Что значит сырная масленица. Сырная седмица (масленица): преддверие и начало поста

Масленичная или сырная неделя - очень веселый праздник, который любили и отмечали еще со времен язычества. Масленица 2015 проходит с 16 по 22 февраля. Христиане отмечают последнюю неделю перед Великим Постом 2015, который начинается 23 февраля…

Если в языческие времена Масленицу отмечали в течение семи дней перед днем Весеннего равноденствия и семь дней после него и праздновали пробуждение природы от зимнего сна и "совершеннолетие" солнца, то христиане разрешают себе повеселиться и хорошо поесть перед началом Великого 40-дневного Поста, после которого наступит Пасха.

Среди традиций масленицы не только вкусная еда и много игр, но и активная сексуальная жизнь, так как после необходимо воздержание в течение семи недель.

Все дни масленичной недели объединяет идея радости, встречи солнца и весны, угощений и беззаботного веселья.

Что такое Узкая и Широкая Масленица?

Масленичная неделя делится на две части — Узкую и Широкую масленицу. В первые три дня — «Узкую масленицу» — крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга работать запрещалось, начиналась «Широкая Масленица». У каждого дня масленичной недели есть своё имя и свои обычаи празднования.

Что означают дни Масленицы?


Понедельник - первый день сырной недели - Встреча масленицы. Блины пекут дома для всей семьи. Первый блин обязательно отдают нищим - на помин усопших. Раньше в этот день готовились к народным гуляниям: делали ледяные горки, качели.

Дети с самого утра делали куклу из соломы - Масленицу, наряжали ее, насаживали на кол и ходили от дома к дому с песнями. Взрослые обсуждали, как будут отмечать праздник, с кем, кого позовут в гости, делились рецептами блинов.

Вторник — заигрыш , день, когда устраивали смотрины невест, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

Среда — лакомка , в этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила.

Четверг — разгул предвещал начало Широкой Масленицы. С четверга начинались настоящие празднования и гуляния: катания на санках, лошадях, кулачные бои и главное занятие в этот день — захват снежной крепости.


Пятница — тёщины вечёрки : тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла её дочь. Полагалось не просто пригласить тёщу накануне, а зазывать старательно, уважительно и неутомимо, а утром в пятницу зять присылал за ней нарядных нарочных, передающих его желание угостить тёщу. Тёща приходила в гости с родственниками и подругами.

Ещё в четверговый вечер она должна была прислать «оборудование»: таган, сковородки и половник, а тесть — обеспечить «расходный материал»: мешок гречневой (именно гречневой!) муки и масло. Зять должен был показать своё расположение к тёще и её близким..


Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодая невестка приглашала в гости сестёр мужа, а если она новобрачная — то и одаривала их. При незамужних золовках на посиделки с блинами можно было звать своих незамужних подруг, а при замужних — только тех, кто уже обзавелся семьёй.

Прощёное воскресенье — древнейшая церковная традиция. Её начало положено словами Христа в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это — неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

В этот день все близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды, подражая древним инокам Палестины, которые прощались друг с другом перед уходом в пустыню на время Великого поста, зная, что не все из них вернутся в монастырь в Страстную неделю. Отсюда, как мы видим, и произошло Русское «прощаться».

Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили в баню. В кульминации народного празднования сохранились отголоски древних языческих обычаев: жечь чучело Масленицы, а заодно и старые ненужные вещи и остатки скоромной еды и развеивать прах в поле или над речной водой, как бы сжигая смерть и зиму и очищая дорогу весне, теплу, жизни и плодородию.

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной , сыропустной , масленой , масленицей .
На ней уже не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов: молока, сыра, масла, яиц. Церковь постепенно вводит нас в подвиг поста, от мяса и многоядения к строгому воздержанию.

Эта неделя сплошная , т.е. в среду и в пятницу обычного поста нет, однако, в сыропустные среду и пятницу пост всё-таки положен до вечера, а вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни Масленицы.

Хотя Масленица является полупостной седмицей, во время неё продолжается усиленная духовная подготовка к Великому Посту. Однако в народные обычаи издавна вошла практика так называемой «широкой» Масленицы.

В эти дни празднуются проводы Зимы и встреча Весны.
Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Безудержное чревоугодие и веселье рассматривалось как залог будущего благополучия, процветания и успеха.

Каждый день сырной недели имеет своё название, свои традиции.
Понедельник — «Встреча» — устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали куклу из соломы — Масленицу — и наряжали её.
вторник — «Заигрыш» — катание молодых со снежных гор, продолжается угощение блинами во всех домах.
Среда — «Лакомка » — к тёще на блины.
Четверг — «Разгуляй» — широкий четверток, разгул, перелом. Кулачные бои, снежные городки, ряжение. чучело Масленицы из соломы поднимали на гору.
Пятница — «Тёщины вечёрки» — зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу. Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть — мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
Суббота — «Золовкины посиделки» или «Проводы» — молодая невестка приглашала родных мужа к себе. Наряженную Масленицу — чучело из соломы — на носилках несли до конца деревни, и там, с песнями, «хоронили»: устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали.
Воскресение — «Прощёное воскресение » — все вспоминали, что в понедельник наступает Великий Пост , поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения, говоря друг другу: «Прости меня, пожалуйста, буде в чём виноват пред тобою». А в ответ слышали: «Бог простит». В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

Масленица — вовсе не христианский праздник. Это языческое славянское празднество. Поэтому Церковь не поощряет, но и не порицает празднование Масленицы.


Постный календарь на неделю:

  • пн – Встреча -нет поста
  • вт – Заигрыш — нет поста
  • ср – Лакомка — строгий пост до вечера — Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • чт – Разгуляй — нет поста
  • пт – Тёщины вечёрки — строгий пост до вечера — Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • сб – Проводы- нет поста
  • вс – Прощёное воскресение — нет поста — последний день, когда можно есть молочное

—————————————————————————————————————————
Так как на неделе есть два «полупостных» дня, то предлагаем два постных блюда:

Но, конечно же, основное блюдо на Масленицу — это .
Предлагаем вам почитать и несколько рецептов необычных блинов и оладий.

Протоиерей Г.С. Дебольский

П оследняя приготовительная ко св. Четыредесятнице неделя называется сырной , а в просторечии масляною, или масленицей, от употребления в эту неделю сырной пищи по установлению Церкви, и сыропустною , потому что ей оканчивается перед Четыредесятницей употребление сырной пищи. Своим богослужением, постановлениями и обыкновениями в седмицу сырную Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже « преддверие покаяния, предпраздненст­во (πυοεόρτιον) воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная » (cм. церковную службу в седмицу сырную). В эту седмицу Церковь предочищает нас телесно и духовно, предварительным воздержанием и постом, соответственным времени богослужением и примирением взаимным, или обычаем взаимного прощения.

«Дабы мы, от мяса и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало–помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста », Церковь, снисходя нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан употреблять в последнюю неделю перед Четыредесятницей сырную пищу; а по словам блаженного Симеона Фессалоникийского - в противодействие какому-то еретическому мнению . Это древнее постановление Церкви в 7 веке еще более утвердилось и распространилось по обету византийского царя Ираклия (610–640). Шесть лет воюя против Хозроя, царя персидского, Ираклий, отягченный продолжительною и изнурительною войною, дал обещание Богу пресечь совершенно, по благополучном окончании этой тягостной войны, употребление мяса в последнюю неделю перед Четыредесятницей. По благополучном прекращении брани, уважая благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь исполнила его благое желание, согласное с ее св. намерениями, подтвердив употребление сырной пищи в седмицу перед Великим постом (Синаксарь в субботу сыропустную).

Кроме этого постановления о воздержании в сырную седмицу, Церковь предписывает в среду и пятницу ее пощение до вечера, как в Великий пост, хотя это пощение состоит более во времени, нежели в пище, которая бывает сырная, как и в прочие дни настоящей седмицы. Сообразно намерениям приготовлений к св. Четыредесятнице, предочищая души и тела верующих к подвигам поста, Церковь в неделю сырную не сочетает браков; в среду и пятницу этой седмицы не совершает Литургий, а вместо нее Часы, и, как во дни Четыредесятницы, в эти два дня сырной седмицы с коленопреклонением произносит молитву св. преподобного Ефрема Сирина : «Господи и Владыка живота моего » и проч. Кроме того, в каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения приготовляемых к посту, прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах поста, по словам Господа: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плаче и в рыдании (Иоил. 2:12); в пятницу сырную воспоминает крестные страдания Спасителя, а в субботу творит память всех св. преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом, синаксарь в эту субботу начинается стихами:

Душам праведным, их же память присно пребывает:
Жертвы покаяния приношу словеса.

Как воинов, ополченных и готовых на брань, воеводы одушевляют наставлением и напоминанием им о воинах, отличившихся мужеством и храбростью, так Церковь, при ополчении нас на духовную брань в дни св. Четыредесятницы, укрепляет нас на духовные подвиги примером св. подвижников. « Яко да к первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидные и различные делаем добродетели, якоже комуждо сила есть », помня, что и св. подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были также люди, облеченные немощами плоти и нам подобные по естеству (Синаксарь в субботу сыропустную).

Изобразив вкратце дела Божий от начала мира и приблизив нас ко вратам св. Четыредесятницы, Церковь в воскресный день сыропустной седмицы приводит нам на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, представляя в утрате ими невинного блаженного состояния достойный предмет для слез и покаяния в св. Четыредесятницу; а бедствием, в которое низвергла человечество страсть себялюбия и плотских угодий, внушая: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения и как опасны чувственные греховные удовольствия. Синаксарь в неделю сырную начинается словами:

Мир с родоначальники горько да восплачет:
Снедию сладкою падший с падшими.

На Литургии в воскресный день сыропустной седмицы словами Евангелия Церковь благовествует нам о том, что нужно нам для получения от Бога прощения грехов во время поста, и как должно поститься (Мф. 6:14-20). Она научает нас, что для получения от Бога прощения наших грехов, нам самим надобно прежде простить ближних, согрешивших против нас, Господь глаголет в Евангелии:

аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный.

Истинный же пост состоит в нелицемерном и искреннем соблюдении церковных правил пощения не перед глазами ближних, но перед очами Бога всеведущего. Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время удобнейшее для стяжания духовных сокровищ, подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ; есть истинный день для делания благих Дел, как говорит Церковь словами ап. Павла, читаемыми в неделю мясопустную: нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся в оружие света. Ядый не ядущего да не укорят: и неядый ядущаго да не осуждает (Рим. 13:12-14:3).

Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день перед Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились по окончании вечерни по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы; врата обители закрывались до недели Ваий, в которую пустыно–подвижники обыкновенно возвращались в монастырь. И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни сырной недели по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем богослужении, в знак примирения и освящения постановлено Церковью для верующих лобызать и священные изображения Бога и святых.

Примечание. Так прощение перед св. Четыредесятницей изображается в исторических актах 1598 года, относящихся к России: «Митрополиты, архиепископы, епископы благословиша царя и прощение подаша ему, а архимандриты, игумены и честные старцы также прощение подаша ему и от него прощение купно получиша; получив же благословение и прощение к подвигу постному, тщашеся духовный подвиг св. Четыредесятницы совершити» (Исторические акты археографическ. экспедиц. об избрании Годунова, 1598 г., том 2, № 7.)

Чин богослужения в сырную седмицу получил начало свое в древние времена христианства. О церковном воспоминании изгнания прародителей из рая в сырную неделю говорит в письме своем об уединенной жизни Феофил, патриарх Александрийский, живший в 4 веке. Святитель при вступлении в Четыредесятницу, говоря о важности поста и молитвы, между прочим представляет в пример пощения ветхозаветных постников - Давида, Ананию, Азарию, Мисаила. Св. Григорий Нисский при вступлении в Четыредесятницу поучал:

Все вы, любящие Бога паче, нежели удовольствия чрева, с радостию и благодушием вступите во дни поста. Может ли называться мужественным тот борец, который еще при начале подвигов обнаруживает скорбное малодушие? Не печальтесь подобно детям, ведомым в училище, не ропщите на дни очищения, не ждите конца седмицы, как ждут появления весны после хладной зимы.

Подобно св. Григорию Нисскому перед вступлением в Четыредесятницу поучал в 6 веке Лев Великий, епископ Римский.

В 9 веке Феодор и Иосиф Студиты, Христофор Протосинкрит написали многие песнопения, ныне исполняемые Церковью в сырную седмицу.

Сырная седмица

последняя в ряду седмиц, приготовительных к св. четыредесятнице. Свое наименование получила оттого, что является последнею ступенью приготовительного воздержания; в продолжение этой недели запрещено мясо, но дозволено вкушать сыр и яйца; поэтому в просторечии она называется также масляной, или масленицей (см.). Церковь называет ее преддверием божественного покаяния. В ее богослужении, особенно в канонах и стихирах, содержится похвала посту и изображаются его спасительные плоды. В среду и пяток С. седмицы совершаются только часы, на которых произносится молитва св. Ефрема Сирина, с обычными поклонами. В субботу церковь воспоминает св. подвижников и подвижниц, просиявших пощением и молитвенным бдением. Наконец, в воскресный день С. седмицы церковь приводит на память изгнание прародителей из рая. Этот день в просторечии наз. прощеным или прощальным воскресеньем (см.). Чин богослужения в С. седмицу получил свое начало в древние времена христианства. О воспоминании изгнания прародителей из рая в С. неделю говорит в письме своем об уединенной жизни уже Феофил, патриарх Александрийский, живший в IV в. В IX в. Феодор и Иосиф Студиты и Христофор Протосинкрит написали многие песнопения, ныне поемые церковью в С. седмицу. См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II, М., 1890); прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной церкви" (т. II, СПб., 1882).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Сырная седмица" в других словарях:

    - … Википедия

    сырная седмица - масленица 2) … Словарь многих выражений

    Сырная седмица - (или сыропустная) – так называется последняя пред великим постом неделя, в которую прекращается (по истечении ее) отпуст – вкушение сыра. Во все дни сырной седмицы поются особые богослужебные последования, приготовительные к посту. В… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Сырная седмица (Масленица) - Масленая неделя, Масленица - просторечное название Сырной седмицы последней перед Великим постом недели. В ее продолжение не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    седмица - ы; ж.; устар. = неделя сплошная седмица страстная седмица сырная седмица … Словарь многих выражений

    Седмица сплошная - так называются недели, по которым не бывает поста в среду и пятницу. Такие недели бывают на святках (недели от Рождества до Крещения), на третьей неделе перед Великим постом (сырная седмица, или Масленица), на Светлой седмице (пасхальная… … Православная энциклопедия

    Ы; ж. Устар. = Неделя. ◊ Сплошная седмица. В православии: неделя, не содержащая постных дней. Страстная седмица. В христианской религии: последняя неделя перед Пасхой, посвящённая воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Сырная… … Энциклопедический словарь

    Масленица, Седмица Сырная - неделя, предшествующая Великому посту; в это время по Уставу не разрешается употребление мяса (отсюда другое именование масленицы – мясопустная неделя), но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе и масла), рыбы и яиц … Православие. Словарь-справочник

    Масленица - Сырная седмица, последняя неделя перед Великим постом. В это время Устав разрешает употребление масла, молока, молочных продуктов и яиц, но уже запрещает мясо … Православная энциклопедия

    ВЕЛИКИЙ ПОСТ - [Церковнослав. , ; греч. Τεσσαρακοστὴ; лат. Quadragesima], период литургического года, предшествующий Страстной седмице Свет Христов просвещает всех. Литургия Преждеосвященных Даров Свет … Православная энциклопедия

Книги

  • Постная кухня. Универсальные рецепты для всей семьи , Дерзновенко А.В.. Пост - время примирения и разумного воздержания. Но как быть, если не все близкие могут держать строгий пост: кто-то вкушает рыбу, другие - молочные продукты, а кто-то совсем не может…

Братия и сестры! Наступает сырная седмица, подготовительная седмица к Великому посту. О том что необходимо знать об этом времени и как его провести и пойдет речь в нашей статье!

Это последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого поста. «Масленица» – название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым предчувствием поста. Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям.

Из истории : как повествуется в Синаксаре (в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610 -640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.

Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Её значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. На Часах произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание.

«Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими» (Синаксарь в сырную неделю).

Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире.

Из истории : родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий.

Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие.

И. Шмелев (Лето Господне) : «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».

Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.

Заканчивается сырная седмица прощённым воскресением . Вечером – заговенье на Великий пост.

Предлагаем вашему вниманию несколько видео сюжетов о сырной седмице:

Кратко о сырной седмице (масленице):

Передача «Церковь и мир» . О сырной седмице — митрополит Илларион (Алфеев):

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека