Краткая история формирования акмеологии в России

Согласно паспорту специальности ВАК , акмеология относится одновременно к педагогической и психологической отраслям наук .

Направления акмеологии

Новейшее состояние - синергетическая акмеология как синтез социальной синергетики и акмеологии

Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит её выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.

В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний - синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации» .

Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры - это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.

Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание - это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).

После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение - это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности это бывает далеко не всегда.

Таким образом, применение синергетического подхода в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет по-строить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.

Научные журналы

  • Российский научно-практический журнал «Акмеология», издаваемый РАГС .
  • Журнал «Акмеология образования», издаваемый Костромским государственным университетом имени Н. А. Некрасова .

Напишите отзыв о статье "Акмеология"

Литература

  • Тартаковский М. . - М .: ИМЖ "Панорама", 1992. - 313 с. - 35 000 экз.
  • Акмеология: учебник / под общ. ред. Деркача А. А. - Москва: РАГС, 2002.
  • Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. - СПб, 2001.
  • Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. - СПб: Политехника, 2003.
  • Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. - СПб., Коломна, Рязань, 2008.

Примечания

Что изучает наука акмеология. Введение

АКМЕОЛОГИЯ

(от греч. akme - высшая степень, вершина) - комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность.

В 1-м (широком) смысле этот термин использовался в 1920-х гг., напр., Н. А. Рыбниковым, который предложил строить А. по образу и подобию педологии в рамках еще более широкого научного образования под названием «антропономия» (последний термин ввел амер. психолог У. Хантер в 1925 г.). (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Акмеология

   АКМЕОЛОГИЯ (с. 29) (от греч. акте - высшая степень чего-либо, цветущая сила) - научная отрасль, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и осо бенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Термин предложен в 1928 г. Н.А.Рыбниковым.

Вершина зрелости человека () - многомерное состояние, которое охватывает значительный по протяженности этап его жизни и демонстрирует, насколько он состоялся как личность, как гражданин, как профессионал в какой-то области деятельности. Вместе с тем акме никогда не является статичным образованием, а отличается большей или меньшей вариативностью, изменчивостью. Современную акмеологию интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают периода расцвета и как долго утверждаются на этом уровне. В то же время главная проблема акмеологии - не столько хронологическая протяженность полноценной зрелости, сколько душевное состояние человека, способное превратить любой жизненный период в период расцвета.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "АКМЕОЛОГИЯ" в других словарях:

    акмеология - акмеологии, ж. [от греч. akme – вершина, острие]. Наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при… … Словарь иностранных слов русского языка

    акмеология - сущ., кол во синонимов: 1 педагогика (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    АКМЕОЛОГИЯ - (от греч. akme – высшая степень, вершина) – комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. в наиболее продуктивном периоде его жизни; в более узком смысле раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    АКМЕОЛОГИЯ - Научная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности (от греческого слова «акме», что означает высшая точка, остриё, расцвет, зрелость, лучшая пора)… … Словарь бизнес-терминов

    Акмеология - (гр. akme – шың және logos – ілім) – адамның, қоғамның гүлдену, көркею, ең биік деңгейге (акмеге) жету зандылықтары мен механизмін зерттейтін ғылым … Философиялық терминдердің сөздігі

    Акмеология - (от др. греч. ακμή, akme вершина, др. греч. λόγος, logos учение) раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В… … Википедия

    Акмеология - (от аkme в переводе с древнегреческого высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия от греческого lоgos учение) наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной… … Педагогический терминологический словарь

    АКМЕОЛОГИЯ - – знание теоретико практического типа, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, изучает специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости:… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Акмеология - (греч. акте высшая степень чего либо, расцвет) наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении… … Психология человека: словарь терминов

    акмеология - ж. Наука о закономерностях развития и функционирования высшей творческой деятельности людей. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • , Н. М. Костихина. Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Автор, опираясь на современные достижения акмеологии и… Купить за 732 руб
  • Акмеология физической культуры и спорта. Учебное пособие , Костихина Нина. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по…

Могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Отрывок, характеризующий Акмеология

– Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

На мужском конце стола разговор всё более и более оживлялся. Полковник рассказал, что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге и что экземпляр, который он сам видел, доставлен ныне курьером главнокомандующему.
– И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом? – сказал Шиншин. – II a deja rabattu le caquet a l"Autriche. Je crains, que cette fois ce ne soit notre tour. [Он уже сбил спесь с Австрии. Боюсь, не пришел бы теперь наш черед.]
Полковник был плотный, высокий и сангвинический немец, очевидно, служака и патриот. Он обиделся словами Шиншина.
– А затэ м, мы лосты вый государ, – сказал он, выговаривая э вместо е и ъ вместо ь. – Затэм, что импэ ратор это знаэ т. Он в манифэ стэ сказал, что нэ можэ т смотрэт равнодушно на опасности, угрожающие России, и что бэ зопасност империи, достоинство ее и святост союзов, – сказал он, почему то особенно налегая на слово «союзов», как будто в этом была вся сущность дела.
И с свойственною ему непогрешимою, официальною памятью он повторил вступительные слова манифеста… «и желание, единственную и непременную цель государя составляющее: водворить в Европе на прочных основаниях мир – решили его двинуть ныне часть войска за границу и сделать к достижению „намерения сего новые усилия“.
– Вот зачэм, мы лосты вый государ, – заключил он, назидательно выпивая стакан вина и оглядываясь на графа за поощрением.
– Connaissez vous le proverbe: [Знаете пословицу:] «Ерема, Ерема, сидел бы ты дома, точил бы свои веретена», – сказал Шиншин, морщась и улыбаясь. – Cela nous convient a merveille. [Это нам кстати.] Уж на что Суворова – и того расколотили, a plate couture, [на голову,] а где y нас Суворовы теперь? Je vous demande un peu, [Спрашиваю я вас,] – беспрестанно перескакивая с русского на французский язык, говорил он.
– Мы должны и драться до послэ днэ капли кров, – сказал полковник, ударяя по столу, – и умэ р р рэ т за своэ го импэ ратора, и тогда всэ й будэ т хорошо. А рассуждать как мо о ожно (он особенно вытянул голос на слове «можно»), как мо о ожно менше, – докончил он, опять обращаясь к графу. – Так старые гусары судим, вот и всё. А вы как судитэ, молодой человек и молодой гусар? – прибавил он, обращаясь к Николаю, который, услыхав, что дело шло о войне, оставил свою собеседницу и во все глаза смотрел и всеми ушами слушал полковника.
– Совершенно с вами согласен, – отвечал Николай, весь вспыхнув, вертя тарелку и переставляя стаканы с таким решительным и отчаянным видом, как будто в настоящую минуту он подвергался великой опасности, – я убежден, что русские должны умирать или побеждать, – сказал он, сам чувствуя так же, как и другие, после того как слово уже было сказано, что оно было слишком восторженно и напыщенно для настоящего случая и потому неловко.
– C"est bien beau ce que vous venez de dire, [Прекрасно! прекрасно то, что вы сказали,] – сказала сидевшая подле него Жюли, вздыхая. Соня задрожала вся и покраснела до ушей, за ушами и до шеи и плеч, в то время как Николай говорил. Пьер прислушался к речам полковника и одобрительно закивал головой.
– Вот это славно, – сказал он.
– Настоящэ й гусар, молодой человэк, – крикнул полковник, ударив опять по столу.
– О чем вы там шумите? – вдруг послышался через стол басистый голос Марьи Дмитриевны. – Что ты по столу стучишь? – обратилась она к гусару, – на кого ты горячишься? верно, думаешь, что тут французы перед тобой?
– Я правду говору, – улыбаясь сказал гусар.
– Всё о войне, – через стол прокричал граф. – Ведь у меня сын идет, Марья Дмитриевна, сын идет.
– А у меня четыре сына в армии, а я не тужу. На всё воля Божья: и на печи лежа умрешь, и в сражении Бог помилует, – прозвучал без всякого усилия, с того конца стола густой голос Марьи Дмитриевны.
– Это так.
И разговор опять сосредоточился – дамский на своем конце стола, мужской на своем.
– А вот не спросишь, – говорил маленький брат Наташе, – а вот не спросишь!
– Спрошу, – отвечала Наташа.
Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери:
– Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос.
– Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой.
Разговор притих.

С середины двадцатого века в мировой практике усилились тенденции к интеграции научного знания. Это привело к появлению таких наук, как кибернетика, эргономика, системотехника, информатика. Их становление позволило человечеству сделать существенный рывок в решении огромного количества проблем.

Но в области исследования системных качеств человека не существовало специального понятийного аппарата достаточно высокого уровня, который позволил бы объединить достижения наук и создать базис для разработки теории достижения человеком наивысших результатов в своем развитии, в достижении вершин профессионального мастерства, социальных вершин и экономического благосостояния. Системный онтологический кризис психологической науки, о котором сегодня так много говорят ученые, поставил вопрос о создании новой методологической парадигмы. Эту парадигму и призвана создать акмеология.

В 1968 г. Б.Г. Ананьев нашел ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, расположив их в следующей последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении). Б.Г. Ананьев поставил акмеологию вслед за педагогикой, как бы говоря тем самым, что это наука о закономерностях развития зрелых людей под влиянием образования или средствами образования.

Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно. Подобный дидактический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается.

Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений.

Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости. По мнению А.А. Бодалева, «… она определяет сходное и различное у разных людей и в том же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека».

Цели, объект и предмет акмеологии

Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.

Объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии.

Предметом в широком понимании являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии. На данном этапе - это, прежде всего закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации.

Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших достижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессиональной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека, как субъекта деятельности. Это вполне естественно: личностные достижения становятся заметными в основном в профессиональной деятельности, особенно той, которая имеет высокую социальную значимость.

Иными словами, нельзя изучать человека в отрыве от его деятельности и деятельность без субъекта труда.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Г. И. ХОЗЯИНОВ, Н. В. КУЗЬМИНА, Л. Е. ВАРФОЛОМЕЕВА

АКМЕОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 022300 - Физическая культура и спорт 2-е издание, стереотипное

Издательский центр «Академия" 2007

УДК 796/799(075.8) ББК 75я73 Х706

Рецензенты:

доктор педагогических наук, академик РАО, президент Международной академии наук педагогического образования В. А, Сластенищ доктор психологических наук, академик Международной академии акмеологических наукЛ, А. Степнова

" НБ БГУ Н-Библиотека

Хозяинов Г. И,

Х706 Акмеология физической культуры и спорта: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузь­мина, Л.Е. Варфоломеева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»-, 2007. - 208 с.

ISBN5-7695-3669-1

В настоящем учебном пособии рассматриваются общие вопросы акмео- логии - новой учебной дисциплины, включенной в учебные планы выс­ших учебных заведений. Показаны пути достижения профессионализма и творческой самореализации, методы самосовершенствования, способы достижения педагогического мастерства для специалистов по физической культуре и спорту.

Пособие адресовано студентам высших педагогических учебных заве­дений, а также может быть полезно аспирантам, преподавателям вузов, учащимся ФПК для специалистов по физической культуре и спорту.

Ц К 796/799(075.8) ЯИЧНАЯ Г ББК75я73

оУ-

Ъяи&вственностъю

макету

Оригинал

Издательского центра «Академия» t и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е, 2005

© Образовательно-издательский центр * Академия», 2005 ISBN3-7695*3669-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2005

Введение

Учебное пособие разработано в соответствии с примерной про­граммой дисциплины «Акмеология физической культуры и;порта», одобренной учебно-методическим объединением по об­разованию в области физической культуры и спорта, утвержден- ■гой Министерством образования Российской Федерации, и ре­комендуется для студентов, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура и спорт».

Учебное пособие включает три раздела. В первом разделе «Об­щие основы акмеологии» дается характеристика акмеологии как науки и учебной дисциплины; рассматриваются слагаемые про­фессионализма и творческой самореализации, методы самосовер­шенствования, педагогический опыт как результат самореализа­ции творческого потенциала педагога; рассказывается о вершинах творчества некоторых выдающихся людей - предвестников фун- хаментальной акмеологии.

Во втором разделе «Акмеологическая направленность подго­товки специалистов по физической культуре и спорту» рассмат­риваются следующие вопросы: современные образовательные тех­нологии, содержание образования как средства развития лично­сти, акмеологическая направленность составляющих процесса обучения в профессиональной подготовке специалистов по фи­зической культуре и спорту, а также их профессионально-педа- |Гогическая деятельность; организация и осуществление педаго­гического общения в процессе физкультурно-спортивной дея­тельности.

Третий раздел «Педагогическое мастерство - высший уровень профессионализма педагога» рассказывает об основах и сущности педагогического мастерства, о методиках определения уровней профессионализма педагога и эффективности технологий обуче­ния, о педагогическом диагностировании.

«Акмеология» - новая учебная дисциплина, включенная в учеб­ные планы высших учебных заведений. Отсюда понятны сложно­сти, которые возникают в связи с разработкой программы, учеб­ника и учебных пособий. В них должны быть отражены основы акмеологии как науки. Представляется, что содержание этого курса должно отражать как общие, так и специфические стороны про­фессиональной деятельности.

В профессиональной подготовке будущих специалистов по фи­зической культуре и спорту акмеология предоставляет возможности

    самопознания и определения направлений самосовершен­ствования студентов;

    интеграции учебных дисциплин, как психология, педагоги­ка, социология, технология обучения;

    усиления психолого-педагогической направленности про­фессиональной деятельности;

    профессионального становления с ориентацией на созида­тельную деятельность.

Раздел I общие основы акмеологии

Глава 1

АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Слово «акмеология» происходит от греческих слов «акме» («вер­шина, острие, зрелость, расцвет, лучшая пора») и «логос» («сло­во, понятие, учение»); «...логия» в окончании сложных слов обо­значает «учение, науки».

Дополнительно можно дать такое разъяснение. Греки словом «акме» называли период зрелости в человеческой жизни, когда он достигает всего, на что способен, когда развернулись, расцве­ли и на вершине всех способностей находятся его силы.

В I92Sг. Н. А. Рыбников ввел в научный оборот понятие «акмео- логия», обозначив им раздел возрастной психологии - психоло­гию зрелости или взрослости. Данное понятие в том же значении использовал позд нее Б. Г, Ананьев, указав место акмеологии в системе наук о человеке как индивиде, изучающих фазы его жиз­ни, его возрастные особенности. Он расположил эти науки в та­кой последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, герон­тология (наука о старении).

Проведя большую серию исследований, объектом которых были студенты Ленинградского университета, Б. Г. Ананьев заложил ос­новы экспериментальной акмеологии как раздела возрастной пси­хологии. Он обосновал необходимость создания науки, которая объединила бы поиски ученых разных направлений, сосредото­чив их внимание на индивидуальных, личностных и субъектно­деятельностных характеристиках физически и психически зрелого взрослого человека.

Эти замыслы нашли отражение во многих работах его учени­ков и последователей.

В настоящее время назрела необходимость рассмотреть предмет акмеологии на современном уровне с учетом результатов новей­ших исследований. Интегрирующую роль в этом направлении сыг­рали работы А. А. Бодалева, А.А.Деркача, Е. А. Климова, Н. В. Кузь­миной, А.А.Реана, К.А.Абульхановой-Славской и др.

Можно вполне определенно утверждать, что в настоящее вре­мя предмет акмеологии значительно расширился и она уже не рассматривается только как раздел возрастной психологии.

    Акмеология как наука

    Классификация основных направлений акмеологии

В настоящее время существуют различные определения акмео­логии как науки. Приводим их в той формулировке, которая дает­ся в словаре-хрестомагии по акмеологии (см. список рекомендуе­мой литературы):

    наука о закономерностях, условиях, факторах и стимулах, со- ^ действующих или препятствующих самореализации творческих по­тенциалов зрелых людей в процессе самодвижения к вершинам про­фессионализма и продуктивности созидательной деятельности, во­площаемой в социально значимых продуктах культуры, искусства, ли­тературы, науки, техники, образования, а также в самом человеке[Н. В. Кузьмина );

    наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гума­нитарных и технических дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А.Деркан, А. А. Бодалев)]

    интегративная наука. Отличается от психологии тем, что ис­следует закономерности созидания целостным человеком тех или иных результатов. Она формулирует критерии оценки уровня про­дуктивности его деятельности, исследует условия жизни и развития: биографию, происхождение, окружение, его взаимодействие и взаи­моотношения с другими людьми (Н, В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Луне­ва)",

    наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гума­нитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (Л. Л. Бодалев);

    интегративная наука, изучающая закономерности, пути, средства, условия достижения вершин творческого потенциала человека и спо­собы его самореализации в созидательной деятельности на этапе зрелости (Г. И.Хозяинов)",

    как междисциплинарная область знаний о функционирующих объектах изучает их качественные преобразования в процессе само­движения к вершинам зрелости, полноте самовыражения (В. Н. Тара­сова)",

    это наука о саморазвитии субъектов педагогического процесса в условиях развития образовательных систем (В. Н. Максимова );

    новая область научных знаний в системе наук о человеке. Пред­метом ее исследований являются закономерности, факторы и усло­вия самореализации творческого потенциала человека на пути к выс­шим достижениям жизни и деятельности, профессиональной и не­профессиональной (Н. В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева)",

~ наука, изучающая феноменологию, закономерности и механиз­мы осуществления потенциала человека как вида, индивида, лично­сти, субъекта деятельности (в том числе совокупного, группового), индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах (Ю,А .Гагин).

Разнообразие определений акмеологии как науки свидетельству­ет о том, что, во-первых, это хотя и молодая, но интенсивно раз­рабатываемая наука (она была зарегистрирована 15 июля 1991 г.); во-вторых, она имеет несколько направлений, что позволяет осу­ществить их классификацию.

Акмеология как наука делится на классическую, фундамен­тальную и прикладную (отраслевую).

Классическая акмеология, у истоков которой стоят Б. Г. Ананьев, Н. А. Рыбников, А. В. Петровский, является одним из разделов воз­растной психологии наряду с педологией и геронтологией. Пред­метом классической акмеологии является психика зрелого че­ловека.

фундаментальная акмеология рассматривает человека как це­лостную систему. Ее предметом являются закономерности, усло­вия, факторы, стимулы самореализации творческого потенциала зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессио­нализма в созидательной деятельности, требующей общего и про­фессиональногообразования, которое обеспечивает ее субъектам совершенствование, коррекцию и реорганизацию деятельности в новых условиях на протяжении жизни. Фундаментальная акмео­логия является своеобразным продолжением психологии, но в то же время кардинально от нее отличается. Если центральным по­нятием психологии является «отражение», то в акмеологии это «созидание» как ведущая деятельность зрелого человека, в психо­логии не исследованная.

Прикладная (отраслевая ) акмеология возникла в результате по­иска путей ее применения в преподаваемой области специальных знаний.

Акмеология имеет разносторонние связи с другими науками, искусством, культурой, что способствует ее развитию, уточне­нию, углублению, а также лучшей организации акмеологических исследований в целях повышения качества созидательной деятель­ности в любой сфере.

Прикладная акмеология, в свою очередь, делится на акмеоло- гию образования, педагогическую, школьную, коррекционную, профессиональную, этнологическую, креационную акмеологию, акмеософию, акмеомонику, акмеизм, акмелингвистику.

    Предмет фундаментальной акмеологии

Фундаментальная акмеология - это наука о качестве деятель­ности преподавателей, обучающих основам профессионализма в любом виде созидательной деятельности.

Объектами акмеологииявляются не просто зрелые люди, но прежде всего специалисты разного уровня продуктив­ности и профессионализма в таких сферах созидательной деятель­ности, как наука, техника, искусство, образование (общее и про­фессиональное). Их подготовку осуществляют образовательные уч­реждения всех уровней (начального, среднего и высшего). Акмео- логический возраст - это возраст достижения вершин зрелости, профессионализма и продуктивности созидательной деятельности.

Созидательная деятельность зрелых людей, в том числе обра­зовательная, может быть коллективной, групповой и индивиду­альной. В соответствии с предметом акмеологии, на основании предварительно сформулированных критериев качества деятель­ности различных организаций (медицинских, педагогических, производственных), их можно ранжировать по уровням продук­тивности и затем исследовать факторы, содействующие или пре­пятствующие достижению высшего уровня. Зрелый человек и со­общества зрелых людей - специалистов и профессионалов сози­дательной сферы деятельности - интересуют исследователей имен­но в связи с выявлением этих факторов.

Например, преподаватель высшей школы знакомит студентов с содержанием программы обучения. В то же время он должен помочь студентам самосовершенствоваться, т. е. развивать свои твор­ческие задатки и приобретать начальный опыт творческой дея­тельности.

Предметом акмеологииявляется исследование законо- мерных связей и зависимостей между уровнями продуктивности и профессионализма созидательной деятельности отдельных специ-.11истов и сообществ и факторами, содействующими или препят-iгиующими самореализации творческого потенциала на пути к вершинам созидательной деятельности.

Модели продуктивной деятельности зрелых людей в решении прои шолственных задач разной степени сложности как средство понижения качества подготовки будущих специалистов, создание этих моделей являются составной частью и предмета психологии.

Таким образом, понятие взрослости или зрелости человека является общим для психологии и акмеологии. Однако начало

акмеологической зрелости мы связываем с развитием у человека способности становиться субъектом деятельности для принятия самостоятельных решений, обеспечивающих ему путь к созида­тельной деятельности и созданию акмецелевых программ самореа­лизации творческого потенциала. Такими самостоятельными ре­шениями являются:

    выбор профессии на основе самоосознания творческого по­тенциала (включающего и физические возможности);

    выбор учебного заведения, в котором можно приобрести дан­ную профессию;

    выбор индивидуальной системы деятельности, связанной с осознанием перспектив и возможностей самореализации творче­ского потенциала в созидательной деятельности.

Границы акмеологической зрелости определяются в связи с выбором профессии, сменой деятельности, способностью к про­дуктивности в любом другом виде созидательной деятельности, любимом увлечении. Объект акмеологии - это зрелый человек как созидатель. В этом заключается одно из отличий акмеологии от психологии.

Как уже говорилось, главное понятие в акмеологии - «сози­дание», которое строится на основе «отражения», но находится с ним в новых отношениях принятия решений: что и как из фондов психологии можно использовать для самосозидания, подготовки созидателей, совершенствования, коррекции и реорганизации их деятельности.

Деятельность - предмет психологических исследований. Осно­вателем теоретических и экспериментальных исследований дея­тельности является А- Н. Леонтьев. Однако категории «созидательная деятельность» в психологии нет: в качестве основных видов деятель­ности здесь рассматриваются игра, учение, труд (по С. Л. Рубин­штейну), или познание, общение, труд (по Б.Г.Ананьеву).

Созидательной является деятельность, завершающаяся созда­нием продукта, имеющего социально значимую ценность. Она осуществляется зрелыми людьми, имеющими общее и профессио­нальное образование.

Поскольку предметом акмеологии являются закономерности самодвижения к вершинам созидательной деятельности, завер­шающейся созданием «продукта», удовлетворяющего критериям качества, то мы рассматриваем процесс деятельности как реше- Еие репродуктивных и творческих задач. Нас интересует прежде iceго продуктивная (или результативная) деятельность, в отли- [ие от малопродуктивной или непродуктивной.

Каждая профессия предъявляет субъекту деятельности (про­фессионалу) свои требования. Каждое учебное заведение знако­мит с ними будущих специалистов. Профессионализм определя­тся как совокупность устойчивых свойств личности, деятельности, индивидуальности специалиста, удовлетворяющих требованиям профессии. Его отражение имеет место не только в способах ана­лиза профессиональной ситуации, в формулировании и решении профессиональных задач, но и в способах анализа результатов решения, а также в самодиагностике причин, приводящих или не приводящих к искомым результатам.

Способность к саморазвитию исамокоррекции деятельности - следствие накопления фонда адекватных представлений об иско­мых результатах и ценностных отношениях к ее объекту, процессу и результатам, а также овладения способностями к воплощению замыслов в действия и продукты созидания.

Профессионализм как устойчивое свойство личности и деятель­ности специалиста, в отличие от мастерства, формируется в про­цессе профессионального образования. Мастерством же овладева­ют в процессе индивидуального опыта, наблюдения, подража­ния, поиска своего пути. Это свойство может сохраняться на дос­таточно высоком уровне только в условиях непрерывного его под­держания средствами самоорганизации, самообразования и са­моконтроля. Обучение основам теории профессиональной дея­тельности с помощью схем и моделей, позволяющих быть более экономным в выборе средств деятельности, - задача преподава­телей профессионального образования. Профессионализм про­являетсяв том, как специалист анализирует производственную ситуацию, на какие признаки данной ситуации ориентируется; как быстро он формулирует профессиональные задачи, как ан­тиципирует возможные результаты того или иного способа ре­шения текущих задач; как принимает решения и реализует их на практике, как сравнивает реальные результаты с искомыми; как реорганизует собственную деятельность и аргументирует ее пре­образование.

Итак, акмеология делает предметом своих исследований зре­лого человека прежде всего как субъекта созидательной деятель­ности, способного воплощать искомый результат в продукте этой деятельности.

В период зрелости процессы воспитания, образования, обуче­ния постепенно сменяются процессами самовоспитания, самооб­разования, самосовершенствования, направленными на развитие творческого потенциала.

Процессы саморегуляции происходят в духовной, физической, профессиональной сфере на разных этапах жизни: при получении профессионального образования в учебном заведении; в период самостоятельной профессиональной деятельности (от начала до достижения вершин профессионализма); в период реорганизации деятельности, связанной с переходом на другие виды деятельно­сти (если это необходимо) до момента выхода из творческой дея­тельности. Эти процессы тоже входят в предмет акмеологии.

Проблемы акмеологии как науки рассматриваются в статье А. А. Бодалева «О предмете акмеологии» // Психологический жур­нал. - 1993. - Т. 14,-№5.

К основным проблемам акмеологии и поставленным в соот­ветствии с ними задачам он относит следующие.

    Определение тех характеристик, которые должны быть сфор­мированы у человека в дошкольном и школьном возрасте, чтобы

Затем, в период зрелости, он смог наиболее полно проявить себя. Это имеет значение, так как характеристики человека как инди­вида, личности и субъекта деятельности на стадии зрелости име­ют причинно-следственные взаимосвязи с особенностями его раз­вития на предыдущих стадиях. В то же время особенности его раз­вития в разные периоды определенным образом обусловлены об­щими и частными обстоятельствами его жизни.

Отсюда основной задачей является разработка такой стратегии организации жизни человека, которая позволила бы ему достичь творческих вершин.

    Научное изучение феномена «акме», когда происходит выяв­ление сходства и различий у разных людей. Сходство может быть выявлено при рассмотрении микро-, мезо-, макросоциумов, в которых оказывается человек на протяжении жизни. Они влияют на его физическое развитие, на время достижения личностной зрелости, на формирование творческого отношения к деятельности и индивидуальности личности. Все это связано с врожденными особенностями человека и его активным участием в самосовер­шенствовании.

Но даже при сходстве внешних условий жизни индивидуаль­ные, личностные и субъектно-деятельностные изменения проис­ходят в различном темпе и у разных людей на каждом этапе отли­чаются количественными и качественными показателями.

Таким образом, основные задачи связаны с выявлением сход­ства и различий в достижении «акме» разными людьми, а также факторов, определяющих качественно-количественные характе­ристики «акме».

    Научный анализ той совокупности характеристик, которые связаны с овладением профессией, с достижением уровня про­фессионального мастерства. Постижение сущности профессиона­лизма и понимание путей, ведущих к его вершинам, имеет теоре­тическое и практическое значение. Здесь важно разработать систе­му критериев, инструментарий, которые позволяли бы опреде­лять уровень профессионализма.

Изучение деятельности суперпрофессионалов, их личностных особенностей позволит определить то, что их объединяет. Модель суперпрофессионализма в той или иной сфере может служить ори-

ентацией для достижения «акме» другими людьми данной про­фессии.

Таким образом, обобщенной задачей является всестороннее изу­чение профессионализма, выявление его уровня, определение пу­тей и средств достижения «акме» в профессиональной деятельности.

    Выявление зависимости между особенностями профессиона­лизма зрелого человека и другими его проявлениями (вне сферы профессиональной деятельности).

В жизни отдельные виды деятельности отличаются своими объектами. В связи с этим задача заключается в исследовании про­фессионализма людей, связанных с различными сферами деятель­ности.

    Проведение комплексного исследования, направленного на разработку стратегии и тактики организации и практического осу­ществления процесса перехода начинающего специалиста на бо­лее высокие уровни профессионализма - вплоть до «акме». Для этого необходима интеграция результатов конкретных экономи­ческих, социологических, педагогических, психофизиологических и психологических исследований.

Отсюда основной задачей является создание системы данных вышеперечисленных исследований.

    Исследование эффективности деятельности в определенных коллективах (педагогический коллектив, бригада, спортивная команда, кафедра института, труппа театра и т.д.).

Основной задачей становится выявление общего и специфи­ческого в деятельности творчески работающих коллективов, раз­работка методического инструментария для оценки эффективно­сти их деятельности и определения уровня профессионализма.

    Создание методологии, разработка общих и частных теорий, без которых не может быть осуществлена интеграция результатов различных исследований зрелого человека, достигшего вершин в созидательной деятельности.

Сверхзадачей является превращение акмеологии в фундамен­тальную науку.

    Творческий потенциал и основные элементы его проявления

Творческий потенциал, т. е. скрытые возможности решения твор­ческих задач, сначала развивается, накапливается, а затем реали­зуется в созидательной деятельности.

В процессе создания творческого потенциала зрелый человек развивает свои способности и личностные качества, нарабатывая собственные интегративные схемы в виде: синтеза знаний из раз­личныхисточников; системы и подсистемы знаний в форме, удоб­ней для применения на практике, при решении практических и

теоретических задач; способов осуществления внутренней обрат­ной связи (цель - деятельность - результат, их согласование и рассогласование).

Самореализация творческого потенциала осуществляется по­средством субъективных интегративных схем, систем, моделей. Субъективные интегративные системы и схемы формируются в результате систематического образования под руководством педа­гогов, а также собственных интеллектуальных, физических, во­левых усилий человека в процессе его развития. Интегративные модели являются результатом поиска; они получают обоснование и становятся достоянием других после их публикации. Модели как результат исследования не исчерпывают интегративную систему или схему, а дополняют и расширяют ее, что бывает довольно часто. Но иногда они не вписываются в образованные ранее схе­мы или системы и выходят за их рамки.

Как средства самореализации творческого потенциала интег­ративные схемы, системы и модели также являются предметом акмеологии.

В качестве основных можно выделить следующие элементы про­явления творческого потенциала специалиста:

    индивидуальные свойства (пол, возраст, состояние здоро­вья, состав семьи);

    уровень продуктивности деятельности в решении исследуе­мых творческих задач (высший, высокий, достаточный, средний, ниже среднего);

    интегративные схемы информационного самообеспечения, ролевого взаимодействия, анализа обратной связи в решении твор­ческих задач;

    психологические предпосылки продуктивного решения твор­ческих задач (система отношений, установки, ценности, направ­ленность, мотивация);

    способности, компетентность;

    когнитивные, эмоциональные и волевые свойства субъекта решения творческих задач;

    умения (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские);

    влияние окружения (профессионального, непрофессиональ­ного, семейного);

    социальное влияние (оценка, поощрение, социальная роль);

    психологическая готовность к перестройке деятельности в поисках новых способов решения творческих задач (самооценка, догматизм, интуиция);

    способы учета системы ограничений и предписаний в ре­шении творческих задач, диктуемых профессией и производством;

    способы учета системы предписаний и ограничений в ре­шении задач, диктуемых нравственными принципами.

Уже сам перечень основных элементов творческого проявле­ния личности свидетельствует о сложности и многоплановости акмеологических исследований, о необходимости их комплексно­сти и междисциплинарности.

    О феномене «акме»

Формирование человека как гражданина, как личности, как профессионала происходит при проявлении его природной и со­циальной сущности.

У каждого человека достижение тех или иных вершин проис­ходит в разные периоды жизни. Одновременное достижение выс­ших уровней («пиков») всех проявлений развития человека явля­ется скорее исключением, чем правилом. Чаще всего этих вершин человек достигает на стадии зрелости.

Высокий уровень сформированности одного блока характерис­тик человека может стать условием для развития другого (или дру­гих) блока.

Например, высокий уровень сформированности мотивацион­но-целевого блока является своего рода катализатором для разви­тия способностей. Или фактор физического развития может стать побудителем к активной творческой деятельности со значимыми результатами. Сформированность отдельных характеристик, их взаимосвязи влияют на временные рамки достижения вершин в различных сферах проявления человека.

Состояние зрелости не проявляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека.

Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физи­ческой прочности подойдет человек к ступени зрелости; какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личнос­ти; какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

Для акмеологических исследований важно отследить результаты воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, обще­ства, учебного и трудового коллективов, микрогрупп, семьи и др.), условий природного характера, благоприятных и неблагоприятных обстоятельств.

Известны такие факты, когда даже при благоприятных обстоя­тельствах творческому человеку не удалось добиться максималь­ного результата. И наоборот, известны случаи, когда в неблагоп­риятных условиях человек добивался выдающихся результатов, что было обусловлено причинно-следственными взаимосвязями сфор­

мированной стратегии жизни и результата его созидательной дея­тельности.

    Акмеология как учебная дисциплина

«Основы акмеологии» - новая учебная дисциплина, содержа­ние которой должно отражать как общие, так и специфические черты определенной профессиональной деятельности.

Созидательная деятельность субъектов педагогической деятель­ности опирается на их предварительную общекультурную, обще­образовательную, профессиональную подготовку. Большое значе­ние при этом имеют сформированность личностных качеств и накопленный индивидуальный педагогический опыт. Их подго­товка связана с умением обучать применению знаний на практи­ке в процессе решения разнообразных задач.

Созидатели обладают врожденными или приобретенными твор­ческими энергопотенциалами (темперамент, задатки, одаренность). Это обусловливает саморазвитие человека средствами его акме- энергоинформационного взаимодействия с внешним миром в про­цессе воплощения его замыслов в продукты созидания.

Подготовка будущих специалистов в профессиональных учеб­ных заведениях может быть продуктивной, если они будут воору­жены теорией самодвижения к вершинам профессионализма. Но для этого, во-первых, такая теория должна быть создана; во-вто­рых, должна быть усвоена преподавателями; в-третьих, должна использоваться ими применительно к самим себе. На развитие творческого потенциала будущих созидателей, на достижение ими вершин прежде всего профессионализма и направлена акмеоло­гия как учебная дисциплина.

наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина). акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда и личность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев и Н.А.Рыбников, предложивший само понятие «акмеология». В настоящее время в силу гетерохронности развития акмеологического знания наибольший импульс получили исследования развития человека как субъекта труда, общих и частных закономерностей и феноменов развития профессионализма личности и деятельности, поэтому на данном этапе акмеология выступает прежде всего как наука о профессионализме. Расширение объектного и предметного полей акмеологии позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенных при ее создании идеям.

Акмеология

изучает феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности, механизмы и способы его развития на ступени зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня профессиональной самореализации.

АКМЕОЛОГИЯ

от греч. akme - высшая степень, вершина) - комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность.

В 1-м (широком) смысле этот термин использовался в 1920-х гг., напр., Н. А. Рыбниковым, который предложил строить А. по образу и подобию педологии в рамках еще более широкого научного образования под названием "антропономия" (последний термин ввел амер. психолог У. Хантер в 1925г.). (Б. М.)

Акмеология

греч. акте - вершина + logos - наука, учение] - научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости. Создателями А. были Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина. В их представлении зрелость человека и вершина этой зрелости («акме») - это многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показывающее, насколько он состоялся как физический индивид, как гражданин, как личность, как специалист-труженик в какой-то области деятельности, как супруг, как родитель и т.п. Это состояние никогда не является статичным, а отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Исследования зрелости взрослого человека с позиций разных наук позволили установить, что, как правило, не происходит одновременного достижения ступени зрелости по всем характеристикам. Время выхода человека на уровень акме как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности часто не совпадает (либо можно говорить лишь об относительном совпадении), поскольку наблюдаются разные темпы изменений в этих характеристиках. В акмеологических исследованиях устанавливается сходное и различное в индивидных, личностных и творческих характеристиках разных людей, проясняется действие факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости и такие особенности акме человека, как его содержание, продуктивность, время наступления, широта, продолжительность и др. А. выясняет также, какие предпосылки должны быть сформированы у человека на предшествующих зрелости этапах возрастного развития для того, чтобы он по-настоящему смог состояться как индивид, как личность, как субъект деятельности, став взрослым. Поэтому А. прослеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо- и микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, ставя и решая задачу разработки таких рекомендаций стратегии организации его жизни, реализация которых позволила бы ему оптимально объективировать себя на ступени зрелости и внести свой индивидуально неповторимый вклад в обогащение ценностей жизни и культуры. Наряду с расширенным толкованием А., некоторыми авторами предлагается иная, более специальная трактовка понятия А., как знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека. При этом на междисциплинарном уровне рассматривается содержание феномена профессионализма, прослеживается зависимость между профессионализмом и другими особенностями человека, пути и условия достижения профессионализма, а также способы предотвращения профессиональной деформации. При решении этих задач в А. изучается труд профессионалов экстракласса в разных областях деятельности, выявляется, что их объединяет и что различает, насколько различия обусловлены конкретной областью труда. Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать, несхожесть технологий, которые используются, чтобы получить высокий результат, определяют своеобразие содержания и формы профессионализма в таких системах деятельности, как: человек - живая природа; человек - техника и неживая природа; человек - человек; человек - знаковые системы; человек - образы искусства (классификация Е.А. Климова) или в таких сложных областях, как политика, экономика, управление, предпринимательство, военное дело и др. Помимо этого, А. исследует процессы переподготовки, когда человек меняет профессию и в новой области труда ему необходимо достигнуть максимального профессионализма, выявить новые грани своего «акме». В зарубежной психологии выделение А. как относительно самостоятельной области исследований не принято: психология зрелости рассматривается лишь как один из разделов психологии развития. В отечественной психологии, наряду со сторонниками такого выделения, имеются и его противники, полагающие методологически некорректным объединение разнородных научных дисциплин только на основе общности изучаемого объекта (высшие достижения человека). А.А.Бодалев, А.Л.Венгер

АКМЕОЛОГИЯ

от лат. acme - пик, вершина и логия) - наука о закономерностях развития и функционирования высшей творческой деятельности людей в процессе их функционального развития. По определению А.А. Бодалева, А. как наука возникла на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучает закономерности и механизмы развития человека на этапе его социальной зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня развития. Предмет А.- творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации. Задача А.- вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его самореализации в различных сферах деятельности, в том числе и выбранной профессии. Акмеологический подход является составной частью новой, прогрессивной технологии - инновационного обучения.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека