Абсентеизм в политологии. Причины политического абсентеизма

Билет 7 Вопрос 1

Политический абсентеизм и политическое участие граждан: понятие, формы, типы.
Политическое сознание (психология и идеология) является важной составной частью политической культуры. Однако ограничиваться только этим компонентом было бы неправильно. Точно также как критерием истинности любой теории является практика, лучшей проверкой чувств и взглядов лично сти является ее действие или бездействие в определенной ситуации. Предположить, что человек является патриотом, выслушав лишь его заявления, разумеется, можно, но будет ли верным сделанный прогноз? Может случиться так, что индивид, позиционировавший себя как патриот, во время войны окажется дезертиром или уклонистом. И, наоборот, человек, публично не заявлявший о своей любви к Отечеству, осознанно будет защищать его с оружием в руках. Данный пример совершенно ясно показывает, что полное представление о политической культуре сложится лишь тогда, когда будут в комплексе проанализированы и политическое сознание и политическое поведение . Как отмечалось ранее, политическое поведение может быть определено как внешне наблюдаемое и субъективно мотивированное проявление политической деятельности в поступках (единичных актах поведения) . Характеристикой политической деятельности и, соответственно, политического поведения является «политическая активность» , демонстрирующая меру проявления и степень интенсивности деятельности . Политическую активность можно сравнить с шкалой измерительного прибора, на которой указаны минимальные и максимальные значения. О максимальном значении речь шла выше, теперь следует уделить внимание минимуму и среднему показателю. Нулевым показателем политической активности личности является политический абсентеизм (от лат. absens, absentis – отсутствующий) – проявление равнодушного отношения к политической жизни, уклонение от участия в ней, политическая бездеятельность .

Исследователи выделяют несколько групп людей, добровольно отказавшихся от участия в политической жизни:

1) ^ Апатичные люди, т.е. не интересующиеся политикой из-за вовлеченности в собственные проблемы, требований профессиональной карьеры, увлечений богемной жизнью или субкультурой (молодежной, расовой, религиозной и т.д.). Они не связывают события собственной жизни с событиями, происходящими «вовне» их замкнутого мира. Некоторые из них считают политику непонятной, скучной, бессмысленной.

2) ^ Отчужденные от политики – те, кто считает, что политика отказалась от них. Они верят, что независимо от того, будут они голосовать или нет, политические решения все равно будут принимать немногие (истэблишмент). Они не видят каких-либо различий между политическими партиями или кандидатами на выборах. Эти люди считают, что политика обслуживает лишь интересы элиты, а обычному человеку каких-либо выгод участие в политическом процессе не принесет. Отчужденные, в отличие от апатичных, не просто пассивны, а отрицают политическую систему как таковую и могут быть мобилизованы различными экстремистскими движениями, особенно в периоды значительных социальных потрясений.

3) Аномичные люди – это те, кто потерял веру в собственные возможности, цели, социальные корни, идентичность с какой-либо социальной группой. Они ощущают собственную бесцельность и бессильность, поскольку потеряли смысл жизни. Эти люди считают социальные изменения непредсказуемыми и неуправляемыми, а политических лидеров неспособными как-то откликнуться на их нужды.

4) ^ Доверяющие политикам  группа людей, отказывающихся от участия в политике в силу доверия к правосудию, законности, стабильности, справедливости политических решений. Такие люди считают, что перспективы политической жизни будут благоприятны и без их активного участия. Однако они могут энергично включиться в политический процесс в период депрессии.

Поскольку наиболее доступной из форм политической активности является участие в выборах, политический абсентеизм проявляется у граждан, прежде всего в их неучастии в выборах. Согласно данным, представленным в таблице 47, средний процент абсентеизма в России за период с 1993 по 2007 гг. составляет 40,9%. Много это или мало?

Ответить на этот вопрос позволяют данные об уровне

абсентеизма в странах либеральной демократии Представленные данные свидетельствует о том, что уровень неучастия россиян в парламентских выборах довольно высок. Мы уступаем только американцам и швейцарцам, но высокий абсентеизм в США объясняется иными причинами:

сложностью регистрации (это происходит за несколько недель до выборов и, как правило, в окружном суде), неспособностью американских партий мобилизовать избирателей, а

также тем обстоятельством, что день выборов в США является рабочим днем. Таким образом, абсентеизм является общим явлением для всех демократических стран. Как замечает

российский исследователь В.С. Комаровский, «широкое распространение абсентеизма –болезнь демократии, рецидив олигархического правления (власти немногих)».Чем объясняют россияне свою неявку на выборы? Согласно, данным социологического исследования, главными причинами неприхода на избирательный участок, граждане называют: случайное стечение обстоятельств (33,3%), неверие в то, что отданный голос способен что-либо изменить (27,6%), отсутствие интереса к выборам (20%), сетования, что их никто не привлекал (13,7%),

несоблюдение избирательными комиссиями законодательства (2%), неравное положение кандидатов (1%) и другое (4,5%). Если исключить из вариантов ответа ссылки на стечение обстоятельств и отсутствие привлечения к выборам, которые представляют явные отговорки,

главными причинами политического абсентеизма следует признать отсутствие интереса к политике и неверие в возможность повлиять на политический курс страны. Таким образом, среди россиян-абсентеистов преобладают апатичный, отчужденный и аномичный типы. Следует также заметить, что абсентеизм в России, также как и в других странах, зависит от значимости выборов. В России доля неучаствовавших в выборах президента существенно меньше, чем в парламентских выборах: в 1991г. за президента не голосовало 25,3%, в первом туре выборов 1996 г. –30,3%, в

1999 –38,2%, в 2004 –44,3% Между минимумом политической активности (абсентеизмом) и ее максимумом (властноуправленческой деятельностью) располагается политическое участие (political participation). Первопроходцами в области изучения политического участия являлись американские ученые Сидней Верба, Норман Най и Джеон Ким, авторы книги «Участие и политическое равенство: Сравнение семи стран» (1978). Они определили политическое участие так: «Законные действия частных граждан, более или менее прямо направленные на то, чтобы воздействовать на отбор правительственного персонала и (или) влиять на его действия».

По сути, американские ученые определили участие как законную возможность граждан влиять на формирование и осуществление власти, но, как представляется, такая трактовка неточна, поскольку ее сторонники не считают участием вовлеченность граждан в запрещенные акции или государственные перевороты. Т.е., по логике американских политологов, то, что не разрешено законом, не может быть политическим участием. Это неверно.

Более точным было бы такое определение: ^ Политическое участие это деятельность отдельных граждан или групп, стремящихся разными путями оказать влияние на процесс политического управление и формирования политического руководства. Современные исследователи выделяют различные формы политического участия , такие как

1. чтение газет и обсуждение политических сюжетов с родными и близкими;

2. подписание петиций в адрес властей;

4. обращение во властные структуры, общение с представителями власти и

политическими лидерами;

5. участие в митингах и собраниях;

6. содействие партии или кандидату на выборах;

7. участие в забастовках, митингах, бойкотах, пикетах государственных органов;

8. участие захвате зданий и столкновениях;

9. членство в партиях и легальных организациях;

10. выполнение роли партийного активиста и др.

Совершенно очевидно, что среди форм политического участия во всех странах мира наиболее распространенной является электоральное участие (голосование). Исключение составляют лишь США. Наиболее популярными среди неэлекторального участия являются собрания, митинги и подписание петиций, в то время как агрессивные формы политического участия сравнительно мало распространены (исключение  Чехословакия).

Впрочем, следует оговориться, что 1991 г., когда проводилось исследование, был временем «бархатных революций» – периодом свержения социалистических правительств. Именно этим объясняются высокие показатели таких форм участия как собрания, митинги и агрессивные формы. Множественные проявления политического участия заставили исследователей задуматься об их типологии. Наиболее распространенной среди типологий форм политического участия является дихотомия: конвенциональное (традиционное, рутинное) – неконвенциональное (нетрадиционное, протестное) участие . При этом к первому типу относят 1,3,4,5,6,9,10, а ко второму – 2,7 и 8 формы политической активности. В зависимости от степени свободы участника, исследователи выделяют автономное политическое участие (сознательное и самостоятельное) и мобилизованное (под давлением других субъектов, зачастую приводящее к искажению собственных предпочтений) участие .

Весьма удачной признана типология, разработанная западными исследователями М. Каазе и А. Маршем. Политологи разделили формы политического участия на пять типов:

 пассивный – абсентеизм, чтение газет, а также подписание петиций и участие в выборах «за компанию»;

 конформистский (приспособленческий) – эпизодическое конвенциональное участие;

 реформистский – более активное, чем при конформизме, конвенциональное участие;

 активистский – активное конвенциональное участие, а также эпизодическая протестная активность;

 протестный тип участия – преобладание неконвенционального участия.

Проведенное в конце 1980-х гг. сравнительное исследование политической активности в Европе и США, выявили следующее соотношение типов политического участия, выделенных М. Каазе и А. Маршем Анализируя политическое участие в странах Запада, следует отметить, значительную роль реформизма. Вместе с тем, в ряде стран (Нидерланды, Германия, Италия) значительная доля населения предпочитает другим формам участия акции протеста. В Великобритании, Австрии и Финляндии, напротив, лидирующие позиции занимают пассивные формы политического участия. Несмотря на значительную долю конформизма и активизма, эти типы политической активности ни в одной стране не вышли на первое место.Характеризуя формы политической активности в современной России, следует отметить, что значительная часть россиян (29-33%) регулярно обсуждают политические вопросы с родными, друзьями и коллегами; еще 16% содействуют проведению выборов; собрания, встречи и конференции посещают 12%; принимают участие в подписании петиций в СМИ и органы власти – 11%; ходят на митинги и демонстрации – 7%.

Но самой массовой формой политического участия для россиян, как и для граждан других стран, является голосование на выборах. Большинство опрошенных россиян заявили о том, что они принимали участие в прошедших вы борах и собираются участвовать на будущих. При этом федеральные выборы (Президента и Госдумы) граждане России считают более важными, чем региональные и местные. Если об участии в первых заявило 95 и 84% респондентов, то в голосовании за губернатора, мэра и законодательные собрания региона и города признались 76, 81, 67 и 72 % соответственно. Граждане России рассматривают выборы в основном как средство выражения отношения к власти (31%) или политикам (25%). Другие мотивы встречаются гораздо реже. В возможности отстаивания с помощью голосования собственных интересов убеждено 18% респондентов, выборы считают участием в формировании органов власти – 11%, способом решения общественных проблем – 10%. Таким образом, россияне относится к выборам как к своеобразному каналу донесения до власти общественного мнения. Это, очевидно, происходит потому, что большинство граждан (53%) убеждено, что результаты выборов определяются органами власти и лишь 29-30% респондентов считают, что итоги соответствуют результатам голосования. В отличие от стран Европы, в акциях протеста участвует лишь 1-2% россиян. Столь незначительная доля протестующих, очевидно, связана с особенностями политического сознания граждан нашей страны, готовых терпеть в надежде, что жизнь улучшится.

Абсентеизм. Пути преодоления

Проблема абсентеизма в России сейчас стоит достаточно остро, чтобы она нуждалась не только в обсуждении, но и в принятии каких-то мер и решений. Однако прежде чем рассматривать проблему абсентеизма в электоральном поведении во всевозможных ее ракурсах, необходимо понять, что же такое абсентеизм.

Абсентизм – (от лат. «absens, absentis» – отсутствующий) – отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса. В России это явление также распространено. Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления.

Однако в контексте жизненных реалий, равно как и в рамках проведенного нами исследования, феномен абсентеизма необходимо понимать значительно шире. Сам по себе абсентеизм это термин широкого применения. В общих чертах абсентизм определяется как отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций. При этом выделяется бесчисленное количество оттенков этого явления. Так, можно говорить о политическом, трудовом, земледельческом абсентеизме; определим каждый из этих видов в рамках заданной проблематики.

Политический абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д.

Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой – абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

Трудовой абсентеизм – в широком смысле – вызванное разными причинами отсутствие индивида на рабочем месте; в узком смысле – уклонение от работы без уважительной причины. Обычно такие прогулы выражаются в однодневном отсутствии на работе в связи с болезнью, но без посещения врача.

Земледельческий абсентеизм – форма землевладения, при которой собственник земли, не участвующий в производстве продукции, получает доход в виде ренты. При этом земля обрабатывается арендаторами-фермерами или издольщиками в отсутствие ее владельца.

Таким образом, абсентеизм затрагивает не только узкие политические стороны жизни, но является довольно широким социальным явлением, выраженным в невыполнении самых разнообразных социальных функций. Борьба с существующим в нашем обществе абсентеизмом должна вестись не только в рамках его преодоления в электоральном сознании общества, но и затрагивать все прочие жизненные сферы, ведь в данном случае все глобальное начинается с малого.

Однако мы не будем расширять наше исследование до решения глобальных социальных проблем, а остановимся на проблеме абсентеизма в электоральном поведении граждан России.

На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах – самой массовой, общедоступной, простой и наименее время- и ресурсозатратной форме политического участия – представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых, среди которых важнейшими мне представляются следующие.

Низкий уровень жизни населения страны (особенно молодежи). Все помыслы людей сводятся к поиску средств для существования, ни на что другое, в том числе и активность в общественной сфере, не остается ни времени, ни сил, ни желания. Люди с низкими доходами были и остаются крайне аполитичными.

Отсутствие реальных, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, результатов политического участия, что лишает молодежь веры в способность изменить хоть что-то в своей жизни посредством политического участия.

Политико-правовая безграмотность, когда большинство молодых людей просто не представляют себе, как можно участвовать в политической жизни страны. Даже председатель Центральной избирательной комиссии РФ отметил, что «многие проблемы на выборах в России возникают из-за низкого уровня правовой культуры».

Эмоциональное отчуждение молодежи от власти, связанное с высоким уровнем коррумпированности и некомпетентности существующих властных институтов.

Противодействие со стороны старших поколений, которые укрепились в политике и зачастую не желают допускать в нее конкурентов в лице молодежи.

С политическим участием населения в России дело всегда обстояло плохо, власти предержащие редко когда соглашались уступить хоть малую толику своих полномочий народу. Определенная политическая активность населения проявилась после Отечественной войны 1812 г. и особенно после заграничного похода российской армии в 1813 г., когда вернувшиеся из Европы войска принесли в Россию либеральные идеи. Неудовлетворенность демократических ожиданий привела в 1825 г. к восстанию декабристов, среди которых было немало молодых максималистски настроенных офицеров. Однако в целом выступление декабристов было малочисленным и не достигло намеченных целей.

К сожалению, эти тенденции сохранились и по сей день, пережив все наши исторические катаклизмы. Исследуя проблему абсентеизма в рамках проблемы влияния социальных факторов на поведение российского электората, мы отметили среди одного из направлений работы по повышению электоральной активности населения – работу с молодежью. Ведь молодежь с ее свежими силами, активной жизненной позицией, минимальной зависимостью от социальных условностей должна являться основой и опорой выборного института в государстве.

Институт выборов, как известно, был «импортирован» в Россию сравнительно недавно, и его освоение отечественной политической культурой при любых обстоятельствах не могло не быть более или менее длительным процессом. Однако результаты последнего опроса свидетельствуют о том, что ценность этого института в глазах российских граждан не только не растет, но, напротив, ощутимо снижается.

По результатам проведенного в апреле 2003 г. социологического опроса, 73% россиян признавали, что выборы в принципе нужны, тогда как 20% – считали их ненужными. Сейчас первую точку зрения разделяют только 61% опрошенных; доля сторонников противоположной позиции выросла не слишком значительно (до 23%), однако более чем вдвое – с 7 до 16% – увеличилось число затрудняющихся с ответом на это вопрос.

Чаще других признают необходимость выборов молодые респонденты (68%), граждане с высшим образованием (73%), жители мегаполисов и других крупных городов (66%).

Тенденция к снижению субъективной ценности выборов проявляется и в реальном электоральном поведении российских граждан, и – в еще большей степени – в их отношении к участию в голосовании. Сегодня 39% опрошенных утверждают, что всегда участвуют в выборах, 22% – что делают это часто, 26% – что редко, и 11% – что никогда не участвуют в выборах. Стоит отметить, что молодые респонденты, которые охотнее других признают выборы необходимыми, особенно часто заявляют, что ходят на выборы редко или не ходят никогда – 31% и 21% соответственно. Вопрос об участии в выборах в той же редакции задавался респондентам на протяжении одного года (с ноября 2002 г. по октябрь 2003 г.) четыре раза. Доля ответивших, что они всегда приходят к избирательным урнам, варьировалась в узком «коридоре» 47–53%. Сейчас таких респондентов 39%.

Таким образом, реальное сокращение электоральной активности россиян не столь значительно, как можно было бы предположить на основании этих данных. Однако они, очевидно, свидетельствуют о тенденции к дискредитации института выборов, о том, что скептическое отношение к ним становится все более «принятым» в российском обществе, а электоральный абсентеизм – все более легитимной практикой.

Среди проводимых опросов населения сотрудниками и аналитиками фонда Общественное мнение нередко звучал вопрос о причинах снижения электоральной активности наших сограждан. Отвечая на соответствующий открытый вопрос, они чаще всего объясняли абсентеизм разочарованием в институте выборов, восприятием его как бесполезного, не влияющего на жизнь людей («разочаровались в выборах – ничего не меняется», «не видят смысла в участии в выборах») и недоверием к выборам, опасением фальсификаций («видимо, есть при подсчете голосов какие-то искажения», «люди не верят в честные выборы, они чувствуют, что их обманывают»).

Абсентеизм -- (от лат. «absens, absentis» -- отсутствующий) -- отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса.

Однако в контексте жизненных реалий, равно как и в рамках проведенного нами исследования, феномен абсентеизма необходимо понимать значительно шире. Сам по себе абсентеизм это термин широкого применения. В общих чертах абсентеизм определяется как отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций.

При этом выделяется бесчисленное количество оттенков этого явления.

Так, можно говорить о политическом, трудовом, земледельческом абсентеизме; определим каждый из этих видов в рамках заданной проблематики.

Политический абсентеизм -- уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т. д.

Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком.

Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой -- абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

Некоторые авторы ставят знак равенства между абсентеизмом и неучастием в голосовании. Думается, это не вполне корректная позиция. Абсентеизм действительно превращается в проблему лишь в том случае, если неучастие в выборах является как минимум показателем отчуждения граждан от политической сферы жизни человека, как максимум - формой пассивного протеста. Другими словами, абсентеизм связывают с неучастием, которое вызывается стойким неверием в то, что с помощью выборов можно решить значимые для общества (себя, индетифицируемой группы) проблемы: недоверием в справедливость подсчета голосов, другими процедурными вопросами, апатией граждан к политике.

Трудовой абсентеизм -- в широком смысле -- вызванное разными причинами отсутствие индивида на рабочем месте; в узком смысле -- уклонение от работы без уважительной причины. Обычно такие прогулы выражаются в однодневном отсутствии на работе в связи с болезнью, но без посещения врача.

Земледельческий абсентеизм -- форма землевладения, при которой собственник земли, не участвующий в производстве продукции, получает доход в виде ренты. При этом земля обрабатывается арендаторами-фермерами или издольщиками в отсутствие ее владельца.

Таким образом, абсентеизм затрагивает не только узкие политические стороны жизни, но является довольно широким социальным явлением, выраженным в невыполнении самых разнообразных социальных функций. Борьба с существующим в нашем обществе абсентеизмом должна вестись не только в рамках его преодоления в электоральном сознании общества, но и затрагивать все прочие жизненные сферы, ведь в данном случае все глобальное начинается с малого.

Можно выделить следующие положения, наиболее полно характеризующие абсентеизм:

  • 1. Абсентеизм является видом электорального поведения, которое весьма многообразно. Последнее проявляется не только в участии или неучастии в выборах, но и в уклонении от голосования, а также в «безучастном» (конформном) голосовании, в протестном голосовании и т.д. Каждая из вышеперечисленных форм поведения избирателя свидетельствует о принятии или опровержении целого комплекса социальных и политических норм и ценностей. Электоральное поведение реализуется в политических процессах, которые раскрывают динамику развития и изменения институтов политической системы, масштабы участия различных групп населения в политической деятельности.
  • 2. Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам. Данное понятие по своему содержанию существенно отличается он понятия «неучастие в голосовании», которое широко применяется социологами и политологами.
  • 3. Абсентеизм является показателем отчуждения граждан от власти и собственности, формой политического протеста против сложившейся политической системы, политического режима, формы власти, утвердившегося общественного строя в целом.
  • 4. Абсентеизм в своих крайних проявлениях приобретает черты политического экстремизма. Плодотворной почвой для расширения экстремистских настроений являются социальные кризисы и конфликты, нарушения демократических прав и свобод, крушение нравственных ориентиров, ценностей и состояние аномии.
  • 5. Политический экстремизм и абсентеизм проявляются в среде наиболее активной части населения. Изменение сложившейся политической ситуации - главное направление их деятельности. При пересечении или совпадении политических устремлений экстремистов и абсентеистов возможны крайние формы политических преобразований. Может казаться, что «молчащие» и «пассивные» составляют в обществе меньшинство, но в определенный момент, например на выборах, оно может проявить себя как «молчаливое большинство».
  • 6. Представление об абсентеизме как о политической индифферентности обманчиво. Массовое разочарование в возможности что-либо изменить не равнозначно истощению деятельного потенциала. Скорее всего, мы имеем дело со своеобразной сублимацией политической активности, с ее переходом в латентную форму. Абсентеизм избирателей отражает не неприятие политики как таковой, а отвержение утвердившихся способов политического действия. Подобная оценка позволяет предположить, что при очередном обострении политической ситуации или сколько-нибудь серьезном повороте к иным способам реализации политики: потенциальная энергия масс может трансформироваться в политическое действие.
  • 7. Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением «подданнического» типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.
  • 8. Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.
  • 9. Трактовка электорального поведения (одним из видов которого является абсентеизм), присутствующая в трудах западных авторов, заслуживает критической оценки, ибо является предельно широкой и ставит знак равенства между электоральным поведением и политическим поведением. Между тем, электоральное поведение - это лишь одна из форм политического поведения. Электоральное поведение является не «участием во власти», а ценностно-ориентациошюй деятельностью по выбору определенной политической силы, существующей в виде или политического института или персонифицированного облика. Эта деятельность разворачивается на протяжении всей сознательной жизни человека и не сводится к поведению в период избирательной кампании или в момент голосования. Последнее есть заключительный этап этого ценностно-ориентационного выбора.
  • 10. Концепция «ограниченного электорального участия» не может быть принята для объяснения явления абсентеизма, так как явно противоречит базовым принципам демократии, основывающимся на активном и максимально широком участии граждан в управлении государством посредством выборов (референдумов). Отстаивая точку зрения о «нежелательности участия в выборах представителей некоторых социальных групп», мы неизбежно в итоге придем к замене демократии олигархией или «меритократией», которые как раз и основаны на участии в политической жизни только «достойных представителей высших социальных страт». При подобном подходе ставится под вопрос правомерность идеи о всеобщем и равном участии всех в делах государства, т.е. идеи базовой для демократии. Функция выборов как механизма формирования воли большинства становится сомнительной.
  • 11. Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя, института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.
  • 12. Понимание природы абсентеизма, условий его возникновения и тенденций развития, существующие в отечественной научной литературе, также должны быть подвергнуты критическому анализу. Нуждаются в переосмыслении трактовки абсентеизма: а) как своеобразного политического поведения граждан и политических деятелей, проявляющегося в уклонении от участия в различных политических акциях, особенно в выборах государственных органов; б) как равнодушного (апатичного) отношения к политике; в) как формы политического бездействия; г) как показателя роста демократических начал в жизни общества.
  • 13. На активность избирателей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе тип выборов, особенности региона, особенности избирательной кампании, уровень образования, тип поселения, тип политической культуры, который доминирует в обществе, и тип избирательной системы. Уровень участия избирателей в голосовании ниже в странах, где применяется мажоритарная или мажоритарно-пропорциональная система способов подсчёта голосов, и выше в странах с пропорциональной избирательной системой.

Начало осмыслению феномена абсентеизма было положено еще в конце XIX - начале XX вв. Первыми исследователями абсентеизма были представители Чикагской школы политических наук Ч.-Э. Мерриам и Г.-Ф. Госснел. В 1924 году ими было проведено интервьюирование американских избирателей с целью выяснения мотивов уклонения от участия в выборах. В дальнейшем проблема абсентеизма рассматривалась в рамках исследований электоральных процессов. Исследования в этом направлении вели Г. Лассуэл, С. Верба, Н. Най и др.

Существенный вклад в разработку проблемы абсентеизма внесли П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, В. Макфол, Р. Росси6, а также социологи мичиганской школы: В. Макфол, В. Глазер, В. Миллер, Р. Купер, П. Конверс, А. Вулф, А. Кемпбелл. Последний в своей работе «Избиратель принимает решение» (1954 год) показал, что участие или неучастие в выборах связано с целой совокупностью факторов, которые образуют систему. В рамках исследования влияния социально-экономических условий на электоральное поведение проблема абсентеизма разрабатывалась такими авторами как Э. Дауне, Д. Истон, X. Брэди, Д. Бэхри, Дж. Фереджон, М. Фиорина и др.

Анализ нескольких работ позволяет выделить гипотезу, объясняющую возникновение абсентеизма:

Основная гипотеза. Возникновение абсентеизма как феномена политической практики связано с рядом объективных и субъективных факторов, среди которых главными являются деформации в политической системе общества, падение доверия к институтам государственной власти, уменьшение значимости демократии как ценности для представителей различных электоральных групп.

Гипотезы-следствия:

  • 1. Численность абсентеистов находится в прямой зависимости от типа и уровня выборов.
  • 2. Число лиц, уклонившихся от голосования, тесно связано со значимостью выборов для индивида и той электоральной группы, представителем которой он является.
  • 3. Материальное положение и социальное самочувствие не являются главными факторами, определяющими выбор индивидом абсентеистского типа поведения. Выбор абсентеистского типа электорального поведения определяется в первую очередь причинами политического порядка.
  • 4. Масштаб абсентеизма в различных половозрастных группах различен. Значительную долю абсентеистов составляют женщины в возрасте 30-49 лет, имеющие высокий уровень образования, высокий социальный статус.
  • 5. В среде абсентеистов можно выделить две основные группы, демонстрирующие различные типы электорального поведения: а) группу радикалов и б) группу конформистов.
  • 6. По мере падение роли демократических институтов и выстраивания жесткой вертикали власти количество абсентеистов будет возрастать.

Регистрация кандидатов

8) Агитационная кампания . Законодатель определяет: сроки агитационной компании (начала, конца), условия и способы, места, использование СМИ (равные условия и равное время выступления кандидатов). В некоторых странах запрещено публиковать опросы общественного мнения за несколько дней до окончания агитации. Финансирование – см. вопрос 39.

9) Голосование . В большинстве стран голосование тайное, личное, методом бюллетеней. Бюллетени печатаются государством официального образца (в большинстве стран) и самими партиями (напр.Франция). Допускается голосование по почте (Великобритания, ФРГ), по доверенности, выдаваемой на родственников (Франция, ФРГ), во многих странах допускается досрочное голосование. Бывают и др.методы: механический рычаг, перфокарта (пробивание отверстия), электронная система прямой записи (сенсорный экран, кнопочные машины) и т.д.

10) Подсчет голосов, подведение итогов, опубликование . Подсчет осуществляется членами избирательных комиссий и др.органами, производится открыто и гласно, присутствуют партийные наблюдатели, представители независимых кандидатов, общественности, СМИ, международных наблюдателей (дают заключение о степени легитимности выборов). Действительность выборов или их недействительность подтверждается различными органами: прежде всего центральными избирательными комиссиями, подтверждение действительности может входить в компетенцию Парламента, Судебный порядок, Конституционным судом, Конституционный совет (Франция).

Это обязательные стадии. Также предусматриваются факультативные стадии:

12) Окончательное определение результатов голосования и опубликование итогов

Избирательные споры решаются в административном порядке (избирательными комиссиями) и судебном. Для судебного в некоторых странах создаются специализированные избирательные суды (Бразилия), в некоторых не создаются (США).


Абсентеизм (от латинского absentia - отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов или должностных лиц.

Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни , обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика "не мое дело" и т.д.



Масштаб абсентеизма напрямую связан с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

ПРИЧИНЫ:

Абсентеизм вызван, как правило, аполитичностью граждан, утратой их доверия к государственным органам власти, низким уровнем политической компетенции избирателей, низкой значимостью результатов выборов для граждан. Абсентеизм оказывает негативное влияние, поскольку снижает легитимность власти и свидетельствует об отчуждении граждан от государства; в некоторых странах (Италия, Бельгия, Греция, Австрия) преследуется по закону.

Рост числа абсентеистов – это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе.

Одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах. (По данным Международного института демократии и содействия выборам (Стокгольм, Швеция), проводившего анализ активности избирателей на всеобщих парламентских и президентских выборах в 163 странах мира, среднестатистический показатель явки избирателей снизился за последние годы с 70 до 64%3). Таким образом, с известными допущениями можно утверждать, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя , института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.

Можно выделить два основных вида абсентеизма : пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Проблема абсентеизма в России сейчас стоит достаточно остро, чтобы она нуждалась не только в обсуждении, но и в принятии каких-то мер и решений.

Абсентеизм - (от лат. «absens, absentis» - отсутствующий) - отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса. В России это явление также распространено. Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления.

В общих чертах абсентеизм определяется как отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций.

Политический абсентеизм - уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д.

Политический абсентеизм не означает тем не менее полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой - абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах - самой массовой, общедоступной, простой и наименее время и ресурсозатратной форме политического участия - представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых, среди которых важнейшими мне представляются следующие.

Низкий уровень жизни населения страны (особенно молодежи). Все помыслы людей сводятся к поиску средств для существования, ни на что другое, в том числе и активность в общественной сфере, не остается ни времени, ни сил, ни желания. Люди с низкими доходами были и остаются крайне аполитичными.

Отсутствие реальных, по крайней мере в краткосрочной перспективе, результатов политического участия, что лишает молодежь веры в способность изменить хоть что-то в своей жизни посредством политического участия.

Политико-правовая безграмотность, когда большинство молодых людей просто не представляют себе, как можно участвовать в политической жизни страны. Даже председатель Центральной избирательной комиссии РФ отметил, что «многие проблемы на выборах в России возникают из-за низкого уровня правовой культуры».

Эмоциональное отчуждение молодежи от власти, связанное с высоким уровнем коррумпированности и некомпетентности существующих властных институтов. Противодействие со стороны старших поколений, которые укрепились в политике и зачастую не желают допускать в нее конкурентов в лице молодежи.

Таким образом, становится очевидно, что проблема политического абсентеизма в России стоит так остро в основном из-за отсутствия электоральной культуры у населения, а также какой-либо грамотной просветительской и образовательной работы среди него. Более того, можно с уверенностью утверждать, что политический абсентеизм имеет два направления своего развития. Первое направление - отсутствие электорального воспитания у молодежи и, как следствие, электоральный абсентеизм молодежи, второе направление - наличие социально-психологических факторов, препятствующих формированию осознанной гражданской политической позиции у каждого конкретного человека.

Немаловажным фактором является спокойная внешнеполитическая и внутриполитической обстановка в стране. И это вполне естественно. Политическая тема становится ведущей лишь в периоды революционных потрясений, глубоких социальных и экономических кризисов. В благополучные же периоды, в силу инертности общества, политика занимает умы весьма небольшой его части.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека