Игра - понятие многогранное. Образовательный портал
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКИЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра дополнительного образования и сопровождения детства
Слушатель курсов по программе
«Празднично-игровые технологии»
Педагог-организатор
МБОУ ДОД «Детский экологический центр»
Вахонина Марина Николаевна
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3
«Типология игровых технологий»
Руководитель:
профессор кафедры доп.образов.,
доктор педагогических наук
Исаенко Вера Петровна
Москва 2012
Типология игровых технологий
План:
Функции и классификация игр.
Примеры игр, которые я использую в своей работе.
Функции и классификация игр
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игры делятся по виду деятельности: на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТОО, а также с различными средствами передвижения.
Примеры игр, которые я использую в своей работе
Игры с залом
Деревья - кустарники – трава
Если ведущий говорит «деревья», участники должны поднять руки вверх, если «кустарники»- положить руки на колени, а если «трава» - коснуться кончиков нок. При этом ведущий выполняет действия с участниками, путая их (т. е. выполняет действия наоборот). Дети часто, смотря на ведущего, не слышат, что он говорит, а повторяют движения за ним. Поэтому участников легко запутать.
Три стихии
Ведущий показывает движения, соответствующие названию стихии. «Земля» - руки сложены друг на друга параллельно полу (как за партой в школе), «Вода» - волнообразные движения одной рукой, «Воздух» - руки вверх.
Ведущий называет стихии в разном порядке, а дети должны показать их действием. При этом ведущий выполняет действия с участниками, путая их (т. е. выполняет действия наоборот). Дети часто, смотря на ведущего, не слышат, что он говорит, а повторяют движения за ним. Поэтому участников легко запутать.
Гол - мимо
Ведущий делит зал на 2 команды (например, левая и правая половина зала).
Затем разучиваются «названия» рук. Левая рука называется «гол», другая, соответственно, правая рука - «мимо».
Та команда, на которую показывает ведущий одной из своих рук, кричит ее название (левая - «Гол»; правая - «Мимо»). Если поднимаются две руки, то весь зал кричит: «Штанга».
Игры – тренинги
«Тростинка на ветру»
Цель: создание условий для формирования у учащихся опыта взаимного доверия.
Инструкция: «Встаньте в круг очень близко друг к другу, вы деревья и должны стоять прямо. Кто из вас хотел бы быть «тростинкой», которая гнется под дуновением ветра? Становись в центр, ноги поставь вместе, держись прямо. Все остальные, поднимите руки на уровне груди. Когда наша «тростинка» будет падать в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Задача тех, кто стоит в кругу – сделать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил ощущение безопасности и доверия к вам».
Рефлексия:
– Как ты себя чувствовал в центре круга?
– Мог ли ты доверять кругу?
– Кого ты опасался?
– Что было самым трудным?
– Хорошо ли вы справлялись вместе?
«Пчелы и змеи»
Цель: отработка слаженности действий внутри команды.
Материалы: губка и карандаш
Инструкция: «И вот в широком поле мы замечаем степных змей и диких пчел. Разбейтесь на равные по размеру 2 команды. Одна команда будет группой змей, а другая – пчел. Каждая команда выбирает короля.»
Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу 2 предмета, которые короли должны отыскать в классе. Король пчел должен найти мед – вот эту губку, а король змей отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям, издавая звуки: пчелы должны жужжать: жжжжжжж, а змеи шипеть: шшшшшшшш. Чем ближе ваши короли будут приближаться к предметам, которые они ищут, тем громче должны быть ваши звуки».
Обе команды рассаживаются по своим местам. Они не имеют право говорить, помогая своему королю только понижением или повышением громкости издаваемых звуков.
Рефлексия:
– Как пчелы взаимодействовали друг с другом?
– Как змеи взаимодействовали друг с другом?
– Как ты чувствовал в роли короля?
– Ты остался доволен своими подданными?
«Щепки на реке»
Цель: создание атмосферы, полной доверия и спокойствия.
И вот мы выходим к реке. А по ней плывут щепки.
Инструкция: «Встаньте в 2 длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе – Вода одной реки. По реке сейчас «поплывут» Щепки. Щепки сами решат, как им плыть медленно или быстро, прямо, зигзагами или кругами. Они могут закрыть глаза или плыть с открытыми. Вода должна помочь любой щепке найти дорогу. Когда Щепка проплывет до конца реки, она станет продолжением этой реки, после чего поплывет следующая Щепка.
Рефлексия:
– Что ты чувствовал, когда был Щепкой?
– Что ты чувствовал, когда был Водой?
Интеллектуальные игры-конкурсы
Конкурс «Угадай-ка растение» (для экологического мероприятия)
Реквизит: проектор, экран, презентация с конкурсным заданием, карточки с номерами для жеребьевки.
До начала конкурса проводится жеребьевка. Затем на экране будут демонстрироваться изображения растений (деревья, кустарники, травянистые растения). В порядке жеребьевки (по очереди) команды отгадывают название растений. Если нет ответа, то возможность ответить предоставляется следующей команде. В этом случае она отгадывает картинку соперников, а затем свою. За каждый правильный ответ команде дается жетон. В общей сложности каждая команда сможет попытаться отгадать 3 растения из разных групп (кустарник, дерево и травянистое растение). На обсуждение командам дается 30 сек.
Затем всем предлагается просмотреть еще 3 изображения и записать их названия на листок. Дополнительный жетон дается только в случае, если команда угадает все растения.
Слова перевертыши
Реквизит: карточки с зашифрованными словами (см.ПРИЛОЖЕНИЕ), карандаши или ручки по количеству команд, музыкальная заставка.
Игра проводится между командами. Количество команд необходимо определить заранее, для того чтобы подготовить реквизит. Количество участников в каждой команде должно быть равным. Возраст участников: 3-4 класс.
Командам выдаются карточки с зашифрованными словами. На расшифровку дается время, пока звучит музыкальная заставка (1 мин.) Оценивается скорость и правильность выполнения задания. За скорость – 1 жетон, за правильность – 1 жетон. Если все команды правильно расшифровали слова, то всем выдается по жетону.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Экологические заморочки из бочонка (для экологического мероприятия)
Реквизит: бочонки от «киндер-сюрприза», в которые необходимо положить карточки с заданиями (см.ПРИЛОЖЕНИЕ), мешочек, карточки с номерами для жеребьевки.
Игра проводится между командами. Количество команд необходимо определить заранее, для того чтобы подготовить задание. Количество участников в каждой команде должно быть равным. Возраст участников: 3-4 класс.
До начала конкурса проводится жеребьевка. Затем каждая команда вытаскивает из мешочка бочонок с задачей. На обсуждение отводится 1 минута (пока звучит музыкальная заставка). По истечении отведенного времени, команды по очереди, согласно жеребьевке, отвечают. За ответ команда может заработать от 1 до 5 жетонов, в зависимости от ответа.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Заморочка 1
За 300 лет растения могут использовать для фотосинтеза весь углекислый газ, содержащийся в атмосфере. Почему этого не происходит?
Ответ: Поглощение углекислого газа растениями уравновешивается другими процессами, проходящими с выделением углекислого газа (например, дыханием, гниением, брожением, горением, извержением вулканов).
Заморочка 2
Детям очень хотелось, чтобы в их комнате всю зиму росла березка с зелеными листьями. Летом они осторожно выкопали небольшую березку, пересадили в кадку с почвой, перенесли в комнату и поставили у окна с солнечной стороны. Деревце прижилось. Но осенью, несмотря на хороший уход, листья пожелтели и опали. Почему?
Ответ: Сбрасывание листьев не обязательно представляет собой следствие неблагоприятных условий. Исторически сформировавшаяся и предающаяся от одного поколения к другому способность к сезонному листопаду проявляется и в благоприятных для вегетации условиях.
Заморочка 3
Объясните причину: почему у лиственных деревьев еще осенью опали листья, а хвойные стоят с листвой?
Ответ: Хвоинки – видоизмененные листья растений – хорошо приспособлены к холодам и малому количеству тепла, а также к жаре. Осенью при похолодании и уменьшении света у лиственных деревьев образование живого вещества в листьях прекращается. Лист становится ненужным, начинается листопад.
Заморочка 4
Растения подлеска имеют яркие, хорошо заметные плоды: красные – у бузины, калины, волчьего лыка; черные или темно-синие – у можжевельника; желтые, красные – у яблони. Какое значение имеет окраска плодов?
Ответ: Поедая плоды, птицы и другие животные способствуют распространению семян. Плоды с яркой окраской хорошо видны животным.
Заморочка 5
Среди растений, встречающихся в ельниках, немало таких, которые имеют белые цветки: кислица, грушанка, майник и др. Такая окраска цветков неслучайна. Объясните, с чем это связано.
Ответ: Из-за недостаточного освещения, насекомым более заметен такой цвет растений.
Заморочка 6
Многие люди думают, что если срывать цветки у дикорастущих растений достаточно аккуратно, не повреждая при этом само растение, то вреда ему не будет. Однако это неверно. Даже самый аккуратный сбор цветков имеет пагубные последствия. Какие?
Ответ: прекращается размножение растений
Заморочка 7
Отличаются ли плоды лиственных и хвойных растений друг от друга, и если да, то как?
Ответ: У лиственных - это плоды или ягоды с семенами или семена. У хвойных - это шишки с семенами, скрытыми чешуйками.
Заморочка 8
Когда растения растут быстрее: при их размножении семенами или частями растений (черенками)? Почему?
Ответ: Части растений – это значительно быстрое размножение, чем семена, так как в основе уже готова большая часть будущего растения, а из семени еще надо вырасти.
Заморочка 9
Почему растения леса растут ярусами – этажами? Назовите самые высокие, средние и самые низкие растения леса.
Ответ: Растения леса растут ярусами потому, что в лесу не достаточно света. Идет борьба за свет и тепло. Выше всех растут деревья, по середине – кустарники, ниже всех травы, мхи.
Литература:
Степанова О.А., Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей группы продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей, издательство: ТЦ Сфера, 2003
Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 2006.
Лёвина С. А., Тукачёва С. И. Физкультминутки, издательство: Учитель, 2010
Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.
Материалы сайтов , ,
ИГРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
Определение и структура игры
Понятия «игра», «играть» отражают тайные, скрытые цели, интриги людей (игры политические, парламентские, номенклатурные). Лексический потенциал этих понятий и их производных огромен: играючи (без усилий), игривый (веселый, шаловливый), игрушка (вещь для развлечения и одновременно послушное орудие чужой воли), игристый (напиток). Мы говорим - игра слов, чувств, страстей. Мы говорим - играть, подразумевая такие понятия, как резвиться, забавляться, проводить время в отдыхе, развлечениях, досуге. Вместе с тем играть - это исполнять роль в спектакле, какое-либо музыкальное произведение, состязаться в конкурсе, соревновании, делать ход в шахматах. И уж совсем, казалось бы, парадоксальное: играть - рисковать жизнью; играть - использовать чувства другого, пренебрегать самолюбием человека, заниматься чем-то несерьезным, притворяться, проявляться, занимать место и т. д.
Слова игра, играть в русском языке чрезвычайно многообразны, употребляются и в значении развлечения, и в переносном значении (игра с огнем), и в значении чего-то необычного (игра природы) или случайного (игра судьбы). Слово играть употребляется в значении притворства (играть комедию) или раздражающего действия (играть на нервах); занимать какое-либо положение (играть руководящую роль); обращаться с чем-либо легкомысленно (играть с огнем, играть с людьми); проявляться в особом блеске (солнце играет на воде, волна играет). Хотя в толковых словарях и различают прямое (основное) и переносное значения этих слов, их различие не представляется достаточно ясным.
Игра - понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, прогнозирующими процессы, обусловленные многими факторами. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т. п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов. Длительно применявшиеся организационные, популяционные, даже теологические системные объяснительные модели в данное время заменяются игровыми.
В древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра), атиро (игра-забава, пустяк, пустое развлечение), агон (поединок, состязание, соревнование). В санскрите - пять значений игры: игра детей; игра-представление; игры-шутки, фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство.
«Русский энциклопедический словарь» (1877) относит к играм хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрацию зверей в цирке.
Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена производственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим операциям. Существенным в труде является его общественная сущность, специфический характер трудовой деятельности, которая вместо того чтобы просто приспособляться к природе (как жизнедеятельность животных), изменяет ее. Игра связана с практикой, воздействием на мир. Игра человека - порождение деятельности, посредством которой он преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая действительность, ее преображать. Впервые появляясь в игре, эта человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное центральное и самое общее значение игры.
В обыденном сознании людей игра остается легковерной забавой, развлечением, делом не очень важным и не очень серьезным.
В общественной практике и науке последних лет понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни и культуры, принимается как общенаучная, серьезная категория.
В науке сложились разнообразные трактовки детской игры: как универсального понятия игры и игры как специфического социально-культурного явления. Но и первая, и вторая трактовки понимают ее как активно-преобразовательную деятельность, которая открывает большие возможности исследовать воспитательный потенциал игры.
Для понимания сущности игры важно различать субъективное и объективное значения. Субъективное значение игры определяется ее мотивом, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в самом процессе игровой деятельности. Игра содействует формированию физических и духовных способностей человека, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой.
Игра - это школа общения, действенное средство нравственного воспитания, модель взрослой жизни, когда происходит не только знакомство с различными профессиями, но и учеба ценить труд, ощущать гордость быть тружеником.
Игра - это особая модель поведения, которая помогает адаптироваться личности как в кругу семьи (отдельно взятой ячейке общества), так и в окружающем ее социуме.
Игра - это неотъемлемая часть жизни, которая компенсирует все ограничения и запреты, становясь ее крепким фундаментом. Она воспроизводит стабильное инновационное в жизненной практике и значит является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития личности. Инновационное идет от иррациональной установки игры, которая способствует тому, чтобы играющий верил (или не верил) во все, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за ее рамки. Эти противоречия и сохраняют целостность феномена игры.
Игра - непринужденная деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам. И если субъективная цель, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духовных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.
Структуру игры составляют сюжет, содержание и мотивы.
Сюжет игры - это непосредственное действие, воспроизводящее в игре житейские отношения или почерпнутое из прочитанной (прослушанной) сказки.
Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему. Значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к ее собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности людей отпадает возможное в их практической деятельности расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта. В игре совершаются действия, цели которых значимы для индивида по их внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.
Основные функции игры
коммуникативная -
деятельностная
-
компенсаторная
воспитательная
-
развивающая умения
прогнозирующая
моделирующая
развлекательная
релаксационная
психотехническая
развивающая
Основные функции игры
Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. С помощью игры познается мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление.
Главное назначение игры - развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т. д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.
К основным функциям игры относятся:
коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные контакты;
деятельностная
-
выявляющая взаимодействие людей
друг с другом и окружающим миром;
компенсаторная
- восстанавливающая энергию, жизнен
ное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
воспитательная
- организующая деятельность человека.
Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
педагогическая, дидактическая
-
развивающая умения
и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;
моделирующая - связывающая действительность с нереальным;
развлекательная
- создающая благоприятную атмосферу,
превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;
релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
психотехническая
- перестраивающая психику игрока для
усвоения больших объемов информации;
развивающая
- корректирующая проявления личности
в игровых моделях жизненных ситуаций.
В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, играющие включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления. Широко используются игры ролевые, дидактические, сюжетные, подвижные, географические, литературные, математические, познавательные, шуточные и музыкальные. Подчинение правилам игры воспитывает организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.
Широта кругозора человека, его творческая активность, эмоциональный настрой имеют большое значение в проведении деловых игр, в процессе которых проявляются индивидуальные особенности, вырабатывается интуиция, происходит раскрепощение, преодолевается психологический барьер, активизируется память.
Классификация игр
Классификация игр дает основание уточнить системы соподчинения игр того или иного целевого назначения; позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмысленного использования.
Вместе с тем важно помнить, что дело не в самой игре или ее игровом результате, а в том, в какие взаимоотношения и с кем вступает игрок, какие качества приобретает, чему учится, что познает и открывает в себе, как реабилитируется, самовыражается, воздействует на окружающий мир и т. п. Важно знать, что игра - явление многогранное: она редко выражает до конца ту или иную тенденцию; расчет и мастерство здесь стыкуются с фактором случайного везения; подражание и творчество в ней взаимосвязаны; правила модернизируются и усложняются в процессе игры; заданность ее прерывается импровизацией и что сама игра насыщена элементами труда, искусства, движением, познанием и др.
Значение игры нельзя исчерпать и оценить креативными (развлекательно-занимательными) возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, игру-обучение, игру-терапию, игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Она является основой досуга, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием - темой игр может быть любая деятельность человека. Но она же способна сохранять свою ценность как своеобразный вид деятельности, например, выступать в виде «квипрокво» (путаницы, недоразумения, мистификации, нелепицы).
Природа игры определяется по четырем аспектам:
1. Игра есть условность, которая может проявляться по-разному: и как условность состязания, и как условность представления (роль, кукла, знак, обозначение).
2. Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, которые в основном определяют нормы (порядок взаимоотношений участников).
3. Игра как самостоятельное явление культуры занимает в ней определенное место, имеет особые механизмы встраивания.
4. Сущность игры заключается в апробации, закреплении, выявлении некоторых норм отношений между людьми (как социальных, так и личностных) и в установлении гибких переходов в этих отношениях.
Классификация игр как отражение известной и непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется задачей важной и перспективной.
Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, за ее основу предлагается взять человеческую деятельность, которую игры отражают. С одной стороны, такая деятельность, ее вертикальные и горизонтальные связи - это досуг (собственно игра), познание, труд, общение. С другой стороны - это психофизическая интеллектуально-творческая и социальная деятельность. Эти виды деятельности взаимопроникают друг в друга, имеют свои модели, структуры, функции, элементы, результаты.
С этой позиции все игры подразделяются на следующие виды :
1. Физические и психологические игры и тренинги
- двигательные (спортивные, подвижные, моторные), экстатические
(приводящие в восторг и состояние экстаза), экспромтные игры
и развлечения, освобождающие от комплексов, стрессов, лечебные игры и забавы.
2. Интеллектуально-творческие игры - предметные забавы, сюжетно-интеллектуальные, дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные), строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные и другие; игровые методы обучения.
3. Социальные игры - творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы), деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, ролевые, имитационные).
4. Комплексные игры - коллективно-творческая, досуговая деятельность.
5. Шоу-игры - конкурсы, викторины, лотерея, аукционы. Рассматривая их с точки зрения жанровой и тематической принадлежности, можно выделить музыкальные, спортивные, интеллектуальные, профессиональные и т. д.
Игры можно классифицировать по внешним признакам: содержанию, форме, месту проведения, составу и количеству участников, степени регулирования и управления, наличию аксессуаров. Рассмотрим некоторые из них.
По содержанию . Это определяющая сторона игры как таковой. Оно представляет единство всех составных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание включает фабулу, тему, интригу, задачи игры, т. е. это основная направленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами подразделяются на спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т. д. По содержанию «вольные» (свободные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию; этнографические игры и т. п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, органично объединяющие игры разного вида.
По форме . Форма в философской трактовке есть способ существования и выражения содержания. Она означает внутреннюю организацию содержания и связана с понятием «структура».
В самостоятельные типовые группы целесообразно выделить следующие игры: детские всех типов; игры-празднества; игровой фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, противоборства, соперничество, конкурсы, эстафеты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификация, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т. д.
Интенсивное использование игр во второй половине XX в. в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры и т. п.). Первые есть собственно игры, вторые - модельно-обучающие, в которых игра -технический способ обучения.
По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезонными, или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Различаются по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).
По месту проведения. По этому признаку выделяются: настольные (застольные) игры, комнатные, уличные, дворовые; игры на воздухе и на местности (в лесу, поле, на воде, туристской площадке и т. д.), игры на празднике и эстраде.
По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Объективно существуют игры мальчиков (подростков, юношей, мужчин) и игры девочек, девушек и женщин. В вышеупомянутых играх - особые рефлексия, традиции, приметы пола.
По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые игры.
По степени регулирования, управления. Существуют игры, организованные менеджером-аниматором, спортивным инструктором (стихийные, импровизированные), экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти туристов.
По наличию аксессуаров, необходимых для игры (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т. п.). Различаются игры без предметов и с предметами, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.
В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обособленность, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре). Игры могут быть заданного типа или импровизированными, самобытными или подражательными, с меньшей или большей дозой риска, пассивными или активными и т. п.
В системе классификации модельно-социальных форм различают игру- состязание, игру-правосудие, игру-театр, игру-поэзию, игру-дипломатию, игру-войну и т. д., т. е. боевые, любовные, подражательные, социальные, драматические. Группировка игр по таким критериям построена прежде всего на идее социальной деятельности.
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Ниже даны примеры проведения игр, содержание и правила которых могут варьироваться аниматором в зависимости от различных факторов (возраст, количество участников, время года, наличие оборудования и др.).
При подведении итогов учитываются актерское мастерство, быстрота и оригинальность выполнения задания участниками.
По окончании игры командам вручаются призы.
Конкурсные задания
«Зоологические прыжки». Многие животные передвигаются прыжками. Соревнующимся командам предлагается выделить игроков, которые будут изображать: кенгуру, кузнечика, лягушку, зайца, слона.
«Необычное пение». Правильно петь стремятся все. Петь неправильно гораздо интересней. Игрокам предлагается исполнить песню «Маленькая страна» из репертуара Наташи Королевой, но при этом надо выполнить одно из предлагаемых действий: зажать нос пальцами, набрать в рот воды, втянуть внутрь щеки, закусить нижнюю губу, зажать между зубов спичку, положить за щеки грецкие орехи.
«Старая сказка с новым концом». Играющим командам* дается задание: придумать новые окончания известным народным сказкам - «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
«Колыбельная песня». Колыбельные песни помогают ребенку успокоиться и уснуть. Необходимо исполнить песню тихо, убаюкивающе и усыпляюще, но предлагаются пафосные, энергичные песни: «Мальчик-бродяга» из репертуара Андрея Губина, «Чашка кофею» - Марины Хлебниковой, «Зайка моя» - Филиппа Киркорова, «Атас!» - группы «Любэ».
«Новый календарь». Скучно и грустно называются наши месяцы. Играющим необходимо быстро придумать новое красивое название для каждого месяца.
«Повторяющаяся рифма». Иногда поэты сочиняют стихи, когда 9 строк оканчиваются на одну рифму, например «ой»:
Как-то утром под горой,
Предвечернею порой
Шел парнишка молодом,
С ним старик шел с бородой,
С водосточную трубой.
Шли они на водопой,
Били мух сковородой...
Хочешь - плачь, а хочешь - пой
Над такою ерундой.
Предлагается сочинить стихи, чтобы строчки оканчивались рифмой на - ка, ла, на,ра, ча, аи, ать, он, ять.
«Песня голодных». Участники игры - гости - пришли на день рождения к своему другу, но именинник просит их исполнить жалостливо песню крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...». Условие: игроки должны ее спеть не словами, а виде звуков животных или птиц, например: вороны, лягушки, кошки, козы, коровы.
«Эмоциональные руки». Человек - очень эмоциональное существо. Обычно все эмоции «написаны на лице». Участникам игры необходимо продемонстрировать эмоции руками: ненависть, злость, радость, испуг, грусть, неприязнь.
«Новое применение». Надо придумать 10 новых применений известным предметам: носовому платку, столовой ложке, бельевой прищепке, швейной игле, зубной щетке.
«Чайнворд». В этой игре слова подбираются так, чтобы каждое новое слово начиналось на ту же букву, на которую оканчивается предыдущее слово. Например: ДюймовочкА - Аккурат-нО - ОчистилА - АпельсиН - НожикоМ.
Задание: составить чайнворд про героев сказки «Золотой ключик», используя как можно больше имен: Буратино, Кара-бас-Барабас, Мальвина, Дуремар, Артемон, Тортилла, Пьеро, кот Базилио, лиса Алиса.
«Маршевая песня». Маршевые песни помогают ходить в строю. В них есть ритм и четкость, их исполняют громко и бодро. Задание командам - исполнить одну из предлагаемых песен: «В траве сидел кузнечик», «Спят усталые игрушки», «От улыбки хмурый день светлей», «Маленькой елочке холодно зимой» и промаршировать строем под ее мелодию.
«Огородные сказки». Надо сочинить сказку-объяснение про овощи с огорода. Темы: «Почему помидор красный?», «Откуда у редиски хвостик?», «Почему арбуз полосатый?», «Откуда у капусты много листьев?», «Почему огурец пупырчатый?».
«Полезный подарок». В мультфильме про Винни Пуха Сова сочинила для Иа целую речь. Придумайте, что может сказать Сова в тот момент, когда будет дарить: Винни Пуху - гирю от весов; Пятачку - звонок от велосипеда; Кролику - стрелку от компаса; Удаву - оправу от очков; Слону - лампочку от фонарика.
«Кондитерские сказки». Команды должны сочинить интересную сказку в стихах, героями которой будут кондитерские изделия. Названия сказок: «О том, как пирожное захотело стать тортом», «О том, как мармелад поссорился с шоколадом», «О том, как конфета потеряла свою обертку», «О том, как мороженое путешествовало по Африке», «О том, как вафли учились плавать».
«Запрещающие таблички». На улицах городов можно встретить запрещающие таблички: «Посторонним вход воспрещен!», «По газонам не ходить!», «Не сорить!» и т. д.
Придумайте 5 запрещающих табличек, которые могли бЫ» появиться во дворце Снежной Королевы, в Изумрудном городе, театре Карабаса-Барабаса, больнице Айболита, пещере Али-Бабы.
«Сиамские близнецы». Быть сиамскими близнецами нелегко, ведь на двух человек приходится всего две руки. Попробуйте убедиться в этом сами: 2 участника команды должны обняться друг с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая - другого. А теперь необходимо на быстроту выполнить следующие задания:
Вдеть нитку в иголку и зашить дырку;
Зажечь свечу спичками;
Завязать бант на ленте;
Заменить стержень в шариковой ручке и написать письмо;
Вырезать ножницами фигурки из цветной бумаги и сделать
аппликацию.
«Песня, которую знают все». Соревнуются две команды в умении исполнить известную песню «Подмосковские вечера», как ее исполнили бы:
Африканские аборигены;
Горцы Кавказа;
Оленеводы Чукотки;
Индейцы племени тумба-юмба.
«Переводчик». Необходимо сказать фразу, но по-другому, не повторив ни одного слова из предложенной, но сохраняя смысл предложения, чтобы игроки догадались, какое оно:
Муха села на варенье;
На столе стоит бутылка;
Бьют часы двенадцать раз;
Воробей влетел в окно;
Шел отряд по берегу.
«Нарисуй пословицу». Обычно художники рисуют пейзажи, портреты, натюрморты. А участники соревнований должны нарисовать одну из пословиц:
«На чужой каравай рот не разевай»;
«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»;
«Дареному коню в зубы не смотрят»;
«Одна голова хорошо, а две лучше»;
«Доброе слово и кошке приятно»;
«Не надо делать из мухи слона».
«Буриме». Предлагается сочинить четверостишие, строчки которого заканчиваются такими словами:
Кошка - ложка, окошко - немножко;
Стакан - банан, карман - обман;
Бег - снег, век - человек;
Кружка - подружка, лягушка - частушка;
Конь - гармонь, огонь - ладонь.
«Веселая история». Предлагается сочинить историю про:
Собаку, которая жила в холодильнике;
Ворону, которая любила кататься на велосипеде;
Майского жука, который боялся высоты;
Бабочку, которая любила петь;
Медведя, который хотел научиться играть на гитаре.
Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют слово. Например, зашифровано слово ЗИМА:
Земли не видно - снег кругом,
И спит медведь в берлоге.
Мороз сковал все речки льдом.
Ах, как замерзли ноги!
Задание: необходимо сочинить акростих, в котором зашифровано одно из предлагаемых слов: БАНЯ, КЛАД, ПЛЯЖ, ВРАЧ, ЗМЕИ, КРОВ, КРАН, ПРУД.
«Мелодии в необычном исполнении». Надо исполнить мелодию песни «Широка страна моя родная» необычным способом: прокашляв, прошелестев бумагой, процокав языком, прощелкав пальцами, просвистев.
Аббревиатура - это сокращение длинного названия по первым буквам. Играют две команды. Всем знакомы такие аббревиатуры, как КВН, НЛО, НАТО, ЛДПР и т. д.
Задание: расшифровать аббревиатуры: ЗИГЗАГ, КРУГ, БУБЛИК, БАЛДА, БРЕВНО, СИРОП. Какая команда интересней и оригинальней выполнит задание - та и победит.
«Фестиваль хоров». Команды соревнуются на лучшее исполнение русской народной песни, например: «Ой, мороз, мороз».
Задание игры - показать, как эта песня прозвучала бьг
в исполнении хора:
Служащих бронетанковой дивизии;
Ребятишек детского сада;
Пациентов психиатрической лечебницы;
Слушателей духовной семинарии;
Ветеранов труда.
Ода - это торжественные стихи, в них кого-то восхваляют или чем-то восхищаются. Например, ода Радищева «Вольность»: О дар небес благословенный, Источник всех великих дел, О вольность, вольность, дар бесценный, Позволь, чтоб я тебя воспел...
Подражая великим мастерам прошлого, предлагается сочинить торжественную оду, посвященную: вчерашнему пирожку с мясом, сломанному зубу расчески, обратной стороне коленки, радиатору центрального отопления, фонарному столбу.
«Чудодейственное лекарство». Представьте себя фармацевтом и придумайте такое лекарство (название, состав ингредиентов, способ применения), которое можно было бы прописать: врунам, лентяям, ябедам, драчунам, плаксам, жадинам.
«Необычный гимн». Необходимо сочинить гимн (слова и музыку) для команды:
Любителей кефира;
Любителей манной каши;
Страдающих клептоманией;
Любителей зимнего плавания.
Шарада - это загадка, в которой загадывается слово по частям. Например:
Три буквы - термин при игре, Другие три - победный крик. А в целом - встретишь на дворе, Услышав вдруг собачий рык.
(кон + ура = конура) Команды сочиняют шарады в стихах на предложенные слова:
Пар + ус = парус;
Гимн + Азия = гимназия;
Ком + пас = компас;
Пуд + ель = пудель;
Фа + сад = фасад.
«Мелодекламация» - это чтение стихов или художественной прозы в сопровождении музыки, что усиливает воздействие текста на слушателей. Задание усложняется тем, что веселый стихотворный текст необходимо прочитать под сопровождение мелодии патриотической песни:
♦ «Федорино горе» - под мелодию песни «Дан приказ ему на
Запад»;
♦ «Мойдодыр» - «Наш паровоз вперед летит»;
♦ «Телефон» - «По долинам и по взгорьям»;
♦ «Краденое солнце» - «Там вдали, за рекой».
Художественная гимнастика - один из самых красивых видов спорта. Обычно в своих выступлениях гимнастки используют такие предметы, как обруч, мячи, скакалки, ленты.
Задание игры - представьте, что спонсором соревнований по художественной гимнастике выступил банно-прачечный комбинат и настоял, чтобы гимнастки выступали с банными принадлежностями (махровым полотенцем, банным веником, мочалкой, пластмассовым тазиком), и выполняйте упражнения.
«Если весело живется»
(два хлопка в ладоши) (2 раза).
Если весело живется, хлопай так (два хлопка).
(два щелчка) (2 раза).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, щелкай так (два щелчка).
(два притопа) (2 раза),
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, топай так (два притопа).
(два хлопка над головой) (2 раза).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай так (два хлопка над головой).
Если весело живется, хорошо! (хором: «Хорошо!») (2 раза).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, хорошо! («Хорошо!»).
(повторяются все движения подряд: два хлопка, щелчка пальцами, два притопа ногами, два хлопка над головой).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай все (повторить все движения подряд).
Забывший порядок повторения движений выходит из игры. Он должен спеть песню или прочитать небольшое стихотворение.
«Вожатый и туристы»
Вожатый: Кто шагает с рюкзаком?
Туристы: Мы, туристы!
Вожатый: Кто со скукой не знаком?
Туристы: Мы, туристы!
Вожатый: Нас вперед ведут
Туристы: Дороги!
Вожатый: Наш девиз:
Туристы: «Всегда вперед!»
Вожатый: Эй, ребята!
Туристы: Тверже шаг!
Вожатый: Что турист берет в дорогу?
Туристы: Песню, ложку и рюкзак!
Вожатый: Мы голодные, как звери!
Туристы: Открывайте шире двери!
Вожатый: Нам еда полезна будет,
Игра - это не просто любимое занятие детей, именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие ребенка к учебной деятельности.
Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Детство без игры и вне игры аномально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его не только детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворение осваиваемого опыта жизни, признаков и предмет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира и т.п.
Г.Н. Гришина так оценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем».
Игра является первой школой воли: именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Как ни заманчиво ребенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет самостоятельно создавать те или иные формы общения.
В игре формируется или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности острота. В игре ребенок раньше и легче усваивает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.
В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.
Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Важная роль игры в развитии ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемыми и не могло бы быть по-настоящему освоено.
Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения: он в игре как бы на голову выше себя самого. Игра содержит в себе все тенденции развития: ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» .
Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. На всех европейских языках слово «игра» обозначает обширный круг действий человеческих, - с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой стороны - доставляющих людям веселье и удовольствие.
Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры в солдатики, до трагического воспроизведения героев театра, от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы и т.д.
Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра». Игра в развернутой форме ролевой игры продолжает жить в детстве, представляя собой одну из основных форм современного ребенка .
«Играя» можно обучить ребенка. Ребенок очень любознателен. Он хочет многое познать и многое понять. Но он, к сожалению взрослых, не воспринимает учебу как серьезное дело. Ему кажется это очередным развлечением. А сложность и трудность не преодолимая сразу, гасит детский энтузиазм. И вот уже способный и смекалистый ребенок может превратиться в среднего «троечника», для которого школа и уроки - мучение. А ведь можно организовать обучение и развитие ребенка в самой привлекательной и, главное, основной для него деятельности - игры.
Детские игры имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и название игр: познавательные,
строительные, игра-труд, игра-общение, словесные, музыкальные, интеллектуальные, художественные, игры-драматизации, спортивные, подвижные, ролевые.
Игра - многофункциональное явление. Из множества ее функций выделим те, которые имеют наибольшее значение для развития младшего школьного возраста:
1. Социокультурное назначение игры.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребенка.
2. Коммуникативная функция.
Любое игровое (кратковременное или долговременное) общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку, как организующее коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей.
Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
3. Игра оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей.
Через игру происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта; повышается эффективность изучения всех без исключения школьных предметов. Это значит, что игре свойственна просветительская функция.
4. Творческие процессы.
Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа и т.д.
Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой и откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь. Стало быть, игре свойственна функция - творческая.
5. Функция самореализации ребенка.
Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личность. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижения какой либо цели. Процесс игры - пространство самореализации.
6. Отличительной особенностью игры является ее театрализация.
Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, игра благоприятна для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
Игра - это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и, таким образом, осуществляется мировоззренческая функция.
7. Рекреационная функция.
Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне игра помогает снять создавшееся напряжение. Именно в игре происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, т.е. реализуется рекреационная функция.
8. Функция коррекции в игре.
Психологическая коррекция есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида. Сам механизм коррекции необходим потому, что, к сожалению, значительной части детей свойственны непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, утомляемость, застенчивость и другие негативные проявления, которые порождают несовместимость в общении, разрушают внутриколлективные отношения, важные формы взаимодействия в группе.
Игра стимулирует в ребенке органы, ранее бездействующие, и тем самым восстанавливает равновесие его сил.
9. Развлекательная функция игры.
Развлечение - это влечение к разному, разнообразному, это, в конце концов, разные интересы человека.
Поскольку влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность личности, развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, тем самым, стабилизируя личность и помогая реализации уровней ее притязаний. Игра - стратегически тонко организованное культурное пространство развлечения ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Развлечение в игре - это поиск.
Таким образом, как я уже сказала игра - это многофункциональное явление, но в целом во время игры происходит обучение участников азам существования в обществе, правилам кооперации и борьбы. Так, по словам Ф. Хайека, «игра - прекрасный пример процесса, в котором участники, преследуя разные и даже противоположные цели, но подчиняясь общим правилам, в результате достигают всеобъемлющего порядка».
игра этнокультурный русский народ
Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию. Во время проведения обучающей игры учащиеся самостоятельно выбирают языковые средства, которые способствуют развитию навыков и умений речевой деятельности. Выбранные языковые средства позволяют закрепить полученные знания по лексической либо грамматической темам. Также развиваются навыки и умения диалогической и полилогической речи в процессе коммуникативного общения. Здесь игра выполняет обучающую функцию.
Трудно переоценить воспитательное значение обучающей игры, ее всестороннее влияние на учащегося младшего возраста. В играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Здесь речь идет о воспитательной функции обучающих игр .
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции Рисунок 1:
Рассмотрим подробнее особенности всех этих функций.
Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации, развитии обще учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.
Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращение уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.
Рисунок 1 Функции игровой деятельности на уроке
Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействия на иностранном языке. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различный проявлений личности в игровых моделях, которые могут быть приближенны жизненным ситуациям (в этом случае может идти речь о ролевой игре).
Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности .
Все вышеперечисленные функции игры помогают не только в обучении иностранному языку, но так, же развивают личностные качества школьника. . Обучающая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, обучающая игра выполняет ориентирующую функцию.
игра поведение педагогический урок
В современном учебном заведении, которое делает ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в качестве сюжета урока, занятия или их части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Но в отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения, воспитания и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью .
Игровая форма занятий создается на уроках, внеклассных занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Если привести точки зрения учащихся и преподавателей, тогда можно будет понять почему постигать науку интереснее с помощью игры.
С точки зрения учащихся:
ѕ свобода выбора действия и аргумента;
ѕ право на ошибку;
ѕ отсутствие страха получить плохую оценку;
С точки зрения преподавателя:
ѕ раскрепощается мыслительная и речевая деятельность учащихся;
ѕ вырабатываются важнейшие качества личности: самостоятельность мышления, творческая инициатива;
ѕ происходит эмоциональное, интеллектуальное и нравственное развитие личности;
ѕ обеспечивается познание и усвоение самой действительности;
ѕ наличие познавательного интереса;
ѕ повышается темп работы .
Место и роль педагогических игр в учебно-познавательном процессе, сочетание элементов игры, учения и воспитания во многом зависят от понимания преподавателем классификации педагогических игр .
Прежде всего надо уяснить какие имеются игры в нашем распоряжении и как принято разделять их, разумеется, существуют различные подходы к систематизации игр, исходя из их существенных признаков, отличающихся одни от других. В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр, но четких классификаций еще нет, поэтому остановимся лишь на некоторых.
Педагогическая практика все чаще обращается к игровой деятельности при обучении конкретной профессии, а это естественно, расширило классификацию игр (деловые, ролевые, организационно - деятельностные, тренинговые, интеллектуальные, и т. п.) .
Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г. К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:
ѕ по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
ѕ по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
ѕ по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
ѕ по предметной области: математические: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные. Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;
ѕ по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения .
Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях, например:
- 1. обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков, памяти внимания;
- 2. развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на учебных занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
- 3. коммуникативная функция - объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов;
- 4. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения .
Спектр целевых ориентаций:
ѕ Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
ѕ Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
ѕ Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
ѕ Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия .
Основная цель - формирование межличностной составляющей будущей профессиональной деятельности путем развития психодинамических свойств человека и формирование его эмоций, интеллекта, метакомпетентностей. На тренинге реализуются следующие задачи:
ѕ практическое применение знаний, умений и навыков профессионального взаимодействия;
ѕ открытие, осознание и демонстрация поведенческих паттернов, манер, индивидуального стиля коммуникации и др.
В отличие от теоретических схем, предлагаемых в лекционных курсах, имеющих, как правило, мало вариантов, в процессе тренинга у его участников формируется наиболее продуктивные приемы и способы взаимодействия, основанные на индивидуальных особенностях человека и на его коммуникативной компетентности. Высокая образовательная результативность определяется так же тем, что тренинг, будучи построенным на моделировании реальных профессиональных ситуаций, требует от его участников активной включенности в процесс общения и мобилизации интеллектуального и аналитического потенциала .
Существенной особенностью тренинга является также то, что он позволяет «проигрывать» процесс взаимодействия людей при поиске и воплощении в практику принятых решений, выбранных действий и поступков. Активизирующий эффект тренинга обусловлен тек же созданием особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей понимание участников того, какие индивидуальные и групповые психологические события развертываются в процессе межличностного общения, интенсивной обратной связи, и формированием практических умений, необходимых в повседневной работе .
Для научения и развития компетентностей в современном тренинге используются практически все интенсивные технологии, а именно:
ѕ информация, сообщение, мини-лекция;
ѕ структурированная и управляемая дискуссия;
ѕ мозговой штурм;
ѕ разбор кейса и кейс-стади;
ѕ ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях;
ѕ коммуникативные задачи и упражнения;
ѕ презентации и самопрезентации;
ѕ аналитические упражнения;
ѕ игры-стимуляции, имитационные игры;
ѕ фрагменты деловых игр;
ѕ Видиодемонстрации и видиоанализ поведения участников обучения .
Для достижения поставленных перед тренингом педагогических и развивающих задач в обучении важно создавать на занятиях такую обстановку. В которой обучаемые будут чувствовать себя комфортно и, следовательно, будут способны к научению и развитию. Это важная функция преподавателя-фасилятора, поскольку многие технологии, используемые в тренинге, предполагают публичную презентацию, конкретные действия, в том числе и перед аудиторией. Такое обучение, несомненно, связано с тревогой, порой личным риском участников занятия и экспериментированием. Соответственно это требует создания на тренинге атмосферы взаимного доверия, понимании и конфиденциальности, оказания помощи и эмоциональной поддержки участникам .
В практике профессиональной подготовки используются разные виды тренингов:
Одни из них можно отнести к группе социально-психологических их достаточно часто применяют в учебном процессе. Например: тренинги социальных навыков, прогнозирования поведения, коммуникативный, развития презентационных навыков и умений, креативности, тренинги общения, ораторского мастерства, сенситивное (прогнозирование поведения) .
Другие тренинги можно отнести к группе управленческих. Например: тренинг лидерства, конкуренции и власти; коллективного принятия решений; тренинг для победителя; формирование команды, корпоративные тренинги - работы с клиентом, продвижение товара и т. д. .
В зависимости от поставленных задач тренинг приобретает разные формы, все многообразие которых специалисты условно делят на две большие группы:
ѕ ориентированные на приобретение и развитие профессиональных умений и навыков делового взаимодействия, способствующие повышению эффективной организационной деятельности (тренинг партнерской беседы, ведения деловых переговоров, разрешения межличностных конфликтов, консультирования и др.);
ѕ нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения (коррекция, формирование и развитие установок и ценностных ориентаций мотивационный тренинг, тренинг лидерства и др.) .
В процессе проведения тренинга описываются процедуры занятий и ведутся протоколы, готовятся и создаются специальные наглядные пособия, мультимедийное сопровождение. По окончанию тренинга разрабатываются анкеты для обратной связи и диагностики, пишутся отчеты, анализируются итоги достижения поставленных целей .
Для того что бы преподавателю добиться эффективности обучающего тренинга, преподавателю необходимо следовать следующим рекомендациям:
ѕ следить за временем, чтобы закончить время;
ѕ избегать длительной дискуссии по общим вопросам или возвращения к вопросам, оставленным «на потом»;
ѕ задавать ряд острых коротких вопросов, на которые все участники по очереди должны дать ответы;
ѕ предлагать коллективное задание на 3 - 5 мин и завершать его публичной презентацией;
ѕ оставлять на конец игрового занятия какую-нибудь важную информацию или предлагать нужный раздаточный материал;
ѕ получать от участников обратную связь;
ѕ напоминать обучаемым, чего им удалось достичь, или написать на доске вопросы, за которые можно будет взяться на следующем занятии;
ѕ благодарить всех за сотрудничество в достижении целей учебной программы .
Ролевые игры
В современной педагогической практике ролевой метод - это действительное диагностическое. прогностическое и коррекционное средство социально-педагогической подготовки. Ролевые игры могут применяться достаточно широко также в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации - как самостоятельно, так и часть тренинга или деловой игры. Метод ролевой игры как правило используют в программах по изучению человеческих отношений: взаимодействия деловых партнеров, межличностной коммуникации, взаимопонимания. Это помогает участникам стать более восприимчивым к чувствам других .
Исходя из сказанного, ролевая игра - это способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль), для достижения взаимопонимания, выбора эффективного сценария поведения .
Как показывает практика, суть успешной ролевой игры - создание ситуации, приближенной к реальной настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий нереалистичен или не учитывает нескольких деталей практической деятельности. То ценность игры будет потеряна и цели обучения не будут достигнуты. Если цели ролевого упражнения полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), то существует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное.
Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное вовлечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Игра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы бояться «потерять лицо», участвуя в игре, или стесняются процесса ролевого общения. Это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения контролируется, еще больше усиливает напряжение. Если преподаватель имеет слабую психологическую или коммуникативную компетентность, он может вызвать у исполнителей ролей чувство тревожности и беспокойства за свое реноме и самооценку. Отсутствие психологической поддержки обучаемых также усиливает это состояние и снижает мотивацию к обучении .
Преимуществом ролевых игр является «обучение через действие». Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течении долгого времени. В большинстве случаев ролевая игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков. Так как позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Ролевая игра предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения. Преимуществом здесь является коммуникативная среда тренинга, свободная от опасностей, связанных с применением той или иной модели, которые могли возникнуть в естественной ситуации. Грамотное проведение ролевой игры приносит неоценимую пользу ее участникам .
Инсценированные игры целесообразно проводить уже после того, когда группа преодолела скованность, сопротивление и психологический дискомфорт .
Ролевая игра используется в качестве самостоятельной технологии обучения, а также применяется в коммуникативных тренингах. Направленных на развитие навыков межличностных взаимодействий. Если проводить игры при каждом удобном случае, то их ценность как интерактивной технологии станет минимальной .
Преодолеть скованность членов группы станет проще, если ограничить ее численность до десяти. Небольшое количество участников помогает создать спокойную неформальную обстановку, необходимую для успешности обучения .
Деловые игры
Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера. Игра деловая - это форма деятельности людей, имитирующая те или иные ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образовании .
Основные характеристики ДИ, отличающее ее от других интерактивных обучающих технологий, следующие:
ѕ моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке профессиональных решений;
ѕ наличие общей цели у своего игрового коллектива;
ѕ коллективная выработка решений участниками игры;
ѕ распределение ролей между участниками игры;
ѕ различие ролевых целей при выработке решений;
ѕ взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
ѕ реализация цепочки решений в игровом процессе;
ѕ многоальтернативность решений .
ѕ наличие управляемого эмоционального напряжения;
Практически в любой деловой игре моделируется реальная профессиональная ситуация, требующая управленческого решения. Кроме того, ДИ имеют такие составляющие, которые специально отличают их от других технологий, прежде всего тем. Что они имеют операционный сценарий или блок-структуру. В которые заложен более или менее жесткий алгоритм «приватности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. участник игры видит то воздействие. Которое оказали его решения на будущие события .
В зависимости от целевой направленности деловые игры могут различаться по видам: производственные, исследовательские, квалификационные или аттестационные, дидактические .
Положительные качества, которые дает ДИ в процессе обучения и развития:
ѕ повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;
ѕ растет познавательность в процессе обучения, характеризующаяся тем, что обучаемые усваивают большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности.
ѕ изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний;
ѕ растет самооценка обучаемых, а для тех у кого в начале игры самооценка была завышена, она становиться более объективной;
ѕ накопленный в процессе опыт деловой игры дает возможность более правильно оценивать возможные правильные ситуации и использовать их в профессиональной деятельности;
ѕ участие в ДИ развивает инновационное, аналитическое, экономическое и психологическое мышление учащихся, в конечном итоге влияет на ментальность участника игры;
ѕ в процессе ДИ реализуется системный подход к решению поставленной проблемы, так как можно проследить ход этого решения от начала и до конца в условиях сжатого времени .
Целевая направленность деловой игры связана с системой мотивации. Поскольку ДИ, как любая имитационная игра, по своей природе двухпланова, то структура и технология игры могут обеспечивать реализацию двоякого рода мотивов - реальных и условных. А также игровых и педагогических. В связи с этим в ДИ целесообразно, как показывает опыт, ставить и педагогические, и игровые цели.
При подготовке деловой игры следует предусмотреть следующие элементы: источники игры, содержание игры, состав и количество участников, регламент. Правила игры, сценарии или ее блок-структура, обратная связь. Система оценивания результатов игры, вспомогательный материал, организация пространственной среды. Целесообразно так же предусмотреть порядок проведения ДИ, т. е. последовательность шагов по ее проведению .
Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что ДИ - это сложная и интерактивная технология, позволяющая, исходя из анализа моделирующей ситуации, разрабатывать многоальтернативные решения и проекты на основе разнообразного взаимодействия и сотрудничества обучаемых в условиях противоречивых ролевых интересов, интеллектуальной и эмоциональной напряженности. Соревнования и экспертного оценивания .
Организационно - деятельностная игра
В своей деятельности человек сталкивается со множеством проблем. Очень часто эти проблемы он не может решить сам. Для разрешения общих проблем организуют совещания, семинары, конференции. Но наибольшей эффективностью обладают организационно - деятельностные игры (ОДИ). Основой таких игр является обеспечение мыслительной активности всех участников в разрешении в разрешении поставленной проблемы. Если игра правильно организована и часто используется в обучении, то можно ожидать позитивного воздействия на потребности. Нормы и способности учащихся. В результате происходит их изменение (выращивание), то есть развитие человека .
Последовательность действий, обеспечивающих проведение игры:
- 1. Формирование творческих групп. Презентация команд (название, девиз, эмблема).
- 2. Введение в проблемную ситуацию. Актуализация целей предстоящей деятельности, обсуждение и выбор методов их достижения.
- 3. Работа по командам. Подготовка решений, оформление результатов. Работа в творческих группах заключается в создании реальных условий для самостоятельного поиска в разрешении проблем и выработке индивидуальных и групповых позиций по обсуждаемой проблеме.
- 4. Предъявление результатов. Дискуссия. Происходит выработка общей позиции. При обсуждении сначала выступает основной докладчик первой группы, его дополняют другие участники этой же группы (дополнительные разъяснения). Затем выступают участники других групп.
- 5. Оценка деятельности команд, ее результатов. Рефлексия .
Важным условием обеспечивающим эффективность игровых технологий обучения, являются те принципы организации и правила, которые способствуют достижению поставленных целей и задач:
- 1. организация разумной, адекватной виду игровой деятельности, пространственной среды, «игрового поля»;
- 2. проигрывание обучаемым разнообразных игровых ролей - с учетом индивидуальных (интеллектуальных и творческих) способностей каждого участника, проявляемых в процессе игрового взаимодействия;
- 3. строгое соблюдение сформулированных преподавателем норм, правил игры, «поощрений» и «наказаний» за демонстрируемые позитивные и негативные результаты;
- 1. соблюдение достаточно жесткого регламента и наличие неопределенности информации, а также освоение прогрессивных подходов к коллективному принятию решений;
- 2. обязательность участия обучаемых во всем цикле игровых занятий;
- 3. обеспечение преподавателем новизны. Для поддержания активности участников обучения необходимо обеспечивать в каждых последующих технологиях игрового обучения, упражнениях, дискуссиях новизну как в содержательном плане, так и в выборе технологии обучения .
Как и в любой деятельности, игра может иметь подготовительную фазу, технологическую фазу (собственно проведение игры), заключительную (рефлексивную) фазу.
В некоторых случаях подготовительная фаза может быть достаточно длительной и сложной, в других случаях - весьма короткой, в третьих случаях игра (большинство) начинается без предварительной подготовки.
Отдельный вопрос - заключительная, рефлексивная фаза игры. Важнейший ее момент - момент самооценки . Причем, в рефлексивной фазе игры важное значение имеет рефлексия и первого рода (что представляет собой я сам, какого было мое поведение в этой игре и т.д.) и, в случае групповой игры - рефлексия второго рода как понимание межличностного общения, как понимание игроком других игроков, также выяснение того, как другие игроки понимают его, его поведение в игре, личностные особенности и т. д. Что позволяет учащемуся в дальнейшем корректировать не только свое поведение в игре, но и всю свою деятельность в целом. То есть рефлексия игры является мощным средством самовоспитания. .