Депривация и способы борьбы с ними. Депривация (лишение) сна как метод лечения депрессии

Социальная депривация - это отклонение от реальных социальных норм в обществе и в различных социальных общностях, которые отражают определенную степень изоляции индивида от социального круга и социальной среды.В науке проблема социальной депривации остается недостаточно изученной. Однако в ее исследовании можно выделить четыре периода:

  • «Эмпирический» - начинается примерно со второй половины XIX в. и продолжается до 30-х годов XX в. В это время фактически только накапливаются данные, без четкого их анализа и систематизации.
  • «Мобилизиционный» - 30-е и 40-е годы XX в. Его начальной вехой стали труда так называемой венской школы Т. Мюллер со своими сотрудниками систематически изучала психическое развитие детей в различных неблагоприятных условиях жизни. Г. Гетер рассматривает вопрос депривации шире. Она вела наблюдение за детьми, которые проживали в плохих социальных и экономических условиях, росли без семьи или были под опекой родственников и других людей, а также воспитывались в детских учреждениях.
  • «Критический», который приходится примерно на 50-е годы XX в. Суть его, в отличие от второго, в том, что было выяснено существование ряда ситуаций, в которых возникала социальная депривация. Изучать депривацию начали в условиях семьи. Кульминацией этого периода была публикация Всемирной организации здравоохранения в Женеве в 1962 году под названием «Отсутствие материнской заботы». В ней рассмотрены в различных аспектах результаты исследований депривации, проанализированы классические концепции с позиции методологии исследования. Депривация вышла за узкие границы, ее стали рассматривать с точки зрения сфер общественной жизни. Был сделан вывод о негативном влиянии технократизации общества на социальное поведение молодежи, увеличение количества социальных отклонений.
  • «Экспериментально-теоретический», который начался в 1960-е годы. От предыдущих отличается более глубоким изучением взаимодействия между организмом и социальной средой в условиях депривации. Начали интенсивно изучать небольшие группы в социальных ситуациях, за которыми наблюдали и которые контролировали. Был сделан вывод, что социальная среда влияет на организм не непосредственно, а преломляется сквозь закономерности его развития.
В целом можно сказать, что социальная депривация - это специфические отклонения от реальных социальных норм поведения и общения, которые образовались на основе отсутствия определенных условиях социализации и возможностей всесторонне осваивать социокультурные общественные ценности.Исследования показывают различное влияние социальной депривации на поведение и деятельность человека.Социальное развитие субъекта происходит не только через обучение отдельных видов социальной деятельности. На самом деле субъект является составной частью всей социальной системы. Он всегда постепенно усваивает формулу всей организованной социальной системы со всеми ее многочисленными ролями (поведением, которое соответствует определенным социальным позициям и статусам). Субъект учится не только тех ролей, которые он сам постепенно перенимает и осуществляет, но и тех, которые касаются других лиц. Знание этих ролей субъект усваивает путем непосредственного участия в социальных взаимодействиях.Поэтому, если в социальной структуре субъекта нет какого-либо существенного элемента, который определяет четкую социальную роль других субъектов социальной действительности (например, если в семье нет отца или матери, брата или сестры, или не хватает общения со сверстниками), то индивид не приобретает опыта взаимодействия с ними. Социальную депривацию можно в этом случае расценивать прежде всего как недостаток, незнание социальных ролей. Последствия такой депривации влияют на ход социализации: депривованный субъект плохо подготовлен к соответствующему выполнения ряда ролей, которые будут ожидать от него в обществе.Социальная депривация существенно зависит от степени удовлетворения потребностей человека. Точнее, она возникает тогда, когда потребности удовлетворить невозможно или их удовлетворяют частично, односторонне и тому подобное.В детстве проблемы психосоциального развития имеют более прямую связь с окружающей средой, чем в другие возрастные периоды. Многие, став взрослыми, имеют различные отклонения, которые влияют на их поведение. Эти тенденции поведения обладают способностью становиться хроническими и часто превращаются в расстройства личности.Долговременные наблюдения ученых показали, что люди с отклонениями в поведении испытывают серьезные трудности в разной жизненных ситуациях. Эти социальные ситуации влияют на возникновение социальной депривации. К таким жизненным ситуациям можно отнести: а) приостановление по разным причинам уже созданной связи между субъектом и его социальной средой; б) недостаточное получение социальных, чувственных, сенсорных стимулов, когда субъект развивался и жил в условиях социальной изоляции.Подобная изоляция затрагивает практически все социальные ситуации, например: ребенка отдают в детский сад; смена персонала; рождения младших членов семьи; переход субъекта из одного заведения в другое; развод родителей; смерть хотя бы одного из родителей; призыв на службу в армию; влияние на субъекта или его семью экономических, социокультурных и социальных факторов (семьи с низким экономическим или культурным уровнем, асоциальные семьи, социально дискриминированные семьи, семьи так называемых привилегированных лиц, семьи переселенцев, членство в сектах и т.п.), природные катастрофы, наводнения, землетрясения, общественные события, война, государственные катаклизмы, эвакуация, аномальные травмирующие позиции, на которых были взрослые во время развития и воспитания ребенка, пребывание личности в среде людей, говорящих на другом языке, невосприятие группой личности по каким-то причинам, длительное пребывание в камерах одиночного заключения, физические недостатки (толстый, высокий, низкий) и др.На развитие социальной депривации в значительной мере влияет социально-психологическое состояние общества, уровень его развития и процесс социализации конкретной личности

(позднелат. deprivatio - потеря, лишение) (в психологии) - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.

Абсолютная депривация

Абсолютная депривация - это невозможность для человека, а также для социальной группы удовлетворение своих базовых потребностей по причине отсутствия доступа к материальным благам, а также социальным ресурсам. Например, к жилищу, продуктам питания, образованию, медицине.

Относительная депривация

Под относительной депривацией понимается субъективно воспринимаемое, а также болезненно переживается несовпадение ценностных ожиданий (условия жизни и блага, которые, по мнению людей, им положены по всей справедливости) и ценностных возможностей (условия жизни и блага, которые возможно получить в реальности).

Схожесть и различие деприваций

Несмотря на разнообразие видов деприваций, их проявления в психологическом плане содержательно схожи. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревожности, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью.

Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии.

В то же время в каждом отдельном случае степень депривационного "поражения" личности различна. Решающее значение здесь имеют выраженность и соотнесенность двух основных групп факторов:

  1. уровень устойчивости конкретной личности, ее депривационный опыт, способность противостоять воздействию ситуации, т.е. степень ее психологической "закалки";
  2. степень жесткости, модификационной мощности и мера многоаспектности депривационного воздействия.

Частичное ограничение возможностей удовлетворения какой-то одной из потребностей, особенно в случае временной депривационной ситуации, по своим последствиям принципиально менее опасно для личности сравнительно со случаями, когда она попадает в условия длительной и практически полной невозможности удовлетворения этой потребности. И все же однонаправленное депривационное воздействие, каким бы жестким оно ни было, порой может быть в существенной мере ослаблено благодаря полноценному удовлетворению остальных основных потребностей данной личности.

Отличие депривации от фрустрации

Понятие депривация в содержательно-психологическом плане является родственным, но не тождественным понятию "фрустрация ". По сравнению с последней депривация существенно более тяжелое, болезненное и иногда личностно разрушающее состояние, отличающееся качественно более высоким уровнем жесткости и устойчивости по сравнению с фрустрационной реакцией. В различных обстоятельствах депривированными могут оказаться различные потребности. В этой связи термин депривация традиционно рассматривается как родовое понятие, объединяющее целый класс психических состояний личности, возникающих в результате длительного ее отдаления от источников удовлетворения той или иной потребности.

Депривация от фрустрации отличается тем , что ранее человек не обладал тем, чего сейчас лишен. Например, материальные блага, общение, путешествия. При фрустрации человеку хорошо было знакомо присутствие в его жизни уважения, здоровья, еды, зарплаты, социальных благ, супружеской верности, живых близких.

Виды депривации

В психологии принято выделять следующие виды депривации:

  • двигательная,
  • сенсорная,
  • материнская,
  • социальная.

Двигательная депривация

Двигательная депривация, является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии.

Психологические (собственно личностные) деформации , к которым приводит двигательная депривация, по своей глубине и труднопреодолимости ни в чем не уступают, а порой и превосходят те физиологические аномалии, которые являются прямым следствием болезни или травмы.

Сенсорная депривация

Сенсорная депривация - следствие "сенсорного голода", т.е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. стимулов. Депривационная ситуация здесь может порождаться, с одной стороны, определенными индивидуальными физическими недостатками, а с другой - комплексом экстремальных обстоятельств жизнедеятельности субъекта, препятствующих адекватному "сенсорному насыщению".

В психологии подобные условия описываются с помощью термина "обедненная среда". Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием "социальная депривация".

Социальная депривация

Социальная депривация является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Такие нарушения всегда сопряжены с фактом социальной изоляции, степень жесткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жесткости депривационной ситуации. В то же время сама по себе социальная изоляция еще не предопределяет фатально социальную депривацию.

Более того, в ряде случаев, особенно если социальная изоляция носит добровольный характер (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие, труднодоступные места), подобное "социальное затворничество" внутренне богатой, духовно стойкой, зрелой личности не только не приводит к появлению депривационного синдрома, но и стимулирует качественный личностный рост индивида.

Термин «депривация» используется для обозначения реакции психики на неудовлетворенные потребности . Для примера можно привести ситуацию, где девушка расстается со своим молодым человеком, что приводит к появлению эмоциональной депривации. Это состояние проявляется в виде дефицита эмоций, а также острой нехватки тех ощущений, что женщина получала от отношений. В зависимости от ситуации различаются и виды этого состояния. Давайте разберем, что такое депривация и как избежать её развития.

Депривация сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности - психофизиологические, либо социальные

Термин депривация означает лишение или потерю, именно так переводится латинское слово deprivation . В психологии этот термин применяется для обозначения состояния, в котором человек не может в полной мере удовлетворить собственные потребности, что приводит к появлению негативных эмоций. Негативные эмоции при депривации проявляются в виде чувства обиды, волнения или страха. По словам специалистов, понятие депривация сочетает в себе различные эмоции, что испытывает человек, сталкиваясь с различными сложностями в жизни.

Отличительная черта этого состояния – острый недостаток взаимосвязи между желаниями и стимулами для достижения поставленной цели.

Появление депривации приводит к личностным изменениям, которые выражаются в виде чувства внутренней пустоты. Находясь в этом состоянии, человек перестает испытывать тягу к самосовершенствованию и теряет смысл жизни. Общение с друзьями, любимые занятия и даже гастрономические интересы теряют свою актуальность для конкретного индивидуума. Появление различных страхов становится основной причиной того, что человек не стремится изменить свою жизнь к лучшему. Из подобного состояния выйти самостоятельно практически невозможно.

Различные формы депривации

Депривация в психологии - это термин, использующийся для характеристики психического состояния, спровоцированного отсутствием возможности обеспечить личностные жизненные потребности. Помимо этого, подобное состояние может быть вызвано потерей определенных стимулов для достижения различных целей. В медицине данное состояние подразделяется на несколько групп, которые основываются на неудовлетворенных потребностях, что выступили в качестве причин появления расстройства.


Депривация может вызвать агрессию

Сенсорная депривация

Этот вид психического состояния вызывается недостатком стимулов, имеющих тесную взаимосвязь с различными ощущениями. В свою очередь стимулы подразделяются на:

  • тактильные;
  • визуальные;
  • слуховые.

Рассматриваемое состояние может быть вызвано нехваткой объятий, чувства физической близости и прочими стимулами . Для этого явления характерна двойственность. Часть пациентов, пытается компенсировать недостаток сенсорных стимулов, уделяя свое внимание другим сферам. У других пациентов наблюдаются вспышки агрессивного поведения, вызванного недостатком внимания. Для примера можно привести ситуацию, когда девочка ощущала острый недостаток родительской любви в детские годы. В зрелом возрасте подобные отголоски из прошлого могут привести к попытке обрести необходимые чувства при помощи беспорядочной смены половых партнеров. Однако, существуют примеры, когда недостаток родительской любви воспринимается как должное, что приводит к тому, что девушка пытается избежать любых проявлений чувств к противоположному полу.

Состояние сенсорной депривации представляет огромную опасность для человеческой психики. По мнению специалистов, наибольшую опасность для жизни имеет зрительная форма расстройства. Подобный недуг возникает на фоне резкой и безвозвратной потери зрения. Подобную потерю человеку тяжело перенести именно в психологическом плане. Здесь необходимо отметить, что чем выше возраст пациента, тем опаснее последствия. Постоянные воспоминания различных зрительных образов могут стать причиной развития депрессивного синдрома и более тяжелых психических расстройств.

Двигательная депривация

Двигательная депривация – встречается довольно часто, и наблюдается у людей, получивших различные травмы. Ограничение в движениях может негативно отразиться на психическом состоянии человека. Наиболее остро подобные ограничения воспринимаются в детском возрасте. Под давлением ситуации, у больного наблюдается повышение уровня тревожности, и развивается состояние близкое к депрессии. Ограниченность собственной подвижности может стать причиной вспышек агрессии и ярости, что характерно для психического регресса.

Нередко у людей в подобном состоянии наблюдается компенсаторная активность, которая проявляется в виде монотонных телодвижений. Появление подобных симптомов в детском возрасте, может стать причиной задержки развития опорно-двигательного аппарата.


Депривация - лишение человека тех обстоятельств жизни, к которым человек привык с детства

Когнитивная депривация

Данная разновидность психического состояния имеет высокую степень распространенности. Нередко, эту форму расстройства обозначают при помощи термина «информационная депривация». Для этого явления характерно отсутствие адекватного восприятия окружающего мира, из-за его изменчивых условий. Недостаток информации, позволяющий составить прочную цепь между различными событиями, приводит к тому, что индивидуум добавляет в эту цепь «ложные звенья», построенные на собственных убеждениях.

Когнитивная депривация представляет опасность тем, что недостаток информации и ложные умозаключения могут привести к различным проблемам во взаимосвязи с окружающими людьми. Для примера давайте рассмотрим ситуацию, в которой женщина вернулась домой поздно вечером с букетом цветов. Приведенный пример может иметь несколько путей развития, которые основываются на типе личности и уровне самооценки её партнера. Нередко, недостаток информации и ложные умозаключения приводят к тому, что супруг начинает упрекать женщину в супружеской неверности, строя логическую цепочку лишь на факте наличия цветов у жены. Учитывая вышеописанное, можно сказать о том, что умение правильно воспринимать различную информацию является одним из необходимых навыков в социальной адаптации.

Эмоциональная депривация

Появление этого состояния связано с недостатком стимулов для получения определенных эмоций. В этом случае, огромное значение уделяется различным переломным ситуациям, которые выступают в качестве провоцирующих факторов развития недуга. Давайте рассмотрим пример, который основывается на недостатке материнской любви в детские годы. Эта форма эмоциональной депривации встречается довольно часто в различных слоях общества. По мнению специалистов, люди с данной проблемой пребывают в состоянии депривации на протяжении всей своей жизни. При построении собственной ячейки общества, такие люди пытаются как можно больше принимать участие в жизни своих детей.


Английский глагол to deprive означает лишить, отнять, отобрать, причем с сильным негативным акцентом

Депривация в детском возрасте

Вышеперечисленные виды депривации имеют наиболее острое проявление в детском возрасте, из-за наличия у детей большого количества различных потребностей. К тому же, развитию этого состояния способствует недостаток возможности компенсировать собственные лишения. Очень важно обратить внимание на тот факт, что наличие рассматриваемой проблемы в детском возрасте может напрямую отразиться на развитии ребенка.

Выйдя из младенческого возраста, ребенок начинает испытывать те же потребности, что и взрослый человек. Одна из самых простых потребностей, имеющих важное значение в развитии личности – общение. Именно благодаря общению, человек приобретает различные навыки, развивает собственное восприятие окружающего мира и повышает уровень интеллекта. Именно поэтому психологи акцентируют внимание на важности для ребенка общения с ровесниками. Дефицит общения наблюдается у детей, которые не посещают детский сад, что в дальнейшем может привести к проблемам, связанным с адаптацией в социуме. Данное явление обозначается при помощи термина «социальная депривация».

Существует и педагогическая депривация, которая проявляется в виде отсутствия интереса к обучению. Многие дети испытывают трудности с обучением в школе, из-за низкого влечения к точным наукам и сложности в освоении различных навыков. Наличие этой проблемы может привести к серьезному расстройству личности в будущем. Именно в школьные годы закладываются основы личности, такие как стремление, настойчивость и терпение.

Клиническая картина

Своевременное определение появления депривации играет огромную роль в жизни человека. Очень важно правильно распознать изменения в поведении индивидуума. Чаще всего депривация проявляется в виде агрессии и гнева в сторону близкого окружения. Причина появления этих чувств связана с отсутствием возможности удовлетворить собственные психологические и физиологические потребности. Постоянное неудовлетворение собственных потребностей приводит к тому, что чувство гнева становится привычным состоянием. Постоянная агрессия напрямую отражается на состоянии психики человека. Наличие подобных проблем в детском возрасте, может привести к появлению физиологических недугов, связанных с непроизвольным мочеиспусканием и другими расстройствами.

Значительно реже, рассматриваемое состояние проявляется в виде замкнутости в собственном мире. В этом состоянии человек пытается компенсировать недостаток различных потребностей, попыткой уверить себя в том, что они ему не нужны. В попытке успокоиться индивидуум посвящает себя тем занятиям, что не требуют высокой эмоциональной отдачи. Подобное проявление эмоционального безразличия имеет определенное сходство с состоянием прострации. Следует обратить внимание, что даже подобное проявление неудовлетворенности собственных потребностей может негативно сказаться на психологическом здоровье.

Согласно статистическим данным, отсутствие возможности удовлетворить собственные потребности порождает суицидальные мысли, развитие депрессивного синдрома и даже маниакальные наклонности. Немаловажную роль имеет эмоциональная депривация, появившаяся в детские годы, так как отсутствие необходимых чувств от родителей практически невозможно компенсировать.

Данной теме посвящены многочисленные исследования ученых из области психологии. По их мнению, существует ряд определенных потребностей, которые жизненно необходимы людям в различном образе. Возможность реализации собственных желаний имеет важную роль в личности человека.


Для обычного человека практически любая депривация - это неприятность

Методы терапии и психокоррекция

В большинстве случаев, справиться с депривационным синдромом можно самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов . В данном вопросе имеет важное значение уровень понимания и поддержки, оказываемой близкими. Для того чтобы избавиться от депривации, необходимо увеличить свой кругозор с помощью различных инструментов. В качестве таких инструментов могут выступать различные кружки по интересам. Эмоциональный дефицит общения можно компенсировать частыми встречами с друзьями и походами в различные увеселительные заведения. Недостаток тактильного контакта обычно восполняется заведением близких отношений с противоположным полом.

Важно обратить внимание, что для преодоления тяжелой формы депривации, человек нуждается в более глобальной помощи. Для того чтобы избавиться от детской социальной депривации, ребенок должен посещать специализированный реабилитационный центр. Именно в таком заведении, ребенок сможет восполнить недостаток внимания к себе и дефицит общения. Следует сказать о том, что проблема социальной депривации должна рассматриваться на государственном уровне.

Наиболее часто депривационный синдром имеется у пенсионеров, вынужденных проживать старость в одиночестве и изоляции. Социальные службы придают этому вопросу важное значение и часто организовывают различные мероприятия для пенсионеров на безвозмездной основе.
Психологии используют для борьбы с депривационным синдромом совершенно другие методики.

Одно из важных направлений коррекции - кардинальная смена образа жизни и попытка компенсировать при помощи самореализации в других сферах. Следует обратить внимание на то, что при наличии тяжелых эмоциональных лишений, справиться с проблемой можно только при помощи специалиста.

Почему дети несчастны? Что будет с недолюбленным ребенком, когда он вырастет? Все ли родители видят, когда с их чадом “происходит что-то не то”? И самое главное – как помочь и детям, и родителям?

Оксана Ковалевская, психолог:

Что такое депривация?

Психологи и психиатры встречаются с ребенком и его родителями, его семьей, чаще всего, когда неблагополучие ребенка сообщает о себе каким-либо из выраженных болезненных проявлений: страхи, навязчивости, невротические реакции, негативизм, агрессивность, нарушение сна, нарушение пищевого поведения, энурез, энкопрез, целый спектр психосоматических заболеваний, проблемы с общением, с учебой, проблемы половой, ролевой идентификации, девиантное поведение (побеги из дома, воровство) и мн.др.

И, несмотря на то, что каждый отдельный такой случай, каждая отдельная семья будет иметь свою особенную историю, общими для них становятся выявляемые в анамнезе опыт перенесения деприваций и нескомпенсированность их последствий.

Именно о депривации нам представляется чрезвычайно важным сегодня говорить. Что это такое?

Сам термин «депривация» стал широко известным в 40-50 гг. ХХ века – период массового сиротства. Исследования тех лет показали, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве испытывают задержку и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Кстати тогда же появилось понятие «анаклектическая депрессия»: множество младенцев, перенесших в самые первые месяцы своей жизни разлуку с матерью, вскоре переставали отвечать на общение, переставали нормально спать, отказывались от еды и погибали.

В современной научной литературе термин «депривация» (от лат. deprivatio – потеря, лишение чего-либо) активно используется и означает – «то психическое состояние, которое возникает в результате жизненных ситуаций, где человеку не предоставляется возможности для удовлетворения его важнейших потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени». *

Т. е. соответственно, можно сказать, что депривация – это лишение человека чего-то сущностно ему необходимого, обязательно влекущее за собой некое искажение (разрушение, опустошение) жизни данного человека.

Круг явлений, подпадающих под понятие депривации, достаточно широк. Так, психология традиционно рассматривает разные виды деприваций, отмечая при этом различные формы их протекания – явную и скрытую (частичную, маскированную). Существует пищевая, двигательная, сенсорная, социальная, эмоциональная и многие другие виды деприваций.

Трудный багаж

В жизни, безусловно, разные виды деприваций сложно переплетаются. Каждый раз важно, кто претерпевает депривацию (возраст, пол, актуальное состояние, актуальная жизненная ситуация, биографический «багаж» человека, его общая психофизиологическая устойчивость и т.д.), а также свойства (сила, длительность, жесткость) самого депривационного события, какого уровня (соматического, психического или психологического) коснутся всегда разрушительные последствия того или иного вида депривации, в какой мере (эти последствия могут охватывать всю шкалу психических отклонений: от легких особенностей реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и всего склада личности, и целый спектр соматических изменений), и, будут ли следствия депривации реактивными или же отставленными по времени – множество курсов специальных дисциплин посвящено данным вопросам. И хотя единого взгляда на проблему нет, множество вопросов не разработано еще в полной мере, все же все исследователи без сомнений сходятся в одном, что депривации, переживаемые в детском возрасте, оказывают наиболее мощное патогенное действие.

Детство – особый, наиболее тонкий и хрупкий период, когда формируется в некотором смысле «ткань» всей последующей жизни человека. И поэтому бесконечно значимым становится все, что происходит и как происходит.

Мы никогда не знаем, с каким запасом сил приходит в жизнь ребенок , но должны знать, что любая депривация наносит ему ущерб , что любая депривация – это трата жизненных сил, трата витальной энергии . Мы должны хорошо понимать, что вся последующая взрослая жизнь нашего ребенка будет нести на себе следы детских деприваций (суть – история искажений).

Ребенок – крайне несвободное существо. Он приходит в мир, и этот мир явлен для него его родителями, его семьей. И именно семья становится тем пространством, которое может отчасти уже в самом себе содержать депривационные для ребенка риски, именно семья становится тем пространством, которое сможет амортизировать (смягчать) и компенсировать существующие и случающиеся депривации, или, напротив, будет их усиливать, утяжелять и длить, а то и вовсе – порождать и множить.

Претерпевая депривацию, ребенок испытывает состояние, которое можно сравнить с тем, что испытывает человек, стоящий на краю отвесной скалы, когда его внезапно что-то толкает… И он летит… В абсолютном одиночестве… Что там внизу? Подхватят ли, поймают ли? Быть может, все обойдется благополучно. Но мгновений такого полета достаточно, чтобы претерпеть нечто ужасное. И именно такого рода опыт переживания ужасного в полном одиночестве получает ребенок с особенной силой в ситуациях материнской депривации , которую иначе можно было бы поименовать депривацией любви .

О материнской депривации

В каких жизненных обстоятельствах происходит материнская депривация? Безусловно, во всех случаях явной потери матери – ситуации, когда мать бросает ребенка (в роддоме или позже), в ситуациях смерти матери. Но, по сути дела, и особенно для детей младенческого возраста (0-3 года), любая реальная разлука с матерью может оказать сильнейшее депривационное действие:

– послеродовая ситуация, когда ребенка не сразу отдают матери;

– ситуации длительных отъездов матери (в отпуск, на сессию, по работе, в больницу);

– ситуации, когда с ребенком большую часть времени проводят другие люди (бабушки, няни), когда эти люди калейдоскопом меняются перед ребенком;

– когда ребенок на «пятидневке» (а то и на «смене» – месячной, годовой) у бабушки или другого человека;

– когда ребенка отдают в ясли;

– когда отдают в детсад преждевременно (а ребенок еще не готов);

– когда ребенок оказался в больнице без матери и мн.др..

Скрытая материнская депривация – ситуации, когда нет явной разлуки ребенка с матерью, но есть явная недостаточность их отношений или определенные нестроения этих отношений.

Подобное всегда наблюдается:

– в многодетных семьях, где дети, как правило, рождаются с интервалом времени меньшим, чем 3 года, и мать в принципе не может уделить каждому ребенку столько внимания, сколько ему нужно;

– в семьях, где мать имеет серьезные проблемы с собственным физическим здоровьем (не может в полной мере осуществлять заботу – поднимать, носить на руках и пр.), и/или с психическим (при депрессивных состояниях нет достаточной степени «присутствия» для ребенка, при более глубоких психических патологиях – весь уход за ребенком от «А» до «Я» становится неадекватным);

– в семьях, где мать в ситуации длительного стресса (болезни близких, конфликты и пр., и, соответственно, мать в длящемся состоянии подавленности, возбуждения, раздражения или недовольства);

– в семьях, где отношения родителей между собой формальны, лицемерны, конкурентны, неприязненны или прямо враждебны;

– когда мать жестко следует разного рода схемам (научным или ненаучным) ухода за ребенком (которые обычно слишком общие, чтобы подходить конкретному ребенку) и не чувствует реальных нужд своего ребенка;

– данный вид депривации всегда претерпевает первый ребенок семьи при появлении второго, т.к. утрачивает свою «единственность»;

– и, конечно, материнскую депривацию испытывают дети, которых не хотели и/или не хотят.

Материнская депривация не только в младенчестве, но и на всех следующих возрастных этапах развития ребенка не утрачивает калечащую силу своего действия. К каким бы конкретным реактивным последствиям она не приводила бы каждый раз в каждом отдельном случае – от легких незначительных проявлений регрессивного поведения до картины развернутой депрессии или аутизма – можно сказать, что мишень ее опустошающего и искажающего удара это:

отношение человека к самому себе (неприятие своего тела, аутоагрессия и пр. – это отдаленные следствия материнской депривации), и

возможность устанавливать полноценные человеческие отношения с другими людьми.

Лишение ребенка опыта любви приведет к тому, что он будет неспособен любить сам, что его жизненные сценарии будут лишены возможности «давать» любовь, а будут подчинены принципу «добрать». Всю последующую жизнь он будет смотреть на других людей через призму отчуждения, безразличия или обиды, агрессии и, соответственно, реализовывать программы «использования и манипулирования» или «властвования, обесценивания и уничтожения».

Патериальная (отцовская) депривация в детском возрасте также несет серьезную угрозу нормальному развитию ребенка, но она коснется иных аспектов и скажется больше на формировании ролевых жизненных установок и диспозиций и, кроме того, внесет определенные сюжетные содержания в их возможные искажения. Риск патериальной депривации для ребенка особенно велик в ситуациях:

– неполной семьи, когда отец отсутствует вовсе;

– когда отношение отца к ребенку совершенно отчужденное;

– когда отец в своем отношении реализует отнюдь не отеческие интенции (например, компенсируя на ребенке свои нереализованные в другом месте (на работе, с женой) властные амбиции и мн. др.);

– в семьях, где наблюдаются разного рода деформации самой семейной структуры и нарушены роле-половые отношения между родителями (например, семьи, где феминистическая настроенность женщины ведет к постоянному уничижению мужского вообще, или семьи со смещением ролей, когда роль матери берет на себя отец и мн. др.).

Во всех подобных ситуациях неизбежна патериальная депривация. И ребенок не сможет пройти в полной мере нормально сложнейший путь своей половой идентификации , и, в результате, в своей взрослой жизни он окажется неверно или недостаточно сообразовавшимся со своей онтологической сущностью женского или мужского и будет чрезмерно уязвим, дезориентирован или несостоятелен в пространстве соответствующих отношений и ролей.

Если мы с вами ретроспективно обернемся на свое детство, на детство своих родителей и родителей их родителей, то увидим, что на протяжении последнего столетия (активно простимулировавшего большинство описанных выше ситуаций и закрепившего их в статусе массовых явлений) происходит трагическое родовое накопление деприваций. И каждое следующее поколение становится все более неспособно осуществлять свое родительство.

(Как часто, к сожалению, многим современным родителям неочевидны те вещи, о которых идет речь выше. И более того, как часто к нам на психологический прием приводят ребенка с глубоким и выраженным расстройством адаптации или депрессивным расстройством – и это состояние собственного ребенка, то, что ребенку плохо, также неочевидно родителям, и их приход инициирован исключительно категорическим требованием школьных педагогов, например).

И на сегодняшний день проблема детских деприваций, по видимому, уже не может быть решена, преодолена в рамках и силами самой по себе отдельно взятой семьи.

Высказываемые нами положения могут показаться слишком категоричными или, во всяком случае, касающимися определенно не каждой семьи. Действительно, отдельные жизненные наблюдения как будто способны развенчать многие из описанных моментов. Например, в совершенно благополучной семье, максимально избегающей депривационных ситуаций, развитие ребенка все же может идти путем обретения и усиления различных нарушений. Или, ребенок прошел «огонь, воду и медные трубы» по части проживания депривационных ситуаций, а его развитие идет относительно нормально. Все подобные ситуации – отнюдь не исключения из опиcываемых схем. Но чтобы это увидеть, необходимо прийти к пониманию всего объема проблемы депривации, а это невозможно без упоминания еще одного ее важнейшего ракурса.

В действительности, в реальной жизни изученные психологией и медициной виды депривации никогда не наличествуют как отдельные. Разные виды деприваций всегда не только сложно переплетены, но и сложно соподчинены и взаимообусловлены.
На наш взгляд, и сегодня об этом можно уверенно говорить, ядро, структура и вместе с тем предопределяющий вектор всех возможных скрыто и неосознаваемо протекающих видов деприваций становятся уловимыми в свете проблемы межаффективного взаимодействия людей.

О чем идет речь?

О том, что все человечество с Адама депривировано в отношении полноты и целостности человеческого бытия. Приданные при этом человечеству три разных модуса бытия разделяют людей в самых основах их способов восприятия мира, их способов действования в мире, их способов мышления.

(Как масштабно и конструкторски видит мир Л.Толстой, как обращен взгляд Достоевского к ознобу и трепету внутренних переживаний, какой реалистичной живописью становится все отраженное взглядом Гоголя. Как выверен и простроен каждый кадр у Бергмана, как из этих кадров выстраивается система целого некоего его замысла, и как Сокуров снимает двухчасовой фильм одним кадром, а Феллини и К. Муратова дают непрерывный ряд, расположив все в плоскости, где оказывается невозможно структурировать и соподчинять).

И такая сущностная разделенность людей разных бытийных пространств, а вместе с тем и онтологическая непримиримость и противостояние между ними – неизбывный трагизм человеческой жизни.

Где искать диалог?

А так как сложности диалога между людьми разных способов восприятия мира и сложности взаимодействия их друг с другом – это проблема всеобщая и повсеместная, то это сообщает и депривации масштаб всеобщего и повсеместного явления.

Действительно, если ребенок и родитель – люди разных бытийных пространств, то неизбежна депривация, которую следовало бы назвать диалогической депривацией. И ее особенностью будет системный и хронический характер ее протекания. (А если родитель и ребенок люди одного бытийного пространства, то тут изначально будет больше «бытийного родства». И такая защищенность пониманием родителя даст ребенку большую устойчивость перед разного рода отдельно идущими лишениями и ограничениями.

В таком «родстве» ребенок может оказаться с другим человеком, например, с бабушкой. Это объясняет те случаи, когда ребенок претерпевает, например, материнскую депривацию без чрезмерного ущерба. Во всех подобных случаях депривационный риск будет касаться области личностного развития ребенка. Поскольку каждое бытийное пространство имеет свое совершенство, но и свою недостаточность, то можно сказать, что ведение подобного подобным может приводить к сужению симулякровых возможностей человека).

Вообще, хорошо бы родителю, узнав самого себя, как можно раньше познакомиться со своим ребенком (– кто это? – каков он? – как он видит? – что он видит? – чего он хочет? – как он мыслит? – где и в чем источники его удовольствия, энергии и комфорта?), а не считать априори ребенка своей копией, тиражом самого себя и не проецировать на него свой опыт и свои представления, что весьма распространенно. Данное различение выявило бы множество депривационных рисков.

В самом деле, если родитель

– человек волевой, целеустремленный, опирающийся в своем восприятии мира на систему своих представлений о мире и действующий в соответствии с ними;

– человек закрытый, т.е. стабильный в плане зависимости от внешних факторов;

– человек, комфортное состояние которого обеспечивается наличием перспективы и возможностью успешно действовать,
то уже одно это позволяет предположить, что само сидение с ребенком (младенцем) может оказаться для такого родителя депрессогенным. Но, положим, этот родитель поставил себе цель правильной заботы о ребенке и до 3-х лет избегает всех стандартных явных депривирующих эпизодов (не выходит на работу, не уезжает без ребенка и т.д.).

Скорее всего, жизнь малыша в этом возрастном периоде пройдет в поездках в горы, на море, в походах и в тусовках разного рода, и как только с ним станет возможным чем-либо заниматься, он будет отправлен на какие-либо когнитивно развивающие занятия. Первыми его культурными выходами станут шумные игровые комнаты, аквапарки и, конечно, цирк. И все это может оказаться нетравматичным и как будто подходящим в случае, если ребенок точно такой же аффективной природы, что и его родитель.

Как будто, потому что и здесь кроются депривационные риски. Один из них коснется в последующем сферы скучания: ребенок будет быстро пресыщаться, постоянно требовать нового, быстро все отбрасывать – будет сужена его способность к монотонной продолженной деятельности, т. е. такому человеческому качеству как терпение будет нанесен ущерб.

А если у нашего волевого родителя родился ребенок иного способа восприятия – «смотрящего» – человек, совершенно открытый кругу явленного, воспринимающий мир посредством ощущений, дающий постоянный непосредственный отклик на происходящее и постоянно сообразующийся с ним. У такого человека не будет целеполагания и планирования, анализа и оценки (в том смысле, в котором о них принято говорить), у него не будет образовываться навык, который мог бы быть перенесен из ситуации в ситуацию. И здесь неизбежны множественные депривации. И в данном случае они будут касаться и базовых, и бытийных потребностей ребенка.

Уже на уровне тактильного контакта возможны нестроения: родителю важна цель совершаемых им действий заботы – покормить, искупать и т.д., а чутко реагирующий на малейшие нюансы ощущений ребенок будет испытывать недостаточность качеств самого процесса – жест, пластика, вкус, свет, мелодичность и др. Та гамма ощущений, которая открыта такому ребенку во всем, практически неведома (недоступна) и, соответственно, не значима его родителю.

Тот образ жизни, который мы обрисовали и который волевой родитель, следуя своим лучшим побуждениям, предложит и здесь, будет для такого ребенка перенасыщен стимулами (громкие резкие звуки, постоянные смены картин перед глазами, смены обстановки) и будет его только дезориентировать и дезадаптировать. Шахматный кружок и математическая школа – когда этот ребенок истощится, вопрос его сил и времени. Истощатся его витальные силы, потому что его удовольствия и его источники энергии в другом пространстве (в пространстве эстетики), о котором родитель может даже не ведать или никак не смочь придать этому пространству ценность в собственных глазах.

Достаточно отчетливо «механику» взаимодействия этих двух бытийных пространств мы можем пронаблюдать, например, обратившись к биографиям Ван Гога и Н.Гоголя.

А если у нашего волевого родителя родился ребенок «чувствующий» – человек, восприятие которого избирательно и особо центрировано на событиях, имеющих отношение к жизни чувств и, соответственно, на всех аспектах и тонкостях межличностных отношений. Человек, изначально настроенный своим восприятием на узнавание смысла. Человек рефлексивный и герметичный (глубина, сила и длительность внутренних переживаний такого человека не имеет, как правило, эквивалентного способа внешнего выражения). Человек, волевые и целевые способности которого всегда в залоге его настроения, а способность действовать – в залоге наличия смысла. И здесь не столько важно, какими внешними сюжетами идет жизнь такого тандема, сколько качеством каких межличностных отношений она наполнена или не наполнена.

Волевой родитель может вообще не ухватывать, чего именно в его отношении к ребенку постоянно не хватает этому ребенку, может даже не представлять себе, каким звучанием в ребенке отзовутся отдельные незначительные (с точки зрения родителя) слова, сцены и т.д. Такая пара – это вечный конфликт формы и содержания, абстракции и метафоры. Если «волевой» родитель хотел бы себе представить, что может испытывать его «чувствующий» ребенок, мы можем адресовать, например, к произведению Ф.Кафки «Письмо отцу».

Т.е., речь идет каждый раз о невольных (ненамеренных и часто неосознаваемых) и, вместе с тем, неотвратимых депривациях.

Лишь обозначив данным эскизом проблему диалогической депривации как проблему всеобщую и повсеместную, мы, казалось бы, вывели ее к контексту, где остается лишь сокрушенно отчаиваться. Но этого не должно происходить. Напротив, обретая некоторую ясность в отношении какого-либо явления своей жизни, жизни вообще, мы должны начать думать, как и что следовало бы начать стараться не допускать, менять, исправлять, преодолевать, в общем – исцелять.

И видя теперь в свете изложенного, следствием каких непростых путей каких депривационных воздействий могло явиться сегодняшнее неблагополучие ребенка, мы должны понимать, что для компенсации нанесенного ущерба нам потребуется соответствующей же сложности вся огромность нашего усилия.

Как быть?

Какого бы уровня не коснулись депривационные последствия у ребенка, их необходимо лечить (подхватывать и компенсировать как можно скорее).

– Если речь идет о болезненном состоянии (психосоматическом или психическом) ребенка и его родителей – необходим врач психиатр .

– Если нужно вообще сориентироваться в ситуации (кто я? каков мой ребенок?), разобраться в структуре проблем, научиться понимать (учитывать) возможности и невозможности друг друга, выстроить тактику имеющих психотерапевтический эффект мероприятий и занятий, а также стратегию шагов, способных компенсировать последствия деприваций – необходим психолог .

– Если речь идет об отдельных аспектах интеллектуальной депривации ребенка – необходим педагог . (Тема «педагогика и детские депривации» – должна стать темой отдельного серьезного рассмотрения. Понятно, что школа не сможет компенсировать материнскую и отцовскую депривацию, но, на наш взгляд, в ее задачи могла бы войти компенсация диалогической компенсации детей).

– Если же речь идет об истинном примирении непримиримого (например, истинном «вместе» в случае диалогической депривации), об истинном восполнении невосполнимого (например, в случаях необратимости некоторых депривационных последствий и вообще всех невосполнимых потерь), то это становится возможным только перед лицом Бога и не может быть решаемо вне духовного пространства.

Кроме того, понимая, что пределом чаяний всех родителей является задача не просто вырастить ребенка, но вырастить личность, отметим, что понятие личность – это понятие, о котором уместнее рассуждать в богословии, нежели в психологии. Слово личность встроено в семантический ряд лик-личность-личина и тем самым предполагает векторность: личность существует лишь в динамике приближения к Богу, в динамике восстановления целостности человеческой природы (становясь ликом). И если лик поистине неповторим и уникален, то личина как путь удаления от Бога, путь утраты целостности человеческой природы, ее ущерба, будет иметь совершенно типические проявления.

Предельно упростив, можно сказать, что вся эта возможная, типичная «механика» человека в его «модуле», в его «статике» – удел наук психологии, психиатрии, педагогики. (Искажения, коснувшиеся соматического, психического и психологического статуса человека не могут быть сняты на духовном уровне). В то время как «вектор» принадлежит пространству догматики, а также аскетики и богословия. И поэтому, если мы в христианской культуре – необходим священник .

Психиатр, психолог, педагог, священник – все эти так часто смешиваемые или противопоставляемые в обыденном сознании роли, на самом деле, являются взаимодополняющими сторонами помощи ребенку и его родителям. Здесь не может быть автономных, взаимоисключающих подходов (или только психиатр, или только священник), но должна быть реализована своего рода соборность, дополнительность, чего, к сожалению, на практике мы наблюдаем не часто, но это то, к чему следует стремиться.

____________________________________________________________________________________
* Стоящий в латинском тезаурусе знак вопроса у слова deprivo («?deprivo») – говорит о небезусловном прочтении корневой гласной в оригинальных текстах. И вполне возможно, что слово deprivatio изначально явилось случайным сколком (частным значением) слова depravatio – искажение, порча, обезображение, искривление.

Примечательно, что целых четыре греческих слова были переведены на латынь глаголом depravo:

αφανιζω – приносить очистительную жертву
διαφθειρω – разрушать, опустошать, губить, убивать, портить, искажать
εκφαυλιζω – пренебрегать, мало ценить, считать дурным, презирать
στερισκω – лишать.

А ведь именно в этих значениях мы наблюдаем в жизни феномен, описанный современной наукой понятием «депривация».

:

К священнику или к психологу?

Православный детский психолог Оксана Ковалевская, имеющая огромный практический опыт, заканчивает свою статью упованием на взаимодействие психолога, психиатра и , как необходимого союза в деле помощи ребенку и его родителям. Я могу сказать, исходя из моего опыта работы с Оксаной Борисовной, которая является прихожанкой нашего храма, а также с другими психологами и психиатрами из нашего прихода, что это сотрудничество необыкновенно плодотворно.

Православный психолог – это не конфессиональная принадлежность, а тот, кто, по моему мнению, осмысляет психологию или психиатрию, прежде всего, как христианскую антропологию. И одновременно с этим использует все достижения современной психологии, психиатрии, психоанализа.

На самом деле, области современной психологии, современной психиатрии оторваны от христианского учения и нередко бывают бесплодными и уводящими в совершенно иные сферы. Поэтому сегодня очень часто и , и психиатрия находятся под подозрительным взглядом современных христиан.

И когда психолог или психиатр, вооруженный современными знаниями и методиками, смотрит на тебя и твоего ребенка христианскими глазами и, понимая, что он как специалист без помощи Божией, без Таинств Церкви, без погружения в Евангельскую жизнь, без выправления себя по Евангелию, сделать ничего не может, тогда союз врача и священника, союз психолога или психиатра и священника начинает приносить очень хороший результат.

Священнику необходимо знать и замечать сложные проблемные вещи в семьях, которые находятся под его окормлением в его приходе. И священнику необходимы сотрудники в этой области, которым он бы мог доверять.

Когда в лице психолога и психиатра священник встречает христианина, когда эти люди готовы вместе сотрудничать, получается удивительно плодотворный союз. И в течение уже очень многих лет Оксана Борисовна – моя помощница, а я – ее помощник. Я вижу детей в гимназии, семьи в приходе, которые нуждаются в серьезной психологической опеке. А с другой стороны Оксана видит тех, кто приходит к ней, и понимает, что они нуждаются в настоящей духовной опеке. И тогда происходит исцеление, тогда происходит помощь, наступает полнота, недостающая человеку в результате депривационных процессов.

Еще необходимо сказать, что те состояния, о которых говорит эта статья, не подразумевают виновного, здесь говорится о проблеме. Это очень важно понять: люди, которые находятся под действием депривации – это в той или иной степени почти что каждый из нас. И как уберечь своего ребенка, как сохранить своего ребенка, как восполнить недостающее – это вопрос каждого родителя, который нужно решать со священником, психологом, в каких-то случаях вместе с психиатром.

И хотелось бы подчеркнуть, что духовные и психологические проблемы – это проблемы разных областей. Они между собой пограничны, они часто лежат в одной плоскости, но это не одно и то же.

И статья Оксаны Ковалевской – очень важный посыл нашего духовно-психологического сообщества христианским семьям, чтобы мы вместе начали решать эту непростую проблему.

Для лечения психических расстройств в медицине применяется принудительное или добровольное лишение сна. Больной сознательно бодрствует более суток. Единичное использование метода приводит к улучшению настроения и работоспособности. Частичная депривация, когда человек страдает от хронического недосыпа, является опасной для здоровья.

Ежедневно человеку необходимо от 6 до 8 часов полноценного сна. Неправильный режим на протяжении нескольких недель может привести к психо-эмоциональным расстройствам и физическому истощению. Во время ночного отдыха в организме происходят следующие процессы:

  1. Выработка гормона роста соматотропина. Во время сна дети растут, а у взрослых происходит регуляция обменных процессов, перераспределение жировых отложений.
  2. Замедление процесса старения. Ночью тело отдыхает, лицо и глаза не подвержены постоянной нагрузке.
  3. Укрепление иммунной системы. Люди, которые высыпаются, менее подвержены вирусным, инфекционным и раковым заболеваниям.
  4. Укрепление памяти. Во время ночного отдыха мозг продолжает обрабатывать информацию и закреплять полученные за день навыки.
  5. Снижение стресса. Чтобы расслабиться, успокоиться и снять нервное напряжение, необходимо полноценно и хорошо высыпаться.

Сон является главным механизмом для восстановления всего организма. Человеческое тело и многие системы жизнедеятельности отключаются.

Совет! Если у вас нет потребности отдыхать, и вы способны не спать более двух суток, рекомендуется обратиться к сомнологу.

Понятие депривации сна

Депривация сна (от английского слова deprivation – лишение) – это добровольное или принудительное круглосуточное бодрствование, которое изучается в психологии и применяется в терапии нервных расстройств. Человек в таком состоянии не реагирует на внешние раздражители, у него присутствуют галлюцинации.

При длительном отсутствии отдыха активно работает мозг и неспящий может вспомнить яркие моменты прошлого. У человека повышается креатив, он способен ярко и неординарно воспринимать окружающие вещи, регенерировать новые идеи. Однако помимо положительных моментов депривация оказывает негативное влияние на психику, провоцирует раздражительность, агрессивность, потерю памяти и сознания.

Определение термина

В медицине существует несколько понятий, определяющих, что такое депривация сна. Все они описывают принудительное или добровольное отсутствие ночного отдыха. Также данное состояние вызывают искусственно для лечения серьезных психических расстройств.

  1. Длительное отсутствие сна, которое вызвано личным желанием успеть сделать необходимые дела. Внешнее воздействие на человека с целью пыток и издевательств.
  2. Нарушение сна или частичное его отсутствие. Вызвано нервным срывом, психическим расстройством, стрессом, переутомлением, появлением в семье новорожденного ребенка.
  3. Недолгая депривация, цель которой лечение депрессии. Применяется в психиатрии под присмотром врачей.

Важно знать! Самостоятельно ограничивать себя во сне не рекомендуется. Так как длительный недостаток или полное отсутствие отдыха приводит к физическому и эмоциональному недомоганию, помутнению сознания, галлюцинациям.

Разновидности состояния

Депривация описывается не только как состояние тотальной бессонницы. Нарушение также происходит в случае сна менее 4 часов в сутки или отдыха, который не совпадает с биоритмами человека.

Частичная депривация

С данным состоянием сталкивается человек, который уже 2-3 недель спит около 3-4 часов в сутки. Первые несколько дней происходит перестройка организма под новый лад. Для некоторых людей такой режим становится нормальным. Они способны высыпаться за небольшое количество времени, при этом им весело, они бодры и энергичны.

Частичная депривация отмечается у студентов в период сессии или у офисных работников, которым необходимо раз в квартал сдавать отчеты. После уменьшения нагрузки и возвращения человека в обычный режим организм снова перестраивается.

Селективная

Данный вид депривации предназначен для повышения работоспособности. Рекомендуется бодрствовать во время фазы быстрого сна, так как в этот период мозг способен более быстро реагировать и обрабатывать получаемую информацию.

Сознательное лишение сна без предварительного опыта не должно превышать более двух суток подряд. Иначе человек начнет испытывать недомогание, станет агрессивным, нервным и рассеянным.

Полная

При полной депривации человек лишается сна на 36 часов. После такого периода бодрствования обязательно необходим двенадцатичасовой крепкий сон. Более длительное отсутствие отдыха плохо сказывается на работе головного мозга, приводит к общему истощению организма. Не практикуйте данную методику чаще нескольких раз в неделю.

Внимание! Если психотерапевт поставил вам диагноз депрессия, не пытайтесь самостоятельно излечиться с помощью лишения сна. В большинстве случаев обязательно необходим прием медикаментов и наблюдение врача.

Цели использования

Многие люди в период активной работы и при недостатке времени для ее выполнения пользуются методом депривации сна. В психиатрии такое состояние способно вытащить человека из посттравматического синдрома и вылечить от серьезных психических расстройств. Медицинские цели лишения сна пациента:

  • депрессия;
  • потеря личности;
  • нарушение памяти;
  • агрессивность, нервозность, вспыльчивость;
  • подавленность, растерянность и замешательство;
  • гиперактивность детей.

Также депривацию используют для изучения тяжелой формы эпилепсии. Во время длительного отсутствия сна проводят электроэнцефалографию, которая позволяет выяснить скрытую эллиптическую активность. Ээг определит наличие проблем с памятью, зрением, причину нарушения координации, речи, присутствие новообразований в головном мозге.

Особенности лечения депрессии депривацией

Двухразовая депривация сна используется при депрессии. Для профилактики обострения заболевания необходимо лишать сна раз в неделю. Данный метод не предназначен для домашнего лечения. Он применяется под контролем специалистов.

Депривация результативна в 70% случаях маниакально-депрессивного расстройства. Также ее применяют в лечении симптомов невротической депрессии, шизофрении и психоза на фоне глубокой тоски.

Простая схема лечения разработана годами: 36 часов бодрствования, 12 отдыха и еще 36 без сна. Уже после двухразовой депривации наступает улучшение состояния, депрессия проходит, больному начинают сниться хорошие сны.

Важно знать! Для полного выхода из угнетенного состояния необходимо несколько месяцев раз в неделю лишать себя сна под контролем специалиста. Во время депривации нельзя физически переутомляться, садиться за руль, выполнять сложные процессы, которые требуют повышенного внимания.

Добровольное решение

Если вы пребываете в угнетенном состоянии, у вас отсутствуют жизненные силы и желание что-либо делать, самостоятельно проведите двухдневную депривацию. Очень важно не навредить своему организму при использовании методики. Придерживайтесь основных правил:

  1. Вообще не спите и не дремайте на протяжении 36 часов.
  2. В полночь и в 4 утра не рекомендуется смотреть телевизор или читать книги, в это время делаете наиболее активную работу.
  3. Желательно не есть ночью, а также отказаться от чая и кофе.

Если после ночи вы испытываете сильную сонливость, сделайте зарядку или совершите недолгую прогулку на свежем воздухе. Для лучшего эффекта психотерапевты рекомендуют использовать депривацию вместе с голоданием.

Насильственные методы

При серьезных психических расстройствах проводится принудительная депривация. Обязательно необходимо параллельно принимать лекарства. Во время лечения больной под постоянным контролем врача, его действия активны. Период погружения в сновидение не должен превышать 12 часов.

После ночного отдыха обязательно необходимо истолковать сны, но не смотреть, что они означают по соннику. Сюжеты и картинки, появившиеся в сновидении, прямо характеризуют состояние психики пациента.

Результаты депривации

Депривация сна имеет последствия, которые отражаются на психологических, неврологических, эндокринных и когнитивных функциях организма. Если вы страдаете от повышенного давления, вегето-сосудистой дистонии или хронических заболеваний, обязательно проконсультируйтесь с психотерапевтом. Помните, что частичное бодрствование и постоянное недосыпание намного опаснее и менее продуктивно, чем полное лишение сна.

Хроническая следующим образом сказывается на здоровье человека:

  • развитие сахарного диабета;
  • ожирение;
  • нарушение зрения, дальтонизм;
  • проблемы с органами ЖКТ;
  • гиперактивность, синдром дефицита внимания;
  • неврологические расстройства;
  • развитие злокачественных опухолей.

При депривации дольше 48 часов наблюдается отсутствие координации, появление рвоты, тошноты, галлюцинаций. Люди, которые недостаточно отдыхают продолжительное время, имеют бледную кожу, тусклые волосы, они раньше стареют и быстрее устают.

Эмоциональный фон

Последствия длительного бодрствования – это появление агрессии, повышенной возбудимости, отсутствие способности критически мыслить и регулировать свой эмоциональный фон. В состояние депривации человек становится легко внушаемый. Также он ярче реагирует на происходящие события вокруг, перестает различать важные и неважные вещи.

Интеллектуальные способности

При отсутствии сна человек не может выполнять новую работу и учиться. Он вспоминает о ранее полученных навыках и справляется с поручениями по известной схеме. По отзывам людей, которые испробовали на себе депривацию на протяжении суток, состояние схоже с алкогольным опьянением.

Больной теряет внимательность, ему с трудом удается читать, шить, складывать пазлы. Несколько дней бодрствования приводит к появлению галлюцинаций. После полноценного отдыха наступает нормализация когнитивной функции.

Иммунная система

Депривация сна является серьезной угрозой для здоровья, поэтому в организме увеличивается количество лейкоцитов. Отсутствие отдыха на протяжении суток приводит к активизации защитных функций, как при начале заболевания. Длительное бодрствование оборачивается снижением иммунитета. Больной становится подвержен вирусам и инфекциям.

Депривация и различные болезни: какова связь

Депривация активно используется психотерапевтами для лечения депрессивного состояния с 80-ых годов. С того времени ежегодно проводятся эксперименты для подтверждения безопасности и эффективности хронического недосыпа или полного отсутствия сна.

  1. Сахарный диабет. При отсутствии полноценного сна происходит замедление процесса переваривания глюкозы, а также нарушение выработки гормонов. Поэтому существует мнение, что депривация приводит к развитию патологий эндокринной железы.
  2. Альцгеймер и Паркинсон. Если человек длительное время находится без сна, мозговые клетки набухают и в них накапливаются токсины. Нарушается функционирование ликворной системы, что приводит к скоплению спинномозговой жидкости в желудочках. Все это провоцирует развитие нейродегенеративных заболеваний.
  3. Травмы. При нарушении координации в работе организма на износ человек может самостоятельно нанести себе увечья. Поэтому психотерапевты не рекомендуют садиться за руль и пользоваться электроприборами во время лечения депрессии с помощью депривации.

Помутнение сознания и наличие галлюцинаций приводит к множеству серьезных последствий. Человек в таком состоянии не отвечает за свои действия, он не ест, не пьет, перестает ощущать позывы в туалет.

Лечение подавленного состояния и депрессии с помощью депривации сна результативно. Оно проводится под контролем специалистов, параллельно больному назначается антидепрессанты. Если вы испытываете творческий кризис, можно практиковать бодрствование на протяжении 36 часов, но не чаще раза в неделю.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека