Что можно считать социальным прогрессом. Признаки регресса в обществе

1. Социальные изменения и социальный прогресс.

2. Глобальное общество.

3. Модернизация общества.

1. Социальные изменения, их формы. В обществе непрерывно происходят различные социальные процессы, которые могут приводить к возникновению новых элементов и исчезновению ранее существовавших. В процессе развития социума просматриваются две основные модели поведения общественных систем - эволюция и революция.

Основные источники развития социальных процессов - это противоречия. При этом выделяются противоречия антагонистические и неантагонистические, внутренние и внешние, разрешаемые мирно и средствами насилия, вооруженной борьбы.

Если представить на схеме модель общества, то можно выделить ядро (базовую систему духовных, этических и эстетических ценностей), центральную область (сферу экономики, науки, техники) и внешнюю оболочку (политическую и юридическую сферы). Развитие общественной системы может идти извне, когда политическая сфера провоцирует культурные мутации. Обычно инициатива исходит от других цивилизаций. Возможен и иной путь: через естественные изменения собственной культуры к изменениям в экономике и соответствующему политико-юридическому оформлению. Первый путь - революционный, путь агрессии против чужой культуры. Второй - эволюционный путь поступательного перехода от низшей ступени к высшей, путь традиционный и гуманный.

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам циви­лизации называется социальным прогрессом . Это обобщающее понятие включает в себя как свои составные части экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса выступает технический.

В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Он знаменует попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, воз­вращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и ре­грессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс - глобальный процесс, характеризующий движе­ние человеческого общества на всем протяжении исторического времени, то регресс - локальный процесс, охватывающий от­дельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться, останавливаться.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным.

Что представляют собой реформа и революция?

Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагиваю­щих основ существующего социального строя.

Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее осно­вы существующего социального строя. Она носит скачкообра­ный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Реформы называются социальными, если они касаются преоб­разований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользо­вания междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивают интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеоб­щего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к соци­альным благам - образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Наряду с социальными выделяют экономические и политиче­ские реформы. Переход экономики на рыночные отношения, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налого­вая система - примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение граждан­ских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ.

Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения. А революции?

Революция - это совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно, с целью изменения основ соци­ального строя.

Октябрьская революция в 1917 г. проводилась именно с такой целью, в результате чего были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, ликвидированы свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, одним словом - основы существующего строя.

Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременны­ми и долговременными.

Самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция, которая представляла собой качественный скачок от собирательства к земледелию. Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад и продол­жалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, а в других - 8 тыс. лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческо-городские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке. Благодаря аграрной революции человек перестал быть кочевником.

Она резко изменила условия жизни человека, повысила произ­водительность общественного труда.

Вторым глобальным процессом называют промышленную революцию XVIII-XX вв. Она тоже сыграла выдающуюся роль в че­ловеческой истории, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного техническо­го уклада (мануфактуры) другим (машинным производством).

Изменения в способе производства изменили социальную структуру общества и привели к формированию новых классов - ка­питалистов и пролетариев.

Возьмем современное общество. Конец XX в. подвел человека к таким рубежам, за которыми начинается совершенно новый этап его истории. Это - век технических свершений, человек впервые, преодолев силу земного притяжения, вырвался в космос, средства транспорта и связи сократили время и расстояния. Человечество превращается в единый организм, в нем возникают некоторые общие стандарты поведения, государственного устройства.

В то же время проблема сохранения жизни на Земле стала реальностью. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, возникшее в глубокой древности, противостояло концепциям регресса (нисходящая линия развития от древнего "золотого" века - Гесиод, Сенека), а также теориям циклического круговорота, повторяющего одни и те же стадии (Платон, Аристотель).

Социальный прогресс. Проблема его критерия. Идея прогресса начала утверждаться в науке с XVII-XVIII столетий (Бэкон, Вольтер), впоследствии она стала общепризнанной.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и благосостояния людей и развивается человеческая личность.

П. Л. Лавровым: "Прогресс, как смысл истории, осуществляется в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях, точно так же как в расширении и уяснении сознательных процессов и мотивов действия в личностях, поскольку это не препятствует росту и скреплению солидарности между возможно большим числом личностей". А с другой стороны, очень четко просматривается тенденция увеличения «индивидуализации общества» (Зигмунд Бауман).

Научно-технический прогресс (машинизация и автоматизация) определяет другие стороны прогресса: урбанизацию, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни. Все эти стороны прогресса теснейшим образом взаимосвязаны.

Однако отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Ряд ученых считают, что надежды на безграничный прогресс, составляющий ядро "новой религии", призванной заменить Град Божий Земным Градом, не оправдались. Все большее число людей начинают сознавать, что:

Неограниченное удовлетворение желаний не является путем к счастью и даже к получению максимального удовольствия;

Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными увеличивается;

Независимыми хозяевами своей жизни мы не стали, а стали винтиками бюрократической машины;

Технический прогресс создал опасность окружающей среде и угрозу ядерной войны;

Человек, превратившись в сверхчеловека, наделенный сверхчеловеческой силой, пока не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума.

Причину столь неутешительных последствий прогресса Э. Фромм и ряд других авторов видят в самой индустриальной системе, в том, что ее психологическими посылками являются себялюбие, эгоизм, алчность, которые порождены данной системой и отнюдь не ведут к гармонии и миру. Людей все больше привлекает все механическое, безжизненное, все сильнее охватывает жажда разрушения. Оказывается забытым человек, который отторгнут от общества, потерян в современном индустриальном мире. Кризис личности - одна из самых сложных проблем, порожденных современной цивилизацией, современным индустриальным миром.

Характерной чертой современного мира является его многополюсность, сегментность. Человечество реализует себя в разнообразных типах обществ, этнических общностей, культурных пространств, религиозных верований, духовных традиций - все это полюсы, сегменты мировой цивилизации. Целостность мира не противоречит его многополюсности. Есть ценности, которые мы относим к общечеловеческим: нравственность; образ жизни, достойный гуманной сущности человека; доброта; духовная красота и др. Но есть ценности, которые принадлежат определенным обществам или социальным общностям: классам, нациям, поколениям, слоям, отдельным индивидам и др. В рациональном обществе речь должна идти о гармоничном сочетании и тех, и других.

Современному миру свойственна и противоречивость. Противоречия современного мира порождают глобальные проблемы человечества, т. е. те проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты и представляют угрозу для ее выживания, а поэтому требуют неотложного решения, причем усилиями народов всех стран. Среди наиболее серьезных глобальных проблем следует назвать проблемы предотвращения мировой бойни, экологической катастрофы, развития и совершенствования образования и здравоохранения, обеспечения населения Земли природными ресурсами (сырьем, продовольствием, источниками энергии) или нахождения их заменителей, преодоления возрастающего разрыва в уровне и доходах различных стран, ликвидации голода, нищеты и др.

На наших глазах меняются основные формы использования вооруженного насилия. Наряду с войнами (по подсчетам ЮНЕСКО их не менее 50 ведется в мире) нарастает эскалация терроризма. С помощью средств ведения войны сегодня можно многократно уничтожить жизнь на Земле. Однако эта страшная, губительная для биосферы нагрузка остается в основном потенциальной, чего нельзя сказать о нагрузке, связанной с трудовой активностью людей. Последняя в настоящее время близка к критической и в недалеком будущем способна привести к разрушению биосферы - не столь молниеносному, как в войне, и от того, возможно, еще более мучительному. Современный экологический кризис выражается в изменении климата; в загрязнении природы - воды (Арал, Байкал и др.), земель, воздуха; в истончении озонового слоя.

Приведем лишь несколько примеров, которые без всяких комментариев показывают крайнюю тревожность ситуации и необходимость человеческих действий по спасению среды обитания. Природные ресурсы: за 40 лет после Второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю; запасы минеральных ресурсов по расчетам ученых истощатся через несколько десятилетий. Лес: его вырубка в 18 раз превышает прирост. Почва: 1 см чернозема накапливается за 300 лет, а погибает сейчас за 3 года. Океан: нефтяные пятна, отходы, содержащие фосфор, свинец, радиоактивные элементы, которые на 1 кв. км поверхности составляют 17 т. Пресная вода: 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой. Воздух: 115 млн. легковых автомобилей только в США поглощают кислород, выбрасывают вредные вещества - примерно 150 млн. т. Одна из экологических проблем - потепление климата. В настоящее время температура на планете на 2,6 градуса выше, чем 100 лет назад. К концу следующего века она может возрасти на 5,5 градусов. Под влиянием глобального потепления уровень моря поднимется на 0,5-2 м. Это нанесет огромный ущерб большинству государств.

История человечества учит нас, что всегда существовала необходимость согласования человеческой деятельности с возможностями природы. Судьба общества во многом определяется тем, что происходит вокруг нас по законам, от нас не зависящим. 2,5 тыс. лет назад в Южном Китае назревал экологический кризис: население быстро росло, но пищевые ресурсы не прибавлялись. Выход нашел человек: он открыл эффективную технологию поливного рисоразведения. Рис стали высаживать в чеки, полностью залитые водой. Кроме того, в чеках стали разводить рыбу, которая снимала труд прополки рисовых плантаций, удобряла почву, служила пищей. Возникли новые гармоничные отношения человека и природы. Кризис был снят, а на этой основе возникла удивительная цивилизация. Решить экологическую проблему-в силах человечества, но для этого оно должно регламентировать деятельность общества, согласовывать "стратегию общества" и "стратегию природы", учитывать особенности развития природных систем. И тогда общество обретет стабильность в своем развитии, достигнет расцвета экономической деятельности, техники, искусства, проявления творческой индивидуальности человека.

Человечество не стоит на месте, а постоянно растет во всех сферах. Жизнь общества налаживается с развитием технологий, машиностроения и переработки ценных ресурсов. Противоречивость общественного прогресса заключается в философской оценке действий человека.

Что это такое?

В широком смысле прогресс - это планомерное развитие от низшего к высшему. То есть постоянное стремление расти ввысь, улучшаться и модернизироваться. Прогресс не бывает быстрым или медленным, он определяется степенью движения. При прогрессе увеличивается количество внутренних организационный связей, усложняется их уровень. Противоположностью прогресса выступает регресс.

Существует и социальный прогресс, он обуславливается критериями общественного прогресса и показывает то, насколько человечество развито в научно-техническом, морально-нравственном и других направлениях. Наш вид прогрессировал от дикой человекоподобной обезьяны до человека разумного.

Проблематика прогресса в обществе

В Стэнфордской философской энциклопедии, поддерживаемой одноименным университетом, имеющейся в свободном доступе онлайн и постоянно обновляющейся сотнями статей от ведущих мировых специалистов, определено три важных вопроса, которые касаются прогресса.

  1. Приводит ли прогресс человечество к благополучию? Если да, то почему?
  2. Откуда происходит прогресс и каковы его исторические законы?
  3. Какие эмпирические доказательства теории прогресса?

Состоит в невозможности определить его однозначно как положительное или отрицательное явление в жизни человека. Исследователи прогресса понимают благополучие общества по-разному. Одна часть теоретиков придерживается мнения, что измерение уровня жизни происходит в материальном выражении. А другие напрочь отрицают вышесказанное, заявляя о духовной основе. Главными ценностями выступают: свобода, самореализация, актуализация личности, счастье, общественная поддержка. В другом случае ценности человека могут быть не связаны между собой.

Современное обсуждение

Понятие общественного прогресса возникает с развитием истории. В период эпохи Просвещения формулировались основные тезисы развития человека и его роли во всемирной истории. Исследователи пытались найти закономерности в историческом процессе, и по их результатам они планировали предсказывать будущее.

В то время мнения ключевых философов разделились. Гегель и его последователи рассматривали идеи, которые будут способствовать всеобщему развитию и улучшению. А знаменитый социалист Карл Маркс считал, что надо увеличивать рост капитала и, как следствие, материального благосостояния человечества.

Критерии общественного прогресса

На данный момент нет единого мнения касательно оценки прогресса. Как и отмечалось, философы выделяют три ключевых вопроса к развитию. И поскольку рассматривать прогресс как негативное или позитивное явление нереально, то можно выделить критерии прогресса:

  • Научное и техническое развитие, которое поддерживается государством.
  • Расширение свободы выражения, свободы слова и соблюдение прав человека.
  • Развитие нравственности.
  • Постепенный прогресс в области человеческого разума.

Описанные критерии в совокупности нередко противоречат друг другу в плане оценки какого-либо прогресса (социального, экономического). Например, техническое развитие способствует загрязнению окружающей среды. Однако оно крайне полезно для развития общества и также вредно для самого человека, поскольку ухудшает его здоровье, падает нравственное общественное развитие. Прогресс может негативно сказываться на развитии другой сферы деятельности человека.

Еще один яркий пример - это создание атомной бомбы. Первые исследования в области ядерного синтеза показали человечеству, что ядерная энергия может преобразовываться в электричество. С прогрессом в данном направлении как побочный продукт появилась ядерная бомба. И если углубляться, то боеголовка с ядерной начинкой не так плоха. Она обеспечивает относительную стабильность в мировой политике, и планета не видит глобальных войн уже больше 70 лет.

Прогресс в обществе. Революция

Это самый быстрый, но жестокий способ резкой смены одного общественно-политического строя на другой. К революции приступают тогда, когда другой возможности смены власти нет.

Примеры общественного прогресса, которые произошли путем насильственной смены власти:

  • Октябрьская революция 1917 года в России.
  • Турецкая Кемалистская революция 1918—1922 годов.
  • Вторая американская революция, когда Север воевал против Юга.
  • Иранская революция 1905-1911 годов.

После установления власти народа, пролетариата, военных и остальных деятелей революции жизнь обычных граждан, как правило, ухудшается. Но затем она постепенно восстанавливается. Во время проведения массовых акций с применением оружия участники протестных мероприятий забывают о гражданских нормах и правилах. И в большинстве случаев во время революции начинается массовый террор, раскол экономики и беззаконие.

Прогресс в обществе. Реформы

Не всегда революция происходит с бряцаньем оружия. Существует и особая форма смены власти - это дворцовый переворот. Так называют бескровное взятие власти одной из политических сил у действующих правителей. В этом случае особых изменений не намечается, а улучшение экономической, политической, социальной ситуаций происходит путем проведения реформ.

Власть планомерно выстраивает новое общество. Общественный прогресс достигается за счет плановых изменений и, как правило, затрагивает только одну сферу жизни.

Немного истории и более глубокое значение термина

Общественный прогресс - это масштабный исторический процесс развития общества. В широком смысле подразумевает под собой стремление к высшему, от примитивизма неандертальцев к цивилизованности современного человека. Процесс осуществляется за счет развития научных, социальных, политических, культурных и других направлений жизни общества.

Французский публицист аббат Сен-Пьер сделал первое упоминание о теории прогресса в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737 год). Описание в книге весьма специфичное для современного человека. И за единственно верное его, конечно же, брать не стоит.

Известный публицист говорил, что прогресс является Божьим промыслом. Как явление, прогресс общества всегда был и будет, и только Господь способен его остановить. На данный момент исследования продолжаются.

Социальный критерий

Он указывает на уровень сферы. Под ним подразумевается свобода общества и людей, уровень жизни, корреляция количества денег у населения, уровень развития, взятых на примере отдельной страны среднего класса.

Социальный критерий достигается за счет двух значений: революции и реформ. Если первое подразумевает под собой жесткую смену власти и радикальное изменение существующего строя, то благодаря реформам общество развивается планомерно и не так стремительно. Также реформы амортизируют предполагаемую смену власти и кризисы. Дать какую-то оценку им или революции невозможно. Можно лишь рассмотреть мнения политических и философских школ.

Одна группа исследователей считает, что будет правильной смена власти только вооруженным путем. Демократические выступления с транспарантами и мирными лозунгами зачастую оказываются безрезультатными. Такой способ крайне эффективен, если в стране установлен авторитарный режим и власть узурпирована.

Если в стране находится адекватный лидер, который понимает свою несостоятельность, то он может уступить оппозиционерам власть и дать возможность провести реформы. Но много ли таких случаев? Поэтому большая часть радикально настроенного населения придерживается идей революции.

Экономический критерий

Выступает как одна из форм общественного прогресса. Все что касается экономического развития, относится к данному критерию.

  • Рост ВВП.
  • Торговые связи.
  • Развитие банковского сектора.
  • Увеличение производственных мощностей.
  • Производство продукции.
  • Модернизация.

Таких параметров достаточно много, и поэтому экономический критерий выступает основополагающим в любом развитом государстве. За яркий пример можно взять Сингапур. Это небольшое государство, расположенное в Юго-Восточной Азии. Здесь не имеется абсолютно никаких запасов питьевой воды, нефти, золота и других ценных ресурсов.

Однако по уровню жизни Сингапур опережает богатую нефтью Россию. Коррупция в стране отсутствует, а благосостояние населения растет с каждым годом. Все это невозможно без следующего критерия.

Духовный

Весьма спорный, как и все остальные критерии общественного прогресса. Суждения о нравственном развитии разнятся. И все зависит от того, в каком государстве обсуждается какой-либо вопрос. Например, в арабских странах сексуальные меньшинства - безбожие и мракобесие. И их равноправие с другими гражданами будет общественным регрессом.

А в европейских странах, в которых религия не выступает в качестве политической силы, сексуальные меньшинства приравнены к обыкновенным людям. Они могут иметь семью, жениться и даже усыновлять детей. Определенно, существуют факторы, что объединяют все страны. Это непринятие убийств, насилия, воровства и социальной несправедливости.

Научный критерий

Не секрет, что сегодня человек находится в информационном пространстве. У нас есть возможность купить в магазине все, чего душа пожелает. Все, чего не было у человека чуть больше 100 лет назад. Вопросы связи также решены, легко можно позвонить абоненту из другой страны в любой момент.

Больше нет смертельных эпидемий, вирусов, которые убивали миллионы. Мы забыли о времени, ведь скорость перемещения из одной точки планеты в другую является минимальной. Если наши предки доезжали из точки A в точку B за три месяца, то сейчас за это время можно долететь до Луны.

Как происходит социально-общественный прогресс?

Мы рассмотрим на примере обыкновенного человека его формацию от примитивного индивида до зрелой личности. С самого рождения ребенок начинает копировать своих родителей, перенимает их стиль и модель поведения. В период осознанности жадно впитывает информацию из всех источников.

И чем больше он получит знаний, тем легче произойдет переход к школьной форме обучения. С первого по четвертый класс ребенок активно взаимодействует с внешней средой. Еще не проявляется скептицизм и недоверие к обществу, а развито дружелюбие вместе с детской наивностью. Далее подросток развивается так, как надо обществу. То есть у него формируются базовые навыки недоверия, чувства и эмоции выражать не рекомендуется. Имеют место другие стереотипы, навязанные обществом.

И с девятого класса подросток вступает в пубертатный период. В это время у него активно развивается половая система, появляется первая растительность на лице. И одновременно с этим внутри личности реформируется психическая система, а непосредственно подросток испытывает невероятные трудности в самоопределении.

В этот период молодой человек выбирает для себя социальную модель, которую в дальнейшем изменить будет практически невозможно. При неблагополучном стечении обстоятельств подросток вырастает недоразвитой личностью, чьи потребности вращаются вокруг алкоголя, сексуальных утех и просмотра телевизора. Именно такие люди - это большая часть электората бедных стран с плохим образованием.

Или рождается личность, которая имеет собственное мнение и видит себя в обществе. Это созидатель, он никогда не критикует, потому что всегда предлагает. Такими людьми становятся в том обществе, где много людей среднего класса, активно работает политическая система, развита экономика.

Общество и его развитие

Существуют два пути становления группы индивидов. Это их коллективное взаимодействие, описанное в трудах Карла Маркса и других социалистов, и индивидуальное, нашедшее отражение в книге "Атлант расправил плечи" писательницы Айн Рэнд (Алиса Розенбаум).

В первом случае исход прекрасно известен. Советское общество развалилось, оставив после себя достижения науки, лучшую медицину, образование, промышленные предприятия, инфраструктуру. И большая часть выходцев из Советского Союза формально до сих пор живет на благах развалившейся страны. К сожалению, современная Россия после развала ничего после себя не оставит. При этом в ней царствует индивидуализм.

Теперь про Америку, в ней также доминирует идеология индивидуализма. И это самая милитаризированная страна, которая имеет военные базы по всему миру. Тратит огромные деньги на развитие науки и достигает определенных высот, также развивает медицину, образование и т. д. И что очень странно, что хорошо для одного общества, то смертельно для другого.

Любое развитие — это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?

Прогресс

Прогресс — от от лат. progressus — движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.

Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности (дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

Виды прогресса в обществе

Социальный Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию.
Материальный Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей.
Научный Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса.
Научно- технический Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация.
Культурный (духовный) Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека — потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности.

Критерии прогресса

Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях , позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.

Мыслители Точки зрения на критерии прогресса
Ж.Кондорсе Развитие разума человека
Вольтер Развитие просвещения, торжество разума человека.
Ш.Монтескье Улучшение законодательства стран
К.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.Оуэн Отсутствие эксплуатации человека человеком, счастье людей.
Г.Гегель Зрелость свободы общества.
А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.Добролюбов Распространение просвещения, развитие знаний.
К.Маркс Развитие производства, овладение природой, смена одной формации другой.

Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.

Критерии общественного прогресса современных учёных:

  • Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
  • Уровень демократизации общества.
  • Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
  • Нравственное совершенствование общества.
  • Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
  • Продолжительность жизни людей.
  • Увеличение человеческого счастья и добра.

Однако прогресс — это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других. Яркий пример- период сталинизма в СССР. В 30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу. В итоге — значительное ухудшение качества жизни людей.
Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям. Развитие информационных систем, Интернет- это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в виртуальный мир, появилась новая болезнь-« игровая компьютерная зависимость».
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем. Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва.. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв.
Прогресс водной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой. Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя,с многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды.

Подводя итог , хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения , не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.

Регресс

Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс (от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Признаки регресса в обществе

  • Ухудшение качества жизни людей
  • Упадок в экономике, кризисные явления
  • Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
  • Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
  • Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего

Хронические заболевания.

  • Падение нравственности, образованности, культуры общества в целом.
  • Решение вопросов силовыми, декларативными методами и способами.
  • Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
  • Ослабление страны в целом и её международного положения.

Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, — одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Прежде, чем изучать социальный прогресс, следует выяснить, что означают термины «прогресс» и «регресс». Ключевыми для понимания обозначенной проблемы являются понятия «изменение» и «развитие». Изменение означает переход систем из одного состояния в другое. Изменения бывают количественные и качественные, обратимые и необратимые. Развитие же – это только качественное, закономерное и необратимое изменение систем.

Итак, три черты раскрывают суть понятия «развитие».

1. Развитие характеризует не все изменения, а лишь качественные.

2. Необратимость – важнейшая характеристика развития. Если какой-либо процесс обратим, т. е. егосвойства, качества могут появляться, исчезать и снова появляться, то это - изменение, но не развитие.

3.Закономерность. Отсутствие закономерности характерно для случайных процессов, например, катастроф. Их нельзя считать развитием.

Итак: предложенное понимание развития характеризует не все виды количественных и качественных изменений, а лишь такие, в результате которых возникают закономерные, необратимые качественные изменения.

Развитие – это явление противоречивое и может осуществляться как по восходящей, так и по нисходящей линии - как прогресс и регресс.

Прогресс – форма развития, связанная с переходом от менее совершенного к более совершенному состоянию, от низшего к высшему.

Регресс – противоположное понятие– форма развития, связанная с переходом от высшего к низшему состоянию. Это движение назад, это процессы распада, разрушения, утраты способности системы выполнять необходимые функции.

Общественный прогресс – это восходящее, поступательное развитие человечества, связанное с переходом от менее совершенного к более совершенному состоянию.

Общественное развитие носит противоречивый характер: оно есть единство прогрессивного и регрессивного. В связи с этим возникает вопрос, как отличить прогрессивное развитие от регрессивного? Другими словами, каков критерий, т. е. «мерило», признак прогрессивного развития?

Критерии общественного прогресса бывают общие и частные .

Общий критерий прогресса общества можно рассматривать как триединство следующих показателей:

1. Степень развития производительных сил общества - техники, технологии, науки, транспорта, связи и, наконец, самого главного - человека, который умеет и хочет трудиться.

2. Степень соответствия экономических, юридических, политических и других законов , действующих в обществе, потребностям развития производительных сил.

3. Степень социальной свободы трудоспособного населения исоциальной защищенности нетрудоспособного населения.

Кроме общего критерия общественного прогресса, для оценки характера развития отдельных сторон общественной жизни используются и частные критерии.

Приведем некоторые примеры частных критериев в различных сферах общественной жизни.

В духовной жизни это будут: возможности для творческого самовыражения личности; количество и качество книг, журналов, музеев, библиотек, театров, других культурных учреждений и их доступность для населения; наличие и количество свободного времени, качество досуга.

В материальной жизни важен технический прогресс, т.е. совершенствование техники, технологий, проникновение техники в сферы быта, культуры, искусства.

Подумайте над тем, что такое научный прогресс, существует ли прогресс нравственности, прогресс в области искусства.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте, а постоянно изменяется. Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. На основе изменений осуществляется процесс социального развития. Понятие «социальное развитие» конкретизирует понятие «социальное изменение». Социальное развитие – необратимое, направленное изменение социальных систем. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. В свою очередь, понятие «социальное развитие» уточняется такими качественными характеристиками, как «социальный прогресс» и «социальный регресс»

Общественный прогресс – это такое направление развития человеческого общества, которое характеризуется необратимым изменением человечества, в результате осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного состояния к более совершенному. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.

Регресс – тип развития, характеризующийся переходом от высшего к низшему.

Таким образом, прогресс и локален и глобален. Регресс только локален.

Обычно под общественным прогрессом подразумевается не те или иные прогрессивные изменения отдельных социальных общностей, слоев и групп или индивидов, а восходящее развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества.

Механизм общественного прогресса во всех системах состоит в возникновении новых потребностей в различных сферах общественной жизни и изыскании возможностей их удовлетворения. Новые потребности возникают как результат производственной деятельности человека, они связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, с расширением и углублением масштабов научного знания, усложнением структуры творческой и потребительской деятельности человека.

Очень часто возникновение и удовлетворение общественных потребностей осуществляется на основе открытого конфликта интересов различных социальных общностей и социальных групп, а также подчинения интересов одних социальных общностей и групп другим. В таком случае социальное насилие оказывается неизбежным спутником социального прогресса. Общественный прогресс, как последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предшествующих этапах и фазах общественного развития.

Источником, первопричиной общественного прогресса, определяющей желания и действия миллионов людей, выступают их собственные интересы и потребности. Каковы же человеческие потребности, обуславливающие общественное развитие? Все потребности разделяются на две группы: естественные и исторические. Естественные потребности человека – это все социальные потребности, удовлетворение которых необходимо для сохранения и воспроизводства жизни человека, как природного биологического существа. Естественные потребности человека ограничены биологическим строением человека. Исторические потребности человека это все социальные и духовные потребности, удовлетворение которых необходимо для воспроизведения и развития человека, как социального существа. Ни одна из групп потребностей не может быть удовлетворена за пределами общества, вне развития общественного материального и духовного производства. В отличие от естественных потребностей исторические потребности человека порождены ходом общественного прогресса, безграничны в развитии, в силу чего неограничен общественный и интеллектуальный прогресс.

Однако, общественный прогресс – это не только объективная, но и относительная форма развития. Там где не появляются возможности для развития новых потребностей и их удовлетворения, линия социального прогресса прекращается, возникают периода упадка и стагнация. В прошлом нередко наблюдались случаи социального регресса, гибели сложившихся ранее культур и цивилизации. Следовательно, как показывает практика, социальный прогресс в мировой истории совершается зигзагообразно.

Весь опыт ХХ века опроверг однофакторный подход к развитию современного общества. На формирование той или иной общественной структуры оказывают влияние множество факторов: прогресс науки и техники, состояние экономических отношений, устройство политической системы, вид идеологии, уровень духовной культуры, национальный характер, международная среда или существующий миропорядок и роль личности.

Различают два вида социального прогресса: постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный).

Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Революция – комплексное скачкообразное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя и представляющее собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Различие между реформой и революцией обычно усматривается в том, что реформа – это изменение, реализуемое на основе существующих в обществе ценностей. Революция же представляет собой радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие.

Одним из инструментов движения общества по пути социального прогресса на основе сочетания реформ и революции в современной западной социологии признается модернизация. В переводе с английского «модернизация» означает осовременивание. Суть модернизации связывается с распространением по всему земному шару общественных отношений и ценностей капитализма. Модернизация – это революционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем комплексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.

Социологи различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующего развития. Она происходит как естественный процесс поступательного развития общественной жизни при переходе от феодализма к капитализму. Такая модернизация начинается с изменения общественного сознания.

Неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правящими кругами той или иной страны, с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация начинается с экономики и политики. Она совершается путем заимствования зарубежного опыта, приобретения передовой техники и технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, перестройки форм государственного управления и норм культурной жизни по образцу передовых стран.

В истории социальной мысли было предложено три модели социальных изменений: движение по нисходящей линии, от вершины к упадку; движение по замкнутому кругу – циклами; движение от высшего к низшему – прогрессу. Эти три варианта всегда присутствовали во всех теориях социальных изменений.

Простейший тип социальных изменений – линейный, когда объем происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. В основу линейной теории общественного прогресса положен прогресс производительных сил. События последней четверти ХХ века показали, что придется расстаться с представлением, согласно которому за ключевой и, в сущности, единственный источник развития принимаются изменения в производительных силах и производственных отношениях. Подъем производительных сил еще не гарантирует прогресса. Жизнь показывает, что безграничное увеличение материальных средств жизни, принятое за благо, оборачивается для человека губительными последствиями. Длительный период понимание социального прогресса связывалось с промышленным развитием, с высокими темпами экономического роста и созданием крупной машинной индустрии. Условия и формы образования экономической, политической и социальной жизни подчинены развитию технико-экономических параметров, достижению индустриальной технологии. Но в последней трети ХХ века эйфория индустриально-технического оптимизма пошла на убыль. Индустриальное развитие не только создало угрозу социальным и культурным ценностям, но и подорвало собственную основу. На Западе заговорили о кризисе индустриализма, признаками которого стали разрушение окружающей среды и истощение природных ресурсов. Все более очевидным становится несоответствие уровня научно-технического и экономического развития уровню удовлетворения потребностей человека. Изменилось и само понятие социального прогресса. Основным его критерием становится приведение общественного устройства в соответствие не столько с требованиями развития техники, сколько, прежде всего, с естественной природой человека.

Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Согласно этой теории социальное развитие идет не по прямой, а, скорее по кругу. Если в направленном процессе каждая последующая фаза отличается от любой другой, предшествующей ей во времени, то в циклическом процессе состояние изменяющейся системы в более позднее время будет таким же, каким оно было раннее, т.е. в точности повторится, но на более высоком уровне.

В повседневной социальной жизни очень многое организуется циклически: например, сельскохозяйственная жизнь – и в целом вся жизнь аграрных обществ – носит сезонный, циклический характер, поскольку определяется природными циклами. Весна – время сева, лето, осень – время сбора урожая, зима – пауза, отсутствие работы. На следующий год все повторяется. Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания, затем период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и привносит в жизнь, в политику, экономику, культуру что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни.

Социологи разных направлений фиксируют тот факт, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме – возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Долговременные циклические изменения связаны с расцветом и упадком исторически конкретных цивилизаций. Именно их имеют ввиду Шпенглер и Тойнби, говоря о цивилизационных циклах.

О развитии циклических представлений в библейской книге Эклеззиаста сказано: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

В записях Геродота (V в. до н.э.)дана схема приложения цикла к политическим режимам: монархия – тирания – олигархия – демократия – охлократия. В работах полибия (200-118 гг. до н.э.) проводится похожая мысль, что все государства проходят неизбежные циклы роста – зенита – упадка.

Социальные процессы могут идти по спирали, когда последовательные состояния, хотя в основе своей схожи, но не идентичны. Восходящая спираль означает повторение процесса на относительно более высоком уровне, нисходящая спираль – повторение на относительно более низком уровне.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека