Политическое сознание: уровни, функции, формы. Понятие, структура и функции политического сознания

Рефлексивная ориентировка в политическом поле

Первое и исходное отношение социального субъекта к политическому миру связано с его рефлексивной формой активности - познавательной и оценочной деятельностью. Любой субъект политики, будь то индивид или группа, должен прежде всего сориентироваться в социально-политической ситуации, изучить и дать ей оценку. Это можно осуществить на двух уровнях политической рефлексии, идеологическом и психологическом, выразив свое мнение в неких «отраженных формах»: либо в теоретической модели, абстрактной идее, идеологической доктрине, либо в психологической установке или чувстве.


Познавательная деятельность в политике связана прежде всего с продуцированием теми или иными политическими субъектами политических идей и теорий, чувств и верований, эмоций и доктрин, которые, будучи субъективной рефлексией объективной действительности мира политики, являются необходимым этапом и условием его освоения. Вопрос о соотношении реальности политической жизни и представлений о ней, действий политиков и идей политологов ставился еще в античной политической мысли, в частности, в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля. Как влияет познание правителем принципов наилучшего устройства на государственную жизнь? Воплощаются ли в ней идеальные проекты, представления об оптимальных формах правления?

Аристотель и Платон считают, что достижение успеха в политике, создание наиболее эффективных форм организации политической жизни зависят, прежде всего, от разработки наилучшей идеальной модели или проекта государственного устройства, базирующегося на правильных моральных нормах и верных теоретических принципах. Аристотель в «Политике» отмечает, что государственная жизнь является реализацией людьми (и в первую очередь, правителями) тех или иных познанных принципов и проектов или же просто представлений о правильном порядке ведения государственных дел. В то же время изложение политической теории у Аристотеля построено на анализе и теоретическом обобщении реальных, то есть существовавших в политической действительности того времени в Греции, Персии и других странах видов государственного устройства. Таким образом, в своих рассуждениях о мире политики Аристотель исходит одновременно из двух «равных» начал анализа: во-первых, из идеальных принципов и образцов государственного устройства, во-вторых, из реальных политических институтов и структур, видов государств, способов государственного управления и политического участия.

«Материалистическое» и «идеалистическое» понимание политики

Каждое из этих двух начал Аристотеля обладает относительной независимостью от другого начала, поэтому каждое из них становится исходной точкой для различных теоретико-методологических подходов: «материалистического» и «идеалистического» понимания политики, наиболее репрезентативно представленных в гегельянском и марксистском учениях.

Одним из наиболее ярких примеров идеалистического подхода к объяснению соотношения политической действительности и ее рефлексии, политического сознания и бытия являются школа и традиция немецкой классической философии, и в том числе,


система политической философии Г. В. Ф. Гегеля. С позиции гегелевской философии политики, государство есть объективный дух и субстанциональная воля, особое проявление в политической действительности нравственной идеи, которая в «нравах имеет свое непосредственное существование, а в самосознании единичного человека, его знании и деятельности - свое опосредованное существование...» 4 . Идея или принцип государства непосредственно осуществляется, таким образом, в государственном сознании общества (понятие «нравы общества» в этом плане здесь во многом сходно с современным термином «политическое сознание»), а также и в индивидуальном политическом сознании каждого гражданина. «Государство есть дух, пребывающий в мире и реализующийся в нем сознательно» 5 , - добавляет автор «Философии права», отдавая и в гносеологическом, и в онтологическом плане приоритет «политическому духу», а не «политическому миру».

К. Маркс прибегает к противоположному подходу, полагая в соответствии со своим материалистическим пониманием политики, что идеальные принципы и представления есть лишь отражение материальных (или экономических) интересов тех или иных классов, а потому гегелевское соотношение политического сознания и бытия необходимо перевернуть «с головы на ноги». С точки зрения марксизма, политическое сознание общества и индивида в различные исторические периоды было обусловлено экономическими интересами и социальным положением господствующих классов. «Господствующие мысли суть не что иное, - пишут К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845--1846), - как идеальное выражение господствующих материальных отношений, как выраженные в виде мыслей господствующие материальные отношения; следовательно, это выражение тех отношений, которые и делают один этот класс господствующим, это, следовательно, мысли его господства» 6 . Результатом марксистского подхода к политике является известный вывод о том, что политические идеи и теории, чувства и представления являются порождением материальных интересов различных классов и, соответственно, политических учреждений и организаций, ими контролируемых. В конце XIX - начале XX в. и в социально-политической мысли России появились довольно любопытные идеи о взаимной обусловленности политической реальности и сознания, выразившиеся в концепции так называемого «параллелизма мысли и учреждений», существования «прямых» и «обратных» связей между действительностью бытия и рефлексией сознания 7 .


Дуализм против онизма в политической гносеологии

Выходом из дилеммы: материалистичны или идеалистичны механизмы политики - мог бы стать отказ от самого принципа монизма и замена его более плюралистическим и гибким принципом дуализма, дающим возможность осмыслить сложный механизм политической активности, в котором предполагается взаимная обусловленность и «оборачиваемость» обоих «начал»; и идеального, и материального. В связи с этим можно было бы выделить две основных формы политической активности социальных субъектов: 1) духовно-рефлексивную и 2) материально-практическую, первая из которых «исторически и логически» предшествует второй.

Рассмотрим этот момент подробней на примере политической активности партий. Как правило, образование всякой партии связано первоначально с определенной психологической идентификацией индивидов с коллективным субъектом, опирающейся на осознание общности своих интересов и некой субъективной политической идентичности по отношении к обществу в целом. Например, так сформировались в свое время первые пролетарские организации типа «Общества времен года» или «Союза справедливых». Затем требуется рефлексивная активность более высокого уровня - идейно-теоретического, связанного с разработкой идеологической доктрины или теоретической модели, которые фиксируются в соответствующей программе партии. И только уже на этой основе разворачивается полнокровная партийная работа по реализации партийных целей и задач.

Проблема соотношения материально-практического и духовно-рефлексивного измерений (начал) в механизме политической активности особенно остро обозначилась в сфере современной политической психологии в дискуссии между сторонниками поведенческого (бихевиоралистского) и когнитивного подходов. Первые, то есть «бихевиоралисты», в центре внимания видят категорию «поведение», которая, по их мнению, и соединяет политическую активность социального субъекта с внешним миром посредством его «мотивов» и «установок». В противоположность этому подходу «когнитивисты» «в центр исследования ставят политическую картину мира индивида, его политическое сознание, но выносят за скобки собственно поступок, политическое действие, которое они считают вторичным по сравнению с картиной мира индивида» 8 .

Дело доходит порой до признания, что вся политическая активность обусловлена (и чуть ли не детерминирована) психикой человека и психологией социальных субъектов. Авторы,


придерживающиеся подобной позиции, считают, что, во-первых, «структура психики человека определяет структуру деятельности субъектов политики», во-вторых, сама «структура политической деятельности является отражением психологической потребности человека в ориентации», и поэтому, в-третьих, политическая активность это лишь ориентационная сторона (или часть) деятельности человека, его так называемая «интеллектуальная экспансия» в окружающее информационное поле 9 . Политика становится, таким образом, некой производной индивидуальной психики и коллективной психической жизни.

В то же время нельзя не отметить тот момент, что в структуре политической активности ее духовно-рефлексивная сторона, включающая политическую психологию и идеологию, действительно выполняет роль определенной ориентационной структуры или ориентирующей фазы в актуальном поле политики, в свою очередь состоящей из ряда компонент. В их число входят познавательные, когнитивные элементы, включающие теоретические знания и идеологические убеждения, политическую информацию и верования, а также оценочно-мотивационные компоненты, связанные с ценностями и установками, мотивами и чувствами. Рефлексивная активность социального субъекта, следовательно, состоит из: 1) познавательной активности (анализа политической информации); 2) аксиологической ее стороны (оценки информации); 3) проективного аспекта (прогноза и проекта активности) и, наконец, 4) аспекта мотивационно-установочного, как бы завершающего формирование рефлексивной модели грядущей политической деятельности того или иного социального субъекта.

Подытоживая рассмотрение различных подходов к проблеме и разграничивая эти стороны политической жизни, можно отметить, что политическое бытие (или реальность) связано в большей мере с «объективированной» политической действительностью, ее реальными структурами и процессами, их функционированием и развитием, результирующими действие и материальных, и идеальных факторов, тогда как политическое сознание в основном имеет дело с рефлексивной «субъективацией» политики, то есть с субъективной рефлексией и умонастроениями тех или иных агентов политических отношении. Политическое сознание имеет при этом весьма сложную структуру, включающую в себя множество различных субъектов и типов рефлексии, а также обусловленные ими отдельные уровни и компоненты: общественное, групповое и индивидуальное сознание, политическую психологию и идеологию, чувства и эмоции, представления и идеологемы, ориентации и установки, а также все другие


духовные, рефлексивные образования, связанные с познанием и освоением мира реальной политики, требующие, конечно же, каждый в отдельности специального анализа 10 .

ПРАКТИЧЕСКИ-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ «РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА» ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Практическая активность в политической жизни

Основной способ реализации тех или иных идеальных моделей и установок, политических идей и доктрин на практике всегда связан с конкретными политическими действиями вполне осязаемых субъектов. Еще со времени «Хозяйства и общества» М. Вебера (1922) и «Структуры социального действия» Т. Парсонса (1937) исследование политического действия попадает в центр внимания анализа политики. Именно понятие «политическое действие (акция, акт)» становится элементарной единицей в изучении структуры и механизма активности политических субъектов. И здесь возникает вопрос о том, а что же в самом общем плане представляют собой политическая активность и общение, политическая деятельность и поведение? В чем состоит их генетическая связь с «репродуктивными» политическими отношениями?

Для того чтобы хотя бы подойти к ответу на эти вопросы, приходится останавливаться на некоторых исходных определениях ряда ключевых понятий. Наиболее общим, родовым понятием для всего этого категориального блока выступает категория «политическая активность», обозначающая все виды и способы воздействия политического субъекта на объективный мир и других субъектов политики. Многообразие видов активности выявляет различные формы (и их комбинации) «распредмечивания» власти управляющих и влияния управляемых. Политическая активность в этом смысле есть совокупность элементарных политических действий (акций), каждое из которых, по М. Веберу, «соотносится с действием других людей и ориентируется на него» 11 . Политическая деятельность, поведение и общение представляют собой соответственно различные формы и способы интерпретации активности, когда внимание концентрируется на средствах воздействия субъекта на объект (деятельность) или на изменении собственной роли и позиции субъекта (поведение), или же, наконец, на межсубъектных взаимодействиях (общение). (Об этом подробнее речь пойдет в главе VII.)

Следует сразу же оговориться, что вопрос о структуре социально-политической деятельности и поведения, механизме действий и взаимодействий является едва ли не центральным вопросом современной западной политологии и социологии XX века, начиная


от теоретических построений М. Вебера и Т. Парсонса до новейших разработок А. Гидденса, Н. Лумана, Д. Коулмена и, конечно же, концепции «коллективного действия» М. Олсона и теории «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса 12 . Такой же огромный интерес к этой проблеме и соответствующий пласт литературы по теории социальной деятельности и общения сформировался в 60-80-е гг. и в отечественной философско-социологической мысли на базе соединения исторического материализма с системно-структурным, функциональным и деятельностным подходами 13 . Не останавливаясь на подробном и специальном анализе сложнейшей проблемы структуры политического действия, хотелось хотя бы очень кратко затронуть лишь логику наиболее распространенных и популярных в отечественной и американской специальной литературе подходов к характеристике механизмов политической деятельности и поведения, а именно, самые общие принципы «деятельностного подхода» и концепции «рационального выбора».

В соответствии с деятельностным подходом в структуре политической деятельности выделяются следующие основные пары элементов: 1) «субъекты и объекты», 2) «цели и средства», 3) «условия и результаты», 4) «интересы и ценности», а нередко в этот ряд включаются также 5) «мотивы и установки». Если с этой точки зрения попытаться интерпретировать избирательную политику партии в период выборной кампании, то получается следующая картина: политический субъект (партия), исходя их коллективных интересов (контроль над властью), пытается воздействовать на политический объект (электорат) в предвыборной кампании с тем, чтобы посредством пропаганды и манипулирования мнением избирателей (средства) получить максимально возможное количество бюллетеней и голосов, сформировать наиболее многочисленную фракцию парламента и, в итоге, правительство (цели).

Тем самым избирательная активность партии зависит не только от конкретных условий борьбы, сформировавшихся до начала кампании. Успех и эффективный результат избирательной борьбы также связан как с оптимальными формами диалога с избирателями, так и с гибкой тактикой партии по отношению к другим субъектам партийной борьбы: партиям-союзникам и партиям-противникам. Следовательно, избирательная кампания не ограничивается лишь активными пропагандистскими действиями партий по отношению к избирателям, она включает в себя партийное противоборство и соревнование, то есть цепь политических взаимодействий, «снимающих» их взаимно направленные друг на друга акции и мероприятия.

4 Основы политической теории 97


Этот «деятельностный цикл» в политике условно можно было бы представить, используя следующую, довольно распространенную в марксистской литературе, общую абстрактную модель социальной деятельности. «Условия в виде опредмеченной деятельности детерминируют деятельность каждого из субъектов, а разнонаправленная деятельность каждого из субъектов снимается их взаимодействием; взаимодействие опредмечивается, модифицируя условия; новые условия полагают новый акт взаимодействия субъектов и т. д.» 14 . Если продолжить разбор примера с избирательной кампанией, то можно заметить, что нормальная партийная борьба в процессе выборов в соответствии с избирательными законами и принципами, наряду с партийными взаимодействиями и конкуренцией, приводит также к воспроизводству и развитию самой избирательной и партийной системы, то есть к «опредмечиванию» результатов политической борьбы в устойчивых условиях политических отношений.

Концепция «рационального выбора»

Что же касается принципиальной схемы политического действия, используемой в едва ли не самой популярной сейчас в американской политологии концепции «рационального выбора», то она постулируется следующими главными предположениями: «1) акторы преследуют соответствующие цели; 2) эти цели отражают осознанные эгоистические интересы акторов; 3) поведение основывается на сознательном выборе; 4) индивид является основным актором в обществе; 5) акторы обладают приоритетными установками, являющимися последовательными и устойчивыми; 6) в случае выбора альтернатив акторы выбирают вариант с наивысшей степенью ожидаемой выгоды; 7) акторы владеют определенной информацией как о возможных альтернативах, так и вероятных последствиях их выбора» 15 . С этой позиции, если опять вернуться к примеру, связанному с избирательной борьбой партий, партийное поведение на выборах основано прежде всего на «рациональных принципах», отражающих эгоистическое стремление партии обеспечить себе максимальное число голосов избирателей и тем самым получить максимальную власть.

При этом, правда, возникает ряд вопросов и возражений, связанных с подобной рационализацией и идеализацией механизма политического поведения. Во-первых, совершенно непонятными в этом плане становятся эмоциональные и иррациональные действия, не всегда ориентированные на корыстные и эгоистические интересы, проявления альтруизма и гуманизма в политике (например, иногда совершенно бескорыстное участие богачей в революциях, альтруизм иностранцев в освободительных войнах). Наконец, во-вторых, самое большое затруднение возникает при объяснении


феномена коллективных политических действий, когда индивидуальный актор, имеющий личные интересы, расходящиеся с групповыми интересами, все равно участвует в групповом действии 16 . Другими словами, почти без внимания остается природа, например, такой групповой активности, какой является институциональное общение коллектива индивидов.

В этом плане более успешную трактовку трансформации индивидуальных действий субъектов в коллективно-институциональные структуры дает деятельностный подход, вводящий понятие межсубъектной деятельности общения, результатом функционирования устойчивых форм которой является становление стабильных коллективных общностей (или институтов). Таким образом, как уже отмечалось, встречные акции политических субъектов и объектов результируются тем или иным видом взаимодействия и «опредмечиваются» в устойчивые политические отношения, в то время как рядоположенное, межсубъектное общение приводит к образованию устойчивых и структурированных общностей, иерархизированпых институтов. Например, многократное общение партий в ряде избирательных кампаний приводит к складыванию соответствующих институциональных образований, то есть партийных и избирательных систем. Общение политических субъектов приводит в результате к формированию политических институций, субстанциональной основой которых выступает опредмеченная активность индивидов в виде «сетей» их отношений, то есть различных форм взаимодействия по поводу власти.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. В своем диалектическом развитии оно проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру. Рассмотрим в чем состоит суть политического сознания, его содержание и процесс формирования

1. Понятие, структура и формирование политического сознания

Политическое сознание как сфера общественного сознания является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования власти, то есть - политических отношений. Политическое сознание - это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым политическим событиям. Что же в нем отражается и оценивается? Прежде всего отношение к власти, способам, формам ее организации и реализации, к политическим силам различной направленности и методам их деятельности. Следует отметить, то обстоятельство, что политическая деятельность является именно той основой, на которой формируется политическое сознание. Оно предстает прежде всего как осознанное, осмысленное через призму социально-политических потребностей политическое знание, которое являет собой его рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания не ограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в себя продукты чувственного отражения и оценки. Политическое сознание является продуктом рационального, эмоционального и волевого освоения людьми содержания и особенностей политических отношений.

Политическое сознание можно определить как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений.

Политическое сознание является естественным субъективным компонентом политической деятельности, политического поведения.

Политизация общественного и индивидуального сознания, его выделение в относительно самостоятельную сферу происходит там и тогда, где и когда возникают социальные неравенства, формируются институты социального управления и публичной власти.

При этом следует заметить, что генезис политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, становлением органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного сознания как наука, мораль, религия, правосознание.

Субъективные образы, с помощью которых социальная группа, личность или общество в целом отражают политическую действительность образуют структуру политического сознания. Познание объективной реальности субъектом возможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, фантазии. Следовательно, структура политического сознания в целом определяется с помощью трех составляющих: рациональной, чувственной и иррациональной. К чувственным относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п. К рациональным относятся обобщенные идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д. К иррациональным составляющим относятся немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы. Рациональные, чувственные и иррациональные представления взаимосвязаны между собой. Рациональный образ политической действительности не может возникнуть вне чувственного восприятия, которое стимулирует мыслительные процессы. Иррациональные представления, например, политические мифы, также связаны с чувственными и рациональными компонентами.

Рассматривая структуру политического сознания следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами являются политическая наука (теории, концепции, гипотезы и т.д.), политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.).

Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений и положений, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным идейно-политическим доктринам и установкам.

В политической идеологии можно выделить два уровня функционирования: теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, социального слоя (прослойки), нации, государства, и программно-политический, где политические принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соответствующие программы, манифесты, лозунги и являют собой идейно-политическую основу для принятия управленческих решений и ориентирования политического поведения и деятельности людей. По уровню отражения политической реальности политическое сознание может быть теоретическим и обыденным. По своей направленности оно бывает демократическим, авторитарным, традиционным, современным, верноподданническим, лояльным, бунтарским и иным. Его основными видами являются массовое и специализированное политическое сознание. По субъектам можно выделить социально-групповое, национально-этническое, религиозно-конфессиональное, корпоративное, индивидуальное и другие виды сознания. Многообразие видов политического сознания увеличивается при рассмотрении его по отношению к конкретным объектам и субъектам политических процессов: к глобальным проблемам (войне, миру, окружающей среде и т.д.)

Весьма актуально рассмотрение структуры политического сознания по критерию властного потенциала его носителей в диапазоне субъект (властвующий) - объект (подвластный).

Структура политического сознания может рассматриваться и по другим критериям. Например, за основу могут быть взяты “матричные” показатели, те, что построены на одновременном учете различных признаков содержания, организации, функционирования. С этой точки зрения структура, например, политического сознания в США, по мнению наших исследователей Ю.Замошкина и Э.Баталова, включала следующие его типы: 1) либерально-технократический, 2) либерально-реформистский, 3) либеральный, 4) традиционалистский, 5) неоконсервативный, 6) радикально-либеральный, 7) радикально-этатистский, 8) правопозитивистский, 9) радикально-демократический, 10) радикально-бунтарский, 11) радикально-романтический, 12) радикально-социалистический и др.

Политическое сознание классифицируется и по качественно-содержательным параметрам. У различных его носителей оно может быть более или менее развитым, доминировать в структуре общественного и индивидуального сознания или быть второстепенным фактором жизнебытия.

Интенсивная политизация общественного сознания связана с периодами кризисно-революционных ситуаций, со сменой политических режимов, персональных носителей власти, реконструкцией политических систем, концептуальных основ политического поведения.

Политизация общественного сознания как правило начинается с низших и верхних слоев социальной структуры. В меньшей степени политизации подвержены средние слои общества.

Политическое сознание относительно самостоятельно.

Относительность самостоятельности политического сознания по отношению к сознанию вообще и его конкретным не политизированным проявлениям (наука, мораль, религия, искусство и т.д.) обусловлены тем, что создание как способ постижения реального бытия едино в своих сущностных характеристиках, законах проявления и функционирования. У сознания во всех его формах и проявлениях единое основание - социально-природное бытие людей, их интеллект, воля, чувства.

Относительно самостоятельный характер политического сознания, в отличие, к примеру, от морали или экономического сознания, проявляется в специфике политического пространства, политических отношений, политической культуры, традиций и норм политического поведения, в специфике политических технологий и методов политической деятельности, в специфике концептуально-категориального аппарата выработанного политической философией, политологией, социологией политики и другими науками, изучающими политические реалии и политическое сознание.

На принципах цивилизованного плюрализма формируется и развивается массовое политическое сознание в странах с демократическими моделями организации политической жизни, где сложились правовые государства и гражданские общества. Подобный плюрализм массового сознания конструктивен по своей сути, ибо политическое сознание широких масс сориентировано на созидание лучшего, перспективного, справедливого, демократического жизнебытия.

На иных, нередко революционно-анархических принципах, формируется массовое политическое сознание в обществах с крайне полярной социально-классовой структурой, с авторитарными способами осуществления публичной власти и управления. Массовое политическое сознание данного типа чрезвычайно подвержено идеологическому, пропагандистскому воздействию, остро и эмоционально реагирует на те или иные социально-политические процессы текущей действительности.

Что касается социально-группового политического сознания то оно возникает и развивается в процессе взаимодействия различных социальных групп по поводу удовлетворения ими своих политических интересов.

Групповое политическое сознание не может быть до конца однородным, как не может быть однородным социально-политический статус входящих в него субъектов. Поэтому внутри любой социальной группы могут быть несовпадающие политические позиции. Кроме того, политическое сознание группы включает универсальные политические ценности общества, являющиеся той основой, на базе которой возникает единство и стабильность общественного порядка. А поскольку политическое сознание вырастает из взаимодействия различных политических интересов, его формирование связано и с внешними условиями реализации политических интересов.

Политические концепции, идеи, взгляды, оценки весьма широко представлены в сознании современного человека.

В процессе политической социализации личность усваивает основополагающие черты массового и группового политического сознания. Реализуя свои интересы, она объективно солидаризуется в своих действиях с позициями той социальной группы, которые ей близки. Хотя групповое политическое сознание складывается из индивидуальных политических сознаний, это вовсе не означает их тождества. Личное политическое сознание характеризуется не только высоким уровнем социализации, но и своей уникальностью, достаточно разнообразными свойствами. Социальный опыт каждой личности неповторим, и поэтому в процессе жизнедеятельности политическое сознание претерпевает изменения, в результате которых формируются реакционные, консервативные или революционные политические позиции.

Политическое сознание личности, социальной группы, общества выполняет познавательную, ценностно-ориентирующую, идеологическую и прогностическую функции.

В становлении и развертывании политического сознания субъектов можно выделить ряд этапов:

1. Включенность субъектов сознания в систему политических отношений. Политизация личности, социальной группы, общества.
2. Зарождение политических ориентаций.
3. Накопление политических знаний.
4. Политическое самоопределение.
5. Осознанные политические действия.

К числу основных свойств политического сознания можно отнести: исторический, социальный характер, плюралистичность, многокомпонентность, многоуровневость, диалектичность.

Политическое сознание является предметом исследования философии, политологии, специальных разделов социологии. В целостном виде политическое сознание изучается политической психологией.

Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Роль политического сознания жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не ee лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развит» общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.

Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.).

Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с дру­гими формами общественного сознания: экономическими воззре­ниями, правовыми теориями и нормами, философскими учениями, нравственными концепциями, эстетическими ценностями, художе­ственными взглядами.

В современной научной литературе политическое сознание от­носится к числу наиболее общих понятий, характеризующих субъ­ективную сторону политики. Оно представляет собой совокупность рациональных, ценностных, нормативных, с одной стороны, и под­сознательных, иррациональных, аффективных элементов, - с дру­гой. На их основе формируются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т.д.

Данное понятие связано, таким образом, как с индивидуальны­ми, так и групповыми процессами познания и ценностными ориентациями в политической сфере. Соответственно оно включает в себя все уровни восприятия, понимания и истолкования политичес­ких процессов - от первичных импульсов до сложных теоретичес­ких построений.

Исходным (базовым) пластом политического сознания являются психолого- политические состояния человека, формирующие пред­посылки для его ориентации в мире политики, т.е. в окружающем его политическом пространстве, в котором он может играть актив­ную или пассивную роль в зависимости от темперамента, воспита­ния и образования, убеждений, потребностей и ценностей.

Отсюда следует, что социально-политическое пространство, т.е. совокупность институтов гражданского и политического сообщества, а также сложившихся политических традиций, идеологий, многоуровневых структур знания, функционирующих в единстве с исторически обусловленной социально-психологической средой, играет по отношению к политическому сознанию роль детерминирующего фактора, обусловливающего стремление индивида адап­тироваться к тем или иным групповым политическим интересам, составить конкретное представление о государстве, власти, опреде­лить свое отношение к ним. Тем самым приобретается опыт политического участия.

В зависимости от степени детерминации, характера взаимодей­ствия индивидов в социально-политическом пространстве посте­пенно возникают и начинают активно влиять на общественную жизнь такие функции политического сознания, как когнитивная (потребность в познании человеком различных сторон мира поли тики); идеологическая (необходимость в сплочении политически? партий, наций и государств, в сохранении завоеванных властны) позиций); коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти); прогностическая (способ­ность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов); воспитан тельная (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами).

2 Уровни политического сознания

1. Государственный уровень, на котором осуществляются вы работка и обоснование официальной политики. «Государственное сознание регулирует политические отношения различными законопроектами, программами, конституцией и т.д. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления.

2. Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

б) определять средства и методы их достижения;

в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем;

г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.

3. Эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действитель­ность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

4. Обыденный уровень тесно связан с эмпирическим уровнем, но и то же время в сравнении с ним имеет ряд отличий. Так, эмпири­ческий уровень характеризует практический опыт субъекта. Обы­денный же уровень характеризует совокупность возникающих не­посредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического наличием идеологических и теоретических элементов. Данному уровню при­сущи ярко выраженные социально-психологические черты: настро­ения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, спо­собность чутко реагировать на изменения политической ситуации. Политическое сознание выступает в различных формах.

Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные по­литические организации и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.

С возникновением политики как важнейшего элемента цивилизации функции и роль политического сознания оценивались далеко не однозначно. С одной стороны, исторический опыт и логика требуют признать тот очевидный факт, что политическое сознание формируется как результат сложной эволюции политических институтов, на которую оказывают влияние предшествующие традиции общественного участия, характер социализации, формы образования и множество других факторов. С другой стороны, уже в древности с появлением первых философских школ возникает явление, которое К. Поппер назвал «исторической идеологией».

Суть этого явления заключается в претензиях философов и идеологов, прибегающих к историческим пророчествам, на открытие всеобщих законов истории и политики, в соответствии с которыми должно развиваться общество. Отсюда возникло убеждение в том, что системы политической философии оказывают решающего воздействие на политическое сознание, определяя характер политического поведения и участия.

Такого рода модели политического сознания, которые можно oтнести к разряду элитарных, преувеличивают и абсолютизируют влияние философских идей на системы убеждений, нравы и институты. Сторонники этих моделей утверждают, что все значительные политические перевороты нового времени, например, американская и французская революции XVIII в. и революция в России 1917г., являются результатом внедрения в общественное сознание идей конституциализма, либерализма, социализма.

Влияние этих идей действительно было огромным, особенно в период, предшествующий упомянутым политическим переворотам Вместе с тем имеется множество доказательств, подтверждающий что различные варианты политической философии сами являлись одним из средств рационализации уже сложившихся политических традиций, систем убеждений и социальной практики. Например, формирование американских политических институтов в период предшествовавший войне за независимость, образованию США.И принятию конституции, происходило под влиянием английских традиций и правовых норм, а также общих христианских понятий земной власти в сочетании с принципами «естественного права Все эти элементы развивались, сообразовываясь не столько с практическим опытом, сколько с той или иной философской системой. Идеи Локка, Монтескье, Руссо и Юма, хорошо известные авторам проекта конституции США, использовались не как отправные точки для создания чего-то нового, но, скорее, в качестве аргументов, подтверждавших правильность того, к чему американцы пришли эмпирическим путем.

Точно так же революция в России произошла не в результате внесения социалистами различных оттенков политического созна­ния в «пролетарскую массу», как полагал Ленин а, вследствие ост­рейшего кризиса, вызванного мировой войной. В ходе самой рево­люции отчетливо проявились традиции, восходящие к крестьянским восстаниям и бунтам XVII-XVIII вв. Идеи Маркса были только «верхним пластом», с помощью которого оформлялась официаль­ная идеология автократического бюрократического режима, вовсе не соответствовавшего исходным принципам марксистского социа­лизма.

И картины мира, разработанные философами, и уже сложив­шиеся политические институты и нормы, вступая во взаимодейст­вие с подсознательными комплексами и когнитивными механизма­ми человеческой психики, создают в сознании политические обра­зы, которые далеко не всегда совпадают с политическими реалиями. Адекватность индивидуального (и группового) политического со­знания действительным отношениям, конечно зависит от типа лич­ности, степени «открытости» самого сознания, способности объек­тивно оценивать социальные процессы, создавать различные раци­ональные проекты и концептуальные модели политики или, наобо­рот, воспринимать политику сквозь призму дихотомии «свой - чужой», «друг - враг» и т.д.

Литература

2. Бурдье П. Социальная политика. Пер. с фран. - М., 1993.

3. Власть. Очерки современной политической философии Запада. - М., 1980.
Диалог. 1991. № 8. С.91.

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 1991. С.500.

5. Бро Ф. Политология. М., 1992. С.80.

6. Общественное сознание и его формы. / Предисл. и общ. ред. В.И.Толстых. - М., 1986.

7. Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. Пер. с англ. - М., 1996.

8. Политическое сознание // Философия политики. М., 1993. Кн. IV. Рук. авт. колл., д.ф.н., проф. Бессонов Б.Н.

9. Теоретическая и прикладная социальная психология. / Отв. ред. А.К.Уледов. - М., 1988.

Политическое сознание

Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.

С образованием государства и развитием политической организации общества возникает и развивается политическое сознание- это та часть общественного сознания, которая непосредственно относятся к политическим явлениям и процессам. Политическое сознание- одна из центральных категорий политологии, обозначающая восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой. Это совокупность взглядов, установок, выражающих отношение людей к государству и партиям, политическим ценностям и целям, традициям и нормам политической жизни.

Политическое сознание представляет собой одну из форм общественного сознания и имеет три аспекта: знание, оценка, эмоции и два измерения- гносеологическое (т.е. познавательное) и социологическое. Гносеологическое измерение политического сознания - это познавательная деятельность, через которую постигается сущность «предметов» политики, управляющие ими законы, связи политической сферы и другими областями жизни общества. Социологическое измерение политического сознания - это его роль и значение политической системы общества, его социальные функции, это субъективный компонент деятельности субъектов в политике. Возникая и развиваясь в связи с осознанием и реализации общезначимых политических интересов, политическое сознание выступает понятийным, оценочным, символическим и иным отображением социальных взаимодействий классов, социальных групп, граждан, борющихся за осуществление своих властных целей.

Познание политической жизни происходит на двух основных уровнях - эмпирическом (обыденном) и теоретическом (политическая идеология). Обыденное сознание формируется в основном стихийно, вырастая из общественно-политического опыта. Политическая идеология создается теоретиками и в целостном, законченном виде выражает интересы и цели того или иного класса, социальной группы, общества.

Политическое сознание- сознание классовое. Становление и развитие политического сознания схематически можно выразить следующим образом:

1) формирование системы потребностей и социальных ожиданий;

2) принятие определенных ролей и актуализация потребностей;

3) формирование ценностей ориентации;

4) идентификация «своей» социальной группы;

5) осознание собственных интересов (целей) в социально- политической сфере;

6) оценка существующей возможности влиять на политическую деятельность в соответствии со своими интересами;

7) принятие системы ценностей и установок, формирующих политические устремления.

Формирование политического сознания под влиянием объективных условий материальной жизни находятся под постоянным воздействие мощных дополнительных факторов, как объективно сложившихся, так и сознательно направляемых. Среди этих факторов следует прежде всего назвать специфику политической культуры, деятельность институтов политической системы, психологическое давление с помощью средств массовой информации. (СМИ)

Политическое сознание классифицируется в зависимости от его различных типов. Это логически организованная система политических ценностей, ориентаций, приоритетов. Различают открытый и закрытый типы политического сознания. Открытый предполагает способность к восприятию чужого социального опыта, культурных ценностей и традиций. Закрытый базируется на корпоративных, локальных, групповых нормах и целях и не приемлет общечеловеческие ценности и ориентиры.

Тип политического сознания тесно координирует с типом политического поведения личности, той или иной социальной группы. В этом плане в современных условиях политическое сознание классифицируется по следующим типам: консервативное, либеральное, право- или леворадикальное, реформистское и др. течения. Различные течения консерватизма объединяет общая функция- идейно- политическое оправдание и стабилизация исторически изживших себя структур. Модернизацией консервативного сознания является неоконсерватизм. Либерализм как тип политического сознания исходит из принципа свободы личности, предпринимательства, рынка, ратует за демократию и гражданские права. Радикализм правого и левого толка можно определить как социальный критицизм, направленный на изменение существующей политической системы. Некоторые ученые выделяют такие три типа политического сознания, как национализм, тоталитаризм, авторитаризм.

Что качается Росси, то сейчас наблюдается переход от социалистического к либерально-демократическому типу политического сознания. Страна находится в переходном периоде, когда многие люди, особенно старшего и среднего возраста, еще не освободились от прежнего типа сознания. Кстати, и некоторые американские ученые говорят о переходном характере сознания граждан США. Так З. Бжезинский пишет, что состояние неуверенности, напряженности, нравственного разброда, которые характеризуют современное американское общество, есть результат одной- единственной, главной причины: это общество находится в переходном состоянии между прошлым и будущим, между «индустриальным» обществом и «технотронным».

Активная, деятельностная роль политического сознания находит свое выражение в следующих функциях:

1) познавательной, дающей представление об окружающей политической действительности и позволяющей человеку ориентироваться в ней;

2) когнитивной, выражающей потребность человека и социальных групп в отражении и осознании индивидуальных, групповых и общественных интересов;

3) идеологической, призванной обосновывать, защищать и оправдывать интересы группы или общества в целом;

4) оценочной, как внутреннего отношения субъекта к окружающему его миру политики, которое находит свое выражение в оценках, касающихся этого мира;

5) целеполагательной, содержащей установку на достижение определенных результатов деятельности. Готовность субъекта к целенаправленной деятельности обусловлена мотивом. Он вызывает активность, обусловливает выбор предмета деятельности, пути движения к предмету, формы деятельности субъекта;

6) коммуникативной, обозначающей взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и институтами;

7) прогностической, заключающейся в способности группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов.

Политическое сознание постоянно изменяется, продвигаясь от сравнительно простых форм к сложным. Различают групповое или индивидуальное политическое сознание. Индивидуальное политическое сознание локализуется в психике, субъективном мире отдельного человека, а общественное в системе политической организации, порядке политической жизни общества, в его политической культуре. Совокупность индивидуальных политических сознаний складывается «сгущается» в политическое сознание общества.

Изучив материал данной главы, бакалавр должен:

знать

  • сущность, содержание, значение и смысл концепта "политическое сознание";
  • возможности и пределы влияния феномена политического сознания на политические процессы;
  • ключевые проблемы формирования современного политического сознания;

уметь

  • применять полученные знания в профессиональной деятельности;
  • творчески работать с источниками и литературой по проблемам политического сознания, ориентироваться в широком спектре его типов и разновидностей;
  • углублять и систематизировать свои знания по проблеме политического сознания;

владеть

  • теоретическими основами формирования современного политического сознания;
  • методологией исследования противоречий политического сознания и его развития;
  • пониманием глубинных процессов, происходящих в сфере современного политического сознания.

Политическое сознание: понятие, сущность, содержание

Политическое сознание – феномен социальной действительности, относящийся к двум относительно автономным и вместе с тем взаимосвязанным сферам – политической и духовной. Выступая частью политической жизни общества, оно одновременно является формой такой сложной реальности, как общественное сознание – важнейшего элемента духовной жизни людей.

Политическое сознание – целостное, структурно сложное духовное образование, включающее чувства, образы, настроения, убеждения, мнения, идеи, теории, отражающие те или иные стороны политической жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Политическое сознание – феномен, социально обусловленный как по механизму своего зарождения и реализации, так и по характеру своего существования и исторической миссии.

В структуре политического сознания выделяют различные уровни – обыденное и теоретическое сознание, идеология и политическая психология, а также элементы – чувства, представления, образы, оценки, мнения, убеждения, идеи, теории, взгляды и т.д.

Политическое сознание как отражение и вместе с тем активно-творческая, проективная способность обладает потенциалом, во-первых, адекватно оценивать политическое бытие, обнаруживать в нем скрытый от повседневного взгляда смысл и осуществлять прогноз, во-вторых, через практическую деятельность влиять и преобразовывать его. Политическое сознание есть результат совместного осмысления социально-политической действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом состоит его социальная природа и основная особенность.

Политическое сознание обладает относительной самостоятельностью по отношению к политическому бытию. На теоретическом уровне оно не просто отражает последнее, а раскрывает его суть, внутреннюю логику. Политическое сознание способно как опережать развитие политической жизни, осуществлять довольно точные прогнозы, так и отставать от него, оказываясь не готовым к происходящим изменениям.

Опираясь в своем развитии на достижения человеческой мысли и духа, политическое сознание обеспечивает преемственность в развитии политического наследия поколений. Следовательно, политическое сознание имеет собственную логику развития, свои законы и принципы, что хорошо видно на примере эволюции всех его элементов.

Политическое сознание надличностно , но не внеличностно. Это означает, что оно невозможно вне индивидуального сознания. Носителями его являются индивиды, обладающие собственным сознанием, а также социальные группы и общество в целом. Развитие политического сознания происходит в процессе постоянного приобщения к нему вновь и вновь появляющихся на свет индивидов. Все содержание и элементы политического сознания созданы и выкристаллизованы именно людьми, а не какой-либо внечеловеческой силой. Авторская индивидуальность идеи или образа может быть усвоена обществом, и тогда они осваиваются индивидом в надличностной форме, но само их содержание остается человеческим, а происхождение – конкретно-индивидуальным.

Вместе с тем политическое сознание есть не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новое состояние – внутри себя и по-особому структурированная идеально-объективная реальность, с требованиями которой индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными и социальными явлениями. Своими объемом, возможностями, преобразовательной силой массовое политическое сознание, несомненно, превосходит субъективное конечное и ограниченное отдельным человеком индивидуальное политическое сознание. Власть массового политического сознания над индивидуальным выражается в безусловном восприятии индивидом исторически сложившихся форм духовно-практического (политического) освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовно-практической (политической) жизни общества, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление индивидуальности.

Обыденное политическое сознание – низший сто уровень, характеризующийся жизненно-практическим, несистематизированным и вместе с тем целостным миропониманием. Обыденное политическое сознание стихийно и близко к непосредственной действительности жизни, которая в нем отражена достаточно полно, с конкретными деталями и смысловыми нюансами. Поэтому обыденное политическое сознание – тот источник, из которого черпает свое содержание и вдохновение политика, и вместе с тем первичная форма понимания обществом политического мира.

Обыденное политическое сознание носит исторический характер. Так, обыденное политическое сознание Античности или Средневековья было далеко от научных представлений, современное же его содержание уже не является наивно-мифологическим отражением мира, напротив, оно насыщено научными знаниями, хотя и преобразует их в некую целостность с помощью средств, не сводимых к научным. Вместе с тем и в современном обыденном политическом сознании немало мифов, утопий, иллюзий, предрассудков, которые, возможно, помогают жить их носителям, но в то же время имеют мало общего с окружающей политической реальностью.

Теоретическое политическое сознание – высший уровень политического сознания, характеризующийся осмыслением социально-политической жизни в ее целостности, закономерностях и существенных связях. Теоретическое политическое сознание выступает как система логически связанных положений по поводу политической жизни. Носителями его являются не все люди, а ученые, исследователи, способные научно судить об исследуемых явлениях и объектах в рамках своих областей, за пределами которых они размышляют на уровне обыденного сознания – "здравого смысла", а то и просто на уровне мифов и предрассудков.

Политическая психология и идеология являются уровнями и вместе с тем структурными элементами политического сознания, в которых выражается не только глубина понимания социально-политической действительности, но и отношение к ней со стороны различных социально-политических групп и общностей. Это отношение проявляется прежде всего в их потребностях, мотивах и побуждениях к освоению и преобразованию социально-политической действительности.

Политическая психология представляет собой совокупность присущих людям и социальным группам и общностям чувств, настроений, нравов, традиций, стремлений, целей, идеалов, а также потребностей, интересов, убеждений, верований, социально-политических установок. Она выступает как определенный настрой чувств и умов, в котором сочетаются понимание происходящих в политике процессов и духовно-эмоциональное отношение к ним. Политическая психология может проявляться как психический склад социальных и этнических общностей, т.е. как классовая, корпоративная или национальная психология, во многом обусловливающая их деятельность и поведение.

Основными функциями политической психологии являются ценностно-ориентирующая и мотивационпо-побудительная. Отсюда следует, что социальные и политические институты, и прежде всего государство, призваны учитывать особенности политической психологии различных групп и слоев населения, если они хотят добиться успеха в реализации своих замыслов.

Политическая идеология представляет собой теоретическое выражение объективных потребностей и интересов различных социально-политических групп и общностей, их отношение к социально-политической действительности, а также систему взглядов и установок, отражающих социально-политическую природу общества, его строй и социальную структуру.

Поскольку различные идеологии отражают интересы различных социальных групп и общностей, которые могут не просто не совпадать, но быть противоположными, это означает, что говорить об их теоретичности в научном смысле слова можно лишь условно. Каждая идеология акцентирует внимание на том аспекте социально-политической реальности (рыночные механизмы, государственное регулирование, социальная поддержка, свободы и права личности и т.д.), которая в максимальной степени отвечает интересам общности, от имени которой она (идеология) выступает. Степень теоретичности идеологии соответствует тому, насколько, во-первых, выражаемые ею интересы конкретной группы совпадают с объективным ходом развития общества, его основными тенденциями и интересами, во-вторых, насколько она способна учесть интересы других групп и тенденции иных сегментов социально-политической реальности. Следовательно, далеко не все идеологии научны. Некоторые из них рисуют ложную картину происходящих в обществе процессов, тем самым мистифицируя действительность и способствуя появлению социально-политических мифов, затемняя сознание масс и замедляя развитие общества.

Поэтому идеология может быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной, радикальной и консервативной.

Если политическая психология формируется стихийно, то идеология создается ее авторами сознательно. В роли идеологов выступают мыслители, теоретики, политики. Благодаря различным системам и механизмам – образования, воспитания, социализации, СМИ – идеология целенаправленно внедряется в сознание больших масс людей. На этом пути вполне возможно манипулирование как общественным сознанием в целом, так и политическим в частности.

Сила влияния той или иной идеологии определяется степенью ее научности и соответствия реальности, глубиной проработки ее основных теоретических положений, влиянием в обществе тех сил, которые в ней заинтересованы, способами ее воздействия на людей. Учитывая особенности психологии социальных групп, идеология в лице ее носителей способна оказать влияние на смену всей системы социально-психологических установок и умонастроений составляющих их (т.е. группы) людей и придать их действиям определенную целенаправленность.

Политическое сознание – один из способов самосознания общества и духовно-практического освоения окружающего мира. Его можно также определить как социально необходимый способ построения объективных мыслительных форм, вырабатываемых в ходе многообразной деятельности людей по преобразованию и изменению мира. Оно исторично по своему содержанию, как историчны порождающие его общественные связи и отношения.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей, теоретических систем, отражающих коренные интересы социальных общностей, их отношение друг к другу по поводу политического устройства общества, государства, власти, политических институтов и процессов. Предметное содержание политического сознания реализуется в разветвленной системе категорий, таких как: политические "убеждения", "ориентации", "установки", "культура", "общественное мнение" и т.п. В концептуальном плане политическое сознание может быть рассмотрено, во-первых, как способность людей соотносить себя в мыслях и чувствах с миром политических отношений; во-вторых, как процесс реализации этой способности; в-третьих, как естественный продукт (результат) этого процесса.

Как один из элементов политической системы, ее субъективная основа политическое сознание оказывает на общество активное влияние, ускоряя или замедляя сто развитие, стабилизируя или дестабилизируя его. Эта роль особенно велика в кризисных и транзиторных ситуациях, когда общество стоит перед выбором ценностных и политикостратегических альтернатив. Существует прямая корреляция между массовым распространением определенного типа политического сознания и утверждением в обществе соответствующего ему типа личности, поведения, морали, политических норм и ценностей.

С появлением государства и развитием политической организации общества возникает и развивается политическое сознание. Это та часть общественного сознания, которая имеет непосредственное отношение к политическим явлениям и процессам. Политическое сознание является одной из центральных категорий политологии, обозначает восприятие субъектом той части окружающей его действительности которая связана с политикой. Это совокупность взглядов, установок, которые выражают отношение людей к государству и партиям, политическим ценностям и целям, традициям и нормам политической жизни Таким образом, политическое сознание – это совокупность взглядов, оценок, эмоций, касающихся политики.

Политическое сознание выражается в трех аспектах: знания, оценка, эмоции – и имеет два измерения: гносеологическое (познавательная деятельность, через которую постигается сущность субъектов и объектов политики, управляющие ими законы связи политической сферы с другими областями жизни общества) и социологическое (роль и значение политического сознания в политической системе общества, его социальные функции, это субъективный компонент деятельности личности в политике). Данный аспект связан с выявлением носителей сознания определением их интересов и мотивов деятельности. Возникая и развиваясь в рамках осознания и реализации общезначимых политических интересов, политическое сознание выступает понятийным, оценочным, символическим и иным отображением реальных взаимодействий классов, социальных групп, граждан, борющихся за осуществление своих целей.

Познание политической жизни происходит на двух уровнях: эмпирическом (практическом) и теоретическом (политическая идеология). Различие между двумя уровнями состоит в глубине и полноте отражения политики, ее реальностей: эмпирическому недоступны объективные закономерности политической жизни, их познание осуществляется политико-теоретическим сознанием. Обыденное политическое сознание нельзя отождествлять с ложными представлениями, полностью сотканными из иллюзий и заблуждений. Эмпирическое сознание служит базисом для теоретического, и им ассимилируются некоторые понятия и идеи политической теории.

Становление и развитие политического сознания происходит следующим образом: формирование системы потребностей и нужд общества; выполнение определенных ролей и актуализация потребностей; формирование системы ценностных ориентиров; идентификация родственной социальной группы; четкое осознание собственных интересов, потребностей в социально-политической сфере; адекватная оценка существующей возможности влиять на политическую деятельность, учитывая собственные субъективные интересы; принятие системы ценностей и установок, которые формируют последующие политические устремления.

Среди факторов, влияющих на формирование политического сознания, следует отметить и специфику политической культуры, деятельность институтов политической системы, психологическое давление с помощью средств массовой информации.

41. Структура политического сознания

Политическое сознание большей своей частью принадлежит к мотивирующей сфере осознаваемого (интересы, потребности, побуждения). Оно присутствует в каждом политическом акте, прямо регулирует всякое политическое поведение, и именно поэтому оно является практически политическим сознанием Политическое сознание возникает в ходе практически-деятельностного осмысления людьми особой формы социальной культуры классового общества – политики.

Политическое сознание классифицируют в зависимости от его различных типов. Это понятие включает в себя некоторые существенные характеристики, присущие определенной группе исторически сложившихся структур политического сознания. Это логически организованная система политических ценностей, приоритетов и ориентиров. Выделяют открытый и закрытый типы политического сознания. Открытый предполагает способность к восприятию инородного социального опыта, культурных ценностей и традиций. Закрытый основывается на корпоративных, локальных, групповых нормах и целях и не приемлет общечеловеческие ценности и ориентиры. Политическое сознание многопланово и несет в себе различные социальные установки, поскольку для получения всесторонне достоверной информации о нем требуется его просмотр одновременно в нескольких ракурсах.

Тип политического сознания тесно контактирует с типом политического поведения личности, той или иной социальной группы. В этом плане в современных условиях политическое сознание классифицируют по следующим типам:

консервативное: различные течения консерватизма объединяются общей функцией – идейно-политическим оправданием и стабилизацией исторически изживающих себя структур;

либеральное: как тип политического сознания отталкивается от принципа свободы личности, предпринимательства, рынка, выступает за демократию и гражданские права;

радикальное: определяют как социальный критицизм, направленный на изменение существующей политической системы.

Функции политического сознания: познавательная: дает представление об окружающей политической действительности и позволяет человеку ориентироваться в ней; когнитивная: выражает потребность человека и социальных групп в отражении и осознании индивидуальных, групповых и общественных интересов; идеологическая: обосновывает, защищает и оправдывает интересы человека и общества в целом; оценочная: внутреннее отношение субъекта в окружающему миру политики, которое находит свое выражение в оценках, касающихся этого мира; целеполагательная: содержит установку на достижение определенных результатов деятельности. Готовность индивида к целенаправленной деятельности обусловлена мотивом. Мотив вызывает активность, обусловливает выбор предмета деятельности, пути движения к предмету, формы деятельности субъекта; коммуникативная: означает взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и институтами; прогностическая: заключается в способности группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека