Значение слова канон. Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

В православной богослужебной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. Сегодня мы хотим познакомить вас, дорогие друзья, с КАНОНАМИ и АКАФИСТАМИ.

Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам.
Построение Акафиста
Композиционное и метрическое построение Акафиста очень своеобразно; во всей византийской литературе, за исключением последующих подражаний, не сохранилось ни одного подобного произведения. Самую близкую жанровую структуру имел древний кондак, оригинальной в композиционном и метрическом плане разновидностью которого можно считать Акафист. Акафисту предпослан зачин — так называемый проимий (греч. проимион — вступление) или кукулий (греч. кукулион — капюшон, то есть накрывающий строфы). Вслед за ним идут, чередуясь, 12 больших и 12 малых строф, всего 24, в форме алфавитного акростиха. Строфы в греческой традиции называются икосами. Они делятся на короткие (в славянской традиции они именуются кондаками), которые заканчиваются рефреном Аллилуия, и длинные, содержащие по 12 херетизмов (приветствий, начинающихся с греч. хере — радуйся), обращенных к Божией Матери и в традициях риторической поэтики представляющих Ее пространное метафорическое описание. За 12-м херетизмом следует рефрен — «Радуйся, Невесто Неневестная», встречающийся также в кондаке на Благовещение преподобного Романа Сладкопевца (+ ок. 556).

Все икосы имеют одинаковый ритмический рисунок, основанный на изосиллабизме и чередовании ударных и безударных слогов. Метрическая структура Акафиста сложна: херетизмы в икосах объединены по шесть пар, причем в каждой паре одна строка зеркально отражает другую: при строжайшей изосиллабии они связаны регулярной парной рифмой, то есть каждое слово в одной строке зарифмовано с соответствующим ему в другой. В редких случаях рифма может отсутствовать. Первая пара херетизмов представляет собой 10-сложники, вторая — 13-сложники, третья — 16-сложники, четвертая — 14-сложники, пятая и шестая — 11-сложники. Помимо ритмической соотнесенности большинства херетизмов, синтаксический и семантический рисунок Акафиста характеризует регулярное применение принципа ветхозаветной поэтики parallelismus membrorum — антитезы логической и семантической (Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение), параллелизма (Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных) или синонимии (Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози). В большинстве строк Акафиста использована парономасия (игра слов), которая утрачивается в переводе.

Историко-догматическое содержание гимна распадается на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (1-й — 12-й икосы), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (13-й — 24-й икосы). Проимий Акафиста Взбранной Воеводе победительная не связан с содержанием гимна, имеет иную метрическую структуру и является позднейшим добавлением к тексту Акафиста. Его соотносят с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами, когда Патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены и опасность была отвращена. Проимий представляет собой победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица избавленного от ужасов нашествия иноплеменников Ее города, то есть Константинополя (в церковнославянском переводе Город Твой заменено на раби Твои), и исполненную вместе с Акафистом 7 августа 626 года (синаксарь Триоди Постной на субботу 5-й седмицы).

Канон — это жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других.

Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и нескольких тропарей (как правило, от двух до шести; в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в Великом каноне св. Андрея Критского — до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста).

Число песен канона может быть 2, 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двухпесенный — тоже единственный (в Великий Вторник). Восьмипесенные (каковых большинство) — это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1: 46-55) и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресные и праздничные дни на утрене после песен поются катавасии.

Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

***********************************************************************************

Сейчас, в последние дни Великого поста, в дни, когда особо воспоминаются страдания и крестная смерть Христа Спасителя, один из самых популярных Канонов — это Канон «Плач Богородицы » .

Плач Пресвятой Богородицы

Этот канон составлен в X веке нашей эры святым Симеоном Метафрастом (Логофетом). Читаются из него стихи после Страстной Пятницы, когда Господь уже умер на Кресте. Чтение происходит в пятницу, во время Службы.

Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

Молитвы Канона «Плач Пресвятой Богородицы» наполнены скорбью, печалью Девы Марии и учеников Иисуса. В отчаянии Богородица обретает утешение по молитве к Господу. Иисус Христос выражает трогательную заботливость о Ней. В нескольких словах Сына Пресвятая Дева находит утоление скорби.

Следует помнить всегда, что любой наш плохой поступок — это рана Пресвятой Богородице и Иисусу Христу.

Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.

Отличие канона от акафиста

Молитва - невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение - «правило», «норма» или «список».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь . В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил - его поют целиком.

Читайте о канонах:

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист - в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные - припевом «аллилуя».

Чтение канона

Что объединяет канон и акафист

Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.

В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского . Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.

Кондаки не многословны, икосы - обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак - молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.

Отличие между каноном и акафистом

В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.

Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.

Читайте об акафистах:

После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.

Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.

Читают каноны на молебнах. Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви. Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.

Каноны исполняют на протяжении всего года.

Акафисты неуместно читать во время Великого поста , ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии. Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его - лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Акафист - благодарственная , хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом , то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.

Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.

Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения . Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.

Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон - Канон Святого Андрея Критского. Он - полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения - это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр - не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.

Великий Канон - это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души - не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.

Посмотрите видео о трех православных канонах

  • Это слово заимствовано греками из семитских языков, где оно означало "камыш, тростник", оно имело значения "отвес", "линейка для графления", "правило, норма", "мера, образец", а во множественном числе означало "таблицы"
  • Это слово на древнегреческом означало прямую палку, а в значении "правила, положения" оно встречается в области эстетических наук, искусства, логики, грамматики
  • Канун (перс. ганун) струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладется на колени. Распространен на Ближнем и Среднем Востоке. (этнографическое)
  • Это слово заимствовано греками из семитских языков, где оно означало "камыш, тростник", оно имело значения "отвес», "линейка для графления», "правило, норма», «мера, образец», а во множественном числе означало «таблицы»
  • Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    канон

    м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая или поемая на заутренях и вечернях.

    Типографское печатальные буквы, набор.

    Иногда говорится вместо канун. Канонный, к канону относящ. Канонник м. книга с церковными песнями, канонами. Канонщик, -щица, начетчик, грамотей раскольничий, читающий по домам каноны и псалтырь. Каноник, римско- католичический соборный священник. Канонища, римско- католическая монахиня. Канонист м. сведущий в церковном праве и бытописании. Канонический, относящ. к церковным правилам. Каноничество ср. звание или почет каноника. Канонизировать кого, признать святым, по римско-католической церкви. Каноназация ж. действие это.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    канон

    канона, м. (греч. kanon).

      Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной церковной инстанцией (церк.).

      совокупность художественных приемов или эстетических правил, господствующих в ту или иную эпоху (искус.). Романтики были разрушителями классического канона.

      Список, а также собрание книг, признанных церковью в качестве т. наз. священного писания (церк.). Библейский канон. Новозаветный канон.

      перен. Проверенный и окончательно установленный текст произведений какого-н. писателя, совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (нов. лит.). Пушкинский канон.

      Церковное песнопение в похвалу святого или праздника (муз. церк.). Пасхальный канон.

      Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами в виде непрерывной имитации (имитация в 3 знач.; муз.).

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    канон

      Правило, непреложное положение какого-н. направления учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма.

      Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные каноны,

      Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника (спец.). Пасхальный к.

      прил. канонический, -ая, -ое.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    канон

      1. Непреложное правило, положение какого-л. направления, учения и т.п.

        То, что твердо установлено, принято за образец.

        То, что является традиционной общепринятой нормой, обычаем, правилом.

    1. Установленное и узаконенное церковью правило, догмат, обряд и т.п.

      Церковное песнопение в честь святого, праздника и т.п.

      Точное повторение одной мелодии разными, последовательно вступающими друг за другом голосами (форма многоголосной музыки).

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    канон

    КАНОН в изобразительном искусстве система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом.

    канон

    форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других форм (фуга).

    канон

    жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) - тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ("Великий канон" Андрея Китского).

    канон

    КАНОН (канун) струнный щипковый музыкальный инструмент; тип трапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, Армении.

    канон

    КАНОН (от греч. kanon - норма, правило) свод положений, имеющих догматический характер:

      библейский канон совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными", применяемых в богослужении в качестве "Священного писания". Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений;

      церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон;

      (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.

    Канон (телеканал)

    «КАНОН » - первая независимая частная телекомпания Сызрани.. Начал вещание в 1 мая 1991 года. Сетевым партнёром с 16 сентября 2012 года является телеканал Ю.

    Канон (песнопение)

    Кано́н (- правило, норма ), в православном богослужении - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвящённое, например, прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, воскресной полунощницы, отпевания, панихиды, соборования и некоторых других. Также канон читается на молебнах, по усопшим, за болящих и в келейной молитве.

    Полный канон состоит из девяти частей, или песней, однако все 9 песней используются редко.

    Канон (искусство)

    Канон (в переводе с греч. - Правило ) - нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задаёт совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху.

    Кроме того, каноном называют произведение, служащее нормативным образцом. Каноны, связанные с религиозными предписаниями, доминировали в искусстве Древнего Египта и средних веков. Творческие люди Античности и эпохи Возрождения пытались найти идеальные пропорции человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения фигуры человека.

    В начале XX века в изобразительном искусстве и в музыке происходит решительный разрыв норм, укоренившихся в течение нескольких веков.

    По определению профессора А. Ф. Лосева, канон - это количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь выразителем определённых социально-исторических показателей, интерпретируется как принцип создания известного множества произведений.

    Канон (буддизм)

    • Палийский канон - собрание буддийских текстов на языке па́ли. Известен также как Типитака. На них основывается учение Тхеравады.
    • Китайский канон - китайский буддийский Канон имеет несколько названий, наиболее употребляемые из них это; "Саньцзан" . Китайская Трипитака начала складываться во II в. н.э.
    • Тибетский канон - многотомный свод буддийских сочинений (Ганджур, тиб. བཀའ་འགྱུར, Вайли bKa"-"gyur), к которому прилагается свод комментариев (Данджур, тиб. བསྟན་འགྱུར, Вайли bsTan-’gyur).

    Канон

    Кано́н традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu , «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.

    Слово канон имеет многочисленные значения:

    • Набор норм и правил:
      • Канон - совокупность норм и правил в искусстве.
      • Канон - совокупность основополагающих законов, норм и методов в научных знаниях.
      • Часть названия сочинения, посвященного нормам и правилам в некоторой области :
        • Канон врачебной науки - сочинение Авиценны о медицине.
        • Канон Поликлета - несохранившееся сочинение древнегреческого скульптора Поликлета, излагающее его учение о канонических пропорциях человеческого тела в статуях.
    • Религия:
      • Христианство:
        • Церковный канон - правило или свод правил.
        • Библейский канон - признанный состав Библии, то есть те священные книги Ветхого и Нового Завета, которые признаются Церковью боговдохновенными и служат первоисточниками в вопросах веры и нравственности.
        • Евхаристический канон , или ана́фора - центральная часть литургии.
        • В Православии слово канон имеет еще и следующие значения :
          • Великим постом.
          • Канон - список священнослужителей и церковнослужителей определенной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список, именовались кано́никами . Согласно «Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона», такое название этих лиц употреблялось в древней греческой церкви.
      • Другие религии:
        • Канон - буддийский канон.
        • Канон - джайнистский канон.
    • Музыка:
      • Канон - то же, что монохорд, устройство для измерения и построения музыкальных интервалов.
      • Канон - музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.
      • Канон - восточный щипковый струнный инструмент, родственный гуслям
    • Другие значения:
      • Канон - общность оригинальных трудов, признаваемых аутентичными для некой вымышленной вселенной, в отличие от фанфиков, додзинси , ремейков, экранизаций и т. д.
      • Канон во вселенной «Звёздных Войн» - информационная продукция по этой теме, одобренная Джорджем Лукасом
      • Канон, Вильфрид (род. 1993) - ивуарийский футболист, центральный защитник нидерландского клуба АДО Ден Хааг и сборной Кот-д’Ивуара.

    Канон (культура)

    Культурный канон - совокупность важнейших проявлений какой-либо культуры, считающихся основополагающими, фундаментальными для данной культуры.

    Понятие культурного канона довольно часто употребляется по отношению к литературе. Примерами литературного канона могут служить издававшаяся в советское время « Библиотека всемирной литературы » или список литературы, обязательной для изучения в школе.

    В Дании официально утверждён датский культурный канон, включающий 108 произведений искусства.

    Канон (нарратив)

    В массовой культуре канон - материалы, признаваемые «официальными» и «верными» в вымышленной вселенной, «исходная работа, из которой заимствует автор фанфика ». Соответственно, «канонический» - это тот, который соответствует «канону», «верный» и не подлежащий сомнению. Фанфики не признаются каноническими, в то время как события из «официальных» источников - признаются. В некоторых вселенных, особенно фэнтези , канон может называться «мифологией».

    Примеры употребления слова канон в литературе.

    Однако я нашел там два или три стихотворения, судя по их языку, сравнительно старых и, по-видимому, действительно вдохновленных богом, которые Август, чье слово было законом для жрецов Аполлона, не включил в канон из-за их вполне ясного и устрашающего смысла.

    Троицкий старец Курачов писал, что слышал от Артемия неприличные речи об Иисусове каноне и акафисте богородичном.

    И Палата Пэров, и Тайный Совет -- пережившие свое время многолюдные говорильни, согласно канонам тысячелетней давности имевшие право дилетантски вмешиваться буквально во все, топить любую новую идею в бесконечных дискуссиях, забалтывать проекты, которых попросту не понимали, приводя специалистов в тихое бешенство.

    Кроме того, начавшийся процесс распространения марксизма вширь не мог не сопровождаться изменением его отдельных положений, их упрощением, а подчас и догматизацией, превращением в некий абсолютный канон .

    Я художник, посвятивший много лет изучению канонов древности, - он повел рукой к стенам храмов, на которых застыли, будто в истоме зноя, чудесные скульптуры.

    Так Рембрандт, застроив дальние планы таинственной и величественной архитектурой и затенив их так, что мы не видим замыкающихся стен, выводит интерьер из привычных в живописи канонов , в то же время заражая зрителя поэзией грандиозности пространства, свойственной многим из его поздних произведений.

    Вопрос этот слишком обширный и сложный, чтобы излагать его хотя бы вкратце, замечу лишь вскользь, что судьба стран, принявших византийский канон -- Россия, Болгария, Греция, Сербия, -- форменным образом выламывается из европейской истории, отличаясь ненормально большим количеством невзгод.

    В спокойной, выдержанной манере он изложил преимущества гениальной политики изоляционизма, разработанной лично товарищем Каноне .

    Федор Кнорре пишет для детей книги-сказки, но сказки эти нарушают общепринятые каноны , по которым персонажи четко делятся на добрых и злых, в которых добро обязательно торжествует над злом.

    Формальное напряжение через ускорение достигается здесь укорачиванием кусков не только согласно формуле кратности основной схемы, но и в нарушение этого канона .

    Трудность подобного вычленения заключается прежде всего и в том, что образ возлюбленной у Маньи гораздо более условен, нежели у Луизы Лабе, и не выходит за рамки неопетраркистского канона .

    Увидев это, Леандр отправился к иезуитам и потребовал разрешения на любую церковь по любому канону , потому что самым главным для него было строить, а все остальное казалось не столь уж важным.

    Таким образом будет устранено и второе лжеучение в разборе его оснований с точки зрения здравого понимания канона .

    Так же и третье лжеучение, основывающееся на словах канона и утверждающее, что чары ведьм - лишь плод фантазии, отрицается действительным толкованием слов того же канона .

    Что эти лжеучения еретичны и противоречат здравому смыслу канона , будет доказано на основании божественного церковного и гражданского прав,- это вообще, а в частности - из толкования слов канона .

    В минувшее воскресенье, 20 октября, настоятель храма иерей Иоанн Капитанюк с прихожанами поздравили певчих и регента Евгению Николаевну Копылову с юбилеем, сказав в адрес клирошан немало теплых слов. О том, как все начиналось три десятка лет назад, рассказал Леонид Николаевич Трембовлев, преподаватель сольфеджио Находкинского музыкального колледжа.

    Леонид Николаевич, Вы стояли у истоков создания первого в Находке церковного хора, и, наверное, такой поворот событий для светского в то время человека, был для вас неожиданным?

    На самом деле было очень интересно. Интересно в том смысле, меня в храм, вообще, привела какая-то сила, таинственная. Теперь я прекрасно понимаю, что это был Божий Промысел. Я был крещеным, причем с детства, а крестным отцом был священник. А вот воспитан я был атеистически. Пионерия, комсомол… я считал, что Бога нет. Но в юности много путешествовал. Был во многих городах Советского Союза, однако, во время путешествий меня, почему-то, тянуло всегда в церковь. В Грузии я зашел, было это в Тбилиси, в храм Божий.

    В каком году произошло столь примечательное событие?

    Родился я в Харькове, там же, в 1965 году окончил музыкальное училище, и до этого времени путешествовал. По-моему, в году шестидесятом я посетил столицу Грузии. Когда переступил порог, ощутил какой-то Страх Божий, и дальше не знал, что делать! Иногда просто заглядывал до этого в церкви. Но ощущения, как позже понял, были благоговейные, хотя не был человеком воцерковленным. И когда я приехал в Находку, то зайдя в наш храм, тогда еще небольшой, испытал тоже благоговение. А зашел фактически случайно, когда осматривал город, изучал, где какие улицы, осматривал саму Находку. Было это в 70-х годах.

    Вы попали на службу?

    Да. Я сам сольфеджист, и как музыкант, обратил на пение тамошних бабушек и подумал, что неплохо было бы с ними позаниматься, но не осмелился это сказать священнику, однако порыв остался. А уже через несколько лет ко мне подходит моя коллега, здесь в колледже, тогда еще училище, и говорит мне о церковном хоре. Представляете, говорит о том, о чем я интуитивно долгое время думал. Оказывается, что настоятель храма, отец Василий Капитанюк через знакомых сказал моей коллеге о желании создать профессиональный хор.

    Наверное, сразу согласились?

    Конечно, я сразу с радостью на это отреагировал! Мы в училище собрали целую компанию и стали сразу репетировать. И церковная музыка оказалась для нас настолько глубокой, серьезной, как целое откровение, потому что мы все - музыканты, и нам стало интересно. Мы-то музыку изучали, но та, церковная, была вне нашего сознания. Нам ее никто никогда не открывал, не рассказывал о ней. Конечно, как-то понимали, что в церкви что-то поют, и все. А когда мы стали сами петь, она сниться стала буквально всем! И мы репетировали каждый день!

    Церковная музыка и светская - большая разница, и наверняка столкнулись с определенными сложностями?

    Но мы же все грамотные (смеется), все профессионалы! Сначала - некая эйфория, а там - ноты, которые мы никогда не знали, и мало того, первые ноты Октоиха нам дал отец Василий, и еще нотные записи передала Мария Степановна Прудникова, дочь священника, служившего во Владивостоке, в Свято-Никольском соборе. И все это было написано от руки. Конечно, все представлялось необычным, но мы думали, что на раз-два справимся, что нам все под силу, ведь собрались знающие и опытные в музыке люди! Затем пришли к выводу, что в непростом деле церковной музыки нужен руководитель, регент, а без управления не получается. Причем регентовать должен хоровик. Поскольку желающих взять на себя такую ответственность не оказалось, пришлось стать регентом мне. А у меня практика хорового дирижирования небольшая была, я и вокал проходил факультативно, помимо того в Лесозаводске создал самодеятельный хор, в общем, имел дело.

    Отец Василий дал вам всем «зеленый свет», можно сказать.

    Он пришел как-то на репетицию, послушал и сказал: - «В воскресенье будете петь!» И когда пришли в храм, поднялись на клирос, дрожа как осиновый лист. Но, тем не менее, службу провели, поняли, что батюшка остался доволен. Однако отец Василий держал всех в строгости, при этом всегда шел навстречу и даже приобрел микроавтобус, чтобы собирать и привозить на службы в храм.

    Сколько человек пело в хоре?

    Человек семь. Потом уже некоторые подходили. Как сейчас помню, был у нас такой Юрий Федорович Земницын с красивым тенором, так он сам пришел, очевидно, услышав про клирос. Мы его приняли, но я сказал, что все серьезно и строгая дисциплина в хоре.

    Леонид Николаевич, как менялось ваше мировоззрение от момента создания хора и далее?

    Представляете, я же пришел сюда неверующим! Но в минуты дирижирования, в минуты пения я ощущал эту молитвенность, так настраивая хор, что сам настраивался на духовную «волну». А после службы опять был «обычным», нецерковным, можно сказать человеком, и только потом, постепенно все стало на свои места.

    Если вспомнить 1989 год, еще жив СССР, партийная система, да и к церкви, мягко сказать, не всегда лояльно относились. Не было каких-либо нареканий, косых взглядов соработников?

    Нет, да и время уже было не то. Хотя, насколько я знаю, во Владивостоке, в институте искусств исключали с работы тех, кто пел в церковном хоре. Так тот человек, кто был инициатором исключения, комсорг, со временем поменял свои взгляды, стал музыковедом, специалистом в области церковной музыки и доктором наук. Вот так происходит.

    Что самое главное в церковной музыке?

    Самое главное - в момент службы должна быть слаженность, молитвенное настроение. Какой бы репертуар мы не пели, мы должны подходить с молитвой и к выбору репертуара, и к темпу, манере исполнения, к динамике, то тогда мы уверенно можем сказать, что мы - православные, украсим нашу Православную веру, правильную веру. Все должно быть красиво по канонам Церкви, ее древним правилам, приводящим к молитвенности и смирению.

    Михаил Красильников , православный журналист

    https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

    «Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

    Молитвенные песнопения всегда были главными и самыми важными произведениями православной церковной гимнографии. С самого зарождения христианства каноны писались исключительно святыми отцами, которые всегда стояли, и будут стоять выше обычных мирян по своей духовности. Но примечательно, что эти произведения не всегда понятны обычному человеку, потому что пропитаны особой проникновенностью и богословствованием.

    Однако, как написано в церковных законах «всякое дыхание хвалит Господа». Именно поэтому в VI веке богослужебные предводители начинают использовать в своей практике произведения, которые обычными людьми воспринимаются легче — это акафисты. А для того чтобы понять, что лучше читать канон или акафист, предлагаем заглянуть в глубины христианской истории.

    В сети мало верующие или люди, которые только ступают на службу господу, часто задаются вопросом: что такое акафист и канон?

    Акафист — один из видов гимнографии в церковном служении, который содержит похвалы праздникам, святым, Пресвятой Богородице и, конечно же, Господу. Они начинаются со слова «Радуйся». Чаще всего в нем также прославляются новозаветные традиции.

    Канон — также один из видов гимнографии в церковном богослужении, который является главным произведением отражающий праздник или святого. В них часто переплетены новозаветные и ветхозаветные события.

    Что значит канон? Сравнение с акафистом

    Эти молитвословия были сложены по определённым правилам. Например, канон зачастую состоит из 9 песен, которые начинаются ирмосом, а заканчиваются катавасией. Но есть и произведения, имеющие всего восемь песен. Истинно верующие знают, что канон покаянный Андрея Критского относится к таким.

    Главным отличием двух произведений является то, что каноны писались исключительно святыми отцами, а вот некоторые акафисты были написаны простыми мирскими людьми. Тем не менее, эти произведения получили распространение в богослужебной практике и были одобрены духовенством.

    Что такое канон и когда его читают? В церкви их читают постоянно. С этим произведением проходят утренние, повечерние и полуночные службы. Для чего читают каноны? Потому что это определено уставом Храма или Церкви. Их еще могут исполнять в молебнах или читать в тихой домашней обстановке.

    А вот акафисты никогда не были включены в суточный богослужебный круг. Его могут читать только в период пятой недели Великого поста. Зачитывают, как похвала Пресвятой Богородице. Однако, они заслужили свое место на молебнах. И верующие люди чаще их читают в домашней обстановке, потому что они более легкие, понятные и проще запоминаются.

    В старые временя произведения святых отцов всегда пелись полностью. На сегодняшний день это правило упускают. Зачастую читаются только тропари. Также могут петь ирмос под мелодию, которая соответствует текущей недели. От выбора мелодии зависит также глас. Их всего восемь и они постоянно чередуются. Акафисты же гласу не подчинены.

    Еще одним отличием этих произведений является то, что каноны исполняются на протяжении всего года, а акафисты зачастую только во время Великого Поста. В период Великого Поста эти молитвословия не читается по воскресеньям. Тем не менее, произведение как раз соответствует спокойному и тихому настроению мирских будней.

    Чем отличается канон от акафиста

    • Акафист воспевает более поздние богослужебные события, которые включают Новый завет. Произведение святых отцов же больше ориентировано на ветхозаветный период, хотя некоторые события переплетаются;
    • Акафист верующий выбирает самостоятельно и по своему усмотрению. Песнопение — произведение определенное уставом;
    • У акафиста есть вступление, второй же имеет простое начало;
    • В акафисте постоянно встречается слово «Радуйся»;
    • Канон исполняется в церкви постоянно, практически ежедневно. Второй же обязателен только при похвале Богородицы, который читается один раз в год. Все остальные используются в домашних молитвах или при молебнах в храмах;
    • Акафист простой по структуре и по пониманию, более легок для восприятия;

    Что такое канон в фанфиках

    Фанфик — это литературное произведение, написанное на основе канона, которым автор заинтересовался. Писатель такого произведения не выдумывает мир или персонажей, а использует для своей работы готовые образы.

    Почему авторы порождают произведения на основе библейских работ святых отцов? Все потому-что каждое песнопение связано с определенным периодом истории христианства или каким-то библейским событием. В каждом ощущается присутствие древней эпохи.

    Что такое Богородичен в канонах? Это молитвенные произведения, в которых прославляется память Пресвятой Богородицы. Вот пример такого произведения:

    «О, пресвета Дево, Владичице Богородице! Ти си по-горе от всички ангели и архангели и по-драгоценна от всички твари. Ти си помощница на обидените, надежда на безнадеждните, застъпница на бедните, утеха на наскърбените, кърмителка на гладните, одежда на голите, изцеление на болните, спасение на грешните, помощ и защита на всички християни О, всемилостива Дево Богородице и Владичице!

    С твоята милост спаси и помилуй благочестивия и христолюбив наш народ.

    Спаси, Богородице, и помилуй твоите раби: светия наш Синод, преосвещените митрополити и епископи и целия свещенически и иночески чин; правителството, военачалниците, градоначалниците и христолюбивото войнство и всички православни християни защити чрез твоя честен покров.

    Измоли, Владичице, въплотилия се безсеменно от тебе Христос Бог наш да ни препаше със Своята сила отгоре против невидимите и видими наши врагове.

    О, всемилостива Владичице Богородице, дигни ни от дълбочината на греха и ни избави от глад, мор, земетръс и наводнение, от огън и меч, от нашествие на другородци и от междуособици, от внезапна смърт, от вражеско нападение, от вредоносни ветрове, от смъртоносна язва и от всяко зло.

    Дай, Владичице, мир и здраве на твоите раби, на всички православни християни, и просвети техния ум и сърдечните им очи, за да се спасят.

    Удостой нас, твоите грешни раби, с царството на Твоя Син, нашия Христос Бог. Защото е благословена и препрославена Неговата сила заедно с безначалния Негов Отец и с пресветия, благия и животворящ Негов Дух, сега и всякога, и во веки-веков. Амин.»

    Господь всегда с Вами!

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека