Социальная система общества обеспечивает. Понятие, структура и признаки социальной системы

Введение 2

1. Понятие социальной системы 3

2. Социальная система и её структура 3

3. Функциональные проблемы социальных систем 8

4. Иерархия социальных систем 12

5. Социальные связи и типы социальных систем 13

6. Типы социальных взаимодействий между подсистемами 17

7. Общества и социальные системы 21

8. Социальные и культурные системы 28

9. Социальные системы и индивидуум 30

10. Парадигма анализа социальных систем 31

Заключение 32

Список литературы 33

Введение

Теоретико-методологические основания развития теории социальных систем связаны с именами Г.В.Ф. Гегеля как основоположника системного анализа и мировоззрения, а также А.А. Богданова (псевдоним А.А. Малиновского) и Л. Берталанфи. В методологическом плане теория социальных систем ориентируется на функциональную методологию, исходящую из принципа первичности идентификации целого (системы) и его элементов. Такая идентификация должна проводиться на уровне объяснения поведения и свойств целого. Так как подсистемные элементы связаны различными причинно-следственными связями, то существующие в них проблемы могут в той или иной степени порождаться системой и влиять на состояние системы в целом.

Каждая социальная система может быть элементом более глобального социального образования. Именно этот факт вызывает наибольшие сложности при построении концептуальных моделей проблемной ситуации и предмета социологического анализа. Микромоделью социальной системы является личность – устойчивая целостность (система) социально-значимых черт, характеристик индивида как члена общества, группы, общности. Особую роль в процессе концептуализации играет проблема установки границ изучаемой социальной системы.


1. Понятие социальной системы

Социальная система определяется как множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях образующих единое целое. Такая система при взаимодействии с внешней средой способна изменить отношения элементов, т.е. свою структуру, представляющую сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами системы.

Наиболее глубоко проблема социальных систем была разработана американским социологом-теоретиком Т. Парсонсом (1902 – 1979) в его работе «Социальная система». Несмотря на то, что в работах Т. Парсонса в основном рассматривается общество в целом, с точки зрения социальной системы могут быть проанализированные взаимодействия социальных множеств на микроуровне. Как социальную систему можно проанализировать студентов вузов, неформальную группу и др.

Механизмом социальной системы, стремящимся к поддержанию равновесия, есть самосохранение. Так как каждая социальная система заинтересована в самосохранении, то возникает проблема социального контроля, который можно определить как процесс, противодействующий социальным отклонениям в социальной системе. Социальный контроль, наряду с процессами социализации, обеспечивает интеграцию индивидов в общество. Это происходит через интериоризацию индивидом социальных норм, ролей и образцов поведения. Механизмы социального контроля, по мнению Т. Парсонса, включают в себя: институционализацию; межличностные санкции и воздействия; ритуальные действия; структуры, обеспечивающие сохранение ценностей; институционализацию системы, способной осуществлять насилия и принуждения. Определяющую роль в процессе социализации и формах социального контроля играет культура, которая отражает характер взаимодействий индивидов и групп, а также «идеи», опосредующие культурные образцы поведения. Это значит, что социальная система является продуктом и особым видом взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений.

Каждая из основных функций социальной системы дифференцируется на большой ряд подфункций (менее общих функций), которые реализуются людьми, включенными в ту или иную нормативную и организационную социальную структуру, более или менее отвечающую функциональным требованиям общества. Взаимодействие микро- и макросубъективных и объективных элементов, включенных в данную организационную структуру для реализации функций (экономических, политических и др.) социального организма, придает ей характер социальной системы.

Функционируя в рамках одной или нескольких основных структур социальной системы, социальные системы выступают в качестве структурных элементов социальной реальности, а следовательно, и исходных элементов социологического познания ее структур .

2. Социальная система и её структура

Система – это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое и способны во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру. Существенными чертами любой системы является целостность и интеграция.

Первое понятие (целостность) фиксирует объективную форму существования явления, т.е. его существования как целого, а второе (интеграция) – процесс и механизм объединения его частей. Целое больше суммы входящих в него частей. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживает некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные и интегральные качества.

Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей, а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями, которые они занимают, и конкретными социальными функциями, которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами. В число элементов социальной системы могут входить различные идеальные и случайные элементы.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенные в различные общности в условиях действия совокупности факторов, влияющих на формирование и поведения личности. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами, т.е. качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов отдельности.

Определенный способ связи взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей, образуют структуру социальной системы. В социологии нет общепринятого определения понятия «социальная структура». В различных научных трудах это понятие определяется как «организация отношений», «определенная артикуляция, порядок устройства частей»; «последовательные, более или менее постоянные регулярности»; «образец поведения, т.е. наблюдаемое неформальное действие или последовательность действий»; «отношения между группами и индивидами, которые проявляются в их поведении» и др. Все эти примеры, на наш взгляд, не противостоят, а дополняют друг друга, позволяют создать интегральное представление об элементах и свойствах социальной структуры.

Видами социальной структуры являются: идеальная структура, связывающая воедино верования, убеждения, воображения; нормативная структура, включающая ценности, нормы, предписанные социальные роли; организационная структура, определяющая способ взаимосвязи позиций или статусов и детерминирующая характер повторения систем; случайная структура, состоящая из элементов, включенных в ее функционирование, имеющихся в данный момент в наличии. Первые два вида социальной структуры связаны с концепцией культурной структуры, а два других – с концепцией социетальной структуры. Нормативная и организационная структуры рассматриваются как единое целое, а элементы, включенные в их функционирование, - как стратегические. Идеальная и случайная структуры и их элементы, будучи включенными в функционирование социальной структуры как единого целого, могут вызвать и позитивные, и негативные отклонения в ее поведении. Это, в свою очередь, имеет следствием рассогласование во взаимодействии различных структур, выступающих в качестве элементов более общей социальной системы, дисфункциональные расстройства этой системы.

Структура социальной системы как функциональное единство совокупности элементов регулируется только ей присущими законами и закономерностями, обладает своей собственной детерминированностью. Вследствие этого существование, функционирование и изменение структуры определяется не законом, стоящим как бы «вне ее», а имеет характер саморегулировки, поддерживающей – в определенных условиях – равновесие элементов внутри системы, восстанавливающей его при известных нарушениях и направляющей изменение этих элементов и самой структуры.

Закономерности развития и функционирования данной социальной системы могут совпадать и не совпадать с соответствующими закономерностями социетальной системы, иметь позитивные или негативные социально значимые последствия для данного общества .

3. Функциональные проблемы социальных систем

Отношения взаимодействия, анализируемые с точки зрения статусов и ролей, имеют, место в системе. Если такая система формирует устойчивый порядок или в состоянии поддерживать упорядоченный процесс изменений, направленных к развитию, то для этого внутри нее должны существовать определенные функциональные предпосылки. Система действия структурирована в соответствии с тремя интегративными исходными пунктами: индивидуальным актором, системой взаимодействия и системой культурных эталонов. Каждый из них предполагает наличие других, и, следовательно, изменчивость каждого лимитируется необходимостью соответствовать определенному минимуму условий для функционирования каждого из двух остальных.

Как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Такой универсальный для всех наук аналитический подход должен быть приемлем и для позитивной науки об обществе. Описанные выше попытки представить общество как организм, как саморазвивающееся целое, обладающее способностью самоорганизации и поддержания равновесия, по сути были предвосхищением системного подхода. В полной мере речь о системном понимании общества можно вести после создания Л. фон Берталанфи общей теории систем.

Социальная система - это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов.

Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, с точки зрения системного подхода общество — это что-то вроде матрешки, внутри которой находится множество все более маленьких матрешек, следовательно, существует иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система — нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, и как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых не было у се элементов, взятых в отдельности.

Всякая система, в том числе социальная, может быть описана с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; во-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой.

Отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с необходимостью решения большой проблемы: как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и самим своим существованием обусловливающей его решения и поступки. Если следовать логике системного подхода, то, строго говоря, свободы индивида нет вообще, поскольку общество как целое превышает сумму своих частей, т.е. являет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, сведенный к объему математической точки. Тогда в ракурс социологического рассмотрения попадает не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне: ведь внутри все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т.е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Систему спасает то, что она обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система по своей природе гармонична: она тяготеет к внутреннему балансу, и его временные нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины. Общество похоже на хороший оркестр, где гармония и согласие являются нормой, а разлад и музыкальная какофония — случайным и досадным исключением.

Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки следующим поколениям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в системе классового общества представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших помимо своей воли воспроизводят свой недостаток образования и свои трудовые навыки в своих детях.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать но своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала как класс в составе «третьего сословия», и л ишь когда система сословного общества уже не могла сохранять внутренний баланс, выломалась из нее, что означало гибель всей системы.

Системные характеристики общества

Общество можно представить в виде многоуровневой системы . Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные и , которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Различия выполняемых социальными группами функций, противостояние их целей требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:

  • как взаимодействие индивидов;
  • как групповое взаимодействие;
  • как иерархия социальных статусов (институциональных ролей);
  • как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным.

Общество — динамическая система , т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния. Таково, например, свободное колебание маятника.

Общество — нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Кроме того, если маятник возвращается в прежнее состояние со 100%-ной вероятностью, общество никогда не возвращается назад к какой-то точке своего развития.

Общество — открытая система . Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций — непредсказуемых отклонений от стационарного состояния и бифуркаций — разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, к ним неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами по себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда теряются привычные нити причинно-следственных связей и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.

Нелинейная система способна порождать аттракторы — особые структуры, превращающиеся в своего рода «цели», к которым направляются процессы социальных изменений. Это новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок. Так возникают новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, резко приобретающие общенародную популярность, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Например, в период двоевластия в России 1917 г. непредсказуемые стремительные социальные изменения за несколько месяцев привели к большевизации советов, неслыханному росту популярности новых лидеров и в конечном счете к полной смене всей политической системы в стране.

Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркса до современных работ по теории сложных систем. Уже у Дюркгейма развитие социального порядка ассоциируется с усложнением общества. Особую роль в понимании систем сыграла работа Т. Парсонса «Социальная система» (1951). Он сводит проблему системы и индивида к взаимоотношению между системами, поскольку рассматривает как систему не только общество, но и личность. Между этими двумя системами, согласно Парсонсу, существует взаимопроникновение: невозможно представить себе систему личности, которая не была бы включена в систему общества. Социальное действие и его компоненты также являются частью системы. Несмотря на то что действие само складывается из элементов, вовне оно выступает как целостная система, качества которой активизируются в системе социального взаимодействия. В свою очередь система взаимодействия является подсистемой действия, гак как каждый единичный акт состоит из элементов системы культуры, системы личности и социальной системы. Таким образом, общество представляет собой сложное переплетение систем и их взаимодействий.

По мнению немецкого социолога Н. Лумана, общество представляет собой аутопойетическую систему — саморазличающую и самообновляющуюся. Социальная система обладает способностью отличать «себя» от «других». Она сама воспроизводит и определяет собственные границы, отделяющие ее от внешней среды. Кроме того, согласно Луману, социальная система в отличие от природных систем строится на основе смысла, т.е. в ней обретают смысловое согласование ее различные элементы (действие, время, событие).

Современные исследователи сложных социальных систем фокусируют свое внимание не только на чисто макросоциологических проблемах, но и на вопросах, как реализуются системные изменения на уровне жизни индивидов, отдельных групп и общин, регионов и стран. Они приходят к выводу, что все изменения происходят на различных уровнях и взаимосвязаны в том смысле, что «высшие» возникают из «низших» и снова возвращаются к низшим, оказывая на них влияние. Нап р им ер, социальное неравенство проистекает из разницы в доходах и благосостоянии. Это не просто идеальная мера распределения доходов, но реальный фактор, продуцирующий определенные социальные параметры и оказывающий влияние на жизнь индивидов. Так, американский исследователь Р. Уилкинсон показал, что в тех случаях, когда степень социального неравенства превышает определенный уровень, оно оказывает влияние на здоровье индивидов само по себе, вне зависимости от фактического благосостояния и дохода.

Общество обладает самоорганизационным потенциалом, что позволяет рассматривать механизм его развития, особенно в ситуации трансформации, с позиций синергетического подхода. Под самоорганизацией понимаются процессы спонтанного упорядочения (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах.

Синергетика - новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах самой различной природы. Данный переход называется фазой становления, которая связана с понятием бифуркации или катастрофы — скачкообразным изменением качества. В решающий момент перехода система должна совершить критический выбор через динамику флуктуации, и этот выбор происходит в зоне бифуркации. После критического выбора происходит стабилизация и система развивается дальше в соответствии со сделанным выбором. Именно так по законам синергетики фиксируются фундаментальные соотношения между случаем и внешним ограничением, между флуктуацией (случайностью) и необратимостью (необходимостью), между свободой выбора и детерминизмом.

Синергетика как научное течение возникло во второй половине XX в. в естественных науках, однако постепенно принципы синергетики распространились и в гуманитарных науках, став настолько популярными и востребованными, что на настоящий момент синергетические принципы находятся в центре научного дискурса в системе социально-гуманитарного знания.

Общество как социальная система

С точки зрения системного подхода может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, общество — что-то вроде набора матрешек, когда внутри большой матрешки находится матрешка поменьше, а внутри нее — еще более маленькая и т.д. Таким образом, существует иерархия социальных систем.

Общий принцип теории систем заключается в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, — как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых нет у ее элементов, взятых в отдельности.

Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем не направляются извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с большой проблемой — как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим своим существованием его решения и поступки. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, и социологическому рассмотрению подвергается не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне, так как внутри системы все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, внося в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Система сохраняется, так как обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система тяготеет к внутреннему балансу и временные его нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины.

Система умеет воспроизводить самое себя. Это происходит без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки своим детям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в классовом обществе представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших классов помимо своей воли воспроизводят в своих детях недостаток образования и свои трудовые навыки.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет действовать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы, социальные слои и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала в составе «третьего сословия» (первое сословие — дворянство, второе — духовенство), но когда система сословного общества не могла сохранять внутренний баланс, она «выломалась» из нее, что означало гибель всей системы.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп могут привести к гибели общества, если не будет такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, проверенные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Под социальной системой понимается целостное образование, состоящее из функционально взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (индивидов, групп, организаций, институтов, общностей). Социальная система – понятие более широкое, чем социальная структура. Если социальная система – это способ организации взаимодействия всех составляющих ее элементов, то социальная структура выступает как совокупность наиболее устойчивых элементов и их связей, обеспечивающих воспроизводство и функционирование всей системы. Иными словами, социальная структура образует основу, каркас социальной системы.

Общество как глобальная социальная система представляет собой сложное целостное образование, включающее ряд подсистем, несущих самостоятельную функциональную нагрузку. Выделяют преимущественно следующие основные подсистемы общества: экономическую, политическую, социальную и духовную (социокультурную).

Экономическая подсистема регулирует отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Она призвана решать три взаимосвязанных вопроса: 1) что производить (какие товары и услуги); 2) как производить (на основе какой технологии и с помощью каких ресурсов); 3) для кого производить (кому предназначены эти товары и услуги). Главная функция экономической подсистемы – адаптация к изменяющимся условиям природной среды и удовлетворение материальных потребностей и интересов членов общества. Чем выше уровень экономической организации общества, тем выше степень его адаптации, а следовательно, и эффективности функционирования, что наглядно демонстрируют сегодня наиболее развитые индустриальные страны.

Политическая подсистема регулирует отношения, связанные с установлением, организацией, функционированием и изменением публичной власти. Основными элементами политической подсистемы являются государство, правовые институты (суд, прокуратура, арбитраж и т. д.), политические партии и движения, общественно-политические ассоциации и объединения и т. д. В ее состав также входят ценностно-нормативные структуры, регулирующие взаимодействия политических субъектов, и средства массовой информации, обеспечивающие взаимосвязь между государством и гражданским обществом. Главная функция политической подсистемы сводится к обеспечению социального порядка, стабильности и интеграции общества, его мобилизации на решение жизненно важных задач и проблем.

Социальная подсистема регулирует взаимодействия различных групп и общностей по поводу социальных условий их жизнедеятельности. Социальная сфера в самом широком смысле – это совокупность организаций и институтов, отвечающих за благосостояние всего населения (общественное питание, здравоохранение, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание и т. д.). Социальная сфера на узком уровне подразумевает только учреждения социальной защиты и социального обеспечения, которые охватывают одни социально-уязвимые слои населения (пенсионеров, безработных, инвалидов, многодетных и т. д.).

Духовная (социокультурная) подсистема направляет деятельность по созданию, развитию и освоению культурных, духовно-нравственных ценностей, определяющих сознание и поведение человека. К основным структурным элементам духовной сферы относят науку, образование, воспитание, мораль, литературу, искусство, религию. Главные функции этой подсистемы – социализация личности, образование и воспитание молодого поколения, развитие науки и культуры, воспроизводство социокультурной среды жизнедеятельности людей, обогащение их духовного мира.

Все четыре подсистемы тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. При этом крайне сложно установить, какая из них играет ведущую роль. Марксистская позиция, согласно которой экономическая сфера обусловливает социальные, политические и духовные процессы, неоднократно подвергалась критике со стороны многих социологов. Их главный аргумент – невозможно объяснить причины устойчивости одних обществ и распада других только влиянием производственных отношений. В настоящее время исследователи воздерживаются от однозначных оценок ведущей роли той или иной подсистемы общества. По их мнению, общество может нормально развиваться лишь в результате эффективного и согласованного функционирования всех своих основных подсистем – экономической, политической, социальной и духовно-культурной. Недооценка любой из них чревата негативными последствиями для жизнедеятельности общества как целостной системы.

При определении социальной структуры общества важно установить ее исходные составляющие элементы. С этой позиции социологи выделяют две основные теоретические модели социальной структуры: нормативно-ценностную и категориальную. Первая представлена структурным функционализмом и примыкающими к нему социологическими направлениями (2.8). Согласно этой модели, основными элементами социальной структуры являются нормативно-ценностные образования – социальные институты, статусно-ролевые группы и т. п. При этом источником изменения социальной структуры выступает доминирующая в обществе система ценностей, норм, культурных образцов, определяющих значимость той или иной социальной роли, того или иного типа социальной деятельности. Тем самым социальная структура рассматривается не как застывшая конфигурация, а как динамичная целостная система, представляющая собой результат взаимодействия составляющих ее элементов.

Категориальная модель социальной структуры основана на том, что главными основными компонентами социальной структуры являются крупные социальные категории – классы, социальные слои, профессиональные группы и т. д. При этом социологи-марксисты подчеркивают обусловленность социальной структуры господствующим способом производства и акцентируют внимание на анализе классовых противоречий, их воздействия на структурные сдвиги в обществе, в то время как представители технологического детерминизма источником изменений в социальной структуре считают технологические инновации и полагают, что технический прогресс способен разрешить все противоречия современного общества.

Существует также исключительно-эмпирический подход к изучению социальной структуры общества. Сторонники этого направления включают в содержание социальной структуры только наблюдаемые и эмпирически фиксируемые общности людей, обладающие измеряемыми признаками (возраст, профессия, доход, образование и т. д.).

Наконец, в социологической литературе нередко встречается и предельно широкая трактовка социальной структуры, когда речь идет об общем строении общества, включающем самые различные и разнохарактерные структурные компоненты, и когда имеется в виду и социально-демографическая, социально-территориальная, социально-этническая и иная структура общества.

Таким образом, социальная структура общества рассматривается в различных аспектах. Задача социологии состоит прежде всего в том, чтобы выявить закономерности ее формирования и развития. Это тем более важно, что именно социальная структура во многом определяет стабильность общества, его качественную характеристику как целостной социальной системы.


| |

Социальная система – это качественно определённое явление, элементы которого находятся во взаимных связях и образуют единое целое.

Специфика социальной системы:

1) Социальная система складывается на базе определённой, той или иной социальной общности (социальной группы, социальной организации).

2) Социальная система представляют собой целостность и интеграцию. Существенными чертами социальной системы являются целостность и интеграция.

Целостность – фиксирует объективную форму существования явлений, то есть существование как единого целого.

Интеграция – это сам процесс и механизм объединения частей.

Структура социальной системы:

1. Люди (даже один человек, личность).

3. Нормы связей.

Признаки социальной системы.

1) Относительное постоянство и устойчивость.

Образует новое, интегративное качество, не сводимое к сумме качеств её элементов.

3) Каждая система в чём-то уникальна и сохраняет самостоятельности («социум» – каждое отдельное явление социальной системы).

4) Социальные системы могут взаимно перегруппировываться по типам синтеза (японское общество, нет жёсткой конфронтации между традициями и новациями), симбиоза (как белок и желток; наша страна: что-то новое привносилось, но свои традиционные корни всегда сохраняются) или насильственным путём (для нас тоже характерна…).

5) Социальные системы развиваются по определённым закономерностям, которые складываются внутри них.

6) Индивид должен подчиняться законам той социальной системы, в которую он включён.

7) Основной формой развития социальных систем являются инновации (то есть нововведения).

8) Социальные системы обладают значительной инерционностью (устойчивость, не восприятие, возникает эффект «сопротивления» инновации).

9) Любая социальная система состоит из подсистем.

10) Социальные системы максимально сложные образования, так как их основной элемент – человек – обладает большим диапазоном выбора поведения.

11) Социальные системы обладают значительной неопределённостью функционирования (хотели как лучше, а получилось как всегда).

12) Социальные системы имеют границы управляемости.

Типы социальных системы.

I. По уровню системы:

1) Микросистемы (личность – это сложная социальная система; малая группа – студенческая, семейная; изучают их микросоциологии).

2) Макросистемы (об обществе в целом…).

3) Мегасистемы (общепланетарная система).

II. По качеству:

1. Открытые, то есть такие, которые взаимодействуют с другими системами по множеству каналов.

2. Закрытые, то есть те, которые взаимодействуют с другими системами по одному-двум каналам. Скажем, СССР был закрытой системой.

3. Изолированные социальные системы. Это очень редкое явление, поскольку изолированные системы нежизнеспособны. Это те, которые не взаимодействуют с другими вообще. Албания.

III. По структуре:

1) Гомогенные (однородные).

2) Гетерогенные (разнородные). Состоят из элементов разного рода: экологических, технических и социальных элементов (людей).

Общество как социокультурная система.

Общество – это исторически сложившаяся и развивающаяся совокупность отношений между индивидами в процессе их совместной жизнедеятельности.

Признаки общества.

1. Общность территории.

2. Самовоспроизводство.

3. Самообеспеченность (общая экономика).

4. Саморегулируемость.

5. Наличие норм и ценностей.

Структура общества.

1. Социальные общности и группы (люди создают сами).

2. Социальные организации и институты.

3. Нормы и ценности.

Источник развития общества: инновационная энергия людей.

Функционирование общества.

Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство на основе:

1) Социализации (на основе усвоения норм общества).

2) Институционализации (когда мы вступаем во всё новые и новые отношения).

3) Легитимации (когда уже под отношения в обществе подводятся законы).

Алгоритм развития общества:

Инновация =>

Шок (нарушение равновесия) =>

Бифуркация (разделение) =>

Флуктуация (колебание) =>

НОВОЕ ОБЩЕСТВО.

Функции общества.

1. Создание условий для удовлетворения разнообразных потребностей индивида.

2. Предоставление индивидам возможностей для самореализации.

Типы обществ.

I. По способу производства.

· Первобытное общество.

· Рабовладельческое общество.

· Феодальное общество.

· Капиталистическое общество.

· Коммунистическое общество.

II. По цивилизационному критерию.

· Традиционные общества (доиндустриальные, аграрные).

· Индустриальные общества.

· Постиндустриальные общества.

III. По политическому критерию:

· Тоталитарные общества.

IV. Религиозный критерий.

· Христианские общества: католические (их больше всего); протестантские; православные.

· Мусульманские – суннитские и шиитские общества.

· Буддистские (буряты).

· Иудейские общества (евреи).

Закономерности развития общественных систем.

1. Ускорение истории. Фактически, каждое следующее общество проходит свой жизненный цикл быстрее, чем предыдущее (первобытное дольше всех, остальные меньше…).

2. Уплотнение исторического времени. На каждом следующем сравнимым с предыдущим этапом происходит больше событий, чем на предыдущем этапе.

3. Закономерность неравномерного развития (неравномерность развития).

4. Возрастание роли субъективного фактора. Это означает возрастание роли личности, каждого человека.

Социальная организация.

В русском языке понятие «организация» упоминается значение «где человек работает, в какой организации»… У нас на примере «организация учебного процесса», то есть «как организовать, упорядочить жизнь людей».

Социальная организация – это способ упорядочения и регулирования деятельности людей.

Признаки (обязательные элементы, структурный анализ) социальной организации:

1. Наличие общих целей и интересов.

2. Система статусов и ролей (в университете три статуса: учащиеся, профессорско-преподавательский и что-то типа обслуживающего персонала. Роли учащихся: старосты, студенты, профорги… Профессорско-преподавательский статус, роли: доцент, кандидат наук…).

3. Правила отношений.

4. Это отношения общественной власти. Это не политическая власть, а скорее право оказания влияния, способность оказывать влияние (по Максу Веберу).

Социальные свойства организации.

1) Организация создаётся как инструмент решения общественных задач.

2) Организация складывается как специфическая человеческая (то есть социальная) общность.

3) Организация объективируется как безличностная структура связей и норм (до нас были студенты и преподаватели и после нас будут).

Эффективность социальной организации зависит от сотрудничества (от синергии – синергия, новая наука синергетика – наука сотрудничества), где главное не численность, а способ объединения.

Учёные утверждают, что самые устойчивые малые группы – пять человек. Два человека – крайне неустойчивая. Три – более устойчивая. Но пять считается самым лучшим, оптимальным вариантом.

Варианты объединения: круг, змея, игрек и штурвал:

Круг Змея Игрек Штурвал


Лучше иметь группу из нечётного количества человек, чтобы не разбилось пополам.

Чтобы энергия социальной организации возрастала необходимы:

1. Одновременность и однонаправленность многих усилий.

2. Разделение и комбинирование труда.

3. Необходима последовательная зависимость участников друг от друга.

4. Психологическое взаимодействие (для тех, кто будет длительно жить в замкнутом пространстве – типа космоса, подводной лодки…).

5. Групповой контроль.

Функции социальной организации.

1) Координация действий людей.

2) Сглаживание конфликтов между управляющими и подчинёнными.

3) Сплочение членов группы.

4) Сохранение чувства индивидуальности.

Типы социальных организаций.

I. По размерам организации могут быть:

1) Большие (государства).

2) Средними (молодёжная организация, профсоюзные организации).

3) Малые (семья, студенческая группа…).

II. По правовому основанию.

1) Легитимные организации и нелегальные организации.

2) Формальные (имеет уставные документы) и неформальные организации.

И легальная, и нелегальная организации могут быть и формальными и неформальными.

Формальная организация была описана Максом Вебером в его теории рациональности и получила название «теория бюрократии». По Веберу формальная организация – это бюрократия идеального типа. Управленческая деятельность осуществляется постоянно, существует потолок компетенции на каждом уровне, вышестоящие руководители осуществляют контроль за нижестоящими (вертикаль власти), каждый чиновник отделён от собственности на средства управления. Управленческая работа становится особой специальной профессией (люди должны получать знания специальные. РАКС – Российская Академия… В общем, там 2/3 чиновников так и не появлялись).

III. По историческим типам:

1) Сословно-феодальные организация. Она существует и до сих пор. В этой организации жёстко закреплены статусы и роли (в неё невозможно поменять статусы и роли)

2) Командно-административная организация. СССР её в полном объёме пережил. Для этой организации характерны так называемый этатизм (большая роль государства), партенализм (большая роль первого лица).

3) Гражданское общество как вид социальной организации. Это прежде всего правовое, социальное государство, демократия, мобильность, плюрализм, самоуправление, автономия личности, плюс широкие права и свободы, которые гарантированы.

Юридическая организация (как отдельная организация).

Возникла достаточно поздно – только в XIX веке.

Юридическая организация – это государственное учреждение или общественная организация, специально созданная для профессионального выполнения юридических функций, то есть для установления юридических фактов и разрешения коллизий на основе права.

К юридическим организациям относятся: все правоохранительные органы, это и суды, прокуратура, милиция, адвокатура, нотариат и даже административные учреждения.

А вот что не относится к юридическим организациям: к ним не относятся органы государственного управления (в том числе и Министерство Юстиции) и так называемые уголовно-исполнительные учреждения.

Суть социальной организации – это обеспечить социальный (общественный) порядок в обществе.

Социальные институты.

Социальный институт – это форма регулирования совместной деятельности с помощью системы норм и правил.

Структура социального института:

1. Определённая сфера деятельности (политическая, экономическая, социальная, культурная).

2. Это группа лиц, выполняющих организационно-управленческие функции.

3. Это нормы и принципы, правила отношений между людьми.

4. Это материальные средства.

Функции социальных институтов:

1) Обеспечение развития общества.

2) Осуществление социализации (процесс усвоения правил жизни в обществе).

3) Обеспечение преемственности в использовании ценностей и передаче норм социального поведения.

4) Стабилизация общественных отношений.

5) Интеграция действий людей.

Типы социальных институтов (типология):

I. По типам деятельности:

1) Экономическая деятельность (экономика) – институт производства, собственности, обмена, торговли, рынка, денег, банков…

2) Социально-политические институты (политика как социальный институт) – сюда входят институт государства, институт президентства, парламента, правительства… Помимо государства, это институт власти (исполнительная, законодательная и судебная), институт политических режимов и политических партий. Институт права.

3) Социо-культурные институты (институты культуры) – к ним относятся религия, образования и наука. Сейчас в эту сферу начинает входить институт общественного досуга.

4) Социальные институты в социальной сфере. Сюда относятся институт семьи (отношения между мужем и женой, родителями и другими родственниками), институт брака (отношения между мужчиной и женщиной), институт воспитания, институт медицины или здравоохранения, институт социальной опеки и социального обеспечения.

II. В зависимости от выполняемых функций:

1) «Реляционные» социальные институты (то есть определяющие ролевую структуру общества).

2) Регулятивные социальные институты (определяющие допустимые рамки независимых действий личности в обществе).

3) Интегративные социальные институты (ответственность за обеспечение интересов социальной общности как целого).

Изменение социальных институтов происходит под воздействием объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов и причин.

Институционализация – это процесс подведения норм и правил под определённый вид отношений между людьми.

Социальные процессы.

1. Сущность социальных процессов.

2. Социальные конфликты и кризисы.

3. Социальные реформы и революции.

Социальные системы - это следующее множество взаимосвязанных и упорядоченных между собой элементов:

человек и различные социальные группы;

материальные объекты (средства труда, предметы труда, здания, сооружения, средства связи и т.д.);

процессы (экономические, политические, социальные, духовные);

ценности (идеи, знания, культурные и нравственные ценности, обычаи, традиции, верования и т.д.).

Все социальные системы можно классифицировать по тем же основаниям, что и другие разновидности систем.

I. По генетическому признаку они делятся на:

Материальные системы:

Малые социальные группы (семья, профессиональные группы, партийные ячейки и т.д.);

Средние (сельская община, муниципалитет и т.д.);

Большие (государство, конфедерация профсоюзов, партии и т.д.);

Сложные системы (союзы государств, военно-политические блоки, экономические союзы и т.д.).

Идеальные системы связаны с осознанием и познанием человеком окружающего мира. Они также могут подразделяться на:

Малые (индивидуальное сознание, духовный мир личности);

Средние (система взглядов определенной группы индивидов, традиции и обычаи этнической группы и т.д.);

Большие (экономическая теория, социологическая наука и т.п.);

Универсальные (мировоззрение, мифология, религия и т.п.).

II. По форме социальные системы делятся на:

Малые социальные системы. К ним относятся отдельные социальные объекты, внутренняя структура и функционирование которых относительно просты, а взаимодействие составляющих их элементов носит координационный характер (индивид, семья, малая группа и т.д.).

Средние социальные системы. Они имеют в своей структуре две четко выделенные группы элементов, между которыми связи носят субординационный характер (например, структура местной власти, экономическая структура района и т.д.).

Большие социальные системы. Они включают сложную структуру взаимодействий между составляющими их элементами (например, государство, партии, экономическая система страны).

Сложные социальные системы. К ним относятся такие, которые имеют многоуровневую систему существования с внутренней регуляцией подсистем (Содружество независимых государств, Международный валютный фонд, Европейский союз, цивилизации).

III. По характеру взаимодействия социальные системы делятся на:

Открытые (мягкие) системы подвержены влиянию внешних условий и сами оказывают на них обратное воздействие (например, международные спортивные, культурные и т.п. ассоциации).

Закрытые. Полностью закрытых (жестких) систем не бывает, а бывают ограниченно взаимодействующие с другими конкретными системами. Например, система исправительных (пенитенциарных) учреждений в государстве.

IV По характеру своих закономерностей социальные системы бывают:

Вероятностными. В них их компоненты могут взаимодействовать в неопределенном количестве вариантов (например, общество в состоянии войны).

Детерминированными. Они имеют точно определенный результат взаимодействия (например, правовая, законодательная).

V. По степени общности:

Социально-экономические формации - это совокупность производственных сил и производственных отношений;

Социальные общности, объединенные по какому-либо признаку (нации, сословия, этнические группы, поселения);

Организации, действующие в реальном секторе экономики (производственные.);

Первичный уровень социальных систем. Здесь каждый человек имеет непосредственный контакт со всеми (бригады, отделы).

VI. По территориальному признаку:

Федерация;

Субъект федерации;

Муниципальные объединения (город, поселок и т.д.)

VII. По сферам общественной жизни:

Экономическая (промышленность, связь, сельское хозяйство, транспорт, строительство);

Политическая;

Социальная;

Духовная;

семейно - бытовая.

VIII. По степени гомогенности социальные системы могут быть:

Гомогенные - однородные социальные системы, элементы которых обладают одними и теми же или близкими свойствами. Такие системы не имеют глубоких различий в своей структуре. Примером гомогенной социальной системы может выступать студенчество как социальная группа.

Гетерогенные - разнородные социальные системы, которые состоят из элементов с различными свойствами и структурами. Примером гомогенной социальной системы может служить любое конкретное общество (российское, американское).

IX Социальные системы могут различаться по cтепени сложности. Степень сложности зависит не от масштабов системы, не от ее «величины», а от структуры, организации, характера связи элементов и других факторов. Так, например, личность является более сложной социальной системой, чем другие, гораздо более «крупные» по размеру социальные системы.

Таким образом, социальная система как социологический феномен является многомерным и многоаспектным образованием со сложным составом, типологией и функциями.

социальный система классификация

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека