Организационный компонент политической системы включает. Элементы политической системы

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Политическая партия, выступающая с критикой деятельности правительства страны, предлагает свою альтернативную программу развития государства. Этот факт позволяет рассматривать ее как

1) демократическую

2) оппозиционную

3) либерально-демократическую

4) массовую

Пояснение.

Т. к. партия не является правящей - она оппозиционная.

Ответ: 2

Политическая партия, для которой характерно формирование вокруг группы лидеров, аморфность организации и отсутствие фиксированного членства, называется

1) кадровой

2) оппозиционной

3) либерально-демократической

4) массовой

Пояснение.

Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных на основе комитетов, которые можно рассматривать как их первичные организации, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Валентин Иванович Кириченко

Вы не правы, это определение кадровой партии. Надо научиться их различать.

Елизавета Миронова (Москва) 25.04.2014 13:03

отсутствие фиксированного членства и аморфность - это кадровая???разве не наоборот????не массовая???

Петр Дмитриевич Садовский

У нас все правильно.

Центральное место в либерально-демократической идеологии занимает идея

1) равного распределения материальных благ

2) гражданского общества

3) классовой борьбы

4) необходимости уничтожения эксплуатации

Пояснение.

Либерально-демократическая идеология - является формой общественно-политического устройства - правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Формирование пар­тий связано с рас­про­стра­не­ни­ем норм

2) парламентаризма

4) традиций

Пояснение.

Парламентаризм, си­сте­ма государственной власти, ха­рак­те­ри­зу­ю­ща­я­ся чётким рас­пре­де­ле­ни­ем законодательной и ис­пол­ни­тель­ной функций при при­ви­ле­ги­ро­ван­ном положении за­ко­но­да­тель­но­го органа - пар­ла­мен­та по от­но­ше­нию к др. го­су­дар­ствен­ным органам. Имен­но при такой си­сте­ме начинают фор­ми­ро­вать­ся политические пар­тии (Англия, Франция, США).

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Петр Дмитриевич Садовский

На любой процесс, в том числе и формирование партий влияют множество факторов. И задача ученого выяснить какой фактор (факторы) оказали большее влияние. Конечно же нормы права важны и свою роль безусловно сыграли, однако законы (нормы права) существовали и в абсолютных монархиях, хотя никаких партий там не было.

Жесткая партийная дисциплина, фиксированное членство, приверженность к идеологии являются признаками

1) партий избирателей

2) массовых партий

3) кадровых партий

4) авангардных партий

Пояснение.

По определению массовой партии, правильный ответ 2.

Для кадровых партий не характерно фиксированное членство и они временные, образуется обычно в период предвыборной гонки.

Нет избирательных партий, есть избирательные объединения.

Авангардная партия - политическая партия, претендующая на роль авангарда общества, решающего его проблемы и руководящего деятельностью по реализации этих решений.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Кадровые партии – прием в них связан с определенными условиями, имеют фиксированное членство, жесткую дисциплину, обязательные членские взносы; руководство ими в значительной степени централизовано (в марксистско-ленинских партиях существует принцип демократического централизма);

Массовые партии – нет фиксированного членства или оно недостаточно строго учитывается. Партийные взносы не имеют фиксированного характера и уплачиваются по желанию или имеют вид пожертвований в партийную кассу. На местах нет партийных организаций, собрания не проводятся, местное руководство не избирается, а составляется из известных бизнесменов и политиков, на низовом уровне партийным лидером является босс

Петр Дмитриевич Садовский

Только наоборот. Поменяйте в определениях местами кадровые и массовые партии.

1) суверенитет во внутренних и внешних вопросах

2) наличие органов управления

3) принятие законов, общеобязательных для граждан

4) установление и взимание налогов

Пояснение.

Первое относится только к государству, партия не может быть независима от государства, она действует и существуем в рамках и условиях государства.

Третье -  к государству, ибо оно наделено законотворческими полномочиями.

Четвертое -  к государству, оно проводит политику перераспределения доходов, исполнительная ветвь власти, партия таких полномочий не имеет.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Политические партии

1) принимают законы, общеобязательные для населения

2) участвуют в борьбе за власть

3) устанавливают и взимают налоги

4) представляют собой суверенную организацию власти

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Какой признак является общим для политической партии и для государства?

2) суверенитет во внутренних и внешних вопросах

3) институт гражданства (подданства)

4) общеобязательность решений для населения

Пояснение.

Все остальные присущи только государству, а разработка политич. программ и гос-ву и партиям, но у них разная юридическая сила и влияние.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Государство и его функции, Политика. Политические партии и движения

По ка­ко­му признаку по­ли­ти­че­ские партии де­лят­ся на пра­вя­щие и оппозиционные?

1) организационному

2) отношению к су­ще­ству­ю­щей власти

3) идеологическому

4) месту в по­ли­ти­че­ском спектре

Пояснение.

Правящие партии -  это партии, про­шед­шие в пар­ла­мент и по­лу­чив­шие там боль­шин­ство мест.

Оппозиционные -  это партии, не про­шед­шие в пар­ла­мент или ко­то­рые прошли в пар­ла­мент но не под­дер­жи­ва­ют курс пра­вя­щей партии.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Формулируя политические программы, требования, лозунги и доводя их до властных структур, политические партии выполняют в первую очередь функцию

1) представительства интересов социальных групп

2) воспитания кадров

3) политической социализации

4) участия в разработке законов

Пояснение.

Партии представляют интересны той или иной группы людей.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

консервативной политической идеологии?

2) «Справедливое устройство общества должно основываться на перераспределении богатства, поддержании государством наиболее неимущих слоев»

Пояснение.

Консервати́зм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике - направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике - ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях - протекционизм.В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

Также верно утверждать, что консерватизм — одно из политически-идейных течений политической мысли, отражающее приверженность его сторонников к сохранению традиций и устоев государства и общества.

Консерватизм ориентирован на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев, воплощенных в религии, семье, собственности и т.д.

Консерватизм как политико-идеологический феномен первоначально оформился на Западе, а точнее — в англосаксонском культурно-историческом пространстве.

Основные принципы:

Общество — это система норм, обычаев, традиций, социальных институтов, которые надо сохранять и развивать;

Существующие социальные институты предпочтительнее любых новых программ, нацеленных на их преобразование;

Недоверие к социальным новациям и полное отрицание любых революционных изменений;

Упрочение универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией;

Пессимизм в оценке человеческой природы, неверие в силу разума и способности индивида.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Оппозиционными называют политические партии, которые

1) принимают участие в парламентских выборах

2) разрабатывают и принимают законы

3) действуют незаконно, без официальной регистрации

4) критикуют политику правительства

Пояснение.

Оппози́ция - партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Что свойственно любой политической партии?

1) значительное число сторонников

2) наличие центральной и местных организаций

3) единство политических взглядов

4) значительные финансовые ресурсы

Пояснение.

Политическая па́ртия - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?

1) разработка политических программ

2) принятие законов

3) назначение глав регионов

4) ведение внешней политики

Пояснение.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т. д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

Выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

Разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

Создание возможностей для политической социализации личности;

Подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

Организация избирательных кампаний и участие в них;

Борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Прочитайте фраг­мен­ты из про­грамм­ных документов ве­ду­щих политических партий. Какая из них при­дер­жи­ва­ет­ся социал-демократической по­ли­ти­че­ской идеологии?

1) «Справедливое устрой­ство общества долж­но основываться на пе­ре­рас­пре­де­ле­нии богатства, под­дер­жа­нии государством наи­бо­лее неимущих слоев».

2) «Человек в об­ще­стве не может быть сво­бо­ден от усто­ев своего круга общения, клана, традиций. Их уважение, также как и по­чи­та­ние истории сво­е­го отечества – ве­ду­щие ценности движения».

3) «Все связи и кон­так­ты личности с об­ще­ством и го­су­дар­ством носят вы­нуж­ден­ный характер, поле сво­бо­ды отдельной лич­но­сти ограничено толь­ко полем сво­бо­ды другой такой же личности».

4) «Партия в ка­че­стве ведущих прин­ци­пов своей де­я­тель­но­сти признает не­при­кос­но­вен­ность личности и собственности, не­вме­ша­тель­ство государства в част­ную жизнь граждан».

Пояснение.

Социал-демократия - социально-экономическая система, ос­нов­ной целью ко­то­ро­го является обес­пе­че­ние социального ра­вен­ства за счет вы­со­ких налогов и пе­ре­рас­пре­де­ле­ния доходов государством. В от­ли­чие от Социализма, не пред­по­ла­га­ет уничтожения клас­са частных предпринимателей, как при социализме.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Петр Дмитриевич Садовский

Для ответа на этот вопрос нужно иметь представление о политических идеологиях.

Алина Идиатуллина 17.02.2015 19:33

Первый вариант ответа не относится к социал-демократической идеологии. Он относится к идеологии либеральной. Правильный ответ-4.

Валентин Иванович Кириченко

Выучите типы идеологий, иначе и на реальном экзамене будете ошибаться. Под 4 номером - либеральная идеология. Либерализм - философская и экономическая теория и политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью.

Прочитайте фрагменты из программных документов ведущих политических партий. Какая из них придерживается либеральной политической идеологии?

1) «Государство и общество должны опираться, прежде всего, на моральные устои и традиции предыдущих поколений, главная ценность – преемственность курса».

2) «Справедливое устройство общества должно основываться на перераспределении богатства, поддержании государством наиболее неимущих слоев».

3) «Общество, основанное на имущественном неравенстве и принудительном труде, постоянно испытывает угрозу социальных конфликтов».

4) «Партия в качестве ведущих принципов своей деятельности признает индивидуальную свободу и неприкосновенность личности и собственности».

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

2) ЛИБЕРАЛЬНОЕ

3) Социал-демократическое

4) Демократическое

Вообще так намного логичнее:)

Валентин Иванович Кириченко

В основе либерализма лежит признание индивидуальной свободы неприкосновенности собственности. Это 4 ответ. То, что вы посчитали, 2 ответ либеральным, неверно, так как этот постулат ближе к социал-демократической идеям.

Во время дискуссии о роли государства в жизни общества гражданин П. высказался следующим образом: «Приоритетом в деятельности современного государства должна стать социальная поддержка неимущим. Для этих целей следует ввести прогрессивный налог на богатых, повысить налоги на прибыль фирм». Сторонником какой политической идеологии является П.?

1) либеральной

2) социал-демократической

3) анархической

4) консервативной

Пояснение.

Социал-демократические партии выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод. Социал-демократы выступают за создание достойных условий жизни для человека, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, неимущих, доступность системы образования. Один из способов достижения цели - введение прогрессивного налога на богатых.

Либеральная идеология связана с отстаиванием идеи демократии, правового государства, равенства возможностей, равенства перед законом.

Базовые принципы консерватизма - традиционализм, стабильность, порядок. Консерваторы выступают за сильную государственную власть, отстаивают приоритет государственных интересов над индивидуальными.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

2) либеральной

3) социал-демократической

4) коммунистической

Пояснение.

Для какой из ве­ду­щих политических идео­ло­гий характерно высказывание: «Государство, стра­ну нельзя рас­смат­ри­вать как чи­стый лист, вся­кое начертание в ан­на­лы истории стра­ны должно опи­рать­ся на опыт и устои предков»?

1) консервативной

2) либеральной

3) социал-демократической

4) коммунистической

Пояснение.

Социал-демократические пар­тии выступают за более за­мет­ное участие го­су­дар­ства в жизни общества, в управ­ле­нии экономикой при со­хра­не­нии основных свобод. Социал-демократы вы­сту­па­ют за со­зда­ние достойных усло­вий жизни для человека, борь­бу с со­ци­аль­ным неравенством, пе­ре­рас­пре­де­ле­ние доходов в поль­зу нетрудоспособных, неимущих, до­ступ­ность системы образования. Один из спо­со­бов достижения цели - вве­де­ние прогрессивного на­ло­га на богатых.

Либеральная идео­ло­гия связана с от­ста­и­ва­ни­ем идеи демократии, пра­во­во­го государства, ра­вен­ства возможностей, ра­вен­ства перед законом.

Базовые прин­ци­пы консерватизма - традиционализм, стабильность, порядок. Кон­сер­ва­то­ры выступают за силь­ную государственную власть, от­ста­и­ва­ют приоритет го­су­дар­ствен­ных интересов над индивидуальными.

Коммунизм - идеология, пред­по­ла­га­ю­щая построение со­ци­а­лиз­ма - об­ще­ства социальной спра­вед­ли­во­сти на на прин­ци­пах коллективизма, свободы, ра­вен­ства ре­во­лю­ци­он­ным путем. После со­вер­ше­ния пролетарской ре­во­лю­ции власть дол­жен был взять в свои руки про­ле­та­ри­ат (диктатура пролетариата), част­ная собственность на сред­ства производства упразднялась. Во вто­рой половине XX века отказ от ре­во­лю­ции и мир­ный переход к со­ци­а­лиз­му сблизил ком­му­низм c социал-демократическими идеями.

3) про­ве­де­ние организационных ме­ро­при­я­тий среди пар­тий­но­го актива

4) уча­стие в организации, под­го­тов­ке и про­ве­де­нии парламентских выборов

Пояснение.

Функции по­ли­ти­че­ской партии:

борьба за власть, вли­я­ние на по­ли­ти­ку государства

участие в осу­ществ­ле­нии власти;

участие в фор­ми­ро­ва­нии власти

формирование об­ще­ствен­но­го мнения;

выражение ин­те­ре­сов социальных групп;

политическое воспитание;

подготовка кад­ров политики;

осуществление кон­тро­ля за де­я­тель­но­стью органов ис­пол­ни­тель­ной власти

Данный при­мер иллюстрирует функ­цию контроля за де­я­тель­но­стью органов ис­пол­ни­тель­ной власти.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Общественная па­ла­та − организация, обес­пе­чи­ва­ю­щая взаимодействие граж­дан Российской Федерации, об­ще­ствен­ных объединений с ор­га­на­ми государственной вла­сти и ор­га­на­ми местного са­мо­управ­ле­ния в целях учёта по­треб­но­стей и ин­те­ре­сов граждан Рос­сий­ской Федерации, за­щи­ты прав и сво­бод граждан Рос­сий­ской Федерации.

Профсоюзная ор­га­ни­за­ция − доб­ро­воль­ное общественное объ­еди­не­ние людей, свя­зан­ных общностью их про­фес­си­о­наль­ной деятельности, со­здан­ное для пред­ста­ви­тель­ства и за­щи­ты прав ра­бот­ни­ков в тру­до­вых отношениях, а также социально-экономических ин­те­ре­сов членов организации.

Политическая пар­тия − доб­ро­воль­ный союз, вы­ра­жа­ю­щий интересы со­ци­аль­ных групп и участ­ву­ю­щий в борь­бе за по­ли­ти­че­скую власть.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

  • 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
  • 9. Функции юридической практики.
  • 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
  • 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
  • 1. По сфере применения
  • 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
  • 12. Всеобщие методы.
  • 13. Общенаучные методы.
  • 14. Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
  • 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
  • 17. Структура власти.
  • 18. Виды власти.
  • 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
  • 4) По отношению к политике
  • 5) По способу организации
  • 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
  • 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
  • 19. Понятие и свойства государственной власти.
  • 20. Догосударственное общество
  • 3. Социальные нормы.
  • 21. Предпосылки происхождения государства и права.
  • 22. Многообразие теорий происхождения государства и права.
  • 23. Современная наука о происхождении государства и права.
  • 24. Основные закономерности развития государства и права.
  • 25. Плюрализм в понимании и определении государства
  • 26. Понятие и признаки государства
  • 27. Сущность государства.
  • 28. Социальное назначение государства.
  • 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
  • Субъекты политики
  • Классификация (виды) субъектов
  • Характеристика субъектов политики.
  • 1. Человек
  • 2. Малые группы
  • 3. Политические организации
  • 4. Общественные организации
  • 5. Элита
  • 6. Социально-политические классы
  • 7. Нации и этнические группы как субъекты политики
  • Системный подход к анализу политической жизни
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.
  • Соотношение политической системы и политической организации
  • 31. Место и роль государства в политической системе.
  • 32. Место и роль общественных объединений в политической системе.
  • 33. Виды политических систем.
  • 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
  • Соотношение с задачами и целями
  • Алгоритм:
  • 35. Виды функций
  • 36. Формы осуществления функций
  • 37. Методы осуществления функций государства
  • 38. Функции Российского государства, их эволюция
  • 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
  • 40. Принципы организации аппарата современного государства.
  • 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
  • 42. Структура аппарата современного государства
  • 3. Законодательные органы
  • 4. Исполнительные органы
  • 5. Судебные органы
  • 43. Понятие и элементы формы государства.
  • 44. Форма правления.
  • 45. Форма государственного устройства.
  • 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
  • 2. По способу централизации федерации делятся на:
  • 3. По положению субъектов федерации:
  • 4. По наличию права выхода из федерации:
  • 5. По способу образования:
  • 46. Межгосударственные союзы.
  • 47. Политический режим
  • Политический и государственный режим: соотношение
  • Демократический режим
  • Тоталитарный режим
  • Авторитарный режим
  • 48. Соотношение элементов формы государства.
  • 49. Форма современного российского государства
  • 2 Точки зрения
  • 50. Подходы к классификации государств.
  • 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
  • 51. Формационный подход к типологии государства.
  • 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 53. Понятие гражданского общества.
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.

    Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функ­ционирование политической власти.

    Политическая система имеет ряд характерных черт:

    Именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

    Зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

    Обладает относительной самостоятельностью.

    По своей структуре политическая система общества состоит из пяти элементов, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности: 1) Институционный (или организационный) элемент . Выражает внешние проявления политической системы, в него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют политическую систему. В этот элемент входят государственные органы, общественные объединения всех организационноправовых форм (массовые движения, общественные организации, учреждения, фонды, органы общественной самодеятельности), политические партии как специфический субъект и др. Организационный элемент является главным в политической системе, он придает устойчивость политсистеме, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. 2) Нормативный элемент представляет собой нормативные основы деятельности политической системы. К нормативному элементу относятся: · Политические нормы (содержатся в уставах, программах политических партий). · Нормы права (например, Конституция РФ, Закон РФ "Об общественных объединениях Российской Федерации"). · Политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старейшим депутатом). 3) Функциональный элемент . Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы. К нему относятся: · Политические действия (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, сходы, шествия, пикеты и др.); · Политические процессы (процесс формирования парламента, процесс формирования общественного мнения; процессы характеризуются длительностью, протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий); · Акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, одна из функций политической партии - выдвижение кандидатов в выборные государственные органы; фактическое выдвижение кандидата и будет являться актом реализации функции политической партии). 4) Идеологический элемент . Он включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе. 5) Коммуникативный элемент . Представляет собой те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы, о решениях, принимаемых теми или иными органами. Коммуникативный элемент включает в себя все виды средств массовой информации. Необходимо подчеркнуть, что понятие политической системы образуют все перечисленные элементы в совокупности, в комплексе.

    Согласно другим классификациям, компонентами политической системы общества являются: 1) Политическая организация - совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественнополитические организации и движения). То есть это субъекты политической жизни . Это, в первую очередь, политическая организация общества как совокуп­ность политических объединений общества, выража­ющих его интересы (государство, политические пар­тии, иные общественные организации и движения). В периоды активных (революционных) общественных изменений субъектами политической жизни может выступать народ, отдельные классы, нации, группы, которые являются в то же время объектом управления политической власти.

    Политическая организация общества охватывает стабильные политические организации и учреждения общества, непосредственно осуществляющие политическую власть (государство, партии, трудовые коллективы, общественные организации и массовые движения, СМИ).

    Ведущим элементом, ядром политической организации общества являетсягосударство со всеми его составляющими частями - законодательной, исполнительной, судебной властями, вооруженными силами, органами разведки, внутренних дел, прокуратурой и т. д.

    2) Политические отношения , складывающиеся между структурными элементами системы;

    Политические отношения - взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Возникают с момента, когда извечная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений осуществляется при активном участии государства.

    Характеристики политических отношений:

    возникая при активном участии сознания людей, политические отношения выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, партиями, государствами;

    влияют на многие внешние и внутренние параметры существования людей благодаря деятельному, активному характеру политических отношений. Воздействие на экономическую жизнь общества оказывается через установление приоритетов экономического развития; с помощью политических мер, действий государственного механизма можно поддержать или препятствовать развитию культуры, науки, религии, поддерживать одну систему нравственных ценностей и подавлять другие;

    главный, специфический для политики инструмент воздействия на разнообразные стороны социальной жизни - власть, принуждение, авторитетное влияние с использованием силы организации, в качестве которой могут выступать партии, союзы, государство, движения и институты, возникающие на основе объединения воли и действия многих людей, придерживающихся определенных принципов.

    3) Политические нормы и традиции , регулирующие политическую жизнь страны;

    Политические принципы и нормы, регулирующие по­литическую жизнь страны. Большинство политичес­ких норм имеют правовую форму закрепления, на­пример, многие конституционные нормы имеют ярко выраженный политический характер. Политические принципы и нормы закрепляются в Конституциях, Законах, кодексах (уголовный, процессуальный и т. д.),. подзаконных актах. Они регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное. Через политические нормы и принципы происходит формирование политического сознания и поведения граждан, соответствующего целям и задачам политической системы. Через принципы и нормы политико-властные структуры доводят до сведения общества свои цели, определяют желаемую модель поведения.

    4) Политическое сознание , отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

    Политическое сознание как осознанное отражение сферы политики субъектами политической и, в целом, социальной жизни (индивидами, группами, классами, общностями), представляющее собой совокупность соответствующих знаний, оценок и установок. Политическое сознание и политическая культура , которые также являются ведущими элементами политической системы. Складываясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, политическая культура, в свою очередь, дает знание законов и механизма осуществления политики, формирует отношение человека к политической жизни,. способствует пониманию целей и содержания политики государства. Однако провалы в политике перестройки и последующего псевдореформаторства, несбывшиеся ожидания и как следствие - разочарование широких слоев общества породили у значительного числа людей усталость, снижение интереса к политическим событиям.

    Интегративная функция политической культуры в обществе состоит в том, что она служитопорой существующей политической системы, способствует единению (или разъединению) всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации.

    5) Политическая деятельность , охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

    Политическая деятельность – это систематическое, сознательное вмешательство индивидов или социальных групп в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.

    Она выражается в конкретных политических действиях, т.е. акциях, поступках социальных субъектов с целью добиться тех или иных результатов. Ответные действия тех, чьи интересы при этом затрагиваются, называются реакцией.

    Цель политической деятельности состоит либо в укреплении существующих общественных отношений, либо в их преобразовании, либо в полном разрушении и создании иной социально-политической системы. В качестве цели рассматриваются также завоевание и удержание политической власти. Конкретное политическое действие может предусматривать более узкую задачу: создание партии или общественной организации, победу на выборах, разработку и принятие различных решений и т.п. Иногда ставится цель создания идеального социально-политического устройства. Средства и методы политической деятельности, т.е. ее приемы и способы, весьма разнообразны. К ним относят митинги, манифестации, выборы, референдумы, речи и призывы, собрания, встречи, переговоры, консультации, декреты, реформы, восстания, революции, войны и др. Выбор средств и методов политического действия зависит от особенностей политической культуры общества. Их использование, как правило, устанавливается законом.

    Результаты политической деятельности выражаются в изменениях как в политических ситуациях, так и в социально-политическом устройстве Функции политической системы разнообразны. Остановимся на важнейших их них. · Контроль за сферой распределения ценностей как ведущую функцию политической системы обеспечивает государство как главный компонент политической системы. В качестве ценностей могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга. Распределительная функция политической системы определяет пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно должно начинаться с влияния на сферу распределения, а не производства. Эта функция является предпосылкой реализации следующей функции. · Функция интеграции общества. Политическая система призвана обеспечить взаимосвязь и единство действий различных элементов структуры общества. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности. · Функция упорядочения политических процессов. Эта функция направлена на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации - фактора сохранения социальной целостности. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность политической системы. Отсутствия подобного сочетания служит причиной многочисленных деструкций в политической системе. · Функция вовлечения населения в политическую жизнь Данный перечень функций политической системы не является исчерпывающим. Важно подчеркнуть, что функции политической системы необходимо отличать от функций отдельных входящих в нее институтов (партий, государства)

    Ученые рассматривают мир политического как сложную систему. Сама идея рассматривать сложные организмы как системы пришла в политическую науку из биологии. Основная идея системного подхода заключается в следующем: каждый элемент системы выполняет определенную функцию; невозможно произвольно изменить ни один из элементов системы; изменение одного элемента влечет изменение других.

    Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, ценностей, идей, с помощью которых реализуется политическая власть. Понятие «политическая власть» позволяет представить политическую жизнь в определенной целостности и устойчивости. Эта категория начала использоваться политиками в 1950 – 1960 гг., чтобы помочь исследователям упорядочить описание политических процессов, выявить внутренние закономерности развития политических структур. Один из первых категорию «политическая система» ввели в оборот американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд, которые подчеркивали, что политическая система объединяет не только организованные стороны политической жизни – государство, партии и другие политические организации, но и такие факторы, как сознание, мировоззрение, культурные нормы, идеи. Системой эту широкую сеть политических отношений и взаимодействий назвали потому, что все они взаимозависимы: если изменяется государство или появляются новые политические партии, то соответственно меняется и политическая жизнь в целом.

    Истон разработал кибернетическую модель политической системы в виде «черного ящика» с входами, на которые поступают импульсы от окружающей среды (требования, ожидания населения, колебания обществененного мнения и их поддержка системы) и выходами, то есть решениями, принимаемые системой в ответ на требования и поддержку. Модель Истона предполагает, что мы не интересуемся тем, что происходит внутри системы (как и почему принимаются определенные политические решения), но внимательно фиксируем все внешние проявления ее деятельности, то есть взаимосвязь со средой. Взаимосвязь внешней среды с политической системой может иметь положительный характер (в случае положительной обратной связи политической системы со средой) и отрицательный (в случае отсутствия обратной связи системы со средой. Внешне это может проявляться в отсутствии поддержки населением принятых политических решений – забастовках, акциях протеста, актах неповиновения. В таких случаях требуются новые решения и действия, чтобы система работала нормально). Таким образом, решения, принимаемые системой на выходе, в свою очередь становятся источником новых требований и поддержки, характер и содержание которых зависят от механизма обратной реакции.

    Существуют и другие подходы, раскрывающие внутреннюю структуру политической системы, которая включает следующие компоненты: институциональный, идеологический, коммуникативный, нормативный и культурный подсистемы.

    Институциональный компонент состоит из основных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения и т.д.). Главным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Центральным институтом власти в обществе является государство, именно им принимаются властные решения, обязательные для всего общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

    Идеологический компонент объединяет теоретический уровень политической жизни – политические идеологии, принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции и уровень обыденного сознания – политическую психологию, чувства, настроения, предрссудки, мнения, традиции. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные установки, эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на политическое поведение и на политическое развитие в целом. И крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.

    Коммуникативный компонент представляет собой совокупность средств массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет), с помощью которых осуществляется коммуникация между нациями, классами, группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти. В современном мире значение средств коммуникации в активизации политической жизни особенно возрастает. С распространением средств электронной связи и массовым освоением их населением формирование определенного политического климата, привлечение обывателя в политику приняло массовый характер.

    Нормативный компонент объединяет политические нормы и нравственные принципы. Нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченнсть и направленность на стабильность политической системы. Через политические принципы получают официальное признание социальные интересы различных слоев общества.

    Культурный компонент выступает как интегрирующий фактор, способный с помощью культурных ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую систему в целом.

    Значимость политической системы проявляется в реализуемых ее функциях, среди которых наиболее важными являются:
    - представительство интересов субъектов политической жизни на государтвенном уровне;
    - определение политического курса, целей и задач общества;
    - мобилизация и распределение ресурсов общества, имеющие целью устойчивое и эффективное развитие общества;
    - политическая социализация, то есть включение индивида в политическую жизнь, имеющее целью обеспечение преемственности политических ценностей. Формирование политического сознания и политической культуры личности.

    Однако в целом, политическая система эффективна тогда, когда она не разделяет общество, а способствует его объединению, консолидации, сохраняя при этом свою целостность и известную автономию от общества.

    Ккоммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности.

    Для реализации своих политических целей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в этом процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением и т.д.

    Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населения передается от населения к государству (это могут быть открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов) и обратно - от государства к населению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами и т.д.).

    Нормы политического взаимодействия включают в себя политические, правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.

    Культурно-идеологическая подсистема

    В культурно-идеологический компонент политической системы включены политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте может быть выделен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории.

    Политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.д.

    Политическая идеология представляет более высокий уровень и включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения. Центром политико-идеологического уровня является политическая культура.

    Подполитической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

    Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

    § определение перспективных направлений социального развития;

    § оптимизация движения общества к своим целям;

    § распределение ресурсов;

    § согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;

    § разработка норм и правил поведения членов общества;

    § контроль над выполнением норм, законов и правил;

    § обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

    В политическую систему входят следующие институты:

    § государство и его органы;

    § политические партии;

    § общественно-политические движения;

    § группы давления, или группы интересов.

    Государство

    Государство - основной системообразующий элемент, оно объединяет все остальные элементы политической системы в единое целое. Государство - наиболее сильный субъект политики, потому что облагает властью и способностью принуждать. Одновременно государство и объект политической борьбы, «приз» для различных политических сил в борьбе за обладание государственной машиной. Не всегда оно функционирует в политической системе как единое целое . В ходе политической борьбы отдельные органы государства могут приобретать самостоятельное значение (в результате противоборства политических сил): например, армия, которая совершает государственный переворот. В конфликте между президентом России и Верховным Советом (парламентом) в 1993 г. президент представлял одни политические силы, а парламент - другие. Такая ситуация долго существовать не может, поскольку дестабилизирует политическую систему.

    Государство и государственная власть - награда для победившей на выборах партии. В таких политических системах есть развитые партии и достаточно эффективный контроль над властью.

    Относительно важная роль государства и бюрократии как самостоятельных субъектов в осуществлении власти, наряду с партиями, роль которых также достаточно существенна.

    Политические партии

    Партия - организация, объединяющая граждан одинаковых политических взглядов для борьбы за власть или для реализации во масти своей программы.

    Партия - идеологическая организация. Идеология (философия) партии - совокупность идей, которыми она руководствуется в своей деятельности.

    По идеологическим принципам партии делятся на:

    § консервативные;

    § либеральные;

    § демократические;

    § социал-демократические;

    § социалистические;

    § коммунистические;

    § националистические.

    Партия обладает постоянной организационной структурой и руководящими кадрами, обязательно имеет устав и оформленное членство. Согласно российскому законодательству, партией считается организация, насчитывающая не менее 50 тыс. членов. Партия имеет программу с конкретными предложениями, которые она намеревается реализовать, придя к власти, либо осуществляет как правящая партия.

    Цель партии - завоевать и удерживать государственную власть. Если организация такой цели не ставит, то она не политическая партия. Политические партии обычно представляют интересы определенных социальных групп.

    По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение - как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

    Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту политику, которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных - снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные - авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают).Российская политическая система - многопартийная .

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека