Пещерные храмы Эллоры (Ellora Caves). Пещеры Эллоры (Ellora Caves)

С тем, что Индия - это удивительная страна, никто не станет спорить. Сюда приезжают не только любители пляжного отдыха, но и те, кто страждет познать все тайны мироздания и подпитать себя духовной пищей. Индийские духовные практики известны во всем мире, ведь именно здесь они зародились. До сих пор ученые с восхищением и благоговением изучают древние храмовые комплексы, поражающие воображение современных людей своей красотой и монументальностью. Подобных мест в Индии немало, но одно из них навсегда впечатывается в память любопытных туристов, и это - пещеры Эллоры. При первом взгляде на комплекс этих сооружений приходит мысль об их внеземном происхождении, так как трудно представить, что руки человека смогли создать в толще базальтовой породы эту невероятную красоту. Сегодня все храмы, входящие в данный исторический памятник, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Их тщательно охраняют от разрушения, но сами индийцы по-прежнему относятся к ним как к святыне, соблюдая особый ритуал поведения при приближении к храму. В статье будет рассказано, что представляют собой пещеры Эллоры, и описаны самые известные и красивые храмы этого уникального комплекса.

Краткая характеристика комплекса

Индия сегодня - это вполне цивилизованная страна, на первый взгляд мало чем отличающаяся от многих других. Однако стоит немного отойти от туристических кварталов и взглянуть на жизнь простых людей, чтобы понять, что индийцы невероятно самобытны. В них хорошо уживаются современные правила и законы с древними традициями и обрядами. Поэтому здесь до сих пор жив дух сакральных знаний, ради которого многие европейцы приезжают в Индию.

Эллора - это знаковое место для любого жителя страны. Оно стоит наравне с такими величайшими памятниками мировой культуры, как египетские пирамиды и Стоунхендж. Ученые уже долгие годы изучают пещеры Эллоры и за это время не смогли выдвинуть сколько-нибудь достоверной версии, которая могла бы объяснить появление десятков храмов в этом месте.

Так что же представляет собой древний храмовый комплекс? Пещерные храмы расположены в индийском штате Махараштра, который сегодня является местом паломничества туристов со всего мира. Сам комплекс условно разделен на три части, так как фактически в пещерах вырезаны из базальта три группы храмов. Каждая принадлежит определенной религии. Всего в пещерах Эллоры тридцать четыре святилища. Из них:

  • двенадцать принадлежат буддистам;
  • семнадцать создано индуистами;
  • пять являются джанайскими.

Несмотря на это, ученые не разделяют комплекс на части. Если взглянуть на список Всемирного наследия ЮНЕСКО, то в нем храмы не описываются по отдельности. Для историков и археологов они представляют интерес именно в комплексе.

В храмах Эллоры полно удивительных загадок. Обойти их все невозможно за один день, поэтому многие туристы останавливаются вблизи комплекса в небольшом отеле и живут там несколько дней, чтобы осмотреть весь комплекс. И это того стоит, ведь до сих пор в храмах на своих местах находятся древние скульптуры, барельефы и другие украшения. Все это вырезано из камня и сохранилось практически в первозданном виде. Скульптуры Шивы, к примеру, поражают своей достоверностью и тонкостью работы. Кажется, что божественная сила руководила рукой мастера, когда он создавал подобные шедевры.

История создания уникального комплекса

Это поразительно, но до сих пор не найдено ни одного объяснения тому, почему и для чего строились храмы в Эллоре. Трудно представить, какому гению могла прийти мысль о выдалбливании в плотной каменной породе масштабного комплекса храмов. Ученые делают на этот счет лишь предположения.

Многие сходятся на том, что храмы в Эллоре (Индия) возникли на месте оживленного торгового пути. Индия в средние века вела активную торговлю своими товарами. Отсюда вывозились специи, тончайшие шелка и другие ткани, драгоценные камни и статуэтки с искусной резьбой. Все это продавалось за огромные деньги в основном в европейские страны. Торговля шла бойко, а купцы и махараджи богатели. Однако чтобы и в дальнейшем не испытывать нужды, они жертвовали свои деньги на строительство храмов. На торговых путях всегда собирается множество разных людей, в том числе и мастеров. С ними и договаривались о работе купцы. Чтобы золото не покидало этих мест, то и храмы строились прямо здесь. К тому же каждый, пожертвовавший деньги, мог в любое время проверить то, как ими распорядились мастера.

Ученые считают, что первые сооружения в Эллоре появились в начале шестого века. В общем храмы возводились полтора века. Однако некоторые украшения и доработки датируются более поздним временем - девятым веком.

Поэтому ученые считают храмовый комплекс Эллоры не просто памятником культуры, а, скорее, своеобразным учебником по истории религии. По скульптурам, украшениям и барельефам можно узнать о том, как менялись религиозные верования индусов на протяжении нескольких веков.

Особенности храмового комплекса

Ученые при изучении храмов определили, что возводились они группами согласно религии. Первыми были буддийские сооружения, они начали строиться в пятом-шестом веках и представлены большим количеством храмов. Постепенно буддизм во всех районах страны сменился индуизмом и следующая группа сооружений возводилась по канонам данной религии. Последними в Элларе появились джанайские монастыри. Они оказались самыми немногочисленными.

Одно из сооружений Эллары, которое сегодня считается одним из самых красивых, - храм Кайласанатха возводился уже в тринадцатом веке. Его строительство финансировалось династией Раштракутов. Ее представители были баснословно богаты, а по своему влиянию могли сравниться даже с правителями Византийской империи.

Все храмы имеют свою нумерацию. Это было сделано учеными для того, чтобы облегчить изучение сооружений комплекса. Однако туристы при осмотре обычно не ориентируются на эти цифры. Они вооружаются фонариками и отправляются на встречу с удивительной индийской историей.

Буддийская часть храмового комплекса

Так как возводились эти храмы самыми первыми, то и осматривают их туристы в первую очередь. В данной части комплекса находится огромное количество скульптурных изображений Будды. Выполнены они очень искусно и изображают Будду в разных позах. Если собрать их воедино, то они расскажут историю его жизни и просветления. Согласно религиозным правилам все скульптуры повернуты лицом на восток. Интересно, что некоторые буддийские храмы выглядят незаконченными. По каким-то причинам мастера остановились и не довели работу до конца. Другие имеют ступенчатую архитектуру. Они ярусами поднимаются вверх и имеют множество ниш, в которые помещались скульптуры Будды.

Самыми запоминающимися храмами этой части комплекса являются:

  • храм Тин Тхал;
  • комплекс Рамешвара.

О них будет подробно рассказано в следующих разделах статьи.

Интересно, что буддийские храмы (Индия) в Элларе состоят не только из залов для молитвы. Здесь можно увидеть и кельи монахов, где они проживали долгое время. Некоторые помещения предназначались для медитаций. В данной части комплекса существуют и пещеры, которые в дальнейшем пытались переделать под другие храмы. Однако процесс не был завершен.

Жемчужина буддийской части Эллары

Чтобы увидеть такое величественное и суровое сооружение, коим является Тин Тхал, необходимо спуститься вниз на двадцать метров. К подножию храма ведет очень узкая каменная лестница. Спустившись, турист оказывается перед узкими воротами. Перед его глазами будут массивные колонны квадратной формы. Мастера расположили их в три ряда, каждая поднимается в высоту на шестнадцать метров.

Зайдя в ворота, любопытный оказывается на площадке, откуда необходимо спуститься еще на тридцать метров. И тут взору открываются просторные залы, а из полумрака пещер то тут, то там вырисовываются фигуры Будды. Все залы обрамлены такими же внушительными колонами. Все это зрелище оставляет поистине неизгладимое впечатление.

Храм Рамешвара в пещерах

Этот храм выглядит ничуть не менее величественно, чем предыдущий. Однако выполнен он совсем в ином стиле. Главным украшением фасада Рамешвары являются женские изваяния. Они будто придерживают его стены, при этом статуи выглядят одновременно изящно и сурово.

Фасады храма отличаются густо нанесенной резьбой. Она выполнена таким образом, что издалека напоминает руки, поднятые к небу. Но стоит подойти к храму поближе, как барельефы будто оживают, и в них можно разглядеть сюжеты на религиозную тему.

Каждый, кто отваживается зайти в этот каменный храм, оказывается в плотном кольце фантастических существ. Скульптуры выполнены столь искусно, что создают полную иллюзию жизни. Они словно тянутся к человеку, пытаясь схватить его и навсегда оставить в темноте и сырости.

На стенах храма изображены реальные животные, сцены из жизни простых людей и боги, наблюдающие за ними. Интересно, что при смене освещения картины видоизменяются, что придает им небывалую реальность.

Многие туристы пишут о том, что этот храм поразил их больше всего и оставил ощущение нераскрытой мистической тайны.

Индуистские храмы

Эта часть Эллары строилась немного иначе, чем предыдущая. Дело в том, что буддийские мастера возводили свои храмы снизу-вверх, но индуистские храмы рабочие строили по другим технологиям. Мастера начинали отсекать лишнее с верхней части и только потом переходили к основанию храма.

Практически все сооружения здесь посвящены богу Шиве. Скульптуры и барельефы с его изображениями покрывают всю поверхность храмов и внутренние дворики. Причем во всех семнадцати храмах Шива является основным действующим лицом. Интересно, что только несколько композиций посвящены Вишну. Подобный подход нехарактерен для индуистских сооружений. До сих пор ученые не знают, почему все храмы в этой части комплекса имеют посвящение только одному богу.

Рядом с храмами находятся помещения для монахов, места для молитвы и медитации, а также кельи для уединения. В этом обе части комплекса практически идентичны.

Специалисты считают, что строительство закончилось к восьмому веку. Самым значимым объектом для туристов здесь является Кайлаш. Храм этот часто называют «крыша мира» из-за его необычного расположения на вершине холма. В древности его стены красили в белый цвет, который был великолепно виден издалека и напоминал вершину горы, в честь которой и получил свое название. Многие туристы в первую очередь отправляются на осмотр этого необычного сооружения. О нем и пойдет речь в следующем разделе статьи.

Кайласанатха: самое удивительное святилище

Храм Кайласанатха (Кайлаш), согласно преданиям и легендам, возводился долгие сто пятьдесят лет. Считается, что на стройке работало около семи тысяч рабочих, которые за все время вынесли более четырехсот тысяч тонн базальтовой породы. Однако многие сомневаются в достоверности этих сведений, ведь, по предварительным подсчетам, указанное количество человек никак не могли справиться с таким масштабным проектом. Ведь, кроме сооружения самого храма, они должны были выполнять и резьбу. А она, кстати, прославила храм на весь мир.

Святилище представляет собой храм высотой в тридцать метров, его ширина составляет тридцать три метра, а длина более шестидесяти метров. Даже издалека Кайласанатха поражает воображение любого человека, а вблизи он оставляет неизгладимое впечатление даже у археологов, видевших до этого массу причудливых строений древности.

Считается, что распоряжение о строительстве святилища дал раджа из династии Раштракутов. Он имел большое влияние в Индии и был очень богат. При этом раджа оказался весьма талантлив, так как самостоятельно разработал проект храма. Все скульптуры, резьба и барельефы были придуманы им.

Что касается технологий строительства, то здесь ученые просто разводят руками. Подобного они не встречали больше ни в одном уголке мира. Дело в том, что рабочие начали вырезать его с вершины. Параллельно они проделали штольню в глубину холма, чтобы другая могла заниматься внутренними залами и их украшением. Скорее всего, на данном этапе строительства святилище напоминало колодец, со всех сторон окруженный людьми.

Кайласанатха посвящался богу Шиве и имел очень важное значение для индусов. Предполагалось, что он будет выполнять роль некоего промежуточного звена между богами и обычными людьми. Через эти врата они должны были общаться между собой, тем самым принеся мир на землю.

Храм имеет массу декоративных элементов. Поразительно, но на поверхностях святилища, будь то потолок, стены или пол, нет ни одного сантиметра гладкого камня. Весь храм полностью от пола до потолка внутри и снаружи покрыт узорами. Это поражает, удивляет и восхищает одновременно.

Условно храм разделен на три части, но в реальности он имеет большое количество помещений со скульптурами Шивы и других богов. К примеру, нередко встречается в святилище изображение демона Равана. Он, согласно религиозным верованиям индусов, является повелителем темных сил.

Джайнские пещеры

Многие туристы советуют начинать осмотр с этих храмов, так как после великолепия индуистских и буддийских святилищ, недостроенные сооружения не произведут должного впечатления. Известно, что эта религия не смогла завоевать индусов. Она была распространена совсем недолго. Возможно, с этим связана некая скромность храмов. К тому же практически все они недостроены.

Даже при беглом осмотре пещер заметно, что многое в них повторяет уже выстроенные ранее храмовые комплексы. Однако мастерам не удалось даже приблизиться к совершенству таких святилищ, как Кайласанатха или Тин Тхал.

Европейцы довольно часто нарушают правила поведения в индийских храмах, поэтому стоит внимательно изучить их, прежде чем ехать в Эллору. Ведь как бы то ни было, эти святилища создавались для служения богам, и здесь проводились специальные обряды. Сами индусы очень серьезно и трепетно относятся к комплексам Эллоры.

Запомните, что брать отсюда что-нибудь на память запрещено. Эзотерики считают, что камешки из древних святилищ принесут владельцу только беду. А вот охранники, которые маскируются под обычных туристов, не станут вам ничего объяснять, а просто выведут из храма.

После заката в святилищах запрещено находиться. Но с первыми лучами солнца вы уже можете оказаться у стен храма и провести здесь целый день до самой темноты. Время экскурсии никто не ограничивает.

Стоимость входного билета на территорию комплекса составляет двести пятьдесят рупий для детей и взрослых. Туристы советуют взять с собой на осмотр фонарик, так как без него некоторые скульптуры и резьбу будет просто не разглядеть. Храмовый комплекс работает шесть дней в неделю, во вторник он закрыт для посещений.

Если вы никак не можете выбрать время для поездки в Индию и осмотра храмов, то рассмотрите в качестве варианта декабрь. В этом месяце в Эллоре проходит традиционный фестиваль. Он посвящен музыке и танцам, и нередко местом его проведения становятся места рядом с храмами. Это зрелище оставляет массу незабываемых впечатлений.

Эллора: как добраться до пещер

Вариантов посетить эти великолепные храмы несколько. К примеру, отдыхая на Гоа, вы можете купить для себя экскурсионный тур и отправиться в пещеры со всем комфортом, на который способна Индия.

Если вы не боитесь передвигаться по железной дороге, то можно посоветовать вам очень интересный тур, в который включено и посещение Эллоры. Его программа предполагает поездку на поезде с остановками в пяти городах Индии. Отправной точкой маршрута является Дели. Затем туристы проводят время в Агре и Удайпуре. Следующей промежуточной станцией путешествия по железной дороге является Аурангабад. Именно отсюда вас отвезут осматривать пещерные храмы. Причем для этого отведено довольно много времени - целый день. Заканчивается тур в Мумбаи. Следует отметить, что для подобной поездки используются составы со всеми удобствами. Поэтому отзывы о таких турах туристы оставляют всегда положительные.

Для тех, кто отправляется в Индию только ради посещения пещерных храмов, можно порекомендовать авиаперелет до Мумбаи. Здесь находится самый ближайший к Эллоре международный аэропорт. Однако стоит учитывать, что прямых рейсов из России в Мумбаи не существует. Лучше выбирать транзитный маршрут, который осуществляют арабские воздушные перевозчики.

Приехав в Мумбаи, можно пересесть на поезд и уже через девять часов оказаться в Аурангабаде. Если поезд - не ваш вариант, то садитесь в автобус. Он тоже идет до города около восьми-девяти часов.

В Аурангабаде тоже нужно пересесть на автобус. Буквально через полчаса вы уже окажетесь в Эллоре и сможете наконец приступить к осмотру святилищ. Кстати, в Аурангабаде работает много таксистов. Любой из них охотно довезет вас до нужного места. Многие туристы, чтобы не ждать автобуса, поступают именно таким образом.

Существует и еще один вариант, как добраться до Эллоры. Из России самолеты летают прямиком в Дели. А оттуда можно купить билет на поезд до Аурангабада. Считается, что такой маршрут гораздо удобнее и быстрее предыдущих.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Индия - страна с удивительно богатой историей и самобытной культурой, ее духовное и материальное богатство нашли свое отображение в частности и в пещерных храмовых комплексах Аджанта и Эллора. Круглый год тысячи туристов со всего мира приезжают в центральный индийский штат Махараштра , чтобы взглянуть на непревзойденной красоты храмы, высеченные в огромных скалах и щедро украшенные настенными фресками, резными колонами и многочисленными скульптурами.

Если Аджанта славится своей необыкновенной живописью, повествующей о светской жизни Индии, то Эллора - это сокровищница уникальных барельефов, вырезанных в скалах, которые таят в себе многовековую мудрость индийской мифологии.

Как добраться

Добраться до Эллоры можно рейсовым автобусом из Аурангабада, дорога займет не больше часа. Вход в каждый храм оплачивается отдельно, самый дорогой входной билет стоит около пяти долларов США. По вторникам комплекс закрыт для посетителей.

Поиск авиабилетов в город Мумбай (ближайший а/п к Махараштре)

Немного истории

Эллора - это целый комплекс пещерных храмов трех самых популярных в Индии религиозно-философских течений: буддизма, индуизма и джайнизма. Они были созданы в 6-11 веках нашей эры, бытует мнение, что именно сюда перебрались монахи, покинувшие Аджанту. В отличие от последней Эллора имеет более выгодное расположение, в непосредственной близости проходят маршруты государственного значения, сюда часто приезжали с визитом самые знатные особы и представители правящей династии Индии.

Так как храмы Эллоры возводили в совершенно иную историческую эпоху, уже при правлении Раштракутов, которые имели не малое влияние на мировой политической арене и обладали поистине несметными богатствами, они могут похвалиться более сложным устройством и непередаваемой красоты декоративным оформлением.

Храм Кайласанатха

Самым впечатляющим из всех храмов Эллоры несомненно является Кайласанатха. Чтобы его создать понадобилось целых полтора столетия, ведь храм полностью высечен в скале, а его общая площадь составляет около двух тысяч метров квадратных. Кайласанатха как бы возвышается над всеми остальными храмами, и символизирует священную для многих религий одну из гималайских вершин - Кайлас, которая считается духовным центром всего мироздания. Именно на этой горе восседал верховный бог в индуизме - Шива, поэтому Кайласанатха посвящен именно ему. Здесь есть множество статуй божества, изображений из индийской мифологии искусно высеченных в камне.

Фасад и внутренние стены храма щедро украшены барельефами, изображающими сюжеты индийских мифов, они как бы защищены от влияний извне огромной стеной, полностью покрытой рельефными изображениями. Просто завораживает сцена сражения Шивы с олицетворением сил зла - Раваной.

Скульптор настолько точно передал все черты персонажей, что даже непосвященный человек сможет с легкостью интерпретировать события, запечатленные в камне. Особенно грандиозно смотрятся эти барельефы в лучах заходящего солнца.

Благодаря особому составу горной породы храм прекрасно сохранился до наших дней, более того в некоторых местах можно обнаружить остатки белой краски, которой когда-то были покрыты стены, что придавало Кайласанатху особое сходство с заснеженной вершиной. У ее подножья высечены статуи львов и слонов, причем слоны размещены таким образом, что со стороны фасада видно только троих слонов, на спинах которых, согласно мифологии, держится мир.

Пещеры Эллоры и Аджанты

Храм Тин-Тхал

Кайласанатха считается самым крупным монолитным каменным изваянием. Но все же центральным храмом Эллоры принято называть Тин-Тхал, он имеет целых три этажа и является одним из самых масштабных пещерных храмов в мире. Что касается архитектурных особенностей Тин-Тхала. То здесь все выполнено предельно просто и сдержанно. Шестнадцатиметровый фасад украшают лишь мощные квадратные колоны, расположенные в три ряда, далее следует небольшой прямоугольный двор, вход в который, увенчанный довольно узкими воротами, высеченными в скале. Каменная лестница ведет непосредственно в огромные залы, своды которых поддерживают массивные квадратные колоны. В глубине каждого из них расположены грандиозные статуи, овеянные полумраком. Вся эта аскетическая простота и монументальность производит на присутствующих неизгладимое впечатление.

Храм Рамешвара

Храм Рамешвара несколько уступает по своей площади, но вполне может конкурировать по богатству внутреннего оформления. Здесь каждый сантиметр стен украшен изящной резьбой по камню, таким же образом декорированы и массивные колоны. Попадая сюда, оказываешься в таинственном и всепоглощающем мире индийской мифологии, со стен на вас смотрят высеченные из камня мифические существа, мастерски вписанные в сцены из самых важных сказаний Древней Индии. Узнать храм Рамешвара несложно по необычному фасаду с изящной резьбой и колонами в виде стоящих девушек.

Пещерные храмы джайнов

Интересно также посетить и пещерные храмы джайнов, их всего три, но они также украшены резьбой и искусными барельефами с изображением Махавира - основателя джайнской философии, а также величественных львов и лотосов.

В Эллоре располагаются горы Кайласа. На их вершине построен храм, который называется Кайласанатка. По убеждению народа, который его возводил, храм принадлежит владыке гор и является вершиной мира, где обитает бог Шивы.

Храм украшен искусной резьбой, а в главном тайнике была найдена табличка, на которой были выгравированы слова: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?!». Все, кто видел это изваяние, задаются аналогичным вопросом - как без специальной техники, которая имеется у современного человека, можно было высечь из целой каменной глыбы такой огромный храм2

История пещер Эллора

Все пещеры Эллоры вырезаны в базальтовых холмах в 26-30 км. от Аурангабада в штате Махараштра. Они представляют собой лучшие образцы как собственно индийской, так и мировой пещерно-храмовой архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры. Создание пещер датируется примерно с 6 по 9 столетия нашей эры.

Пещерный храм Кайласантха был создан по приказу раджи Кришны из рода Раштракутов в XIII веке. Храм возводился по вполне конкретным трактатам о строительстве, где все было изложено до мельчайших подробностей. Кайласантха должен был стать промежуточным между небесными и наземными храмами, своего рода вратами.

Кайласантха имеет размеры 61 на 33 метра. Высота всего храма - 30 метров. Создавался он постепенно, словно освобождался от каменной шелухи. Вырубать храм начали с верхней части. Сначала траншею, окружавшую монолитную глыбу. А затем эта глыба начинала превращаться в храм. В ней прорубались отверстия, которые позже станут галереями и залами. Каждая деталь имела свое предназначение.

Изумляет в Кайласантхе то, что, в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.

Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы, что говорит о незаурядной фантазии архитекторов, создавших план этого храма. Кайласантха демонстрирует типичные черты Дравидского стиля. Об этом говорят и ворота, лежащие перед входом Нандин, и очертания храма, постепенно сужающегося к верху, по фасаду декорированного миниатюрными скульптурами.

Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама, находящихся около Ченнаи в Тамилнанде. Они построены примерно в одно и тоже время. Храм Кайласантха сходен по стилю с архитектурой династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.

Особенности строения пещер Эллора

Невероятные усилия вложены в построение храма. Получается, что он сам стоит в колодце почти 100 метров в длину и 50 метров в ширину. Основание Кайласанатха - это не только трехъярусный монумент, это целый огромный комплекс, который включает двор перед храмом, полоны, портики, галереи, залы и отдельно стоящие статуи.

Нижняя часть заканчивается цоколем в 8 метров, опоясанным со всех сторон белоснежными фигурами слонов и львов - священными животными. Эти фигуры как бы поддерживают храм Кайласантха и в то же время охраняют его.

Весь храм делится на 3 главные части. Но, кроме них, есть еще дополнительные помещения, каждое из которых посвящено определенному богу, связанному с культом Шивы. Гладких стен в храме невозможно найти - все покрыто орнаментом. Фигурки так искусно сделаны, что при соответствующем освещении они кажутся вполне объемными, не связанными со стенами.

Перед храмом большой холл с колоннами. Галерея колонн, идущая вниз передней части скалы, формирует глубокий узкий проход, окружающий храм. Этот проход имеет 2 яруса холла и крытую галерею. Верхняя часть храма демонстрирует множество скульптурных образов.

Храм занимает около 60.000 квадратных футов, и его башня имеет в высоту около 90 футов.

Внутренние помещения украшены скульптурными изображениями богов. Одно из них относится к богине Раме и ее супругу Парвати, есть скульптура многорукого демона Равана, который считался воплощением темных сил.

Весь скальный храм с его многочисленными скульптурами производит магическое впечатление. Особенно оно сильно в вечернее время, когда Кайласанатха освещен лучами заходящего солнца. Складывается ощущение, что все рисунки вот-вот оживут.
Пещеры и храмы Эллоры внесены в список памятников, являющихся всемирным достоянием и наследием человеческой цивилизации.

! На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8200 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6900 руб

Быть может, монахи, покинувшие Аджанту, перебрались в Эллору? По времени вполне совпадает — Аджанта опустела в 7 веке, и тогда же в Эллоре начинают возводиться великолепные индуистские храмы.
Эллора (как и Аджанта) – это комплекс пещерных храмов и монастырей. Вдоль горного хребта на протяжении двух километров располагаются 34 пещеры:
№№ 1 – 12 – буддистские (6-8 века)
№№ 13 – 29 – индуистские (7-9 века)
№№ 30 – 34 – джайнские (9 век)

Читайте также:

Однажды, в начале 19 века, один британский офицер решил поохотиться на тигра…
Но вместо тигра он открыл Аджанту…

Читайте также:

Наверное, в мире нет ни одной такой страны, в которой было бы столько разнообразных храмов, как в Индии

Эллора, храм Кайласанатха

Самым впечатляющим и потрясающим оказался храм Кайласанатха. Его возводили около 150 лет. Вернее, «возводили» в данном случае не очень подходящее слово, потому что он рос не вверх, а вниз. Его вырезали сверху. Это трудно себе представить — человек залезает на высокую базальтовую гору и сверху начинает отсекать все лишнее, что храмом не является.

Все его стены покрыты барельефами на сюжеты индийской мифологии. Площадь храма – около 2 тыс.кв.м, такое грандиозное монолитное каменное изваяние. Он располагается внутри горы, в огромном выдолбленном углублении. Очень рекомендую залезть наверх, чтобы посмотреть на это чудо оттуда, особенно на закате.

Пещеры Эллоры не имеют подсветки, как храмы Аджанты, а в глубине порой скрыты такие интересные скульптуры, что не помешает взять с собой фонарик.

Некоторые пещеры – небольшие, другие – огромные трехэтажные со множеством колонн.
Из полумрака на тебя смотрят живые древние статуи. Каждая стена и каждая колонна украшены резьбой по камню.
Ходишь-бродишь под впечатлением от одной пещеры к другой среди каменных богов и мифических существ.

Индуистские пещеры даже по ощущениям сильно отличаются от буддистских. Если
буддистские подавляют своими огромными размерами, аскетичностью, суровостью,
статичностью и бесстрастностью медитирующих будд и бодхисаттв, то в индуистских вовсю кипит жизнь: боги танцуют, любят, сражаются с демонами, играют свадьбы, всюду накал страстей и движуха.

Буддистские вихары (монастыри). Здесь монахи медитировали, совершали свои ритуалы, живя в маленьких кельях, расположенных по периметру храма.

Нам не хватило на Эллору одного дня, и на следующее утро мы приехали сюда снова. Этот второй день оказался еще более удивительным: мы попали наверх, туда, где нет туристов (все туристические тропы проходят внизу).
Наверху есть несколько душевных безлюдных пещер, куда приходят медитировать местные садху, и протекает небольшая речка, которая дальше внизу заканчивается водопадом.

Здесь наверху, в скалистых углублениях, она образует небольшие озерца, в которых можно даже поплавать! Какое же это наслаждение! Мы отрывались в прохладной чистой водичке, пока нас не выследил местный мальчонка и не привел ватагу своих друзей. Хорошо, что мы заметили их издалека. Пришлось выскакивать из воды и быстро одеваться за большим камнем.

А еще в Эллоре живут лангуры. Мы сидели в тенечке и наблюдали, как они большой толпой носились по зеленой траве. Их было много, они резвились и радовались жизни. А в сторонке под большим деревом сидели лангуровские бабушка с дедушкой и с невозмутимым спокойствием наблюдали, как резвится молодняк.

Лучшее время для посещения Эллоры и Аджанты – ноябрь – февраль.
И еще. Не повторяйте наших ошибок. Мы приехали на поезде в Джалгаон, оставили на жд вокзале вещи в камере хранения, смотались на автобусе в Аджанту, вернулись в Джалгаон за вещами, поехали в Аурангабад, заселились в отель и оттуда ездили в Эллору.
Все можно сделать намного проще.
Из Джалгаона прямо с вещами — в Аджанту. Там их можно оставить в приглянувшемся магазинчике. Побродить по пещерам. И из Аджанты — прямо в Эллору.

В этом ролике можно подробнее рассмотреть Эллору , ее храмы и монастыри.

Храмовый комплекс "Пещеры Эллоры",Индия

Эллора — деревня в индийском штате Махараштра, около 30 километров западнее города Аурангабад. С 1983 года система пещер (и многочисленные замки) причислены ЮНЕСКО к всемирному наследию . Пещеры Эллоры - это комплекс- немое свидетельство мирного сосуществования сразу трех религий, что, наряду с его высокохудожественной ценностью, делает это место еще более значимым для мировой культуры.

Эта загадка, а также потрясающие скульптуры, храмы, таинственная атмосфера, пронизывающая все это немного мрачноватое и даже пугающее место, сделали пещеры Эллоры своеобразной «визитной карточкой» Индии. Стоит только представить себе, что в темных пещерах расположено 34 храма, относящихся к трем религиозным культам, как сразу же возникает вопрос: каким образом древние мастера, не имея под рукой ультрасовременных инструментов, могли создать такое великолепное и огромное чудо. Стоит отметить, что чудес в пещерах Эллоры довольно много, просто принято считать, чтовсе 17 индуистских, 12 буддистских и 5 джанайских храмов являются одним комплексом. В Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО описаны именно пещеры Эллоры, а не каждый отдельный храм.

Кстати, на вершине гор Кайласа есть один огромный храм - шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесен к комплексу пещер Эллоры. Так вот по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведет на небо, и именно в нем обитает сам Шива. Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами: повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.

К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О, Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве, становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди. Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако они остаются лишь теориями, которые еще только предстоит объяснить нашим потомкам. В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии - загадочные пещеры Эллоры.

Храмовый комплекс создали в период с V по VIII в. по повелению правителей из династии Раштракутов. Храмы строились вблизи от Эллоры, тогдашней столицы, в той части скал, где издавна находились места паломничества, чтимые буддистами, джайнами и индуистами, а в начале VII в. располагался небольшой пещерный храм Шивы, Создание комплекса обычно приписывают Кришна-радже I (757-772 гг.) на том основании, что в одной из пещер обнаружили соответствующую надпись и медную пластинку, гласящую, что именно он велел создать на горе «храм чудесного облика». В действительности же работы велись по меньшей мере ещё при трех поколениях Раштракутов, раджах Дхруве, Говинде III и Амогхаварше, находившихся у власти с 780 по 880 г.

Пещеры Эллоры это 34 храма и монастыря, занимающие около 2 км в длину, высеченные в базальтовых скалах. Они создавались в период между 6 и 10 столетиями попеременно представителями разных религиозных течений.

Святилища Эллоры неизменно вызывают восхищение тем, как виртуозно индийские мастера обращались с камнем. Как пещерная, так и скальная архитектура этого комплекса непосредственным образом связана с природой: она словно рождается из глубин земли, гармонируя со всем окружающим.

Традиции пещерного зодчества, распространявшиеся в Индии со II в. до н. э., насчитывали к этому времени несколько веков развития. Оно совпало с расцветом буддизма, при котором пещерный храм стал обычен (к началу Средневековья их высекли уже несколько тысяч). В Эллоре, как и Аджанте, - одни из самых знаменитых храмов, но если Аджанта прославилась прежде всего своей замечательной живописью, то Эллора - не менее замечательной скульптурой. Ее храмы - настоящая сокровищница индийской пластики, в прекрасных образцах которой запечатлены вечные индийские мифы. Одиночные изображения и многофигурные композиции богов и мифических персонажей даже и теперь, покалеченные временем и варварской рукой, не утратили былой выразительности и гармоничности. Кажется, будто они наполняют волшебной жизнью опустевшие залы. Во многом это происходит благодаря излюбленному в индийском зодчестве приему игры света и тени, когда свет через оконные проемы попадает в пещерные храмы рассеянным и преломленным.

Большинство ученых, изучающих историю и культуру Индии, настаивают на том, что храмы в этом месте были построены неслучайно: именно здесь в древние времена проходил самый крупный торговый путь. Какое отношение имеют религиозные культы к торговле?

Ответ на этот вопрос может показаться слишком простым и даже банальным: «Самое прямое!». Дело все в том, что Индия в древние века вела бесперебойную торговлю: ее товары необычайно высоко ценились в других странах. Многие купцы и махараджи были необычайно богатыми людьми. Они и жертвовали определенную часть своих доходов на строительство религиозных храмов и возведение скульптур в пещерах Эллоры. Далеко отправлять золото, которым оплачивалась работа древних искусных мастеров, не приходилось. Храмы строились прямо у торгового пути, в месте, где и заключалось большинство сделок.

Святилища буддизма, индуизма и джайнизма столетие за столетием вырастали здесь друг за другом, и сегодня являются наглядной демонстрацией той веротерпимости, что царила тогда на индийских землях. В XIV веке храмы Эллоры сильно пострадали от борьбы мусульман против язычников, но, не смотря на старания, им не удалось одолеть твердый базальт.

Если внимательно изучить историю Индии, можно понять, почему в пещерах Эллоры преобладают индуистские храмы. С середины VI века нашей эры на большей части территории страны буддизм стал вытесняться индуизмом. Раскопки археологов и изучение возраста храмов в комплексе пещер Эллоры лишь в очередной раз доказывают, что первыми были вырезаны буддистские храмы, а уже потом индуистские. В VIII веке был построен огромный храм Кайласанатха, а уже к концу Х века были вырезаны пять джайнских храмов. По большому счету, пещеры Эллоры - это своеобразный учебник по истории, рассказывающий при помощи храмов и скульптур о религиозных культах, которые возникали в Индии в тот или иной промежуток времени.
Все пещеры Эллоры для удобства ученых, гидов и туристов пронумерованы в порядке их возведения. Естественно, удобнее всего их будет описывать по номерам, однако в первую очередь, все же, следует остановиться на монолитном (!) храме Кайласанатха, расположенном на вершине гор Кайласа. Дело все в том, что это самый большой и самый интересный храм, поэтому о нем и будет в первую очередь идти речь.

Храмы высечены из скальной породы со множеством ходов. Практически все пещеры представляют собой вихары (место жительства, жилище, обитель), которые монахи использовали для обучения, медитации, а также для таких мирских занятий как еда и сон. По мере знакомства с этими пещерами можно заметить, как их залы постепенно увеличиваются в размерах и приобретают более утонченный стиль.
Пещеры в Эллоре - это целый ансамбль из великолепных храмов, статуй, колонн и скульптур.

Скальный храм Кайласанатха (Кайлаш)

Он создавался более ста лет в 8 веке и был высечен из цельного монолита, но не как обычно возводится что-либо снизу вверх, а сверху вниз и с боков! Храм, украшенный великолепной резьбой, символизирует собой гору Кайлас, считающуюся у представителей четырёх религий — буддистов, индуистов, джайнов и приверженцев бон — священной, «сердцем мира».

В частности, последователи индуизма почитают Кайлас горой, где находится обитель Шивы. Первоначально храм даже был выбелен, специально для того, чтобы придать ему сходство с заснеженной святой горой.


Буддистские пещеры (называемые также пещерами Вишвакарма) являются самыми ранними из пещер Эллоры и датируются периодом от 500 до 750 года нашей эры. Что интересно, пещеры становятся более крупными и красивыми по мере продвижения на северную сторону. Ученые объяснили это возрастающей потребностью в конкуренции с индуизмом, ведь уже в 600 году здесь появился первый индуистский храм.

Фотография скульптуры в южном конце веранды храма Индра Сабха Эллоры.Интерьер этой двухэтажного пещеры- колонный зал Мандапа с нишами на трех сторонах и святилище в середине задней стенки, показывает резные фигуры джайнской богини Aмбика с ребенком на коленях и льва. Колонны вырезаны со сложными лиственными мотивами гирлянд.


Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры, как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами.

Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Кайласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события их священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.


Пещеры Джайна — самые молодые в комплексе Эллоры и датируются 800-900 годами. Расположены они в 2 километрах к северу, куда ведет асфальтированная дорога. Они отражают отчетливость философии джайнизма и традиции, включая строгий аскетизм вместе с тщательно продуманным художественным оформлением. Эти монастыри не такие большие, как индуистские и буддистские, но содержат исключительно детализированные художественные работы. Здесь частично сохранились удивительные картины, некогда полностью покрывавшие потолки храмов

Архитектурный пещерный комплекс в Эллоре по праву можно назвать одним из чудес света. Мастерство древних зодчих по достоинству было оценено ЮНЕСКО, которая включила пещеры в Список Всемирного наследия.

Храм Кайласанатха: «вершина мира »

Самый высокий пещерный храм Кайласанатха был создан мастерами по указанию индийского раджи, входящего в легендарный род Раштракутов. Современные архитекторы утверждают, что это святилище было построено по выверенному до мельчайших деталей плану. Историки, изучавшие древние документы, сохранившиеся до наших дней, говорят: «Храм Кайласанатха имел важнейшее значение: он являлся вратами в небо и представлял собой промежуточное звено между человеком и высшими силами».

На вершине рабочие прорыли в камне глубочайшую траншею, которая позволяла бы резчикам со всех сторон создавать проходы в огромные залы. Параллельно с этим сверху мастера вырезали крышу «вершины мира». Из этого можно сделать вывод, что изначально был вырыт своеобразный колодец, а уже потом в нем и велись все работы.

Если посмотреть на архитектурные элементы храма Кайласанатха, можно даже предположить, что его стиль напоминает Дравидский. Правда, лишь напоминает… Огромное святилище уникально в своем роде. Уникален и его план, и метод строительства.

Созданный в VIII в., этот совершенный по формам храм весьма своеобразен по технике строительства. В пологом склоне горы строители вырубили траншею в виде буквы П, окружившую монолитную глыбу, а затем изваяли из нее храм, как гигантскую статую. Длина выемки составила 87 м, ширина - 46,9 м. Наружные размеры собственно храма - 61x33,2 м, ширина всего комплекса вместе с боковыми пещерами превышает 90 м, а максимальная высота храма - 29 м. Он почти равен Парфенону по площади и в 1,5 раза выше его. Здание высекали сверху вниз одновременно со скульптурным декором сложных и изысканных форм, так что храм как бы стоит на дне огромного котлована. Создатели Кайласанатхи следовали древним строительным трактатам, в которых пропорции и соотношения частей здания по высоте вычислены до мельчайших значений.

В самом начале материала говорилось о том, что пока не удается объяснить, благодаря каким технологиям удалось вырезать в скале Кайласанатху. Расчеты современных специалистов проливают свет на то, с какими трудностями пришлось столкнуться древним рабочим в VIII веке. Чтобы полностью завершить строительство храма, который посвящался Шиве, пришлось выдолбить и убрать от объекта более 400 000 тонн (!) скальной породы. Даже невозможно представить, сколько людей было занято в строительстве «вершины мира».

Кайласанатха, согласно плану архитектора, был разделен на три части. Кроме этих трех частей можно насчитать еще огромное количество дополнительных помещений, каждое из которых посвящено определенному божеству. В храме можно увидеть скульптуру самого Шивы, многорукого демона по имени Раван, который согласно культу являлся повелителем всех темных сил.

Если внимательно осмотреть все святилище, на что, к слову, может уйти несколько часов, то можно даже без помощи гида сделать вывод: храм строили долго и на совесть. Ни одной гладкой поверхности: все стены в Кайласанатхе покрыты узорами, которые при ближайшем рассмотрении кажутся трехмерными. Чего только стоят фигуры священных львов и слонов, выполненных скульпторами с соблюдением мельчайших деталей.

Храм состоит из маленького павильона для священного быка Нанди - «транспортного средства» Шивы, куда попадают от ворот по высокому цоколю, и собственно храмовой части, где по одной оси расположены зал для молящихся - мандапам и главное святилище - гарбха-гриха). В полумраке зала заметны сохранившиеся рельефы и росписи разных времён, а также изображение танцующего Шивы на потолке. Увидеть храм снаружи, можно лишь обойдя его по часовой стрелке по двору, опоясанному пещерами.

Индийский храм Кайласанатха, даже если смотреть на его фасад, завораживает и вводит путешественника, которого пути-дороги привели в Индию, в состояние немого ступора. Особенно волшебное зрелище он представляет собой на закате. Как только солнце опускается к горизонту и от вырезанных фигурок появляется множество теней, кажется, что они вот-вот оживут и начнут возносить молитвы к Шиве.

Этот визуальный эффект не случаен: скорее всего его тщательно продумал и воплотил в жизнь неизвестный архитектор. То, что это был один человек, уже доказано благодаря медной табличке, найденной в древнем тайнике. Но вот его имя пока надежно скрывает пелена времени. Описать словами все декоративные элементы храма в одном материале не получится: более того, даже практически невозможно собрать на одной странице фото Кайласанатха, которые бы дали полное представление обо всем великолепии этого шиваитского святилища.


Лингам - — знак, метка, признак— в индуизме основной не антропоморфный символ Шивы в храме

Грандиозный храм Кайласанатха, неповторимый по выразительности и сказочный по богатству оформления, хранил главный символ бога - сваямбху-лингам, фаллический знак Шивы, демонстрирующий его животворную энергию. На плоской крыше храма Кайласанатха высечен огромный лотос с двумя рядами лепестков и фигурами львов. Символика лотоса сложна и многообразна; здесь он, скорее всего, передает древний космогонический образ творящего лона. Львы же, по-видимому, отсылают к сложному образу Шива-Шакти или андрогинному Шиве-Ардханари как репрезентации Абсолюта через женско-мужскую пару противоположностей.

Но истинным шедевром мирового значения считается храм Кайласанатха (Владыка Кайласа), высеченный из монолитной скалы и символизирующий священную гору Кайлас, гималайскую обитель Шивы, еще одного важнейшего индуистского бога. Изображения Шивы, танцующего и своими танцами приводящего в движение всю Вселенную, французский скульптор Огюст Роден назвал «самым замечательным в мире изображением ритмического движения».

Буддистские пещеры обозначены во многих путеводителях под номерами 1-12. Каждый номер пещер - это, как говорилось выше, своего рода храм. Однако если внимательно изучить все их по порядку то напрашивается вывод, что это не отдельные святилища, а храмовый комплекс. К примеру, пещеры Эллоры под номером 1 и 5 - это самые обычные кельи для монахов, где они отдыхали после тяжелого дня, проведенного за работой, молитвами и медитацией. Буддистскую пещеру под номером 2, в которой можно и сейчас увидеть скульптуры хранителя земных сокровищ и покровительницы детей, скорее всего, монахи использовали для длительных медитаций. Если попытаться выделить одну из самых интересных пещер, в которых поклонялись Будде, то это будет, пожалуй, пещера под номером 6. Именно в ней лучше всего сохранились до наших дней фигуры Будды и его учеников, Тары и богини Махамаюри, которая в буддизме покровительствует обучению.

2.Пещера

Люди поклонялись в пещере 10 статуе Будды-3.3м. высоты в преподавательской позе (виякхана мудра).

11.Пещеры.Особый интерес вызывает и пещера под номером 11. До 1876-го года никто не знал о том, что у нее существует еще и третий ярус, который по неизвестной причине был искусно замаскирован строителями или же буддистскими монахами. То, что «одиннадцатая» пещера подвергалась реконструкции, уже никто не сомневается. После того, как ее покинули буддисты, пещеру попытались переделать в индуистский храм. Однако статуи Будды по непонятным причинам так и остались на своих местах, только на задней стене были выполнены изображения божеств Ганеши и Дурги. Именно эти два представителя высших сил относятся к индуистской религии.

Одно из самых крупных и интересных в архитектурном отношении сооружений Эллоры - буддийский храм Тин-Тхал со строгим, величественным фасадом, красота которого особенно чарующа со стороны внутреннего дворика. Строение имеет три этажа, что в пещерной архитектуре встречается весьма редко. Площадь каждого этажа примерно 800 кв. м. На первом расположены многоколонный зал с центральным святилищем и небольшие святилища по бокам. На втором также есть святилище, в нише, и, кроме того, великолепная галерея с рельефными изображениями, которые языком пластики повествуют о жизни Будды и его учении. Третий этаж предназначался для проживания монахов, и потому три его стороны заняты маленькими кельями

Святилища Эллоры появились в то время, когда пещерное зодчество, достигнув вершины развития, клонилось к закату, что было вызвано распадом крупных империй и перемещением буддизма за пределы Индии. К этому моменту храмы уже мало напоминали свои древние буддийские прообразы, в основе которых лежали идеи отрешенности и созерцательности, характерные для жизни отшельников. Новые принципы и каноны, связанные прежде всего с индуизмом, сближали богов и людей, и потому храмы, воплощавшие древний мифический образ мировой горы, становились центром, где сходились надземные, земные и подземные сферы. Они заставляют задуматься о глубоком внимании к проблемам человеческой жизни в индийских религиях.

Еще обширнее индуистский храм Дасаватар, посвященный десяти аватарам (нисхождениям на землю) Вишну, одного из главных индуистских божеств. Площадь второго этажа здесь достигает 928 кв. м. Подобное увеличение размеров пещерных храмов являлось новшеством для того времени: площадь самого крупного пещерного храма древности в Карли (I в. до н. э.) едва превышает 500 кв. м.

Индуистских пещер в храмовом комплексе Эллоры насчитывается больше всего: 17. Они имеют номера с 13 по 29. Они удивительным образом похожи на буддистские пещеры, среди них есть кельи для монахов, залы для медитации, общения с богом Шивой и трапезные. Главное отличие в том, что среди многочисленных скульптур не встретишь Будды: чаще всего в индуистских пещерах Эллоры встречаются изображения Шивы и других божеств, относящихся к этому культу.

Описать все пещеры, построенные до конца VIII века, каждая из которых по-своему уникальна, просто не представляется возможным. Главное, что будет интересно узнать туристу, который собирается посетить самый огромный и самый интересный храмовый комплекс на нашей планете, так это то, что в число индуистских храмов входит легендарная «крыша мира» Кайласанатха. Она, так же как и все пещеры Эллоры, имеет свой номер - 16. Большинство туристов, приехавших в это загадочное и таинственное место, сразу направляются к «шестнадцатому номеру».

«Крыша мира» в Индии была более-менее подробно описана в середине материала. Однако в этом подразделе, хотелось бы добавить, что согласно уверениям местных гидов, которые непонятно откуда черпают информацию, строительство пещеры № 16 продлилось полтора века, а участие в ее вырезке приняли более 7 000 человек. Это утверждение нельзя принимать всерьез, дело все в том, что 7 000 человек (три поколения) просто не смогли бы успеть за полтора века вырезать и вынести 400 000 тонн горной породы: и это не считая огромного количества узоров и скульптур, которыми славится на весь мир Кайласанатха.

16.Пещера.Основной храм Эллоры см.выше

29.Пещера.Дхумар Лена.Индуистский храм.

Пять пещер под номерами с 30 по 34-й, в которых короткий промежуток времени процветал джайнский культ, меркнут перед величием индуистских и буддистских храмов. Интерес у туриста может вызвать лишь пещера под номером 32. В ней можно составить представление о Гоматешваре, джайнском религиозном культе, и о том, какое значение уделялось в нем медитации. В ней сохранилась полностью обнаженная скульптура божества, пребывающего в состоянии глубокой медитации. Настолько глубокой, что время не властно над ним: свешенные ноги опутаны лианами, а под самой скульптурой видны изображения скорпионов, змей и даже животных.

Все остальные пещеры, относящиеся к джайнскому культу, так и остались незаконченными. Правда, стоит отметить, что служители этой религии попытались в свое время создать нечто подобное Кайласанатхе. Миниатюрная копия шиваитского храма, которую так и не успели полностью завершить, находится в пещере под номером 30. Если подсчитать количество джайнских пещер Эллоры и осмотреть их внутренний интерьер, можно с уверенностью сказать, что Гоматешваре, Паршванатхе и Джине Махавире в Индии поклонялись совсем недолго.

32.Пещера Джайна.

В джайнском храме Индра Сабха, пожалуй, более всего впечатляют мощные столбы, поддерживающие потолочные перекрытия. Высокие, квадратные в сечении, они словно покоятся на пьедесталах, покрытых изящным рисунком, так что кажется, будто из вазы с растениями вырастает ствол, который завершается округлой капителью. Стены этого двухэтажного храма украшают скульптуры тиртханкаров (санскр. «создавших переправу») - вероучителей и проповедников джайнизма; он богато украшен резьбой и лепниной.


Перед посещением пещер Эллоры следует помнить, что все они занесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и постоянно находятся под охраной. Все, что разрешается на территории пещерного храмового комплекса, так это экскурсии, во время которых можно сделать потрясающие фото пещер Эллоры. Брать на память «камушки» из этого мистического места строго запрещено: практически везде туристов сопровождают охранники, которых, к слову, довольно трудно отличить от местных туристов или гидов. Они обнаруживают себя лишь тогда, когда незадачливый путешественник попытается нарушить правила пребывания на территории пещер Эллоры.

Комплекс пещер, который состоит из храмов и огромного количества скульптур, открыт с восхода солнца и до его заката. Никаких временных ограничений не существует. Как только первые лучи солнца осветят достопримечательность, которая практически наравне «Золотым храмом» и храмом в Бодхгайе считается самым посещаемым туристами местом в Индии, вход на ее территорию разрешен. После заката солнца, по действующим правилам, в пещерах Эллоры имеют право находиться только их смотрители

Стоимость экскурсии составляет всего 250 рупий, что совсем немного, если учесть сколько тратится правительством Индии на сохранение самого крупного пещерного храмового комплекса в мире. «Как добраться до пещер Эллоры?», - такой вопрос может задать турист, который только в Индии узнал об этом удивительном месте. Проще всего доехать до храмового комплекса из города под названием Аурангабад, находящимся в 40 километрах от пещер. Кстати, в этом городе есть аэропорт, поэтому даже если путешественник прибыл в Дели, он за короткий промежуток времени сможет преодолеть расстояние между столицей Индии и Аурангабадом.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека