На какие виды делится речь. Типы речи

Речь - особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий - выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий - воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.

Виды речи:

1. Внутренняя - при подготовке к устной или письменной речи - фаза внутреннего проговаривания речи про себя.

2. Внешняя речь: - письменная - общение посредством письма. - устная - слышимая речь, кем-то произносимая. Общение ограничено условиями пространства и времени.

Устная делится на: а) диалогическая - взаимные реплики. б) монологическая.

Все виды речи тесно взаимосвязаны - общая черта: произнесение в слух или про себя.

Речевая деятельность в общении

Речь выполняет две основные функции - коммуникативная и сигнификативная.

1. Сигнификативная - слово человека обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает его образ.

2. Коммуникативная: - средство выражения - стержнем смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Включает мимику и жесты. - средства воздействия - это средства общения.

Речь - социальный продукт, она предназначена для общения и возникает в нем.

В акт общения входит сами коммуниканты, осуществляющие коммуникативные действия. Сообщения характеризуются содержанием.

Схема коммуникативного акта:

К - С - П (коммуникатор, сообщение, реципиент).

Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию) , т.к. он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает:

1. Обмен информацией между участниками.

2. Обмен в процессе речи действиями и поступками.

3. Восприятие общающихся друг другом.

Прежде чем заказать или купить реферат, курсовую или диплом по социальной психологии с практической частью, ознакомьтесь с данной статьей, что поможет Вам в дальнейшем успешно защитить заказанную у нас работу.

Характеристики каналов связи общения

В коммуникативном акте выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная. Использует в качестве знаков системы человеческую речь. Речь - система фонетических знаков, включающих 2 принципа - лексический и синтетический.

Невербальная. Бывает:

1. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика).

2. Паралингвистическая (система вокализации - тембр, диапазон, тональность голоса).

3. Энетралингвистическая (включение в речь пауз, плача, смеха).

4. Визуальное общение - слуховая (аудиовербальная - радио) ; - визуально-вербальная (письмо).

Компоненты коммуникативного акта

Важным компонентом выступают мотивы участников общения, их цели и намерения. Человек может говорить одно, а думать другое. Положения в коммуникативном акте диссоциации (рассогласования) - формы содержания сообщения. Распознается при наблюдении за поведением собеседника - выражением лица, мимикой, жестами и т.д. Для того, чтобы нас правильно поняли, необходимо, чтобы форма, смысл и содержание сообщения совпадали. Надо выбрать оптимальную громкость голоса, дистанцию общения, поведение в зависимости от содержания беседы.

Типы и виды коммуникативных актов

2. По форме контактирования: - прямые; - опосредованные (переписка).

3. По типу связи: - двунаправленные (письмо) ; - однонаправленные (книги).

4. По степени взаимодействия коммуникантов: - высокая; - удовлетворительная; - незначительная; - неудовлетворительная; - отрицательная.

При неудовлетворительной степени говорят о коммуникативной несовместимости, т.к. не совпадают интересы, манеры разговаривать и общаться в целом.

5. По результатам: - негативный, совершенно превратно понят; - нулевой, никак не можем понять друг друга; - позитивный.

Правила культурного общения

1. При общении с тугодумами надо не ругаться, не выходить из себя, повторяя самое главное, излагать свою мысль, проверяя что уже усвоено, а что - нет.

2. Если коммуниканты замечают, что они истолковывают реплики друг друга неверно, то у них доминируют собственные установки.

3. Начиная разговор, подумайте, уместно ли говорить то, что вам хочется, т.е. начинайте с ориентировки в ситуации общения.

4. Искусство подлинного общения всегда предполагает умение четко и ясно в подходящем стиле и грамотно обмениваться информацией (интересной и достоверной).

5. Написав письмо, внимательно прочитайте его.

6. Не говорите много - раздражает.

7. Умение контролировать себя в общении свойственно людям искренним и прямолинейным.

Как склонить человека к своей точке зрения

1. Одержать верх в споре - уклониться от него.

2. Уважайте мнение собеседника, не говорите о его неправоте.

3. Если вы не правы, признайте это.

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам "да".

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть ваш собеседник считает, что главная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям другого.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи, подавая их эффектно.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Умение слушать в акте общения

Осознание себя через других включает две стороны:

1. Идентификацию - уподобление себя другому.

2. Рефлексия - осознание человеком того, как он воспринимается партнером.

Близким к идентификации стоит явление эмпатии - стремление эмоционального отклика на проблему другого человека. В условиях дефицита информации люди зачастую начинают приписывать друг другу причины поведения и общие психологические характеристики - казуальная атрибуция.

Различают три эффекта при восприятии людьми друг друга:

1. Эффект ореола - общее благоприятное впечатление. Приводит к положительным оценкам неизвестных качеств работника или наоборот к отрицательной оценке.

2. Эффект новизны и первичности - при восприятии незнакомого человека преобладает ранее предъявленная информация, при восприятии знакомого человека действует эффект новизны - т.е. более новая информация.

3. Эффект стереотипизации - часто возникает относительно групповой принадлежности человека проф. направленности - военный, врач и т.д.

1. Выявить свои привычки слушания, сильные и слабые стороны, характер допускаемых ошибок (часто ли вы перебиваете собеседника и т.д.)

2. Не уходите от ответственности за общение, она обоюдна. Умейте указать собеседнику, что вы его слушаете и понимаете - этого можно добиться активными вопросами.

3. Будьте внимательны, умейте поддерживать с собеседником визуальный контакт, но без назойливости.

4. Умейте сосредоточиться на том, что говорит собеседник, сведите до минимума всевозможные помехи (телефон, телевизор) , не допускайте блуждания мыслей.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувств собеседника.

6. Умейте быть наблюдательными, следите за мимикой собеседника, т.к. на эмоциональное общение приходится большая часть общения.

7. Придерживайтесь одобрительной реакции по отношению к собеседнику, что поможет ему точнее выразить свою мысль.

8. Прислушивайтесь к самому себе.

9. Помните, что часто цель собеседника - получить от вас что-либо или изменить ваше мнение.

Телефон как средство коммуникации

Телефон является наиболее часто используемым средством коммуникации. Это ведет к тому, что учащаются ошибки, стоящие относительно много времени.

10 телефонных ошибок:

1. Неясная цель разговора.

2. Импровизация в подготовке к разговору.

3. Неблагоприятное время для звонка.

4. Поиск номера абонента.

5. Звонок без предварительной подготовки документов.

6. Предварительно не записанные ключевые слова.

7. Не объясняется цель разговора.

8. Монолог вместо выслушивания с постановкой вопроса.

9. Не ведется последующая запись разговора.

10. Не конкретные договоренности.

Многие звонят из тщеславия, в поисках контакта, от растерянности, из желания произвести впечатление и т.д.

Несколько советов по рациональному использованию телефона

Следует различать пассивные "входящие" телефонные звонки и активные "исходящие". Телефон представляет по крайней мере 6 преимуществ по сравнению с письмом:

1. Скорость передачи.

2. Немедленная связь.

3. Непосредственный обмен информацией.

4. Персональная связь.

5. Сокращение бумагооборота.

6. Экономия денег.

Экономятся затраты на служебные командировки для проведения персонального диалога. Переговоры по селектору могут заменить совещание.

Чтобы заранее отгородиться от ненужных звонков или перенести их на другое время: - проинформировать всех потенциальных абонентов о том, когда не следует звонить; - сообщить своим абонентам время, когда звонить; - избегать в конце разговора фраз типа: "позвоните мне как-нибудь", если вы этого не желаете; - звоните точно в назначенное вам время, не заставляйте ждать своего партнера; - пусть все "входящие" звонки идут через секретаря или автоответчик.

Секретарю следует использовать не обязывающие формулировки в общении с абонентами. Дать понять клиенту, что ему хотят пойти навстречу.

8 советов по рациональному использованию телефона

1. Телефон как средство рационализации.

Устная и письменная формы речи

Как уже указывалось, современный русский литературный язык функционирует в двух формах – устной и письменной. Устная форма речи первична, письменная речь вторична. Для письменной речи существуют специальные графические знаки, передающие элементы звучащей речи. Любой литературный язык имеет обе формы, однако не все национальные языки имеют письменную форму, для некоторых из них устная форма остается единственной формой существования.

Письменная и устная формы речи различаются по ряду признаков.

1. По наличию адресата. Письменная речь адресована ко всем и к каждому в отдельности, иначе говоря, к отсутствующему, поскольку пишущий не видит конкретного читателя; устная речь предполагает наличие в момент реализации речи собеседника, слушателя.

2. По форме реализации. Письменная речь графически оформлена, она подчиняется нормам письменной речи (орфографическим, пунктуационным); устная речь звучащая, подчиняется интонационным нормам и нормам орфоэпии.

3. По характеру порождения. Письменная речь может совершенствоваться, редактироваться неоднократно; устная речь спонтанна, она формулируется в присутствии адресата, одномоментно, даже если предварительно тщательно обдумывается.

4. По отношению к адресату. Письменная речь создается при отсутствии адресата, который не может оказать на пишущего какого-либо влияния; устная речь реализуется при непосредственном присутствии адресата, который может оказывать на говорящего влияние, корректировать его, побуждая его менять форму или содержание речи.

5. По времени существования. Печатные (письменные) источники имеют практически неограниченный «срок хранения»; устная речь (даже если она сохранена в качественной записи) имеет тенденцию к порче и утрате.

Традиционно признается тесная взаимосвязь и тесное взаимодействие устной и письменной форм речи. В 80-е годы ХХ века состояние русского литературного языка характеризовалось тем, что ведущая роль оставалась за письменно-литературной разновидностью. Что касается ситуации начала ХХ1 века, то она существенно изменилась: наблюдается сильное влияние стихии устной речи на письменную речь. Это проявляется в широком употреблении элементов устной речи в книжно-письменных источниках (особенно в прессе и в художественной литературе), например разговорной, просторечной и других пластов сниженной лексики.

Несмотря на то, что в устной речи «куются все изменения языка» (Л.В.Щерба), приоритет письменной основы русского литературного языка сохраняется, поскольку при конкуренции форм больше шансов на выживание имеет форма, которая поддерживается письмом, литературно-книжной традицией.

Форма речи (устная или письменная) влияет на отбор языкового материала (грамматического, лексического). В зависимости от того, из какого языкового материала (слов, грамматических конструкций) строится речь, она приобретает книжный или разговорный характер. Книжная и разговорная речь существует в устной и письменной формах.

Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения, а разговорная речь используется в полуофициальной обстановке, а также в обиходно-бытовой сфере общения.

Книжная речь строится в соответствии с нормами литературного языка, нарушение норм в книжной речи считается недопустимым и оценивается как ошибка. Следование литературной норме проявляется на разных языковых уровнях. Наиболее заметны различия между книжной и разговорной речью проявляются на уровне лексики.

Основной состав книжной речи - нейтральная лексика. Она встречается в любом виде речи: и в устной беседе, и в учебниках, и в научных статьях, и в разных жанрах художественной литературы и газеты. В словарях такие слова не снабжены пометами: человек, стол, часы, город, страна, телевизор, лекция, театр, работать, ходить, ездить и др. Нейтральная лексика представлена всеми грамматическими категориями слов (частей речи). Нейтральная лексика является основой словарного состава языка и фоном, на котором выделяются слова «письменной речи» и слова «устной речи».

К лексике книжной речи относят слова, употребляющиеся в письменных разновидностях литературного языка: в научных статьях, учебниках, деловых бумагах, в официальных документах и не употребляющиеся в непринужденных беседах, в повседневной речи.

Лексика письменной речи представлена 3-мя группами слов:

1)лексика книжная, 2) лексика высокая, 3) лексика официальная.

Книжные слова придают речи общее «книжное» звучание. Наиболее резко выражена «книжность» у заимствованных слов, обозначающих абстрактные понятия: индифферентный, конфиденциальный, конъюнктура, альтернатива и др. Книжное звучание имеют слова из старославянского языка: весьма, поистине, в течение, в продолжение, вследствие того что, поскольку – постольку, а также существительные с суффиксами –ани(е), -ени(е): собирание, возникновение, проникновение, исчезновение и др.

Высокая лексика имеет оттенок приподнятости, нередко торжественности: избранник, творец, кончина, свершение, отчизна, сподвижник, державный, незабвенный, претворить, предначертать, воздвигнуть и др. Она используется, когда речь идет о значительных событиях.

Официальная лексика используется в документах: начисление, надлежит, местопребывание, соискание (позиции, должности) и др.

Книжная лексика употребляется во всех письменных разновидностях речи: в учебниках, в публицистике, в научных статьях, в газетных материалах и др. Использовать книжные слова необходимо умеренно и только в тех случаях, когда невозможна замена его более простыми нейтральными словами. Злоупотребление книжной лексикой может придавать письменному тексту сухой или неестественный характер.

К лексике устной речи относятся слова, характерные прежде всего для непринужденного разговора. Однако основу словаря непринужденной беседы составляет также нейтральная лексика.

Среди слов устной речи выделяют разговорную лексику и просторечную лексику. Разговорная лексика подразделяется на литературно-разговорную и разговорно-бытовую. К литературно-разговорным относят такие слова, которые имеют по сравнению с нейтральными, с одной стороны, и книжными, с другой, некоторый оттенок сниженности, но в целом они допустимы во всех формах речи. Например, слова заочник, вечерник, забрать, справлять новоселье и др.

Разговорно-бытовые слова используются в обиходном общении. Они не нарушают общепринятых языковых форм, однако их употребление, например, в официально-деловом и научном стилях было бы неуместным. Нередко они обладают дополнительной окраской: неодобрительное, шутливо-фамильярное (например, баловень, анонимщик, баламут и др.). Сюда же относятся слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами субъективной оценки, например: огурчик, морковочка, сапожище, легонький, лгунишка )

От собственно разговорной лексики отличаются просторечные слова, которые по своей экспрессивно-стилистической окраске еще более снижены. Некоторые из них находятся в пределах литературного употребления и сближаются со словами разговорными (например, балагур, чмокать ), другие имеют ярко выраженный отрицательный смысл и стоят вне границ литературного употребления, например: облапошить, балбес, бузотер и др. Сюда же относятся вульгарная и бранная лексика. Сравните: нейтр. рука , разг. ручка, прост. лапа; нейтр .пропустить, разг. проморгать , прост. проворонить; нейтр. сообразительный, разг. сметливый, прост. башковитый.

Характеризуя современную языковую ситуацию, лингвисты отмечают активизацию использования элементов просторечия в необычных, ранее не свойственных ему сферах коммуникации – в средствах массовой информации, в официальной речи, в публицистике, в авторском повествовании художественных текстов. Современное просторечие – «это(и в первую очередь) особая функциональная разновидность русского языка, специфическая сфера обиходного, устно-разговорного, нелитературного, по преимуществу экспрессивного и часто вульгарного общения, предполагающего преднамеренное употребление ненормативных единиц с определенными коммуникативными установками» (В.В.Химик). В просторечии сложно взаимодействуют нелитературная речь малообразованных городских жителей, областные говоры, отчасти разговорная форма литературного языка, профессиональная речь. Что касается синтаксиса, то просторечие не может быть четко отграничено от разговорной формы литературного языка. Безусловно, просторечными являются те языковые средства, которые или окрашены экспрессией подчеркнутой грубости, или явно противоречат литературной норме, воспринимаются как безусловно неправильные (В.В.Химик. Современное русское просторечие как динамическая система, СПб,1998). Интересно, что исследователи выделяют 2 разновидности просторечия: «старую» и «молодую». Носителем первой являются горожане старшего возраста, не имеющие образования, носителем второй – горожане среднего и молодого возраста, имеющие незаконченное среднее образование и не владеющие нормами литературного языка, их речь содержит много жаргонизмов. В настоящее время обе разновидности называют «городским просторечием».

Различия устной и письменной речи проявляют себя не только на уровне лексики, но и в грамматике. Например, различия на уровне синтаксиса проявляются в использовании разных синтаксических конструкций: в письменной речи широко используются причастные и деепричастные обороты, сложноподчиненные предложения со сложными союзами, имеющими книжный оттенок (оттого что, поскольку, ибо, если…, то; не только…, но и; в то время как, не только, но и ), конструкции с «книжными» предлогами (вследствие, в результате, по причине ). В то же время в устной речи указанные выше конструкции либо не используются совсем (например, причастные и деепричастные обороты), либо используются в ограниченном количестве, либо заменяются другими структурами (например, придаточными предложениями).

Обобщая сказанное, отметим, что при реализации каждой из форм речи в зависимости от того, какой языковой материал используется, можно получить многообразие вариантов. Так, например, если ученый пишет статью для научного журнала, он использует книжную речь в письменной форме. Выступая на конференции, ученый пользуется книжной речью в устной форме. Рассказывая коллеге в письме о конференции, ученый использует письменную форму разговорной речи, а дома, в кругу семьи, прибегает к устной форме разговорной речи.

При этом не следует забывать, что книжно-письменная речь строится в соответствии с нормами литературного языка, нарушение которых недопустимо. Устная же речь не столь строга в соблюдении норм.

Мы можем писать, читать, говорить и слушать. Что это за умения и чем они отличаются? В психологии существует два основных вида речи и несколько форм их проявления. О том, как это выглядит на практике и чем они отличаются, читаем дальше.

Человеческая речь проявляется в разнообразных формах, но все они с психологической точки зрения относятся к внешнему и внутреннему видам.

Внешний – это устный и письменный способы общения.

В первом варианте слова можно услышать и сказать, оставив информацию в голове и пространстве. Второй вариант подразумевает, что это же информация будет записана с помощью иероглифов, то есть буквенных знаков – у каждого языка они свои.

Устная речь.

В зависимости от количества людей, берущих участие в коммуникативном акте, выделяют два способа обмена информацией.

1. Диалог.

Разговор – самая привычная форма появление устной речи, которую еще называют диалогом (когда участников двое), или полилогом (когда участие принимает много собеседников).

Особенности диалога:

  • Условная краткость, лаконичность реплик;
  • Синтаксически правильные предложения встречаются редко;
  • Фразы имеют недоговоренный характер;
  • Активно применяется мимика, жестикуляция;
  • Обратная связь, обмен эмоциями;
  • Оценка ситуации «онлайн»;
  • Использование характерной бытовому стилю лексики;
  • Возможность непредвиденной концовки.

2. Монолог.

Когда речь исходит только от одного человека и обращена к нему же или другим молчаливым слушателям, она называется монологом (от греческого «моно» – один).

Этот термин используется в драматургии, литературе, лингвистике, приобретая в каждой из них разные смысловые оттенки.

Чаще всего монолог можно встретить, слушая лектора, докладчика, политика, или актера на сцене театра.
В отличие от диалога монолог требуют от коммуникатора:

  • Связного изложения мыслей;
  • Логичного, доходчиво построения речи;
  • Соблюдения литературных норм и правил языка;
  • Учета индивидуальных особенностей аудитории;
  • Постоянного ;
  • Обдуманных мимики, жестикуляции.

Активное и пассивное восприятие устной формы речи.

Психолингвисты (исследователи взаимовлияния языка, сознания и мышление) выяснили, что когда мы слушаем, то практически всегда повторяем про себя сказанные кем-то слова. Это можно назвать «эффектом попугая», в котором соединяются основные виды речи. Мы поддаемся его влиянию бессознательно.

Если слова собеседника находят отклик в нашем , мы принимаем активную позицию слушателя, спонтанно проговаривая вслух то, что хочется сказать прямо сейчас.

Пассивная же форма подразумевает повторение фраз собеседника про себя.

Взрослый человек одинаково владеет обеими формами. А дети сначала учатся воспринимать слова окружающих, а только после этого решаются повторить за ними те или иные звуки. Уровень развитие этих форм зависит от индивидуальных особенностей, жизненного опыта, а также других факторов.

Письменная речь.

Главное отличие письменной речи – это наличие материального носителя. Его роль когда-то выполняли каменные глыбы, фиксирующие иероглифы первых людей. Потом был пергамент, летописи, книги, а сейчас информацию в большей мере сохраняют флешки или жесткие диски, а распознают специальные программы.

Развитие прогресса дало толчок к преодолению барьера в общении. Социальные сети, Вайбер, Скайп, Телеграмм и другие приложения делают обмен информацией беспрерывным процессом. Последние исследования даже показали, что на «живое» общение мы тратим втрое меньше времени, чем на виртуальное.

Несмотря на то, что вести разговор знаками проще психологически, он все равно является более сложной формой, так как требует особой концентрации, выполнения ряда условий.

Проведем эксперимент.

Для этого нужно попросить знакомых пообщаться друг с другом в письмах на любую общую тему (о погоде, пирогах или плохих дорогах). Когда разговор достигнет кульминации, следует продолжить его в устной форме, записав реплики на диктофон.

На самом деле наши «лексические недостатки» проявляются в обоих видах речи. Но отчетливо их увидеть можно только во внешнем.

Психологические особенности письменной формы общения:

  • Постоянная концентрация;
  • Соблюдение правил орфографии, стилистики, других норм;
  • Сложность в передаче чувств или (в неофициальной переписке можно пользоваться «смайлами»);
  • Возможность обдумать предложения или отредактировать уже написанные;
  • Отсутствие мгновенной обратной связи.

Внутренняя речь.

Основой нашего мышления, а также любого действия является внутренняя речь. Именно ее наличие отличает нас от животных, которые тоже могут немного мыслить или что-то осознавать. Мы все фактически пребываем в беспрерывном диалоге со своим внутренним «Я». Более того, наше сознание устроено так, что остановить беспрерывный поток размышлений невозможно.

Внутренний монолог способен нас расстроить, подбодрить, переубедить или что-то внушить. Ей характерны отрывочность, динамика, фрагментарность, недосказанность.

В большинстве случаев тему для разговора самим с собой искать не нужно – она появляется сама.
Например, человек, возвращаясь с магазина, услышал чью-то реплику: «Какой кошмар!». Тут же в его голове появляется свой ассоциативный ряд: «Какой кошмар! Какой кошмар – завтра опять идти на работу. Обещали проверку… Нужно хорошо подготовиться …»

Альтернативные виды речи: кинетическая.

Умением передавать информацию с помощью движения частями тела человек овладел еще раньше, чем научился выцарапывать какие-то знаки. Это самый древний способ понять друг с друга. С появлением слов мы перестали пользоваться жестами как основным средством коммуникации. Большинство обращается к ним как к вспомогательной возможности выразить свои эмоции.

Кинетическая речь остается основной формой общения для глухонемых людей. Современные методики сделали знаковую систему максимально совершенной для разговора, чтения специальных книг, возможности записать мысли.

Речь – это коммуникативный процесс создания, хранения, передачи и получения информации. Речевой единицей, в которой фиксируется информация, является текст . Текст отличается от языковых единиц (знаков и фигур) тем, что он не обладает лингвистической синтагматикой и парадигматикой. Любой текст является знаком предшествующей информации (информационной памяти), последующей информации (замысла) и той объективной и субъективной действительности, которую он в целом обозначает (мыслительного и предметного содержания). Отношение между этими тремя компонентами текста называются коннекцией. Коннекция отличается от ассоциации (синтагматики и парадигматики) прежде всего тем, что членение текста на части и соединение текстов, в свою очередь, также является текстом, оно не образует новой единицы (как это имеет место в системе языка).

Речь – процесс коммуникации, который осуществляется конкретным человеком. Выделяют две формы речи : устную и письменную .

Письменная форма вторична по отношению к устной, так как является её отображением. Но субстанции устной и письменной речи различны. Устная речь осуществляется в виде непрерывного звучания, существующего во времени. Как известно, любое мгновение времени делит устную речь на уже произнесённую и ещё не произнесённую. Таких мгновений речи, которые делят устную речь на две части, может быть бесчисленное множество, поэтому интервалы между этими мгновениями стремятся к нулю. Сама материальная субстанция устной речи никаких звуковых сегментов (звуков речи) не содержит. Дискретизация устной речи осуществляется благодаря сознательной (мыслительной) деятельности человека, в процессе которой непрерывная устная речь сегментируется и ассоциируется с какими-то лингвистическими и содержательными представлениями.

Содержательная информация в устной речи образуется непрерывно. У говорящего, как правило, нет возможности постоянно следить за организацией устной речи, поэтому устная речь принципиально неорганизованна в деталях, незавершенна и непостоянна. Все эти недостатки, как уже было сказано, компенсируются возможностью интонационного переструктурирования, дополнительных интервалов, поправок, переинтерпретаций, оговорок и т.д. Чтобы сделать устную речь более организованной (например, при публичных выступлениях), необходима предварительная подготовка, которая выражается в формировании мыслительного содержания, его планировании, подборе лингвистических средств для построения текста.

Письменная форма речи имеет пространственную природу. На письме буквы, слова и предложения выстраиваются линейно и сохраняются на бумаге. Письменную речь можно продумать, исправить и заново переписать, чего нельзя сделать с устной речью. Поэтому письменная речь более организована и нормирована.

Письменная речь играет важную роль в речевой культуре человечества, создании грамматик, словарей, классических текстов. Всё это связано с потребностями письменной речи. Мыслительная культура человечества – это, прежде всего, письменная культура. Именно в тексте выражается содержание, о котором мы можем сказать: истинно оно или ложно. Поэтому благодаря письменным текстам возникла и наука. Благодаря письменной речи модифицируется и изменяется устная речь.

Выделяется два основных типа устной и письменной форм речи : монолог и диалог .

Монолог – это речь, создаваемая одним участником коммуникации (коммуникантом) для фиксации определённого мыслительного содержания. Монолог обращён либо к самому себе (как адресанту) для запоминания определённого содержания, либо к какому – то другому коммуниканту (адресату), отделённому от говорящего временем или расстоянием. Сам монолог создаётся в результате внутренней мотивации самого коммуниканта без ориентации на непосредственную мотивацию окружающих.

Диалог – это общение двух лиц, делающих сообщение друг другу последовательно. Каждая предыдущая реплика в диалоге со стороны адресанта (I участника коммуникации) мотивирует последующее высказывание адресата (II участника диалогической коммуникации). Таким образом, тексты, создаваемые одним участником диалога, мотивируются текстами, создаваемыми другим участником диалога. Не случайно именно в диалоге употребляются такие лингвистические выражения, как вопросы и проблемные ситуации. Поэтому решение проблемной ситуации в монологе очень часто строится по структуре диалога.

Называют третий тип межиндивидуальной коммуникации – полилог (когда в общении участвуют несколько человек). Однако говорить одновременно нескольким людям нельзя, так как при этом нарушаются сами условия общения: восприятие информации коммуницирующими сторонами и реакция на информацию. Поэтому в реальном общении полилог разбивается на последовательные группы диалогов: коммуникант вначале общается с одним адресатом, потом со вторым, третьим и т.д. Возможно и хоровое произношение определённого текста несколькими людьми, но в этом случае хор выступает эквивалентом создателя монолога.

В речеведении выделяются следующие виды речи : говорение, слушание (аудирование), чтение и письмо. Говорение и слушание относятся к устным формам речи, а чтение и письмо – к письменным. Говорение и письмо считаются активными видами речи, а слушание и чтение (особенно чтение «про себя») – пассивными. Эта характеристика основана на наблюдении внешних сторон речи.

Специалисты по методике языка, следующие правилу: при освоении учебных действий нужно идти от простого к сложному, от лёгкого к трудному – приходили к выводу, что при изучении видов речи нужно идти от пассивных видов к активным, от письменных к устным (поскольку письменное можно фиксировать на бумаге, а устное только запоминать, а это сложнее). В связи с этим, рекомендовалась такая последовательность в изучении видов речи: чтение – слушание – письмо – говорение.

Однако изучение внутренних сторон видов речи даёт иную картину. К внутренним механизмам речи следует отнести

§ построение мыслительного содержания (для того чтобы

говорить, нужно знать, о чём говорить);

§ планирование изложения;

§ выбор языковых средств.

В наиболее строгом и полном виде эти механизмы представлены в говорении. В слушании данные механизмы подвергаются перестройке. Например, говорящий излагает то содержание, которое у него есть в уме. Он не строит это содержание в процессе изложения, он его репродуцирует. Слушающий должен соотносить предлагаемое ему в изложении мыслительное содержание с теми знаниями, которые содержатся у него в уме. При этом происходит переструктурирование этих знаний и преобразование их в новое знание. Этот процесс гораздо сложнее, чем процесс изложения уже имеющегося содержания. Говорящий в процессе изложения не занимается планированием его содержания, оно содержится уже в этом содержании. Слушающий должен построить мотивацию предлагаемой ему информации. Он должен постоянно предугадывать план последующего изложения, мотивационно осмысливать его. Пытаться понять, для чего ему нужно новое содержание. Предугадывание, таким образом, более сложный процесс, чем репродукция заранее произведённого планирования. Говорящий пользуется теми языковыми средствами, к которым он привык. А у слушающего существует свой типовой набор языковых средств, которым он пользовался раньше. Ему нужно в процессе восприятия переводить языковые средства говорящего (обучающего) и их содержание в свои языковые средства и их содержание. Этот процесс сложнее, чем процесс использования наиболее типичных для своей речи языковых средств. Таким образом, процесс слушания, с точки зрения внутренних механизмов речи, намного сложнее, чем процесс говорения.

Процесс чтения чем-то напоминает процесс слушания. Однако он значительно упрощает этот процесс. Во-первых, слушание, как и говорение, производится однократно, а прочитать текст можно несколько раз. Во-вторых, читающий может дополнительно осмыслить содержание читаемого привлечением дополнительной литературы, справочников и т.д. В-третьих, содержание читаемого и его план уже содержатся в воспринимаемом письменном тексте. Неясности в этом восприятии могут быть компенсированы с помощью дополнительных материалов. Наконец, своеобразие языка читаемого текста также может быть освоено повторным чтением справочников и словарей. В любом случае, чтение допускает возможность более медленного и повторного восприятия, иначе говоря, чтение для обучающегося гораздо более простой процесс, нежели слушание.

Письмо в целом напоминает говорение, но с помощью письменных знаков. Оно допускает многократное обдумывание содержания текста, его медленное производство, возможность исправлений и т.п. Однако в целом письменный текст, с точки зрения его внутренних механизмов, сложнее говорения. Письменный текст требует более четкой и строгой логики изложения, а значит и более основательного обдумывания содержания текста и его планирования. Что касается языка письменного текста, то он резко отличается от языка устной речи его нормированием, отбором и соотнесённостью с определённым стилем речи. Всё это делает письмо гораздо более сложным видом речи, чем говорение.

Анализ внутренних механизмов четырёх видов речи показывает, что в основе их всех лежат механизмы говорения, которые лишь перестраиваются в других видах речи. Другими словами, говорение выступает в качестве инварианта остальных видов речи, их контрольного механизма. Поэтому обучение нужно начинать с освоения процессов говорения, и говорением необходимо сопровождать всякий другой вид речи. Из этого следует вывод: все виды речи взаимосвязаны и дополняют друг друга, в процессе освоения одного вида речи нужно пользоваться другими видами речи. Только на завершающей стадии обучения, когда определённый вид речи доводится до совершенства, процесс освоения вида речи сопровождается использованием этого же вида речи.

Говорение как наиболее универсальный вид речи помогает контролировать любой другой вид речи. Проверить, правильно ли освоено содержание прослушанного текста, можно только с помощью рассказа обучаемого, то есть с помощью говорения. Проверить результаты чтения можно также с помощью говорения. В свою очередь, освоение написанного помогает более содержательно и логично построить говорение. А в целом, с дидактической (обучающей) точки зрения, самым простым видом речи является чтение, затем слушание, говорение и письмо.


Глава 2. Виды текстов

Повествование – это изложение временной последовательности событий. Оно может быть перспективным (то есть излагающим событие от начало до конца) и ретроспективным (излагающим события по их воспоминаниям). Событийность описывается, в основном, глаголами или отглагольными существительными, прилагательными и наречиями. Поэтому в повествовательных текстах достаточно много глаголов. Примером повествования может служить сообщение о надвигающей метели в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина:

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегла небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло.

Текст изобилует глаголами, которые описывают последовательность смены событий: поскакал; поглядывал, бежали, становился, обратилось, подымалась, росла, облегла, пошел, повалил, завыл; сделалась, смешалось, исчезло.

Описание – это изложение объектов, их свойств, состояний или качеств. Описаниями довольно часто пользуются создатели художественных или научных текстов. Примером может служить описание портрета Обломова в одноимённом романе И.А.Гончарова:

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как- то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же, тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Текст изобилует прилагательными, описывающими внешность Ильи Ильича: ни румяный, ни смуглый, ни бледный, безразличный, матовому, белому, маленьких, пухлых, мягких, изнеженным.

А вот описание интерьера комнаты Обломова:

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного цвета, два дивана, обитые шелковой материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

В тексте множество существительных: комната, взгляда, бюро, цвета, дивана, материею, ширмы, в природе, птицами, плодами, занавесы, ковры, картин, бронза, фарфор, мелочей. Все эти существительные называют предметы, которые объединяет то, что они находятся в одной комнате.

Рассуждение – это изложение каких-то мыслей, которые связаны между собой логическими отношениями. В текстах – рассуждениях, как правило, содержатся сложноподчиненные предложения с подчинительными союзами и союзными словами. В таком изложении (рассуждении) содержfтся обобщение, анализ, сопоставление и логические выводы. Образцовыми примерами рассуждений служат сентенции Л.Н.Толстого:

Все счастливые семьи похожи друг на друг, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Анна Каренина).

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как не обрезывали деревья и не выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною даже и в городе (Воскресение).

В этом тексте перечисление действий неразумных людей перекрывается общей сентенцией – гимном жизни.

Убеждение – текст, в котором излагается конечный вывод многочисленных опытов жизни и трудных размышлений. Текст – убеждение строится как последовательность образцовых классических утверждений, подводящих итог разбросанным жизненным замечаниям. Примером убеждения может служить классический текст из романа Н.Островского «Как закалялась сталь»:

Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему только один раз, и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: «Вся жизнь была отдана самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества!»

Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.

Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания).

Важнейшей отличительной чертой устной речи является её неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин "звучащая речь".

  • Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд её специфических особенностей:
    • обилие незаконченных синтаксических построений (напр.: Ну вообще…созерцание… я могу и для друзей рисовать );
    • самоперебивы (В России ещё много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере) ;
    • повторы (Я бы… я бы… хотел сказать больше) ;
    • конструкции с именительным темы (Этот мальчишка / он меня каждое утро будит) ;
    • подхваты (А - Мы тебя приглашаем… Б - завтра в театр ).
    (Земская Е.А. Устная речь. // Русский язык. Энциклопедия, М.: БРЭ-Дрофа, 1997, С. 582-583).

Специфические особенности, вызванные неподготовленностью устной речи, указанные выше не являются речевыми ошибками, т.к. не мешают пониманию содержания речи, а некоторых случаях служат важным выразительным средством. Более того, речь, рассчитанная на непосредственное восприятие, какой является устная речь, проигрывает, если она слишком детализирована, состоит исключительно из развёрнутых предложений, если в ней преобладает прямой порядок слов.

В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).

Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается её прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное.

Вторым из наиболее распространённых недостатков устной речи является её нерасчленённость (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без чёткого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчленённость, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечётким, содержание текста делается расплывчатым, неопределённым. Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение).

Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

  • Видами речи являются:
    • говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
    • слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;
    • письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;
    • чтение - восприятие графических символов и их понимание.

Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи.

Для того, чтобы быть готовым поддерживать разговор на различные темы в публичном и частном общении, человеку необходимо постоянно заниматься самообразованием в широком смысле слова, т.е. приобретать новые знания, причём не только по своей специальности, но и другие знания в области науки и искусства, представляющие общественный интерес, развивать самостоятельность мышления, пытаясь дать полученной из книг и газет информации собственную оценку, читать художественную литературу, для того чтобы глубже разбираться в жизни и совершенствовать стиль своей речи.

  • Основными элементами техники речи являются:
    • фонация (речевое дыхание);
    • голос (правильные навыки голосообразования);
    • дикция (степень отчётливости произношения).

Правильная организация речевого дыхания имеет большое значение для устной речи. Прерывающаяся, захлёбывающаяся речь не производит благоприятного впечатления и даже иногда раздражает слушателей. Кроме того, неправильное речевое дыхание утомляет говорящего.

Большое значение для устной речи имеет голос человека. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок.

Умение владеть голосом важно не только для оратора, но для любого человека, профессия которого требует постоянного общения с людьми. В личном общении владение голосом также оказывается положительным качеством человека. Необходимыми качествами хорошего голоса являются: красивый тембр, сила, полётность, выносливость, большой диапазон.

  • Система упражнений для развития голоса включает:
    • упражнения, приучающие верно направлять звук, не напрягаясь;
    • упражнения, направленные на развитие голосового диапазона, силы, полётности.

Важно найти натуральную высоту голоса, которая обычно находится в среднем регистре человека и на которой голос хорошо звучит. Затем необходимо совершенствовать качество звучания на других регистрах, осуществляя дыхательные упражнения одновременно со звуковыми.

  • Дикция включает в себя три основных показателя:
    • правильность артикуляции;
    • степень отчётливости артикуляции;
    • манеру выговаривать слова.

Правильность артикуляции - это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.

Степень отчётливости артикуляции - это показатель разборчивости устной речи. Более того, чёткая артикуляция создаёт впечатление, что человек уверен в себе, знает то, о чём говорит, что является одной из задач устной коммуникации.

Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов, особые модификации интонации.

Для улучшения речевых навыков, касающихся манеры выговаривать слова, необходимо постоянно слушать и стараться точно воспроизводить нормативную речь полного или нейтрального стилей. К сожалению, образцы такой речи сейчас уже редко можно услышать даже по радио и телевидению, это преимущественно речь людей, прошедших специальную подготовку, - профессиональных дикторов и актёров.

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем её содержательная часть. Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. И наоборот, малосодержательная речь, произнесённая фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление. Это сравнение, конечно, не является советом готовить малосодержательные речи, оно лишь показывает значительность той роли, которую играет хорошее звучание устной речи.

Успех общения зависит не только от умения говорить, но и в не меньшей мере от умения слушать.

  • Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа:
    • этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки;
    • этап смысловой интерпретации.

Ученые обнаружили существенный разрыв между количеством информации, высказанной диктором, оратором, участником обычного разговора и количеством информации, воспринятой слушателями. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник.

  • Причиной такого разрыва является ряд типичных недостатков слушания:
    • бездумное восприятие, когда звучащая речь является лишь фоном для какой-либо деятельности;
    • обрывочное восприятие, когда интерпретируются лишь отдельные части звучащей речи;
    • узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.
  • Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, необходимо уметь ответить для себя на следующие вопросы:
    • Для чего необходимо слушать?
    • Каковы факторы эффективного слушания?
    • Как слушать?

1. Для чего необходимо слушать? Этот вопрос помогает оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании лекции, устного выступления, телепередачи, речи собеседника.

  • Полезным может оказаться:
    • Получение информации. Это главная цель слушания в профессиональной деятельности, однако полезную для себя информацию можно почерпнуть не только из лекций и речей на производственных совещаниях, но и бытовых разговоров.
    • Развлечение. Это одна из важных потребностей человека. Цель развлечения присутствует в обычных разговорах и в слушании некоторых телепередач.
    • Воодушевление. Часто человек слушает не для того, чтобы узнать факты, а для воодушевления. Это также одна из потребностей человека.
    • Анализ фактов и идей. Необходим для более полного восприятия речи и включения полученной информации в структуру имеющегося опыта и знаний.
    • Улучшение собственной речи. Наблюдение за речью других учит человека более внимательно относиться к собственной речи.
  • 2. Факторами эффективного слушания являются:
    • Отношение слушателей. Для успеха общения необходимо объективное, непредубеждённое, кооперативное отношение слушателей. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями. Образованный человек обычно более внимателен, чем необразованный. Малообразованные люди становятся пассивными слушателями, т.к. у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора.
    • Интерес слушателей. Замечено, что люди проявляют больший интерес к знакомым вещам, чем к незнакомым, а также интересуются практически полезными и новыми идеями. Поэтому выступающий в своей речи должен проявлять энтузиазм, говорить о волнующих и конкретных вещах, использовать язык действия.
    • Мотивация слушателей. Внимание слушателей усиливается, если речь затрагивает вопросы, связанные с основными жизненными потребностями и чувствами человека. Такими мотивами являются самосохранение, интерес к собственности, желание расширить влияние, забота о репутации, привязанности, сентиментальность, вкус.
    • Эмоциональное состояние. Нежелательные эмоции, которые мешают непрерывному вниманию, могут исходить из состояния подавленности слушателя, его отношения к оратору, его возражений по поводу утверждений оратора.

3. Как слушать?

  • Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:
    • 1) умение концентрироваться;
    • 2) умение анализировать содержание;
    • 3) умение слушать критически;
    • 4) умение конспектировать.
  • Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого. Это умение предполагает следующие приёмы:
    • Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему.
    • Вспомните, что вы уже знаете о предмете речи.
    • Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет её развивать.
    • Подумайте, чем содержание речи может помочь вам.
  • Умение анализировать содержание необходимо, в первую очередь, для слушания публичных речей, т.к. они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями текста. Умение анализировать опирается на следующие приёмы:
    • определение цели речи;
    • определение композиции речи;
    • определение главной темы речи;
    • определение главных идей оратора;
    • определение форм аргументации;
    • определение форм резюмирования и заключительных выводов.
  • Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие действия:
    • Связывайте то, что говорит выступающий, со своим собственным опытом. Вы можете соглашаться с оратором, откладывать решение до получения дальнейших сведений, подвергать сомнению слова оратора.
    • Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему.
    • Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Соотносите высказывания говорящего с действительностью, друг с другом и с целями речи.
  • Умение конспектировать требуется в тех случаях, когда слушателю важно сохранить для себя запись лекции, доклада, выступления. При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих принципов:
    • Используйте короткие предложения и абзацы.
    • Записывайте только важные положения и фактический материал.
    • Используйте сокращения и символы.
    • Делайте разборчивые записи.
    • Подчёркивайте важные идеи.
    • Периодически просматривайте записи.

<Совершенствование навыков письма возможно на основе постоянной тренировки в составлении письменных тех жанров, которые необходимы человеку в работе. Развитию навыков письменной речи помогает чтение художественной литературы, хороших произведений публицистического стиля, научной литературы. Для составления официально-деловых текстов необходимо ознакомиться с соответствующими нормативными актами и образцами документов. В последнее время в помощь юристам изданы сборники образцов документов (следственных, судебных, нотариальных).

Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Иногда выпускники школ читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время.

  • На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют:
    • фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;
    • движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой;
    • поле зрения - участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.
  • Типичными недостатками чтения являются:
    • Регрессии , т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения.
    • Артикуляция , т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза.
    • Малое поле зрения. Когда за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать всю строку, а иногда и абзац.
    • Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки необходимо для повышения эффективности чтения.
    • Низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы могли контролировать своё внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается.
    • Отсутствие гибкой стратегии чтения. Нередко люди, начиная читать не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. На самом деле, в зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углублённое чтение.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека