Артур миллер не любил мэрилин монро. Артур Миллер


4 года вместе… Пожалуй, и сегодня во всем Голливуде не сыскать пару, в которой супруги были бы так не похожи друг на друга. 19 июня исполняется 60 лет с момента свадьбы Мэрилин Монро и Артура Миллера. Что нашли друг в друге самая известная в мире блондинка и популярный американский драматург?

Он родом из зажиточной еврейской семьи, в 34 года стал обладателем Пулитцеровской премии (аналог «Оскара», но в литературе). Артура Миллера частенько называли литературной совестью американского общества. Не только культовый уважаемый , но и примерный семьянин. Еще в студенческие годы он женился на католичке Мэри, а в семье подрастало двое детей.

Поговаривают, что уже в первую их встречу на светском рауте (1951 год) белокурая красавица влюбилась в . Мол, лелея в душе чувства, Монро долгое время отвергала другие предложения поклонников о замужестве. Удача улыбнулась лишь чемпиону по бейсболу Джо Ди Маджио, да и то ненадолго: чуть меньше года они пробыли в статусе законных супругов. Карьера Мэрилин стала набирать обороты, а муж буквально ревновал звезду к каждому столбу, устраивал скандалы, занимался рукоприкладством. Но не только его дурной характер сыграл главную роль в расставании, ведь актриса как могла сглаживала острые углы семейной жизни. Она поняла, что им попросту не о чем разговаривать.

Ветреная блондинка желает участвовать в умных разговорах? На первый взгляд это кажется шуткой, мол, зачем ей это? Но Мэрилин Монро всегда тянуло к интеллектуалам. Да, она не имела образования, но ей очень хотелось быть вхожей в круг умных и образованных людей. Монро при всеобщем обожании совсем не устраивала роль звезды из дешевых фильмов, она хотела стать актрисой с большой буквы.

После развода с мужем-спортсменом она словно пытается наверстать прорехи в профессии и знаниях. Отныне день Мэрилин наполнен занятиями в актерской школе, долгими репетициями и чтением книг. Немудрено, что повторная встреча с интеллектуалом Артуром Миллером, спустя 4 года после их знакомства, стала судьбоносной.

Было достаточно пары тайных встреч, чтобы оба поняли: приятельские отношения перетекли в роман. Что каждый стремился найти в другом партнере? Мэрилин грезила о спутнике, который может совместить в себе роли учителя и защитника, удовлетворив ее потребность в самосовершенствовании. Поэтому такое быстрое сближение с драматургом было оправдано: актриса безмерно уважала его, преклонялась перед интеллектом Артура и, что немаловажно, доверяла ему.

Миллер же хотел сбежать от опостылевшего брака со слишком «правильной» женой, найти новую музу в лице беззаботной Монро ради покорения новых творческих высот. К тому же серьезный авторитетный писатель рядом с прекрасной блондинкой буквально заново учился беззаботности, умению радоваться жизни, да и просто улыбаться.

Он как никто другой понимает: Мэрилин – не просто крашеная дурочка из очередной комедии. В ней скрыт огромный потенциал . И как в Миллере был велик соблазн раскрыть ее глубинную суть!

19 июня 1956 года влюбленные смогли наконец-то связать себя узами брака. Артур, еврей по национальности, настоял на настоящем бракосочетании по всем иудейским законам. Она же не сопротивлялась, ведь рядом с ней был мужчина мечты.


Кажется, теперь ничто не может помешать их счастью, которое способно возвести двух творческих людей на вершину успеха. Однако в жизни получилось наоборот. Новый брак мало чем отличался от предыдущего. Миллер также так же поучал всех вокруг, выставляя напоказ свое интеллектуальное превосходство и презрение к большинству людей. Она же отвечала ему «взаимностью» в виде постоянных истерик, нервных срывов, а от былой легкости актрисы не осталось даже тени.

Усугублялась ситуация тем, что из-под пера драматурга за 2 года не вышло ни одного стоящего произведения. Придуманная им белокурая муза не могла помочь ему писать ни быстрее, ни качественнее. Критики в открытую смеялись над ним, называя подкаблучником. Униженный положением «нахлебника», Миллер впал в глубокую депрессию.

Не многим легче было душевное состояние Мэрилин. Мало того, что она чувствовала себя никчемной партнершей, так еще и неудавшиеся беременности, постоянный прием подкосили ее нервную систему. Это вкупе со съемками в фильмах, сменой любовников…

После 4 лет мучительного брака, пара приняла обоюдное решение о расставании. До смерти самой известной блондинки оставалось 1,5 года. К слову, Артур не придет на ее похороны, но позже отзовется о Мэрилин как о неуравновешенной, истеричной, но вместе с тем доброй, легкой, фантастически женственной личности. Женщине, не похожей ни на кого вокруг.

Буккер Игорь 15.03.2019 в 23:55

Самый длительный брак Мэрилин Монро продлился всего четыре с половиной года. 29 июня 1956 года самая желанная блондинка Штатов вышла замуж за культового драматурга-интеллектуала Артура Миллера. Брак распался за полтора года до смерти актрисы. Большая любовь сопровождалась громкими изменами, выкидышами, приемом транквилизаторов и съемками в фильмах.

Артур Миллер был вторым отпрыском состоятельной еврейской семьи из Нью-Йорка. Он был сыном владельца завода (правда, не дворцов и не пароходов), на котором трудилось 800 человек. Финансовое благополучие семьи, жившей в центре "Большого яблока", - окна их апартаментов выходили на Центральный парк - рухнуло с началом мирового экономического кризиса.

К моменту знакомства с Монро Артур был женат на католичке Мэри, с которой познакомился еще в бытность студентом университета в 1936 году. Она разделяла его левые убеждения. У них было двое детей. В конце 1940-х Миллер написал три пьесы, благодаря чему приобрел славу первого драматурга Америки и обзавелся некоторым снобизмом. Заподозренный в симпатиях к коммунизму, он был взят на контроль Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности.

Внешность будущего супруга первой красавицы своего времени была прямо скажем, далека от классических канонов. Напоминал он то ли шарж геббельсовской пропаганды на трутня-иудея, то ли карикатуру на интеллектуала, косящего под Авраама Линкольна: прилизанные черные курчавые волосы на затылке лысеющего черепа, оттопыренные уши и вечная сигарета или трубка в углу рта.

В начале 1951 года 36-летний Миллер в Лос-Анджелесе работал над сценарием фильма "Моложе себя и не почувствуешь" (As Young As You Feel). Его тогдашний (тогда еще) друг режиссер Элиа Казан (Elia Kazan), блестяще поставивший в театре "Смерть коммивояжера" и с успехом экранизировавший "Трамвай "Желание"", был убежден, что Миллер изнемогает от желания изменить опостылевшей супруге. Казан тоже был женат, но отнюдь не брезговал ходить налево и старался приобщить к этому своего приятеля, таская Миллера на тусовки в Беверли-Хиллз и заглядывая в гримерки старлеток.

Где-то в этом мире Миллер повстречал крашеную 24-летнюю блондинку, актрису второго плана, которую открыто домогались многие мужчины и которая спала с Казаном в надежде получить роль, чего так никогда и не случится. Мэрилин, которая понимала, что в Голливуде ее принимают за дурочку или шлюху, а порой за то и другое одновременно, мечтала общаться с интеллигенцией, хотела учиться, стать образованной. Хотела наконец, чтобы ее просто уважали как человека, а не видели в ней красивую куклу.

С французской раскованностью пишет о знакомстве двух любовников биограф Мэрилин Монро писательница Анна Плантажене: "Сексуальная блондинка очарована мужчиной в черном, его блестящим умом, респектабельностью, возрастом. Она заикается и умоляет взглядом. Драматург видит ее вибрирующее тело и одновременно ее покрасневшие, опухшие глаза с синяками от бессонницы. Он слышит призыв о помощи. Резко ощущает это несоответствие: душа потерявшегося ребенка в теле богини. Он уже испытывает желание и чувство вины. Смотрит, ка Казан кладет свои толстые руки на белую кожу воздушной нимфы. И яростно бичует себя, чтобы наказать за нечистые мысли".

На одном из приемов, устроенных в его честь, Артур Миллер, по словам очевидцев, с пылающими щеками ласкал ступню Мэрилин. В автобиографии, правда, Миллер утверждал, что даже не разговаривал с Монро в тот вечер. Влюбленный драматург какое-то время откладывал свое возвращение на ферму в Коннектикуте, где его ждали жена и дети, но вынужден был вернуться на Восточное побережье.

Когда в 1955 году судьба снова свела их вместе, в жизни каждого из них произошли большие перемены. Миллер вкушал очередные плоды славы (уже два года как с триумфом шла его пьеса "Салемские ведьмы"), а Монро из рядовой "девушки с обложки" журналов для мужчин превратилась в секс-символ Америки. В 1955 году все стены домов в Нью-Йорке были увешаны афишами с Мэрилин с задравшейся юбкой - знаменитым кадром из фильма "Зуд седьмого года" (The Seven Year Itch ).

21 июня 1956 года оказался неудачным днем для обоих. Стоило Мэрилин без косметики и парика, в простых черных очках выскочить на заре из дома, как тут же ее окружили репортеры и папарацци. Плачущая затравленная женщина призналась в своей связи с Артуром Миллером. Драматург на тот момент уже не жил с женой, но официальный развод еще не последовал. Снимки Монро без макияжа облетели весь мир.

В этот же день Артур Миллер был вызван в Комитет по антиамериканской деятельности в связи с получением загранпаспорта. Драматург собирался лететь вместе с Мэрилин в Лондон, где должны были начаться съемки "Принца и танцовщицы" (The Prince and the Showgirl) с великим Лоуренсом Оливье. Впоследствии Миллер рассказывал, что председатель комитета якобы предложил ему тайком "договориться по-хорошему": дать свою фотографию с Мэрилин Монро - и все уладится. Своей красавице Миллер не сказал ничего.

В день их бракосочетания произошла трагедия. Анна Плантанжене пишет: "В разгар дня корреспондентка "Пари матч", устроившая слежку за актрисой и писателем, разбилась на машине. Ее кровь забрызгала желтый пуловер Мэрилин, которой несколько минут спустя, приняв лошадиную дозу успокоительных, пришлось выйти к прессе". Кто-то шепнул - дурное предзнаменование.

1 июля 1956 года Мэрилин в бело-фиолетовом платье приняла иудаизм. После двухчасового сеанса с раввином-реформистом, она заперлась на втором этаже дома, снятого по случаю религиозной свадебной церемонии. Мэрилин больше не хотела замуж за Артура. Через восемь лет Миллер напишет пьесу "После грехопадения", где расскажет о своем романе с Монро, в том числе и о их свадьбе и колебаниях невесты. Тем не менее новобрачные обменялись кольцами с выгравированной надписью "Сегодня и навсегда" и через две недели уже направлялись в Англию. Там в роскошном замке Парлсайд-хаус, в поместье на пяти гектаров по соседству с владениями королевы, их ожидал роскошный прием, устроенный сэром Лоуренсом Оливье и Вивьен Ли.

Пока Мэрилин проводила дни на съемочной площадке, где не все шло гладко, Миллера обуревали сомнения, которые он поверял своей записной книжке. Неужели сэр Лоуренс прав и женщина, которую он, сам Артур Миллер, принял за ангела, на самом деле шлюха, доставляющая одни проблемы? Есть свидетельства современников, что во время съемок фильма "Принц и танцовщица" Монро встречалась по вечерам с неким мужчиной. В пьесе "После грехопадения" есть сцена: "Единственная женщина, которую я любил в своей жизни, - это моя дочь". Мэрилин прочитала записную книжку мужа. В октябре они возвратились в США.

К своей великой радости Монро узнала, что беременна. 1 августа 1957 года Миллер услышал дикий крик и нашел ее в саду почти без сознания. Мэрилин теряла ребенка. Только в этом браке Мэрилин сумела забеременеть, но из-за эндометриоза у нее случилось три выкидыша. После ее выхода из больницы Миллер купил (правда, на деньги жены) старую ферму в Роксбери, где окружил Мэрилин заботой. За время пребывания в Лондоне Миллер написал небольшой рассказ "Неприкаянные" (The Misfits), легший затем в основу сценария одноименного фильма, в котором снялась его жена. Миллер специально переделал новеллу, развив роль Розлин и предложив ее Мэрилин. Но Монро не понравился ни сюжет, ни героиня - сломленная жизнью, маниакально-депрессивная, списанная мужем с натуры, то есть с нее самой. Жизнь образцовой домохозяйки в забытом богом углу вскоре осточертела ей, и Монро вернулась в Нью-Йорк, где принялась наносить бесконечные визиты врачам, меняла психоаналитиков, занималась в Актерской студии. Она все чаще стала названивать своему бывшему супругу, баскетболисту Джо Ди Маджио.

огда мы снимали квартиру на Саттон-Плейс на Манхеттене, каждое утро с восьми у подъезда собиралась толпа фотокорреспондентов. Поначалу я было решил, что это дань ее невероятной популярности, но после того, как нам обоим пришлось тут же на тротуаре устроить импровизированную прессконференцию в надежде, что они успокоятся и исчезнут, репортеры из «Ньюс» и «Пост», в те времена стоявших на либеральных позициях, стали поджидать нас каждое утро с первыми лучами солнца. Зачем? - недоумевали мы.

Ответ пришел сам собой, когда однажды утром Мэрилин, заметив их в холле, вернулась и спустилась в цокольный этаж, чтобы выйти через черный ход. Она была без косметики, одета в свитер, который был ей великоват, на голове платочек в горошек, завязанный под подбородок, как будто у нее болит зуб, - костюм, в котором она нередко ездила к своему психоаналитику, чтобы оставаться незамеченной, когда приходилось добираться через весь город.

В своем рвении представители прессы догнали ее на улице, окружили около какой-то мусорной свалки и сфотографировали, получив тот самый снимок, которого дожидались не один день. Причем «Ньюс» отдала под него всю первую полосу газеты.

Вот она, так называемая красавица, которую боготворит вся Америка, непричесанная, с опухшими глазами, угрожающе замахивается на читателя, как помешанная нищенка, грязно ругающаяся где-то на свалке на ни в чем не повинного прохожего. Спустя шесть лет те же газеты посвятили ей целый номер, скорбя о ее кончине.

Звезда в быту

Окна дома, который мы сняли в восточной части Лонг-Айленда, выходили на зеленые луга. Трудно было поверить, что поблизости океан. Наши соседи - художница с мужем - вели замкнутый образ жизни, охраняя тем самым и наш покой.

Войдя в более размеренный ритм, мы смогли вздохнуть посвободней. Мэрилин решила научиться готовить, начав с домашней лапши, - развешанное по спинкам стульев тесто она подсушивала феном. Усевшись на солнышке, любила делать мне стрижку, подравнивая волосы. Мы тихо гуляли по пустынному пляжу Амагансетт, иногда беседуя с рыбаками, которые чинили сети, разматывая их с помощью лебедок, установленных на проржавевших грузовиках.

Местные жители, по прозвищу «бонакерс», тепло и уважительно относились к ней, хотя их удивляло, что она бегает по пляжу и подбирает выброшенную ими из сетей мелкую рыбешку - «малька», - чтобы выпустить обратно в воду. В эти мгновения в ней была какая-то трогательная, хотя и слегка застылая сосредоточенность, что-то нездоровое, напоминавшее о ее страхе смерти.

Как-то днем, перебросав в океан около двух десятков рыбешек, она начала задыхаться, и я с трудом уговорил ее бросить это занятие и пойти домой, чтобы не свалиться где-нибудь по дороге.

Через несколько недель наблюдавший ее врач подтвердил, что она ждет ребенка. Однако опасался внематочной беременности. Из разговора с ним я понял, что шансы равны, угроза не менее реальна, чем надежда на благополучный исход. Она же отказывалась прислушаться к его предостережениям. Ребенок был для нее венцом с тысячей бриллиантов.

Я, как мог, старался разделить ее радость, не теряя чувства реального, на случай, если нас постигнет несчастье. Надежда иметь ребенка окончательно сблизила нас. В Мэрилин наконец появилась особая доверительность, внутренний покой, чего я раньше в ней не замечал. Она почувствовала себя полноправной хозяйкой, а не забитым существом, в страхе прячущимся от случайных гостей, чьим добрым намерениям не очень-то доверяла.

Казалось, она свыклась с тем, что живет под надежной защитой, а я старался примириться с мыслью, что в сорок с лишним лет вновь становлюсь отцом. На моих глазах она осваивалась с новой ролью, и это убедило меня, что, если ребенок и добавит хлопот, он укрепит в ней надежду на наше будущее. А значит, укрепит ее и во мне.

Они были так счастливы в день свадьбы. Кто тогда мог подумать, что через пять лет все закончится разводом. А еще через год - смертью прекрасной Мэрилин...

Отсрочка оказалась недолгой. Диагноз подтвердил внематочную беременность, которую необходимо было срочно прервать. На Мэрилин не было лица, когда она, беспомощная, лежала после операции на койке. Я не мог вынести этих страданий, ощущая ее рану как свою. Вернувшись вечером из больницы, я понял, у меня есть уникальная возможность сказать ей, что она значит для меня, такая уязвимая и беззащитная. Однако ничего не приходило на ум, а слов утешения было явно недостаточно...

Мы с ней ездили на отдаленные пляжи. Странно, она так никогда и не научилась плавать. Единственно, когда она была неуклюжа, это в воде.

Неловкие попытки кончались, как правило, смехом. Крепкое тело блестело на солнце, когда она, подобно боттичеллиевской Венере, выходила из воды, и порою у нее был такой же омытый соленой морской водой взгляд.

Журнал «Лайф» пригласил Мэрилин присутствовать на торжественной церемонии по случаю повышения сотрудников в должности. Прислали вертолет, чтобы доставить ее в штаб-квартиру редакции в Нью-Йорке. Вернувшись через несколько часов, она спустилась на газон перед окном моей мастерской. Я вышел, и мы долго махали пилоту и кому-то еще, пока вертолет не набрал высоту.

Она была в легком желтом платье с юбкой донизу и туфлях на высоком каблуке. В руке у нее были две розы. От макияжа лицо на солнце было неестественно бледным.

Вертолет исчез, а мы все не могли взглянуть друг на друга, словно остолбенели. Разве в Америке была какая-нибудь другая женщина, за которой вот так бы гоняли из Нью-Йорка туда-обратно вертолет ради двух фотографий? Что-то ненормальное было в том, как все в ней нуждались. Она обладала поистине магической властью!

Это событие, как большая железная рука, порвало плоть наших отношений. И в то же время это был ее триумф, свидетельство того, какое место она занимала в общественной жизни.

Тупик одаренной натуры

Мы шли по лужайке к безмолвному дому, а она все не могла прийти в себя, нуждаясь в одиночестве и покое, чтобы из тела ушла вибрация вертолета. Известность давно стала для меня рабочим моментом, таким, каким, по существу, и является, однако в ее популярности было что-то скрытно-параноидальное, и это выражалось в бесконечных взлетах и падениях.

Она была женщиной, но не могла вести семейную жизнь, играя на публике отведенную ей роль. То, что ей приходилось воспринимать себя в двух ипостасях - собственными глазами и глазами зрителей, - видимо, усиливало неизбежность нервного расстройства.

Она не хотела, чтобы к ней относились как к больной и обращались как с пациетом. Мы говорили о чем-то хорошем, живом, вроде того, чтобы купить загородный дом вместо того, который я продал. Она хотела, чтобы у нас была семья и мы бы мирно жили, как только закончатся съемки. Она их ощущала как своего рода осаду, когда хорошо было бы иметь лишнюю пару глаз на затылке. Мэрилин не являлась исключением среди актеров с ее ощущением, будто все ее предавали.

Однако меня эта подозрительность изматывала и опустошала, ибо я предпочитал бросать свою работу, как хлеб на воду: если утонет - утонет, я сделал все, что мог. Она не признавала подобного смирения перед судьбой, ей это казалось инертностью, она боролась за себя даже во сне, который приходил только после обильного употребления таблеток, барбитуратов, лекарств куда более страшных, чем я предполагал.

«Она боролась за себя даже во сне, который приходил только после обильного употребления таблеток»

Как-то я выпил несколько штук и не мог обрести нормальную речь до середины следующего дня. Ей же целыми днями приходилось бодриться, чтобы казаться в форме, но все это должно было скоро кончиться. Мы с нетерпением ожидали завершения съемок, чтобы начать новую жизнь.

В редкие часы досуга, когда она позволяла себе отвлечься, занявшись политикой, общественной жизнью или увлеченно углублялась в книгу, на мгновение забыв о конкуренции и даже о том, что она актриса, бремя ее звездной славы казалось невыносимым. Дождь моросил почти каждый день, но выпало несколько воскресений, когда мы могли посидеть на ухоженной лужайке, и в эти непривычные для нее минуты безделья она была похожа на какое-то загнанное существо, раненное и надломленное изнутри.

Она сказала, что хочет поступить в Нью-Йорке в школу, чтобы изучать историю и литературу. «Я люблю узнавать, почему все стало таким, как есть». В эти моменты в ней проступал облик какой-то другой женщины, с хорошим воспитанием, многообещающей в обычном смысле этого слова и получившей образование, чтобы не спотыкаться на каждом шагу. Она казалась необыкновенно одаренной натурой, загнанной в тупик и оглушенной жизнью, которая требовала от нее лишь одного - обольщения.

Она играла уготованную ей роль, однако умоляла отвести ей теперь иное пространство, но в силу необъяснимых причин не могла услышать ответа, и это причиняло ей боль, ибо, подобно любому актеру, она находилась в полной зависимости от того, что о ней писалось и говорилось. И если для большинства критиков она, не говоря о ее остроумии, была на экране сплошным искушением, то для самой себя помимо этого была еще чем-то другим.

«Подобно любому актеру, она находилась в полной зависимости от того, что о ней говорилось»

Секрет привлекательности ее острого ума заключался в том, что она могла отстраненно взирать на тех, кто смеялся вместе с ней и над ней.

Как все хорошие комики, она сочувственно комментировала самое себя и свои притязания быть чем-то большим, чем безмолвный обольстительный котенок; как большинство комиков, она безжалостно растаптывала свое достоинство, и ее ремарки и мимика были тем живительным кислородом, который давал ей возможность существовать. Комики в целом глубже, в чем-то даже ближе к началам жизни и страдают больше, чем трагики, которым по крайней мере воздается за их профессиональную серьезность...

Однажды глава «XX век Фокс» Спайрос Скурас пригласил ее за главный столик, когда Никита Хрущев был в гостях на его киностудии, и представил ее как величайшую кинозвезду. Советский руководитель не скрывал, что очарован ею, и тоже понравился ей своей открытостью.

Спайрос не преминул тогда в тысячный раз поведать эпическую историю о том, как они с братьями приехали в Америку, прихватив с собой несколько ковров, их единственный капитал. А теперь он стал президентом «XX век Фокс». Такова Америка, где у каждого есть свой шанс. На что Хрущев, поднявшись, парировал, что он, сын бедного шахтера, теперь стоит во главе всего Советского Союза. Мэрилин пришла в восторг от его ответа: Хрущев, как и она, был человеком со странностями.

ЦЕНА ИЗВЕСТНОСТИ

Папарацци-1956.

«Жертвой оказалась Мара Щербатова, русская дворянка, заведовавшая нью-йоркским отделением «Пари-матч». Они с фотографом ехали к нам, чтобы сделать репортаж. Спутав проезжавшую машину с моей, они рванулись с места и, не вписавшись в поворот, врезались в дерево. Эта смерть потрясла нас своей бессмысленностью».

Правда против лицемерия.

Когда в середине 50-х всплыл цветной календарь 1949 года с фотографиями обнаженной Мэрилин, для лицемерно-целомудренной Америки это был скандал. Но Мэрилин спокойно и смело сказала, что в те годы ей «были нужны деньги, а прекрасное тело - это единственное и самое дорогое ее достояние». Страсти сразу улеглись. Ценя такое самообладание, ее никто не осудил.

«Она действительно не имела права быть грустной»

Я связал с нею жизнь и все ждал, когда она поймет это. Другого выхода у нас не было. Беда заключалась в том, что она не знала постоянства в человеческих отношениях, и, пока мы были мужем и женой, в ней надо было постоянно взращивать это чувство.

Я больше года посвятил тому, чтобы способствовать ее становлению как серьезной актрисы, но в то же время в быту бывал с нею замкнут и невесел. Она обижалась, а я просто очень устал и временами не успевал следить за сменой ее настроения. Но ведь большинство браков - это союз во имя того, чтобы рассеять мрак и прийти к свету. Однако наши надежды таяли.

Мы развелись. И вот пришло страшное известие, что Мэрилин умерла, очевидно приняв слишком большую дозу снотворного... Есть люди, которые настолько неповторимы, что, кажется, не могут исчезнуть из жизни даже после своей смерти. Я неделями ловил себя на том, что не могу свыкнуться с мыслью, будто Мэрилин нет.

Во мне жила какая-то вера, что мы обязательно встретимся, где и когда - не знаю, и поговорим по душам, выяснив, зачем натворили столько глупостей, - и тогда я снова окажусь влюбленным в нее.

Железная логика смерти не могла разрушить мои мечты: я видел, как она идет по лужайке, берет что-то в руку, смеется, и в то же время должен был принять ее смерть, как человек, который стоит и смотрит на заходящее солнце.

Позвонил какой-то журналист, спросил, поеду ли я в Калифорнию на ее похороны, но идея похорон показалась столь дикой и нелепой, что я, как ни был ошеломлен, не задумываясь ответил: «Ее все равно там не будет». И, услышав его удивленное восклицание, повесил трубку, не в состоянии объясняться. Не было сил участвовать в круговерти кинокамер, возгласов, вспышек.

Я сделал все, что было в моих силах, к чему теперь фотографироваться на фоне ее надгробия. Почему-то все время вспоминалось, как на мои слова: «Ты самая грустная девушка из всех, кого я встречал» - она откликнулась: «Мне никто никогда такого не говорил!» И задумчиво рассмеялась, напомнив одинокого коммивояжера, когда-то сказавшего мне в детстве: «А ты стал как-то серьезнее», заставив тем самым посмотреть на себя другими глазами. Странно, но она действительно не имела права быть грустной. ■

«НЕПРИКАЯННЫЕ»

Мэрилин и Артур возлагали огромные надежды на фильм с таким грустным названием. Ведь Монро оскорбляло, когда режиссеры говорили ей, что не нужно играть, а нужно просто быть собой»:

«Я уповал на Розалин , эту первую серьезную роль Мэрилин, исполненную чувства собственного достоинства, не чуждого ей. Обе женщины бились над одними и теми же проблемами, но героиня фильма находила выход».

Надежды на успех были велики . Миллер вложил весь свой талант в написание сценария. Партнером Мэрилин был великий Кларк Гейбл (фото вверху, это его последняя работа в жизни).

Снимал фильм знаменитый режиссер Джон Хьюстон (на фото внизу). Но съемки были мучительными . Миллер и Монро отдалились друг от друга и разъезжались домой на разных машинах. В самом конце работы над фильмом у Монро случился нервный срыв, из которого ее выводили врачи. Вскоре после окончания съемок Артур и Мэрилин развелись.


Мэрилин Монро (англ. Marilyn Monroe, урождённая Норма Джин Мортенсон, англ. Norma Jeane Mortensоn, в крещении Норма Джин Бейкер, англ. Norma Jeane Baker; 1 июня 1926 - 5 августа 1962) - американская киноактриса, певица и секс-символ. Обладательница 4-х звёзд на «Аллее славы».

Норма Джин Бейкер родилась приблизительно в 9:30 утра 1 июня 1926 года в Лос-Анджелесе. Считается, что её назвали в честь двух великих актрис того времени: Нормы Толмэдж и Джин Харлоу. Мать актрисы, Глэдис, работавшая в кинолаборатории, с пристальным вниманием разглядывала кадры с Нормой Толмэдж. Она восхищалась этой звездой немого кино. И когда у Глэдис родилась девочка, она решила назвать ребёнка в честь любимой актрисы. Но свое второе имя Норма Джин получила не в честь голливудской дивы Джин Харлоу. На момент рождения девочки актрису звали Харлин Карпентер. Джин Харлоу она стала только в 1928 году, когда Норме Джин было два года.

Её бабушка была из Ирландии, дед прибыл из Шотландии. Её приемный отец был из Норвегии. Девочку окрестили, когда ей было шесть месяцев, как Норма Джин Бейкер в Церкви Евангелия в Hawthorne, Калифорния. Её мать Глэдис Пеарл Монро (девичья фамилия) родилась в Мексике в 1900. В свидетельстве о рождении мать Нормы внесла в список Мартина Эдварда Мортенсена как отца. Мужья Глэдис: Бейкер, позже Мортенсон, который оставил её, как только услышал о беременности. В 1934 году Глэдис попала в психиатрическую лечебницу.

Большое количество времени в детстве Нормы прошло в приютах и нескольких приемных семьях, где ее дважды пытались изнасиловать, когда ей еще не было и 12-ти: первый раз отчим, а второй раз двоюродный брат. Следствием этого стала, по одной из версий, фригидность и недоверие к мужчинам. Первой самостоятельной победой Мэрилин стало избавление от врожденного заикания. Оно обострилось после детского дома: девочка не могла произнести без запинки и двух слов. Она исправляла свой недостаток три года. И уже 16 годам, без помощи логопедов, избавилась от заикания. На всех её детских фотографиях волосы Нормы Джин прямые, красновато-коричневые.

19 июня 1942 года Норма вышла замуж за Джеймса Доэрти, после чего бросила школу и поселилась у него. Через год после свадьбы он нанялся в торговый флот, а Норма Джин пошла работать на авиационный завод, выпускающий ДПЛА Radioplane OQ-2. Через некоторое время она бросает завод, чтобы начать карьеру модели. В конце 1944 года, когда Норма Джин работала на заводе, там появился армейский фотограф, который предложил ей позировать за 5 долларов в час, и Норма Джин согласилась.

В 1945 году девятнадцатилетняя модель по имени Норма Джин Доугерти консультировалась в агентстве моделей Blue Book, расположенном в гостинице Ambassador в Лос-Анджелесе, Калифорния. Эту дружелюбную и скромную молодую модель, которая позировала нагой перед камерой Графа Морана, за заработок 10 $ в час, помнят как Мэрилин Монро. Сильвия Барнхарт была первым парикмахером, которая выпрямила ей волосы и также сначала окрасила её в блондинку.

В августе 1946 года она получила предложение заключить контракт на киностудии 20th Century Fox, куда её брали статисткой. На студии ей предложили имена Кэрол Линд, Клэр Норман, Мэрилин Миллер, но в итоге остановились на имени, под которым она впоследствии и стала знаменитой, - Мэрилин Монро. Фамилия Монро принадлежала её бабушке. Вскоре после этого замужества Монро начала задумываться о своей карьере, которая впоследствии и разрушила брак. Пара развелась в сентябре 1946 года.

В октябре 1948 года вышел в прокат фильм «Хористки», созданный на киностудии Columbia Pictures. Это был первый фильм, в котором Мэрилин говорила и пела. Мэрилин Монро получает семилетний контракт со студией 20th Century Fox и роль в фильме «Асфальтовые джунгли».

В январе 1954 года она вышла замуж за бейсболиста Джо Ди Маджо. Как впоследствии оказалось, Ди Маджо безумно ревновал Мэрилин ко всем мужчинам на свете и частенько поднимал на неё руку. На почве ревности они и развелись в октябре 1954 года. Но здесь есть одно большое «но»: до конца своей жизни Джо любил Мэрилин и лишь он из всех её возлюбленных пришёл на её похороны. Однако Ди Маджо все последующие годы продолжал опекать Мэрилин и старался оказывать моральную поддержку в её карьере. После свадьбы с Ди Маджо киностудия 20th Century Fox пригласила её сняться в мюзикле «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес».


Мэрилин Монро и Джо Ди Маджо

В марте 1954 года Мэрилин получила награду «Самая популярная актриса». В январе 1955 года Мэрилин объявила о создании собственной корпорации «Мэрилин Монро Продакшнс», в которой она являлась президентом и владелицей контрольного пакета акций.


Мэрилин Монро и Артур Миллер

Ещё в 1950 году Мэрилин познакомилась с драматургом Артуром Миллером, но потом они расстались и вновь встретились в 1955 году. К тому времени он был разведён, и от прежнего брака у него было двое детей. Официально они поженились 29 июня 1956 года, а через два дня после этого провели еврейскую свадебную церемонию (Артур был евреем). Этот брак оказался самым длительным из всех, ведь доподлинно известно, что Монро всегда мечтала об умном мужчине, который смог бы заполнить её пробелы в образовании и стать её наставником по жизни. Этот брак был не самым счастливым: они прожили вместе четыре с половиной года и развелись 20 января 1961 года. Позднее стало известно, что Артур через несколько недель после свадьбы сделал запись в дневнике, где говорил: «Мне кажется, что она маленький ребёнок, я её ненавижу!». Мэрилин увидела эту запись и была шокирована, после чего они с Артуром поругались. Мэрилин всегда хотела иметь детей, при каждом браке она пыталась забеременеть, но у неё это не получалось. От Артура она забеременела, но беременность оказалась внематочной.


В 1961 году Мэрилин познакомилась с Джоном Кеннеди, который впоследствии стал президентом США. Ходили слухи об их романе, а также о романе Мэрилин с его братом Робертом Кеннеди, к которому Мэрилин относилась очень хорошо. Все эти слухи доказательств не имеют.


Мэрилин Монро и Джон Кеннеди.

В феврале 1961 года, Мэрилин стала очень угнетенной. Она только что развелась с Артуром Миллером; её фильм «Неприкаянные», получил плохие отзывы критиков; и её перспективы карьеры выглядели тусклыми. Согласно фактам, «она осталась дома в своей затемненной спальне, существуя на снотворных пилюлях и быстро снижая вес.» Тогда же в феврале её поместили в психиатрическую клинику в Нью-Йорке.

Вечером 4 августа 1962 года Мэрилин Монро позвонила Питеру Лофорду, британскому актёру, женатому на Пэт, сестре президента Джона Ф. Кеннеди. Голос её был необычно сонным, и разговор она закончила зловеще: «Попрощайся за меня с Пэт, с президентом и с самим собой, потому что ты славный парень». Через несколько часов секс-символ американского экрана была найдена мёртвой на своей вилле в Лос-Анджелесе. Её прекрасное тело лежало обнажённым на кровати лицом вниз.

Юнис Марри, экономка Монро, сказала, что около 3:30 видела свет в её спальне. Встревожившись, она позвонила психиатру звезды, доктору Ральфу Гринсону, и её личному врачу, доктору Хайману Энгелбергу. Гринсон прибыл в 3:40 и обнаружил тело Мэрилин. Через несколько минут появился Энгелберг, констатировавший смерть. Её причиной, как показала экспертиза, стало «острое отравление барбитуратами, пероральная передозировка». В полицейском отчёте было записано- «вероятно, самоубийство».

Мэрилин Монро умерла одна, с телефонной трубкой в руке, в ночь с 4 на 5 августа 1962 года, в собственном доме в Лос-Анджелесском районе Брентвуд, по адресу 12305 Fifth Helena Drive, Brentwood, California. Около кровати была пустая упаковка от снотворных пилюль. Четырнадцать других пузырьков от лекарств и таблеток были на ночном столике. Мэрилин Монро не оставила никаких предсмертных записок.

Тело было принято в морге для вскрытия, которое было выполнено доктором Цунетоми Ногучи, патологом и объявлено, что Мэрилин Монро умерла от передозировки наркотика. Однако эта версия страдает нестыковками, существует пять версий причины её смерти:

*убийство, совершённое спецслужбами по приказу братьев Кеннеди во избежание огласки их сексуальных связей;
*убийство, совершённое мафией;
*передозировка наркотиков;
*самоубийство;
*трагическая ошибка психоаналитика актрисы Ральфа Гринсона, предписавшего пациентке принять хлоралгидрат вскоре после принятого ею нембутала.

Какова была истинная причина - неизвестно до настоящего времени. Её захоронили в стенном склепе. Похороны Мэрилин Монро состоялись 8 августа 1962 года на Вествудском кладбище.


Звезда Мэрилин Монро на «Аллее славы» в Голливуде.


Артур Миллер (1915 - 2003) - американский драматург


Артур Миллер родился 17 октября 1915 года. То есть, сегодня у него был бы столетний юбилей.
Миллер прожил солидные 89 лет и работал над новыми произведениями до последнего часа.

Его наследие не устарело и сегодня: его пьесы ставятся в театрах, по мотивам его произведений снимаются фильмы, его слова расходятся цитатами.


Помимо драматургии и работы в театре, Артур Миллер прославился и тем, что был третьим мужем Мэрилин Монро, секс-символа мира, по крайней мере западного .



Артур Миллер и Мэрилин Монро, свадьба, 1956


В этот период Миллер работал над сценарием The Misfits (в нашем прокате Нерикаянные ).


Это вестерн, главную роль в нём должна была сыграть его жена Мэрилин. Сама по себе драматургия всех устраивала, но на съёмках фильма царило всеобщее разочарование и недовольство. На момент съёмок Миллер и Монро уже не ладили. Мэрилин постоянно прикладывалась к бутылке, к тому же директор фильма Джон Хьюстон, актёр Кларк Гейбл и некоторые другие не просыхали от спиртного.
Это было начало конца - как брака Миллера и Монро, так и самой Монро. Развод был оформлен в 1961 году. Через полтора года, 5 августа 1962г., Мэрилин не стало. На тот момент Артур Миллер был уже женат. Его новой избранницей была фотограф, с которой он познакомился на съёмках Неприкаянных. У них родилось двое детей - дочь и сын. Мальчик - с синдромом Дауна. По настоянию отца ребёнок был помещен в специализированное учреждение. Миллеру он был больше не интересен.

Впрочем, поговорим о драматургии Артура Миллера.
Вспомним две пьесы:
Death of a Salesman Смерть комивояжёра (1949) и The Crucible [ ˈkruːsɪbl ] Суровое испытание (1953).

Пьеса Смерть комивояжёра (1949) была поставлена в том же 1949-м году и сорвала бурные овации на Бродвее, получила восторженные отзывы критиков, а также как минимум три награды.



Следующая ремарка из пьесы как нельзя лучше подытоживает её смысл:
Вилли: Только подумай: работаешь, всю жизнь работаешь, чтобы выплатить за дом. А когда он наконец твой, в нем некому больше жить.
Willy: Figure it out. Work a lifetime to pay off a house. You finally own it, and there’s nobody to live in it.

А теперь о пьесе The Crucible [ ˈkruːsɪbl ] Суровое испытание (1953)




crucible [ ˈkruːsɪbl ]
1) тигель ;
2) горнило;
3) суровое испытание


Итак, на русский язык заглавие The Crucible переведено как Суровое испытание . И как видим, таково одно из значений слова crucible . Но посмотрим его этимологию (историю) и попытаемся понять, почему слово crucible созвучно слову crucifix [ ˈkruːsɪfɪks ] - крест. Случайность ли это?

Интересно, что слово crucible скорее всего произошло от латинского слова, которое обозначало тигель для металлов, а ещё раньше оно могло означать ночник, ночную лампу.
Не исключено, что crucible родственно и средневерхненемецкому kruse - глиняный горшок .

Но возможно… Внимание! Возможно, в предыстории слова crucible не обошлось без латинского crux , обозначающего крест.
Вчитываемся, вслушиваемся:
crucible - crux … Похоже!
Какая ассоциация возникла у людей тех далёких времён, как они связали тигель или лампу и крест остаётся только догадываться, наука же об этом умалчивает. Но слово crucible , а соответственно, и заглавие The Crucible , сегодня ассоциируется со словом crucifix - крест . И это не случайно, ведь произведение Миллера повествует о том, как в 1692 году жители Салема (США) из мести оговаривали друг друга, что привело к катастрофическим последствиям. Миллер обнажает религиозный фанатизм, что особенно актуально в последнее время. Он повествует об охоте на ведьм. А мы помним, что пьеса родилась в 1953 году, то есть в разгар маккартизма и охоты на ведьм в США. Суровое испытание вылилось в крестный путь на виселицу для 20 человек, по большей части женщин.

Морфологически crucible оказывается в одном ряду, скажем, с readable - читабельный - или edible - съедобный . Суффикс -able высвечивает объектность смысла слова, подверженность применению какой-то внешней силы.
И жертвы охоты на ведьм в Салеме гибнут, они подвергаются смертной каре, они беспомощно принимают смерть, потому что они crucible.



Для Миллера публикация и успех пьесы-аллегории не прошли даром. Он был зачислен в “ чёрные списки ” Голливуда и был вызван в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. Но в отличие от своего друга Элиа Казана, продьюсера, Миллер не указал ни на кого из тех, с кем посещал собрания. Казан же назвал восемь фамилий. Позже он признался в этом Миллеру. И их дружбе пришёл конец. Они не разговаривали десять лет.

"Суровое испытание" — постановка театра «Олд Вик»

(1915 - 2003 = 89 years )

American playwright

Arthur Miller was born 100 years ago on the 17 th of October 1915.
He was one of the leading figures of the 20 th century American theatre.
He got many prizes and awards in his day.
Today his work remains as popular as ever.

Death of a Salesman was published in 1949. The play recieved the 1949 Pulitzer Prize for Drama. It is one of the finest American plays of the 20 th century.

The Crucible (1953) tells the story of the Salem witch trials that took place in Massachusetts during 1692 and 1693.

witch [ wɪtʃ ] - ведьма

Miller was questioned before the House Un-American Activities Committee in 1956. The writer refused to name others present at meetings he had attended . His friend Elia Kazan, a film director and producer, had been questioned too, he named eight people. This ended their friendship. They did not speak to each other for the next 10 years.

Miller was the third husband of Marilyn Monroe.
They were married when he was 40. Marilyn was 10 years younger. The marriage lasted five years. Many believe that Arthur Miller’s intellectual pressure is among the reasons of Monroe’s decline .

decline - упадок; упадок духа

Most people belived that Miller and Monroe had never been a good couple. Miller was very dominant and he used to ridicule Monroe in front of strangers .

to ridicule [ˈrɪdɪkjuːl] - высмеивать

He often indicated that he was a more intelligent person than Monroe. This made Monroe upset and she began to drink more.

to upset [ˈʌpset] - расстраивать
upset - расстроенный

After they had married, Miller began work on the screenplay of The Misfits , which was going to be a western starring his wife Marilyn Monroe. Although The Misfits was a successful play, nobody was happy while the filming. Monroe and Miller hadn’t been getting along well and Monroe had been drinking too much. And the director John Huston, actors Clark Gable and Montgomery Clift were always drunk, too.
This was the beginning of the decline of both their relationship and Marilyn Monroe. In 1961, the pair divorced. A year and a half later, Monroe died of a possible drug overdose.
At that time Miller was already married. His new wife, and this was his third and last marriage, was a photographer. He had met her on the set for The Misfis.
The couple had two children. Their younger son was born with Down syndrome. The child was institutionalized and excluded from the Millers" personal life at Arthur"s insistence.

Arthur Miller lived a long and productive life. He was

89 years old when he died.
He kept on working to the last day.
His legacy is as valuable today as it was during his lifetime.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека