Чем наука отличается от лженауки. Насколько качественны данные, поддерживающие заявление? Имеет ли заявление политическую, идеологическую или культурную поддержку

КСЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие мировоззрения

Мифологическое

Религиозное

Философское

Научное

3. Определение науки

4. Черты и свойства науки

● объективность

● обоснованность

● безграничность

● универсальность

● формальность

● системность

5.Функции:

1) познавательно-объяснительная

2) мировоззренческая

3) производственная

Цели

Задачи :

:

7.Уровни научного познания

1) эмпирический

2) теоретический

Структура научного метода

.

Сущность псевдонауки

Г) Отсутствие законов

Негативные проявления и опасности техники

Они связаны с двумя аспектами: А) Экологически значимые последствия Б) Последствия в сфере деятельности человека

18. Различные понимания времени зарождения науки

Наука как система знаний (древние цивилизации)

Наука как религиозно доказанное знание (VI-VII в до н.э.Древняя Греция)

Наука как практическое знание (Новое время, XVII-XVIII вв)

Наука как институт общества (XIX в)

Наука как ведущая форма общественного прогресса (XX в)

Предпосылки рационализации мировоззрения в Древней Греции

➢ На смену вере и мифам приходят попытки дать логическое обоснование.

➢ Ставится задача объяснить феномен человеческой души.

➢ Происходят философские попытки найти начало мира и его субстанцию.

➢ Происходит демифологизация окружающего мира, природы и космоса.

Достижения древнегреческой науки

1) Наука как теоретическое и доказательное знание

2) Заложены основные принципы математики, астрономии и механики

3) Развитие теоретических методов научного познания

Основные принципы квантовой механики

1). Принцип дополнительности Бора.(для описания объектов микромира используются как корпускулярные, так и волновые свойства) 2).Принцип неопределенности Гейзенберга. Микрообъект обладает либо определенным положением, либо имеет энергию.(связан с 1 принципом) 3.) Вероятная интерпретация Де Бройля(элементарные частицы находятся в определенном месте с определенной вероятностью.)(нет фиксированного места). 4). Корпускулярно-волновой дуализм материи.(в микромире микрообъекты могут проявляться как частицы и как волны) Постулат о поглощении и излучении квантами Принцип Паули - 2 и более электрона не могут находиться в одном квантовом состоянии. Следовательно на одной атомной орбите не может находиться более 2 электронов.

Принцип неопределенности Гейзенберга

Принцип неопределенности гейзенберга. согласно принципу, невозможно одновременно знать точное положение и точную скорость объекта, потому что каждый объект во вселенной ведет себя и как частица, и как волна. у микрообъектов есть либо место, либо опред-я энергия. Невозможно одновременно точно определить местоположение частицы и ее импульс(чем точнее определяется координата частицы, тем более неопределенным становится ее импульс и наоборот).

Физический вакуум

физ.вакуум-особая среда,формирующая пространство вселенной,не содержащие реальных частиц и энергии.представляет собой множество всевозможных виртуальных частиц и античастиц, которые в отсутствии внешних полей могут превратиться в реальные. Нпосредственно не наблюдается, но проявление его свойств регистрируется в экспериментах. Роль фундаментальной материальной основы мира. Физ ваакум - такая непрерывная среда, в которой нет ни частиц вещества, ни поля, а только исчезающие и появляющиеся виртуальные частицы.

Общие положения теории Большого взрыва

По современным представлениям, наблюдаемая нами сейчас Вселенная возникла 13,7 ± 0,13 млрд лет назад из некоторого начального «сингулярного» состояния и с тех пор непрерывно расширяется и охлаждается. Согласно известным ограничениям по применимости современных физических теорий, наиболее ранним моментом, допускающим описание, считается момент Планковской эпохи с температурой примерно 1032 К (Планковская температура) и плотностью около 1093 г/см³ (Планковская плотность). Ранняя Вселенная представляла собой высокооднородную и изотропную среду с необычайно высокой плотностью энергии, температурой и давлением. В результате расширения и охлаждения во Вселенной произошли фазовые переходы, аналогичные конденсации жидкости из газа, но применительно к элементарным частицам. Приблизительно через 10−35 секунд после наступления Планковской эпохи (Планковское время - 10−43 секунд после Большого взрыва, в это время гравитационное взаимодействие отделилось от остальных фундаментальных взаимодействий) фазовый переход вызвал экспоненциальное расширение Вселенной. Данный период получил название Космической инфляции. После окончания этого периода строительный материал Вселенной представлял собой кварк-глюонную плазму. По прошествии времени температура упала до значений, при которых стал возможен следующий фазовый переход, называемый бариогенезисом. На этом этапе кварки и глюоны объединились в барионы, такие как протоны и нейтроны. При этом одновременно происходило асимметричное образование как материи, которая превалировала, так и антиматерии, которые взаимно аннигилировали, превращаясь в излучение. Дальнейшее падение температуры привело к следующему фазовому переходу - образованию физических сил и элементарных частиц в их современной форме. После чего наступила эпоха нуклеосинтеза, при которой протоны, объединяясь с нейтронами, образовали ядра дейтерия, гелия-4 и ещё нескольких лёгких изотопов. После дальнейшего падения температуры и расширения Вселенной наступил следующий переходный момент, при котором гравитация стала доминирующей силой. Через 380 тысяч лет после Большого взрыва температура снизилась настолько, что стало возможным существование атомов водорода (до этого процессы ионизации и рекомбинации протонов с электронами находились в равновесии). После эры рекомбинации материя стала прозрачной для излучения, которое, свободно распространяясь в пространстве, дошло до нас в виде реликтового излучения

Сильный Антропный принцип

Однако и этого некоторым ученым показалось мало для объяснения наблюдаемой пригодности нашей Вселенной для жизни, в результате чего был сформулирован сильный антропный принцип: Вселенная обязана быть устроена так, чтобы в ней могла зародиться разумная жизнь. В этой его версии принцип выходит за рамки слабого антропного принципа и утверждает, что зарождение жизни во Вселенной не только возможно (слабый принцип), но и фактически неизбежно. Сторонники этого взгляда на вещи обосновывают свою точку зрения тем, что имеется некий универсальный (и до сих пор не открытый) закон, согласно которому все фундаментальные вселенские константы попросту не могут отличаться от тех, которые мы имеем в объективной реальности. Крайняя точка зрения в этой космогонической традиции доходит до того, что не только универсальные константы предопределены, но и развитие сознающего разума во Вселенной неизбежно.

ПОЛИТТЕОРИЯ КОНСПЕКТЫ

1.Вебер (Политика как профессия и призвание)

2. Политсознание (определение) и идеологии

3. Избирательная система

4.государство (по Хейвуду): малое, пустотелое, социалдемократическое.тоталитарное.коллективизированное

5. Виды парт. Систем

6.Общественные движения

7. Группы интересов – определения, виды (Хейвуд)

КСЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие мировоззрения

Мировоззрение - картина мира, система теорий, представлений, принципов, ценностей, идеалов, характеризующих отношение человека к окружающим его миру, обществу и самому себе.

2. Основные типы мировоззрения

Мифологическое - образное знание, передаваемое из поколения в поколение, формирует единое отношение к миру.

Религиозное - вера в сверхъестественную силу; распространение своих знаний через особый источник. Отличие от мифов - упорядоченность, существование символов и канонов веры

Философское - рациональное знание, основанное на разуме, сферой познания которого является внутреннее состояние человека.

Научное - основано на рациональном знании, важнейшим компонентом которого является разум

3. Определение науки

1) как система достоверных знаний, выраженных в форме теорий

2) как духовная деятельность; познавательная деятельность, направленная на получение практически подтвержденных знаний

3) как социальный институт; система организаций учреждений, вырабатывающих распространение и сохранение знаний

4. Черты и свойства науки

● объективность

● обоснованность

● безграничность

● универсальность

● формальность

● системность

5.Функции:

1) познавательно-объяснительная (наука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания,способствуя прогнозированию дальнейшего развития, что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире)

2) мировоззренческая (не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности)

3) производственная (наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества.)

4) социальная (образовательная) (наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук)

Цели :получение знаний об объективном и субъективном мире, постижение объективной истины

Задачи :

1) сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания

3) систематизация полученных знаний

4) объяснение сущности явлений и процессов

5) прогнозирование событий, явлений и процессов

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний

6.Предпосылки возникновения науки

Неолитическая революция → рационализация форм деятельности и общения→ разделение труда и развитие духовной культуры→ возникновение письменности→ путь от мифа к логосу.

Предпосылки возникновения науки формировались в процессе разрешения ряда противоречий :

● между мифом и абстрактным знанием

● между противоречащими мифами

● между рациональными знаниями и практической потребностью в расширении этих знаний

Кроме того выделяют такую предпосылку как идея рационального обоснования знания, что является важнейшим условием возникновения науки.

7.Уровни научного познания

1) эмпирический

нацелен непосредственно на изучение своего объекта

Цель: изучение научных факторов и выявление эмпирических закономерностей

Методы: наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, изменение

2) теоретический

нацелен на постижение сущности изучаемых явлений

Цель: выявление законов, гипотез, теорий

Методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, идеализация

8.Классификация научных методов

Обычно методы разделяют на эмпирические и теоретические в соответствии с двумя основными уровнями научного познания.

Наблюдение, Индукция, Эксперимент, Дедукция, Измерение, Анализ, Сравнение, Синтез, Формализация, Моделирование, Аксиомотизация, Математическая гипотеза

Структура научного метода

Научный метод - способ организации средств познания для достижения научной истины, система регулятивных принципов познавательной деятельности .

Структура метода содержит три самостоятельных аспекта:

● концептуальный (представления об одной из возможных форм исследуемого объекта)

● операционный (предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта)

● логический (правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания)

Сущность псевдонауки

Псевдонаука – социально-психологическое явление, которое, не выполняя в обществе функций, связанных с получением достоверного и практически эффективного знания, претендует на статус и авторитет науки.

Она отличается от науки, во-первых, содержанием своего знания, и, во-вторых, его структурой, которой свойственна фрагментальность и неинтегрированность.

Отличительные черты псевдонауки

А) Некритический анализ исходных данных

Б) Пренебрежение противоречащими фактами

В) Неизменяемость взглядов, несмотря ни на какие возражения

Г) Отсутствие законов

Д) Нарушение общепринятых этических норм

12.Социальные функции псевдонауки

Функции отчасти совпадают с функциями самой науки (познавательно-объяснительной, мировоззренческой, прогностической), однако псевдонаучное знание изменяет характер их исполнения.

Проблема определения научности теории встает потому, что ряд теорий, возникающих на границе научного знания, может оказаться как научным, так и псевдонаучным.

  • Финансовая успешность и материальная независимость
  • ЛУЧШЕЕ

    • Правда ли, что..?
    • Музыка
    • В каждой шутке есть доля...
    • Не бойся сказки, бойся лжи
    • Философия возраста

    Чем отличается наука от лженауки

    Карл Саган (Carl Sagan) был одним из первых, кто предложил миру в 1996 году набор инструментов для отделения науки от лженауки под названием «Призрак Демона над Миром» (Demon-Haunted World). Его «комплект» представлял собой руководство, которое помогает людям определить логические противоречия и другие изъяны в популярных псевдонаучных заявлениях. Много других великих умов последовали этой традиции. Автор представляет сегодня такую логическую цепочку. Для усиления контраста между наукой и лженаукой, автор отобрал лучшее, сформулировав по пунктам в одном листе. Автор выражает благодарность всем, чьи наработки были использованы в данном тексте: Dr. Stephen Barrett of Quackwatch.org, Dr. Tom Perls of AntiAgingQuackery.com, Dr. Michael Shermer of the Skeptics Society и, конечно же, Dr. Carl Sagan. Все четверо, из перечисленных имён, потратили немало сил и времени, чтобы уберечь ничего не подозревающую публику от вредоносных и лживых псевдонаучных заявлений. Не случайно эта тема постоянно встречается в их работах.

    Автор создал контрольный лист из 15 пунктов, который назвал «Как распознать лженауку». Когда вы слышите заявление о новом продукте, новом открытии или паранормальном явлении, «прогоните» это заявление через тест из 15 пунктов и составьте вполне ясное представление на предмет научности или псевдонаучности.

    1.Можно ли назвать громкое заявление теорией?

    Очень мало неправдивых заявлений можно назвать теорией. Давайте посмотрим на список требований, которым должна соответствовать теория:
    а) Теория должна поддерживаться экспериментальными данными и строиться на них. Слухи и домыслы в расчёт не берутся. Результаты экспериментов должны быть систематизированы и получены из разных источников. Легко заметить, что псевдонаучную теорию часто генерирует и поддерживает один источник.
    б) Теория должна быть достаточно специфичной для фальсификации тестирования. Если теорию невозможно протестировать, это не теория. Если теория поддаётся тестированию, значит другие люди смогут провести тест и получить аналогичные результаты. Именно в этом пункте «засвечиваются» все лжетеории. Приводится ряд причин, по которым невозможно повторить эксперимент.
    в) Теория должна иметь чёткие предсказания для явлений, которые ещё не открыты в рамках данной теории.
    г) Теория должна допускать изменения на основе появления новых фактов. Она должна быть динамичной, незавершённой и корректируемой. Легко заметить, что псевдонаука не позволяет изменения на основе последних открытий.

    2.Заявление базируется на древних знаниях?

    Это чёткий сигнал, что данное заявление обман и никакие Древние Китайцы не должны ввести вас в заблуждение. В действительности большинство научных теорий не так уж стары, потому, что новые открытия дают новые знания и вытесняют устаревшие. На самом деле, чем свежее подтверждения, тем больше теория имеет право называться научной.

    3.Громкое заявление анонсировано масс медиа или через научные публикации?

    Действительное открытие проходит этапы непредвзятого рассмотрения, результаты которого публикуются в научных изданиях. Когда «научная новость» анонсируется масс медиа, у её сторонников есть серьёзные основания идти именно таким путём, не подвергаясь риску основательного и независимого рассмотрения.

    4.Базируется ли заявление на неизвестных формах энергии или паранормальных явлениях?

    Вольное, бессмысленное использование научно – благозвучного слова «энергия» это чёткий признак лженауки. Термины «энергетические поля», «негативная энергия», «чи», «аура» и внепространственная энергия абсолютно бессмысленны в любом контексте. Относитесь с крайним недоверием.

    5.Заявители утверждают, что их теория преследуется правительством?

    Слабое оправдание отсутствия публикаций в научных изданиях и попыток пройти сертификацию. Как правило, можно услышать теорию о заинтересованности врачей и фармацевтов держать общество в болезнях. На самом деле, доктор или фармкомпания могут заработать состояние на уникальной методике лечения и никогда не будут её отвергать. Аналогично с производителями автомобилей, которые «сопротивляются» более прогрессивным двигателям.

    6.Звучит ли заявление слишком хорошо и многообещающе, чтобы быть правдой?

    Если вы слышите нечто, звучащее слишком хорошо, чтобы быть правдой, значит ваши подозрения, как правило, оправданы. Экстраординарное заявление требует экстраординарного подтверждения. Насколько заявление вписывается в наше понимание мироустройства? Как часто переворачивающие мир заявления подтверждались? Относитесь к ним с исключительным скептицизмом и требуйте таких же феноменальных подтверждений.

    7.Поддерживается ли заявление «из рук - в - руки» маркетингом?

    Будьте в курсе маркетинговых трюков и их полной беспочвенности. Примеров такого раскручивания великое множество и пускай вас не вводят в заблуждение изображения людей в белых халатах, высказывания знаменитостей, коллег, академиков и других источников.

    8.Выдерживает ли заявление тест «Бритвы Оккама»?

    Есть ли возможность привести простое и логичное объяснение, которое не вовлекает сверхъестественные силы? Сопоставим ли результат с эффектом плацебо или способностью организма восстанавливать нарушения? Сможет ли фокусник на сцене повторить физический эксперимент? Закон Больших Цифр говорит о том, что одно из миллиона событий, обычно раз в месяц, случается с каждым. А, так как, принцип «Бритвы Оккама» утверждает, что из двух объяснений одного и того же события, верным является простейшее из них, то не нужно придумывать ничего сверхъестественного по поводу бабушки, приснившейся в ночь её смерти.

    9.Не исходит ли заявление от источника, специально посвящённого данной теме?

    Наука сначала ищет факты, а затем выстраивает гипотезу. Псевдонаука отталкивается от позитивной гипотезы, подбирая в доказательства сомнительные факты и курьёзные пояснения. Маловероятно, что компания, развивающая свою теорию, предоставит иные доказательства, кроме позитивных. И эта заинтересованность должна быть очень серьёзным сигналом.

    10.Правдоподобны ли заявители эффекта в своих тестированиях?

    Любое научное исследование предоставит все результаты на рассмотрение, хороши они или плохи для заявления. Будьте скептичны к заявлениям, которые не детализируют тестирования, включая перепроверки и внешний анализ, а также не содержат отрицательных результатов.

    11.Насколько качественны данные, поддерживающие заявление?

    Будьте внимательны, если результаты тестирования чувствительны к избирательности экспериментатора, который учитывает плюсы и игнорирует минусы, подобно психоаналитику в телешоу. Отнеситесь с недоверием, когда доза ничтожно мала, как это происходит при клинических испытаниях гомеопатии . И особенно внимательно относитесь к причинно – следственной связке; облегчение наступило после приёма препарата потому, что был принят препарат.

    12.Имеет ли заявитель кредит доверия?

    Существует огромное количество неаккредитованных институтов с офисом в гостиничном номере, дающих научную степень любой тематики. Некоторые из них говорят о своей аккредитации (полученной из подобного же источника). Кроме этого, имейте ввиду, что действительно аккредитованные университеты могут иметь не научные программы, такие как натуропатия, и тому подобное. Вы должны быть недоверчивы. Если вы здесь и сейчас можете получить научную степень выбранной тематики абсолютно бесплатно, перейдя по ссылке ThunderwoodCollege.com/ , почему это же не может иметь заявитель очередного феномена?

    13.Утверждает ли заявитель, что привычный ход жизни это неправильно?

    Когда публикуются результаты исследований, они содержат данные и выводы. В таких случаях не трубят о вреде привычной пищи, о разрушении планеты, о заговоре правительства. Если заявитель противопоставляет свою теорию как правильную на фоне неправильной, это не наука, а идеология или философия.

    14.Заявляют ли вам что «всё натуральное»?

    Как известно, по определению «всё натуральное» не может быть безопасным и здоровым продуктом. Примеров более, чем достаточно; мышьяк, ртуть, свинец, асбест, а также разные бактерии; кишечная палочка, сальмонелла, бубонная чума и многое другое. Во многих случаях искусственный материал спроектирован и создан так, чтобы быть безопасным, эффективным и технологичным.

    15.Имеет ли заявление политическую, идеологическую или культурную поддержку?

    Некоторые заявители считают, что морально, этически и политически корректно перенаправить ваше внимание с результатов тестирования и доказательств в русло гражданских акций и давления на политиков. В некоторых случаях, как «Сотворение Юной Планеты», сторонники течения используют судебный иск, чтобы заставить изучать их теорию в общеобразовательной школе как факт. Вообще то, если теория научна, даже если она совсем молода, рано или поздно она окажется в расписании занятий. Хорошая наука создаётся в лабораториях, а не в маршах, в судах и в церквях. Политическая или социальная активность продвижения теории верный признак её лженаучности.

    Теперь вы имеете всё, чтобы отделять зёрна от плевел. Подобные вопросы следовало бы проходить в школах, чтобы дать людям возможность самим ориентироваться в огромном потоке дезинформации и относиться к нему скептически. Способность отличать факты от фикций чрезвычайно важна для дальнейших исследований и великих открытий в медицине, космических и компьютерных технологиях, генерировании энергии и многих других областях науки.

    Что вы называете лженаукой?

    Лженаукой, как правило, называют дисциплины и практики, которые (открыто или не очень) имитируют научно-исследовательскую деятельность, не отвечая при этом требованиям научного метода. Общепринятая научная теория, как правило, имеет высокую объяснительную и предсказательную силу, то есть буквально периодически делает неслыханные доселе предсказания (как теория Ньютона когда-то предсказала возвращение кометы Галлея). Научная теория логически стройна и соблюдает принцип фальсифицируемости, то есть мы всегда знаем, что должно произойти, чтобы мы перестали считать ее истиной. И так далее.

    Одним словом, разница между научной и лженаучной гипотезой заключается не в том, что они доказывают, а в том - как.

    А можно поподробнее?

    Можно. Из данного выше определения понятно, что далеко не всякое учение, основанное на недоказанных или опровергнутых фактах, стоит считать лженаукой.

    Во-первых, лженаучные представления стоит отделить от класса религиозных и духовных практик, которые не претендуют на использование научного метода и опору на чувственный опыт (то есть воспринимаемый органами чувств - зрением, слухом, обонянием, осязанием и т. д.). Если во главе угла стоит вера - перед нами точно не лженаука.

    Во-вторых, их нужно отделить от большого количества опровергнутых в прошлом, недоказанных, а иногда и взаимоисключающих научных гипотез. Дело в том, что одно и то же природное явление зачастую может быть описано разными конкурирующими гипотезами. Например, в начале XVII века последователи Коперника думали, что Земля крутится вокруг Солнца, а сторонники Птолемея - наоборот. Первые в итоге оказались правы, но это не делает геоцентрическую астрономию лженаукой. Это просто научная гипотеза, которая проиграла в конкурентной борьбе.

    В-третьих, если диссертация, скажем, предполагаемого доктора наук пестрит элементарными фактическими ошибками, использует ворованную библиографию и игнорирует принцип доказательности, из этого совершенно не следует, что ее автор - лжеученый. Возможно, он просто двоечник.

    Разве это важно - наукой человек занимается или лженаукой? Астрология существует тысячу лет и никому не мешает!

    Это важно, и сегодня гораздо важнее, чем раньше. Действительно, многие практики, традиционно причисляемые к лженаукам - такие как астрология или алхимия - берут свое начало в древних цивилизациях и, в таких случаях как алхимия, по сути, даже старше своих научных визави. Интересно, что в те времена ученые вовсе не всегда враждовали с лжеучеными, они зачастую прекрасно уживались в одном человеке. Так, астрономы порой имели возможность заниматься своей дорогостоящей деятельностью только за счет дохода с продажи астрологических прогнозов. Однако со времен Галилея, когда начали формироваться стандарты современного научного метода, а обвинения в занятиях лженаукой стали использоваться в политических целях, так называемая проблема демаркации (то есть разделения наук и лженаук) встала довольно остро. В XX веке для многих она стала проблемой жизни и смерти. Скажем, в Советском Союзе классическая генетика была объявлена лженаукой, а многие ее защитники - сосланы в лагеря или убиты. Но даже если оставить в стороне преступления тоталитарных режимов, можно с уверенностью сказать, что каждый из нас так или иначе сталкивался с лженауками, а связанные с ними затраты (хотя бы на те же псевдолекарства) исчисляются миллиардами долларов ежегодно.

    Неужели они настолько распространены?

    Увы. Лженаучные теории встречаются повсеместно и мимикрируют как под естественные науки, так и под социальные. В целом можно утверждать, что чем дальше зашло наше понимание в той или иной дисциплине, чем строже сформировались правила, тем сложнее там образоваться лженаучной гипотезе. Так, современная математика, физика, химия практически не оставляют места для лженауки. В то же время проблемы, в которых ученые пока разбираются гораздо хуже - например, работа таких сложных систем, как человеческий организм, мозг или общество, - порождают огромное количество лженаучных теорий.

    Ну хорошо, приведите несколько примеров!

    Наверное, самая известная на сегодняшний день лженаука - это гомеопатия. Согласно ее основным постулатам, «подобное лечится подобным», а сила воздействия лекарства пропорциональна степени его разведения. Иногда лечебное вещество разводят, судя по этикетке, настолько сильно, что нет ни малейшего шанса, что в бутылке (или даже во всех существующих на свете бутылках) осталась хотя бы одна молекула действующего вещества. Многочисленные независимые исследования показали, что гомеопатические препараты ничем не эффективнее плацебо. Другими словами, если вы заболели гриппом, нет никакой фармакологической разницы между тем, чтобы принимать, скажем, оциллококцинум, и тем, чтобы пить воду из-под крана. Многие скажут: «Но ведь это работает, пусть даже благодаря эффекту плацебо; в чем тогда проблема?» Проблема в том, что неэффективные лекарства вытесняют эффективные - и если в случае с простудой эффект может быть не так заметен, то в других случаях он может стоить человеку жизни. В 2009 году ВОЗ предупредила об опасности лечения туберкулеза, малярии и ВИЧ гомеопатическими средствами после того, как тенденции к этому были замечены в некоторых развивающихся странах.

    Хорошо, что вы меня предупредили, теперь я не отдам ни копейки этим жуликам! Я в безопасности?

    Да, но только если вы уже сдали свой членский билет в Церкви саентологии. Саентология - религиозное продолжение лженаучных практик, предложенных в середине XX века американцем Роном Хаббардом. Хаббард, задумавший предложить альтернативу психотерапии, утверждал, что может освобождать людей от инграмм - умственных образов прошлого, имеющих отрицательное воздействие на личную жизнь пациента. «Освобождение» достигалось в результате многочисленных забавных процедур, таких как одитинг. Некоторые из этих процедур требовали специально изобретенных устройств, например электропсихометра (продающегося и по сей день по цене небольшого автомобиля). После обвинений в оказании медицинских услуг без лицензии, не получив поддержки среди ученых, Хаббард стал позиционировать саентологию как религию, которой она и признается во многих странах и по сей день. Некоторые государства, такие как Франция или Канада, не признают за ней статуса религии, а в Германии она и вовсе считается антиконституционной сектой. Наиболее известными последователями саентологии в мире являются Том Круз, Джон Траволта, а в России, по слухам, Сергей Кириенко, недавно назначенный зам. главы администрации президента. Тем не менее, несмотря на таких высоких покровителей, в ноябре прошлого года Мосгорсуд удовлетворил иск столичного управления Минюста РФ о ликвидации религиозного объединения «Саентологическая церковь Москвы», а в июне 2016 года Верховный суд РФ отклонил апелляцию саентологов.

    В России не могло и быть иначе - здесь не любят лжеученых!

    Это утверждение не вполне верно. Одна из наиболее известных лжетеорий в исторической науке - так называемая новая хронология - зародилась и получила распространение именно в России. Согласно ее основному идеологу, математику Анатолию Фоменко, традиционная датировка событий более-менее надежна лишь после XVIII века, а все, что происходило до этого, нуждается в тщательном, а иногда и весьма радикальном пересмотре. К примеру, в «новой хронологии» все события, традиционно датируемые до XI века нашей эры - расцвет Древней Греции, убийство Юлия Цезаря или падение Римской империи, - не происходили вовсе, а являются лишь фантомными отражениями средневековых событий, появившимися в результате намеренных или случайных искажений исторических документов. Скажем, человек, которого принято называть Иисусом Христом, был, согласно Фоменко, казнен в Константинополе в XII веке.

    На примере «новой хронологии» удобно показать одну из главных отличительных особенностей многих лженаук - тотальное игнорирование широкого научного контекста. Поскольку выводы Фоменко неминуемо противоречат не только работам большинства историков, но и исследованиям филологов, лингвистов, археологов, астрономов, математиков и даже физиков (ведь сегодня многие артефакты датируются с помощью радиоуглеродного анализа), ему не остается ничего другого, как просто не замечать их, считая частью огромного заговора.

    Вы сказали, что в общественных дисциплинах особенно много лженауки. Можно примеры?

    Да. Отличным примером служит так называемая афера Сокала. Американский математик Алан Сокал в 1996 году заподозрил представителей общественных наук в интеллектуальной недобросовестности. Чтобы проверить свою догадку, он отослал в журнал Social Text, выпускавшийся престижным Университетом Дюка и публиковавший статьи по культурологии, гендерным исследованиям и постмодернизму, работу с заголовком «Нарушая границы: к трансформативной герменевтике квантовой гравитации». Работа, как позже признался сам Сокал, не имела ровным счетом никакого смысла, а была лишь пародией на постмодернистские тексты - набором заумных и претенциозных фраз, составленных из терминов, заимствованных из математики и физики. Тем не менее журнал статью опубликовал, что в итоге привело к чудовищному скандалу, а также к новому витку переосмысления научного метода и стандартов рецензирования научных статей.

    Между случаями двух математиков - Алана Сокала и Анатолия Фоменко - можно увидеть параллель. Последовательный критик «новой хронологии» Анатолия Фоменко - лингвист Андрей Зализняк признавался, что иногда его посещает мысль о том, что и работы Фоменко не более чем пародия и насмешка настоящего ученого над гуманитариями. Однако в итоге, благодаря многолетней работе и активной публицистической деятельности, Фоменко все же удалось убедить научное сообщество в том, что он действительно настоящий лжеученый.

    Как отличить научную теорию от лженаучной? Есть какая-то инструкция?

    Ученые и философы давно пытаются выработать ясные и исчерпывающие критерии, по которым можно было бы сходу отличить научную теорию от лженаучной. Это называется проблемой демаркации. Важным этапом на пути решения этой проблемы стали работы австрийского философа Карла Поппера, предложившего использовать принцип фальсифицируемости гипотезы. Еще до Поппера было понятно, что если ученый пытается доказать, к примеру, что «все лебеди белые», - никакое конечное количество наблюдений за белыми лебедями не подтвердит (верифицирует) эту гипотезу. Первый же случай черного лебедя ее опровергнет. Поппер отметил, что ученые, как правило, очень хорошо себе представляют «черного лебедя», тогда как шарлатаны никогда не могут сформулировать эксперимент или наблюдение, которое способно заставить их отказаться от собственной гипотезы. Именно это стало краеугольным камнем его философии, и именно этот вопрос любил задавать Поппер своим заклятым оппонентам - марксистам: «Что должно произойти, чтобы вы отказались от собственной гипотезы?» Ни разу не получив внятного ответа, Поппер объявил марксизм лженаукой.

    То есть Поппер решил проблему демаркации?

    Нет. Философы XX века - прежде всего Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос и другие - еще не раз обращались к ней и продвинулись в ее решении значительно дальше, чем Поппер. Избегая ненужных деталей, я предлагаю читателю вознестись на некоторую философскую высоту и взглянуть лишь на одно из решений: научная теория отличается от лженаучной просто-напросто тем, что она - пока жива - всегда формулирует новые и неожиданные предсказания, тогда как лжеученые не делают новых предсказаний, а чаще всего заняты тем, что объясняют, почему их предыдущие предсказания не сбылись. При такой постановке вопроса оказывается, что мы имеем дело не столько с дискретными единицами «наука», «лженаука» и прочими, сколько с равномерной шкалой рациональности, согласно которой сегодня одинаково иррационально как практиковать астрологию, так и считать, что Солнце крутится вокруг Земли, то есть следовать устаревшей, но когда-то вполне научной гипотезе.

    Ясно. А нет ли каких-то простых признаков, которые должны сразу вызывать подозрение по отношению к теории или научной работе?

    Есть, и многие из них мы уже перечислили. Это и отсутствие новых, проверяемых предсказаний, и размытость терминов и формулировок, и слепое отрицание широкого научного контекста, и неспособность ученого описать эксперимент или наблюдение, способное опровергнуть его теорию. Одним из часто встречающихся признаков лженаучного дискурса является поддержка или разоблачение идеологии или морали. Так, сторонники Трофима Лысенко называли классических генетиков представителями «буржуазной» и даже «фашистской» науки, а себя именовали представителями науки «пролетарской». Именно поэтому, в частности, докторская диссертация Владимира Мединского, утверждающего, что «взвешивание на весах национальных интересов России создает абсолютный стандарт истинности и достоверности исторического труда», является не просто плохо написанной, а именно лженаучной работой.

    А если на такое тщательное исследование просто нет времени?

    Если у вас нет времени читать ту или иную научную работу целиком или вы совсем не разбираетесь в теме, можно проверить ее хотя бы на соответствие формальным признакам хорошей работы. Например, изучите принадлежность ученого к университету, научной лаборатории или исследовательскому центру и его последние публикации. Хорошим признаком можно считать наличие публикаций в международных рецензируемых журналах, таких как Nature или Science, но во многих случаях подойдут и уважаемые русскоязычные журналы. Исследуйте библиографию автора, то есть источники, на которые он ссылается.

    Во-первых, библиография должна содержать ссылки на современные исследования по теме, а не останавливаться, как это часто бывает, где-то в середине XX века.

    Во-вторых, поскольку наука давно перестала быть национальной, хорошая библиография, как правило, состоит из ссылок на работы, написанные на иностранных языках. Наконец, изучите работы, которые в свою очередь ссылаются на указанного автора. Это можно сделать в любой крупной городской библиотеке. Но если рядом нет библиотеки, ответы на эти вопросы можно получить, воспользовавшись ресурсом Google Scholar, позволяющим быстро и удобно исследовать научные публикации.

    Где можно узнать об этом больше?

    Если вам интересна философская сторона проблемы, начните с классических текстов англосаксонской традиции - «Логика и рост научного знания» Карла Поппера, «Структура научных революций» Томаса Куна, «Против метода» Пола Фейерабенда. Для первого знакомства можно рекомендовать небольшое эссе, содержащее историю вопроса и блестящие выводы Имре Лакатоса, - «Science and Pseudoscience». Если вас интересует критика отдельной лженауки, хорошим примером станет сборник «История и антиистория», содержащий статьи представителей разных дисциплин, анализирующих «новую хронологию» Фоменко. Кроме того, нельзя не порекомендовать книгу Алана Сокала и Жана Брикмона «Интеллектуальные уловки». Хотя объектом исследования и критики здесь являются скорее философы (Делез, Деррида, Лакан и др.), книга станет мощной прививкой для тех, кто не хочет, чтобы его когда-нибудь обвели вокруг пальца набором ажурных фраз, напоминающих науку. Наконец, на Международном фестивале кино о науке и технологиях «360°»: 24 и 29 октября в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» в Москве можно посмотреть фильм «Яйца!», имитирующий лженаучный дискурс. 24 октября в рамках того же фестиваля пройдет лекция «Защита от темных искусств: основы магического мышления», посвященная разоблачению современных лженаучных теорий.

    Иван Боганцев

    Нужно различать вненаучное знание и антинауку. Понятия антинауки фиксируются посредством множества терминов: девиантная наука, паранаука, псевдонаука и, наконец, лженаука. Что же обозначают этими терминами?

    Здесь уместно выделить два блока концепций, знаний и верований, которые не просто сосуществуют рядом с наукой, а претендуют на научный статус.

    Первый из этих блоков составляют различные эзотерические и мистические учения и практики - их сегодня пытаются истолковать в качестве своего рода научных знаний и описать в наукоподобных терминах. Такие знания и практики всегда были в культуре, их можно и нужно изучать научными методами, но сами они не являются наукой. Однако сегодня есть тенденция придать практикам магов, колдунов, экстрасенсов статус науки (например, парапсихология, альтернативная медицина). Эти практики описываются в терминах биополя, воздействия биополей на организм и т.п.

    Предлагается особая картина мира, альтернативная современной научной. При этом постоянно смешиваются два разных подхода и класса понятий: с одной стороны, понятия электромагнитного воздействия на живое (клетки, организмы), с другой - понятия биополя как особого поля, не сводимого к известным науке полям. Изучение электромагнитных полей, генерируемых клетками и многоклеточными организмами, - это, бесспорно, область научной проблематики, где сделан ряд открытий. В том числе и нашими учеными (исследования академика Ю.В. Гуляева). Но предлагаемые концепции биополя и стремление ввести в состав науки практику экстрасенсов и магов выходят за рамки науки.

    Этот блок антинаучных концепций рождается как результат переноса представлений из соседствующего с наукой обыденного знания, магии и религиозного опыта в сферу науки и маскируется под науку.

    Теперь о втором блоке антинаучных концепций. Истоки его - внутри самой науки. Часто многие ученые, увлеченные той или иной идеей, претендуют на радикальное изменение научной картины мира, не имея на то достаточных оснований. Тогда начинается апелляция к власти, обращение через СМИ к общественному мнению, которые начинают поддерживать это "открытие". Идет борьба за средства, перераспределение денег. Но такие люди не обязательно прагматичны - они могут быть убеждены, что сделали переворот в науке, хотя этого никто и не признает.

    Например, еще в XIX - начале XX вв., когда было открыто рентгеновское излучение, в науке возникло целое направление поиска новых типов излучений. Французский ученый Блондло объявил об открытии им, так называемых N-лучей. По его мнению, некоторые металлы, например алюминий, излучают N-лучи самопроизвольно, и эти лучи усиливают при определенных условиях освещенность окрашенных поверхностей. Все газеты Парижа писали о "выдающемся открытии Блондло". Ему даже дали золотую медаль Парижской академии. А разоблачил его известный экспериментатор Р. Вуд, который попросил Блондло продемонстрировать его опыты. В процессе демонстрации Вуд незаметно взял алюминиевую призму, которая якобы была источником N-излучений, и положил ее себе в карман - а Блондло между тем все повторял, что по-прежнему регистрирует излучение. После этого разоблачения ему пришлось вернуть золотую медаль, и этот бедный человек сошел с ума, окончив жизнь в психиатрической клинике. Этот пример свидетельствует, что многие авторы лженаучных представлений могут искренне заблуждаться, маниакально настаивая на своих псевдооткрытиях.

    К лженауке можно отнести не только случаи, когда непроверенные, экспериментально недоказанные факты начинают внедряться в сознание людей и претендуют на изменение научной картины мира. История науки знает также и примеры псевдотеоретических концепций, которые претендовали на роль фундаментальных теорий и даже пытались с помощью власти монопольно доминировать в науке. Известная история с "лысенковщиной", ее борьба с генетикой, запрет на применение в биологии физико-химических методов исследования наследственности - все это достаточно яркий пример антинаучных теорий. Конечно, отсюда не следует, что все факты, которые Лысенко и его сторонники пытались использовать в своих построениях, также нужно отбросить: если это реальные факты, то они должны получать интерпретацию в рамках научных теорий.

    Наука не гарантирована от ошибок и заблуждений. Поэтому критическое отношение к полученным результатам, их обоснование, проверка и перепроверка обязательны для научного творчества.

    Антинаучные концепции, возникающие внутри самой науки, могут подпитываться некритической позицией исследователя по отношению к собственным идеям и его недостаточной философско-методологической эрудицией. Бывает, что специалисты в узкой области пытаются выдать свои результаты, принесшие успех при решении частных задач, за фундаментальное знание и даже предлагают изменить сложившуюся научную картину мира. При этом они широко используют различные спекуляции натурфилософского характера.

    Совершенно очевидно, что подобные "революционеры" создают неадекватные образы самой науки. Все великие перевороты в науке начинались не с того, что кто-то заявлял, будто создал новую науку, которая все переворачивает сверху донизу и отбрасывает старое. Когда Эйнштейн создавал свою теорию, то начал с решения реальной проблемы и очень скромно озаглавил статью "К электродинамике движущихся тел", в которой излагались основы теории относительности. Эйнштейн вошел в науку с новыми результатами, которые вписывались в научную традицию, хотя многое ломали в прежней картине мира.

    Это - очень важный критерий: если некто претендует на новое видение, отбрасывая теории, апробированные в науке, полагая, что они недействительны, то это сигнал, что, скорее всего мы имеем дело с антинаучной концепцией. Потому что можно переписать в новом языке старые теории, и это так всегда делается, но при этом обязательно сохраняется их содержание, связанное с законами, которые объясняли и предсказывали опытные факты. И, конечно же, предлагаемые новые теории и концепции должны быть внутренне непротиворечивы.

    Тема 7. Наука и псевдонаука

    Критерии демаркации науки и псевдонауки в неопозитивизме и философии науки К. Поппера. Типы псевдонаучного знания: паранаука, псевдонаука, девиантная наука, "сциентизм", альтернативная наука. Дополнительные признаки псевдонаучного знания. Марксизм и психоанализ: науки или псевдонауки? Идеологизация науки как механизм появления псевдонаук ("арийская наука", "мичуринская биология" Лысенко и др.)

    В культуре су­ществовали и продолжают существовать фено­мены вненаучного (или, как его иногда еще на­зывают, ино- или паранаучного) специализи­рованного знания -астрология и алхимия, теология и метафизика, спекулятивная натур­философия, парапсихология и учение о неопоз­нанных летающих объектах и многое другое. Почему? Это непро­стой вопрос, требующий специальных истори­ческих и социально-философских исследований. Однако ближайшие причины ясны. Научное знание не может охватить всей сферы реальности. В че­ловеке неискоренима потребность в знании пре­дельных, абсолютных начал бытия, наиболее общих характеристик универсума – область поисков, метафизики, натурфилософии, спекуля­тивно-мистической мысли. Психологическим мо­тивом, поддерживающим вненаучпые формы познания, является испокон веков существовав­шая у людей надежда найти чудодейственные способы решения их насущных жизненных проблем.

    Вненаучное знание, как и знание научное, не является досужей выдумкой, оно производится в определенных интеллектуаль­ных сообществах. Механизмы производства вненаучного знания, а также способы его распространения в общест­ве заметно отличаются от аналогичных форм производства и распространения научного знания.

    Паранаучное знание нередко изображают как ультрасовременный феномен, как нечто, куда еще только-только ступает человеческая мысль. Это, конечно, не так. Это знание известно очень давно, а некоторые его виды, например астроло­гия, старше обычных наук. Достаточно устой­чивый их перечень сложился к концу XVIIв. В него обычно помещали алхимию, астрологию, геомансию (предсказание месторождений по внешним чертам земной поверхности), фитогномию (приписывание лечебной силы растениям на основе их подобия или символического соот­ветствия тем или иным частям человеческого организма). Позднее к ним присоединились френология, месмеризм, парапсихология, уфология (учение о НЛО) и ряд других менее извест­ных паранаучных направлений. Парапсихоло­гия, или, как ее стали называть сейчас, учение о экстрасенсорном восприятии, например, уже переживала период подъема в конце XIXв. На этой почве в России столкнулись два великих химика – А. М. Бутлеров и Д. И. Менделеев.

    Псевдонаука, парнаука, девиантная наука

    Представляется, что в рассматриваемой сфере можно выделить по меньшей мере три вида по­знавательных феноменов: паранормальное зна­ние, псевдонауку идевиантную науку. К пара-нормальному (от греч. рага –около, при) отно­сятся учения о тайных природных и психичес­ких силах и отношениях, скрывающихся за обычными, происходящими в пространстве и времени явлениями.

    В отличие от этого сторонники псевдонаук не только не отрицают, но и, напротив, подчеркивают свое стремление пользоваться научным ме­тодом. Они собирают факты, выдвигают догадки и гипотезы, обосновывают их. Но, несмотря па эту имитацию научной деятельности, большин­ству ученых, да и самим занимающимся псевдонаукой людям совершенно ясно, что их деятель­ность осуществляется за гранью нормальной науки.

    Наиболее близка к обычной научной деятель­ности «девиантпая наука» . Девиантной наукой зани­маются, как правило, люди, получившие науч­ную подготовку, но по тем или иным причинам выбравшие далекие от общепринятых объекты или методы исследования. Сами они убеждены в научности своих занятий, однако большинство ученых относят эти занятия к вненаучным.

    Кант «Грезы духовидцы, прояснен­ные грезами метафизики» –разбирает учение знаменитого шведского мистика XVIIIв. Э. Сведенборга.

    Паранаука: Шеллинг –"науки постепенно исчезнут и на место их явится непосредственное знание. Все науки, как таковые, изобретены лишь по недо­статку этого знания; например, весь лабиринт астрономических вычислений существует пото­му, что человеку не было дано усматривать не­посредственно необходимость в небесных дви­жениях как таковую, или духовно сопереживать реальную жизнь вселенной. Существовали и бу­дут существовать не нуждающиеся в науке лю­ди, в которых смотрит сама природа и которые сами в своем видении сделались природою. Это настоящие ясновидцы, подлинные эмпирики, к которым эмпирики, называющие себя так те­перь, относятся как политиканы, переливающие из пустого в порожнее, к посланным от Бога пророкам»

    Если в ньютоновской картине мира, как уже отмечалось, человек предстает ничтожным и в общем-то случайным наблюдателем размерен­ного хода мировой машины, то в натурфилосо­фии он снова водворяется в центр мироздания. Это связано с одной из основных ее идей –че­рез человека, включенного в жизнь природы, проходят ее силы и стихии, и он, как совершен­ное существо, может переживать выше и ниже него расположенные в великой цепи природы уровни ее организации.

    Признаки псевдонауки

      Некритическое использование «фактов», почерп­нутых из мифов, древних легенд и аналогичных источников.

      Исследо­ванием через истолкование. Обычные ученые относятся к научной литературе лишь как к средству коммуникации, обмена результатами исследований. Сторонники же псевдонаук подходят к ней так, как некото­рые литературные критики подходят к худо­жественной литературе.

      Наука объясняет факты пос­редством законов. Псевдонаука содержит «рассказ», «историю» того, как сверши­лись, по мнению автора, определенные событиях –«объяснение через сценарий».

      «Безошибочность» псевдонаучных учений. В науке существуют разнообразные и постоянно дейст­вующие механизмы коррекции знания. В отличие от этого критические споры в псевдонауке обычно пре­вращаются в риторические дебаты.

    Из девиантной науки – в науку. Вернадский писал: «исто­рия науки на каждом шагу показывает, что истина нередко в большем объеме открыта научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли".

    Критерии демаркации науки и не-науки

    Проблема разграничения науки и не-науки называется проблемой демаркации (от англ. demarcation – разграничение) и является одной из центральных в философии науки.

    Первым критерием, по которому можно судить о осмысленности того или иного понятия или суждения, является известное еще Юму и Канту требование соотнесения этого понятия с опытом. Если в чувственном опыте, в эмпирии невозможно указать какие-либо объекты, которые это понятие означает, то оно лишено значения, оно является пустым звуком. В ХХ веке у позитивистов Венского кружка это требование получило название принципа верифицируемости :понятие или суждение имеет значение если и только если оно эмпирически проверяемо.

    Когда парапсихолог, астролог или “целитель” вещает о “биополях”, “силах Космоса”, “энергетиках”, “аурах” и т.п., то можно спросить – а есть ли, собственно говоря, нечто эмпирически фиксируемое, так или иначе наблюдаемое, что стоит за этими словами? И выясняется, что ничего такого нет, а стало быть все эти слова лишены значения, они бессмысленны. Примеры таких вещей с точки зрения неопозитивистов:

      Гармония правит миром.

      Все живые существа обладают энтелехией.

      Либидо Фрейда.

    Этот критерий начинает давать сбои в более тонких случаях. Возьмем, например, такие влиятельные учения, как марксизм и психоанализ. И Маркс, и Фрейд считали свои теории научными, таковыми их считали и их многочисленные последователи. Нельзя отрицать и того, что многие выводы этих учений подтверждались - верифицировались – эмпирическими фактами.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека