Красивый узел на конце веревки. Как научиться правильно вязать морской узел

Узлы у большинства ассоциируются с вязанием и рукоделием, но на самом деле их применение носит более общирный характер. Так даже любителям активного образа жизни очень часто приходится делать различные узлы, например, альпинистам, путешественникам во время пеших походов.

Как бы это ни было удивительно специальные кольца из лески очень часто приходится делать и труженикам голубой нивы. От того как будет сделан узелок из лески во многом зависит насколько удачным будет рыбалка.

Существует множество рыболовных узлов. Например:

  • Рыболовный узел для крюка без ушка.
  • Рыболовный порядковый узел для крючков с лопаткой.
  • Рыболовный узел простой и сложный для крючков с лопаткой.
  • Стопорный узел.
  • Водяной узел.
  • Соединение способом петля в петлю.
  • Узел хирургический.
  • Узел Dunkan.
  • Рыболовный узел Albright.
  • Рыболовный узел Snell.
  • Рыболовный узел Tube nail.
  • Узел кровавый.
  • Петля.
  • Узел паломар.
  • Узел клинч улучшенный.
  • И другие, возможно менее надежные.

В этом списке перечислены самые известные и широко известные рыболовные узлы. Несмотря на то, что их немало, все они имеют свое предназначение.

На сегодняшний день известно о трех основных видах рыболовных лесок, таких как:

  • Основным материалом ее изготовления служит нейлон. Встречается как прозрачная монолеска, так и цветная.
  • Прочнее, чем монофильная и состоит из нескольких очень тонких нитей, сплетенных в шнур. Можно встретить плетенку любого цвета.
  • Незаметна в воде.

Леска выбирается в зависимости от условий рыбной ловли и используемых принадлежностей. При этом, каждая леска имеет как достоинства, так и недостатки.

Эта леска обладает средними показателями прочности, которая зависит от качества исходного материала – нейлона. Ее достоинство еще и в том, что монолеска доступная для широкого круга рыболовов. В торговых точках встречается большой выбор, способный удовлетворить запросы всякого любителя рыбной ловли.

Монофильная леска имеет свойство растягиваться, что можно считать, как ее достоинством, так и недостатком. Растяжимость лески делает снасть не такой чувствительной, особенно на дальних дистанциях лова. Несмотря на это, ее растяжимость способствует гашению рывков крупной рыбы, распределяя усилия как по леске, так и по удилищу.

У этой лески так же имеются как плюсы, так и минусы. То, что она прочнее монофильной лески – это ее несомненный плюс. Она практически не растягивается, поэтому передает на кончик удилища малейшие поклевки. Особенно это ощутимо при ловле на дальних дистанциях. Несмотря на свои плюсы, у этой лески имеются и свои недостатки. Например:

  • Ее высокая стоимость, что не всегда оправдано.
  • Прозрачной плетенки не бывает, поэтому она очень заметна в воде и настораживает рыбу.
  • Она очень жесткая и при невнимательном обращении с ней можно получить травму (порезать пальцы).

Основное ее преимущество – это невидимость в воде, а в остальном она проигрывает и монофильной леске и плетенке. Кроме того, что она дорого стоит, она еще не очень прочная. В связи с этим, рыболовы не используют ее в качестве основной лески. Но рыболовы, все же нашли применение и этой леске. Из нее можно делать поводки. Поскольку она невидима в воде, то можно смело завышать ее толщину. Рыба ее все равно не заметит, а отрезок сантиметров пятьдесят не дорого обойдется. Метров 10 флюорокарбоновой лески, если из нее изготавливать поводки, хватит на весь сезон, а в качестве основной лески пойдет и дешевая монофильная.

Вязание стопорного узла на леске

Лучше всего вяжется стопорный узел на монофильной леске. Подобный узел вяжется сверху основной лески. Самый примитивный узел вяжется так: формируется петля из стопорной лески, после чего она набрасывается на основную леску и 5-7 раз обматывается вокруг сложенных вместе лесок. Узел перед затягиванием смачивается водой и затягивается. Существуют и другие варианты стопорных узлов, но этот самый простой.

Хирургический узел предназначается для крепления двух лесок или крепления поводков к основной леске. Его достаточно просто вязать, но он отличается особой прочностью. Единственно, что он не подходит для соединения толстых лесок, так как это может затруднить процесс ловли. Для формирования узла нужно взять лески и уложить их концы в двое. Затем сформировать полпетли и завести в нее сложенные вместе лески. Для большей крепости узла, можно осуществить один виток кругом петли и провести лески опять через нее. После этого петля немного перемещается и начинается затяжка петли. Перед тем, как окончательно ее затягивают, место хорошо смачивается, например, слюной. Смоченный, а потом затянутый узел всегда прочнее, если этого не сделать.

Вязание узлов на флюрокарбоновой леске

Флюорокарбоновые лески уступают по прочности, поэтому формирование соединений требует особой внимательности. Кроме этого, флюорокарбоновые лески достаточно жесткие и при наличии некачественного узла может произойти развязывание узла. Поэтому, каждый узел следует в обязательном порядке смачивать водой. Если этого не делать, то перегрев узла из-за трения может ослабить крепление.

Для вязания флюорокарбона больше подходят следующие узлы:

  1. Морковка. На конце поводка желательно сформировать примитивный узел. После этого, его протягивают в петлю несущей лески и оборачивают вокруг главной лески около 10 раз в одном направлении и столько же раз в другом. После таких действий соединение смачивают и основательно затягивают.
  2. Кроме этого узла, возможно применение и других вариантов, таких как олбрайт или гринер. Это более трудные узлы, которые реально освоить только после видео-инструктажа.

Узлы для привязывания воблера

Если такую приманку, как воблер вязать непосредственно к основной леске, то приманка будет отличаться более правдоподобной игрой. Можно порекомендовать пару узлов для вязания воблером:

  1. Узел плотная петля. Для начала нужно сформировать простой узел, без затяжки. Конец лески продевают сквозь кольцо воблера и через незатянутый узел. После этого тянут за основную леску, сдвигая таким образом незатянутый узел к концу воблера. В заключение, делают еще одну петлю и окончательно закрепляют узел.
  2. Узел «рапала». В начале формируют узел из плотной петли. После формируется еще один узел на удалении 15 см от конца лески, после чего конец лески необходимо протянуть через кольцо воблера и через еще не стянутый узел. На следующем этапе кольцо лески обматывается вокруг основной лески 5-6 раз и формируется петля возле воблера. В заключение, конец лески проводится через первый узел еще один раз и лишь после этого узел затягивается.

Способ привязывания мормышки к леске

Практически все мормышки снабжены колечком, за которое и осуществляется крепление к леске. Леска продевается через это колечко, после чего формируется петля вдоль крючка. Потом освободившимся концом производится некоторое количество витков и этот конец продевается в имеющуюся петлю. В заключение, петля затягивается. Никогда не следует забывать о смачивании узлов, так они будут надежнее.

В случае, если колечко располагается не сверху мормышки, а где-то посередине, то крепление осуществляют с помощью обычной удавки. Конец лески продевается через колечко, затягивается петля, которая обматывается вокруг лески несколько раз и продевается через мормышку. Петля затягивается: мормышка закреплена.

Если к основной леске крепится две или больше мормышек, то подобная конструкция называется «паровозом». Как правило, верхняя мормышка должна иметь меньший размер, а нижняя больший размер. В первую очередь крепится верхняя мормышка, на удалении 25 см от конца лески.

Для начала мормышку одевают на леску и протягивают к тому месту, где она должна находиться. Затем формируется обычная петля и затягивается. После этого конец лески два раза обматывается вокруг цевья и продевается через колечко, по направления вниз.

После этого крепится вторая мормышка любым подходящим способом. Окончание лески протягивается сквозь кольцо мормышки, формируется петля, совершается некоторое количество витков, протягивается конец лески сквозь кольцо, и петля затягивается. Ненужный конец лески отрезается. Для надежности крепления можно наделать по две петли на каждом креплении.

Поводок на леске должен быть зафиксирован надежно и, в то же время, крепление должно быть таким, чтобы можно было быстро поводок заменить. Существует хороший и надежный вариант соединения – это «петля в петлю».

Сначала формируется петля на конце основной лески. Для этого леска на конце складывается вдвое и завязывается. В результате должна получиться петля, до 5 см. Лишний, торчащий кончик нужно обрезать. Подобным образом формируется петля и на поводке. После того, как петли готовы, поводковая петля протягивается сквозь петлю ведущей лески. Затем через поводковую петлю протягивается другой конец поводка, где закреплен крючок. В заключение, поводковая петля затягивается. В результате получается надежное крепление.

Многие рыболовы для крепления поводков используют вспомогательные приспособления, такие как вертлюжки с защелками. Вертлюжок не позволяет поводку перекручиваться, а защелка дает возможность очень быстро сменить поводок.

Это весьма простой в исполнении узел, позволяющий качественно соединить крючок с леской или застежку с леской, или заводное кольцо с леской. Сначала леска складывается вдвое и формируется петля, которая протягивается через ушко крючка или свободное пространство заводного кольца, или вертлюжка, или застежки. После этого леска вяжется обычным узлом. При этом, крючок должен находиться внутри этой петли. На следующем этапе крючок, вертлюжок или кольцо пропускается через верх петли и затягивается. В результате получается надежное крепление крючка, вертлюжка или защелки.

Для начала следует взять две лески, сложить их вместе и сформировать обычный узел. Бесполезные концы следует удалить острым предметом. После этого, на месте узла нужно сформировать петлю, после чего нужно осуществить несколько витков лесок (можно 8). В сформированную петлю следует продеть узелок завязанного узла, смочить место и хорошо затянуть. Ненужные элементы нужно срезать. Можно смело говорить, что две лески крепко связаны. Основное достоинство данного узла – это простота в реализации.

Для этого можно воспользоваться узлом Миконенко. Берутся соединяемые лески и складываются вдвое так, чтобы длина концов была одинаковой. Следующий этап заключается в том, что их связывают обычным узлом. Этот узел считается вспомогательным. Затем берут толстую леску и формируют петлю размером около 10 см, после чего зажимают пальцами начало петли и вспомогательный узел. На следующем этапе формируется петля из тонкой лески, пропускается через петлю толстой лески и обматывается вокруг нее где-то 5 раз. В заключении, берут дополнительный узел и пропускают через промежуток толстой и тонкой лески, и затягивают. Перед затягиванием соединение следует смочить. Дотягивается узел то очередными движениями, то за одну то за другую леску. Лишние, не нужные концы, следует обрезать.

Как связать плетенку и простую (монофильную) леску

Чтобы надежно связать две лески, которые существенно отличаются по свои характеристикам, лучше воспользоваться узлом Морковка. На монофильной леске делается петля, через которую протягивается плетеная леска с запасом. Вокруг монолески делается 8-10 оборотов плетенки в одну и другую стороны. Кончик плетеной лески продевается через петлю монофильной лески и затягивается, но не совсем сильно. Затем место соединения смачивается и затягивается с максимальным усилием. Лишние концы нужно удалить как можно аккуратнее, чтобы они не мешали процессу рыбалки. Это очень простой и надежный узел, хотя имеются и другие, несколько сложнее в исполнении.

Чтобы это сделать, нужно сформировать на леске петлю, после чего к ней прикладывается крючок. Один конец петли около 7 раз обматывается вокруг цевья крючка. В заключении, концы затягиваются, а узел сдвигаетс ближе к лопаточке. Лишние, мешающие элементы обрезаются ножницами.

Узлы для утолщения лески

Для этого существуют определенные виды узлов, которые позволяют утолщить леску в одном конкретном месте. Как правило, для этого применяют простые узлы. Если взять конец лески и протянуть сквозь петлю, а потом затянуть, то получится утолщение на леске. Несмотря на простоту исполнения, получается достаточно надежное утолщение. Как вариант, можно воспользоваться узлом «восьмерка», который ненамного сложнее предыдущего. Конец лески нужно протянуть через петлю, но несколько по другой схеме, занеся его за себя. Он удобен тем, что его легче распутать, если это нужно, хотя проще это место отрезать. Как вариант, подойдет и «кровавый узел». По исполнению он такой же, только после продевания лески через петлю, делается один оборот вокруг основной лески и лишь потом затягивается.

Подобных узлов достаточно много и самый простой из них – это полуштык. Для этого, нужно взять конец лески и обвести его вокруг приспособления, а затем вокруг основного конца лески и протянуть его в получившуюся петлю. После этого, привязывается этот конец к основной леске схваткой. В результате получается узел, способный выдерживать большие усилия, не затягиваясь. Кроме этого способа существуют и другие способы получения незатягивающихся соединений, таких как простой штык, рыбацкий штык, штык с обносом, мачтовый штык и прочие.

Узлы для связывания двух тросов

Чтобы соединить два троса вместе, можно воспользоваться несколькими узлами, но можно предложить и самый простой из них, под названием «дубовый узел». Для начала, нужно взять два троса, соединить их вместе и связать обычным узлом. Несмотря на то, что связать его очень просто, его потом очень трудно развязать. Еще один вариант, под названием «восьмерка». На конце одного из тросов нужно сформировать восьмерку, после чего протянуть через нее конец другого троса и на нем так же сформировать восьмерку. После этого нужно взять за оба конца троса и затянуть узел. Такие узлы, как водяной, бабий, прямой, хирургический, докерский, польский, шкотовый и другие, очень похожие на узел «восьмерка».

Затягивающиеся узлы

Один из самых простых в исполнении, является самозатягивающийся узел. Его очень быстро можно завязать, но он очень надежный. Надежность узла можно увеличить, если прибавить несколько полуштыков.

Такие узлы, как коровий, глухая петля, задвижной штык, питонов узел и другие, относятся к самозатягивающимся узлам. В таких узлах используется один и тот же принцип – чем больше нагрузка на узел, тем он крепче держит.

Существуют так же и незатягивающиеся петли, к которым относится дубовая петля, как самая простая. Формируется она следующим образом: конец лески складывается вдвое, после чего вяжется простой узел. Для большей надежности можно завязать двойной узел, сформировав на конце петлю.

«Жилковая» петля так же вяжется очень просто. Для этого нужно осуществить шаг, предполагающий обматывание вокруг вдвое сложенного конца лески, перед формированием дубовой петли. Ее достоинство в том, что ее гораздо проще развязать.

Такие петли, как фламандская, рыбацкая, эскимосская, относятся к незатягивающимся петлям.

Затягивающиеся петли

Петля с бегущим простым узлом наиболее проста в исполнении. Берется конец веревки и обматывается вокруг этой же веревки, но несколько выше, после чего вяжется простой узел. Если за конец лески потянуть, а узел зафиксировать, то петля будет затягиваться. К подобным видам петель следует отнести скользящую восьмерку, силковый узел, эшафотный узел и другие.

Быстроразвязывающиеся узлы

Быстроразвязывающаяся восьмерка является хорошим примером подобного вида узлов. Формируется подобный узел так же, как и обычная восьмерка, только в полученную петлю заводится конец лески, сложенный вдвое. К ним можно отнести: простые узлы, рифовые узлы, калмыцкие узлы и так далее. Их назначение – что-то быстро закрепить и так же быстро освободить.

Особые морские узлы

Кроме обычных рыбацких узлов, существуют и особые морские. Например, гачный узел нужен для того, чтобы привязать груз к гаку. Вяжется он так: берется конец троса и обводится вокруг спинки гака, после чего его заводят в гак и кладут сверху основную часть троса. Конец троса фиксируется с помощью тонкой веревки или шкимушгара. Мешочные или бочечные узлы применяются тогда, когда другим способом поднять тару невозможно.

Существует несколько видов интересных, специальных узлов, таких как амфорный (для крепления амфор), олимпийский (состоит из пяти колец) и лучниковая петля (регулируется натяжение лука), а также некоторые другие.

Узлы для рыболовных снастей

Практически все узлы рассчитаны для надежного крепления крючка к леске. Штыковый узел включает в себя пару полуштыков, расположенных на цевье крючка. Существует так же узел «восьмерка», который ничем не отличается от обычной восьмерки. Как вариант, подойдут и такие узлы, как ступенчатый, тунцовый, роликовый, лососевый и другие.

Рекомендуется такой узел, как глухой узел. Для его исполнения нужно сформировать на леске или поводке петельку. После этого, петля заводится в ушко крючка и перебрасывается через крючок. В результате получится глухая петля. Подобный вид узла идеально подходит для вязания хлопчатобумажных лесок, а также для крепления грузил.

Это узлы, назначение которых сводится к украшению того или иного объекта. Как правило, они применяются в быту, для оформления подарков, штор и других функций. Подобные узлы характеризуются своеобразным названием, например, турецкий узел, королевский узел и другие. Кроме них, существуют еще трехпетельные, четырехпетельные и кордовые узлы. На примере турецкого узла можно определиться, как правильно вязать подобные узлы. Веревка ложится таким образом, чтобы две петли легки одна на другую. Чуть правее делается третья петля, веревка которой проводится под и над лежащими двумя петлями. Потом вяжется четвертая петля, которая располагается чуть ниже, но правее остальных петель. После этого делается последняя петля вначале предмета и затягивается. В результате должен получиться турецкий узел.

Надежность различных узлов

Как правило, самые крепкие и надежные узлы используются рыбаками, для крепления снастей. Самыми крепкими узлами считаются узлы «удав» и «питон». Даже самый простой узел, на ряду с такими узлами, как «восьмерка» или «несвери», считается одним из надежных. Как правило, сложные и замысловатые узлы рыбаками не используются, так как их надежность находится под вопросом.

Поводок к основной леске можно привязать следующими способами:

  1. На основную леску одеваются отрезки кембрика, после чего с помощью петли, поводки крепятся к ним.
  2. Каждый поводок комплектуется вертлюжком с карабином, с помощью которых и осуществляется крепление.
  3. Крепление способом «петля в петлю».
  4. Использование обычных пуговиц для крепления поводков.
  5. Крепление с помощью проволочного отвода.
Как завязывать узлы. 38 надежных испытанных узлов

Узел - это одно из древнейших изобретений человечества. Начиная с отдаленных времен, человек не может обойтись без веревок и умения вязать узлы. Но так ли уж важно в наше время знать, как завязывать узлы, ведь металл и синтетика обеспечивают нам надежное крепление самых различных предметов? Оказывается важно. В нашей жизни нужно уметь завязывать узлы на ботинках, связывать стопки книг, завязывать мешки, привязывать вещи к багажнику автомашины, натягивать и надежно привязывать веревки, надежно привязывать крючки к леске. А ведь подавляющее большинство людей имеет очень примитивное представление о том, как нужно завязывать узлы.

В этой небольшой книге вы найдете 38 узлов, которые могут оказаться полезными в самых различных ситуациях. Все эти узлы тщательно опробованы, для них приводятся схемы завязывания и пояснения к схемам, указываются области применения, существующие ограничения и недостатки. Если вы хотите узнать об узлах больше, то советую обратиться к замечательной книге Л.К. Скрягина "Морские узлы" (Москва, Транспорт, 1982 г.).

Изучение узлов требует времени и терпения. Возьмите тонкую мягкую веревку и сядьте с ней и книгой за стол. Начните изучать схему, двигаясь от коренного конца веревки к её ходовому концу, а потом в точности по схеме завяжите веревкой узел. Ходовой конец веревки - это её незакрепленный свободный конец, который передвигается при завязывании узла, коренной же конец веревки или закрепляется неподвижно, или остается неподвижным при завязывании узла. В книге ходовой и коренной концы обозначаются следующим образом:

После того как вы поняли схему, завяжите узел несколько раз, выбрав наиболее удобный для вас способ завязывания. Ведь один и тот же узел разные люди завязывают различными способами.

Неопытные люди удивительно легко забывают способ завязывания узла. Поэтому, если вы хотите постоянно применять какой-нибудь узел, то нужно завязать его много раз, доводя процесс завязывания до полного автоматизма. А потом нужно периодически снова повторять тренировку завязывания.

Из 38 узлов читатель выберет те, которые ему нужны. Но простейшие узлы должен знать каждый, как например, любой читатель должен овладеть бабьим и рифовым (прямым) узлами и ясно понимать разницу между ними.

Несколько слов о названиях узлов. Только некоторые из узлов имеют установившиеся названия. Если посмотреть, например, английскую литературу, то можно узнать, что один и тот же узел может иметь различные названия. Часто название узла изменяется в зависимости от способа его завязывания. Поэтому некоторые принятые в книге названия в какой-то мере условны, например, название узел "гриннер" представляет собой не перевод с английского языка, а передает собой звучание английского слова.

В конце книги вы найдете рекомендации общего характера. Но про одну рекомендацию вы должны помнить всегда. Если нужно использовать веревку или рыболовную леску из неизвестного материала, то испытайте на ней узел, который хотите применить. Ведь свойства узлов изменяются даже для веревки (лески) с одним и тем же материалом, но с разной толщиной.

И еще раз напомним, что только многочисленные тренировки и повторения приводят к успешному использованию узлов.

Простой узел

Это наиболее известный узел, схема завязывания которого показана на рисунках 1 и 2. После затягивания на веревке получается маленький узел, который трудно развязать. Простой узел сильно изгибает веревку, поэтому её прочность значительно уменьшается. Если у вас на рыболовной леске случайно образовался простой узел, то его следует удалить и связать леску другим узлом (например, змеиным узлом, см. с. 24).

В быту простой узел можно использовать как стопорный узел, чтобы веревка не выскальзывала из отверстия. Его также применяют на конце нитки, чтобы она не выскальзывала из материи, а также для предотвращения расплетания конца веревки.

Простым узлом можно очень легко и быстро связать две веревки (рис.3), однако потом узел трудно развязать. Кроме того, в месте соединения веревка ослабевает. Не применяйте простой узел для связывания синтетических веревок и лесок, он на них ползет.

Восьмерка

Схема завязывания восьмерки достаточно проста (рисунки 1 и 2). В отличие от простого узла он не ослабляет сильно веревку и сравнительно легко развязывается. Этот узел применяется как стопорный узел и как элемент других узлов.

Кровавый узел

Название узла имеет давнее происхождение. Его завязывали на конце плеток, которые в прошлом применялись для наказания матросов военного флота.

Чтобы завязать кровавый узел, сделайте петлю, обнесите ходовой конец несколько раз вокруг коренного конца (рисунки 1 и 2), а потом затяните узел. Получается аккуратный узел, который в результате утолщает веревку и используется как стопорный узел. Кровавый узел входит как составной элемент в ряд других узлов.

Бабий узел

Этот узел знает и пользуется им практически каждый человек. Обнесите ходовой конец правой веревки вокруг ходового конца левой веревки (рис.1), потом повторите эту операцию (рис.2) и, наконец, затяните получившийся узел (рис.3). Именно так многие люди завязывают узлы.

Этот узел может применяться на грубых веревках с большим трением. С давних времен женщины завязывают этим узлом концы головных платков.

Однако нужно помнить, что это ненадежный узел, при натяжении веревок этот узел легко скользит. Именно поэтому моряки с пренебрежением относятся к бабьему узлу.

Однако и этот узел можно сделать прочным. Завяжите сначала на ходовых концах веревок простой узел или восьмерку, а потом свяжите веревки бабьим узлом. Такой узел развязываться не будет.

Рифовый (прямой) узел

Посмотрите на схему завязывания этого узла (рисунки 1, 2, 3). На первый взгляд кажется, что мы опять получаем бабий узел. Однако приглядитесь внимательно к рисунках 2 и 3 и вы увидите отличие. Казалось бы такое небольшое изменение позволяет получить совсем другой, намного более прочный, чем бабий, прямой узел.

Однако нужно указать и на недостатки прямого узла. При большом натяжении связанных веревок, особенно при их намокании, он сильно затягивается. Прямой узел не очень надежен на синтетических веревках, а при рывке за один из ходовых концов в направлении коренного конца он легко развязывается.

Если вы хотите быть уверенными в прочности прямого узла, то завяжите, как и в случае бабьего узла, на ходовых концах простой узел или восьмерку.

Хирургический узел

Естественное развитие прямого узла с целью его укрепления - увеличение числа обносов ходовыми концами. Так получается более прочный по сравнению с прямым хирургический узел. При этом нужно следить за направлением обносов.

На рис. 1 обносы делаются против направления движения стрелки часов, если смотреть с коренной части левой веревки, а на рис.2 обносы делаются по часовой стрелке, если смотреть в том же направлении. Если направления обносов не менять на рисунках 1 и 2, то мы получим улучшенный бабий узел, не такой прочный как хирургический.

Хирургический узел легче завязывать, чем прямой, если веревка находится под натяжением, так как после завершения указанных на рис. 1 обносов ходовые концы не скользят, и могут быть завершены действия, указанные на рис. 2.

Быстроразвязывающийся рифовый узел

По существу, это тот же рифовый узел (см. с. 9), один из ходовых концов которого складывается вдвое. При рывке за конец сложенного ходового конца узел моментально развязывается. Этот узел широко применяется в быту, его часто называют узлом с одним бантиком. Однако надо помнить, что он не очень надежен.

Обратите внимание на прием сложения вдвое ходового конца (см. рисунки). С помощью этого приёма целый ряд узлов можно сделать быстроразвязывающимися.

Рифовый узел может использоваться для привязывания веревки к какому-нибудь предмету (например, к столбу). Читатель легко сможет это сделать, если разберется со схемами на рисунках 1 - 3.

Двойной рифовый узел

Здесь в отличие от предыдущего узла при второй серии оборотов оба ходовых конца складываются вдвое (рис. 2). Двойной рифовый также мгновенно развязывается, если потянуть за один ходовой конец (рис. 3). Он широко применяется для завязывания шнурков ботинок, веревок, им завязывают банты, свертки, коробки. Однако и он не всегда надежен, поэтому его в серьезных ситуациях лучше не применять.

Ткацкий узел

Если вы хотите надёжно связать две верёвки, даже если они отличаются по толщине, то пользуйтесь ткацким узлом (см. рисунки). Это классический узел, который легко развязывается, для чего достаточно сдвинуть петлю левой веревки вдоль коренной части правой веревки. Однако на леске он скользит, поэтому ткацкий узел нельзя применять для связывания лески.

Водяной узел

Сложите две веревки ходовыми концами друг другу навстречу и начните завязывать простой узел (см. с. 6). Однако сделайте не один оборот, а два (см. рисунок). После затягивания получается очень прочный узел, даже если веревки имеют разный диаметр. Этот узел очень трудно развязать, поэтому он применяется для постоянного соединения верёвок. К сожалению, при завязывании этого узла через петлю приходится протягивать короткий ходовой конец одной верёвки и длинный коренной конец другой верёвки, поэтому связывать им длинные верёвки неудобно.

Этот узел широко применяется рыбаками для крепления поводка к основной леске. Если вы хотите усилить крепление, то увеличьте число оборотов с двух до четырёх. Важная особенность водяного узла: он практически не ослабляет леску и хорошо связывает лески разного диаметра.

Простой полуштык

Простой полуштык - это широко применяемый узел. Его схема (см. рисунки) проста. Сам по себе этот узел непрочен, но он входит как элемент во многие узлы.

Простой штык

Простой штык состоит из двух одинаковых полуштыков (рис. 1). Обратите внимание на то, чтобы направление обноса в обоих полуштыках сохранялось (на рис. 1 ходовой конец обносится против направления стрелки часов, если смотреть с коренной части), так как тогда получается более прочный узел. Не имеет смысла применять более трех полуштыков, так как большее количество полуштыков обычно не усиливает узла. Простой штык применяется очень часто, например для крепления грузов к багажнику автомобиля. Если ходовой конец в простом штыке прикрепить к коренному концу (рис. 2), то такой узел не затягивается. Тогда он может применяться при наличии сильной тяги, например, для крепления якорей.

Коровий узел

Надежный широко применяемый узел (рис.1). Если вам нужно как следует натянуть веревку, то такой узел отлично помогает сделать это. Обычно он хорошо держит тягу. Но если вы хотите быть полностью уверены в прочности коровьего узла, то добавьте полуштык (рис. 2). Коровий узел незаменим для автомобилистов: при привязывании вещей к багажнику этот узел с полуштыком надежно завершает процесс крепления. Правда, намокший под дождем коровий узел не всегда легко развязать. Чтобы этого не случилось, при завязывании полуштыка сложите ходовой конец вдвое (рис.3). Такой узел надежен и легко и быстро развязывается в любых условиях.

Выбленочныи узел

Один из широко известных узлов. Существует два способа его завязывания. Первый способ показан на рис.1.

Во втором способе образуются две петли (рис.2), после чего правая петля заносится за левую петлю и обе петли надеваются на предмет. Затем выбленочныи узел затягивается. Именно так иногда рыболовы крепят поплавок, предварительно смочив леску. Нужно помнить, что выбленочныи узел надежен лишь при постоянной тяге веревки.

Констриктор

Констриктор - один из наиболее сильно затягивающихся узлов. Он достаточно трудно развязывается. Поэтому часто констриктор используется один раз. Схему завязывания констриктора легко понять так (см. рисунок). Начните завязывать выбленочный узел, затем пропустите ходовой конец справа под правую петлю и получившийся узел затяните.

Констриктор можно сделать быстро развязывающимся узлом, если подводить под петли вдвое сложенный ходовой конец.

Помните, что после затягивания констриктора и ходовой и коренной концы веревки идут перпендикулярно к оси предмета, к которому крепится веревка.

Двойной констриктор

Этот узел сложнее описанного одинарного констриктора, он затягивается еще сильнее. С помощью одинарного или двойного констриктора можно очень туго завязать мешок, перетянуть резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, наложить на раненую руку жгут.

Питонов узел

Надежный и прочный узел, несколько напоминающий констриктор. Однако после его затягивания ходовой и коренной концы располагаются параллельно оси привязываемого предмета, в то время как в констрикторе перпендикулярно.

Питонов узел может применяться для привязывания крючков к леске, хотя для этой цели лучше пользоваться более надежными узлами (см. с. 23, 26).

Глухая петля

Пусть на конце веревки завязана фиксированная (незатягивающаяся) петля (см. например, с. 20). Тогда с помощью этой петли можно образовать так называемую глухую петлю.

Рыболовы пользуются глухой петлей для быстрого привязывания блесны. Для этого нужно завести фиксированную петлю в ушко блесны и протянуть её переднюю часть на ближнюю к нам сторону блесны (рис. 1). Затем переднюю часть нужно спустить вниз (рисунки 2 и 3). Такая петля легко развязывается в обратном порядке.

Иногда её называют бирочной петлёй, так как она используется для связывания и хранения предметов с отверстием.

Беседочный (булинев) узел

Показанный на рисунке беседочный узел - это знаменитый классический узел, известный египтянам и финикийцам ещё за 3000 лет до нашей эры. В английской литературе его иногда именуют королем узлов. Беседочный узел легко вяжется, не портит веревки, не скользит и, если это нужно, легко развязывается. Единственный его недостаток заключается в том, что он несколько ослабляет леску. Тем не менее некоторые рыболовы применяют его для завязывания фиксированной (незатягивающейся) петли.

Беседочный узел незаменим для автомобилистов при буксировке или вытягивании автомобиля из кювета. Автомобилисты могут использовать его для привязывания вещей к багажнику следующим образом. Сначала завяжите на одном конце веревки с помощью беседочного узла небольшую петлю. Затем обнесите эту петлю вокруг стержня багажника и пропустите в нее другой конец веревки. Так получается надежное крепление веревки к багажнику, которое потом легко развязывается. Завершать привязывание вещей к багажнику следует с помощью коровьего узела (см. с. 15).

Простая петля

Это самая простая из незатягивающихся петель: сложите вдвое ходовой конец веревки, как показано на рисунке и завяжите им простой узел. Простая петля может применяться и на синтетической веревке, она прочна и не меняет своих размеров. Однако она сильно ослабляет веревку. Бели вы попробуете применить её на леске, то леска даже при сравнительно малом натяжении оборвется на узле простой петли. Поэтому рыболовам следует пользоваться рыбацкой петлей. Кроме того, следует помнить, что простую петлю очень трудно развязать.

Рыбацкая петля

Сложите вдвое ходовой конец лески и начните завязывать простой узел. Однако сделайте не один оборот, а два (см. рисунок). Таким образом завязывается очень прочная не изменяющая размеров петля. Эту петлю развязать очень трудно, поэтому она обычно применяется рыболовами для завязывания на конце лески постоянной петли. Петля с двумя оборотами все же несколько ослабляет леску. Бели вы хотите избежать такого ослабления, то сделайте больше оборотов (четыре или пять).

Английская петля (рыбацкий огон)

Английскую петлю можно завязывать как на конце, так и на середине веревки. При затягивании нужно сблизить получившиеся узлы.

Эта петля может применяться на леске, однако она не столь надежна как рыбацкая и несколько ослабляет леску.

Простой бегущий узел

С помощью простого бегущего узла образуется затягивающаяся петля. Для этого сделайте петлю и протяните через неё коренную часть веревки (рис. 1). Образовавшаяся петля (рис. 2) затягивается, если потянуть за коренную часть. Узел можно завязать в любой части веревки. С его помощью можно затянуть мешок или привязать веревку к какому-нибудь предмету.

Развязывающийся простой бегущий узел

Простой бегущий узел можно превратить в быстроразвязывающийся узел. Для этого нужно сложить ходовой конец вдвое и ввести его в образующуюся петлю (рис.1). Образующаяся петля затягивается, если потянуть за коренной конец веревки. Она легко развязывается, если потянуть за ходовой конец. Это очень распространенный узел, им можно привязать, например, лодку. Чтобы узел случайно не развязался, просуньте ходовой конец в петлю (рис. 2). На леске этот узел ползет, поэтому его применять нельзя.

Узел гриннер

Один из наиболее подходящих узлов в случае, если требуется прочно привязать веревку или леску к какому-нибудь предмету. Схема завязывания этого узла ясна из рисунка. Рыболовы этим узлом часто привязывают блесну к леске. Им можно также привязывать к леске крючок с ушком. Этим узлом можно надежно привязать леску к катушке спининга. Узел гриннер развязать очень трудно.

Улучшенный захватный узел

Простой, прочный узел для привязывания веревки или лески к какому-нибудь предмету. Схема завязывания этого узла ясна из рисунка. Для привязывания лески нужно обязательно, как показано на рисунке, пропустить ходовой конец через большую петлю, иначе узел получится непрочный. Этот узел рыболовы используют для привязывания блесен и для привязывания лески к катушке спининга. Улучшенный захватный узел развязать очень трудно. Так как он практически не ослабляет леску, то его можно использовать для привязывания крючка с ушком к леске.

Паломарский узел

Этот надежный узел можно использовать для привязывания крючков с ушком или блесен к лескам любого типа. Из рисунка видно, что он завязывается легко. Этот узел удобен для привязывания лески к катушке спининга.

Змеиный узел

Один из лучших узлов для связывания лесок одинакового диаметра. Схема его завязывания ясна из рисунков 1 и 2. После затягивания получается симметричный компактный узел.

Его можно применять и для связывания веревок, однако нужно помнить, что змеиный узел развязывается с трудом.

Не применяйте этот узел для связывания лесок разного диаметра, такое соединение ненадежно.

Узел олбрайт

Хороший надежный узел для связывания лесок разного и одинакового диаметра. При наматывании тонкой лески на сложенный ходовой конец толстой лески следите за тем, чтобы витки не пересекались и аккуратно ложились друг к другу. Узел олбрайт
развязывается с трудом.

Узел двойной гриннер

Для надежного связывания двух лесок разного или одинакового диаметра пользуйтесь узлом двойной гриннер. Сначала завяжите гриннер правой леской на левой леске (рис. 1), потом завяжите гриннер левой леской на правой леске (рис. 2). Затяните получившиеся узлы и сблизьте между собой.

Ступенчатый узел

Прочный узел для привязывания крючка без ушка к леске. Однако часто рыболовы упрощают этот узел, не делая показанных на рисунке двух первых оборотов вокруг крючка. Такой вариант привязывания крючка также достаточно надежен.

Морской узел

Широко распространенный надежный узел для привязывания крючка без ушка к леске. Можно пользоваться и для крючка с ушком, тогда перед завязыванием узла нужно ходовой конец лески пропустить через ушко. Этот узел широко используется рыбаками на море.

Поводок с восьмеркой

Надежный способ крепления поводка к основной леске. Сначала образуйте восьмерку на основной леске. Затем пропустите через восьмерку поводок и привяжите его к основной леске и затяните восьмерку. Строго следуйте схеме, указанной на рисунке, тогда привязанный поводок будет отклоняться от основной лески.

Улучшенный стопорный узел

Хороший стопорный узел для остановки поплавка при дальних забросах. Приложите к основной леске иглу и намотайте стопорную леску вокруг основной лески и иглы по указанной на рисунке схеме. Затем вставьте конец стопорной лески в ушко иглы и вытяните иглу со стопорной лески в направлении острия иглы. Снимите иглу и туго затяните узел за концы стопорной лески. После этого отрежьте лишние концы.

Удавка с полуштыками

Удавка с полуштыками применяется для подъема и перемещения бревен и других предметов цилиндрической формы. Способ завязывания удавки без полуштыков показан на рис. 1 и 2, с полуштыками - на рис. 3. Этот узел используется лесорубами, поэтому его называют также бревенчатым узлом.

Удавка с полуштыками представляет собой прочный и надежный узел, который сильно затягивается, а после использования легко развязывается. Сначала делают два полуштыка, показанные на левой части рис. 3, а потом завязывают удавку, которую нужно завязывать немного в стороне от середины бревна. Перед перемещением слабина между полуштыками и удавкой должна быть выбрана. Важно также расположение полуштыков, они должны быть в той стороне от удавки, в которую направлена тяга. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков опасен.

Эскимосская петля

При натягивании тетивы лука требуется изменять размер петли, для этой цели используется эскимосская петля. Сначала завязывается петля (рис.1), напоминающая простой бегущий узел (см. с. 21). Однако в отличие от простого бегущего узла здесь при изменении размера петли движется ходовой конец веревки, а не коренной конец. Далее ходовым концом натягивается тетива и им же завязывется полуштык (рис. 2). Эскимосская петля может использоваться в различных ситуациях для натягивания веревки.

Рыбацкий штык (якорный узел)

Привязывание узла к якорю - одна из ответственных операций в морском деле. Узел, показанный на рисунках 1 и 2, проверен морской практикой, он признан моряками как самый надежный узел крепления каната к якорю.

Рыбацкий штык (якорный узел) очень похож на простой штык (см. с. 14). При его применении нужно прикреплять ходовой конец к коренному концу. Тогда рыбацкий штык не затягивается и прочно держит даже при очень сильной тяге.

Узел успеха

В Японии этот узел символизирует успех. Сложите на столе веревку по указанной на рисунке схеме. Затем начните медленно тянуть веревку по направлениям, указанным стрелками. Следите за тем, чтобы ходовой конец, который будет поворачиваться вниз, не выскользнул из петли. Осторожно помогайте затягивать узел обеими руками. В результате получается оригинальный узел, с одной стороны образующий крест, с другой - квадрат.

  1. Многие узлы можно сделать быстроразвязывающимися, если в конце узла ходовой конец сложить вдвое.
  2. Многие узлы можно сделать более надежными, если на ходовом конце завязать или простой узел или восьмерку, которые препятствуют выскальзыванию ходового конца.
  3. В новых условиях или в случае применения веревки (лески) из незнакомого материала узел до применения следует тщательно испытать.
  4. Хорошие узлы имеют опрятный и аккуратный вид.
  5. Чем больше оборотов имеет узел, тем более он надежен.
  6. Если узел выглядит сомнительно, то его нужно перевязать, а на рыболовной леске вырезать.
  7. Узлы нужно затягивать неторопливо и осторожно, резкие рывки ослабляют узлы.
  8. Узлы на рыболовной леске перед затягиванием нужно смачивать.
  9. Концы узлов на рыболовной леске следует аккуратно подрезать. Не пользуйтесь при этом тупым ножом или огнем, которые ослабляют узел.
  10. Постоянно тренируйтесь в завязывании узлов. Результаты тренировок скажутся, когда узел нужно применить в реальной ситуации.

Морские узлы — это своего рода искусство, которое берет свое начало в период появления мореходства. И на сегодняшний день данное искусство не теряет своей актуальности. Обладать навыкам вязки морских мусингов должен абсолютно каждый человек, который решает совершить путешествие по морским просторам. В независимости от того каким видом морского транспорта вы обладаете, будь то яхта или небольшая лодка.

Необходимо учитывать то, что ваш мусинг должен быть очень прочным и надежным, так как от него зависит сохранность вашего груза. И обязательно должен быть прикреплен именно так, чтобы вы были в состоянии его легко развязать в нужный момент. Всем новичкам требуется знать несколько основ:

  1. Неподвижный крепеж, который находится на конце троса, называется коренным.
  2. Незакрепленный конец, который начинает свободно двигаться при вязании, называется ходовым.

Кроме этого также имеется и английская терминология:

  1. KNOT – это мусинг, который закрепляет ходовой конец с коренным.
  2. BEND – это мусинг, который прикрепляет ходовой конец с двумя торсами и соединяет его в один.
  3. HITCH – это мусинг, который прикрепляет ходовой конец к любому предмету.

Новичкам, конечно же, будет немного трудно, но если запомнить вышеперечисленное, то в дальнейшем изучение данного искусства не покажется таким трудным.

Основные морские узлы

Имеются порядочное количество самых главных узлов, их следует знать всем мореплавателям:
Беседочный мусинг. Восьмерка. Геркулесовский (прямой, турецкий)мусинг.
Сперва-наперво необходимо запомнить именно беседочный тип. Он очень универсален, так что без проблем подойдет для страховки и швартовки. Наиболее надежным способом является связывание двух торсов данным узлом. Его достоинством являются:

  • Простота вязки.
  • Легкость развязки.
  • Он совершенно не имеет свойства скольжения.
  • Высокий уровень надежности.
  • Мусинг восьмерка является самым стандартным морским узлом. Свое название он получил из-за формы, который напоминает цифру восемь. Он предоставляет собой вязание нескольких узлов.
  • Применяется в основном для закрепления.
  • Он очень легко завязывается
  • Просто развязывается.

Самым древним из всех узлов является прямой. Еще в период древней Греции его прозвали геркулесовым. Благодаря ему связываются два торса имеющие одинаковый диаметр. Он часто применяется, но, увы, является не самым надежным. Данный мусинг имеет неприятное свойство сползания по тросу.

Кроме этого он сильно затягивается при значительных нагрузках, а также намокании. Самое главное чаще совершенствовать свои навыки, ведь именно практика поможет вам в освоении данного искусства.

Как завязывать морской мусинг?

Снизу будет перечислено несколько способов вязание морских узлов. Морской мусинг как завязать? На первый взгляд это может показаться немного трудным занятием, но если быть внимательным и терпеливым, то у вас, несомненно, все получится.

Беседочный мусинг

Сделайте снизу и сверху петлю. Протяните через нее ходовой конец, а после пропустите его позади корневого конца и проденьте в петлю. Ходовой конец обязательно должен находится в другом силке. Затем остается только как можно туже затянуть его.

Восьмерка

Обведите ходовой конец вокруг корневого, а после вытяните его поверх него. Должна образоваться стандартная петля. Требуется пустить в нее ходовой конец, предварительно заведя его за себя. Завершающим действием является прочная затяжка.

Прямой мусинг

Закрепить данный мусинг не составит никакого труда. Для начала необходимо провести один ходовой конец в одну сторону, а второй в противоположную. Благодаря многочисленным схемам морских узлов можно легко научиться. Они довольно просты, поэтому понять их будет совершенно не трудно.

Также имеются и другие виды узлов, которые пригодятся вам. Существуют не затягивающиеся и затягивающие узлы. Существуют ещё и узлы для рыболовных снастей. Их часто можно встретить во время рыбалки. Рыбаки применяют их для ловли добычи. Кроме них имеются и узлы, служащие для декора. Благодаря таким узлам вы без проблем сможете украсить свой дом в настоящем морском стиле. К подобным узлам относятся:

  1. Королевские.
  2. Трехпетельные.
  3. Кордовые. Турецкие (то есть прямые узлы).

Чему равен морской мусинг?

Вычисление расстояния на море между пунктами пути, который проходит морской транспорт, имеется величина, получило название морская миля. Она состоит из средней длины дуги и одной минуты земного меридиана.

Узелок – это линейная скорость, которая состоит из одной м/ч. Он имеет широкое применение в мореходной, а также авиационной практике.
Морской мусинг в километры. По стандарту один мусинг равен 1,8 километров в час.

История узлов

Древние узлы были обнаружены в Финляндии. По исследованиям стало ясно, что они относятся к позднему каменному веку. Конечно же, навык вязание узлов пришло к нам намного раньше, но материальные доказательства тому, к сожалению, не сохранились до наших времен.

Работая с ними человек того века создавал различного рода изделия, которые помогали ему в хозяйстве. Кроме этого они также применялись в создании различных аксессуаров. Также узлы по мнению людей того времени имели магическую силу.

Как говорилось раннее, в древней Греции прямой мусинг имел широкое применение. Они делали из него талисман и носили на шее, считая, что он сможет защитить его обладателя. Кроме этого, он также применялся и в медицине. С помощью него греки перевязывали раны пострадавшим.
Они имеют большое количество интересных легенд и историй.

Практически все узлы не забыты и дошли до нас в целости и сохранности. Во время раскопок находились остатки разных упряжек, элементов одежды, аксессуаров, разного рода оружия труда, а также несколько видов узлов. Но абсолютно все были известны и на нынешний день.

Но большой толчок дало развитие парусного флота. Благодаря ему мы смогли создать ещё больше узлов, которые не имели никаких лишних элементов. История их очень богата и по ней мы можем узнать, как жили наши предки. Каких высот они достигли в подобном искусстве.

Представить себе охотника, путешественника или даже садовода, который не использует в процессе своей деятельности веревку, практически невозможно. Да и в повседневной жизни зачастую может пригодиться мастерство вязания различных узлов. Однако чаще всего умение человека ограничивается весьма скудным представлением о способах вязания.

Для того чтобы научиться вязать морские узлы, вам понадобится совсем немного – веревка и терпение. Веревка должна быть выполнена из натурального материала, быть достаточно мягкой и не слишком толстой. Внимательно рассмотрите предложенную схему и шаг за шагом попробуйте завязать узел. Не думайте, что завязав несколько раз, вы станете мастером. Новички очень быстро забывают схемы плетения новых узлов. Поэтому практикуйтесь постоянно, попробуйте довести свои действия до автоматизма. Главное – запомните последовательность операций, а не название узла, поскольку лишь малая часть имеет установившиеся названия, остальные варьируются в зависимости от источника. На сегодняшний день известно около пятисот различных способов вязания узлов. Самый распространенный имеет название “простой”. Прежде чем приступить к вязанию, запомните, что свободный конец веревки (тот, который вы будете привязывать) называется ходовым, а длинная часть зовется коренным концом. Чтобы выполнить простой узел, скрутите петлю на окончании веревки и проденьте в нее ходовой конец. Затяните. Вы получите небольшой узелок, который трудно устранить. Несмотря на свою простоту, он практически вдвое уменьшает прочность веревки. Если на рыболовной снасти случайно завязался простой узел, то его следует обрезать и заменить леску или завязать концы другим подходящим узлом.


В быту таким способом легко связать две веревки, за исключением синтетических, так как на таких материалах он ползет. Поэтому вместо простого узла лучше использовать так называемую “восьмерку”. Несмотря на небольшое отличие в исполнении, восьмерка не оказывает разрушительное действие на бечевку и относительно легко развязывается. Она применяется для ограничения движения веревки, а также часто используется в качестве элемента некоторых более сложных узлов. Для соединения двух веревок в быту или в профессиональной деятельности стоит выбрать прямой узел. Он также известен под названием “рифовый”. Этот узел имеет хорошие характеристики относительно прочности, а также не повреждает веревку. Чтобы добавить узлу надежности, перед его исполнением завяжите на каждом ходовом конце простой узел, а лучше – узел-восьмерку. К сожалению, прямой узел имеет и ряд недостатков: при попадании воды его практически невозможно развязать, но при этом он имеет малую надежность на ненатуральных веревках. Он легко развязывается, что может быть как достоинством, так и недостатком. Для этого необходимо потянуть за любой ходовой конец по направлению к коренному. Чтобы укрепить рифовый узел, достаточно увеличить количество оборотов шнура его ходовыми концами. После таких манипуляций получается прочный узел, получивший название хирургического. Главная хитрость при выполнении – следить за направлением каждого витка. На предложенной схеме: первый пункт – обносы осуществляются против часовой стрелки (относительно коренного конца веревки, которая находится слева). Второй пункт – меняем направление, и обносы выполняются уже по часовой стрелке. При упущении из виду этой тонкости в результате ваших усилий получится не хирургический узел, а слегка усовершенствованный бабий, который намного уступает в надежности. Хирургический узел рекомендуется применять на натянутых канатах. Причина очень проста: после выполнения первого пункта схемы вы закрепляете ходовые концы, а значит, совершать все последующие действия становится намного проще.


Научиться завязывать элементарные морские узлы очень просто, главное – точно запомнить пошаговую схему каждого.

Завязывание узлов на веревке для практического использования в различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений человечества. Связывающие, затягивающиеся, стопорящие, быстроразвязывающиеся, незатягивающиеся и многие другие морские узлы , придуманные человеком тысячелетия назад и верно служащие нам сегодня, поистине гениальны своей надежностью и простотой.

Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, широко был распространен в быту древних греков и римлян. Его изображение часто встречается на осколках ваз и кувшинов в виде их ручек. Он украшал жезл древнеримского бога Меркурия – покровителя торговли и назывался Nodus Hercules – геркулесовым узлом, так как этот древний герой носил шкуру убитого льва, передние лапы которого связывал на груди этим уз. Древние римлянки геркулесовым уз., завязывали пояса своих туник.

Изобретателями самых хитроумных и надежных узлов оказались моряки. Ведь именно им, а не постоянным обитателям суши приходилось иметь дело с веревками гораздо чаще.

Появившийся более шести тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались реи и паруса... А если вспомнить устройство большого парусного судна начала нашего века, например четырёхмачтового барка “Крузенштерн”, то это – десятки тысяч метров всевозможных снастей, сотни блоков, талей и пр.

В основе оснастки судна с любым парусным вооружением всегда лежали морские уз., а механика управления парусами строилась на тросах и блоках. От каждого члена экипажа парусного судна требовалось безукоризненное знание такелажного дела: умение сращивать концы, делать сплесни, огоны, бензели, кнопы, мусинги, плести маты, шить и ремонтировать паруса. Каждый матрос обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных морских уз., причем делать это зачастую впотьмах во время шторма на многометровой высоте. Искусств о вязания морских узлов моряками было доведено до совершенства. Ведь от этого зависела безопасность судна под парусами.

К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 морских узлов, не считая кнопов, мусингов, различных оплеток и пр.

Как возникли в нашем языке названия морских узлов?

Исторически сложилось так, что многие из них пришли к нам из английского и французского языков ещё в середине XVII в. Во времена парусного флота моряки пользовались примерно сотней различных морских уз., которые имели конкретные наименования. Названия морских узлов, применяемых в различных странах, по преимуществу - английские, причем многие имеют одновременно два - три, а некоторые пять - семь названий, что вносит определенную путаницу.

Многие морские узлы получили свое название от снастей, на которых они применялись, например шкотовый, фаловый, выбленочный, гинцевый, или по названию предметов, к которым они вязались, – сваечный, гачный, шлюпочный, бочечный, топовый и др. Некоторые морские уз., в своем названии содержат национальный признак, например: испанский (беседочный), французский (топовый), фламандская петля, турецкий уз., и пр. Однако узлов, носящих названия стран, в морском деле немного, так как все морские уз., можно считать изобретением интернациональным и весьма древним. Ведь даже лучший из всех морских уз., беседочный, известный еще 5000 лет назад в Древнем Египте, был придуман финикийцами.

С появлением пароходов, которые менее чем за столетие вытеснили с морских дорог парусные суда, исчезла для моряков необходимость знать множество уз. Искусство вязать узлы исчезало вместе с парусниками. И если еще в середине прошлого века доведенное до совершенства умение вязать морские уз., расценивалось всего - навсего как ремесло матроса, то в наши дни это редкость, ушедшее в прошлое и почти забытое искусство

Чтобы легче было ориентироваться в сложных переплетениях узлов с их концами, открытыми и закрытыми петлями, обносами, шлагами и штыками, прежде всего следует разобраться в толковании основных понятии и терминов, применяемых сегодня на флоте.

Элементы морских узлов

а - коренной конец; б - ходовой конец: в - петля (открытая); г - колышка (закрытая петля); в - полуузел; е - обнос; ж - шлаг.

КОРЕННОЙ КОНЕЦ - конец троса (снасти), закрепленный неподвижно; либо остающийся неподвижным при вязке узла, противоположен ходовому концу.

ХОДОВОЙ КОНЕЦ - незакреплённый, свободный конец троса, который движется (ходит) при вязке узла; с его помощью выбирают снасть.

ПЕТЛЯ (открытая) - ходовой (или коренной) конец троса, изогнутый вдвое таким образом, что он не перекрещивается с самим собой.

КОЛЫШКА (закрытая петля) - петля, выполненная ходовым или коренным концом троса так. что трос перекрещивается сам с собой; род узла для укорачивания троса.

ПОЛУУЗЕЛ - одинарный перехлёст двух различных концов (коренного и ходового) одного и того же троса, или двух концов различных тросов.

ОБНОС - обхват тросом какого-либо предмета (рангоутного дерева, пала, кнехта, баллера шпиля и пр.). выполненный таким образом, что оба конца его не перекрещиваются.

ШЛАГ - полный (360°) оборот троса вокруг какого-либо предмета (рангоутного дерева, другого троса, рыма, скобы, гака, барабана лебедки, баллера шпиля и пр.), выполненный так. что после этого ходовой конец направлен в противоположную сторону. Шлагом также называется петля троса, убранного в бухту или намотанного на вьюшку.

ПОЛУШТЫК - обнос тросом какого-либо предмета с последующим перекрещиванием тросом своего коренного конца прямым узлом, без пропускания в образовавшуюся закрытую петлю.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека