Буддизм предполагает. В чем отличие буддизма от иных верований

Считается, что Будда первый человек которому удалось погрузиться в нирвану. После этого придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его первыми учениками, и прочел им свою первую проповедь. В ней были уже вкратце, в виде четырех тезисов, изложены основы его учения. Этот буддийский «символ веры» получил название «арья сатьи» - благородные истины. Слух о новом пророке стал быстро распространяться по Индии.

Его идеи оказались очень привлекательны. Как красочно повествует легенда, путь Будды был триумфальным шествием, особенно после того, как он сумел обратить в свою веру знаменитого мудреца и отшельника Кашьяпу и 600 его учеников. Даже многие известные брахманы отказывались от своего учения и становились проповедниками буддизма. Но наибольшее число последователей Будда имел в варнах, кшатриев и вайшьев.

Идеи буддизма

В чем же заключалась суть нового вероучения? Первая благородная истина гласила:

Все в мире полно зла и страдания.

Будда не жалел сил для того, чтобы рассеять многовековую иллюзию, которая туманит ум человека: иллюзию самодовлеющей ценности этого мира и его благ. Никто до него не находил таких сильных выражений, таких беспощадных оценок для временной жизни.

Он безжалостно отбрасывал все земные утешения, призывая смотреть правде в глаза. Развивая старые мотивы Упанишад, он изощрялся в поношении телесных удовольствий и самого тела и сурово осуждал людей, которые способны веселиться, забывая о всеобщей скорби.

Анализируя все существующее, Будда приходит к мысли о призрачности мира:

Все непрочно, все разрушается, все уносится неведомо куда. Демон смерти царит во Вселенной. Все дороги жизни ведут в мир страданий. Все суетно, все исчезает как туман, вся Вселенная охвачена непрестанным умиранием. Само существование ее бессмысленно. Все непрерывно течет и изменяется, пребывая в бесцельном беге. Куда бы мы ни бросили взгляд, повсюду томление, неудовлетворенность, неустанная погоня за собственной тенью, разрушение и новое созидание, которое, в свою очередь, несется навстречу гибели.

Когда же и почему возникло это всемирное кружение, составляющее сущность бытия? Будда не давал ответа на этот вопрос. Его последователи утверждали лишь, что с безначального времени шесть типов существ:

  • Добрые духи
  • Демоны
  • Животные
  • Адские жители
  • Суетно томящиеся души, которые заблудились, «как спящие во сне».

От этой затерянности в бытии не возникает ничего, кроме иллюзий и мук. Но что же породило все страждущие существа и где корни самого их бытия? Бытие, отвечал Будда, есть лишь извечное волнение дхарм. Что это такое? Определение этого понятия затруднено и может быть только отрицательным.

Дхармы Это не частицы и не духи, но из них слагается все - и материальный мир и духовно-душевный.

Они различаются между собой по типу своего проявления. Поэтому позже буддийские философы разделили их на категории и пытались даже определить число этих категорий. С неуловимой для обычного восприятия быстротой вибрации дхарм летят друг за другом, порождая образ преходящего существования. Поэтому нет ничего неизменного в мире. Нет постоянного тела, не существует души, как нет и постоянного «я». Таким образом, в своей философии отрицания Будда шел гораздо дальше брахманов, которые тоже признавали мир суетным и иллюзорным, но все же считали человеческое «я» причастным к Вечному и Непреходящему.

Вторая благородная истина Будды провозглашала, что:

Причина страдания открыта.

Он объявил, что страдание происходит от жажды:

  • Бытия
  • Наслаждений
  • Созидания
  • Власти

И тому подобных пустых земных привязанностей и стремлений, символом которых служило Бхава Чакка, или Колесо Бытия. Будда учил, что еще в утробе матери, с самого момента зачатия, у будущего человека вспыхивает первоначальное, недифференцированное, смутное сознание.



Это сознание образует вокруг себя намарупу (психофизическую сферу в ее целостности). Намарупа разделяется на «шесть областей» - пять органов чувств и мышление. Их наличие обусловливает ощущения и чувства. В результате в человеке развивается Тришна:

  • Жажда наслаждений
  • Жажда жизни
  • Жажда вожделения и связанная с ней привязанность к чувственному

Из этих суетных стремлений выковывается непобедимая воля к жизни. Именно она - это детище Тришны - ввергает человека в следующее воплощение и приводит к рождению, которое завершается старостью и смертью.

На этом буддийская формула судьбы заканчивалась, но по существу у нее нет конца. Ведь за смертью человека, не победившего в себе желания, следуют дальнейшие жизни, за ними еще и еще, и так до бесконечности. Причем возрождения могут совершаться не только в человеческом образе.

Философия буддизма

Безжалостная карма влечет греховное существо через бездны неописуемых пыток, заставляя его возрождаться в аду или в образе животного. Однако возникает вопрос: если «я» не существует, то кто же перевоплощается, кто возрождается в светлом мире богов или в ужасной бездне ада?

Поступки человека создают определенные кармические силы, которые после его смерти не исчезают, а под действием закона кармы формируют новое существо. Между умершим и этим существом такая же связь, как у родителей с детьми. Как дети несут на себе печать своих отцов, так и каждая человеческая жизнь имеет таинственную связь с некоей предшествующей.



В этом учении есть двойственность и даже несогласованность, которая порождает много вопросов, но которая остается у самого Будды не разъясненной. Обращаясь к широким массам, он не разрушал сложившегося представления о бесконечных перевоплощениях, имеющих смысл только в том случае, если человеческая душа признается бессмертной. Но когда он обращался к философам и избранным, то говорил, что «я» не существует.

Рассказывают, что однажды какой-то монах напрямик спросил Будду, существует ли атман «я». Но Будда ничего не ответил ему. «Тогда, может быть, «я» нет?» - продолжал спрашивать монах. Будда опять ничего не ответил. Когда монах ушел, ученики выразили удивление по поводу уклончивости наставника. Будда отвечал, что своим молчанием хотел избежать защиты двух неправильных идей: о постоянстве и об уничтожении.

Очевидно, он вообще считал такую постановку вопроса неправильной и не хотел, чтобы его последователи отвлекались на решение этих вопросов. (Уже после его смерти, спустя почти тысячу лет, буддийские философы разработали учение о сантане, под которой понималось некое замкнутое индивидуальное единство, в каждом потоке дхарм образующее живое существо. «Я» не сохраняется после смерти, но сохраняется сантана, и именно ее постигают все последующие перевоплощения.)

Суть проповеди Гаутамы заключалась в третьей благородной истине:

Прекращение страданий возможно.

Если «проявленное бытие» по самой своей сути есть нечто тягостное, мучительное, сотканное из скорбей, если это бессмысленное, отвратительное существование поддерживается неведением и глупой, обольщающей жаждой жизни, то истребление этой жажды и просветление духа принесет человеку освобождение. Он уйдет из этого призрачного мира и сольется с Тишиной и Покоем.

Всем измученным и изнемогшим в битве с жизнью Будда обещал открыть обитель успокоения. Ради этого он призывал их облечься в броню равнодушия и ничего не ждать от суетного мира. Он учил, что тот, кто сумел победить свои желания, «уничтожил тернии существования: это его тело - последнее». Такой человек выскальзывает из мутных волн сансары, которые продолжают стремить свой бег уже где-то в стороне от него. Такой человек достиг высшего счастья, высшего бытия - нирваны.

Ученики не раз спрашивали Будду о том, что есть нирвана, но всякий раз получали двусмысленные неопределенные ответы. Сам Будда, видимо, считал, что осознание нирваны выходит за пределы человеческого понимания. Но определенно можно сказать, что хотя нирвана и лежала за пределами нашего бытия, она не была для Будды «голым ничто». Может быть, он ощущал ее как некое Сверхбытие или Абсолютное Начало, близкое Брахману Упанишад. Бога Личного, Бога Живого он решительно отрицал.

В его Вселенной нет ничего, кроме нирваны и томительно-бесполезной сумятицы дхарм. Единственная достойная человека цель -это освобождение, свобода от всего, и в том числе от самого себя.

Для этой цели Будда предложил «восьмеричную дорогу», которая и составляет четвертую благородную истину - о пути к избавлению. Она включала в себя:

  1. Правильные взгляды, то есть основанные на «благородных истинах».
  2. Правильную решимость, то есть готовность к подвигу во имя истины.
  3. Правильную речь, то есть доброжелательную, искреннюю и правдивую.
  4. Правильное поведение, то есть не причинение зла.
  5. Правильный образ жизни, то есть мирный, честный, чистый.
  6. Правильное усилие, то есть самовоспитание и самообладание.
  7. Правильное внимание, то есть активную бдительность сознания.
  8. Правильное сосредоточение, то есть верные методы созерцания и медитации.

Овладение этими принципами рассматривалось Буддой как некий ряд постепенно восходящих ступеней. Начав с внутренней решимости победить в себе волнение преходящего, человек подавляет свои темные и злые наклонности. Он должен быть добр ко всем, но не во имя Добра, а во имя освобождения себя от власти зла.

Истинный буддист «не разрушит ничьей жизни; и жезл и меч он отбросит исполненный кротости и жалости, он сострадателен и милосерд ко всем существам, одаренным жизнью».

Правила буддиста:

  • Он должен избегать воровства
  • Быть целомудренным
  • Быть правдивым
  • Должен отбросить грубость
  • Должен отбросить жадность
  • Должен отбросить празднословие
  • Должен искать во всем справедливости

Но соблюдение этих моральных заповедей само по себе не представляет ценности. Оно лишь помогает человеку развивать силы, ведущие к нирване, способствует приближению к следующей ступени, на которой будет господствовать полное самообладание и уже ни ненависть, ни любовь не смогут смутить внутреннего покоя.

Это - ступень окончательного овладения своей физической природой.

Размышляющий мудро переносит и холод и зной, и голод и жажду, не боится ядовитых мух, ветра, солнца и змей; он кроток перед словом поношения, перед телесными страданиями, перед самыми горькими муками, томительными, беспокойными, разрушительными для жизни.

Здесь буддизм целиком усвоил традицию предшествующих индийских аскетов, приводивших себя в состояние совершенной бесчувственности и сравнивавших свое тело с кожей, которую сбрасывает змея.

Заключительная восьмая ступень:

Путь буддизма

Следуя многовековым принципам Йоги, буддисты делили этот этап на ряд особых стадий, высшей из которых было состояние самбодхи, когда все человеческое исчезает в человеке, когда его сознание угасает и над ним не властны никакие законы, ибо он погружается в непостижимое «безветрие» нирваны. Существо, пришедшее к этому пределу, есть истинный Будда. Однако таких Просветленных всего лишь единицы.

Из этих основных положений буддизма следовало несколько весьма важных выводов. Во-первых, каждый может спастись от возрождений собственными стараниями. Правда, путь к нирване долог и труден; необходимо прожить множество жизней, поднимаясь со ступени на ступень к высшей цели, но зато, когда победа достигнута, она достигнута только личными усилиями человека, и он никому ничем не обязан.

Следовательно, для богов, выступавших в традиционной религии хранителями людей, в буддизме не оказывалось места. Будда не отрицал существования богов, но в его учении они выступали просто более совершенными существами, чем люди, дальше продвинувшимися по пути к нирване.

Ритуалы и жертвоприношения Будда считал бесполезными, однако суждения на этот счет высказывал очень осторожно. Открыто он восставал только против кровавых жертвоприношений, связанных с убийством животных. Он отвергал также авторитет всех священных книг, включая Веды , но он не был активным врагом писания.



Вовторых, с точки зрения буддизма, оказались малосущественными родовитость ищущего, его племенное происхождение, принадлежность к той или иной варне. Происхождение само по себе ничего не дает человеку и не может обеспечить достижения нирваны. Хотя спасение и обретение нирваны Будда обещал только аскетам, покинувшим свой дом и освободившимся от всех привязанностей, его учение принимали многие миряне. При этом они должны были выполнять простой этический кодекс Панча Шила (Пять Заповедей):

  1. Воздерживайся от убийства.
  2. Воздерживайся от воровства.
  3. Воздерживайся от блуда.
  4. Воздерживайся от лжи.
  5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.

Следуя этим правилам, человек делает маленький шаг к нирване. Но рассчитывать на положительное изменение своей кармы могли только монахи.

Основатель религии буддизм

Уже в первые годы существования буддизма вокруг Гаутамы складывается монашеская община сангха, то есть объединение людей, отказавшихся от всего, что их раньше связывало с обществом:

  • От семьи
  • От принадлежности к варне
  • От собственности

В основном буддийские монахи жили за счет доброхотных подаяний от мирян; отсюда обычным наименованием их было бхикшу - нищий. Монаху полагалось молча, не поднимая глаз, обходить с чашей в руке дома мирян, ничего не прося и ни о чем не настаивая, не радуясь обильной милостыни и не огорчаясь, когда он не получал ее вовсе.



При жизни Будды появились и первые буддийские монастыри. Обычно они основывались в рощах, подаренных Учителю богатыми раджами. Монахи строили там хижины и дома для общих собраний. Рядом с ними появлялись кладовые, столовые, бани и другие хозяйственные помещения. Была учреждена особая должность эконома, который наблюдал за работами и хлопотал о поставках.

Будда внимательно наблюдал за развитием этих монастырей и собственноручно написал для них уставы. Каждый шаг монаха был в них жестко регламентирован. Впрочем, сам основатель учения вплоть до самой смерти строго соблюдал предписания своих уставов, не допуская для себя никаких послаблений.

Смерть Будды не помешала дальнейшему развитию и распространению его вероучения. Сам он, как уже говорилось, заложил только его основы. Многие вопросы и важнейшие положения новой религии буддизм требовали дальнейшего развития и уточнения. Первый шаг к этому был сделан вскоре после кончины Учителя.

История религии буддизм

Около 470 г. до Р.Х. немногочисленные тогда еще буддисты собрались в пещере у Раджагрихи на Первый Всебуддийский собор, где под руководством Кашьяпы, самого ученого из последователей Будды, утвердили главные пункты устава общины и приняли меры для сохранения суждений и изречений Учителя.

(Речь, очевидно, могла идти только о собрании кратких устных предписаний и наставлений умершего Будды. Естественно, при этом принимались во внимание, прежде всего, часто повторяющиеся и часто слышанные сентенции общего содержания, сжатые мудрые изречения и т.п. В буддийской традиции они получили название сутр. С течением времени к сутрам были прибавлены различные пояснения и указания о том, где, когда, по какому поводу и для кого было произнесено каждое из этих изречений. В результате некоторые из сутр приобрели значительный объем).

Вскоре после Первого собора в сангхе наметились два направления:

  1. Ортодоксальное
  2. Либеральное

Представители первого течения настаивали на большей строгости в аскетических упражнениях и буквальном соблюдении всех сохранившихся заповедей Будды. Сторонники второго делали упор на нравственное совершенствование, ослабляя, однако, требования устава.

  1. Первые считали, что спасение возможно только для монахов, строго соблюдающих устав общины, установленный Буддой.
  2. Вторые верили, что при определенных условиях достичь нирваны могут все живые существа.

Каждое из этих течений буддизма предлагало свой путь религиозного спасения, или, как тогда говорили, свою «колесницу» - яна, на которой можно было бы переправиться из этого земного существования на другой берег бытия.

Размежевание между двумя школами фактически произошло уже на Втором Всебуд- дийском соборе, который состоялся через сто лет после Первого. В дальнейшем:

  • Ортодоксальная школа получила наименование Хинаяна («Малая колесница», или «Колесница индивидуального освобождения»).
  • А либеральная – Махаяна («Большая колесница», или «Колесница всеобщего спасения»).

Впрочем, внутри каждой школы буддизм тоже не был однородным. В III-II вв. до Р.Х. буддийская церковь дробится на множество сект, оспаривавших друг у друга право считаться истиной Дхаммой. (Цейлонские хроники, ранние индийские и тибетские историки говорят о 18 буддийских школах.)

В 253 г. до Р.Х. Ашока, один из царей династии Маурьев, созвал в Паталипутре Третий Всебуддийский собор. Здесь были утверждены сложившиеся к этому времени основы вероучения буддизма, а также осуждены ереси. Правоверными были признаны только две из 18 школ - Тхеравада и Вибхаджавада, отстаивавшие ортодоксальную точку зрения. Неправоверные монахи должны были после этого покинуть Магадху- главное место пребывания тхеравади-нов - и уйти в Кашмир. Там они обрели силу и стали называться сарвастивадинами.

Нагарджуна

Следующим кто значительно расширил понятия буддизма стал Нагарджуна который жил спустя 400 лет после Будды, в историях и преданиях он предстает еще более легендарной фигурой, чем сам основатель буддизма. В 20 лет Нагарджуна был уже широко известен своей ученостью. Наука, впрочем, не была его единственной страстью.

Отправившись в горы к ступе Будды, он принял обет и в течение 90 дней изучил все три Питтаки, постигнув их глубинный смысл. Однако учение их показалось ему неполным, и Нагарджуна отправился странствовать в поисках неизвестных сутр. Возвратившись на родину, Нагарджуна проповедовал буддизм Махаяны в Южной Индии и весьма в этом преуспел. Авторитет его рос с каждым годом.



Сообщают, что он изгнал из монастырей множество нарушивших правила бхикшу, среди которых были люди очень могущественные. После этого все школы Махаяны признали его своим главой. Подводя итог деятельности Нагарджуны, тибетский историк буддизма Даранта пишет, что он поддержал верховную религию буддизм всеми возможными способами:

  • Преподаванием
  • Построением храмов
  • Содержанием миссионеров
  • Составлением опровержений
  • И проповедями

И таким образом способствовал широкому распространению Махаяны. Но у Нагарджуны была еще одна великая заслуга перед потомками - именно благодаря ему буддизм из учения об освобождении и спасении для немногих ревностных подвижников превратился в близкую и понятную для всех людей религию буддизм .

Основные положения своей философии Нагарджуна сформулировал в 450 кариках - кратких стихах, предназначенных для заучивания наизусть и комментирования. Эти карики составили главный трактат Нагарджуны - «Мадхьямикасутру» («Сутру срединного учения») - классическое произведение, которое затем комментировалось многими известными буддистами Индии, Тибета, Китая и Японии.

Махаяна

Следующем течением в котором Будда из учителя-человека, указавшего путь к спасению и первым вошедшим в нирвану превращается в божество становится Махаяне. Вместе с тем сторонники этого течения подчеркивали, что при всей значительности его личности Будды для своей эпохи он не представляет из себя ничего из ряда вон выходящего.

Однако в первые века нашей эры буддизм Махаяны быстро распространился в Средней Азии, проник в Китай, а через него - в Японию и Корею. Позже он укрепился также в Непале, Тибете, Монголии и Центральной Азии Но в самой Индии буддизм Махаяны не получил большого распространения.

Хуэй-нэн

Перенесение буддизма с родной индийской почвы в культуру и повседневную жизнь Китая может считаться одним из самых значительных событий в истории этого вероучения. Процесс его укрепления и развития здесь был сложным и длительным. Понадобилось несколько веков, прежде чем буддийская религия распространилась в Срединной империи.

При этом буддизм сильно китаизировался и приобрел специфические черты, позволяющие говорить о нем как об особенном вероучении. Среди многих новых школ, появившихся в середине I тысячелетия, самым оригинальным явлением, развившимся на китайской почве, стало учение Чань-буддизма.



Считается, что Чань зародился в Индии как медитативная школа «дхьяны» буддизма Махаяны. Для ее последователей наиболее важным моментом среди огромного количества легенд о Будде был факт его просветления. Сторонники этой секты призывали своих последователей чаще отрешаться от внешнего мира и, следуя древнеиндийским традициям, погружаться в себя, концентрировать свои мысли и чувства на чем-либо одном, сосредоточиваться и уходить в бескрайние глубины сущего и таинственного.

Целью дхьяны было достижение транса в процессе медитации, ибо считалось, что именно в состоянии транса человек может дойти до затаенных глубин своего «я» и найти прозрение, истину, как это случилось с самим Гаутамой Шакьямуни под деревом Бо (Бодхи).

В то время, когда в Китай прибыл основатель школы Чань Бодхидхарма, в Тибете начали свою деятельность первые проповедники буддизма. Тибет был тогда варварской горной страной, находившейся на самой окраине цивилизованного мира.

Однако именно ему суждено было стать с течением времени важнейшим мировым центром буддизма, тем местом, где это вероучение получило самое полное развитие и сделалось подлинным источником умственного и нравственного образования для всего народа.

Нигде более на Востоке буддизм не сумел добиться такой полной победы над другими вероучениями, нигде более не обрел он такого прочного положения среди населения и такой власти над умами. Здесь же сложилась самая мощная в мире иерархическая буддийская церковь, получившая по прозванию духовенства наименование ламаистской. (Ламы - буддийское монашество Тибета; буквально «лама» переводится как «высочайший».)

Асанга

После Нагарджуны большое влияние на развитие буддизма имела философская школа йогачаров, соединившая с мифологией и философией Махаяны древнюю практику йоги. Основателем этой системы считается великий ученый, настоятель знаменитого монастыря Наланда, Арья Асанга, живший в V столетии после Р.Х.



Особенность религиозной практики йогачаров заключалась в том, что наряду с традиционными положениями буддистской этики важное место в ней заняли особые приемы йогического созерцания, а также мистика - заклинания, амулеты и сокровенные тантры. Таким образом, было дано начало буддийскому тантризму. (Вообще же тантризм такой же древний, как сама йога, и истоки его скрыты в 1 глубине истории Индии.)

Тантры (буквально - «хитросплетения») Называются сокровенные, магические тексты и заклинательные формулы, дающие власть над миром духов и освобождающие скрытые силы человека.

Йогачары считали, то, овладев искусством тантрийских заклинаний и особыми приемами тантрийской медитации, можно гораздо быстрее, чем средствами, указываемыми Махаяной (даже в течение одного перерождения!), достичь состояния просветления, слиться с божеством и выйти из круга перерождений. Однако не следует думать, что заклинания и высшие силы все сделают за человека. Прежде чем прибегнуть к практике тантры, ищущий должен пройти долгий путь самопознания и нравственного усовершенствования.

Огромное значение с тех пор при отправлении культа стали играть магия и всевозможные заклинания. Но в начале IX в. буддизм подвергся суровым гонениям и пришел в упадок. Царь Лан-гдарма велел разрушить многие храмы и уничтожить изображения Будд. Священные книги были сожжены, а ламы насильственно превращены в охотников и мясников. Всякий, кто противился этому, немедленно предавался смерти.

Следующие два столетия были временем язычества. Только в середине XI в. очередной выходец из Индии, Атиша, вновь возродил в Тибете буддизм, проведя ряд реформ, направленных на укрепление здесь традиций классической Маха-яны. Его усилиями было создано несколько крупных монастырей, ставших затем важными буддийскими центрами.

Но реформами Ати-ши оказались недовольны последователи Падмы Самбхавы, которые по-прежнему в своей религиозной практике делали упор на магию, не желали слышать о строгой дисциплине и безбрачии. Объединившись вокруг влиятельного монастыря Сакья, они выступили против нововведений.

С этого времени началась упорная борьба между двумя тибетскими школами:

  • Красношапочниками (одежду красного цвета носили приверженцы Падмы Самбхавы).
  • И желтошапочниками (это был символ классического буддизма сторонников Атиши).

Окончательный успех буддизма и завершение процесса формирования его тибетской разновидности - ламаизма были связаны с реформами Цонкхапы.

Цонкхапа

К началу XV в. относят появление главного сочинения Цонкхапы «Великий путь по ступеням мудрости» («Ламрим»). Оно охватило широчайший круг теологических вопросов: от глубоких метафизических проблем до детальной разработки основ монашеской жизни.

Для лам труд Цонкхапы стал основополагающей книгой, где можно было найти ответы на все без исключения вопросы. Вместе с тем «Ламрим» излагал важнейшие положения учения о спасении для низшего разряда людей, то есть для тех, кто погружен в земные интересы и не задумался всерьез о необходимости спасения.

Цонкхапа считал, что учение не может быть постигнуто ищущим непосредственно, без помощи духовенства. Конечно, без учения Будды - сутр - спасение вообще невозможно, но правильно преподать это учение может только лама. Суммируя наиболее авторитетные сочинения, Цонкхапа показывал, что именно лама служит источником познания пути к спасению.



Он - условие завоевания блаженства и уничтожения порока. Без него возможность спасения не может быть реализована. Поэтому ищущий спасения должен отрешиться от своего ума и отдать себя во власть «друга добродетели» - ламы. Почитание ламы должно рассматриваться как почитание самого Будды.

В ламаизме Цонкхапы уже мало было провозгласить свою преданность Будде, дхарме и сангхе. Необходимым условием постижения сокровенной сути великого учения стала восходящая к буддийскому тантризму непосредственная связь между учителем и учеником, причем связь глубоко личная, доверительная, с беспрекословным подчинением ведомого ведущему Так главенство лам в тибетском обществе получило в «Ламриме» свое религиозное освещение.

Однако Цонкхапа не остановился на этом. Он рассмотрел и реформировал буквально все стороны религиозной и церковной жизни тибетского буддизма. Он продумал сложную систему церковной иерархии, разработал примерный устав для ламских монастырей, твердо установил безбрачие лам и, что было особенно важно, разрешил им иметь собственность.

Он разработал многие детали обряда и культа, ввел в практику богослужения элементы театрального представления и музыку, учредил многие праздники. Он сильно ограничил практику магических обрядов, выступив против многого из того, что было принесено Падмой Самбхавой и стало привычным для красношапочников. Прежде всего запрет касался таких крайностей, как испускание огня изо рта, глотание ножей и т.п., граничивших с простым шарлатанством. Но те магические приемы, которые основывались на священных буддийских писаниях, остались в полной силе.

Цонкхапа умер в 1419 г. Его нетленные мощи длительное время сохранялись в монастыре Гандэн.

Незадолго до смерти он объявил своими преемниками двух своих лучших учеников, завещав им постоянно возрождаться в дальнейшем. С этого времени тибетскую церковь всегда возглавляли два верховных ламы: Далай-лама, имевший резиденцию в Лхасе, и Богдо-лама, пребывавший в Ташилумпо, в Нижнем Тибете.

Считалось, что по смерти они (через девять месяцев) воплощаются в младенцах мужского пола, которых надлежало избрать и после строгой проверки провозгласить очередным воплощением умершего ламы. При этом старший из двух, Далай-лама (величайший), стал считаться воплощением Бодхисаттвы Авалокитешвары, а другой, Панчен-лама, - воплощением Самого Амитабхи.

С течением времени Далай-лама сосредоточил в своих руках высшую духовную и политическую власть и стал общепризнанным авторитетом всех приверженцев ламаизма и многих буддистов. Поначалу ламаизм исповедовался только в Тибете, но уже в XVI в. это вероучение широко распространилось среди монголов, а потом также среди бурятов, калмыков и тувинцев.



На протяжении нескольких веков, вплоть до середины XX в., ламы сосредоточивали в своих руках всю полноту духовной и светской власти над Тибетом. Впрочем, это произошло не сразу. Понадобилось несколько веков кропотливой «буддизации» и «ламаизации», прежде чем структура тибетского общества приобрела свой законченный вид и сделалась как бы продолжением ламаистской церкви, возглавляемой великим Далай-ламой.

Честь окончательного обустройства тибетской религиозной общины принадлежит великому средневековому проповеднику Цонкхапе, которого можно рассматривать и как последнего великого теоретика буддизма, завершившего в своих трудах двухтысячелетний процесс формирования этого вероучения.

Буддизм считается древнейшей из мировых религий. Христианство и мусульманство возникли гораздо позже – через шесть и тринадцать столетий после появления вероучения Будды.

За годы своего формирования и развития буддизм создал и усовершенствовал не только религиозное мировоззрение, но и философию, культуру, искусство. Исповедуя эту религию, человек может познать целый спектр научных знаний, не ограничиваясь одной точкой зрения. Что же представляет собой буддийское вероучение? Каковы его основы и практики?

Что означает слово «буддизм»?

Сами представители буддизма называют свою религию Буддхадхарма, а ее основателя Будду Шакьямуни – Дхармой. Понятие произошло от санскритского словосочетания buddha dharma , которое в переводе означает «Учение Просветленного» . Термин «буддизм» был придуман европейцами в XIX веке для обозначения религиозно-философского течения, пришедшего в Европу из Древней Индии.

Буддизм зародился примерно в VI столетии до нашей эры благодаря духовному учителю Сиддхаттха Готама, который в дальнейшем стал называться Буддой. Считается, что его путь к просветлению начался в прежних жизнях, однако понимание суровой реальности появилось только при последнем рождении под именем Готама.

В 16 лет он женился на принцессе Яшодхаре, а в 29 лет выбрался из дворца и увидел 4 так называемых «зрелища», которые полностью перевернули его жизнь. В тот день Будда встретил отшельника, бедняка, больного и разложившийся труп, после чего понял, что ни богатство, ни слава не способны защитить людей от лишений, недугов и смерти.

Увиденное подвигло Будду покинуть дворец и отправиться на поиски просветления. Во время своего путешествия он , правила медитации, а в возрасте 35 лет, наконец, достиг пробуждения (бодхи) и получил знания о «Четырех благородных истинах».


С той поры Будда стал передавать обретенные знания другим людям, а после смерти все его диалоги, изречения и заветы были собраны учениками в единый буддийский канон «Трипитаки».

Что представляет собой буддизм?

На сегодняшний день буддизм является мировой религией и философским учением, хотя некоторые исследователи и историки называют его «наукой о сознании». В мире существует два основных направления буддизма, различающихся по способам практики и философским взглядам.

Учение Махаяна (Великая колесница) основывается на верованиях о некоем пути, пройдя по которому люди смогут достичь бодхи. Хинаяна (Малая колесница) базируется на идеях о состоянии бытия и на отрицании человеческой души как самостоятельной сущности.

Помимо двух главных течений буддизма, выделяют дополнительное мировоззрение Ваджраяна (Алмазная колесница), отделившееся от Махаяны в V столетии.

Кто такие буддисты?

К буддистам относят адептов буддийской религии, то есть людей, которые посвятили свою жизнь пути к духовному пробуждению. Общее количество сторонников этой религии в мире составляет более 460 миллионов человек, из них около 1 миллиона являются буддийскими монахами.

Наибольшее распространение учение получило в Азии – преимущественно в южной и восточной части континента. Максимальное количество буддистов сосредоточено в Индии, Вьетнаме, Китае, Камбодже. В России буддийские общины можно найти в Туве, Калмыкии и Бурятии.

Что такое «Четыре благородные истины»?

В основе буддийского учения лежат «Четыре благородные истины», знание которых позволяет людям прийти к пробуждению.

Во-первых, буддисты веруют, что в мире существует страдание (дуккха).

Во-вторых, дуккха имеет причины.

В-третьих, у каждого человека есть возможность избавиться от страданий, устранив причину дуккхи.

И, в-четвертых, приверженцы буддизма полагают, что в мире есть путь, пройдя по которому можно избавиться от дуккхи.

Чем буддизм отличается от других мировых религий?

Если сравнивать буддизм с монотеистическими религиями, признающими единство Бога, то главным его отличием является тот факт, что буддисты не верят в существование Бога-творца.


Они не признают сотворения мира Всевышним и полагают, что он никем не создан и никем не управляется. Учение отрицает возможность , в нем нет ереси и безоговорочной веры. Кроме того, в буддизме не существует единых текстовых канонов и общей религиозной организации, аналогичной христианским церквям.

Б уддизм - одна из самых популярных мировых религий! Она занимает 3–4-е место в списке наиболее часто встречающихся вероисповеданий. Буддизм распространён в Европе, Азии. В некоторых странах эта религия является основной, а где-то она - одна из главных в списке религий, проповедуемых в государстве.

История возникновения буддизма уходит далеко вглубь веков. Это немолодая религия, которая давно прочно закрепилась в мире. Откуда же она взялась и кто подарил людям веру в Будду, его философию? Узнаем об этой религии больше в поиске ответов на эти вопросы.

Где и когда зародился буддизм

Датой отсчёта зарождения буддизма принято считать исторический момент ухода Будды в мир иной. Однако есть мнение, что правильней считать и годы жизни прародителя религии. А именно период просветления Гаутамы Будды.

По официальной информации, признанной ЮНЕСКО, паринирвана Будды свершилась в 544 году до нашей эры. Буквально век назад, а именно в 1956 году мир озарился торжественным празднованием 2500-летия буддизма.

Столица буддизма и другие страны, где проповедуют религию

Сегодня буддизм является государственной религией в 4 странах: Лаос, Бутан, Камбоджа, Таиланд. Но зарождение этой религии свершилось именно в Индии. Около 0,7–0,8 % (около 7 млн человек) населения этой страны проповедуют буддизм. Эта чудесная страна подарила миру одну из крупнейших религий. Поэтому по праву Индия называется столицей буддизма.

Помимо Индии, буддизм проповедуют в таких странах, как Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Шри-Ланка, Мьянма. В этих странах буддизм является официально признанной религией, которая занимает 1–2-е место в списке. Проповедуют буддизм в Тибете, Малайзии, Сингапуре. Более 1 % жителей России проповедуют эту религию.

Распространение этой веры растёт. Причина тому - особая миролюбивость религии, её красочность, философское насыщение, интеллектуальная подоплёка. Многие находят в буддизме успокоение, надежду, знание. Поэтому интерес к религии не иссякает. Буддизм распространяется в разных частях мира. Но, конечно, столицей мирового буддизма была и останется навсегда Индия.

Возникновение буддизма

Многим людям, окунувшимся в познание буддизма или только изучающим этот вид религии, будет интересно, как возникло это вероисповедание и что стоит у истоков развития буддизма.

Создатель учения, на основе которого была сформирована религия, - Гаутама. Ещё его называют:

  • Будда - просветлённый высшим знанием.
  • Сиддхартха - осуществивший своё предназначение.
  • Шакьямуни - мудрец из племени Шакья.


И всё же самое привычное для человека, неглубоко ведающего основы этой религии, имя основателя - Будда.

Легенда о просветлении Будды

По приданию, необычный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама родился у четы индийских королей. После зачатия королева Махамайа увидела вещий сон, который указывал на то, что ей суждено произвести на свет не обычного человека, а великую личность, которая войдёт в историю, озарив этот мир светом познания. Когда малыш появился на свет, знатные родители увидели для него будущее правителя или Просветлённого.

Отец Сиддхартхи, король Шуддходана, оберегал мальчика от мирских несовершенств, болезней и несчастий всё его детство, юность. До своего двадцати девятилетия жил юный Будда в цветущем дворце, вдали от бренности бытия и невзгод обычной жизни. В 29 лет юный красивый принц женился на красавице Яшодхаре. У молодой четы родился здоровый, славный сын Рахула. Жили они счастливо, но однажды молодой муж и отец вышел за ворота дворца. Там он обнаружил людей, измотанных болезнями, страданием, нищетой. Он увидел смерть и понял, что существует старость, недуги. Его расстроили такие открытия. Он осознал всю бесполезность бытия. Но отчаяние не успело захлестнуть принца. Ему встретился отрешённый монах - саману. Эта встреча была предзнаменованием! Она показала будущему Просветлённому, что, отрекшись от мирских страстей, можно обрести умиротворение, безмятежность. Наследник престола бросил семью, ушёл из отчего дома. Он отправился на поиски истины.

На своём пути Гаутама придавался жёсткой аскезе. Он брёл в поиске мудрецов, чтобы послушать их учения и мысли. В итоге Будда нашёл свой идеальный путь избавления от страданий. Он открыл для себя «золотую середину», которая подразумевала отрицание жёсткой аскезы и отказ от неумеренных излишеств.

В 35 лет Сиддхартха Гаутама обрёл Просветление и стал Буддой. С этой поры он радостно делился с людьми своим знанием. Он вернулся в родные места, где ему очень обрадовались его близкие. Выслушав Будду, жена и сын также выбрали путь монашества. Будда обрёл освобождение и покой вначале своего девятого десятка. Он оставил огромное наследие - Дхарму.

Как распространялся буддизм

Общая численность буддистов на всей земле - более 500 миллионов человек. И эта цифра неуёмно растёт. Идеи и принципы буддизма интересуют, трогают сердца многих людей.

Эта религия отличается отсутствием навязчивой философии. Идеи буддизма по-настоящему цепляют людей, и они сами приобретают эту веру.

В распространении религии в первую очередь сыграла роль география возникновения этого вероисповедания. Страны, где буддизм давно является основной религией, подарили эту веру соседствующим государствам. Возможность путешествовать по всему миру открыла людям из отдалённых стран знакомство с буддийской философией. Сегодня существует немало литературы, документальных и художественных видеоматериалов об этой вере. Но, конечно, по-настоящему заинтересоваться буддизмом можно лишь прикоснувшись однажды к этой уникальной культуре.

В мире есть этнические буддисты. Это люди, рождённые в семьях с этим вероисповеданием. Очень многие приняли буддизм сознательно, познакомившись с философией Просветления во взрослом возрасте.

Конечно, знакомство с буддизмом не всегда знаменуется принятием этой религии для себя. Здесь личный выбор каждого. Однако однозначно можно сказать, что философия буддизма - это интересная область, которая любопытна многим с точки зрения саморазвития.


Что такое буддизм

Подводя итог, хочется отметить, что буддизм - это целая философия, основанная на религии, зародившейся в Индии ещё до нашей эры. Прародителем Священного учения Дхармы является Будда (Просветлённый), некогда бывший наследником индийского престола.

В буддизме выделяют три основных направления:

  • Тхеравада;
  • Махаяна;
  • Ваджраяна.

Существуют разные буддийские школы, которые раскиданы по странам. В зависимости от школы могут разниться какие-то детали учения. Но в целом буддизм, тибетский или индийский, китайский, тайский и любой, другой несёт одни и те же идеи и истины. В основе этой философии - любовь, добро, отречение от излишеств и прохождение идеального пути для избавления от страданий.

У буддистов есть свои храмы, дацаны. В каждой стране, где проповедуется эта религия, существует буддийская община, где каждый страждущий может найти информационную, духовную поддержку.

Люди, исповедующие буддизм, поддерживают особые традиции. У них своё понимание мира. Как правило, эти люди стремятся нести добро окружающим. Буддизм не ограничивает интеллектуальное развитие. Напротив, эта религия наполнена смыслом, в её основе лежит многовековая философия.

У буддистов нет икон. У них есть статуи Будды и других Святых-последователей этой веры. В буддизме принята своя особая символика. Стоит выделить восемь благих символов:

  1. Зонт (чхатра);
  2. Ваза с сокровищами (бумпа);
  3. Золотая рыбка (матсья);
  4. Лотос (падма);
  5. Раковина (шанкха);
  6. Знамя (двахья);
  7. Колесо Драхмы (Дхармачакра);
  8. Бесконечность (Шриватса).

Каждый символ имеет своё обоснование и историю. В буддизме вообще нет ничего случайного и пустого. Но, чтобы понять истины этой религии, придётся потратить время на ознакомление с ними.

Религ. филос. учение, возникшее в древней Индии в 6 5 вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Основатель Б. инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший… … Философская энциклопедия

БУДДИЗМ - религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и… … Энциклопедия Кольера

Буддизм - Во второй половине VI первой четверти V в. до н. э. возникло еще одно религиозно философское учение, вступившее в открытое противоборство с ведийским религиозно мифологическим мышлением и так ярко проявившееся в ведах и эпосе. Оно связано … Энциклопедия мифологии

БУДДИЗМ - (от Будда). Религиозное учение, основанное Буддой; исповедание этого учения и поклонение Будде, как божеству. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУДДИЗМ [ Словарь иностранных слов русского языка

Буддизм - – ежелгі Үндістанда б.з.д. VI Vғ.ғ. пайда болған діни философиялық ілім. Негізін қалаушы Сиддхартха Гаутама (Готама), кейін ол Будда деп аталған (мағынасы – көзі ашылған, оянған, нұрланған). Ол өз уағыздарында брахманизмді байлық пен сән… … Философиялық терминдердің сөздігі

буддизм - а, м. bouddhisme m. Одна из мировых религий, возникшая в 6 в. до н. э. в Индии и названная так по имени своего легендарного основателя Гаутами, получившего впоследствии имя Будда (просветленный); буддизм получил большое распространение в Китае,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Буддизм - Буддизм теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время … Религиозные термины

буддизм - См … Словарь синонимов

Буддизм - одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI V вв. до н.э.в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просвещенный). Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Буддизм… … Энциклопедия культурологии

БУДДИЗМ - теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время как… … Теософский словарь

БУДДИЗМ - БУДДИЗМ, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник в древней Индии в 6 5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно философских школ. Основателем Б. считается индийский принц Сиддхартха… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Буддизм , Нил. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии… Купить за 891 руб
  • Буддизм , А. Н. Кочетов. Книга, которую вы держите в руках, - не роман и не приклю­ченческая повесть. Это и не путевые заметки, хотя автор часто де­лится своими впечатлениями о родине буддизма, которую он недав­но…

Буддизм — это не столько религия в знакомом виде, а больше учение, которое можно назвать религиозно-философским.

Появившись в Индии в VI веке до н. э., оно широко распространилось по многим, в основном по восточным, странам мира.

Кратко о религии буддизм

В основе философского учения лежит направление верующего на поиск истины. Оно помогает человеку осознать и увидеть вещи таковыми, каковы они в реальности.

Символ буддизма - Дхармачакра, или Колесо закона (колесо сансары)

Buddhism не содержит понятия о богах. В отличие от других религий, в учении нет связи между человеком и Абсолютом. Есть цель вырастить бога внутри себя.

Популярна в буддизме тема перевоплощения души. Согласно теории реинкранации, проживание новых жизней – это приобретение новых испытаний и страданий, потребностей и желаний.

Перевоплощение в буддизме называют «колесом Сансары», при движении которого души рождаются в других новых телах.

Учение Будды и его философия

Буддизм направлен не на поклонение богу, а на познание человеком своего внутреннего «Я». Отрекаясь от желания обладания материальными вещами, буддист достигает Нирваны.

Путь к так называемому Вселенскому покою лежит через избавление от волнений и тревог. Суть учения можно назвать «оглушительной тишиной», которую стремятся получить исповедующие буддизм люди. Достигшие просветления, они могут стать успешными в жизни.

Простота учения познаётся через правильную медитацию. Величие и особенности буддизма в отсутствии попыток убедить в чём-либо или доказать какие-либо истины. Человек сам получает знания необычным для всех методом медитации, отличным от других путей навязывания информации.

Буддийская философия считает каждого частичкой бога, освобождает от чувств, которые затуманивают ум.

Личность человека подавляется:

  • страхом;
  • невежеством;
  • ленью;
  • жадностью;
  • эгоизмом;
  • злостью;
  • раздражением.

Очищаясь от этих чувств, религия способствует развитию следующих качеств:

  • щедрости;
  • доброты;
  • мудрости;
  • трудолюбия;
  • сострадания;
  • благодарности.

Развитие благотворных качеств сознания через саморазвитие приводит к просветлению, к созданию яркого и сильного разума.

Буддисты и их образ жизни


Буддийская культура продвигается следующими социальными группами:

  1. Классом монахо в, занимающихся выполнением ритуалов и живущих в безбрачии в монастырях. Отличаются внешне от окружающих красными одеяниями.
  2. Классом мирян , помогающих материально монахам. Заботясь о семьях, необразованные, они стараются применять заповеди учения в своей обыденной жизни.
  3. Классом йогинов , осуществляющих живую передачу, влияющих на все стороны бытия и преобразующих их. Живя вдали от всех, иногда в пещерах, становятся просветлёнными учителями. Их заметно по нечёсаным волосам, длинным ногтям, странному поведению и дешёвой одежде из шерсти и хлопка.

Йогин Миларепа

Одни из известных учителей:

  1. Миларепа — автор известных на Тибете песен мудрости.
  2. Житель гималайского королевства Бутан Другпа Кюнлег, которого почитают на своей родине за силовые поля, помогающие осуществлять желания.

Основатель религии

Основоположником религии, по мнению учёных, был Будда Шакьямуни. Его реальное имя — Сиддхартха Гаутама, принц племени, родившийся в 563 году до нашей эры на территории, прилегающей к Гималаям.

Отец дал мальчику имя, означавшее «исполняющий желания». Мудрец предрекал ребёнку стать в будущем великим философом или правителем, объединившим земли. В юношеском возрасте будущий Будда изучал ремесло воина и классическую индийскую литературу.

Прожив до 29 лет в роскоши, не знавший разочарований и нужды, царевич становится одним из отшельников, странствующих по свету.

Возникновение у него желания перевоплотиться основано на встрече с похоронной процессией, общении с человеком, больным проказой и старцем. Эти судьбоносные встречи подтолкнули Гаутаму заняться поиском истин бытия, найти способы устранения человеческих бед.

Он изучал науки самопознания, вёл аскетический образ жизни, истязая своё тело. Истина открылась царевичу после 49 дней беспрерывной медитации в позе лотоса. Просветлением было для юноши понятие о том, что ум меняется, он не вечный.

Став Буддой – «просветлённым, пробуждённым», пророк проповедовал учение, своё объяснение смысла жизни. Его жизненный путь продолжался около 80 лет.

После его смерти знаниями делились ученики Будды. Они проповедовали незначимость материальных ценностей и любовь, на которой основана вся жизнь.

Священная книга

Учение Будды долгое время передавалось из уст в уста. Священное писание возникло из-за боязни утраты основных заповедей.

Первые записи были сделаны на листьях пальм, они составляли сборник «Типитака». «Палийский канон» – это второе название «Трёх корзин».

О сборнике нельзя говорить как о «главной книге буддизма». Различные тематики освещены при помощи легенд, рассказов и проповедей, которые со временем перетерпели множество интерпретаций — видоизменений.

Сборник составляют:

  • «Виная-питака» , содержащая «корзину устава», посвящённую правилам и порядкам для буддийских монахов;
  • «Суттанта-питака» — «корзина поучений», состоящая из проповедей в виде 1000 трактатов;
  • «Абхидхамма-питака» — «корзины чистого сознания», анализа принципов учения, самой сложной для восприятия.

Священные писания относятся к жанрам учения, научного труда и художественной литературы. Они учат познавать Вселенский покой и истину.

Об основных идеях вероучения

Будда открыл истины, на которых основано его учение.

Если говорить о них кратко и понятно, то:

  1. Страдания человека и есть его жизнь. Всё в мире непостоянно и переходяще. И что бы не появилось, оно всегда уничтожается.
  2. Появление страданий связано с появлением желаний. Чем больше человек жаждет материального, тем больше его страдания.
  3. Избавившись от желаний, можно избавиться от страдания. Избавление от страстей и желания материального способствует достижению состояния Нирваны, при котором наступает блаженство.
  4. К подавлению желаний можно прийти при помощи пути спасения , избавляющего от страданий и названного восьмеричным.

Интересным фактом является то, что в буддизме, так же как и в религиях христианства и ислама, существуют свои ценности, к которым относятся:

  • сам Будда , которым может быть и основатель, и просветлённый последователь;
  • Дхарма , которую составляют основы, принципы и само учение;
  • Сангха , община тех, кто придерживается буддизма.

Направления древнейшей из мировых религий

Философские направления буддизма зародились с давних времён:

  1. Хинаяна основана на признании появления происходящего как результата действий, образа жизни и мыслей самого человека. Идеалом служит монах, имеющий возможность избавления от перевоплощений. Не признаются ни святые, ни обряды, ни рай или ад, ни иконы или культовые скульптуры.
  2. Махаяна , признающая благочестие и спасение даже для мирян, призывающая к поклонению культовым изображениям и святым, предполагающая наличие рая.
  3. Ваджраяна , опирающаяся на медитацию и принципы контроля за самосознанием.

Распространение

Посмотрим, среди каких народов широко распространен буддизм:

  1. Индия — является родиной учения, но только около 1% населения составляют буддисты.
  2. В Таиланде буддизм является государственной религией, даже глава государства должен проповедовать учение. В главном городе страны – Бангкоке изучают религию в специальных буддийских университетах. По всей стране множество различной религиозной атрибутики и великолепных буддийских храмов.
  3. В Шри-Ланке построено около 6 тысяч буддийских храмов, 60% граждан страны исповедуют учение, состоящее из трёх течений.
  4. В социалистическом Вьетнаме третья часть населения исповедует учение.
  5. В Тайване буддизм поддерживает почти 90% жителей.
  6. Камбоджа признала религию государственной с 1989 г., но во времена «культурной революции» при власти Пол Пота, по отношению к монахам проводились массовые репрессии.
  7. Китай ские государственные структуры с 90-х годов прошлого столетия жёстко контролируют буддийские и другие религиозные организации.
  8. Российский буддизм широко распространён в Калмыкии, Бурятии и Туве. Есть общины представителей учения и в обеих столицах государства.

История возникновения и развития буддизма включает в себя восточные страны, но в современном мире им интересуются в Европе и в Америке.

Как принять буддизм

Что нужно сделать, если возникло такое желание:

  1. Заняться изучением специальной литературы. Например, проштудировать тексты «Ламрина», автор которых Чжэ Цонкапа.
  2. Усвоить основные истины учения.
  3. Освоить восьмеричный путь, состоящий из этапов, помогающих познать истину. Осваивающему нужно научиться: пониманию; решимости; постижению речи, исключающей ложь и сквернословие; совершению полезных дел; пониманию жизни; приложению усилий, осознанию мысли; сосредоточению и просветлению.
  4. Осознать цель пути: рождение в виде человека (а не в виде таракана, муравья или коровы) — великое благо.
  5. Побывать на аудиенции у Ламы, который решит, может ли кандидат стать «просветлённым».

С чего начать знакомство с учением великого Будды? С осознания своего «Я».

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека