Население стран закавказья. Страны азии

Модели стран региона, несмотря на их географическую близость и общее историческое прошлое, имеют в настоящее время больше отличий, чем совпадений, главным образом из-за разницы стратегических интересов, что обусловливает политическую и этническую конфликтность и политизацию внешнеэкономических связей. Страны оказались даже более дистанцированными друг от друга в экономическом отношении, чем в советское время.

Свое влияние на экономические модели оказывают и цивилизационные различия. экономический азия кооперация

Наличие в каждой из стран больших анклавных этно-конфессиональных групп стало в последние десятилетия одним из главных факторов военно-политических конфликтов в регионе, вплоть до образования новых независимых государств, высокой нагрузки на бюджет военных расходов (главными поставщиками вооружения для Грузии и Азербайджана являются страны-члены НАТО, для Армении, Абхазии, Северной Осетии - Россия), роста миграционных потоков из региона.

Высокая степень интегрированности экономик Закавказья в советский период в единую общесоюзную экономику, превалирующее значение связей с Россией и общесоветским рынком усугубило их кризис после распада СССР. Сложившаяся в советский период отраслевая структура хозяйства, относительно высокий уровень подготовки рабочей силы и развитая сфера услуг оказали благоприятное влияние на формирование новых, рыночных моделей экономического развития. Странам Закавказья удалось преодолеть спад, связанный с распадом СССР, и в прошлое десятилетие, вплоть до начала мирового экономического кризиса, темпы их экономического роста были весьма высокими - более 10% в Грузии и Армении, более 25%- в Азербайджане.

Общим для моделей всех стран региона является сохранение в экономике государственного монополизма и монополизма частных компаний, возникшего в результате первичного передела государственной собственности, и как следствие - недостаточное развитие сектора мелкого и среднего предпринимательства. Однако в целом влияние политического авторитаризма на характер экономических моделей стран менее выражено, чем в Центральной Азии. Оно более отчетливо проявляется в азербайджанской модели, сохраняющей значительное участие государства в экономике, в формировании экономических моделей Абхазии и Южной Осетии, более либеральными являются модели Грузии и Армении. Наличие больших нефтегазовых ресурсов в Азербайджане сдерживает здесь процессы приватизации, но при этом ускоряет привлечение иностранного капитала. Поэтому в Азербайджане по сравнению с другими кавказскими странами проведение реформ шло поэтапно, в значительной мере используя участие иностранного капитала (особенно турецкого), охватывая прежде всего легкую промышленность и торговлю. По индексу экономической свободы, рассчитанному в 2013г., Грузия заняла 21-е, Армения- 38-е, а Азербайджан- 88-е место из 177 стран.

Значительное влияние на отраслевую структуру моделей оказывает наличие природных ресурсов. Фактически все запасы нефти и газа сосредоточены в Азербайджане, благодаря чему Азербайджан стал наиболее динамично развивающейся страной в регионе и наиболее привлекательным объектом иностранных инвестиций. Рост мировых цен на энергоресурсы обеспечил Азербайджану рост ВВП с 2000г. по 2011г. в 12 раз, на его долю в 2011г. пришлось более 72% ВВП региона при доле населения в 53%. Азербайджан занимает первое место и по уровню подушевого ВНД (около 9 тыс. долл.), в Армении этот показатель составляет 6400 долл., в Грузии- 5310долл.

За счет нефтегазовой отрасли в Азербайджане доля промышленности поднялась до 67%, хотя при этом при этом доля обрабатывающих отраслей не превышает 6%,. В Армении и Грузии доля обрабатывающей промышленности в ВВП выше вдвое. Рост добычи нефти и газа в Азербайджане резко понизили долю сельского хозяйства (с 17% в 2000г. до 6% в 2011г.), но в Армении она остается высокой - 21%, а снижение ее в Грузии (с 22% до 9%) объясняется в значительной мере ростом услуг по транспортировке азербайджанских энергоресурсов в Турцию и далее в Европу.

Сохранявшиеся в регионе традиции индивидуального ведения сельского хозяйства, несмотря на формальное его ведение в советское время в рамках колхозов, обеспечили быстрое проведение работ по созданию хозяйств фермерского типа. Наиболее быстрыми темпами этот процесс прошел в Армении, более медленными - в Азербайджане и Грузии, где значительное место в сельскохозяйственной структуре занимали виноградники, чайные плантации, находившиеся в руках крупных совхозов и колхозов.

Довольно значительное место в экономиках закавказских стран занимает теневой бизнес, хотя его доля быстро сокращается. Достаточно высок уровень нелегальной торговли между странами региона и в международных связях. В Азербайджане стали утверждаться формы исламского бизнеса, особенно в банковской сфере, появились благотворительные фонды в виде вакфов, создаваемые на основе пожертвований членов мусульманской общины.

Характерной чертой экономических моделей региона продолжает оставаться коррупция. По индексу восприятия коррупции за 2012г. Азербайджан занял 139-е место, Армения-105-е место, а Грузия -51-е место (в ней произошло радикальное снижение уровня коррупционности, главным образом, было образом за счет правоохранительной сферы).

Экономические модели всех стран региона, включая Абхазию и Южную Осетию, во многом ориентированы на использование иностранных инвестиций. Если до середины 2000-х гг. основной приток прямых иностранных инвестиций приходился на долю Азербайджана (более 70%), то уже в 2010г. в общей сумме накопленных в регионе ПИИ в размере 27 млрд. долл. на долю Азербайджана пришлось 41%, а второе место заняла Грузия - 40%. Позиции иностранного капитала наиболее сильны в отраслях, ориентированных на обеспечение экспорта. Для всех стран региона, кроме Азербайджана, имеющего за счет экспорта энергоресурсов положительное сальдо внешнеторгового баланса, остро стоит проблема внешнего долга. В 2010г. в Армении он составил 65% от ВВП, в Грузии - больше 80%.

Общие сведения. Если от Центральной Азии Россия отделена «казахстанским кордоном», то перед Закавказьем она обнажена, выходя к нему одной из своих наиболее уязвимых частей - Се­верным Кавказом. Закавказье, связывающее Черное море с Кас­пием, Россию - с Ближним Востоком и располагающее ресурса­ми энергоносителей (Азербайджан), не случайно стало объектом повышенного интереса мировых держав. Особая близость Азер­байджана к ключевой для Запада стране - Турции (являющейся членом НАТО), возможное значение Азербайджана для оказания влияния на Иран также повышают значение данного региона.

Расположенные на стыке Передней Азии и Восточной Евро­пы - Грузия, Армения и Азербайджан - имеют исключительно древние корни. Так, армянский и грузинский алфавиты появи­лись гораздо раньше (на целых 1000 лет) кириллицы, на которой основан русский алфавит; а христианство распространилось за­долго (за 600 лет) до его принятия на Руси. Не только армяне и грузины, но и азербайджанцы имели свою государственность еще до новой эры (в III - 1 вв. до н. э. в Закавказье образуются Армян­ское, Иберийское и Албанское государства). Присоединение За­кавказья к России произошло в конце XVIII - начале XIX в., причем, в основном добровольно (вопреки полуграмотным заявле­ниям некоторых высокопоставленных лиц в грузинском руковод­стве после распада СССР).

Регион расположен почти целиком южнее 43° с. ш. Горный ре­льеф влияет на все элементы местной природы: климат, режим рек, почвенно-растительный покров. Горы определяют высотную зональность ландшафтов. Сравнительно невысокий поперечный Лихский хребет служит важным климатическим разделом между влажными воздушными массами Атлантики и Средиземного моря (Грузия) и сухими континентальными массами внутренней части Евразии на востоке (Азербайджан). Это заметно сказывается на специализации сельского хозяйства.

В числе главных полезных ископаемых - нефть и газ Апшерон-ского полуострова и Каспийского моря, медные, молибденовые


И полиметаллические руды Малого Кавказа (Армения), марганец (Грузия) и др. Распространены лечебные минеральные воды: Бор­жоми, Цхалтубо (Грузия), Арзни, Джермук (Армения), Истису (Азербайджан). Главное значение имеет азербайджанская нефть, которая была известна с глубокой древности. Во второй половине XIX в. добыча бакинской нефти приобрела промышленный харак­тер, и в начале XX в. район стал крупнейшим производителем нефти в мире (свыше 11 млн т - более половины мировой добы­чи). Широко привлекался иностранный капитал (английский, шведский, французский, немецкий). Из Баку по Каспию и далее по Волге во внутренние районы России пошел поток керосина и мазута, начался экспорт нефтепродуктов через Батумский порт. Сегодня центр добычи все больше смещается на шельф Каспия, создаются новые проекты транспортировки нефти и газа на Запад.


За годы советской власти республики Закавказья осуществили индустриализацию, достигнув реальных успехов в строительстве национальных экономик. Их экономическое «лицо» сегодня во многом определяется производством нефти и нефтепродуктов (Азербайджан), цветных металлов (Армения и Азербайджан), мар­ганца (Грузия), продукции субтропического земледелия - лимо­нами, мандаринами, апельсинами, чаем, тунговым маслом, лав­ровым листом (Грузия, Азербайджан), хлопчатником (Азербай­джан) и т.п.

Дезинтеграция СССР разрушила прежнюю хозяйственную це­лостность региона. Шестилетняя война между Арменией и Азер­байджаном (1988-1993) из-за Нагорного Карабаха не прошла бесследно, нарушив взаимоотношения между странами-соседями. Она унесла тысячи жизней, десятки тысяч людей были ранены и более 1 млн человек бросили свои дома, став беженцами. Эконо­мика обеих стран оказалась парализованной. Грузия в свою оче­редь столкнулась с тяжелыми этнополитическими проблемами в Абхазии и Южной Осетии. Между тем экономические интересы стран Закавказья едины, республики геополитически тяготеют друг к другу, социальным слоям нужен мир, чтобы выйти из противо­речий, возникших после распада СССР.

Одной из наиболее «деликатных» проблем для новой России является чрезмерная политическая и экономическая активизация деятельности США на Кавказе и в регионе Каспийского моря, подкрепляемая военным присутствием в Грузии, считавшейся тра­диционной российской сферой интересов.

Пытаясь как-то завуалировать собственную экспансию на Кав­казе и уменьшить финансовые издержки, США активно исполь­зуют Североатлантический альянс. Грузия, Азербайджан и Арме­ния наравне с территорией, воздушным пространством и при­брежными водами Испании, Италии, Греции, Турции, Венгрии, акватории Средиземного, Черного и Азовского морей официаль-


но входят в зону ответственности регионального командования объединенных вооруженных сил НАТО «Юг». В 2005 г. в брюссель­ской штаб-квартире альянса было подписано соглашение о тран­зите войск НАТО через границу Грузии, что, в сущности, лега­лизовало американское присутствие в этой стране.

В «недрах геополитических штабов» Запада давно разработан проект вывода государств Закавказья и Центральной Азии из-под влияния России путем создания разветвленной сети автомобиль­ных и железных дорог, нефтегазопроводов и воздушного коридо­ра в обход ее (так называемый шелковый, точнее псевдошелко­вый путь XXI в.).

Грузия. Грузины (самоназвание - картвелы) как нация сфор­мировались из картлийцев, кахетинцев, хевсуров, гурийцев, мег­релов, лазов, сванов и других этнических групп. Однако грузин­ская нация не представляет собой монолитного образования, и факты, подтверждающие данный тезис, особенно не нужны. Кро­ме картлийского в стране имеются еще три родственных языка - мингрельский, сванский и лазский. С одной стороны, все три суб­этноса сознают себя грузинами, но с другой - их сохраняющаяся этническая специфика, во многом обусловленная «превратностя­ми» исторической судьбы (так, мингрелы жили под властью Ви­зантии и Турции, а картлийцы - Персии), служит питательной средой для местного сепаратизма, с которым восточным грузи­нам справиться нелегко. И если лазы после 1921 г. практически оказались в Турции, а сванов - не более 40 тысяч, то мингрелом считает себя почти каждый пятый грузин. Традиционной столи­цей мингрельского эриставства (княжества) считается Зугдиди, и без привлечения мингрелов к политическому механизму управле­ния страной вряд ли можно добиться стабильности в стране.

Через всю историю православной Грузии (аджарцы, лазы ис­поведуют ислам) красной нитью проходят две задачи: объединить земли и княжества (Картли, Кахети, Имерети, Твалади, Тушети и др.) и отразить экспансию исламских Турции и Ирана. Попро­сившись на рубеже XVI -XIX вв. под крыло российского «орла», она удачно решила обе эти извечные задачи, но на рубеже XX- XXI вв. они возникли вновь. Как четыреста, так и двести лет назад Грузия оказалась не в состоянии быть одновременно и целост­ной, и самостоятельной. Как лояльный член мирового сообще­ства Россия (помогая Южной Осетии платить пенсии старикам и зарплату бюджетникам, а жителям Абхазии получать российское гражданство и свободно пересекать российскую границу) не мог­ла официально не признавать суверенитета Грузии на всей терри­тории. Но она не смогла устраниться от участия в судьбе народов, которые не желают с ней резко прекратить отношения.

В России привыкли видеть в Грузии благодатную со всех точек зрения черноморскую страну, щедро одаренную природой. Отча-


Сти это соответствует действительности. Влажные субтропики у берегов Черного моря (Ленкоранский район в Азербайджане по площади земель, пригодных для возделывания субтропических культур, и агроприродному потенциалу заметно им уступает); плодородные равнины с благоприятным для земледелия клима­том в центральной и восточной частях Грузии; обильные кормами пастбища на субальпийских и альпийских лугах Кавказских гор; богатые марганцем недра и гидроресурсами реки (Риони, Ингу-ри, Кура, Кодори, Бзыбь и др.); сотни целебных источников - все это создает хорошие предпосылки для социально-экономи­ческого развития суверенной Грузии. И действительно, в рамках СССР Грузия входила в число наиболее развитых республик, имея относительно сбалансированный хозяйственный комплекс (вклю­чающий черную металлургию Рустави и отдельные отрасли ма­шиностроения). Основу сельского хозяйства составляли три от­расли: субтропическое земледелие, садоводство и виноградарство, отгонно-пастбищное животноводство. Возделывание многолетних субтропических культур (чая, цитрусовых - апельсинов, манда­ринов, грейпфрутов, лимонов, эфиромасличных, благородного лавра, хурмы и др.) и виноделие принесло Грузии добрую репу­тацию в бывшем СССР.

Однако значительная часть Грузии вклинивается в глубь Кав­казского перешейка (среднее течение Куры, долина ее притока Алазани в Кахетии, отроги Большого Кавказа на севере страны и Малого Кавказа на юге и т.д.), и там климатического «рая» и плодородных почв уже нет. Но главное - страна испытывает яв­ный дефицит углеводородного сырья, особенно нефти и газа. С берегов Средиземного моря и из Месопотамии страна месхов (т. е. Грузия) видится крайней северной периферией с достаточно суровым климатом и каменистыми почвами, частичным подтвер­ждением чего служит явная неконкурентоспособность грузинских вин, лимонов, чая на мировом рынке (не говоря уже об электро­возах, ферросплавах Зестафони, грузовиках Кутаиси и т.д.). По мере колоссального роста цен на импортируемые из России сы­рье и энергию себестоимость грузинской продукции становится «неподъемной» даже для нетребовательных покупателей из слабо­развитых стран.

С учетом исторического прошлого этой страны в специальной литературе чаще всего обсуждаются два возможных сценария бу­дущего развития суверенной Грузии в соответствии с ее геополи­тическим положением. В соответствии с первым из них она поры­вает с «империей Севера» (т.е. нашей страной) и строит свое бу­дущее, полагаясь на США и западных союзников. В этом случае страна Сакартвело никогда не сможет стать Пуэрто-Рико, а воз­вратится в орбиту ирано-турецкого соперничества на привычное место северного рубежа Переднего Востока, будучи вынужденной


стать «инородной» частью мусульманского мира. Во втором случае Грузия возвращается в геополитическое «лоно» России, но, разу­меется, с учетом ее геополитических и геоэкономических интере­сов.

Какого рода ориентация принесет стране процветание и тер­риториальную целостность и внутренний мир - решит сам гру­зинский народ. Усиление интеграции с Грузией, поддержка ее государственного суверенитета (с учетом такого невероятно слож­ного фактора, как абхазский и юго-осетинский сепаратизм) в состоянии оказать благоприятное воздействие на поставки в Гру­зию нефтегазового сырья, а в Россию - продукции субтропиче­ского земледелия, а также на совместное использование грузин­ских портов для осуществления транзита, совместную стратегию в области развития курортного хозяйства и т.п. Грузия занимает исключительно выгодное геополитическое и геостратегическое по­ложение в акватории Черного моря, и в связи с этим с высокой долей вероятности можно предположить, что взаимоотношения обеих стран во многом будут определяться «эволюцией» абхазско­го вопроса.

Абхазия и Южная Осетия. Внутреннее политико-администра­тивное деление Советской Грузии обнаруживало черты федера­тивного типа и включало Аджарскую (Батуми), Абхазскую (Суху­ми) и Юго-Осетинскую (Цхинвали) автономии. После распада СССР Грузия унаследовала, разумеется, и те области, которые ранее из нее неоднократно исключались: Абхазию, Южную Осе­тию, Ахалкалаки и Ахалцихе.

Суть грузино-абхазского конфликта упирается в нерешенность вопроса о статусе Абхазии, которая в бывшей социалистической Грузии была «законопослушной» автономией. Противодействуя движению за процесс суверенизации Абхазии 13-14 августа 1992 г., Национальная гвардия Грузии попыталась силой решить «абхазскую проблему», спровоцировав кровавую межэтническую войну. Война была грузинами проиграна, и р. Ингури стала «поло­сой размежевания» противоборствующих сторон. Последствия кро­вавой «межэтнической разборки» - 100 тыс. пострадавших людей с обеих сторон, массовое переселение грузинского населения из Абхазии, коренное изменение этнической ситуации в бывшей грузинской автономии, взаимная неприязнь и уязвленное само­любие гордых горцев.

В Сухуми исходят из того, что Абхазия ни де-юре, ни де-факто с Грузией не связана, и за столом переговоров не соглашаются принимать никаких формулировок, которые бы ставили Абхазию в положение части Грузии, пусть даже при особом статусе. В Тби­лиси же не хотят идти ни на какие формулировки, которые бы не фиксировали территориальную целостность Грузии. В Конститу­ции новой Абхазии написано, что республика является независи-


Мым государством, субъектом международного права. В Тбилиси эту Конституцию считают незаконной, мотивируя это тем, что в Абхазии ранее проживало около 500 тыс. человек, большинство из которых сегодня - беженцы, не принимавшие участия в приня­тии Основного закона.

В апреле 1994 г. противоборствующие стороны подписали заяв­ление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхаз­ского конфликта, а также соглашение об отправке в зону конф­ликта (в Гэльский район Абхазии и Зугдидский район Грузии) миротворческого отряда сил СНГ, состоящего преимущественно из российских военнослужащих (российские войска дислоциро­вались также в Аджарской и Юго-Осетинской автономиях). Его присутствие диктовалось рядом обстоятельств - взаимными эко­номическими интересами России и Грузии, стремлением России обезопасить свои границы, противостоять на Кавказе и в Закавка­зье «иноземному» влиянию, защитить население (которое, впро­чем, практически не ощущает здесь ущемления человеческих прав).

С позиций политической географии, геополитики и геоэконо­мики Россия кровно заинтересована в стабильной, но теснейшим образом консолидированной с РФ Абхазии.

Согласно наиболее распространенной точке зрения, осетины являются потомками скифских, сарматских и особенно аланских племен. Самоназвание осетин «ирон» в точности совпадает с са­моназванием сарматов, обитавших в степях- Северного Кавказа еще 2 тыс. лет тому назад. Широко известна причина географичес­кой обособленности двух составных частей осетинского этноса. Дви­жимые стремлением остаться независимыми от Золотой Орды, аланы-осетины вынуждены были аХШ в. уйти высоко в горные ущелья. Часть из них преодолела Главный Кавказский хребет, осев на его южных склонах. После присоединения территории нынеш­ней Северной Осетии к России (последняя четверть XVIII в.) многие осетины спустились с гор и снова поселились на равнине, по соседству с уже образовавшимися здесь казачьими станицами. Православным горцам было сравнительно нетрудно найти общий язык с казаками.

Желание России участвовать в решении судьбы южных осетин вполне обоснованно. Речь идет о пограничной зоне национальной безопасности страны, населенной представителями «отпочкован-ного» российского этноса, имеющими в большинстве своем рос­сийские паспорта, получающими российские пенсии и пособия и всецело зависящими от России. Здесь получили распространение различные формы российской собственности (в том числе - зе­мельной), бизнес-структур и т.д.

Армения. Армяне (самоназвание - хай) - древнейший народ с богатыми культурными традициями и драматической судьбой. Эт­нической родиной армян является Армянское нагорье (с верши-


ной Большой Арарат!). Многолетние кровавые войны с турками-сельджуками, татаро-монголами, турками-османами, персами при­вели к истреблению многих армян и их «распылению» по миру (это обстоятельство их «роднит» с евреями). Лишившись своей государ­ственности в Средние века, армяне попали под владычество Ира­на, а затем Турции. Поскольку несколько миллионов армян в XX в. продолжали жить в Турции на своих исторических землях, они ис­пытали сильное давление со стороны местных ячастей (около 1,5 млн армян стали жертвами геноцида). Армяне - христиане (считается, что именно они были первым народом, принявшим христианство в качестве государственной религии в 301 г.).

В отличие от Грузии и Азербайджана Армения не имеет досту­па к морю, что (с учетом ухудшившихся ее отношений с Азер­байджаном и традиционно «прохладных» отношений с Турцией) крайне осложняет ее внешнеэкономические связи. 90 % ее поверх­ности лежит на высоте свыше 1 000 м, а следовательно, ее пахот­ные угодья (за исключением Араратской долины) расположены заметно выше, чем в упомянутых странах. Полное отсутствие ми­нерального топлива стимулировало в свое время сооружение кас­када ГЭС (6 станций) на р. Раздан, вытекающей из озера Севан. Экономическое «лицо» современной Армении определяет цвет­ная металлургия (в основном медная), химическая промышлен­ность (синтетический каучук, пластмассы, шины и др.), отдель­ные отрасли машиностроения. Высокогорное земледелие в усло­виях засушливости климата без орошения невозможно. На орошае­мых землях выращиваются овощи, хлопчатник, сахарная свекла, табак, персики, абрикосы, сливы, виноград. Сочные летние паст­бища высоких горных плато позволяют разводить крупный рога­тый скот, овец, коз. Подобно Грузии, «ахиллесовой пятой» нацио­нальной экономики является бедность энергоносителями.

Азербайджан. Азербайджанцы - древний народ тюркской эт­нолингвистической группы, имеющий сложный этногенез и бо­гатую духовную культуру. Будучи крупнейшим по численности этносом Закавказья, он относится к числу разобщенных: большая часть азербайджанцев живет за рубежом, преимущественно в со­седнем Иране (Южном Азербайджане). По вероисповеданию азер­байджанцы - мусульмане (при этом одна часть из них исповедует суннизм, другая - шиизм). Культурные традиции азербайджан­цев в значительной мере восходят к XII в., эпохе выдающегося философа и поэта Низами Гянджеви.

В Азербайджане в отличие от Грузии и Армении большая пло­щадь пахотных земель (Кура-Араксинская низменность, Кирова­бад-Казахская равнина и др.), но страна лежит в сухом субтропи­ческом климате и, за исключением Ленкоранской низменности, земледелие без орошения невозможно. Основной доход от земле­делия приходится на хлопчатник. Возделываются чай, цитрусо-



вые, тунг, табак, виноград, субтропические плодовые (инжир, гранат, айва, хурма, фисташка, миндаль), косточковые (перси­ки, абрикосы).

Поскольку главные природные богатства Азербайджана - нефть и газ, то именно они определяют промышленную специализацию республики. С ними, так или иначе, связаны также черная метал­лургия, машиностроение и химическая промышленность (выпуск труб, бурового оборудования, каучука, пластмасс, шин в Баку, Сумгаите и других центрах). Приток в начале XX в. крупных рус­ских и западных капиталов способствовал превращению Баку в интернациональный город, где происходила интеграция восточ­ной и западной культур. Парадокс состоял в том, что в некоторых отношениях Баку являлся не менее европейским городом, чем христианские Тбилиси и Ереван.

После развала СССР многие эксперты стали высказывать мне­ние о возможном «дрейфе» Азербайджана в сторону Ирана с уче­том конфессиональной и этнолингвистической (имеется в виду иранский Азербайджан) близости двух стран. Однако геополити­ческие и геоэкономические интересы этих государств пока мало в чем совпадают.

Нагорный Карабах: «замороженный» конфликт. Достаточно бег­лого взгляда на политико-административную карту Азербайджа­на, чтобы осознать главную геополитическую суть Карабахской проблемы. В пределах Карабаха в советское время была образова­на Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) в составе Азербайджана, причем 87 % ее населения составляли армяне. Один из первых в СССР этнических конфликтов (1988 г.) привел к официальному упразднению этой автономии. Вместе с тем руко­водство Нагорного Карабаха, тесно согласуя свою политику с Ереваном, 2 сентября 1991 г. провозгласило территорию незави­симой республикой в границах бывшей НКАО и Шаумяновского района.

Вспыхнувшая на рубеже 1991 - 1992 гг. полномасштабная вой­на между Арменией и Азербайджаном из-за Карабаха оказалась достаточно кровопролитной. В ходе вооруженного конфликта ар­мяно-карабахские формирования сумели добиться преимущества и не только овладели практически всей территорией НКАО, но и оккупировали часть прилегающих азербайджанских земель с це­лью их превращения в «зону безопасности».

Кроме того, армяно-азербайджанский конфликт породил тя­желую проблему беженства и «переселенчества», которая непос­редственно затронула интересы РФ, так как часть беженцев хлы­нула на российскую территорию. После распада СССР статус Рос­сии как международного посредника в Нагорно-Карабахском кон­фликте оказался весьма неясным, что в разное время побуждало всех участников конфликта (и Армению, и Азербайджан, и На-


горный Карабах) винить Россию либо во вмешательстве во внут­ренние дела, либо в своих военных поражениях. Тем не менее при посредничестве РФ, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи ООН 5 мая 1994 г. в Бишкеке представители Азербайджана, Арме­нии и Нагорного Карабаха подписали протокол (а не мирный договор) о прекращении огня. К сожалению, он сыграл роль лишь временной передышки в ожесточенной информационной и ди­версионной борьбе противодействующих сторон.

Позиции Азербайджана и Армении в отношении Нагорно-Карабахского конфликта хорошо известны. Официальный Баку исходит из того, что Армения совершила акт агрессии в отноше­нии своего соседа и попыталась аннексировать чужие земли со всеми вытекающими отсюда последствиями. В связи с этим Азер­байджан настаивает прежде всего на возвращении под междуна­родные гарантии захваченные земли за пределами НКАО, а так­же на решении проблемы беженцев, а затем и проблемы юрис­дикции Нагорного Карабаха. Официальный Ереван на передний план выдвигает проблему безопасности армянского населения Карабаха, одновременно поддерживая его право на самоопреде­ление.

Контрольные вопросы и задания

1. Как различается природно-ресурсный потенциал стран Закавка­зья? 2. Вспомните из истории обстоятельства присоединения Закавказья к Российской империи. В чем состоит «нелепость» обвинения грузинских властей (2006 г.) в «аннексии» нашей страной этого государства? 3. На­зовите основные отрасли хозяйственной специализации стран Закавка­зья. 4. Каково состояние на текущий год Абхазского, Юго-Осетинского и Карабахского «геополитических узлов»? 5. Что конкретно свидетельству­ет в пользу тесной интеграции народов и государств Закавказья?

Кавказский регион , который подразделяют на Северный Кавказ и Закавказье, расположен между Азовским и Черным морями с одной стороны и Каспийским морем – с другой стороны и имеет геостратегическое значение в связи с тем, что он не только служит местом встречи между Востоком и Западом, а именно Центральной Азией и Европой, но, что более важно, между северным и южным регионом. Северный Кавказ помечает южную границу России и санитарно-защитную зону Закавказья, в состав которой входят независимые республики Армении, Грузии и Азербайджана.

К закавказским республикам СНГ относят три пограничные с Россией страны: Азербайджан, Грузию, а также Армению, которые в советский период составляли один Закавказский экономический район. Самой крупной республикой по площади и населению является Азербайджан, самой маленькой - Армения. Экономико-географическое положение закавказских республик в настоящее время ухудшилось. Несколько точек военных действий в этом регионе нанесли непоправимый вред всему хозяйственному комплексу. Сейчас нет прямого железнодорожного сообщения из Грузии в Россию через Абхазию, сложность связей Азербайджана с Нахичеванской Республикой, входящей в состав Азербайджана, вызвана армяно-азербайджанским конфликтом из-за Нагорного Карабаха.

Промышленность стран Закавказья. Сейчас, как и везде в СНГ, в республиках Закавказья на первый план вышли отрасли, имеющие собственное ресурсное обеспечение. Азербайджан наращивает объемы добычи нефти и газа, привлекая для этого значительные иностранные инвестиции. Грузия в настоящее время выделяется как крупный экспортер марганцевой руды, а также пытается восстановить связи с Россией с точки зрения продажи на наш рынок вина и цитрусовых. Армения, испытывающая самые серьезные энергетические трудности, вынуждена была вновь пустить закрытую после Спитакского землетрясения (1988г.) атомную электростанцию. Это позволило в какой-то мере восстановить выплавку меди и молибдена.

Сельское хозяйство. В Грузии, где значительная часть равнинных пространств располагается во влажном субтропическом климате, развитие получило выращивание чая, цитрусовых, табака, в долинах Куры и Алазани значительные площади заняты под виноградники. Из полевых культур выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу. В горных районах выпасают овец. В Азербайджане климат гораздо суше, что приводит к использованию в земледелии дополнительного орошения для выращивания хлопчатника, овощей, зерновых культур. В северных и западных районах так же как и в Грузии, выращивают виноград. Значительные территории полупустынных пастбищ используются для выпаса тонкорунных и каракульских овец. Армения отличается от двух других республик более суровыми климатическими условиями. Виноград здесь на зиму приходится укрывать от сильных морозов, но, в связи с сухостью климата, гроздья летом набирают много сахара, что позволяет вырабатывать коньяки. В Араратской долине выращивают овощи, зерновые, по склонам много персиковых и абрикосовых садов. Из полезных ископаемых здесь встречаются уголь, нефть, газ, алуниты, соли. Из метаморфических и магматических можно выделить руды железа, марганца, меди, молибдена, полиметаллические, а также залежи мрамора, туфа, пемзы, мышьяковых и баритовых руд.

Считается, что Армения является экономическим аутсайдером, «бедной родственницей» в Закавказье, особенно на фоне, на первый взгляд, более удачливых и предприимчивых соседей:

  • Азербайджана, постоянно интересующего инвесторов своими запасами нефти и благодаря этому, обеспечившего более или менее приемлемый уровень жизни своего населения;
  • Грузии, «экономическое» чудо которой держится в основном на внешних «вливаниях», ряде реформ.

В 2009 году Азербайджан второй раз в новейшей истории проиграл Грузии и Армении по объёму прямых иностранных инвестиций (FDI), хотя и был единственным из указанных трёх государств, где FDI возросли.

Согласно отчёту Asian Development Outlook (ADO) 2010, подготовленному Азиатским банком развития (ADB), в прошлом году FDI в экономику Азербайджана выросли с $15 млн. до $472 млн., но страна второй год подряд оказалась лишь третьей по их объёму на Южном Кавказе. В Грузии, которая осталась лидером, FDI упали с $1523 млн. до $765 млн., а в Армении – с $925 млн. до $700 млн. При этом население и Армении, и Грузии уступает по численности населению Азербайджана в 3 раза. По среднедушевому производству ВВП Азербайджан не превосходит и даже несколько уступает Армении. По характеру развития экономики, «армянская модель» более предпочтительна, так как в Армении одновременно развиваются традиционные отрасли. По структуре блок отраслей тяжелой промышленности Армения во многом схожа с Азербайджаном. Однако те же отрасли, которые в Армении получили развитие, в Азербайджане либо ликвидированы, либо дезориентированы и находятся в упадке (органический синтез, алюминиевая, электротехническая промышленность). В Азербайджане, по существу, свернута легкая промышленность, тогда, как в Армении эта отрасль развивается опережающими темпами и в основном ориентирована на экспорт. За последние два года Армения опередила Азербайджан по темпам развития экономики и промышленности. После завершения нефтяного бума, реальные иностранные инвестиции в Азербайджан стали уступать инвестициям в Армению. Грузия по ВВП на душу населения по ППС в 2009 году ($4 500) находилась на 149 месте из 228, позади нее из постсоветских государств только Кыргызстан, Молдова и Узбекистан. По экономическим показателям Грузия сегодня не дотягивает и до половины своих достижений 1990 года, в соседних Азербайджане и Армении этот показатель намного лучше.

Армения

К факторам современного негативного влияния на экономику Армении по мнению экспертов Академии трейдинга Masterforex-V можно отнести:

1) Внешнеполитический фактор – недружественное внешнее окружени е.

  • Граница с Азербайджаном давно закрыта из-за нагорно-карабахского конфликта;
  • транспортный коридор с Турцией практически не работает в связи с расхождениями в оценке геноцида армян;
  • выход во внешний мир оставался только через небольшой участок армяно-иранской границы, но и здесь всё непросто, как известно, на Иран наложены международные санкции, что, естественно, ограничивает двусторонние отношения. Главная же внешнеполитическая проблема Армении – это неурегулированность отношений с Азербайджаном.
  • вытекающая из недружественного внешнего окружения зависимость Армении от России, использующей армяно-азербайджанский конфликт в своих целях;
  • противоречия Армении с Грузией из за населённой армянами Джавахетии Грузии как о потенциальном маленьком «Карабахе».

2) Негативные социально-экономические факторы дальнейшего развития Армении, конечно же, больше:

  • самая маленькая из республик бывшего СССР, размером меньше Московской области, к тому же без выхода к морю;
  • небогатая природными ресурсами. Имеются небольшие запасы меди, цинка, молибдена, золота, свинца и бокситов. Отсюда большая зависимость от импорта нефти, газа, высоких технологий с их рынком пониженной конкуренции и от экспорта металлов, где конкурентов хоть пруд пруди. * отсутствие транзитного потенциала и поступлений в бюджет из этого источника;
  • отсутствие транзитного потенциала и поступлений в бюджет из этого источника;
  • распад СССР, практически убивший промышленность страны, которая на 90% была интегрирована в общесоюзную экономику. Для Армении ликвидация СССР имела просто-таки катастрофические последствия. Cегодня предприятиям (конечно, которые выжили) не хватает не только сырья, но и рынков сбыта.
  • выпавшие на долю Армении многочисленные бедствия, прежде всего, землетрясение силой в 7 балов 1988 года, охватившее почти 40% территории республики, унёсшее не менее 25 тысяч жизней и снизившее производство на четверть;
  • военный конфликт из-за Нагорного Карабаха с Азербайджаном, завершившийся блокадой, из-за чего армяне оказались без работы, а дома – без света и тепла.
  • массовая эмиграция трудоспособного населения из Армении.
  • высокая концентрация и монополизация производства и капиталов;
  • невозможность получить инвестиции от приватизации госсобственности, т.к. промышленность либо развалена, либо продана в частные руки. Проданы все крупные предприятия страны;
  • сравнительно низкая доля малых и средних предприятий в ВВП, среди которых к тому же практически нет производственных предприятий. Армения перестаёт быть страной, производящей продукт;
  • огромный торговый дисбаланс, импорт значительно превышает экспорт, диспропорции между ними возросли с 2,9 раза в 2000 году до 4,7 раза в 2009 году;
  • теневая экономика в Армении составляет по мнению экспертов 35-40%, а если верить оппозиции, то все – 70%;

3) Политический фактор – нестабильность политической системы.

Армения по индексу Transparency International восприятия коррупции заняла 120-оe место из 180 стран.

Кризис в Армении: особенности падения и подъема

Правительство, конечно, не сидело, сложив руки, уточняют аналитики Академии трейдинга Masterforex-V:

  • были увеличены госинвестиции в инфраструктуру, систему водоснабжения и орошение;
  • мелкий и средний бизнес освободили от НДС и проверок;
  • главным экспортёрам - дали беспроцентные ссуды.

Благодаря принятым мерам экономика страны хотя и медленно, но вошла в стадию восстановления. Согласно данным Статистического комитета СНГ, лидером темпов роста промышленного производства в первом полугодии 2010 года стала Киргизия – 41,8%, а вот на втором месте оказалась Армения – 12,3%, тогда как в Азербайджане только 3,5% роста. По росту ВВП среди стран СНГ Армения на четвёртом месте – 6,7%, а вот у Азербайджана – 3,7%. Ожидается, что в этом году рост ВВП составит 4%. Объём внешнеторгового оборота в январе-сентябре этого года увеличился на 23,6% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Очевидно, чем ниже упал, тем выше отскочил.

Потенциал Армении для будущих инвесторов

Армения, безусловно, имеет потенциал развития. В этой связи можно вспомнить, что с 2000 по 2009 годы ВВП страны вырос примерно в 3 раза, промышленное производство – в 2,2 раза. Армения на протяжении нескольких докризисных лет демонстрировала двузначный экономический рост (в 2007 году рекордные – 13,8%). Не случайно же в мировом рейтинге нестабильных (несостоявшихся) государств (Failed States) американского журнала Foreign Policy Армения заняла 101 место, тогда как Грузия – 33-е, а Азербайджан – 56-е место (чем ниже страна в рейтинге, тем стабильнее).

Преимущества и потенциал Армении :

  • особые отношения с Россией. В стране работает 1400 предприятий с российским капиталом, причём в таких стратегических сферах, как энергетика, транспорт и связь.
  • диаспора или, как говорят сами армяне, “национальная сплоченность армянского народа в мире”.
  • геостратегическое положение. Армения находится на перекрёстке путей, соединяющих страны Востока и Запада, торговых путей между Ближним и Средним Востоком и Европой, поэтому её рассматривают как трансконтинентальное государство;
  • Армения единственная из 5 стран региона имеет АЭС;
  • туризм. Страна привлекает многих своей первозданной красотой, чего только стоит озеро Севан со знаменитой форелью, древний монастырь Эчмиадзин или горнолыжный курорт Цахкадзор.
  • высококвалифицированные кадры.

Наиболее привлекательные отрасли экономики для ивестирования.

Довольно перспективными по мнению экспертов Академии трейдинга Masterforex-V являются:

  • золоторудные проекты,
  • алмазообработка,
  • туризм,
  • отрасли информационных технологий,
  • проекты строительства крупных металлургических заводов.

Страна собирается развивать транспортную инфраструктуру, планирует строить железные дороги и автомагистрали, чтобы соединить Иран с портами Грузии. Вообще, Армения, с её большим инвестиционным потенциалом, может стать торгово-экономическим мостом, соединяющим соседние страны, более того, региональным финансовым центром.

Но инвесторам при принятии решений следует иметь в виду ряд рисков:

  • зависимость Армении от общемировых процессов,
  • страна уязвима с точки зрения внутриполитической стабильности, радикальная оппозиция после долгого перерыва в этом году вновь заявила о себе,
  • нехватка ликвидности у банков,
  • зачаточность армянского фондового и валютного рынков,
  • «олигархическая структура» экономики. Олигархи контролируют импорт, монополизировали важнейшие отрасли экономики,
  • налоговая система Армении не столько сложная, сколько запутанная. В налоговых доходах Армении ключевую роль играет НДС (в январе-мае этого года – 50,6% в общем объеме поступивших в госбюджет налогов), причём этот налог недифференцированный;
  • в налоговой и таможенной областях есть проблемы с прозрачностью и равными условиями для предпринимателей. Попытки правительства провести мягкую налоговую реформу, с тем, чтобы перенаправить часть теневого капитала в государственный бюджет, пока блокируется,
  • социальная направленность экономики страны. Расходы на социальную сферу в госбюджете 2011 года планируются беспрецедентные – повышение социальных льгот на 15%, пенсий – на 10% и т.д. Социальные расходы составят более 27%.

И всё же Армения довольно либеральное государство , власти которой всячески поощряют иностранных инвесторов:

  • более-менее благоприятный инвестиционный климат,
  • отсутствуют ограничения на передвижение капитала,
  • достаточная стабильность банковской системы,
  • институт права собственности отличается прочностью.

По данным Всемирного банка, по индексу упрощённости ведения бизнеса, Армения занимает 43-е место (на 7 пунктов выше, чем в 2009 году):

  • в сфере регистрации собственности (5-е место),
  • основания нового бизнеса (21-е место),
  • в сфере получения кредитов (43-е место), хотя в индексе «Защита инвесторов» – с 5-го места переместилась на 93-е,
  • в сфере уплаты налогов (153-е место). В ежегодном рейтинге свободы экономики, подготовленном специалистами аналитического центра Heritage Foundation, Армения хотя и опустилась с 31-го на 38-е место, но стоит значительно выше соседнего Азербайджана (96-е место).

И, наконец, для постсоветских инвесторов немаловажное значение имеет географическая близость Армении, отсутствие виз, постсоветская ментальная близость и знание русского языка .

Азербайджан

Экономический обзор

Во время советского периода, Азербайджан всегда был промышленно более развит, чем Армения и Грузия, также и менее диверсифицированным, в результате медленного потока инвестиций в нефтяной сектор. С тех пор многие месяцы мы слышим, что экономика Азербайджана становится все лучше и лучше с каждым днем.

Экономика Азербайджана на протяжении почти 70 лет развивалась как часть экономики СССР, с ориентацией главным образом на российский рынок. Основными отраслями хозяйства были нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность и сельское хозяйство. В 1960-1980-е годы в республике развивались машиностроение, химическая, текстильная, пищевая и другие отрасли промышленности. Война в Карабахе и политическая нестабильность привели к значительному падению производства в 1988-1994. После заключения армяно-азербайджанского соглашения о прекращении огня в зоне конфликта в мае 1994 и стабилизации политической обстановки экономический спад был остановлен. Уже более века основой экономики Азербайджана была нефть, которая составляет 10 процентов от ВВП Азербайджана в 2005 году, и, удвоилась почти до 20 процентов ВВП в 2007 году. Теперь когда западные нефтяные компании в состоянии выявить глубоководные месторождения, нетронутые Советом из-за плохих технологий, Азербайджан считается одной из наиболее важных зон в мире по добычи и развитии нефти. Подтвержденные запасы нефти в Каспийском бассейне, которые Азербайджан разделяет с Россией, Казахстаном, Ираном и Туркменистаном, сравнимы с размерами Северного моря, хотя исследования еще на ранних стадиях. Азербайджан заключил 28 соглашений о разделе продукции с различными нефтяными компаниями. Новый трубопровод и системы маршрута доставки для природного газа по южному коридору в Европу в настоящее время рассматриваются и обговариваются. В конце 1990-х, в сотрудничестве с Международным валютным фондом (МВФ), Азербайджан проводит успешную программу экономической стабилизации, с ежегодным ростом более 10% с 2000 года. В 2009 году валовой внутренний продукт в Азербайджане вырос на 9,3%, с ростом в 2010 году оценивается в 9,8%.

Азербайджан и международные организации

В настоящее время Азербайджан имеет торговые связи с 140 странами мира, является членом ряда международных экономических организаций, в том числе осуществляется процесс вступления в члены Всемирной Торговой Организации. 21 декабря 1991 Азербайджан вступил в Содружество независимых государств (СНГ). 2 марта 1992 он был принят в ООН, а позднее присоединился к другим международным организациям. Азербайджан имеет статус приглашенного члена в Совете Европы и является членом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), организации «Исламский конгресс» (ОИК), ОБСЕ, программы НАТО «Партнерство во имя мира», Всемирной торговой организации (ВТО) со статусом наблюдателя и др.

Основные отрасли промышленности Азербайджана

Азербайджан - индустриально-аграрная страна с высокоразвитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. Быстрыми темпами развиваются металлургическая, химическая, лёгкая промышленность. В нач. 21 в. экономика Азербайджана приобретает в основном сырьевую направленность. Это касается не только промышленности, но и сельского хозяйства, где значительно сократились объёмы посевных площадей технических культур (например, табака, хлопка).

Важнейшее место в экономике Азербайджана занимают :

  • нефте- и газодобывающая промышленность,
  • нефтеперерабатывающая промышленность,
  • химическая промышленность (минеральные удобрения, синтетический каучук, автомобильные шины и др.),
  • машиностроительная промышленность,
  • горнорудная промышленность (добыча железной руды и алунита) и цветная металлургия,
  • пищевая промышленность (консервная, чайная, табачная, винодельческая),
  • легкая промышленность (хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, шелковая, шерстяная, ковроткацкая)

Нефтегазовые запасы Азербайджана привлекательны для иностранных нефтяных компаний.

Второй по значению сектор – сельское хозяйство. Из общей площади страны на сельскохозяйственные земли приходится 46% (ок. 4 млн. га), причем половину из них занимают пастбища. Выращивают зерновые, технические (хлопок, табак), субтропические (гранат, чай, цитрусовые, хурма) культуры, виноград. Производится натуральный шелк.

Бизнес-среда Азербайджана

Азербайджан приложил усилия по модернизации и реформированию экономики. Всемирный банк назвал Азербайджан “лидером по проведению реформ” в своем докладе “Ведение бизнеса-2009” , отражая его значительные усилия по упрощению внутренних нормативных требований. Правительство приняло нормативно-правовые реформы в некоторых областях, в том числе существенное открытие торговой политики, но неэффективного государственного управления, в котором коммерческие и нормативные интересы сводятся воедино и ограничивают воздействие этих реформ. Правительство в основном завершило приватизацию сельскохозяйственных земель и малых и средних предприятий. Азербайджан все еще страдает от произвольного налогового и таможенного управления, судебной системы, которой не хватает независимости, монополистического регулирования рынка, и системной коррупции. Регистрации бизнеса увеличились на 40% в первые 6 месяцев. В Азербайджане также устранены минимальные отсечки кредита в размере $ 1100, более чем вдвое число заемщиков покрываются за счет кредитного регистр. Кроме того, налогоплательщики теперь могут подать заявление и платить налоги в Интернете. Обширные реформы Азербайджана перенесли его далеко от 97 до 33 в в мировом рейтинге лёгкости ведения бизнеса.

Инвестиции в Азербайджане

Определенная стабильность в стране и длительное перемирие в зоне карабахского конфликта позволяет Азербайджану привлекать зарубежные инвестиции для развития добычи и транспортировки нефти. Азербайджан лидирует среди стран СНГ по темпам роста иностранных инвестиций (от 10 до 50% в год). Со второй половины 1990-х годов происходит рост капиталовложений в разные отрасли экономики, прежде всего за счет внебюджетных средств. За период с 1996 по 2000 сумма иностранных инвестиций составила 5 млрд. долл. До 50% зарубежных инвестиций поступает на развитие машиностроения, средств связи, в пищевую промышленность, сектор услуг и др.

Основные иностранные инвесторы. Правительство Азербайджана подписало несколько важных соглашений о разработке нефтяных и газовых месторождений.

Самым важным фактором интереса инвесторов являются природные ресурсы Азербайджана , основная часть которых была слабо исследована из-за недостатка материальных средств и устаревшего технологического оборудования. Привлечение иностранного капитала в определенной степени обусловливается заинтересованностью азербайджанской стороны в реализации крупных инвестиционных проектов, в связи с чем, правомерно отметить участие в инвестиционном процессе в Азербайджане крупных транснациональных корпораций (ТНК). В целом, за последние годы заметно увеличились портфельные инвестиции в экономику Азербайджана, на сегодня в Азербайджане обосновалось более 20 крупных инвестиционных институтов.

Основные отрасли для инвестирования :

  1. инвестиции в нефтяной сектор 51,5%;
  2. Инвестиции в промышленность составили 194,8 млн. манатов (-25,1%);
  3. инвестирование электроэнергетического, газового и водного секторов (50,8 млн. манатов, +5,6 раза);
  4. сельскохозяйственной отрасли (11,4 млн. манатов, рост в 3 раза);
  5. жилищного строительства (24,7 млн. манатов);

Капиталовложения в транспортный сектор, складское хозяйство и сектор связи (25,8 млн. манатов).

В стране созданы стабильные политические и экономические условия. Важнейшими сравнительными преимуществами азербайджанской экономики являются следующие:

  • Азербайджан богат природными ресурсами, особенно углеводородным сырьём;
  • Уровень образования населения достаточно высок, почти половина населения соответствующего возраста имеет техническое или высшее образование, остальное население в основном имеет среднее образование. Высок уровень квалификации учёных, инженеров, врачей, учителей и т.д.;
  • Азербайджан обладает развитой инфраструктурой, включающей развитую дорожную сеть, основные ирригационные системы, хорошую сеть железных дорог, значительные мощности по выработке электроэнергии, кабельные телекоммуникации.

Законодательная база Азербайджана

В стране осуществляется непрерывная работа для создания благоприятного инвестиционного климата. Проводится ряд мер по совершенствованию законодательной базы. Подготовлены проекты законов “Об инвестиционной деятельности” и “О специальных экономических зонах”. Законодательной базой налоговой системы в стране является вступивший в силу с 1 января 2001 года Налоговый Кодекс Азербайджанской Республики.

В последнее время в налоговой системе произведены следующие изменения:

  • Налог на прибыль предприятий и организаций снижен с 35% до 25%;
  • Налог на добавленную стоимость снижен с 28% до 18%;
  • Максимальный уровень налогов, взимаемых с прибыли физических лиц, снижен с 55% до 35%; Выплаты на социальное страхование снижены с 40% до 27%;
  • Общее число налогов снижено с 15 до 9;
  • Начиная с 2001 года предприниматели, занятые в сельском хозяйстве, сроком на 3 года освобождены от всех видов налогов, за исключением земельного налога;
  • Начиная с 2003 года с целью дальнейшего поощрения развития предпринимательства в регионах страны применяются дифференцированные ставки налога на прибыль.

С целью устранения двойного налогообложения и взаимном поощрении и защите инвестиций Азербайджан подписал ряд соглашений с иностранными государствами, в том числе с Францией, Австрией, Великобританией, Норвегией, Турцией, Казахстаном, Молдовой, Россией, Украиной, Грузией, Узбекистаном, Беларусью.

До недавнего времени иностранные инвестиции весьма успешно привлекались в основном в нефтяной сектор. В нефтяном секторе наиболее активно иностранные инвестиции осуществлялись в развитие производственной и социальной инфраструктуры, городского хозяйства. Крупные инвестиции в строительство были осуществлены турецкими компаниями.

В настоящее время стратегическими приоритетами для вложения инвестиций в Азербайджан являются:

  • Инвестиции в переработку возрастающих объёмов сельскохозяйственной продукции;
  • Инвестиции в создание высокоэффективной инфраструктуры, в частности в энергетике, телекоммуникационных услугах, в системах водо- и газоснабжения;
  • Инвестиции в расширение и обновление отраслей промышленности, обслуживающих нефтяной сектор;
  • Учитывая колоссальные возможности Азербайджана по добыче газа, перспективно развиваются отрасли, основывающиеся на газе. Нефтяные доходы страны рассматриваются как источник долгосрочного и стабильного развития экономического потенциала страны. Поэтому доходы Азербайджана от экспорта нефти накапливаются в Нефтяном Фонде. Правительство придаёт особоё значение развитию нефтяного сектора с привлечением иностранного капитала. Иностранные инвестиции рассматриваются как средство ввоза современных технологий, повышения конкурентоспособности экономики Азербайджана.

Грузия

За последние годы Грузия превратилось в динамично развивающуюся страну с темпами роста, одними из самых высоких в мире (в лучшем 2007 году, по данным МВФ, темпы роста ВВП составляли более 12%, конечно, точка отсчёта была практически нулевой). Если в 2003 году в госбюджете Грузии было всего $400 млн., то в 2009 году – $4 млрд. Американское Агентство международного развития определило эти преобразования как «самые обширные, глубокие и быстрые реформы, проведенные какой-либо из стран в мире за последние 50 лет».

Среди важнейших составляющих грузинских перемен:

1) резкая либерализация её экономики – в стране реально минимизировали государственное регулирование всех сфер жизни. В рамках этой политики:

2) борьба с коррупцией :

  • была проведена тотальная чистка и сокращение госаппарата (на 20%), что позволило одновременно существенно поднять зарплаты, например, министру, в 15-20 раз;
  • существенно сужены и ликвидированы права и властные полномочия чиновников государственного аппарата Грузии;
  • сотни чиновников (мэры, губернаторы, министры, судьи) арестовывались за коррупцию, причём происходило это публично, перед телекамерами. При этом там не особенно переживали по поводу «презумпции невиновности» и позволяли просто откупиться (!) от наказания;
  • реформирование ГАИ;
  • реформа МВД, проведённая по аналогии с реформированием ГАИ. Страна стала наименее криминализированной и коррумпированной в регионе. Более того, по данным Transparency International, Грузия является ведущей страной постсоветского пространства (за исключением стран Балтии).
  • большинство в парламенте, причём, конституционное, контролирует пропрезидентская партия «Единое национальное движение»;
  • власть абсолютно контролирует судебную систему страны;
  • оппозиция, безнадёжно раздробленная на целый ряд мелких партий, воюющих друг с другом и ненавидящих друг друга, не представляет собой ничего серьезного;
  • преследование инакомыслящих. Оппозиция утверждает, что грузинские тюрьмы сегодня переполнены политическими заключёнными;
  • контроль власти над телевидением и СМИ;
  • суровое уголовное законодательство;
  • 11% госбюджета, идущие на нужды МВД.;
  • и наконец, уже подготовлены поправки к конституции, по которым полномочия Президента в 2013 году должны перейти отчасти парламенту, отчасти – к президенту.

Льготы Грузии для инвестора

Приходится констатировать, что хотя по качеству инвестиционного климата страна ушла вперёд по сравнению со многими постсоветскими странами, пока инвесторы остерегаются вкладывать серьёзные деньги в Грузию. Между тем, Всемирный банк называет Грузию одной из наиболее открытых стран для иностранных инвестиций. Согласно Индексу экономической свободы, Грузия занимает 26-е место среди 183 стран. Грузинские экономисты уверены, что в этом году ВВП превысит 6%. Эти факты являются важным стимулом для потенциальных инвесторов. Для более активного их участия в экономике Грузии власти обещают:

  • ввести льготные налоги для IT компаний: иностранные компании будут выплачивать налоги в минимальном размере;
  • развивать изрядно забытый, но потенциально выгодный источник доходов – туризм. Уже заявлены амбициозные планы – привлечь через несколько лет пять миллионов туристов. Пока же обветшалые, разорённые турбазы и санатории нуждаются в серьёзных инвестициях;
  • привлекают внимание к выгодному географическому расположению страны как важному экономическому активу. Действительно, через Грузию проходят артерии, связывающие Восток и Запад, Азию и Европу, она является важным звеном многих транзитных проектов – NABUCCO, транспортировка сжиженного и сжатого газа;
  • учитывая значительные гидроресурсы Грузии, страна может превратиться в производителя дешёвой электроэнергии.

По предварительным данным Службы статистики Грузии (Сакстати), которые были опубликованы 14 декабря, приток прямых иностранных инвестиций в Грузию в третьем квартале 2010 года сократился на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 160,4 млн. долларов США. В итоге, объем инвестиций за январь-сентябрь 2010 года составил 443 млн. долларов США, что на 6,6% меньше показателя аналогичного периода за прошлый год. В третьем квартале 2010 года больше всего прямые иностранные инвестиции в Грузию поступили из Нидерландов – 27,9 млн. долларов; Далее следуют США – 21,6 млн. долларов; Россия – 18,6 млн. долларов, Азербайджан – 16,2 млн. долларов и ОАЭ – 13,5 млн. долларов. Большая часть прямых иностранных инвестиций – 49,7 млн. долларов США (31%) в третьем квартале привлек финансовый сектор; Далее следуют сферы отрасли транспорта и связи – 40,5 млн. долларов США (25%); недвижимость – 33,6 млн. долларов США (21%) и энергосектор – 16 млн. долларов США (10%).

Закавка́зье (Южный Кавказ) - геополитический регион, расположенный на границе Восточной Европы и Юго-Западной Азии, лежащий к югу от главного, или водораздельного хребта Большого Кавказа. К Закавказью относятся большая часть южного склона Большого Кавказа, Колхидская низменность и Куринская впадина, Малый Кавказ, Джавахетско-Армянское нагорье, Талышские горы с Ленкоранской низменностью. В пределах Южного Кавказа расположены тринезависимых государства: Азербайджан, Армения, Грузия. В этом же регионе находятся: Абхазия и Южная Осетия, независимость которых признана лишь Россией и ещё пятью странами. Закавказье граничит на севере с Российской Федерацией, на юге - с Турцией и Ираном.

Азербайджан -государство в Евразии, в восточной части Закавказья, на юго-западном побережье Каспийского моря. Население 9 493 600 человек, территория - 86 600 км².

Азербайджан - самая большая страна Закавказского региона.

Граничит с Россией (Дагестан) и Грузией (Квемо-Картли и Кахети) на севере, Арменией на западе и Ираном на юге.

Часть территории Азербайджана контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, часть - Арменией.

Столица страны - город Баку.

Президент – Ильхам Алиев

Азербайджанскую Демократическую Республику, провозглашённую в1918 году, называют первой демократической республикой в мусульманском мире.

Арме́ния

Расположена на севере географического региона Передняя Азия и северо-востоке Армянского Нагорья. Выхода к морю не имеет. Граничит с Азербайджаном и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой (НКР)на востоке. На юго-западе с Нахичеванской АР, входящей в составАзербайджана. С Ираном на юге, с Турцией на западе и Грузией на севере.

Население 3 018 854 человека, территория - 29 743 км².

Столица - Ереван. Государственный язык - армянский.

Унитарное государство, президентская республика.

президент - Серж Саргсян,

Около 98,7 % населения исповедует христианство.

Гру́зия - государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит сТурцией и Арменией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на севере. Территории Абхазии и Южной Осетии не контролируются грузинским правительством и расцениваются им, Парламентской Ассамблеей ОБСЕ и Европейской комиссией.

Столица – Тбилиси

Форма правления – президентская республика

Президент - Михаил Саакашвили

Территория - 69 700 км

Население - 4 497 600

Абхазия - - спорная территория в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на юго-восточном побережье Чёрного моря. По международно-правовому статусу фактически являетсячастично признанным государством Респу́блика Абха́зия, согласно административно-территориальному делению Грузии - Автономной Республикой Абхазия в составе Грузии.


Территории Абхазии и Южной Осетии не контролируются грузинским правительством и расцениваются им, США и Европейской комиссией как оккупированные Россией части Грузии.

На севере и северо-востоке граничит с Россией (Краснодарским краем и Республикой Карачаево-Черкесия); на юго-востоке и юге с регионом Грузии Самегрело и Земо-Сванети.

Состоит из 7 исторических областей (об этом напоминают 7 звёзд на государственном флаге) - Малая Абхазия, Бзыпын, Гума, Абжуа,Самурзакан, Дал-Цабал, Псху-Аибга. По состоянию на октябрь 2012 года в Абхазии 8 городов и 105 сёл.

Всего сейчас в Абхазии проживают представители 67 различных народов.

Столица – Сухум

Президентско-парламентская республика

Президент – Александр Анкваб

Население – 240 705

Территория - 8665 км²

Южная Осетия - частично признанное государство в Закавказье. Не имеет выхода к морю. Вопрос о международно-правовом статусе Южной Осетии является спорным: независимость Республики Южная Осетия в 2008-2011 гг. была признана Россией и четырьмя другими государствами-членами ООН (Никарагуа, Науру, Венесуэлой иТувалу).

Столица - Цхинвал Форма правления - Президентская республика

Президент - Леонид Тибилов

Территория - 3900 км²

Население - 72 000

20.Этнополитические конфликты в Закавказье (история, причины возникновения, перспективы урегулирования).

К южной границе европейской части России примыкает Закавказье, где расположены три государства: , Азербайджан. Они расположены в южной части Кавказского перешейка. На юге этот регион граничит с , на севере — с Россией. Омывающие Закавказье моря — Черное и , проложенные по их берегам железные дороги играют главную роль в связях этих государств с другими и мира.

Регион расположен в субтропическом . Природные условия Закавказских государств очень разнообразны. Здесь на площади 179,6 тыс. км2 встречаются покрытые вековыми снегами и льдами горы и глубокие жаркие долины, сухие выжженные солнцем полупустыни и влажные земли, одетые роскошной субтропической . Около 60% поверхности Закавказья расположено выше 600 м над уровнем моря и занято склонами и отрогами Большого , нагорьями и хребтами Малого Кавказа. Западное Закавказье амфитеатром открыто к и находится под воздействием западных ветров. На Ленкоранской низменности — влажные субтропики, осадков выпадает 1200 мм.

Расчлененный горный рельеф создает трудности в обработке пашни, сооружении промышленных объектов, строительстве и эксплуатации путей сообщения. Необходимо учитывать и высокую этого района, 6-8 баллов. Климатические условия и контрасты ставят перед хозяйством проблему : на западе — осушения, а на востоке -орошения. Влажные субтропические леса растут в Западном Закавказье, где они занимают 55% площади и на юго-востоке Восточного Закавказья. Леса выполняют важные функции: ветрозащитные, противоэрозионные, водорегулирующие, а также бальнеологические. В лесах растут дуб, граб, бук, сосна, ель, самшит, тис, хинное дерево, камфорное, лавр, рододендрон и др. виды. Богата территория Закавказья и минеральными источниками, его воды обладают высокими целебными свойствами, на базе которых организованы крупные лечебницы.

Закавказье имеет большие запасы водных ресурсов. Реки: Кура, Алазань, Раздан, Араке, Риони; озера: Рица, Севан, Сарысу и др.; ледники Кавказа, подземные воды. Они источники электроэнергии, орошения полей, водоснабжения промышленности, лечебных учреждений, населения.

Преобладающим типом почв в горах Большого Кавказа являются бурые горнолесные почвы, горно-луговые на высоте 1700 м — черноземы, а на равнинах — аллювиальные, местами желтоземные и красноземные, на Колхидской низменности — лугово-болотные (900 тыс. га), коричневые, буро-каштановые, бурые.

Закавказье — один из известных курортных районов. Но ведение хозяйства стран осложняется военными межнациональными конфликтами.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека