Скорочтение – как способ повысить степень своего развития. Лучшие техники для быстрого чтения

Скорочтение - это навык, который на удивление просто прокачивается. Вы можете улучшить скорость, используя специальный софт или посетив курсы для скорочтения. В этой статье мы рассказываем о 5 основных техниках скорочтения, которые вы сможете освоить сами!

Итак, вот они:

Прекратите проговаривать слова в голове

Кстати, у многих есть еще более ужасная привычка: проговаривать текст вслух при чтении. Это замедляет процесс чтения сильнее, чем проговаривание мыслей в голове. Субвокализация - привычка, присущая большинству людей. При чтении мы как бы «слышим» все слова мозгом. Попробуйте избавиться от этой привычки и скорость вашего чтения увеличится в разы! Всё, что нужно сделать - это отключить механизм проговаривания текста в вашей голове. Попробуйте во время чтения жевать жвачку, мычать себе под нос (проверила на себе, помогает!) или даже есть.

Избегайте «возвращений»

Когда мы читаем, мы склонны возвращаться глазами назад и останавливаться на слове, которое мы только что прочитали. Это нас значительно замедляет. К сожалению, единственный способ избавиться от этой привычки - признать, что вы это делаете и фиксировать, когда вы это делаете.

Следите за текстом

Одна из самых удивительных техник для скорочтения - «meta guiding» (слежение за текстом). Помните, как в школе, читая текст, вы водили пальцем/карандашом по нему или следили за ним движением головы? Так вот, эта история именно об этом. Оказывается, такой метод серьезно ускоряет процесс чтения. Не забывайте концентрироваться на каждом слове, если вы хотите запомнить поступающую информацию.

Скорочтение, на самом деле, показано не всем. Большинство людей способны обрабатывать огромное количество прочитанной информации на высокой скорости, но есть и те, кто не может. Если вы заинтересовались, дайте скорочтению шанс, но не расстраивайтесь, если не получится. Есть и другие варианты:

Пропускайте те участки (или даже главы), которые вам не нужны

Еще одна уловка, увеличивающая вашу скорость чтения, - пропускать не нужную информацию. Как однажды сказал бывший британский премьер-министр Артур Джеймс Бальфур: «Человек владеет искусством чтения лишь наполовину, если не добавил к этому умение пропускать ненужный текст.»

Пропуск ненужного текста является одним из методов скорочтения, и, хотя это не лучший способ для школьников и студентов, но, к примеру, для ученых, заинтересованных только в определенных участках той или иной книги, метод отлично экономит время. Профессор Дэвид Дэвис поделился своей стратегией для эффективного скимминга:

1. Начните с введения или с предисловия. Внимательно прочтите их, чтобы понять, в чем главная фишка книги и где находится нужная для вас информация.

2. Прочитайте последнюю главу или заключение.

3. Пробегитесь по всем главам и прочитайте первый и последний параграфы.

Очевидно, что вы не будете так делать с каждой книгой. Мы и не советуем. Скимминг лучше всего применять к тем книгам, в прочтении которых вы заинтересованы не сильно или для беглого знакомства с книгой и выявления участков, которые вас больше всего интересуют для последующего подробного ознакомления с ними.

Слушайте аудиокниги, когда не можете читать

Когда вы куда-то едете, готовите еду или занимаетесь спортом и других случаях, когда вы не можете читать, слушайте аудиокниги. Это отличный способ эффективного использования времени.

Читайте одновременно несколько книг

В прошлом году Джеф Райан поставил сам себе планку в 366 книг, которые он должен был прочитать за год. Такая цель кажется невероятной, пока вы не узнаете, как её добился Райан:

Идея прочтения по одной книге в день от корки до корки быстро провалилась. Были у Джефа и такие дни, что он был загружен работой и воспитанием детей, и у него не было ни минуты свободного времени на чтение. В итоге он воспользовался методом параллельного чтения и в итоге сумел выполнить свой непростой челленж.

Конечно, Джеф совмещал эту тактику и с другими, которые мы здесь привели. Техника чтения нескольких книг одновременно подразумевает, что вы можете различать читаемый материал и он не сливается в голове в сплошную кашу. Если есть признаки такого поведения, адаптируйте метод под себя: читайте одновременно книги разных жанров и форматов (пример: комикс, роман и аудиокнига).

Откажитесь от книг, которые не работают для вас

Совет кажется очевидным, но мы все-таки остановимся на этом пункте поподробнее. Итак, если вы прочли уже несколько глав, а удовольствия или пользы от прочтения не чувствуете, то просто перестаньте её читать. Подумайте, почему вы не наслаждаетесь чтением. Это просто неподходящая книга в неподходящее время? Если так, то просто отложите её до лучших времен. Вам кто-то порекомендовал книгу, а она вам не нравится? Верните её продавцу, передарите или отдайте библиотеке. Не тратьте ваше драгоценное время на книги, которые вам не нравятся.

Резюме

Окиньте взглядом книги, которые вы хотите прочитать. С помощью описанных выше методов вы осилите их за меньшее время. Установите себе график чтения и вперед!

Быстро и качественно усваивать новый материал, ориентироваться в океане новой информации – главная необходимость в современном мире высоких скоростей и бешеных ритмов. Но как научиться быстро читать?

Существует множество приемов и технологий для обучения быстрому чтению. С чего же начать? Прежде всего, следует выяснить текущую скорость своего чтения. Как осуществить такой замер? Нужно выбрать подходящую для работы книгу:

  1. В ней должно быть несколько страниц полного непрерывного текста;
  2. На этих страницах не должно содержаться рисунков, фотографий или таблиц;
  3. На этих страницах не должно быть никаких технических терминов;
  4. Не подходят газета или журнал.

Удобно использовать для тренинга таймер, чтобы отмерять нужные отрезки времени.

Итак, книга нашлась! Проводим первый тест. Читайте одну минуту в своем обычном темпе, когда достигается полное понимание. Ровно через минуту остановитесь и посчитайте количество прочитанных слов. Это и будет скорость вашего чтения. Запомните ее!

  • Первому знакомству с предметом, о котором идет речь, поможет «скольжение», т.е. уделение внимания не более 1-2 секунд одной странице. Просто бросаем взгляд на ключевые фразы, чтобы мозг уловил тематику и авторский стиль.
  • Необязательно видеть предложение дословно, мозг сам дополнит связующие слова. Но слова-отрицания – «не» и «нет» - следует непременно улавливать, они могут изменить смысл всего предложения.
  • Следует сконцентрироваться на теме материала, иначе скорость понизится из-за постоянной потери нити повествования.
  • Для задания темпа чтения используйте свою левую руку, перемещая ее слева направо вдоль строки, затем возвращаясь к началу следующей строки, пока не достигните конца страницы.

Как научиться быстро читать. Самоучитель

Обучаясь скорочтению, важно определить его цель. Если вы просто хотите провести досуг, стоит выключить высокую скорость и расслабиться, но если ваша задача – новые знания, то данный самоучитель эффективно поможет чтению книг по саморазвитию, вы сможете учиться несравнимо быстрее, чем раньше.

  • Обычно в учебной литературе оптимально будет прочесть с полным пониманием первые 2 страницы каждой главы, где предлагается главная концепция, и заключительные строки-выводы в конце, а иллюстрирующие примеры в середине главы можете читать на ваших самых высоких скоростях.
  • В журналах удобно рассматривать каждую колонку, как отдельную страницу текста, и фокусироваться на колонке, используя технику задания темпа.

Теперь выполним упражнение по изменению порога скорости чтения. Дыхание глубокое, осанка красивая, улыбайтесь! Начните читать со своей обычной скоростью, через минуту удвойте её, для чего следует водить рукой по тексту вдвое быстрее, или охватывать глазами сразу 2 строки текста. На 3-ей минуте утройте скорость! Читайте по 3 строки одновременно! Понимание в этот момент неважно, мы только позволяем глазам, скользя по строкам, видеть слова настолько быстро, насколько они могут. На 4-ой минуте вернитесь к нормальной скорости, с полным пониманием того, что читаете. Повторите весь тренинг 4 раза подряд. Таким образом, упражнение займет 16 минут. А теперь проверьте себя и снова читайте тестовый текст, но на самой высокой скорости, на которой понимаете прочитанное. Через минуту посчитайте количество прочтенных на этот раз слов. Ваша скорость заметно увеличилась!

Как научиться быстро читать вслух

А ещё вы получили бонус! В ходе занятия у вас выработалось новое качество: возможность одновременно охватывать зрением большую площадь текста, а значит, вы автоматически начали читать быстро и вслух за счет накопления в уме слов, которые еще не были произнесены, но уже были переданы в мозг глазами.

Регулярно повторяя приведенное в нашей статье упражнение, вы разовьете навык скорочтения, умение это останется с вами навсегда.

Скорочтение – это техника быстрого чтения, приобретаемая способность, которая увеличивает скорость в 3–20 раз от среднестатистической (а это 180-200 слов в минуту). С ее помощью, можно ускорить восприятие текстовой информации и освоить процесс запоминания прочитанного.

Много программ, с помощью которых допустимо повысить уровень чтения, ускорить процесс запоминания и достичь расширения ячеек памяти. Все обучающие уроки таких программ нацелены на развитие человека в духовном и, конечно же, интеллектуальном плане.
Олег Андреев известный автор, предлагает обучение по своим программам, которые сам и составляет.

  • Обучение увеличению скорости чтения. Некоторые смогли увеличить ее в 20 раз, но среднестатистические достижения это прирост в 5 раз.
  • Обучение дает более качественное и быстрое восприятие текстовой информации.
  • Развитие памяти и, конечно же, внимания.
  • Возможность развить собственную интуицию, которая не будет лишней в обыденной жизни.
  • Возможность развить или же усовершенствовать творческие способности.
  • Полноценное физическое оздоровление организма.
  • Обучение воздействует на духовный рост человека.

Чтобы познать, ощутить, реализовать все эти пункты нужно пройти и изучить 7 основных законов, на которых держится техника быстрого чтения. Именно эти законы заложены в основу всех методик. Программа «Как увеличить скорость чтения?» требует времени, внимания и, конечно же, желания человека, без которого реализация и достижение положительного результата невозможны.

Олег Андреев, в свою очередь, выделяет 7 программ, каждая из которых нацелена на работу над собой и развитие своих интеллектуальных способностей и духовности.

Правила быстрого чтения

  • Нет регрессии.

Регрессии – это движения глаз, которые непроизвольно совершает чтец. Доступная формулировка – это повторное чтение текста. Происходит это по нескольким причинам:

  • первая – сложный текст, который требует обострения внимания и соответственно повторного прочтения;
  • вторая причина – это переосмысление прочитанного.

Регрессии – это своего рода привычка, из-за которой замедляется техника быстрого чтения. Чтобы избавиться от регрессий, нужно просто тренироваться. Суть тренировки – текст нужно прочитывать с максимально высоким уровнем внимания и сосредоточенности.

Для лучшего результата нужно избавиться от всех посторонних мыслей и отвлекающих факторов. К тому же для памяти эффективно и одно прочтение. Процесс запоминания срабатывает мгновенно, а повторное чтение или обострение на одном слове может сбить с основного смысла.

  • Нет артикуляции.

Артикуляция – это мимика чтеца, которой сопровождается ознакомление с текстовой информации на подсознательном уровне. Артикуляция сопровождает чтение как вслух, так и про себя. Многие считают, что читая про себя, процесс ускоряется, но это ошибочное мнение.

Это явление имеет свою классификацию:

  • сопровождение текста механическими движениями;
  • проговаривание непосредственно в речевом центе – это куда более глубокий и менее контролируемый уровень.

Принцип работы построен на чтении под сопровождение определенного звука (музыку исключаем). Нужно использовать звуковые записи с более быстрым и чуть замедленным ритмами, которые стоит включать при чтении и параллельно постукивать в ритм. Андреев посвящает целую программу для овладения этим процессом, в этом учении его мнение кардинально отличается от уроков зарубежных учителей.

  • Интегральный алгоритм чтения.

Суть этого правила основана на оптимизации и выделении основного смысла, который в себе несет текст. Смысловому восприятию текста может научить только специальная программа, на самостоятельном обучении познать и освоить это правило невозможно.

  • Вертикальное движение глаз.

Легко сказать, а применить куда сложнее. Это правило позволяет избавить чтица от лишних движений глаз, которые тратятся на переход с одной строки на другую. Так читает обычный человек, что обусловлено маленьким полем зрения. Вертикальное движение глаз основано на движении глаз сверху вниз, но строго через центр страницы. Этот способ позволяет читать фразу целиком, а не по отдельным словам.

  • Выделение доминанты.

Такой прием позволяет выделить самое основное смысловое значение текста и отсечь второстепенную информацию. У этого метода выделены 2 принципа:

  • определение и выделение центральных смысловых пунктов;
  • интуитивное осмысление текста.

В своей книге Андреев доступно разъясняет этот процесс.

  • Развитие памяти и внимания.

Внимание, концентрация и память – это направляющие, с помощью которых удается достигать высоких результатов в скорочтение на практике.

Методика быстрого скорочтения позволяет овладеть вниманием, это такой замкнутый круг: без внимания нельзя быстро читать, но быстро читая, достигаешь высшего уровня внимания и развития памяти.

Незаменимый помощник в усовершенствовании памяти и внимания – это упражнения со словами, мысленное чтения их наоборот. Регулярные тренировки дают результаты. Стоит начинать с простых и коротких слов и с каждым днем усложнять себе задачу.

  • Обязательный ежедневный минимум.

Развитие быстрого чтения требует особых психологических затрат и усилий от человека. Став на путь познания этой программы необходимо читать в день несколько журналов, статей, газет и не менее 50-100 страниц книги.

Олег Андреев в своих учениях отдает предпочтение пунктам: 1,2,3,4,6 и называет их не правилами, а помехами, которые тем или иным образом замедляют технику чтения, снижают уровень запоминания. Но при всем при этом господин Андреев предлагает изучить объем читаемого текста, что со временем предоставит солидный бюджет времени.

Программа, которую излагает автор Андреев, предлагает некий тренажер скорочтения, который будет занесен в таблицу. Таблица под названием «Анализ объема чтения», которая наглядно демонстрирует скорочтение на практике, позволяет увеличить тенденцию своего развития, усовершенствовать процессы запоминания и расширения ячеек памяти.

Таблица «Анализ объема чтения»

Таблица должна наглядно отображать объем текста, который прочитан в течение дня. При этом он разбивается отдельно по дням и стилям прочитанного материала (учебники, пособия, словари, газеты, журналы и т. д.). Критерии объем текста и потраченное время на этот текст.

Измеряемые единицы: текст нужно подсчитывать в штуках, что касается стиля материала, и непосредственно знаков в каждом из стилей, ежедневно потраченное время на чтение записывать нужно в минутах, а недельный результат выставлять в часах. Таблица – это своего рода личный стимул, где человек видя результат предыдущего дня, старается его преодолеть. Андреев утверждает, чтобы увидеть результат и задать темп своего развития хватит недели.

Обучение этой методике позволяет развить пять из пяти типов чтения. Стоит знать, что человек, не изучавший быстрочтение, обладает только двумя.

Типы чтения:

  • Сосредоточенное чтение, его применяют при изучении узко профильного текста (юридического, медицинского, технического и т. д.). Это отличный тренинг для развития памяти.
  • Чтение неспешное, оно характерно для художественной литературы.
  • Опережающее чтение или же предварительное – с его помощью определяют суть читаемого.
  • Для получения представления о содержании применяют беглый просмотр.
  • Непосредственно само быстрое чтение – скоростное чтение.

Упражнения для скорочтения

  • Читать текст стандартным способом, сверху вниз и в обратном порядке. Это первый тренинг для памяти и внимания.
  • Второй урок тренирует внимание. Обучение заключается в поиске одного слова, на которое укажет другой человек. Текст для этого упражнения подойдет абсолютно любой, будь это учебное пособие или роман.
  • Методика быстрого чтения и программа беглого чтения позволяет развивать логическое мышление. Для этого упражнения подойдут художественные тексты. Обучение заключается в чтении через строчку или предложение. Такие уроки недопустимы для чтения деловой документации, она обязывает к внимательному и сосредоточенному прочтению каждого слова. Этот способ отображает результаты в показательной таблице, которую предлагает Андреев в обучение. Обучение направлено на ускорение при чтении, и на развитие памяти и улучшение запоминания прочитанной информации.
  • Ускоренный просмотр страниц (20 секунд на 1 страницу). За это время нужно определить основные слова, несущие главный смысл и пролистывая страницы составлять текст, которые не терял бы своего общего смысла. Такие уроки под силу тем, кто прошел обучение уже примерно наполовину, и владеете основными навыками запоминания.
  • Читайте книги на одном ритме без замедлений и без остановок, не перечитывайте одно и то же предложение по несколько раз.
  • Освоив предыдущий пункт, усложняйте задачу, следующие уроки нужно прочитанный текст закрывать листом, соблюдая скорость.
  • Происходит ускорение, если перемещать палец левой руки по странице на расстоянии 2–3 см от читаемого текста.

Эти упражнения позволят достигнуть результатов в скорочтении и поднять уровень запоминания информации.

Многие люди желают повысить скорость чтения, чтобы получать истинное удовольствие от изучения книг. Важно также умение запоминать прочитанное, подобная особенность помогает улучшить память. Опытные специалисты рекомендуют использовать практические рекомендации. Они направлены на улучшение памяти и общее восприятие информации. Рассмотрим важные аспекты по порядку, выделим главное.

Создайте условия для восприятия информации

  1. Для улучшения скорости чтения создайте комфортные условия. Достаточно выделить уютное место, мягкий диван или кресло, в меру яркий свет. Чтение не должно проводиться в шуме, иначе вам придётся по несколько раз пробегаться глазами по материалу.
  2. При отсутствии оптимальных условий рассеивается внимание, вы не сможете запомнить прочитанное. По этой причине не нужно брать книгу в общественный транспорт или заниматься этим при включенном телевизоре.
  3. Отправляйтесь читать в отдельную комнату, в которой отсутствуют другие домочадцы. По возможности изучайте книги на природе под щебетание птиц и лёгкий ветерок. Важно полностью погрузиться в чтение, чтобы вас ничего не отвлекало.
  4. Самым идеальным временем считается раннее утро (период с 07.00 до 11.00). После пробуждения голова работает достаточно хорошо, главное, не забывайте завтракать. Если нет возможности читать утром, проводите процедуру днём.
  5. Многие люди предпочитают укладываться с книгой по вечерам. Однако в данное время информация усваивается хуже всего. Также нельзя читать после принятия пищи, обязательно выждите 30-45 минут. В противном случае организм занимается перевариванием еды, вследствие чего ему «некогда» усваивать информацию.

Выделяйте главное

  1. Чтобы повысить концентрацию и лучше запоминать информацию, изучайте материал и выделяйте из него главное. Таким образом вы запомните прочитанное без особых усилий, поскольку суть будет ясна.
  2. Приведём простой пример, который поможет решить проблему. Предложение: «Мы поехали с родителями в отпуск за границу, чтобы насладиться лазурным морем». Смысл будет понятен из следующих ключевых слов: «мы-отпуск-море». Необязательно читать всё, пропускайте лишнее.
  3. Таким способом вы сократите время на обработку информации без потери смысловой нагрузки. Данную технику желательно применять при чтении небольших текстов, таких как журналы, газеты, посты в социальных сетях.

Исключите регрессию

  1. Под регрессией понимается чтение одного и того же предложения/фразы много раз подряд. При этом абсолютно неважно, умышлено вы это делаете либо нет. Подобные действия значительно увеличивают длительность чтения, но не добавляют понимания происходящего.
  2. Регрессия появляется тогда, когда смысл текста потерян. Получается, что человек возвращается к началу предложения или, того хуже, абзаца, чтобы найти. Избежать таких ситуаций можно при помощи карандаша, закладки или пальца. Помечайте место, в котором вы остановились ранее.
  3. Другие люди начинают регрессировать, когда не понимают смысла с первого раза. Избавиться от этой особенности можно, но придётся проявить внимательность. Когда садитесь за чтение, сконцентрируйтесь, лишь затем приступайте к работе с текстом.
  4. Ошибочно полагать, что чтение относится к пассивному действию. Во время обработки информации мозг задействован достаточно сильно, поэтому действие требует собранности. В результате вы полностью исключите регрессию, тем самым ускорив скорость обработки текста и улучшив восприятие информации.
  5. Также стоит определить, насколько важна информация, которую вы перечитываете. Если вы понимаете суть без повторного прочитывания, не стоит возвращаться к абзацу снова и снова. Таким способом вы лишь потратите время.

Не читайте по словам

  1. Скорость сильно замедлится, если вы будете читать по одному слову. Замените неправильную технику обработкой информации предложениями или кусками (словосочетаниями).
  2. Если привести пример, ситуация будет выглядеть следующим образом: «машина в гараже» или «машина + в + гараже». Менее натренированные читатели поступят по второму принципу, что не будет считаться правильным.
  3. Мозг имеет приятную особенность восполнять пробелы, которые он находит в определённом отрезке предложения. Вы можете прочитать «машина в гараже» как «машина», «гараж», предлог подставится автоматически на подсознательном уровне.
  4. Таким способом мы опять возвращаемся к выделению ключей из целого предложения или словосочетания. Вы сократите объём обработанной информации на 45-50%, что значительно повысит скорость чтения.

Не проговаривайте текст губами

  1. Многие люди совершают ошибку, когда в процессе чтения прокручивают слова в голове или произносят их губами. Данную особенность именуют субвокализацией. Именно она влияет на скорость чтения.
  2. Безусловно, детей обучают получать и воспринимать информацию подобным способом, но им не важна скорость. В вашем случае субвокализация мешает воспринимать сведения быстрее, поскольку вы не разговариваете с молниеносной скоростью. В уме это можно сделать гораздо быстрее.
  3. Если избавиться от проговаривания слов губами, скорость увеличится в 2-3 раза, что является неоспоримым плюсом. Чтобы исключить субвокализацию, достаточно на период чтения занять рот зубочисткой или конфетой. Отныне вам необходимо читать, что называется, сознанием, без бормотания.

Пропускайте то, что вам уже известно

  1. Чтобы увеличить прочитанное и лучше освоить информацию, нужно пропускать ненужные разделы. К ним относятся сведения, не несущие смысловой нагрузки. Достаточно легко определить, какие подразделы стоят вашего внимания.
  2. Чтобы выполнить манипуляции, просканируйте текст глазами, выделив ключевые слова (либо их отсутствие). Также можно прочитать по первому предложению из всех абзацев, уяснив суть. Такой ход поможет понять содержание и определиться, стоит текст вашего времени или нет.
  3. Приём особенно актуален в тех случаях, когда нужно понять из книги какую-то отдельную главу или отрывок (если вы не можете найти нужные сведения). Это относится к мемуарам, справочникам и пр. Человеческая природа может сильно противиться, но так вы лучше усвоите суть и повысите скорость чтения.
  4. К тому же, если книга не пришлась по душе либо не несёт пользы, вовсе откажитесь от её прочтения. По большей части многие произведения написаны недостаточно хорошо, в них не отражена концепция. Читайте по 7% каждого издания, после чего выбирайте для себя самое подходящее.

Перед чтением изучите материал

  1. Чтобы повысить скорость чтения, изучайте материал перед его масштабной обработкой. Для этого пробегитесь глазами по первому и последнему предложению каждого абзаца. Обращайте внимание на слова, выделенные жирным шрифтом или курсивом.
  2. Подобные действия помогут понять, если ли смысл читать главу полностью либо её можно исключить. Не пропускайте заголовки, как правило, они характеризуют суть.
  3. В результате выборочного чтения вы получите полное представление обо всех составляющих текста. При необходимости можно вернуться к тому или иному абзацу и изучить его более подробно.
  4. Техника предварительного изучения материала помогает легче воспринять, запомнить и прочитать ранее невиданную книгу. Таким образом вы можете быстро обработать сложную статью или научное издание.

Тренируйте память

  1. Если вы испытываете сложность с запоминанием прочитанной информации, развивайте память. Отличным вариантом считается изучение иностранного языка или слов в отдельности. Вы можете заниматься дома либо записаться в соответствующую школу. Также навык пригодится в повседневной жизни (работа, путешествия и пр.).
  2. Чтобы натренировать память, начните читать стихи, а затем заучивать их наизусть. Для улучшения зрительного восприятия регулярно просматривайте сложные фотографии или картинки, старайтесь запомнить каждую мелочь с изображения.
  3. Ещё одним способом улучшения памяти считается правильная расстановка слов. К примеру, попросите домочадцев написать 12 слов в разном порядке. Прочитайте их, уберите в сторону, затем попробуйте воспроизвести последовательность на отдельном листе. Повторяйте манипуляции по 7 раз за сеанс 2 раза в день. Постепенно увеличивайте количество слов в списке, старайтесь запомнить их последовательность.
  4. Опытные умы мира в один голос твердят, что при чтении крайне важно развивать память. Если говорить об исследованиях, специалисты выяснили, что после прочтения книги человек запоминает около 18-22% от её содержимого. Чем хуже созданы условия для обработки текста, тем пагубнее это сказывается на восприятии и усвоении.
  5. Известно, что возраст напрямую связан со способностью мозга запоминать информацию. После окончания школы и института многие люди прекращают развивать память, но такие действия являются неправильными. Важно всегда тренироваться, иначе вы не сможете зафиксировать даже малейшие сложные фрагменты.
  6. На коэффициент усвоения влияет жанр книги и то, с каким удовольствием она читается. Если вам нравится сюжет и тематика, процент запоминания автоматически увеличивается в 1,5-2 раза. По этой причине важно выбирать литературу, подходящую именно вам.

Не двигайте глазами

  1. Если вспомнить момент, когда маленького ребёнка учат читать, можно понять следующее. Чаду говорят, что необходимо внимательно смотреть на читаемое слово, прежде чем приступать к следующему. В случае с детьми этот шаг частично правильный, но он уже заранее ведёт к провалу в будущем.
  2. Известно, что мозг улавливает большее количество информации посредством глаз благодаря периферическому зрению. В результате вы можете охватить не одно слово, а 4-5, всё зависит от сложности текста. Практика «останавливаться» пагубно сказывается на скорости чтения.
  3. Чтобы избавиться от вредной привычки, перед работой с текстом расслабьте мышцы лица и глаза. В результате вы сможете рассмотреть большую часть страницы. Старайтесь читать минимум 4-5 слов, лишь затем двигайте глаза дальше.

Достаточно сложно научиться быстро читать и впоследствии запоминать полученную информацию. Как показывает практика, память фиксирует лишь 20-30% от всего изученного материала. Выделяйте главное, исключайте регрессию, не проговаривайте текст губами, не читайте по словам. Пропускайте те главы, которые вам уже известны. Изучайте материал по абзацам перед тем, как приступить к массовой обработке. Тренируйте память посредством упражнений, не двигайте глазами.

Видео: как научиться читать и запоминать прочитанное

Чтение – не только увлекательное занятие, но и определенное обязательство человека. Благодаря умению читать человек в своей жизни получает максимум информации – определяет формат магазина, состав продукта, узнает о поставленном диагнозе и многое другое.

Вопрос, как научиться быстро читать, рассматривается еще в детстве, однако и для взрослого человека этот навык или приобщение к нему оказывается немаловажным. Далее будут рассмотрены способы быстрого чтения, ведь быстро читать, значит больше успевать и узнавать.

Важность скорочтения

Техника быстрого чтения называется скорочтением . Зачем оно необходимо в принципе? Дело в том, что человек овладевает новыми познаниями только при условии видимого восприятия.

Более 95% информации, поступающей в мозг человека, обеспечивается возможностью видеть.

В то же время не исключением является и чтение важной информации, которая необходима для осуществления своей цели.

Представьте ситуацию: у вас неприятности юридического характера, и в помощь идут только брошюрки с Уголовным, Налоговым, Трудовым или Гражданским Кодексами РФ. В какой книге смотреть интересующую вас информацию – неизвестно, а время для решения проблемы ограничено. Как поступить в такой ситуации?

В таком случае нетренированный мозг не найдет нужного ответа на вопросы, а если и найдет, не сможет воспринять его в должной степени. В результате возникшие проблемы только усугубятся.

Специалисты утверждают, что человек, который не просто много читает, а владеет техникой скорочтения:

  • уверен в себе;
  • имеет адекватную самооценку, несколько самокритичен, что тоже только полезно в большинстве ситуаций;
  • добивается поставленных перед собой целей.

Подобные утверждения не беспочвенны – для этого специалисты различных систем проводили многочисленные исследования. Они пришли к выводу, что получить достойное в жизни образование можно только при помощи большого количества прочитанных книг .

Образованный человек всегда может найти работу по душе и с хорошим материальным обеспечением. Успешный человек стремится к самосовершенствованию, что также достигается путем чтения определенной обновленной литературы.

Получить необходимую информацию можно только из газет или других источников, которые необходимо не просто прочитывать, а читать быстро. Люди с навыком скорочтения быстрее учатся новому.

Почему человек медленно читает

Не всегда даже специальные упражнения в скорочтении помогают добиться желанного результата. Существуют определенные причины, в которых методика скорочтения оказывается «бесполезной». К ним относят:

  • низкий словарный запас – проблему можно устранить путем чтения интересной литературы (художественной или научной );
  • отсутствие должной концентрации внимания на тексте – в данном случае проблема объясняется слабым артикуляционным аппаратом, который легко натренировать с помощью специальных упражнений;
  • нетренированная память – можно развить только путем постоянного чтения книг и обсуждением или простым воспоминанием прочитанного;
  • сложное содержание книги – не всегда ребенок или даже взрослый человек может воспринять запутанный сюжет или большое количество сложных предложений в тексте;
  • постоянное возвращение к определенному слову – зачастую в тексте встречается какое-либо непонятное слово, его необходимо разъяснить.

Разъяснение сложного и неизвестного слова в тексте должно происходить родителями, если читает и задается вопросом ребенок. В противном случае следует обратиться к толковому словарю или интернету.

Вся правда о скорочтении. Видео:

Основные трюки в быстром чтении

Обучение скорочтению должно начинаться с изучения основных моментов в технике. К подобным основам относят следующие моменты:

  • Необходимо читать только полезные книги. Если есть желание стать успешным, значит, следует останавливать свой выбор на автобиографиях талантливых предпринимателей и так далее.
  • Выбирают книги только с простым для восприятия изложением – к ним относятся рукописи современных авторов. Классика в данном случае окажется неуместной, поскольку в тексте будет присутствовать большое количество уже устаревших слов.
  • Выбранную книгу необходимо прочитать быстро 2 раза. Первый раз является ознакомлением с информацией, а второй раз – это уже техника скорочтения.
  • Читайте только в удобных для вас местах – желательно дома и не менее 1-1,5 часов без отрыва на важные дела.
  • Не следует читать не понравившееся произведение, а также «лишнее» — не следует человеку, желающему добиться успеха, начинать чтение фантастики.

Это только основные моменты, которые помогут освоить скорочтение в домашних условиях. Далее следует изучить тонкости в методике.

Техники скорочтения

По факту, скорочтение – это комплекс многочисленных методик, которые используются для освоения навыком.

Методики подразделяются на группы – предназначенные для детей или взрослых. Если же говорить о взрослых, можно выделить следующие методы освоения скорочтения:

  • Прочтение книги с начала и до конца, а после наоборот – с конца до начала. В данном случае подразумевается возможность увеличить скорость чтения.
  • Чтение по диагонали – методика весьма интересная, но чтение наискосок помогает в быстром пролистывании книг. В основном такой способ используется в изучении художественной литературы.
  • Вождение пальцем по низу строчки – этот способ используется еще в изучении техники чтения в дошкольном возрасте. Объясняется подобное помощью в концентрации внимания.
  • Техника присвоения – основывается на выделении в тексте ключевых слов, которые в дальнейшем уже не прочитываются, но воспринимаются.
  • Техника сопереживания – важно визуализировать главного героя книги, прочувствовать его. Представленные действия позволяют легче воспринимать читаемый текст.

Существует еще интересный метод, как быстро читать книги. Способ называется просто: «Метод штурма» . Его используют разведчики, когда им необходимо понять и усвоить большой объем информации. Способ заключается в использовании книги научной литературы.

Объем книги – не менее 100 страниц. Техника заключается в предварительной подготовке страниц – необходимо на каждой странице строго посередине провести вертикальную линию карандашом.

Представленной технике обучается отдельный человек, но может освоить каждый желающий.

Также можно читать специальные книги по скорочтению – это работы многочисленных специалистов, предлагающих различные методы и способы для улучшения скорости чтения. Каждый найдет для себя наиболее интересный вариант, который поможет в большей степени.

Как научиться быстро и лучше запоминать прочитанное? Видео:

О важности восприятия прочитанной информации

Мало знать, как научиться скорочтению, необходимо воспринимать быстро прочитанную информацию, что достигается непросто.

Во-первых, необходимо научиться попросту извлекать полезную информацию из прочитанного текста. Это помогает воспринимать смысл прочитанного гораздо быстрее.

Во-вторых, важно воспользоваться уясненной информацией на практике – в этом случае человек начинает применять скорочтение с пользой для себя. Подобные действия и основы идут в сравнении с изучением иностранных языков – если не будет практики, заученные слова быстро позабудутся.

Выделяют следующие правила, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное:

  • Рассказывать о прочитанном знакомым и друзьям.
  • Делать пометки по ходу чтения – необходимо выделять важные для себя словосочетания или целые абзацы.
  • Читать только в часы усиленной работы мозга – в зависимости от типа человек делится на «сову» или «жаворонка». Выбирать следует время, когда мозг активнее всего работает.
  • Никогда не читать вслух – это отвлекает от восприятия информации.
  • Важно сосредоточиться на чтении – если человека терзают более важные события, воспринять и запомнить информацию будет гораздо сложнее.

Как научить ребенка быстро читать и правильно?

Скорочтение для детей тоже существует, причем использовать технику следует сразу же, как только малыш готов к обучению навыка. В дальнейшем это поможет быстрее и легче воспринимать информацию, получаемую в школе.

Когда начинать обучение?

Приучать ребенка к чтению следует только после полноценного и самостоятельного анализа его состояния. Ребенок готов к обучению, если присутствуют следующие моменты:

Здесь больше полезной информации.

  • Малыш владеет речью в полном объеме – он может говорить целыми предложениями, использует нераспространенные слова в разговоре со взрослым.
  • У него развит фонематический слух — хорошо ли малыш воспринимает слова на слух, может ли назвать начальную и последнюю букву в произнесенном для него слове.
  • У малыша нет проблем со слухом и произношением – все звуки в речи ребенка поставлены, сохраняется правильный темп предложений (ребенок делает акцент на ключевых словах в предложении ).
  • Ребенок свободно ориентируется в пространстве – у него хорошо развит вестибулярный аппарат, он знает понятие «влево», «вправо», «вверх» и «вниз».

Получается, что научить ребенка читать и обучить его методике скорочтения можно только при отсутствии проблем в развитии. Не следует начинать обучение в раннем возрасте, если крохе это неинтересно – работа не принесет должных результатов, а обучение может вообще «встать».

Пошаговая инструкция

Чтобы привить ребенку навыки скорочтения (обучать его в дошкольном возрасте этой технике в полной мере не рекомендуется ), необходимо проделать следующие шаги:

Определите, какая техника ему дается проще – ее и используйте в первое время. По мере развития скорочтения меняйте методы более сложными вариантами.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека