Физическое и речевое развитие дошкольников. Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников

Из опыта работы инструктора по физической культуре ДОУ "Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Основной признак тяжелого нарушения речи - ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи обусловлено клиническими диагнозами (дизартрия, алалия).
Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от произнесения вместо слов отдельных звуков, звукоподражательных комплексов), до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства (ОНР III – IV уровня). Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.
Клинический диагноз сказывается не только на речевом развитии детей, но проявляется в их соматической ослабленности и замедленном развитии локомоторных функций. Им присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.
У детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку у них формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и т.д.
Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. Обнаруживается застревание на одной позе.
Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами, а также занимаются продуктивными видами деятельности (рисованием, аппликацией, конструированием).
Таким образом, у детей с ТНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. Однако, нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими патологиями.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что у детей с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Наша задача сделать все возможное для устранения рече-моторного нарушения у воспитанников. Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное», «Речевое развитие", "Физическое развитие", обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Поэтому необходимо совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с тяжелыми нарушениями речи, с задачами развития речи, для чего обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающие упражнения, подвижные игры необходимо стремиться наполнять коррекционно-речевой составляющей.
Комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре.
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений, пространственных представлений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. Василий Александрович Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки»,или,наоборот, «руки крюки».
Нарушения же моторики могут создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.Формирование движений происходит при участии речи.Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти, что способствует преодолению дизартрических проявлений у детей с ОНР.
Важным средством развития тонкой моторики рук служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, в основе развития двигательных функций рук.
Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в течение 10 лет, определила, что наиболее эффективным средством развития и коррекции моторной организации детей с ограниченными возможностями здоровья является использование на физкультурных занятиях игр и игровых упражнений с предметами.
Действия с предметами, в отличие от упражнений без атрибутов, благодаря их наглядности и практической направленности осознаются и принимаются детьми как необходимые. В связи с этим у них повышается мотивация к таким занятиям, появляются осмысленность и целенаправленность при выполнении различных предметных манипуляций. Иными словами, работа над упражнениями с предметами приобретает для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук.
Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом.
Почему с мячом?
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать.
Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности по ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются мячи из различных материалов. Эти игры не требуют большого пространства.
С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей зачастую или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц, особенно в сочетании с речью крайне необходимо. Звуковая гимнастика действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. Для детей с речевыми отклонениями проговаривание стихов и другого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Это происходит за счет системного подхода, который предусматривает использование лексического, систематизированного материала по определенным темам («Осень», «Овощи и фрукты», «Зима», «Весна», «Наш город» и т.д.) на физкультурных занятиях наряду с решением двигательных задач. Например, в средней группе тема недели «Осень и ее признаки». Проводится комплекс ОРУ «Осенние листочки» и подвижная игра с речевым сопровождением «Ветерок». Для групп старшего дошкольного возраста - комплекс ОРУ «Осень золотая» и подвижная игра «Улетают журавли».
Речевое сопровождение определенной тематики позволяет структурировать предложение, что способствует профилактике дисграфии анализа и синтеза. Решению этой же задачи служат считалки, когда каждое слово, включая предлоги и союзы, указывает на играющего.
Дети на занятиях по физической культуре не только узнают новые слова, но и составляют с ними словосочетания, предложения, т.е. речь формируется как система.
С учетом основных недостатков лексической стороны речи детей с ОНР система коррекционной работы основывается:
- на обогащении словаря, т.е. усвоении ранее неизвестных детям слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе;
- активизации словаря, т.е. перенос как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный.
Задачи обогащения словаря решаются на протяжении всего занятия по физической культуре.
Работа строиться в двух направлениях:
- расширение словаря при ознакомлении со специальной спортивной терминологией;
- закрепление словаря в соответствии с лексическими темами.
Задачи обогащения словаря специальной спортивной терминологией могут решаться в любой части занятия.
В качестве примера рассмотрим игровое упражнение «Стройся!»
Задачи :
- закреплять понятия «колонна», «шеренга», строевые упражнения;
- развивать ориентировку в пространстве.
Дети ходят или бегают по залу врассыпную. Водящий (сначала его роль выполняет взрослый) подает команду «Стройся!» в колонну (в шеренгу, в круг и т.д.)!». В соответствии с командой дети строятся, уточняя вид построения.
При выполнении ОРУ дети знакомятся с такими понятиями, как «наклоны», «повороты», «приседания». Сначала взрослый называет движение, выполняя его с объяснением техники. Затем он называет движение, но не выполняет его. Позже детям предлагается выступить в роли взрослого: дети по очереди самостоятельно придумывают упражнение, называют его, объясняют последовательность выполнения и лишь затем предлагают выполнить товарищам.
Дети выполняют упражнения из разных исходных положений и с различными предметами. Так ненавязчиво закрепляются знания о частях тела и спортивном оборудовании. Дошкольники не просто визуально знакомятся с предметом, они изучают его свойства и приемы работы с ним. Например, при работе с мячом давались понятия: «гладкий», «резиновый», «разноцветный», «упругий», «прыгучий». Таким образом, в речь вводятся прилагательные.
Знакомя детей с основными видами движений, необходимо показывать их, сопровождая подробным объяснением. Перед началом выполнения предложенного задания предложить назвать основные движения. В конце занятия для закрепления полученных знаний предлагается вспомнить, что делали и в какой последовательности. С этой же целью в конце занятия задается вопрос: «Что вы делали со скакалкой?» и т.д. От детей требуется ответ предложением, а не одним словом.
Для проверки осознанности выполняемых действий используются задания проблемного характера. Например, перед началом занятия педагог вместе с детьми расставляет спортивное оборудование, а затем предлагает догадаться, что сегодня будем делать. Необходимо озвучить свои предположения.
Таким образом, работа направлена не только на обогащение пассивного словаря, но и на введение новых слов в активный словарь.
Поскольку словарь дошкольников обогащается преимущественно в процессе игры, то и закрепление слов в соответствии с лексическими темами проводится при проведении игр и игровых упражнений, которые решают двигательную и речевую задачи. Игры по расширению словарного запаса разнообразны.
С целью активизации и обогащения словаря можно использовать игровые упражнения «Подбери нужное слово».
Задачи:
- развивать активный словарь детей;
- учить подбирать к названному слову определения;
- совершенствовать технику ловли и бросков мяча.
Дети стоят по кругу. Водящий, передавая скакалку, предлагает детям подобрать нужное слово к тому, какое он произнесет. Например, скакалка признается, что она. Какая?
В практической деятельности постоянно используется речевое сопровождение на уровне звука, звукокомплекса.
Например игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков. Прокатывая мяч в паре, дети пропевают гласные звуки пока мяч катится.
Игра «Стучалочка»
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу.
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.
Дети отстукивают мячом гласные звуки. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:
А
АА
ААА
Пальчиковый игротренинг также является эффективным для детей с различными нарушениями речи. Обычно через полгода у большинства детей, в том числе заикающихся, речь несколько нормализуется. К концу года наблюдается положительная динамика в устранение аграмматизмов. На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений.
Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа. Первый – fingerplay – собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – action hume – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. Классификация эта достаточно условна. Фольклорные игры имеют множество версий. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь некоторые из них сопровождаются нерифмованным текстом.
Различные упражнения я объединяю в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ (например, прогулка в лес, где дети придумывают и осуществляют движения ползущей улитки, летящей бабочки, колышащейся травы и т.д.)
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия. Су –Джок терапия - одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС.
Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции, дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией, в народе волчья пасть, заячья губа А. Г Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.
Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – с ТНР независимо от вида их речевого дефекта.
Таким образом:
комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по физической культуре. Поскольку потребность в движении у дошкольников огромна, они с удовольствием выполняют все задания педагога;
и логопед, и инструктор по физической культуре, ясно представляя характер и особенности своей работы, помогают друг другу в решении общих задач: преодолении речевой недостаточности у детей с ОНР и подготовке данной категории дошкольников к обучению в школе.

В основе воспитания и обучения в коррекционной группе для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) лежит овладение речью, в которое входит не только её развитие, но и исправление имеющихся у ребёнка отклонений.

Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления ею. Интегрированные занятия дают возможность решать задачи и по образованию и воспитанию детей, и по расширению их двигательной активности. Строятся такие занятия в форме игры – основного вида деятельности дошкольников. В одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера; специальные упражнения, способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребёнка; речевые задания; упражнения на координацию речи с движением; подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия.

К специальным упражнениям относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Пальчиковая гимнастика выполняется в сочетании с другими движениями (с ходьбой, в том числе и на месте, элементарными упражнениями для рук и ног). Она способствует развитию ручной умелости, мелкой моторики, координации, памяти, фантазии и речи. У дошкольников часто наблюдается несовершенство речевого дыхания, которое характеризуется очень слабыми вдохом и выдохом. В данном случае может помочь дыхательная гимнастика с акцентом на выдохе.

В интегрированных занятиях должны рационально сочетаться статические и динамические нагрузки, что особенно важно для детей дошкольного возраста. И строятся они на основе пройденного материала, как итоговые.

Интегрированные занятия способствуют расширению объёма двигательных умений и навыков, улучшают координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивают основные психические процессы, память, внимание, мышление.

Далеко не всегда педагоги применяют в своей практике упражнения для увеличения двигательной активности детей. Особенно это касается детей с нарушениями речи. Увеличение двигательной активности дошкольников возможно как за счёт изменения методики проведения физкультурных занятий, так и за счёт применения на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. При его использовании быстро формируются двигательные умения и навыки. Такое оборудование позволяет решать самые сложные задачи, так как может быстро и легко трансформироваться в различного вида тренажёры. Нестандартное оборудование часто используют для выработки чувства равновесия, формирования правильной осанки, профилактики развития плоскостопия. А самое главное, оно вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, интерес к упражнениям.

В нашем детском саду, в логопедических группах, в спортивном зале имеется достаточное количество разнообразного и красиво оформленного нестандартного физкультурно–спортивного оборудования. Чаще всего оно используется при проведении корригирующей гимнастики после сна. Сами педагоги наблюдают положительную динамику речевых навыков у детей, занимающихся физкультурой с необычными предметами. Это могут быть: обтирание, самомассаж, упражнения для профилактики плоскостопия.

Приведу пример двух физкультурно–речевых занятия для старших дошкольников.

«Путешествие на остров».

  • Учить детей выполнять общеразвивающие упражнения в соответствии с текстом, ритмом;
  • Закреплять выполнение основных видов движений осознанно, быстро и ловко;
  • Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, дыхание;
  • Формировать образно – пространственное мышление;
  • Развивать артикуляционный аппарат, чёткую дикцию, темп речи и речевой слух;
  • Прививать интерес к занятиям по физической культуре и спорту.

Оборудование: корзинка; картинки с изображением грибов; игрушечная белка; мячи с «шипами»; шишки; угощение «грибочки»; канат; шведская стенка; гимнастическая и наклонная скамейки; гимнастические палки и обручи – по 4 шт.; тоннель.

Ход занятия.

Дети входят в физкультурный зал.

Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся на далёкий остров, где нас ждут приключения, препятствия и встречи. Вы готовы? В путешествие мы полетим на самолёте. (Проводит дыхательные упражнения.) «Часики» показывают, что осталось мало времени. Готовы? Проверим, в рабочем ли состоянии наш самолёт. «Продуваем двигатели», нажимаем «кнопки», заправляем бак топливом.

Дети выполняют упражнения. «Часики» - сидя, энергично наклоняют голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться его ухом, со словами «тик – так». До 15 раз. «Продуваем двигатели» - сидя, дышат только через левую ноздрю, правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх. То же с другой стороны. «Кнопки» - поочерёдно перебирают пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. В прямом и обратном порядке, каждой рукой отдельно. На каждое нажатие прищёлкивают язычком.

Физинструктор: К полёту готовы? Экипаж, занять свои места!

Дети встают друг за другом в одну шеренгу по краю зала.

Повернулись направо, шагом марш!

Дружно в ногу мы идём

Прямо на аэродром.

Идут на носках, подняв руки вверх.

А потом на пятках.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Идут на пятках, держа руки на поясе.

Заводим моторы,

Выполняют круговые движения прямыми руками.

Руки ставим мы вразлёт,

Получаем самолёт.

Бегут в прямом направлении.

Покажите, как летят самолёты: разведите руки в стороны, как крылья, и по сигналу «Раз, два, три – полетели!» бегите по кругу друг за другом, покачивая руками – крыльями. По команде «Раз, два, три – сели!» приседайте.

Дети выполняют упражнение.

Мах крылом туда – сюда

Делай раз и делай два.

Дети скачут боковым галопом в прямом и обратном направлениях. Переходят на спокойный шаг и останавливаются.

Хорошо пробежали, взбодрились! Не устали? Молодцы!

Логопед: Вот мы и на острове. Здесь растут разные деревья и кустарники, их очень много. Остров большой. Давайте прогуляемся.

Физинструктор:

Мы сейчас в поход выходим,

По тропинке в лес заходим,

Руки за спину кладём

И по брёвнышку идём!

Дети по очереди друг за другом идут по канату, держа руки за спиной.

Дружно на берег крутой

Поднимаемся гурьбой.

Друг за другом поднимаются по одной гимнастической стенке вверх и спускаются вниз по другой.

Мы в затылок поравнялись,

На носочки приподнялись,

На мосточек мы взошли,

Вот и речку перешли.

Идут по гимнастическим наклонной и прямой скамейкам, раставив руки в стороны.

Группой по лугу шагаем,

Вдруг болото мы встречаем.

Идут, перешагивая через гимнастические палки.

Перейдём преграду вмиг

И по кочкам –

Прыг – прыг – прыг!

Прыгают из обруча в обруч.

Мы в пещеру залезали,

Дружно все до трёх считали,

И корзинку достаём.

Подпрыгивают и достают корзинку с полки.

Логопед:

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят.

А грибы, что дарит лес,-

Это чудо из чудес.

Вот и корзинка пригодилась, будем грибы искать. Но найдёт только тот, кто назовёт родственное слово к слову «гриб».

Дети выполняют задание. За названное слово ребёнок получает картинку с изображением гриба.

Узнали грибы? Каждый назовёт, какой гриб нашёл. В нашу корзинку соберём только съедобные грибы. Почему некоторые грибы остались? Почему их называют несъедобными?

Дети отвечают на вопросы.

Ребята, я слышу, кто – то плачет.

Дети подходят к дереву.

В сосне дупло.

В дупле тепло.

А кто в дупле

Живёт в тепле?

Физинструктор (в руках игрушечная белка):

А живёт там белочка,

Белочка – карелочка,

Непоседа – егоза,

Словно бусинки, глаза.

Логопед: Почему ты плачешь, белочка?

Физинструктор (от лица белки): Пока я готовила запасы, мой домик кто – то сломал. Как же мне зимовать теперь, куда запасы складывать? (Плачет.)

Логопед: Не переживай, мы с ребятами починим твой дом.

Дети выполняют упражнения «молоток», «пила», «забор – труба – окно».

Физинструктор (от лица белки): Спасибо, ребята! Теперь я смогу сохранить свои запасы.

Логопед: Белочка,а про какие запасы ты говоришь?

Физинструктор: Я собираю орешки, шишки и грибы.

Логопед: Нам знакомы твои орешки. Хочешь, мы покажем, как умеем с ними играть?

Дети выполняют упражнения с мячиками с «шипами».

Повторяют вместе с логопедом:

Мячик я держу в руке,

Зажимаю в кулаке.

Разжимаю, зажимаю

И ладошками катаю.

Ещё нам захотелось помочь тебе в сборе шишек.

Физинструктор (от лица белки): Спасибо, ребята за помощь. Примите от меня угощение. (Угощает детей шоколадными грибочками.)

Логопед: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Физинструктор: Экипаж, занять свои места. Заводим моторы. Полетели!

Дети идут друг за другом, раскинув руки в стороны.

«Путешествие с Буратино на Поле чудес»

  • Совершенствовать фонематический слух, лексико-грамматические средства языка (согласование числительных с существительными)
  • Слоговой анализ слов;
  • Связную речь;
  • Развивать координацию речи и движения;
  • Общую моторику, внимание;
  • Упражнять в беге с заданиями и перебрасыванием мяча друг другу;
  • Закреплять навык ходьбы по разным поверхностям;
  • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
  • Упражнять в лазанье по гимнастической стенке;
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки (бег с захлёстыванием голени назад, ходьба на носках, пятках, по канату с мячами, ходьба по степам, по ребристым дорожкам, подлезание);
  • Развивать физические качества и интерес к занятиям физическими упражнениями).

Материал: Азбука, текст загадки, мяч, карточки с буквами, игрушки, школьные принадлежности, музыка из сказки про Буратино, мягкие модули, степы, верёвка с прикреплёнными к ней разноцветными шариками, обруч на стойке, шведская стенка.

Ход занятия.

Дети входят в спортивный зал, на скамейке лежит азбука.

Воспитатель логопедической группы берёт азбуку.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто – то оставил здесь книгу. Как же она называется?

Дети читают название книги Азбука. Воспитатель открывает книгу на закладке.

Воспитатель: Тут напечатана загадка. Если вы её разгадаете, то узнаете, чья эта книга.

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это?

Дети отвечают: Буратино!

Воспитатель: Разделим слово Буратино на слоги хлопками. Бу – ра – ти – но. Сколько слогов в слове? Какой по счёту слог начинается с мягкого согласного? Ребята, вспомните, какие приключения произошли с Буратино.

Входит физинструктор в костюме Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята! Вы нашли мою азбуку, спасибо вам! Я отправляюсь в путешествие на Поле чудес и приглашаю вас с собой. Путь будет трудным, но мы вместе одолеем все препятствия и все трудности. Прежде чем отправиться в дальний путь, мы сделаем разминку. Друг за другом шагом марш!

Под музыку дети идут за Буратино на носочках, внутреннем своде стопы, приставным шагом, легко бегом, выполняют ОРУ с гантелями.

Буратино: Ну что, вы готовы идти со мной?

Подходят к полосе препятствий. Дети вслед за Буратино выполняют задания под музыку.

Буратино: Сначала переправимся через болото по кочкам. По ним надо шагать от одного до десяти (шагают по степам широкими шагами, на степах числа от одного до десяти). Дальше придётся идти через дремучий лес, где много поваленных деревьев. Через некоторые из них надо перелезать или пролезать, а под другими подлезать (перелезают, подлезают через мягкие модули, обручи). Вот узкий ручеёк. Через него перекинут ребристый мостик. Идём по ребристой дорожке, руки за головой.

Дети проходят два раза. Воспитатель собирает детей в круг.

Воспитатель: Чтобы нам вместе попасть на Поле чудес, надо научить Буратино считать.

Воспитатель бросает детям мяч, дети называют какой он по счёту: первый мяч, второй мяч и так далее.

Буратино: Спасибо, я понял как нужно считать. Отправляемся дальше в путь. Смотрите, перед нами бежит быстрая река, через которую перекинут узкий мостик. Надо идти осторожно, а то можно упасть в воду.

Дети идут потоком приставным шагом по цветным шарикам.

Стойте! Перед нами высокая гора, нам надо её преодолеть.

Забираются по гимнастической стенке, с переходом на следующий пролёт.

Ребята, мы уже близко! Вы молодцы!

Воспитатель организует детей в круг.

Воспитатель: Вы преодолели много препятствий. Буратино увидел, какие вы сильные и ловкие. Теперь пусть увидит, что вы ещё и внимательные.

В обруче игрушки. Дети с разноса берут карточки, на которых изображены буквы. Под музыку идут вокруг обруча, рассматривая игрушки. Музыка останавливается, дети берут игрушку, название которой начинается со звука, обозначенного со звука, обозначенного на их карточке буквой.

Воспитатель: Возьмите игрушку, название которой начинается со звука, обозначенного на ваших карточкой буквой. Покажите друг другу карточки и игрушки. Проверьте друг у друга. Настя, раздели название своей игрушки на слоги, протопывая. Серёжа, прошагай название своей игрушки, деля на слоги. Все вместе пропрыгаем, деля на слоги название игрушки Данила.

Буратино: Здорово, ребята, какие вы все умные и всё умеете. Я вот тоже в школу пойду, и тоже всё уметь буду и знать. Зато я знаю интересную подвижную игру.

Игра – «ловишка с лентами».

Воспитатель: Ребята, вы выполняли много разных действий, давайте восстановим дыхание.

Дыхательное упражнение «солнечный зайчик» - сомкнуть губы, потягиваясь руками вперёд, соеденить руки, сделать вдох носом. На счёт «три» «отпустить зайчика». Открыть ладони, подуть на них, сделав губы трубочкой. Дышать только носом. 2 – 3 раза.

Воспитатель: Скоро вы пойдёте в школу, и по утрам вас будет будить будильник. Сделаем упражнение на дыхание «будильник».

«Будильник» - Сомкнуть губы, сделать вдох носом. Слегка потряхивая прямыми руками внизу, на выдохе произносим «дзинь». 2 – 3 раза.

Буратино: Вот мы и на Поле чудес, сейчас я выкопаю мешочек, который я когда то закопал.

Буратино достаёт мешочек, высыпает монеты. Рассматривают их с детьми, благодарит детей, что помогли добраться до Поля чудес и дарит им монеты. Прощается и уходит. Дети возвращаются в группу.

Важно насыщать физкультурные занятия речевым материалом, включать подвижные игры с рифмовками, хороводные игры с пропеванием. Ведь известно, что стихотворная форма привлекает детей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая их на игру. Если учесть, что у детей с речевыми нарушениями неустойчивое внимание, низкая работоспособность, плохая переключаемость, то рациональное включение упражнений с речевым материалом играет существенную роль в коррекционной работе воспитательно-образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольника посредством двигательной деятельности

1 слайд . Анализируя развитие воспитанников дошкольных учреждений нашего города, отмечено, что с каждым годом растет число детей с нарушением речи, которые нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. В большинстве случаев это дети, которые вновь поступают в детский сад. По результатам медицинского осмотра в 2011 году выявлено, что у 55 % детей дефекты речи, а это ведет к недоразвитию монологической и диалогической речи, к трудностям в обучении чтению и письму, влечёт за собой низкую успеваемость ребёнка в школе, а также проблемы в общении с окружающими, и как следствие, проявление негативных качеств личности (раздражительность, замкнутость).

2 слайд. Возникшие проблемы подтолкнули меня к поиску новых форм работы по данному направлению. В своей педагогической деятельности я начала использовать разные методы, приёмы и средства, которые способствуют развитию речи. Одним из средств, которое помогает мне интересно и увлекательно вести работу по данной деятельности, является двигательная активность. Всем известно, что движение - это жизнь. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Прямая зависимость между двигательной деятельностью детей и развитием речи изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Таким образом, возникла необходимость создания системы работы, где двигательная деятельность выступала бы как средство развития речи дошкольника .

3 слайд . Долго думала над вопросом: как сделать правильно так, чтобы двигательная активность стала не только полезной для здоровья ребенка, но и способствовала развитию его речи?

Для создания данной системы я сформулировала задачи:

1. Создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника.

2. Привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.

Приступив к работе, поняла, что положительные результаты в решении задач по речевому развитию дошкольников достигаются при использовании разнообразных форм двигательной деятельности. Работа по обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

4 слайд . Наиболее эффективными формами двигательной деятельности, способствующими пополнению словарного запаса ребёнка и развитию его речи / и я в этом убедилась на собственном опыте/ являются: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, просыпательная гимнастика, подвижные игры.

Во время двигательной деятельности дети вместе с педагогом проговаривают стихи, кричалки, считалки. Это помогает ребятам легко запоминать упражнения, развивать речь, чётко и выразительно проговаривать предложения. Освоению каждого действия способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме. Зная, что дети дошкольного возраста подражают взрослым, текст проговаривается эмоционально, выразительно, громко и чётко. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами.

5 слайд . Неотъемлемой частью образовательной деятельности является физкультминутка, которую организую не только для снятия физического и умственного напряжения, но и для развития речи у детей. Использую физкультурную минутку по методике “Расскажем стихотворение руками”. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их , мысленно превращаясь в различных животных, птиц, сказочных героев.

Упражнения фитбол-гимнастики просты по структуре движений и включают в себя:

Дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания;

Звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах;

Закрепление лексических значений слов.

7 слайд . Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления. Освоению каждого упражнения способствует фоновая музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребёнка координировать движение и речь. Интересна такая форма работы, как фитбол-сказки. В практической деятельности с детьми я использую русские народные сказки, написанные авторами А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой. Данный материал адаптирован авторами в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей дошкольных групп. В подготовительной группе я использую фитбол-сказки в качестве бодрящей просыпательной гимнастики после дневного сна, а также для коррекционной работы по развитию связной речи.

8 слайд . Прогулка – это событие, которого ждут с нетерпением дети. На прогулке организую подвижные игры. Чтобы игра стала более интересной и способствовала развитию речи, включаю в неё песни, считалки, детские стихи, стихи собственного сочинения. Большой популярностью у ребят пользуются речевые подвижные игры. В основе такого рода игр лежит импровизация движений. Для лёгкого запоминания обычно выбираю стихотворения с сюжетной линией. Тексты для спортивных и речевых игр учим с ребятами в свободное время, часто поручаю это ответственное задание родителям. Дети с удовольствием изображают и проговаривают то, о чём говорит воспитатель. Такие игры можно использовать в походе, на занятии, на спортивных досугах. В речевой игре ребята развивают не только речь, но и воображение, мышление память. Каждый ребёнок выражает свои чувства, эмоции, отношение к происходящему.

9 слайд . В дошкольном возрасте игровая деятельность занимает ведущее место. Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. В ходе предварительной речевой подготовки детям даю задания разной степени сложности:

Узнай у родителей значение слова;

Выучи стихотворение;

Узнай, откуда появилось это слово и т.д.

Такого рода задания, способствуют обогащению словарного запаса детей, самостоятельной поисковой деятельности.

В своей работе широко использую игры со спортивными атрибутами, которые дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, в том числе развивать словарь. Среди игр с предметами особое место занимают игры с кеглями, мячами, обручами, скакалками. С целью обогащения словаря ребёнка в игру включаются задании такие как, брось мяч товарищу и назови:

Части дерева;

Какие птицы прилетают к нам на участок зимой;

Какие деревья растут на участке;

Назови дни недели.

Для того чтобы работа по развитию речи шла более интересно, я использую такие игры как «Сравни». В игре дети объясняют качество двух объектов. Правила игры таковы: воспитатель встаёт в круг с мячом, называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок должен назвать слово противоположное по значению и бросает мяч воспитателю. Использую сравнения по

по вкусу: сладкий – горький;

по возрасту: молодой – старый;

по высоте: маленький – большой т.д.

Так дошкольники, занимаясь физкультурой, укрепляют своё здоровье и одновременно развивают речь.

10 слайд. С развитием речи особенно тесно связано развитие мелкой моторики. Движения рук, упражнения для пальцев являются хорошим стимулом для развития и совершенствования речи ребёнка. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Поэтому для повышения уровня речевого развития ребенка, использую на занятиях и в играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемый «пальчиковый игротренинг». Что включает в себя “Пальчиковый игротренинг” вы видите на экране.

  1. Игры с пальчиками.
  2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
  3. Пальчиковые игры со скороговорками.
  4. Пальчиковые игры со стихами.
  5. Физкультминугки, пальчиковая гимнастика.
  6. Пальчиковый алфавит.
  7. Пальчиковый театр.
  8. Театр теней.

Пальчиковая гимнастика сопровождается стихами. В подготовительной группе я использую такой приём как сочинение детьми сказок. Я предлагаю придумать сказку и произношу первое предложение, изображая пальцами его сюжет. Для сказочных персонажей у нас придуманы изображения из пальцев. Ребята по цепочке продолжают сюжетную линию сказки, которую я записываю. Затем читаю вновь, и мы дружно проигрываем её на пальчиках. Детям очень нравиться фантазировать и выдумывать, обогащая свой словарный запас. Практикуя этот приём в старшей группе, я столкнулась с трудностью. Дети с большим трудом составляли предложения, мне постоянно приходилось им помогать. Работая в подготовительной группе, я заметила, что большинство детей не испытывают трудности при сочинении сказок, и большую роль в этом сыграл «пальчиковый игротренинг».

11 слайд . В воспитании и обучении детей большое значение имеет преемственность детского сада и семьи. Анкетирование и социологический опрос родителей позволил сделать выводы о том, что взрослых беспокоит проблема развития речи детей. 45 % родителей хотят, чтобы с их детьми занимался логопед, 25 % родителей сами занимаются развитием словаря с детьми дома. Просветительская работа с родителями по развитию речи строится в разных направлениях: а это проведение родительских собраний, наглядное информирование, консультации, показ непосредственно образовательной деятельности. Часто организуем музыкально-спортивные мероприятия, где активными участниками являются дети и их родители. Каждому мероприятию предшествует серьёзная предварительная работа. Родителям и детям даются задания: отгадайте загадку, объясните значение предложенного выражения, назовите ряд слов одним словом, подберите слова противоположные по значению и т.д. Во время спортивного мероприятия родители совместно с детьми придумывают название команды, девиз, короткие стишки, сказки, рисуют буквы, предметы. Вместе радуются успехам и достижениям.
Таким образом, благодаря проделанной работе, родители осознают, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Правильное понимание поставленных задач, а также своевременное их решение плавно подводит дошкольника к следующей ступени детства – школе.

Подводя итоги работы, уверенно могу сказать, что в сложившейся системе моей деятельности по данной теме прослеживаются стабильно высокие показатели развития речи дошкольника на протяжении двух лет. По результатам мониторинга образовательной области «Коммуникация» в 2012 году высокий уровень составил - 58%, а в 2013 году возрос на 9%. В группе создано здоровьесберегающее социопространство, что способствует проведению высокой двигательной деятельности в течение дня. Моя воспитанница Даша Наимушина стала победителем городского конкурса художественного слова «Моя Россия»/а это и моя большая победа/.

Следовательно, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути развития речевых и двигательных навыков дошкольника.

Тема: В поисках сокровищ. Автоматизация звука [р].

(познавательное занятие в подготовительной группе).

Задачи:

1. Учить детей четко произносить звуки [р], [р"].

  1. Уточнить артикуляцию звуков [р], [р"].
  2. Активизация и обогащение словаря по теме «Птицы».

4. Развивать координацию движений, пространственные представления, мелкую моторику.

5. Развивать внимание, память, мышление.

  1. Воспитывать интерес к подвижным играм, спортивным состязаниям.

Оборудование: карта острова, разрезанная на части, зеркало, обручи, маты, модули, ребус, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, лента, тренажеры, шкатулка с «сокровищами», аудиокассета «Звуки природы. Шум моря», «Звуки природы. Пение птиц».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Дети, вы когда-нибудь мечтали найти клад или сокровище?

Сегодня ваша мечта может осуществиться. Посмотрите, что я нашла. Мне кажется, что это загадочный план Острова сокровищ. Давайте его соберем. Дети собирают план Острова сокровищ).

О чем нам говорит эта карта?

Какие здесь слова?

А какую букву размыло водой? (сок_овище, пеще_а, го_а, мо_е, ост_ов).

Вы хотите отправиться искать сокровище?

Как найти сокровище. Как вы думаете, где оно находится на карте? (в пещере, на острове).

А где находится остров? (в море).

Значит, нам нужно добраться до моря. Давайте подойдем к Волшебному зеркалу, вспомним, как правильно произносить звуки [р], [р"] и расскажем про них. Они какие? (согласные, звонкие). Чем они отличаются?

Звук [р] твердый, а звук [р"] мягкий.

А теперь отправляемся в путь.

Инструктор по физвоспитанию :

Построение в шеренгу. Ходьба друг за другом со сменой направления. Ходьба на носках, руки в стороны. Ходьба на пятках, руки за голову. «Паучки» поползли.

Нам нужно спешить, давайте теперь побежим. Легкий бег, бег «змейкой», по диагонали, с ускорением.

Построение в две шеренги. Упражнение на дыхание.

Мы с вами шли все вместе, а теперь каждый пойдет своей дорогой (дети занимаются на тренажерах).

Воспитатель:

Послушайте, вы ничего не слышите?

Мы с вами подходим к морю (звучит музыка шум моря).

Садимся в лодочку и поплыли. Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

Взяли в руки бинокль. Посмотрите направо, посмотрите налево. Пальчиковая гимнастика «Бинокль». Не видно еще острова?

Слышите, как волны бьются о берег. Изобразите волны.

Игра с волной.

Учитель-логопед изображает волну при помощи длинной ленты на палочке. Дети наблюдают за движениями «волны». Как только «волна» начинает накатывать на берег (педагог двигается к детям, дети убегают. Волна откатывается в море (педагог отходит), и дети снова подбегают к кромке моря.

Не боитесь воды?

Тогда садитесь в одну большую лодку.

Дети сидят друг за другом, ноги на ширине плеч, руки на плечах. Имитируют движения гребли на веслах.

Динь-дон, динь-дон,

Мы на лодочке плывем

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает-

Вправо лодочку качает,

Влево лодочку качает.

Динь-дон, динь-дон,

Дружно к берегу гребем,

Вправо к берегу гребем

Влево к берегу гребем

К берегу пристала лодка

Мы на берег прыгнем ловко.

Инструктор по физвоспитанию :

Вот мы с вами и на острове.

Устали в лодке сидеть?

Давайте потанцуем.

Дети исполняют ритмичные движения под музыку «Чунга-Чанга».

Давайте, обследуем остров.

Полоса препятствий, основные движения:

  1. Подлезание под дугу.
  2. Прыжки из круга в круг.
  3. Перекатывание «бревнышко».
  4. Приставной шаг.

Ходьба по следам к пещере.

Посмотрите, вход в пещеру закрыт.

Чтобы пещера открылась, нужно выполнить задания, которые записаны на пещере.

1 задание – заселите птицами остров.

Эстафета «Нарисуй птицу».

Дети делятся на две команды. Первые участники команды бегут к листкам бумаги и маркером рисуют какую-либо одну часть птицы и возвращаются к командам. Далее следующая пара участников продолжает рисунок, дорисовывая какую-либо часть птицы. Далее следующая пара продолжает рисунок.

Воспитатель:

Придумайте название нарисованной птице. Каких вы знаете птиц в названии которых есть звук [р] (ворона, королек, грач, скворец).

Угадайте, какая птица поселилась на острове.

Р Ч Г А

Молодцы, теперь на острове поселилось много птиц. (Звучит мызыка «Звуки природы. Пение птиц»).

Инструктор по физвоспитанию :

2 эстафета – «Поделите птиц».

Дети делятся на две команды. По сигналу первые участники команд добегают до коробки, берут картинку с изображением птицы. Задача участников: зимующую птицу положить в правый обруч, а перелетную в левый вернуться обратно, передавая эстафету следующему участнику.

Воспитатель:

3 задание - «Поймай птичку».

Дети удочкой (Карандаш с магнитиком) ловят картинки с изображением птиц (на каждую картинку закреплена скрепка) и составляют предложение о птице. (Сорока сидит на дереве).

Молодцы вы работали очень дружно и справились со всеми заданиями. Теперь на острове живет много птиц, а мы с вами стали ловкими, умными и смелыми.

Посмотрите, пещера открылась. Давайте искать в пещере сокровище. (Дети в сухом бассейне ищут шкатулку с «сокровищами»).

Мы с вами нашли сокровище. Давайте громко-громко крикнем «Ура!», а еще громче, теперь тихо, еще тише. Шепотом.

Хорошо, теперь можно открывать шкатулку.

Посмотрите, сколько здесь лежит драгоценностей и в каждой из них маленький секрет. Дети открывают звездочки и находят в каждой из них букву.

Р Ж У Б А Д

Сколько букв нашли? Составьте из них слово.

Какое у вас получилось слово? – Дружба.

Значит, какое сокровище мы с вами нашли?

Как вы думаете, почему нам удалось найти сокровище.

Нам пора возвращаться домой. Пока лодка несет нас к родным берегам мы будем спать и слушать музыку волн.

Мышечная релаксация «Морские волны».

Дети лежат на ковриках с закрытыми глазами. (Звучит музыка «Звуки природы. Шум моря»).

Итог.

3.2. Двигательная сказкотерапия для дошкольников

В основе психологических игр, проведенных с использованием коррекционных мячей, лежат все общеразвивающих упражнения, разученные ранее. Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми является принцип повторности, что объясняется сниженной способностью автоматизировать выученные умения. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку, поэтому для разнообразия и заинтересованности детей все упражнения объединены в литературные сказки.

Фитбол-сказки могут быть самостоятельными занятиями с детьми младшего дошкольного возраста, когда педагог рассказывает сюжет сказки, сопровождая ее выученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становиться скучным и однообразным повторением.

Для детей старшего возраста фитбол-сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» гимнастики после дневного сна. В момент просыпания детей в группе, когда дети находятся еще в полусонном состоянии, педагог предлагает детям прослушать сказку с закрытыми глазами и запомнить ее. Такое постепенное пробуждение полезно для детей, так как быстрый подъем часто может быть причиной негативного настроения. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении малышей ряд ассоциаций и образов, тем самым, представляя собой один из вариантов мнемотехники (эйдотехники), позволяющей с помощью образов запомнить и воспроизвести весь рассказ. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, с помощью которой дети выполняют сказку как единый двигательный комплекс. Каждое упражнение требует предварительного разучивания и многократного закрепления в свободной деятельности.

Все сказки отобраны не случайно, психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие. В практической деятельности с детьми (практикум по фитбол – гимнастике) мы использовали сказки, написанные авторами А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой. Данный материал адаптирован авторами в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей дошкольных групп (Приложение 1).

Игры, связанные со сказочными сюжетами, характеризуются не только разнообразием движений, но и свободой их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, воспитанники испытывают радость от реализации физических и умственных сил.

3.3. Игры старших дошкольников с фитболами

Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Среди множества детских игр особое внимание отводится подвижным играм, которые разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли, правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В- третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ориентироваться в пространстве. Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.

Все игры дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами (могут быть сюжетные и бессюжетные) и спортивные игры.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира. Использование фитболов (мячей) в этих играх придаёт играм более творческий характер, усиливает терапевтический эффект.

Дети старших групп охотно играют в различные бессюжетные игры с соревновательным элементом, эстафеты, игры с различными предметами, и только к шести – семи годам дети готовы к участию в спортивных играх. Бессюжетные игры очень блики к сюжетным – в них лишь нет образов, которым они подражают. В основе таких игр лежит выполнение определённых двигательных заданий с простейшими правилами. Основная цель бессюжетных игр с фитболами – двигательная корректировка развития воспитанников. Перед педагогом ставится задача научить детей действовать в соответствии с инструкцией, что приучает их ориентироваться в пространстве, развивает ловкость, находчивость, быстроту реакции.

В работе с детьми дошкольного возраста используются также игры – забавы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования. Фитболы позволяют разнообразить эти игры, они дарят детям радость и здоровье.

Игры с фитболами можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и повседневной работе (занятиях, прогулке, самостоятельных играх детей, развлечениях и в качестве индивидуальной работы). Множество таких игр направлены на коррекцию и развитие всех свойств внимания: концентрацию, переключаемость, устойчивость и распределение (Приложение 1) .

Следует отметить, что эффективность игр обуславливается не только содержанием, но и в большей мере организацией и методикой их проведения, в которой учитываются возрастные особенности, смена периодов двигательной активности, интервалы для отдыха и дифференцированной оценки деятельности детей.

Упражнения для верхних дыхательных путей

Весёлое лесное путешествие

Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,

одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь –

свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок.

З-з-з! З-з-з!

(звук и взгляд направлять по тексту)

Пчёлку ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

(укрепление связок гортани, профилактика храпа)

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

(медленная ходьба, руки-крылья

поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

(дети садятся на ковер и несколько раз зевают,

стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат

и деятельность головного мозга)


Младший дошкольный возраст

Одна из главных задач речевого развития в этом возрасте — формирование правильного звукопроизношения.
Четкость и ясность речи (дикция) отрабатывается при помощи специального речевого материала: шутки-чистоговорки, потешки на данный звук, песенки, загадки.
Для отрабатывания звуков и звукопроизношения подходят потешки, где под ударением слышится какой-либо гласный звук:
— ПетушО-Ок, петушО-Ок, ЗолотО-Ой гребешО-Ок
— Наши уточки с утра-А-А КрЯ-А, крЯ-А, крЯ-А
— Наши гуси у пруда-А-А ГА-гА, гА-гА, гА-гА!

Сначала необходимо подбирать потешки со звукосочетаниями, уже имеющимися в словаре ребенка. Усложняя задание педагог подбирает потешки с новыми звуковыми сочетаниями:
— Во-ДИ-чка! Во-ДИ-чка! Умой Тане ли-Чи-ко!
— Ранним рано по утРУ-у-у пастушок ту-РУ-ру-ру
— Ой, ДУ –ду-ду-ду-ду, потерял пастух ДУ-ДУ
— КИ-ска,КИ-ска, Ки-ска, брысь
На дорожку не садись! Кис-кис-кис!

В словарной работе обратить особое внимание на обогащение словаря, а это тесно связано с расширением знаний ребенка об окружающем мире предметов, вещей, явлений.
Задача педагога: побуждать называть предмет, вещь, игрушку, их качества, свойства, возможные действия.
Эта работа планируется в виде разнообразных упражнений и игр для детей (поможем кукле подобрать чайную посуду; назови, что умеет делать кошка и др.).

При формировании грамматического строя речи необходимо способствовать умению детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами.
Особое внимание нужно уделить работе с глагольной лексикой , а именно способствовать тому, чтобы дети умели:
— правильно употреблять форму повелительного наклонения ед. и мн. числа (беги, лови, покружитесь),
— спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим),
— образовывать от одних глаголов другие (встал-встает, умылся-умывается) или образовывать глаголы из др. частей речи (воробей чик-чирик – чирикает, барабан — барабанит) и др.

В младшем возрасте происходит овладение диалогом. Образцы диалога ребенок получает от общения со взрослым.
осуществляется в форме активизирующего общения. Это могут быть дидактические и подвижные игры, творческая деятельность, инсценировки, игровые драматизации и др.

При обучении пересказыванию дети учатся воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним (взрослый называет фразу или слово, ребенок – заканчивает предложение).

При рассматривании картин малыши сначала учатся отвечать на вопросы по содержанию (о персонажах и их действиях – кто это?, что делает?), затем составляют короткий рассказ вместе со взрослым.

При рассматривании игрушек или предметов дошкольники отвечают на вопросы о свойствах, качествах, действиях и назначении их.
Затем педагог подводит их к составлению рассказов об игрушке. Для описания используется совместное рассказывание. Взрослый начинает, ребенок заканчивает: «Это (кошка). Она (серая, пушистая). У кошки (хвостик, лапки, ушки). Кошка любит кушать (рыбку, сметану).

Средний дошкольный возраст

В словарной работе решаются следующие задачи:
— уточнять обобщающие понятия (игрушки, овощи, мебель и т.д.),
— формировать умение понимать многозначные слова, сочетаемость разных слов («идет» — о человеке, поезде, фильме),
— расширять представление о синонимах и антонимах,
— обучать разным способам словообразования, продолжать формировать умение соотносить названия животных и их детенышей (в ед. и мн. числе, во мн. числе род падежа),
— формировать умение образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам.

В средней группе следует продолжать формировать навыки пересказывания и составления небольших рассказов. Необходимо подводить детей к составлению рассказов из личного опыта. Рассказывание предполагает обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (напр., выявлению причинной связи: Мне нравится то-то, потому что…).

При формировании описательной речи (описывать игрушки, предметы), желательно также включать элементы рассуждения:
— начальное определение предмета,
— описание его свойств и качеств,
— конечная оценка и отношение к предмету.

Продолжать формирование навыков повествовательной речи . Знакомить с композицией связного высказывания (начало, середина, конец). Закреплять представление о том, что рассказ можно начинать по-разному (Однажды… Дело было осенью … Как-то раз…).
Как методический прием можно предложить детям заполнить схему рассказа (Как-то раз собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Стали звери… И тогда…). Этим приемом закрепляется представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания.

Использовать коллективное составление связного высказывания , когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком. В этом помогут сюжетные картинки, когда один рассказывает начало по первой картинке, другой развивает сюжет, а третий заканчивает рассказ. Задача педагога: помочь детям при переходе от картинки к картинке словами-связками (и вот тогда…, вдруг…, в это время…).

Старший дошкольный возраст

В этом возрасте особое внимание следует уделять синтаксической стороне речи , а именно развитию умения строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого необходимо включать упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослым: «Дети пошли в лес, чтобы… они оказались там, где…».

Обязательно подводите детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова – из слогов и звуков. Это является необходимым для подготовки их к усвоению грамоты.

В словарной работе задача педагога — активизировать употребление антонимов, синонимов, омонимов в речи, продолжать знакомить со значениями многозначных слов.
Развитие связной речи. Дети должны анализировать структуру любого высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец).
На первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний – описание, повествование, рассуждение.

Методику развития речи Вы можете скачать на странице в разделе «Речевое развитие» .

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами, которые определяют его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. Как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей, он должен охватывать все виды детской деятельности.

Интеграция - объединение в целое, каких-нибудь частей или элементов в процессе развития.

Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие, у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Физические упражнения и игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребенка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций дошкольник познает мир, осваивает речь, получает новую информацию и знания.

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания, в которых ритм речи определяет ритм движений.

Проведение речевых физкультминуток, во время которых разнообразные движения сочетаются со словом, особенно важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При их систематическом выполнении корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а также естественно и ненавязчиво развивается мышечная активность.

Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки), пение, речевые игры.

В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны отвечать следующим требованиям:

Быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;

Включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики);

Эмоциональными и достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);

Связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и тексты - быть доступными детям.

Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих мероприятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников и с учетом их возраста.

Для успешного решения задач физического развития необходимо использовать знания и по другим образовательным областям: «Познание», «Социализация», «Труд», и др. Проводят заключительные интегрированные мероприятия с использованием некоторых образовательных областей - 1 раз в квартал.

Интегрированные мероприятия по физической культуре позволяют ребенку применить и закрепить свои знания и умения по всем образовательным областям в игровой форме, приближенной к реальной жизни.

Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления ею. В одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера, специальные упражнения, способствующие созданию функциональной базы для становления речи ребенка; речевые задания; упражнения на координацию речи с движением, подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия. К специальным относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Пальчиковая гимнастика выполняется в сочетании с другими движениями (с ходьбой, в том числе и на месте, элементарными упражнениями для рук и ног). Она способствует развитию ручной умелости, мелкой моторики, координации, памяти, фантазии и речи. Следует обращать внимание на то, что у дошкольников часто наблюдается несовершенство речевого дыхания, которое характеризуется очень слабым вдохом и выходом. В данном случае может помочь дыхательная гимнастика с акцентом на выдохе, а также нейройога - новая оздоровительная и необходимая для полноценного развития мозга система упражнений, сочетающая, как нейропсихо - коррекционные методики, так и йогу, что позволяет серьезно тренировать не только тело, но и мозг.

Интегрированные занятия способствуют расширению объема двигательных умений и навыков, улучшают координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, развивают основные психические процессы, память, внимание, мышление.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека