советской власти утверждаются соответственно губернскими и областными съездами Советов или их исполнительными комитетами; сметы городских, губернских и областных органов Советской власти утверждаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.

87. На расходы, не предусмотренные сметами, а также в случае недостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Советы испрашивают у подлежащих народных комиссариатов.

88. В случае недостаточности местных средств для удовлетворения местных потребностей необходимые для покрытия неотложных расходов пособия или ссуды из средств государственного казначейства местным Советам разрешаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.

Раздел шестой. О гербе и флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики

Глава семнадцатая

89. Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

90. Торговый, морской и военный флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого, у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

Предыстория конституции в России берет свое начало в начале ХIХ века. Первым конституционным проектом можно назвать "План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Михаилом Сперанским. В документе закреплялась идея конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Свои проекты конституций предлагали декабристы Павел Пестель и Никита Муравьев.

В начале царствования императора Александра I появилась идея реформирования политического строя страны путем создания конституции, гарантирующей подданным личную свободу и гражданские права. В 1820 году была разработана "Государственная уставная грамота Российской империи", но принятие документа было отложено на неопределенный срок.

Во время реформаторского правления Александра II Россия была близка к принятию конституции. Был подготовлен проект конституции Михаилом Лорис-Меликова, в котором предложена программа преобразований, включавшая перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования и пр. Однако в 1881 году накануне подписания манифеста, предполагающего осуществление реформ, Александр II был убит народовольцами. Конституционный процесс в России был прерван.

После революции 1905 года император Николай II подписал манифесты (6 августа и 17 октября), в соответствии с которыми учреждались Государственная Дума и "Положение о выборах". Эти документы были восприняты как первый шаг к правовому строю.

Временное правительство после Февральской революции 1917 года взяло на себя функцию управления страной до созыва Учредительного собрания, призванного приступить к формированию в России правового государства. Однако созданное к началу 1918 года собрание решением ВЦИК было распущено уже 6 января того же года.

Первая Конституция РСФСР, утвержденная на V Всероссийском Съезде Советов 10 июля 1918 года, носила ярко выраженный классовый характер. В ней были воплощены лозунги, провозглашенные большевиками: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, вводились ограничения в политических правах для отдельных социальных групп.

31 января 1924 года была принята Конституция Союза ССР, в значительной части включавшая в себя положения Конституции 1918 года. В соответствии с положениями союзной Конституции в 1925 году была принята новая редакция Конституции РСФСР. Ее особенность заключалась в том, что она не содержала положений о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции. Одно из главных положений - разграничение полномочий и компетенции органов СССР и РСФСР.

5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный съезд Советов принимает следующую советскую Конституцию, в которой был закреплен тезис о руководящей роли Коммунистической партии. В документ также были включены нормы, утверждающие экономические основы социализма. Впервые в истории государства в тексте Конституции говорилось о политических и личных правах и свободах.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. К ее особенностям можно отнести введение нормы о праве выхода РСФСР из Союза ССР.

Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года. Особенностью этого документа было наличие вводной теоретической части, в которой перечислялись основные этапы построения в СССР развитого социалистического общества.

Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, опиралась на союзную Конституцию 1977 года. В ней был расширен перечень прав и свобод советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану здоровья.

14 марта 1990 года из Конституции СССР была исключена статья 6 о руководящей роли КПСС, соответствующие поправки были внесены и в Конституцию РСФСР.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил государственный суверенитет на всей территории страны, приняв Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В этом документе была провозглашена необходимость принятия новой Конституции, отражающей новые политические реалии. Первая Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года.

Принятие конституции ссср.

Впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии.

Первым конституционным проектом появившемся в России можно назвать "План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Конституция по Сперанскому - закон, "определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой".

Позже и декабристы подготовили свои проекты конституций.

Самыми радикальными для тех времен были конституционные идеи Пестеля. Его "Русская правда" была воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику.

Программа конституционных преобразований была разработана и царем-реформатором Александром II, но его идее не суждено было осуществиться. 1 марта 1881 года Царь-Освободитель был убит народовольцами, которые уже неоднократно покушались на его жизнь.

Манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Акты 1905-1906 годов фактически учреждали в России конституционный строй. Но плавного перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии не получилось.

С этого момента до лета 1918 года в России действует неписаная конституция - свод основных декретов большевистского государства. Декреты провозглашали диктатуру пролетариата и закрепляли полновластие Советов. Они ликвидировали частную собственность, узаконивали национализацию помещичьих земель и крупной собственности. В ожидании близкой победы социализма во всем мире и скорейшего установления коммунизма Советы принимали утопичные декреты. Так, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, впоследствии ставшая одной из основных частей первой конституции РСФСР, выражала решимость "вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма". Исторической задачей советской власти провозглашалось "беспощадное подавление эксплуататоров".

Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом Всероссийском съезде Советов.

Конституция состояла из шести разделов. В нее, по предложению Владимира Ленина, была включена в полном объеме Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа.

Первая российская конституция документально закрепила диктатуру пролетариата. Верховным носителем власти стало все рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах.

Равные права граждан признавались независимо от расовой и национальной принадлежности. Но очень зависели от классовой. Непролетарские слои населения - а это "эксплуататорский класс", духовенство, бывшие служащие полиции, жандармерии и охранки - были лишены избирательных прав. В эту же категорию попали члены дома Романовых, осужденные и душевнобольные.

Конституция 1918 года закрепила федеративное устройство России и утвердила конструкцию советской власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, который созывался два раза в год. Между съездами высшей властью являлся Всероссийский Центральный Исполнительный комитет.

Эта Конституция состояла из двух основных частей: Декларации об образовании Советского союза и Договора об образовании СССР.

В декларации говорилось исключительно о политических аспектах образования нового государства. В частности была такая формулировка: "Со времени образования советских республик, государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.

Там, в лагере капитализма, национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны. Здесь, в лагере социализма, взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов".

Целая глава была посвящена работе Объединенного главного политического управления (ОГПУ). Раздел о правах и свободах человека отсутствовал.

Для всех республик СССР Конституцией 1924 года устанавливалось единое гражданство - "смотрите, завидуйте, я гражданин - Советского Союза".

В народе ее называли "сталинской" и "конституцией победившего социализма" - начальной стадии коммунизма. По мнению Сталина, эта конституция была самой демократической в мире.

Ограничения и неравенство в избирательных правах ликвидировались. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование.

В отличие от предыдущей Конституции 1924 года, где не было ни слова о правах человека, здесь гарантировалась свобода совести, слова и печати, митингов и демонстраций, неприкосновенность личности и тайна переписки. Все судебные заседания должны были быть открытыми.

Статья 127: "Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора". Это 36-й год... Открыто в государстве диктатуры не существовало.

Сталинская конституция закрепила за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование землю, заложила главные принципы социализма: "Кто не работает, тот не ест" и "От каждого по его способности - каждому по его труду".

С этого момента 5 декабря стал выходным праздничным днем. Таким он останется на протяжении 40 лет до принятия Конституции 1977 года.

Хотя там были некоторые основы, некоторые идеи, опираясь на которые, скажем, правозащитники могли выйти на площадь с плакатом "Соблюдайте хотя бы эту свою Конституцию!" Но инструмента для ее соблюдения не было. Она была чистой декларацией, потому что ни одна ее норма напрямую не могла действовать. Для этого нужны были законы, подзаконные акты, инструкции. Была масса благих пожеланий, которые просто не могли реализоваться. Скажем, было записано право граждан на жалобу на административные органы в суды. Много лет эта норма не действовала, потому что закона не было. Никто никаких жалоб не принимал на основании прямой нормы Конституции. Никто, потому что не было закона.

Брежневская конституция - 1977 год. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного совета СССР 7 октября. С этих пор выходной день не пятое декабря - День сталинской конституции, а седьмое октября - День брежневской конституции.

В этой советской конституции впервые появляется преа������була. В ней рассказывается об историческом пути Советского Союза за 60 лет, дается характеристика "развитого социалистического общества".

Конституция 1977 года назвала Советский Союз общенародным государством, то есть "государством при развитом социализме". Это, кстати, и было причиной принятия новой конституции - новое государство построено, нужна новая конституция.

Тем не менее основная часть брежневской конституции взята из сталинской. Только брежневская, по сравнению с предыдущими тремя, более четко утверждает ведущую роль коммунистической партии.

КПСС - по новой конституции - руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций. Она определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа.

В 1985 году генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев объявил курс на перестройку. Одновременно начался процесс существенного изменения конституции РСФСР образца 1978 года.

С учетом поправок 1989-1992 годов конституция совершенно преобразилась. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения "советская" и "социалистическая". Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Изменилась государственная символика России. Теперь в Конституции подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность ее внешней и оборонной политики. В обновленном варианте конституция фактически закрепляла отказ от единовластия компартии. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. Были учреждены институты Президента, и 30 октября 1991 года - Конституционный суд РФ.

Идея создать Конституционный суд, наверное, витала в воздухе, потому что теория уже давно считала, что разделение властей до конца никогда не может быть осуществлено, если судебная власть не уравновешивает законодательную власть, не проверяет ее акты на соответствие Конституции. До 1991 года в России и бывшем СССР эта идея никогда не получала должного развития. Считалось, что контроль за содержанием законов - это функция парламента. И поэтому в СССР уже в последние годы, в 1989 году, был создан парламентский орган конституционного надзора, который давал рекомендации законодателю о том, что какие-то акты, принимаемые им, не соответствуют Конституции. Для законодателя эти акты, если это касалось проектов законов, рассматриваемых законов, не имели обязательного значения. И комитет конституционного надзора не являлся судебным органом. Это была немножко другая организация, организация парламентского контроля за содержанием законов. Общепризнанная модель требует, чтобы это делала судебная власть. Это случилось впервые в России в 91-м году.

В апреле 1993 года был известный всероссийский референдум, который состоялся по инициативе президента Ельцина, - о доверии президенту, политике правительства, о доверии парламенту - Верховному совету. "Да, да, нет, да" - известные ответы на вопросы. После этого образовался какой-то политический тупик. Референдум стали толковать и так и сяк. И тогда возникла идея Конституционного совещания. По указу Президента с начала мая 1993 года до начала июля проект Конституции в основе своей был уже подготовлен. Он разрабатывался на основе пактов о правах человека, начиная с ООН 1948 года.

На фоне разработки новой Конституции России к осени 1993 года после указа Ельцина о роспуске Верховного Совета в России разразился кризис власти. Съезд народных депутатов, обладающий неограниченными полномочиями, мог принять к рассмотрению любые вопросы, в том числе и те что, находились в непосредственном ведении Президента.

После заседания конституционного суда ночью с 21 на 22 сентября господин Зорькин поехал в Белый дом к Хасбулатову и Руцкому, и торжественно зачитал с трибуны решение конституционного суда, которое признавало действия президента неконституционными и достаточными для отрешения от должности аж по двум статьям конституции. Впрочем, "белодомовские сидельцы" отстранили президента еще и до вынесения решения конституционного суда и тут же назначили исполняющего обязанности (потом он стал писать себя просто как "президент"), Руцкого. А решение конституционного суда было размножено в тысячах экземпляров, распространялось в толпе у Белого дома и стало правовым основанием для всего последующего действа, завершившегося трагедией 3 и 4 октября. Поэтому вина или доля участия конституционного суда во всей этой истории чрезвычайно велика.

Ночное сентябрьское заседание 1993 года было тяжелым и трагическим. Этому, наверное, способствовало ненужное в то время полномочие суда самому выбирать вопросы для собственного рассмотрения и проявлять инициативу. Момент был очень политически острый, и суду как раз не нужно было именно по этому политическому моменту выступать, но по инициативе тогдашнего председателя собрались, сразу после того, как был обнародован указ президента о конституционной реформе, очень долго и яростно спорили. Большинство голосов было вынесено с заключением, что этот указ не соответствует Конституции. Но надо сказать, что он так и остался в своей только резолютивной части, потому что потом мы не смогли, по крайней мере, большинством суда сформулировать мотивировку этого решения. В истории это осталось. Потом практически все судьи участвовали в конституционном совещании по разработке новой Конституции 1993 года и новым законом о конституционном суде, который вобрал в себя уже предыдущую практику за два года нашей деятельности.

После октябрьских событий 1993 года стало понятно всем, что России нужна новая конституция.

12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

19 сентября 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал указ, в соответствии с которым 12 декабря объявлялся государственным праздником.

Ныне действующая Конституция - пятая в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием.

Первая из девяти глав - глава об основах конституционного строя. Высшей ценностью по Конституции образца 93-го года является человек, его права и свободы, их незыблемость и неотчуждаемость.

В основном законе закреплено народовластие, разделение властей, светский социальный характер государства, верховенство права.

Конституция гарантирует равноправие всех субъектов федерации и обеспечение прав всех наций. Президент России - гарант Конституции.

В ней указано, что он избирается всенародным голосованием на четыре года, не более двух сроков подряд. Правда, есть в России люди, которые уверены, что эти нормы немного устарели. Как вносить поправки в Конституцию, оговорено в ее девятой главе. С подобными предложениями могут выступать Президент, Федеральное собрание, правительство и законодательные органы субъектов федерации.

Со школьной скамьи мы знаем, что Конституция - это Основной Закон государства, что он обладает высшей юридической силой. И, наверное, есть смысл иметь государственный праздник в честь этого важного документа. Хотя бы для того, чтобы подчеркнуть его значимость, значимость правовых актов для нашего общества.

Теперь какое бы дело не рассматривал суд, всегда рассматриваются права граждан. Любой гражданин может обратиться в Конституционный суд, у него просто фантастическое право - он равен законодателю. Он может обжаловать закон, принятый высшей федеральной властью: Государственной думой, Федеральным собранием, но в том случае, если этот закон был применен в его конкретном деле, если этим законом его права нарушены, если есть сомнения в то��, ��то этот закон противоречит Конституции. Огромное количество дел, которые касаются вопросов судебной защиты граждан, вопроса равенства сторон в процессе, вопросов применения разного рода репрессивного воздействия на граждан и т.д. Очень много вопросов по налоговому законодательству, прав собственности или свободы предпринимательской деятельности, проблемой прописки, когда гражданин был прикреплен к какому-то определенному месту, и от этого места зависели большинство его прав.

Надо бы, чтобы все граждане России заразились идеей конституционного патриотизма - в России хорошая демократическая Конституция.

Раньше права государство даровало гражданам, а в новой Конституции - провозглашается приоритет прав и свобод человека, примат их, и только потом государства. И в этом суть государства - признать эти права и защищать, обеспечивать их. Сначала человек появился на земле, а потом государство.

Конституция - это достаточно емкий нормативно-правовой акт, учредительный, высшей юридической силы, но емкий. И если представить себе, что граждане, общество будут жить только по Конституции, не имея системы законодательства, регулирующего и контролирующего те же права и свободы человека и гражданина, организацию власти, экономические основы жизни, политическое устройство, - это невозможно. Поэтому любое государство имеет систему законов, от 10 тысяч наименований законов... , однако в 2003 году было 16 тысяч обращений в Конституционный суд, из них 98 процентов - от граждан.

Например, Конституционный суд объяснил, что регистрация имеет уведомительный характер, что она не носит характера обязательного, что граждане не обязаны регистрироваться теоретически.

Люди понимают, что теперь парткома нет, что остается в любом случае, так сказать, последнее - это получить на руки судебное решение. Это переворот в истории России, могу вам сказать, - мирный, тихий, не насильственный.

Как бы ни относиться к процессу приватизации, к залоговым аукционам и прочему, что на слуху, колоссальнейшие изменения произошли в отношении собственности. Сегодня число собственников измеряется миллионами, свои права они на основе этой Конституции защищают в разных инстанциях, и в судебной системе прежде всего.

Фантастические изменения произошли в политической системе. Мы впервые имеем структуру, которую называем парламент. Как бы мы не относились, это зеркало, оно отражает нас, но у нас есть двухпалатный парламент, у нас есть "фабрика по производству законов". Как она работает - это другой вопрос. Но те 1,5 тысячи законов федеральных, которые приняты за 10 лет с изменениями, поправками и так далее, - это колоссальнейший прорыв вперед, колоссальный.

Есть развитие системы судебной защиты, судебной власти. Она становится все-таки на ноги. Должность судьи становится все более уважаемой. Но самое главное, что все эти и многие другие преобразования, прошли благодаря Конституции в мирных условиях (я выношу за скобки сейчас Чечню, хотя есть решение Конституционного суда по этому поводу), Конституция обеспечила это.

Более того, могу сказать, что это единственная Конституция на российской земле, в которую за 10 лет по существу не внесено никаких изменений и дополнений, ни одна запятая не изменена. Только субъекты Федерации там себя по-разному называли - вот и все поправки. И это очень хорошо.

У нас есть гарант Конституции - это Президент. У нас есть главный хранитель Конституции - это Конституционный суд и все другие суды. И главные субъекты, которые должны эту Конституцию знать, требовать ее исполнения, оказывать влияние на всю публичную власть, на всю бюрократию, если хотите, - это народ, это избиратели.

Благодаря этой Конституции все большая и большая часть нашего населения становится избирателями в подлинном, а не формальном смысле слова, которые делают осознанный выбор, определяя свою судьбу.

Давно пора - и это дело исполнительной власти, прежде всего, президентских структур - ввести курс в общей школе нашей, обязательное преподавание курса Конституции Российской Федерации, в обязательном порядке. В преддверии 10-летия можно издать Конституцию (можно с комментариями, с решениями Конституционного суда, с толкованиями) таким тиражом, чтобы сделать подарок каждой российской семье - бесплатно по почте.

Б.Майоров

По материалам печати

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека