Архангел михаил убивающий дьявола.  Храм Архангела Михаила в селе Новленское

Имя: Архангел Михаил (Michael)

Страна: Иудея

Создатель: религия

Деятельность: один из ангелов

Семейное положение: не женат

Архангел Михаил: история персонажа

Архангел Михаил почитается во многих странах как один из главных святых. Его образ считается возвышенным в христианской религии, а также среди последователей иудаизма и ислама. Этот персонаж стоит во главе Святого Воинства, состоящего из ангелов и архангелов, поэтому ему даровано звание архистратига. Молитва, обращенная к Святому Михаилу, дает защиту и покровительство верховного существа, управляющего девятью чинами ангелов. Значение имени Михаила – «кто как Бог» – отождествляет его с небесным владыкой и наделяет невиданной духовной силой.

История происхождения

Воин света почитается в трех мировых религиях, но происхождение его образа покрыто тайной. Исследователи расходятся во мнениях по этому вопросу. Считается, что имя Михаила было известно уже в 8 веке до нашей эры и употреблялось людьми, населявшими берега Тигра и Евфрата. Ученые предполагают, что легенды о святом корнями уходят в религию древней Персии, в которой принято разделять воинов света и тьмы на два противоборствующих лагеря.


Культ архангела связан с фольклором. Поверья гласили, что Михаил появлялся на трех горных вершинах, на бывшем месте обитания языческого божества Одина. Отсюда и день памяти святого, приходящийся на 29 сентября. Это дата сбора урожая и праздника в честь плодородия. С 8 века изображения архистратига Михаила наносились на немецкие боевые знамена.

Он покровительствовал германским войскам, противоборствующим вторгшимся на чужие земли венграм. Михаила часто ассоциировали с Зигфридом, победителем дракона. Оккультные учения упоминают имя архангела. Священные тексты тоже содержат рассказы о нем.

Биография архангела Михаила полна событий, которые сделали его почитаемым даже у мусульман. Истории и легенды, сопровождающие его, гласят, что Михаил, предводитель света, ведет войско Господне на битву с силами зла и тьмы, управляемыми Велиалом. В исламе, равно как и в христианстве, архангел Михаил занимает высокий пост. Он – божий посланник, дарующий человеческим сердцам доброту и благодать. Михаил также повелевает облаками. Он следит за соблюдением божьего закона и будет присутствовать на Страшном суде, как защитник всех погибших верующих.


История архангела Михаила насчитывает не одно столетие, так как ее источником стала Библия. Она повествует о том, как задолго до появления первого человека на небесах произошла война из-за того, что Денница, испытавший гордость, поднял восстание против Создателя. Он был изгнан вместе с несколькими ангелами, поддержавшими его. Превратившись в бесов, они представили собой сторону тьмы, а архангел Михаил, выступавший в защиту Творца, возглавил его войско. Книга Откровения описывает борьбу ангелов с драконом, когда древний змий, воплощение дьявола, был низвергнут на землю.

Архангел Михаил упомянут как небесный воин и в «Книге пророка Даниила». Также бытует верование в то, что Михаил помог израильскому народу в поисках земли обетованной. Ученые, занимающиеся исследованиями Священного Писания, предполагают, что он провел израильтян через Черное море, с помощью огненного столпа заставив воды разойтись. Ветхий Завет повествует о деяниях небесного вестника, которого олицетворяют с архангелом Михаилом.

К святому часто обращаются, прося о здравии. Считается, что он защищает от злых сил, которые провоцируют недуги, и помогает им противостоять. В мире существует множество волшебных источников, носящих имя святого. По преданию, Михаил охраняет райские врата, защищая их мечом от непрошеных гостей.

Атрибуты и значение


Святого Михаила чаще других изображали деятели искусства разных эпох. Его образ крайне востребован в живописи и иконописи, скульптуре и витражном деле. Обычно архангела изображают в воинских латах, модернизируемых в соответствии со временем создания образа. Он предстает перед зрителем в облике римского легионера, наделенного обычным или пламенеющим мечом. Иногда в его руках появляется копье, встречающееся на изображениях, где он выступает в качестве защитника пути к древу жизни.

Голова архангела редко защищена шлемом. Убор заменяет корона, символизирующая власть. Порой Михаил держит щит, украшенный монограммой из сплетенных греческих букв «Х» и «Р», звезды Давида и креста. Под его ногами – дракон, змей или уродец, пораженный воином света.


Западные художники считали весы атрибутом, сопровождающим Михаила. Именно весы символизировали роль героя на Страшном суде, в ходе которого Михаил будет взвешивать положительные и отрицательные поступки, пропуская в рай или обрекая на муки ада.

Гораздо реже архангела описывают со знаменем или штандартом в руках. По латинской традиции он считается знаменосцем Спасения и Пресвятой Троицы. Знамя также является атрибутом воина, верного своему делу.

На русских иконах Михаила писали верхом на крылатом коне с рогом у рта. Он держал книгу и крест или меч, поражающий дьявола в образе дракона. Этот образ именовался Архангел Михаил Воевода и был традиционным в 16-17 веках.


Многие иконы изображают не только то, как архангел убивает змея, но и житие великого святого. Некоторые сюжеты связаны с явлением в Херопте или «чудом о Флоре и Лавре», которых он обучил править лошадьми, сделав их покровителями животных.

Архангел Михаил в культуре

Святой Михаил часто упоминается в литературных памятниках: в Ветхом и Новом Заветах, в Книге пророка Даниила. В Апокалипсисе идет речь о собранном им войске и о том, как шла битва с . В Послании Иуды он описывается в качестве архистратига Божьего.


Религиозная литература подразделяется на канонические тексты и апокрифы, которые не получили официального церковного признания. Книга Еноха, относящаяся к апокрифам, описывает значимость и роль Михаила в жизни древних евреев. Кумранские свитки, найденные на побережье Черного моря, повествуют о Михаиле – предводителе войска, идущего против ангелов тьмы. Кумранская община существовала во 2 веке до нашей эры, и этот факт позволяет оценить глубину истории, связанной со Святым Михаилом.

Апокриф, в котором впервые упомянут Михаил, вторит древнееврейскому сюжету. Эсхатологические произведения, поднимающие вопрос о конце света и загробной жизни, взывают к истории Михаила и Люцифера.

Архангел в роли судьи, призывающего души на Страшный Суд, изображен на иконах.


В 4 веке написано «Евангелие от Никодима», описывающее миссию Михаила как перевод спасенных душ в рай. Ему вторит и «Откровение Павла». В «Хождении

Богородицы по мукам» рассказывается о том, что Михаил сопутствовал Царице Небесной на пути в ад. «Апокрифическое откровение Иоанна Богослова» повествует о покровительстве смертным на Судном дне.


Древние евреи и мусульмане звали Михаила Микаэлем, считая, что он является стражем одной из сторон света, как , Рафаэль и Уриэль. Коран называет святого Микаилом. Мусульмане веруют, что архангел наделен крыльями изумрудного оттенка.

В православии Михаил – страж Божьего закона, защитник и воитель. Он – покровитель «воинствующей церкви», объединяющий всех, кто хранит верность Создателю. Сакральный смысл носят молитва и акафист, посвященные архангелу. Они обладают мощной энергетикой и произносятся верующими и духовными наставниками в ходе службы или посещения храма. Это часть религиозной культуры, хранимая народами мира в течение многих столетий.


Православные иконы изображают архистратига Михаила бесчисленное количество раз. Он – борец с дьяволом, защитник правды Божьей, чей образ располагался в каждом храме и церкви. Самым знаменитым изображением архангела Михаила считается икона, которую написал .

На ней воин света изображен в алом облачении с золотистыми крыльями и копьем в руках. Его чело украшают длинные, ниспадающие на плечи волосы, взгляд пронзителен и обличающ. Это изображение создано в канонической традиции православной иконописи.

«Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имена). Защити, Архангеле, нас от врагов, видимых и невидимых.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Запрети всем врагам, борющим меня, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах пред лицем ветра.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылатых первый княже и воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, в скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище!

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся тебе и призывающих имя твое святое.

Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы, молитвами святых апостолов, святителя чудотворца Николая, Андрея, Христа ради юродивого, святаго пророка Илии, и всех святых великомучеников: Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцев наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Помози нам, грешным (имена), избави нас от труса, потопа, огня, меча и напрасныя смерти, и от всякого зла, от врага льстивого, от бури наносимой, от лукавого избави навсегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»

Молитва архангелу Михаилу на каждый день

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческаго приставниче и хранителю, сокрушивый с воинствы своими главу прегордаго Денницы на небеси и посрамляяй выну злобу и коварства его на земли! К тебе прибегаем с верою и тебе молимся с любовию: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и Православному Отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг, видимых и невидимых. Не остави же, о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое: се бо, аще и многогрешни есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом лица Божия, иже выну сияет на молниевиднем челе твоем, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас, благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да, утвердившеся в законе Господнем, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотении плоти, увлекающеся по подобию несмысленных детей скорогибнущими красотами мира сего, яко ради тленнаго и земнаго безумне забывати вечная и небесная. Над всеми же сими испроси нам свыше дух истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дний временнаго живота нашего иждивем не во угождении чувств и работе страстем нашим, но во изглаждении зол, содеянных нами, слезами веры и сокрушения сердечнаго, подвигами чистоты и святыми делами милосердия. Егда же приблизится час окончания нашего, освобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас. Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных, обыкших преграждати душе человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и, сподобльшеся узрети пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего, падше со слезами у ног Его, в радости и умилении воскликнем: слава Тебе, дражайший Искупителю наш, Иже за премногую любовь Твою к нам, недостойным, благоволил еси послати Ангелы Твоя в служение спасению нашему! Аминь.

Слушать молитву Архангелу Михаилу:


Молитва архистратигу Михаилу от злых сил

«О, святой Михаил Архангел, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, рабов Божиих (имена), от всех видимых и невидимых врагов, паче же подкрепи от ужаса смертного и от смущения дьявольского и сподоби нас непостыдно предстать Создателю нашему в час страшного и праведного Суда Его. О всесвятый, великий Михаил Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков».

Молитва архангелу Михаилу об усопших

«Cвятый Архангеле Божий Михаиле, если мои сродники (имена усопших… и сродников по плоти до Адамова колена) находятся в огненном озере, то выведи их из вечного огня своим благословенным крылом и приведи их ко Престолу Божию и умоли Господа нашего Иисуса Христа чтобы простил им их грехи. Аминь».

Молитва святому Архангелу Михаилу от врагов

«О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Господь поставил архистратига Михаила главным над девятью ангельскими чинами. Его имя с еврейского языка обозначает «Кто как Бог». Михаил Святой (архангел) почитается Православной Церковью с самых древних времен человечества, так как обладает необыкновенной беспримерной духовной силою. Кто он - архангел Михаил? Какие подвиги совершал?

Святой первый подвиг

Архангел Михаил свой первый подвиг совершил на небе, когда некогда светлейший небесный ангел решил восстать против Бога и унизить славу Его. Зло сотворило первое богоотступничество, увлекшее за собою множество других ангелов.

Тогда служитель Божий, Святой Михаил (архангел), собрал все и небесное воинство, не поддавшихся пагубному примеру, и воззвал их на борьбу со злыми ангелами, чтобы низвергнуть их с неба, запев торжественную песнь Господу.

Откровение

В «Откровении Иоанна Богослова» тоже описываются эти события. На небе произошла война. Михаил Святой и ангелы его вступили в битву с драконом и его прислужниками. Но не устояли последние, и уже не нашлось для них места на небесах. Великий дракон, называемый сатаной, змием и дьяволом, обольщающий всю вселенную, был изгнан на землю вместе с ангелами зла.

В «Откровении» дается утешение для верующих, чтобы они увидели, что вечная борьба добра и зла закончится совершенною победою Агнца. Человечество в борьбе со змием имеет высших небесных покровителей и защитников, во главе которых стоит Святой Михаил.

Еврейский народ

Когда еврейский народ стал излюбленным и избранным у Господа, то и здесь Святая Церковь указывает на то, что архангел Михаил стал хранителем народа Божия. В «Ветхом Завете» у пророка Даниила Михаил Святой тоже представляется покровителем иудейского народа.

Молитвы и иконы

Церковь в своих молитвах и песнопениях именует архангела Михаила воеводой небесных сил бесплотных, Ангелом первым, вождем полков ангельских, старейшим наставником небесных чинов.

На иконах Михаил Святой изображается как воин с мечом и щитом в руке, а иногда с копьем или с пальмовой ветвью. Ногами он попирает змия. Белая хоругвь (знамя) по верху копья означает непоколебимую чистоту и верность ангелов своему Царю Небесному. А крест, которым заканчивается копие, обозначает, что любая брань с царством тьмы и зла и победа над ними совершатся во имя Креста Христова посредством самоотвержения, смирения и терпения.

Библиейские сюжеты

В Святом Писании рассказывается о том, как Святой Михаил (архангел) спорил с диаволом о Моисеевом теле. Архангел скрыл могилу великого пророка, чтобы евреи, впадавшие час от часу в идолопоклонство, не стали поклоняться ему как Богу.

В Библии также описывается, как архангел Михаил явился Иисусу Навину, когда тот брал Иерихон. Иисус увидел человека с мечом в руке и спросил его о том, свой он или чужой, тот ответил, что он вождь воинства Господня, и повелел ему снять обувь, ибо место, на котором он стоял, было свято. Иисус сделал это, его вдохновило явление святого воеводы. А затем и сам Господь стал говорить с Иисусом Навином, который научил его, каким способом взять первый мощный город на ханаанской земле, что в итоге было сделано.

Храм

В подлинности этого явления еще с древности глубоко были уверены люди, поэтому на этом месте воздвигнут монастырь в честь Святого архангела Михаила. Он, служитель славы Божественной и воевода всехвальный, как описано в Священном Писании, помогал израильтянам в боях и сопровождал Моисея по всему пути в обетованную землю.

6 (19) сентября весь православный люд отмечает праздник «Память чуда архистратига Михаила, совершенного в Хонех».

История эта началась с того, что недалеко от города Иераполя, что во Фригии, в местности под названием Херотопа находился храм Святого Михаила, а при нем бил священный источник. Храм построил один местный житель - отец исцелившейся от немоты девочки. Сам архангел явился к этому человеку во сне и сказал ему, что дочь получит исцеление, если выпьет воды из источника. В связи с этим чудесным событием вся семья разом крестилась.

Однажды недовольные язычники решили уничтожить это святое место. И тогда они попытались соединить две горных речки в одно русло, и течение их направили прямо на церковь Святого Михаила. Живший при этом храме Святой Архип взмолился, и к нему было явление архистратига Михаила. Он ударил жезлом своим и открыл трещину в земле, которая и поглотила всю воду, потом это место стало называться Хоны (расселина, отверстие).

Почитание в Киевской Руси

В 1108-1113 гг. князь (внук Ярослава Мудрого), при крещении нареченный Михаилом, соорудил в Киеве в честь своего небесного покровителя Михайловский Златоверхий собор. С тех самых пор архангел Михаил стал считаться небесным покровителем Киева.

Защитник России

В России тоже было явление архистратига Михаила. В 1608 году Свято-Троицкую осаждали поляки. К архимандриту Иосифу - настоятелю лавры - явился сияющий святой воевода Михаил со скипетром и предупредил, что немного осталось им потерпеть, так как господь скоро воздаст им отмщение. И враг вскоре отступил.

Пресвятая Богородица стала защитницей городов русских вместе с ее воинством небесным во главе с архистратигом Михаилом. Вера православных людей в его помощь очень велика, так как он - победитель супостатов, избавитель от бед и скорбей, защитник от злых духов, врагов видимых и невидимых.

Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом, просят покровительствовать на троне в управлении и спасении государства Российского.

Собор Святого архистратига Михаила

Отмечают праздник Собора Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных Сил Небесных 8 (21) ноября. Эта дата была установлена за несколько лет в начале IV века до Первого на Поместном Лаодикийском Соборе. 35-м правилом было осуждено еретическое поклонение ангелам как создателям мира, утвердив только православное их почитание.

Праздник отмечается в девятом месяце от марта (в древности именно с этого месяца начинался год) - в ноябре, в соответствии с числом девяти ангельских чинов. Восьмой же день месяца говорит о том, что будущий Собор всех Сил Небесных будет в день Страшного Суда, когда придет опять на землю Сын Человеческий и все святые ангелы с ним.

Святая Церковь запечатлела в себе величественную историческую панораму богосветлых подвигов и деяний архистратига всех небесных сил бесплотных Святого Михаила. Он самый первый в чину всего ангельского воинства, действующий всегда во Славу Божию и во спасение человечества.

Святого архангела Михаила почитают в нескольких основных религиях мира: христианство, иудаизм, ислам. Его изображения можно увидеть в христианских святых обителях, храмах и жилищах простых мирян.

Архистратиг Михаил в небесной иерархии

Святой Михаил является одним из архангелов - высшим созданием Бога, имеющим собственное имя, волю и сверхъестественные способности. Он возглавляет небесное воинство, сражающееся с его падшим братом - Люцифером. В православной церкви его называют архистратигом, то есть главой святого воинства и почитают покровителем всех воинов.

В Библии упоминается, что архангел Михаил призовет души на Страшный суд и будет молить о прощении за тех, в ком есть хотя бы малая часть добра. Это делает его защитником мёртвых. Также христиане считают, что небесный защитник может вызволить души грешников из ада.

Важно! Молится за спасение душ грешников необходимо ежедневно, но особенно усердно это нужно делать в ночь на 19 сентября и 21 ноября. Считается, что в эти дни святой Михаил спускается в ад, гасит пламя взмахом своих крыльев и забирает на небеса души, отмоленные близкими людьми.

Люди верят, что главный небесный воин помогает в исцелении. Христианская религия считает виновниками всех болезней злые силы, с которыми борется архангел и все высшие силы. Многие чудотворные источники христианского мира посвящены высшему ангелу.

Чудесные деяния

О чудесах архангела Михаила рассказывают многочисленные легенды и предания. Некоторые чудесные явления запечатлены на сюжетных иконах.

Об одном из чудес напоминает римский замок святого Ангела. Он получил своё название в честь явления небесного воина во время эпидемии чумы, поразившей Вечный город в 590 году. Во время покаянного шествия, возглавляемого Папой Григорием Великим, архангел появился на крыше мавзолея Адриана и вложил в ножны свой меч. После этого явления эпидемия пошла на спад.

В 630 году племена язычников попытались занять итальянский город Сипонт. В ответ на горячую молитву жителей города архистратиг пообещал им свою защиту и помощь. Он явился перед завоевателями, вселив в них страх и веру в Силу Господа Бога. Через некоторое время на горе недалеко от города был обретён храм, в алтаре которого бил чудотворный источник, излечивший многих людей.

На месте древнего города сегодня расположено местечко Монте-Сент-Анджело, которое привлекает множество паломников.

Одно из чудес небесного защитника связано с историей Русских земель. Во время нашествия на них хана Батыя на пути его орды встали архангел Михаил и Богородица, запретившие ему приближаться к Новгороду. Хан узнал преградившего ему дорогу воина на фреске в одном из киевских храмов.

Существуют свидетельства очевидцев, говорящих, что архистратиг спасал христиан во время нападения турок на греческий Кипр (1936 год). В это время икона Святого Архангела Михаила пропала из монастыря на острове Лесбос, а через неделю она чудесным образом вернулась на своё место. Через несколько лет в святую обитель приехал мужчина, утверждающий, что во время турецкой экспансии его спас небесный воин.

Интересно: в России недалеко от деревни Дивеево находится чудотворный источник, посвящённый архангелу Михаилу. Очевидцы утверждают, что погружение в его воды смывает грязь с души, помогает привести в порядок мысли и обрести духовные силы.

Иконография

Образ Архангела Михаила встречается в христианском изобразительном искусстве в различных сюжетных решениях. На большинстве из них предводитель небесного воинства изображается в военном облачении римского или византийского образца. Хитон имеет белый, голубой, или золотой цвет. На плечах архистратига лежит красный плащ, являющийся символом защитника и победителя. Голову одного из верховных ангелов венчает торока, которая указывает на то, что он слышит и передаёт волю Господа.

В западноевропейских изображениях архангел изображается в боевых доспехах (короткой кольчуге или лёгком панцире).

Икона святого Архангела Михаила

Главный небесный воин вооружен стальным или огненным мечом. На некоторых изображениях в руках святого Михаила находится копьё, увенчанное крестом. Редко можно встретить образы, на которых голову архангела венчает корона, а в руках он держит одновременно меч и копьё.

Но на большинстве икон и религиозных картин в правой руке ангел держит щит или зерцало - зеркальную сферу, символизирующую высшее происхождение существа, исполняющего только волю Всевышнего.

Почитаемые образы

Лики Архангела Михаила изображены на алтарях всех православных храмов. Самыми известными сюжетными образами являются:

Следует знать: Архангел Михаил изображается не только на иконах, но и на художественных изображениях мирских художников. Важно понимать, что иконы призваны помочь человеку сосредоточиться на молитве. Они выражают суть святого образа. А художественное изображение повествует о некоем событии. Им любуются, а перед иконой молятся.

О чём просить архистратига

К небесному воину обращаются с молитвой, прося о защите и помощи во время военных действий и опасных ситуаций, перед дальними путешествиями и началом важных дел. Его просят об исцелении физических и душевных болезней; о даровании здоровья близких живых людей и помощи душам умерших.

По искренней молитве помогает архангел найти своё место в жизни; избавиться от терзаний и сомнений, проявляющихся в душе; обрести покой и уверенность в собственных силах. Считается, что образ архангела охраняет от краж, аварий, различных катаклизмов и недобрых помыслов.

Как молиться

Существует множество устоявшихся текстов молитв Святому Архангелу Михаилу:


Необязательно учить все молитвы наизусть. Главное, чтобы слова были искренними и шли от сердца. Перед молитвой необходимо очистить свою душу и мысли от злых, непристойных и завистливых мыслей. Важно не забывать, что к небесным обитателям возносят не только молитвенные просьбы, но и слова благодарности.

Личные иконы

Икона святого Архангела Михаила может быть разного размера и иметь различный сюжет. Образ для индивидуальной молитвы выбирают на основании собственных ощущений. Место её расположения в доме не имеет важного решения. Но лучше выбирать место, удобное для молитвы. Некоторые предпочитают иметь небольшое изображение, которое легко можно брать с собой в дорогу.

Иконы больших размеров помещают на специальную подставку, на которую также ставят лампаду со специальным маслом.

Важно! Икона архангела Михаила имеет очень большую защитную силу. Верующие люди утверждают, что обращаясь к архистратигу даже своими словами, можно получить необходимые помощь, защиту и совет.

Икона Святого Архангела Михаила

Дни памяти: Сентябрь 6, Ноябрь 8
Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных - праздник молитвенного прославления Небесных Сил. Во время пагубного впадения в гордость высшего ангела Люцифера (в переводе с латыни: Светоносный, или утренняя звезда: Денница), ставшего сатаной (противником Бога) и увлекшего за собою треть ангелов, ставших бесами, св. Архангел Михаил, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул:
«Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного Света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от Света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле" (Св. Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие).
В битве с сатаной и его бесами верные Богу ангелы одержали победу, сатана был низвергнут с неба. За такую верность св. Архангел Михаил и был поставлен Богом Архистратигом (по-гречески - верховным военачальником) вождем Небесных Сил, которые остались верны Господу и воспевают Его славу. Само имя Михаил означает по-древнееврейски «Кто как Бог». И одно это уже говорит, сколь высоко он почитается Святой Церковью. Он обладает необыкновенной духовной силою, которой побеждает все козни диавольские.
По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия. Почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила.
Отцы Церкви писали, что именно св. Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ. 22:22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). В книге пророка Даниила читаем: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (10:13) И далее, в 12 главе: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (12:1). Имя Михаила Архангела упоминается и в Откровении св. Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним» (12:7).
Исходя из таких мест в Священном Писании, св. Архангел Михаил считается в Церкви покровителем и защитником народа Божия - сначала древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось воплощение Спасителя. После же отпадения евреев в служение их новому "отцу" - диаволу (Ин. 8:44) св. Архангел Михаил становится хранителем Нового Израиля - всех христиан и православной Руси как наиболее христианского народа.
«С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига» ("Минея"). Так, согласно легенде, когда хан Батый в 1239 г. направлялся к Новгороду, св. Архангел Михаил явился ему и запретил входить в город. Войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей образ св. Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: «Сей возбранил мне идти на Великий Новгород» .
Почитание Архистратига Михаила русскими князьями выражалось в молитвенном обращении о помощи в минуты опасности, перед началом решающих сражений и вообще в ходе войны. Наши предки создали множество храмов в честь Архистратига. В Киеве сразу после Крещения Руси был создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах, князья испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство, при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св. Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Для Успенского собора Кремля была написана икона "Благословенное воинство" (см. ниже), где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Архангел Михаил, Архистратиг Михаил - «Кто как Бог?» - главный архангел, предводитель небесных воинств. В христианстве Михаил - главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.
Упоминается три раза в кн. Даниила (X, 13, 21; XII, 1), однажды - в послании апостола Иуды и один раз в Откровении святого Иоанна. Изображается попирающим дьявола; в рост - с доспехами и мечом; верхом - с копьем; с кадилом и весами. Празднование 19 сентября, 21 ноября.
Архистратиг Михаил - вождь Небесных Сил, на иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке — меч или копье. Под ногами - пораженный им дракон. С кем же воюет этот отважный предводитель? Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов - Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца.
Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей. В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», - обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

Упоминания и явления

Ветхий Завет

Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:
«Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13).
«Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21).
А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:
« И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.» (Дан.12:1)
Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:
- явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис.22:22);
- явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15);
- уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (Цар.19:35);
- спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95).
В ветхозаветном апокрифе Книга Еноха Енох, сын Иареда, был вознесён к престолу Бога:
…сказал Господь слугам своим, вглядываясь в них: «Пусть приблизится Енох, чтобы стоять пред ликом Моим вовеки». И поклонились ангелы господни и молвили: «Пусть приблизится он по слову Твоему». И сказал Господь Михаилу: «Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его благим мирром Моим, и облачи его в ризы славы Моей». И Михаил сделал так, как повелел ему Господь: помазал меня и облачил.
В одном из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы» Михаил описывается как предводитель света, ведущий божьи силы против темноты зла, возглавляемой Велиалом.
Новый Завет
В Соборном послании Иуды рассказывается: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“» (Иуд.1:9). Апостол заимствует свой рассказ из «Сказания о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея» в котором сообщается, что дьявол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. По свидетельству Климента Александрийского, Оригена и Афанасия Великого эта сказание содержалось в христианском апокрифе «Восхождени или Вознесение Моисея».Однако данная история известна и из иудейского апокрифа «Успение Моисея».
В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали (против них), но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9)
Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде на который он призовёт души трубным.
Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших. Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».
В коптской гомилии об архангеле Михаиле (X век) приводится подробный рассказ о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников и Иисус Христос по его молитвам простит их.
Образ архангела Михаила присутствует во многих христианских апокрифах:
«Евангелие от Никодима» (IV век) сообщает, что Михаилу Иисус Христос после сошествия в ад вверил души томившихся в нём праведников, чтобы отвести их в рай.
«Откровение Павла» (конец IV века) приписывает Михаилу совершение ритуального омовения душ покаявшихся умерших перед тем как они входят в Небесный Иерусалим:
И сказал я архангелу: «Что сие, господин мой?» И говорит он мне: «Сие есть Ахеронтово озеро, внутри же его - град Божий. Не всем дозволено войти в этот град, разве только покаявшись в грехах своих. Когда же человек покаялся и преставился от жизни, предается он Михаилу, и бросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит его оно ко граду Божию в соседство к праведникам».
«Хождение Богородицы по мукам» (X век) представляет Михаила как проводника Девы Марии по аду, который показывает и объясняет ей причины мучений грешников. В начале апокрифа приводятся хайретизмы по подобию акафиста в которых Богородица так обращается к Михаилу:
Радуйся, архистратиг Михаил, слуга незримого Отца, радуйся, архистратиг Михаил, собеседник Сына Моего, радуйся, архистратиг Михаил, слава шестикрылых, радуйся, архистратиг Михаил, правящий всеми и у престола Господа стоящий по достоинству, радуйся, архистратиг Михаил, имеющий вострубить и пробудить от века почивших, радуйся, архистратиг Михаил, первый из всех вплоть до престола Божия.
«Апокрифическое Отровение Иоанна Богослова» рассказывает, что архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога бараньи и «от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, - то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое». Таким образом архангелы призовут людей на Страшный суд.
В христианстве

В православии архангел Михаил именуется архистратиг и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона , этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом - Иуд.1:9). Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается, как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.
Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитаться, как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.
К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу. В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня - Михалион, находился примерно в 80 км. от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину).
Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта - Нил. Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки.
В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая. Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига»:
«И такового и божественного Архистратига Михаила… постави оттоле нам избранным христианам великого предстателя и Спаса»
О небесной иерархии
Апостол Павел был восхищен до третьего неба и там видел различие чинов святых Ангелов. Он объяснил это своему ученику - св. Дионисию Ареопагиту («Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет - в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает - восхищен был до третьего неба». - 2 Кор. 12:2 ), который написал работу "О небесной иерархии".
Девять чинов ангельских разделяются на три иерархии, - в каждой по три чина - высшую, среднюю и низшую.
Первую - высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: серафимы, херувимы и престолы .
Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоять боголюбивые шестокрылатые серафимы, как видел пророк Исаия, говорящий: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6:2). Они огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: «потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29). Предстоя таковой славе, серафимы огнеобразны, по сказанному: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь» (Дан. 7:9); «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24:17). «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий» (Пс. 103:4). Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой же любви, как показывает и самое имя их, ибо "серафим" с еврейского языка значить: пламенеющий.
После серафимов пред всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоять в несказанной светлости многоочитые херувимы , более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя их - "херувим" - в переводе с еврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, так как через херувимов другим ниспосылается премудрость и подается просвещение умных очес для боговидения и богопознания.
Затем пред Сидящим на престоле высоком и превознесенном предстоят богоносные (как называет их святой Дионисий Ареопагит) престолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет св. Максим исповедник) разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса Христа (как пишет святой Василий Великий) называется богоносною по существу, так как она соединена нераздельно с Самим Богом Словом. Престолы же называются богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, - как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: «ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный» (Пс. 9:5). Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу правосудия на престолы земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд.
В средней иерархии также заключается три чина святых Ангелов: господства, силы и власти.
Господства - называются так потому, что они господствуют над прочими, которые следуют за сими чинами Ангелов, будучи сами свободными. Оставив же, как говорит святой Дионисий Ареопагит, рабский страх, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Также ниспосылают они силу к благоразумному владению и мудрому управлению поставленным от Бога на земле властям, дабы те хорошо управляли порученными им областями. Затем они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.
Силы, исполненные божественной крепости, исполняют немедленно волю Всевышнего и Всемогущего своего Господа, крепкого и сильного. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают ту же благодать чудотворение угодникам Божиим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить чудеса - исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее. Святые Силы помогают и людям труждающимся и обремененным в несении возложенного на них какого-нибудь послушания, чем объясняют свое имя - "силы" - и носят немощи немощных. Они также укрепляют каждого человека в терпении, чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все напасти, со смирением, благодаря за всё Бога, всё устрояющего к пользе нашей.
Власти называются так потому, что имеют власть над диаволом, чтобы укрощать власть бесовскую, отражать наводимые ими на людей искушения и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали. Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия; борющимся же со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать диавола.
В низшей иерархии также три чина: начала, архангелы и ангелы.
Начала называются так потому, что имеют начальствование над низшими ангелами, направляя оных к исполнению божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и языков, ибо каждое царство, племя и народ, из небесного чина, называемого началами, имеют особого для себя хранителя и управителя всей своей страны. (Учение о том, что каждый народ и каждое царство имеют своего Ангела, основывается на словах пророка Даниила (10:13), где говорится об Ангелах царства Персидского и Иудейского.) Затем служение этого ангельского чина (по объяснению святого Григория Двоеслова) состоит в том, чтобы наставлять людей воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию. Наконец, Ангелы этого чина возводят достойных людей на различные почетные должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего прибытка и пользы, не ради любочестия и суетной славы, но ради чести Божией, ради распространения и умножения святой Его славы и ради пользы ближних, - служа общим нуждам всех своих подчиненных.
Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Служение их (как говорит великий Дионисий Ареопагит) состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и разумение воли Божией, что получают они от высших чинов и возвещают низшим чинам - Ангелам, - а чрез них - людям. Святой же Григорий Двоеслов говорит, что Архангелы укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания святого Евангелия и открывая таинства благочестивой веры.
Ангелы в небесной иерархии ниже всех чинов и всех ближе к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога. Они приставлены для хранения каждого из нас - верующих: людей добродетельных поддерживают от падения, падших - поднимают, и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем.
Но и все высшие небесные чины называются общим именем - Ангелы. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют разные наименования (серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), однако все вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14).
Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет собственное свое служение, ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, чрез высших просвещает низших, открывая им Свою волю и повелевая оную исполнять, как это ясно видно из книги пророка Захарии. Там говорится о том, как один Ангел после беседы с пророком, встретил другого, который повелел ему опять идти к пророку и открыть будущую судьбу Иерусалима: «И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: [т.е. пророку Захарии] Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него» (Захар. 2:3-5). Рассуждая об этом, св. Григорий говорит: «Когда один Ангел говорит другому: "иди, скажи", - нет сомнения, что одни Ангелы посылают других, низшие посылаются, высшие посылают».
Точно также и в пророчестве Даниила находим, что один Ангел повелевает другому Ангелу истолковать видение пророку (Дан. 8:16). Отсюда ясно, что ангелы высших чинов открывают божественную волю и намерение Творца своего Ангелам чинов низших, просвещают их и посылают к людям.
Мы ежедневно молимся своему ангелу об укреплении наших сил, о защите и помощи. 8/21 ноября Церковь установила праздновать Собор всех ангельских чинов.

Чудеса и явления архангела Михаила

Чудо арха нгела Михаила в Хонех
19 сен тября православные празднуют Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех. Чудо Архистратига Михаила произошло в IV веке. Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя есть местность, называемая Херотопа, и в этой местности находился храм, возведенный во имя Архистратига Михаила. А около того храма проистекал целебный источник. Храм был сооружен одним из жителей города в благодарность святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника.
Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.
В храме святого Архистратига Михаила более 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, но язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа.
Язычники соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. Его молитва была услышана, и к храму явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока.
Храм остался неповрежденным, а язычники в страхе и ужасе бежали от храма. Святой же Архипп и собравшиеся около храма христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что означает «отверстие», «расселина».
В народе этот праздник получил название Михайлова дня или Михайлова чуда.

Чума в Риме
В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела.
Спасение Сипонта
При осаде в 630 году итальянского города Сипонта лангобардами архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что лангобарды были остановлены и, узнав о явлении архангела Михаила, отказались от арианской ереси.

Спасение отрока близ Афонской горы
Согласно предания, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.

Спасение наследника
Чудо описано в коптской гомилии X века. Богач узнав, что сын его соседки-вдовы должен получить крупное наследство, задумывает убить его. Он оставляет его одного в лесу, бросает в море, но отрок благодаря заступничеству архангела Михаила остаётся невредим. Тогда богач отправляет его к своей жене с письмом, в котором просит её погубить отрока, но Михаил заменяет письмо на требование немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погибает от собственного меча, который пронзает его когда он садился на коня.

Спасение Новгорода
Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве увидел фреску над входом в один из храмов с изображением св. Михаила, то сказал своим каганам: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

Чудо о Флоре и Лавре
По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Предание оказало влияние на иконографию данных святых - они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.

Изображения Архангела Михаила
В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой - копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит. Начиная с XII alt=века изображения архангела Михаила появляются в композиции страшного суда, он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как психопомп - сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей. Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского деисуса». Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Собор Архангела Михаила».
В геральдике архангел Михаил относится к негеральдическим фигурам. Он изображён в качестве одного из щитодержателей на Гербе Российской империи (второй - архангел Гавриил). Архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска (который получил в честь него своё имя), Киева, а также ряда других городов и изображён на их гербах.

Британский орден изображает Михаила ,

попирающего Люцифера. Орден Святого Михаила и Святого Георгия -

основан принцем Уэльским в 1818 году.

Крест Святого Архангела (Архистратига) Михаила -

русская награда времён Гражданской войны.

Орден святого Михаила Архангела -

основан Романовыми в изгнании в 1988 году.

Михайлов день в народных обычаях
Начинаются михайловские праздники - пиры да гулянья после окончания всех летних и осенних сельских работ. С Михайлова дня скот загоняют на зимний корм.
Михайлов день был праздником веселым и сытным: всюду устраивались пиры. Этот праздник был «гостевым» - ни в одной избе не скучали без гостей. Повод чествования Михайлова дня: «Троица-Матушка и так праздничек божий: работать не пойдешь. В Михайлов день люди работают, а мы гуляем, да гульба не та. Когда Троицу празднуют, хлеба своего нет, о деньгах и не спрашивай. А наш-то Михайло-архангел - куда вольней. Хлеб у всех свой. Конопля продана, овес тоже. Денежки есть и долги, что за зиму накопились, заплачены. Вот и гульнуть можно». В обычае было в Михайлов день и самим в гостях побывать, и у себя гостей принять, и самому хорошо угоститься, и своих гостей щедро попотчевать. Крестьяне угощались своим пивом, пирогами из нового хлеба, свежим медом. И жаренья и паренья было вдоволь. Неделю еще гуляли. А потом наступал долгий и строгий Филипповский пост (служит для подготовки верующих к встрече Рождества).
Молебны
За несколько дней до праздника священник с причтом ходили по приходу, служили молебны и поздравляли с преддверием праздника. За это хозяева расплачивались ковригой хлеба и деньгами - от 5 до 15 копеек со двора.
Духовенство с молебнами начинало ходить за неделю до праздника и заканчивало обходы в первый день, который проводили не очень шумно.
Праздничный стол
К Михайлову дню каждая семья готовилась за несколько дней и пировала также несколько дней. Поэтому покупали заранее много медовухи - от 2 до 3 ведер семья среднего достатка и от 5 до 7 ведер - богатые.
Хозяйка для гостей в этот день ставила на стол чашку со студнем и раскладывала каждому по пирогу. Подавалась лапша, потом на стол ставилось блюдо из свинины, баранины или телятины. Один из гостей, ближайший родственник, разламывал мясо руками. Перед мясом следовало винное подношение.
К чаю подавали баранки, пироги. Угощение чаем считалось очень почетным: им угощали лишь избранных.
Главное празднество начиналось со второго дня, но зато очень рано, в 4 часа утра. Люди ходили друг к другу в гости без особого приглашения, пока носили ноги. На другой день приезжали гости из соседних деревень, и вчерашний пир между своими превращался в общую свалку и хаос. Односельчане могли появиться в гостях, могли и не прийти к соседям, к ним претензий никаких не предъявляли, но к приезжим гостям отношение было иное: кто не приезжал, к тому и сами не ехали.
Просили люди у батюшки домового заступничества, вновь потчевали кашей на масле коровьем, отрезали краюху хлеба, усаживали с добрыми словами - отужинать.
Народные приметы на Михайлов день
19 сентября - Михайлово Чудо
Один из самых почитаемых праздников в православном календаре
В народном воображении святой Михаил предстает славным воином-защитником обездоленных и немощных, и одновременно строгим судьей: отводит души умерших на небо и взвешивает на весах их добрые и плохие поступки.
Михайлово чудо - праздник мстительный. В народе считается «значимым», «суровым», и таким, что наказывает. По преданию, наши предки в этот Михайлов день старались соблюдать пост, не работать тяжело, ведь святой Михаил в виде бедного старца ходит по земле и проверяет, как его уважают. Те люди, которые в этот день работают, будут наказаны Архангелом Михаилом, Михаил заставляет их выкидывать разные «причуды». Исключение составляют только те, кто работает не по своей воле. В этом случае вся ответственность ложится на начальника. Исключаются также те люди, которые делают добрые дела в этот день. Помочь бабушке или дедушке, инвалиду или просто проявить благотоворительность - дело разрешимое и почётное. Поэтому, восприятие Архангела Михаила, как грозного святого, ошибочно. Ведь Христос говорил, что добрые дела выполнять никогда не грех. Так и сегодня. Если кто делает доброе дело, Господь не приведет к греху.
Обязательно на Михайлово чудо нужно полюбовно решать семейные дела и частные проблемы - брататься. Предлагались взаимные угощения, переходящие в празднество, известное под именем братчин.
* * *
- С 19 сентября прихватывают михайловские утренники — приморозки. «Михаил заморозком землю прихватил».
- «Пчёлам безделье — летала птаха мимо страха: ах, моё дело на огне сгорело».
- Если на Михаила иней - то большие снега ожидать, туманом день начался - быть оттепели.
- Михаила мосты мостит (Михайловские ранние морозы), Николе-зимнему путь готовит (19 декабря).
- Считали, что Михайловым днем зима еще не начинается: с Михайлова дня зима не стоит, земля не мерзнет. Но уже после Михайлова дня «зима морозы кует». И стужи следует ждать со дня на день.
- Что в Михайлов день - то и в Николин (19 декабря).
- Сколько дней исполнится новой луне в день Святого Михаила - столько паводков будет после этого дня.
- На Святого Михаила Дьявол топчет чернику. (Многие суеверные люди до сих пор избегают собирать чернику в этот день).
- На Святого Михаила найти кольцо в праздничном пироге - к скорой свадьбе.
Молитвы Архистратигу Михаилу
6 сентября
Тропарь Архангела Михаила
глас 4
Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.
Кондак Архангела Михаила
глас 2
Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.
Молитва Архангелу Михаилу
О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
8 ноября
Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 4
Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.
Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 2
Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.
Величание
Величаем вас,/ Архангели, и Ангели/ и вся Воинства,/ Херувими и Серафими,// славящии Господа.

А это очень редкая молитва, которая написана на крыльце Храма Архистратига Михаила Чудового монастыря (Кремль, 1906 год.) Если читать эту молитву ежедневно на протяжении всей жизни, то получает сильнейшую защиту от лукавого, от злых людей, от магических воздействий, от искушений, а также - избавление от адовых мук. Напишите на листочке имена всех своих близких (детей, родителей, мужа, жены) и называйте их всех где написано (имя).
Но 2 раза в году - с 18-го на 19-е сентября (праздник Архангела Михаила) и с 20-го на 21-е ноября (Михайлов день) нужно молиться за умерших - называя всех поименно (и при этом добавлять фразу " и всех сродников по плоти до Адамова колена". Делается это в 12 часов ночи. Таким образом отмаливаются грехи вашего рода.
О Господи Боже Великий, Царю Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Cвоему (имя рек) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых! О Господень Архангеле Михаиле, излей миро благостыни на раба своего (имя рек). О Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам, борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О Господень Великий Михаиле Архангеле, шестокрылатых первый Княже и Воеводо Небесных Сил, Херувим и Серафим! О чудный Архангеле Михаиле! Хранителю неизреченный, буди ми помощь во всем, в обидах, в скорбех, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всякия прелести диавольския, егда услышиши мя, грешнаго раба своего (имя рек), молящагося тебе и призывающаго имя твое святое, ускори на помощь мне и услыши молитву мою. О великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящиеся мне силою Честнаго и Живо-творящаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех Ангел и святых Апостол, и святаго Николая Чудотворца, святаго Андрея юродиваго и святаго пророка Илии, и святых великомученик Никиты и Евстафия, преподобных отец и святителей и мученик и всех Святых Небесных Сил. Аминь.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека