Проповедь в день воздвижения креста господня. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

О многопетое Древо Креста! О живоносное Древо Креста! О треблаженное Древо Креста! О честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления!

Укажи нам, грешным, путь жизни спасительной.

Други наши! “…слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия” (1Кор.1,18). И вчера мы с вами зримо прикасались к этой силе, став участниками Воздвижения Креста Господня. Мимо каждого из вас проплыло Животворящее Древо, изнесенное из Святая Святых, из земного неба, из алтаря Господня. Проплыло, и поднялось на высоту, и опустилось до земли, чтобы снова возвыситься, осеняя все стороны света, чтобы каждый увидел, понял и почувствовал силу и власть сего великого знамения победы.

Не человеческим измышлением вошел в мир этот дивный праздник, вобравший в себя три разновременных события истории Животворящего Древа, и не человеческими усилиями сохраняется он в мире уже в течение семнадцати столетий. Евангельское чтение праздника указывает на ту силу, которая постоянно и самовластно владеет изменчивым и непостоянным миром. Силу и власть Креста составляет великая жертва - крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра Его пречистого тела, из которого истекли кровь и вода, питающие мир в Жизнь Вечную. И заканчивается Евангелие уверением, что истина этого страшного рассказа засвидетельствована очевидцем той голгофской жертвы и передается для того, чтобы слушающие поверили.

Православная же Церковь, рожденная в преддверии явления миру Живоносного Креста Господня и ставшая в лице апостолов очевидцем великого подвига любви - даже до смерти и смерти крестной - приняла с тех пор знамение Креста как спасительный символ для верующих, и не только как символ, но как спасительную силу, коей побеждаются враги.

Свидетельства о почитании Креста Господня сохранились в дошедших до нас писаниях апостольских и в писаниях учителей Церкви. А живые примеры силы сей, являющиеся во все времена, вызвали к жизни особое правило почитания Креста, установленное на Шестом Вселенском Соборе, происходившем в 680 году в Царьграде.

73-е правило его гласит: “Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения”.

Первый - это страшный и славный Крест Господень, из орудия казни ставший орудием силы и славы. Это Крест, вознесший от земли на небо невинного и добровольного Страдальца Христа Спасителя и с Ним пригвоздивший грехи всего мира. Крест, политый Его чистой кровью и ею омывший всякую греховную скверну. Крест, вобравший в себя множество злобных взоров, насмешек и хулений. Крест, у подножия которого плакали всего лишь два человека: Матерь Распятого, Коей Самой сердце прошло оружие Креста, и единственный ученик, любовь которого не спугнул ужас страданий.

Этот Крест вознесся над миром на краткое время, чтобы потом надолго злобой человеческой сокрыться в земле. Но этого малого времени было достаточно Животворящему Кресту, чтобы покорить мир себе и оживотворить его.

Долгим и трудным путем смирения вошел в Свою славу Господь Иисус Христос, но несравненно дольше продолжалось уничижение Животворящего Древа, на котором Он принес Себя в жертву за грехи мира. Славой Распятого исполнились уже все концы вселенной, а Животворящее Древо Креста, в неведении и бесславии сокровенное, еще три столетия ожидало своего часа.

Уже Крест увенчал Церковь Христову, уже крестное знамение силой распятого на нем Христа укрепляло человеческую немощь первых христиан, шедших на мучения за веру свою, а единственное Животворящее и Спасительное Древо все еще таилось от взоров людских.

Христианство ширилось и крепло. Уже и сильные мира сего задумывались о Божественном происхождении Распятого и Вознесенного на Крест. Император Константин Великий сподобился со всем своим воинством видеть Божие знамение - из звезд светящийся на небе Крест и сияние надписи вокруг него: “Сим победиши”. И знамение Креста дало ему путь ко многим победам во бранех.

Такими явлениями оживала в сознании христиан память о первом Кресте Господнем, а с ней и вера, что не могла эта великая святыня погибнуть. Церковь к этому времени наполнилась уже многими живыми свидетельствами подвигов крестоношения, и ей так не хватало для торжества, и славы, и радости того единственного Креста, с которого воссияла победа над смертью. И труд по поиску Креста Господня приняла на себя восьмидесятилетняя Елена, мать первого императора-христианина Константина. Дух Святой внушил этой царице (впоследствии названной равноапостольной), к славе Распятого и к радости православных христиан, приложить много трудов и усилий, чтобы обрести святыню.

Императоры-язычники и злоба иудеев пытались полностью уничтожить в человеке воспоминания о священных событиях и священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Гроб Господень и Голгофа были засыпаны землей, и на месте искусственного холма водружено языческое капище.

И вот теперь царица-христианка искала следы потерянного сокровища среди враждебно настроенных к христианству иудеев.

И как велика сила и власть Божия, можете судить сами: на вопрос царицы, обращенный к старейшим иудеям: “Где предки ваши утаили Крест Христов?” - они указали ей на некоего ветхого иудея Иуду, который на повторный вопрос, по-видимому, вопреки своему желанию, привел ее на место капища Венеры и сказал: “На сем самом месте вы найдете Крест вашего Христа”.

Иуда предал Христа на Крест, а через триста лет другой Иуда пособствует явлению славы Христа.

После удаления капища еще долго длились поиски, и надежды сменялись безнадежием, пока Сам Господь не соблаговолил открыть людям покоящуюся в земле святыню. Благоухание Святого Духа, исшедшее из земли, положило конец поискам.

Но снова в недоумение поверглись благочестивые искатели. Вместо одного вожделенного Креста они нашли три, и совершенно одинаковые. Дщица с надписью, имевшаяся в свое время на Кресте Спасителя, была найдена позднее и в другом месте.

Святитель Макарий, вместе с царицей Еленой возглавлявший поиск, воскликнул: “Если Промысел Божий не благоволил навсегда оставить Крест Господень в земле, то попустит ли ему оставаться в неизвестности? Попустит ли, чтобы мы вместо Креста Господня воздавали честь кресту разбойника? Бог Сам укажет нам Крест нашего Спасителя”.

Все три креста были внесены в дом благочестивой жены, лежащей на смертном одре. После пламенной молитвы святитель поочередно возложил кресты на умирающую. И только прикосновением последнего вошла в больную сила жизни.

Присутствовавшие при чуде единодушно воздали славу Кресту Господню. Но и этого удостоверения оказалось мало для славы Животворящего Крестного Древа. Промыслу Божию угодно было, чтобы слава Креста Господня воссияла и тем, которые не хотели ее признавать, чтобы силою Честного Древа сокрушено было неверие и врагов Креста Господня.

Возвращаясь из дома исцеленной на Голгофу, христиане встретили похоронную процессию. Исполненный веры благочестивый святитель Макарий дерзновенно приложил Крест Господень к почившему, и Крест Победителя смерти и ада, опять расторгнув узы смерти, оживотворил умершего.

Весть о совершенном чуде, потрясшая присутствующих, во мгновение ока облетела Иерусалим и собрала верующих и неверующих к подножию Креста на Голгофу. И бесчисленное множество людей желало хотя бы издали увидеть чудесное Древо.

Святитель Макарий с царицей Еленой, встав на возвышении, воздвизали Честной Крест елико возможно высоко на все четыре стороны, чтобы все могли поклониться ему. Народ же, объятый благоговейным трепетом, восклицал во множестве: “Господи, помилуй!”

Сила воздействия Животворящего Древа была столь велика, что иудеи во множестве крестились, и в их числе и старец Иуда, указавший место сокрытия Креста Господня, получивший в крещении имя Кириак и ставший милостию Божией на исходе жизни епископом Иерусалимским, и за краткий срок жизни в христианстве сам восшедший на свой мученический крест в царствование Юлиана Отступника.

Так совершилось обретение Креста Господня. Через триста двадцать шесть лет после распятия Спасителя Животворящее Древо Креста Господня опять стало проповедником силы и Божества Христова.

“Достойно и праведно поклонятися Кресту Христову, - говорит в своем слове на Воздвижение святитель Ростовский Димитрий, российский Златоуст, ибо этим благословенным Древом была умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а Древом Крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов”.

После обретения Животворящего Креста Господня равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включивший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.

Храм строился десять лет и был освящен 13 сентября 335 года, а на следующий день Крест Господень был воздвигнут в храме, и в этот день было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

А Церковь впервые в этот день запела: “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!”

И в этот же день вспоминается еще одно, третье событие, связанное с жизнью Креста Господня.

С 614 года по 628 год Честное Древо претерпевало пленение от персов. Промысел Божий хранил Древо и там, на чужбине. Язычники, пораженные чудесами, сопровождавшими ковчег с Крестом, не смели дерзко прикоснуться к христианской святыне. Победа греческого императора Ираклия над персами вернула Крест в Иерусалим. И возвращение Креста, и воздвижение его над Гробом Господним совершилось именно в день праздника Воздвижения Животворящего Древа Креста Господня.

Так, дорогие мои, три разновременных события из жизни Креста Господня освещают сей день. И повторяю в напоминание вам - это и обретение Крестного Древа, и построение храма Воскресения Господня на Голгофе, и внесение Животворящего Креста в этот храм, и последнее возвращение Животворящего Древа из плена и водворение его на Голгофе, на своем первоначальном месте.

Двадцать столетий прошло от величайшего события голгофской крестной жертвы Спасителя, когда Христос во славе вознесся на небо. Крест же остался на земле, продолжая делать великое дело, начатое на Голгофе. И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть.

И как у первого Спасительного Креста Господня в свое время противостали друг другу любовь и злоба, верность и предательство - так суждено и во все времена жизни мира Кресту быть камнем преткновения. Для одних - богоборцев - он есть жестокое и ненавистное поприще страданий, ведущее в смерть. Скорби и страдания земной жизни - удел всех земнородных. Для других - последователей Христа - крест таких же скорбей и страданий становится любимым поприщем высшего духовного наслаждения, путем шествия за любимым Христом в жизнь вечную к славе.

Крест продолжает жить в мире одним на спасение, другим - на вящую погибель. Борьба зла и добра у подножия Креста продолжается ради любви или ненависти к Тому, Кем освятилось Древо Креста.

Не пойдем в глубь истории за примерами, возьмем живые примеры наших дней. Какую злобу и неприятие Креста являют сейчас все отшедшие от Православной Церкви Христовой, и особенно протестанты и сектанты, хулящие Крест Христов, наше крестное знамение и обвиняющие православных в идолопоклонстве за почитание Креста. Крест - хранитель всея вселенныя, Крест - хранитель и утверждение в истине каждого человека - для них не существует.

А с отвержением Креста они отвергают и сам путь спасения, путь шествия вослед Христа. И становятся они игралищем бесов на пути в погибель.

А вот и еще пример. В 1992 году любовь ко Христу собрала паломников со всего мира в Иерусалим на празднование Светлого Христова Воскресения. И не угас еще благодатный огонь в лампадах, а в сердцах трепетное, только что пережитое чудо о схождении Божией благодати и пасхальной воскресной радости, и Пасхальная неделя, как единый день, ликовала в Церкви Божией, а богохульное, дерзкое сердце, дышащее злобой, уже готовило акт страшного кощунства. В субботу Светлой седмицы преступная рука с корнем вырвала Святой Крест, веками стоящий на Голгофе.

Но Бог поругаем не бывает. Кощунники же ругаются себе. Господь же зрит с высоты Своей славы эту борьбу, и непобедимая победа - Крест Христов - до последнего дня мира, до дня славного и страшного второго пришествия Господня дан верным как оружие на враги, видимые и невидимые.

И явление Господа Славы на земле откроется не иначе как великим знамением на небе Креста Господня, который увидят все народы земли, который увидит каждый. Увидят, и восплачут, и вострепещут.

И это будет третье величайшее явление Креста в преддверии явления Спасителя на Страшный Суд.

Утвердим же, дорогие, наше помышление животворящею силою Креста Христова, устремим к нему благоговейное наше внимание и наипаче в нынешний день его праздника вознесем и прославим его в душах и телесах наших; преклонимся пред Крестом в умилении сердец и в сокрушении духа, ибо невозможно достойно прославить и непостижимую силу, и величие Креста Господня.

И чтобы хоть в малой степени быть нам готовыми к восприятию этого непостижимого явления, Святая Церковь своим Уставом заповедует нам: “В день Воздвижения сыра, и яиц, и рыбы никакоже дерзнем коснутися”, так как почитание Креста состоит в умерщвлении плоти.

Милосердный Господи, непобедимою и Божественною силою Креста Твоего сохрани, благослови и спаси нас! Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. Как установился в Церкви этот праздник? Спасителя сняли с Креста, Крест был брошен и утерян. Через несколько десятилетий Иерусалим был разрушен, по слову Господа нашего Иисуса Христа, Который предсказывал, что не останется здесь камня на камне. Город разрушили полностью - стены, и здания - сгорело все, образовалась как бы обугленная рана на теле земли. Спустя некоторое время император Адриан, чтобы полностью искоренить память об этом городе, что город связан с верою в Единого Бога - Господа нашего Иисуса Христа, приказал все уничтожить. На этом месте был построен новый город, которому Элий Адриан повелел присвоить свое имя. Над тем местом, где была Голгофа, поставили капище и статую богини Велеры. Прошло несколько столетий, во главе Римской империи, стал христианский император Константин, он прекратил гонения на христиан. Ему хотелось восстановить память о земной жизни Спасителя. Его мать царица Елена горячо желала поехать в Святую землю, найти место, на котором Господь был распят и гроб, в котором Он был погребен. Царь выделил средства, и царица Елена отправилась в далекую Палестину. Здесь нашли расщелину, высеченную в скале, где был погребен Господь наш Иисус Христос. Нашли три креста, но понять, который из них Спасительный, Животворящий Крест Господень было нельзя, потому что табличка с надписью Иисус Назарей - Царь Иудейский, которая упоминается в Евангелии, отлетела и лежала в стороне.

Иерусалимский патриарх Макарий с верой в то, что Господь чудесным образом откроет, каков Крест Истинный предложил провести испытание. Принесли умирающую женщину и по очереди стали прикладывать ее к крестам. Когда приложили к Кресту Христову, умирающая исцелилась. Тогда патриарх Иерусалимский поднял этот Крест, чтобы толпы народа могли Его видеть. Спаситель был пригвожден к Кресту злобой людской, как преступник, потому что крест - это оружие страшной, многочасовой мучительной казни, когда человек умирает в муках. Вокруг Креста ходили толпы людей, которые издевались над Ним, призывая сойти с Креста. Люди глумились над страданиями Спасителя.

Господь называл Себя Мессией и был Им. Люди же представляли мессию совсем иначе, они думали что это сверхчеловек, который будет побеждать своих врагов силой, а не смиренный Учитель, у Которого нет места, где главу преклонить. Они думали, что Он создаст царство Израильское, которое будет господствовать над всем миром, а Его царство оказалось не от мира сего. Спаситель проповедовал совершенную любовь. Нет проповеди более болезненной для тех, кто не хочет ее принимать. Если человек стремится к любви, то он пойдет навстречу, а если он горд, самодостаточен и самодоволен, то эта проповедь выводит его из состояния душевного равновесия, призывает его к тому, к чему он идти не хочет. При этом оставаться спокойным нельзя, человек должен либо принять эту проповедь и измениться, либо уничтожить Того, кто проповедует любовь. Иудеи в своем ослеплении решили уничтожить Того, кто проповедовал божественную совершенную любовь.

Но любовь сильнее смерти. Хотя Спаситель был распят и умер на Кресте, но Он и воскрес, потому что Божественная жизнь преодолевает все. Господь открыл нам путь к вечной жизни, приняв на Себя ответственность за грехи, которые совершали люди жившие до него, при нем и мы с вами. Когда мы отвергаем Господа, потому что маловерны, когда не хотим смиряться, когда не хотим и не умеем любить, мы - противники Богу, мы поступаем также, как древние иудеи.

Святая Церковь каждый год празднует Воздвижение Животворящего Креста Господня как напоминание о той цене, которая заплачена за нашу свободу быть со Христом, за свободу творить добро, за свободу противостоять злу, Господь дает нам силы побеждать зло в самом его корне - в наших душах. Об этом напоминает этот праздник. Мы должны стремиться всей душою быть со Христом и не уподобляться тем, кто Его распял две тысячи лет назад. А распял Его человеческий грех, который так же действует сейчас, как и тогда. Дай Бог, чтобы этот праздник Воздвижения Креста Господня дал свежий импульс в стремлении к праведности, любви друг к другу, смирении, побеждающем все, ибо сила Христова побеждает любые человеческие измышления и коварства. Дай Бог, чтобы победа Креста над грехом воссияла в наших сердцах! Аминь.

27 сентября 2004 г. храм Всемилостивого Спаса

http://www.pravmir.ru/article_660.html

Но есть во всей вселенной единственный и неповторимый памятник, который воздвигнут отнюдь не любовью или признательностью, не доброй памятью или добрым расположением. Воздвигнут он злобой, ненавистью и коварством человеческим. Памятник этот - Крест Христов, на котором люди пригвоздили своего Спасителя и Бога. И стоит этот Крест над пространством и над временем, являя всем народам мира Божию любовь и благоволение, свидетельствуя о человеческой неблагодарности. Этот памятник освятил мир и человечество, ибо на нем пролил Свою искупительную кровь наш Спаситель. Силою на нем распятого Христа он стал знамением и оружием христианства.

Как вначале, так и в последующие времена «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1:18). Позорное орудие казни Христос спасительной Своей смертью и Животворящей Кровью претворил из позора в славу, из унижения в возвышение, из соблазна и безумия в Божию силу и в Божию премудрость. Таков Промысл Божественной любви. И мы ныне хвалимся Животворящим Крестом, поклоняемся ему, величаем его и вместе с ним - искупительный подвиг нашего Господа и преславное Его воскресение. «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23-24).

Крест во всей вселенной. Крест в существе самого человека, в его образе. Крест везде и всюду как сила, освящающая бытие мира во всех измерениях - высоте, глубине и ширине. Крест - свидетельство благости и любви Отца, Сына и Святого Духа. Это знамя нашей победы, возложенное на каждого христианина в таинстве Крещения. Крест венчает храмы Божии, эти места особого присутствия Божия. Крест Христов осеняет верных людей на всех путях их жизни, с рождения до могилы. Осеняя себя крестным знамением, мы каждый раз освящаем наш ум и наши мысли, сердце и чувства, освящаем свои телесные силы и призываем благословение на дела рук наших. Крестом нас осеняет святая Церковь за богослужениями.

Сегодня, когда во всех православных храмах и в сердце каждого верующего христианина воздвигается Животворящий Крест, мы не только славим его и поклоняемся ему, но и стараемся размышлять о великой тайне Креста. Животворящий Крест преподает нам урок великой божественной любви. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Святитель Иоанн Златоуст в своем размышлении о Боговоплощении и Кресте Христовом говорит: «Не раба, не ангела, не архангела отдал Господь миру, но дал сущность Свою и Ипостась - Сына Единородного. Отдал же не за каких-то избранных людей, а за все человечество». Мы видим любовь Божию: «Воскресение Христово видевшее», - поклоняемся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, и кресту Его, славя Воскресение.

Почему же мир пригвоздил Любовь ко кресту? Дело все в том, что там, где начинает побеждать закон любви, закон Божьего Царства, там наступает конец человеческому самопревозношению, человеческой самости, человеческому греховному эгоизму. В мир пришла воплощенная Любовь. Она обличила людскую неправду. Ужаленная неправда стала мстить Богу. Однажды ученик Христа в благоговейном трепете молил: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). В противоположность этому были случаи, когда люди из грешного рода и лукавого от страха и озлобления просили Христа оставить пределы той местности, где они жили (Мф. 8:34). Там, где гордость человеческая хочет господствовать властно и безраздельно, нет места Богу. Вот почему мир встретил божественную Любовь ненавистью и озлоблением.

Научимся сегодня у подножия Креста любви преданности Богу и терпению. Когда царица Евдоксия хотела предать смерти святого Иоанна Златоуста за его проповедь, святитель писал одному из пресвитеров: «Я знаю злые происки и коварные намерения Евдоксии, но кто же может разлучить нас от любви Божией: скорбь ли, теснота ли, гонения ли - ничто не разлучит нас от любви Божией. Если она предаст меня в руки палачей и они захотят распилить меня пополам, я помню пророка Исаию; если она захочет бросить меня в пучину морскую, я знаю пророка Иону; если она бросит меня зверям на съедение, я крепко помню пророка Даниила; если ввергнут меня в пещь горящую, я прекрасно помню семь отроков; если отсекут мне голову, я стану сопричастником великому Крестителю Иоанну. Таким образом, нет ни метода, ни действия, которое могло бы разлучить нас от любви Божией, явленной Спасителем в искупительном подвиге, в распятии за нас».

Любовь совершенствует человека. Любовь дает человеку крылья, возносящие его до небес.

В день Воздвижения Креста Господня воздвигнем его в своих сердцах и в своих умах, в своей жизни, чтобы он действительно был для нас победой Христовой над всякой немощью и сомнением, над унынием и печалью, над грехом и беззаконием, чтобы он всегда был для нас знамением твердой веры, непоколебимой надежды и христианской любви. Будем хвалиться Крестом и спасаться силою на древе распятого Христа. Аминь.

По книге «Слово, растворенное любовью. Проповеди Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви» (Киев, 1997)

27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме священномученика Климента, папы Римского. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель, отец Леонид! Дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы всех нас сердечно поздравить с двунадесятым праздником Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и с освящением храма священномученика Климента, папы Римского, в Москве.

Этот храм относится к числу наиболее известных и во всех отношениях наиболее прекрасных храмов столицы. Выражаю сердечную благодарность и отцу настоятелю, и всем, кто потрудился, восстанавливая этот храм.

Освящение совпало с праздником Воздвижения. Всем известно, что этот праздник установлен в связи с тем, что после обретения Креста Господня Животворящего у Голгофы по повелению императрицы Елены, матери Константина Великого, этот Крест был воздвигнут Патриархом Иерусалимским, по всей вероятности, над большой человеческой толпой, как свидетельство о том, что Крест обретен и возвращен людям, но не как орудие пытки и казни, а как символ их спасения. И поэтому богослужение в праздник Воздвижения в первую очередь посвящается самому Кресту, осмыслению того, что есть Крест для жизни людей, для проповеди о Христе, для дела спасения.

Именно поэтому в сей день читается отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам, в котором содержатся удивительно мудрые, проникнутые Божественной правдой слова о Кресте: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти мир (см. Кор. 1:21).

Это по-настоящему потрясающие слова. В них вся история человечества, история мучительных поисков Бога, Божественной правды, когда лучшие умы пытались понять, что же такое эта сверхъестественная сила, присутствие которой в жизни так или иначе ощущает каждый человек, когда люди пытались найти Бога, порой впадая в страшные заблуждения, приписывая Божественную силу проявлениям природы или даже произведениям искусства.

Но ведь были на этом пути богоискательства и удивительные умственные прозрения, когда философы-язычники умом начинали постигать наличие чего-то, что превышает их и всякий другой человеческий разум. Про таких уже святые отцы говорили, что в них было семя Божественного слова. Они не были еще этим Словом оплодотворены, но семена Божественной истины присутствовали в их мыслях, в их поисках Божественного. И тем не менее ни примитивный страх человека перед окружающим миром и грозными явлениями природы, ни обожествление этих грозных проявлений природы, ни обожествление самого себя, что также происходило на пути богоискательства, ни даже те философские прозрения, о которых великие христианские умы говорили, что в них, как в семени, содержалось Божественное слово, не привели людей к истинному Богу.

Вот об этом и говорит апостол Павел одной фразой. Но эта фраза покрывает собой тысячелетие напряженных и мучительных поисков Бога. И когда человечество на этом пути, напрягая все свои силы, не нашло Бога, в том числе и в высочайшей мудрости, в высочайшей по тому времени науке, то Богу было угодно юродством проповеди спасти мир.

А что такое юродство? Это вид безумия. В христианской традиции ему приписываются особые благородные великие черты, и мы знаем, что среди святых были юродивые. Но апостол Павел говорил о другом юродстве. Он говорил о глупости, о невероятной интеллектуальной слабости, о том, что для одних было соблазном, а для других — безумием. Как можно было основывать попытку человека познать Бога на человеческой слабости, почти на безумии? Что такое была проповедь о Христе? Иудеи не могли понять ее; это, действительно, был некий соблазн: как это так ― человек казнен как преступник самой позорной казнью, что от него может быть доброго? Какая сила может исходить? От крестов шарахались в сторону. Это был самый страшный образ уничижения, слабости, поражения и наказания.

Можно провести какие-то параллели с современной жизнью. Это как если бы кто-то вдруг стал говорить о том, что камера пожизненного заключенного несет в себе спасение, да не для одного человека, что возможно, но для всего мира. Как бы мы отнеслись к такой проповеди? Соблазн для одних и безумие для других. Вот чем была проповедь о Кресте!

И возникает самый глубокий, может быть, и принципиальный вопрос: почему Господь избрал уничижение, которое безумием представляется каждому здравомыслящему человеку? Почему Он избрал такой способ спасения? Только с одной целью ― чтобы всем стало ясно, что Бог спасает человека, и никакая человеческая мудрость к этому не имеет никакого отношения, как никакого отношения к этому не имеет и человеческая сила.

Из этого следует очень важный вывод: с опорой на силу невозможно штурмовать небеса. Сила это не тот инструмент, не то средство, которым можно обрести спасение. А ведь очень многие в языческой древности так и думали, что только герои становятся небожителями: надо быть вначале героем, чтобы потом взойти на языческий Олимп.

Проповедь о Кресте свидетельствует о полном отказе Бога от всякой человеческой силы в деле спасения людей. И Господь избирает Крест ― символ уничижения, символ слабости, символ поражения, соблазн для одних и безумие для других, чтобы с этого Креста явить всему миру спасение.

Наверное, сегодняшние слова апостола Павла ― это самый сильный удар по критикам Евангелия, которые ищут какие-то культурные, философские источники Евангелия, какие-то заимствования в древних культах, и говорят о естественном происхождении христианства. Не могло появиться в мире естественным образом ничего, что противоречит здравому смыслу. А спасение через Крест не просто противоречит человеческому здравому смыслу, это был вызов человеческой разумности.

Кто бы, измышляя религию, рискнул бы так подставить себя под удар? Если бы это исходило от человека, то такого рода проповедь разлетелась бы на мелкие части под ударом логики философов того времени и, что еще важнее, в результате полного неприятия и отказа от такой идеи всеми, кто к ней прикоснулся бы. Но весть о Христе живет две тысячи лет. Именно эта весть преобразовала мир, потому она не человеческая, а Божественная. За ней Сам Бог, Который через Крест, обращаясь к нам говорит: не силой ума и силой знаний, ни человеческим положением, ни деньгами, ни властью, ни всем тем, с чем люди связывают свое спасение в этой жизни, вы не обретете вечного спасения, а значит и полноты жизни, а значит и своего собственного счастья; вы Мне должны поверить, Я вас спасаю через Крест, через это безумие для многих.

И мы знаем, что спасает Господь, что Крест ― «хранитель всея вселенныя», Крест ― торжество Церкви. Опора для народов и государств ― Крест славы Божией. И в этом уже опытном восприятии силы Креста ― вся наша вера в правоту Божественного откровения о том, что не силой человеческой, но силой Божией мы спасены. А если так, если спасение от Бога, а не от человека, то что же самое главное в жизни? Самое главное ― служить Богу, Спасителю нашему, Тому, Кто это спасение принес для всех народов, для всех эпох и для всех континентов, Кто открыл объятия роду человеческому. И нам немногое осталось ― ответить на это Божественное действие, ответить на действие спасающей благодати Божией своим послушанием, своим доверием к словам Господа, к Его Божественным заповедям. И если мы все усвоим великую истину о том, что нас спасает не наша сила, а Бог, то очень многое изменится в нашей жизни. Мы сумеем правильно расставить жизненные приоритеты, мы сможем пройти путями своей жизни мирно, спокойно и спасительно. И пусть Крест Христов освящает этот наш жизненный путь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

1957 г.

Во имя Отца и Сына и Св. Духа!

Поклоняясь ныне предлежащему и возносимому изображению Честнаго и Животворящего Креста Господня, каждый истинно верующий православный христианин не только изъявляет свое благоговение в отношении орудия нашего спасения, но и устремляется мыслью и сердцем к самой тайне искупления.

"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах; и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную « ().

Грехопадение человека представляет собой тайну для богословствующего ума. Хотя наличие в раю искусителя и способствует частичному объяснению возможности преслушания заповеди Божией и Евой при наличии у человека свободной воли, однако остается непостижимым, изумительным, как мог человек, имевший «своим храмом и ризою Бога», испытывавший сладость богообщения, живший в лучах Божественной любви, – как мог он стать нарушителем даже легчайшей заповеди, богоотступником и изменником!

Тайне беззакония неминуемо должна была противостать тайна искупления. Несказанная дерзость вела к столь тяжкой виновности, что по суду Правды Божией смыть вину прародителей не могло никакое раскаяние, никакая жертва со стороны человека или даже всего человечества. Требовалась такая жертва, которая обладала бы божественными качествами, божественной силой и в то же время была бы принесена от человеческого естества. Недомыслимая Премудрость Божия нашла путь, открывавший возможность принесения такой жертвы, а Божественная Любовь превратила эту возможность в действительность. Жертвой, спасающей человека от проклятия и осуждения, дающей право не только на прощение, но и на усыновление Богу, стал Богочеловек – Господь наш Иисус Христос, единосущный Богу Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству. Средством очищения и освящения стала драгоценная Кровь Божественного Агнца, а орудием искупления и символом победы над диаволом, смертью, грехом – Животворящий Крест Господень.

До Христа-Спасителя никто не восходил на небо. Величайшие праведники ветхозаветного времени по смерти пребывали хотя и на «лоне Авраамовом », но вне врат Царстия Небесного. Христос крестом Своим открыл эти врата и ввел с Собою в рай покаявшегося благоразумного разбойника.

Путь в Царство Небесное открыт теперь каждому верующему во Христа, конечно, верующему искренне и не только на словах, но на деле, т. е. имеющему веру «любовию споспешествуему». Как израильтяне спасались некогда от «угрызений змиев», взирая на медного змия, сделанного Моисеем по повелению Божию, так каждый жаждущий спасения может быть ныне спасен от гибели, причиняемой смертоносным ядом греха, если он с твердым упованием взирает на Крест Господень, взирает не пассивно, а желая бороться с грехом и побеждать его в себе при благодатной помощи Искупителя.

Отсюда понятно, что спасение человека, приобретенное для него Господом Иисусом Христом на Кресте, действительно совершается лишь в процессе личного подвига или «крестоношения», главная цель которого состоит в достижении всецелого послушания Богу.

Крест Христов напоминает человеку о необходимости принести себя самого в жертву послушания Тому, Кто «послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя "...

"Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него " ().

Так было в первое пришествие Господа на землю. Так продолжается и теперь. Пока Господь терпит и принимает нас такими, каковы мы есть. Сколько раз он прощал нам тяжкие грехи ради одной покаянной слезы нашей, сколько раз исполнял наши просьбы, давая просимое »просто и без упреков « (). Но будет и такой момент, когда Господь придет уже не спасать, а судить мир. И тогда Он спросит у нас не только, как мы каялись, но и как мы жили, исправлялись, как несли свой жизненный крест, чем можем доказать нашу любовь к Нему. Крест Христов – и орудие нашего спасения, и наша надежда, но, в то же время, он и грозное для недостойных »знамение Сына Человеческого «, которое некогда узрит все человечество перед вторым, славным пришествием на землю Господа нашего Иисуса Христа.

Вспоминая событие праздника Воздвижения Креста Господня, будем, возлюбленные, стремиться к тому, чтобы вещественный образ – возношение Креста пред очами верующих – подвиг нас к духовному стремлению «горе». Пусть Крест Господень, это дивное оружие победы и спасения, неотступно будет предноситься нашему духовному взору и напоминать о жертвенности Любви Божией к нам, побеждая и нас крестоношением ответить на эту неисповедимую любовь.

Чудо же воскрешения мертвеца и исцеления болящей от прикосновения Креста Господня да будет нам напоминанием о том, что Спаситель наш, хотящий всем спастися, силен и нас возродить к чистой и богоугодной жизни, если только мы устремимся к Нему всем сердцем, одушевленные несомненной верой, верой кровоточивой женщины, которая говорила в себе: «если прикоснусь, то буду здорова ". Аминь.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека