Лучшие игры для гиперактивных детей. Коррекционные игры для гиперактивных детей

Игры для гиперактивных детей в первую очередь направлены на удержание внимания такого малыша, что иногда бывает очень трудной задачей. по определению характеризуются постоянной активностью и импульсивностью. Чем занять вашего кроху, если он не в состоянии долго находиться на одном месте, а также не может довести многие задания до логического завершения? Неподчинение каким-либо нормам поведения, забывчивость — это сопутствующие факторы, которые дополняют общую характеристику сверхэнергичных детей.

Занятия с гиперактивными детьми подразумевают направление их энергии в правильное, созидательное русло, и игры в данном вопросе окажут неоценимую услугу.

  • Не следует ожидать от ребенка безукоризненного выполнения правил. Начинать тренировки рекомендуется с развития 1 функции, например внимания. Но при этом придется запастись терпением. Если в ходе этого процесса малыша постоянно одергивать, то достигнуть успеха будет невозможно. Дело в том, что он переключит все свое внимание с учебного процесса на контроль своих действий.
  • Очень важно предупредить перевозбуждение и переутомление малыша. Необходимо вовремя переключить его на другие формы активности.
  • Учитывая, что гиперактивные дети практически не в состоянии осуществлять самоконтроль, эту функцию должны взять на себя родители.
  • Начинать заниматься с чрезмерно активными малышами лучше всего в индивидуальной форме. К групповым играм ребенок должен переходить постепенно. Надо понимать, что малыш может стать причиной между участниками игры. Ведь такие дети не отличаются стабильностью в поведении и терпеливостью.

Игры, направленные на развитие внимания ребенка

Игра «Корректор» нравится детям тем, что позволяет им чувствовать себя не только взрослыми, но еще и значительными. Перед игрой вашему маленькому следует объяснить значение слова «корректор». Корректор — это человек, который занимается исправлением ошибок. Примером могут быть печатные издания, в частности детские. Можно обратить внимание на те, которые чаще всего читает или просматривает ребенок. После объяснений ему предлагается стать таким важным человеком.

В начале игры надо обусловить то, какая буква или буквосочетание будет считаться «неправильным». Ребенок будет искать эту букву в текстах и вычеркивать ее. Затем выбирается часть текста, и устанавливается время, за которое следует выполнить поставленную задачу. Когда время закончится, остается только проверить выполнение задания. Если малыш ошибся, не надо акцентировать на этом внимание. Систематические повторения игры помогут ребенку научиться концентрировать свое внимание, и со временем ошибки исчезнут.

Игру «Учитель» помнят многие, ведь в детстве в нее играли все. Практика показывает, что наибольший интерес к этой игре проявляют дети, учащиеся в начальной школе. В этом возрасте для них очень важно играть роль кого-то значимого, а роль учителя идеально для этого подходит. Выступая в роли учеников, родители должны учесть тот факт, что ребенок не в состоянии разобрать взрослый почерк, — это может стать причиной возникновения конфликтной ситуации и потери интереса к игре.

Существуют игры, которые для взрослых могут быть несколько скучными. Ярким примером этого является игра «Только об одном». Но, несмотря на отсутствие динамики, эту игру дети очень любят. Малышу предлагается выбрать любую игрушку и вести разговор исключительно о ней. Говорить будет только тот, кто держит в руках выбранную игрушку. Говорится по 1 предложению, которое либо описывает предмет в целом, либо только какие-то его детали. Очень важно не повторять уже сказанные ранее варианты ответов. Также нельзя отвлекаться от игры, переключая внимание на другие предметы. Если кто-то отвлекся, то на такого игрока накладывается штраф в виде снятых баллов. Если на протяжении игры у игрока появилось 3 штрафа, то он считается проигравшим. Точно так же происходит штрафование за повторяющиеся высказывания или ответ вне очереди.

Для повышения интереса к игре рекомендуется провести ее временные ограничения. Если на протяжении заранее установленного времени никто из игроков не получил 3 штрафа, то победителями становятся все. Отсутствие штрафов можно считать достижением успеха, так как малыш, с учетом его гиперактивности, смог сконцентрировать свое внимание исключительно на игровой деятельности.

Игра «Дрессированная муха» имеет некоторые отличия от вышеописанных. Для ее проведения необходим лист бумаги, на котором расчерчивают 16 клеток (4 клетки по вертикали и 4 по горизонтали). Затем изготавливается игровая фишка в виде мухи. Если изготовить ее собственноручно не представляется возможности, то можно взять обычную пуговицу, которая и будет символизировать это насекомое.

Готовая фишка помещается на любую клетку игрового поля. Теперь мухе будут отдаваться приказы, куда она должна двигаться (на сколько клеток и в каком направлении). В процессе игры ребенок должен мысленно представлять себе все движения насекомого. Отдающий приказы игрок не должен видеть игровое поле. Все приказы, на сколько клеток будет двигаться насекомое, отдаются вслепую. Если приказы отдает ребенок, то у него будет тренироваться не только внимание, но и память. Когда насекомое выйдет за пределы расчерченных клеток, обязательно следует сигнализировать об этом. Потом игроки меняются ролями, и все повторяется.

Подвижные игры

Одной из таких игр является «Последний из могикан». В качестве предисловия можно рассказать что-то об индейцах. Для создания воспитательного момента лучше всего обсудить с ребенком главные характеристики индейцев. В частности, речь идет о таких качествах, как наблюдательность, внимательность и единство с природой. От их умения замечать вокруг происходящее зависит успех и благополучие. И только после создания подобного рода мотивации можно предложить ребенку стать одним из могикан.

Правила игры «Лови — не лови» очень напоминают правила хорошо известной «Съедобное — несъедобное». Ловить или не ловить мяч, будет определяться заранее оговоренным обозначением. К примеру, можно договориться, что водящий будет бросать мяч и говорить слово, которое имеет отношение к животным, и тогда ребенок обязан поймать мяч. Если же произнесенное слово не имеет отношения к животным, он не ловит мяч.

Рекомендуется давать малышу возможность самостоятельно выбирать тематику. Обычно в таких играх у детей проявляется креативность и творческое мышление. Кроме того, подобные игры позволяют развивать не только мышление и внимание, но еще и значительно повышают скорость обработки информации и некоторые двигательные навыки.

Игры для снятия напряжения (релаксации)

Прекрасной игрой, позволяющей снять напряжение, является «Прикосновение». «Прикосновение» позволяет крохе перейти в расслабленное состояние и вместе с этим повышает его тактильные ощущения.

Перед началом игры происходит подготовка предметов, сделанных из разных материалов. В данном случае подойдут мягкие игрушки, вата, изделия из дерева или пластмассы. Предметы раскладываются перед малышом. После того как он их внимательно рассмотрит и запомнит, ему предлагается закрыть глаза и догадаться, каким именно предметом к нему прикоснулись.

Проверенный способ заставить ребенка расслабиться — обучить его чередованию мышечного напряжения и последующего полного расслабления. Провести подобное лучше всего в игровой форме.

Ребенку предлагается войти в роль солдата. Для этого можно привести пример того, как военные несут караульную службу. Малыш принимает строевую стойку, как только услышит слово «солдат». В такой позе он должен стоять определенное время, после чего взрослыми произносится команда «тряпичная кукла». При выполнении этой команды он должен расслабиться. Лучше всего наклониться немного вперед так, чтобы руки начали болтаться, словно они из ваты или ткани. В таком положении надо находиться заранее оговоренное время, после чего опять последует команда «солдат».

Игра должна завершаться исключительно в момент расслабления. Кроме того, заканчивать ее надо только после того, как малыш действительно расслабился.

Если хотя бы раз в жизни ребенок имел возможность наблюдать, как надувают мяч при помощи насоса, то ему будет несложно войти в образ игры «Насос и мяч». Малышу придется изобразить те изменения, которые происходят с мячом в процессе накачивания.

Игроки встают напротив друг друга, и тот, кто будет изображать мяч, должен выглядеть вяло, как будто он и есть спустившийся мяч. Тем временем другой игрок (как правило, это кто-то из родителей) будет изображать процесс накачивания мяча. По мере продолжения данного процесса «мяч» должен становиться более накаченным. Когда у малыша раздуются щеки, а руки будут вытянуты в стороны, родителю надо выразить недовольство полученным результатом. Теперь «мяч» придется спустить, ведь он слишком перекачен. По мере процесса «выпускания воздуха из мяча» ребенок будет расслабляться и в конечном итоге просто ляжет на пол.

Исходя из практики можно сделать вывод, что гиперактивным ребятам достаточно трудно регулировать тон своей речи. Благодаря игре «Молчу — шепчу — кричу» с этой проблемой можно справиться. Игра позволяет развивать способность контролировать тон речи на сознательном уровне.

Ребенок должен повышать или понижать тон своего голоса, ориентируясь на заранее оговоренные знаки. К примеру, если приложить палец к губам, малыш будет тихо говорить и медленно двигаться. Если же заложить руки под голову, то он должен замереть и не разговаривать. Если ведущий поднимает руки, то ребенку разрешено бегать, прыгать и кричать.

Еще одно полезное развлечение называется «Говори по сигналу». Главным фактором тут считается общение с малышом. Он отвечает на любые поставленные вопросы. Но сам ответ начинается только после определенного сигнала. Такой сигнал должен оговариваться в начале игры. Примером может служить почесывание подбородка или сложенные на груди руки, вариантов много. Если же вопрос прозвучал, а условного сигнала нет, малыш не должен отвечать. В этот момент происходит тренировка самоконтроля. Ребенку будет особенно тяжело, если он точно знает ответ на поставленный вопрос.

Играя с гиперактивным ребенком, необходимо помнить, что несмотря на свою энергичность такие дети нестабильны в эмоциональном плане. Выбор игры должен зависеть и от возраста. Например, школьник может отказаться от некоторых игр. Кроме того, нельзя давить на сына или дочку, если он или она отказывается играть и начинает предлагать что-то свое. В такой ситуации придется пойти на некоторые уступки, а затем уже занять гиперактивного ребенка игрой. Если ребенок настолько подвижен, что никакими играми его не привлечь, то нелишним будет обращение к профессиональному детскому психологу, который поможет родителям в вопросе воспитания.

Картотека подвижных игр

(для гиперактивных детей)

Игра “Найди отличие” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Игра “Ласковые лапки” (Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Игра “Кричалки-шепталки-молчалки” (Шевцова И.В)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - “шепталка” - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

Игра “Гвалт” (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: “Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

Игра “Разговор с руками” (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина

Игра “Говори!” (Лютова Е.К., Монино Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?”

(Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?”... “Говори!”; “Какой сегодня день недели?”... “Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т. д.”

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

Игра “Броуновское движение” (Шевченко Ю.С., 1997)

Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Игра “Час тишины и час “можно”” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому - научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час “можно”, когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

“Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивно-му ребенку (а тот их “не слышит”).

Игра “Передай мяч” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

Игра “Сиамские близнецы” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Скажите детям следующее. “Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.” Чтобы “третья” нога действовала “дружно”, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись” не только ногами, но спинками, головами и др.

Игра “Зеваки” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

Игра “Колпак мой треугольный” (Старинная игра) (раздаточный материал)

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

Игра “Слушай команду” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям - успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

Игра “Расставь посты” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

Игра “Король сказал...”

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.

Игра “Запрещенное движение” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять”. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

Игра “Слушай хлопки” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Игра “Замри” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

Игра “Давайте поздороваемся”

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок - здороваемся за руку;

2 хлопка - здороваемся плечиками;

3 хлопка - здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Игра “Веселая игра с колокольчиком” (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999) (раздаточный материал)

Цель: развитие слухового восприятия. Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего - поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколъчик друг другу нельзя.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РУЧЕЕК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Игры для гиперактивных детей.

МБДОУ «Ручеек»

Педагог-психолог Коваленко Е.В.

2016 уч.год

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Игры на тренировку одной функции

Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие.

Игра «Маленький зверек».

(модификация игры «Маленькая птичка»)

Цель: Дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых nриемов можно осуществлять мышечный контроль.

Психолог просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит следующий текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка и т. }., Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему

что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (на соседнем стуле), убедитесь, что зверек в полной безопасности; улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».

Тренер задает вопрос о том, что чувствовал каждый из участников, выполняя данное

упражнение? Трудно ли было сидеть неподвижно в течение его выполнения? Если бы участник получил инструкцию ((Сидеть неподвижно 3 минуты, что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? А после завершения такого упражнения?

Затем тренер знакомит участников с детским вариантом данной игры.

Игра «Маленькая птичка». (Черепанова Г : Д.)

Цель: Развивать мышечный контроль,(импульсивность)

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька). Взрослый говорит: « Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам.

В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее сновав. Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Часто родители гиперактивного ребенка испытывают чувство вины за его поведение, особенно в общественных местах, а иногда они просто не знают, что делать в той или иной ситуации. В этом случае прежде всего нужно тактично разъяснить им, что ребенок не виноват ни в чем. И поэтому многочисленные окрики и замечания взрослых, частые запреты (особенно на двигательную активность) не приведут к улучшению поведения, а со временем только осложнят взаимодействие еще больше.

Гиперактивный ребенок, как никто другой, требует внимания взрослых и чуткого отноше-

ния к нему, поскольку он очень эмоционален и раним. Зачастую снизить эмоциональное напряжение ребенка помогают приятные тактильны ощущения, например, поглаживания, массаж, а также -ряд игр, описанных в книге Чистяковой М. И. «Психогимнастика» «Шалтай-Болтай»,

«Насос и мяч», «Винт» и др).

"Шалтай-болтай"

"Давай поставим один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".

«Винт»

«Давайт попробуем превратиться в винт. Для этого поставь пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем» поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!"

"Насос и мяч"

"Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение". Затем играющие меняются ролями.

«Холодно - жарко».

Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам - греетесь. Согрелись, расслабились... Но вот снова подул холодный ветер...

КЛУБОЧЕК. (Черепанова Г. Д.)

Цель: обучение ребенка саморегуляции.

Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении, поэтому полезно обучить этих детей специальным играм, которые бы направили избыточную активность в нужное русло. С этой целью можно использовать, например, пальчиковые игры. М. Рузиной собран и адаптирован целый ряд игр. Заинтересованные взрослые могут познакомиться с ними в книге «Страна пальчиковых игр». Здесь они найдут и ряд других интересных и полезных игр, При совместных занятих родителей и детей они будут способствовать улучшению взаимопонимания в семье.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

« Прижми палец »

В игре участвуют двое. Играющие сцепляют согнутые пальцы правых рук, образуя небольшую е платформу». По определенному сигналу, например, «Начали!» один из участников кладет большой палец на «платформу», а второй участник должен поймать его сверху своим большим пальцем. Затем участники меняются ролями.

«Пропеллер»

Играющие вкладывают карандаш между прямыми пальцами: указательным, средним и безымянным. По сигналу «Начали! «карандаш передается с пальца на палец, причем большим пальцем помогать нельзя. Побеждает тот, чей пропеллер вертится быстрее и «не ломается» (то е. чей карандаш не падает).

"Ловим комаров”

(Лютово Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам) налетело много комаров. По команде "Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так! Взрослый в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Ребенок будет "ловить комаров” в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!” вы садитесь вот так: взрослый показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!”... "Стоп!” Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные руки вниз, встряхните несколько раз.

Игры за столом

Гиперактивные дети с трудом выдерживают физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за столами.

С этой целью полезно использовать "Пальчиковые игры”, которые приводятся в книге М. Рузиной "Страна пальчиковых игр”, а также в других изданиях. Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры как "Лестница в небо”, "Кукольный веер”, "Гонки” и др.

Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут "превращаться” то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже.

"Многоножки”

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

"Двуножки”

Игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках” участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между "двуножками” левой и правой руки, между ^двуножками” соседей по парте.

"Слоны”

Средний палец правой или левой руки превращается в хобот”, остальные - в "ноги слона”. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

Игра «Встречные колечки»

Ее можно использовать для концентрации внимания в начале урока. Правая рука: кончик мизинца встает на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Левая рука: кончик округленного указательного пальца встает на кончик большого - это большое колечко. Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой - кончики среднего и большого пальцев. Оба движения производятся одновременно. Следующую пару колечек, опять же одновременно, строят большой со средним пальцы правой руки и большой с безымянным пальцы левой. Последняя пальцевая позиция становится зеркальным отражением первой

«Разговор с телом»

Цель:Учить ребенка владеть сбоим телом.

Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Игры с песком и водой

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома.

Такие игры успокаивают ребенка. Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др.

Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок. (а затем делать уборку в квартире), можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.

Археология

Цель: развитие мышечного контроля.

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку - делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

Шариковые бои

Цель: Разбитие координации движениЙ. В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5-1 м от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. "В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.

«Послушай тишину»

Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой, мышечный контроль.

По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. Д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

“Найди отличие” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

“Ласковые лапки” (Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Говори»

Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?" (Педагог делает паузу) "Говори!"; "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»... "Говори!"; "Какой сегодня день недели?" ... "Говори!"; "Сколько будет два плюс три?" и т. п.»

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

“Кричалки-шепталки-молчалки” (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - “шепталка” - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

Игра «Лови - не лови»

Игра предусмотрена на развитие внимания, умение быстро реагировать и принимать решение.

Эта игра напоминает известную нам всем с детства игру «Съедобное - несъедобное». В данной ситуации мы можем менять условия каждый раз, чтобы ребёнку игра не наскучила. Главное объяснить малышу когда нужно ловить, а когда не нужно ловить мяч.

К примеру, можно оговорить, что если водящий кидает мяч и произносит слово, относящееся к животным, то игроки ловят мяч. Если слово не будет иметь отношение к животным, то игроки не ловят, а отбивают мяч. Чтобы ребёнку было интересно играть, можно менять тематику (нужно ловить мяч, если водящий называет только птиц, только растения, исключительно фрукты и т.д.)

Игра «Только об одном».

Игра развивает у гиперактивных детей фантазию, мышление, логику, творческие способности и умение концентрироваться.

Взрослым может показаться, что игра скучновата, но детям она очень нравится. Для начала необходимо выбрать какую-либо игрушку, желательно любимую. После этого объясните всем участникам правила. В игре разрешается говорить только об одном – о выбранном предмете. Говорить разрешено только тому, кто держит его в руках. Игрок произносит одно предложение, которое описывает деталь игрушки или всю игрушку в целом. Затем ее необходимо передать следующему игроку, который тоже говорит следующее предложение. Нельзя повторять ответы или говорить на отвлечённые темы. Например, фраза: «А я такую видел в магазине…» - или повторно произнесённое предложение должны караться штрафным баллом. И первый, кто наберет 3 балла, будет считаться проигравшим.

Со временем можно усложнять игру, выбирая предметы, у которых меньше признаков и которые сложнее описывать.

Игра «Всё наоборот»

Эту игру очень любят гиперактивные дети. Она позволяет выработать внимание и послушание. Ведущим должен быть взрослый. Ход игры заключается в следующем: ведущий показывает определённое движение, а ребёнку необходимо выполнить движение наоборот. Например, ведущий опустил руки, ребёнок поднимает, ведущий присел, ребёнок должен подпрыгнуть, ведущий отвёл руку влево, ребёнок отводит руку вправо. Данная игра даст ребёнку возможность поперечить, а заодно и быстро мыслить, ведь надо продумать, как показать движение наоборот. Для усложнения игры можно попросить ребенка подбирать попутно к слову, которое произносит ведущий, антоним, например, быстрый-медленный, сидеть-стоять, горячий-холодный, добрый-злой и т.д.

Игра «Прикосновение»

Заранее подготовьте предметы, которые изготовлены из различных материалов. Кусочки меха, изделия из дерева или стекла, из бумаги или других материалов. Разложите перед ребёнком на столе эти предметы. Дайте ему время рассмотреть их, затем предложите закрыть глаза. Задача игрока на ощупь догадаться, какой перед ним предмет. Главное не спешить и не торопить ребёнка. Такая игра для гиперактивных детей позволяет снять нервной напряжение, расслабиться, развить тактильные ощущения.

Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Используемая литература:

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997г.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б, Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными» агрессивны­ми, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» Санкт-Петербург, 2008г.
  4. Плотникова Н.В. Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке «Хочу и могу», Санкт-Петербург, 2011г.

На сегодняшний день много кто слышал про синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ), более того - многие родители сталкиваются с этим напрямую. С одной стороны, активность есть нормальным показателем для детского возраста, поэтому иногда и не вызывает подозрений. С другой стороны, всего хорошего должно быть в меру: гиперактивное поведение не только доставляет родителям хлопоты, но и сигнализирует о проблеме в отношениях ребенка и мира. Рассмотрим этот вопрос шире.

По последним данным, из 100 детей у 6-8 будет СДВГ. Чаще всего с проблемами этого синдрома сталкиваются уже в младшем дошкольном возрасте. У мальчиков он проявляется почти в два раза чаще, чем у девочек, но никто не знает почему.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности

Не все дети с СДВГ гиперактивны, но для многих, у кого диагностировали этот синдром, сидеть спокойно практически представляется невозможным. Постоянная физическая активность может доставлять неприятность окружающим и быть настоящим кошмаром для учителей, ведь гиперактивные дети часто проявляют плохое поведение в классе. Но для детей с гиперактивностью, физическая активность не единственный аспект - их мозговая деятельность зачастую так же страдает. Мысли идут огромным потоком, в самых разных направлениях. Чтобы помочь ребенку научиться управлять собой и уменьшить гиперактивность, следует применять некоторые стратегии, помогать снижать физические уровни активности и успокаивать мысли.

Ребенок, у которого есть родственники с СДВГ, более подвержен развитию этого синдрома. Достоверно не известны причины появления СДВГ, хотя ученые и врачи считают, что это, связано с различной мозговой активностью, способностью и быстротой обработки информации.

Никто не заражается СДВГ нарочно, это не чья-то вина. И СДВГ не является инфекционным заболеванием, его нельзя подхватить от кого-то, как грипп.

В то время как гиперактивность может вызвать неадекватное поведение в некоторых ситуациях, следует помнить, что можно рассматривать ее и как позитивный признак. Многие взрослые с СДВГ ценят свою бесконечную энергию и считают, что они в состоянии достичь гораздо больше других. Нужно помочь детям научиться использовать чрезмерную энергию и направить е в нужное русло.

Дети с СДВГ невнимательны, гиперактивны и импульсивны. Они:

  • находятся в постоянном движении;
  • извиваются и ерзают;
  • кажется, что никого не слышат;
  • часто чрезмерно говорят;
  • перерывают других;
  • очень легко отвлекаются;
  • не могут закончить начатое.

Как выявляется синдром гиперактивности

Хотя у ребенка могут быть некоторые симптомы, которые похожи на СДВГ, это может быть что-то еще. Вот почему окончательный диагноз должен устанавливать именно врач.

Врачи ставят диагноз СДВГ после того, как себя проявили шесть или более конкретных симптомов невнимательности или гиперактивности на регулярной основе. Диагностирование - это процесс, который осуществляется в несколько шагов и включает в себя сбор большого количества информации из нескольких источников. Родители, ребенок, школьное окружение, другие лица должны быть вовлечены в оценку поведения испытуемого. Врач рассматривает поведение малыша с сопоставимыми показателями других детей того же возраста.

Первичная медицинская диагностика может определить, имеет ли место СДВГ, с использованием стандартных принципов, разработанных академией педиатрии, в которых оговаривается, что данный синдром может быть выявлен у детей в возрасте от 4 до 18 лет.

Тем не менее, весьма трудно диагностировать СДВГ у детишек младше 5 лет. Это потому, что у многих дошкольников проявляются некоторые симптомы СДВГ в различных ситуациях. Кроме того, дети очень быстро меняются в дошкольном возрасте.

В некоторых случаях поведение, которое выглядит как СДВГ может быть спровоцировано некоторыми факторами:

  • резкие изменения в жизни (развод родителей, смерть кого-либо, переезд);
  • медицинские расстройства, влияющие на функцию мозга;
  • тревога;
  • депрессия;

Врачи разделяют СДВГ на три типа:

  • Сочетающийся тип (невнимательный, гиперактивный, импульсивный). У детей с этим типом присутствуют все три симптома. Это наиболее распространенная форма СДВГ.
  • Гиперактивный и импульсивный тип. Дети показывают как гиперактивное, так и импульсивное поведение, но по большей части, испытывают меньше трудностей с концентрацией внимания.
  • Невнимательный тип. Раньше его называли синдром дефицита внимания (СДВ). Такие дети не слишком активны. Они не нарушают установленных норм поведения или другой деятельности, часто их симптомы могут остаться и вовсе не замеченными.

Читайте также

Как увлечь гиперактивного ребенка

Помогая ребенку с СДВГ, следует помнить, что это тяжелая работа, и к некоторым просьбам придется подходить творчески, с хорошим запасом нервов. Просто необходимо немного развлечься, натренировать растянутость концентрации внимания. Исследования показывают, что, играя каждый день, можно тренировать мозг и тело малыша. Именно в игровой форме гораздо лучше достигаются определенные цели, и это куда лучше, чем скучные задания, видеоигры или наказания.

Вот пять игровых примеров для тренировки концентрации внимания:

«Замораживание времени»

Возникла проблема научить своего егозу сидеть на месте? Играем! Нужно попросить ребенка сделать какой-нибудь набор движений, пока не прозвучит сигнал «Стоп». Тогда он должен замереть и постараться удержаться в «замороженной» позиции. Для начала 10 секунд будет вполне достаточно. Если малышу удастся остаться неподвижным все это время, он получит возможность превратить в статую кого-нибудь другого. В такую игру можно играть практически где угодно, ограничений нет.

Вариант для сказки с супергероем. Нужно представить, что ребенок пойман в магическую ловушку, его заморозили и теперь нужно немного подождать, пока кто-то волшебный не придет и не расколдует его.

Настольные игры

Следует дать ребенку возможность посидеть над головоломкой вместе с мамой или папой, раскрасить раскраску, нарисовать картинку пальчиковыми красками. Поплескаться вдоволь в воде, даже подойдет плавающая в раковине лодочка, наливания воды через воронку или сито. Эти мероприятия помогут малышу усидеть на месте и сосредоточиться.

Если не получается увлечь непоседу подобными играми – можно завлечь конкуренцией. Устроить гонку, чтобы выяснить, кто первый сможет поставить пять пазлов головоломки вместе, или кто может использовать все цвета для создания картинки. Количество времени занятия можно постепенно увеличивать. Обязательно нужно хвалить ребенка за достижения!

Включаем музыку

Дети СДВГ часто нуждаются в напоминании о текущей задаче, так как отвлекаются на посторонние вещи. Исследования показали, что музыка помогает мозгу организовать время и пространство, помогает в обучении и запоминании. Другими словами, для ребенка сложнее отвлечься от музыки, поэтому ум и тело лучше концентрируется на поставленной задаче. Хорошо разучить вместе с малышом песенки, в которых есть стихи с четкой последовательностью действий, тогда, напевая песенку, будет намного веселей и интересней, к примеру, убирать в комнате.

Так может быть интерпретирована любая задача. Для максимальной эффективности можно взять любимую мелодию ребенка. Даже если это будет проза под музыку – не страшно, лишь бы это заинтересовало кроху. Поощряйте его на написание новых текстов для собственных песен, чтобы захватить и другие необходимые к выполнению задачи. Детям нравятся такие игры, они охотно соглашаются делать простые вещи под музыку.

Сделать ребенка частью истории

Во время придумывания рассказа нужно задавать малышу наводящие вопросы, вовлекая его в создание истории. Это поможет тренировать мышление и сосредоточить внимание на персонаже рассказа. «Что собачка делает? А что она будет делать дальше в той или той ситуации? Что сделал бы сам ребенок, если бы оказался в этой истории?» Так же хорошо делиться и собственными мыслями и размышлениями, чтобы показать малышу, что рассказ действительно захватывающий и интересный.

Если это происходит не перед сном, то очень хорошо поощрять и физическое выражение и отображение рассказываемой истории. К примеру, ребенок может показать, как собачка ползает на четвереньках, как герой спасает сказочную принцессу или любое другое действие. Физическое обыгрывание персонажа помогает ему вовлечься в процесс больше, чем просто слушая и оставаясь постоянно на месте.

«Скажи это вслух»

Нужно поощрять ребенка к использованию само-трениговой технике разговора самим с собой, как действующего лица пьесы. Пускай пробует описывать вслух свои действия. Которые собирается сделать: «Я строю башню. Один... два... три блока. Ой-ой! Этот упал. Я попробую еще раз.»

Необходимо взять на себя инициативу и самостоятельно проговаривать свои запланированные задачи в качестве наглядного примера. «Я варю спагетти. Мне нужна большая кастрюля и много воды. Так, включаем газ. А что дальше? Соус!» Само-тренинг позволит ребенку закрепиться мысленно на задаче и последовательно, шаг за шагом выполнить.

Тренировка творческого потенциала

Хорошо, когда родители будут поддаваться своим детишкам в играх, маленькие победы укрепляют веру в себя и собственные силы. Так же не стоит забывать о похвале и поощрениях. Это никак не разбалует ребенка, а лишний раз обратит внимание на то, как хорошо наслаждаться завершенным делом.

Дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности могут вести упорядоченную и спокойную жизнь, но им просто необходима помощь взрослых на самых ранних этапах взросления.

Что такое гиперактивность?

«Активный» - деятельный, действенный.
«Гипер» -указывает на превышение нормы.
Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенку невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.
Это расстройство неврологическо-поведенческого характера, характеризующееся чрезмерной активностью, возбудимостью ребенка.
Говоря проще, такой малыш не может сидеть на месте, постоянно находится в движении, при этом все его действия спонтанны и непоследовательны. Часто такое состояние сопровождается дефицитом внимания. Этот синдром начинает явно проявляться в возрасте 2 лет, набирая обороты к школьным годам.
Причины гиперактивности
выделяют три группы причин:
Биологические:
К первой относится предположение, что к гиперактивности приводит нарушение в работе головного мозга, связанное с его органическим поражением в период внутриутробного развития, родов, первых месяцев жизни. Во время перинатального развития на формирование головного мозга малыша могут повлиять: ярко выраженные токсикозы (особенно поздние), инфекционные и хронические воспалительные заболевания беременной, ушибы живота, курение и употребление спиртных напитков, угроза выкидыша, стрессы. Причиной гиперактивности могут стать стремительные либо очень мучительные роды, ушибы и сотрясение головы в младенческом возрасте.
Генетические:
Генетические факторы предполагают «наследование» синдрома от старшего поколения. Проводится множество исследований, но найти отдельный ген, отвечающий за гиперактивность, пока не удалось.
Психосоциальные:
В основе этой группы причин заложены факторы, связанные с нарушением психо-эмоционального состояния, и некоторыми особенностями социальной сферы.

Как понять,какой ребенок - активный или гиперактивный ребенок?
Диагноз гиперактивности точно может поставить только врач, основываясь на результатах диагностики и симптоматике. Но, если знать разницу между заболеванием и нормой, то можно достаточно точно определить состояние ребенка.

Особенности активных детей:
Могут быть активными, даже чрезмерно, это нормальное состояние деток, познающих мир, радующихся каждому дню. Отличительной особенностью такого поведения является непостоянство, это значит, что ребенок может дать волю эмоциям, например, один-два раза в день. Такой выплеск наиболее вероятен вечером. Это защитная функция организма, позволяющая избавиться от накопившейся энергии. После такой разрядки ребенок успокаивается.
Чрезмерная подвижность малыша наблюдается только в одном месте, например, дома. В садике он ведет себя вполне спокойно или наоборот.
Не конфликтный, то есть он может постоять за себя, дать сдачу, но сам не провоцирует такие ситуации.
Почти всегда веселый, жизнерадостный, полный энергии, энтузиазма.
Нарушение сна не наблюдается.

Особенности гиперактивных детей:
Дети излишне подвижные практически постоянно, период спокойного состояния присутствует, но продолжительность его слишком мала от 2 до 10 минут. В течение выбранного промежутка времени можно наблюдать определенную цикличность в поведении: активность – спокойствие – активность и т.д. Всегда время активности в разы превышает время спокойствия.
Активность проявляется везде, где бы ни был ребенок. Окружающая обстановка не влияет на его поведение. Будь он дома с родителями, в гостях, детском саду, общественном месте – он активен всегда.
Говорит очень быстро, часто «съедая» окончания слов. Переходит от одной темы к другой, забыв закончить предыдущую мысль. Задает множество вопросов, не дает времени подумать и сформулировать ответ. Создается впечатление, что вопросы задает просто так, без цели получить на них ответ.
Сон гиперактивного ребенка беспокойный, тревожный. Ночью часто просыпается, ворочается, плачет.
Не способен сосредоточиться, его отвлекает любой посторонний шум. Из-за своей активности при выполнении школьных заданий совершает много ошибок.
Не может контролировать свое поведение, эмоции. Импульсивен. Может выступать в роли инициатора ссор, драк.

Как вести себя с активным ребенком:
Чрезмерная активность абсолютно здорового ребенка доставляет много хлопот его родителям. Тут нужен усиленный контроль, внимание и терпение взрослых. Чтобы сгладить острые углы в отношении с активным ребенком нужно предлагать ему свои, более осмысленные варианты активных игр. Например, не бездумное бросание мячика, а настольный теннис; не просто беганье взад-вперед, а зарядка, танцы под музыку, физические упражнения. Активных детей следует заинтересовать и спокойными занятиями: чтением книг, рисованием. В этом поможет сам ребенок, нужно просто всегда давать ему выбор. Пусть сам выберет жанр книги: стихи, сказки.
Пусть сам решит, чем будет рисовать: фломастерами, карандашами, красками.

Как вести себя с гиперактивным ребенком:
Гиперактивный ребенок должен быть окружен вниманием, любовью. Как и обычных детей его возраста таких ребятишек стоит водить на кружки, спортивные секции, развивающие занятия. При правильном взаимодействии можно получить неплохие результаты, научить ребенка усидчивости, самоконтролю, самоорганизации, улучшить память, внимание. Для достижения этих целей проводят психокоррекционные занятия в интересной игровой форме. Принципы общения с гиперактивными детьми такие же, как и с обычными детками, только помноженные, минимум, на два.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ:
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Поощрительно прикасаясь к ребенку и сопровождая это доброжелательными словами можно добиться от ребенка положительных результатов. Старайтесь игнорировать его нежелательное поведение.
Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.
Помните, что проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Ребенок, имеющий нейрофизиологические проблемы, не сможет справиться с ними самостоятельно.
Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, окриков, замечаний, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Правила работы с гиперактивными детьми:
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания)
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребенку возможность выбора.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия- нет преимущества!

Игры с гиперактивными детьми.

«Давайте поздороваемся» . По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечиками; 3 хлопка – здороваемся спинкам. Для полноты тактильных ощущений можно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

«"Да" и "Нет" не говори». Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.)

«Кричалки, шепталки, молчалки» . Из разноцветного картона сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – означает, что можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следуует «молчалкой».

«Клубочек»
Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше.
Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.
Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует что он огорчен, устал или «завелся».

«Игры с песком и водой».
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребенка.
Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др.
Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире), можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.

«Час тишины и час "можно".
Договоритесь с ребенком о том, что, когда он устанет или займется важным делом, будет наступать час тишины. Он должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у него будет час «можно», когда разрешается прыгать, кричать, бегать. «Часы» можно чередовать в течение дня, а можно устраивать их в разные дни. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. При помощи этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, который взрослый адресует ребенку.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека