И зависимость от игр является. Компьютерные игры и виртуальная реальность

Компьютерная игровая зависимость: главные признаки

Статья содержит ответы на вопросы. Что такое компьютерная зависимость? В чем опасность компьютерной зависимости? Как формируется компьютерная зависимость? Основные признаки компьютерной зависимости. Это касается компьютерной игровой зависимости — зависимости от компьютерных игр.

Цель - открыть правду и уберечь от ошибок, которые будут дорого вам стоить . Те, для кого компьютерная зависимость — не просто слова, знают, как нелегко спасти своего близкого, порой — невозможно. Материалы основаны на фактах, подтвержденных личным опытом и других людей. Тема объемная, ниже навигация по разделам.

Прочитайте ее полностью, потому что здесь нет лишней информации.

Что такое компьютерная зависимость?

Компьютерная зависимость - особый вид взаимоотношений между человеком и компьютером. Специфическая эмоциональная привязанность человека к техническим средствам.

Другое название явления — игровая аддикция.

Будучи поведенческой зависимостью, компьютерная зависимость сопровождается моделью поведения, в которой:

  • нарушается или полностью отсутствует контроль за игровым поведением — человек не может или ему трудно самостоятельно перестать играть или отвлечься на другие занятия;
  • видеоигры имеют более высокий приоритет перед любыми другими интересами или повседневными задачами;
  • продолжение или эскалация (увеличение) игровой активности, несмотря на негативные последствия , которые УЖЕ наступили. Портятся отношения внутри семьи, «едет» успеваемость. Некоторые теряют работу или упускают возможности карьерного роста, но продолжают играть в компьютерные игры.

Человек стремится к тому, чтобы заполнить все свое свободное время компьютером: играми, социальными сетями, просмотром видео и прочим. Ключевое слово - «стремится», потому что в данный момент могут быть обстоятельства, которые препятствуют делать то, что хочется, и наслаждаться компьютерными играми в полной мере.

Детям «мешает» школа и родители, взрослым - их дети, работа и взятые обязательства. Подобные факторы могут сдерживать геймера от срыва лишь на начальной стадии развития проблемы.

Если помехи отпадут, человек может запросто потеряться в виртуальном мире, а вытащить его оттуда будет очень непросто.

Довольно ёмко и страшно термин «зависимость» описала Американская ассоциация наркомании :

хроническое расстройство головного мозга, мотивации, памяти и связанных с ними систем. Дисфункция в этих центрах приводит к характерным биологическим, психологическим, социальным и духовным проявлениям. Выражается патологическим стремлением к обладанию объектом зависимости.

Любую зависимость сопровождают:

  • неспособность воздерживаться;
  • ухудшение контроля над поведением;
  • тяга к объекту зависимости (ломка);
  • уменьшение для зависимого человека значимости возникающих проблем. Приводит к тому, что проблемы либо решаются долго, либо вообще не решаются;
  • трудности с межличностными отношениями, нездоровая эмоциональная реакция в случае покушения на объект зависимости.

Это справедливо для зависимости от компьютерных игр.

Игровая аддикция может проявляться с различной силой (степенью тяжести). Может менять свое состояние: войти в ремиссию (временное затухание признаков зависимости) или спровоцировать рецидив.

Если бывший геймер после перерыва возвращается обратно в игры, часто это приводит к так называемому компьютерному игровому запою .

Полагаем, значение слова «запой» вы знаете.

Согласно мнению официальной медицины, без лечения или участия в восстановительных мероприятиях зависимость прогрессирует и может привести к инвалидности или преждевременной смерти.

В чем опасность компьютерной зависимости?

Компьютерная зависимость - это то, что постепенно сводит присутствие человека в реальном мире к нулю. Необязательно человек перестанет выходить на свежий воздух (но тоже часто бывает).

Зависимый от видеоигр человек утрачивает желание и возможность изменять реальность вокруг себя.

Постепенно исчезает мотивация к проживанию реальной жизни.

Социальные роли, ответственность за свои решения - все это затмит компьютер.

Зависимый от компьютера человек теряет самое ценное в жизни - время.

Видеоигры задумывались как способ развлечения. Таковыми они и являются — вид развлечений. Компьютерная зависимость приводит к тому, что значимость компьютера переоценивается, а человек вместо использования гаджета по назначению, подстраивает свою жизнь под него .

Постепенно формируется искаженное представление наполненности жизни, в котором все сводится к тому, чтобы развлекаться (читай, играть).

Любая свободная минута должна быть потрачена на игру — то есть на развлечение.

Здравомыслящий человек понимает, что жизнь не состоит из развлечений. Но не понимает компьютерный игроман.

Другая опасность компьютерной зависимости кроется в непонимании ее природы и причин, почему она сформировалась.

На определенной стадии развития проблемы с ней очень трудно справиться.

Человек борется самостоятельно или ему помогают близкие — не имеет значения. Люди не знают, с кем им предстоит бороться.

Даже современная медицина не до конца понимает, что происходит, и как это можно лечить. Думая что в этом ничего страшного нет, люди бездействуют до момента, когда терпеть подобное поведение становится невозможно. Тревогу бьет не сам геймер, а его близкие.

Как формируется компьютерная зависимость?

Три причины, почему компьютерная зависимость, как явление, вообще, существует:

  1. Компьютерные игры разрабатываются, чтобы приносить прибыль. Для выполнения обязательств перед инвесторами, компании делают продукт, который, как минимум , должен нравиться и увлекать.
  2. Отсутствие знаний о потенциальной опасности видеоигр. Непонимание условий, в которых она раскрывается.
  3. Отсутствие контроля за временем, проводимым за компьютерными играми.

Формирование компьютерной зависимости обусловлено отсутствием контроля за временем.

Родители не придают значения, рассматривая компьютер как безобидную и даже полезную игрушку для детей. Дети находятся под присмотром цифровой «няни».

Если мы перестаем следить за временем, проводимым за компьютерными играми, процесс запустится.

Возникает интерес, затем появляется увлечение, которое постепенно превращается в потребность или привязанность к играм.

Много факторов, которые могут стать «катализаторами» компьютерной зависимости: стресс, разочарование в себе или партнере, неудачи в жизни и прочее. Они так или иначе связаны с негативными переживаниями в реальной жизни, что делает ее менее привлекательной, чем виртуальный мир.

Не путайте их с причинами появления и развития компьютерной зависимости.

Указанные факторы не являются первостепенными причинами, но часто помогают сформироваться зависимости.

Самая распространенная ошибка

Компьютер есть почти в каждом доме. Он завоевал доверие. Многие не видят причин, чтобы переживать по поводу частого его использования для развлечений.

Общество находится на стадии, где чрезмерное увлечение компьютером или интернетом не воспринимается как проблема. Это результат пропаганды, работающей во благо популяризации геймерского движения. Финансируется за счет компаний, производящих компьютерные игры.

Цель пропаганды — приобщить максимальное количество людей к компьютерным играм.

Но.

Компьютерная зависимость — бомба замедленного действия. Когда она сработает — никто не знает.

Чтобы понять, к чему мы движемся, достаточно посмотреть на опыт зарубежных стран, которые уже несколько лет ведут борьбу с компьютерной зависимостью.

Официальная медицина признает компьютерную зависимость психическим расстройством. ВОЗ это уже сделала, осталось дождаться вступления в силу новой редакции классификатора заболеваний и обновить отечественные списки болезней.

Исследования феномена компьютерной зависимости будут проводиться чаще и более предметно. За основу будет взят опыт США, Японии, Южной Кореи, Китая. Эти страны раньше наших столкнулись с указанным явлением.

Удалось ли им справиться?

То, что происходит за рубежом, вызывает смешанные чувства.

Уже созданы медицинские центры для лечения различных видов компьютерной зависимости. Центры работают, люди исцеляются и возвращаются к нормальной жизни. Конечно, не все и не всегда.

Но проблему они не решили. Популярность компьютерных игр, равно как и выручка компаний-разработчиков, продолжают расти.

Напоминает проблему табакокурения. Люди знают о вреде табака и возможных последствиях его курения. Знают о высоком риске формирования сильнейшей зависимости от курения. Несмотря на это, каждый человек имеет свободный доступ к яду (пусть и с определенного возраста).

В мире запущено много антитабачных кампаний. Но реальных и действенных мер борьбы (помимо повышения стоимости сигарет, ограничения на сбыт и маркировки на сигаретных пачках) практически никто не принял.

Максимум, чего можно будет добиться — обязать производителей видеоигр маркировать свои продукты предупреждающими надписями «продукт может вызывать привыкание» .

Пока компьютерные игры маркируют лишь возрастной меткой (0+, 12+, 18+).

Подводя итог зарубежному опыту.

Интересны масштабы пропасти между доступностью видеоигр и лечения от компьютерной зависимости:

  • множество игр бесплатные или стоят небольших дене г (800-1500 рублей).
  • лечение от компьютерной зависимости стоит в 60 — 100 раз больше, чем сама игра , которая и привела к зависимости.

В итоге, люди, попавшие в ловушку, остаются наедине со своей проблемой. Каждый может позволить себе видеоигру, но далеко не каждый — лечение в современном центре.

Главные признаки компьютерной зависимости и некоторые заблуждения

В сети можно найти десятки, и даже сотни разных признаков компьютерной зависимости. Многие являются косвенным сигналом о наличии проблемы. По одним тестам вы можете выявить одну форму или степень компьютерной зависимости, согласно другим - не обнаружить ее. Это наводит путаницу в головах людей.

Популярные заблуждения

Миф 1 . Компьютерная зависимость — не массовое явление.

Правда . В мире более 2 миллиардов геймеров. По данным Всемирной организации здравоохранения 3-4% из них борются с компьютерной зависимостью. Это более половины населения России! А сколько не осознают проблему или не имеют возможности для лечения?

Миф 2 . Видеоигры полезны.

Правда . Если рассматривать отдельно игровые механики, игры действительно могут улучшать некоторые показатели: скорость реакции, принятия решений и ряд прочих. Какой ценой?

Для развития любого навыка требуется время. Его нужно откуда-то изъять. Если больше времени уходит на развитие одних навыков, пропорционально будут страдать другие.

Компьютерная грамотность и компьютерные игры не имеют ничего общего, кроме слова «компьютерные».

Являясь средством развлечения, компьютерные игры полезны ровно настолько, насколько полезно коротать время в ночных клубах.

Миф 3 . Компьютерная зависимость может развиться только в случае психической патологии. Здоровому человеку это не грозит.

Правда . Любая зависимость может сопровождаться патологическими факторами.

Компьютерная зависимость может быть раздражителем для проявления признаков других психических патологий. Даже специалисты ВОЗ определили компьютерную зависимость как самостоятельное клиническое заболевание, существование и развитие которого не зависит от других нарушений психики.

Миф 4 . Компьютерной зависимости не существует, это преувеличение СМИ.

Правда . Нет доказательств надуманности компьютерной зависимости, кроме мнения отдельно взятого человека или группы людей. Подобного мнение чаще придерживаются геймеры, которые отстаивают свое увлечение.

Некоторые средства массовой информации действительно приписывают компьютерным играм все возможные грехи, что нагнетает моральную панику. Это имеет место быть, мы не одобряем подобных новостей. Но это не касается реальности проблемы.

Признаки компьютерной зависимости

Время, проводимое в видеоиграх

Возможно, зная количество времени, которое человек проводит за видеоиграми, определить наличие зависимости? Чаще всего, если человек проводит за играми много времени, это первый сигнал. Но не всегда это так.

Что такое много и что такое мало? Размытое понятие, представление о котором может значительно отличаться.

Ряд учёных даже 1 час игрового времени в день определяют как много. Поэтому опираться только на время не стоит.

Если фактическое игровое время относительно небольшое, не всегда можно расслабиться и выдохнуть.

Вместо количества проводимых за играми часов лучше узнать,какой смысл человек вкладывает в это .

Рассматривая явление с позиции свободного времени, компьютерная зависимость начинается, когда человек ищет свободное время, чтобы поиграть , вместо того, чтобы играть в свое свободное время.

Деперсонализация

Деперсонализация - медицинский термин, который обозначает расстройство самовосприятия. Собственные действия воспринимаются будто со стороны. Находясь в своем теле, человек почему-то не управляет им.

Когда сознание захвачено играми, реальная жизнь перестает приносить удовольствие, становится скучной и однообразной.

Чувствуя это, геймер пытается увеличить игровое время или найти новые игры, чтобы наполнить жизнь положительными эмоциями.

Пройдет немало времени, пока он поймет, что компьютерные игры поменяли его восприятие мира .

Мы строим планы, а жизнь вносит свои коррективы. Интересно, когда не знаешь, что тебя ждет. Зависимые от компьютерных игр не ждут ничего необычного от каждого своего утра. Они знают, как пройдет их день.

Контроль над жизнью постепенно ослабевает, геймер ощущает себя просто наблюдателем, будто он в пассажирском кресле авто. Машина двигается по дороге, которую выбрал не он.

Можно попытаться перехватить управление, но автомобиль уже в движении и едет на высокой скорости.

Вот что такое деперсонализация. Жизнь просто проходит мимо. Неприятное и страшное чувство, мало с чем сравнимое.

Зависимость от компьютерных игр - вид зависимости, сопровождающийся сильной тягой человека к погружению в компьютерную реальность.

Казалось бы, такой вид патологии не является столь страшным, как пристрастие к алкоголю или наркотикам, которые сопровождаются привыканием к токсичным веществам. Однако это лишь на первый взгляд, поскольку зависимость от компьютерных игр ничуть не уступает по силе любой другой. Современные игры визуально все ближе приближаются к реальности, поэтому людей, становящихся их заложниками, становится больше с каждым годом.

Статистика распространенности этой зависимости сильно разнится с учетом мнения разных исследователей. Доктор психологических наук А.Г. Шмелев утверждает, что порядка 10-14% пользователей компьютеров стоит причислить к заядлым игроманам.

Одновременно психологом Гарвардского университета Мареза Орзаком приводится еще менее утешительная статистика: он полагает, что среди людей, играющих в компьютерные игры, 40-80% являются зависимыми. Увлеченность играми в большей степени наблюдается среди юношей, нежели среди девушек.

Молодые люди тратят на игры вдвое больше времени. Чем выше уровень образования человека, тем меньше его интересуют компьютерные игры (возникают иные цели, появляется понимание траты времени впустую).

Причины

Основными факторами возникновения компьютерной игровой зависимости называют следующие причины:

  1. Недостаток реального общения. Чаще всего проявляется у детей и подростков.
  2. Отсутствие ярких жизненных моментов.
  3. Неудовлетворенность сексуальной жизнью. Часто среди «жертв» патологии наблюдаются люди, не имеющие личной жизни или крайне недовольные таковой.
  4. Психическая несформированность. Часто игроки психически остаются в детском либо подростковом возрасте, избегая тем самым обязанностей взрослой жизни.
  5. Фобии и социальные страхи. Повышенная тяга к играм часто является прикрытием боязни межличностных отношений, общества, невозможности приспособится к окружающему миру.
  6. Внутрисемейные конфликты.
  7. Возможность отвлечься от реальных проблем.
  8. Психопатия. Имеется ввиду не болезнь, а патологическая черта характера, приводящая к затяжному стрессу или хроническим заболеваниям в неблагоприятных условиях.

Психологи считают, что самыми опасными с точки зрения зависимости являются ролевые игры, когда человек отождествляет себя с персонажем, теряя свою индивидуальность. Чем сильнее погружение, тем сложнее вернуться в реальность.

Развитие патологии

Компьютерные игры вызывают интерес у многих, однако игроманом становится не каждый.

Условно игроков делят на следующие категории:

  1. Ситуационная игра. Люди играют, когда появляется располагающий внешний фактор, свободное время или конкуренция. Без проявления влияющего фактора интерес к игре пропадает.
  2. Эпизодическая игра. В этом случае люди играют время от времени и способны контролировать себя самостоятельно.
  3. Систематическая игра. Игрок увлекается компьютерной игрой, однако трата времени впустую и невыполнение своих обязанностей способны вызвать угрызение совести.
  4. Азартная игра. Люди данной группы воспринимают игру как смысл жизни и тратят на нее практически все свое время.

Даже если у человека нет возможности играть, он мысленно планирует свои действия, после возвращению к игре. Поражения, невыполненные обязанности, незаконченные дела только стимулируют к большему погружению в игру. В этой ситуации наблюдается истинная игромания.

Пагубная привычка в процессе развития проходит следующие стадии:

  1. Легкая увлеченность. Человек только адаптируется к игре.
  2. Увлеченность. Происходит быстрое и резкое формирование зависимости, формируется сильное желание погрузиться в игру. Игровой сеанс становится протяженнее.
  3. Зависимость. Здесь наблюдается максимальная зависимость, появляется противоречие и борьба «играть» или «не играть», склониться в пользу второго варианта становится все сложнее. Резко увеличивается время нахождения в игре.
  4. Привязанность. Патология стала устойчивой, немного спадает и становится устойчивой. Игра стала центром жизни игрока. Человек уже не способен самостоятельно отказаться от привычки. Целью стал сам процесс, а не достижение результата. Перерывы в игре становятся ничтожно малы и возникают только по принуждению.

Формы патологии


Проявление патологии возможно в виде одной из следующих форм:

  1. Индивидуализированная . Данный вариант является худшим. Зависимый утрачивает контакт с окружающим миром, человек слишком большое количество времени тратит на компьютер, исчезает потребность общения с семьей, друзьями.
  2. Социализированная . Для данной формы характерно сохранение контактов с обществом. Люди данной категории чаще играют в сетевые игры, где процесс носит соревновательный характер. Такая форма считается менее пагубной для психики.

Симптоматика

Основные симптомы, проявляемые при рассматриваемой патологии:

  • потеря контроля времени;
  • сильное желание вернуться в игру;
  • повышается время, проводимое в игре;
  • нарушается режим дня;
  • смещаются приоритеты, развивается безответственность;
  • снижается реальное общение вплоть до полного отказа;
  • утрачиваются другие интересы;
  • появляется агрессия, истеричное поведение;
  • развиваются проблемы сна;
  • повышается утомляемость, усталость может быть вызвана даже простым походом в магазин;
  • появляются боли в плечах и пояснице, часто беспокоят боли в спине из-за постоянного сидячего положения.

Последствия

Для понятия проблемы требуется знать, для чего от нее нужно избавиться, и какими последствиями грозит зависимость от компьютерных игр.

  1. Деградация. Главной опасностью является прекращение развития личности. Человека не интересует учеба, заработок денег, чтение книг, общение или изучение чего-либо нового. Проявляется безразличие по отношению к близким. Человек становится замкнутым, одиноким, избегающим общества.
  2. Ухудшается физическое здоровье. Все чаще проявляются проблемы со спиной, довольно быстро снижается зрение. Нерегулярное питание приводит к гастриту и язве. «Опытные» геймеры приобретают песок в почках по причине малой активности. Также возможно развитие геморроя. Снижается давление, внешний облик человека становится схожим с наркоманом.
  3. Ухудшается психологическое здоровье. Поскольку в игре не все проходит гладко, игрок часто нервничает, переживает, что приводит к расшатыванию нервной системы. Такое состояние делает эмоции бесконтрольными, что приводит к агрессии и депрессии.
  4. Денежные траты . Данный момент больше присущ взрослым мужчинам, которым нравится приобретать в современных онлайн-играх различные вещи для улучшения персонажа.
  5. Трата ценного времени . Молодое поколение тратит большое количество времени на бесполезные игры, что не позволяет нормально заниматься спортом, изучать полезную литературу и учиться.
  6. Происходит снижение самооценки , наблюдается нарушение самосознания.
  7. Зависимый привыкает, что удовольствия можно достичь, не прилагая усилий, поэтому перестает проявлять активность в реальном мире .

Как избавиться от проблемы самостоятельно?

Лечить зависимость необходимо комплексно, изменяя образ жизни в целом. Отказ от компьютерных игр проходит достаточно болезненно и требует постановки перед собой следующих задач:

  1. Необходимо проанализировать проблемы, которые лежат в основе пагубной привычки, почему появляется желание вернуться в виртуальный мир. Возможны семейные неприятности, неуверенность в себе, сложности на работе. Если будет найдена причина, то потребуется сделать все, для ее устранения - поднять самооценку, наладить семейные отношения, ликвидировать проблему на работе.
  2. Необходимо научиться контролировать продолжительность работы с компьютером. Тут могут помочь различные таймеры или приложения. Отказаться в один момент от привычки не выйдет, поэтому рекомендуется постепенно снижать время, на протяжении которого игрок находится за компьютером.
  3. Свободное от ПК время необходимо заполнить интересной, полезной деятельностью. Рыбалка, охота, скалолазание, курсы вождения, что угодно, что может увлечь человека. Вспомните старые увлечения или найдите что-то новое.
    Чтобы наступил день, когда человек поймет, что компьютерная игра ему не интересна, необходима поддержка и помощь на этапе отказа от пагубной привычки, лучше, если это будет близкий родственник или друг.

Психотерапия

Самым действенным методом считается психотерапия. Чтобы преодолеть пагубное пристрастие требуется использовать индивидуальную или групповую терапию. Если возможен выбор, то в приоритете групповое занятие, поскольку большая часть компьютерозависимых испытывает сложности при построении межличностных отношений и работе с группой. Игроман никогда не признает, что он зависим. Но если он увидит людей, которые признали проблему, ему будет проще справиться со своей. За 2-3 сеанса победить зависимость не удастся.

Потребуется многоэтапная система, приблизительный план которой представлен далее:

  1. На начальном этапе требуется преодоление возражений по поводу присутствия зависимости. Человек еще не готов меняться, у него отсутствует понимание наличия проблемы. Необходимо максимально проинформировать зависимого о вреде его привычки.
  2. Осознание. Этот этап характеризуется понимание проблемы, осознание зависимости и необходимости от нее избавится. Требуется дать понять зависимому, что его поддерживают и ему помогают, а не упрекают.
  3. Лечение. Данный этап подразумевает изменение поведения, борьбу с зависимостью и негативными эмоциональными реакциями, которые неизбежно будут возникать в процессе лечения. Просто избавиться от компьютера - не решение, требуется, чтобы зависимый самостоятельно приучился к контролю времени.
  4. Коррекция отношений внутри семьи и социума. На этот этап переходят после того, как человек научиться контролю поведения. Риск срыва еще присутствует, поэтому требуется наладить семейные отношения, восполнив свободное от компьютера время увлечениями и общением с близкими людьми.
  5. Преодоление последствий – завершающий этап. Проблема как таковая исчезла, но ее последствия по-прежнему остались. Это могут быть как проблемы с работой или учебой, так и трудной общения с родственниками. Все проблемы требуется устранить, и психотерапевт поможет правильно справиться с этой ситуацией.

Наличие компьютерной зависимости у детей требует семейной психотерапии, поскольку такие зависимости на пустом месте не появляются.

Большая часть детей, у которых развилась зависимость, не имеют нормальных семейных взаимоотношений, поэтому лечение в данном случае будет еще зависеть и от решения проблем взрослых, вызвавших промахи воспитания ребенка.

Зависимость от компьютерных игр - это настоящая проблема современного человечества. Виртуальные игры затягивают, приковывают внимание, отбирают ценное время, которое просто проходит впустую. Есть ли лечение зависимости от компьютерных игр и как сделать так, чтобы оно помогло? Ответ на этот вопрос лежит через понимание психологии тех, кто в нее вовлечен больше, чем в реальность.

  • Кто и почему находится в зоне риска быть зависимым от компьютерных игр?
  • В чем негативные стороны психологической зависимости от компьютерных игр?
  • Почему у людей, которые зависят от компьютерных игр, бывают всплески агрессии и они делают перенос из виртуальности в реальность?
  • Как полностью и абсолютно избавится от зависимости от компьютерных игр?

Кто вы, уважаемый читатель? Озабоченный и опечаленный родитель, который ищет информацию о зависимости детей от компьютерных игр? Любящая жена или заботливый муж, который обнаружил признаки зависимости от компьютерных игр у своей второй половинки? А может быть, вы сами ощущаете и понимаете, что что-то в вашей жизни не так, что слишком уж много времени и значения вы уделяете компьютерным играм?

Так или иначе, очевидно одно: зависимость от компьютерных игр существует, это не выдумка и не надуманная шумиха вокруг несуществующей проблемы. Для самих играющих, игра самая что ни на есть реальность, которая ведет к настоящим проблемам. Игра создает мир, в котором можно найти отдушину, одновременно она мешает жизни и словно делает из человека изгоя - именно таким игрок рискует стать после многих лет зависимости от компьютерных игр. И симптомы, которые можно наблюдать у игрока, более чем пугающие даже для него самого.

Что делать? Как избежать зависимости от компьютерных игр? Где искать спасения? Есть ли лечение?

Прежде чем отвечать на эти вопросы, давайте договоримся об одной условности. Мы не будем осуждать человека, который страдает зависимостью от компьютерных игр, а постараемся понять, почему игрока так влечет туда, в виртуальный мир. И именно через это понимание у нас получится найти ответы на обозначенные выше вопросы.

Я еду в троллейбусе. Возле меня парнишка, лет 15, завис в планшете, умелыми пальцами пытается пройти сложнейший уровень своей игры. Мальчик сосредоточен на процессе, его упорное рвение к победе удивляет, его напряжение, с которым он подходит к игре, завораживает - такое ощущение что сейчас, в данный момент вся жизнь его зависит от победы. И нет ничего вокруг. И никого.

Я заглядываю в его экран через плечо и вижу - проиграл парнишка. В который раз, очевидно. Хотя наружу он не выражает никаких эмоций, на лице ни один мускул не дрогнул, я буквально ощущаю его злое разочарование. Но он времени даром не теряет - по новому запускает тот же уровень. И снова - в бой!

Парень словно бы проваливается в игру. Вот это жизнь! Красивейшая графика, прекрасно прорисованные до мельчайших подробностей персонажи, огромная скорость отклика на малейшее движения одним пальцем - кажется что игрок - сам Бог в этой игре.

Но вот в игру лезет мама парнишки. Она вдруг резко дергает его за плечо, кричит в ухо - наша остановка, пора выходить. Именно в этот самый момент, на экране происходит решающий эпизод. Наверное, тот, который мальчик проходил уже множество раз. И каждый раз - проигрывал. Тот, за победу в котором он, наверняка, сейчас, в данный момент, готов отдать полжизни и полцарства, если бы оно у него было.

Парнишка продолжает играть, но мама тянет его, а троллейбус неумолимо начинает тормозить. Игрок не в силах отвести взгляд от экрана, он старается одновременно, и играть, и встать, и пройти к выходу. И, конечно же, случился конфуз. Парень задел какую-то тачку бабки, по салону посыпались яблоки и выкатились в уже открытые двери. Бабка охает, пассажиры недоумевают, парень и мать выкатываются из троллейбуса. И сквозь уже закрывающиеся двери я слышу, мамины крики и причитания о том, что все внимание мальчика, вся его жизнь в этой чертовой игрушке и в компьютере, что он плохо учится и не общается со сверстниками, что он настоящий отшельник. Ее голос срывается на визг, она буквально тащит ребенка, который выше ее самой на голову, за шиворот и что-то орет. Что, мне уже не слышно.

Удивительно, но мальчик так и не отрывает глаз от экрана. Он продолжает играть и, кажется, не слышит мать. А она, хотя и угрожает забрать игрушку у сына, не делает этого, потому что знает, какая неадекватная реакция может быть в ответ на это действие, в том числе и агрессивная.

Мне жаль маму, она ведь действительно хочет всего то, чтобы сын был счастлив. Но еще больше мне жаль мальчика, потому что он тоже просто хочет, чтобы его оставили в покое.

В компьютерные игры играли, наверное, все. Через системно-векторное мышление легко понять, что те, кто сутками проводит время за компьютерными играми – это чаще всего люди, обладающие звуковым вектором . Именно у звуковиков есть целый набор характеристик, который и делает их потенциально зависимыми игроками.

Для всех людей на свете, которые родились без звукового вектора, обычный мир - это вся жизнь. Такой человек с раннего возраста научается общаться с другими себе подобными, отличать растения и животных, извлекать пользу-выгоду, создавать что-то качественное, строить города, жить в государстве. Для звуковика мир вокруг иллюзорен. Чем меньше звуковик сумел развиться, социализироваться, приобрести социальные навыки, тем более иллюзорен для него окружающий мир.

Спасением зачастую становятся компьютерные игры, они подменяют для звукового человека реальный мир, вовлекая его в виртуальность, как в настоящую жизнь. Жизнь, в которой все по-другому, в которой можно по-настоящему (как кажется звуковику) жить. Там весь мир строится вокруг него, он решает, что в этом мире происходит. В нем он Бог и царь, почти Творец. Да и не мешают всякие телесные недостатки, например, запахи.
Казалось бы, ну, что тут такого. Ну, играет человек себе в игру, ну и пусть играет. Он же никому не мешает своим действием. Особенно, когда речь идет о детях. Кто-то играет в реальные игры, а этот - в виртуальные - в чем разница-то? На самом деле разница есть и она огромная.

Человек со звуковым вектором всю жизнь живет с особенным делением мира: на внутреннее и внешнее. Для него как бы существует две отдельные среды: одна - его душа, то, что он переживает внутри себя, и другая - мир вокруг него. Уже будучи маленьким, он различает эти два мира друг от друга, и тянется за пониманием, где лежит грань между ними. В 6 лет он задает вопросы "почему я родился?", "что будет, когда я умру?", "есть ли Бог и какой он? " И тот мир, который внутри для него очень важен и ценен, а тот, что снаружи - он снаружи, не изучен и часто враждебен. Когда маленького звукового ребенка правильно воспитывают, прививая ему мораль общества, развивая внутренние нравственные установки, у него формируются барьеры и принципы, именно они позволяют ему жить в обществе адекватным человеком. Но пока он маленький, пока этих границ еще нет, попадая в виртуальные игры, где стирается грань между явью и вымышленным миром, он все больше закрепляется в мысли, что внешний мир - это всего лишь иллюзия. Чем больше он зависает в играх, тем большим социальным неадаптантом становится. Все больше живя в своей иллюзии, он рискует никогда не получить никакие ни моральные, ни нравственные ограничения, а значит - позволить себе все, что ему в какой-то момент захочется.

Если по 20 часов в сутки без перерывов палить из пистолета по персонажам, прорисованным до морщин, то постепенно происходит сдвиг, когда ненавистный реальный мир сливается с виртуальным. Возникает ощущение, что и обычные люди на улицах - это почти такие же персонажи и можно выразить свою ненависть к ним, просто нажав курок. Звуковик, потерявший связь с реальностью, может такое сделать. И ленты новостей время от времени взрываются такими жуткими сообщениями массовых расстрелов .

Окунаясь в виртуальную реальность, человек с ненаполненным звуковым вектором попадает в западню. Он перестает стремиться к выполнению своей роли, то есть фактически начинает деградировать, как личность, социально полезный член общества. В то время как его такая жизнь устраивает, ведь приносит меньше дискомфорта. А в это время, по-настоящему происходит вот что: он перестает учиться, плохо работает и становится обузой, как для родных, так и для учителей или работодателей. От него все хотят избавиться, его избегают, и так постепенно он вытесняется из нормальной жизни. А это еще больше вталкивает его в игру, из которой уже никогда не хочется выходить.

Взрослый развитый человек со звуковым вектором, с головой "ушедший" в игру, еще имеет шанс выйти из нее. Ведь бежит он туда от депрессий, от своих звуковых вопросов, и, наполнившись, может еще вернутся к полноценной жизни. А вот если ребенок изначально до пубертата не развивается, не получает морально-нравственную прививку от родителей и общества, живет в играх, рискует навсегда перестать отличать реальность и виртуальность.

Если Вы родитель ребенка или близкий человек того, у которого наблюдается зависимость от компьютерных игр: Если Вы сами ощущаете в себе зависимость от компьютерных игр, и это настораживает Вас:
Усвойте одно, чем больше Вы давите на игромана, чем больше пытаетесь переделать его, тем больше усиливаете дискомфорт в этом мире для него, тем самым еще больше толкаете его в игру. Насильно забрав компьютер, запретив игры, Вы можете своими руками привести к катастрофе. Это не значит, что не нужно действовать. Необходимо, и не откладывая ни на день. Но не запретами и нравоучениями, а выманивая игромана из его виртуального пространства тем, что будет ему более интересно в этом мире. Имейте ввиду, что Вы не зря беспокоитесь. Да, зависимость от компьютерных игр - это действительно проблема. И да, она будет прогрессировать. Само собой все не пройдет и не рассосется, неважно какого Вы возраста и пола. Но и отказаться от этого просто так, на силе воли или самозапрете тоже не получится. Просто потому, что наш организм так не устроен: Вы будете продолжать делать то, что приносит Вам удовольствие. А компьютерная игра это удовольствие Вам приносит, хотя оно и небольшое (а кажется большим просто потому, что не с чем сравнивать). Избавиться от этого можно только заменив удовольствие от игры, чем-то большим по массе и значению.

Как избавиться, или избавить близкого человека от зависимости от компьютерных игр?

Вылечить от зависимости от компьютерных игр человека/ребенка нельзя просто отобрав игрушку или запретив ему играть. Это как лишить голодного еды, как забрать у жаждущего воду. Конечно, мы понимаем, что компьютерная игра - это плохой наполнитель для звукового вектора, как пресная овсянка для голодного, но она - все, что у него есть. Ничего кроме агрессии и глухого непонимания, в ответ нельзя ожидать. Более того, запрет только усилит желание играть, и этим самым мы еще больше втолкнем его в эту самую зависимость. А если еще и давить на игрока, кричать на него, принуждать к чему-то, напрягать его, то мы как будто бы сами, своими руками, его в виртуальный мир вталкиваем. Ведь там всей этой ругани и тупой суеты нет, ведь там - хорошо!

Нужно не отбирать игру у зависимого от компьютерных игр, а предложить то, что будет на порядок выше, лучше, интересней. Если дать человеку более вкусную еду, он сам откажется от пресной овсянки.

Поэтому есть только один путь лечения от зависимости от компьютерных игр - и он не простой. Звукового человека можно вытащить из игры только дав ему ответы на его внутренние вопросы "зачем?" и "почему?" Кстати, отвлечь зависимого человека от компьютерных игр можно буквально за пару минут, просто, заведя с ним разговор на тему смысла жизни и внимательно выслушав его соображения на этот счет. А у него их обязательно найдется множество и многие из них - плохие и депрессивные, что не удивительно для подавленного звуковика. Но привлекая его внимание вопросами, зацепляя его «наживкой», давая понять, что этот ответ существует, постепенно его можно вытащить из ямы игровой зависимости и привести к другой жизни.

Где же искать эти самые ответы на вопросы "зачем?" и "почему?" Они лежат в понимании человеческой природы, особенностях всех людей, их жизни, а главное - того самого звукового вектора , от которого и идут все эти душевные терзания. Об этом на тренингах по системно-векторной психологии рассказывает Юрий Бурлан. Читает свои лекции он в режиме онлайн, так, что каждый желающий может их посетить, в независимости от места проживания. Каждый месяц проводятся бесплатные лекции, о ближайших датах узнайте или щелкнув по баннеру:

Если вас интересует не только зависимость от компьютерных игр, но и другие злободневные вопросы, обязательно подписывайтесь в форме внизу на нашу рассылку. В каждом выпуске вы найдете для себя множество полезной, интересной информации.

В современном мире новых технологий и достижений человек постоянно имеет дело с различными информационными системами. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни для каждого из нас, некоторые используют его в информационных целях, другие – для общения и хобби. Безусловно, персональный компьютер выступает в роли помощника, выполняя познавательную и коммуникативную функции. Но тогда, когда время, проведённое возле компьютера, превышает допустимые нормы, человек становится социально-изолированным и его интересует только виртуальный мир, имеет смысл говорить о компьютерной зависимости.

Среди всех видов компьютерной аддикции наиболее распространена зависимость от игр. Согласно статистическим данным приблизительно 5% людей во всём мире страдают игроманией и нуждаются в психологической помощи.

Психология игровой зависимости

Сам игровой процесс является естественным занятием, игра присутствует в человеческой жизни с самого рождения. Играют все: футболисты на поле, ребёнок в детском саду, актёры на сцене. Но с рождением компьютеров многое изменилось, кибер-игра коренным образом отличается от игры обычной, так как человек погружается в иной мир, который не похож на реальность.

Компьютерная – это уход от реальности в киберпространство, изменение психического состояния, навязчивые идеи и мысли. Человек, одержимый компьютерными играми, начинает путать виртуальный мир с реальностью, в тяжёлых случаях киберпространство становится главной средой существования.

По своей симптоматике игромания сходна с алкоголизмом и наркоманией. Симптомы игровой аддикции:

  • времяпрепровождение за компьютером более 5-7 часов в сутки;
  • вспышки агрессии на замечания других по поводу игромании;
  • невозможность отвлечься от компьютерной игры;
  • употребление пищи за компьютером;
  • изоляция от социальных контактов и общества в целом;
  • деперсонализация;
  • игнорирование личной гигиены;
  • употребление психостимуляторов;
  • общение на темы исключительно игровой тематики;
  • отождествление себя с главным персонажем, полное растворение в игре;
  • состояние эйфории при игровом процессе;
  • вкладывание денежных средств в игровой процесс или на оборудование для игр.

Физиологические симптомы игромании:

  • сухость глаз;
  • бледность кожных покровов, анемия;
  • боли в спине, искривления позвоночника;
  • головные боли;
  • истощение, голодание (в тяжёлых случаях — обезвоживание);
  • ускорение обмена веществ;
  • учащение сердцебиения и пульса.

Существует большое количество разнообразных компьютерных игр, которые по-своему интересны игроманам, но самыми опасными для психики являются сетевые игры. Человек поначалу просто отождествляет себя с героем, далее происходит полное растворение в виртуальном мире и уход от реальности. Люди живут в киберпространстве: влюбляются, дружат, ссорятся, причём эмоциональная окраска взаимоотношений в сети намного ярче, чем в реальной жизни. В психологии игровой зависимости есть несколько важных аспектов:

  • потеря ощущения времени;
  • постоянное ощущение новизны;
  • искаженное восприятие своего Я;
  • изменение сознания;
  • антисоциальный характер;
  • ощущение виртуального могущества;
  • изменение волевого аспекта.

Зависимый игрок настолько увлечён игровым процессом, что у него теряется понимание течения времени и понятий «здесь и сейчас». Сознание постепенно перестаёт отличать реальное от виртуального. Известны случаи, когда зависимые от компьютерных игр люди играли по несколько дней подряд, без сна и отдыха.

Геймеры (в перев. с анг. «игра») могут играть в одну и ту же игру по несколько десятков лет, так как они постоянно обновляются (изменяется графика, придумываются новые интересные сюжеты). Возникает так называемое ощущение новизны, когда игра не просто не надоедает, а каждый раз воспринимается как нечто непривычное и интересное.

Компьютерная игровая зависимость стирает личностные грани, человек перестаёт жить своей жизнью, виртуальное существование героя становится доминирующим. Некоторые игроманы даже меняли имя в паспорте на игровой никнейм, изменяли внешность, чтобы наиболее походить на своего персонажа.

В игровой зависимости происходит искажение сознания, реальный мир воспринимается с трудом, в отличие от виртуальной реальности. В большей степени страдает когнитивная сфера игромана: рассеивается внимание, притормаживается мышление, искажается память.

Человек с компьютерной игровой зависимостью становится «социальным инвалидом», мышление приобретает аутичный характер. Игроманы перестают ходить на работу, посещать многолюдные места, общаться с родственниками и друзьями. Компьютерная игровая зависимость часто сопровождается боязнью большого скопления людей и открытых пространств.

В игре человеку кажется, что он может достигнуть всего, его самооценка высока и интеллектуальные способности находятся на пике. В реальности же всё выглядит иначе, личность становится бессильной: элементарные гигиенические процедуры становятся сложными для выполнения.

Обычная деятельность человека совершается с помощью волевых усилий, мотивационной сферы и основных поставленных целей. В виртуальной реальности же, напротив, действия происходят без волевого побуждения, по инерции. Игрок как будто находится под гипнозом, его сознание запрограммировано на прохождение игры. Часто у таких людей во время игрового процесса наблюдается стеклянный взгляд «в никуда», они не слышат обращённой к себе речи, не замечают ничего вокруг себя.

Компьютерная игровая аддикция состоит из 4 основных стадий:

  • лёгкая заинтересованность;
  • увлечённость;
  • аддикция;
  • привязанность и полное растворение в игровом процессе.

Чаще всего зависимы от компьютерных игр дети и подростки из-за незрелости психических функций и большей внушаемости. Однако в настоящее время наблюдается увеличение случаев игровой зависимости у взрослых. Известен трагический случай, когда 30-летний мужчина, проведя в игре более 4 суток, умер от остановки сердца. Резкие вспышки игровой зависимости у взрослых наиболее прослеживаются в , жизненных неудач и хронических заболеваний.

У игроманов аддикцией наблюдаются следующие изменения в психике:

  • повышается уровень тревожности;
  • появляются страхи, возможны панические приступы;
  • повышается агрессивность и раздражительность;
  • проявляются признаки девиантного поведения и социопатии;
  • увеличивается склонность к насилию и убийствам;
  • повышается вероятность развития психических расстройств.

Статистика и шокирующие данные

Наиболее склонны к игровой зависимости от компьютерных игр дети подросткового возраста, в частности мальчики. Согласно опросу, проведённому среди американских школьников, 50% девочек проводят за компьютерными играми более 5 часов в сутки. Мальчики же, проводят более 7 часов в игре ежедневно, и их число составляет близко 80%.

Наибольший процент игроманов проживает на территории Японии и Китая. Известен случай, когда школьница играла в сетевую игру более трёх суток и умерла от обезвоживания. Один российский мужчина, потратил на сетевую игру почти миллион рублей и подал в суд на производителя, по причине «виртуальной кражи денежных средств». Один американский юноша настолько увлёкся виртуальным миром, что на правой руке, в которой он держал мышку, зажимая запястный канал, образовалась большая трудноизлечимая опухоль.

Часто компьютерные игры являются катализатором для развития врождённой психопатологии. Один из ужасных случаев, всколыхнувший всю Европу, произошёл совсем недавно: зависящий от компьютерных игр школьник расстрелял своих одноклассников и учителя. Психическое здоровье мальчика до игры было в норме, а после нескольких месяцев игромании у него проявились симптомы параноидальной . Известны случаи, когда заядлые игроки агрессивного жанра становились маньяками-убийцами. Житель штата Луизиана в течение недели убивал по несколько человек, так как они казались ему монстрами из любимой компьютерной игры. Восьмилетний мальчик, проживающий в США, убил свою няню, переиграв в довольно известную игру криминального жанра.

Игровая зависимость от компьютерных игр может оставить тяжёлый отпечаток на психике человека. Личность становится антисоциальной, агрессивной, неконтролируемой, и в итоге полностью деградирует.

Видео — «Игровая зависимость»

Как понять, насколько безобидна компьютерная игра? Что такое зависимость от компьютерных игр и как с ней бороться?

Всемирный технологический прогресс подарил нам много всего нового и интересного. Компьютер, который еще несколько десятилетий назад был уникальным чудом техники, доступным только избранным, теперь присутствует почти в каждом доме. Современному человеку сложно себе представить свой день без этого универсального устройства – оно является нашим верным спутником и на работе, и дома, когда мы «отдыхаем» после тяжелого дня. Бесспорно, нет ничего ужасного в том, чтобы вечером посмотреть интересный фильм во «всемирной паутине» или поискать нужные данные. Но ведь это далеко не все, что может нам предложить компьютер…

Наверное, мало осталось на Земле людей, которые не знакомы с компьютерными играми, или, по крайней мере, о них не слышали. По утверждению специалистов, история компьютерных игр насчитывает чуть более полувека – первые из них возникли в далеких 50-х годах. По определению, компьютерной игрой называется программа, которая служит для организации игрового процесса, связи с игровыми партнерами и/или сама являющаяся партнером. Нередко такие игры создаются на основе книг и фильмов. А с 2011 года в США компьютерные игры были официально признаны отдельным видом искусства.

В последние годы производство компьютерных игр стало целой огромной индустрией. Конечно, спрос рождает предложение, а, значит, все больше и больше людей хотят играть. Естественно, час-два игры раз в неделю «для расслабления» никого не убьет. Но так ли все просто с компьютерными играми, как нам хочется верить? Давайте разберемся.


Игровая компьютерная зависимость, или игромания - форма зависимости, которая проявляется через навязчивое увлечение компьютерными играми и видеоиграми. Особенно быстро зависимость формируется в случаях, когда с помощью игры человек пробует решать свои психологические проблемы и задачи. Например, в игре можно почувствовать себя совершенно другим человеком, не таким, как в реальной жизни; можно проявлять чувства, которые не принято испытывать открыто: агрессию, злость; можно отбросить реальную тревогу из настоящего времени и уйти в виртуальный мир. По исследованиям специалистов, наиболее сильную зависимость вызывают сетевые игры. В истории известны случаи фатальных последствий подобных забав – например, в 2005 году китайская девочка, много суток подряд проигравшая в «World of Warcraft», умерла от истощения.

На данный момент игровая зависимость не признана заболеванием. Такой недуг не содержится официально в Международном классификаторе болезней. Но дебаты по поводу принятия данного термина ведутся постоянно. По мнению специалистов, для детального изучения влияния игровой зависимости на организм человека необходимы дополнительные тесты.

Тем не менее, результаты «на местах» говорят сами за себя. Сетевые игры захватили умы человечества. Количество игроков исчисляется уже миллионами человек. В чем же подвох такого, на первый взгляд, безобидного занятия? А все дело в том, что оно, как и любая другая зависимость, способно затягивать в свои сети. Игрок забывает обо всем на свете: о еде, сне, элементарной гигиене, обязанностях перед семьей, близкими, детьми, не говоря уже о физической активности и прогулках на природе. Не в силах прервать игровой процесс, игроманы могут потерять работу и семью. Реальный мир для них полностью заменяется виртуальным.

Но, естественно, тяжелее всего приходится подросткам. Эти «уже не дети, но еще не взрослые», переживающие и так один из самых непростых периодов в своей жизни, уходят в игры «с головой». В результате портятся отношения с семьей, «заваливаются» экзамены, не сдаются сессии. Бывшие отличники скатываются на двойки. Кроме того, со временем игры начинают требовать все больше и больше денежных вложений. А где их взять человеку, который еще не зарабатывает самостоятельно? Многие начинают выпрашивать у родителей, а, когда те перестают давать, то и брать без спроса. В таких случаях требуется уже неотложная помощь – молодой человек теперь не способен выбраться из этого бесконечного марафона в одиночку…


Как же распознать игровую компьютерную зависимость? Специалисты называют такие симптомы:

  1. Нежелание отвлечься от компьютерной игры;
  2. Раздражение при вынужденном отвлечении от игры;
  3. Эйфория или просто хорошее самочувствие, находясь за компьютером и играя в игру;
  4. Неспособность запланировать окончание сеанса игры и время, проведенное за компьютером;
  5. Забывание о домашних и рабочих обязанностях, учебе, договоренностях, запланированных встречах в ходе игры на компьютере;
  6. Большие денежные вложения на обеспечение постоянного обновления устройств и программного обеспечения компьютера;
  7. Пренебрежение сном, гигиеной, здоровьем, в пользу проведения как можно большего количества времени в игре;
  8. Отказ от нормальных приемов пищи, предпочтение механического «поглощения» нерегулярной, однообразной еды перед компьютером;
  9. Злоупотребление психостимуляторами: кофе, различными энергетиками;
  10. Навязчивое желание обсуждать компьютерную игру со всеми, кто хоть что-то в этом понимает.

Кроме того, зависимость от компьютерных игр негативно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье человека. Нередки такие физические симптомы:

  • Нарушения зрения, сухость в глазах;
  • Головные боли;
  • Изменения режима сна, расстройства сна;
  • Нарушения пищеварения вследствие нерегулярного и неправильного питания;
  • Частые боли в спине, вызванные долгим сидячим положением;
  • Проблемы с осанкой;
  • Снижение иммунитета;
  • Постоянное чувство усталости;
  • Туннельный синдром – поражение нервных стволов в области запястья. Такое нарушение возникает из-за неудобных условий работы с мышкой и клавиатурой и длительного перенапряжения мышц;
  • Пренебрежение личной гигиеной и связанные с этим проблемы.

Психологические симптомы зависимости менее заметны невооруженным глазом, но от этого не менее значимы. Сам игрок может и не замечать, какую уйму времени он тратит на игры, как забывает поесть и отдаляется от родных и близких.

По утверждению психологов, наиболее подвержены игровой компьютерной зависимости люди, неуверенные в себе, с низкой самооценкой, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенные жизнью и собой, застенчивые от природы и имеющие комплексы. Игра дает им возможность уйти в другую реальность, осуществить свои желания, испытать новые эмоции, почувствовать себя сильным, значимым, вооруженным. То есть, по сути, происходит подмена реальной жизни виртуальной игрой.


К основным причинам развития игровой компьютерной зависимости психологи относят:

  1. Нехватка реального качественного общения. Больше всего данная проблема задевает детей и подростков, родители которых чересчур заняты или склонны к сверхопеке. Дефицит реальных коммуникаций заставляет людей искать их в виртуальном мире;
  2. Отсутствие ярких интересных моментов в жизни. Когда будни человека наполнены серостью и скукой, он пытается «добрать» позитивных эмоций в игре;
  3. Сексуальная неудовлетворенность. В основном «жертвами» игромании становятся люди, недовольные своей личной жизнью или не имеющие таковой. Также иногда под патологическим влечением к играм маскируются разные сексуальные расстройства и отклонения от нормы. Ведь вся прелесть игрушек в том, что игрок, по сути, анонимен, никто не «раскусит» его и не будет тыкать в него пальцами, значит, можно проявлять себя по-разному;
  4. Несформированная психика. Нередко игроки «зависают» психически в детском или подростковом возрасте, не желая принимать взрослую жизнь со всеми ее обязанностями;
  5. Социальные страхи, фобии. Часто за повышенной тягой к играм стоит боязнь межличностных отношений, общества в целом, невозможность приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, недостаток креативности, гибкости. Виртуальный мир игры в таком случае может заменить человеку ту реальность, которую он так боится, предоставить более комфортную обстановку. Все это создает серьезную угрозу для успеха в реальной жизни;
  6. Конфликты, разлад внутри семьи. Когда все надоело, «не клеится», не получается, возникает большой соблазн уйти туда, где тебя не будут судить, да и вообще никто тебя не знает;
  7. Шанс ухода от реальных жизненных проблем. Человеку начинает казаться, что с помощью игры он сможет снять свой стресс, беспокойство, депрессию, «спастись» от проблем в учебе, перегрузок на работе, разладов в семье и кругу друзей;
  8. Наличие психопатий. Под психопатией подразумевается не болезнь, а патологические свойства характера, которые в неблагоприятных условиях приводят к затяжному стрессу, хроническим болезням. Психопаты считаются наиболее подверженными различным зависимостям.

По мнению психологов, наибольшую опасность представляют собой ролевые игры. Сам смысл таких игр предполагает «вхождение» человека в игру, отожествление себя с персонажем, потерю индивидуальности игрока и его интеграцию с компьютером. И, чем сильнее эффект погружения, тем сложнее становится потом оторваться от игры.


Компьютерные игры привлекают многих людей, но игроманами становятся далеко не все. Игроков условно можно разделить на 4 категории:

  1. Ситуационная игра. Такие люди играют тогда, когда есть внешние факторы: свободное время, конкуренция. Если нет воздействия извне, интереса к игре тоже не возникает;
  2. Эпизодическая игра. В таких случаях люди начинают играть в компьютерные игры время от времени, но они в состоянии контролировать себя и ограничивать время, проведенное в игре;
  3. Систематическая игра. Такие игроки увлекаются компьютерными играми, но потраченное впустую время и невыполненные обязанности вызывают у них угрызения совести, вследствие чего они могут перестать играть;
  4. Азартная игра. Для людей из этой группы игра становится смыслом жизни и занимает фактически все время. Когда в данный момент у человека нет возможности играть, он в мыслях все равно планирует ход игры, ожидая момента возвращения к ней. Невыполненные обязательства, незакрытые дела, проигрыши вместо отстранения от игры, наоборот, провоцируют его продолжать дальше и дальше. В данном случае мы говорим уже об истинной игромании.

Развитие зависимости от компьютерных игр происходит в несколько стадий:

  1. Стадия легкой увлеченности. На данном этапе происходит адаптация к игре;
  2. Стадия увлеченности. Резкое и быстрое формирование зависимости. Возникает усиленное желание играть, игровые сеансы становятся длиннее. Возрастают ставки в игре (если игра ведется «на деньги»). На данном этапе еще нет борьбы между желаниями играть или не играть, и человек еще может отказаться от игры даже при желании сесть за компьютер;
  3. Стадия зависимости. На этом этапе величина зависимости достигает максимального значения. Ярко проявляется борьба мотивов «играть» или «не играть», все сложнее выбрать «не играть». Резко растет время пребывания за компьютером, возрастает азарт, становится очень трудно оторваться от игры. Если игрок получает денежные выигрыши, они сразу же возвращаются в игру;
  4. Стадия привязанности. Сила зависимости на длительный период времени остается устойчивой, потом немного идет на спад и снова фиксируется и остается устойчивой. Теперь игра превращается в центр всей жизни игрока. Деньги становятся только символом игры. На этой стадии человек уже не может самостоятельно преодолеть желание играть. Целью игры становится сам ее процесс, а не выигрыш. Воздерживаться от игры человеку очень сложно, такие промежутки чрезвычайно малы и возникают только принудительно. Игрок все время погружен в свои игровые фантазии.

Какие же последствия влечет за собой игровая компьютерная зависимость? К ним психологи относят:

  • частные и затяжные конфликты дома, нередко — распад семьи;
  • утрата друзей и близкого окружения;
  • потеря социального статуса;
  • большие финансовые долги;
  • деградация личности.


Любое нарушение всегда проще предупредить, чем вылечить. И игромания тому не исключение. По мнению психологов, очень важная часть профилактики игровой компьютерной зависимости (как, впрочем, и других зависимостей) – разъяснительная работа, в первую очередь, среди молодежи. Необходимо приводить им примеры, как подобная зависимость рушила человеческие жизни, приводила игроков к нищете, к потере любимых занятий и прежних интересов. Важно указывать, что нередко игромания является следствием слабого характера и отсутствия силы воли. Также в профилактике игромании среди детей немаловажным является положительный пример самих родителей и близких взрослых – постоянно наблюдая, какой яркой и интересной может быть реальная жизнь, самостоятельно принимая в ней участие, ребенок вряд ли захочет променять ее на виртуальную. И, конечно же, не стоит пренебрегать близким эмоциональным контактом с ребенком – найдя его в кругу родных и друзей, дитя не будет вынуждено гоняться за ним, убегая в компьютер.

Если же такая зависимость уже возникла, важно знать, что она также поддается лечению. Но, в зависимости от стадии привязанности к игре, на ее лечение могут уйти месяцы или годы, полные запретов и ограничений.

Среди признанных методов лечения игровой компьютерной зависимости выделяют такие:

  • Беседы с психологом. Задача таких сеансов – убедить игрока в эфемерности его виртуального мира, показать ему всю красоту, совершенство настоящей, реальной жизни;
  • Медикаментозное лечение. Опытный врач может назначить специальные психотропные препараты – антидепрессанты, нейролептики;
  • Внимание к близкому человеку. Очень важно вовремя заметить, когда член семьи погружается в игры, постараться уделять ему больше внимания, разнообразить жизнь, добавить в нее новых красок и впечатлений. Ведь если у человека помимо компьютерных игр есть и другие интересы и увлечения, учеба, работа, занятия спортом, постоянный живой круг общения, вероятность заболеть игроманией ничтожно мала.

Все эти меры лучше всего работают в комплексе, и под контролем специалистов. Нередко при лечении игромана используют семейную психотерапию – заодно решаются и многие сопутствующие проблемы членов семьи.

Если вас настораживает патологическая увлеченность члена вашей семьи компьютерными играми, не замалчивайте проблему! Очень важно вовремя заметить тревожные «звоночки» и обратиться за квалифицированной помощью. Но не забывайте – свято место пусто не бывает. Если не заполнить освобождающееся от игр пространство живыми продуктивными делами, есть шанс, что на их место придут другие зависимости – алкоголизм или та же наркомания. Ведь, по сути, человек, попавший в такую непростую ситуацию, старается найти выход для себя, своеобразный «суррогат» нормальной жизни, которой в реале для него не существует. А вот помочь ее найти, создать и полюбить – это уже конкретная задача самого игрока и его близких. Задача сложная, но выполнимая, как показывают многие примеры.


«Будьте внимательны к своим близким, выбирайте живое общение, реальную жизнь и будьте всегда счастливы!»
Анна Кутявина

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека