Ученые верящие в бога список. Великие учёные — о Боге

Британский нейрохирург и автор множества статей про научный атеизм Джонатан Парараджасингхем смонтировал видеозапись, в которой собрал воедино 50 интервью с признанными мыслителями в области физики, химии, философии и психологии. Они поделились своим мнением о вере в Бога и жизни после смерти. Ноам Хомский, Бертран Рассел и Гарольд Крото - «Теории и практики» публикуют подборку самых интересных высказываний о религии.

Питер Аткинс
профессор химии в Оксфорде

«Я думаю, что теология борется с фантомами. Теологи изобрели удивительную вещь - эту практически самодостаточную дисциплину, которая никак не пересекается с физической реальностью. Они сочинили самые разные теории и мысленные конструкции, с помощью которых долгое время пытались наставлять человечество на путь истинный. Одна из таких теорий - о божественной цели. Богословы утверждают, что существует некая предопределенность, которую наука не в силах объяснить. Это типичная теологическая концепция. Они не уважают - и поэтому недооценивают - силу человеческого интеллекта. Они постоянно повторяют этот одновременно наивный и обезоруживающий «аргумент» о неисповедимых путях господних, который ни в коем случае нельзя подвергать сомнению. Это красивые слова, но они лишены всякого смысла. С какой стати, спрашивается, у всего на свете должна быть своя цель и свое назначение?»

Саймон Блэкберн
профессор философии в Кембридже

«О нет, в религиозном плане я - безнадежный скептик. Я думаю, вся эта мифология - прекрасный материал для хорошей комедии, воистину человеческой комедии! Наука оперирует понятиями и явлениями из реального мира - чувственно постижимыми. А Богословие пытается проникнуть в потустороннее, в нечто, что находится за или над реальностью. Дэвид Хьюм говорил, что у религии ничего не получается, потому что подобные начинания просто-напросто бессмысленны. Все по-настоящему полезные идеи касаются того мира, в котором мы находимся. Поэтому лучше бы религия помалкивала!»

Стивен Пинкер
профессор психологии в Гарварде

«Я - когнитивный психолог, и я придерживаюсь натуралистского подхода к вопросу о человеческом разуме. Иными словами, человеческий разум - следствие существования мозга, а мозг - результат эволюции. Я уверен, что нет никакой надобности придумывать некую метафизическую душу для того, чтобы объяснить работу нашего разума. Потому что существуют вполне доказуемые теории о человеческой природе - взять хотя бы нейробиологию или генетику. И если вы вдруг захотите ответить на главные вопросы бытия, вы с легкостью можете обойтись без отсылок к эзотерическим сущностям и божественному началу».

Ноам Хомски
профессор лингвистики в MIT

«Я пытаюсь изо всех сил не верить и стараюсь исходить из того принципа, который провозгласил в свое время Бертран Рассел: необходимо держаться подальше от домыслов о жизни после смерти и верить только тому, чему можно найти подтверждение или доказательство. И единственное возможное исключение из этого правила - вера в идеалы. Например, в равенство, свободу и справедливость. Я бы даже сказал, что это не вера вовсе, это - верность».

Лорд Мартин Риз
королевский астроном

«Наука учит нас, что даже самые простые вещи сложны для понимания. И это заставляет меня с подозрением относиться к любому, кто утверждает, что у него есть простая теория, объясняющая природу всего сущего. То есть я - в какой-то мере пессимист. Думаю, что максимум, на который мы можем рассчитывать, - это объяснять устройство окружающей действительности посредством неких условных метафор и допущений. Соответственно, я полагаю, что мы никогда не сможем похвастаться абсолютным пониманием мироздания. Тем не менее сам я точно не принадлежу к числу тех, кто мог бы принять какую бы то ни было религиозную догму».

Сэр Бертран Рассел
философ, лауреат Нобелевской премии по литературе

«Я изучил христианские догмы и историю противостояния людей верующих и неверующих. И все доводы в пользу существования Бога выглядели настолько неубедительно с точки зрения логики, что я сделал вывод: нет никакой практической пользы в вере в недоказуемые вещи. Ведь тут налицо логическая ошибка: утверждение либо истинно, либо - нет. Если оно истинно - верю, если нет - не верю. И если вы не в силах доказать истинность утверждения, то вы обязаны воздержаться от всяких домыслов и суждений по этому вопросу».

Риккардо Джаккони

«Каждое иррациональное убеждение несет в себе настоящую угрозу. Оглянитесь вокруг - главная причина проблем в обществе заключается в том, что люди действуют иррационально, потакают своей невежественности. Мне бы хотелось, чтобы с помощью науки можно было добиться сознательности человека. К сожалению, нам пока что не удалось достичь этой цели. Сегодня мы не более рациональны, чем в свое время были древние греки».

Брайан Кокс
физик, исследователь в CERN

«Можно сказать, что я чувствую себя более комфортно благодаря моей вере в Неизвестное. В этом - весь смысл науки, не так ли? Где-то там есть вещи, миллиарды явлений, о которых мы ничего не можем знать. И то, что мы о них ничего не знаем, восхищает меня и пробуждает во мне желание отправиться туда и все разузнать. Это и есть цель науки. Поэтому мне кажется, что если мысль о существовании Неизвестного заставляет вас чувствовать себя неуверенно, то вам лучше не заниматься наукой. Мне не нужен готовый ответ - точнее, готовые ответы - на все вопросы. Для меня самое важное - возможность самому найти и сформулировать их».

Сэр Гарольд Крото
нобелевский лауреат по химии

«Я атеист, и мне кажется, что большая часть ученых разделяют мое отношение к религии. Есть некоторые, которые верят в Бога, но все-таки более 90% всех крупных исследователей - не религиозны. Мы применяем научные методы в своей повседневной жизни - я считаю, что это моя главная интеллектуальная задача. Не то чтобы я не нуждался в некоторой мистической составляющей - я просто-напросто ее не признаю. К тому же, верующие люди - крайне уязвимые создания. Они неразборчивы в своих убеждениях, такие люди могут добровольно принять за чистую монету древние убаюкивающие сказочки, о достоверности которых даже не приходится говорить. Они меня беспокоят, потому что многие из них - влиятельные люди, от их решений зависят судьбы миллионов. Отвечают ли они за свои дела? Сомнительно. Если они готовы поверить в такие небылицы, то возникает вполне резонный вопрос: как далеко они могут зайти в своей легкомысленной иррациональности? Не отразится ли эта прихоть на моей жизни?»

Леонард Сасскинд
профессор теоретической физики в Стэнфорде

«Я не верю в то, что Вселенная была целенаправленно создана неким абсолютом. Я верю, что она появилась в силу тех же причин, что и человек. Разумеется, до Дарвина все выглядело так, как будто человека создал творец. Это вполне естественная мысль: только сущность еще большей сложности - нечто непостижимое и совершенно прекрасное - может сконструировать столь непростой организм и головной мозг. Однако потом этому нашлось намного более прозаичное объяснение - человек, как выяснилось, появился в результате случайной мутации, произошедшей всего лишь из-за перемены в химическом составе атмосферы. Какие-то виды оказались более успешными, какие-то - не очень, кто-то выжил, кто-то - нет. Так что, по справедливости говоря, человека создала другая троица - случайность, статистика и законы физики. Думаю, что примерно то же самое можно сказать о Вселенной».

Роберт Колман Ричардсон
лауреат Нобелевской премии по физике

«Я не верю в какого-то антропоморфного Бога, который каким-то чудесным образом сотворил Вселенную. Что касается жизни после смерти, то все, что я могу сказать по этому поводу: «Было бы здорово!» Но у меня нет ни малейшего основания думать, что она существует».

1901 г. - учреждена Нобелевская премия


Нобелевские лауреаты по физике о вере

Антуан Беккерель (1852-1908) французский физик.
Открыл явление радиоактивности.
Нобелевская премия по физике 1903 г. "за открытие самопроизвольной радиоактивности" (совместно с Кюри).
Его именем названа единица радиоактивности
«Именно мои работы привели меня к Богу, к Вере.»

Джозеф Томсон (1856-1940), английский физик
Открыл электрон.
Нобелевская премия по физике 1906г. «в знак признания его выдающихся заслуг в области теоретических и экспериментальных исследований проводимости электричества в газах».

"Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии".

Макс Планк (1858-1947), немецкий физик.
Основоположник квантовой физики.
Нобелевская премия по физике 1918 г. "За открытие квантов энергии"
Его именем названа фундаментальная постоянная кванта действия.

«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга. Самым непосредственным, веским доказательством тому, что религия и естественная наука не враждебны друг другу, является и тот исторический факт, что даже при основательно- практическом обсуждении этого вопроса именно такие величайшие естествоиспытатели всех времён, мужи как Ньютон, Кеплер, Лейбниц были проникнуты духом этой религии христианства»

Роберт Милликен (1868-1953), американский физик.
Нобелевская премия по физике 1923 г. "За эксперименты по определению элементарного электрического заряда и фотоэлектрическому эффекту"

«Я не могу представить себе, как может настоящий атеист быть учёным.»

Джеймс Джинс (1877-1946), английский астрофизик:
«Примитивные космогонии рисовали Творца работающим во времени, выковывающим Солнце и Луну, и звёзды из уже существующего сырого материала. Современная научная теория заставляет нас думать о Творце, работающем вне времени и пространства, которые являются частью Его творения, так же, как художник находится вне своего холста.»

Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.) - великий немецко-швейцарско-американский физик (2 раза менял подданство)
Автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля. По мнению многих выдающихся физиков (например Льва Ландау) Эйнштейн является самой значительной фигурой в истории физики. Нобелевская премия по физике 1921 г. " "за заслуги перед теоретической физикой, и особенно за открытие закона фотоэлектрического эффекта"

"Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием"."Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога"

«Действительной проблемой является внутреннее состояние души и мышления человечества. Это не физическая проблема, а проблема этики. Что нас пугает, это не взрывная сила атомной бомбы, но сила озлобленности человеческого сердца, взрывная сила для озлобления»

«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»... Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Пусть познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей»

Какой глубокой уверенностью в рациональном устройстве мира и какой жаждой познания даже мельчайших отблесков рациональности, проявляющейся в этом мире, должны были обладать Кеплер и Ньютон. Люди такого склада черпают силу в космическом религиозном чувстве. Один из наших современников сказал, и не без основания, что в наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди"

“Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне, как об атеисте - большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои научные работы не поняты”.

Макс Борн (1882-1970), немецкий физик
Один из создателей квантовой механики.
Нобелевская премия по физике 1954 г. "За фундаментальные исследования по квантовой механике"

«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом.» «Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди»

Артур Комптон (1892-1962), американский физик
Нобелевская премия по физике "За открытие эффекта Комптона" (увеличения длины волны рентгеновских лучей при рассеянии на слабосвязанных электронах)

"Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума - неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: "В начале - Бог"

Вольфганг Паули (1900-1958), швейцарский физик
Один из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории поля
Нобелевская премия по физике 1945 "За открытие принципа запрета Паули"

«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати.»

Вернер Гейзенберг (1901-1976) немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики.
Нобелевская премия по физике 1932 г. "За создание квантовой механики". Высказал гипотезу, согласно которой атомные ядра должны состоять из протонов и нейтронов, удерживаемых силами ядерного обменного заимодействия.

"Первый глоток из сосуда естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда - нас ожидает Бог"

Поль Дирак (1902-1984) Английский физик, один из создателей квантовой механики, квантовой электродинамики, квантовой статистики.
Нобелевская премия по физике 1933 г. "За разработки новых, перспективных форм атомной теории"

"Природе присуща та фундаментальная особенность, что самые основные физические законы описываются математической теорией, аппарат которой обладает необыкновенной силой и красотой. Мы должны просто принять это как данное. Ситуацию, вероятно, можно было бы описать, сказав, что Бог является математиком очень высокого ранга и что он при построении Вселенной использовал математику высшего уровня"

Медики, биологи о вере

Николай Пирогов (1810-1881), профессор медицины, великий русский хирург

"Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных"

Луи Пастер (1822-1895), французский микробиолог и химик, основоположник современной микробиологии и иммунологии

«Ещё настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории.»

Иван Павлов (1849 - 1936) великий русский ученый-физиолог, академик

"Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать - связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто - ни энергия, ни материя - не исчезают бесследно и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера".

Александр Спирин (р. 1931), российский биолог, академик РАН, ведущий российский специалист в области молекулярной биологии:

«Я глубоко убеждён, что «перебором», путем эволюции невозможно получить сложный прибор... это таинственное, я бы сказал, «божественное» соединение - РНК, центральное звено живой материи, не могло появиться в результате эволюции. Она либо есть, либо её нет. Она настолько совершенна, что должна была быть создана некой системой, способной изобретать»
Физики - наши современники о вере

Андрей Сахаров(1921 - 1989) - русский физик
Академик, трижды Герой Соц. Труда (1953, 1956, 1962), лауреат Сталинской (1953) и Ленинской (1956) премий.
Создатель водородной бомбы (1953)

"Я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви. В то же самое время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысленного начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и её законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным»

«Мое глубокое ощущение. - существование в природе какого-то внутреннего смысла. И это ощущение, может быть, больше всего питается той картиной, которая открылась перед людьми в XX веке»

Хью Росс, современный американский астроном:

«В конце 80-х и начале 90-х годов были успешно измерены несколько других характеристик Вселенной. Каждая из них указывала на существование во Вселенной невероятной гармонии, обеспечивающей поддержание жизни. За последнее время открыты двадцать шесть характеристик, которые должны принимать строго определенные значения, чтобы жизнь была возможна... Список параметров точной настройки продолжает расти... Чем точнее и подробнее измеряют астрономы Вселенную, тем более тонко настроенной она оказывается... По моему мнению, Реальность, давшая жизнь Вселенной, должна быть Личностью, ибо только Личность может создать что-то с подобной степенью точности. Задумайтесь также над тем, что эта Личность, должна быть, по меньшей мере, в сотни триллионов раз более «разумной», чем мы, человеческие существа, даже учитывая наши потенциальные возможности.»

Евгений Велихов род. 1930 г.
Президент Российского научного центра "Курчатовский институт", академик Российской академии наук.Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии и Государственной премии Российской Федерации.

"Мне абсолютно ясно, что вся деятельность человека – не просто плесень на поверхности маленького земного шарика, что она в чём-то определяется свыше. Такое понимание и восприятие Бога у меня есть".

А вот так, оказывается, говорил сам Чарльз Дарвин, лучший друг атеистов всех времен и народов:

Чарльз Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель. Автор теории поисхождения видов

"В состоянии самого крайнего колебания я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога"

"Предположение, что глаз возник в результате эволюции, кажется мне в высшей степени абсурдом"

"Невозможность признания, что великий и дивный мир с нами самими, как сознательными существами, возник случайно, мне кажется главным доказательством существования Бога. Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется как продукт разума - это указание на его Творца"

Послушаем тоже Нобелевского лауреата, он-же главный атеист России, 90-летний борец за правду в компании Вольтера, Фрейда, Маркса и Ленина:

Виталий Лазаревич Гинзбург (род. 1916) академик РАН.
Нобелевская премия по физике 2003 г. (за работы, выполненные в 1950-х годах совместно с Львом Ландау и Питаевским).
Получена совместно с советско-американским физиком Алексеем Абрикосовым, который на вопрос журналиста о Гинзбурге ответил: "Хороший популяризатор". Идеей-фикс популяризатора у концу жизни стало убедить всех, что Бога нет, а, соответственно, "водород - газ без цвета и запаха, который при наличии достаточно долгого времени может превратиться в человека" (чья-то цитата, не помню). Приводить богоборческих заявлений академика не будем, все равно до графа Толстого (который, почуяв конец, взял запасные сапоги и потопал из Ясной поляны в Шамординский монастырь ) ему далеко. Но как-то, потеряв бдительность, академик сказал в одном интервью:

"Я, например, даже завидую верующим. Я понимаю, что вера нужна слабым людям. Но я тоже по-своему слаб, может быть, но я не могу верить. Мне было бы гораздо легче. Но мне 90-й год, значит, 89, значит, если доживу до 90, будет 90. У меня жена – далеко не молодая женщина. И ей очень плохо, я с удовольствием верил бы в Бога, где-то встретиться там на том свете и так далее. Я не могу. Это противоречит разуму"

А в другом месте Виталий Лазаревич заявляет:

"Я согласен с папой Иоанном Павлом II, который в своей последней энциклике, опубликованной в 1998 году, написал: «Вера и разум подобны двум крылам, на которых дух человеческий возносится к созерцанию истины». Так что наука и религия вовсе не противостоят друг другу" (В.Л. Гинзбург "Замечания в связи с энцикликой папы Иоанна Павла II «Вера и разум»).

Закончим цитатой из Виктора Тростникова. Его нельзя поставить в один ряд с теми великими людьми, с мнениями которых мы только-что познакомились (хотя Тростников и кандидат и доцент и автор 20 трудов по математической логике). За книгу «Мысли перед рассветом», которая была издана в Париже в 1980 году Виктор Тростников был изгнан из преподавателей и работал дворником.

"В своем изучении материи мы добрались уже до того рубежа, где предположение о ее субстанциальности (самодостаточности) становится тормозом для дальнейшего продвижения вперед. Перефразируя "Манифест" Маркса, можно сказать, что призрак бродит по всему полю научных исследований - призрак Творца. Новейший материал делает все более очевидным, что никакого "само собой" быть не могло, что Кто-то в определенный момент создал вселенную из ничего ("большой взрыв" теоретической космогонии и "реликтовое излучение" наблюдательной астрономии), наделил ее определенными свойствами, содействующими достижению определенных целей ("антропный принцип" физики) и направлял ее к этой цели, сообщая ей соответствующие импульсы ("креационизм" биологии). И ты воображаешь, что, выбежав на дорогу, по которой пошла масса ученых, и расставив руки, ты остановишь их и повернешь обратно к атеизму?
Несколько лет назад мой (Тростникова) старый знакомый, один из крупнейших математиков современности, попросил меня свозить его в Троице-Сергиеву лавру. Зная о его материалистическом воспитании, я выразил удивление. Понизив голос, академик сказал мне: "Я не настолько глуп, чтобы быть атеистом".

Все приведенные цитаты даются без ссылок на источники и поэтому не могут считаться сколько-нибудь убедительными.
Эти цитаты (и другие), снабжённые ссылками на первоисточник, приведены в книге Сергея Банцера

Материал из ТворенияВики

Многие известные ученые (в т.ч. нобелевские лауреаты), которых просили высказать свое мнение о "противоречиях" науки и религии, прямо заявили о своей вере в Бога.

  • Алайя, доктор Хуберт Н. - профессор химии Принстонского Университета. Один из выдающихся ученых США в области химии.
  • Алберти, доктор Роберт А. - декан факультета естественных наук Массачусетского Технологического Института (один из наилучших институтов США).
  • Андерсон, доктор Артур Г. - директор научно-исследовательского Центра Интернациональной Корпорации вычислительных машин. (Всемирно известная, крупнейшая корпорация по изготовлению счетно-вычислительных машин.)
  • Андерсон, доктор В. Эльвинг - профессор генетики и заместитель директора Института Генетики университета штата Миннесота, США.
  • Аулт, доктор Уэйн Ю. - старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по изучению изотопов. (Первая в мире коммерческая лаборатория, выполняющая датировку радиоуглеродным методом и радиоактивным изотопом водорода.)
  • Аутрум, доктор Ханйохем - декан факультета естественных наук Мюнхенского Университета, один из выдающихся немецких ученых.
  • Байрон, доктор Ралф Л. - начальник отдела общей хирургии и онкологической хирургии (опухоли). Директор госпиталя для больных раковыми и родственными раку заболеваниями. (Всемирно известный госпиталь "Город Надежды" в Лос-Анжелосе, США.)
  • Бидл, доктор Георг В. - директор научно-исследовательского института биологической медицины Американской Медицинской Ассоциации, лауреат Нобелевской премии в области физиологии.
  • Бихи, Майкл - американский учёный, профессор биологических наук Университета Лихай в Пенсильвании, старший научный сотрудник Института "Дискавери " в Сиэттле; имеет учёную степень по биохимии.
  • Карл Бо (р.1936) - американский палеонтолог, телеведущий
  • Борн, доктор Макс - заслуженный профессор физики (в отставке) Геттингенского Университета, а также Эдинбургского Университета. Лауреат Нобелевской премии в области физики.
  • фон Браун, доктор Вернер - часто называемый человеком, превыше всех ответственным за успешный запуск астронавтов на луну, США.
  • Брукс, доктор Харви - декан факультета инженерных наук и прикладной физики Гарвардского Университета (наиболее влиятельного университета США).
  • Бурке, Волтер Ф. - управляющий отделом ракет и космических кораблей Авиационной Корпорации Мак Доннеля. Руководитель по конструированию, сооружению и запуску космических капсуль "Меркури" и "Джемини". Выдающийся эксперт по космическим полетам.
  • Бьерке, Алф X. - президент Корпорации Бьерке по изготовлению красок в Осло (Норвегия). Один из выдающихся норвежских экспертов в области химии.
  • Бьюб, доктор Ричард X. - профессор материаловедения и электротехники Стенфордского Университета. Автор более ста научных книг и статей.
  • Валленфельс, доктор Курт - директор Института Химии, университет в городе Фрейбурге, Германия.
  • Вальдман, доктор Бернард - декан факультета естественных наук университета Нотр Дам в штате Индиана, США.
  • Ван Иерсель, доктор Ян. Я. - профессор экспериментальной зоологии, Лейденский Университет, Голландия.
  • Вестфаль, доктор Вильгельм X. - заслуженный профессор (в отставке), Технический Университет в городе Берлине, Германия.
  • Вильфонг, доктор Роберт Е. - технорук фабрики по изготовлению нейлона Корпорации Дю Понта, величайшей химической компании в мире. Первый химик, работавший в области выпуска "орлона", "кентриса" и многих других тканей для космических полетов.
  • Винанд, доктор Леон Ж. Ф. - декан факультета естественных наук Льежского Университета в Бельгии.
  • Вольф-Хайдеггер, доктор Гергард - профессор анатомии университета в городе Базеле, Швейцария.
  • Ворчестер, доктор Уиллис Г. - декан факультета инженерных наук Политехнического Института в штате Вирджиния, США.
  • Гьотеруд, доктор Олэ Христофор - профессор физики университета в городе Осло (Норвегия), один из наиболее выдающихся физиков Норвегии.
  • Головин, Сергей Леонидович - магистр естественных наук (физика Земли), президент Христианского научно-апологетического центра в Крыму
  • Дана, доктор Джеймс Двайт - декан факультета геологии Принстонского Университета, один из величайших геологов США.
  • Джаунси, доктор Джеймс X. - глава департамента естественных наук и математики, Королевский Колледж, Австралия. Он получил 10 ученых степеней от всемирно известных университетов. Автор 2-х книг об управляемых ракетах и 500 научных статей. Советник по вопросам техники правительства Австралии во время Второй мировой войны.
  • Джейкен, доктор М. - профессор теоретической биологии Лейденского Университета в Голландии.
  • Джелинек, Ульрих - президент Промышленной компании Северна в штате Нью Джерси, США. Всемирно известный изобретатель и конструктор приборов и систем для исследования космоса.
  • Джонсон, Филлип (Phillip Johnson) - почётный профессор права Калифорнийского университета в Беркли.
  • Дембски, Уильям (William Dembski) - старший научный сотрудник Института Дискавери в Сиэттле, магистр богословия, имеет учёные степени по математике и философии.
  • Дэйвис, доктор Стефан С. - декан факультета архитектуры и инженерных наук Университета Ховард в Вашингтоне, дистрикт Колумбия.
  • Дюшезн , доктор Жюль С. - председатель департамента атомной молекулярной физики Льежского Университета в Бельгии.
  • Инглис, доктор Давид Р. - старший физик, Национальная лаборатория Аргон, Иллинойс, США.
  • Марк Истман - имеет степень доктора, автор книги "The Creator Beyond Time and Space"
  • Кеньон, Дин (Dean Kenyon) - почётный профессор биологии Университета штата Калифорния в Сан-Франциско, США. Соавтор книги "Биохимическая предопределённость" (о причинах правильного строения протеинов из аминокислот).
  • Комар, доктор Артур Б. - декан Бэльферского факультета естественных наук; Университет Ешива в городе Нью-Йорке, США.
  • Куп, доктор Эверт - главный хирург детского госпиталя в городе Филадельфии, США. Один из наиболее известных хирургов Америки.
  • Куш, доктор Поликарп - лауреат Нобелевской премии в области физики.
  • Ломбард, доктор Августин - профессор геологии. Бывший декан факультета естествознания Женевского Университета, Швейцария.
  • Лонсьо, доктор Оле М. - профессор физики в университете города Осло. Норвегия.
  • Мандель, доктор Мишель - профессор физической химии, Лейденский Университет, Голландия.
  • Доктор Грейди МакМётри - младоземельный креационист из США, основатель миссии Creation Worldview Ministries.
  • Макоско, Джед (Jed Macosko) - сотрудник Института Дискавери, имеет учёную степень по химии.
  • Мейер, Стефен (Stephen Meyer) - директор и старший научный сотрудник Центра возрождения науки и культуры при Институте Дискавери в Сиэттле, доктор наук.
  • Милликан, доктор Роберт А. - лауреат Нобелевской премии в области физики.
  • Миннич, Скотт (Scott Minnich) - адъюнкт-профессор микробиологии Университета Айдахо и сотрудник Института Дискавери, имеет учёную степень по микробиологии.
  • Генри Моррис (1918-2006) - американский проповедник и писатель, президент двух научных креационистских организаций
  • Нельсон, Пол (Paul Nelson) - старший научный сотрудник Института Дискавери в Сиэттле, имеет учёную степень по философии.
  • Владислав Сергеевич Ольховский (р.1938) - украинский профессор в области ядерной физики, доктор физико-математических наук
  • Опарин, Алексей Анатольевич - врач-терапевт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры, автор книг по креационистской библейской археологии и истории христианства.
  • Паркер, Гарри - биолог
  • Пиккард , доктор Жак Е. - инженер-океанограф и консультант, Авиационная Корпорация Груммана, Флорида, США.
  • Пил, доктор Магнус - профессор физики. Бывший декан факультета математики и естествознания в Копенгагенском Университете, Дания.
  • Ридберг , доктор Ян X. - декан факультета ядерной химии, Технологический Институт Чалмерса; Готенбург, Швеция.
  • Смарт , доктор В. М. - профессор астрономии, кафедры, учрежденной английским королем; университет в городе Глазго, Шотландия. Один из величайших британских астрономов.
  • Танген, доктор Роальд - декан факультета математики и естествознания; университет в городе Осло, Норвегия.
  • Артур Уалдер-Смит (1915-1995) - английский профессор, естествоиспытатель, защитивший три докторские диссертации.
  • Уэллс, Джонатан (Jonathan Wells) - старший научный сотрудник Института Дискавери в Сиэттле, имеет учёные степени по молекулярной биологии и биологии клетки.
  • Форсман, доктор Вернер - глава департамента хирургии большого госпиталя в Дюссельдорфе (Германия), лауреат Нобелевской премии в области медицины.
  • Фридрих, доктор Джон П. - главный химик департамента Агрикультуры США (Северная Районная научно-исследовательская лаборатория).
  • Хайнек , доктор Дж, Аллен - директор астрономического научно-исследовательского центра Линдхаймера (Северо-западный Университет, Иллинойс, США).
  • Хансен, доктор Артур Г. - президент университета Пурдью. Бывший декан факультета инженерных наук и президент Технологического Института в штате Джорджия, США.
  • Хирн, доктор Вальтер - профессор биохимии университета штата Айова. Член Американской Ассоциации "За прогресс в науке". Его научно-исследовательские труды обсуждались на международных научных конгрессах.
  • Циглер, доктор Карл - директор Института Макса Планка (для научно-исследовательской работы в области угольной промышленности). Город Мюльхайм, Германия (Рурская область), лауреат Нобелевской премии в области химии.
  • Шоу, доктор Джеймс - профессор биохимии Гарвардского Университета (в течение 23-х лет); директор научно-исследовательской лаборатории Гарвардского Университета.
  • Эйнштейн , доктор Альберт - один из величайших ученых всех времен. Всемирно известный ученый, создатель Теории Относительности, отец атомного века, лауреат Нобелевской премии в области физики.
  • Энгстром, доктор Элмер В. - начальник-администратор Радио-Корпорации США; всемирно известный ведущий ученый, пионер в области цветного телевидения (1930 г.). Ему присвоена ученая степень почетного доктора наук четырнадцатью университетами.
  • Эренбергер, доктор Фридрих - специалист в области аналитической химии, Компания Химических Красителей; Кельхайм, Германия.
  • Юнг, доктор Карл - один из величайших психологов всех времен, имеющий всемирно призванный авторитет. Швейцария.

Библия и «Наука и здоровье» Мери Бейкер Эдди, основоположницы христианской науки.

Фотография: Sarah Nichols / Flickr.com

Значительная часть ученых считают себя верующими и многие из них не видят конфликта между своими научными и религиозными взглядами. Об этом говорится в отчете, опубликованном социологами из Университета Райса по данным масштабного опроса, проводившегося на протяжении последних четырех лет. Результаты исследования опубликованы на сайте университета, кратко о них сообщается в пресс-релизе.

Исследование проводилось в восьми странах - Франции, Гонконге, Индии, Италии, Тайване, Турции, Великобритании и США. Авторы опроса привлекли к исследованию физиков и биологов, так как именно эти науки исследуют происхождение человека и Вселенной, и, по словам авторов, религиозный и научный взгляды чаще всего не совпадают именно в этих двух областях. В исследовании участвовало 9 422 человека разного пола, возраста, религиозных взглядов и статуса из университетов и исследовательских институтов. Участники исследования ответили на вопросы анкеты, затем авторы исследования отобрали из них 609 ученых и провели с ними глубинные интервью. Среди тем, которые интересовали исследователей, были взаимоотношения науки и религии, как религия влияет на формирование программы исследований, на взаимодействие исследователей со студентами и решение этических вопросов.

Выяснилось, что более половины ученых из Гонконга (54 процентов), Италии (57 процентов), Тайваня (74 процентов), Индии (79 процентов) и Турции (85 процентов) считают себя религиозными. Атеисты составляют большинство среди ученых только во Франции (51 процент). Как и предполагали исследователи, в целом ученые менее религиозны по сравнению с населением страны в целом. Однако есть и исключения. Так, в Гонкоге 39 процентов ученых считают себя религиозными, в то время как среди всего населения страны религиозными считают себя лишь 20 процентов. В Тайване 54 процентов ученых религиозны, а в целом среди населения страны - только 44 процентов.


Распределение доли верующих, агностиков и атеистов среди опрошенных ученых в восьми странах.

Изображение: Ecklund, Elaine Howard, David R. Johnson, Sarah Hamshari, Kirstin R. W. Matthews, and Steven W. Lewis. 2015. A Global Lab: Religion among Scientists in International Context.

Далеко не все ученые полагают, что научные и религиозные взгляды конфликтуют между собой. В Великобритании и США так считают только треть опрошенных. При этом четверть гонконгских, тайваньских и индийских ученых считают, что наука и религия могут мирно сосуществовать и дополнять друг друга.

По данным Pew Research Center 5,8 миллиарда человек из 7 миллиардов населения Земли считают себя последователями той или иной религии. Большинство развитых стран и многие развивающиеся страны пытаются построить научную инфраструктуру. Тем не менее, по словам авторов опроса, до сих пор не проводилось глобальных исследований на тему влияния науки и религии друг на друга.

Примечание: В исходной редакции заметки утверждалось, что верующие составляют более половины среди опрошенных ученых. В действительности авторы исследования не делают такого утверждания в отчете, опубликованы только данные по отдельным странам. В пяти из восьми стран верующие, действительно, составляют большинство, однако авторы не приводят кумулятивных данных, на основании которых можно было бы говорить о суммарном преобладании верующих по всем исследованным странам. Редакция приносит извенения своим читателям.

Екатерина Русакова

«Проведённые в 1990-х годах исследования показали, что лишь 7 % членов американской Национальной академии наук и 3,3 % членов академии наук Великобритании оказались верующими. В то же время, согласно общенациональному опросу, верующими считают себя 68,5 % населения страны» – Такое заявление мы встречаем в популярном информационном ресурсе – википедийной статье «Наука». «Некоторые учёные объясняют это тем, что последние научные открытия , известные факты, научный способ получения знаний и вообще научное видение мира в наше время при непредвзятом подходе не оставляют места для веры в сверхъестественное, или по крайней мере заставляют усомниться в правдоподобности религиозных представлений» – встречаем мы пояснение на том же сайте в статье «Религия и общество». Проведение данных исследований не только демонстрирует интерес общественности и научных кругов к вопросу правомерности и рациональности веры в жизни современного человека и его, но и вскрывает непрекращающееся противостояние сторонников атеизма и людей, относящих себя к разряду верующих. В научном сообществе эти группы наиболее ярко представлены атеистами-эволюционистами и креационистами.

Может ли серьезный ученый быть верующим человеком, не изменяя своему «научному призванию»? Действительно ли верующий человек попросту игнорирует научные факты, избирая в качестве своего мировоззрения и убеждений то, что ему «по сердцу», что «ближе и роднее», а не то, что объективно и доказуемо с точки зрения науки? Другими словами, порой верующий человек выглядит как преднамеренно выбравший жизнь в иллюзии, «потому что так легче», в то время как атеист – это человек, у которого хватает мужества посмотреть суровой правде в глаза. В другом случае доказывается, что при помощи веры ее субъект непреднамеренно (или даже вполне осознанно) «компенсирует нехватку знаний или интеллектуальных способностей».

В данной статье мы хотим обзорно рассмотреть социологические исследования феномена понижения уровня религиозности ученых пропорционально повышению их статуса в научном сообществе и в достаточно сжатой форме представить факты, на наш взгляд дающие объяснение этому явлению.

Исследования в этой сфере проводились с начала ХХ века. Одно из первых исследований, касающихся вопроса религиозной веры у учёных провёл в 1914 году видный американский психолог Джеймс Льюба из Брин-Мор-колледж . Он обнаружил, что из 1000 случайно выбранных учёных в США 58 % были неверующими или сомневающимися, в то время как для 400 «великих учёных» из списка AMS (American Men and Women of Science), в состав которых входили только специалисты в области биологии , физики , астрономии и математики , эта цифра возросла до 70 %. Двадцать лет спустя Льюба повторил своё исследование в несколько иной форме и обнаружил, что эти числа выросли до 67 и 85 % соответственно.

В 1996 году профессор юридических наук и истории Эдвард Ларсон из Университета Джорджии повторил исследование Льюбы 1914 года и обнаружил что в целом ситуация в научном сообществе почти не изменилась - 60,7 % учёных выражали неверие или сомнение. В то же время в среде «великих ученых» процент верующих значительно снизился.

Критерием для выбора респондентов на этот раз стало членство в NAS (Национальная академия наук США). Общее количество её членов относительно небольшое, поэтому Ларсон опросил все 517 исследователей указанных выше дисциплин. В результате выяснилось, что процент неверующих в Бога и жизнь после смерти среди биологов составляет 65,2 % и 69 % соответственно, тогда как среди учёных-физиков уровень атеизма ещё выше: 79 % и 76,3 %. Из остальных большинство составляли агностики в отношении обоих вопросов, и немногие были верующими. Наибольшее число таковых было среди математиков (14,3 % в Бога, 15,0 % в бессмертие). Уровень веры среди биологов был наинизшим (5,5 % и 7,1 %) и немного более высоким среди астрономов (7,5 % и 7,5 %). Сравнение данных исследований вы можете увидеть в таблице 1, где приведены общие показатели для исследования 1998 года.

1914 год Бог Жизнь после смерти
Вера 27,7 % 35,2 %
Неверие 52,7 % 25.4 %
Сомнение или агностицизм 20,9 % 43,7 %
1998 год Бог Жизнь после смерти
Вера 7 % 7,9 %
Неверие 72,2 % 76,7 %
Сомнение или агностицизм 20,8 % 23,3 %

Можно изобразить современные данные о количестве верующих ученых в США в таблице:

Суммируя вышесказанное, можно утверждать, что за столетие процент верующих в высших научных кругах Штатов упал в четыре раза, в то время как в среднем в среде ученых он остался на том же уровне. Цифра в около 40 процентов верующих среди научного сообщества США появляется благодаря низшему звену научных сотрудников.

Отметим некоторые особенности данного исследования:

1) Пропорциональная зависимость между иерархическим положением в научных кругах и степенью неверия.

2) Зависимость от теоретической либо практической направленности научных сотрудников – самые сильные теоретики науки наиболее далеки от веры.

Необходимо обратить внимание на еще один немаловажный фактор: именно представители естественных наук являются «оплотом» неверия. В 2005-2009 годах авторитетный социолог Элейн Экланд проводила исследования, главным предметом которых был вопрос о том, как учёные относятся к религии. Вместе с коллегами она опросила 1646 авторитетных в научном мире учёных из 21 университета, из которых у 271 взяла интервью.

Назвавшие себя атеистами ученые распределились так:

  • Физика - 40,8 %
  • Химия - 26,6 %
  • Биология - 41 %

Общий процент среди ученых естественных наук - 37,6 %

  • Социология - 34 %
  • Экономика - 31,7 %
  • Политология - 27 %
  • Психология - 33 %
    Общий процент среди ученых гуманитарных наук - 31,2 %.

Примечательно, что данные, предоставленные исследованием Экланд, существенно отличаются от приведенных ранее. Это объясняется более либеральным подходом к оценки «религиозности» ученых: вера не интерпретировалась в ключе монотеистических религий. Ученые могли называть себя верующими на том основании, которое они сами считали приемлемым для этого.

На основании этого исследования хотелось бы выделить еще один важный фактор в вопросе распределения верующих среди американских ученых:

3) Отличия в области исследователей гуманитарных и естественных наук: гуманитарии в целом более склонны к вере, чем «естествоведы».

В ходе данного исследования респонденты помогли выделить еще один, пожалуй, наиболее значимый фактор. Большинство ученых, давших интервью, не сообщали о том, что на их выбор в отношении веры повлияла наука. «Скорее всего, причины их неверия отражают обстоятельства, при которых другие американцы находят себя: их не выращивали в религиозной семье; у них был плохой опыт при взаимодействии с религией; они не одобряют действия Бога или видят Бога слишком изменчивым. Для других религия просто не имеет никакого отношения к их научной деятельности» - пишет Экланд. Мы решили сформулировать данный фактор следующим образом:

4) Преобладающее значение личного жизненного опыта во всех его проявлениях в вопросе выбора веры или отказа от каких-либо верований.

Предпримем попытку прокомментировать четыре выделенных нами особенности данных исследований. Можно выделить такие причины феномена понижения уровня религиозности ученых пропорционально повышению их статуса в научном сообществе:

1) Методология

Способ мышления в науке и вере имеет существенные отличия. Научная деятельность требует «объективности» знания, что формирует философию науки и выражается в ее методологии и интересах. Поэтому на современном этапе достаточно справедливо замечание, что «занимаясь конкретной научной деятельностью, верующий, по сути дела, забывает о Боге, поступает так же, как атеист. Таким образом, совместимость занятий наукой с верой в Бога отнюдь не тождественна с совместимости веры в Бога с научным мышлением» Мы имеем дело с двумя видами мышления и подходами к жизни один – основан на доверии и послушании, второй – требует независимости и рациональности. Вот как один атеист решил описать состояние верующих ученых: «Они одновременно живут как бы в двух мирах – одном материальном, а другом каком-то трансцендентном, божественном. У них происходит как бы расщепление психики». Он достаточно верно подметил ключевое отличие подходов к деятельности в науке и вере. Чем более глубоко верит человек, тем в большей мере он будет искать водительства. В то же время, чем более серьезным исследователем является ученый, тем крепче должен быть его фундамент из объективных фактов, позволяющих вести исследование и делать выводы не беря в расчет сверхъестественное. Поэтому порой ученый, проводя подавляющую часть времени в науке, привыкает «потустороннее» просто «не брать в расчет». Это, однако, не означает, что научный работник сугубо непроизвольно становится менее верующим. Здесь хочется подчеркнуть, что занятия наукой предрасполагают делать выбор в пользу неверия.

2) Область исследования

К этому вопросу относится изобретенное автором определение «коридор науки». Суть его состоит в том, что для достижения успеха в своей области ученый ограничивает свою деятельность и поле изучения, и, соответственно, жизненный опыт. Другими словами, он намеренно исключает из жизни определенные аспекты, сужает свой жизненный опыт в ряде сфер, чтобы добиться большего в нескольких определенных. Таким образом человек может регулярно «проходить мимо» тех мест, где он мог бы встретится с «потусторонним». Сверхестественное, если оно и встречается на этом пути, объясняется тем, кто непосредственно не соприкасался с ним, с позиции этого же «коридора». При этом научная методология и направляет движение по «коридору», и определяет его границы.

3) Высокий уровень абстракции

Через науку человек преимущественно соприкасается с этим миром опосредованно – через собранные кем-то, кем-то упорядоченные и каким-то образом подвергшиеся оценке факты. Другими словами, наука – это преимущественно теория, созданная самим же человеком. Сложно встретить Бога в той теории, куда Его сами создатели не помещают в силу методологии создания данной теории.

Ученый не соприкасается в повседневной жизни таким же образом и столь же тесно с теми проблемами что представляют предмет его исследований. Да и взаимодействие, вызванное жизнью, отличается от взаимодействия, созданного наукой. В приведенных выше исследованиях можно заметить корреляцию между уровнем абстракции в научной деятельности субъектов и уровнем неверия в их среде. Практическая жизнь ставит перед человеком такие вопросы, вызовы и задачи, а также предоставляет такой «материал» для опыта человека, который в гораздо большей мере способствует формированию у него религиозного мировоззрения.

4) Эмпирическая основа

Для естественных наук она формирует меньшую склонность принимать фактор сверхъестественного. В то же время, гуманитарии имеют дело с человеком и обществом, где религия наличествует как данность, что уже не способствует тенденции ее полного отвержения. Они могут оценить значимость религии с позиции ее влияния на общество и личность в течение истории, в то время как для естествоведения религия если и может предложить в какой-то мере ценные сведения, то не предоставляет подходящей аргументации для их обоснования.

5) Образ жизни

Наука требует от своих «слуг» весьма определенного образа жизни. При этом различные вероучения также подразумевают выделение их последователями существенного количества времени для духовных практик, «служения» и порой еще ряда других занятий, что ощутимо сокращает его запас для научной деятельности. Они также часто влияют на темп жизни, ее наполнение, предписывают определенный подход и образ мышления, направленный на формирование определенного поведения или постижение их философии и учения. Все это тоже напоминает «коридор», в котором уже не остается такого же пространства для науки, как в случае, описанном в предыдущем пункте. Верующий человек часто должен иметь достаточно активную общественную позицию; «работа над характером» либо другие религиозные задания отнимают много сил… Наверное, этот фактор оказал большое влияние на достижение научных званий теми 73 процентами американских преподавателей, что объявили о своей вере.

6) Мотивация

По утверждению А. Эйнштейна, «одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к … науке, - это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью и безутешной пустотой… Эта причина толкает людей с тонкими душевными струнами от личных переживаний в мир объективного видения и понимания ». В этом случае религия в определенном смысле представляет альтернативу науке и наоборот. А, как известно, человек ищет тогда, когда неудовлетворен. Когда же он доволен в достаточной мере, он склонен двигаться в том же направлении. Это касается как научной деятельности, так и религиозной жизни. К тому же, если человек достаточно занят, то не испытывает особой потребности в каких-то новшествах. Таким образом, когда личность входит в жизненную колею без склонности к вере (или науке), то следует ожидать, что только достаточно радикальные перемены (либо долгий постепенный непроизвольный путь к ним) может заставить человека искать нужное ему в не слишком близкой прежде для него сфере.

7) Инертность человеческой личности

Основы религиозного, антирелигиозного или равнодушного к вопросам веры мировоззрения закладываются в глубоком детстве – во многом благодаря среде, в которой растет человек. Кризисы возрастного развития могут привести к кардинальному его пересмотру при сопутствующих обстоятельствах. В целом же автор данной статьи многократно наблюдал следующую закономерность: чем дольше человек живет, тем больше утверждается в правоте своих взглядов и отношении к вопросам веры. Избрав для себя определенное мировоззрение, человек в дальнейшем расширяет «базу данных» для его подтверждения, состоящую из опыта, фактов и подходов. Он пополняет «копилочку» «аргументов» своей позиции (не в строго рациональном смысле, а в значении всего того, что определяет его выбор, из которых самым веским (хотя и не всегда осознаваемым) для него является следующий: я так уже __(столько) лет живу…) и критики чуждой ему – часто в виде не только аргументов, фактов, эмоций, воспоминаний, переживаний (часто для этой сферы –скрытых, не вполне осознанных) но и иронии, сатиры или даже сарказма. Эту же «копилочку» пополняют отношения с единомышленниками и представителями других взглядов.

Часто человек сам себя лишает способности понять другую сторону, и, как следствие, сужает круг возможностей изменить свои взгляды. При этом «понимание» не означает автоматическое согласие; скорее осмысление позиции другой стороны, ее влияния на жизнь, ее подходов и аргументов, и, наконец, причин, которые обусловили выбор такой философии. Непредвзятый, честный человек готов признать и рассмотреть сильные и слабые стороны как чужой позиции, так и своей.

Итак, человеку не свойственно менять мировоззрение, и чем старше он становится, тем сложнее это сделать.

8) Конкуренция целей и ценностей

Наука и религия – это два мира, каждый из которых стремиться вовлечь человека целиком, «поглотить» его. В каждом из миров свои правила и уклад, своя иерархия и ступени роста. Нельзя сказать, что эти миры не пересекаются вовсе, но при этом сложно найти в них что-то абсолютно тождественное. Это, конечно, не означает, что выбор всегда приходится делать по принципу: «либо – либо». Мы можем встретить как людей, которые «целиком отдались» вере или науке, так и тех, кто сочетает их, отдавая чему-то большее предпочтение. Но все же, в условиях ограниченности жизненного ресурса, этот выбор порой становится все более категоричным.

Мы постарались дать объяснение снижению уровня веры в среде ученых пропорционально повышению их научных заслуг. Мы не стали сглаживать острые углы противоречий между представителями разных мировоззренческих взглядов, не пытались «помирить» мышление и подход науки и религии. Мы могли увидеть, что естественнонаучная парадигма не способствует развитию веры. При этом доказательство или опровержение «Высшего бытия» выходит за пределы компетенции естественных наук.

Хочется верить, что осознание базовых посылок неприятия частью представителей науки религиозного мировосприятия поможет верующим людям в осмыслении и признании «ненаучности» (что не тождественно нерациональности) основ своих убеждений и жизненной позиции; поможет атеистам глубже осознать причины их мировоззренческих посылок и будет способствовать большему взаимопониманию в общении представителей разных сторон.

Мы ограничились рассмотрением взглядов ученых и возможных причин таковых. Но сходным образом выделенные принципы относятся и к людям с другими формами деятельности.

Владимир Пикуза

Иллюстрация: картина Годфри Кнеллера «Исаак Ньютон» (1689 г.).

https://ru.wikipedia.org/wiki/Наука ; ; http://www.atheism.ru/library/Other_105.phtml; http://goo.gl/6PNs6y

Высокий уровень интеллекта превращает академиков в атеистов ; http://www.atheism.ru/library/Other_105.phtml

От наших спонсоров: Высококачественные надежные спиннинги Black Hole от всемирно известного производителя для настоящих мужчин. Широкий выбор удилищ и аксессуаров для рыбной ловли и туризма в интернет магазине Rangeman.ru
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека