Причины нерезкости фотографий. Почему фотография смазана

Несмотря на то что современные цифровые фотокамеры предельно просты в применении, так как в подавляющем большинстве имеют режим автоматической настройки, любительские фотоснимки далеко не всегда получаются эффектными. Одна из распространенных проблем у фотолюбителей - недостаточная четкость и замутненность фотографий в целом либо неудачная установка фокуса, в результате чего в фокусе оказывается не предмет съемки, а какой­либо малозначимый объект заднего плана, поэтому снимаемый предмет выглядит размытым. Чаще всего к получению размытых фотографий приводит неверная глубина резкости, неправильно выбранное фокусное расстояние (когда камера слишком близко расположена к объекту), дрожание фотоаппарата во время съемки (что характерно для съемки «с рук») и ряд других факторов. Улучшить такие снимки можно путем повышения резкости - всего изображения в целом либо только в области фокуса. При этом стоит заметить, что даже снимки, сделанные на профессиональных камерах, обычно нуждаются в некотором усилении резкости, что позволяет представить их более выигрышно. Связано это с тем, что сенсоры цифровых камер и объективы всегда до некоторой степени размывают изображение, поэтому даже профессиональным цифровым фото требуется повышение резкости.

Что касается неправильной фокусировки, то удачно настроенный фокус придает снимку бо льшую выразительность, а неверная установка фокуса автоматически приводит к получению снимков, которые не производят должного впечатления, поскольку снимаемый объект сливается с элементами второго плана. Кардинально исправить фотографии с совершенно размытым фокусом, к сожалению, невозможно, однако подправить слегка размытый фокус вполне реально. Более того, даже на снимках с идеальной фокусировкой в ряде случаев (чаще при съемке портретов, макросъемке, при фотографировании крупным планом) имеет смысл применить усиление резкости в области фокусировки - это позволит привлечь внимание к отдельным фрагментам фотографии, сделав акцент на какой­либо важной детали (например, на глазах).

О технике и инструментах повышения резкости

Увеличение резкости (полное или выборочное - с учетом объектов в фокусе) является неотъемлемой частью обработки любого цифрового изображения, правда проводить подобную операцию следует крайне осторожно, поскольку чрезмерное повышение резкости приводит к увеличению шума и появлению на границах контрастных переходов цветовых артефактов.

К процедуре повышения резкости нужно прибегать только после выполнения всего комплекса традиционных действий по улучшению изображения - то есть устранения шума, осуществления цветокоррекции, настройки контрастности и пр. В противном случае данные действия произвести будет гораздо сложнее. В частности, усиление резкости перед операцией шумоподавления, как правило, приводит к заметному увеличению уровня шума, устранить который окажется непросто, а зачастую и невозможно. Стоит также отметить, что при увеличении резкости необходимо рассматривать изображение в 100-процентном размере (в крайнем случае, в 50-процентном), а не в меньшем масштабе - в противном случае правильно оценить изменения в ходе подбора параметров будет проблематично.

Существуют разные способы повышения резкости фотографий - можно применять встроенные в Adobe Photoshop фильтры резкости (объединены в Filter → Sharpen ), правда получение качественных результатов с их помощью обычно предполагает работу на нескольких слоях с последовательной настройкой уровня резкости на каждом из слоев и последующим их смешиванием при тщательно подобранных уровнях прозрачности. Разработаны и другие способы усиления резкости в Photoshop - с применением каналов и фильтров, имеющих совершенно другое основное назначение (например, Emboss ), и т.д. Очевидно, что все эти способы весьма трудоемки, да и интуитивно понятными их назвать сложно. Кроме того, при необходимости настройки различных вариантов уровня резкости для разных фрагментов снимка предполагается кропотливое выделение соответствующих участков, а это требует дополнительного времени. Что касается фокуса, то придать четкость изображению с совершенно размытым фокусом не в состоянии ни одно программное решение - в лучшем случае можно немного подправить слегка размытый фокус, но не более. Каким образом? В целом всё довольно просто - нужно усилить резкость объекта в фокусе с одновременным размытием элементов второго плана. Благодаря этому объект съемки окажется выделенным на общем фоне, а само изображение будет смотреться более четким и выразительным. Разумеется, все эти операции могут быть выполнены в Adobe Photoshop.

Альтернативой является применение сторонних специализированных плагинов и даже независимых приложений (подобные приложения решают те же задачи, что и плагины, но не требуют наличия на компьютере Photoshop). С их помощью можно добиться качественного результата быстрее и с гораздо меньшими усилиями (нередко без необходимости выделения и маскирования).

Какой вариант лучше - каждый пользователь решает для себя сам. Если говорить о плагинах и независимых приложениях, то тут всё очевидно: профессионалы будут работать с плагинами (это обеспечивает возможность сложного выборочного усиления резкости с применением выделенных областей и масок и пр.), любители предпочтут приложения (им сложный и дорогой Photoshop зачастую ни к чему). В свою очередь, выбор между фильтрами резкости Adobe Photoshop и инструментами от сторонних производителей отнюдь не очевиден. Тут многое зависит от привычной технологии работы, персональных предпочтений и собственной визуальной оценки результатов обработки в том или ином решении.

Поэтому мы не будем выделять более или менее предпочтительные программные инструменты, а ограничимся рассмотрением конкретных примеров усиления резкости и манипуляций с фокусом в таких известных профессиональных программных решениях, как Nik Sharpening Pro и FocalBlade, а также в не столь популярных, но тоже интересных фотолюбителям программах - AKVIS Refocus и Focus Magic.

Повышаем резкость

Пожалуй, самым простым в применении инструментом повышения резкости снимков является программа AKVIS Refocus . Воспользуемся ею для усиления резкости всего изображения в целом, выбрав для экспериментов немного размытый снимок (рис. 1). Запустим AKVIS Refocus (в данном случае отдельное приложение), откроем исходное изображение - снимок автоматически обработается с настройками по умолчанию (пресет AKVIS Default), а результат будет показан во вкладке До в области предварительного просмотра (см. рис. 1). Дальнейшие действия сводятся к подбору наиболее подходящих к конкретному изображению значений параметров, что может быть достигнуто как выбором одного из встроенных пресетов, так и путем ручной корректировки настроек (рис. 2).

Рис. 1. Применение к снимку пресета AKVIS Default в AKVIS Refocus

Рис. 2. Повышение резкости фото в AKVIS Refocus

Повышение четкости снимков с помощью FocalBlade также не потребует от пользователя особых усилий, если ограничиваться применением автоматических и полуавтоматических инструментов в режиме Easy Mode , рассчитанном на новичков. Для примера откроем исходное фото в FocalBlade (режим Easy Mode ), щелкнем на кнопке Reset , чтобы установить значения по умолчанию, поменяем вид отображения на Top View (с включенным флажком Multiple ) и затем укажем, что предполагается вывод изображения на дисплей (вариант Display для параметра Output ). Результат применения настроек по умолчанию представлен на рис. 3. Чтобы обеспечить повышение резкости фото в центральной части снимка без появления видимых шумов и с ограничением степени воздействия на текстурных поверхностях, изменим базовые настройки на вкладке Auto: установим для параметра Sharpness (регулирует степень повышения резкости фото) вариант High , а для параметров Surface (определяет характер обработки текстур) и Details (регулирует уровень детализации) варианты Light и Very Rough соответственно. В итоге цветок на фото станет более выразительным - рис. 4.

Рис. 3. Автоматическая обработка снимка для вывода на дисплей в FocalBlade

Рис. 4. Усиление резкости в центре фото с помощью FocalBlade

Пожалуй, еще более быстрым способом улучшения снимков в FocalBlade будет использование встроенных пресетов, которых, по заверениям разработчиков, более 80. Рассмотрим такой вариант. Откроем исходное изображение и проведем первоначальные настройки (режим - Easy Mode ; вид отображения - Right View с включенным флажком Multiple ; вывод изображения на дисплей - вариант Display для параметра Output ) - рис. 5. Чтобы лучше различать мелкие детали, увеличим масштаб отображения до 300% и увидим, что область неба получилась зашумленной (рис. 6). Применим к снимку пресет Noise Reduced Sharpen , который обеспечивает повышение резкости с одновременным подавлением шума, - в итоге область гор будет выглядеть четче, а шум на небе окажется практически незаметным (рис. 7).

Рис. 5. Результат автообработки снимка в FocalBlade

Рис. 6. Вид изображения в увеличенном масштабе (FocalBlade)

Рис. 7. Повышение резкости с подавлением шума в FocalBlade

В Sharpener Pro , в принципе, также имеются возможности для быстрого повышения резкости. В самом простом случае для этого достаточно просто открыть исходный снимок в Adobe Photoshop, активировать модуль Output Sharpener (рис. 8) и подправить желаемым образом в разделе Creative Sharpening значения параметров резкости: Output Sharpening Strength (регулирует силу глобальной резкости), Structure (обеспечивает управление отображением мелких деталей) и Local Contrast (регулирует степень локального контраста). Например, в рассматриваемом примере мы изменили значение параметра Structure на отрицательное (чтобы слишком мелкие включения в песке не были видны) и подобрали подходящее с точки зрения данного изображения значение Local Contrast . В итоге этих нехитрых манипуляций размытое изображение стало гораздо менее размытым, а избирательное (в данном случае за счет настройки Structure ) повышение резкости позволило привлечь внимание к выброшенным на песок морским обитателям (рис. 9).

Рис. 8. Исходное фото, открытое в Sharpener Pro

Рис. 9. Настройка параметров обработки в Sharpener Pro

Приводим изображение «в фокус»

Для начала рассмотрим вариант приведения «в фокус» определенного объекта в AKVIS Refocus . Откроем исходный снимок (рис. 10), но никаких изменений в плане настройки параметров усиления резкости проводить не будем (доверимся настройкам по умолчанию). Теперь нужно указать программе область фокусировки (фрагменты, где требуется усилить резкость, - в данном случае это насекомое) и второй план. Для этого обведем примерные внешние контуры области фокусировки синим карандашом, а внутренние контуры объектов второго плана - красным. Все контуры должны быть замкнутыми - в противном случае действие эффекта распространится за пределы нарисованных границ. В очень тщательном выделении фрагментов, как правило, нет необходимости, хотя при формировании контуров всё равно лучше рисовать линии достаточно близко от разделяющей фокусируемый объект и внешний фон границы, поскольку в таком случае вероятность ошибки программы окажется минимальной.

Рис. 10. Открытие исходного снимка в AKVIS Refocus

Для проведения маскирования выберем инструмент Область фокусировки и нарисуем синий контур вокруг насекомого. Затем активируем инструмент Второй план и нарисуем красный контур для ограничения объектов второго плана (рис. 11). Обратите внимание, что неудачные фрагменты синего и красного контуров без труда могут быть удалены ластиком, а затем вновь нарисованы более тщательно. После этого запустим процесс обработки, щелкнув на кнопке Пуск . Преобразованный снимок будет показан на закладке После (рис. 12).

Рис. 11. Маскирование объекта в AKVIS Refocus

Рис. 12. Результат «наведения фокуса» в AKVIS Refocus

Немного сложнее (по большей части из-за необходимости определения «на глаз» степени размытия) осуществляется «наведение» фокуса в Focus Magic . Попробуем с помощью этого решения улучшить заметно размытое из-за движения объекта фото. Откроем исходное изображение в Adobe Photoshop и выделим желаемую область фокусировки, обведя соответствующий фрагмент «лассо» (рис. 13). Внимательно рассмотрим изображение при увеличенном масштабе и ориентировочно прикинем протяженность размытия (в пикселах). Активируем плагин Focus Magic (Filter → Focus Magic ) и выберем модуль Fix Motion Blur . Поскольку по умолчанию значение параметра Image Source (определяет источник, из которого получено изображение) было выставлено правильно, то ограничимся настройкой параметров Blur Direction и Blur Distance - первый задает направление размытия (его проще установить по встроенному компасу), а второй указывает протяженность размытия (рис. 14). Для того чтобы дополнительно выделить объект в фокусе, размоем фон - инвентируем выделение и применим размытие по Гауссу (Filter → Blur → Gaussian Blur ) с радиусом размытия (параметр Radius ) в 5-6 пикселов. После проведенных манипуляций увидим, что объект съемки стал выглядеть гораздо четче, а сам снимок теперь производит более хорошее впечатление, хотя целиком устранить размытость нам не удалось (рис. 15).

Рис. 13. Выделение объекта в Adobe Photoshop

Рис. 14. Настройка параметров усиления резкости в Focus Magic

Рис. 15. Вид фото после окончательной обработки средствами
Adobe Photoshop и Focus Magic

Для сравнения рассмотрим пример получения эффекта мягкого фокуса портретной оптики, что возможно с помощью FocalBlade . Откроем исходное фото (рис. 16). Применим к нему пресет Portrait Sharpen (рис. 17). Активируем вкладку Effect и наложим на снимок эффект мягкого фокуса Soft Focus из группы Blur . В итоге портретная фотография будет выглядеть более мягко (рис. 18).

Рис. 16. Исходное фото, открытое в FocalBlade

Рис. 17. Результат применения пресета Portrait Sharpen в FocalBlade

Рис. 18. Эффект мягкого фокуса, полученный с помощью FocalBlade

В Sharpener Pro процесс выборочного повышения резкости с учетом фокуса реализован иначе, поскольку область фокусировки (равно как и иные области) обычно задаются через контрольные точки. Откроем в Photoshop исходный снимок и активируем модуль Output Sharpener - вид изображения с отключенным предварительным просмотром (флажок Preview ) представлен на рис. 19. Включим режим предварительного просмотра. В разделе Output Sharpening выберем вывод на струйный принтер (Inkjet ) и определим используемый тип бумаги (Paper Type ) и разрешение принтера (Printer Resolution ). В разделе Creative Sharpening подберем подходящие для выбранного фото значения параметров резкости: Output Sharpening Strength , Structure и Local Contrast . В разделе Selective Sharpening активируем формирование фокусируемой области по контрольным точкам (Control Points ), добавим контрольные точки на исходное изображение (кнопка Add Control Point ) и настроим радиус применения эффекта и силу его воздействия - рис. 20. Дополнительно размоем область, расположенную слева от бутона, поскольку она выглядит слишком четкой. Для этого в нижнем левом углу изображения создадим новую контрольную точку нужного радиуса и с отрицательным фокусом. После этого сделаем несколько дубликатов этой контрольной точки и разместим их последовательно в левой части изображения вокруг бутона (рис. 21). Перед печатью оценим вид обработанного снимка, активировав режим Sharpening Soft Proof - этот режим обеспечивает возможность предварительного просмотра конечного результата (в данном случае распечатки на струйном принтере) на мониторе. Как видно из рис. 22, налицо качественное усиление резкости с учетом зоны фокусировки при отсутствии шума и иных артефактов.

Рис. 19. Исходное фото, открытое в Sharpener Pro

Рис. 20. Определение области фокусировки (Sharpener Pro)

Рис. 21. Установка контрольных точек для областей размытия (Sharpener Pro)

Рис. 22. Предпросмотр улучшенного с помощью Sharpener Pro снимка

Краткий обзор программ для повышения резкости

Sharpener Pro 3.0

Разработчик : Nik Software, Inc.

Размер дистрибутива: Windows-версия - 72 Мбайт; Mac-версия - 159 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP(SP 3)/Vista/7; Mac OS 10.5.8-10.7; Adobe Photoshop CS3/CS4/CS5

Способ распространения: shareware (15-дневная демо-версия - https://www.niksoftware.com/site/)

Цена: 199,95 долл.

Sharpener Pro - одно из наиболее популярных решений для настройки резкости цифровых изображений с учетом вывода их на разнообразные устройства и носители, включая мониторы и принтеры. Программа представлена в виде плагина к Adobe Photoshop, Adobe Photoshop Elements, Adobe Photoshop Lightroom и т.д. и ориентирована в основном на профессиональных фотографов.

Главные отличия Sharpener Pro от других рассматриваемых решений - поддержка вывода на широкий спектр устройств с возможностью ручной настройки специфических параметров (например, при выводе на принтер можно определить тип бумаги и разрешение принтера) и использование двухступенчатой системы наведения резкости. Для реализации такой системы обработки в продукт включены два модуля: RAW Presharpener и Output Sharpener. Модуль RAW Presharpener предназначен для предварительной коррекции резкости в RAW-файлах. Он используется для компенсирования действия низкочастотного фильтра камеры и позволяет немного повысить резкость изображения еще на стадии RAW-файла без увеличения уровня шума и прочих артефактов, в той или иной степени неизбежно появляющихся при финальном усилении резкости. В свою очередь, модуль Output Sharpener применяется для финального увеличения резкости (всего изображения либо выборочно) с учетом особенностей технологии вывода изображения. С его помощью регулируются базовые параметры резкости, данные, касающиеся особенностей вывода конкретного изображения (на экран монитора, на принтер и пр.), а также осуществляется тонкая настройка резкости в конкретных областях. Выборочная настройка резкости, позволяющая точно отрегулировать уровень резкости на тех участках снимка, к которым требуется привлечь внимание, осуществляется путем установки контрольных точек (определяют радиус применения эффекта), формирования выделенных областей специальной кистью либо указания конкретных цветов, в отношении которых требуется индивидуальная настройка резкости. Подобранные настройки можно сохранять в пресеты для дальнейшего использования. Плагин Sharpener Pro умеет работать с 8- и 16-битными изображениями и поддерживает графические форматы TIFF, JPEG и RAW.

FocalBlade 2.02b

Разработчик: Harald Heim

Размер дистрибутива: Windows-версия - 2,73 Мбайт; Mac-версия - 1,7 Мбайт

Работа под управлением: Windows 98/NT/Me/2000/XP/Vista/7; Mac OS X; Windows 32-bit - Adobe Photoshop версии 3 и выше; Windows 64-bit - Adobe Photoshop CS4 и выше; Mac OS X - Adobe Photoshop версии 7 и выше

Способ распространения: shareware (демо-версия, устанавливающая водяные знаки на изображении, - http://thepluginsite.com/download/)

Цена: 69,95 долл.

FocalBlade - известное решение для повышения резкости изображений (для просмотра на экране и печати) с минимальными артефактами. Продукт представлен в виде отдельного приложения и Photoshop-плагина (для Mac OS X предлагается только плагин) и интересен как новичкам, так и профессионалам. На первых рассчитан упрощенный автоматический режим коррекции (Easy Mode), а вторые могут воспользоваться тонкой настройкой многочисленных параметров в режимах Classic Mode и Advanced Mode, что позволяет достичь качественных результатов на различных типах снимков.

FocalBlade включает множество предустановленных пресетов - благодаря этому можно с минимальными усилиями добиваться разнообразных эффектов обработки. Решение поддерживает одно-, двух- и трехпроходные алгоритмы повышения резкости и обеспечивает полный контроль данного процесса, в частности позволяет различными способами управлять резкостью на поверхностях и контурах, игнорировать при обработке определенные фрагменты и конкретные цвета, усиливать резкость на центральной части фотографии, не затрагивая ее фона, и пр. Любые преобразования могут производиться с группой снимков одновременно. Дополнительно плагин может быть использован для шумоподавления и получения ряда эффектов, таких как свечение, мягкий фокус и пр. FocalBlade поддерживает восстановление резкости в любой цветовой модели (RGB, Grayscale, Lab и CMYK) с глубиной цвета 8/16 бит на канал и работает с основными графическими форматами, включая JPEG, TIFF, PNG, PSD, RAW и DNG.

AKVIS Refocus 1.5

Разработчик: AKVIS LLC

Размер дистрибутива: Windows-версия - 23,8 Мбайт; Mac-версия - 27,3 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7; Mac OS X 10.4-10.7; Adobe Photoshop 6-CS5

Способ распространения: shareware (10-дневная демо-версия - http://akvis.com/ru/refocus/download-sharpen-photo.php)

Цена: зависит от типа лицензии: Home - 39 долл.; Home Deluxe - 49 долл.; Business - 72 долл.

AKVIS Refocus - инструмент для усиления резкости нечетких, размытых, расфокусированных снимков. Программа представлена в виде отдельного приложения и Photoshop-плагина и ориентирована как на широкий круг пользователей, так и на профессионалов.

Данное решение позволяет усиливать резкость на снимках в целом либо только на определенных фрагментах изображения; при желании проигнорированные при повышении резкости определенные фрагменты могут быть размыты, что в комплексе с усилением резкости в фокусируемой области визуально обеспечивает эффект «приведения в фокус». Возможно сохранение избранных настроек (пресетов) для дальнейшего их использования, а также пакетная обработка файлов. AKVIS Refocus работает с 8-, 16- и 32-битными изображениями в цветовых режимах RGB, Grayscale, CMYK и Lab и понимает основные графические форматы, включая RAW.

Focus Magic 3.02a

Разработчик : Acclaim Software Ltd

Размер дистрибутива: Windows-версия - 1,5 Мбайт; Mac-версия - 2,5 Мбайт

Работа под управлением: Windows 95-7; Mac OS X; Photoshop (практически все версии, включая CS2/CS3/CS4CS5)

Способ распространения: shareware (демо-версия, позволяющая обработать до 10 фото, - http://www.focusmagic.com/download.htm)

Цена: 45 долл.

Focus Magic - простое решение для повышения резкости размытых (из-за движения объектива во время съемки либо движения объекта) и расфокусированных фотографий. Программа отличается минимумом настроек, быстро работает и представлена в виде Photoshop-плагина, а также отдельного приложения, поэтому она может заинтересовать широкий круг пользователей.

Решение включает два модуля настройки резкости - Out-of-Focus Blur и Motion Blur, которые работают по разным алгоритмам. Модуль Out-of-Focus Blur предназначен для улучшения расфокусированных снимков, а Motion Blur применяется для усиления резкости размытых фото. Дополнительно программа может быть использована для шумоподавления и для борьбы с пылью и царапинами на сканированном изображении. Focus Magic умеет восстанавливать резкость в цветовых моделях RGB, Grayscale и CMYK (глубина цвета 8/16 бит на канал); автономное приложение понимает только JPG-файлы, плагин работает со всеми форматами, поддерживаемыми Adobe Photoshop.

Заключение

Мы рассмотрели несколько известных решений для увеличения резкости размытых и расфокусированных снимков, среди которых имеются как достаточно дорогие профессиональные продукты, так и более приемлемые по цене программы, ориентированные на самую широкую аудиторию. Однозначно выделить лучшее среди представленных решений очень сложно, поскольку многое зависит от типа исходных изображений, стоящих задач и предпочтений, хотя в целом более качественные результаты обеспечивают продукты Sharpener Pro и FocalBlade. Решение Sharpener Pro выделяется инструментарием для подготовки снимков к печати (с учетом разрешения принтера, типа бумаги и др.), а также наличием функционала для быстрого выборочного изменения резкости в разных фрагментах снимка. В свою очередь, FocalBlade интересен множеством предустановленных пресетов, с помощью которых можно без особых усилий и в считаные минуты добиться качественных результатов при решении разнообразных задач усиления резкости. При этом оба инструмента позволяют проводить тонкую настройку разнообразных параметров резкости, что важно для профессиональных фотографов. Что касается программ AKVIS Refocus и Focus Magic, то они привлекательны своей простотой и сравнительной доступностью (по цене и в плане освоения) - с их помощью улучшить снимки может даже начинающий фотолюбитель.

К сожалению, даже выбирая для работы профессиональный инструмент, не стоит обольщаться, поскольку исправить размытость и расфокусированность можно лишь до определенной степени, да и не в любом снимке. Если на полученном изображении хорошо различимы основные детали объектов съемки, то шансы на успешное его улучшение велики, а вот надеяться на спасение совершенно размытых фото, конечно, не стоит.

Фотография с помощью смартфонов становится всё популярнее, благодаря уменьшению столь сильной разницы между профессиональными камерами и небольшими модулями, что установлены в ваш гаджет. Конечно, нельзя их сравнивать, но порой просмотр видео, снятого на смартфон, производит гораздо больше впечатлений, чем на дорогостоящую камеру. Кроме того, в Интернете достаточно снимков, сделанных на смартфоны, которые номинированы на различные награды. Ведь неважно, какого качества ваша камера, главное — умение из самой обычной сцены сделать шедевр.

А вот не получить шедевр значит:

Грязное защитное стекло

К «мылу» на фото очень часто может привести грязное стеклышко камеры, а также защитный слой, который со временем может исцарапаться. Убрать его можно с помощью зубной пасты и щетки. А вот проблему с грязным объективом решить можно обычной тряпкой.

Резкое движение

Вы попросили друга сделать кадр, где вы стоите со звездой? Как результат — нечеткое и размытое фото. Причиной стали дрожащие руки друга, который так же, как и вы, в растерянности стал дергать камерой и непонятно «тапать» по экрану, не задумываясь над качеством самого снимка. Помните, главное — держать руки неподвижными. Наиболее вероятны размытые фотографии в темное время суток.

Призрачный гонщик

Сняли быстрый объект, бегущего человека, «летящий» спорт-кар, а на фото объект получился нечетким и размазанным? Всё дело в освещении. Постарайтесь делать снимок при дневном, ярком свете. К тому же камеры низкого качества обрабатывают подобные сцены, как правило, гораздо хуже, чем более дорогие конкуренты в лице Galaxy Note 4.

Нечеткий объект

С подобным сталкивается очень много пользователей. Основной причиной становится неправильная фокусировка. В этом случае камера фокусируется на объекты, расположенные сзади. Выход из ситуации есть: покупайте смартфон с камерой, имеющей улучшенную фокусировку, например, лазерную; перед снимком перестрахуйтесь и коснитесь объекта, который вы желаете видеть на фото лучше всего; используйте режим программной фокусировки, например, в такой имеется: вы делаете снимок, затем фокусируетесь на интересующем вас объекте.

Расфокусированные фотографии становятся всё более популярными по некоторым причинам, но не учитывая так всеми любимые фильтры как в Instagram, они обычно только раздражают. Допустим, вы постарались снять уникальное в своем роде семейное видео только лишь для того, чтобы обнаружить, что изображение размыто и дрожит.

Оказывается, существуют программы, которые могут улучшить резкость фотографий без возни в Photoshop. Хотя в большинстве случаев из размытого фото или видео никогда не сделать резкую и красивую копию, эти инструменты можно использовать для восстановления важных деталей и вернуть резкость, чтобы сделать материал чуть более качественным.

Естественно, не стоит ожидать, что, сделав ряд сильно расфокусированных фотографий, вы отредактируете их так, что они сгодятся на обложку журнала, однако вы можете изощряться в стиле сериала CSI , используя эти приложения, и получить удивительные результаты.

Полностью бесплатное приложение, которым можно пользоваться сколько угодно раз, и во многих отношениях оно дружелюбнее, чем Focus Magic. С другой стороны, его работа не отличается стабильностью (программа зависала несколько, пока я ее тестировал, особенно при загрузке слишком тяжелых изображений), а результаты, которые выдает программа, могут быть разными.

Есть несколько полезных возможностей в SmartDeblur – наличие zoom-опции, а также опции Fit To Window (Подстроить под размер окна). Также можно сравнивать результаты с оригиналом, нажав на «Show Original». Предобзор доступен для всего изображения. Программа содержит образец на котором можно научиться увеличивать резкость, чтобы прочесть размытый текст.

Испытав инструмент на своих собственных фотографиях, я обнаружил, что он не работает так же хорошо как Focus Magic. Но мне удалось получить хорошие результаты с картинкой, содержащей текст.

  • Плюсы: Абсолютно бесплатное, обладающее дружелюбным интерфейсом, очень полезное для прочтения на фотографии размытого текста.
  • Минусы: Не очень стабильное, не так уж хорошо работает с реальными фотографиями (но испытайте приложение сами, чтобы вынести свой вердикт).

Пытаясь восстановить потерянные детали, вы почувствуете, будто работаете с CSI, но не ожидайте ничего выдающегося.

Focus Magic

Focus Magic - это нечто большее, чем просто программа увеличения резкости. Согласно заявлениям с их сайта, используются «продвинутые криминалистические деконволюционные технологии, которые буквально, как рукой, снимают размытие». В теории, приложение справляется с расфокусированными изображениями и размытыми видео, восстанавливая потерянные детали. Но действительно ли это работает?


Программа Focus Magic далеко не автоматический инструмент. И это огромный минус, поскольку бесплатная пробная версия позволяет выполнить только 10 операций. После этого нужно будет приобрести полную лицензию, которая стоит 45 долларов. После загрузки изображения вам сперва необходимо решить, будете ли фокусировать, убирать размытие при движении, дефокусировать или очищать изображение от мусора. Потом начинается долгий процесс подстройки параметров.

Поскольку возможно увидеть привью лишь для небольшой области изображения, уходит множество попыток, чтобы достичь хорошего эффекта для всей фотографии.

  • Плюсы: Выглядит как профессиональный инструмент, с помощью которого действительно можно достичь хороших результатов.
  • Минусы: Работа требует множества попыток, но их у пользователя бесплатной версией только 10. К тому же, отсутствует опция изменения масштаба (зума), что доставляет неудобства.

С помощью приложения можно вернуть резкость изображениям, если у вас есть терпение и деньги.

Приложение в отличие от своих конкурентов обладает несколькими особенностями: очень подробным руководством и самодостаточностью. Под самодостаточностью я понимаю способность программы взять на себя тяжелую работу по настройке, если того пожелаете. Если знаете, что делаете, можете получить доступ к продвинутым настройкам, но это совсем необязательно.


После прохождения обучения, можно приступать к обработке. Для этого необходимо поместить красный квадрат на область с сильной размытостью и нажать на кнопку Process. В большинстве случаев на этом всё. Если результаты вас не удовлетворяют, можно переместить квадрат в другую область и попытаться снова. Приложение выполняет свою работу хорошо, ему удалось превратить некоторые размытые фотографии во вполне достойные.

Как видите, минусом являются водяные знаки, которые накладываются на все фотографии, которые вы обрабатываете, используя бесплатную версию приложения. Если вам действительно нравится программа и хотите избавиться от водяных знаков, лицензия будет стоить вам 39$.

  • Плюсы : Легкость в использовании, хорошие результаты обработки, с текстом – хуже.
  • Минусы: На все обработанные фото накладываются водяные знаки. Лицензия стоит 39$.

Выводы

Хотите – верьте, хотите – нет, но я потратил полдня, исследуя данную тему. Попытавшись повысить резкость у множества размытых фото и видео, я осознал одну вещь – лучше сразу снимать хороший материал. Но если по какой-то причине «план А» не сработал, то вышеперечисленные приложения способны выжать кое-что из вашего материала, но это на самом деле зависит от того, чего вы стремитесь достичь.

Резкость - один из самых важных критериев качества изображения. Однако, зачастую мы сталкиваемся с ее недостатком. Причины могут быть разные, но главная из них - это ошибка фотографа. В этой главе я буду рассказывать скорее не про резкость, как таковую, а о причинах ее отсутствия и как с этим бороться.

Нерезкость из-за движения (шевеленка)

Самая главная причина нерезкости - это шевеленка, то есть смазанность картинки из-за того, что в момент съемки рука фотографа дрогнула. Результат шевеленки выглядит примерно так:

Жалкое зрелище, согласитесь. Основные факторы, вызывающие появление шевеленки приведены ниже:

  1. Съемка при плохой освещенности без штатива и без вспышки
  2. Съемка с большим фокусным расстоянием (с сильным "приближением")
  3. Съемка в движении, например, из окна автомобиля
  4. Съемке быстро движущихся объектов

Если в условиях съемки присутствует только один из факторов, фактор, то с ним почти всегда можно справиться. Но если их сразу несколько, мы практически гарантированно получаем бракованный фотоснимок.

Для первых двух факторов (съемка при слабом освещении с рук, съемка с большим фокусным расстоянием) работает правило "безопасной выдержки".

Безопасная выдержка с большой вероятностью обеспечит отсутствие шевеленки. Она зависит от фокусного расстояния. Во многих источниках приводится простая формула, по которой можно рассчитать "безопасную" выдержку - нужно единицу поделить на фокусное расстояние. То есть, при фокусном расстоянии 50 мм, безопасная выдержка будет 1/50 секунды. Все это замечательно и просто, но это правило не учитывает, что фотоаппарат может иметь кроп-фактор, который сужает угол зрения и как бы увеличивает фокусное расстояние объектива. Объектив 50 мм на кропе 1.6 имеет эквивалентное фокусное расстояние 80 мм. Как рассчитать безопасную выдержку, скажем, для фокусного расстояния 24 мм не кропе? Без калькулятора не обойтись! Я предлагаю простой, но эффективный способ.

Смотрим на шкалу фокусных расстояний объектива:

При фокусном расстоянии 24 мм, следующая риска соответствует 35 мм. Безопасную выдержку считаем по ней, предварительно округлив значение в большую сторону. Таким образом, безопасная выдержка для 24 мм на кропе 1.6 будет составлять 1/40 секунды. Проверяем в калькуляторе - 24 мм * 1,6 = 38,4. То есть, абсолютно тоже самое - безопасная выдержка 1/40 секунды!

При увеличении фокусного расстояния безопасная выдержка пропорционально сокращается. То есть, для ЭФР 50 мм безопасная выдержка составляет 1/50 секунды, для 300 мм - 1/300 секунды. Это объясняет, почему телеобъектив без стабилизатора может быть использован без штатива только солнечным днем.

Стабилизатор изображения (IS, VR, Antishake) здорово облегчает жизнь, удлиняя безопасную выдержку в 2-3 раза. То есть, телеобъектив 300 мм с включенным стабилизатором позволяет получать преимущественно резкие фотографии уже при выдержке 1/100 секунды.

Разумеется, многое еще зависит от физических способностей фотографа. Кому-то удается получать четкие снимки на выдержках в 1/5 секунды без штатива, кому-то не хватает для этого и 1/500!

Съемка из окна автомобиля - очень плохие условия, которых следует избегать любой ценой. Помимо того, что часто съемка ведется сквозь стекло (что резкости не добавляет), композиция на подобных снимках почти всегда отсутствует. Чисто документальная съемка, но я не видел ни одного художественного кадра, сделанных их окна движущегося авто.

Съемка движущегося объекта может быть решена двумя способами - либо с очень короткой выдержкой, либо с удлиненной выдержкой с проводкой.

Мы знаем, что сократить выдержку можно двумя способами - открытием диафрагмы и повышением чувствительности ISO. Для съемки быстро движущихся объектов (например, проезжающих мимо автомобилей) почти всегда нужно делать и то и другое. Картинка при этом выглядит статичной - автомобиль как будто стоит. Чтобы передать движение используется прием - съемка с проводкой.

Фото Сергея Тишина

Обратите внимание, как замечательно на фотографии передано движение за счет характерного размытия заднего плана. Как это сделать? Для съемки движущегося объекта с проводкой нужно выполнить кое-какие действия по настройке фотоаппарата:

  1. Устанавливаем режим серийной съемки
  2. Устанавливаем режим приоритета выдержки (TV, S) и фиксируем выдержку в районе 1/30-1/60 секунды. Чем длиннее выдержка, тем более динамичным будет размытие заднего плана, но при этом возрастает риск шевеленки на переднем плане. Больше скорость - короче выдержка.
  3. Автофокус переводим в следящий режим.

Когда объект приближается к нам, берем его в "перекрестие" и начинаем серийную съемку, стараясь удержать этот объект в центре кадра. Представьте себе, что у вас в руках не фотоаппарат, а пулемет, а объект - низколетящий вражеский самолет, который нужно "сбить" :) Чем больше скорость серийной съемки, тем больше будет серия фотографий, из которой можно выбрать наиболее удачные.

Нерезкость из-за особенностей оптики

1. "Хронический" промах автофокуса

Явление, когда автофокус постоянно стремится навестись чуть ближе или чуть дальше, чем нужно, называется фронтфокус и бэкфокус (соответственно).

Больше всего фронт/бэкфокус портит жизнь любителям снимать портреты, макро, а также фотографам, занимающимся предметной съемкой. При съемке с близкого расстояния даже небольшой промах автофокуса существенно повышает процент брака. Например, мы знаем, что при съемке портрета резкость наводится на глаза. Даже если точка подтверждения фокусировки мигнула там где надо, из-за бэкфокуса резкость будет реально наводиться на уши, при фронтфокусе - на кончик носа (возможны и более серьезные промахи).

Как выявить фронт/бэкфокус? Вариантов много. Во-первых - воспользоваться специальной мишенью для проверки автофокуса. Она выглядит таким образом:

Однако, такая мишень есть только в фотомагазинах и воспользоваться ей можно, в основном, получается только при покупки нового объектива (или фотоаппарата). Прелесть мишени в том, что по ней очень легко определить не только наличие погрешности, но и точную ее величину.

Во-вторых, можно скачать табличку для проверки фронт/бэкфокуса воспользоваться ей. Это можно сделать на сайте www.fotosav.ru .

Ну, и в-третьих - самый простой вариант! Просто сфотографируйте лист печатного текста, предварительно сфокусировавшись на определенной строке или заголовке. При этом нужно открыть диафрагму до максимально возможного значения и выставить такую чувствительность ISO, чтобы выдержка была не короче 1/100 (чтобы исключить шевеленку). Фотографировать примерно с такого ракурса:

Стрелочкой на листе бумаги показана строка, на которую наводился автофокус. Как видите, в данном случае он сработал правильно. Для верности лучше повторить эксперимент раз 5.

Однако, иногда бывает, что все эти пять раз аппарат фокусируется не туда, куда надо.


Так выглядит фронтфокус


А так выглядит бэкфокус

Что делать, если обнаружен фронт/бэкфокус?

Если фронт/бэкфокус выявляется при покупке объектива, от такого экземпляра лучше отказаться и попросить другой - и так до тех пор, пока результат проверки вас не устроит. Но как быть, если дефект выявлен уже после покупки?

Сейчас некоторые зеркалки имеют функцию микроподстройки автофокуса, при помощи которой фронт/бэкфокус можно исправить не выходя из дома. Однако, у большинства аппаратов этой функции нет, поэтому придется отнести фотоаппарат со всем парком оптики на юстировку в сервисный центр. Да-да! Всю вашу технику! Если мастер "настроит" ваш аппарат под конкретный объектив, не факт, что остальные ваши объективы будут работать так же корректно, как и раньше.

2. Кривизна поля изображения

У большинства объективов заметно, что резкость картинки в углах фотографии отличается от резкости по центру, причем в худшую сторону. Особенно сильно эта разница проявляется на открытой диафрагме. Давайте рассмотрим причину этого явления.

Когда в более ранних главах речь шла о глубине резко изображаемого пространства (ГРИП), имелось в виду пространство снаружи объектива, то есть где-то в окружающей среде. Но, не стоит забывать, что зона ГРИП есть и по ту сторону объектива, там где затвор и матрица.

В идеале матрица полностью попадает в зону ГРИП (внутренней), но вся беда в том, что поле изображения (отмечено на рисунке пунктиром) имеет не плоскую, а немного выгнутую форму:

Именно из-за этого четкость картинки по углам изображения будет ниже, чем по центру. Что самое печальное, что - врожденный дефект объектива, который нельзя исправить никакими настройками. Известно, что подобное падение резкости по углам картинки присутствует у объектива Canon EF 24-70mm f/2.8L USM первой версии. Во второй версии объектива данный недостаток был устранен, но это вызвало существенное удорожание объектива.

3. Сферическая аберрация

Сферическая аберрация в фотографии проявляется как смягчение изображения из-за того, что лучи, падающие на край линзы фокусируются не на самой матрице, а чуть ближе чем нужно. Из-за этого изображение точки превращается в размытое пятнышко. Особенно сильно это проявляется на открытой диафрагме. На средних значениях диафрагмы у большинства объективов сферическая аберрация сходит на нет.

В портретной фотографии дает интересный эффект в зоне размытия - размытый задний план имеет характерный "закрученный" рисунок (боке). Сама по себе картинка даже в зоне резкости выглядит очень мягко.

Обратите внимание, что пятнышки от светлых объектов в зоне размытия имеют не круглые, а чуть вытянутые, напоминающие по форме кошачьи глаза. Этот эффект иногда так и называют - "кошачьи глазки".

Для уменьшения сферических аберраций в объективы вставляют асферические элементы.

4. Дифракционное размытие

Из предыдущего пункта следует, что для получения наилучшей резкости следует прикрывать диафрагму. Другой вопрос - до какого значения и есть ли какой-то разумный предел?

Рассмотрим пример. Я только что сделал три снимка текста на экране монитора, объектив Canon 50mm f/1.8, дистанция съемки около 50 см. Съемка велась с разными диафрагмами. Привожу 100% кроп, расположенный в районе центра кадра:

1. Диафрагма 1.8 (отправная точка). Резкость не ахти, на открытой диафрагме сильны сферические аберрации, они смягчают картинку:

2. Диафрагма 5.6 (промежуточное положение)

Видно, что детализация стала намного лучше, чем при максимально открытой диафрагме! Причина тому - уменьшение эффекта сферической аберрации. Что же, уже хорошо. Можно предположить, что чем сильнее закрыта диафрагма, тем лучше детализация? Давайте попробуем зажать диафрагму до максимума!

3. Диафрагма 22 (диафрагма зажата до максимума)

Что случилось? Почему детализация так снизилась? Оказывается, вывод, который мы сделали - преждевременный. Мы совершенно забыли о таком явлении, как дифракция .

Дифракция - это свойство волны чуть менять свое направление при прохождении ей препятствия. Свет - ни что иное, как электромагнитная волна, а препятствие - это границы диафрагменного отверстия (апертуры). Когда диафрагма открыта, дифракция практически никак себя не проявляет. Но при закрытой диафрагме волны распространяются примерно таким образом:

Ясно, что изображение "идеально резкой" точки в этом плане превратится в чуть размытое пятнышко. Именно дифракция и является причиной снижения резкости картинки при чрезмерном закрытии диафрагмы.

Для большинства объективов для зеркалок APS-C график отношения детализации к диафрагменному числу выглядит примерно так:

В вертикальной оси - баллы как в школе: 2 - плохо, 5 - отлично.

Из графика следует, что максимальная детализация (в зоне резкости) достигается при диафрагмах от 5.6 до 11. При меньшем диафрагменном числе картинку портит сферические аберрации, при большем - дифракция. Однако, это вовсе не означает, что нужно все снимать с диафрагмой 8. Зачастую, разница в детализации не столь уж и значительна, зато при открытой и закрытой диафрагме могут появляться интересные художественные эффекты. При открытой диафрагме - это приятная мягкость в портрете, хорошее размытие заднего плана. При закрытой - характерные звездочки вокруг источников яркого света.

Нерезкость из-за хлопка зеркала

Как известно, зеркальный затвор при срабатывании вызывает небольшое сотрясение корпуса фотоаппарата, которое при определенных условиях может стать причиной небольшой потери резкости.

Чтобы избежать этого, в большинстве зеркалок есть функция "блокировка зеркала " или "предварительный подъем зеркала ". Суть его состоит в том, что для съемки требуется нажать кнопку "спуск" не один, а два раза. При первом нажатии с поднимается зеркало (оптический видоискатель при этом становится черным), при втором - происходит съемка.

Очень показательный пример приведен в небольшой статье на сайте www.fotosav.ru , где проведено сравнение двух фотографий, сделанных без блокировки зеркала и с блокировкой.

Левый фрагмент взят из снимка, снятого в обычном режиме, правый - с блокировкой зеркала.

В тесте участвовал довольно старый фотоаппарат Canon EOS 5D, у него затвор действительно, очень шумный и когда он срабатывает, руки отчетливо чувствуют вибрацию. Затворы современных зеркалок более совершенны в плане вибронагруженности, поэтому риск подобного смазывания картинки намного меньше. У некоторых аппаратов есть "тихий" режим, в котором затвор срабатывает немного медленнее, но вибраций при этом намного меньше, четкость картинки лучше.

Нерезкость из-за неправильного использования стабилизатора

Стабилизатор - устройство, позволяющее уменьшить шевеленку при съемке с рук. Однако, иногда он может навредить.

В инструкции к объективу со стабилизатором почти всегда есть предупреждение – выключайте стабилизатор при съемке со штатива. Часто этим правилом пренебрегают, а напрасно. Подносили когда-нибудь микрофон к колонке? После этого происходит самовозбуждение усилителя и динамики начинают свистеть. Получается точно как в поговорке "много шума из ничего". Со стабилизатором то же самое. Он призван противодействовать вибрации, вызванной шевеленкой, однако на штативе ее не возникает. Тем не менее, вращающиеся гироскопические элементы стабилизатора вызывают небольшую вибрацию, которая воспринимается как шевеленка и стабилизатор пытается ее погасить, «раскачиваясь» при этом все сильнее и сильнее. В итоге, картинка получается нечеткой.

Есть мнение, что стабилизатор может снижать резкость картинки при дневной съемке с рук. Может быть это и так, но я не припомню на своем опыте ни одного случая, когда включенный стабилизатор заметно испортил бы резкость при съемке с короткой выдержкой. Хотя, в интернете регулярно пишут о пагубном влиянии стабилизатора, например, при макросъемке. Аргументы приводятся следующие:

  1. Обратная шевеленка - на незначительное сотрясение камеры стабилизатор реагирует слишком сильно и вызывает смещение картинки в обратном направлении.
  2. Заметный толчок при включении стабилизатора становится причиной нерезкости снимка. Стабилизатор включается, когда мы делаем полунажатие кнопки спуска (чтобы сфокусироваться) и работает до тех пор, пока кадр не будет сделан. Если сразу нажимать кнопку спуска до отказа, то, действительно, стабилизатор может вызвать смаз картинки. Если дать стабилизатору секунду, чтобы он "успокоился", то риск получения смазанной картинки уменьшается. Многое зависит еще и от объектива. Например, у Canon 75-300 IS USM стабилизатор включается с отчетливо различимым стуком и вызывает заметную вибрацию, а у Canon 24-105L – практически бесшумно.
  3. Микровибрация от гироскопов снижает четкость картинки. Опять же многое зависит от объектива – в дешевой оптике (Canon 75-300), действительно, вибрация ощутима. В Canon 24-105L вибрация практически отсутствует.

Лично я предпочитаю отключать стабилизатор в тех случаях, когда в нем нет нужды, но, главным образом для снижения энергопотребления. Стабилизатор действительно помогает в тех случаях, когда при съемке с рук выдержка становится длиннее безопасной и в то же время не хочется повышать чувствительность ISO. В остальных случаях он бесполезен.

Стабилизатор также бесполезен при съемке подвижных объектов. Он всего лишь компенсирует вибрации, передаваемые на фотоаппарат от ваших рук, но он не в силах замедлить движение бегущего человека, который попал в кадр. Стабилизатор помогает лишь при съемке статичных сцен. Сколько бы ступеней экспозиции не компенсировал стабилизатор, При длинной выдержке движущиеся объекты неминуемо получатся размытыми.

Некорректная настройка параметров изображения

В получении визуально нерезких изображений может быть виноват не только объектив, но и сам фотоаппарат, точнее, его настройки. В настройках параметров изображения у фотоаппарата есть пункт резкость или sharpness , который определяет степень контрастности границ объектов на фотографии.

Данная настройка актуальна только при съемке в JPEG. Если вы предпочитаете формат RAW, то желаемый уровень программной резкости (шарпинга) можно установить в программе, используемой для конвертации из RAW в JPEG.

С увеличением программной резкости нас может подстерегать неприятный сюрприз – рост уровня шума. Посмотрите на два фрагмента одной и той же фотографии, приведенных в 100% масштабе.

Первая картинка – со стандартными настройками резкости, на второй внутрикамерный шарпинг вывернут на максимум. Вторая картинка визуально воспринимается более четкой, однако, она и более шумная.

Контрольные задания

1. Научитесь вычислять безопасную выдержку.

2. Попробуйте сделать снимок со штатива с длинной выдержкой с включенным и выключенным стабилизатором, сравните результаты и сделайте выводы.

3. Найдите в инструкции к вашему фотоаппарату функцию блокировка зеркала и научитесь ей пользоваться.

4. Попробуйте снять один и тот же сюжет с разными значениями диафрагмы (со штатива). Выясните, при каких значениях диафрагмы ваш объектив дает самую резкую картинку.

5. Попробуйте поснимать при дневном освещении с включенным и выключенным стабилизатором (в широкоугольном положении). Сделайте вывод относительно целесообразности использования стабилизатора при хорошей освещенности и небольшом фокусном расстоянии.

Это наиболее часто встречающаяся причина размытости фотографий. Если вы думаете, что замереть как каменный на полсекунды - проще простого, то ошибаетесь. Снимая без штатива, придерживайтесь следующего правила:

Выдержка должна быть эквивалентна фокусному расстоянию объектива.

Например, если используете объектив с фокусным расстоянием 60 мм, то выдержка должна составлять 1/60 секунды и меньше; с объективом 200 мм рекомендуемая скорость затвора - 1/200 секунды и так далее.

В некоторые объективы и камеры технология стабилизации изображения встроена изначально. Эта функция позволяет уменьшить минимальную скорость затвора примерно на три стопа. Стоп - это величина экспозиции, означающая увеличение или уменьшение количества входящего при съёмке света в два раза.

Чем медленнее скорость затвора, тем больше впускаемого света; чем быстрее, тем меньше.

60-миллиметровый объектив с функцией стабилизации может выдерживать скорость затвора 1/8 секунды.

Кроме того, важно знать, какова ваша личная минимальная скорость затвора. Тремор в руках есть у всех - у кого-то больше, у кого-то меньше. Чтобы узнать, при какой скорости затвора у вас начинается «шевелёнка», проведите такой эксперимент. Установите на камере режим приоритета выдержки и снимайте один и тот же кадр сначала с выдержкой 1/500, затем постепенно замедляйте её. Выгрузите фотографии на компьютер и определите, при какой скорости затвора дрожание рук переходит в .

Отсутствие штатива

Штатив-тренога или монопод также позволяют избавиться от «шевелёнки». В каких случаях можно нужно использовать штатив?

  1. Когда есть возможность не снимать с рук.
  2. Когда невозможно использовать более быструю выдержку (например, из-за плохого освещения).
  3. Когда нужна медленная выдержка (например, чтобы размыть что-то в кадре).

При использовании штатива выключайте стабилизацию изображения, так как она может помешать. Но не забудьте включить её, когда вновь возьмёте камеру в руки.

Неправильная поза

Чтобы не терять редкие кадры из-за их нечёткости, учитесь правильно стоять и держать камеру.

Крепко держитесь на ногах, одну из них чуть-чуть выставьте вперёд, будто делаете шаг. Благодаря этому вы сможете, не сходя с места, смещать корпус вправо и влево, а также вперёд и назад.

Держите камеру правой рукой, а левой снизу поддерживайте объектив. При этом старайтесь прижимать локти к груди.

Пользуйтесь видоискателем, а не экраном. Тогда лицо будет дополнительной точкой опоры для вашей камеры.

Это самые . Но есть фотографы, которые идут ещё дальше. Они прислушиваются к своему дыханию и нажимают на кнопку затвора в момент между вдохом и выдохом.

Слишком широкая диафрагма

Величина диафрагмы также влияет на резкость фото, так как определяет её глубину.

Глубина резкости - это расстояние между объектами, переданное на фотографии резко.

Когда объектив фокусируется, он делает это на определённом расстоянии - это так называемая плоскость фокусировки. Например, если вы сфокусировались на расстоянии 4,5 метра, то всё, что находится в кадре на этом расстоянии, будет иметь максимальную резкость. Всё, что существенно ближе или дальше, будет размытым. Насколько сильно проявляется этот эффект, зависит от диафрагмы.

При широкой диафрагме (F/2.8) глубина резкости очень мала. Этот эффект особо подчёркивается длиннофокусными объективами. Если вы используете телеобъектив и диафрагму F/2.8, то в фокусе будет лишь узкая полоска картинки. Меньшая диафрагма (например, F/11 или F/18) увеличит глубину резкости.

Но выбор ширины диафрагмы зависит от того, какой снимок вы хотите получить. Так, чтобы получить максимально резкое фото, используйте маленькую диафрагму с бОльшим числом F. Однако не забывайте: при использовании маленькой диафрагмы, чтобы компенсировать потерю света, придётся замедлить скорость затвора. А значит, вновь становится актуальным первый пункт.

Автофокус

У вас плохое зрение? Носите очки? Тогда вам стоит пользоваться автофокусом. Современные камеры действительно умны, во многих моделях функция автофокуса отлично реализована - просто позвольте ей делать то, что она умеет.

Чтобы настроить фокусировку под своё зрение, используйте диоптр.

Диоптр - приспособление (обычно в виде колёсика) рядом с видоискателем, позволяющее настраивать чёткость изображения.

Диоптр отчасти решит проблему и в том случае, если у вас слабое зрение, но по каким-либо причинам вы не носите очки.

Неправильная фокусировка

Допустим, ваш объектив правильно настроен, камера зафиксирована на штативе, вы снимаете в солнечный день, используете малую диафрагму и быструю выдержку с низким ISO. НО! Всё это не спасёт от мутности картинки, если вы неправильно сфокусировались. Это особенно критично, когда используется широкая диафрагма, делающая глубину резкости толщиной с лезвие бритвы. Даже небольшой просчёт при фокусировке может «выкинуть» предмет съёмки из зоны фокуса. Может случиться и так, что вы получите портрет с акцентированными ушами и мутными глазами.

Часто фотографы выставляют в своих камерах опцию автоматического выбора зоны автофокуса. Такая настройка позволяет камере самой решать, какая часть картинки должна быть в фокусе. Большинство современных камер неплохо справляются с этим. Особенно если предмет съёмки сильно выделяется в кадре. Однако, когда композиция более сложная, техника может ошибиться и сфокусироваться не там, где нужно. Чтобы определить точку фокусировки самостоятельно, переведите автофокус в режим одной точки.

Смотря в видоискатель, вы должны видеть массив маленьких точек (в случае экрана - квадратиков) - это точки фокусировки. Они показывают, где камера может сфокусироваться. Используя режим одной точки, вы сможете при помощи кнопок управления камеры сфокусироваться именно в той точке, которая вам нужна.

Многие знают, что для фокусировки камеры нужно нажать на кнопку спуска затвора наполовину. А затем, убедившись, что выбран нужный объект фокусировки, можно нажимать кнопку затвора до конца и делать снимок. Это неплохое решение. Проблема в том, что кнопка спуска затвора может быть довольно чувствительной. Нажмёшь слабо - может не сработать, придётся перефокусироваться заново. Нажмёшь слишком сильно - сделаешь кадр раньше, чем будет отлажен фокус. Кроме того, если фотограф делает несколько снимков подряд, камера будет пытаться фокусироваться перед каждым из них. Именно поэтому некоторые фотографы отдают предпочтение фокусировке задней кнопкой.

Фокусировка задней кнопкой (back-button focusing) - это способ управления автофокусом, при котором он активируется не кнопкой спуска затвора, а отдельной кнопкой на задней панели камеры.

Такая кнопка может называться AF-ON или просто Fn. Она может быть активирована по умолчанию, или это необходимо сделать через меню камеры. После нажатия на эту кнопку ваша камера сфокусируется и не будет пытаться перефокусироваться, пока вы не нажмёте на неё ещё раз. Это позволяет менять композицию и делать различные снимки одного и того же объекта - камера не будет терять фокус всякий раз, когда вы спускаете затвор.

Неправильный режим фокусировки

Есть три основных режима автофокуса, ими оснащено большинство фотокамер:

  1. AF-S - фокус одного кадра, используется, когда объект съёмки не двигается.
  2. AF-C - продолжительный автофокус, предназначен для того, чтобы отслеживать движение через кадр, и используется при движении объекта съёмки.
  3. AF-A - автоматический режим (часто стоит по умолчанию), при котором камера сама определяет, какой из двух предыдущих режимов использовать.

Неумение пользоваться ручной фокусировкой

Несмотря на очевидные плюсы автофокуса, иногда приходится прибегать к ручной фокусировке. Например, когда снимаете со штатива и используете широкую диафрагму, дабы достичь малой глубины резкости, и хотите убедиться, что ключевые части кадра в резкости, тогда переключитесь на ручной фокус. Кнопка зума при этом позволит вам настроить фокус, увеличив изображение в 5–10 раз.

Грязный объектив и фильтры

Если на вашем объективе пятно, не ждите чёткой картинки. Дешёвые пластмассовые перед объективом также ухудшают качество снимка. Если вы фотографируете с некачественным ультрафиолетовым фильтром (UV), попробуйте сделать несколько кадров без него и поймёте, насколько негативно он влияет на изображение.

Низкокачественный объектив

Начинающие фотографы, которые грешат смазанными снимками, нередко списывают это на плохой объектив. На самом деле это последняя из причин «шевелёнки». Но объектив объективу всё же рознь.

Качество объектива - это материалы + внутренняя конструкция. Внутри объектив состоит из нескольких точно выстроенных линз, позволяющих фокусироваться, приближать изображение, а также исправлять оптические аберрации.

Некоторые объективы действительно резче других. Одни отлично справляются с резкостью в центре кадра (но не по углам и краям), другие дают чёткую картинку лишь на определённой диафрагме, третьи вызывают цветовую окантовку вокруг точек контраста.

Иными словами, каждый объектив имеет уникальный характер и с одним типом работы справляется хорошо, с другим - нет. Также у любого объектива есть то значение диафрагмы, при котором он работает наилучшим образом. Как правило, оно находится в районе F/8 или F/11.

Для снимков с максимальной резкостью лучше использовать объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Носить с собой два или три объектива накладно. Но даже самый простой и дешёвый фикс-объектив может давать потрясающие результаты, если использовать его с умом.

Знаете другие секреты идеальной резкости фотографий? Делитесь ими в комментариях!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека