Методика применения подвижных игр.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Тема: Организация и методика проведения подвижных игр

ХАБАРОВСК

Введение

1. История подвижных игр

2. Значение подвижных игр

3. Методика, организация и проведение подвижных игр и эстафет

3.1 Характерные особенности подвижных игр и эстафет

3.2 Педагогические требования к проведению игр

3.2.1 Распределение на команды

3.2.2 Назначение капитанов команд

3.2.3 Объяснение игры

3.2.4 Дозировка в процессе игры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др

По самой своей природе игра ненавязчиво побуждает ее участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств.

В связи с этим подбираемые к занятиям физической культуры подвижные игры должны помогать овладению или закреплению необходимых знаний, умений и навыков.

Играя в грамотно и планомерно подобранные преподавателем специализированные или вспомогательные подвижные игры, студенты овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, укрепляют свое здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма, осваивают актуальные способы физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно - рекреационной направленностью учебного предмета.

Для повышения общей результативности проводимых занятий рекомендуемые игры составлены таким образом, что их практическое проведение осуществляется преимущественно так, когда одновременно играют все занимающиеся. А само содержание игры, может легко и оперативно варьироваться - усложняться или упрощаться по усмотрению преподавателя, исходя из конкретно складывающейся учебной ситуации.

Таким образом, подвижные игры и эстафеты играют значительную роль в процессе профессионального образования студенческой молодежи, воспитывая основные физические и жизненно важные качества необходимые будущим специалистам.

1. История подвижных игр

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития человека.

Физические упражнения в первобытном обществе были самым тесным образом связаны с трудовыми процессами, культовыми обрядами, с воспитанием и военным делом.

Физическая культура начала складываться на определенном уровне экономического и общественного развития в эпоху верхнего палеолита, т.е. около 50 тысяч лет назад.

Более совершенные орудия труда, а так же возникновение родовых объединений дали людям возможность не ограничивать свою деятельность изготовлением предметов, служащих удовлетворению самых примитивных жизненных потребностей. Решающее значение имело понимание людьми того обстоятельства, что охотник должен уметь быстро бегать, осторожно подкрадываться к пугливой дичи, быть сильным в борьбе с крупным зверем, а при встрече с быстрым животным должен ловко и без промаха поразить цель. Поэтому охотнику необходимо было постоянно тренироваться, развивать силу, ловкость, меткость. При изготовлении снарядов для метания приходилось совершать пробные броски. Такого рода упражнения стали неотъемлемой частью подготовки подрастающего поколения к выполнению тех задач, которые ставила перед ним жизнь в орде, роду, племени. В первобытном обществе дети и взрослые принимали участие в подвижных играх с мячом и палками. Победа в состязании приносила племени славу, а победителей награждали призами.

2. Значение подвижных игр

Игра - понятие очень широкое и охватывает весьма разнообразные явления: от простейших движений младенца до атлетического хоккея с шайбой. Игра сопутствует жизненному пути человека - от его младенческих лет до старости.

В зависимости от того, какое значение придают играм, определяется и отношение к ним.

Игра есть форма деятельности, при которой формируется мировоззрение человека, отношение его к коллективу. Как никакой другой вид деятельности игра способна воспитывать навыки коллективных действий. Она дисциплинирует людей, приучает их подчиняться правилам, уважать друг друга.

Согласно теории избытка энергии, игровая деятельность возникает вследствии накопления в организме избыточной, неизрасходованной энергии, которую необходимо удалить, что и достигается при помощи игры.

Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. Все это с методической точки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Однако такое разностороннее воздействие не препятствует избирательной направленности в использовании народных подвижных игр.

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано, что они благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.

3. Методика, организация и проведение подвижных игр и эстафет

Подвижные игры и эстафеты используются на занятиях физической культурой для повышения общей физической подготовленности студентов.

Систематически организуемые подвижные игры при правильном проведении оказывают положительное влияние на динамику физического развития занимающихся. Преподавателю необходимо обращать внимание не только на численный состав команд, который должен быть одинаков, но и на то, чтобы силы игроков были примерно одинаковы.

Преподаватель должен воспитывать у студентов серьезное отношение к подвижным играм. Следует объяснить, что та или другая игра имеет учебно-тренировочное значение. Сознательно выполняя игровые задания, занимающиеся будут заниматься подвижными играми с повышенным интересом и лучшей дисциплиной.

Рассматривая подвижные игры и эстафеты по признаку организации играющих, можно выделить следующие:

а) без разделения коллектива на команды (игры, основанные на простейших взаимоотношениях между участниками);

б) с разделением коллектива на команды (игры направленные на воспитание коллективных действий).

Игры могут протекать в различных сочетаниях:

а) игры, где имеет место активное единоборство;

б) игры, без соприкосновение с соперником;

в) игры-эстафеты, в которых действия каждого участника одинаково направлены, связаны с выполнением отдельных заданий.

Эстафеты в зависимости от построения играющих могут быть линейными (соревнующиеся стоят в параллельных колонах), встречными (каждая команда располагается в двух колоннах, которые выстраиваются друг против друга за противоположными линиями площадки).

Учитывая, что одной из главных задач физического воспитания является развитие и совершенствование физических качеств занимающихся, возникает необходимость оценки применяемых игр с точки зрения двигательной активности участников, интенсивности их игровой деятельности (таблица 1).

Таблица 1 - Группировка игр по проявлению у занимающихся физических качеств (по В.Г.Яковлеву)

Качества,

проявленные в

Характеристика игровых действий

Ловкость

Игры, пробуждающие немедленно переходить от одних действий к другим. Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, действия с увертыванием)

Выбивалы, Круговая лапта, Перестрелка, Борьба за мяч,Передача мяча в колонне

Быстрота

Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, звуковые сигналы, с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кротчайший срок; с бегом на скорость в изменяющихся условиях

Сумей догнать, Наступление, Круговая эстафета, Встречная эстафета, Кто быстрее

Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического

и статического характера

Эстафета с обручем и скакалкой, Скакалка в парах,

Эстафета слазанием и перелазанием, Перемена мест

Выносливость

Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим

Борьба за мяч, Встречная Волейбольная пасовка на сеткой, Волейбол с двумя мячами

3.1 Характерные особенности подвижных игр и эстафет

Характерная особенность подвижных игр и эстафет - это добровольность и эмоциональность. Относительная свобода, самостоятельность действий в игре с принятием обязанности соблюдать ряд условных требований.

Игровая деятельность характерна тем, что она непосредственно связана с определенными функциональными изменениями в организме.

Важно иметь в виду, что высшие нервные проявления всегда в какой то мере обусловлены функциями подкорковых отделов головного мозга и могут при определенных условиях переплетаться с некоторыми инстинктивными реакциями. Особенно наглядно эта зависимость обнаруживается в эмоциональных действиях студентов. Образный или условный замысел игры предусматривает достижение определенных целей в условиях изменения ситуаций (постоянных или случайных). Игровой замысел может быть создан, исходя из конкретных задач физического воздействия.

Наиболее существенной особенностью подвижных игр и эстафет необходимо считать отражение в них двух характерных и важных видов взаимоотношений между людьми: соревновательной борьбы; сотрудничества.

Элементы соревновательной борьбы присущи всем подвижным играм и эстафетам, и они занимают ведущее место в практическом содержании всех основных игровых действиях.

Сотрудничество между играющими осуществляется в большинстве подвижных играх. Весьма важно, что сотрудничество в подвижных играх, как правило, обусловлено конкретными условиями и задачами развертывающейся в них соревновательной борьбы. В подвижных играх все необходимые действия выполняются в условиях совместной деятельности определенного коллектива играющих. При этом каждому участнику приходится входить в контакт с другими играющими и взаимодействовать с ними.

Важной особенностью подвижных игр и эстафет является то, что игровые действия осуществляются в неожиданно меняющихся внешних условиях. Каждый играющий стремится поставить себя в наиболее выгодное по сравнению с соперником положение и вместе с тем создать для последнего возможно большие трудности в осуществлении игровых целей.

Изменчивость игровых ситуаций вызывает у участников игры необходимость постоянно и вдумчиво ориентироваться, что обуславливает проявление таких качеств, как наблюдательность, умение анализировать и оценивать сложившееся положение.

3.2 Педагогические требования к проведению игр

педагогический игра эстафета

Подбирая ту или иную игру, следует учитывать подготовленность группы и задачи, которые будут решаться в процессе игры. Следует так же учитывать такие факторы, как состав группы, место проведения и наличие инвентаря.

Каждая игра начинается с организации участников - распределения на команды, назначения капитанов. При проведении командных игр, а они являются наиболее эффективным средством закрепления навыков, необходимо следить за тем, чтобы все команды были равны по силам.

3.2.1 Распределение на команды

Играющие распределяются по усмотрению руководителя в тех случаях, когда нужно составить команды, равные по силам (при проведении сложных спортивных игр).

Играющие распределяются на команды путём расчёта: стоят в шеренгу, рассчитываются на первый-второй; первые номера составят одну команду, вторые - другую. Это наиболее быстрый способ, им чаще всего пользуются на уроках физической культуры. Но при данном способе разделения команды не всегда равны по силам.

Разделение путём фигурной маршировки или расчёта движущей колонны. В каждом ряду должно быть столько человек, сколько требуется команд для игры. Состав команд при этом способе бывает случайным и часто не равным по силе.

Распределение на команды по сговору. Дети выбирают капитана, разделившись на пары, сговариваются, кто кем будет, и капитаны выбирают их по названиям. При таком распределении команды почти всегда равны по силам. Его можно применять только в тех случаях, когда игра не ограничена по времени.

Распределение по назначению капитанов. Дети выбирают 2-х капитанов, которые по очереди выбирают игроков себе в команду. Этот способ довольно быстрый, и команды по силам бывают равны. Отрицательной стороной является то, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приводит к обидам и ссорам.

Постоянные команды могут быть не только для спортивных игр, но и для сложных подвижных игр и игр-эстафет.

3.2.2 Назначение капитанов команд

Желательно, чтобы в роли капитана побывало как можно больше участников. Выделить капитанов можно разными способами:

По назначению руководителя. Руководитель назначает капитана, учитывая его роль в игре. Плюс этого способа заключается в том, что быстро выбран наиболее подходящий капитан. Но при этом подавляется инициатива играющих. Руководитель назначает капитана в том случае, когда игроки не знают друг друга. При назначении руководитель должен кратко объяснить свой выбор.

По жребию. Путём расчёта, метания и другими способами. Часто используют способ считалки, метания - водит тот, кто дальше бросит палку, камень, мяч и пр. Этот способ требует много времени.

По выбору играющих. Этот способ хорош в педагогическом отношении, он позволяет выявить наиболее достойных капитанов. Хорошо устанавливать очерёдность в выборе капитана, чтобы каждый участник побывал в данной роли. Это содействует воспитанию организационных навыков и активности.

По результатам предыдущих игр. Об этом надо сообщить участникам заранее, чтобы они стремились проявлять в игре необходимые качества.

Перечисленные способы выбора капитанов надо чередовать в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера и количества играющих и их настроения.

3.2.3 Объяснение игры

Успех игры в значительной мере зависит от её объяснения. Приступая к объяснению, руководитель обязан ясно представить себе всю игру.

название игры;

роль играющих и их места расположения;

ход игры;

цель игры;

правила игры.

Рассказ не должен быть монотонным. В рассказе не следует употреблять сложных терминов. Новые понятия, новые слова необходимо объяснять.

Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом. Он может быть неполным или полным. При объяснении надо учитывать настроение учащихся. Заметив, что их внимание ослабло, руководитель должен сократить объяснение или оживить его.

3.2.4 Дозировка в процессе игры

В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, его физическое состояние в данное время. Следовательно, не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.

Приступая к проведению, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроения детей (после больших физических или умственных усилий - игры с меньшей интенсивностью).

Надо учитывать, что, с увеличением эмоционального состояния играющих нагрузка в игре увеличивается. Играющие, увлечённые игрой, теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и перенапрячься. Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свои действия в игре. Нагрузку младшим школьникам надо увеличивать постепеннее, нежели старшим. Иногда следует прервать игру, хотя играющие ещё не почувствовали потребности в отдыхе.

Можно устраивать кратковременные перерывы, используя их для разбора ошибок, подсчёта очков, уточнения правил, сокращать дистанции, уменьшать число повторений. Можно увеличивать подвижность участников игры, дополняя препятствие, увеличивать дистанции.

Желательно, чтобы все играющие получали примерно одинаковую нагрузку. Поэтому удалять из игры проигравших можно только на очень короткое время.

Продолжительность игры, проводимой на открытом воздухе, зависит также от состояния погоды. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны интенсивно выполнять движения без перерывов. Нельзя давать играющим сильные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры должны быть кратковременными.

Направление в игре зависит от размера площадки, и чем она больше, тем больше направлений получают участники.

Учитывая все эти факторы, возможно, организовать и провести игру с максимальной пользой.

Заключение

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию мышления.

Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности людей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора капитанов.

Что касается дозировки в процессе игры, то не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.

Список использованной литературы

1. Геллер Е. М. Подвижные игры в спортивной подготовке студентов - Минск: Высшая школа, 1977. - 172 с.

2. Жуков М.Н. Подвижные игры - Москва: Высшее образование, 2000. - 157 с.

3. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры - Москва: Дрофа, 2003. - 170 с.

4. Попенченко В.В. Физическое воспитание в ВУЗЕ - Москва: Высшая школа, 1979. - 120 с.

5. Яковлев В.Г., Ратников В.П. - М.: Просвещение, 1977. - 144 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 14.03.2015

    Известные педагоги о значении подвижной игры в жизни детей. Характеристика и классификация подвижных игр для подростков (13 – 15 лет). Методика проведения игры. Подвижные игры на открытом воздухе: выбор игры и подготовка места для нее. Командные игры.

    реферат , добавлен 26.12.2007

    Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов. Методика проведения различных подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

    Дифференциация подвижных игр в современной науке, их роль в физическом развитии. Возрастные особенности детей 6 лет. Методика развития скоростно-силовых способностей детей 6 лет средствами подвижных игр, принципы разработки соответствующих рекомендаций.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2013

    Исторические предпосылки возникновения игры. Понятие, сущность и особенности игры. Применение подвижных игр в детском оздоровительном лагере. Влияние игры на физическое развитие ребенка. Исследование роли подвижных игр в детском оздоровительном лагере.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2010

    Воспитательное и социальное значение подвижных игр. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста. Анализ программы подвижных игр и упражнений в комплексной программе физического воспитания начальной школы.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2011

    Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет. Педагогическое значение подвижных игр. Использование подвижных игр для обучения и совершенствования приёмов волейбола. Дополнительные упражнения в системе средств, используемых в тренировочном процессе.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2014

    Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей 6-7 лет. Методика развития физических качеств и двигательных навыков у дошкольников. Разработка программы развития физических качеств дошкольников, основанной на использовании подвижных игр.

    дипломная работа , добавлен 06.09.2015

    Исследование истории развития российского и мирового хоккея. Характеристика амуниции, особенностей хоккейной площадки, техники игры. Анализ упражнений для обучения скольжению, подвижных игр в процессе тренировки, правил поворотов, остановки и торможения.

    реферат , добавлен 24.01.2012

    Методика подготовки и проведения экскурсии для спортсменов. Характеристика экскурсии, этапы ее подготовки, место и форма проведения, тип маршрута, способ передвижения. Особенности изложения экскурсионного текста. Требования, предъявляемые к экскурсоводу.

Опыт работы на тему

« русские народные игры»

«Маленькие дети… играют, как птица поет». Эти слова емко и образно выделяют главное: игра – естественное состояние ребенка, его основное занятие. Принадлежат они Н.К.Крупской, взгляды которой на сущность игры легли в основу дошкольной педагогики.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны.

Их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные.

Подвижные игры:

Собственно подвижные: сюжетные, бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Спортивные: футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис, городки, хоккей.

Но я обратила внимание на то, что народные игры почти исчезли сегодня из детства. Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне одной из первостепенных задач. Что бы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так у меня возникла необходимость в создании кружка русских народных подвижных игр.

Я поставила перед собой задачи:

1.Провести анализ литературы.

2.Определить взаимосвязь физического воспитания с возможностями народных традиций.

3.Изучить имеющийся опыт.

Свою работу начала с изучения методической литературы. Наряду с изучением методических новинок изучила подвижные игры, их организацию. Моей настольной книгой стали «Русские народные подвижные игры» М.Ф.Литвиновой.

Затем была начата работа по созданию условий для проведения игр: с этой целью были переоборудованы игровые уголки в группах, продумано их эстетическое оформление, рациональность расположения игрового материала.

Впервые, изучая с детьми ту или иную игру, я рассказываю им об истории ее создания.

Выяснилось, что детям непросто передавать характерные для некоторых животных движения. Для этого я старалась побольше рассказывать о повадках животных - персонажах игр, таких, как «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк» и т. д. Воспитатели читали вслух сказки, народные потешки, вместе с детьми мастерили все необходимые атрибуты.

В старших группах, разучивая с детьми игры, рассказывала о разных народах населяющих Россию, знакомила с историей и традициями этих народов.

Народные подвижные игры выбирала в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, над которыми работала в данный момент и теми двигательными навыками, которыми дети уже овладели, а также в соответствии с рекомендациями программы и на основе принципа сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач.

Только после этого начал работу кружок «Русские народные подвижные игры». Я поставила перед собой задачу:

Вызвать у детей интерес к народным играм. Научить самостоятельно их организовывать.

Т.к. игра является основным видом деятельности детей, то при составлении плана я решила более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемы для детей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях я подбирала с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям детей. Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, метание, подлезание. Весь игровой материал старалась распределить в определенной последовательности, с учетом сложности движений.

В период освоения детей с новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве (игра «Пятнашки обыкновенные»).

В дальнейшем я старалась подбирать подвижные игры и игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно учитывала, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.

Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, я приучаю детей действовать в соответствии с правилами игры. Выполнение этих задач, прежде всего зависит от нас, воспитателей, от того, насколько мы сумели заинтересовать детей игрой. Поэтому объяснять игру я старалась эмоционально и выразительно и принимала непосредственное участие в игре, проявляла заинтересованность действиями детей. Все это помогло активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, я не только подсказывала, как нужно двигаться, но и показывала образец правильного выполнения движений.

Так в игре « Петушиный бой» показывала, как нужно прыгать на одной ноге и толкать друг друга плечом, поощряя при этом детей, наиболее удачно выполняющих движение.

Учитывая, что двигательные возможности старших детей большие, в игре предлагала каждому поупражняться в движениях. Старалась не ограничивать пространство для движений. Не сокращать время активных действий, увеличила дозировку бега и подпрыгиваний в играх.

Дошкольники хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставило меня более серьезно подходить к варьированию игр.

Для обеспечения интереса детей к подвижным играм необходимо время от времени вносить изменения в их содержание: усложнять, дополнять движения и т.д. Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Например, всем знакома игра «Хитрая лиса». А варианты у нее могут быть такие:

    Ведущий дотрагивается до 2-х или 3-х детей, которые становятся водящими.

    Вводится ограничение для лисы: салить левой рукой.

    В игру играют не дети, а разные животные: зайцы, утки, медведи и так далее, - поэтому двигаться они во время игры должны в соответствии с образами.

Интересный прием объяснения подвижной игры в виде мини - сказки мной был позаимствован у преподавателя МПГУ Э.Я.Степаненковой. Основными требованиями к таким мини - сказкам является их образность и эмоциональность, наличие конкретного содержания игры и четкого сигнала к началу действия.

Например, для игры «Совушка» сказка может быть такая.

« На лесной полянке часто собирались поиграть зверюшки: зайчата, медвежата, бельчата. Они бегали, прыгали, лазили - кто, как умел, и всем было весело. А в дупле дерева жила совушка - сова. Днем она спала, а по ночам вылетала на охоту. Увидит она, что наступила ночь, крикнет: «Ух!» - и летит за добычей. Услышат зверюшки ее уханье и скорей бегут в домики. А когда наступает утро, зверята снова прибегают на полянку поиграть».

Очень важным моментом при проведении игры является распределение ролей. Выделить детей на определенные роли можно различными приемами: поручить кому-то роль, выбрать считалкой и др. Чтобы дети не использовали случайно услышанные считалки с отрицательным содержанием, мы разучиваем считалки на занятии в кружке. Кроме этого используем считалки с вопросом, сговорки, жребий, угадывание. Провожу конкурс на лучшую считалку к игре. Такие конкурсы позволяют обогащать знания детей о народных играх, воспитывают вкус, фантазию, развивают чувство ритма, столь необходимое в народных подвижных играх. Был оформлен альбом с самыми любимыми и интересными считалками.

Большое внимание уделяю использованию в народных играх естественных материалов: камешков, палочек, веточек, шишек. Поощряю использование народных игр и в свободной деятельности.

Особое внимание уделяю выполнению детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Подчинение правилам воспитывает в ребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности.

Методика организации и проведения подвижной игры

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение

Организация игры включает в себя подготовку к ее проведению, т.е. выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры.

Методика проведения подвижной игры включает: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры. Подведение итогов как методический этап - это объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и ее оценка.

При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.

Сбор детей на игру.

Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры. Собрать детей можно при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.

Выбор игры.

Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.

При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с ребенком: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют эффекта в помещении. Важно также учитывать время года и состояние погоды. Для зимней прогулки, например, логичны игры более динамичные. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду лучше такие соревнования не проводить.

Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

Создание интереса к игре.

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней, особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!» Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть...», или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой. В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

Объяснение правил. Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее с содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5-2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.

Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Чья команда не уронит мяча»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.

Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Дети 6 лет очень активны, и все в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.

Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.

Руководство игрой.

В целом, руководство воспитателя подвижной игрой состоит в контроле над ходом игры и направлено на выполнение ее программного содержания.

Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Педагог следит за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.

Большинство старших дошкольников хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения. Так, в игре «Цветные фигурки», дети делятся на звенья, и в каждом выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде «В круг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг!» строятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков. Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой - в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.

Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. А знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает у детей веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий. При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.

В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их. Это игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники» и др. Первоначально ведущую роль в составлении вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому самих детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствует придумывание детьми упражнений на заданную тему. Например: придумать упражнение, имитирующее движения животных, птиц, зверей (цапля, лисичка, лягушка). Возможно так же придумать и назвать упражнение, а затем его выполнить («Рыбка», «Снегоочиститель» и др.).

Важную роль в развитие творческой деятельности детей играет привлечение их к усложнению правил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности. Так, проводя с детьми игру «Два мороза», воспитатель предлагает вначале такой вариант: кого «морозы осалят», тот остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных». Затем воспитатель усложняет задание: убегая от «морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После этого воспитатель предлагает самим детям придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные. Например, дети решили, что «морозам» будет труднее «заморозить» спортсменов, поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников или конькобежцев.

Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать. Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него, позволяет ему испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны. Так, в игре «Пожарные на учении» дети представляют себя смелыми, ловкими, отважными людьми, не боящимися трудностей, готовыми пожертвовать собой ради спасения других. Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новых сведений.

Сигналы в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива.

Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, соблюдал правила, а затем анализирует причины нарушения правил. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму. Следует отметить, что дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной. Желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками.

В подготовительной (заключительной) части можно включить игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями. Они должны требовать от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствующие общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»);

В основной части, после выполнения основного движения, например бега, для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй – убегай» и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются обособленно или попеременно, и лишь изредка - в сочетаниях.

Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе. Продолжительность игры зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья, и в среднем может составлять 10-20 минут. Нагрузка может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов и наличия перерывов для отдыха. По окончанию игры необходимо поощрить малыша, отметив его ловкость, силу, инициативу.

Таким образом, подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.


Елена Иванцова
Консультация для педагогов «Приемы эффективного руководства подвижной игрой»

Подбирая игру, необходимо прежде всего обратиться к Программе. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр , для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект . Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия .

Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют эффекта в помещении . Важно также учитывать время года и состояние погоды.

Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

На второй прогулке, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы , проявляя необходимые волевые качества и физические способности.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков .

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта . Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально.

Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков , уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть : подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Методика проведения подвижной игры включает в себя :

Сбор детей на игру, создание интереса,

Объяснение правил игры,

Распределение ролей, выбор водящего,

- руководство ходом игры ,

- подведение итога .

Сбор детей на игру создание интереса. Старшие дети любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов. Непосредственно на игровой площадке старших детей можно собрать при помощи зазывалочек (Раз, два, три! Играть скорей беги) Эффективны и сюрпризные моменты : играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользить по ледяной дорожке и др.

Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к подвижным играм .

Поэтому руководитель привлекая внимание малышей, должен сам начать с увлечением играть, таинственным голосом предлагает.

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей . Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам : "Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром. "

Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку : "Смотрите дети какой большой косолапый мишка пришел к вам играть. ".

В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение правил. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям . Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации .

Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т. е. в ходе игровых действий .

Предварительное объяснение игры для старших дошкольников это учить их планировать свои действия. Последовательность объяснения : назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия .

Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты.

Распределение ролей. Ведущая роль - всегда соблазн. Поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты.

Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Назначение на главную роль - наиболее распространенный прием . Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. "Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница. " Все дети в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока , победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т. п.

Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты : на кого выпало последнее слово, тот будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям : за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле .

Распределить роли можно при помощи "волшебной" палочки, всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др., при помощи перехваток и т. д.

Руководство игрой . В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов .

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников : поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, подсказать действия растерявшемуся, подать необходимые сигналы, не допускать статических поз (сидение на корточках, регулировать физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

То же касается и правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, тем более, исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (помочь воспитателю - подержать второй конец веревочки)

Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентирована программой, но воспитатель должен уметь оценивать и фактическое положение. Если дети во время бега покашливают, значит они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога в игре , который чаще всего сам выполняет главную роль.

Сигналы в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, хороши также речитативы.

Подведение итога . Большое воспитательное значение имеет подведение итогов , оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности . При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме.

Варьирование и усложнение подвижных игр . По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно :

– увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры) ;

– усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают) ;

– изменить размещение играющих на площадке;

– сменить сигнал;

– усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать)

К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации , проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3–4, роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.

Для проведения большинства игр руководителю необходим яркий , красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты, при этом разучено 3-4 новые игры.

Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений. Они обогащают играющих новыми ощущениями, представлениями, понятиями, повышают активность, воспитывают волевые качества, дисциплину, коллективизм, честность, скромность. Эти виды физических упражнений хороши еще и тем, что, не требуя специальной технической подготовки от играющих, отчасти выравнивают у всех шансы на победу.

Кроме того, во время подвижных и спортивных игр на природе к благоприятному воздействию на организм физических упражнений добавляется закаливающее влияние естественных сил природы (солнца, воздуха и воды). А повышение эмоционального фона способствует эстетическому воздействию красоты природы.

Отметим также, что подвижные и упрощенные спортивные игры хороши тем, что не требуют дорогостоящего инвентаря и оборудования. Прежде чем приступить к описанию игр, хотелось бы дать несколько общих практических советов по их организации.

При объяснении новой игры следует расставить играющих в том порядке, при котором начинается игра. Если играющие встали в круг, то объясняющему следует встать в этот же круг или на 2-3 шага внутрь круга, но не на середину, чтобы не стоять ни к кому спиной. При построении в две шеренги объясняющий должен разместиться на фланге. Если игроки построились в колонны, то объясняющий стоит сбоку.

Нельзя ставить игроков против света. Объясняющий игру должен стоять боком или лицом к свету. Объяснять игру лучше в следующей последовательности: название игры, действия игроков и их места, ход игры (правила), цель игры, повторить основные правила. После объяснения игры ее один раз можно опробовать без выявления победителей.

Важнейший момент подготовки к игре - выбор водящего. Водящего может назначить организатор, но он должен объяснить играющим свой выбор. Водящий может определяться и по жребию. Детям очень нравится выбирать водящего с помощью считалки. При этом играющие становятся в круг, а один из будущих игроков начинает считалку. Произнося каждое слово считалки, он указывает по очереди на игроков. Тот, на кого придется последнее слово считалки, будет водящим. Приведем для примера несколько считалок.



«Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет: Пиф-паф, ой-ой-ой, Умирает зайчик мой!.. Принесли его домой, Оказался он живой». «Заяц белый, куда бегал? В лес, дубраву. Что там делал? Лыко драл, Под колоду убирал». А эту песенку-считалку сочинил С. Я. Маршак:

«Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай. Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут. Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть!»

Другой старинный способ - выбор водящего с помощью палки (биты)- особенно хорош, если она в дальнейшем используется в игре. Выбирают водящего следующим образом. Палку держат вертикально. Любой из участников берет ее за нижний конец так, чтобы конец палки был вровень с нижним краем ладони. Затем за палку, вплотную к руке первого игрока, берется другой игрок, третий и т. д. Если все взялись за палку одной рукой, а есть еще место, то тот, чья рука была самой нижней, переносит ее наверх. И так до тех пор, пока палка не кончится. Кому по очереди не хватает места на палке, чтобы удержать ее верхний конец, тот и становится водящим.

В играх, где водить престижно, определить водящего можно с помощью метания. Кто дальше или точнее метнет предмет, тот и водит.

Можно водить по результатам предыдущей игры. В этом случае водящим становится наиболее (наименее) ловкий. Если вы хотите, чтобы все дети были в равных условиях и могли бы продемонстрировать свои способности, можно водить по очереди, тогда каждый побывает в роли водящего.

Другим важным моментом в, организации игры является разделение на команды. Равные по силам команды могут быть созданы по усмотрению организатора игры или делением играющих путем расчета, Для этого все играющие встают по росту в шеренгу и рассчитываются на «первый-второй», если требуется две команды, или на «первый-второй-третий» при необходимости трех команд и т. д. Способ «по сговору» очень нравится маленьким детям, так как сам по сути является игрой. Для этого способа выбирают двух капитанов. Остальные игроки разбиваются на равные по силам пары и придумывают себе новые «имена», договариваются друг с другом, кто как будет называться. Затем подходят к капитанам и называют придуманные «имена». Капитаны, не зная кто за этими «именами» скрывается, по очереди выбирают игроков. «Именами» могут быть названия различных предметов, цветов, деревьев, машин и т. п.

Способ выбора капитанов заключается в следующем. Выбирают двух-трех капитанов (в зависимости от того, сколько требуется команд), и те по очереди выбирают себе в команду по одному игроку. Этот способ часто используется в практике, но он не очень хорош из-за того, что слабых игроков капитаны выбирают неохотно и этим их слабость как бы умышленно подчеркивается, что, конечно, непедагогично.

Готовимся играть

При выборе подвижной игры учителю или тренеру следует отдавать предпочтение тем играм, которые воспитывают у учеников высокие морально-волевые качества, укрепляют здоровье, способствуют физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных умений и навыков.

В процессе игры у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются культурные привычки. Однако игра приносит пользу только в том случае, если учитель хорошо понимает свои задачи – воспитательные, оздоровительные и образовательные, которые решаются во время игры, знает анатомо-физиологические и психические особенности учеников, владеет методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.

Выбор игры

Прежде чем выбрать игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, учитывая состав участников, их возрастные особенности, уровень их физического развития и подготовленности. При этом надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также придерживаться известного в педагогике правила: от простого к сложному.

Для того чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывают множество элементов, входящих в нее: бег, прыжки, метания и т.п. Игры, состоящие из небольшого количества элементов, в которых не предусмотрено разделение на команды, считаются более легкими.

Выбор игры зависит и от места ее проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колонны и шеренги, а также такие, в которых игроки принимают участие поочередно; в большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр и т.п.

При выборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки долго стоят в очереди за ним, они теряют интерес к игре, а это, в свою очередь, приводит к нарушению дисциплины.

Эффективность проведения игры зависит от:

ñумения доходчиво и интересно объяснить игру;

ñрасположения игроков во время ее проведения;

ñопределения ведущих;

ñраспределения на команды;

ñопределения помощников и судей;

ñруководства процессом игры;

ñдозирования нагрузки;

ñокончания игры.

Объяснение правил

Ученики занимают исходное положение. Учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока и его месте. При этом учитель должен стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Чтобы дети лучше поняли условия игры, учитель демонстрирует им, как выполняются отдельные сложные движения. Если игра проводится впервые, необходимо убедиться в том, что все игроки поняли ее правила.

Выбор ведущего

Существует несколько способов определения ведущего в зависимости от условий проведения занятий, характера игры и количества игроков. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать сами игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга, иначе их выбор не всегда будет удачным.

Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде считалочки. Нужно помнить, что роль ведущего способствует формированию организаторских привычек и росту активности.

В командных играх и эстафетах, где соревнуются между собой несколько команд, распределение игроков можно провести одним из следующих способов:

ñс помощью расчетов;

ñфигурной маршировкой;

ñпо собственному усмотрению;

ñпо выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков.

А судьи кто?

Разделение на команды нужно осуществлять в соответствии с характером и условиями проведения игры, а также составом игроков. В сложных играх с большим количеством участников необходимо привлекать судей-помощников, задача которых – считать очки, контролировать время, наблюдать за порядком и состоянием места для игры.

Судьи и их помощники назначаются из учеников, освобожденных по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности. Если таких учеников нет, то назначение производится из числа игроков.

Руководство игрой

Это, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только оно может обеспечить достижение запланированного педагогического результата, – включающий несколько обязательных элементов:

ñнаблюдение за действиями игроков;

ñустранение ошибок;

ñпоказ правильных коллективных приемов;

ñнедопущение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;

ñрегулирование нагрузок;

ñстимулирование необходимого уровня двигательной активности на протяжении всей игры.

Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и проявления творческой инициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в том или другом случае. Важно своевременно исправлять ошибки. Лучше это делать во время специального перерыва. Игроки при этом остаются на своих местах. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, можно применять специальные упражнения, по отдельности анализируя ту или другую ситуацию.

Регулирование нагрузки

Ответственным моментом в руководстве подвижными играми является дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки. Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы:

ñуменьшать или увеличивать время, отведенное на игру;

ñизменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки;

ñкорректировать вес и количество предметов;

ñусложнять или упрощать правила игры и препятствия;

ñвводить кратковременные паузы для отдыха, уточнения отдельных моментов игры и анализа ошибок.

Окончание игры

Окончание игры должно быть своевременным (если игроки получили достаточную физическую и эмоциональную нагрузку). Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет у учеников недовольство. Во избежание этого педагог должен уложиться в отведенное время. По окончании игры необходимо подвести итоги. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки, положительные и отрицательные моменты в их поведении. Желательно отметить лучших ведущих, капитанов, судей.

Когда играть?

В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников она может быть включена во все части урока (тренировки).

Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, способствующие сосредоточенности внимания. Характерными видами движений для этих игр являются ходьба, бег с выполнением несложных дополнительных упражнений.

Основная часть – игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, требующие большой подвижности и способствующие на данном этапе изучению и совершенствованию техники выполнения тех или других движений.

Заключительная часть – игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией, помогающие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части игры и позволяющие завершить ее в хорошем расположении духа. Всестороннего воспитания и гармоничного развития учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм.

Где играть?

Игры на местности относятся к подвижным, но вместе с тем отличаются от них как содержанием, так и задачами, а также условиями и методикой проведения: в необычных условиях, на площадке, в лесу и т.д. Почти все игры на местности предусматривают наличие у детей определенной подготовки и знаний. Игры на местности пользуются большой популярностью у учащихся, благотворно влияют на их общее развитие, формируя инициативу, умение ловко передвигаться, хорошо маскироваться, правильно ориентироваться в разнообразных игровых ситуациях, преодолевать определенные препятствия в зависимости от условий и задач игры. Игры на местности, как правило, командные. Дети активно участвуют в соревновании за овладение флагом или пакетом. Существуют и интеллектуальные игры: с ориентированием на местности, походами по определенному маршруту при помощи компаса и др.

Подготовка к игре

Каждую игру на местности надо готовить заранее, для чего детей необходимо ознакомить с местностью, показать запрещенные места в лесу, возле водохранилищ или в районе огородов, садов, пашни и т.п. С этой целью следует организовать несколько прогулок или походов. Накануне игры ее руководитель (тренер) должен подробно изучить местность, наметить пункты отправления групп (команд), предусмотреть места сбора. После этого надо наметить состав команд, проанализировать со всеми игроками правила и условия игры, т.е. способы передвижения, маскировку, ориентирования по карте, пользования компасом. Один или несколько тренеров должны подготовить судей-помощников, которые бы хорошо знали ход игры, ее задачи, умели всегда оценить ситуацию и найти выход из любого положения. Желательно, чтобы судьи-помощники сами не принимали участия в игре, а только следили за соблюдением правил и дисциплины игроками и вместе с тренером определяли победу той или другой команды. Судьи-помощники носят нарукавную повязку или другой знак, который будет выделять их среди игроков.

Каждая игра на местности начинается и заканчивается по заранее определенным сигналам. После окончания игры тренер вместе со всеми игроками должен проанализировать ее ход, определить победителей (группы или команды), отметить отдельных игроков, которые особенно успешно выполняли задания, и судей-помощников, которые успешно справились со своими обязанностями, а также сказать несколько слов о тех, кто получил замечания.

Классификация игр

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действий. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между участниками определяются, прежде всего, содержанием игры. Выделяются две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно разделить на игры с ведущими и без ведущих. Командные игры делятся на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих; игры с поочередным участием (эстафеты); а также по форме поединка играющих: без вступления игроков в борьбу с соперником и, наоборот, предусматривающие активную борьбу с ним.

Более детальная классификация игр основана на выполнении двигательных действий:

ñимитационные (с выполнением подражательных действий);

ñс перебежками;

ñс преодолением препятствий;

ñс использованием мячей, палок и других предметов;

ñс сопротивлением;

ñс ориентированием по слуховым и зрительным сигналам.

Заключение

Что надо знать при подготовке и проведении подвижных игр:

1 этап.Подготовка к проведению игры.

ñвыбор игры. Это зависит от поставленной задачи; возраста, физических данных, количества детей, условия и места проведения.

ñподготовка места для игры. Для проведения игр на свежем воздухе необходимо подобрать ровную, с травяным покрытием площадку. Если игра проводится в помещении, то там не должно быть посторонних предметов, мешающих движениям играющих.

ñподготовка инвентаря к играм. Желательно, чтобы инвентарь был красочным, ярким, заметным в игре. По размеру и весу должен соответствовать силам играющих.

ñразметка площадки. Если разметка площадки требует много времени, то это делается до начала игры. Несложную разметку можно провести одновременно с рассказом содержания игры. В спортивном зале в качестве разметки для игры можно использовать линии разметок площадок для спортивных игр.

2 этап.Организация играющих.

ñразмещение играющих и место руководителя при объяснении игры. Пред объяснением игры необходимо так расставить участников, чтобы они хорошо видели и слышали руководителя. При этом играющие должны стоять спиной к источнику света.

ñобъяснение игры. Оно должно быть кратким и логичным:

а) название игры,

б) роль играющих и их места расположения,

в) ход игры,

д) правила.

ñвыделение водящих. Делать это можно разными способами:

а) по назначению руководителя,

б) по жребию,

в) по выбору играющих.

ñраспределение на команды, выбор капитанов команд.

ñвыделение помощников. Помощники, выбранные руководителем (это могут быть дети, по каким-либо причинам не участвующие в игре), наблюдают за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь.

3 этап.Руководство процессом игры.

ñход игры и поведение играющих. Игра начинается по условному сигналу. Детям сложно сразу запомнить все правила игры (особенно если они играют в нее впервые), поэтому в процессе игры нужно напоминать им о них. Если большинство играющих допускает одинаковую ошибку, руководитель останавливает игру и вносит поправки.

ñсудейство. Судья должен найти удобное для наблюдения место, чтобы видеть всех играющих и не мешать им. Заметив нарушения правила, судья своевременно и отчетливо подает сигнал. Он делает замечания, не вступая в споры с играющими. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры.

ñдозировка нагрузки в процессе игры. Интенсивные нагрузки необходимо чередовать с отдыхом. Надо также учитывать, что с повышением эмоционального состояния нагрузка на играющих в игре возрастает. Для регулирования нагрузки можно применять кратковременные перерывы, увеличивать или уменьшать размеры площадки, удлинять дистанции пробежек, разделять играющих на большее количество подгрупп, увеличивать количество инвентаря в игре.

ñокончание игры. Руководителю необходимо закончить игру, когда дети еще не переутомились и проявляют к ней интерес. Он формирует группы детей и организует уборку инвентаря.

4 этап.Подведение итогов игры.

ñопределение результатов. При определении результатов игры учитывается не только быстрота, но и качество выполнения того или иного задания.

ñразбор игры. При разборе уточняются детали игры, улаживаются конфликты. Разбор помогает руководителю понять, насколько усвоена игра, что играющим понравилось и над чем надо еще работать в дальнейшем.

Список литературы

1.Гримоть А.А.и др. Педагогика летнего отдыха: Уч.-метод. Пособие. - Мн., 1998.

2.Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. – Казань: Изд-во ТГГИ, 2003. – 212 с.

3.Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. – М.:ЦГЛ, 2006. – 152 с.

4.Календарь вожатого. Для тех, кто едет в лагерь первый раз, и не только…: учебно-практическое пособие по организации социально-педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере / А.В. Щербаков, В.Г. Швеммер, Е.А.Киселева и др. – Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2004. – 69 с.

5.Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И Организация и методика проведения игр с подростками М.: Владос, 2001. - 215с

6.Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. М: НИИ Школьных технологий, 2008. - 356 с.
7. Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека