Бюргерство в средневековой европе. Значение слова бюргер

Огромную роль в формировании современного среднего класса в Западной Европе играли свободные горожане. Основным двигателем реформ в средневековье были люди, проживающие в крупных населённых пунктах, каждый из которых называл себя «бюргер». Это слово позже стало универсальным обозначением свободных и обеспеченных людей, проживающих в европейских городах.

Бюргеры в раннем средневековье

В бюргер - это житель укрепленного поселения или живущий рядом с собором или кирхой. В те лихие времена храмы и церкви служили не только для богослужения, но и играли роль самого безопасного места во время набегов, войн и Церкви и храмы укреплялись для большей безопасности, а те, кто искал защиты в их стенах, поневоле сами становились защитниками священного места, так постепенно трансформировалось значение слова "бюргер" - из обыкновенного жителя укрепленного населенного пункта он становится его защитником.

Бюргер в высоком средневековье

Начиная с тринадцатого века, понятие бюргерства распространилось на все города северной и В понятие "бюргер" теперь вкладывается совершенно иной смысл. Бюргер - это член экономически самостоятельного гражданского сословия; гражданин, принимающий участие в управлении своим городом и даже государством. Burgertum объединяет общество среднего класса, представляющее интересы свободных горожан, торговцев, ремесленников. Бюргер, как свободный человек, противопоставляется вассалу - человеку зависимому. По мере расширения торговых связей все получали городское (Магдебургское) право - а значит, и большее число граждан имели право называть себя бюргерами. Они не принадлежали ни плебейской массе, ни к старинным дворянским родам. В основном этот зарождающийся средний класс мог стать организованной оппозицией средневековому феодализму и церкви.

Противостояние церкви

При феодализме главная цель, которую ставил перед собой бюргер - это привилегии и вольности родного города, участие в местном самоуправлении. Кроме этого, бюргерство направляло свои протесты против пышных и церемониальных католических обрядов. Бюргеры, как и буржуазия, добивались простой, дешевой церкви с богослужениями на понятном языке. Недовольство католичеством широких масс образованного городского населения и послужило причиной возникновения знаменитых "95 тезисов" Так возникло протестантское /лютеранское/ течение в христианской церкви.

Движение Реформации с последующим возникновением было бы невозможным без участия бюргеров. Бюргерство дало начало буржуазии - третьему классу. Начиная с XIII века, о том, кто такие бюргеры, лучше всего скажут известные памятники искусства и архитектуры, прекрасно сохранившиеся в многочисленных немецких городах. Спонсоры и благодетели ученых, литераторов и художников, они оставили глубокий след в истории именно благодаря своей поддержке выдающихся мастеров своего времени.

Горожане делились на бюргеров и небюргеров. Бюргерами с XI-XIII вв. называли полноправных горожан, которые избирали и могли быть изб-ранными в органы городского самоуправления. Бюргером становился только тот, кто имел в городе свою усадьбу или мастерскую. К небюргерам принадлежали все другие горожане: слуги бюргеров, подмастерья, при-казчики, служащие, нищие и др.

Бюргерство состояло из патрициев, то есть городской верхушки, и цеховых мастеров. К патрициям относились крупные землевладельцы, состоятельные купцы, семьи разбогатевших мастеров. Они считали себя едва ли не пупом земли, в быту и поведении подражая рыцарям. Но в отличие от настоящих сеньоров жили они не от труда зависимых крестьян, а с доходов от торговли, ростовщичества, сбора таможенной пошлины, то есть с того, чем «благородное» дворянство пренебрегало. Поэтому, как ни гордилось своим богатством купечество (кстати, почти поголовно неграмотное), другие, в особенности люди умственного тру-да, относились к нему презрительно.

Начало XVI в. Из труда писателя и ученого Эразма Роттердамского «Похвала Глупости»

Глупее и гаже изо всех купеческая порода, ибо купцы ставят себе са-мую гнусную цель и достигают ее омерзительными средствами: вечно лгут, божатся, воруют, жульничают, надувают и при этом мнят себя пер-выми людьми в мире только потому, что пальцы их украшены золотыми перстнями. Вертятся вокруг них льстивые братцы-монахи, которые ими восхищаются, громко именуют их достопочтенными, в надежде получить малую толику нечестно нажитых богатств.

Патрициат почти до XIV в. держал в своих руках органы городского самоуправления — городской совет и суд.

XV в. Из нюрнбергского устава о нищих

После того как почтенный совет... узнал, что имеются нищие и нищенки, которые ведут себя нечестиво, неподобающе и непристойно, и что некоторые лица нищенствуют в Нюрнберге, хотя и не нуждаются в этом.., наши господа из совета постановляют, что ни один бюргер или бюргерша, гость или гостья не имеют права просить милостыню в Нюрнберге ни днем, ни ночью, если они не получили на это разрешение от почтенного совета. Получившие же это раз-решение могут просить милостыню в том случае, если они открыто носят (на одежде) знак, который будет им дан. Кто будет просить милостыню без разре-шения или без знака, тот будет изгнан из Нюрнберга на целый год, он лишиться права приблизиться к нему на расстояние одной мили... Материал с сайта

Среди горожан было много попрошаек, причем количество их возрастало. Попрошайничали в городах не только те, кому в самом деле было не на что жить, но и те, кому это нравилось. «Отцы» города боролись с попрошайничеством большей частью путем его ограничений и запретов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Бюргер (от немецкого слова "бург" - замок, крепость, город) - житель западноевропейского средневекового города. Как и рыцарь, монах, крестьянин, бюргер - одно из главных действующих лиц средневековой истории.

Раннее средневековье было аграрной (сельскохозяйственной) эпохой. Большинство старых античных городов было разрушено и влачило жалкое существование. Однако в X-XI вв. в Западной Европе произошли важные изменения. Из среды крестьян, в свободное время мастеривших нужные им вещи - одежду, орудия труда, кухонную утварь, - выделились умельцы, сделавшие ремесло своим главным занятием и оставившие крестьянский труд.

Постепенно ремесло отделилось от земледелия и стало занятием особой группы людей - ремесленников. Недовольные высоким оброком, которого требовал феодал, мастеровые люди убегали из поместий, бродили, а затем основывали поселения на перекрёстках дорог, у речных переправ и вблизи удобных морских гаваней. Новые жилища строились у стен больших монастырей и замков знатных феодалов, среди развалин римских крепостей. Здесь всегда можно было купить ремесленные изделия. Сюда приезжали, а вскоре и стали жить здесь купцы. Именно в эти поселения спешили крестьяне из окрестных деревень, чтобы продать продукты сельского хозяйства и купить нужные вещи.

Потомки обитателей этих поселений - зависимых крестьян и деревенских ремесленников, бежавших или переселившихся по соглашению со своими господами в город, рождающийся на их глазах, - и были первыми бюргерами.

Города росли как центры ремесла и торговли. Уже в XI в. возродились древние и возникли новые города в Италии и на юге Франции. В Германии возникло много городов по берегам больших судоходных рек - Рейна и Дуная. Появились города и в других странах Западной и Центральной Европы.

Возникнув на земле феодалов и церкви, средневековые города оказались под их властью. Сеньоры требовали от горожан многочисленных пошлин: за проход в город, за провоз товаров, за право строить дома, за право торговать. Сеньор вершил суд над горожанами, мог призвать их к себе на службу в городское ополчение. Поэтому первое время бюргеры были бесправны, как и сельские жители.

Но в городах быстрее, чем в деревнях, рос дух независимости. Ведь средневековый ремесленник был владельцем собственной мастерской и созданной им продукции. Горожане не так сильно, как крестьяне, были связаны с землёй. Наконец, у многих из них были деньги - мощная сила, не уступавшая подчас мечу.

В X-XIII вв. развернулась отчаянная борьба горожан против сеньоров за независимость, за право на самоуправление. Феодалы крепко держались за свои владения, приносившие им доходы, но всё же вынуждены были смириться с выходом городов из-под их подчинения.

В борьбе с феодалами города окрепли, а городское сословие (бюргерство) превратилось в значительную общественную силу. Ремесленники объединились в цехи, а купцы - в гильдии. Городская община (коммуна) избирала городской совет для управления городом. Члены этой общины обрели личную свободу и связанные с ней привилегии - быть подсудными только городскому суду, распоряжаться городским имуществом. Свободный дух города притягивал, как магнит. Сюда бежали зависимые крестьяне со всей округи. Обычно, прожив в городе один год и один день, бывшие крепостные получали свободу и становились полноправными бюргерами. Видимо, эти счастливчики и сложили известную средневековую поговорку: "Городской воздух делает свободным". Лишь в XIV-XV вв. городские ворота стали закрываться перед искателями свободы.

После освобождения от власти феодалов в городах на первый план вышло имущественное неравенство. Хотя борьбу с сеньорами вели все горожане, полностью воспользовалась её результатами лишь городская верхушка - так называемый патрициат. В него входили представители самых богатых городских родов - купцы, ростовщики, владельцы крупных строений. Патрициат верховодил в городском совете и вершил власть, опираясь на своё богатство, в своих интересах. Нужды простых горожан не учитывались, и им жилось почти так же несладко, как и при феодалах. Патрициат, быстро забыв свою ненависть к прежним сеньорам, перенял их замашки, манеры, любовь к роскоши и презрение к простым людям. Произошла так называемая феодализация патрициата. Бюргеры, не входящие в состав патрициата и закалённые опытом предыдущей борьбы с сеньорами, с оружием в руках выступали против городских патрициев. В борьбе за власть и равноправие в городе участвовали и притесняемые цеховыми мастерами подмастерья, недовольные своими хозяевами. Городская жизнь бурлила: одни бюргеры богатели, процветали, занимали важные посты в городском управлении, другие беднели, разорялись, попадали на обочину жизни.

Одновременно с патрициатом на другом полюсе городской жизни сложилась группа населения, состоявшая из неудачливых подмастерьев, подёнщиков, нищих, которая называлась плебейством. Место между патрициатом и плебейством занимали средние слои городского населения - объединённые в цехи ремесленники, мелкие и средние торговцы. В результате слово "бюргерство" стали употреблять не только в широком смысле - "все горожане", но и в узком - "средние слои городского населения".

Несмотря на внутригородские конфликты и сравнительную малочисленность (даже в XIV- XV вв. население крупнейших городов Германии Любека и Ростока составляло лишь 20 тыс. жителей; город с 10 тыс. жителей считался значительным; немало было городов, где обитали 2-3 тыс. горожан), бюргеры осознавали свою сословную общность и достигли немалого экономического могущества и политического влияния. Это возрастающее влияние городов учитывали европейские монархи. В борьбе с крупными феодалами они пытались привлечь бюргеров на свою сторону. Сделать это было несложно, так как горожане были кровно заинтересованы в централизации страны. Особым доверием к бюргерам отличался, например, французский король Людовик XI, сыгравший большую роль в объединении Франции. Облачившись в простую одежду, Людовик XI любил бродить по городским площадям, прислушиваясь к разговорам бюргеров. Одним из помощников короля был парижский купец Тристан Пустынник, ближайшим советником слыл брадобрей Оливье. В некоторых странах бюргеры привлекались к государственному управлению. В Англии это впервые произошло в 1265 г., когда в состав только что созданного парламента вместе с представителями феодалов и духовенства вошли по два бюргера от каждого города. Король Франции Филипп IV Красивый в 1302 г. пригласил по два депутата от каждого города в Генеральные штаты (государственный орган, подобный английскому парламенту). И парламент, и Генеральные штаты должны были помогать королям в управлении государством, главным образом назначать налоги.

Но королевская милость к бюргерам была непостоянной. Тот же Филипп IV опасался чрезмерного усиления бюргерства, верхушка которого по образу жизни начинала напоминать феодалов. По его указу бюргерам запрещалось носить мех горностая, белки, украшать платье золотом и драгоценными камнями, пользоваться в домашнем обиходе восковыми свечами. Этот же указ устанавливал и максимальное количество блюд, которые горожане могли подавать у себя дома. И даже "друг бюргеров" король Людовик XI предал горожан Льежа, восставших по его же наущению против Карла Смелого, как только политические интересы короля изменились.

Если в Англии и Франции бюргеры сыграли важную роль в политическом объединении страны, то в Германии, где такого объединения не произошло, сила и значение бюргерства выразились в создании влиятельных союзов торговых городов. Самым знаменитым из них была так называемая Ганза (торговый и политический союз), объединившая купцов более 70 немецких городов и взявшая в свои руки всю международную торговлю на севере Европы.

Постоянная борьба за свои права закаляла бюргеров, укрепляла в них чувство собственного достоинства. Крепкие стены и башни защищали их от недругов. Монументальное здание ратуши и величественный собор на рыночной площади наглядно свидетельствовали о завоеванных горожанами вольностях и правах. Бюргеры ревностно отстаивали свои права и уверенно смотрели в будущее. У них был трезвый практический ум, они ощущали созидательную силу труда, особенно ценили человеческую смекалку. Бюргеры любили тот пёстрый будничный мир, который их окружал повседневно и полноправными хозяевами которого они были. Не рыцарские замки с их тяжёлым великолепием, не угрюмые монастыри, но городской рынок, ремесленная мастерская, скромный и опрятный домик, купеческий корабль, цеховой погребок были их привычной средой. Здесь протекала их жизнь в борьбе, труде, а подчас и в шумном веселье. Всем этим суконщикам, бочарам и сапожникам, создавшим величие средневековых городов, не было решительно никакого дела до изысканного придворного этикета.

Знаменитый немецкий поэт Ганс Сакс (1494- 1576) воспел этот столь хорошо знакомый ему бюргерский уклад жизни. В своём сочинительстве гражданин Нюрнберга был столь же старателен, как и в своём сапожном ремесле. В "Похвальном слове городу Нюрнбергу" поэт рассказал потомкам о количестве и состоянии городских улиц и каменных мостов, городских ворот, колодцев и часов, о специальностях нюрнбергских ремесленников и ярмарках, восславил своих земляков - строителей, ваятелей, живописцев, печатников.

Дети бюргеров с раннего возраста приобщались к миру взрослых, помогали родителям. Бюргерские занятия требовали специальных знаний, получить которые можно было лишь в школе. Городские школы появились в Германии уже к XIII в. В первых школах преподавание велось на латинском языке, и учиться могли лишь дети городской верхушки. К XV в. были открыты по-настоящему бюргерские школы, доступные детям всех граждан. Дети поступали в школу с 6-7 лет, мальчики и девочки обучались совместно. Дети бюргеров учились читать, писать, составлять деловые бумаги, занимались арифметикой; особое внимание уделялось изучению мер и весов, монет различного достоинства. Экзаменов не было; каждый учился столько, сколько считал нужным. Посидев на занятиях, дети спешили в лавки и мастерские родителей. Учителя также в основном были из бюргеров. Особенно прославился своим искусством письма Иоганн Нойдерфер - учитель письма и арифметики из Нюрнберга, сын скорняка, положивший начало целой династии городских учителей.

На исходе средних веков бюргерство переживало далеко не лучшие времена. Уходили в прошлое старые городские порядки, менялся привычный уклад жизни. В торговле и производстве верховодили новые, энергичные и предприимчивые люди. Часть бюргеров смогла приспособиться к новым веяниям и примкнуть к этим людям, войти в нарождающийся класс буржуазии. Многие разорялись, становились наёмными работниками. Другие ещё долго (в Германии вплоть до XIX в.) продолжали цепляться за старые городские обычаи, надеяться на возврат былых славных времён. Эта группа городского населения отвергала всё новое, препятствуя преобразованиям. Вероятно, поэтому в современном обиходе слово "бюргер" приобрело ещё одно значение. Так могут назвать человека, боящегося перемен, мещанина, обывателя. Но это переносное значение не должно заслонить от нас образ другого бюргера, сыгравшего такую важную роль в развитии общества в средневековую эпоху.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова бюргер

бюргер в словаре кроссвордиста

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

бюргер

бюргера, м. (нем. Burger) (книжн.). Горожанин (в Западной Европе).

перен. Человек обывательской психологии (ирон.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

бюргер

А,м, (устар.). В Германии и нек-рых других странах: городской житель.

ж. бюргерша, -и (разг.).

прил. бюргерский, -ая, -ое. Бюргерские нравы (перен.: обывательские).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

бюргер

    Представитель среднего слоя городского населения средневековых западноевропейских городов.

    Городской житель, горожанин (состоятельный ремесленник, средний или мелкий торговец).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

бюргер

БЮРГЕР (Burger) Готфрид Август (1747-94) немецкий поэт. Выразитель идей "Бури и натиска", сторонник Великой французской революции. Создал жанр современной немецкой баллады ("Ленора", 1773, русский перевод В. А. Жуковского). Политические стихи и эпиграммы, переработка книги Р. Э. Распе о Мюнхгаузене.

Бюргер

Бюргер (, - горожанин, гражданин.

Эволюция значения:

  • В Раннем Средневековье - жители укреплённого населённого пункта - «бурга» или поселившиеся рядом с укреплённой кирхой, собором (; ср-в.лат. burgenses ).
  • В Высоком Средневековье (XII век - XIV век) - свободные граждане немецких городов, имеющих « городское право » (напр. Любекское право, Магдебургское право, Кульмское право и другие) - в отличие от подданных феодальных сюзеренов (феодалов и королей).
  • В Новое и Новейшее время:
    • в процессе образования национальных государств, а затем и формирования гражданского общества - граждане государства, имеющие закреплённые законами (Конституцией) права.
    • на острове Цейлон (ныне Шри-Ланка) после его завоевания Великобританией бюргерами (Burgher) называли потомков голландцев и португальцев, живших на острове.

Производное слово « Бургомистр » - «старший бюргер», староста - мэр города или любого населённого пункта, в том числе села .

Бюргер (значения)

Бюргер :

  • Бюргер - горожанин, гражданин.

Примеры употребления слова бюргер в литературе.

Не руководи он агитпунктом и политкружком, не будь нештатным инструктором райкома и лектором общества с длинным названием, он мог бы жить, как порядочный бюргер .

Николай Петрович Резанов был истинным сыном века, двинутого вперед духом предприимчивого меркантилизма буржуа и бюргеров и рационалистическим разумом Вольтера и Дидро.

Уже много веков назад простое упоминание фемы внушало ужас крестьянам и бюргерам во всех уголках германских земель.

Фрейбургов было с полдюжины, но выбор остановился прежде всего на Фрейбурге в родной Местербайну Швейцарии, где говорили и по-французски, и по-немецки и где бюргеры - даже среди швейцарцев - славились своей флегмой.

Отец Цвингер прав, -- коротко сказал Вольф Бюргер , -- но сначала заслушаем свидетелей.

Отец Цвингер прав, - коротко сказал Вольф Бюргер , - но сначала заслушаем свидетелей.

В 1564 году, например, в Россию приехал попытать счастья на русской службе некто Генрих Штаден, сын бюргера из небольшого вестфальского городка.

Бюргер - бур-гражданин, то-есть коренной бур, пользующийся правами гражданства.

Командует ими фельдфебель Рудольф Бюргер , высокий рыжий парень с одутловатым лицом и тонкими усиками.

Рудольф Бюргер распорядился: - Завтра утром подать триста подвод для перевозки зерна на станцию!

Нашел сюда дорожку и Рудольф Бюргер - опрокинуть в глотку стаканчик-другой.

После чего Бюргер отдал приказ, чтоб всех убитых собак сволокли во двор школы.

Он всего-навсего бюргер ван Рейн, бывший живописец, вынужденный временно проживать на постоялом дворе.

Днем, когда через оранжевые стекла шел желтый свет, он был мирен и тих, как мирный бюргер , почти весь день в нем спали.

При этих словах выступил вперед сеньор Руслер, тучный бюргер с большим круглым животом, которым он расталкивал перед собой толпу, словно тараном.

На вопрос по истории. кто такие бюргеры? заданный автором Прососаться лучший ответ это Бюргер - это горожанин в средневековой Западной Европе занимающий заметное место в средневековой истории.
В раннем средневековье из среды крестьян выделялись умельцы, которые сделали ремесло своим главным занятием. Эта группа людей стала называться ремесленниками.
Они основывали свои поселения в оживленных местах на перекрестках, у переправ, вблизи речных и морских гаваней. Строили свои жилища у стен монастыря и у замков, и здесь же шла активная торговля изделиями ремесленников. Сюда в скором времени приехали и стали жить купцы. Следующие поколения жителей этих поселений и стали бюргерами. От горожан поначалу требовали много пошлин. Так как средневековые города оказались под властью церкви и феодалов, бюргеры поначалу были бесправны. Но, в городах, дух независимости растет быстрее, чем в деревнях. Ремесленник владел собственной мастерской, продукцией, которую он создавал, и имели собственные деньги. Постепенно бюргерство закалялось в борьбе с феодалами и стало влиятельной в обществе силой. Ремесленники объединились в цехи, купцы - в гильдии. Городская община - коммуна выбирала городской совет для управления городом. Члены этой общины обретали личную свободу и привилегии. В городах постепенно росло имущественное неравенство. В городскую верхушку, в патрициат входили купцы, ростовщики, владельцы крупных строений - представители богатых городских родов. Они верховодили и вершили власть, думая о своем обогащении и забывая об интересах простых горожан. В то время, когда одни бюргеры обогащались, другие разорялись. В городской жизни сложилась еще одна группа населения - плебейство: неудачливые подмастерья, нищие, поденщики. Между патрициатом и плебейством были средние слои городского населения: ремесленники, объединенные в цехи, а так же мелкие и средние торговцы.
Теперь бюргерство - не только все горожане, а средние слои городского населения. Бюргеры постепенно осознавали свою сословную общность и начали достигать экономического и политического могущества. Монархи в борьбе с крупными феодалами привлекали бюргеров на свою сторону. Горожане стремились к централизации страны. Только в Англии и Франции бюргеры смогли сыграть важную роль в политическом объединении страны. В Германии такого объединения не получилось, а сила бюргеров выразилась в создании влиятельных союзов торговых городов. Самым знаменитым была Ганза - торговый и политический союз. Бюргеры отстаивали свои права. Их привычной средой были - цеховой погребок, купеческий корабль, ремесленная мастерская, опрятный домик, городской рынок. Здесь протекала их жизнь. Дети бюргеров рано приобщались к миру взрослых, помогая родителям. Детей отправляли в городские школы, так как бюргерские знания требовали специальных знаний. В школах преподавание было на латинском языке, учиться там могли лишь дети городской верхушки. Но к XV веку были открыты бюргерские школы, доступные детям всех горожан. Мальчики и девочки учились вместе, начиная с 6-7 лет. Их учили читать, писать, считать, составлять деловые бумаги, большое внимание уделяли изучению мер и весов. Каждый учился столько, сколько считал нужным. После занятий дети помогали родителям в лавках и мастерских. Учителя в школах тоже были из бюргеров.
На исходе средних веков, когда стал меняться привычный уклад жизни и порядки, часть бюргеров смогла приспособиться к нововведениям и примкнуть к энергичным и предприимчивым людям, которые взяли в свои руки торговлю и производство. Многие разорялись, становились наемными работниками. Зарождался новый класс буржуазии. Бюргеры сыграли важную роль в развитии общества в средние века.

Ответ от Ѕоббист Ностальгист [гуру]
Бург по немецки - город. (Вообще-то правильней -крепость))) но в средние века ВСЕ города были обнесены стенами)
Бургеры они же бюргеры - горожане



Ответ от Простричь [гуру]
Бюргер (нем. Bürger, от древн. -верхн. -нем. burgari - защитники города) - горожанин, гражданин.
В Раннем Средневековье - жители укрепленного населенного пункта - «Бурга» (нем. burg - крепость, за́мок, град) или поселившиеся рядом с укрепленной кирхой, собором (лат. cives, urbani, oppidani; ср-в. лат. burgenses).
В Высоком Средневековье (XII век - XIV век) - свободные граждане немецких городов, имеющих «городское право» (напр. Любекское право, Магдебургское право, Кульмское право и другие) - в отличие от подданных феодальных сюзеренов (феодалов и королей).
В Новое и Новейшее время, в процессе образования национальных государств, а затем и формирования гражданского общества - граждане государства (нем. Staatsbürger), имеющие закрепленные законами (Конститутцией) права (нем. Bürgerrecht).

Производное слово «Бургомистр» (нем. Bürgermeister) - «старший бюргер» , староста - мэр города или любого населённого пункта, в том числе села.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека