Отражение эпохи в повести(что это за время, исторические события). Запорожская сечь как явление(задачи казаков, традиции, быт)

Николай Васильевич Гоголь написал повесть, в которой подробно описываются события, происходящие с казаками, их быт, традиции и задачи. Детство писателя проходило в этой местности, ему хорошо знакома просторная степь и казаки, как люди.

В повести описывается жестокое время, время, когда была война с Польшей. Казаки были жестокими, они не считали женщин за людей, обращались с ними, как с вещами. Например, мать Андрия и Остапа, Тарас Бульба был к ней очень жесток, он даже не дал нормально попрощаться со своими детьми.

Для всех казаков, в том

числе и для Тараса Бульбы, главное-служба, подвиги на войне и товарищи. Тарас Бульба был готов убить сына Андрия за предательство-это доказательство того, что жестокость порождает жестокость(поляки притесняли и обижали народ).

Главная задача казаков-сражения в боях, совершать подвиги ради Родины, а также никогда не предавать своих товарищей. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил:. Войны и суровые условия жизни воспитывали еще в маленьких детях равнодушие к роскоши и чувство братства-именно этими качествами должен обладать каждый воин. Гоголь не приукрашивает жизнь казаков, он рассказывает нам все, как

есть: их варварское поведение и обычаи.

В повести полностью отражается время этой эпохи. Например, казнь Андрия, ведь его убил собственный отец. Он, конечно, предал Родину, но жизнь ему не сохранил.

Но несмотря на сложность и жестокость повести, она весьма интересна и ее хочется читать и читать.


Другие работы по этой теме:

  1. Тарас Бульба является ключевым персонажем в одноимённом произведении Н. В. Гоголя, у которого было множество существовавших в реальности прототипов – его образ вобрал в себя...
  2. Повесть “Тарас Бульба” была написана Н. В. Гоголем в 1835 году. Его интерес к истории Украины (Малороссии), а именно борьба запорожских казаков за независимость от...
  3. Для прозы Н. В. Гоголя, ко­торый родился в Полтавской гу­бернии, украинская тема всегда была актуальной. На первый план она вышла в повести “Тарас Бульба” (1835)....
  4. Очень ярко и достоверно Н. В. Гоголь представил читателю образ одного из главных героев повести “Тарас Бульба”, младшего сына Тараса, Андрия. Его личность хорошо описана...
  5. Продолжите сравнительную характеристику Остапа и Андрия, отметив, как проявили себя братья в первых сражениях. Чем отличалось их поведение в бою? Остап обнаруживает “наклонности бу­дущего вождя”,...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

гимназия №133

г. Уссурийска Уссурийского городского округа.

«Трудное и бранное»

время в повести Гоголя.

« ТАРАС БУЛЬБА»

Алексеенко Е.В.

учитель русского

языка и литературы

высшей квалификационной

2012-2013 год.
Оборудование к уроку.

На доске.

1. Карта «Россия в XVI-XVII веке»

2. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану» Репина.

3.Иллюстрации учащихся к повести «Тарас Бульба».

4.Презентация о детских и гимназических годах Н.В. Гоголя, фотографии писателя, родителей, друзей.

5.Газета с портретом писателя и эпиграфом к уроку

«Мои мысли, моё имя, мои труды

Будут принадлежать народу»

6.Словарь.

1.Запорожская Сечь-

2.Брань (стар.)-война, битва

3.Вольный казак- свободный, ни от кого не зависящий человек(в старину на Украине и в России).

4.Атаман- главарь, предводитель.

5.Бурсак- ученик духовного училища.

7.Костюм казака.
Тема нашего урока: «Н.В. Гоголь знакомство с повестью «Тарас Бульба» (Трудное и бранное время в произведении).

Какое новое слово встретилось вам в теме нашего урока?

Как вы понимаете «бранное» время?

А как словарь Ожегова объясняет значение этого слова?

Как вы думаете, какие цели нашего урока?

Запишите эпиграф урока, к нему мы еще вернемся в конце работы.

Прежде чем познакомиться с повестью Николая Васильевича Гоголя, совершим заочную экскурсию в Большие Сорочинцы, на Украину, где родился писатель.

3. Сообщение читает ученик (о детских и гимназических годах писателя).
Учитель : Невозможно представить писателя без знакомства с его творчеством.

Сообщение о творчестве писателя.

Какие еще интересные факты биографии Н.В. Гоголя вам известны?

Какие произведения Николя Васильевича вы читали?
4. Учитель

Очень хотелось Гоголю написать произведение о смелом, сильном, своем родном народе. И часто Николай Васильевич задумывается: разве не сумеет он рассказать о таких людях. И все больше и больше погружается Гоголь в изучение истории украинского народа, настойчиво, терпеливо роется в исторических сочинениях, читает летописи. И встает перед ним яркая, живая история народа. А воображение рисует образы смелых, гордых людей, битвы, боевые победы, подвиги, широкие и вольные дикие степи. Мысли эти уводят писателя в глубину истории XVI-XVII века, Запорожье. Здесь росла русская сила казачества. Настоящее писателя не удовлетворяло, жил прошлым.
- Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Васильевича Гоголя

«Тарас Бульба».

5. Учитель

Какие роды литературы вы знаете?

К какому роду литературы принадлежит «Тарас Бульба»?

К какому жанру литературы принадлежит это произведение?

А когда в произведении описаны достоверные исторические события, как

как оно называется?

А если герои совершают подвиги?(историко-героическая повесть)

Итак, какое же историческое событие положено в основу повести, какое время отражено в ней, об этом вы узнаете из исторической справки.

6. Историческая справка «Запорожская сечь» (Прилагается)

7. Учитель

Подведем итог

Почему Запорожская Сечь так называлась?

Как словарь объясняет значение этого словосочетания?

Какие люди там собирались?

Что же объединяло этих людей?

(Их объединяла бесшабашность, воинственность. Для каждого из них война- обычное состояние, они не могут не воевать. В Запорожскую Сечь они приходили, как будто бы возвращались в свой собственный дом, из которого только что вышли)

Кто же был выбран атаманом?

Какая теперь цель стояла перед Тарасом, как атаманом?

(Сплотить таких разных людей: беглых, каторжных, со своими взглядами, привычками, характерами, сплотить эту массу для борьбы).
8. Учитель

Да, ничего не знает Тарас выше любви к Отчизне, ничего нет для него выше казачества, чище и святее боевого дружества. И когда казаки выбрали его своим атаманом, и Сечь поднялась на дело и готовилась к битве, не удержался Тарас Бульба, сказал казакам речь – хотелось ему высказать все, что было у него в сердце. До самой глубины души дошли его слова до товарищей казаков.

Чтение наизусть речи Тараса о товариществе (мальчик в костюме казака).

Как же старейшие и молодые казаки отнеслись к речи атамана

(зачитывают эпизод из главы 9).

Ребята, как вы понимаете, что такое товарищество?

А как вы понимаете слова Тараса «Нет уз святее товарищества»?

9.Учитель

Чтобы лучше представить облик эпохи, которую Гоголь изобразил в повести, мы обратимся к известной картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану»

(Ученик читает сообщение)

10.Учитель

Обратим внимание на иллюстрации, выполненные ребятами к

прочитанной повести.

(Учитель знакомит с иллюстрациями учащихся, указывая фамилии).

11.Учитель

Итак, вы прочитали повесть Гоголя «Тарас Бульба». Какие ведущие,

центральные темы вы выделили?

1. Тема войны и мира.

2. Тема семьи.

3. Тема милосердия.

4. Тема добра и зла.

5. История Украины.

6. Борьба запорожских казаков.

Какова идея повести «Тарас Бульба»?

Отечество! (Хотел, чтобы Отечество было сильным и могучим).

Товарищество! (Чтобы Русь была единым государством).

Вера! (Чтобы современники поверили в лучшее будущее).

Какие эпизоды вам особенно запомнились?

Понравилось ли вам произведение и чем?

12. Своим впечатлением о прочитанной повести поделится Романенко Эдуард, он прочитает стихотворение собственного сочинения «Тарас Бульба».

Тарас Бульба.

Талантливый художник слова,

Умело держит он перо

в своих руках. И снова, снова

он создает рассказы, но

Одно прекрасное творенье

«Тарасом Бульбой» он назвал.

Его в минуты вдохновения

он как-то утром написал.

Листая повести страницы

о похожденьях казака,

мне темной ночью ясно снится,

как вдруг Тарасова рука

одним движением лишила

вдруг жизни сына своего.

И тут же вражеская сила

живым решила сжечь его.

Скорбит так тихо и уныло.

Лишённая семьи жена.

Казачьи дух, казачья сила

В произведении видна.

Романенко Э.

Сообщение I.

«Старосветский украинский хутор был родиной Гоголя, старосветские хуторяне - его воспитателями».Н.В. Гоголь родился 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы, недалеко от Полтавы. Детство будущего писателя прошло в деревне Васильевка. Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич был человеком незаурядным. Выйдя в отставку, он почти все время отдавал занятиям литературой и театру.

Часто на спектакли, которые устраивал у себя далёкий родственник Дмитрий Прокофьевич Трощинский, отец приводил своих сыновей. Мать Гоголя, Марья Ивановна, женщина чрезвычайно красивая и очень добрая. Когда Гоголь подрос, он с братом Иваном поступает в Поветовое училище, где проучился год. С 1820 года учится в Нежинской гимназии высших наук. Невысокий остроносый подросток с карими глазами он трудно привыкал к новым условиям жизни, но постепенно познакомился и подружился со многими товарищами. Гоголь обладал изумительным даром, как всё глупое и смешное в характере и поступках людей, умел «угадать» человека. Гимназисты образовали свой литературный кружок. В гимназии Гоголь увлекался рисованием и театром, много читал.
Сообщение II .

Живя в Нежине, Гоголь мечтал о Петербурге. С такими мечтами он заканчивает Нежинскую гимназию и 13 декабря 1828 года выезжает в Петербург. Литературным творчеством начал заниматься еще в гимназические годы. В Петербурге издаёт поэму « Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов. Критики не пощадили поэму и, прочитав отзыв на своё произведение, Гоголь скупил в лавках все экземпляры книг и сжёг их. Расстроенный неудачами, в конце июля 1829 года Гоголь уезжает в Германию. Через время решает вновь заняться литературным творчеством. В 1830 году в журнале «Отечественные записки» была опубликована повесть «Басаврюк». Работает над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». А когда в свет вышла повесть «Вечера накануне Ивана Купала», к Гоголю приходит настоящая известность.

В 1835 году вышел в свет сборник «Миргород». В сборник вошли 4 повести «Повесть о том как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба».

Последние годы жизни живёт в Москве, занимается литературным творчеством.
Запорожская Сечь

В древности народы современной России и Украины жили вместе в одном государстве. Но монголо- татарское иго разлучило эти два народа. Русь оказалась под властью Золотой Орды, а Украину поделили между собой соседние государства, а в XVI веке большую часть Украины присоединила к себе Польша.

Польские помещики (шляхта) хотели полностью подчинить себе Украину. Они запрещали украинцам придерживаться украинских обычаев, носить привычную одежду, разговаривать на родном языке.

Вместо древней православной веры на Украине насильно стали вводить принятую в Польше католическую. Украинские и Польские помещики заставляли крестьян работать на себя. Трудовой народ сопротивлялся этому. За это людей жестоко наказывали: казнили или отрезали нос и уши. Люди бежали на далекие окраины, в степи, селились там, занимались рыбной ловлей, охотой. Особенно большое поселение возникло на реке Днепр, за порогами (Запорожье). Здесь строили укрепления, «засеки». Отсюда и пошло название Запорожская Сечь. Места тут были труднодоступными, и люди чувствовали себя здесь в безопасности. Отражали нападения крымского хана или турецкого султана. Людей здесь было много- тысячи. Они подчинялись своим атаманам и гетманам. В бою они беспрекословно им подчинялись, а в мирное время любого атамана могли заменить другим. Добравшись до Запорожской Сечи, люди становились вольными. В открытых лодках казаки выходили в море и нападали на торговые корабли, высаживаясь на побережье Турции или Крыма. Много здесь гибло казаков. Зато те, кто возвращался в Запорожскую Сечь, привозили богатую добычу: золото, ковры, шелка, другие дорогие товары. Казаки стали опасны не только для турок и крымских татар, но и для поляков. Польские помещики понимали, что только тогда они закрепятся на украинских землях, когда покончат с Запорожскими казаками.

Пятьдесят лет боролись казаки с польской шляхтой. Много пролилось крови, много оборвалось жизней. Самым большим казацким восстанием в XVII веке были восстания во главе с Тарасом Федоровичем Павлюком, Богданом Хмельницким, Яковом Остряниным. Не раз одерживали казаки победы, но не могли устоять они против польских помещиков, так как были они в то время одними из лучших воинов в Европе

Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану»

Ни одну картину Репин не любил так как «запорожцев». Он восхищался образами запорожских казаков, так как никто на свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Запорожье всегда было свободным и никому не подчинялось.

Художник работал над картиной более 13 лет. В основе этой картины лежит подлинное историческое событие.

В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам грозную грамоту, в которой приказал им без сопротивления сдаться. И запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ.

Репин изобразил Запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Один за другим отпускают они острые и язвительные замечания по адресу султана, смеются над сомой мыслью о возможности их порабощения.

Картина Репина раскрывает такое необыкновенное богатство изображаемых на полотне человеческих характеров.

В центре картины длинный и проницательный атаман- Иван Серко, легендарный герой, о котором сохранилось множество преданий. В выражении его лица чувствуется достоинство, уверенность в себе, сила и человечность.

Возле него писарь. На его умном ироничном лице тонкая язвительная усмешка.

Обращает на себя внимание казак в красном жупане и белой папахе, раскатистым хохотом отвечающий на шутку товарищей. Тонким беззвучным смехом смеется худенький старичок с седым чубом на бритой голове. А рядом с ним звонко хохочет молодой красавец, запустивший за ухо свой роскошный ус.

На картине удалось Репину передать всеобщее, безудержное веселье. Жесты, разнообразие одежды и снаряжение казаков помогают яснее ощутить могучую силу запорожцев.

Ощущение силы возникает еще и потому, что центральная группа дана не изолированно, а на фоне остального запорожского войска, закрывающего собой весь горизонт.

Репину также, как и Гоголю, Запорожская Сечь рисовалась вольной казачьей республикой, порождавшей людей даровитых и могучих, сильных духом. Чтобы быть правдивым, Репин при написании картины советовался с историками, зарисовывал старинные оружия, посещал все легендарные места Запорожской Сечи. И хоть эта картина не была написана непосредственно к повести «Тарас Бульба», все же на полотне можно узнать гоголевских героев.

Веселый толстый казак напоминает Тараса Бульбу, старик с чубом- Кисьяна Бовдюка, красавец- казак напомнает Кукубенко.

Шупикова Татьяна Сергеевна

Место работы, должность: МКОУ "Берёзовская СОШ»Дмитриевского района, Курской области; учитель русского языка и литературы

Уровень образования : основное общее образование

Целевая аудитория: 7 класс

Предмет: Литература

Тема урока: «Историческая эпоха на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Ц ели урока :

    Углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В. Гоголя; познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба».

    Воспитывать уважение к матери и чувства патриотизма на примере героев произведения.

    Формировать у учащихся навык работы с текстом художественного произведения.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 7

Используемые учебники и учебные пособия:

В.Я. Коровина. Литература. 7 класс: В 2-х ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2007.

Используемое оборудование :

Оборудование для учителя : компьютер, мултимедийный проектор; карточки с заданием для групповой работы, портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации с изображением главных героев произведения.

Оборудование для учащихся : учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями для групповой работы, образец таблицы для домашней работы.

Краткое описание:

Актуализация: установление преемственных связей прежних и новых знаний в новой ситуации. Мотивация: создание проблемной ситуации, инсценирование эпизода из повести, чтение наизусть прозаического текста под музыкальное сопровождение, работа в группах. Приемы обучения: показ, наблюдение, сравнение, анализ, вывод. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный. Виды работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Структура урока. 1. Организация класса. 2. Проверка домашнего задания. 3. Постановка проблемы. Сообщение цели урока. 4. Изучение новой темы. 5. Обобщение и систематизация новых знаний. 6. Анализ и оценка итогов работы. 7. Домашнее задание.

    Организация класса.

Слово учителя.

1 . Прозвенел звонок… как в театре…

Все расселись по местам, тишина.

Открывается занавес, и на сцене –

Николай Васильевич Гоголь –

Подлинный мастер языка (проецируется портрет Н.В. Гоголя ).(Сл.1)

    Проверка домашнего задания

Вот еще одно имя, вызывающее восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу. Давайте вспомним, что мы уже знаем о Н.В. Гоголе.

1) Беседа:

- Когда и где родился писатель? Кто его родители?

СООБЩЕНИЕ 1 (Сл.2)

Ученик: Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в местечке Сорочинцы, бывшей Полтавской губернии, на Украине. Он происходил из небогатой помещичьей семьи и провёл детство в родительском имении, в деревне Васильевке .(Сл.3)

Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, (Сл.4) был живой, талантливый человек, с наклонностью к романтической мечтательности, которая соединялась у него с юмористическими способностями. Он писал стихи и сочинял на украинском языке комедии.

Мать Гоголя ,(Сл.5) Мария Ивановна, была добрая, простодушная женщина. Преждевременная смерть мужа, последовавшая в 1825 году, была для неё тяжким горем. Вся её любовь сосредоточилась на детях. У неё было четыре дочери и сын “Никоша”, как называли Николая Васильевича дома. Любимцем матери был старший из детей – Никоша.

Родители Гоголя принадлежали к образованному слою украинского дворянства и были в близких отношениях со многими замечательными людьми из соседей. Недалеко от Васильевки, в деревне Обуховка жил поэт и драматург Василий Васильевич Капнист. Маленький Гоголь писал стихи в подражание отцу, и Мария Ивановна вспоминала потом, как она, когда Капнист приезжал в Васильевку, показывала ему детские стихи сына и как старый поэт пророчил ему блестящую будущность.

Отец заботился о литературном образовании детей. Он разговаривал с ними о литературе и во время прогулок задавал разные темы для стихотворений. Старший сын, Никоша, всегда с успехом справлялся с этими литературными упражнениями.

Слово учителя : Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями, историческими преданьями, которые будоражили воображение. Рядом с Васильевкой , где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей. Здесь, в Диканьке, показывали сорочку казненного Кочубея (вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происходили свидания Мазепы с Марией. В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии. Все это содействовало развитию литературных интересов будущего писателя.

- Где учился Н.В. Гоголь?

СООБЩЕНИЕ 2: (Сл.6)

Ученик: Незабываемый след в жизни и творчестве великого Гоголя оставила Гимназия высших наук в Нежине. Она была основана братьями А.А. и И.А. Безбородьками – видными государственными деятелями Российской империи; (Сл.7) строительство учебного заведения университетского типа велось с 1808 по 1818 год на средства графа Безбородько и его же крепостными.

Учащиеся в Нежинской гимназии обитали в отдельном пансионе. В одной из комнат этого пансиона с 1 мая 1821 по 27 июня 1828 года жил будущий великий русский и украинский писатель Н.В. Гоголь . (Сл.8)

Совсем еще юному Николаю было всего 7 лет, когда его родители привезли в провинциальный Нежин из родового поместья Гоголей-Яновских. Среди своих сверстников он, будучи болезненным и довольно тощим ребенком, выглядел явным младенцем. Ему очень трудно давались первые месяцы учебы и жизнь вдали от дома, без заботливых маминых рук.

Юный Гоголь постигал азы наук без особого рвения. Он не пас задних, но и не был в первых рядах. Если предметы гуманитарного цикла он постигал легко – успехи были на уровне современного «хорошиста», то точные «науки» вовсе не давались ему. По четырехбальной системе оценивания, например, по дифференциальным и интегральным уравнениям он получил годичную оценку – кол, а двойку – по коническим сечениям (раздел геометрии). Зато не было ему равных по Закону Божьему и нравоучительной философии. По окончанию учебы Николай получил самый низший XIV-классный чин, который можно было присвоить гимназисту-выпускнику.

Николай еженедельно писал письма в родную Васильевку и с нетерпением ждал ответа. Раз в месяц письма были стандартного образца: «Маменька, мне срочно нужно…» и далее следовал список на два-три листа с детальным перечислением всего того, что просил Николаша у своих родителей, еле сводившими концы с концами. Чем старше он становился, тем чаще просил присылать информацию о народных песнях, легендах, поговорках, обычаях, поверьях и всего того, из чего черпал образы для своих первых литературных проб.

Учитель: Здесь, в гимназии, проявилась многосторонняя одаренность Гоголя: он учился играть на скрипке, занимался живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он пользуется успехом. Кроме этого Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах. Однако все свои мечты он пока связывает с государственной деятельностью и не думает всерьез о писательстве.

- Что вы можете сказать о начале его литературной деятельности?

СООБЩЕНИЕ 3:(сл.9)

Ученик: Закончив Нежинскую гимназию летом 1828 г., Гоголь в декабре отправляется в Петербург. Не имеющий ни денег, ни сановных знакомств, долго не может найти службу. Только в ноябре 1829 г. его берут в Департамент государственного хозяйства «на испытание». С апреля 1830 г. он служит в Департаменте уделов писцом. Получает гроши, остро нуждается. Безуспешно пытается поступить на сцену. Неудачны и первые шаги на литературном поприще. В 1829 г. Гоголь издает «Ганца Кюхельгартена» под псевдонимом В. Алова. Поэма вызвала отрицательные отзывы в журналах. Гоголь тяжело пережил этот удар. Он скупил на последние средства нераспроданные экземпляры и сжег их. Петербург произвел на Гоголя удручающее впечатление своим бюрократизмом, меркантильностью, бездуховностью, «…все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах…» - пишет он матери. Но неудачи не сломили юношу.

Он продолжает литературные труды, резко меняя направление творчества: черпает вдохновение в украинском фольклоре, гениально угадывая и подхватывая начавшееся углубленное обращение русской литературы к народности. Письма родным Гоголь наполняет просьбами собирать и присылать ему народные сказки, песни, сообщать об «обычаях и нравах малороссиян», поверьях, костюмах. В течение 1830-1831 гг. выходят анонимно несколько произведений Гоголя: «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», впоследствии вошедший в «Вечера на хуторе близ Диканьки», глава из исторического романа «Гетьман», отрывки из «малороссийской повести» «Страшный кабан», этюд «Женщина».

Учитель: В Петербурге Гоголь пишет первые свои повести, становится известен, входит в круг литераторов, знакомится с Жуковским, Плетневым, Пушкиным. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности, а местами какая поэзия..!» Гоголь обсуждает с Пушкиным свои творческие планы. Пушкин поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинаниях, подсказывал темы новых работ. Идею «Мертвых душ» и «Ревизора» подсказал Гоголю тоже он.

- Итак, назовите его произведения которые вам знакомы. («Ревизор», «Вечера…» и д.р.)

Ш. Постановка проблемы. Сообщение целей урока.

1. Слово учителя.

Вы назвали наиболее значимые произведения Н.В. Гоголя. С комедией «Ревизор» мы познакомимся с вами в 8 классе, поэму «Мертвые души» будем изучать в 9 классе. А с повестью «Тарас Бульба» начнем знакомиться прямо сейчас . (Сл.10)

Итак, тема нашего урока … А, впрочем, вы ее сформулируете сами. Слушайте, наблюдайте, анализируйте, будьте внимательны к мнению одноклассников, и тогда вы без труда сможете сформулировать тему урока сами немного позже.

Сегодня на уроке мы кратко познакомимся с историей Украины 16 века; понаблюдаем за тем, как Гоголь отразил историческую эпоху в своем литературном труде - в повести «Тарас Бульба», продолжим формировать правильную, красивую речь.

1У. Новая тема.

1. Слово учителя.

Действие повести «Тарас Бульба» происходит на Украине в 16 веке, где в это время хозяйничают польские землевладельцы – паны. Послушайте историческую справку об этом времени.

СООБЩЕНИЕ «Украина в 16 век (сл.11)

В XVI веке на украинских землях западнее Днепра хозяйничала польская шляхта. Часть украинской знати приняла католичество, ополячилась, чтобы сохранить и увеличить свои привилегии. Но простой люд упорно сопротивлялся, хранил язык, веру, обычаи предков.(сл.12) Опорой всем стремившимся к независимости была Запорожская Сечь - вольное казачество, обосновавшееся в низовьях Днепра на острове Хортица.(сл.13)

За полверсты до Сечи находилось предместье, в котором жили кузнецы, кожевники, крамари, люди всех наций. Предместье «одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей».

Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней - военных подразделений, «которые очень походили на отдельные, независимые республики». Куренями же назывались жилые помещения. Они были покрыты дерном или войлоком, обнесены небольшими земляными валами, возле некоторых были установлены пушки. Посередине Сечи располагался майдан, где собиралась рада.(сл.14)

В Сечи царил дух демократии. Между запорожцами были товарищеские отношения. Все важнейшие вопросы казацкой общины решались на общей сходке - раде. На раде казаки выбирали кошевого атамана и старшину: судью, писаря, есаулов. В куренях избирали куренного атамана.

Принимали в Сечь всех, кто сюда приходил. Никто не спрашивал у пришельцев, «откуда они, кто они и как их зовут». Кошевой, к которому они являлись, интересовался только, веруют ли пришедшие во Христа, ходят ли в церковь, и просил их перекреститься.(сл.15)

Казаки не обременяли себя никаким вещами. Всё - «деньги, платья, весь харч, саламата, каша и даже топливо» - хранилось у куренного атамана, который «обыкновенно носил название батька».

Законы общежития в этой своевольной республике были довольно суровыми. Воровство даже какой-нибудь безделицы считалось «поношением всему казачеству». Проворовавшегося привязывали к позорному столбу и дубиной забивали насмерть. Не платившего должника приковывали к пушке, где он сидел до тех пор, пока его не выкупят. Страшная казнь полагалась за смертоубийство. Убийцу опускали в яму, поставив поверх него гроб с телом убитого, и заживо засыпали землей.

Военному искусству в Сечи обучали во время боя. «Юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв». Промежутки же между ними «казаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки». Все свободное от битв время «отдавалось гульбе - признаку широкого размета душевной воли». Это было какое-то беспрерывное шумное пиршество. Но когда наступало время битвы, «бесшабашные и веселые между сражениями» казаки преображались в «закаленных в битвах рыцарей», для которых дороже всего на свете боевые товарищи, вера во Христа, свобода и независимость родной земли.

Н. В. Гоголь восхищался Запорожской Сечью и был убежден, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.

3. Слово учителя.

Интерес к украинской истории возник у Гоголя неслучайно. Он собирался написать серьезный научный труд по истории Украины. Труд этот не был создан, но собранные материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы автором в работе над повестью.

О жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя Родины, во имя свободы рассказал Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».

Итак, представьте себе, что мы приглашены в гости к Тарасу Бульбе. Сегодня у него в доме радостное событие. С учебы вернулись его сыновья – гордость и надежда Тараса. События начинают разворачиваться прямо у нас на глазах .(Сл.16)

4. Работа с текстом.

4.1. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДА «Встреча Тараса Бульбы с сыновьями».

Да, энергично прошла встреча отца со своими сыновьями после долгой разлуки. А не проявить ли и нам ловкость и сноровку в физических упражнениях. Объявляю физминутку.

ФИЗМИНУТКА (проводит ученик)

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

4.2. Беседа:

Дома вы прочитали первую главу, а теперь ответьте:

Как зовут наших героев?

Что вы можете сказать о каждом из них?

Какие качества, по-вашему мнению, особенно ценил Тарас Бульба в казаках (на примере сыновей). (Любовь к Родине, доблесть, отвагу, преданность, выносливость, храбрость...)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Действительно, Гоголь ставил перед собой задачу показать, что характер Тараса Бульбы и отношение его к жизненным ценностям определены историей страны.

Эпоха была столь замечательна, что нашла отражение не только в литературе, но и в других видах искусства.

4.3 РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЕЙ (Сл.17)

Рассмотрим картину И.Е.Репина « Запорожцы».

Есть ли среди изображённых на картине запорожцев герой (или герои),похожий на Тараса Бульбу?

Что удалось передать художнику?

Глядя на картину, можно сделать вывод о том, что представляли собой запорожцы (казаки) и о том, что они воевали.

4.3. Работа в группах .

А сейчас вместе с героями повести мы позволим себе войти в дом Тараса Бульбы. Что мы здесь увидели? Для чего Гоголь поместил описание светлицы в свою повесть? Над этими вопросами поработает 1 группа. Вопросы:

1. Прочитайте описание светлицы (с. 145-146)

2. Что вы увидели

На стенах,

На полках,

Какая обстановка?

3. Зачем автор ввел в повесть описание светлицы?(Интерьер и предметно-бытовая деталь выступают средством раскрытия образа героя. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. На первом плане – оружие – это главное для хозяина. Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход и заглянуть смерти в глаза наложили отпечаток и на сознание героя, и на его поведение, и на привычки)

П группе предстоит ближе познакомиться с хозяином дома – Тарасом Бульбой. Думаю, что они интересно проведут время и поделятся с нами своими впечатлениями.

1. Прочитайте эпизоды и описания, связанные с личностью Тараса Бульбы.

2. Вопросы:

Как описывает Тараса Бульбу автор? (с. 148-149) .

В чем смысл его жизни?

Обратите внимание на то, как Тарас Бульба относится к жене, сыновьям

Какое впечатление сложилось у вас о Тарасе Бульбе

Как эта личность характеризует эпоху, в которой живет?

Пока одни рассматривают светлицу, другие знакомятся с Тарасом, Ш группа понаблюдает за милой женщиной – матерью сыновей Тараса.

1. Тарас Бульба решил везти сыновей в Запорожскую Сечь. Как отнеслась к решению мужа мать (с. 149).

2. Вопросы:

На что надеялась мать? Оправдались ли ее надежды? (с. 149).

Прочтите отрывок наизусть «Мать у изголовья сыновей» (предварительное задание к уроку) (с. 152).

Какое чувство заполняет вашу душу?

Какова же судьба женщины, жены, матери того времени? Как в ее образе отразилась историческая эпоха? (с. 150).

У. Обобщение, первичное закрепление и систематизация новых знаний.

1. Обсуждение заданий.

Давайте прочитаем описание светлицы.(сл.18)

1 группа: С какой целью автор дает нам описание светлицы?(Светлица Тараса была убрана во вкусе того времени, о котором остались воспоминания лишь в народных песнях и думах. Все было чисто убрано. На стенах висели оружие, охотничьи атрибуты, конская сбруя. На полках стояли разнообразные кувшины, бутылки, фляжки, кубки и чарки. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу и широкая печь, покрытая изразцами. Детали интерьера помогают читателю составить представление об образе жизни Тараса и его семьи, быте и нравах эпохи. Здесь угадывается и характер хозяина дома - человека военного, проводившего свою жизнь в походах и битвах, с оружием, на коне, не чуждого выпить и побалагурить в компании с товарищами.)

2 группа прочитайте отрывок,в котором говорится о Тарасе Бульбе.(сл.19)

Что вы узнали о Тарасе Бульбе? Как эта личность характеризует эпоху, в которой живет? ?(Тарас показан в этом эпизоде, с одной стороны, как человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца, но с другой стороны, - это воин, «рыцарь», которому нет другой жизни, кроме битвы, схватки, поэтому он не только мечтает, чтобы сыновья были такими же, но и сам рвется в дорогому для него миру, едет в Запорожскую Сечь.)

3 группа у вас было задание прочитать отрывок наизусть,пожалуйста..(Сл.20)

Как в образе матери отразилась историческая эпоха? (она олицетворяет собой всех жен и матерей казаков, не вернувшихся из боя.

Динамичный сюжет передает ощущение материнской тревоги, последнего прощания, мать как будто предчувствует беду… Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:

Бледная, худощавая и добрая мать,

Худощавая старуха-мать,

Бедная старушка,

Одна бедная мать,

Бедная старушка,

Бедная мать, мать, слабая как мать.)

2. Слово учителя.

Одни я в мире подсмотрел

Святые, праведные слезы, -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

Эти строки Некрасова очень тонко подметили состояние души женщины, матери, провожающих своих детей на войну. Повернуть историю вспять ей не под силу. Тарас Бульба задолго до возвращения сыновей домой решил их судьбу: быть им защитниками своей Родины, как и он сам, поэтому принимает решение: сыновья вместе с ним едут в Запорожскую Сечь. Как велико горе матери, как трогательна сцена прощания ее с сыновьями. И с чувством тяжести на душе мы тоже провожаем сыновей Тараса Бульбы и думаем, что же ждет их впереди. Об этом поговорим на следующих уроках.

У1. Итоги урока.

1. Обсуждение формулировки темы урока.

А сейчас вернемся к началу нашего разговора и попробуем сформулировать тему нашего урока. Вспомните все, о чем мы говорили на уроке. Как бы вы сформулировали тему нашего урока? Какое предложение вы считаете наиболее удачным. Итак, тема, которой мы посвятили свой урок – (сл.21) «Историческая эпоха на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

    Вывод по уроку.

Что мы узнаем из первой главы о том «бранном, трудном времени», когда происходили события, описываемые Гоголем в повести? Опираясь на текст, покажите, как автор создает облик эпохи?

( Облик эпохи Гоголь создает через авторские описания, характеры героев, их быт и нравы. Первая глава построена на антитезе: «суровый колорит» казачества и нежная любовь женщины, обращенная на своих детей, «удалые времена» и страстное материнское чувство. Перед нами предстает главный герой повести Тарас Бульба, боец и воин по натуре, живущий по суровым законам бранного времени. Гоголь рисует жену Тараса, преданную и любящую мать, вынужденную расстаться с любимыми сыновьями, которым Тарас уготовил участь воинов. Мы видим, как непростое время определяло характеры, отношения и жизнь людей.)

Время действия в повести «Тараса Бульба» отнесено к прошлому. Именно там видятся Гоголю духовно свободные и могучие люди. В прошлом были сильные и прекрасные люди, в настоящем он их не видит. Но могут ли они быть? Этот вопрос писатель задает себе и читателю. Показывая, какими были люди, Гоголь внушает читателю мысль: настоящие люди могут и должны быть другими. Герои гоголевской Сечи, с которыми мы уже познакомились и те, с кем еще предстоит познакомиться – это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу.

3. Оценки за урок.

УП. Домашнее задание.

Всех благодарю за урок.

Поработали мы на славу.

Подвели работы итог –

Сформулировали тему сами.

Запишите задание на дом:(сл.22)

  1. Какому периоду жизни Украины посвящена повесть? Как характеризует писателя создание этого произведения?
  2. Н. В. Гоголя очень интересовала история родной ему Украины, он восхищался народными героями — запорожскими казаками, которые в XVI—XVII веках самоотверженно боролись против угнетателей украинского и русского народов — польской шляхты. Писатель искал в прошлом великие дела и героические характеры, противопоставляя их мелочным заботам и мелким характерам своих современников. Создание повести характеризует Н. В. Гоголя как патриота, который гордился славою запорожцев, героической историей своей родины.

  3. Удачным ли кажется вам начало повести? Почему?
  4. Начало повести представляется нам, ее читателям, не просто удачным, а единственно возможным: буквально с первых строк воссоздается колорит эпохи, трагической по своей сути, но с комическими ситуациями в жизни и поведении героев. Автор вводит читателя в семью старого казака, знакомит с неповторимыми нравами, обычаями, отношениями, сочетая героику и юмор в характерах и поведении своих героев.

  5. Какие мысли и чувства Гоголя выражены в словах: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»? Как они связаны с содержанием всей по-вести?
  6. Повесть Гоголя посвящена событиям освободительного движения на Украине, борьбе казаков с польскими захватчика-ми, турками и татарскими полчищами. В этих словах выражено восхищение пи-сателя мужеством и величием людей, бо-ровшихся за свободу и счастье своего оте-чества и отдававших за него жизнь.

  7. Какие качества Тараса Бульбы как народного героя воплощены в повести? Составьте план ха-рактеристики Тараса Бульбы (включив в него оп-ределение основных черт характера героя и эпизо-ды, эти черты подтверждающие).
  8. Тарас — мудрый казак и опытный во-ин, которого уважают товарищи и избира-ют своим наказным атаманом; храбрый, мужественный и суровый человек, свою жизнь отдавший защите отечества.

    План характеристики

    1. Тарас — отец и муж (приезд сыновей и решение везти их в Сечь; отношения с женой).
    2. Бульба — человек Сечи (вольность и безудержность натуры и в то же время су-ровость и аскетизм, преданность общему делу). Главные ценности его жизни — это борьба за христианскую веру и товарище-ство, самая высшая оценка для него — «добрый козак».
    3. Тарас Бульба — воин (бой под Дубно, последний бой Тараса).
    4. Отношение к товариществу (речь о товариществе, отношение к казакам Се-чи).
    5. Характер, рожденный временем. Ве-личие и трагедия Тараса.
  9. Почему, читая повесть, «…вы и удивляетесь ему (Тарасу. — Авт.), и ужасаетесь, и смеетесь над ним» (В. Г. Белинский)?
  10. Характер главного героя повести очень многогранен. Удивляет в Тарасе безу-держность и грубость его натуры, соче-тающиеся с преданностью и нежностью, мы смеемся над его непосредственностью, простотой и жизнерадостностью, ужаса-емся его жестокости и беспощадности.

  11. Составьте сравнительную характеристику Остапа и Андрия, обратив внимание на следующие вопросы: какое впечатление оставляет первое знакомство с братьями? Что отличало их во время учебы в бурсе? В чем различие поведения Остапа и Андрия в Запорожской Сечи, в бою? Как погиб-ли братья? Используя материал предыдущих отве-тов и рекомендации к сравнительной ха-рактеристике, сопоставьте братьев Оста-па и Андрия.
  12. Примерный план

    1. Сходство Остапа и Андрия:
    2. а) одна семья;

      б) воспитание;

      в) обучение в бурсе;

      г) окружение в Сечи.

    3. Различие братьев:
    4. а) внешность, характер;

      б) отношение к людям;

      в) восприятие природы и красоты;

      г) отношение к войне, поведение в бою;

      д) гибель братьев.

  13. Найдите в тексте лирические отступления. Как они связаны с основным повествованием и для чего введены в повесть?
  14. Гоголь вводит в повествование ряд лири-ческих отступлений (описание степи, Днеп-ра и др.), создавая эмоционально-художест-венный подтекст повести, выражая автор-ское чувство к изображаемому, соотнося картины природы с судьбой героев.

  15. Можно ли назвать «Тараса Бульбу» истори-ческой повестью? Есть ли в этом произведении подлинные исторические лица, факты, соотнесен-ность с конкретным историческим временем?
  16. В «Тарасе Бульбе» нет изображения подлинных исторических фактов, реаль-ных исторических лиц. Время, изобра-женное в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: XV-XVII века. Ни одного определенного исторического факта в повести нет, т. е. Гоголь не ставил перед собой цели досто-верно рассказать о конкретных историче-ских событиях, не собирался воссоздавать картину исторического прошлого. Исто-рический фон в повести достаточно усло-вен. Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпиче-ские, поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей. Жак в фольклорных произведе-ниях отражены жизненные идеалы, рож-денные в народном сознании, так и в по-вести Гоголя воссозданы идеальные чело-веческие характеры.

  17. В какие моменты особенно проявилось величие духа Тараса Бульбы? Какой последний подвиг он совершил? Материал с сайта

    Величие духа Тараса Бульбы проявилось в самые драматичные моменты его жизни и жизни казаков: вот он напоминает соратникам о том, что такое товарищество, и находит такие слова, которые были необходимы, влили в запорожцев новое мужество; вот он казнит сына-предателя; вот, рискуя жизнью, поддерживает перед гибелью второго сына — героя Остапа; вот, когда огонь уже лизал его ноги, думает не о себе, не о том, как спастись самому, а о том, как спасти от верной гибели своих товарищей.

  18. Как характеризует автор Тараса Бульбу и его сыновей? Как выражает свое отношение к ним?
  19. Какую роль играет в повести описание украинской степи? Чем интересно это описание?
  20. Как показаны быт и нравы Запорожской Сечи?
  21. Чем привлекательны образы запорожцев?
  22. Почему именно Тараса Бульбу избрали казаки наказным атаманом? Считаете ли вы удачным их выбор?
  23. Как восприняли жизнь и нравы Запорожской Сечи сыновья Тараса? Почему Остап сразу нашел свое место в среде казаков, а Андрию было труднее сблизиться с ними?
  24. Как и почему Андрий стал изменником? Допускаете ли вы, что такая судьба могла постигнуть Остапа?
  25. Как показан героизм казаков в боях под городом Дубно? Слышен ли здесь авторский голос?
  26. Чем закончилась вторая битва под Дубно для Тараса и его сыновей? Какие чувства вызвал у вас рассказ о гибели Андрия от руки отца? Изменил ли этот эпизод ваше мнение о них, сложившееся ранее?
  27. Как погиб Остап? Почему перед смертью зовет он именно отца?
  28. Какие строки повести выражают ее основную идею?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эпизод из тараса бульбы под дубно
  • внешность андрия из тараса бульбы
  • вопросы к главам 5-7 по повести тарас бульба
  • тарас бульбы главные герои и интересные эпизоды
  • вопросы и ответы география гоголя

Главная особенность художественного произведения на историческую тему - в том, что автор органично сочетает в нем рассказ о событиях, имевших место на самом деле, с и авторским вымыслом. Несколько необычна в этой связи повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: исторические события в ней не конкретизированы, более того, при чтении порой довольно трудно бывает определить, в какое время разворачиваются действия - в 15, 16 или 17 веке. К тому же ни один из героев не является историческим лицом, включая самого Тараса. Несмотря на это, с момента появления произведения его причисляют к эпическим повестям, иногда называют романом. В чем же сила и масштабность «Тараса Бульбы»?

История создания повести

Обращение писателя к теме казачества не было случайным. Уроженец Полтавской губернии, он с детства был наслышан о героическом подвиге народа во время борьбы с многочисленными внешними захватчиками. Позже, когда Гоголь уже стал писать, особый интерес у него вызывали такие отважные и преданные родине люди, как Тарас Бульба. В Сечи их было немало. Нередко казаками становились бывшие крепостные крестьяне - они обрели здесь дом и товарищей.

Н.В. Гоголь изучил немало источников, посвященных этому вопросу, в том числе рукописи украинских летописей, исторические исследования Боплана и Мышецкого. Не удовлетворившись прочитанным (по его мнению, в них содержались скупые сведения, которых было недостаточно, чтобы понять душу народа), Гоголь обратился к фольклору. и думы, посвященные рассказывали об особенностях характеров, нравов и быта казаков. Они дали писателю великолепный «живой» материал, который стал прекрасным дополнением к научным источникам, а какие-то сюжетные линии в переработанном виде вошли в повесть.

Историческая основа повести

«Тарас Бульба» - книга о вольных людях, населявших в 16-17 веках территорию Приднепровья. Центром их была Запорожская Сечь - ее название связано с тем, что она укреплялась со всех сторон оградой из поваленных деревьев - засеками. В ней существовал свой уклад жизни и управления. Подвергавшиеся частым нападениям со стороны поляков, турок, литовцев казаки имели очень сильное, хорошо обученное войско. Большую часть времени проводили они в сражениях и военных походах, а добытые трофеи становились главным средством к существованию. Не случайно и светлицы в доме, где жила в одиночестве его жена, включает многочисленные приметы походной жизни хозяина.

1596 год стал роковым для украинского народа, бывшего в то время под властью литовцев и поляков. приняла унию об объединении под властью Папы Римского двух христианских религий: православной и католической. Принятое решение еще больше осложнило непростые отношения между поляками и казачеством, вылившиеся в открытые военные противостояния. Этому периоду и посвятил Гоголь свою повесть.

Изображение Запорожской Сечи

Главной школой для воспитания стойких, мужественных воинов стал особый уклад жизни и управления, а учителями - опытные казаки, не раз показывавшие свою доблесть в бою. Одним из них был полковник Тарас Бульба. Биография его - это рассказ о становлении настоящего патриота, для которого превыше всего оказываются интересы и свобода отечества.

Напоминала большую республику, основанную на принципах гуманизма и равноправия. Кошевой выбирался всеобщим решением, обычно из числа самых достойных. В ходе боя казаки должны были безоговорочно ему подчиняться, но в мирное время именно в его обязанности входила забота о запорожцах.

В Сечи все было устроено для обеспечения быта и военных походов ее жителей: работали всевозможные мастерские и кузницы, разводили скот. Все это увидят Остап и Андрий, когда их привезет сюда Тарас Бульба.

История недолгого существования Запорожской республики показала новый способ организации жизни людей, основанный на братстве, единстве и вольности, а не на притеснении слабых сильными.

Главная школа для казака - боевое братство

О том, как происходило становление молодых воинов, можно судить на примере сыновей Тараса, Остапа и Андрия. Они окончили обучение в бурсе, после чего их путь лежал в Запорожье. Отец встречает сыновей после долгой разлуки не объятиями и поцелуями, а испытанием на кулаках их силы и сноровки.

Жизнь Тараса Бульбы была неприхотливой, о чем свидетельствует застолье в честь приезда сыновей («тащи … всего барана, козу… да горелки побольше» - с такими словами обращается старый казак к жене) и сон на просторе, под открытым небом.

Даже дня не пробыли Остап и Андрий дома, как отправились уже в Сечь, где их ждало лучшее в мире товарищество и славные подвиги за родину и религию. Их отец был убежден, что настоящей школой для них может стать только участие в боевых сражениях.

Запорожцы

Подъезжая к Сечи, Тарас и его сыновья увидели живописно спящего посреди дороги казака. Он раскинулся, подобно льву, и вызывал всеобщее восхищение. Широкие, как море, шаровары, гордо закинутый чуб (его непременно оставляли на бритой голове), хороший конь - так выглядел настоящий запорожец. Не случайно главный герой повести обращается к сыновьям с призывом сразу же сменить их «бесовскую» одежду (в ней они приехали из бурсы) на другую, достойную казака. И они действительно сразу преобразились в сафьянных сапогах, широких шароварах, алых казакинах и бараньих шапках. Образ дополнили турецкий пистолет и острейшая сабля. Восхищение и гордость вызывали восседавшие на славных жеребцах молодцы у отца.

Историческая основа повести «Тарас Бульба» обязывала автора отнестись к казакам беспристрастно. При всем уважении к ним и их доблести, Гоголь правдиво говорит и том, что порой их поведение вызывало осуждение и непонимание. Это относилось к разгульной и пьяной жизни, которую они вели в перерывах между битвами, излишней жестокости (за убийство преступника закапывали в могилу вместе с жертвой живьем) и низкому культурному уровню.

Сила товарищества

Главным достоинством казаков было то, что в момент опасности они могли быстро мобилизоваться и выступить единым войском против врага. Их самоотверженность, партиотизм, мужество и преданность общему делу не имели границ. В повести это не раз доказали сам Тарас Бульба. Биография других видных воинов, среди которых опытные Товкач, Кукубенко, Павел Губенко, Мосий Шило и молодой Остап, также это подчеркивает.

Хорошо о единстве и главном назначении казаков сказал в своей речи накануне решающего сражения Бульба: «Нет уз святее товарищества!» Его речь является выражением большой мудрости и святой веры в то, что он и его собратья защищают правое дело. В трудный момент слова Тараса подбадривают казаков, напоминают об их святом долге защищать своих товарищей, всегда помнить о вере православной и преданности родине. Самым страшным для казака было предательство: это не прощалось никому. Тарас убивает собственного сына, узнав, что из-за любви к прекрасной полячке он предпочел личные интересы общественным. Так узы братства оказались важнее, чем кровные. О том, что этот факт соответствовал действительности, свидетельствует историческая основа повести.

Тарас Бульба - лучший представитель казачества

Полковник с суровым характером, прошедший славный боевой путь. Славный атаман и товарищ, который мог поддержать ободряющим словом и дать хороший совет в трудную минуту. Обладал жгучей ненавистью к врагу, посягнувшему на веру православную, и не жалел собственной жизни ради спасения родины и своих собратьев по оружию. Привыкший к вольной жизни, довольствовался чистым полем и был абсолютно неприхотлив в быту. Таким изображает Гоголь главного героя. Всю жизнь он провел в битвах и всегда оказывался в самом опасном месте. Оружие, курительная трубка и славный конь Тараса Бульбы составляли его главное богатство. При этом он мог пошутить и побалагурить, был доволен жизнью.

Разочаровавшийся в младшем сыне герой испытал великую гордость за Остапа. Рискуя жизнью, Бульба пришел к месту казни, чтобы в последний раз повидать его. А когда Остап, стойко переносивший смертельные муки, в последнюю минуту позвал его, он одним словом, заставившим вздрогнуть всю площадь, выразил свою гордость, одобрение и поддержку не только сыну, но товарищу по духу, соратнику. До конца жизни будет горевать Тарас по своему сыну и мстить за его смерть. Пережитое добавит ему жестокости и ненависти к врагу, но не сломит его воли и силы духа.

В повести отсутствует привычное для героя описание Тараса Бульбы, так как это не столь важно. Главное, что он обладает такими качествами, благодаря которым можно было выстоять в то жестокое время.

Гиперболизация Тараса в сцене казни

Характеристику героя дополняет описание его смерти, в большой мере нелепой. Герой попадает в плен, так как наклоняется, чтобы подобрать упавшую трубку - даже ее он не хочет отдать проклятому врагу. Здесь Тарас напоминает народного богатыря: десятка три человек с трудом смогли его одолеть.

В последней сцене автор описывает не боль от огня, которую испытывал герой, а его тревогу за судьбу уплывающих по реке собратьев. В момент смерти он ведет себя достойно, оставаясь верным главным принципам товарищества. Главное, он был уверен в том, что прожил жизнь не напрасно. Именно таким и был настоящий казак.

Значимость произведения сегодня

Историческая основа повести «Тарас Бульба» - это освободительная борьба народа с захватчиками, посягнувшими на его страну и веру. Благодаря таким сильным духом людям, как Тарас Бульба, его сын и товарищи, удавалось не раз отстоять независимость и свободу.

Произведение Н.В.Гоголя и его герои для многих стали образцом мужественности и патриотизма, поэтому оно никогда не утратит своей актуальности и значимости.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека