Основные положения о правах инвалидов. Часто задаваемые вопросы по конвенции о правах инвалидов

Международное право в защиту детей-инвалидов
Конвенция о правах инвалидов

(Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ)

Извлечение

Цель

Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Статья 3

Общие принципы

h) Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Статья 4

Общие обязательства

1. Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются:

при разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на осуществление настоящей Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений по вопросам, касающимся инвалидов, государства-участники тесно консультируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через представляющие их организации.

Статья 7

Дети-инвалиды

1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.

2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.

Статья 18

Свобода передвижения и гражданство

2. Дети-инвалиды регистрируются сразу же после рождения и с момента рождения имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также, в наиболее возможной степени, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 23

Уважение дома и семьи

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели равные права в отношении семейной жизни. Для реализации этих прав и недопущения сокрытия детей-инвалидов, их оставления, уклонения от ухода за ними и их сегрегации государства-участники обязуются с самого начала снабжать детей-инвалидов и их семьи всесторонней информацией, услугами и поддержкой.

4. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда поднадзорные суду компетентные органы в соответствии с применимыми законами и процедурами определяют, что такое разлучение необходимо в высших интересах ребенка. Ни при каких обстоятельствах ребенок не может быть разлучен с родителями по причине инвалидности либо самого ребенка, либо одного или обоих родителей.

5. Государства-участники обязуются в случае, когда ближайшие родственники не в состоянии обеспечить уход за ребенком-инвалидом, прилагать все усилия к тому, чтобы организовать альтернативный уход за счет привлечения более дальних родственников, а при отсутствии такой возможности – за счет создания семейных условий для проживания ребенка в местном сообществе.

Статья 24

Образование

1. Государства-участники признают право инвалидов на образование.

В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;

b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.

2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:

а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды – из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.

3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:

а) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству;

b) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих;

с) обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.

4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования.

Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.

5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление.

Статья 25

Здоровье

Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники:

b) предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях – коррекцию и услуги, при- званные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых;

Статья 28

Достаточный жизненный уровень и социальная защита

1. Государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.

2. Государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права, включая меры:

c) по обеспечению инвалидам и их семьям, живущим в условиях нищеты, доступа к помощи со стороны государства с целью покрытия связанных с инвалидностью расходов, включая надлежащее обучение, консультирование, финансовую помощь и временный патронажный уход;

Статья 30

Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом

5. Чтобы наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, государства-участники принимают надлежащие меры:

d) для обеспечения того, чтобы дети-инвалиды имели равный с другими детьми доступ к участию в играх, в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы.

23 сентября 2013 года Генеральной ассамблеей ООН по вопросам инвалидности была принята последняя на сегодняшний день резолюция с очень интересным названием «Путь вперед: охватывающая проблему инвалидности повестка дня в области развития на период до 2015 года и далее».

Эта резолюция призвана обеспечить инвалидам весь спектор прав , которые им гарантированы международными документами, созданными за последнее тысячелетие.

Несмотря на активную работу ООН в данной сфере, интересы инвалидов, к сожалению, нарушаются во всем мире. Количество международных документов, которые регулируют права инвалидов несколько десятков. Основными из них являются:

  • Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года;
  • Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года;
  • Международные пакты о правах человека от 26 июля 1966 года;
  • Декларация социального прогресса и развития от 11 декабря 1969 года;
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 года;
  • Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года;
  • Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Отдельно хотелось бы остановиться на Декларации о правах инвалидов от 1975 года . Это первый документ, подписанный на международном уровне, который посвещен не отдельной группе инвалидам, а охватывает все группы инвалидности.

Это сравнительно небольшой документ, состоящий всего из 13 статей. Именно этот документ лег в основу подписания в 2006 году Конвенции о правах инвалидов.

Декларация дает весьма общее определение понятию «инвалид», это “любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного”.

Позже в Конвенции данное определение было уточнено – это «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Смотрите обсуждение этого на видео:

Оба этих определения являются расширительными, каждая страна-участница ООН вправе давать более точное определение инвалидности с разграничением ее на группы.

В России в настоящее время существуют 3 группы инвалидности , а также отдельная категория , которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.

Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы осуществляет признание лица инвалидом.

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидом признается человек, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое обусловлено заболеваниями или последствиями травм, или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его .

Ратификация конвенции о правах инвалидов

Конвенция о правах инвалидов представляет собой непосредственно текст Конвенции и Факультативный протокол к ней, которые были подписаны ООН 13 декабря 2006 года в Нью-Йорке. 30 марта 2007 года Конвенция и Протокол были открыты для подписания странами-участницами ООН.

Страны-участницы Конвенции делятся на 4 категории:

Россия является страной, которая подписала и ратифицировала только Конвенцию без Факультативного Протокола. 3 мая 2012г. текст Конвенции распространяется на наше государство, физических и юридических лиц.

Что же такое ратификация, это выражение согласия России на обязательность для нее данной Конвенции в виде утверждения, принятия, присоединения (ст.2 ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ). Согласно Конституции РФ , любое подписанное и ратифицированное со стороны РФ международное соглашение по силе стоит выше чем любой внутринациональный закон, в том числе и выше Конституции.

К сожалению, наша страна не подписала и как следствие не ратифицировала факультативный Протокол к Конвенции, а это означает, что в случае наличия нарушения Конвенции частные лица не могут обратиться в специальный Комитет по правам инвалидов со своими жалобами после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.

Права и льготы инвалидов в России

Может ли открыть ИП инвалид?

Базовые права и льготы для инвалидов предусмотрены главой IV ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». К ним относятся:

  • Право на получение образования;
  • Обеспечение медицинской помощи;
  • Обеспечение беспрепятственного доступа к информации;
  • Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи;
  • Обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;
  • Обеспечение жилой площадью;
  • Обеспечение занятости инвалидов, право на труд;
  • Право на материальное обеспечение (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты, установленные законодательством РФ);
  • Право на социально-бытовое обслуживание;
  • Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Различными субъектами РФ могут быть предусмотрены дополнительные права для инвалидов и детей-инвалидов.

Частым вопросом является, может ли инвалид зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя . Специальных ограничений для инвалидов не существует, однако, имеются общие ограничения, которые препятствуют получению ИП. К ним относятся:

  1. Если инвалид ранее регистрировался в качестве ИП и данная запись не утратила силу;
  2. Если в отношении инвалида судом принято решение о его несостоятельности (банкротстве), при условии, что не истек год признания его таковым со дня принятия судом решения.
  3. Не истек срок, установленный судом, лишения инвалида права заниматься предпринимательской деятельностью.
  4. Если инвалид имеет или имел судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Более подробно о правах инвалидов 1, 2, 3 группы в России читайте в .

Права опекуна недееспособного инвалида

Опекун — совершеннолетний дееспособный гражданин, назначаемый органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке.

Не могут быть опекунами граждане, лишенные родительских прав , а также имеющие на момент установления опеки судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Заключение

Государству и обществу предстоит большая работа по организации и упрощении условий жизни для инвалидов. Нередки случаи прямой дискриминации инвалидов по внешнему признаку, что приводит к изоляции инвалидов. Вместе с тем инвалиды такие же люди, как и все, только требуют со стороны всех нас чуть большей заботы и внимания.

Время чтения: ~7 минут Марина Семенова 294

Международное законодательство, регулирующее взаимоотношения государств, строится на принципах свободы от дискриминации всех людей в реализации своих прав. Наряду с общепринятыми нормативами существуют отдельные документы, которые касаются непосредственно людей с ограниченными возможностями.

Конвенция о правах инвалидов является договором международного права, определяющим возможности неполноценных лиц и обязательств стран-участниц, направленных на содействие, защиту и обеспечение этих прав. Включает в себя развитие социальной точки зрения, чем признает важность международного сотрудничества.

Международное право

За годы работы ООН, в интересах неполноценных лиц, было разработано множество нормативных актов. В создании правовой защиты изучались различные аспекты жизни и лишений недееспособного населения планеты. Как итог – несколько десятков документов, регулирующих преимущества особенных людей.

К основным можно причислить:

  • Всеобщая декларация 1948 года о правах человека.
  • Права ребёнка, собранные в декларации от 1959 года.
  • Международные пакты 1966 года.
  • Документ о социальном прогрессе и развитии.
  • Декларация о правах инвалидов 1975 года, являющаяся первым трактатом международного уровня. Посвящён нездоровым людям всех категорий. Считается основоположником Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Для того чтобы стать участником Соглашения, государство осуществляет подписание договора. Подписание создает обязательство к проведению его ратификации. В период между скреплением договора и осуществлением ратификации страна должна воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.


Подписание и ратификация может состояться в любое время, сроки соблюдает страна-кандидат по мере внутренней подготовленности к этому событию. Так, РБ ратифицировала трактат лишь в 2016 году

Следующим шагом к становлению участником Соглашения является ратификация, которая имеет конкретные меры, подтверждающие намерения осуществлять юридические права и обязательства, содержащиеся в мировом положении.

Иным действием может быть присоединение. Оно имеет такую же юридическую силу, как ратификация, но если страна подписала присоединение, то требуется только одно – сдача на хранение документа о присоединении.

Что представляет конвенция о правах инвалидов

С принятием Декларации 1975 года термин «инвалид» получило развёрнутое определение. Позже, в процессе разработки Конвенции, существующее определение уточнили, и в настоящее время под ним следует понимать, что это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Нормативом закреплена привилегия, за каждым государством-членом ООН, вносить свои коррективы в существующее определение и уточнять инвалидность разграничением её на группы. На теперешний момент в РФ официально признано 3 группы для взрослого населения и категория «дети-инвалиды», которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.

Что представляет собой Конвенция? Это непосредственно текст трактата и дополняющий её Факультативный протокол. Подписание документа для стран участниц ООН было в Нью-Йорке в 2006 году. Правилами разрешена ратификация документа в любой комбинации.


Государства, где ратифицирована мировая договорённость, юридически обязаны соблюдать прописанные в Конвенции об инвалидах стандарты

2008 год стал моментом подписания международного стандарта. С мая 2012 года ФЗ №46 этот акт распространён в Российской Федерации, и выражено это тем, что деяния физлиц, юридических особ и самого государства должны происходить с учётом принципов Конвенции. Согласно Конституции, все международные пакты, принятые страной, по силе выше любого внутреннего закона.

В России была принята только Конвенция без Факультативного протокола. Непринятие Факультативного протокола ограничивает свободу нетрудоспособных лиц в части обжалования нарушенных госструктурами привилегий после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.

Зачем нужна?

Необходимость мировых стандартов важна для чёткого обозначения защиты возможностей недееспособных людей в социальном плане и закрепления весомости этих привилегий. Принятые ранее нормативы, защищающие нездоровых людей, и само отношение здоровых лиц к неполноценным гражданам должны были привнести в жизнь уязвлённого населения облегчение.

Но при виде картины жизненного существования инвалидов становится ясно, что этот потенциал не работает. Люди различной инвалидности продолжают быть лишенцами и содержатся позади всего общества практически во всех частях земного шара.


Дискриминация инвалидов привела к необходимости принятия юридически обязательного документа

С изложением правовых и моральных обязательств государства перед его гражданами с инвалидностью по поощрению и созданию для них привилегий.

Некоторые элементы этих обязательств должны выделяться особо, а именно:

  • Признание того, что "инвалидность" – это развивающаяся концепция, связанная с поведенческими и эмоциональными барьерами, которые препятствуют участию нездоровых людей в жизни общества. Это означает, что недееспособность не является фиксированной и может меняться, в зависимости от отношения со стороны общества.
  • Инвалидность не считается заболеванием, и как доказательство – эти лица могут быть допущены в качестве активных членов общества. При этом используя весь спектр своих преимуществ. Примером является испробованное инклюзивное образование, подтверждающее этот элемент.
  • Государство не занимается проблемой конкретного лица, а, скорее, благодаря трактату определяет лиц, имеющих долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в качестве бенефициаров, в соответствии со стандартным подходом.

Общий стандарт создаёт поощрения в поддержку национальных усилий по реализации основных обязательств.

  • Преамбула, дающая в общем контексте расшифровку наиболее важных аспектов.
  • Цель, раскрывающая необходимость документа.
  • Основные положения, дающие исчерпывающее раскрытие первичных терминов.
  • Общие принципы, применяемые для осуществления всех прав, закрепленных мировым стандартом.
  • Обязанности государства, которые должны осуществляться по отношению к особенным людям.
  • Преимущества недееспособных особ, обозначенные таким образом, что они уравниваются с существующими гражданскими, культурными, экономическими, политическими и социальными правами обычного человека.
  • Определение мер, которые страны-подписанты должны предпринять для обеспечения благоприятных условий реализации возможностей человека.
  • Рамки мирового сотрудничества.
  • Осуществление и контроль, который обязывает создавать границы для мониторинга и реализации трактата.
  • Заключительные процедурные моменты, имеющие отношение к Соглашению.

Важной статьёй, содержащейся в Пакте, является решение во всех действиях в отношении детей с ограничениями по здоровью, первоочередное внимание уделять высшим интересам ребенка.

Обязательства государств-участников

Всемирный норматив определяет общие и конкретные обязательства для участников по отношению к реализации прав недееспособных лиц. Основываясь общими обязательствами, страны-подписанты должны:

  • Принять меры законодательных и административных ресурсов, направленные на поощрение привилегий нетрудоспособных членов общества.
  • Ликвидировать дискриминацию, путём внедрения законодательных актов.
  • Провести защиту и поощрение нездоровых людей путём внедрения госпрограмм.
  • Исключить любую практику нарушения привилегий людей с инвалидностью.
  • Обеспечить уважение преимуществ особенных людей на государственных и частных уровнях.
  • Обеспечить доступ к вспомогательным технологиям и профподготовке для неспособных и лиц, помогающих таким людям.
  • Проводить консультационную и информационную работу в процессах принятия решений, затрагивающих интересы нуждающихся неполноценных лиц. В РФ существует правовая площадка «Консультант плюс», которая работает именно в этом направлении.

Исполнение всех обязанностей требуют контроля. Трактатом заложен принцип регламента национального и мирового уровня. Для этого на международном уровне учреждается Комитет по правам инвалидов. На него возложены функции рассмотрения периодических докладов стран о мерах, принятых ими для реализации глав документа. Также Комитет уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения и проводить расследования в отношении участников, ратифицировавших Факультативный протокол.

Выполнение национальной основы защиты и мониторинга Соглашения является открытой. Всемирный стандарт признает, что такие структуры могут разниться среди стран, позволяя устанавливать собственные рамки, в соответствии с правовой и административной системой государства. Но Пактом предусмотрено, что любой орган должны быть независимыми. И национальные рамки должны включать независимые национальные институты по возможностям человека.

Несмотря на то, что Трактат не устанавливает новые привилегии человеку, он призывает страны защищать и гарантировать людям с ограничениями по здоровью их преимущества. Этим не только уточняется, что участница исключает дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, но и излагается ряд мероприятий, которые члены мировых взаимоотношений должны принять для создания благоприятных условий реального равенства в обществе. Соглашение является гораздо более наполненным документом, чем иные положения о преимуществах человека, запрещающих дискриминацию и обеспечивающих равенство.

Видео по теме

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ - международный документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН

13 декабря 2006 г. и вступивший в силу 3 мая 2008 г. Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. По состоянию на апрель 2015 г. в Конвенции участвовали 154 государства и Евросоюз, 86 государств участвуют в Факультативном протоколе.

Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов (изначально в составе 12 экспертов, а в связи с достижением числом стран-участниц отметки 80 расширен до 18 человек) - орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами- участниками Протокола.

Цель Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Согласно Конвенции, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Определения для целей Конвенции:

  • - “общение” включает использование языков, текстов, азбуки Брайля, тактильного общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, равно как печатных материалов, аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступную информационно-коммуникационную технологию;
  • - “язык” включает речевые и жестовые языки и другие формы неречевых языков;
  • - “дискриминация по признаку инвалидности” означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении;
  • - “разумное приспособление” означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод;
  • - “универсальный дизайн” означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. “Универсальный дизайн” не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

Общие принципы Конвенции:

  • - уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
  • - недискриминация;
  • - полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
  • - уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
  • - равенство возможностей;
  • - доступность;
  • - равенство мужчин и женщин;
  • - уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Общие обязательства участников Конвенции:

Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются:

  • - принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в Конвенции;
  • - принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;
  • - учитывать во всех стратегиях и программах необходимость защиты и поощрения прав человека всех инвалидов;
  • - воздерживаться от любых действий или методов, которые не согласуются с Конвенцией, и обеспечивать, чтобы государственные органы и учреждения действовали в соответствии с Конвенцией;
  • - принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия;
  • - проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна, чья подгонка под конкретные нужды инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию, а также продвигать идею универсального дизайна при выработке стандартов и руководящих ориентиров;
  • - проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и асси- стивных технологий, подходящих для инвалидов, с уделением первоочередного внимания недорогим технологиям;
  • - предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых технологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах;
  • - поощрять преподавание специалистам и персоналу, работающим с инвалидами, признаваемых в Конвенции прав, чтобы совершенствовать предоставление гарантированных этими правами помощи и услуг.

Что касается экономических, социальных и культурных прав, то каждое государство-участник обязуется принимать, максимально задействуя имеющиеся у него ресурсы, а в случае необходимости - прибегая к международному сотрудничеству, меры к постепенному достижению полной реализации этих прав без ущерба для тех сформулированных в Конвенции обязательств, которые являются непосредственно применимыми в соответствии с международным правом.

При разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на осуществление Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений по вопросам, касающимся инвалидов, государства-участники тесно консультируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через представляющие их организации.

Положения Конвенции распространяются на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений или изъятий.

И.Д. Шелковин

Лит.: Конвенция ООН о правах инвалидов (принята резолюцией Генераль- ной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106); Ларикова И.В., Дименштейп Р.П., Волкова О.О. Взрослые с ментальными нарушениями в России. По следам Конвенции о правах инвалидов. М.: Теревинф, 2015.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Альтернативный доклад

37. Несмотря на неоднократные обращения Уполномоченного, Правительством в начале событий на востоке страны не принято ни одного акта, направленного на комплексное решение вопроса организованного вывоза инвалидов, которые находятся в стационарных учреждениях системы образования, здравоохранения, социальной защиты, в безопасные регионы Украины. В связи с этим сегодня процесс эвакуации людей происходит стихийно, без соответствующей финансовой поддержки со стороны государства и силами местных органов власти Донецкой и Луганской областей при содействии общественных инициатив.

38. Определенную несостоятельность органов власти обеспечить организационную, социальную и гуманитарную помощь людям, которые в силу физических ограничений, материального положения не смогли самостоятельно выехать из зоны военного конфликта, было компенсировано за счет поддержки эвакуации и спасения волонтерами и правозащитными организациями.

39. Совместно с общественными организациями (в частности, ОО "Центр Социальное Действие", ОО "Центр гражданских свобод", ОО "Альменда", ОО "Право на защиту", ГИ "Центр занятости свободных людей", ОО "Крымская диаспора") в офисе Омбудсмена создано Ресурсный центр для помощи вынужденным переселенцам, основной задачей которого является не только непосредственная помощь внутренне перемещенным лицам, мониторинг соблюдения их прав, но и анализ действующей нормативно-правовой базы и разработка необходимых законодательных изменений.

В результате этой совместной деятельности проведен с выездом на место мониторинг мест компактного размещения граждан Украины, в том числе инвалидов, перемещенных с временно оккупированных территорий и районов проведения антитеррористической операции . В ходе этих визитов в места компактного размещения внутренне перемещенных людей проверялись вопросы жилищных условий и готовности помещений к зиме, санитарные условия, вопросы регистрации, трудоустройства, образования, выплаты пенсий, пособий, обеспечения других нужд, вопросы дискриминации. Мониторингом охвачено 22 области Украины, в том числе Донецкая область.

При организационно-координационной поддержке офиса Омбудсмена обеспечено переселение 360 инвалидов в Одесскую область.
Статья 12. Равенство перед законом
40. В настоящее время украинское законодательство не предусматривает отличных от опеки форм защиты прав совершеннолетних людей, которые не понимают значения своих действий и не могут управлять ими, в частности, формы поддержанного принятия решений. Так, люди, признанные судом ограниченно дееспособными, могут совершать лишь мелкие бытовые сделки, а другие сделки - только с согласия попечителя. По общему правилу, распоряжение доходами людей осуществляется попечителями (ст. 37 ГКУ).

41. Относительно людей, признанных недееспособными, то они вообще не имеют права совершать какие-либо сделки. Сделки от их имени и в их интересах совершают опекуны (ст. 38 ГКУ).

42. В соответствии со статьей 71 ГКУ опекун или попечитель при совершении ряда сделок, касающихся имущественных прав подопечного, должен получать соответствующее разрешение органа опеки и попечительства. Однако законодательством четко не определены юридические основания для предоставления этого разрешения. Вследствие такой правовой неопределенности принятие решения о предоставлении разрешения полностью зависит от субъективных оценок работников органов опеки и попечительства, что, в свою очередь, часто приводит к нарушениям прав недееспособных или ограниченно дееспособных людей.

43. Законодательством не предусмотрена возможность для недееспособных людей самостоятельно обращаться в суд или органы опеки и попечительства, тогда как ограниченно дееспособные лица не лишены этого права. Соответствующие изменения в законодательство не были внесены даже после принятия Европейским судом решения по делу "Наталья Михайленко против Украины" (2013 г.), в котором Суд пришел к выводу, что законодательно закреплена невозможность для недееспособного лица инициировать судебное производство с целью возобновления своей дееспособности, что противоречит пункту 1 статьи 6 Европейской конвенции по правам человека.

44. Недееспособные лица также лишены права обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, средства массовой информации и т.п., поскольку в соответствии со статьей 8 Закона Украины "Об обращении граждан" обращение людей, признанных судом недееспособными, не рассматриваются.

45. Люди, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, не имеют процессуальной дееспособности и не могут непосредственно реализовать свое право на бесплатную правовую помощь - обращаться за предоставлением одного из видов правовых услуг могут только их опекуны и попечители 3 .

46. ​​Государство не гарантирует недееспособным лицам права на обжалование действий или бездействия своих опекунов в суд и органы опеки и попечительства 4 , не обеспечивает со своей стороны контроль за выполнением опекунами своих обязанностей относительно недееспособных людей, что делает возможным злоупотребления недобросовестными опекунами своим положением в отношениях со своими подопечными 5 .

47. Следует отметить, что государство не выполняет взятые на себя обязательства по поддержке инвалидов в пользовании их правоспособностью. Это касается, прежде всего, совершеннолетних людей с инвалидностью вследствие психических нарушений, поскольку действующий механизм защиты указанной категории людей заключается в признании их в судебном порядке недееспособными и назначении над ними полной опеки, когда все решения и юридические действия совершает опекун, что ограничивает права людей на равенство и недискриминацию, доступ к правосудию, на самостоятельный образ жизни и привлечение в местное сообщество, на семью, право голоса и тому подобное. Приведенные в пунктах 44 - 47 ограничения так же относятся и к этой категории людей.

48. Инвалиды обычно не имеют равного доступа к банковским ссудам, ипотечным кредитам, а также другим формам финансового кредитования. Подавляющее большинство банковских учреждений, как правило, вообще отказывают в предоставлении инвалидам кредитов, мотивируя свой отказ их неплатежеспособностью.

Большинство помещений, в которых расположены отделения банков , являются архитектурно недоступными для инвалидов, передвигающихся с помощью тележки, терминалы (банкоматы) располагаются без учета возможности пользования ими инвалидами: они либо расположены слишком высоко, или отделены от потребителя с инвалидностью лестницами, которые тот самостоятельно не может преодолеть. Информация на дисплее банкомата недоступна для людей с ограничениями зрения, также недоступными являются и большинство сайтов банков, где с помощью Интернета можно осуществить операции с собственными банковскими карточками. Для людей с ограничениями слуха существует проблема общения с работниками банка без посторонней помощи переводчика, что приводит к тому, что такие люди не всегда осознают содержание соглашений, которые они подписывают в банке. Для людей с ограничениями зрения проблематично одинаковое воспроизведение собственной подписи несколько раз, что приводит к отказу работниками банков в обслуживании таких клиентов.

49. Актуальным для законодательного урегулирования является постепенная замена механизмов, обеспечивающих полную недееспособность и опеку, на внедрение альтернативного опеке механизма поддержанного принятия решений. Эта работа требует активного привлечения государством НОО, представляющих интересы инвалидов вследствие устойчивых психических и интеллектуальных нарушений, в процесс реформирования нормативно-правовой базы по вопросам юридической дееспособности и внедрению альтернативы.
Статья 13. Доступ к правосудию
50. Доступ инвалидов к правосудию остается ограниченным преимущественно из-за архитектурной недоступности помещений судов. Фактически все такие помещения требуют принятия дополнительных мер, связанных с их приспособлением к потребностям маломобильных групп населения и создания для них в судах комфортных условий пребывания.

51. ГСН (В.2.2-26: 2010) по доступности зданий судов, в которых предусмотрены требования по доступности для инвалидов, применяются только при условии нового строительства или реконструкции. В то же время отсутствует механизм обустройства элементами доступности зданий судов, которые были построены до 2010 года.

52. Обращает на себя внимание Стратегический план развития судебной власти Украины на 2013 - 2015 годы, утвержденный Советом судей Украины 21.12.2012 года, одной из задач которого определено создание условий доступа к правосудию для инвалидов. По этому поводу имеется информация Совета судей Украины от 4 декабря 2014 года о проведении семинаров и тренингов с работниками судов по доступности, инструктажа о правилах поведения и оказания помощи лицам с инвалидностью, а также о создании при некоторых судах групп ответственных работников для предоставления инвалидам помощи. В то же время не хватает более детальной информации о количестве и содержании таких мер, что дало бы возможность оценить их эффективность.

53. 4 июля 2012 года Законом № 5041-VI 6 внесены изменения в процессуальные кодексы Украины, которыми предусмотрена возможность проведения судебных заседаний в режиме видеоконференции. Между тем эта опция, учитывая подавляющую архитектурную недоступность помещений судов и имеющая значительные перспективы в качестве разумного приспособления с целью обеспечения участия инвалидов в судебных заседаниях, применяется судьями крайне редко, в частности, из-за необеспеченности судов соответствующим оборудованием.

54. Существуют законодательные препятствия на пути применения другой меры разумного приспособления - проведения выездных судебных заседаний, в том числе в помещениях, архитектурно доступных для людей с инвалидностью. Так, проведение выездных судебных заседаний предусмотрено только в уголовном производстве , но ни действующий ГПКУ, ни КАСУ не содержат соответствующих норм.

55. Национальный план действий в исполнение статьи 13 КПИ содержит только одно мероприятие - внесение изменений в Закон Украины "О бесплатной правовой помощи", которым предусматривается определить порядок предоставления инвалидам в связи с задержкой в ​​развитии информации о содержании и ходе судебного дела в доступном формате и обеспечения персональной помощи для их участия в судебных заседаниях. По состоянию на начало 2015 года эта задача остается невыполненной несмотря на то, что изменения в Закон подготовлены. Несмотря на то, что упомянутым Законом, который был принят еще в 2011 году, предусматривается возможность получения людьми с инвалидностью бесплатной вторичной правовой помощи, фактическая реализация этого положения введена только с 1 июля 2015 года.

56. Положительным моментом является то, что некоторые категории людей с инвалидностью освобождаются от уплаты судебного сбора.
Статья 14. Свобода и личная неприкосновенность
57. Конституция Украины и действующее законодательство, в том числе ряд международно-правовых договоров, стороной которых является Украина, гарантируют право на свободу и личную неприкосновенность для всех людей, в том числе инвалидов.

58. Новый Уголовный процессуальный кодекс Украины, который вступил в силу с 2012 года, существенным образом изменил предыдущую систему избрания мер, в частности содержание под стражей, что по данным официальной статистики существенно уменьшило количество людей, содержащихся под стражей.

59. В соответствии с Законом Украины «О психиатрической помощи» предусмотрена госпитализация лиц, страдающих психическими расстройствами, в психиатрическое учреждение в принудительном порядке. При этом люди, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, не имеют возможности самостоятельно обжаловать в суд решение о своей госпитализации в психиатрическое учреждение.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека