Как переехать в израиль по программе репатриации. Великое переселение евреев

Благодаря высокому уровню социального развития Израиля, благоприятным условиям проживания и трудоустройства, переезд туда приобрел большую популярность. Россиянам для нахождения в стране до трех месяцев виза не нужна.

Если же они решаются на переезд, то получают финансовую поддержку в рамках программ для переселенцев (только лица еврейской национальности).

Особенности

Миграционная политика Израиля направлена на возвращение еврейских граждан и лиц, имеющих еврейские корни, но проживающих за границей. Согласно официальной политике государства, национальность определяется по материнской линии. Но даже если евреями являются дедушка или бабушка, на практике этого бывает достаточно.

При определенных обстоятельствах евреями считаются лица, принявшие иудаизм.

Не обязательно при репатриации отказываться от имеющегося гражданства, в отличие от натурализации.

После прилета лицо, имеющее еврейскую национальность, встречают и в специальном помещении выдают внутренний паспорт, подъемные деньги, sim-карту и карту записи в больничную кассу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Иммигрант получает право на трудоустройство, пенсию и медицинское обслуживание. В течение полугода будет выплачиваться определенная денежная сумма, предоставляются таможенные льготы, скидки на покупку жилья и машины.

Первые три месяца еврей-иностранец не может участвовать в выборах, а загранпаспорт ему выдадут только через год проживания в Израиле.

Для людей другой национальности установлены иные условия. Гражданство они получат только через три-четыре года проживания на законных основаниях при имеющемся материальном доходе и знании иврита.

Способы

Для тех, кто не является евреями, существует несколько путей получения вида на жительство:

Заключение брака с лицом, являющимся гражданином Израиля Брак является одним из самых популярных способов переезда. Для иммиграции подается ходатайство в МВД для получения визы категории B1. Она действует год и дает право на работу.

Затем специальным бюро брак проверяется на фиктивность. Только после этого выдается A5 (вид на жительство), а еще через четыре года ПМЖ (в случае неофициального брака через семь лет).

Переселение пожилых родителей к своим детям Родители, у которых дети проживают в Израиле на законных основаниях и имеют доказательство финансовой обеспеченности, могут переехать к ним.

Но существует ограничение по возрасту:

  • мужчинам должно быть более 67 лет,
  • женщинам более 65.

Сначала пожилым людям необходимо получить визу B1, затем A5, через четыре года можно обращаться за ПМЖ.

Трудоустройство Шансы получить работу вырастут многократно, если выучить иврит. Конечно, у всех нанимателей в приоритете находятся местное население.

Но если все же удалось заключить договор с организацией, нужно получить разрешение в Министерстве промышленности, торговли и труда. Потом оформить визу B1, а через несколько лет ПМЖ.

Обучение Это не дает права на получение гражданства, но облегчает его. Дипломы страны ценятся в Европе и США. После окончания учебы возможны стажировка и трудоустройство в престижных местных и международных компаниях.
Переезд представителей религиозных конфессий Израиль является очень религиозным государством, и при наличии приглашения волонтеру или представителю религиозных конфессий без особых препятствий оформят визу B3.

Она действует в течение шести месяцев, но возможно и ее продление.

Статус беженца Очень много желающих получить его, но удается это осуществить единицам. Не дает никаких социальных льгот: ни трудоустройства, ни медпомощи.

На территории государства разрешается находиться временно, и при первой возможности беженца отправят обратно на родину.

Бизнес-иммиграция Тоже большая редкость. Разрешена только в тех случаях, когда бизнес представляет интерес для государства.

После четырех лет проживания на законных основаниях мигрант может подать прошение на получение ПМЖ. Для получения гражданства, которое дает право на оформление национального паспорта, участие в выборах и трудоустройство в государственных органах, можно пройти процесс натурализации.

Лицам, имеющим еврейские корни, быстро получить израильское гражданство поможет программа репатриации. Также статус может быть присвоен детям и супругам претендентов и членам их семей.

Этапы иммиграции в Израиль из России

Для получения еврейского гражданства или ВНЖ необходимо обращаться в Министерство иностранных дел, а в некоторых случаях в консульство. Для начала нужно определиться со способом иммиграции и мотивами для переезда.

Следующие этапы:

  1. Подача документов. Она осуществляется по предварительной записи. Время ожидания может затянуться до двух месяцев.
  2. Заполнение анкеты. Является важным пунктом. Особый момент - вероисповедание, так как любая другая вера, кроме иудаизма, может стать причиной для отказа.
  3. Собеседование с консулом. На нем обязаны присутствовать все члены семьи, включая детей старше трех лет. Претендент должен честно рассказать о мотивах переезда.
  4. Проверка переданных документов органами МВД.
  5. Получение визы на срок до одного года, с последующим продлением на такой же период.

Если же иммигрант решит незаконно остаться в стране после окончания безвизового посещения, его депортируют и запретят въезд на 10 лет.

Через четыре года пребывания с видом на жительство можно приступать к оформлению ПМЖ (постоянного места жительства).

Его обладатель имеет все права, которыми пользуются граждане Израиля, кроме следующих:

  • получить местный паспорт;
  • занимать должности в государственных органах;
  • принимать участие в выборах.

Подать прошение на гражданство можно будет через семь лет легального проживания на израильской территории. Но не все иностранцы решаются на это, так как не хотят терять первоначальное подданство.

Еврейское происхождение дает практически стопроцентную гарантию получения статуса резидента.

Необходимые документы

Самый беспроигрышный вариант для переезда в Израиль - это переезд на постоянное место жительства благодаря еврейским корням. «Право крови» распространяется на семью до третьего поколения.

Но для этого нужно документальное подтверждение.

  • загранпаспорт;
  • свидетельство о рождении всех членов семьи по материнской линии;
  • свидетельство о браке или разводе;
  • две цветные фотографии;
  • заполненная анкета;
  • бумаги об образовании: диплом, аттестат, сертификат;
  • трудовая книжка;
  • медицинская справка о состоянии здоровья;
  • страховой полис;
  • военный билет;
  • справка об отсутствии судимости;
  • документы, подтверждающие наличие и место жительства родственников в Израиле;
  • свидетельство о смерти усопшего родственника-еврея.

Не всегда требуется приглашения от родственников. Но если есть старые семейные фотографии, архивные документы, письма, то это окажется полезным при рассмотрении заявления в консульстве и ускорит принятие положительного решения.

Все бумаги должны быть заверены у нотариуса и переведены на иврит и английский.

Плюсы и минусы

Переезд в Израиль для россиян имеет как положительные, так и отрицательные стороны:

Плюсы Минусы
Активная борьба с коррупцией, приоритет закона. Террористическая опасность, несмотря на активную работу полиции случаются теракты.
Низкий уровень преступности. Военное положение в стране, периодические столкновения в разных регионах.
Высокий уровень жизни и социальной защиты населения: образование, медпомощь, пенсионное обеспечение. Граничит со странами с нестабильной ситуацией.
Теплый субтропический климат, множество курортных зон, выход к четырем морям. Пустынный ландшафт, зимой сильные ветры с песком.
Наличие большого числа приехавших людей из России. Недостаточное количество пресной воды и отсюда высокая ее стоимость.
Качественная медицина, лучшие в мире врачи, высокая продолжительность жизни. Напряженная экологическая ситуация: развитая промышленность и многочисленное население.
Материальная поддержка иммигрантов. Большое количество иммигрантов.
Израильский паспорт предоставляет право на въезд в 91 страну мира без визы. Высокие цены на недвижимость из-за нехватки земли, дорогое электричество.
Лояльная миграционная политика, толерантность местного населения. Обязательное знание языка.
Развитая инфраструктура. Проблематичное трудоустройство.
Можно не отказываться от российского гражданства, что позволяет посещать родину без ограничений. При входе в заведения с большим скоплением людей проверки и усиленные меры безопасности.

Теперь, зная о всех подводных камнях, каждый может сделать для себя вывод, понравится ли ему жить в этой стране. И, если положительные моменты перевесят, можно отправляться за визой. Конечно, сначала стоит съездить на ознакомительную экскурсию.

Израиль считается одной из самых популярных стран для иммиграции среди жителей России, Украины, Беларуси и других государств СНГ. Популярность этой страны среди иммигрантов обусловлена несколькими причинами. Одной из главных причин является высокий уровень жизни и социальной защиты населения.

Причины иммиграции в Израиль

Израиль занимает ведущие позиции во всех возможных рейтингах. В этой стране наблюдается самый низкий в мире уровень смертности среди детей. Израиль – лидер по количеству компьютеров на душу населения. Самое главное, эта страна является общепризнанным лидером в области медицины. Именно здесь используются передовые методики лечения самых сложных заболеваний. Высокий уровень медицинского обслуживания был достигнут за счет солидной финансовой поддержки государства.

В последние несколько лет правительство Израиля ведет активную борьбу с коррупцией. Благодаря этому, в стране наблюдается понижение уровня коррумпированности. Сегодня в Израиле все делается по закону, начиная от открытия собственного бизнеса и заканчивая получением качественного медицинского обслуживания. Благодаря таким действиям правительства существенно упрощается жизнь обычных людей.

Безопасность – еще одна причина, по которой многие решаются на такой шаг, как иммиграция в Израиль. Здесь наблюдается крайне низкий уровень преступности. В любом городе страны дети могут спокойно гулять даже в ночное время суток. Подобный уровень безопасности был достигнут в рамках борьбы Израиля с террористическими угрозами.

Среди других причин популярности данного направления иммиграции можно отметить качественную медицину. Израильские врачи считаются одними из лучших в мире. Этот факт обусловлен возможностью доступа к передовым технологиям. Именно здесь проводятся самые сложные операции и именно сюда едут лечиться люди со всего мира. Стоит только лишь сказать, что на данный момент ожидаемая продолжительность жизни в Израиле составляет чуть больше 80 лет.

Желание иммигрировать в Израиль может быть вызвано и другими причинами:

  • теплый климат и экологическое благополучие;
  • современная система образования;
  • высокие зарплаты;
  • пенсионное обеспечение;
  • развитая инфраструктура;
  • высокий культурный уровень;
  • миролюбивость и толерантность местных жителей.

Уровень иммиграции в Израиль

За последние несколько лет уровень иммиграции в Израиль этнических евреев вырос более чем на 40%. По статистике большую часть иммигрантов составляют россияне и украинцы.

В первом квартале этого года на «Землю обетованную» эмигрировало более 6 тысяч этнических евреев. Чуть менее трети иммигрантов, отправившихся в этом году в Израиль, являются украинцами. Стоит заметить, что в последние несколько лет поток эмигрантов из этой страны в Израиль неизменно растет. В начале этого года в Израиль переехало чуть более полутора тысяч эмигрантов из России. На третьем месте по количеству иммигрантов в Израиль идет Франция. Основной причиной эмиграции евреев являются антисемитские настроения, которые наблюдаются во Франции на протяжении последних нескольких лет.

Репатриация — основной способ эмиграции в Израиль

Осуществить переезд на ПМЖ в Израиль можно несколькими способами. Одним из таких способов является «Закон о возвращении». В соответствии с этим законом иммигрант должен доказать свою принадлежность к еврейскому народу. Данный закон был принят сразу же после провозглашения Независимости Израиля в 1950 году.

Согласно закону «О возвращении» граждане, имеющие еврейские корни и желающие воссоединиться со своим народом, могут претендовать на некоторые преференции. Во-первых, им полагается компенсация расходов на покупку авиабилетов. Во-вторых, иммигранты, выбравшие данный способ, могут рассчитывать на финансовую помощь государства по прибытии. В-третьих, государство также предоставит возможность бесплатного прохождения курса изучения иврита. Наконец, в соответствии с «Законом о возвращении» иммигранты могут бесплатно пройти курсы переквалификации.

Но для того чтобы воспользоваться такими преференциями, иммигрант должен доказать, что в его генеалогическом древе есть родственники, являющиеся выходцами из Израиля. И здесь могут возникнуть определенные трудности. Согласно закону, евреи по материнской линии должны доказать, что они не переходили в другое вероисповедание. В крайнем случае, иммигрант может принять иудаизм. Однако следует знать, что процедура принятия иудаизма достаточно сложная и длительная. Лицу, желающему иммигрировать в Израиль, придется практически полностью пересмотреть свой уклад жизни, отказаться от некоторых привычек, а также подчиниться самым разным запретам и табу.

Процедура репатриации состоит из нескольких этапов. На первом этапе лицо, желающие иммигрировать в Израиль на ПМЖ, должно предоставить документы, доказывающие принадлежность к еврейскому народу. Кроме того, лицо, планирующее выехать в Израиль, должно заполнить все необходимые анкеты и декларации.

После проверки документов иммигранта ждет беседа с Консулом. В некоторых случаях Консулы проводят выездные собеседования. Такой вариант возможен в том случае, если израильское Консульство получит большое количество заявок на репатриацию из одного города. О предстоящих выездных собеседованиях всегда можно узнать на официальном сайте консульства Израиля в стране пребывания потенциального репатрианта.

После прохождения Консульства иммигрант получит штамп в паспорте «выезд на ПМЖ». Далее останется дело за малым: иммигранту необходимо получить визу и приобрести авиабилеты.

Отдельно стоит сказать о процессе заполнения анкеты. Одним из пунктов этой анкеты является вопрос «Ваше вероисповедание». Если иммигрант не принадлежит к иудейской вере, ему стоит указать «не верующий». Это обусловлено тем, что ответ «мусульманин» или «христианин» будет означать переход в другую религию. Соответственно, у израильского Консульства будет весомая причина отказать в иммиграции на ПМЖ.

Необходимые документы для иммиграции в Израиль

Желающие выехать на ПМЖ в Израиль по «Закону о возвращении» должны предоставить следующие документы:

  • все имеющиеся в наличии паспорта;
  • цветное фото 3*4 см;
  • заграничный паспорт, срок действия которого не истекает в течение 6 месяцев после получения визы;
  • свидетельство о рождении (в том числе родителей);
  • свидетельство браке родителей, а также дедушки и бабушки родителей-еврея;
  • свидетельство о рождении родственника-еврея;
  • военный билет;
  • трудовая книжка;
  • документы об образовании;
  • документы, удостоверяющие личности родственников, проживающих в Израиле.

Брак как способ эмиграции в Израиль

Вторым по популярности способом иммиграции в Израиль является бракосочетание. Причем для получения вида на жительство подходит как бракосочетание с гражданином Израиля, так и заключение брака с иммигрантом, получившим право на ПМЖ. Более того, законная иммиграция в Израиль также возможна в случае бракосочетания с лицом, которое только претендует на получение ПМЖ. В таком случае иностранный супруг сможет принять гражданство Израиля по истечении нескольких лет.

Для того чтобы воспользоваться данным способом иммиграции в эту страну, новоиспеченные супруги должны обратиться в МВД Израиля с целью получения соответствующего разрешения. Представители органов внутренней безопасности в обязательном порядке проверят законность вновь созданного брака. Если результаты расследования покажут, что брак не является фиктивным, то иностранец сможет получить визу сроком на один год. После окончания действия данной визы у него будет возможность продления этого документа на срок до 5 лет. Право на ВНЖ новый репатриант сможет получить через 7 лет постоянного проживания на территории Израиля.

Как и в случае с «Законом о возвращении», иммигрант может рассчитывать на помощь государства. На протяжении первого года пребывания в Израиле новый репатриант получит «корзину абсорбции». Данное пособие предоставляет возможность воспользоваться субсидиями, позволяющими снизить расходы на проживание в новой стране. Размер «корзины абсорбции» зависит от двух критериев: состава семьи и возрасте ее членов.

Рабочая виза в Израиль

Эмиграция в Израиль также доступна обладателям рабочей визы. Однако этим вариантом получения права на ПМЖ могут воспользоваться исключительно квалифицированные сотрудники. Причем иммигрант должен обладать уникальной для Израиля квалификацией или профессией. Это обусловлено тем, что перед заключением контракта с иностранцем, местное законодательство обязывает работодателей подавать заявку в Министерство труда и промышленности Израиля. В этой заявке работодатель должен обязательно указать доказательства, подтверждающие уникальность квалификации данного специалиста.

Даже в случае удовлетворения заявки от работодателя, иммигрант может рассчитывать на получение визы сроком только лишь до одного года. Но по истечении данного срока иммигрант может продлить визу. Если же работодатель откажется от услуг специалиста, виза продлена не будет.

Если касаться темы работы, также стоит упомянуть о бизнес иммиграции. Законодательство этого государства не предусматривает выдачи права на ПМЖ на основании открытия бизнеса. Израиль является одной из немногих стран, в которых подобное обстоятельство не считается аргументом для выдачи гражданства.

Другие способы иммиграции

Вышеперечисленные способы являются наиболее популярными вариантами для законной иммиграции в Израиль. Однако иммигранты могут воспользоваться и рядом других вариантов. Так, право на ПМЖ могут получить пожилые люди, находящиеся на иждивении детей, которые на данный момент проживают в Израиле. Для этого детям необходимо доказать свою платежеспособность, которая подтвердит возможность содержания родственников на иждивении. Помимо этого, у родителей не должно остаться других родственников, кроме детей.

Иммиграция в Израиль также возможна по религиозным представлениям. В этом случае репатриант не должен иметь экономических целей поездки в Израиль. Иммигрант должен отправляться в это государство с просветительской миссией. Похожий способ иммиграции касается волонтерской деятельности. Волонтер может получить визу сроком до 6 месяцев в том случае, если его поездка в Израиль преследует благотворительные цели.

Пошаговый алгоритм действий для иммигрантов в Израиль

Подводя итоги, следует рассказать о пошаговом алгоритме действий для потенциальных репатриантов в Израиль:

  1. выбор способа репатриации;
  2. сбор и подготовка документов, необходимых для иммиграции;
  3. подача документов в Консульство Израиля;
  4. встреча с Консулом;
  5. выбор места проживания;
  6. бронирование авиабилетов и перелет;
  7. получение удостоверения репатрианта по прибытию в аэропорту Израиля;
  8. получение полагающихся льгот.

Лучшие города Израиля для иммиграции

Решив все вопросы с законностью переезда на постоянное место жительства в Израиль, необходимо определиться с местом будущего проживания. Для удачного выбора города для иммиграции стоит воспользоваться четырьмя основными критериями:

  • возможность найти работу;
  • стоимость проживания (аренды жилья);
  • наличие русскоязычной диаспоры;
  • развитость инфраструктуры.

Как и в любой другой стране, в Израиле наибольшие возможности для получения хорошей работы наблюдаются в больших густонаселенных городах. Поэтому наибольшие шансы получить работу для квалифицированного специалиста есть в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Ришон-ле-Ционе, Ашдоде и Петах-Тикве. Вместе с тем, неквалифицированные специалисты могут рассчитывать на получение работы и в небольших городах. Практически в любом городе этой страны можно без проблем устроиться кассиром, продавцом в магазине или разнорабочим на стройке.

Стоимость жилья – еще один важный аспект. В крупных городах Израиля большая часть зарплаты иммигранта может уходить на оплату аренды квартиры. Особенно это касается Тель-Авива. Поэтому на первое время рекомендуется арендовать жилье подальше от центра. Более того, стоит понимать, что Израиль – это маленькая страна и здесь многие жители живут в одном городе, а работают в другом. Поэтому можно получить работу в Тель-Авиве, но при этом жить в близлежащих городах – Рамат-Гане, Бат Яме, Бней-Браке или Петах-Тикве.

Одним из основных критериев выбора города для ПМЖ также считается наличие русскоязычной диаспоры. В Израиле наибольшая концентрация русскоязычного населения наблюдается в Хайфе. Этот город считается промышленным центром страны. Здесь функционируют десятки крупных предприятий. Именно поэтому с работой в Хайфе не должно возникнуть проблем. Плюсом Хайфы является и относительно низкая стоимость аренды жилья.

Большая русскоязычная диаспора проживает в городе Бат Ям. Этот город находится в нескольких минутах езды от Тель-Авива. Бат Ям примечателен низкими ценами на недвижимость, близостью к промышленным центрам и развитой развлекательной инфраструктурой.

Стоит упомянуть и о том, что в Израиле есть города, большую часть населения которых составляют арабы. Уклад жизни в таких городах подойдет только лишь для арабов-мусульман. В таких городах вряд ли можно рассчитывать на спокойную и размеренную жизнь. Поэтому иммигрантам из России, Украины и других стран СНГ лучше не планировать ПМЖ в таких городах, как Рахат, Хура, Арара-бе-Негев, Кусейфа, Бир Хададж, Тель-Шева и Сегев-Шалом.


Еврейская история сложилось так, что лишившись своего государства два тысячелетия тому, евреи постепенно расселились по всему земному шару. Особенно интенсивно шел этот процесс расселения в течение последних 500 лет, начиная от изгнания евреев из Испании и открытия Америки. Этот период нашей истории можно назвать "великим переселением народа".
Еврейская миграция всегда связана с преследованиями, дискриминацией и с экономическими мотивами. Образовавшаяся вследствие миграции мировая еврейская диаспора представляет собой людей, проживающие вне страны своего происхождения (Эрец - Исраэль) в виде этнических и субэтнических групп. В диаспоре тесно связаны между собой различные ее центры, часто находящиеся на больших расстояниях друг от друга. Наличие миграционных процессов приводили к падениям и росту центров еврейской диаспоры. Уже до новой эры в рамках еврейской диаспоры развивались независимые центры в отдаленных друг от друга регионах как, например, в Александрии, Вавилоне.
История еврейской диаспоры, как и, к примеру, китайской или армянской, прослеживаются в течение многих столетий, но ни одна историческая диаспора не имеет такую высокую степень культурного разнообразия и динамизма, как еврейская. Встречи евреев из разных созданных центров диаспоры в результате миграционных процессов через многие столетия (например сефардов и ашкеназов в Нидерландах в 17 столетии) являются одними из самых интригующих аспектов еврейской истории.
Члены рассредоточенной этно-конфессиональной общины традиционно играют важную роль в качестве межкультурных посредников, в том числе с членами других диаспор. В соответствующем принимающем обществе они образуют меньшинство, благополучие которого зависит от взаимодействия с местным населением и другими группами мигрантов, от безопасности, благоприятных экономических и политических условий. С целью выживания это меньшинство занимает пустующие экономические ниши в странах проживания. Сохранение культурных различий с местным населением, уникальная профессиональная деятельность, соблюдение религиозных установок, запрещение смешанных браков являлись необходимыми условиями для сохранения еврейских сообществ в диаспоре в течение многих поколений.
Миграции, в первую очередь, из-за насильственных выселений, были обычным явлением в истории человечества, и еврейская история не является исключением, хотя в христианской традиции глубоко укоренилась в виде антисемитских предрассудков идея вечного странствия евреев по земле до Второго пришествия Христа.
Еврейские миграции можно условно разделить на три последовательных периода между 1450-ми годами и нынешним временем (приведенное ниже разделение на периоды согласно статье: " Jewish migration, tobias brinkmann") :
1492-1789 годы - изгнание из Испании и рост диаспоры в Восточной Европе;
1789-1914 годы - массовая миграция из стран Восточной Европы и быстрый рост населения в новых центрах диаспоры;
20 столетие, начиная с 1914 года: изгнания, Холокост, создание еврейского гоаударства и массовая репатриация в Израиль.
Уже в десятом - одиннадцатом столетиях существовали три независимых и очень разных по культуре центров в диаспоре, между которыми происходил активный обмен. Главный центр диаспоры, как по численности еврейского населения, так и по его роли был расположен на Пиренейском полуострове. Здесь в средние века развивалась процветающая сефардская община под властью мусульман, изначально терпимых к евреям. С середины пятнадцатого века большинство испанских евреев находилось под христианским правлением, при этом все больше и больше евреев были принуждены католической церковью перейти в христианство. Многие из так называемых крещеных евреев - маранов продолжали скрытно исповедовать иудаизм. Полное изгнание мусульман из Испании в 1492 году ознаменовалось также изгнанием евреев, не обращенных в христианство, из Испании, Сицилии и юга Италии. Португалия, которая была ближайшим убежищем для евреев, издала под испанским давлением в 1497 году похожее постановление о преследовании некрещеных евреев. Изгнание испанских евреев привело к значительному ослаблению культурной и религиозной автономии сефардов.
В Центральной Европе, во втором центре диаспоры, широко рассредоточенном на большой территории, - проживали ашкеназийские евреи, но их численность была значительно меньше числа сефардов в первом центре. Несмотря на жестокие преследования во времена крестовых походов и изгнания из большинства территорий на западе континента в тринадцатом и четырнадцатом веках, евреи в 15 столетии проживали во многих частях Священной Римской империи.
Третий и самый старый центр был расположен в мусульманских и портовых городах Ближнего Востока и Персии, южной части Аравийского полуострова, Центральной Азии. Большинство евреев-сефардов бежало из Испании и Португалии в Северную Африку, где они расселилась в течение нескольких поколений вокруг Средиземного моря, от Марокко на западе до побережья Малой Азии, нынешней сегодняшней северной Греции, Боснии и Болгарии. Сефарды основали ряд процветающих общин. В некоторых городах, таких как Салоники, они представляли собой значительную часть населения. Часть сефардов оказалась в Турции. Мусульманские правители обложили евреев более высоким налоговым бременем, но в то же время гарантировали безопасность, коммерческие привилегии и религиозную автономию.
Растущие преследования и экономические трудности объясняют, почему ашкеназийские евреи постепенно из Центральной Европы в пятнадцатом и шестнадцатом веках переехали в районы Речи Посполитой и в находящуюся под властью Османской империи Юго-Восточную Европу. В Польше и Литве евреи находились под покровительством короны, у них были относительно благоприятные условия жизни и труда. Еврейские иммигранты расселились в большие и малые города (местечки) на территории современной Латвии, Литвы, Белоруссии, Польши, Молдовы, Румынии, западной части Украины.
Создание гетто в цветущей торговой республике - Венеции в 1516 году означало признание евреев в качестве независимых субъектов в средиземноморской торговой сети. После произвольных гонений и изгнаний гетто, как и местечки в Восточной Европе, стали уступками еврейским общинам, гарантией культурной автономии и участием в экономике соответствующих стран. Сефардские евреи Венеции поддерживали контакты с членами восточной и ашкеназийской диаспоры.
Позднее возникли еще два центра - в северо-западной Европе и в Новом Свете. Оба центра обязаны своим развитием привлекательными экономическими и правовыми условиями. В Амстердаме в конце шестнадцатого века зарекомендовала себя влиятельная сефардская община, члены которой были в основном евреи из Испании и Португалии. Сефардские купцы из Амстердама открыли торговлю по всей Западной Европе, а также с колониями в Южной Америке. В 1654 году 23 сефардских евреев прибыли из Бразилии в Нью-Амстердам (с 1664 года - Нью-Йорк), где они получили право на поселение и основание первой еврейской общины в Северной Америке. В семнадцатом веке первые евреи-ашкеназы мигрировали в Нидерланды и Новый Свет.
Образованный ашкеназийский центр в Восточной Европе переживал в шестнадцатом и семнадцатом столетиях фазу расцвета в качестве самого густонаселенного и культурно доминирующего центра диаспоры. Евреи Польши и Литвы пользовались сравнительно высокой степенью автономии, они создали Ваад - регулярно собиравшийся еврейский парламент, на котором были представлены главные общины ашкеназийского еврейства.
Фаза относительной политической стабильности, связанная с заключением Вестфальского мира в Центральной и Западной Европе в 1648 году, сменилась в том же году длительным кризисом в Восточной Европе. На Украине Богдан Хмельницкий (1595-1657) поднял восстание против польской короны, при этом сильно пострадало еврейское население Восточной Европы, возникла массовая волна беженцев. На фоне политического и экономического кризиса семнадцатого века на западе Украины возник хасидизм, он стал ответом в середине восемнадцатого века на кризис традиционного иудаизма. К этому времени число ашкеназских евреев превысило число сефардов и восточных евреев. В последней трети восемнадцатого века Польша утратила свою политическую независимость, и ее еврейское население оказалось разделенным между Пруссией, Австрией и Россией.
1789 год был переломным моментом. Идеалы французской революции, связанные с получением всех гражданских прав, для большинства евреев Европы носили двойственный характер. Наличие свободы и равенства открыли евреям новые возможности, но представляли и угрозу еврейским общинам в виде ассимиляции. Позднее, к 1870 году число евреев в различных регионах Российской и в Австро-Венгерской империй и в Юго-Восточной Европе выросло до четырех миллионов человек; большинство их них жило в местечках. Они представляли более двух третей мирового еврейского населения. В Германии, крупнейшем сообществе за пределами Восточной Европы, проживало около 450 тысяч евреев - их относительно большое число здесь было результатом естественного прироста и прусской аннексии части территории Польши в конце восемнадцатого века. До начала 19 столетия ограничения возможностей миграции были связанны с негативным отношением уже созданных еврейских сообществ, таких как в Амстердаме, ростом расходов на переезд и рисками, поэтому только отдельные евреи мигрировали в Центральную и Западную Европу или даже в Новый Свет.
Бурная волна еврейской миграции из Восточной Европы началась в последней трети 19 века и была обусловлена многими причинами: экономическими, религиозными и политическими. Положение еврейского населения в России и Румынии ухудшилось - неблагоприятная экономическая ситуация, расширение масштабов насилия, огромный рост населения, многочисленные ограничения. Антиеврейские погромы в Российской империи, начиная с 1881 года, стали решающими аргументами для сотен тысяч евреев, чтобы покинуть свои дома. В основном миграционный поток был направлен в Соединенные Штаты, в которых уже к 1900 году был создан основной центр жизни евреев за пределами Европы. Еврейская миграция из Восточной Европы стала глобальным движением, с 1881 до 1914 года, в период расцвета массовой иммиграции, более чем два миллиона евреев прибыли были из Российской империи, Румынии и Австро-Венгрии в США. За 19 столетие в Северную Америку уехало также около 100 тысяч евреев из немецких государств. Но даже огромный отток эмигрантов не нарушил общего демографического равновесия еврейского народа - более того, численность евреев в Восточной Европе продолжала стремительно расти за счет роста продолжительности жизни и снижения детской смертности. К 1900 году еврейское население во всем мире выросло до десяти миллионов; девять миллионов из них было ашкеназами. На протяжении всего XIX и первой трети XX века, вплоть до начала фашистского геноцида, около 80 процентов мирового еврейства по-прежнему проживало в Восточной Европе.
Страны Нового Света нуждались в европейских поселенцах. Развитие сети железных дорог и морского транспорта обеспечило, начиная с 1850-х годов безопасный и быстрый способ переезда из Европы и Америку. Среднее время в пути из поселений в Центральной Европе в любую точку Северной Америки сократилось от нескольких месяцев до менее трех недель. Вскоре после 1880 года огромные океанские корабли начали пересекать Атлантический океан менее чем за неделю, сделав переезд в Америку доступным для всех. В крупных городах, таких как Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго возникли большие еврейские гетто. Во многих центрах диаспоры вновь прибывшие в течение нескольких лет евреи составили большинство, в том числе в Соединенных Штатах, Великобритании, Южной Африке, Аргентине и Палестине. Миграция из Российской и Габсбургской империй и Румынии нарушила не только баланс между центрами еврейской диаспоры в Европе и за ее пределами, она был движущей силой быстрого роста еврейского населения в новых центрах. Но глобальная массовая миграция евреев наткнулась на противодействие противников иммиграции, которые находились под влиянием антисемитских стереотипов.
Международные сотрудничающие еврейские организации помощи, как Парижский Всемирный еврейский союз, Нью-Йоркское общество помощи еврейским иммигрантам и общество еврейских иммигрантов (HIAS), Берлинское общество помощи немецким евреям оказывали поддержку еврейским иммигрантам из Восточной Европы, в первую очередь питанием.
В Первой мировой войне сильно пострадал большой центр еврейских поселений в Восточной Европе. Российские военные власти выслали в 1915 - 1916 годах десятки тысяч евреев внутрь страны. В Габсбургской империи начались массовые преследования в Галиции, волна беженцев хлынула в Вену и Будапешт. Война привела к распаду Российской, Австро-Венгерской и Османской империй, военные конфликты продолжались вплоть до 1920-х годов. По самым скромным оценкам 60 тысяч евреев погибли в 1918-1919 годах в результате погромов, сотни тысяч восточных евреев потеряли свои дома. Крупным группам удалось бежать на Запад, но большинству беженцев пути были закрыты. За американскими иммиграционными ограничениями 1921 года был не только страх распространения большевизма, но и явно антисемитские предрассудки.
Несмотря на это, в Нью-Йорке и Бруклине к 1925 году уже насчитывалось более одного миллиона человек, что составляло свыше десяти процентов еврейского населения мира. Канада, Великобритания и Аргентина также усложнили иммиграцию. Многие государства требовали для въезда наличия действительных паспортов и транзитных виз, которыми беженцы не располагали, а без документов люди теряли право на свободное передвижение. Еврейские переселенцы на протяжении многих лет находились по всей Европе в лагерях беженцев и городских трущобах в состоянии транзитных пассажиров. Немало из этих людей подверглись после 1939 года нацистским преследованиям и погибли.
Немногие страны остались открытыми для мигрантов из Восточной Европы после 1918 года. Такими оказались Веймарская республика, которая проводила относительно либеральную политику в отношении беженцев и Франция, которая нуждалась в рабочих ресурсах.
Ответом на растущий антисемитизм и националистические движения в Восточной Европе стал сионизм. После Первой мировой войны он превратился в массовое движение и обусловил рост числа поселенцев в Эрец-Исраэль. Палестина обрела в 1920-е годы большее значение для иммигрантов, но тяжелые условия жизни под британским мандатом объясняют, почему число возвратившихся в исходные страны проживания уже во второй половине 1920-х годов было почти столь же высоко, как и иммигрантов.
В Советском Союзе была значительная еврейская миграция в крупные города и в Крым. Многие были переселены в конце 1920-х годов на восток в Биробиджан во время сталинской насильственной коллективизации. Новыми домами для тысяч еврейских беженцев стали в начале 1920-х годов Шанхай, Бразилия и Мексика. В межвоенный период еврейские и другие мигранты сыграли значительную роль в культурном буме в Берлине.
Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году, вызвал экономическую миграцию и ужесточил иммиграционные ограничения. Это поставило перед еврейскими беженцами из Германии после 1933 года большие препятствия. В 1939 году количество еврейского населения мира выросло до семнадцати миллионов – из них примерно 14 миллионов составили ашкеназы. С более чем восьмью миллионами евреев Восточная Европа по-прежнему являлась наиболее важным центром диаспоры, затем следовали США. Произошло усиление антисемитизма во всех странах Запада, евреи Европы вновь стали предметом лживых обвинений, подозрений, а порою и нескрываемой ненависти. В Польше в середине 1930-х годов проводилась антисемитская политика, отношение к еврейским гражданам резко ухудшилось.
После захвата власти нацистами около 250 тысячам евреев удалось эмигрировать из Европы сложными путями, часто после потери своего имущества и нескольких месяцев, и даже лет, ожидания. С начала 1938 года и до развязывания войны гонения на евреев начинаются на территориях аннексированной Австрии, СудетскоЙ области и, наконец, оккупированных Богемии и Моравии. Экономическая деятельность евреев в подконтрольных нацистам странах была полностью прекращена.
Конференция в Эвиане в июне 1938 года, созванная американским президентом Франклином Рузвельтом (1882-1945) для обсуждения путей содействия эмиграции немецких и австрийских евреев, практически не дала результата, ни одна из 32 участвующих стран не была готова принимать еврейских беженцев.
Начало войны усугубило ситуацию. В октябре 1941 года в Германии был введен запрет на еврейскую эмиграцию из территорий, контролируемых немецкими войсками. В это время вермахтом, союзными войсками и местными коллаборационистам уже были уничтожены сотни тысяч евреев на западе Советского Союза. Вскоре после этого, было принят план «окончательного решения» еврейского вопроса. Организованная депортация миллионов евреев в лагеря смерти по всей Европе представляла собой форму насильственной миграции. Катастрофа полностью уничтожила всего за четыре года главный центр еврейской диаспоры в Восточной Европе. Среди жертв Холокоста были также сефарды, в основном, из Греции, Югославии и Туниса. Часть евреев в СССР (более двух миллионов) спаслась, эвакуируясь вглубь страны. Некоторые спаслись потому, что были депортированы в ГУЛАГ после советского вторжения в Восточную Польшу в 1939 году.
После освобождения уцелевших еврейских беженцев многие, как и после Первой мировой войны, в течение долгих лет жили в постоянном ожидании транзита. Лишь немногие страны были готовы их принять. В Соединенных Штатах антисемитскими кругами была сорвана иммиграция. Большинство стран Ближнего Востока объявили евреев нежелательным меньшинством. В Палестине, англичане ставили непреодолимые препоны эмиграции евреев.
Создание Израиля 14 мая 1948 года изменило ситуацию. Одним из первых постановлений нового государства стало решение о превращении эмиграции в государственную политику. Начался процесс исчезновения многих центров диаспоры в странах рассеяния и возрождения национального еврейского государства в Израиле, продолжающихся до настоящего времени. После войны алия шла из двух основных центров: из британских лагерей на острове Кипр, куда направлялись беженцы из Европы, уцелевшие в Катастрофе. а также евреев из стран арабского Востока. В основном, эмиграция шла из трёх самых больших общин: Ирака, Йемена и Марокко, приведшие к полному исчезновению под воздействием насилия многовековых еврейских центров в Северной Африке и регионе Восточного Средиземноморья. Большие группы евреев прибывали также из Румынии и Польши. За четыре года после провозглашения независимости Израиль принял 680.000 новых репатриантов. В 1970-е годы, уступив мощному давлению западного мира, началась миграция евреев из Советского Союза. Изначально были отпущены в небольшом количестве преследуемые политически отказники, затем после распада Советского Союза в 1991 году экономические мотивы вышли на передний план и вызвали массовую волну миграции. До конца 70-х годов в страну прибыло 140.000 новых репатриантов. На конец 1980-х и начало 1990-х годов, в период развала СССР, пришелся пик алии из стран бывшего Советского Союза, к 2000-му году в страну с постсоветского пространства прибыло 750 тысяч евреев. Миграция из бывшего СССР частично шла также в Соединенные Штаты, Канаду, Германию.
Развал "лагеря социализма", "арабская весна", появление ИГ, неконтролируемый приток мусульманских иммигрантов в Европу - таковы наиболее зримые изменения самого последнего отрезка времени, приведшие к постоянному росту миграционных процессов. Сокращается численность еврейского населения в существующих центрах диаспоры. Причины - ассимиляция, антисемитизм и алия в Израиль.
Тем не менее, наличие центров диаспоры является важным фактором политического, экономического и культурного взаимодействия Израиля со окружающим миром…

Стала постоянным явлением еврейской истории, осуществлением пророчеств об избавлении . Со временем приезд из галута в Святую землю стал восприниматься в еврейской традиции как духовное восхождение и моральное возвышение. (Противоположное действие, эмиграция евреев из Израиля, называется словом йерида́́ - «спуск», «нисхождение»)

При арабском владычестве еврейское население Эрец-Исраэль постоянно уменьшалось. Но в середине XIII в. в страну прибыли группы евреев из Франции и Испании , движимые религиозными мотивами и мессианскими чаяниями.

По собранным в то время данным, в 1839 г. в Эрец-Исраэль жили 6547 евреев (4833 сефардов и 1714 ашкеназов), в том числе в Иерусалиме - 3007 человек (2508 сефардов и 499 ашкеназов).

С 1840-х гг., особенно в 1860-х гг., началось интенсивное развитие ишува . В эти годы в страну презжали преимущественно ашкеназы из Российской империи. В 1876 г. в Иерусалиме жили уже около 12,000 евреев, большинство - ашкеназы.

В конце XIX в. алия прибывала в основном из стран Восточной Европы и Марокко ; еврейское население страны достигло 25,000 человек.

Алия с конца XIX в. и до образования Государства Израиль

Различают пять основных потоков алии до провозглашения Государства Израиль .

Первая алия (1882-1903)

Первая алия началась в 1882 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от еврейских погромов в Восточной Европе.

Небольшое число прибыло также из Йемена .

Поселенцы испытывали множество трудностей: нехватка денег, тяжёлые природные условия, недостаток сельскохозяйственного опыта, болезни и т. п. В решении этих проблем большую роль сыграл барон Эдмон де Ротшильд , взявший несколько новых мошавот под свою опёку и помогавший поселенцам финансами и специалистами.

Большая часть олим осела в городах, главным образом в Иерусалиме и Яффо , и лишь около четвёрти из них занялись сельским хозяйством.

Несмотря на многочисленные трудности, именно эти первопроходцы заложили основы поселенчества в стране и основали сельскохозяйственные населённые пункты. Среди городов, основанных в это период, - Петах-Тиква , Ришон ле-Цион , Реховот , Рош-Пина и Зихрон-Яаков .

Вторая алия (1904-1914)

В сентябре 1920 г. ввели ограничения на алию: 16500 человек в год, причём не всяких, а только владельцы капитала, студенты и некоторые категории квалифицированных работников.

Пятая алия (1929-1939)

В период пятой алии (1929-39) в страну переселились более 250,000 евреев, из них более четверти - из нацистской Германии .

Она в значительной мере изменила характер ишува . Немецкие репатрианты привезли с собой значительные средства, ценные трудовые навыки, хозяйственный опыт и высокую квалификацию в различных областях науки, культуры и искусства. Они вкладывали деньги в промышленность.

Было завершено строительство современного Хайфского порта и нефтеперерабатывающих заводов, появились крупные современные предприятия промышленности и торговли.

Значительный вклад в организацию нелегальной алии из восточных стран внесли еврейские общины Сирии и Ливана . В городах Халеб (Алеппо), Дамаск , Камышлы (на сирийско-турецкой границе) и в Бейруте действовали штабы нелегальной иммиграции.

Всего в 1934-39 гг. в страну нелегально репатриировались приблизительно 15-21 тыс. евреев, большей частью бежавших от нацизма.

В первые годы войны еще не вся Европа была под властью Германии, и оставалась возможность отправлять суда с еврейскими беженцами из различных портов. В последующие годы она исчезла. Британские власти, перехватив суда с беженцами, переправляли репатриантов на Кипр (в одном случае - на остров Маврикий), где они (всего около 55,000 человек) содержались в особых лагерях вплоть до создания Государства Израиль.

Несмотря на препятствия британских властей, в 1940-45 гг. в Эрец-Исраэль было нелегально доставлено морским путем около 60,000 человек, а по суше из стран Востока около 7500 человек.

Хотя всему миру стало известно о Катастрофе европейского еврейства , ограничения на иммиграцию не были отменены и после конца войны. Поэтому нелегальная алия стала основным способом репатриации евреев вплоть до образования Государства Израиль. В 1945 г. в страну прибыло 4400 нелегальных иммигрантов, в 1946 г. - около 23,000, в 1947 - около 44,000.

Нелегальная алия превратилась в разветвленное и многостороннее движение. Сотни тысяч беженцев находились в лагерях для перемещенных лиц в Германии; британские власти не разрешали им въезд в Эрец-Исраэль . Ѓагана организовала их нелегальную иммиграцию . Послевоенный путь алии пролегал из таких лагерей в один из сборных пунктов в американском секторе - Бад-Рейхенхалл или Лайпхайм; оттуда беженцы переправлялись в Эрец-Исраэль.

Американский сектор не накладывал ограничений на передвижение между лагерями; французские и итальянские власти смотрели на это сквозь пальцы. Британцы накладывли ограничения на передвижения из лагерей и организовали морскую блокаду, препятствуя иммигрантам высаживаться в Палестине.

Всего за эти годы в страну было доставлено около 70,000 евреев на 65 кораблях; еще 15,000 прибыли различными путями поодиночке. Всего с начала нелегальной иммиграции (1934 г.) в страну прибыло около 115,000 нелегальных олим, из них около 80 % - морским путем. За период британского мандата в Эрец-Исраэль репатриировалось легально и нелегально около 500,000 человек.

К моменту создания государства еврейское население подмандатной Палестины составляло около 650,000 человек; в руках евреев находилось 180,000 га земли.

Алия после 1948 г

Д. Бен-Гурион в гостях у репатриантов из Северной Африки.

За первые 20 лет существования Израиля в страну прибыли свыше 1,25 млн евреев, преимущественно из Восточной и Центральной Европы, Северной Африки и арабских стран Ближнего Востока. Поток репатриантов достиг максимума в 1948-51 гг. (684 тыс. человек), 1955-57 гг. (161 тыс. человек) и 1961-64 гг. (220 тыс. человек).

Были периоды спада и роста алии, и даже периоды, когда число покидавших страну превышало число репатриантов.

В 1955-57 гг. в Израиль прибыла новая волна репатриантов (около 160,000 человек):

  • 60,000 из Марокко,
  • 15,500 из Туниса,
  • 35,000 из Польши, большей частью вернувшиеся в Польшу из СССР.

После венгерского восстания 1956 г. в Израиль нелегально прибыло оттуда около 9000 евреев. После Синайской кампании (1956 г.) в репатриировались 14,500 евреев Египта. Многие из олим этих лет обосновались во вновь созданных сельскохозяйственных поселениях в районе Лахиша и в Изреельской долине .

Новый подъем алии относится к 1961-64 гг., когда в страну прибыло около 220,000 евреев, из них около 100,000 из Северной Африки (в основном из Марокко) и Румынии - около 63,000.

Известно, что всё время существования коммунистического режима в Румынии он занимался «продажей» евреев: за большие деньги разрешал их выезд в Израиль.

Первым шагом в борьбе советского еврейства за репатриацию были письма от 18 еврейских семейств из Грузии в Комитет защиты прав человека при ООН (1969 г.), в которых, наряду с протестом против дискриминационной политики советских властей, было выражено требование разрешить желающим того евреям выехать в Израиль . В 1969 г. число репатриантов из СССР составило 3019 человек (в 1968 г. - всего 224 человека), но в 1970 г. их число вновь резко сократилось - до 992 человек.

Наибольшее количество нового жилья было построено в т. н. районах развития в Галилее и Негеве - в Кармиэле , Нацрат-Илите , Йокнеаме , Беэр-Шеве , Офакиме и др. населённых пунктах. Больше всего жилья было построено в Ашдоде .

В профессиональном составе репатриантов очень высок удельный вес специалистов с высшим образованием. Данные по алие 1970-х гг.: среди олим старше 15 лет, работавших до приезда в Израиль, 38 % составляли люди с высшим образованием, работавшие по специальности (в том числе 25 % инженеров и 6 % врачей).

В 1990-1991 гг. доля лиц с высшим и средним специальным образованием была 65 % от общего числа репатриантов из СССР, прибывших в Израиль. После 1993 г. она снизилась до 50 %.

Массовая алия из Советского Союза привела к возникновению в Израиле центра литературного творчества на русском языке и появлению множества разнообразных периодических изданий на русском языке.

Наличие в Израиле значительного числа носителей русской культуры во многом способствовало кристаллизации русского еврейского общинного самосознания в Израиле. Местная русскоязычная пресса старается отражать весь спектр мнений общины по этому вопросу, колеблющийся от стремления к замкнутости до полной интеграции в израильское общество.

Важная роль в деле ознакомления израильского читателя с духовным миром евреев Советского Союза принадлежит выходящим ежегодно с 1976 г. на иврите под редакцией Д. Приталя (1919-2006) и Л. Дымерской-Цигельман сборникам «Еврейская интеллигенция в СССР», «Евреи в СССР» и «Евреи бывшего СССР в Израиле и в диаспоре». Изменение названия альманаха адекватно отражает социально-демографические перемены в жизни русскоязычного еврейства, большая часть которого эмигрировала из бывшего СССР в Израиль и другие страны.

В 2004 году в Израиль прибыло около 22000 олим. За 2005 год 23000 (+4.4 %). Впервые с 1989 года доля репатриантов из бывшего СССР составила менее половины - примерно 10100 человек (48.1 %). Из них почти 4000 из России и около 3000 из Украины , что на 18 и 21 % меньше, соответственно, чем в 2003 году.

В 2006 году в Израиль приехало 19900 олим - примерно как в 2005.

Репатриация эфиопских евреев

За двухтысячелетнюю историю эфиопские евреи неоднократно пытались добраться до Иерусалима . Но лишь очень немногим это удалось.

В результате улучшения отношений с Эфиопией увеличилась репатриация из неё. Небольшие группы репатриантов из Эфиопии начали прибывать в Израиль с первых дней существования еврейского государства.

С 1979 г. их число значительно увеличилось (1980 г. - 259 человек, 1981 г. - 650, 1982 г. - 950, 1983 г. - 2393). В 1979-1984 годах через Судан в Израиль прибыло около 7000 эфиопских евреев. Многие детали этих сложных и опасных операций по сей день засекречены.

Резкое ухудшение экономического положения, политическая неустойчивость и катастрофическая засуха поставили под угрозу само существование двадцатипятитысячной еврейской общины Эфиопии.

Алия из Аргентины, ЮАР, Франции и других стран

В конце 1980-х гг. начала увеличиваться алия из Аргентины, что было связано с ухудшением там экономического положения. В 1990 г. было 2045 репатриантов - почти втрое больше, чем в 1986 г. Впоследствии стабилизация ситуации в Аргентине и трудности абсорбции, связанные с наплывом олим из СССР, привели к уменьшению этой волны алии.

В 2002 г. наблюдался новый всплеск: за один год в Израиль прибыли почти 6000 репатриантов из Аргентины. Всего в 1948-2003 гг. в Израиль из Аргентины репатриировались 65815 человек.

Внутриполитический кризис в ЮАР стимулировал эмиграцию евреев, но большая их часть предпочла переселиться в Австралию, США или страны Западной Европы (за весь период 1948-2003 гг. в Израиль прибыло менее 20000 репатриантов из Южной Африки).

На всем протяжении истории Израиля продолжается алия из Франции, которая не уменьшилась даже в период интифады. Всего за 1948-2003 гг. в Израиль репатриировались более 70 тыс. уроженцев Франции. Рекордным был 1969 г., в ходе которого в Израиль из Франции прибыли 5292 человека. В два последующих года численность репатриантов из Франции оставалась сравнительно высокой (4414 человек в 1970 г. и 3281 человек - в 1971 г.).

Внутриполитический кризис в Албании , приведший к ослаблению изоляционистского режима в стране, позволил организовать в 1991 г. репатриацию еще остававшихся там немногочисленных евреев. Вследствие гражданской войны в Югославии в Израиль прибыло несколько десятков югославских евреев.

В 2004 году приехали около 1900 олим из США (9.0 % всей алии).

Статистика алии в XXI веке

2012 год

В 2012 году в Израиль приехало в общей сложности около 18 тысяч человек. Из них 3451 - репатрианты из России, что составляет 20 % от общего числа. На втором месте - США с 2952 «олим» (17 %), Эфиопия - 2355 (14 %), Украина - 2033 и Франция с 1853 новыми репатриантами. Наряду с крупными «поставщиками» алии, есть небольшая репатриация из таких стран как Гондурас, Мадагаскар, Доминиканская Республика, Монако и Андорра.

В 2012 году большинство репатриантов являются молодыми людьми: 5274 - это дети и подростки до 19 лет и 4890 человек в возрасте от 20 до 30 лет. Управление по делам студентов при Министерстве абсорбции сообщило, что большинство из них репатриируется с целью получить в Израиле высшее образование, финансируемое этим ведомством.

Более двух тысяч вновь прибывших - представители свободных профессий, инженеры, программисты. 200 - люди науки, 310 врачей, 170 медсестер и акушеров, 569 экономистов, 296 адвокатов и нотариусов, 133 психолога и около 300 деятелей искусств. 52 % новых репатриантов 2012 года - женщины (9428) и, соответственно, 48 % - мужчины (8365) .

2013 год

В 2013 году в Израиль репатриировались 19200 человек - больше по сравнению с прошлым годом (18940). Без учета организованной алии из Эфиопии, из других стран мира в 2013 году репатриировались 17500 человек на 7% больше по сравнению с 2012 годом (16230).

Самое значительное число репатриантов прибыло из стран СНГ - 7520 человек. Из России, Белоруссии и Прибалтики - 4600 человек, Украины и Молдовы – 2140, южного Кавказа - 280, Средней Азии - 490.

Алия из Эфиопии - 1360 человек - сократилась на 44% в связи с окончанием операции «Голубиные крылья» и завершением организованной алии из этой страны.

В 2013 году возросло на 35% число репатриантов из Западной Европы, откуда прибыло 4390 олим. В 2013 году алия из Франции выросла на 63% и составила 3120 человек. Число олим из Великобритании сократилось на 27% и составило 510 человек. Уменьшилась на 8% алия из Италии – 148 репатриантов, и из Северной Америки - на 11% (3000). Алия из Латинской Америки возросла на 34% - 1240 репатриантов. На 19% вызросла алия из Южной Африки, на 46% - из Океании, на 4% - из стран Ближнего Востока.

Около 60% всех репатриантов - до 34 лет, из них 37% в возрасте от 18 до 34 лет. Самый пожилой репатриант - из США в возрасте 103 лет .

Гражданство Израиля

Приобретение израильского гражданства регулируется Законом о гражданстве от 14 июля 1952 г., согласно которому право на израильское гражданство признается в силу репатриации в Израиль, либо проживания в Израиле, либо по рождению, либо натурализации или в результате дарования.

На основании статьи второй Закона, любой репатриант (оле) автоматически приобретает израильское гражданство, если только он уже не является израильским гражданином по рождению. Согласно Закону о возвращении от 5 июля 1950 г., каждый еврей имеет право прибыть в Израиль в качестве оле, и виза оле должна быть предоставлена любому еврею, выразившему желание поселиться в Израиле, если только он не занимается или не занимался в прошлом деятельностью, направленной против еврейского народа, или если его поселение в Израиле не угрожает безопасности страны, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Каждый еврей, репатриировавшийся в Израиль до 5 июля 1950 г. или родившийся в Израиле до или после этой даты, также рассматривается как прибывший в страну в качестве оле в силу Закона о возвращении. С точки зрения Закона о возвращении, еврей определяется как лицо, рожденное от матери-еврейки и не перешедшее в другое вероисповедание, либо лицо, принявшее иудаизм (при этом в самом Израиле признаются только ортодоксальные гиюры).

Права еврея по Закону о возвращении и права оле по Закону о гражданстве распространяются на нееврейского супруга, детей и их супругов и внуков репатрианта (за исключением лиц, которые, будучи евреями, добровольно перешли в другое вероисповедание). При этом не имеет значения, жив ли и репатриировался ли в Израиль еврей, в силу прав которого указанные лица обладают правом на израильское гражданство.

Согласно поправке к Закону о возвращении от 1971 г., любой еврей, находящийся вне пределов Израиля, может по желанию получить израильское гражданство.

В силу проживания в Израиле, израильским гражданством обладают лица, бывшие гражданами подмандатной Палестины непосредственно перед образованием Государства Израиль и оставшиеся жителями страны на 14 июля 1952 г.

По рождению израильским гражданством обладает лицо, если хотя бы один из родителей является израильским гражданином.

В силу натурализации израильское гражданство предоставляется, если ходатайствующий удовлетворяет всем следующим условиям:

  1. находится в момент подачи прошения в Израиле,
  2. проживал в Израиле три из пяти лет, непосредственно предшествовавших подаче прошения,
  3. имеет разрешение на постоянное жительство в Израиле,
  4. поселился или намеревается поселиться в Израиле,
  5. обладает хотя бы элементарным знанием иврита ,
  6. отказался от своего прежнего гражданства или намерен отказаться от него при получении израильского гражданства.

Получение израильского гражданства в силу натурализации обусловлено также декларацией ходатайствующего о его намерении быть лояльным гражданином Израиля. Процесс натурализации облегчается для лиц, которые состояли на израильской военной службе после 29 ноября 1947 г. (дата резолюции ООН о создании еврейского государства) или которые потеряли сына или дочь на военной службе в Армии обороны Израиля.

Совершеннолетний израильский гражданин, не проживающий в Израиле или формально заявивший о своем намерении покинуть Израиль, может подать письменное заявление об отказе от израильского гражданства. Если министр внутренних дел утверждает такое заявление, его податель перестает быть израильским гражданином, начиная с даты, устанавливаемой министром.

Министр внутренних дел правомочен лишить гражданства лицо, совершившее акт нелояльности по отношению к Государству Израиль или приобретшее израильское гражданство незаконным путем.

Сноски

Литература

  • Аптекман Д., Билецкий Б., Гольдман Л., Шрайбер Е. Десятилетие большой алии: путь достижений и утрат. (Социологические очерки) Иер., 1999. 126 с.
  • Лоевский Е. Алия 90-х годов. Иер., 1993. 96 с.
  • Миграционные процессы и их влияние на израильское общество / Сборник статей под редакцией А. Д. Эпштейна и А. В. Федорченко. М., 2000. 329 с.
  • Мушон Л. Путешествие длиной в 40 лет. Перевод с иврита. Иер., 1978. 372 с.
  • Ременник Л. Между старой и новой родиной. Русская алия 90-х гг. в Израиле // Диаспоры. М., 2000, № 3. С. 116-136.
  • Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья

1880-е годы. Беженцы из Российской империи

Лишившись своей государственности два тысячелетия назад, евреи постепенно расселились по всему земному шару. Особенно интенсивно шел процесс миграции в течение последних 500 лет, начиная от изгнания евреев из Испании и открытия Америки. Этот период нашей истории можно назвать "великим переселением евреев"

Александр ВИШНЕВЕЦКИЙ

Еврейская миграция всегда связана с преследованиями, дискриминацией и экономическими мотивами. Образовавшаяся вследствие расселения мировая еврейская диаспора представляет собой людей, проживающие вне страны своего происхождения (Эрец-Исраэль) в виде этнических и субэтнических групп. В еврейской диаспоре тесно связаны между собой различные ее центры, часто находящиеся на больших расстояниях друг от друга. Миграционные процессы приводили к падениям и появлению новых центров еврейской жизни вне исторической родины. Уже до новой эры в рамках еврейской диаспоры развивались независимые центры в отдаленных друг от друга регионах — например, в Александрии, Вавилоне.

История еврейской диаспоры, как и, к примеру, китайской или армянской, прослеживается в течение многих столетий, но ни одна историческая диаспора не имеет такую высокую степень культурного разнообразия и динамизма, как еврейская. Встречи евреев из разных созданных центров диаспоры в результате миграционных процессов через многие столетия (например, сефардов и ашкеназов в Нидерландах в XVII столетии) являются одними из самых интригующих аспектов еврейской истории.

Члены рассредоточенной этно-конфессиональной общины традиционно играют важную роль в качестве межкультурных посредников, в том числе с членами других диаспор. В соответствующем принимающем обществе они образуют меньшинство, благополучие которого зависит от взаимодействия с местным населением и другими группами мигрантов, от безопасности, благоприятных экономических и политических условий. С целью выживания это меньшинство занимает пустующие экономические ниши в странах проживания. Сохранение культурных различий с местным населением, уникальная профессиональная деятельность, соблюдение религиозных установок, запрещение смешанных браков являлись необходимыми условиями для сохранения еврейских сообществ в диаспоре в течение многих поколений.

Миграции, в первую очередь из-за насильственных выселений, были обычным явлением в истории человечества, и еврейская не является исключением, хотя в христианской традиции в виде антисемитских предрассудков глубоко укоренилась идея вечного странствия евреев по земле до второго пришествия Иисуса.

Еврейские миграции можно условно разделить на три последовательных периода между 1450-ми годами и нынешним временем:

1492-1789 годы — изгнание из Испании и рост диаспоры в Восточной Европе;

1789-1914 годы — массовая миграция из стран Восточной Европы и быстрый рост населения в новых центрах диаспоры;

ХХ столетие, начиная с 1914 года: изгнания, Холокост, создание еврейского государства и массовая репатриация в Израиль.

Уже к середине X столетия существовали три независимых и очень разных по культуре центра в диаспоре, между которыми происходил активный обмен. Главный центр диаспоры, как по численности еврейского населения, так и по его культуре, был расположен на Пиренейском полуострове. Здесь в Средние века развивалась процветающая сефардская община под властью мусульман, изначально терпимых к евреям. С середины XV века большинство испанских евреев находилось под христианским правлением, при этом все больше иудеев были принуждены католической церковью перейти в христианство. Многие из так называемых "маранов" продолжали скрытно исповедовать иудаизм. Полное изгнание мусульман из Испании в 1492 году ознаменовалось также изгнанием евреев, не обращенных в христианство, из Испании, Сицилии и с юга Италии. Португалия, которая была ближайшим убежищем для евреев, издала под испанским давлением в 1497 году похожее постановление о преследовании некрещеных евреев. Изгнание испанских евреев привело к значительному ослаблению культурной и религиозной автономии сефардов.

В Центральной Европе — втором центре диаспоры, рассредоточенном на большой территории, — проживали ашкеназские евреи, но их численность была значительно меньше числа сефардов в первом центре. Несмотря на жестокие преследования во времена крестовых походов и изгнания с большинства территорий на западе континента в XIII и XIV веках, евреи в XV столетии проживали во многих частях Священной Римской империи.

Третий и самый старый центр был расположен в мусульманских портовых городах Ближнего Востока и Персии, южной части Аравийского полуострова, Центральной Азии. Большинство евреев-сефардов бежало из Испании и Португалии в Северную Африку, где расселилось в течение нескольких поколений вокруг Средиземного моря, от Марокко на западе до побережья Малой Азии, нынешней северной Греции, Боснии и Болгарии. Сефарды основали ряд процветающих общин. В некоторых городах, таких, как Салоники, они представляли собой значительную долю населения. Часть сефардов оказалась в Турции. Мусульманские правители обложили евреев высоким налоговым бременем, но в то же время гарантировали безопасность, коммерческие привилегии и религиозную автономию.

Растущие преследования и экономические трудности объясняют, почему ашкеназские евреи из Центральной Европы в XV и XVI веках постепенно переехали в районы Речи Посполитой и в находящуюся под властью Османской империи Юго-Восточную Европу. В Польше и Литве евреи находились под покровительством короны, у них были относительно благоприятные условия жизни и труда. Еврейские иммигранты расселились в большие и малые города (местечки) на территории современной Латвии, Литвы, Белоруссии, Польши, Молдовы, Румынии, западной части Украины.

Создание в цветущей торговой республике Венеции гетто в 1516 году означало признание евреев в качестве независимых субъектов в средиземноморской торговой сети. После гонений и изгнаний гетто, как и местечки в Восточной Европе, стали уступками еврейским общинам, гарантией культурной автономии и участием в экономике соответствующих стран. Сефардские евреи Венеции поддерживали контакты с членами восточной и ашкеназской диаспор.

В то же время возникли еще два центра — в северо-западной Европе и в Новом Свете. Оба центра обязаны своим развитием привлекательными экономическими и правовыми условиями. В Амстердаме в конце XVI века зарекомендовала себя влиятельная сефардская община, члены которой были в основном евреи из Испании и Португалии. Сефардские купцы из Амстердама открыли торговлю по всей Западной Европе, а также с колониями в Южной Америке. В 1654 году 23 сефардских еврея прибыли из Бразилии в Нью-Амстердам (с 1664 года — Нью-Йорк), где получили право на поселение и основание первой еврейской общины в Северной Америке. В XVII веке первые евреи-ашкеназы мигрировали в Нидерланды и Новый Свет.

Образованный ашкеназский центр в Восточной Европе переживал в XVI и XVII столетиях расцвет в качестве самого густонаселенного и культурно доминирующего центра диаспоры. Евреи Польши и Литвы пользовались сравнительно высокой степенью автономии, они создали Ваад — регулярно собиравшийся еврейский парламент, на котором были представлены главные общины ашкеназского еврейства.

Фаза относительной политической стабильности, связанная с заключением Вестфальского мира в Центральной и Западной Европе в 1648 году, сменилась в том же году длительным кризисом в Восточной Европе. На Украине Богдан Хмельницкий (1595-1657) поднял восстание против польской короны, при этом сильно пострадало еврейское население Восточной Европы, возникла массовая волна беженцев. На фоне политического и экономического кризиса XVII века на западе Украины возник хасидизм, в середине XVIII века он стал ответом и на кризис традиционного иудаизма. К этому времени число ашкеназских евреев превысило число сефардов и восточных евреев. В последней трети XVIII века Польша утратила свою политическую независимость, ее еврейское население оказалось разделенным между Пруссией, Австрией и Россией.

1789 год был переломным моментом. Идеалы французской революции, связанные с получением всех гражданских прав, для большинства евреев Европы носили двойственный характер. Наличие свободы и равенства открыли новые возможности, но и представляли угрозу еврейским общинам в виде ассимиляции. Позднее, к 1870 году, число евреев в различных регионах Российской и Австро-Венгерской империй и в Юго-Восточной Европе выросло до четырех миллионов человек; большинство их них жило в местечках. Они представляли более двух третей мирового еврейства. В Германии, крупнейшем сообществе за пределами Восточной Европы, проживало около 450 тысяч евреев — их относительно большое число здесь было результатом естественного прироста и прусской аннексии части территории Польши в конце XVIII века. До начала XIX столетия ограничения возможностей их миграции были связанны с негативным отношением уже созданных еврейских сообществ, таких, как в Амстердаме, ростом расходов на переезд и рисками, поэтому только отдельные евреи мигрировали в Центральную и Западную Европу или даже в Новый Свет.

Бурная волна еврейской миграции из Восточной Европы началась в последней трети XIX века и была обусловлена многими причинами: экономическими, религиозными и политическими. Положение еврейского населения в России и Румынии ухудшилось — неблагоприятная экономическая ситуация, расширение масштабов насилия, огромный рост населения, многочисленные ограничения. Антиеврейские погромы в Российской империи, начиная с 1881 года, стали решающим аргументом для сотен тысяч евреев, чтобы покинуть свои дома. В основном миграционный поток был направлен в Соединенные Штаты, в которых уже к 1900 году был создан основной центр жизни евреев за пределами Европы. Еврейская миграция стала глобальным движением, с 1881 до 1914 годы, в период расцвета массовой иммиграции, более чем два миллиона евреев прибыли из Российской империи, Румынии и Австро-Венгрии в США. За XIX столетие в Северную Америку уехало также около 100 тысяч евреев из немецких государств. Но даже огромный отток эмигрантов не нарушил общего демографического равновесия — более того, численность евреев в Восточной Европе продолжала стремительно расти за счет роста продолжительности жизни и снижения детской смертности. К 1900 году еврейское население во всем мире выросло до десяти миллионов; девять миллионов из них были ашкеназами. На протяжении всего XIX и первой трети XX веков, вплоть до начала нацистского геноцида, около 80 процентов мирового еврейства по-прежнему проживало в Восточной Европе.

Страны Нового Света нуждались в европейских поселенцах. Развитие сети железных дорог и морского транспорта обеспечило начиная с 1850-х годов безопасный и быстрый способ переезда из Европы и Америку. Среднее время в пути из поселений в Центральной Европе в любую точку Северной Америки сократилось от нескольких месяцев до менее трех недель. Вскоре после 1880 года огромные океанские корабли начали пересекать Атлантический океан менее чем за неделю, сделав переезд в Америку доступным для всех. В крупных городах, таких, как Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго возникли большие еврейские гетто. Во многих новых центрах диаспоры вновь прибывшие в течение нескольких лет евреи составили большинство, в том числе в Соединенных Штатах, Великобритании, Южной Африке, Аргентине и Палестине. Миграция из Российской и Габсбургской империй и Румынии не только нарушила баланс между центрами еврейской диаспоры в Европе и за ее пределами, она был движущей силой быстрого роста еврейского населения в новых центрах. Но глобальная массовая миграция евреев наткнулась на противодействие противников иммиграции, которые находились под влиянием антисемитских стереотипов.

Международные сотрудничающие еврейские организации помощи, такие, как Парижский Всемирный еврейский союз, Нью-Йоркское общество помощи еврейским иммигрантам и общество еврейских иммигрантов (HIAS), Берлинское общество помощи немецким евреям оказывали поддержку еврейским иммигрантам из Восточной Европы, в первую очередь питанием.

В Первой мировой войне сильно пострадал большой центр еврейских поселений в Восточной Европе. Российские военные власти выслали в 1915-1916 годах десятки тысяч евреев внутрь страны. В Габсбургской империи начались массовые преследования в Галиции, волна беженцев хлынула в Вену и Будапешт. Война привела к распаду Российской, Австро-Венгерской и Османской империй, военные конфликты продолжались вплоть до 1920-х годов. По самым скромным оценкам, 60 тысяч евреев погибли в 1918-1919 годах в результате погромов, сотни тысяч потеряли свои дома. Крупным группам удалось бежать на Запад, но большинству беженцев пути были закрыты. За американскими иммиграционными ограничениями 1921 года был не только страх распространения большевизма, но и явно антисемитские предрассудки.

Несмотря на это, в Нью-Йорке и Бруклине к 1925 году уже насчитывалось более миллиона человек, что составляло свыше десяти процентов еврейского населения мира. Канада, Великобритания и Аргентина также усложнили иммиграцию. Многие государства требовали для въезда наличия действительных паспортов и транзитных виз, которыми беженцы не располагали, а без документов люди теряли право на свободное передвижение. Еврейские переселенцы на протяжении многих лет находились по всей Европе в лагерях беженцев и городских трущобах в состоянии транзитных пассажиров. Немало из этих людей подверглись после 1939 года нацистским преследованиям и погибли.

Немногие страны остались открытыми для мигрантов из Восточной Европы после 1918 года. Такими оказались Веймарская республика, которая проводила относительно либеральную политику в отношении беженцев, и Франция, которая нуждалась в рабочих ресурсах.

Ответом на растущий антисемитизм и националистические движения в Восточной Европе стал сионизм. После Первой мировой войны он превратился в массовое движение и обусловил рост числа поселенцев в Эрец-Исраэль. Палестина обрела в 1920-е годы большее значение для иммигрантов, но тяжелые условия жизни под британским мандатом объясняют, почему число возвратившихся в исходные страны проживания уже во второй половине 1920-х годов было почти столь же высоко, как и репатриантов.

В Советском Союзе была значительная еврейская миграция в крупные города и в Крым. Многие были переселены в конце 1920-х годов на восток в Биробиджан во время сталинской насильственной коллективизации. Новыми домами для тысяч еврейских беженцев стали в начале 1920-х годов Китай, Бразилия и Мексика. В межвоенный период еврейские и другие мигранты сыграли значительную роль в культурном буме в Берлине.

Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году, вызвал экономическую миграцию и ужесточил иммиграционные ограничения. Это поставило перед еврейскими беженцами из Германии после 1933 года большие препятствия. В 1939 году количество еврейского населения мира выросло до семнадцати миллионов, из них примерно 14 миллионов составляли ашкеназы. С более чем восьмью миллионами евреев Восточная Европа по-прежнему являлась наиболее важным центром диаспоры, затем следовали США. Произошло усиление антисемитизма во всех странах Запада, евреи Европы вновь стали предметом лживых обвинений, подозрений, а порою и нескрываемой ненависти. В Польше в середине 1930-х годов проводилась антисемитская политика, отношение к еврейским гражданам резко ухудшилось.

После захвата власти нацистами около 250 тысячам евреев удалось эмигрировать из Европы сложными путями, часто после потери всего имущества и нескольких месяцев, и даже лет, ожидания. С начала 1938 года и до развязывания войны гонения на евреев начинаются на территориях аннексированной Австрии, Судетской области и, наконец, оккупированных Богемии и Моравии. Экономическая деятельность евреев в подконтрольных нацистам странах была полностью прекращена.

Конференция в Эвиане в июне 1938 года, созванная американским президентом Франклином Рузвельтом (1882-1945) для обсуждения путей содействия эмиграции немецких и австрийских евреев, практически не дала результата: ни одна из 32 участвующих стран не была готова принимать еврейских беженцев.

Начало войны усугубило ситуацию. В октябре 1941 года в Германии был введен запрет на еврейскую эмиграцию с территорий, контролируемых немецкими войсками. В это время вермахтом, союзными войсками и местными коллаборационистами уже были уничтожены сотни тысяч евреев на западе Советского Союза. Вскоре после этого был принят план "окончательное решение" еврейского вопроса. Организованная депортация миллионов евреев в лагеря смерти со всей Европы представляла собой форму насильственной миграции. Катастрофа всего за четыре года полностью уничтожила главный центр еврейской диаспоры в Восточной Европе. Среди жертв Холокоста были также сефарды, в основном из Греции, Югославии и Туниса. Часть евреев в СССР (более двух миллионов) избежала этой участи, эвакуируясь вглубь страны. Некоторые спаслись потому, что были депортированы в ГУЛАГ после советского вторжения в Восточную Польшу в 1939 году.

После освобождения уцелевших еврейских беженцев многие, как и после Первой мировой, в течение долгих лет жили в постоянном ожидании транзита. Лишь немногие страны были готовы их принять. В Соединенных Штатах антисемитскими кругами была сорвана иммиграция. Большинство стран Ближнего Востока объявили евреев нежелательным меньшинством. В Палестине англичане ставили непреодолимые препоны репатриации евреев.

Создание Израиля 14 мая 1948 года изменило ситуацию. Одним из первых постановлений нового государства стало решение о превращении репатриации в государственную политику. Начался процесс исчезновения многих центров диаспоры в странах рассеяния и возрождения национального еврейского государства в Израиле, продолжающийся до настоящего времени. За четыре года после провозглашения независимости Израиль принял 680000 новых репатриантов. В 1970-е годы, уступив мощному давлению западного мира, началась миграция евреев из Советского Союза. Изначально в небольшом количестве были отпущены преследуемые отказники, затем, после распада Советского Союза в 1991 году, экономические мотивы вышли на передний план и вызвали массовую волну репатриации. До конца 1970-х годов в страну прибыло 140000 новых репатриантов. На конец 1980-х — начало 1990-х годов, в период развала СССР, пришелся пик алии из стран бывшего Советского Союза, к 2000-му в страну с постсоветского пространства прибыло 750 тысяч евреев. Миграция из бывшего СССР частично шла также в Соединенные Штаты, Канаду, Германию.

Развал "лагеря социализма", "арабская весна", появление ИГ, неконтролируемый приток мусульманских мигрантов в Европу — таковы наиболее зримые изменения последнего отрезка времени, приведшие к постоянному росту миграционных процессов. Сокращается численность еврейского населения в существующих центрах диаспоры. Причины — ассимиляция, антисемитизм и алия в Израиль.

Тем не менее наличие центров диаспоры до сих пор является важным фактором политического, экономического и культурного взаимодействия Израиля с окружающим миром…

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека