Егэ обществознание экономика. Курс лекций по экономике для подготовки к ЕГЭ

Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Баранов П.А., Шевченко С.В.

М.: 2012. - 160 с.

Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него включён материал содержательного блока «Экономика» школьного курса обществознания.

Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию.

Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.

В конце книги представлены ответы для самопроверки на все задания частей 1 (А) и 2 (В), основное содержание ответов на задания части 3 (С) и подробные рекомендации для написания эссе.

Формат: pdf

Размер: 4,6 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
Теоретический материал (экспресс-курс) 11
Тема 1. Экономика и экономическая наука 11
Тема 2. Факторы производства и факторные доходы. 20
Тема 3. Экономические системы 23
Тема 4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение 30
Тема 5. Постоянные и переменные затраты 42
Тема 6. Финансовые институты. Банковская система. 45
Тема 7. Основные источники финансирования бизнеса 53
Тема 8. Ценные бумаги 61
Тема 9. Рынок труда. Безработица 63
Тема 10. Виды, причины и последствия инфляции 72
Тема 11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП 76
Тема 12. Роль государства в экономике 81
Тема 13. Налоги 89
Тема 14. Государственный бюджет 94
Тема 15. Мировая экономика 100
Тема 16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина 109
Тренировочные задания 114
Часть 1 (А) 114
Часть 2 (В) 129
Часть 3 (С) 138
Ответы на тренировочные задания 142
Часть 1 (А) 142
Часть 2 (В) 145
Часть 3 (С) 146
Литература 155

В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:

    земля со всеми ее богатствами;

    труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

    капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

    предпринимательские способности.

В течение многих столетий проблема - как удовлетворить многочисленные потребности людей - решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ре­сурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика разви­вается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность исполь­зования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подраз­деляются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признака­ми натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.

Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде госу­дарств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает госу­дарственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюро­кратизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельно­сти.

Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механиз­мом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существова­ния рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.

Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значитель­на. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономи­ки. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой эко­номики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переход­ ной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть­ ми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла­ шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все­ общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция - по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощуще­ние защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться со­мнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказы­вании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.

Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.

Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жесто­кость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс непол­ноценности.

Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотноше­ний, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая слу­жит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.

3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо­ ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подпи­сываемого вами документа следует обратить особое внимание?

В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: пас­порт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).

Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пен­сионного страхования.

При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае - срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует об­ратить внимание на следующие пункты:

    место работы;

    трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

    дата начала работы;

    срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

    условия оплаты труда;

    режим рабочего времени и времени отдыха и др.

Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

2.1. Экономика и экономическая наука

Экономика – 1) хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов, используемых людьми в целях обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей (хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ); 2) экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени; 3) наука, изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей, направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.

Экономика как система хозяйствования (общественного производства)

Экономическая деятельность:

1) Производство (процесс создания экономических благ и услуг), которое разделяется на

* материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг – транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)

* нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг – образование, здравоохранение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом); должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью – полезностью для потребителя); должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью).

Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

2) Распределение – разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве.

3) Обмен – процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт.

4) Потребление – стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта.

Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Потребность – необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства .

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Есть определенные сферы, которые относятся к экономической деятельности – промышленная, импорт и экспорт, сельскохозяйственная, кустарная, деятельность отдельных лиц.

2. Экономика как наука – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика. Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях.

Основные этапы развития экономической науки

Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (впервые дал анализ разделению труда), Платона (отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей), Аристотеля (сделал анализ форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли).

Первое, раннее течение экономической мысли в XV–XVII вв. – меркантилизм заключалось в познании закономерностей торговли. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является У. Петти , заложивший основы трудовой теории стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ и А. Тюрго . Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, ограничивая последнюю только сельским хозяйством.

Выдающийся английский экономист А. Смит вошел в историю как «пророк свободной конкуренции». Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Д. Рикардо сформулировал серию экономических законов: теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации.

В годы «великой депрессии» в США появилось экономическое учение, обосновывающее необходимость активного вмешательства государства в капиталистическое хозяйство с целью смягчения его противоречий, регулирования экономики – кейнсианство.

Монетаризм (М. Фридман ) – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы (1970-е годы), выдвигался лозунг отказа от методов активного государственного регулирования.

Неолиберализм (Ф. фон Хайек ) – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, отстаивающее приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности (частное предпринимательство). Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка.

Институционально-социологическое направление (Д. Гэлбрейт – теория конвергенции) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических, исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса.

Экономическая наука изучает экономические отношения между людьми, включает в себя изучение экономических теорий и основных хозяйственных процессов, экономические категории и понятия, модели, которые максимальным образом отображают действительность.

Основные задачи экономической науки: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Предмет исследования: экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

Функции экономики: познавательная; методологическая; практическая (прагматическая); образовательная; идеологическая.

Микроэкономика (малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях, рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

Макроэкономика (длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира, рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т. д.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Экономическая преступность ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - одна из структурных частей преступности, включающая в себя совокупность всех совершенных в сфере экономики преступлений, посягающих на отношения собственности, правомерность предпринимательства и свободу

Из книги автора

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - общественная дисциплина, исследующая закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках социологической науки. Развитие экономики Э.С. описывает как социальный процесс, движимый активностью

Из книги автора

Из книги автора

Экономическая статистика См. также «Количественные показатели» (с.274)Не принимайте на веру никаких цифр, пока не поймете, откуда они взялись.Джек Стэк (р.1948), американский бизнесменЕсли статистические данные выглядят интересно, они скорее всего неверны.Девиз Центрального

ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.

М.: 2017. - 144 с.

Пособие для подготовки к ЕГЭ содержит типовые экзаменационные задания, комментарии к ним и рекомендации по темам, относящимся к двум разделам обществознания, - "Экономика" и "Социология". Комментарии к заданиям учитывают многочисленные затруднения и типичные ошибки, допускаемые учащимися на экзамене. В пособии много заданий всех уровней ЕГЭ для самостоятельной работы. Ко всем заданиям даны ответы и критерии оценивания.

Формат: pdf

Размер: 2,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ 6
Краткая характеристика разделов Кодификатора 6
Экономика 6
Социология 7
Задания разделов «Экономика» и «Социология» в структуре экзаменационной работы 9
Типичные ошибки при выполнении экзаменационной работы 14
Подготовка к экзамену: на что обратить внимание 24
Чем пользоваться при подготовке к экзамену 36
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 39
Содержательная линия «Экономика» 39
Тренировочные задания 39
Задания формата ЕГЭ 51
Задания части 2 69
Содержательная линия «Социология» 74
Тренировочные задания 74
Задания формата ЕГЭ 88
Задания части 2 113
ОТВЕТЫ 119
Содержательная линия «Экономика» 119
Тренировочные задания 119
Задания формата ЕГЭ 120
Задания части 2 120
Содержательная линия « Социология » 130
Тренировочные задания 130
Задания формата ЕГЭ 131
Задания части 2 132

Перед вами практикум по подготовке к Единому государственному экзамену по обществознанию.
Материалы практикума включают тестовые задания по двум содержательным линиям обществоведческого курса: экономике и социологии. С их помощью вы познакомитесь с содержанием проверяемых обществоведческих знаний и предметных умений, узнаете о типичных ошибках, допускаемых выпускниками, о причинах этих ошибок, найдете разбор заданий, которые вызывают проблемы при их выполнении.
Пособие учитывает типологию заданий, которые включаются в экзаменационную работу по обществознанию, и отражает все их типы. Кроме того, пособие содержит задания таких моделей и разновидностей, которые в действующую модель экзамена не входят. Это задания с выбором одного правильного ответа и задания на анализ двух суждений. Назначение этих заданий в книге - обучающее, тренировочное. С их помощью вы научитесь понимать, из каких элементарных составляющих строится правильный ответ в более сложных заданиях, выносимых на экзамен. Правильный ответ в таких заданиях представляет собой, как правило, элементарную составляющую: одну характеристику, одно проявление, один признак из того комплекса, который формирует качественную определенность социального понятия или явления (процесса). И именно задания с одним правильным ответом помогают эти элементарные «первокирпичики» представить и усвоить.
Материалы практикума собраны в два раздела: «Экономика» и «Социология». Каждый раздел содержит большое количество заданий для самостоятельной работы.
Ко всем заданиям, помещенным в книге, представлены краткие или развернутые ответы. Они научат вас тому, как оформлять ответы. Правильное, грамотное оформление ответов сводит к минимуму возможность неправильного их толкования и облегчает работу проверяющих экспертов.

Теоретические материалы по экономике. В конце каждого документа задания для закрепления из сборника "Типовые экзаменационные варианты, обществознание 2016". Автор О.А.Котова, Т.Е. Лискова. При подготовке материала использовался учебник обществознания, автор Боголюбов


«2.1 экономика как наука»

2.1. Экономика и экономическая наука

Экономика – 1) хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов, используемых людьми в целях обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей (хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ);

2) экономические отношения , которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени;

3) наука , изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей, направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.

    Экономика как система хозяйствования (общественного производства)

Экономика – это хозяйственная система, которая обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых благ.

Экономическая деятельность:

1) Производство (процесс создания экономических благ и услуг), которое разделяется на

- материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг – транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)

- нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг – образование, здравоохранение и т. д.)

Экономическая деятельность необходима для того, что бы превращать ресурсы в нужные экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека.

Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

Услуга – экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.

Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

Сферы экономики:

1) Производство – процесс создания материальных и нематериальных благ (товаров и услуг)

2) Распределение – разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве.

3) Обмен – процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт.

4) Потребление – стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта.

Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов . Потребность – необходимость в чем‑либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того количества благ, которое люди хотели бы получить.

Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

Сво­бод­ные блага в эко­но­ми­че­ской тео­рии – это блага, ко­то­рые для по­треб­ле­ния не тре­бу­ют от­ка­за от дру­гих благ и могут по­треб­лять­ся в не­огра­ни­чен­ном ко­ли­че­стве. Например: воздух, морская вода

Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой‑либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства .

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми

    Экономика как наука

Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Основные этапы развития экономической науки

Основные задачи экономической науки: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Предмет исследования: экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

Уровни экономки как науки:

    Микроэкономика (малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях, рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

    Макроэкономика (длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира, рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т. д.

    Международная экономика – предметом ее исследования могут быть международная торговля, международные валютные отношения и др.

Слова подсказки

хозяйство

Объяснение

Исследование

Разработка

изу­че­ние мо­де­лей функ­ци­о­ни­ро­ва­ния фон­до­во­го рынка

ана­лиз фак­то­ров фор­ми­ро­ва­ния де­неж­ной массы

вы­яв­ле­ние за­ко­но­мер­но­стей фор­ми­ро­ва­ния спро­са

ис­сле­до­ва­ние прин­ци­пов се­те­во­го мар­ке­тин­га

Производство

Открытие магазина (аптеки)

ока­за­ние на­се­ле­нию об­ра­зо­ва­тель­ных услуг раз­ви­тие сетей мо­биль­ной связи

про­из­вод­ство круп­ной пар­тии лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей

ока­за­ние на­се­ле­нию ме­ди­цин­ских услуг

Просмотр содержимого документа
«2.10 виды и причины инфляции»

2.10. Виды, причины и последствия инфляции

Инфляция –процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги. Другими словами, возникает, когда объем денежной массы значительно возрастает, однако количество товаров услуг не увеличивается

Причины инфляции: чрезмерный рост военных расходов; дефицит государственного бюджета и рост внутреннего государственного долга (покрытие дефицита бюджета, происходящее путем займов на денежном рынке); кредитная экспансия банка правительству России (предоставление кредитов); инфляционные ожидания населения и производителей (выражается в том, что приобретение товаров происходит сверх нужной потребности из‑за боязни повышения цен).

Типы инфляции

* Инфляция спроса: равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.

* Инфляция предложения (издержек) : увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокращению производства и занятости, т. е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов и постепенному выходу из кризиса. Факторами инфляции предложения могут стать высокие налоги, высокие ставки процента на капитал и рост цен на мировых рынках. В последнем случае дорожает импортное сырье, а соответственно, и отечественная продукция.

* Стагфляция: инфляция, сопровождаемая стагнацией производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен.

Классификация видов инфляции

1. По характеру протекания: открытая (отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги); скрытая (подавленная; возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения), характеризуется дефицитом товаров при сдерживании роста цен, открытая, проявляющаяся при росте цен.

2. В зависимости от темпа роста цен:

Умеренная (ползучая; цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно, до 10 % в год);

Галопирующая (быстрый рост цен примерно 50 % в год);

Гиперинфляция (сверхвысокий рост цен до 100 % в год и более).

Последствия инфляции

* Для сферы производства: снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики; обесценение всего фонда накопления; обесценение кредитов

* При распределении доходов:

а) перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

б) отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;

в) обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления; г) определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;

д) снижение покупательной способности денежной единицы. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему.

* Для экономических отношений: владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию; потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь; поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер; кредиторы избегают давать в долг. Искажает все основные экономические показатели: ВВП, рентабельность, процент и т. п.; рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.

* Для денежной массы: деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемы эмиссии денег;

Виды антиинфляционной политики

– адаптационные меры (приспособление к инфляции) – индексация доходов, контроль за уровнем цен;

– ликвидационные (антиинфляционные) меры – активное снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы.

Если указанные меры не помогают, то тогда государство будет вынуждено проводить денежную реформу – полное или частичное изменение денежной системы страны.

Методы денежной реформы:

Дефляция (сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков);

Деноминация (укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые);

Девальвация (уменьшение золотого содержания денежной единицы (при золотом стандарте) или снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам);

Ревальвация (повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства);

Нуллификация (объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курсу).

Закрепление темы 2.10 «Инфляция»

Просмотр содержимого документа
«2.11 экономический рост. понятие ввп»

Просмотр содержимого документа
«2.12 роль государства в экономике»

2.12. Роль государства в экономике (11 класс, параграф 7)

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.

Цели государства в рыночной экономике:

    Обеспечит экономический рост

    Создать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее)

    Обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность(способность всей экономики получать максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов

    Заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)

    Оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить

Функции государства

    Стабилизация экономики

    Защита прав собственности (будем изучать в разделе право)

    Регулирование денежного обращения

    Перераспределение доходов (отдельная тема)

    Регулирование взаимоотношений между работодателями и работниками (раздел право)

    Контроль над внешнеэкономической деятельностью (отдельная тема)

    Производство общественных благ

    Компенсация внешних эффектов

На последней функции остановимся подробнее.

Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством на равных началах. Например: посещение парков, библиотек, образование, здравоохранение и т.д. Эти блага одинаково доступны всем и за пользование ими не взимается плата.

Производство общественных благ берет на себя государство, средства для производства государство собирает с граждан в виде налогов (о налогах отдельная тема)

Так же значительна роль государства и в тех сферах, в которых работают исключительно частные предприятия. Вмешательство государства в эти сферы вызвано проблемой внешних (побочный) эффектов.

Внешние эффекты – связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у третьих лиц, которые не участвуют в производстве. Положительные – в случае появления у этих лиц выгоды.

Например:

Представим деревообратывающий комбинат на берегу реки (первое лицо – производитель, второе лицо то, кто покупает их товар), который загрязняет отходами реку. Это пример отрицательного производственного внешнего эффекта для населения (третье лицо), живущего по берегу реки. Вспомни (Петровскую газовую вышку) . Кто пожет населению справиться с отрицательными последствиями производства? Государство вынуждено производить дополнительные затраты на очистку воды, поддержание здоровья людей и т.д.. Оно компенсирует побочный эффект деятельности комбината.

Примером положительного внешнего эффекта может служить деятельность военного завода. Стремясь обеспечить такую государственную услугу населению, как оборонноспособность (за нее потребитель платит налоги), производители способствуют научно-техническому прогрессу, результатами которого мы все пользуемся.

Компенсация внешних эффектов – важная функция государства в рыночной экономике.

Теперь поговорим о такой функции как «денежное регулирование»

Для обеспечения стабилизации экономики государство проводит бюджетно-налоговую (фискальная) и кредитно-денежную политику (монетарная).

Денежно-кредитная (монетарная) политика

Монетарная политика означает контроль над денежной массой в экономике. Ее цель – поддержка стабильного развития экономики.

Проводником монетарной политики государства выступает Центральный банк (повтори тему 2.6.).

Центральный банк выдает денежные средства коммерческим банкам, а они своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит».

Учетная ставка процента- норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредит дорогим или дешевым.

Если кредиты становятся дорогими (ЦБ повысил учетную ставку), то сокращается количество желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить инфляцию (инфляция возникает, когда объем денежной массы превышает количество производимых товаров и услуг).

Повышая учетную ставку процента и делая кредит дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Деятельность государства в области налогооблажения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой.

Эту тему будем изучать отдельно (2.14)

Ответы

Просмотр содержимого документа
«2.13 налоги»

2.13 Налоги

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству

Физические лица – создающие непосредственно своим трудом материальные и нематериальные блага и получающие доход

Юридические лица – хозяйствующие субъекты

Функции налогов

    Фискальная – обеспечить финансирование государственных расходов на

Б) обороны страны

В) и той сферы, которая не может себя обеспечить: образование, здравоохранение (общественные блага)

2. распределительная – перераспределение доходов между различными социальными слоями с целью сглаживания неравенства доходов (пенсии, субсидии, дотации и т.д.)

    Стимулирующая – а)стимулирование развития НТР,

Б) увеличение числа рабочих мест

В) капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения

    Социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов

    Конкретно-учетная – осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций

Основные принципы налогообложения

    Равномерность – означает единство правил и одинаковость подхода к налогоплательщикам

    Определенность – четкость и неизменность правил налогообложения

    Однократность – каждый доход должен облагаться только один раз

Виды налогов

1.прямые – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества физических и юридических лиц (в явном виде)

А) подоходный налог

Б) налог на прибыль с фирм

В) налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство

2.косвенные – устанавливаются в виде надбавок к цене товара или услуг (оплачиваются незаметно при совершении определенных действий, например: покупка товара, обмен валюты)

А) акцизные сборы

Б) налог с продаж

Таможенные сборы

Налог на экспорт

Частичный налог на добавленную стоимость

Налоги, уплачиваемые предприятиями (11 класс, стр. 50)

1.прямой налог с фирмы – налог на прибыль. В большинстве случаев этот налог составляет 35% от валовой прибыли.

Существуют налоговые льготы, позволяющие правительству стимулировать полезные для общества действия: частично освобождены от налога часть прибыли, которые используются для инвестиций в развитие производства, на научные исследования и т.д..

Прибыль, полученная от производства и реализации с/х продукции, не подлежит налогообложению

2.косвенный налог с фирмы – налог на добавленную стоимость (НДС).

Налогом на добавленную стоимость облагается прирост стоимости товара, которая создается на всех стадиях его производства по мере продвижения товара к конечному потребителю

3.платежи в различные внебюджетные фонды : пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования

Просмотр содержимого документа
«2.2. факторы производства»

2.2. Факторы производства и факторные доходы (11 класс стр. 43)

Фирма – это коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке с целью получения прибыли

Главная цель фирмы: получение прибыли.

От чего зависит:

    Рациональный выбор вида и объема производимых благ

    Технология производства

    Умелое соединение и использование ресурсов производства

    Грамотное управление производственным процессом и сбытом готовой продукции на рынке

Процесс производства – превращение экономических ресурсов (факторы производства) в товары и услуги.

Факторы производства – это основные группы ресурсов, которые используются в процессе производства.

Основные факторы: труд, земля, капитал, предпринимательские способности

Под землей, как фактором производства, понимаются все природные ресурсы. К этому фактору относятся следующие элементы природы :
сельскохозяйственные земли;
леса;
воды океанов и морей, озер, рек, а также подземные воды;
химические элементы земной коры, именуемые полезными ископаемыми;
атмосфера, атмосферные и природно-климатические явления и процессы;
космические явления и процессы;

Труд - это деятельность человека, направленная на преобразование веществ природы для удовлетворения своих потребностей. Под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности.

Капита́л - совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли.

Физический капитал – средства производства, созданные людьми для производства товаров и услуг. Например: оборудование

Под денежным или финансовым капиталом понимают деньги,

с помощью которых приобретается физический капитал.

Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями.

Предпринимательские способности – это организационные и управленческие усилия предпринимателя на то, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся производственные ресурсы (факторы произвдства)

Ограниченность ресурсов недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того количества благ, которые люди хотели бы получить.

Факторы производства = экономические ресурсы: 1) труд (деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и умственных возможностей); 2) земля (все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ); 3) капитал (производственное здание, станки, инструменты). Не менее важен ещё один фактор, связывающий все остальные, 4) предпринимательские способности .

Факторные доходы – вознаграждение за факторы производства.

1) труд - заработная плата ;

2) земля - рента (доход того, кто владеет землёй);

3) капитал - процент (плата за использование чужих денег);

4) предпринимательские способности - прибыль .

Рента – доход, регулярно получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от получателя дохода осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий.

Ссудный капитал – предоставленные в ссуду временно свободные денежные средства на условиях возвратности и платности.

Процент 1) процент кредитный (ссудный процент) – плата, которую заёмщик должен вносить за пользование кредитом, деньгами или материальными ценностями; 2) процент депозитный – плата вкладчику банка за предоставление банку денег по вкладу на определённый срок.

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль

Издержки производства – это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.

Издержки производства делятся на внутренние (или неявные) издержки и внешние издержки

Внутренние (неявные) издержки – это затраты ресурсов, принадлежащих собственнику фирмы. Например, помещение, в котором располагается фирма, является собственностью ее владельца, а значит, владелец не будет платить аренду.

Внешние издержки – это оплата факторов производства, не являющиеся собственностью владельца фирмы. К ним относятся затраты на сырье, энергию, трудовые ресурсы и т.д. Их называют Бухгалтерскими или явными издержками, так как они отражаются в бухгалтерских документах.

Экономические издержки – включают в себя внешние и внутренние издержки

Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками.

Бухгалтерская прибыль – это разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками

2.5. Постоянные и переменные затраты (11 класс стр. 49)

Постоянные издержки – это та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции.

Например: арендная плата, расходы на содержание здания, расходы на коммунальные услуги.

Переменные издержки – это та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находятся в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции.

Например: издержки на приобретения сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортные расходы, расходы на тару.

Переменные издержки возрастают с увеличением объема производства и сокращаются с его уменьшением.

Закрепление «Факторы производства», «Постоянные и переменные издержки»

способу регулирования хозяйственной жизни, деятельности людей и фирм, и типу собственности на экономические ресурсы

Критерии выделения экономических систем: форма собственности на средства производства (частная, коллективная, государственная); способ координации и управления экономической деятельностью – рыночный, плановый.

Элементы экономической системы

    Производство товаров и услуг с последующим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением.

    Решение основных экономических вопросов: что и как производить, на какой основе распределять созданный национальный продукт.

    Отличия по своим основам: формам собственности; хозяйственному механизму.

    Существование многообразных моделей экономического развития отдельных стран и регионов.

Типы экономических систем и их признаки

  1. Традиционная экономическая – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении , а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями и обычаями

Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс – землю.

Характерные черты экономик традиционного типа: слабое развитие техники и технологий производства; большая доля ручного труда во всех отраслях экономики; незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений; преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

Натуральное хозяйство – это хозяйство в котором все производится не для продажи, а для собственного потребления. Обмен при этом носит случайный характер. Условиями обмена между субъектами являются экономическая обособленность, т. е. каждый субъект имеет право обменивать только тот продукт, который ему принадлежит;

    Командная (командно‑административная, централизованная, плановая, директивная, государственная) экономическая система – это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства , а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям (директивам) централизованных органов управления и в соответствии с планами.

Для нее характерны государственная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического (директивного) планирования.

При этом большая часть земли и капитала принадлежит государству, экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора экономики, цены на большинство товаров устанавливает правительство. Еще что характерно: дефицит товаров, низкие технологии

    Рыночная экономика свободной конкуренции - это хозяйство, в котором господствует частная собственность, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счет, все основные решения принимаются ими на свой страх и риск.

Характеризуется:

-частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею;

-неравенством в распределении богатства ;

-децентрализацией экономической власти ;

Функцию регулятора экономики выполняет система рынков ,

В поведении экономических субъектов личный интерес доминирует над общим;

--свободой предпринимательского выбора;

-конкуренцией;

-ограниченной ролью государства и других .

4. Смешанная экономическая система

В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика – это экономика, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов, в обществе наряду с частной собственностью присутствует государственная собственность, экономическая система управляется и координируется не только системой рынков, но и государством.

Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными особенностями.

Национализация – переход частной собственности в государственную

Приватизация – переход государственной собственности в частную

Закрепление

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека