Сообщение о повести временных лет краткое содержание. "повесть временных лет"

Сочинение

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ-один из первых и древнейший из дошедших до нас русских летописных сводов. Название его дано по первым словам Лаврентьевского списка летописи: “Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская зем(л)я, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть”. ПВЛ создана в самом нач. XII в., как полагают большинство исследователей, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор использовал предшествующий летописный свод, составленный в нач. 90-х гг. в том же монастыре (этот свод именуют Начальным), но существенным образом переработал его и дополнил описанием событий последних двух десятилетий. Так как ПВЛ сохранилась не в отдельных списках, а как начальная часть других летописных сводов, спорным остается вопрос, до какого года доведено было повествование самим Нестором: называют 1110, 1113 или 1115 г.

Перерабатывая Начальный свод, Нестор углубил историографическую основу русского летописания: история славян и Руси была рассмотрена им на фоне всемирной истории. Рассказу Начального свода об основании Киева Нестор предпослал обширное историко-географическое введение, повествуя о происхождении и древнейшей истории славянских народов. Он внес в летопись извлечения из “Сказания о начале славянской письменности”, чтобы подчеркнуть древность и авторитетность славянской грамоты и славянской книжной культуры. Нестор укрепляет предложенную еще его предшественниками-летописцами историографическую концепцию, согласно которой род киевских князей ведет свое начало от добровольно призванного новгородцами варяжского князя Рюрика. Все события, начиная с 852 г.- первого, названного в ПВЛ,- Нестор стремится точно датировать, хотя, разумеется, к датировке событий IX - Х вв., описываемых ретроспективно, через 150-250 лет, следует подходить с большой осторожностью. Важным документальным свидетельством русско-византийских отношений в Х в. явились вставленные Нестором в текст ПВЛ договоры с Византией 907 (911) и 945 гг.

Рассказывая о войнах с греками, Нестор широко пользуется византийскими источниками, повествуя же о первых русских князьях, он, как и его предшественники, постоянно воспроизводит народные исторические предания: таковы рассказы о смерти князя Олега, о том, как вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам за убийство мужа, рассказы о народных героях: отроке, хитростью убежавшем из осажденного печенегами Киева и призвавшем воеводу Претича прийти на помощь находившимся в городе Ольге с внуками, о юноше-кожемяке, одолевшем в поединке печенежского богатыря, о мудром старце, сумевшем перехитрить печенежских послов и убедить врагов снять осаду с города.
Обстоятельно рассказывается в ПВЛ о крещении Руси при Владимире. К сожалению, действительный ход событий установить по летописи оказывается весьма трудным: здесь изложена одна из версий (крещение Владимира в Корсуни), которая не подтверждается другими источниками; чисто литературным приемом является и рассказ об испытании вер - знакомстве Владимира с представителями различных религий. В ПВЛ читается пространная “речь” греческого философа, поведавшего Владимиру об истории человечества и церкви в христианской интерпретации.

Сам эпизод беседы Владимира с философом-литературный вымысел, но эта “речь” (ее именуют в науке “Речь философа”) имела большое богословское и познавательное значение для читателей летописи, в сжатой форме излагая основные сюжеты Священной истории. В статье 1015 г. повествуется об убийстве сыновей Владимира - Бориса и Глеба - их сводным братом Святополком. Эти события помимо летописной версии отразились и в древнейших агиографических памятниках о Борисе и Глебе (см. Жития Бориса и Глеба). Повествуя о княжении Ярослава Владимировича, летопись сообщает о развернувшейся при этом князе книгописной и переводческой деятельности, о создании на Руси монастырей, об интенсивном церковном строительстве.

В статье 1051 г. читается обстоятельное “Сказание, чего ради прозвася Печерский монастырь”, в котором излагается одна из версий об истории создания этого авторитетнейшего в Киевской Руси монастыря. Принципиальное значение имеет рассказ ПВЛ под 1054 г. о завещании Ярослава Мудрого, определявшего на многие десятилетия принципы политического уклада Руси: в завещании подчеркивалась главенствующая роль Киева и устанавливалось, что Киевский стол должен принадлежать старшему в роде из потомков Ярослава (т.е. старшему его сыну, затем внуку от старшего сына и т.д.), которому “как отцу” должны подчиняться все прочие удельные князья.

В 1061 г. на Русь впервые напали половцы. С этого времени ПВЛ уделяет большое внимание борьбе со степняками: летописцы подробно описывают трагические последствия половецких набегов (см. статьи 1068, 1093, 1096 гг.), прославляют совместные походы русских князей в Половецкую степь, сурово осуждают князей, которые используют половцев как союзников в междоусобной войне. Особое место занимает в ПВЛ введенный в статью 1097 г. рассказ об ослеплении князя Василька Теребовльского киевским князем Святополком Изяславичем и волынским князем Давыдом Игоревичем. Написанная независимо от летописи (хотя, возможно, и предназначенная для включения в нее) участником событий, неким Василием, эта повесть имела своей целью выставить в самом неблагоприятном свете зачинщиков очередной междоусобицы и оправдать решительные действия Владимира Мономаха, выступившего против преступных князей.

Основная мысль рассказа о Васильке Теребовльском выражена в обращении киевлян (вероятно, сформулированном летописцем или автором повести): “Если вы начнете воевать друг с другом, то обрадуются поганые (т.е. язычники-половцы) и захватят землю нашу, которую собрали отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью”; княжеские междоусобицы распыляли силы, необходимые для решительного отпора кочевникам.

Таким образом, ПВЛ содержит изложение древнейшей истории славян, а затем и Руси от первых киевских князей и до нач. XII в. Однако ПВЛ не только историческая хроника, но одновременно и выдающийся памятник литературы. Благодаря государственному взгляду, широте кругозора и литературному таланту Нестора ПВЛ, по словам Д. С. Лихачева, явилась “не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси” (Л и х а -ч ев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение.-М.; Л., 1947.-С. 169).

Как уже сказано, с ПВЛ начинались многие летописные своды. Древнейшие списки ПВЛ находятся в составе Лаврентьевской летописи (1377 г.), Ипатьевской летописи (1-я четв. XV в.), Радзивиловской летописи (XV в.).

Академик А. А. Шахматов, посвятивший ряд фундаментальных трудов истории древнейшего русского летописания, считал, что древнейшая первая редакция ПВЛ до нас не дошла; в Лаврентьевской и Радзивиловской летописях мы находим вторую редакцию ПВЛ, переработанную (или переписанную) игуменом Выдубицкого монастыря (под Киевом) Сильвестром в 1116 г., а в Ипатьевской - третью ее редакцию.

ПВЛ издавалась многократно в составе летописных сводов. Далее указываются лишь основные издания текста самой ПВЛ.

Написанная на древнерусском «Повесть временных лет», она же «Несторова летопись», она же – «Первоначальная летопись» принадлежит перу монаха Киево-Печерского монастыря Нестору, трудившегося над нею с 1110 по 1118 год.

Начало образования земли Русской летописец берет от библейских времен Ноя, чьи сыновья после его кончины, - Иафет, Хам и Сим по-братски, методом жеребьевки, разделили между собой Землю:

  • Иафету достался Север и Запад;
  • Хаму – весь Юг;
  • Сим стал управлять Восточной частью.

После свержения разгневанным Богом Вавилонской башни единый народ, заселявший Землю, рассеялся семьюдесятью этносами. Один из образовавшихся народов, - Русичи, наряду с Варягами, шведами и немцами расселяется по владениям Иафета.

При этом Русичи изначально облюбовали Дунай, в последующем мигрировав в поля и леса окрест Днепра, и превратились в полян и древлян.

Нестором дана и диаметрально противоположная характеристика степных и лесных жителей:

  • поляне, - мирные, порядочные жители;
  • древляне, - разбойники и скоты.

Путешествие апостола Андрея

Далее летопись повествует о святом Андрее из Рима, который, уча христианству, пришел в Крым, оттуда – вверх по Днепру. Останавливаясь на ночлег, апостол предрекает своим ученикам появление благодати в виде великого города. Так в летописи появляется свидетельство о создании Киева.

Андрей путешествует и в землю словен (ставшую Новгородом), о которой рассказывает изумленным землякам как о земле людей, принимающих странные, но необходимые ритуальные омовения.

Кий

Полянами правят три брата, сидящих на отдельных холмах Приднепровья и построивших город Киев (в честь старшего):

  • Хорив.

Кий снискал почестей в Византийском Царьграде, и совершил неудачную попытку осесть в Киевце, построенном им возле Дуная.

Хазары

Когда братьев не стало, хазарский отряд стал требовать с полян дань, и каждая изба дает хазарам по мечу.

Однако радость хазарских воинов была недолгой: их старейшины предупредили о недобром знаке, который сулили полянские обоюдоострые мечи. Предсказание свершилось: русские княжества пленили неудавшихся завоевателей.

Название «Русская земля»

В летописи византийцев упоминается о походе на Царьград какой-то «руси», чья земля охвачена междоусобицами: северные, включая новгородских словен, народы под данью варяг, южные, вместе с полянами, - под властью хазар.

Северные племена сбрасывают захватчиков за Балтийское море, и решают позвать от других варягов, народ которых звался «русью», себе единого князя.

На зов откликнулись три брата:

  • Рюрик, ставший княжить у словен в Новгороде;
  • Синеус, - у весей в Белозерске;
  • Трувор, - у кривичей в Изборске.

Через два годя, в связи со смертью младших братьев, Рюрик становится единым князем, передавая в управление варягам-руси города. Так, новое государство, в честь правителей, стало зваться «Русской землею».

Аскольд и Дир

Два боярина Рюрика, с его позволения, отправились с военным походом в Царьград, по дороге попав в государство покойных Кия, Щека и Хорива.

Поход окончился полным поражением: по молитвам византийского царя буря разбила двести кораблей Аскольда и Дира.

Умирает Рюрик, оставляя малолетнего Игоря. Наместник Олег узнает о незаконном княжении Аскольда и Дира в Киеве, судит их с дружиной и убивает.

Наместничество Олега

Игорь провозглашает «Киев будет матерью Российским городам!», пленяет древлян и княжит в Киеве, и облагает данью Царьград.

Но вещему Олегу предсказано погибнуть от своего любимого коня. Конь давно умер, и Олег, смеясь над пророчеством, ногой толкает его череп. Змея выползает из останков, и смертельно жалит князя.

Смерть Игоря

Игорь обложил древлян еще большей данью, и идет на Царьград дважды. Во второй раз Византия дает Игорю богатую дань, но алчные дружинники надоумливают Князя совершить еще один поход на древлян.

Возмущенные жители Искоростеня убивают Игоря вместе с дружиной.

Месть Ольги

Древляне, став свободными, решили княгиню Ольгу сделать женой своего князя Мала. Однако мстя за смерть мужа, Ольга убивает всю знать, приехавшую в Киев на сватовство, и с помощью птиц сжирает город Искоростень.

Крещение Ольги

Язычница Ольга принимает крещение от византийского царя в Царьграде, избежав, таким образом, свадьбы с ним.

Войны Святослава

Неподкупный и суровый сын Ольги ведет много завоевательских войн, снискав уважение и признание греков.

Возвращаясь домой, Святослава с остатками дружины осаждают печенеги: весной князь преодолевает осаду, но погибает от князя Кури.

Крещение Руси

Сын Святослава, Владимир, становится князем Киева. Он отказывает магометянам из-за запрета их религии есть свинину и пить вино. Также отказывает католикам и иудеям.

Владимир все оттягивает крещение, пока не теряет зрение. Чудесно исцелившись, он принимает христианство и крестить Русь.

Борьба с печенегами

Белгород, осажденный печенегами, вот-вот сдастся из-за голода. Старцы варят овсяный кисель, и разыгрывают перед печенегами чудесное превращение воды в колодцах в пищу. Изумленные печенеги снимают осаду.

Расправы с волхвами

Воевода Киевского князя, Ян Вышатич, расправляется с волхвами, убивающими и издевающимися над народом.

Победа над половцами

Владимир Мономах со Святославом Изяславичем идут на половцев, убегающих в страхе от дружин русичей. Владимир казнить клятвопреступника, - князя половцев Белдюзя.

Живший во время правления Ярослава Мудрого, примерно в 65 летнем возрасте Нестор, на основе свидетельств о прошлом и Библии, в наставление своим современникам и потомкам, описал историю горячо любимой им Руси, посвятив главы происхождению названия государства, и всем княжествам, правящим Русской землей.

И сегодня «Несторова летопись» необыкновенно поучительна, преподнося сквозь многие века урок потомкам оставить вражду, и объединяться, поскольку только в единстве сила и величие народа.

  • Краткое содержание Шекспир Ричард III

    Мать рожала его в муках. На свет появился ужасный, уродливый младенец. Всё детство над ним издевались и насмехались. Однако, несмотря на свой жалкий внешний вид, Ричард был крайне амбициозен, коварен и честолюбив

  • Краткое содержание сказки Никита Кожемяка

    Когда-то, очень давно, возле Киева появился страшный Змей. Он наносил окрестностям большие беды – разорял, грабил ближайшие города и села, и забирал на съедение самую красивую из девушек. Через некоторое время очередь дошла до дочери царя.

  • Самым ранним памятником русской летописи является произведение «Повесть временных лет». Оно описывает исторические события , которые происходили в период до 1117 года. Вместе с тем, многие специалисты сомневаются в подлинности документа, приводя различные доводы.

    Но Повесть… несомненно является знаковым явлением как в русской литературе, так и в истории государства, позволяя проследить путь Киевской Руси с начала ее становления.

    Вконтакте

    История создания произведения

    Историки и литературоведы сходятся во мнении, что автором этого произведения является монах Нестор. Он жил и работал на стыке XI-XII веков . Хотя его имя в качестве автора появилось в более поздних редакциях летописи, именно его считают автором.

    При этом специалисты, называя ее самой древней летописью , все-таки полагают, что «Повесть временных лет» является литературным переложением более древних произведений.

    Первую редакцию свода написал Нестор в 1113 году , впоследствии были еще два переложения: в 1116 году ее переписал монах Сильвестр , и в 1118 году еще один неизвестный автор.

    В настоящее время первая редакция считается утраченной , самым древним, дошедшим до нас, вариантом является копия монаха Лаврентия, сделанная в XIV веке. Именно она была составлена на основе второй редакции летописи.

    Также есть Ипатьевская копия , написанная на основе третьей редакции.

    Наибольшее внимание структуре и источникам летописи уделил в своих исследованиях академик А.А.Шахматов . Он обосновал существование и историю создания каждой из трех вариантов летописи. Также он доказал, что само произведение является лишь переложением более древних источников .

    Основное содержание

    Эта летопись является крупным произведением , в котором описаны ключевые события, происходившие с момента прихода первых и до периода, когда создавалось само произведение. Ниже рассмотрим подробно, о чем рассказывает эта летопись.

    Это не цельное произведение , его структура состоит из таких элементов:

    • исторические записки;
    • статьи, описывающие события за один конкретный год ;
    • жития святых;
    • поучения от разных князей;
    • некоторые исторические документы .

    Внимание! Структура летописи усложняется тем, что в более поздние годы в нее в достаточно вольном режиме делались дополнительные вставки. Они разрывают логику общего повествования.

    В целом во всем произведении используется два типа повествования : это собственно летописи и погодовые записки. В произведении монах стремится рассказать о самом событии, в погодовых записях он сообщает о том, или ином событии. Затем автор на основе подовых записок пишет летопись, наполняя ее красками и деталями.

    Условно вся летопись делится на три крупных блока:

    1. Становление русской государственности с момента, когда заселялись первые славяне. Они считаются потомками Иафета, и повествование начинается с библейских времен. В этом же блоке описывается момент, когда в Русь были призваны варяги, а также период, когда устанавливалась , процесс крещения Руси.
    2. Второй и самый крупный блок составляют достаточно подробные описания деятельности князей Киевской Руси . Также здесь описываются жития некоторых святых, истории русских героев и завоеваний Руси;
    3. В третьем блоке описываются события многочисленных войн и походов . Здесь же приводятся некрологи князей.

    Вещий Олег, которому по преданию «Повести временных лет» была уготована смерть от своего коня.

    Произведение достаточно неоднородно по структуре и изложения , но в летописи можно выделить 16 глав. Среди наиболее интересных с исторической точки зрения глав, можно отметить три: о хазарах, о мести Ольги, о деятельности князя Владимира. Рассмотрим краткое содержание произведения по главам.

    С хазарами славяне столкнулись после того, как осели и основали Киев . Тогда народ называли себя полянами, а основателями Киева стали три брата – Кий, Щек и Хорив . После того, как хазары пришли к полянам за данью, те долго совещались. В итоге они решили, что дань хазарам от каждой избы будет представлена мечом .

    Хазарские воины вернутся в свое племя с данью и будут похваляться, но их старейшины усмотрят в такой дани дурной знак. У хазар в обращении были сабли – оружие, имеющее острый край только с одной стороны. А поляне обращались с мечами , обоюдоострым оружием. И увидев такое оружие, старейшины предсказали князю, что данники, имеющие обоюдоострое оружие, в итоге станут сами собирать с хазар дань . Это и случилось впоследствии.

    Княгиня Ольга, супруга князя Игоря, наверное, единственная женщина, о которой много рассказано в летописи. Ее история начинается с не менее занимательного повествования о ее муже, который из-за жадности и чрезмерного сбора дани был убит древлянами. Месть Ольги была страшной . Княгиня, оставшись одна с сыном, стала очень выгодной партией для повторного замужества. И сами же древляне, решив царствовать в Киеве , послали к ней сватов.

    Сначала Ольга подготовила ловушку для сватов, а затем, собрав огромное войско, пошла войной на древлян, чтобы отомстить за своего мужа.

    Будучи очень умной и хитрой женщиной, она не только смогла избежать нежеланного замужества, но и смогла полностью обезопасить себя от мести древлян.

    Для этого княгиня полностью сожгла столицу древлян – Искоростень, а самих древлян либо убила, либо забрала и продала в рабство.

    Месть Ольги за смерть мужа была поистине ужасной.

    Князь Владимир более всего стал известен тем, что крестил Русь . К вере он пришел не совсем добровольно, долгое время выбирая, в какой вере быть и какому богу молиться. И даже выбрав, он ставил всяческие условия. Но приняв крещение, он начал активно проповедовать христианство на Руси , уничтожая языческих идолов и подвергая гонениям не принявших новую веру.

    О крещении Руси рассказано очень подробно.Также князь Владимир много упоминается в связи с его военными действиями против печенегов .

    В качестве примера можно привести такие отрывки из произведения:

    • Вот так говорит князь Владимир о том, что необходимо уничтожить языческих богов: «Если где пристанет, отпихивайте его палками, пока не пронесет его через пороги».
    • А вот так высказалась Ольга, реализовывая свой план мести древлянам: «Сейчас вы не имеете ни мёда, ни мехов».

    О крещении Руси

    Поскольку летопись была написана монахом, то ее содержание имеет очень много отсылок к Библии и пропитана духом христианства .

    Сам момент, когда князь Владимир принял крещение, в летописи является основным. Кроме того, князь до того, как принял крещение, описывается как человек, не сдерживавший себя в желаниях, совершавший неправедные с точки зрения христианства, поступки.

    Также описывается момент, как его настигает божья кара за несоблюдение обета – он ослеп и прозрел только после того, как крестился.

    В «Повести временных лет», в главах, в которых говорится о крещении Руси, закладываются основы православной веры, в частности, обосновывается, кто или что может быть объектом поклонения.

    Летопись подводит основу под процесс крещения Руси, говоря о том, что только праведники, которыми считаются христиане, могут попасть на небо.

    Также в летописи описывается начало распространения христианской веры в Руси : что именно делалось, какие церкви строились, как совершалось богослужение, как была организована структура церкви.

    Чему учит Повесть временных лет

    «Повесть временных лет» является знаковым произведением для литературы и истории России. С точки зрения литературоведов – это уникальный исторический памятник славянской письменности в жанре летописи, датой написания которого считается 1113 год.

    Основной темой летописи является описание истории возникновения и развития Руси . Ее автор хотел популяризировать идею могущества русского государства в тот период. Какое бы событие не описывалось монахом, он каждое рассматривал с точки зрения интересов всего государства, и так же оценивал поступки персонажей.

    Летопись в качестве литературного памятника важна и своей ролью в обучении того времени. Отдельные части произведения служили материалом для чтения для детей того времени. До тех пор, пока не появилась специализированная детская литература, науку чтения дети в основном проходили, читая летописи.

    Также важна роль этого произведения и для историков. Есть определенная критика правильности изложения и оценки некоторых исторических событий. Многие исследователи считают, что автор произведения был очень пристрастен. Но все эти оценки делаются с точки зрения современного человека , который также может быть пристрастным в оценке работы летописца.

    Внимание! Такое изложение позволило сделать произведение источником для создания многих более поздних летописей, в частности, летописей городов.

    Повесть временных лет. Князь Олег. Нестор — летописец

    Повесть временных лет - Игорь Данилевский

    Заключение

    «Повесть временных лет» является одной и первых известных исторических свидетельств того, как развивалась и устанавливалась российская государственность. Важна роль произведения и с точки зрения оценки событий, происходивших в древние времена. Чему учит летопись, в целом, понятно.

    1) История создания «Повести временных лет».

    «Повесть временных лет» - одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В летописи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Особенность «Повести временных лет» -- поэтичность, автор мастерски владел слогом, в тексте используются различные художественные средства, позволяющие сделать повествование более убедительным.

    2) Особенности повествования в «Повести временных лет».

    В «Повести временных лет» можно выделить два типа повествования - погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, а летописные рассказы описывают их. В рассказе автор стремится изобразить событие, привести конкретные детали, то есть пытается помочь читателю представить происходящее и вызывает читателя на сопереживание. Русь распалась на множество княжеств и у каждого появились свои летописные своды. В каждом из них отражались особенности истории своего края и писалось только о своих князьях. «Повесть временных лет» являлась частью местных летописных сводов, которые продолжали традицию русского летописания. «Повесть временных лег» определяет место русского народа среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образование русского государства. Нестор перечисляет народы, платящие дань русичам, показывает, что народы, которые угнетали славян, исчезли, а славяне остались и вершат судьбами своих соседей. «Повесть временных лет», написанная в расцвет Киевской Руси, стала основным трудом по истории.

    3) Художественные особенности «Повести временных лет». Как Нес гор-летописец повествует об исторических событиях?

    Нестор повествует об исторических событиях поэтично. Происхождение Руси Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории. Летописец развертывает широкую панораму исторических событий. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах Несторовой летописи - князья, бояре, купцы, посаДники, церковные служители. Он рассказывает о военных походах, об открытии школ, об организации монастырей. Нестор постоянно касается жизни народа, его настроений. На страницах летописи мы прочитаем о восстаниях, убийствах князей. Но автор всё это описывает спокойно и старается быть объективным. Убийство, предательство и обман Нестор осуждает; честность, смелость, мужество, верность, благородство он превозносит. Именно Нестор укрепляет, совершенствует версию о происхождении русской княжеской династии. Главная её цель состояла в том, чтобы показать Русскую землю в ряду других держав, доказать, что русский народ - не без роду и племени, а имеет свою историю, которой вправе гордиться.

    Издалека начинает свой рассказ Нестор, с самого библейского потопа, после которого земля была распределена между сыновьями Ноя. Вот как начинает Нестор своё повествование:

    «Так начнем повесть сию.

    По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Ели-маис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.

    Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией...

    Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Г апатия, Колхида...

    Сим же Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, - было это в дни Некгана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: «Вот род един и народ един». И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки...»

    Затем автор рассказывает о славянских племенах, их обычаях и нравах, о взятии Олегом Царьграда, об основании Киева тремя братьями Кием, Щеком, Хоривом, о походе Святослава на Византию и прочих событиях, как реальных, так и легендарных. Он включает в свою «Повесть...» поучения, записи устных рассказов, документы, договоры, притчи и жития. Ведущей темой большинства летописных записей становится идея единства Руси.

    За столом в тихой келье творит свои исторические писания мудрец. Во всю ширину его фолианта простираются тонкие писания - свидетели осторожных, но гениальных дум. Седина его поблескивает серебром, во взгляде чувствуется светлая душа и честь, его пальцы - инструмент благородного труда - отличаются гибкостью и длиной. Он - тот самый талантливый писатель, мудрый мыслитель в монашеской рясе, литературный самородок, написавший «Повесть временных лет». Краткое содержание летописи открывает нам то время, в которое жил Нестор Летописец.

    Никто не знает, какое у него было детство. Неясно, что его привело в монастырь, кто учил его жизни. Известно лишь, что он был рожден после того, как ушел из жизни Ярослав Мудрый. Примерно в 1070 году в Киево-Печерском монастыре появился смышленый юноша, желающий принять послушание. В 17 лет монахи дали ему второе имя Стефан, еще чуть позднее он был посвящен в дьяконский сан. Во имя истины он сотворил свидетельство древнейших истоков и великий подарок отечеству - «Повесть временных лет». Краткое содержание летописи стоит посвятить тому периоду, который, помимо присутствия в произведении, сопровождал автора и в его настоящей жизни. По тем временам он был очень образованным человеком и отдал все свои знания литературному творчеству. помог людям больше узнать о том, что собой представляла Древняя Русь в 900-1100 годах.

    Автор повести «Временных лет» застал в своей молодости то время, когда на Руси правили князья Ярославичи. будучи их отцом, завещал им беречь друг друга, жить в любви, но княжеская троица чуть было не нарушила просьбу отца. В тот период начались столкновения с половцами - степными жителями. Языческий уклад жизни толкал их на то, чтобы агрессивно заявлять свои права на существование в крещеной Руси: были вызваны бунты и народные восстания с предводителями-волхвами. Об этом рассказывает «Повесть временных лет».

    Краткое содержание данных политических событий в летописи касается и жизни Ярослава Мудрого - основателя литературной сокровищницы, Из этой-то библиотеки и почерпнул свои знания послушник Киево-Печерского монастыря. Нестор Летописец творил во времена больших перемен: это был период княжеских и феодальных противоречий, которые все же не смогли сломить могущество Киевской Руси. Тогда столица жила под предводительством Святополка - алчного и хитрого правителя. Бедный народ не мог больше терпеть кабалу и феодальную эксплуатацию, и в началось народное восстание. Знать была вынуждена обратиться к Владимиру Мономаху - князю Переяславля, чтобы он взял ситуацию в свои руки. Он не хотел вмешиваться в правление чужой вотчиной, но, наблюдая бедствие Киевской Руси, не смог отказать народу в новой политике.

    В произведении «Повесть временных лет» краткое содержаниедревнерусской истории Нестор Летописец обогатил своим опытом и добавил художественных образов: приукрасил заслуги князей и очернил недостойных правителей. Летопись дает ясное представление о том, откуда взяла истоки Русская земля, и кто стал первый княжить. Приметно то, что в оригинале необычайно длинное название повести поясняет краткое содержание. «Повесть временных лет» появилась на свет, когда автору было уже около шестидесяти лет. Мудрый и старательный Нестор в сердцах русских людей остался не только монахом, но и одаренным мыслителем, который сумел подробно и основательно описать начало нашего пути.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека