Сложно ли быть начинающим продавцов автозапчастей в СТО? Автозапчасти от А до Я: Устройство автомобилей для новичков.

Приобретая автозапчасти, владельцы грузовиков нередко сталкиваются с некомпетентностью продавцов. Такая ситуация как минимум раздражает.

Автозапчасти - специфический товар, отличающийся большим разнообразием. Освоить его перечень и наименование без специальных знаний невозможно.

Необходимо овладеть базовыми понятиями, изучить особенности каждой детали. Наиболее оптимальным уровнем компетенции продавца является обладание полнотой знаний не только по запчастям, но и по устройству грузового транспорта в целом, особенностями его эксплуатации и технического обслуживания.

Чтобы в ответ на запрос покупателя, предложить несколько вариантов решения проблемы и . Таким образом, продавец осуществляет не только непосредственно саму продажу, но и выступает в роли продавца-консультанта. Профессионализм продавца в магазине автозапчастей является главным фактором, который заставляет водителей возвращаться именно в эту торговую точку снова и снова.

Особенностью рынка автозапчастей к грузовикам является тот факт, что покупатель, как правило, самостоятельно ремонтирует свою машину либо разбирается в её устройстве на "уровне продвинутого пользователя". Нередко, владелец грузовика черпает свои знания из Интернета, не имея собственного практического опыта.

В этом случае грамотное консультирование развеет мифы и заблуждения такого покупателя, поможет осуществить правильный выбор, не в ущерб его интересам. При этом приходится сталкиваться с разборчивостью и откровенными капризами клиентов, не позволяя себе отходить от принципа "покупатель всегда прав".

Каким способом сервисная компания может решить кадровую задачу? Для эффективной подготовка персонала автосервисного центра потребуется вложить немало временных и материальных затрат. Обучение продавца магазина автозапчастей или центра сервисного обслуживания проходит в несколько этапов:

  1. Базовое обучение. В этот период формируется чёткое понятие об устройстве грузового транспорта, назначении и устройстве механизмов и агрегатов машины. У будущего продавца автозапчастей выстраивается системное мышление в отношении принципов работы разных модификаций грузовиков.
  2. Детальное изучение технических особенностей устройства и управления наиболее распространённых марок коммерческих машин, их автозапчастей, условий взаимозаменяемости ведущих узлов, агрегатов и деталей. Кроме того, необходимо обладать всей полнотой сведений о компании-изготовителе, поставщиках и дилерах конкретной модели грузового автомобиля.
  3. Знакомство с понятийным аппаратом согласно техническому обслуживанию и ремонту грузовиков. Изучение статистики отказов. Продавец-консультант должен знать абсолютно всё о гарантийных обязательствах производителя и технике продаж автозапчастей.
  4. Конструктивные особенности современных грузовиков регулярно меняются. Деятельность компаний-автопроизводителей осуществляется в рамках жёсткой конкуренции. Машины становятся всё более совершенными. Внедряются электронные системы, устанавливается программное обеспечение. Разобраться в последних разработках и технических новинках не представляется возможным без постоянного самообразования.

В результате повышения профессионального уровня продавца автозапчастей сервисный центр получает возможность качественно улучшить взаимодействие с клиентами, существенно сократить время обслуживания каждого покупателя, исключив, таким образом, образование очередей. Владелец грузовика обязательно вернётся в тот магазин, где консультация по вопросу ремонта или замены комплектующих подробна и доступна, без приёмов агрессивного воздействия.

В этом случае рост доверия к продавцу и к самому заведению - обеспечен. Как следствие - увеличиваются объёмы продаж. Вот только некоторые технические разделы, знаний которых является обязательным минимумом для будущего продавца магазина автозапчастей:

  • номенклатура и система обозначения комплектующих автозапчастей для коммерческих и грузовых автомобилей;
  • топлива и масла для грузового транспорта;
  • маркировка подшипников;
  • маркировка грузовых шин;
  • автомобильные аккумуляторы;
  • общие сведения о компании автопроизводителе;
  • гарантийные обязательства официального дилера.

Экспертами замечено, что значительная часть продавцов магазинов автозапчастей и сотрудников автосервиса вполне уверены в своих знаниях и считают, что выполняя план продаж, они достаточно профессиональны. При этом отсутствие самокритичности не позволяет признаться многим, что далеко не всегда удаётся ответить на все вопросы владельцев грузового транспорта. Иногда приходится ссылаться на отсутствие товара, так и не попытавшись при этом предложить что-либо взамен.

Отсутствие компетентности не позволяет продавцу установить контакт с владельцем машины. Скорее всего он будет отмалчивается и попытается сократить общение с покупателем до минимума. Не зная устройства автомобиля, но при этом изучив в полном объёме наименование автозапчастей к грузовикам, он всё равно не сможет стать настоящим специалистом и профессионалам в своём деле.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

УДК 629.1-4

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОДАВЦОВ АВТОЗАПЧАСТЕЙ ГРУЗОВОГО АВТОСЕРВИСА

А.А. Рыженков1, Р.Т. Хакимов2, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),

191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская д.7, лит. А

Аннотация - Разработаны и апробированы основные положения процесса обучения сервисного персонала предприятий, реализующих продажу автозапчастей. Предложено весь процесс обучения разбить на три основных этапа: базовый - для изучения основ устройства автомобилей; специальный, посвященный особенностям отдельных марок; технологический - для изучения технологии ремонта.

Ключевые слова: автосервис; продавец; товар; запчасти; конкурентная борьба; устройство автомобиля; техника продаж.

TECHNIQUE FOR TRAINING THE SELLERS OF AUTOSPARE PARTS FOR CARGO

AUTOSERVICE CENTER

A.A.Ryzhenkov, R.T.Khakimov

The St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7, lit. A

Summary - Substantive provisions of process of training of the service personnel of the enterprises realizing sale of autospare parts are developed and approved. It is offered to break all process of training into three basic stages: base - for studying of bases of the device of cars; special, devoted to features of separate marks; technological - for studying of technology of repair.

Keywords: autoservice center; the seller; the goods; spare parts; competitive struggle; the car construction; technics of sales.

продавца, которому он доверяет. Вполне резонно допустить, что продавец, вооруженный всей полнотой знаний не только по конкретным запчастям, но и по устройству автомобиля в целом, вызовет больше доверия у покупателя. Наш опыт проведения обучения показывает, что продавец, который не знает устройства автомобиля, даже если он знает конкретные запчасти, не может построить уверенного коммуникативного взаимодействия с покупателем и чаще всего вообще старается отмолчаться и сократить общение до минимума. Естественно, ни о каких активных продажах речь идти просто не может, тем более, речь не может идти

о высоком сервисе, предполагающем не только общение с клиентом, но и его грамотное консультирование.

Специфика рынка продажи запасных частей такова, что клиент или сам ремонтирует свой автомобиль или разбирается в его ремонте на уровне «продвинутого пользователя». Наряду со знаниями, имеющими под собой основания, по-

Процесс продажи запчастей предъявляет довольно высокие требования к профессионализму продавца. Это связано, в первую очередь, со спецификой самого товара, который отличается все большим и большим разнообразием. Особенно, если сервис предлагает запчасти для различных моделей и марок автомобилей.

Изучение самих запчастей и их особенностей требует базовых знаний, а также много времени и усилий. В то же время, продавец должен знать особенности запасных частей для того чтобы продать клиенту именно то, что ему нужно. Но дело еще больше усложняется в том случае, когда продавец не только отпускает товар, но претендует на то, чтобы выступать в роли продавца-консультанта. А эта роль подразумевает ответы на вопросы покупателей и причем вопросы весьма разнообразные и непредсказуемые.

Из техники продаж известно, что клиент больше склонен покупать у того

купатели автозапчастей полны мифов и заблуждений, которые оказывают непосредственное влияние на принятие решений о покупке той или иной запчасти. И продавец часто оказывается в ситуации, когда он не только должен информировать покупателя, но и работать с предрассудками и заблуждениями своих клиентов, а это только увеличивает требования к его знаниям и профессионализму.

Таковы условия, в которых приходится действовать современному продавцу запчастей в российских условиях. При этом хотим мы или нет, но покупатель становится все разборчивее и капризнее. И он имеет на это полное право, спасибо рыночной конкуренции. И если он пока пользуется этим правом в неполной мере, то завтра фактор сервиса может стать решающим в конкурентной борьбе.

Что можно предложить сервисным компаниям для решения данной проблемы уже сегодня?

Мы расскажем о нашем опыте и видении решения данной проблемы на примере крупной сервисной сети «Балт-Кам».

Будем исходить из принципа, что, процесс подготовки сервисного персонала должен быть длительным и непрерывным. При этом весь процесс обучения персонала условно можно разбить на несколько этапов:

Первый этап - базовое обучение, целью которого является формирование чёткого представления о базовых принципах устройства автомобилей, назначении и устройстве всех его агрегатов. Опыт, полученный в процессе обучения персонала БалтКам показывает, что без базовых знаний по устройству автомобиля невозможно сформировать у продавцов системное мышление с точки зрения устройства автомобиля.

Второй этап обучения подразумевает изучение специфики конкретных марок автомобилей, их запасных частей, взаимозаменяемости, а также предпри-ятий-изготовителей и поставщиков запасных частей.

Третий этап - изучение основных понятий по технологии ТО и ремонта автомобилей, знакомство со статистикой отказов.

Помимо вышеназванных знаний, в процессе обучения персонала необходимо формировать знания и умения в области гарантийных обязательств и техники продаж.

Таким образом, можно сформулировать цели обучения, которые, на наш взгляд, необходимо формировать в процессе обучения персонала:

Сформировать у продавцов чёткое представление об общих принципах устройства автомобилей;

Передать продавцам знания об устройстве конкретной марки автомобиля в соответствии с направлением работы продавца или магазина (например, продавец ВАЗ, КамАЗ и т.д.);

Изучить номенклатуру запасных частей и принципов взаимозаменяемости деталей, узлов и агрегатов автомобиля;

Научить продавцов разбираться в производителях и поставщиках запасных частей и давать грамотные консультации по преимуществам той или иной продукции;

Сформировать у продавцов навыки и передать им знания в области гарантийных обязательств;

Дать представление продавцам о технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей;

Передать продавцам теоретические знания и практические навыки в области техники продаж.

Весь комплекс полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков позволяет значительно повысить профессиональный уровень продавца, а именно:

Качественно улучшается работа с клиентами;

Сокращается время обслуживания клиента, что позволяет избегать очередей в магазине;

Продавец получает возможность работать в режиме консультанта, что приводит к росту доверия к продавцу со стороны покупателей;

Удовлетворение потребностей клиента становится более полным, что приводит к росту продаж;

Вопросы по возврату товара решаются более профессионально, что поло-

жительно сказывается на имидже магазина;

Благодаря полученным при обучении базовым знаниям, многие продавцы становятся способны к самостоятельному изучению всех нововведений в конструкции автомобиля.

Методика проведения обучения персонала заключается в следующем. Профессиональный продавец автозапчастей должен одинаково хорошо владеть как знаниями устройства автомобиля, так и техникой продаж. Исходя из этого предположения, нами построена методика проведения обучения продавцов, которая является новшеством и представляет собой органическое сочетание обучения устройству автомобиля и технике продаж.

При обучении устройству автомобиля используются учебные фильмы, иллюстрации, схемы, сопровождающихся комментариями преподавателя. Эффективной формой подачи материала также является постановка вопроса преподавателем и совместный поиск логичных ответов. Эта форма особенно эффективна, так как все узлы и агрегаты автомобиля сконструированы в строгой логической последовательности. Все материалы по устройству автомобиля выдаются также в виде конспектов.

Для формирования у продавца навыков работы в режиме консультанта проводятся мини-тренинги, в которых преподаватель или кто-то из числа обучаемых выступает в роли продавца, а второй участник выступает продавцом-консультантом. Такая форма проведения тренинга позволяет наглядно определить сильные и слабые стороны продавца с тем, чтобы в дальнейшем работать над устранением «пробелов» в знаниях.

Это важно также и с точки зрения формирования у персонала мотивации к обучению, так как у многих продавцов существует твёрдое убеждение в своём высоком профессионализме. Например, часто в начале занятий приходится слышать фразы типа: «Зачем мне учиться, у меня и так всё продаётся!» Побывав в режиме тренинга на месте покупателя и продемонстрировав свои «высокие» профессиональные качества, мнение многих

продавцов меняется и переводится в более конструктивное русло.

Для эмоциональной разгрузки через каждые полтора-два часа проводятся разминки для активизации обучающихся. Разминки разработаны авторами статьи максимально приближены к специфике работы продавца. Например, есть разминка, направленная на знание номеров номенклатурных групп, игра «Заведём автомобиль» и т.д.

На наш взгляд, отсутствие системных знаний, скажем, у продавца, не окажет существенного влияния на продажи в краткосрочной перспективе, но этот пробел в теоретических знаниях может стать серьёзной преградой для дальнейшего профессионального роста продавца. Поэтому, при разработке концепции обучения персонала важной составляющей обучения сотрудников должна стать теоретическая подготовка, не умаляя при этом значимости практической стороны обучения.

С этой точки зрения считаем целесообразным, помимо системного обучения на занятиях, проводить отдельные семинары по ключевым вопросам. В частности, нами разработаны и проводятся семинары по следующим темам:

Автомобильные топлива и масла;

Маркировка подшипников;

Маркировка автомобильных шин;

Маркировка свечей зажигания;

Автомобильные аккумуляторы.

Одним из приёмов оценки подготовки персонала является тестирование. С другой стороны, тестирование является формой обучения, решающей одновременно несколько задач. Во-первых, тесты составлены с учётом специфики работы продавца запасных частей и позволяют максимально объективно и всесторонне оценить уровень его технических знаний. Второй задачей, которую можно решать с помощью тестирования - это мотивация персонала к обучению.

Вопрос мотивации достаточно актуален, особенно в начале обучения. Многие продавцы убеждены в том, что их познания в технической области дос-

таточны для успешных продаж и им нет необходимости обучаться дополнительно. Ответив на вопросы теста и увидев неверные ответы на ряд вопросов, обучаемые гораздо легче соглашаются с необходимостью своего обучения. И, в-третьих, тестирование, проведённое перед началом обучения, и по его окончании, позволяет оценить эффективность обучения как всей группы, так и каждого продавца в отдельности.

Опыт использования корпоративного теста среди торгового персонала БалтКам показал свою востребованность и высокую эффективность.

Таким образом, при помощи разработанного теста было получено несколько важных результатов, среди которых:

Создан инструмент, позволяющий максимально объективно и всесторонне оценивать уровень знаний торгового персонала;

При помощи разработанного инструмента проведена оценка уровня знаний торгового персонала, что позволило улучшить концепцию корпоративного обучения;

В процессе тестирования выявлены наиболее грамотные работники и сформирован кадровый резерв компании;

Определены области знаний, представляющие наибольшие трудности для продавцов, выбранные в качестве приоритетных для обучения;

У торгового персонала сформировалась мотивация к обучению;

У сотрудников сформированы области знаний, необходимые для профессионального роста и развития.

Тест на сегодняшний день содержит 300 вопросов, посвящённых устройству автомобилей КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, ВАЗ, Уо1уо, Беата. Помимо направле-

ний, тест включает в себя следующие разделы:

Каталог и система обозначения деталей;

Общие сведения о компании;

Гарантийные обязательства;

Техника продаж;

Техника безопасности.

Продавец, прошедший всестороннее обучение, обладает целым рядом преимуществ перед неподготовленным сотрудником, например:

Продавец, обладающий превосходными знаниями товара (запчастей) быстро определит потребности клиента и сможет удовлетворить их наиболее полно, следовательно, поднять выручку магазину;

Не всем сразу удается отыскать работу после нескольких лет учебы. Моя трудовая деятельность началась с должности продавца в автомагазине. Разумеется, без посторонней помощи устроится даже на такую должность мне бы не удалось, ведь сейчас все ищут сотрудников со стажем работы десять лет, но с ограничением в возрасте до 25. Абсурдная ситуация, но это действительно так. Правда, с коллективом мне повезло. Ребята попались отличные. Мне их помощь очень пригодилась, ведь откуда у меня в 18 лет после техникума знания автомобилиста, к тому же, мне приходилось еще и отлучаться с работы на сессии в университете.

Ситуации, знаете ли, бывают разные во время работы. Довольно интересно было работать именно поначалу. Любопытно было наблюдать за реакцией людей, которые заходили в магазин за покупками. На тот момент постоянным покупателям было дико видеть меня в качестве продавца автозапчастей. Некоторые словно преднамеренно обращались ко мне за помощью, мол, чтобы проверить мои знания, которых по сути пока не было. К счастью, в первый год работы автомагазин был еще маленьких размеров, занимал практически 3-х комнатную квартиру, где вместо зала была торговая точка, витрины, склад товаров находился неподалеку, а еще у нас была весьма просторная кухня.

Так вот, если с автохимией у меня особых трудностей не возникало, поскольку люди обычно знают, что им конкретно нужно и могут это показать, то запчасти мне было сложно отыскать. Мой директор пытался научить меня премудростям строения автомобилей. «Открывай каталог по каждой модели авто и изучай, что и где расположено», - говорил он мне. С моей стороны были попытки ознакомиться с товаром под витриной. Только это было невероятно сложно. Приходилось постоянно беспокоить моих коллег, с которыми я была еще мало знакома и всех называла с приставкой «дядя», ну или практически всех.

Помощников у меня было не так-то и много, ведь магазин, как я уже сказала, изначально был компактных размеров, а расширение было только в планах. Только двое продавцов и кладовщик выполняли все мои просьбы, а я могла рассчитаться за это приготовленной чашкой чая. На кассе у нас сидел давний друг директора, с которым мы все хорошо общались. Неподалеку стоял стол бухгалтера, который занимался своими делами и при необходимости помогал нам, продавцам. Эта помощь была взаимной, поскольку с некоторыми клиентами мы вели безналичный расчет, в особенности с государственными предприятиями, типа хлебокомбината. Таким образом, мне не составило сложности научиться выписке товарных накладных и счетов на оплату, что было ближе к моей полученной профессии экономиста.

Забавных ситуаций на должности продавца не так уж и много, поскольку не всегда даже посмеяться было время. Наш автомагазин пользовался популярностью среди автолюбителей, наверно оттого, что мы одни из немногих, кто торговал запчастями на отечественные авто. В последнее время мало кто обращает внимание на такой транспорт. Все стремятся купить импортный автомобиль. Да только потом в поисках запасных частей начинают бегать по всему городу. Была у меня однажды ситуация, когда человек принес подшипник небольшого размера, уж не помню его внутренний и наружный диаметр, но пришлось все самостоятельно вымеривать. Дело в том, что мужчина его искал в специализированном магазине на свою иномарку, да только мелкие детали найти обычно сложнее. К тому же, стоимость автозапчастей на заграничное транспортное средство будет выше. Вот и пришлось мне немного помучаться, поискать нечто подобное среди ассортимента отечественного. Правда, даже самой было интересно отыскать нечто схожее. Удивительно, но подшипник подходящего размера был обнаружен. Сложно сказать, сколько он прослужит новому владельцу, ведь иномарки не привыкли работать на наших заводских подшипниках. По крайней мере, меня радовало, что в сложной ситуации удалось помочь человеку.

Больше всего мне нравилось продавать автохимию, то есть масло в двигатель, различные присадки, тормозную жидкость, тосол и прочее. Несмотря на то, что иногда приходилось носить со склада тяжести, мне это было проще, нежели бегать в поисках деталей. К тому же, у меня всегда были хорошие помощники, особенно, когда наш директор расширил торговую площадь и взял еще пару работников.

Однажды у меня произошла неприятная история с покупательницей, которую отправил муж за тормозной жидкостью. По крайней мере, она сообщила, что ей нужна маленькая бутылочка «Невы». Сложно сказать, кто из нас был неправ, ведь когда женщина приехала домой к мужу - инвалиду, то оказалось, что ей нужно было привезти жидкость для промывки двигателя. Естественно, покупательница обвинила во всем меня и затребовала, чтобы ей привезли домой именно промывку для двигателя. Не знаю, чтобы получилось, залив бы она одно средство вместо другого. Последствия предположить я не могу. Мое руководство решило, что раз я все напутала, то должна сама и ехать. В принципе, я понимала, что спутать два таких разных названия я бы точно не могла, да и дамочка видела, что написано на бутылочке.

Не став спорить, я собралась и поехала. К несчастью, покупательница жила в частном секторе. А в нашем городе, как говорит мой муж, строительством занимался безумный архитектор. Дома на одной улице могут идти в хаотическом порядке. Попробуй разбери, куда свернуть. Еще и люди – советчики хоть куда. Даже те, кто совсем не уверен в своей правоте, рад подсказать направление пути. Долго я бродила в поисках нужного мне дома, петляя между улочками. В результате, недовольная покупательница была найдена, а товар я заменила. Неприятно только то, что никто не стал выяснять, насколько я виновата в этой ситуации. Вполне вероятно, что женщина просто не хотела сообщать мужу о личной ошибке. Впрочем, когда я вернулась в автомагазин, мне уже было все равно, поскольку мой рабочий коллектив всегда мне доверял, а в трудные минуты меня всегда ждала чашечка приготовленного чая.

Многие покупатели пытаются сократить свои расходы, поэтому находятся в поиске запчастей – аналогов. Стоит заметить, что не вся продукция взаимозаменяемая. Если при покупке автомобиля вам сообщают, что в двигатель залито минеральное моторное масло, то не следует считать себя самым умным и вливать полусинтетику, без предварительной обработки двигателя. Конечно, ошибаться могут как продавцы, так и покупатели. Но разве у нас принято говорить клиенту, что он не прав? Мой совет – лучше не спорить, а мило улыбаться. Человеку, который пришел только для того, чтобы создать конфликтную ситуацию, это покажется еще более неприятным.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека