Упражнения для органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«ДЕТСКИЙ ДОМ № 18 ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» Г. ВОРКУТЫ

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

педагогов дополнительного

образования

УТВЕРЖДАЮ

директор ГУ РК «Детский

дом №18» г. Воркуты

протокол № ______________

от «____»____________2015г.

И.В. Никитина

«____»___________2015г.

«Веселый язычок»

Артикуляционная гимнастика

Составила:

Учитель-логопед: Круглова С.В

Воркута

2015 г.

«Подуем на торт»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

«Иголочка»

Дети улыбаются, приоткрывают рот, узкий, прямой язык просовывать между зубами. Удерживать на счет до 5.

«Горка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Часики»

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем дети высовывают язык и поварачивают к правому углу рта. Затем делают то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

«Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Футбол» Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.


«Силач»

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

«Гармошка»

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. Гимнастику можно использовать ежедневно, во время занятий,как элемент физминутки, перед началом занятий. Нежелательно выполнять гимнастику сразу после еды. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5.

Цель артикуляционной гимнастики

Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

    Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

    Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

    При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

    Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

    Показывает его выполнение.

    Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Выступление на МО

Представление методических рекомендаций

С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляци и. Польза артикуляционной гимнастики:

Улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов; - укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

Навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение; - увеличение амплитуды движений;

Снижение напряжённости артикуляционных органов;

Постановка правильного произношения звуков.

Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда. При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом. Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.

Гимнастику можно использовать ежедневно, во время занятий,как элемент физминутки, перед началом занятий.

О сновными задачами являются: 1. развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.); 2. развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); 3. развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого. Нежелательно выполнять гимнастики сразу после еды.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.

Зачем нужна гимнастика

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

  • продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
  • во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
  • никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
  • занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
  • если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
  • задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Похожий материал:

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка» . Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек» . Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок» . Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики» . Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели» . Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка» . Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка» . Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Возрастные особенности детей и гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик» . Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка» . Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик» . Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота» . Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Материал по теме:

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье» . Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка» . Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки» . Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей 5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши» . Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.

«Замени звук» . Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».

Как это было:

«Вкусные» игры с пользой для речи

Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

  1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
  2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
  3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
  4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
  5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
  6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

Лучше один раз посмотреть…

Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям».

Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы.

Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста.
Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы.

Разработанная логопедами артикуляционная гимнастика содержит в своем списке упражнения, помогающие детям развить динамичность и ловкость губ, языка и щек. Помимо этого, подобные действия помогают отработать определенную позу органов речи, чтобы произносить положенные звуки.

Значимой целью гимнастических артикуляционных занятий считается работа над верной постановкой речевых органов для произношения любых звуков. Чем раньше взрослые увидят дефекты речи ребенка и начнут организовывать занятия по их исправлению, тем легче и выше шансы избавиться от патологии.

Артикуляционная гимнастика поможет:

Виды артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика для детей содержит в себе упражнения, которые делятся на следующие категории:

  • статические;
  • динамические;
  • пассивные;
  • активные.

Во время статических упражнений органы речи замирают в положенной форме на 4-7 сек. Динамические упражнения подразумевают размеренное исполнение повторных действий, что способствует выработке подвижности губ и языка.

Пассивные упражнения подходят для младенцев или детей со сложными недостатками речевого аппарата. Их выполняют родители или специалисты своими пальцами. Активные упражнения ребенок осуществляет самостоятельно.

Помимо упражнений, помогающих развить органы речи, используются сказки и игры. Они заинтересовывают ребенка в ходе занятия, упрощающем осуществление упражнений и ускоряющем исправление патологий речи.

Основные правила

Для осуществления артикуляционной гимнастики положено:


Занятия для детей 4 лет

Название упражнения Техника выполнения
«Окно» Удержать положение открытого рта со спрятанным языком на некоторое время, по окончании которого закрыть рот.
«Щетка» Сформировать улыбку, концом языка при открывании рта подвигать по задним стенкам всех зубов.
«Замешивание теста» Сложить губы в образе улыбки, они разъединены; зубы разомкнуты. Продемонстрировать и придавить язык губами, проговорить: «мя-мя-мя». Затем придавить язык зубами-резцами и повторить слоги.
«Чаша» Губы в улыбающемся виде. Во время отрывания рта продемонстрировать широкий язык и несильно направить к носу его конец, придавая ему образ чаши.
«Часы» Из губ сложить улыбку. Конец языка при открытии рта вытягивается к правому углу рта, потом к левому.
«Сладкий джем» Губы сложены в образе улыбки. Конец широкого языка при открывании рта направить к верхней губе и подвигать им.
«Дудка» Соединить зубы, напрячь губы, выдвинув их вперед, не ослабляя.
«Забор» С усилием сформировать губы в вытянутую улыбку, продемонстрировав соединенные верхние и нижние зубы.
«Маляр» Вытянуть губы в образе улыбки; концом языка во время открывания рта прикоснуться до твердого неба и подвигать вперед, назад.
«Гриб» Губы сложены в виде улыбки. Пощелкать языком, представляя езду на лошадях; впоследствии притянуть язык к верхней челюсти и сохранить позицию на определенное время.
«Гармошка» Губы вытянуть в образе улыбки; притянуть язык к верхней челюсти; оставляя язык в этой позиции, пощелкать зубами.
«Кошка» Губы потянуть в образе улыбки. Концом языка во время открывания рта прикоснуться до нижних резцов и толкнуть в них. Сформировать языком гору, по-прежнему отталкиваясь его концом от нижних резцов.
«Ловля мыши» Губы потянуть в виде улыбки. Протянуть: «а-а-а-а-а-а». Далее выпятить язык и прихватить резцами его конец.
«Лошадь» Сформировать губами трубку, несильно открыв рот и пощелкать, как лошадь.
«Слон» Потянуть губы вперед, формируя хобот слона. Далее всосать воздух, имитируя, что слон пьет и почмокать.
«Разговор индюков» Притронуться языком к верхней губе и оживленно им пошевелить, открывая рот, приговаривая: «Ба-ба-ба-ба-ба».
«Орехи» Губы соединить вместе. Толкнуть с усилием язык в щеки поочередно.
«Насос» Губы соединить, округлить щеки и сдуть. Губы не размыкаются.
«Барабанные палочки» Рот в образе широкой улыбки. Коснуться концом языка до задней стенки зубов верхней челюсти и проговорить: «дэ-дэ-дэ-дэ».
«Гол» В момент раскрывания рта придавить язык губами и подуть, выталкивая широкий язык. Щеки остаются нерасширенными.


Для детей 5 лет

Название упражнения Техника выполнения
«Забор» Губы потянуть в образе улыбки, оголив поочередно зубы обеих челюстей.
«Трубка» Соединить губы, сложить их трубкой и сохранить в подобном образе на 7 сек.
«Забор-трубка» Губы, сохранить в образе улыбки. Продемонстрировать зубы обеих челюстей в порядке очереди. Потом переключиться в образ вытянутых губ трубкой, сберегая их в этом виде.
«Окно» Губы в образе широкой улыбки. Зубы не размыкать. Открыть рот, сохраняя улыбку и посчитать до 9. Впоследствии снова закрыть рот, соединяя зубы.
«Упрямый язык» Губы в образе улыбки, зубы обнажены, рот несильно открыт. Необходимо положить язык на нижнюю губу и, пришлепывая им по губам, проговорить: «пя-пя-пя». Вести счет до 4.
«Лопата» Раздвинуть губы, демонстрируя зубы. Раскрыть рот и показать ненапряженный язык, положив его на нижнюю губу.
«Парашют» Расположить на конце носа кусок ваты. Показать язык, приподнять его конец вверх и коснуться верхней губы. Сберегая данный вид, предстоит сдуть вату с носа, чтобы она приподнялась вверх.
«Гол» Расставить на столе пару предметов, между ними поместить шар из ваты. Сложить губы трубкой и подуть на шар. Ему необходимо оказаться в воротах на единственном выдохе. Кубики можно постепенно отодвигать. Щеки сохранить сдутые.
«Джем» В момент открывания рта выпятить язык и его концом пошевелить по верхней и нижней губе в порядке очереди. Челюсть сохраняется в статике, активен лишь язык.
«Щетка» Губы вытянуты в улыбку, зубы оголены; рот несильно приоткрыт; конец языка шевелить налево, направо поочередно по задней стенке верхних и нижних зубов. Разрешается шевелить вниз, вверх.
«Барабанные палочки» Губы потянуть в образ улыбки, оголив зубы; в момент раскрывания рта направить конец языка за верхние резцы и, не торопясь, сказать: «д-д-д». Скорость произношения плавно увеличивается. Губы стоит сохранить в образе улыбки, нижнюю челюсть не шевелить, активность проявляет один язык.
«Конь» Губы в образе улыбки, зубы оголены; в момент открытия рта коснуться концом языка до задней стенки верхних зубов (резцов) и пощелкать им. Темп щелканья изначально медленный, впоследствии он увеличивается.
«Немая лошадь» Губы в образе улыбки, зубы оголены. Из слегка приоткрытого рта коснуться концом языка верхних резцов и пощелкать им, не издавая звука. Темп щелканья сначала размеренный, потом увеличивается.

Занятия в старшей группе

Артикуляционная гимнастика для детей должна осуществляться сидя у зеркала, чтобы ребенок созерцал в отражении и себя, и специалиста, а к тому же то, что совершают их языки. Упражнения приемлемо исполнять не торопясь, умеренно и точно. Первое, что нужно сделать специалисту – это рассказать об упражнении, какое предстоит выполнить.

Затем следует показать положенную артикуляцию звука и объяснить, какие движения предстоит совершить для этого. И наконец, предложить повторить упражнение ребенку. Сначала он может испытывать напряжение органов речи, которое постепенно исчезнет, уступая место свободе и координации.

После нескольких проб выполнения упражнения у ребенка получится добиться требуемой позы языка или губ. Если ему трудно, логопед должен помочь шпателем или зондом. Взрослому необходимо контролировать качество выполняемых упражнений ребенком.

Движения должны быть медленными, точными, устойчивыми, симметричными без лишних действий. Дома рекомендуется повторять упражнения родителям с ребенком, отрабатывать полученные навыки.

Артикуляционная гимнастика для детей должна организовываться ежедневно, либо через день, чтобы добиться высоких результатов в исправлении недостатков речи. Таким образом, полученные навыки прочнее закрепятся. В день стоит отводить время для двух занятий, которые проводятся спустя час после еды.

Разрешается заниматься и перед завтраком на протяжении 3-7 мин, избегая переутомления. Артикуляционная гимнастика проводится по подгруппам или индивидуально. За одно занятие не стоит упражняться с детьми более чем над тремя действиями. Из них 2 выполняются на повторение и отработку, а 1 упражнение вводится новое.

Детские упражнения артикуляционной гимнастики предстоит прорабатывать от простого к сложному, а выбирать их с учетом достигаемой цели. Организовывать их рекомендуется в виде игры.

Если ребенок столкнулся со сложностью в выполнении какого-либо действия, то знакомиться с новыми упражнениями не рекомендуется.

Лучше уделить время на отработку знакомого материала, применяя игровые приемы.

Название упражнения Техника выполнения
«Задувание свечи» В правую руку взять макет свечи, левой рукой прикоснуться до живота. Сформировать губы трубкой, вдохнуть воздух и совершить длительный выдох.
«Беззубая акула» Попытаться обнять губами верхние и нижние зубы при немного раскрытом рте.
«Оскал» Обхватить изначально верхней губой верхние зубы при немного раскрытом рте, а немного позже нижней губой нижние зубы.
«Стрелка часов» Выпятить язык из приоткрытого рта, приподнять его конец и подвигать им по губам вкруговую.
«Батут» Язык из открытого рта потянуть то наверх, к небу, то вниз.
«Ветерок» Взять в ладони кусок ваты. Губы вытянуть трубкой и потренироваться в сдувании ваты с них.
«Жираф» Поместить широкий язык на нижнюю губу, поочередно напрягать, как будто шея животного вытягивается, и ослаблять напряжение.
«Жало» Напрячь язык в раскрытом рте и рывком направить его вперед.
«Гора» Во время открытия рта оттолкнуться языком от нижних зубов, изогнуть его дугой, сохранив фигуру на отведенное время.
«Трубка» Попытаться согнуть боковые края языка кверху в открытом рте, слегка выдвинув его. Важно отметить, что не у всех выходит осуществить это задание.
«Футбол» С напряжением коснуться языком одной щеки, потом другой, затем в небо и в другие места при закрытом рте.
«Змея» Выдвинуть язык с усилием вперед из приоткрытого рта и отодвинуть назад, к гортани.
«Волна» Концом языка с усилием коснуться нижних передних резцов во время раскрытия рта, боковые его края притрагиваются к коренным зубам, расположенным сверху; широкий язык выпятить волной вперед, впоследствии задвинуть его назад глубже.
«Игла» Напрячь узкий язык во время открывания рта, вытолкнув его вперед, не расслабляя.

Игры, обучающие правильному произношению звуков

Артикуляционная гимнастика для детей учит их видеть в зеркале свои органы речи, чувствовать их и управлять ими. Но если на занятиях увлекаться только ими, положительного итога по исправлению речи не добиться.

Помимо артикуляционных упражнений для детей важно работать над голосом и дыханием, используя различные игры:


В последнее время артикуляционная гимнастика для детей становится все более популярной среди педагогов. Современные дети все чаще проводят свое свободное время за телевизором, компьютером, телефоном или планшетом.

Это заставляет их больше смотреть и слушать, а не говорить самим. Такая ситуация приводит к проблеме развития речи и плохой работе органов речи. Поэтому артикуляционную гимнастику все чаще вводят в занятие педагоги.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео про артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика вместе с логопедом:

Для чего нужны артикуляционные упражнения?

У деток органы артикуляции, это язык, губы, зубы, развиты еще слабо и поэтому они не могут правильно произносить звуки. В процессе жевания, глотания и сосания развиваются крупные мышцы, а вот для процесса говорения необходимо развитие более мелких мышц. Развитию моторики органов артикуляции способствуют специальные упражнения, которые и называются артикуляционными.

Как и другие виды зарядок, зарядка для артикуляционных мышц должна проводиться утром (желательно), продолжительностью — до 5 минут, по 4 — 5 упражнений в комплексе, каждый день.

Дыхательные упражнения

Выполняя артикуляционные упражнения, включайте также упражнения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического, оно имеет короткий вдох и медленный выдох. Упражнения по речевому дыханию развивают способность ребенка произносить длинные фразы и являются профилактикой заикания.

23 артикуляционных упражнения

1. Бегемотики

Открыть рот как можно шире, удерживать в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3 — 4 раза.

2. Лягушки

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать в таком положении до счета «пять» (или 10), затем вернуть зубы в исходное положение. Повторить 3 — 4 раза.

3. Слон

Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета » 5 или 10″, вернуться в исходное положение.

4. Лягушка — Слон

Чередовать упражнения под счет (раз — два, три — четыре).

5. Месим тесто

а) улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та;

б) пошлепать языком по губам пя-пя-пя;

в) закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

6. Блинчики

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до 5-10.

7. Змея

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта, затем спрятать. Повторить 3 — 4 раза.

8. Качели

Улыбнуться, открыть рот, на счет «раз» опустить кончик языка вниз, на счет «два» — поднять язык вверх. Повторить 5 — 10 раз.

9. Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Повторить 4 — 5 раз.

10. Часики

Улыбнуться, открыть рот, тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. повторить 5 — 10 раз.

11. Чистим зубки

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево — вправо) под счет, затем за верхними зубами. Повторить 8 — 10 раз.

12. Чашка

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык. Поднять края и кончик языка. Удерживать язык под счет до «пяти» или «десяти». Повторить 4 — 5 раз.

13. Ежик

Совершить круговое движение языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

14. Киска

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» языка поднять к верхним зубам. Удерживать под счет, до 8.

15. Лошадка

Улыбнуться, открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться. чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

16. Парус

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки верхних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет до 8 — 10 раз. опустить язык и повторить 2 — 3 раза.

17. Маляр

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов назад до горла и обратно. Выполнять медленно, под счет до 8.

18. Индюк

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед — назад, произнося: была — была — была.

19. Грибок

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к небу. Следить, чтобы рот был широко открыт.

20. Гармошка

улыбнуться, открыть рот, «присосать» язык к небу. Не отпуская язык, опустить нижнюю челюсть вниз — вверх.

21. Комарик

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки десен. Пытаться произнести «дззззззз», протяжно, в течении 10 — 15 секунд.

22. Дятел

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки десен. Пытаться кончиком языка с силой » ударить» по бугоркам за верхними зубами и произнести звуки: д — д — д. Выполнять 10 — 20 секунд медленно, затем все быстрее и быстрее.

23. Заведи мотор

Улыбнуться, широко открыть рот. поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произносить «дын-дын-дын» (быстро-быстро).

Правильная речь формируется в раннем детстве. К сожалению, логопедические проблемы не редки. Предотвратить формирование неправильного произношения звуков, помочь ребенку быстрее заговорить помогает артикуляционная гимнастика, которой мама может заниматься с малышом самостоятельно.

Что это такое — артикуляционная гимнастика

Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.

Артикуляционный аппарат – это тонкий инструмент, и его можно и нужно настраивать на правильное звучание. В будущем это поможет ребенку без проблем научиться читать и писать. Понятно, что и социальная успешность, а значит, эмоциональная стабильность и душевный комфорт, тоже не в последнюю очередь зависят от умения правильно говорить.

Существует два вида гимнастики для развития артикуляционного аппарата:

1. пассивная , при которой направление правильного движения речевому аппарату малыша задает взрослый;

2. активная , при которой ребенок совершенно самостоятельно, без существенной помощи взрослого, делает упражнения.

В первом случае специалист, который занимается с ребенком, может помогать ему физически. Например, поправляя неправильное положение языка и губ либо ложкой, либо чистыми руками, либо специальным шпателем. То же может делать и мама по рекомендации логопеда.

Занятия с самыми маленькими

Не нужно ждать какого-то определенного возраста, чтобы начать первые занятия. Уже с 3-4 месяца жизни новорожденного мама должна активно общаться с ним, привлекая внимание к своей мимике во время произнесения различных звуков. В игру можно превращать и процесс одевания на прогулку, и грудничковый массаж. Читая сказки или рассказывая истории, можно произносить звуки утрированно, подчеркивая и звучание, и движения мышц лица.

С малышом постарше можно играть, привлекая его к активному участию. Имитировать игру на дудочке или гудение паровоза. Учить выражать лицом разные эмоции: вот зайчик испугался, а лисичка удивилась. Медведь рассердился, а белочка образовалась. А вот рыбка набрала в рот воду, стало невкусно – выплюнула и поморщилась. В общем, подойдет любая физическая нагрузка для мышц губ, языка и лица.

Как проводить занятия

Игровая форма – единственно приемлемая для маленьких детей. С 2-3 лет нужно начинать целенаправленные занятия с целью развития и постановки правильной артикуляции. Если какой-то звук малыш произносит неправильно, нечетко, то нужно обращать на это внимание и работать целенаправленно. Если же справиться самостоятельно не получилось и после четырехлетнего возраста некоторые звуки по-прежнему не удаются малышу, нужно привлечь к решению проблемы логопеда.

Самостоятельно проводимая артикуляционная гимнастика в домашнем формате не только допустима, но и весьма желательна. Но, конечно, нужно знать, как делать правильно артикуляционную гимнастику для детей. Чем чаще и больше мама будет заниматься с малышом, тем быстрее он заговорит, тем легче и проще будет справиться с дефектами речи. Регулярные тренировки – вот залог успеха.

Правила занятий:

В течение дня отрабатывать упражнения три, а лучше четыре раза;

Продолжительность тренировки не дольше пяти минут;

Одна тренировка – это два, максимум три полноценных упражнения;

Если у ребенка плохое настроение или он болен, в занятиях нет смысла, их нужно перенести;

Начинать занятия с простых упражнений, постепенно усложнять их;

На каждом занятии можно осваивать только одно новое упражнение, все остальные должны быть известны, их просто закрепляем.

Проводятся занятия в спокойной обстановке. Малышу лучше сидеть, расслабившись, но концентрируя внимание на лице мамы. А ей, в свою очередь, нужно подбадривать кроху, даже если у него что-то не получается, и обязательно говорить, какой он молодец. Очень хорошо, если малыш будет видеть свое лицо в зеркале. Так он сможет наблюдать за работой мышц и лучше понимать, что от него требуется.

Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач:

1. развить подвижность языка;

2. развить подвижность губ;

3. закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении.

Язык должен легко принимать нужную форму и положение во рту: становиться уже или шире, полностью помещаться за зубами, подтягиваться к глотке. Губы должны округляться, создавать щель, вытягиваться вперед, растягиваться в стороны. На тренировку этих умений и направлены самые простые упражнения.

Если мама решила заниматься с малышом сама, для профилактики нарушений речи или развития артикуляционного аппарата, то важно понимать последовательность работы. С ребенком, у которого речи нет или она невнятная, нужно вначале заняться статическими упражнениями, и только потом переходить к динамическим:

Статические упражнения – это фиксация мышцы в определенном состоянии в течение 7-10 секунд. Например, вытягивание языка в трубочку, создание «чашечки»;

Динамические упражнения – это активное движение языком или губами в определенном ритме (7-8 движений сразу). Например, облизать губы, показать «часы».

Обязательно посмотрите, как практикующим специалистом проводится артикуляционная гимнастика для детей. Фото, фиксирующие статические упражнения, помогут понять правильное положение языка и губ.

Самые простые упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Для правильного развития речевого аппарата в начале тренировок не нужно делать ничего особенного. Все упражнения очень просты и понятны.

Повторять каждое упражнение нужно по 6-7 раз. Ежедневные короткие тренировки полезнее, чем продолжительные, но редкие.

1. Показать, как вокруг жарко – открыть рот как можно шире. Смокнуть губы – стало холодно.

2. «Пожалеть» зубки: погладить их язычком из стороны в сторону.

3. Показать «заборчик»: обнажить зубы с напряжением, оскалиться.

4. Покатать «шарик» во рту: надувать щеки, затем сдувать.

5. «Съесть» варенье, которым предположительно обмазано лицо. Язычок должен дотронуться до обеих щек, потянуться к носу, подбородку.

6. Имитация барабанной дроби, но не пальцами по столу, а язычком по верхним губам.

7. Имитация движений язычка у кошки, вылизывающей свою миску.

8. «Слоник пьет водичку»: вытянуть губы далеко вперед, представляя, что это хобот слоника, и «набрать водичку», (прихлебывать и причмокивать).

9. «Лошадка»: она фыркает, гарцует (поцокать язычком).

10. «Где орешек»: языком упираться поочередно в щеки, как будто во рту спрятан грецкий орех. Делать упражнение с максимальным напряжением языка и щек.

11. «Чашечка»: высунуть язычок, прогнут его в форме чашечки.

12. Свернуть язычок в трубочку.

13. «Показать часики»: подвигать язычком от одного уголка рта к другому, имитируя движения маятника.

14. Показать «бублик», округлив губы.

15. Погудеть, как пароход и паровоз: тянуть звуки «Ы», «У» как можно дольше.

Трудно переоценить то значение, которое имеет даже такая простая и понятная артикуляционная гимнастика для детей. Описание, как и выполнение, несложное, освоить его может любая мама. Мышцы при регулярных занятиях быстро укрепятся, а двигательные навыки закрепятся.

Самые эффективные упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Более сложные упражнения направлены на решение конкретных задач. Комплекс нужно подбирать так, чтобы формировались нужные артикуляционные процессы, вырабатывалось определенное положение языка и губ. Обязательно посмотрите, как проводится артикуляционная гимнастика для детей. Видео, которые можно найти в свободном доступе, помогут избежать досадных ошибок и действительно помочь своему ребенку.

Укрепляем губы

Развить мышцы губ поможет чередование статических упражнений, которые освоены в блоке самых простых: «Трубочка», «Бублик», «Заборчик», «Слоник». Усложняем работу, последовательно чередуя все эти упражнение, делаем 3-4 цикла.

Для развития подвижности губ осваиваем несколько упражнений:

1. «Любопытный пятачок»: вытянуть губы и двигать ими в разные стороны, потом по кругу, как будто поросенок обнюхивает воздух.

2. «Кусака»: покусывать губы (нижнюю и верхнюю) зубками, делать почесывающие движения.

3. Чередовать вытягивание губ-трубочек и улыбку-заборчик.

4. «Рыбка»: имитировать движение губ рыбы, легко схлопывая верхнюю и нижнюю губу.

5. Ухватить пальцами одной руки носогубную складку в области верхней губы, а другой рукой захватить нижнюю губу и растягивать их вертикально.

6. «Утка»: большие пальцы поставить под нижнюю губу, остальные расположить над верхней, губы вытянуть и массировать, пытаясь придать характерную форму утиного клюва.

7. Сильно втягивая щеки, резко раскрывать рот. Должен раздаться звук, похожий на «поцелуй».

8. Фыркать, как лошадь, создавая вибрацию губ с помощью воздушной струи на выдохе.

Очень хорошо укрепляет губы статичное упражнение: надуть щеки изо всех сил и удерживать такое положение как можно дольше. Можно взять в губы карандаш и рисовать в воздухе фигуры или буквы. Или зажать губами салфетку и не давать ее, когда мама тянет за кончик.

Укрепляем язык

1. «Грибочек»: нужно сделать так, чтобы язычок присосался к небу, и удерживать такое положение в течение нескольких секунд.

2. «Злая кошка»: изогнуть середину языка горочкой, чтобы кончик уперся в центр нижнего ряда зубов.

3. «Жало осы»: сузить язык, чтобы он стал похож на тонкое осиное жало, и вытянуть его вперед.

Развиваем нижнюю челюсть

От подвижности нижней челюсти во многом зависит, будет ли ребенок правильно артикулировать шипящие звуки. Самое простое, что можно сделать, – это делать жевательные движения с сомкнутыми губами. Эффективны следующие упражнения.

1. «Птенчик боится»: широко раскрыть рот, оставляя язык спокойно лежать – «сидеть в гнездышке». Уголки губ должны опуститься вниз. Затем закрыть рот. Повторить 5-7 раз, не теряя ритма.

2. «Обезьянка дразнится»: максимально опускать вниз челюсть, одновременно высовывая язык и пытаясь дотронуться им до подбородка.

3. «Акула дышит»: считаем до семи. Каждый счет – одно плавное, острожное, медленное движение. Опустить челюсть (раз), повести ее вправо (два), вернуть на место в нижнем положении (три), повести челюсть влево (четыре), снова вернуть в опущенное центральное положение (пять), выдвинуть вперед (шесть), вернуть в исходное естественное состояние (семь).

Начиная с трехлетнего возраста ребенка нужно вывести на уровень осознанного выполнения упражнений. Мама должна объяснить, что занятия важны, и научить малыша контролировать процесс, то есть стараться выполнять все правильно, сравнивая свои действия и мамины в зеркале. Упражнение усвоено, если выполняется безукоризненно, без подсказок и поправок.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека