Древнейшие варвары. Кто такие варвары

Древние греки всех чужеземцев называли варварами - "бормочущими", имея в виду, что они неверно или совсем плохо говорили по-эллински и, следовательно, не знали и не могли оценить греческих обычаев, наук и искусства. Эллины были уверены, что всё, созданное ими, является самым лучшим, и не утомляли себя сомнениями. Египтяне, финикийцы и другие народы, которым греки были многим обязаны, оказывались варварами, с их точки зрения.

Римляне считали варварами племена, жившие на северных и восточных рубежах Римской империи. Когда в I в. до н. э.. германские племена попытались перейти Рейн и занять принадлежавшие империи земли Галлии, легионы Юлия Цезаря прогнали их обратно и построили оборонительный вал - "Limes Romanus", ставший рубежом не только между римлянами и германцами, но по существу между двумя цивилизациями - римской и варварской.

Варварами римляне называли не только германцев, но и кельтов, славян, живших на обширных территориях, занимавшихся земледелием и скотоводством. Они выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овощи (репу, лук, горох), а также лён, коноплю. Разводили тягловых быков, лошадей, овец, коз, охотились на пушного зверя, добывали руду и плавили из неё металлы. Всё это доставлялось в пограничные города Римской империи и обменивалось на рабов, оружие, предметы роскоши и вино. Старейшины, возглавлявшие роды и общины, на народных собраниях называли имена вождей, которые поведут воинские дружины на соседей. Сильные подчиняли слабых, создавая крупные племенные союзы: алеманский, сакский, франкский, западных и восточных готов, лангобардов, вандалов, бургундов. Война становилась ремеслом для многих из них. Римляне ценили храбрость и умение варваров владеть оружием: молодые мужчины-пленные пополняли ряды гладиаторов, оканчивая жизнь на аренах римских цирков; свободных привлекали к армейской службе. Со временем в римской армии варваров становилось всё больше и больше как среди солдат, так и среди командиров. Они предпочитали всему римскому свою одежду, оружие, применяли в бою собственную тактику и стратегию. Их формирования способствовали многим победам, одержанным Римом.

Варваров, как пленных, так и свободных, римляне поселяли на землях, опустошённых войной, используя как рабочую силу. В римском обществе появлялись и хорошо образованные, богатые варвары, что позволяло им занимать важные должности при императорском дворе, который был не чужд распространившейся моде на варварские костюмы, причёски, манеру поведения и разговора. Император Марк Аврелий Антонин вошёл в историю под именем Каракалла из-за своего пристрастия к одежде варваров: "каракаллой" германцы называли длинный плащ. Случалось, что на престоле Римской империи оказывались не римляне: императоры Диоклетиан и Максимиан были иллирийцами.

Варвары, занявшие привилегированное положение в Римской империи, являвшиеся высшими сановниками, становились фактическими правителями государства, которое переживало тяжелейший кризис в конце IV - начале V вв. н. э.. Об этом свидетельствовали многочисленные случаи появления узурпаторов, претендовавших на императорскую власть, волновавших народ, захватывавших города и поместья богачей. Целые области заявляли о своей независимости от центрального правительства. Армия отказывалась защищать интересы империи, а дезертирство приобрело угрожающие размеры. Человеческая жизнь потеряла ценность.

Именно тогда началось оживление на границах империи.

Массовые передвижения племён, вторжение их с периферии на территорию Римской империи, приведшее к утрате западной её части, историки назвали "Великим переселением народов". Начало его пришлось на IV-VII вв., когда кочевники Центральной Азии - хунны, за несколько веков преодолев огромные расстояния, добрались до плодородных равнин между Волгой и Доном. Здесь потомки хуннов, забывшие язык и историю своих предков, изменившиеся даже внешне, но не утратившие воинственности и жестокости в схватках с врагами, создали племенной союз. Их стали называть гуннами, покорителями обитавших в бассейне Дона аланов и многочисленных восточных готов (остготов) Причерноморья. Расправа победителей над побеждёнными была столь ужасна, что их соседи - западные готы (вестготы) не стали дожидаться своего смертного часа и бежали под защиту римских пограничных укреплений через Дунай на земли, принадлежавшие римлянам. Их поселили в Мезии, присвоили статус конфедератов - союзников империи, рассчитывая, что беглецы будут охранять и защищать владения империи от посягательств грозных гуннов.

Однако всё получилось по-другому: земли Мезии были бедны и не могли прокормить такое большое количество беженцев; местные чиновники, пользуясь бедственным положением готов, занимались вымогательством, расхищая продукты и деньги, направляемые центральным правительством на поддержку несчастных. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, было вероломство римлян. Наместник области пригласил к себе на приём вождей готов. Пока те пировали, охрана наместника, спровоцировав дружинников-готов на вооружённое столкновение, перебила их. Возмущение охватило весь народ готов. Избрав вождём Фритигерна, человека смелого и закалённого в боях, восставшие захватывали один римский город за другим. Нашествие, подобно бурной реке, разливалось по землям империи. Оказалось, что у правительства нет сил, чтобы остановить его. Два года император Валент безуспешно пытался собрать войска для борьбы с готами. Отряды, которые посылались им навстречу, переходили на сторону восставших. Это было грозное предупреждение, свидетельство деморализации общества, когда родина - Римское государство - превратилась в гигантскую машину насилия и угнетения, а "чужие" становились ближе "своих".

Император западной части империи Грациан стал спешно искать полководца, который смог бы организовать отпор восставшим и спасти империю. Им оказался Феодосий, уроженец Испании, всю жизнь верно служивший Риму и никак не предполагавший стать августом. Будучи человеком умным, он, понимая, что рассчитывать на соотечественников не приходится, обратился за помощью к готским вождям. Был заключён договор, по которому им предоставлялось право жить на землях Малой Азии; кроме того, правительство обязалось дополнительно снабжать их зерном, скотом, освободить от податей и повинностей. Готы же обещали ежегодно выставлять 40 тыс. воинов.

Римское общество клонилось к упадку. Власть имущие были заняты только собственными интересами, не желая замечать, что империю всё больше теснят враги, а большая часть народа видит в них освободителей. Людей, серьёзно озабоченных судьбой империи, в обществе избегали, считая бесполезными. Однажды было решено очистить Рим от чужеземцев и проходимцев, так как прокормить огромное население города становилось труднее и труднее. Результаты этой кампании оказались неожиданными: из города были безжалостно изгнаны лишь учёные люди. Зато продолжали благоденствовать многочисленные певицы и танцовщицы, окружённые большим числом прислужников.

Вражда и смута терзали империю. Они не прекратились, а усилились после смерти Феодосия I, оставившего свои владения в наследство двум сыновьям: 18-летнему Аркадию и 11-летнему Гонорию, опекунами которых он назначил галла Руфина и вандала Флавия Стилихона. Пока дворцовые партии выясняли отношения, восстали готы. Они выбрали своим вождём Алариха - самого прославленного воина, происходившего из старинного знатного рода Балтов. Восставшие двинулись на Константинополь, но, получив выкуп, направились в Македонию и далее в Грецию, где уцелели лишь Афины, сумевшие откупиться.

В это время при дворе наследников Феодосия победу одержали сторонники Стилихона. Собранные им войска стали теснить Алариха, которому с трудом удалось избегнуть полного разгрома. Однако через год он вторгся в Италию. Вестготы представляли столь серьёзную силу, что Стилихон уговаривал императора Гонория и сенат дать Алариху выкуп - четыре тысячи фунтов золота - и получить передышку для реформы армии и государственного устройства, но император не решался. Один из сенаторов упрекал Стилихона, что предлагаемый им договор - не о мире, а о рабстве. Вскоре Стилихон был убит в результате заговора, жертвами которого стали многие друзья и сторонники Стилихона, а также варвары и их семьи, верно служившие до той поры империи. Возмущённые таким вероломством, оставшиеся в живых (числом более 30 тыс.) перешли на сторону Алариха и потребовали вести их на Рим. Сложившейся ситуацией Аларих воспользовался незамедлительно. Обвинив римлян в предательстве и нарушении обязательств, он призвал к оружию своих собратьев-готов и присоединившихся к ним гуннов и в 409 г. повёл их на Рим. По дороге его войска пополнялись как свободными римскими гражданами, так и рабами.

Очень скоро подошёл Аларих к Риму, который со времён Ганнибала не видел врагов возле своих стен. Вождь готов и его воины увидели перед собою огромный и богатый город. Его позолоченные кровли слепили глаза. В нём были чудесные дворцы, храмы, цирки и театры, возведённые из мрамора и украшенные статуями, фресками, мозаиками. Аларих приказал начать осаду "вечного города" и захватил гавань Остию, где находились все основные запасы хлеба. В Риме начался голод и распространилась эпидемия чумы. Осаждённым не приходилось рассчитывать на помощь: не было Стилихона, чья мудрость и энергия не раз спасали империю; император Гонорий заперся в стенах города-крепости Равенны и молился там о чуде - спасении от варваров.

Римляне начали с Аларихом переговоры. Сенат отправил к нему посольство. Однако Аларих назвал такую непомерную сумму выкупа, что растерявшиеся горожане спросили, что же останется у них после его выплаты. "Жизнь", - кратко ответил Аларих. Тогда горожане попытались его припугнуть, сообщив, что в городе много жителей, которые как один выйдут оборонять Рим. "Ну что же, - сказал Аларих, - чем гуще трава, тем легче её косить". Римляне согласились заплатить выкуп. Аларих снял осаду и отошёл.

Правительство Гонория не спешило выполнять условия мира, и Алариху надоело ждать. В том же году он вновь осадил Рим, и там опять начался голод. Аларих вынудил римский сенат объявить императора Гонория низложенным, а на его место избрать римлянина Аттала - болтуна и пьяницу. Но вскоре, убедившись в его полной непригодности, Аларих отправил его в свою музыкантскую команду, а знаки императорской власти отослал к Гонорию.

В это время Гонорий получил подкрепление: Константинополь прислал ему 4 тыс. солдат, а из Африки подошли суда, гружённые продовольствием. Император посчитал, что более заботиться о мире с варварами бессмысленно, и объявил о прекращении переговоров. В ответ на это Аларих в третий раз осадил Рим. Огромный город не имел сил защищаться, лишь горстка гвардейцев-наёмников пыталась сопротивляться. Пока длилась осада, голод и болезни косили людей. Современник тех событий писал: "Безумие голодающих дошло до предела, рвали друг друга на части, мать не щадила грудного младенца своего, и её чрево принимало то, что она родила". В довершение всего рабы-германцы подняли в городе восстание, устроили погром, открыли Соляные ворота и, числом 40 тыс., примкнули к осаждавшим. 14 августа 410 г. Аларих взял "вечный город". Три дня и три ночи длились грабёж и избиение жителей. Потом готы ушли, унося огромную добычу, уводя пленных, в числе которых была и сестра императора Гонория. Римляне, кроме всего, уплатили дань: 5 тыс. фунтов золота, 30 тыс. фунтов серебра, 3 тыс. драгоценных, окрашенных пурпуром одежд, 4 тыс. шёлковых, 3 тыс. фунтов перца и многое другое.

Аларих повёл своих воинов в хлебные, богатые области Римской империи - Кампанию, Сицилию, намереваясь завоевать и провинцию Африка - главную житницу империи, кормившую римлян. Однако этот план не осуществился из-за смерти Алариха, умершего 34 лет от роду в городе Консенции. Его похоронили в глубокой могиле, вырытой в русле реки Бузент, чьи воды были отведены в новое русло. Вместе с Аларихом погребли многочисленные бесценные сокровища, а затем, закопав могилу, воды реки возвратили в прежнее русло. Сподвижники Алариха перебили всех рабов, участвовавших в этих работах, чтобы никто не знал тайну погребения их вождя.

Пока правительства восточной и западной частей империи пытались мобилизовать все силы на защиту своих владений, прекратить смуты и беспорядки в государстве, надвигалась новая опасность. Вождь гуннов Аттила, правитель огромных территорий и многочисленных народов, начал поход, покорив племена, жившие по правому берегу Дуная, мечтая овладеть землями до самого Константинополя. Император Восточной Римской империи Феодосий II откупился, уплатив Аттиле 6 тыс. фунтов золота, признав себя и свой народ вечными данниками вождя гуннов и обещая ежегодно выплачивать ему 700 фунтов золота.

Аттила повёл свои войска во владения Западной Римской империи. В то время там правила мать малолетнего императора Валентиниана III, Галла Плацидия. Узнав о приближении неприятеля, она поручила командиру придворной гвардии Флавию Аэцию возглавить оборону. Он провёл несколько лет в плену у Алариха и неплохо знал нравы и черты характера варваров. Используя уговоры, угрозы, подкуп, он привлёк на свою сторону вандалов, франков и бургундов, а самое главное - наладил бесперебойную доставку продовольствия в Рим.

В 451 г. на Каталаунских полях, близ города Труа, произошла "битва народов", победа в которой досталась римлянам и их союзникам. Аттила бежал. Через год он вновь предпринял наступление и вновь был разбит, а вскоре умер. Его огромное государство вслед за этим прекратило своё существование, распавшись на мелкие владения, ставшие жертвами своих более сильных соседей.

Почти одновременно с Аттилой погиб и Аэций, пав жертвой очередного заговора, а через год и его воспитанник - император Валентиниан III. Вдова императора, Евдоксия, не имея другой возможности отомстить убийцам, обратилась к помощи вандальского короля Гейзериха, умоляя его защитить императорскую династию и восстановить её власть.

Гейзерих посадил своё войско на корабли, вошёл в устье Тибра и после короткой осады 2 июля 455 г. захватил "вечный город". Две недели его воины не только грабили, но и совершенно бессмысленно разрушали город. Такого опустошения и разгрома современники припомнить не могли. Один из них писал: "Всё разрушено и разграблено. Поля, города - всё изменило вид. Меч, огонь, голод - все бичи зараз губят род человеческий. На земле исчез мир: настал общий конец". Тем не менее Рим дожил до наших дней, оставшись столицей Италии, а вандалы давно исчезли с арены истории, оставив потомкам лишь своё имя как символ бессмысленного разрушения и осквернения - вандализма.

Западная Римская империя неотвратимо приближалась к бесславному концу, так и не сумев оправиться после столь страшного нашествия. С 455 по 476 г. сменилось около десятка императоров, не имевших реальной власти и ставших игрушками в руках проходимцев.

Население городов уменьшилось. Часть жителей была угнана в рабство, другие бежали.

Рим, полный жизни, с прекрасными зданиями, вызывавший восхищение современников, умирал: многие древние роды исчезли, другие - влачили бедственное существование, большие дворцы опустели и всё в них было мертво... В 476 г. один из самых влиятельных германских наёмников военачальник Одоакр низложил последнего императора Ромула, презрительно прозванного народом Августулом - Августёнком. Одоакр сохранил ему жизнь, поместил в подаренной ему вилле в Кампании и назначил щедрое содержание. Сам же Одоакр был признан императором Восточной Римской империи Зеноном как соправитель. 23 августа 476 г. считается датой падения Западной Римской империи и концом античного мира. Начинался новый период истории - Средние века, а на руинах части Римской империи создавались новые государства: вестготов, бургундов, франков, алеманнов, остготов и вандалов. Каждое из них имело свою историю.

Что же произошло дальше с жителями Западной Римской империи, когда она перестала существовать? У большинства простого народа появились новые повелители, а римская знать стала служить верой и правдой тем, кого она ещё недавно презирала и величала варварами. Те в свою очередь ценили знания своих новых подданных, охотно раздавая им высокие должности, наделяя землями и рабами. Дети и внуки прежних варваров, так боявшихся и ненавидевших античные города, называвших их "птичьими клетками" или "позолоченными гробницами", стали строить свои города-столицы, крепости, замки-резиденции, перенимая все черты нового для них образа жизни. Варвары перестали быть варварами.

ВАРВАРЫ ВАРВАРЫ (греч. barbaroi) - у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле - грубые, некультурные, жестокие люди.

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ВАРВАРЫ" в других словарях:

    - (по гречески и по латински чужеземцы) у древних греков и римлян общее название всех чужеземцев, говорящих на непонятном им языке. В начале н.э. оно чаще применялось к германцам. В новое время слово варвары стало обозначать совокупность народов,… … Исторический словарь

    ВАРВАРЫ, у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле грубые, некультурные, жестокие люди … Современная энциклопедия

    - (греч. барбарой). Изнач. варварами греки называли представителей всех других племен и народов, язык к рых был для них непонятен и казался неблагозвучным. Позднее с этим словом стало ассоциироваться представление о более низком уровне образования… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - (Barbari, Βάρβαροι). В древности этим названием обозначались люди, говорящие на чужеземном языке, и с этим названием соединялось некоторое презрение к иноязычным народам. Греки считали себя выше варваров, и мало помалу слово варвар стало… … Энциклопедия мифологии

    Варвары. Этим именем (barbaroi) греки называли всех непринадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения.Римляне в том же смысле употребляли это выражение, называя всехне римлян и не греков barbari; но в конце империи, в виду… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (греч. barbaroi) – у древних греков и римлян называли всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре. Перен. – грубые, некультурные люди. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    - (др. греч. βάρβαρος, barbaros «негреческий, иноземный») люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и чуждые их культуре. Слово греческого и по видимому, звукоподражательного… … Википедия

    - (греч. bárbaroi), у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле грубые, некультурные, жестокие люди. * * * ВАРВАРЫ ВАРВАРЫ (греч. barbaroi), у… … Энциклопедический словарь

    - (греч. bárbaroi, лат. barbari) звукоподражательное слово, которым древние греки, а затем и римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном им языке и чуждых их культуре. В начале н. э. название «В.» особенно часто применяли к… … Большая советская энциклопедия

    Этим именем (βάρβαροι) греки называли всех, не принадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения. Римляне в том же смысле употребляли это выражение, называя всех неримлян и негреков barbari; но в конце империи, ввиду частых… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Варвары , Терри Джонс, Алан Эрейра. "Варвары" - это рассказ о народах, которых римляне приписали к нецивилизованным, и одновременно возможность взглянуть на самих римлян с альтернативной точки зрения- с точки зрения людей,…

Ни один народ не называет себя словом «варвары». Ну н е то это слово. Его употребляют только по отношению к другим народам. Оно указывает на несхожесть. Им пользовались древние греки, когда шла речь о негреках, язык которых был непонятен. Им казалось, что чужестранец невнятно бормочет: «Ба-ба-ба… » Такое же слово, «барбара», означающее «заикающийся, невнятно говорящий», то есть – чужак, есть и в санскрите, языке Древней Индии.

Римляне адаптировали греческое слово и превратили его в прозвище (обычно презрительное) для народов, живущих вокруг. 1

Поскольку этот термин был подкреплен мощью и величием Рима, латинская интерпретация стала единственной, которая берется в расчет. Народы, прозванные римлянами «варварами», будь то испанцы, бритты, галлы, германцы, скифы, персы или сирийцы, остались навеки с этим клеймом. Слово «варварский» стало синонимом для обозначения всего, что противостоит цивилизации. В отличие от римлян варвары были примитивными, грубыми, невежественными, алчными и жестокими разрушителями. Римляне, сколько могли, сдерживали варваров, но в конце концов те прорвали кордоны, и дикие племена хлынули в Римскую империю, уничтожая вековые культурные достижения. Свет разума и цивилизации был затушен носившимися по всей Европе варварскими ордами. Они истребляли все, что было создано римлянами. Они разграбили и сам Рим, вергнув Европу в пучину «темных веков». Варвары принесли только хаос и невежество, царившие до тех пор, пока в эпоху Возрождения не был вновь зажжен светоч римского искусства и науки.

Впрочем, обычная история. Уникальность Рима заключалась не в его искусстве, науке или философии, не в его приверженности законам, гуманности или высокой политической культуре. На самом деле во всех этих областях Рим не опережал, а порой и отставал от народов, которые он завоевывал. Главной особенностью Рима была его первая в мире профессиональная армия. Нормальное общество состоит из крестьян, охотников, ремесленников и торговцев. Вступая в сражение, они полагаются не на знание военного искусства и умелое обращение с оружием, а на свой моральный настрой и личный героизм. В глазах тех, кто посылает воевать с ними обученных солдат, они выглядят животными. Но это суждение далеко от истины.

В действительности так называемым варварам мы обязаны больше, чем людям в тогах. И то, что мы по-прежнему смотрим на кельтов, гуннов, вандалов, готов, вестготов и другие народы как на варваров, означает, что мы попались в сети римской пропаганды. МЫ и сейчас позволяем римлянам определять наш взгляд на мир и историю.

Однако в последние 30 лет положение стало меняться. Археологические открытия позволили иначе взглянуть на сохранившиеся древние тексты, что привело к новой интерпретации событий прошлого. Теперь мы знаем, что Римская империя остановила развитие науки, и в частности, математики, на невероятно долгие полторы тысячи лет. Многое из того, что было известно и создано до прихода римлян, пришлось заново изучать и переоткрывать в совсем недавние времена.

Рим использовал свою армию, чтобы уничтожать окружавшие его культуры, расплачиваясь с воинами награбленными богатствами. Завоеванные народы романизировались, а все упоминания о них по возможности стирались. На самом же деле многое из того, что мы считаем достижением римской цивилизации, было заимствовано римлянами у варваров. Рим воевал мечами, щитами, броней и баллистами, скопированными у тех, с кем он сражался. Римские города строились за счет награбленного у богатых соседей. Что же касается знаменитых римских дорог, про них читайте дальше. Увы, многие из инженерных и научных достижений варварского мира были полностью уничтожены, и даже когда появлялись свидетельства этих открытий, в них не верили, ибо приписывали римлянам. Однако сейчас мы начинаем осознавать, что история заката римской цивилизации и погружения во тьму варварства насквозь фальшива.

Конечно, кельты поступили легкомысленно, не оставив нам письменных свидетельств, – им следовало бы знать, что отсутствие подтверждений, пропагандирующих их образ жизни, даст однозначный перевес в пользу римской версии истории! И все-таки, мы не должны верить всему, что рассказывают нам римляне. Вот, к примеру, мнение Юлия Цезаря о лосях.

Лоси лишены рогов, а их ноги не имеют суставов и связок, так что они не могут ни прилечь с целью отдыха, ни подняться, уnав по какой-то причине. Постелью им служат деревья. Лоси прислоняются к ним и так, слегка склоненные, отдыхают. Когда охотники обнаруживают следы этих животных, то, зная, куда те обычно направляются, подкапывают корни всех деревьев либо подпиливают ствол дерева так, чтобы оно казалось стоящим.

Лоси, nрислоняясь валят своим весом оставшееся без опоры дерево и падают вместе с ним 1 .

Это интересное зоологическое наблюдение с серьезностью повторили греческий географ Страбон 2 и энциклопедист Плиний Старший 3 . Похоже, что они перепутали с аналогичным рассказом о слонах, поведанным Аристотелем и также изложенным Страбоном. Это повествование стало частью «стандартного правдивого описания слонов» И просуществовало до конца XVII в. Сэр Томас Браун жаловался, что даже когда люди смогли своими глазами увидеть этих животных, опускающихся на колени и самостоятельно встающих, доверие к классическим авторитетам заставляло их отрицать очевидное 4 .

Точно так же, как люди веками отрицали, что у животных есть колени, хотя они их сами видели, так и восторженное отношение западного общества после Возрождения ко всему римскому убедило нас смотреть на многое в нашем прошлом глазами римлян, даже когда очевидные свидетельства противного бросались в глаза. Конечно, сейчас мы используем на практике вовсе не те сведения о лосях, которые сообщал Юлий Цезарь, однако, когда дело касается варваров, мы по-прежнему склонны принимать его оценки – оценки завоевателя, сметающего все на своем пути.

Стоит перевернуть картинку и взглянуть на историю с точки зрения неримлян, как многое начинает выглядеть совсем по-другому. Например, римская характеристика вандалов дала нам термин «вандализм», но мы увидим, что вандалы были высокоморальными, образованными, грамотными и часто более цивилизованными людьми, чем римляне.

Разграбление Рима готами и вандалами вовсе не было беспримерным актом уничтожения. Готы разрушили только одно здание, а вандалы вообще ни одного. В обоих случаях орудовали армии христиан. Но Римская империя сама уже приняла одну из форм христианства – католицизм – и старалась навязать эту форму религии всем остальным народам.

Католическая церковь триумфально распространялась по миру и, опять же, в добрых римских традициях, делала все возможное, чтобы перекроить людей и историю на свой лад. Церковь решала, какие документы останутся, а какие – нет. Все источники, которыми мы пользуемся, прошли через руки средневековых католических копиистов. Так что картина прошлого досталась нам, проделав непростой путь.

Эта книга – попытка пересмотреть историческую роль большинства европейских и азиатских народов, которые были зачислены в разряд варваров-злодеев, и одновременно дать новую оценку идеалу цивилизации – всепобеждающему Риму.


Так кого же греки называли варварами? Сейчас более известна версия, что варвары - это вандалы, дикари, уничтожившие Римскую Империю, этот "цивилизованный" мир. Наша история дана нам с чужих слов, немцами написана. Не пора ли уже самим ее "раскапывать", а не повторять, как попугаи, немецкие небылицы и несуразицы?

Что обозначает само слово "цивилизация "? Нам говорят, что это высшая стадия человеческого общества - дикость-варварство-цивилизация. А слово происходит от латинского civilis - гражданский, государственный. И тут опять правда, государство на наши земли пришло благодаря христианству. Получается, что государственное устройство общества и есть цивилизация. И началась эта цивилизация на наших землях с распространения христианства огнем и мечом. До христианства мы жили как-то без государства и вроде бы не тужили. Не было эксплуатации одних другими, мы были свободными людьми. А сейчас нам это самое государство устанавливает дань в виде налогов, дает инструкции что делать и как жить в виде законов. Цивилизация. Скоро за воздух и дожди будут дань с нас выдирать. Христианство - это религия, учащая отдавать кесарю кесарево, быть смиренным, значит послушным, иначе в ад попадешь, ну и страдание - это единственная форма праведной жизни. Человек у христиан - это грешник, блудный сын и он должен постоянно каяться и страдать за свои грехи, очищение только таким образом приобретается. А варвары жили без государства, дураки, однако. Законы им были не писаны, дань они не знали. Ох и дикари...))) И Бога они не боялись, а почитали с любовью, зная, что сами потомки Богов.

Прокатим же клубочек по этому понятию, чтобы благодаря нашему русскому языку раскрутить значение слова "варвар ". Наш язык скрыт сам в себе и все ключи к разгадкам тайн именно в нем!

На др.греческом слово варвары звучит как barbaros , на латыни barbarus . Вообще это слово обозначало у них чужеземцев, людей говорящих на непонятном языке. Ассоциируется с выражением тары, бары, растабары - на русском это просто болтовня, балобольство.

Вспоминается также слово "тарабарщина " - что-то непонятное, бестолковое. Оказывается, тарабарское письмо или тарабарская грамота - это древнерусская тайнопись. Использовалась для дипломатической переписки, в сакральных целях. В росписях, рисунках, иллюстрациях к книгам, среди изображений животных и людей внимательный читатель мог разглядеть и тайное послание. Что для нас "китайская грамота", китайская письменность в виде иероглифов,то для эллинов наша тарабарщина.) Слова не отделялись, арабские цифры до христианства не писались, буква означала определенную цифру. Каббала не от нас ли пошла?

Наша азбука и начинается словами "Азы буквицами веды глаголят". И в Писании (кем оно дано и на каком языке доподлинно не известно) сказано, что Слово - Бог. Язык скрытый сам в себе, язык в котором все знания зашифрованы.

Еще есть выражение "провалиться в тартарары" - куда-то далеко, чуть ли не в преисподнюю. У эллинов и слово преисподняя обозначалось как "Тартар". Так что наша страна, которая на многих старинных картах обозначалась как Тартария - это далекое и непонятное страшилище. Кто же из цивилизованных людей на Север пойдет, где снег, морозы и дикари вениками друг друга хлещут? :) Какие жестокие люди:

А что же варвары писали об эллинах? Вот свидетельство Климента Александрийского из книги "Строматы"(конец первой книги):

"Прекрасно выразился египетский жрец у Платона "О Солон, Солон! Вы, эллины, вечно останетесь детьми, ибо умы ваши не сохраняют ни единого предания, унаследованного от древних, и нет среди эллинов старца." Под старцами же, полагаю, жрец этот разумел людей, знакомых с древними учениями, то есть нашей традиции. Напротив, юношами же являются те, кто занят вещами сравнительно недавними, подобными тем, которые прежде всего интересуют эллинов и которые возникли лишь вчера или позавчера, а преподносятся ими как древние и почитаемые. Потому и прибавил жрец: "Учения, поседевшие от времени", хотя возможно вам покажется эта варварская метафора и не очень складной, Впрочем, знающие люди на собственном опыте постигают искусство толкования. Жрец говорит, что эллинские учения не многим отличаются от детских историй, то есть сказок, сочиненных для детей. Все эти истории он назвал "детскими", поскольку даже мудрейшие среди эллинов способны усмотреть в них лишь немногое. Учением "поседевшим от старости" жрец обозначает древнейшее и истинное варварское предание. Противопоставляя ему "детские сказки", он указывает на искусственные элементы в более поздних учениях, поскольку они не подкреплены (подобно детским сказкам) преданием древности, а значит и мифы их и философия есть всего лишь детская игра ".

Итак, философ второго века пишет о том, что варварское предание древнейшее и истинное, а эллинские истории подобны детским сказкам.

Ну и греческое слово barbaros напомнило немецкое название плана нападения на СССР - "Операция Барбаросса". Операция по захвату варваров? Цивилизованные немцы возомнили себя избранными для очищения земли от всех дикарей. Сама же операция так названа в честь императора Священной Римской империи Фридриха I по кличке (смеюсь, по прозвищу) Барборосс. Они рассчитывали на молниеносный захват варваров, но их план не удался и завершился крахом Третьего рейха. А вот в информационной борьбе они практически уже победили, к сожалению. И если мы не очнемся, то наша культура будет поглощена европейской. Обидно смотреть как наш народ превращается в животноподобных созданий, бездумных потребителей. Деды наши победили немцев, а вот мы оказались слабаками и европейские нравы подавляют наши. Девственность, честь, достоинство - это в современном обществе устарелые понятия. Лепота! По моему цель"Операции Барбаросса" - превращение российского народа в дикарей, военными действиями не удалось захватить территории и установить свои порядки, а вот информационная диверсия удачно завершается!

Карабас Барабас опять же всплывает в памяти, ближайший друг Тарабарского короля. Тот, кто мечтает всеми куклами управлять. Эти призывы в фашистских листовках- Крестьяне и рабочие! Ваша страна переживает последствия коммунистической разрухи, последствия преступного коммунистического поджигательства и разрушения. Верьте Адольфу Гитлеру и исполняйте распоряжения назначенных им руководителей! Вы скоро залечите раны, нанесенные вам жидо-коммунистическим режимом кровавого террора. Земля вновь отдана в частную собственность и каждый из вас может передать ее в наследство детям и внукам! - ничего не напоминают? Мне вот что-то напоминают, только не пойму что...)

Так что же обозначает прозвище Барбаросса? Оно происходит от итальянского слова barba - борода и rossa - рыжий. Именно с бритья бороды Петр I начал онемечивание русского народа.

Подведем итог. Из всего накопанного получается такое значение слова варвар : это рыжебородый житель далекой страны, говорящий на непонятном языке, имеющий предание древнейшее и истинное, живущий без государства.

Благодаря Папе Карло в мире появляется Буратино, деревянный глупец, верящий сказкам Лисы Алисы и кота Базилио, постепенно он набирается опыта, умнеет, получает ключ от Черепахи Тортиллы и освобождает из рабства марионеток.

Когда же появится этот любопытный, всюду сующий свой нос Буратино и освободит марионеток от Карабаса Барабаса?)))

Третий Рейх мы разгромили, а вот Третий Рим вновь возрождается.

Весь мир театр, а люди в нем актеры. Да театры бывают разные: либо ты послушная марионетка, которую постоянно дергают за ниточки, указывая, что делать, либо свободный актер, играющий свою роль без указаний других..

Были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и были чужды их культуре. Слово греческого и, по-видимому, звукоподражательного происхождения . В ряде европейских языков слово заимствовано через лат. barbarus . Русское «варвар» - через др.-русск., ст.‑слав. варваръ , варъваръ (заимствовано из среднегреческого).

В новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания), пользуясь её ослаблением, и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства).

В переносном значении варвары - невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей.

Европа железного века [ | ]

В античном мире слово использовалось греками для обозначения негреческих народов, включая цивилизованные. В Древнем Риме термин применяется по отношению к народам, проживавшим за пределами Римской республики (позднее - империи). Таким образом, в археологическом смысле термин «варвары» синонимичен термину «железный век » для народов, существовавших во времена античного мира , но не входивших в круг цивилизаций того времени :

У 37 варваров VI века из (Szólád, Венгрия) и Колленьо (Северная Италия) определены Y-хромосомные гаплогруппы R1b (21), I2a2 (8, все из Солада), E1b (2), I1a (2), T1a (2), R1a-S200 (1, из Солада), G2a1 (1) .

Европа Средневековья [ | ]

В средние века варварами считались викинги (дат. Viking, швед. Vikingar, норв. Vikingene) - раннесредневековые скандинавские мореходы, в VIII-XI веках совершавшие морские походы от Винланда в Северной Америке до Биармии на севере Восточной Европы (Карельское поморье) и от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкали за пределы родных стран перенаселение (после периода средневекового потепления на севере Европы) и жажда лёгкой наживы. По религии - в подавляющем большинстве язычники.

Причины экспансии викингов, принимавшей различные формы (поиски новых земель и переселения, грабительские нападения, пиратство и большие военные походы, торговые поездки, тесно переплетавшиеся с пиратством и грабежом), были многообразны. Разложение общинно-родового строя у шведов, датчан и норвежцев сопровождалось усилением знати, для которой военная добыча служила важнейшим источником обогащения; многие рядовые общинники (бонды) покидали родину вследствие относительной перенаселённости приморских районов Скандинавского полуострова и нехватки пригодных для обработки земель. Прогресс кораблестроения у скандинавов - издревле искусных мореходов - сделал возможным их плавание не только по Балтийскому морю, но и в водах Северной Атлантики и в Средиземном море.

Китай [ | ]

Тема взаимоотношения с варварами закрепилась в классической китайской историографии , начиная с Сыма Цяня . По его утверждению, варвары выступают противниками Хуан Ди , имея черты хтонических чудовищ .

Чень Ань (9 в.) утверждал, что «различие между китайцем и варваром проходит в сердце». Согласно другим мыслителям, это различие имело расовую основу. Притягательность китайской культуры выразилась в синификации киданей, чжурчженей, монголов, маньчжуров и др. народов. Правление неавтохтонных династий (Юань, Цин и др.), во многом повлиявших на облик китайской цивилизации в её современном виде, сделало вопрос варварства в Китае сложной культурологической проблемой.

В повседневной речи [ | ]

В настоящее время это слово сделалось вполне нарицательным во многих языках и нередко употребляется в повседневной жизни, однако, необходимо иметь в виду, что правильное словоупотребление не позволяет смешивать это выражение с термином «дикие, дикари».

В Армении [ | ]

В Китае [ | ]

Китайцы называли

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека